Независимая антикоррупционная экспертиза проводится. Правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права

Налоги, взносы, сборы 27.07.2019
Налоги, взносы, сборы

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов

В последние годы разработке российского антикоррупционного законодательства уделяли повышенное внимание. В результате был принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ). Он основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Также Закон №273-ФЗ закрепляет основные меры по коррупции, одной из которых является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Для реализации положений Закона № 273-ФЗ в части проведения антикоррупционной экспертизы был принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — Закон № 172-ФЗ). Он устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов для выявления в них коррупциогенных факторов* и их последующего устранения.

* (Сноска) Коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов или их проектов, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования, тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов закреплены Законом № 172-ФЗ:

  • обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
  • оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
  • обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
  • компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов;
  • сотрудничество федеральных органов иных госорганов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Кто вправе проводить антикоррупционную экспертизу

Проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов Законом № 172-ФЗ обязаны прокуратура РФ, Минюст России, а также органы (федеральной исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления, а также иные госорганы), организации, их должностные лица. Они должны руководствоваться методикой, которая определена Правительством РФ.

Прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по следующим вопросам:

  • права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  • государственная и муниципальная собственность, государственная и муниципальная служба, бюджетное, налоговое, лесное, водное, земельное, природоохранное законодательство, законодательство о лицензировании, а также законодательство, регулирующее деятельность госкорпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Россией на основании федерального закона;
  • социальные лицам, которые замещают (замещали) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Минюст России проводит антикоррупционную экспертизу в следующих направлениях:

  • проекты федеральных законов, указов президента РФ и постановлений правительства РФ, которые разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями - при проведении их правовой экспертизы;
  • · проекты поправок правительства РФ к проектам федеральных законов, которые подготовлены федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями - при проведении их правовой экспертизы;
  • · нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер, а также уставы и муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их
  • · нормативные правовые акты субъектов РФ - при их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Если в нормативных актах (проектах) обнаружатся коррупциогенные факторы, но устранить их не в компетенции проверяющих, они информируют об этом органы прокуратуры.

Антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, которые были приняты реорганизованными или упраздненными органами и организациями, должны проводить органы и организации, которым переданы соответствующие полномочия, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. Если соответствующие полномочия никому не передавались, экспертизу проводит орган, к компетенции которого относятся функции по выработке государственной и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. Если проверяющий орган или организация выявит там коррупциогенные факторы, то принимается решение о разработке проекта нормативного правового акта, который исключит эти факторы (ст. 3 Закона № 172-ФЗ).

Методика проведения антикоррупционной экспертизы

Прокуратура, Минюст, органы, организации и их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика).

Так, в Методике выделено два вида коррупциогенных факторов:

  • правоприменитель получает необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованно применять исключения из общих правил;
  • содержит неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.

К первому виду коррупциогенных факторов относятся:

  • широта дискреционных полномочий, то есть отсутствуют или не определены сроки, условия или основания принятия решения, есть дублирование полномочий органов государственной власти или местного самоуправления (их должностных лиц);
  • определение компетенции «вправе», то есть органы государственной власти или местного самоуправления (их должностные лица) получают возможность по собственному усмотрению совершать действий в отношении граждан и организаций;
  • выборочное изменение объема прав, когда органы государственной власти или местного самоуправления (их должностные лица) получают возможность по своему усмотрению необоснованно устанавливать исключения из общего порядка для граждан и организаций;
  • чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, то есть в нормативном акте присутствуют бланкетные и отсылочные нормы, которые приводят к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
  • принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, когда нарушаются компетенции органов государственной власти или местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
  • заполнение законодательных пробелов подзаконными актами при отсутствии соответствующих полномочий, то есть попытка установить общеобязательные правила поведения в подзаконном акте при отсутствии самого закона;
  • отсутствие или неполнота административных процедур, то есть отсутствует порядок совершения органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
  • отказ от конкурсных (аукционных) процедур, когда предоставления права (блага) закрепляется в административном порядке.

Ко второму виду коррупциогенных факторов можно отнести:

  • завышенные требования к лицу, которые предъявляются для реализации принадлежащего ему права, то есть устанавливаются неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям;
  • злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами), то есть отсутствует четкая регламентация прав граждан и организаций;
  • юридико-лингвистическая неопределенность, когда употребляются неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера.

Если в нормативных правовых актах (проектах) выявили коррупциогенные факторы, последующие действия будут такими:

  • прокурор требует изменить нормативный правовой акт или обращается в суд в порядке, который предусмотрен процессуальным законодательством РФ;
  • заключение, которое составляется по итогам антикоррупционной экспертизы, - при Минюстом России, а также органами, организациями, их должностными лицами.

В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Заключение носит рекомендательный характер и должно быть в обязательном порядке рассмотрено соответствующим органом, организацией или должностным лицом.

