Регионы мира. Необходимость и принципы деления мира на регионы. Учительские университеты

Оптовая торговля 23.09.2019
Оптовая торговля

Среди государств и территорий мира наблюдаются природные, хозяйственные, этнические и другие отличия. К тому же, тяжело охватить всю полноту и многогранность общественной и хозяйственной жизни планеты одним взглядом. Поэтому для изучения экономической и социальной географии мира выделяют более- менее однородные историко-географические регионы (рис. 7).
Наиболее крупные регионы - это части света. В пределах частей света выделяют меньшие регионы, имеющие определенное географическое единство и общность исторической судьбы. В Европе, например, традиционно выделяют Западную, Центральную и Восточную Европу. Страны Западной Европы за послевоенные годы сформировались в устойчивое политическое единство. Центральная Европа сейчас - группа стран постсоциалистической переходной экономики, охватывающая бывшие социалистические страны Европы и молодые независимые государства, которые ранее были республиками в составе СССР (Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова). Восточная Европа - это европейская часть России.
Азию подразделяют на Северную (Сибирь и Дальний Восток), Восточную, Юго-Восточную, Южную, Юго-Западную (или Средний Восток) и Центральную. Территории Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии давно сложились и каждая охватывает страны, тяготеющие к соответствующим географическим регионам. К Северной Азии относится азиатская часть России. В Восточную Азию входят территории Японии, КНДР, Республики Корея, Китая, Монголии, хотя с точки зрения физической географии и истории Монголия и Западный Китай - это Центральная Азия. В настоящее время к Центральной Азии относят также Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан.
В Америке выделяют Англо-Америку (США и Канада) и Латинскую Америку, в состав которой входят страны материка Южная Америка, Центральной Америки и Вест-Индии.
Африка - это страны материка Африка. К Австралии и Океании относятся материк Австралия и все островные государства и территории в Тихом океане.
Историко-географические регионы мира имеют различный уровень внутреннего единства. Если Западная Европа объединяет

Рис. 7. Части света, историко-географические регионы

довольно однородные в политическом и хозяйственном отношении страны, то, например, Юго-Западная Азия - на сегодняшний день все еще поле политического противостояния. Африка же представляет собой конгломерат из экономически мало связанных между собой стран.
Уровень внутреннего единства регионов чрезвычайно зависит и от природных особенностей (наличие равнин, комфортность климатических условий, транспортная доступность и т. п.), и от общности исторической судьбы, однако главным является уровень сформированности региональных рынков, активный обмен товарами и ресурсами, рабочей силой, разнообразными услугами.
Европа. В этой части света насчитывается 45 независимых государств (включая Россию) и одна колония. Общая площадь Европы - почти 10 млн км2, население - более 700 млн человек (табл. 1). Граница между Европой и Азией легко прослеживается на физической карте, но довольно условно воспринимается на политической карте мира. Ведь Россию, Турцию, страны Закавказья и даже Казахстан, большая часть территорий которых находится в Азии, обычно рассматривают в контексте европейских проблем.
Таблица 1
Площадь и население основных регионов мира, 2001 г.


Регион

Площадь

Население

млн км2

%

млн чел.

%

Весь мир

135,8

100,0

6134

100,0

Еаропа (вместе с европейской частью России)

9,7

7,2

725

11,8

Западная Европа Центральная Европа (бывшие социалистические страны Европы

3,7

2,7

390

6,3

и бывшие республики СССР)

2,0

1,4

195

3,2

Азия (вместе с азиатской частью России)

44,8

33,0

3721

60,6

Юго-Западная Азия
(вместе со странами Закавказья)

