Какую функцию выполняет политология. Предмет, методы и функции политологии

Налоги, взносы, сборы 21.09.2019

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ПОЛИТОЛОГИИ Предметом политологии явл. феномен полит.власти. Эта наука призвана заниматься исследованием сущности полит.власти, ее институтов, закономерностей их возникновения, развития и изменения, а также деятельность институтов, которые остаются вне поля зрения, например, полит культура, полит.поведение, полит.жизнь и т.д. Методы: 1.диалектический.позволяет рассматривать процессы и явления полит.сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи 2.эмперико-социологичиский: совокупность приемов и методов конкретных социолог.исследований, направленный на сбор и анализ фактов реальной полит.жизни 3.Системный: рассматривает полит.сферу как определенную целостность.4 .Бихевиоральный: состоит в анализе полит.поведения отдельных людей и групп. Структура политологии: теория политики, теория полит.систем и их элементов, история полит.учений и полит.идеология, теория управления соц-полит процессами, теория междунар.отношений.

Если говорить в самом общем виде, политология выпол­няет две основные функции:

1)познавательную, служащую решению задач исследова­ния политической действительности; результатом выполне­ния политологией данной функции выступают постоянно пополняемые знания о политической действительности, вы­раженные в различных формах - от простого описания на­блюдаемых политических явлений до их логического объяс­нения и теоретического истолкования;

2)прикладную, которая находит свое выражение в практи­ческом применении политологического знания, в поиске от­ветов на возникающие в реальной политической жизни проблемы и в использовании результатов научного познания явлений политической действительности для решения конк­ретных политических задач.

Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа политических явле­ний и процессов.

Теоретическая функция - это концентрация, объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки. Ре­зультатом этой функции выступает политическая теория- целостное, с высокой степенью достоверности, систематиче­ски развиваемое знание о существенных связях и закономер­ностях, присущих явлениям и процессам политической сфе­ры общества. Значение теоретического знания состоит в том, что оно является наиболее совершенной формой научного обоснования практической политической деятельности. В теоретической функции политологии синтезируются и все другие ее функции.

Описательная функция - накопление, описание, система­тизация фактов, явлений, событий политической жизни. Описательная функция политологии связана с поиском от­ветов на вопросы бытия: какова на самом деле политическая действительность? В чем особенности того или иного поли­тического явления? Как реально происходило определенное событие национального или международного характера? Результатом исследования в данном случае выступают оп­ределенные суждения и высказывания, в которых утвержда­ется или отрицается что-либо о рассматриваемых явлениях политики.

Объяснительная функция - это поиск ответов на возника­ющие вопросы политической жизни, в частности: зачем, по­чему, в силу каких причин данные явления или процессы возникли, почему им присущи именно эти, а не иные особен­ности? Суть процедуры объяснения состоит в подборе неиз­вестных, гипотетических причин к уже известным следстви­ям. И хотя эта процедура не дает полной гарантии истинно­сти причин того или иного явления, ею все же не следует пренебрегать на том основании, что она "хуже" описания. Объяснительная функция делает возможным переход от на­блюдаемых разнородных явлений к непосредственно не на­блюдаемым их причинам. Следовательно, она помогает по­нять сущность данных явлений.

Прогностическая функция - научное предсказание буду­щего развития определенных политических явлений, собы­тий, процессов. Эта функция заключается в поиске ответов на вопросы типа: какой будет политическая действитель­ность в будущем? Когда может произойти то или иное собы­тие? Каковы последствия или цели каких-либо политичес­ких действий? Результатом поиска ответов на подобные воп­росы являются предположения, которые опираются на вскрытые тенденции развития политического явления, на существующие общие закономерности общественного разви­тия. Такие гипотезы можно назвать прогностическими в от­личие от ранее означенных объяснительных гипотез.

Инструментальная функция - нахождение ответов на во­просы практической политики типа: какие следует предпри­нять действия, чтобы достигнуть желаемого политического

результата; что надлежит сделать, чтобы предвидения, каса­ющиеся проектов действительности, оказались возможны­ми? Выполнение этих задач требует установления достовер­ных сведений о реальном положении вещей, а также знания путей и средств достижения положительного результата. Итогом данного вида исследования будут определенные принципы поведения - правильные, если они ведут к жела­емому результату, неправильные, если прогнозируемый по­литический результат окажется утопическим.

Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явле­ния в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своем месте в системе общественных отношений и своей роли в политических процессах. Результатом такого поиска является развитие политического сознания от обы­денного уровня к теоретико-концептуальному, формирова­ние ценностных ориентации, помощь в определении полити­ческой позиции гражданина, группы, партии.

Идеологическая функция - выработка, обоснование и за­щита определенного политического идеала, способствующе­го устойчивости социальных отношений. Wели общественного развития всегда в той или иной мере имеют нормативный характер, поскольку они связаны с интересами участников политических дейст­вий.

2. ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИ ФункцииИ.мировозренческая: обеспечивает формирование адекватного мировоззрения людей с целью решения задач, формирование ценностных ориентации и полит, сознания, формирование ценностных ориентаций.2.методологическая: заключается в выработке способов и приемов анализа полит.процессов; обеспечивает познание полит.действительности, правил и образцов.З. идеологическая: выработка, обоснование и защита определенного полит.идеала, способствующего

устойчивости; формирует программу жизнедеятельности общества и госуд. 4.прогностическая: формирует прогнозы относительно развития процессов в полит.сфере.5. воспитательная: направлена на воспитание полит.культуре и адекватного ей поведения граждан. Политология имеет свой специфический предмет исследования. Благодаря этому обстоятельству она сформировалась в

самостоят.дисциплину.Политология взаимосвязана с др. общественными науками: философия,

полит.экономия,социология,география и тд.

4. СВОЕОБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПОЛИТ.МЫСЛИ.

Оно связано с исключительно сильным влиянием на нее христианской религии и римско-католической церкви. На протяжении всей полит.истории западноевропейского

средневековья шла ожесточенная борьба между папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе. Одной из центральных проблем - какая власть должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (гос-во).Этот вопрос решался в пользу церкви. Ими была создана христ. полит, концепция, где госуд. выступало частью универсального порядка, правителем которого был Бог. Мыслители данного периода: Августин (основная черта его воззрений: оправдание неравенства в об-ве), Аквинский (считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души; верхов, власть принадлеж. церкви), Падуанский (обвинял церковь во всех бедах мира; госуд. должно быть отделено от церкви; народ явл. источником власти.).

6. полит. МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Полит.идеи нов.класса(буржуазии)получают свою всестороннюю разработку в Нов.время.Совокуп.соц полит идей.выдвинутых бурж. мыслителями Нов.времени, получила назв лиоерализмз(свободный).Отец соврем политоп -Гоббс.Свое полит учение он изложил в фил труде«0 гражданине»и трактате«Левиафан,или материя, форма и власть roc-а церковного и гражданского».Гос-о Гоббс рассм.как чел,а не божественное установление.Оно возникло на основе обществ, договора из естествен, догосударств.положения, когда люди находились в сост.«войны всех против всех».Гос-о было учреждено в целях обеспеч.всеобщего мира.В результате на государя были перенесены права отдельн.граждан.добровол. ограничивших свою свободу.Но одновременно на него была возложена ф-ция охраны мира и благоденствия. Концепция обществ.догов.была ядром полит.построений Греция.Спинозы и Локка..Локк выдвинул идею раздел, власти в гос-е между различ.органамидля т.чт.не долу-стить ее деспот использования и злоупотребл.ею. Представителями фр.Просвещения явл.Монтескье,Вольтер,Руссо. Монтескье доказывал.что полит.свобода м.быть гарантирована только при относит независимом существ законодат суд.властей.Полит свобода м.быть обнаружена там, где нет злоупотребл. властью. Вольтер считал сво «/непросвещенную монархию».где просвещен б.только сам монарх,но и его подданные.Руссо выдвинул идею народовластия, революция во Фр вызвала со стороны мыслителей отриц. реакцию на полит идеи просветительства, волну критики либерал.-демократ.нововведений В результате в Нов. время зародился и стал развиваться консерватизм (сохранять). Представители - Верк, де Местр. де Бональд. Консерватизм оформился как полит.течение.ориентирующееся на сохр.,преемственность,учет нац.почвы в

проц.обществ.развития.В период своего становления консерв выступил с противоположными либерализму полит.идеями.Берк полагал.что во имя стабильности общества след.критиковать и высмеивать революц. идеи,противостоять революционерам и их преобразо-ваниям Де Бональд доказывал.что сущ.только единственная подлинная конституция-королевская,а де Местр отстаивал самый недемократ.идеал правления - абсолют, монархию. В XVI-перв.пол XIX в.в З.Евр развивалось направление обществ-полит мысли,представители коте своих трудах целиком отриц.как феодальный,так и буржуазный социал.-лолит.строй,выступая защитниками интересов угнетенных народных низов. В таких произве-дениях обосновывалась необходимость принципиально нов.обществ.лорядков.основанных на равенстве всех членов общ.коллектив.собственности, обязат.труде для всех, обще­ств, самоуправлении. Это утопический социализм.