Независимая антикоррупционная экспертиза

Институты гражданского общества и граждане могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов (ч. 1 ст. 5 Закона № 172-ФЗ). Для этого юридические и физические лица должны быть Минюстом России в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы. Чтобы обеспечить возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов различных нормативных актов, инициаторы их разработки должны в течение рабочего дня, в который документы были направлены на согласование, разместить их на сайте regulation.gov.ru (п. 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы). При этом необходимо указать даты начала и окончания приема заключений по результатам экспертизы. Указанный порядок распространяется на проекты:

  • федеральных законов (ФЗ);
  • указов президента РФ;
  • постановлений правительства РФ;
  • концепций и технических заданий на разработку проектов ФЗ;
  • официальных отзывов и заключений на проекты ФЗ.

Если проект затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливает правовой статус организаций или имеет межведомственный характер, разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru. При этом необходимо указать даты начала и окончания приема заключений по результатам экспертизы.

Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении. В нем должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Такое заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Результаты экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Минюстом РФ. Юридические и физические лица, аккредитованные в качестве экспертов, направляют в бумажном или электронном виде:

  • Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы передаются в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные госорганы, органы местного самоуправления и организации, которые разработали соответствующий документ;
  • Копии заключений передаются в Минюст РФ или его территориальный орган.

Органы государственной власти, чьи нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации, должны разместить на своих адрес электронной почты, который предназначен для получения заключений независимой антикоррупционной экспертизы, и в течение уведомить о нем Минюст РФ.

Если заключение независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует утвержденной форме, ведомство возвращает его не позднее 30 дней после регистрации с указанием причин (постановление Правительства РФ от 27 марта 2013 года № 274).

Проекты актов, которые перечислены в п. 5 Правил (федеральных законов, указов президента, постановлений правительства), вносятся президенту РФ и (или) в правительство РФ вместе с заключениями независимой антикоррупционной экспертизы. При этом должны соблюдаться положения ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» - заключение независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и должно быть рассмотрено органом, организацией или должностным лицом, которым оно адресовано, в течение 30 дней со дня получения.

Проблема противодействия коррупции является общегосударственной задачей. Каждое государство принимает определенные меры, которые направлены на снижение влияния коррупции на все сферы жизнедеятельности общества.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие

  1. Антикоррупционную экспертизу можно охарактеризовать как деятельность определенных субъектов, которая проводится с целью выявления в нормативно правовых актах, а также в их проектах норм и пунктов, которые содержат коррупционные факторы.
  2. Данная деятельность включает также предложение рекомендаций, направленных на устранение вышеуказанных факторов.

При этом данная экспертиза проводится:

  • как по отношению законодательных актов;
  • так и по отношению правовых актов органов исполнительной власти, в том числе и различные распоряжения.

Чем регулируется

Вопросы антикоррупционной экспертизы получили свое регулирование как на международном, так и на государственном уровне.

Mеждународный уровень

На уровне международных отношений данный вопрос получил свое регулирование в против коррупции.

Данный документ закрепляет стремление участников принять определенные меры, направленные на предупреждение коррупции.

В качестве таких мер также указывается проведение соответствующей оценки правовых актов.

Федеральный уровень

  1. Что же касается федерального уровня регулирования, то вопросы антикоррупционной экспертизы и правила ее проведение получили свое регулирование в . Данный закон регулирует порядок проведения экспертизы.
  2. Кроме вышеуказанного закона было принято также соответствующее , которое посвящено методике и правил проведения экспертизы.

Основные принципы

Антикоррупционная экспертиза, которая проводится в отношении правовых актов, основывается на определенных принципах, содержание и перспективы использования которых предусмотрены действующим законодательством.

В частности, в качестве принципов можно отметить:

  • обязательность проведения экспертизы;
  • проведение оценки нормативно правового акта во взаимосвязи с другими нормативно правовыми актами;
  • обоснованность экспертизы, а также проверяемость и объективность ее результатов;
  • требование компетентности лиц, которые проводят экспертизу;
  • обязательное сотрудничество государственных органов в данной сфере.

Давайте обсудим каждый из вышеуказанных принципов в отдельности.

  1. Согласно принципу обязательности проведения экспертизы все нормативно правовые акты, а также их проекты должны быть объектом данной экспертизы в обязательном порядке.

    При этом говоря об обязательности экспертизы необходимо обратить внимание на тот факт, что обязательным является не только проведение данной экспертизы, но и выполнение соответствующих рекомендаций и предложений, которые были выдвинуты в результате проведения данной экспертизы.

  2. Согласно второму принципу эксперт, который осуществляет экспертизу конкретного нормативно правового акта, должен изучить его во взаимосвязи с другими нормативно правовыми актами, которые регулируют данную сферу правоотношений.

    При выявлении коррупционных факторов эксперт должен выдвинуть предложение, направленное на их устранение.

  3. Согласно третьему принципу экспертиза должна быть обоснованной, а ее результаты – проверяемыми и объективными.

    Данное требование присуще научному познанию, а антикоррупционная экспертиза является видом научного познания.

  4. Принцип компетентности лиц, которые осуществляют экспертизу, требует высшего образования, а также не менее 5-летнего стажа работы в соответствующей сфере.