7,0

5,8

277

4,5

Центральная Азия

4,0

3,0

60

1,0

Южная Азия

4,5

3,3

1345

21,9

Юго-Восточная Азия

4,5

3,3

529

8,6

Восточная Азия

11,8

8,7

1480

24,2

Америка

42,1

30,9

844

13,8

Англо-Америка

21,5

15,8

316

5,1

Латинская Америка

20,5

15,1

538

8,7

Африка

30,3

22,3

813

13,3

Австралия и Океания

8,5

6,4

31

0,5

Наиболее значительное влияние на экономические и политические процессы в Западной Европе имеют два межгосударственные образования: Европейский Союз (ЕС) и военно-политический блок НАТО (Североатлантический военный пакт). В свое время организация НАТО была создана для обороны стран Европы и зоны Атлантики. Этому блоку противостояла военно-политическая группировка социалистических стран - Варшавский пакт. После ликвидации военного противостояния в регионе большинство стран Центральной Европы пошли по пути сотрудничества с НАТО. Польша, Чехия, Венгрия вошли в НАТО. Их примеру последовали Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Румыния, Болгария. Остальные страны изъявляют желание сотрудничать в рамках программы «Партнерство ради мира», принятой в 1994 г. Из стран - бывших республик СССР первыми к этой программе присоединились страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония) и Украина. Важное значение имеет интеграционное образование стран Центральноевропейской инициативы (ЦЕИ), созданное с целью оказания помощи постсоциалистическим странам в их интеграции в европейские структуры. Украина была принята в эту группировку в 1996 г.
Азия - самая большая по площади (более 44 млн км2) и населению (более 3,6 млрд человек) часть света. В ней 50 государств и стран, фактически или юридически самостоятельных, и одна зависимая территория.
Страны и народы Азии с их традициями культуры и философией - феномен, определяющий понятие «Восток», в отличие от понятия «Запад», за которым стоят страны, народы и традиции Европы. Именно в этой части света возникли древние цивилизации, из глубин ее территории накатывались на Европу волны миграций, после которых возникали новые народы, именно в Азии зародились основные мировые религии - буддизм, христианство, ислам. На территории Азии возникли первые древние города. Уже тысячелетия существуют государственные образования на территориях Восточной, Южной, Юго-Западной и Центральной Азии.
Для современной Азии характерны большие различия в уровнях развития стран и дифференциация региональных проблем. Каждый регион Азии - свой клубок проблем. Традиционно наиболее остры проблемы Среднего Востока (Юго-Западная Азия). Однако в последнее время к ним прибавились проблемы прилегающих к этому региону стран Закавказья и Центральной Азии.
Из интеграционных образований Азии действенным является лишь АСЕАН - экономическое и политическое объединение стран Юго-Восточной Азии, тесно связанное с капиталом Японии и США.
В арабских странах Азии и Северной Африки пользуется авторитетом Лига арабских государств, охватывающая 20 государств. При Лиге созданы Экономический совет, Совет совместной обороны, различные специализированные комитеты.

Америка. На территории Северной, Центральной и Южной Америки расположены 35 независимых государств и 15 колоний. Этот регион иногда называют Новым Светом в отличие от Старого Света, каковым является Евразия. Потомки коренных жителей в настоящее время составляют сравнительно небольшую часть населения. Современная этническая реальность стала фактически продуктом последних столетий и создавалась переселенцами и потомками переселенцев из Европы и других частей света.
В Америке формируется несколько интеграционных образований, главными из которых являются Организация американских государств, НАФТА (Североамериканский договор о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой), интеграционная группировка МЕРКОСУР.
Африка - материк молодых независимых развивающихся государств. В настоящее время здесь насчитывается 54 суверенных государства и 3 зависимые территории. Наиболее влиятельной международной организацией региона является Африканский Союз, членами которого стали почти все государства материка. При Африканском Союзе действуют специализированные экономические и политические комиссии.
Австралия и Океания. На огромных просторах Тихого океана сформировалось 14 независимых государств. Среди них - высокоразвитые Австралия, занимающая целый материк, Новая Зеландия и еще 12 молодых независимых государств, расположенных на архипелагах и отдельных островах. Еще 16 групп островов и архипелагов - колонии и подопечные территории США, Австралии, Новой Зеландии и других государств. В экономическом отношении эти страны все больше приобщаются к интеграционным процессам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Вопросы и задания
1. Чем отличаются регионы в физической географии от регионов в политической или экономической географии?
2. По каким признакам выделяют большие историко-географические регионы мира? Назовите и покажите на карте страны: а) Северной Европы (включая страны Балтии); б) причерноморской зоны; в) Средиземноморья (включая территории Европы, Азии и Африки); г) Балканского полуострова; д) зоны Персидского залива; е) Центральной Азии; ж) Карибского бассейна; з) Индокитая; и) Вест-Индии.
Выводы
В мире различают три вида территорий: суверенные государства, зависимые страны, а также воды открытого моря и Антарктиду. Воды открытого моря и Антарктида принадлежат всему человечеству. Государства по формам политико-территориальной организации подразделяют на унитарные

и сложные (конфедерации, федерации, унии), а по форме государственного правления - на республики и конституционные или абсолютные монархии. Основные типы политических режимов в государствах - демократический, авторитарный, тоталитарный.
В мире сложилось несколько типов стран, заметно отличающихся уровнями экономического развития, особенностями структуры хозяйства, уровнем сформированности организационно-управленческих, функционально-хозяйственных и территориально-хозяйственных структур. На основе развития двусторонних и многосторонних политических отношений суверенных государств формируется постоянный механизм внешнеполитических связей стран мира.
На планете выделяют несколько больших историко-географических регионов. В Европе это - Западная, Центральная и Восточная Европа, в Азии - Юго-Западная Азия (или Средний Восток), Южная, Юго-Восточная, Восточная, Центральная и Северная Азия, в Америке - Англо-Америка и Латинская Америка; регион Африки - это страны материка Африка На материке Австралия и в Океании расположены Австралийский Союз и островные страны Тихого океана.

Цели и задачи урока:

    Сформировать у учащихся представления о историко-культурных районах, познакомить с принципами выделения этих районов мира, их границ.

    Продолжать формировать умение выявлять основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евроазиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары.

    Продолжить развивать умение работать с географическими катами и дополнительной информацией.

    Развивать умение выделять главное, анализировать полученный материал и принимать самостоятельно решение.

    Воспитание чувства коллективизма, самообладание, сопереживание, формировать умение выслушать одноклассников и умение вести диалог.

Оборудование: Физическая карта мира, карты атласа, презентации.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационная часть урока. Презентация

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональная рефлексия.(слайд №1)

II. Проверка домашнего задания.

Вспомните тему нашего прошлого урока (слайд №2).

Возьмите карточку №1 (приложение 1) и впишите пропущенные слова (слайд №3,).

III. Активизация знаний, умений.

Сегодня мы с вами будем вести очень важный разговор. Каждый из вас выполнил творческую работу и подготовил отчет в виде сообщения для нашей конференции. А вот тему конференции постарайтесь определить сами по фотографиям (слайд №4).

Какая же тема урока? ("Историко-культурные районы мира") (слайд №5).

Наша задача в конце урока ответить на вопросы: (слад №6).

Мы знаем, что на Земле 6 материков. Разве этого не достаточно? Зачем почти каждый материк разделили на районы?(слайд №7).

И почему их назвали историко-культурными? (Предположения учащихся).

IV. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Начиная с самых ранних исторических этапов, в разных частях Земли развитие человечества происходило по-разному, что нашло свое отражение в своеобразии культурных традиций и их народов.

Как вы думаете, что такое историко-культурный район? (предположения учащихся).

Историко-культурный район - это территория, культурная область, имеющая свой путь исторического развития (слайд №8).

А чем отличается один район от другого, по каким принципам их выделяют? (предположения учащихся).

Различия стран по истории развития, особенностям культуры, быта, традиций, деятельности

населения послужили делением территории на историко-культурные районы (слайд №9).

Посмотрим еще раз на карту. Сколько историко-культурных районов выделяют? (слайд №10).

Чем же отличается каждый район? Чем уникален каждый из них.

2. Знакомство с историко-культурными районами.

Каждый из вас изучил один район и готов нам рассказать о своих открытиях. Во время рассказа одного из вас остальные члены конференции должны записать отчет о исследованиях коллеги в виде таблицы (слайд №11).

Начнем. И первый район, с которым мы познакомимся - это Западная Европа.