    Ведь уровень знаний эксперта играет важную роль в получении правильных результатов.

  5. Принцип обязательности сотрудничества государственных органов заключается в том, что государственные органы обязаны предоставить экспертам соответствующие материалы и информацию, необходимую для проведения экспертизы.

Цели и задачи

Антикоррупционная экспертиза нпа имеет определенные цели и задачи, которые установлены в законодательстве.

В качестве основной цели данной деятельности можно указать недопущение в содержание нормативно-правовых актов таких норм, которые являются коррупциогенными, т.е. которые могут создать условия проявления коррупции.

Что же касается задач данной деятельности, то в качестве таковых можно указать:

  • выявление в содержании правовых актов коррупционных факторов;
  • проведение оценки принятия подобного проекта;
  • выработка необходимых для устранения пробелом рекомендаций.

Видео: все нюансы

Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

Методика проведения антикоррупционной экспертизы была разработана Правительством РФ. Понятие “методика” включает в себя не только способы осуществления данной экспертизы, но и перечень субъектов, объектов экспертизы, их полномочия и т.д. О данных вопросах вы прочитаете в следующих частях данной статьи.

Проблемы

При проведении антикоррупционной экспертизы возникают ряд проблем.

  1. Первая из них связана с несовершенством законодательной системы страны.

    Именно из-за несовершенства законодательной системы страны некоторые правовые акты просто не становятся объектом экспертизы, что увеличивает возможность проявления коррупции.

  2. Еще одной проблемой является несовершенство законодательных актов, которые непосредственно регулируют данную сферу правоотношений.

    Например, законодательством не предусмотрены мер ответственности для тех лиц, которые не устранили выявленные во время экспертизы пробелы.

Но даже при наличии подобных проблем антикоррупционная экспертиза является надежным и в то же время эффективным способом борьбы против коррупции.

Коррупционные факты

Законодательство предусматривает понятие и перечень коррупционных фактов. Это – факторы, которые способствуют проявлению коррупции. Давайте рассмотрим несколько из них.

Широта дискриционных полномочий

Понятие “дискреционный” означает “действующий по своему усмотрению”. Наличие слишком большого количества подобных полномочий может стать причиной возникновения коррупции.

Например, если в муниципальных правовых актах не предусмотрены сроки принятия должностным лицом определенного решения или осуществления определенных действий, то данное должностное лицо может проявить коррупционное поведение, долго не принимая решения или не осуществляя требуемых действий.

Именно поэтому если эксперты выявили подобный факт при проведении экспертизы нормативно правового акта, то они должны предложить определенные меры, направленные на его устранение.

Определение компетенции по формуле «вправе»

Государственные органы, а также органы местного самоуправления должны принимать соответствующие правовые акты только в рамках своих полномочий, указанных в законодательстве. Нарушение компетенции органов тоже является коррупционным фактором, который обязательно должен быть устранен.

Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права

Законодательство не должно содержать завышенных требований для осуществления того или иного права. Наличие “административного барьера” является помехой для нормальной жизнедеятельности каждого общества.

В качестве примера данного коррупционного факта можно указать требование о предъявлении большого количества различных ненужных справок, которое лицо должно собрать, чтобы осуществить или воспользоваться своим правом.

Юридически-лингвистическая неопределенность

В правовых актах не должны употребляться двусмысленные или непонятные термины, а также понятия оценочного характера. Текст нормативно-правового акта должен быть достаточно понятным и четким, без каких-либо “подводных” камней.

Наличие непонятных терминов или понятий оценочного характера может привести к проявлению коррупции со стороны недобросовестных чиновников, которые могут по своему истолковать суть правового акта.

Проведение

Давайте более подробно рассмотрим процесс проведения антикоррупционной экспертизы.

Кем

Законодательство предусматривает перечень лиц и органов, которые могут проводить антикоррупционную экспертизу.

При этом данная экспертиза проводится согласно действующему законодательству:

  • как государственными органами;
  • так и независимыми экспертами.

Соответственно существуют следующие виды экспертизы:

  • государственная;
  • независимая.

Экспертиза может проводиться:

  • прокуратурой;
  • министерством юстиции;
  • другими органами и их служащими;
  • независимыми экспертами.

В соответствии с действующим законодательством государственные органы должны провести антикоррупционную экспертизу тех правовых актов, которые были приняты данными органами.

Например, в МВД проводят экспертизу тех правовых актов, которые были им приняты.

Постановление

Процесс проведения антикоррупционной экспертизы получил свое тщательное регулирование в соответствующем . Данным документом тщательно регламентирован порядок проведения экспертизы, сроки ее проведения и полномочия соответствующих органов.

Также стоит отметить, что начать проведение исследования можно на основании постановления прокуратуры, пример которого можно

Внедрение проектов правовых актов

Прежде чем принять проект правового акта, необходимо провести экспертизу. Для проведения экспертизы текст проекта публикуется в интернете на официальном сайте соответствующего органа. Также публикуются сроки проведения экспертизы.

Мнение о проекте может прислать каждый независимый эксперт.