Выступления учащихся, рассказ сопровождается презентацией, которую выполнили сами учащиеся.

По окончанию каждого выступления учащиеся подводят итоги совместно с учителем (слайд №12 - 22).

V. Подведение итогов.

Сегодня наша конференция подошла к концу, на следующем уроке мы продолжим. Мы познакомились с пятью историко-культурными районами, которые расположены в Европейской, Азиатской и Африканской частях света.

Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были сегодня ответить? Что мы узнали? (слайд №23) (фронтальный опрос).

VI. Рефлексия.

Вы все сегодня молодцы, отлично поработали. Сейчас возьмите карточку №2 (приложение 2) и подчеркните фразы, в каждом столбике, которые к вам подходят в данный момент (слайд №24).

VII. Домашнее задание.

Параграф 17, стр. 52-53 пересказ, подготовить доклады учащимся-выступающим на следующей конференции (слайд №25, 26).

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Что такое регионы мира? По общему определению, понятие регион подразумевает какую-либо территорию, имеющую один или несколько общих признаков. Регион - синоним к словам район, область, континент . Регионы есть внутри каждого материка, страны, города. По какому принципу определяется отношение стран к тому или иному региону, рассмотрим подробнее.

Зачем делить мир?

Планета, на которой мы живем, огромна и разнообразна. Отдаленные ее части значительно отличаются по географическому положению, климатическим условиям, экономическому развитию, историческим, религиозным и культурным признакам. Специалисту в любом вопросе, выходящем за рамки одного государства, намного удобнее объединять регионы и страны мира с одинаковыми характерными чертами в одном названии. Общепринятые названия регионов известны широким слоям, и всем, кто знаком с географией, понятно, о чем идет речь.

Для изучения географии деление на регионы необходимо для удобства. Нет надобности подробно описывать каждую, отдельно взятую страну, если закономерности ее развития и геофизические условия схожи с соседними, тем более, что количественный состав и названия стран с течением истории меняются постоянно. Особенности регионов изучает отдельная наука - регионоведение.

Крупные регионы мира

Основное деление определено системой классификации ООН. Разделение мира на регионы проведено по территориальному признаку, по континентам, с целью статистики. Выглядит это так:

  • Европа (Центральная, Северная, Южная, Восточная и Западная).
  • Азия (Центральная, Западная, Южная, Восточная и Юго-Восточная, Северная).
  • Африка (Центральная, Северная, Южная, Западная, Восточная).
  • Америка (Северная или Англо-Америка; Центральная или Карибский бассейн, вместе с Северной Америкой объединяются в некоторых источниках в один регион - Латинская Америка; Южная)
  • Австралия и Океания (Австралия - Новая Зеландия, Меланезия, Микронезия, Полинезия).

Всего 23 региона. Это разделение обозначает регионы мира по параметрам физико-географического положения его территории, области этих районов совпадают с площадями материков и островов, имеют географическую границу.

Историко-культурное районирование

История развития народов, формирование их культурного наследия, сложившиеся группы языков и наречий также разнообразны на планете, как и климатические условия жизни. В то же время есть страны, для которых этот путь проходил идентично, некоторые государства распались на более мелкие, а другие объединились в одно. Историко-культурные регионы мира - это районы, в которых особенности религии, быта, культурного наследия, архитектуры, обычаев, способ ведения хозяйства, и даже основной набор продуктов питания, имеют схожие свойства, характерно отличающие этот район от других. Границы этих регионов могут совпадать с географическим районированием, но не обязательно.

Примеры регионов мира с общими историко-культурными традициями:

  • Северная Африка и Средний Восток. Территория почитателей ислама, по которой проходили караваны торговцев со всех частей света.
  • Северная Америка - район, в котором самобытная культура аборигенов уничтожена почти полностью, и сами ее представители тоже. Полностью сложилась новая общность из представителей народностей всех континентов.
  • Океания - отдаленные от других цивилизаций, народности этого региона создали самобытную культуру, не похожую и не понятную другим народам.

Экорегионы

Экологические регионы мира, или природные зоны, - очень обширные территории, которые объединены схожим ландшафтом, климатическими условиями, представителями флоры и фауны. Экорегионы размещены по планете в основном по широтам, но имеют различное расположение и ширину, в зависимости от рельефа и близости к океану. Границы природных регионов в большинстве своем не совпадают с границами держав или исторических областей, они определяются под влиянием распределения теплого и холодного воздуха и отдаленности от океанов.

Примеры экорегионов: тропики, экваториальные леса, пустыни, степи, тайга, тундра, арктические пустыни.

Туристические регионы

Туристический бизнес также рассматривает в своей деятельности деление мира на регионы, учитывая рекреационные возможности места, предлагаемого отдыха для туриста: природа; историческое и культурное наследие; экологическая, социальная, инфраструктурная обстановка.

Всемирная туристическая организация (ЮНВТО) приняла в своем обиходе 5 туристических регионов, которые, в свою очередь, подразделяются на 14 подрегионов.

Регионы мира по туристическим направлениям:

  • Европа.
  • Азия и Тихоокеанские страны.
  • Америка.
  • Африка.
  • Ближний Восток.

Экономическое деление

Экономисты делят мир по-своему. Экономически регионы отличаются от географических, климатических или исторических регионов. Принцип их деления - уровень экономического развития государства. По данным ООН, Всемирного банка и Международного валютного фонда, страны делят по степени развития рыночной экономики, по социально-политическому строю, по уровню развития.

Цель:

  • Учить учащихся классифицировать различные географические объекты и выделять для их классификации основные критерии.
  • Создать условия для комплексного применения знаний в процессе изучения нового материала.

Ход урока

I. Определить по опорным словам раздел географии, который начинаем изучать, частично тему урока

II. Как же можно поделить земной шар на:.. (регионы), используйте знания ранее изученных тем: "Освоение человеком планеты Земля", "Население", "Политическая карта"

  1. :. (Старый Свет- Новый Свет)
  2. :. (Ойкумена-Неойкумена)
  3. :.(Компактное проживание этнически родственных народов)
  4. :.(Исповедующих одну религию)
  5. :.(Территориальное единство) : Как бы назвали регионы (Географические регионы)

III. Работа с атласом и настенной картой (ПКМ)

Заполнить пропуски (запись на доске):

  1. :. (Географические регионы) - : (Северная) Европа - Норвегия, : продолжить: (Швеция, Финляндия, Дания, Исландия)
  2. Южная Европа - :.. (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино)
  3. Какие географические регионы можно отметить в Латинской Америке? (Вспомнить физическую карту Южной Америки-особенности рельефа)

(Показать страны на карте, показывают учащиеся или учитель показывает - учащиеся называют)

IV. До конца 80-х годов изучались общественно (социально)-экономические регионы, используя знания темы "Типология стран" назвать их:

  1. :. (Капиталистические страны)
  2. :. (Социалистические страны)
  3. :. (Развивающиеся страны).

Каков подход для такого деления? : (классовый)

V. А сейчас основа для деления?

Решение каких интересов лежит в основе деления? :. (общечеловеческих)

ВЫВОД: Основа для изучения мира - историко-географические регионы.

Какие признаки для выделения крупных историко-географических регионов вы можете предложить. (Исторические, культурные, природные, экономические:)

Работа с учебником. Найти ответ на вопрос: Отчего зависит степень внутреннего единства историко-географических регионов

VI. Некоторые историко-географические регионы мира:

Применить знания темы "Политическая карта мира"

Работа с атласом. Найти и назвать.

На каждом столе лист с вопросами.

Работа может быть организована фронтально со всем классом, а может быть дана для самостоятельной работы с последующей проверкой.