При этом соответствующий орган должен отправить мотивационное письмо данному эксперту после получения его мнения. На основании присланных мнений при необходимости вводятся соответствующие поправки в проект правового акта.

Заключение

Действующее законодательство гласит, что заключение экспертов не имеет обязательной силы, кроме предусмотренных исключений.

Например, заключение предоставленное прокурором не имеет обязательной силы.

Но заключение, предоставленное министерством юстиции по отношению к правовому акту или его проекту, в котором затрагиваются права и законные интересы граждан, имеет обязательную силу.

Нюансы проведения пожарно-технической экспертизы, обозначены

Сроки

ГУБЕРНАТОР МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области*


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 17.01.2018).
____________________________________________________________________
_______________
постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ ..


В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" , , , Законом Московской области N 31/2009-ОЗ "О мерах по противодействию коррупции в Московской области"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области.
постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ .

2. Установить, что Главное управление региональной безопасности Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области по проведению специализированной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Московской области.

3. Руководителям центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, государственных учреждений Московской области:

3.1. При подготовке проектов нормативных правовых актов Московской области обеспечить проведение их первичной антикоррупционной экспертизы.

3.2. При проведении первичной антикоррупционной экспертизы руководствоваться Порядком.

4. Признать утратившим силу постановление Губернатора Московской области от 02.06.2010 N 63-ПГ "О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Губернатором Московской области, и их проектов" .

5. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора Московской области
А.Ю.Воробьёв

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области

УТВЕРЖДЕН
постановлением Губернатора
Московской области
от 14 августа 2013 года N 193-ПГ

_______________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ ..

I. Общие положения

1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области (далее - Порядок) определяет процедуры проведения:

первичной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Московской области, принимаемых Губернатором Московской области, Правительством Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области;

специализированной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Московской области, принимаемых Губернатором Московской области, Правительством Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области;

антикоррупционной экспертизы действующих (вступивших в силу) нормативных правовых актов Московской области, принятых Губернатором Московской области, Правительством Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области;

первичной антикоррупционной экспертизы и специализированной антикоррупционной экспертизы проектов законов Московской области, подготовленных центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области для внесения их Губернатором Московской области в Московскую областную Думу, а также проектов договоров и проектов соглашений Московской области, Правительства Московской области (далее - проекты законов и соглашений).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ .

2. Антикоррупционной экспертизе в соответствии с Порядком подлежат:

1) нормативные правовые акты Губернатора Московской области, Правительства Московской области, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области (далее - правовые акты):

затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

регламентирующие полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области;

утверждающие административные регламенты исполнительных органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг;

в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области;

связанные с предоставлением средств бюджета Московской области;

имеющие межведомственный характер;

2) проекты правовых актов, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, проекты законов и соглашений (далее - проекты правовых актов).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ .

3. Субъектами проведения антикоррупционной экспертизы являются:

исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы Московской области, государственные учреждения Московской области - разработчики проектов правовых актов (далее - государственные органы (учреждения);

уполномоченный Губернатором Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области по проведению специализированной антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов и антикоррупционной экспертизы правовых актов (далее - уполномоченный орган).

4. Антикоррупционная экспертиза осуществляется в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов , утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Методика).

II. Порядок проведения первичной антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов

5. Первичная антикоррупционная экспертиза проекта правового акта осуществляется юридическими службами государственных органов (учреждений).

6. Первичная антикоррупционная экспертиза проводится в сроки, установленные государственными органами (учреждениями). Срок проведения первичной антикоррупционной экспертизы исчисляется со дня, следующего за днем представления проекта правового акта на первичную антикоррупционную экспертизу.

7. По результатам первичной антикоррупционной экспертизы проекта правового акта составляется заключение, которое должно содержать:

должность, фамилию и инициалы должностного лица, проводившего первичную антикоррупционную экспертизу;

полное наименование проекта правового акта с указанием структурного подразделения государственного органа (учреждения), его разработавшего;

выявленные коррупциогенные факторы в проекте правового акта с указанием его положений, в которых эти факторы были установлены, либо указание на отсутствие в проекте правового акта коррупциогенных факторов.

8. Заключение подписывается лицом, проводившим первичную антикоррупционную экспертизу, и утверждается руководителем юридической службы исполнительного органа государственной власти (государственного органа (учреждения).

9. Коррупциогенные факторы, выявленные в проекте правового акта на этапе первичной антикоррупционной экспертизы, устраняются разработчиком проекта путем внесения изменений в текст проекта правового акта. После внесения изменений проект правового акта направляется на повторную первичную антикоррупционную экспертизу.

10. В государственных органах (учреждениях) в обязательном порядке осуществляется учет результатов первичной антикоррупционной экспертизы.

11. Заключения по результатам первичной антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов хранятся в соответствующем структурном подразделении государственного органа (учреждения).

III. Порядок проведения специализированной антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов

12. После проведения первичной антикоррупционной экспертизы в государственном органе (учреждении) и согласования с заинтересованными органами, организациями и должностными лицами проект правового акта с сопроводительным письмом, пояснительной запиской, копией заключения по результатам первичной антикоррупционной экспертизы и документами (копиями документов), послужившими основанием для разработки проекта правового акта, направляется на специализированную антикоррупционную экспертизу в уполномоченный орган.
постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ .

Копии документов, направленные по межведомственной системе электронного документооборота Московской области (далее - МСЭД), представляются на бумажном носителе в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации уполномоченным органом документов в МСЭД.
(Абзац дополнительно включен с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ)

13. Проект правового акта и пояснительная записка к нему оформляются в соответствии с Регламентом Правительства Московской области , утвержденным постановлением Губернатора Московской области от 02.07.2003 N 150-ПГ "О Регламенте Правительства Московской области" (далее - Регламент), и Правилами делопроизводства в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области, утвержденными постановлением Губернатора Московской области от 20.01.2016 N 11-ПГ "Об утверждении Правил делопроизводства в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области" (далее - Правила).

Сопроводительное письмо оформляется в соответствии с Правилами и подписывается руководителем государственного органа (учреждения) либо лицом, его замещающим. В сопроводительном письме в обязательном порядке указывается лицо, непосредственно разработавшее проект правового акта (далее - исполнитель), его номер телефона.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ .

14. В пояснительной записке к проекту правового акта излагаются основания, причины и цели разработки документа, анализ возможных последствий, в том числе экономических, структурных изменений в системе управления в результате принятия документа, влияния проекта на доходы и расходы бюджета Московской области, бюджетов муниципальных образований Московской области.

В пояснительной записке перечисляются нормативные правовые акты, в которые необходимо будет внести изменения или которые необходимо разработать для реализации принимаемого проекта правового акта.

В пояснительной записке также отражаются результаты первичной антикоррупционной экспертизы и факт размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте в сети "Интернет", одновременно направляются на специализированную антикоррупционную экспертизу в уполномоченный орган.

Пояснительная записка подписывается должностным лицом, представляющим проект документа.

15. Поступившие в уполномоченный орган документы (копии документов), послужившие основанием для разработки проекта правового акта, возврату не подлежат.

15_1. Основаниями для возврата проекта правового акта без проведения специализированной антикоррупционной экспертизы являются:

непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 12 Порядка;

несоответствие проекта правового акта или пояснительной записки к нему требованиям пунктов 13 и 14 Порядка;

представление проекта документа, не подлежащего специализированной антикоррупционной экспертизе в соответствии с Порядком.

Проект правового акта возвращается в государственный орган (учреждение) в срок не позднее трех рабочих дней со дня регистрации уполномоченным органом документов в МСЭД с указанием оснований возврата без проведения специализированной антикоррупционной экспертизы.
(Пункт дополнительно включен с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ)

16. Срок проведения специализированной антикоррупционной экспертизы исчисляется со дня, следующего за днем регистрации в МСЭД документов, направленных для проведения специализированной антикоррупционной экспертизы, в уполномоченном органе.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ .

Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней проводит специализированную антикоррупционную экспертизу проектов правовых актов.

По проектам законов Московской области, проектам положений о государственных органах Московской области, проектам государственных, адресных программ Московской области, проектам административных регламентов (регламентов) государственных органов (учреждений) по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг уполномоченный орган проводит специализированную антикоррупционную экспертизу проектов правовых актов в течение 8 рабочих дней.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ .

17. Результаты специализированной антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении уполномоченного органа по результатам специализированной антикоррупционной экспертизы.

Форма заключения утверждается руководителем уполномоченного органа.

18. Выявленные в проектах правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении уполномоченного органа.

В случае если коррупциогенные факторы не выявлены, в заключении делается соответствующая запись об этом.

В случае устранения выявленных в проектах правовых актов коррупциогенных факторов в ходе проведения специализированной антикоррупционной экспертизы исполнителем направляется в уполномоченный орган исправленный вариант текста проекта правового акта с заверением каждой страницы исправленного текста личной подписью с указанием фамилии и инициалов.

19. Заключение подписывается специалистом уполномоченного органа, непосредственно осуществлявшим специализированную антикоррупционную экспертизу, и утверждается руководителем уполномоченного органа или уполномоченным им должностным лицом.

20. Копия заключения с сопроводительным письмом по МСЭД направляется уполномоченным органом в государственный орган (учреждение), подготовивший проект правового акта.

Оригинал заключения выдается представителю государственного органа (учреждения), подготовившего проект правового акта, под роспись.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ .

21. В случаях внесения государственным органом (учреждением) (исполнителем) в проект правового акта изменений после получения заключения в уполномоченном органе, проект правового акта подлежит направлению на повторную специализированную антикоррупционную экспертизу в уполномоченном органе.

IV. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов

22. Антикоррупционная экспертиза действующих (вступивших в силу) правовых актов проводится специалистами уполномоченного органа.

23. Основанием для проведения антикоррупционной экспертизы правового акта является поручение Губернатора Московской области уполномоченному органу.

24. Уполномоченный орган проводит антикоррупционную экспертизу правового акта в срок до 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего поручения в уполномоченный орган.

25. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы правового акта специалистами уполномоченного органа составляется заключение и направляется Губернатору Московской области.

V. Доклады уполномоченного органа

26. На основании обобщенных результатов специализированной антикоррупционной экспертизы уполномоченный орган по итогам деятельности за полугодие и за год в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет доклад Губернатору Московской области о результатах проведения специализированной антикоррупционной экспертизы в Московской области, в котором должны быть отражены следующие сведения:

общее количество проектов правовых актов, в отношении которых в отчетный период проведена специализированная антикоррупционная экспертиза;

количество проектов правовых актов, в которых при проведении специализированной антикоррупционной экспертизы были выявлены коррупциогенные факторы;

количество проектов правовых актов, в которых выявленные коррупциогенные факторы устранены государственными органами (учреждениями), подготовившими указанные проекты;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ .

перечень государственных органов (учреждений), в проектах правовых актов которых выявлено наибольшее количество коррупциогенных факторов.

27. По решению руководителя уполномоченного органа осуществляется подготовка уполномоченным органом доклада Губернатору Московской области о систематических нарушениях государственным органом (учреждением) требований Регламента и Порядка при направлении проекта правового акта на специализированную антикоррупционную экспертизу.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ .

VI. Независимая антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов правовых актов

28. Порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов определяется Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" .

29. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов, в соответствии с Методикой.

30. В отношении проектов правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.

31. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов государственные органы (учреждения) в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов правовых актов на согласование в соответствии с Регламентом, размещают проекты правовых актов на официальных сайтах государственных органов (учреждений), входящих в структуру Интернет-портала Правительства Московской области, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, а также информации об адресах электронной почты, предназначенных для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ .

32. Срок с даты начала до даты окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы устанавливается государственным органом (учреждением) и не может быть менее семи рабочих дней.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ .

33. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении, составленном по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

34. При поступлении заключения по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы государственный орган (учреждение), в который поступило указанное заключение, в тридцатидневный срок со дня его получения:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ .

рассматривает поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы;

по результатам рассмотрения указанного заключения осуществляет подготовку ответа независимому эксперту;

направляет копию заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы с копией ответа независимому эксперту в уполномоченный орган.

35. Заключения по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие в государственный орган (учреждение), подлежат регистрации и учету.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 января 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2017 года N 595-ПГ .

36. Уполномоченный орган по поручению Губернатора Московской области осуществляет сбор и обобщение информации о заключениях по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы, поступивших в государственные органы (учреждения).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

СОДРУЖЕСТВО АНАЛИТИКОВ,

ЭКСПЕРТОВ И КОНСУЛЬТАНТОВ

115446 Россия, Москва, Коломенский пр-д,

тел/E-mail:kaf. *****@***ru

Сентябрь 2012 г." href="/text/category/sentyabrmz_2012_g_/" rel="bookmark">сентября 2012 г.

В Комитет по собственности Федерального СобранияГосударственной Думы Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам независимой антикоррупционной экспертизы

Аккредитованного в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов распоряжением Минюста России от 01.01.2001 года № 000, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.01.01 года Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96 проведена антикоррупционная экспертиза проекта № Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации.

В представленном проекте № Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации выявлены следующие коррупциогенные факторы.

1. В статьях 3 и 4 настоящего законопроекта указывается, что « под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности…». Далее, в статье 4 законопроекта утверждается, что «субъектами оценочной деятельности признаются субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности».

Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности также занимаются профессиональной оценочной деятельностью, при этом, если исходить из данных положений статей 3 и 4 законопроекта, они осуществляют эту деятельность самостоятельно и независимо друг от друга.

Между тем, они законодательно и практически взаимосвязаны друг с другом и не могут быть разделены друг от друга. Следовательно, необходимо более детальное описание их правового статуса и четкое определение всей совокупности прав и обязанностей, учитывая и то обстоятельство, что оценщики, оформившие трудовые отношения с субъекта ми предпринимательской деятельности находятся у них в прямом подчинении (дисциплинарном) и материальной зависимости. Простая отсылка о регулировании данных взаимоотношений только Трудовым кодексом РФ, указанная в статье 14 настоящего законопроекта не является решением данной проблемы, поскольку субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо) и его сотрудник (оценщик) являются законодательно независимыми, а также несут самостоятельно различного рода ответственность за результаты своей деятельности.

Именно, наличие неопределенностей и не урегулированность достаточно большой совокупности отношений между оценщиками и их работодателями, в данном случае субъектами предпринимательской деятельности, а также отсутствие юридических, организационных и информационных гарантий, являются наиболее благодатной почвой для различного рода злоупотреблений и коррупции. В данном случае наличие неопределенности и отсутствие должного регулирования вышеназванных взаимоотношений по существу являются наиболее значимыми факторами коррупции (далее – корфакторы).