  1. Какие страны относятся к Скандинавскому региону?
  2. Какие страны Африки традиционно относятся к странам Ближнего Востока?
  3. Обозначьте страны Азии относящиеся к Ближневосточному Региону
    Каир, Афганистан, Ирак, Индия, Египет, Израиль, Саудовская Аравия, Оман, Судан, Алжир.
  4. Назвать европейские страны: Аргентина, Бельгия, Болгария, Пакистан, Нигерия, Литва, Португалия, Ирландия, Куба, Финляндия.
  5. Назвать азиатские страны: Монголия, Кувейт, Чехия, Бразилия, Иран, Египет, Индонезия, Югославия, Япония, Афганистан.
  6. Назвать страны Северной и Южной Америки: Мексика, Швеция, Венесуэла, Канада, Алжир, Чили, Австрия, Аргентина, Ирак, Перу.
  7. Найдите соответствие: страна - часть света, где она расположена (подберите пары)

8. Указать в предложенном списке страны Юго-Западной Азии:

1) Турции;

4) Пакистан;

5) Шри-Ланка;

6) Малави;

7) Бахрейн;

8) Израиль;

9) Саудовская Аравия.

Указать страны Центральной Америки и Вест-Индии: 1) Гондурас; 2) Мексика; 3) Белиз; 4) Гаити; 5) Венесуэла; 6) Панама; 7) Куба; 8) Эквадор; 9) Суринам.

Указать страны Северной Африки: 1) Чад4 2) Нигер; 3) Мали; 4) Эфиопия: 5) Танзания; 6) Тунис; 7) Ангола; 8) Морокко.

Указать в списке городов столицы Андских стран: 1) Манагуа; 2) Каракас; 3) Асуньон; 4) Сантьяго; 5) Буэнос-Айрес; 6) Сант-Паулу; 7) Лима; 8) Кито; 9) Кингстон.

VII. Подведение итогов урока: Назовите историко-географические регионы мира. (Целые континенты или их части), которые мы будем изучать в этом разделе географии:

VIII. Домашнее задание.

В учебнике "Экономическая и социальная география мира" Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров параграф 31 раздел "США, страны Западной Европы и Япония: соотношение в "треугольнике силы".

Дополнительная литература - подготовить экономический очерк (Эссе)

Цели и задачи урока : формирование знаний и понятий о политической географии, геополитике и историко-географических регионах.

Наглядные пособия : политическая карта мира, ММК, Презентация Power Point, атлас, контурные карты.

Ход урока:

1. Актуализация знаний

Политическая карта мира складывалась на протяжении длительного времени, она не является постоянной и претерпевает определенные изменения. Возникают и рушатся империи, образуются и распадаются военно-политические, экономические союзы государств, а следовательно, происходят изменения на ПКМ.

Закрепим полученные знания по теме «Типы стран. Международные организации»

2. Опрос домашнего задания

Назовите особенности этапа формирования политической карты мира?

Периоды формирования
политической карты мира

Время

Изменения на карте

1 Древний до 5 в. н. э. Распад Египта, Древнего Китая, Персидского царства, Финикии, Ассирии, Древней Греции, Римской империи.
2 Средневековый 5–15 вв. Византия, Арабский халифат, Киевская Русь, империя Чингисхана, Османская империя, Франция, Англия.
3 Новый конец 15 - начало 20 века Колонизация открытых европейцами территорий: Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Океания.
4 Новейший с начала 20 века 1 период (до 80-х годов 20 века):
Распад Австро-Венгерской, Османской, Российской империй.
Создание СССР. Процесс деколонизации - появление суверенных государств: Индия, Индонезия, Пакистан, Филиппины, страны Африки.

2 период (с 80-х годов 20 века):
Объединение Германии и Йемена.
Распад Чехословакии, Югославии и СССР.
Появление Эритреи, Палау, Восточного Тимора.

1. Назовите объекты политической карты мира

К объектам ПКМ относятся более 250 стран и территорий, имеющих оформленный или неоформленный государственный статус. Их делят на 2 группы:

1) суверенные (независимые), которые признаны на международном уровне

2) заисимые территории, не имеющие статуса самостоятельного управления.

2. На основе полученных знаний составьте кластер на тему: «Типология стран мира»

3. Дайте характеристику странам по формам правления, привести примеры

4. Дайте характеристику странам по административно-территориальному устройству (с примерами)

Если в физической географии изменения происходят медленно (изменение климата, движение литосфетных плит, землетрясения, извержения вулканов), то в экономической, политической и социальной географии изменения происходят ежедневно. География осуществляется здесь и сейчас (изменение границ, вступление Казахстана в ВТО, политические потрясения, которые приводят к экономическим и социальным изменениям и др.) Сегодня мы рассмотрим вопросы политической географии и геополитики.