2. В дополнениях в статью 10 данного законопроекта целесообразно уточнить, что в договоре на проведение оценки должны быть обязательно указаны все реквизиты конкретных стандартов оценочной деятельности, как федеральных стандартов оценки, так и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, а также международных стандартов оценки, если таковые будут использоваться при проведении стоимостной оценки. Отсутствие данных уточнений и указаний будет являться объективной базой для различного рода злоупотреблений и нарушений, как со стороны оценщиков, так и со стороны субъектов предпринимательской деятельности, поскольку в данном случае профессиональная деятельность этих участников будет не проверяема и должным образом не контролируема, из-за невозможности предъявления к ним претензий по нарушениям требований конкретных стандартов оценочной деятельности.

Кроме того, в статье 10 законопроекта необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что отдельные требования к договору на проведение оценки могут регулироваться положениями и других статей настоящего Федерального закона (например, статьями 14,15,16 закона). В данном случае факторами коррупциогенности являются применение неконкретных норм и требований к участникам гражданско-правовых и договорных отношений, при которых субъекты правоприменения должны соблюдать определенные требования и правомочны принимать определенные решения.

3. В статью 11 настоящего законопроекта, в первый абзац после слов «или вводить в заблуждение» необходимо внести дополнение следующего содержания, «а также вызывать сомнение или неясности его отдельных положений или содержания отчета в целом».

Также, требуется внести изменение в эту же статью законопроекта, после слов «точное описание объекта оценки» добавить слова « его идентификация», поскольку требования идентификации объекта оценки уже заложены в статье 10 настоящего законопроекта.

Кроме того, целесообразно внести дополнение о том, что при оформлении отчета об оценке все приобщенные к нему копии информативных материалов и документов должны быть заверены в установленном законом порядке, поскольку отчет об оценке, согласно положений статьи 12 действующего закона, является документом доказательственного значения.

Крайне важно, в абзаце о допущении указания в отчете об оценке или экспертном заключении о величине рыночной или иной стоимости диапазона(интервала) изменения расчетной величины, необходимо четко обозначить причины и должное обоснование данного действия.

4. Содержание изменений, вносимых в статью 13 законопроекта сформулировано не достаточно ясно, поскольку сочетание слов «с учетом интервалов неопределенности, ассоциируемых с оспариваемой оценкой, а также с оценкой, используемой для оспаривания оценки» является недоступной для нормального восприятия и понимания. В бизнес-менеджменте, также как и в оценке стоимости объектов оценки, интервалы неопределенности всегда сопровождают различного рода риски, которые уменьшают или увеличивают интервалы неопределенностей, а поэтому необходимо более четко сформулировать данное положение законопроекта. .Кроме того, не ясно, что означают слова, « с оценкой, используемой для оспаривания оценки». Что конкретно имеют в данном случае депутаты, вносящие законопроект, а именно:

Это еще один отчет об оценке;

Это экспертиза отчета об оценке;

Это письменное профессиональное суждение специалиста-оценщика;

Это рецензия на отчет об оценке и т. д.

Без внесения уточнений в это положение законопроекта, оно безусловно будет являться законодательной основой для различного рода злоупотреблений и коррупции, ввиду смысловой и логической неопределенности, недоступности для восприятия и понимания, а также трудно выполнимости данных требований.

5. Во вторую часть дополнения в статью 14 законопроекта необходимо усилить словами «оценщик имеет право самостоятельно», а далее по тексту. Кроме того, в этом же предложении после слов «стоимости объекта оценки, продолжить словами, « а также в защиту своих прав и законных интересов». Указанное дополнение позволит на современном и цивилизованном уровне, в полном соответствии с Конституцией РФ, специалистам-оценщикам отстаивать свои права и законные интересы в различного рода спорах, в том числе и с субъектами предпринимательской деятельности в сфере оценки.

6. Положения статьи 14.1 законопроекта требуют комплексной доработки, поскольку требования Федерального закона «О саморегулируемых организациях» и Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не предполагают создание единых саморегулируемых организаций оценщиков для юридических лиц-субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц-оценщиков. Вхождение субъектов предпринимательской деятельности в СРОО физических лиц-оценщиков даст законодательную возможность создать по сути такую корпорацию прав и возможностей, в которой коррупционные составляющие будут иметь первостепенные смысл и значение. Безусловно, это должны быть совершенно самостоятельные некоммерческие организации , не имеющие никакого отношения друг к другу. Более того, должен быть законодательный запрет на какую-либо аффилированность этих двух организаций, вхождение одних и тех же лиц в состав их органов управления , включая и попечительские советы, а также наличие других «тесных» взаимозависимостей. В противном случае, это может породить различного рода коррупционные связи и взаимодействия.

Такая принципиальная позиция законодателя нарушит уже сегодня фактически существующую схему функционирования СРОО физических и юридических лиц, в руководстве которых стоят одни и те же лица или же они входят в состав их различных органов управления.

7. Первостепенное значение для цивилизованного развития оценочного сообщества в РФ имеет создание независимых СРОО субъектов предпринимательской деятельности, законодательное закрепление за ними в полном объеме тех же прав и обязанностей, которыми обладают СРОО физических лиц-оценщиков, поскольку иное правовое положение СРОО для юридических лиц является элементарным нарушением антимонопольного законодательства РФ, так как игнорирует базовые принципы конкуренции и предпринимательства. Кроме того, СРОО субъектов предпринимательской деятельности должны наравне с СРОО для физических лиц иметь право входить в состав Национального Совета по оценочной деятельности в Российской Федерации либо на альтернативной основе создать свой Национальный Совет по оценочной деятельности в РФ.

В тексте данной статьи вновь упоминается термин-Исполнитель, который детально в данном законопроекте не прописан и статусно не определен. В практике оценки, для того, чтобы различать оценщиков, как физических лиц и юридических лиц, заключающих договора на оценку, последних принято обозначать как «Исполнитель оценки».

8. В статью 15 законопроекта внести в качестве обязательного условия для занятия профессиональной деятельностью в области оценки непременное повышение квалификации (один раз в три года), в противном случае, игнорирование данного требования неизбежно приведет к дисквалификации и резкому снижению профессиональных знаний оценщиков, в условиях постоянно изменяющихся и пополняемых профессиональных знаний о современных методах и моделях оценки стоимости, нормативных требований действующего законодательства РФ, вхождением страны в ВТО.

9. В статью 15.1 законопроекта включить дополнение о том, что субъект предпринимательской деятельности в сфере оценки обязан предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным и иным уполномоченным государственным органам по их законному требованию, в соответствии с действующим законодательством или в установленном законом порядке. Данное уточнение вытекает из практической оценочной деятельности, поскольку достаточно часто приходиться сталкиваться с превышением служебных полномочий, особенно со стороны правоохранительных органов при истребовании отчетов об оценке у субъектов предпринимательской деятельности в области оценки.

Самое серьезное внимание следует обратить на положение законопроекта о сроках хранения договоров на оценку и копий отчетов об оценке, поскольку указание о хранении этих документов в течение трех лет является некорректным, так как нацеливает субъектов предпринимательской деятельности в области оценки и оценщиков сознательно нарушать положения и требования других законодательных и нормативных правовых актов РФ. В частности, в Налоговом кодексе РФ, в законодательстве, регулирующем архивную деятельность в РФ для целого ряда документов предприятий и организаций предусмотрены сроки хранения определенных видов документов в течение 4-5 лет. Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 1 Федерального закона «Об оценочной деятельности Российской Федерации» при осуществлении профессиональной оценочной деятельности необходимо соблюдать другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

10. В тексте статьи 16 законопроекта необходимо предусмотреть недопустимость вмешательства в профессиональную деятельность оценщиков и субъектов предпринимательской деятельности в области оценки любых государственных органов власти и управления, включая должностных лиц и иных представителей саморегулируемых организаций оценщиков и СРОО субъектов предпринимательской деятельности в сфере оценки. Кроме того, в целях действительного укрепления подлинной независимости оценщика необходимо законодательно закрепить безусловное право любого члена саморегулируемых организаций оценщиков добровольного выхода из СРОО, с возвратом ему обязательного взноса в компессационный фонд данного СРОО, при условии отсутствия к нему каких-либо материальных претензий и судебных исков. Принятие такого положения окончательно похоронит реально существующее в настоящее время, так называемое «крепостное право» СРОО, которое по существу противоречит требованиям Конституции РФ о праве граждан на свободное участие граждан в различного рода объединениях.

11. В связи с членством России в ВТО, в целях регулирования внутреннего и международного рынков оценочных работ и услуг необходимо предусмотреть реальное участие отечественных оценочных компаний во всей совокупности оценочных работ и услуг, предусмотренных переходом российских предприятий на МСФО, защитой их прав и законных интересов в области стоимостного оценивания от недобросовестных действий зарубежных предприятий и организаций. Кроме того, целесообразно срочно решать вопросы с адекватным внедрением в оценочную практику всех видов стоимости, указанных в последней редакции (июль 2011 года) Международных стандартов оценки (МСО-2011), в противном случае мы окажемся на обочине мирового развития экономики. Если невозможно создать в короткие сроки соответствующие федеральные стандарты оценки или внести соответствующие изменения в уже действующие федеральные стандарты оценки, то целесообразно законодательно закрепить практическое использование в стоимостном оценивании некоторые положения МСО-2011, в части не противоречащей действующему законодательству РФ. Именно эти практические вопросы необходимо учесть в составе статьи 20 настоящего законопроекта.

12. В настоящее время объективно назрела необходимость в создании и функционировании единого государственного научно-исследовательского Центра оценочно-экспертной деятельности в РФ для целей централизации и цивилизованного объединения усилий государства и оценочного сообщества, в разработке, адаптации и принятии современных нормативно-правовых актов в области стоимостного оценивания, формировании современной Концепции развития оценочной деятельности в РФ, технологических платформ и кластерных проектов в оценке стоимости объектов гражданских прав.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ копия настоящего заключения по результатам антикоррупционной экспертизы будет направлена в Министерство юстиции Российской Федерации.

Приложение: заверенная копия свидетельства об аккредитации в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность на одном листе-странице.

С уважением,

Независимый эксперт Минюста РФ

Рекомендуем почитать

Наверх