2. Изучение новой темы

План

1. Общее понятие о политической географии и геополитике
2. Современные геополитические течения
3. Геополитическое положение Казахстана
4. Историко-географические регионы

1. Общее понятие о политической географии и геополитике

Политическая география - общественно-географическая наука, изучающая формирование политической карты мира, размещение и территориальные сочетания политических сил.

Политическая география делится на 3 категории по уровню территориального охвата:

1. Политическая география мира в целом и крупных регионов
2. Политическая география отдельных стран
3. Политическая география специфичных в политическом отношении территорий (колониальные владения, анклавы и т. д.)

Политическая география: отрасль географической науки, объединяющая геополитику, географическое государствоведение, политичесское регионоведение, региональную политологию.

Основу политической географии как науки заложил немецкий ученый Фридрих Ратцель. Его основыне концепции по этой отрасли были изложены в 1897 году в труде «Политическая география».

Основные области исследований политической географии:

1. Изучение особенностей политического и государственного строя, форм правления и административно-территориального устройства стран мира;

2. Исследование формирования государственной территории, ее политико-географического положения и границ;
Рассмотрение географических различий в социальной структуре населения (в том числе в национальном и религиозном составе населения);

3. Анализ расстановки партийно-политических сил;

4. Изучение географических особенностей выборов в различные органы власти.

Геополитика - составная часть политической географии, учитывает геополитическое положение страны в мире (автор термина Рудольф Челлен, шведский ученый)

Геополитика - наука об управлении миром, которая призвана ответить на вопросы, возникающие при решении глобальных проблем.

Главная задача геополитики-определение и обобщение геостратегии государства.

2. Современные геополитические течения

Анализ текста

Анализ текста с целью формирования представлений учащихся о современных геополитических течениях:

  • на основе анализа текста учебника на стр 84 определите современные геополитические течения.
  • в чем сущность о многополярности мира? (весь мир был разделен на 2 геостратегические области: Приморье и регион европейской суши, где развита торговля, а также Внешний геополитический регион)
  • чем определяется место государства в мировой политике? (место государства в мировой политике определяется его экономической состоятельностью. Если раньше основное внимание уделялось физико-географическим факторам, то в настоящее время экономическим. Решающими становятся экономические факторы, формируются интеграционные и торговые союзы, возникают противоположные друг другу новые групп на глобальном уровне (богатый северный - бедный южный, западный христианский-восточный мусульманский и т. д.))

Геополитические теории

Согласно модели X. Маккиндера, в центре мира находится гигантский закрытый континент - «срединная земля» - массив неподвижной суши, где проходит географическая ось истории (территория Центральной Азии). «Внутренний полумесяц» - мир подвижной истории и родина мировой культуры (страны Средиземноморья, Западной Европы, Среднего Востока, Индийского субконтинента) - расположен между «срединной землей» и океанами. Во «внешнем полумесяце» расположены Америка, Африка к югу от Сахары, Австралия и Океания. Это - зона морских держав.

«Срединная земля» непобедима, так как морские державы не могут вторгнуться в эту зону, поэтому страны «внутреннего полумесяца» никогда не могли подчинить себе народы, населяющие «срединную землю» (неудачные попытки шведского короля Карла XII, Наполеона, Гитлера). В то же время народы «срединной земли», наоборот, могут легко вторгнуться в страны «внутреннего полумесяца» и покорить их. Это значит, что народы «внешнего полумесяца» и «внутреннего полумесяца» должны выполнять сдерживающую роль и всегда быть готовыми к нападению народов «срединной земли».

В модель С. Коэна входит и так называемая мировая «периферийная зона», включающая Африку и Латинскую Америку. Ближний Восток, Африка к югу от Сахары и Юго-Восточная Азия входят в «зоны разлома» - конфликтные районы геополитической нестабильности, где противостоят друг другу представители разных геостратегических областей, что выражается в острых межгосударственных и этнических конфликтах.

Кроме того, в качестве «транзитных государств» («государств-ворот») выступают территории, через которые осуществляется взаимодействие государств, относящихся к разным геостратегическим областям и регионам. Примеры транзитных государств: страны Балтии, Словения, Эритрея, Каталония, Страна Басков, Пенджаб, Квебек и др.

Наибольшее распространение получила неоевразийская школа геополитики, представленная в работе Александра Дугина «Основы геополитики» (1997 г.). В данной концепции Россия признавалась наследницей великой евразийской империи и должна была противостоять «атлантическим» странам. Кроме того, существовала теория «острова России» (автор - В. Цимбурский), где Россия представляется отделенной от международной политики и развивается на острове, окруженном зонами нестабильности.

3. Геополитическое положение Казахстана

В стратегии Казахстан 2030 Н. А. Назарбаев отметил:
- Современные вызовы и угрозы настоятельно требуют более динамичной модернизации всей системы социально-экономических и общественно-политических отношений, что позволит Казахстану сохранять свои лидирующие позиции на постсоветском пространстве и в Центральной Азии, стать одним из наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира.

Составление опорной схемы с целью определения геополитического положения Казахстана .

1 вариант
Членство во всемирных международных организациях:

2 вариант
Членство Казахстана в региональных международных организациях:

Факторы влияющие на геополитику Казахстана

  • расположен в центре Евразии
  • расположен между Россией и Китаем
  • наличие общих границ с пятью государствами СНГ
  • близость очагов международного терроризма
  • большие запасы сырья и природных ресурсов
Резюме

Казахстан

  1. Центр интересов России, китая, ЕС, США и мусульманских стран
  2. Полиэтническое государство-стабильное государство
  3. Поликонфессиональное государство-стабильное государство
  4. Огромное запасы стратегического сырья
  5. Активное участие Казахстана в международных организациях и программах

Казахстан - евразийское гос ударство, являющееся мостом, соединяющий Восток и Запад.

Казахстан в 1993 году добровольно отказался от ядерного оружия, что символизирует миролюбивую геополитику государства. Народ страны единодушно поддержал инициативу Президента и показал всему миру сплоченность нации.

4. Историко-географические регионы

Графическая работа

Графическая работа с целью формирования представлений об историко-географических регионах. (работа в парах)

Обозначьте на контурной карте 16 регионов современного мира:

1. Западная европа
2. Восточная европа
3. Сотружество Независимых Государств
4. Южная азия
5. Центральная и Восточная Азия
6. Юго-Западная Азия
7. Юго-Восточная азия
8. Северная Америка
9. Латинская Америка
10. Северная африка
11. Западная африка
12. Центральная Африка
13. Восточная Африка
14. Южная Африка
15. Австралия
16. Океания

Таким образом мы исследовали основы политической географии и развития геополитики в мире. Классификация историко-географических регионов полностью соответствует сложившимся геополитическим реалиям.

Дать типологию стран мира по форме:

1. Форма государственного правления
2. Форма административно-территориального устройства
3. По удаленности от моря (приморские. внутренние)
4. По размерам ВНП (валового национального продукта)
5. По численности населения
6. По размерам территории

1. Индия (республика, федерация, полуостровное «ключевая» среди развивающихся стран, 2-ое место по численности населения в мире, в числе крупнейших стран мира)

2. Япония (конституционная монархия - во главе император, унитарное, островное, входит в «большую семерку», в число крупнейших по количеству населения - 10 место, по территории-среднее по размерам)

3. Италия (Республика (президентская), унитарная, полуостровное, в «большой семерке», крупное по численности населения, по размеру территории -среднее).

6. Домашнее задание:

Параграф 19, вопрос 4 страница 85 ответить письменно.

Графическая работа: обозначьте страны «переселенческого капитализма», НИС и «Большой семерки»

7. Подведение итогов

Рефлексия учащихся на новый материал

Рефлексия учителя на уровень учебной деятельности учащихся на уроке.

Рекомендуем почитать

Наверх