7.полит мысль др.Руси и Московск гос-ва. Политико-правовая идеология периода Др. Руси -единение русских земель, становление и укрепление рус. гос-ности, утверждение рус. гос-а как равно-правного среди др. зап. и восточных стран. Важ-нейшая политико-идеологич. акция -принятие в 988 г. христианства. Предмет полит, размышлений- происхождение гос-а, правомерность господства пра-вящей династии, пути укрепления княжеской власти, отношения между князьями, светской и духовной властями, проблемы внешней политики. Особо анализировались такие понятия, как «истина», «правда», «закон», «благодать». Гл. тема «Слова о Законе и Благодати» Илариона - выяснение роли Закона и Истины в регулировании поведения людей. Только познание Истины предоставляет чел-у свободу в выборе своего поведения. Путь к совершенствованию чел. отношений в замене щ Закона Истиной. Осн. тема «Повести временных лет» - идея обеспечения единства рус. земли. Лето­пись ос уж-дает междоусобную полит, борьбу и выдвигает идеал согласия князей под началом старейшего из них. «Поучение» Мономаха -проблема организации верховной власти. Он советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране «беззакония», пра-восудие вершить «по правде», проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. Идея консолидации рус. земель перед лицом внешних врагов - «Слово о полку Игореве». Пути укрепления великокняжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей - «Моления Даниила Заточника». В 1573 г. Курбский написал «Историю о великом князе Московском» - полит, манифест тех представителей боярства, кот. выступали за сохранение сословно-лредстави-тельной монархии, против абсолютистских тенден­ций Грозного. Идеальный царь - прежде всего полит, деятель, успехи кот. видны в реальных делах, уме-нии управлять roc-ом и вершить правый суд. Гарантией от монаршего произвола д. служить Совет при царе, сост. не только «из великих княжат», но и др. лиц. Грозный считал, что царская власть нераз-дельна, и никакое вмешательство в ее прерогативы недопустимо. Свою позицию он обосновывает необходимостью сплочения рус. земли, для чего требуется сильная централизованная власть. Интересы рус. дворянства выражала идейная платформа Пересветова. Он осуждал самовластие бояр, неправедные пути обогащения, междоусобицы. Искоренение этих недостатков он связывал только с деятельностью самодержавного государя, олицетворяющего един-ство roc-ной воли, ее верховенство, но не наделенного абсолют, властью. Он высказывался за отмену холопства, уважение к закону, примат «правды» над верой, правовое оформление деят-и органов власти. Боярское ополчение предлагал заменить регулярным войском с жалованьем от казны, установить др. принципы продвижения по службе: награждать и повышать в чинах и жалованьях по заслугам, а не по происхождению. Гос. преобра­зования, касающиеся формы правления и объема полномочий верховной власти, организации " общерус. войска, создания единого законодательства и суд. системы.

8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА СТАНОВЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА И РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ РОССИИ

В XVII а. происходит слияние всех рус. земель. Начиная со 2-ои пол. этого века наблюдается преобразование сословно-лредставит. монархии в абсолютную, что получает соответствующее отражение в полит, идеологии. С этого времени ведущее место в полит трактатах занимает проблема верховенства царской власти. Прокопович и Татищев выступили идеологами просвещенной абсолют. монархии. Прокопович неограниченность власти самодержца обосновывает, с одной стороны, ее божественным происхождением вследствие чего государь только самому Богу должен давать ответ. С др. - сознательным отказом подданных от своих прав и свобод, кот., наделяя абсолют, властью правителя, преследуют общее благо. Татищев считал, что форма правления зависит от.ряда объективных условий: места положения страны, размеров ее территории и состояния насел. Демократия осуществима только в небольшой стране, где могут быстро собраться все «домохозяева». Те же страны, кот. занимают обширные территории и имеют слабо просвещенное население, могут правиться не иначе, как самовластьем Потому-то для России как великого гос-а наиболее приемлемой формой правления является «просве­щенная монархия». В «Книге о скудости и богатстве» Посошкова излагается программа действия абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество убольшое внимание он уделял обоснованию роли / купечества в жизни общества. Единственным торговым и пром. Законодат., исполнит, и суд. власти выступают у него как проявления единой «державной воли». В силу этого император - «верховный законодатель», «верховное начало силы исполнительной» и «верховный охранитель правосудия». Предлагал учредить Гос-ную думу, призванную выражать «народное мнение». Верховным органом «судной власти» должен был стать Сенат назначаемый императором из числа лиц, ре­комендованных губернскими думами. «Общее соединение всех roc-ных сил» призван осуществлять Гос-ный совет, состав кот. также должен был назна­чаться импера-тором. «Философические письма» Чаадаева состоят из восьми писем, адресованных некой даме кот. желала посоветоваться с Чаадаевым о том, как упорядочить свою духовную жизнь. Чаадаев реко-мендует ей «размеренный образ жизни», ибо только он соответствует духовному развитию. Он восхваляет Зап. Европу, где идеи долга, справедливости, права, порядка имеют своим источником те историч. события, кот. создали там общество и которые образуют составные элементы соц. мира этих стран. Рос. не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, и у нее нет традиций ни того, ни др. Он сформулировал идею, ставшую программной для всех послед, фил. и идейно-полит, исканий рус. мыслителей. Идеи Чаадаева обострили споры о прошлом и будущем Рос., происходившие в среде дворянской интеллигенции. Здесь сложились 2 течения русской общественно-полит, мысли: западники (Анненков, Бабст, Вернадский, Грановский, Кавелин, Чичерин) и славянофилы (Аксаков, Киреевский, Самарин, Хомяков, Данилевский, Леонтьев).

9. ПОЛИТ. МЫСЛЬ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСК. ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РОССИИ К началу периода СССР, когда на полит, арену вышли широкие слои населения, рос. общество, его интеллигенция оказались совершенно неподготовленными в вопросах политики. Об этом рассуждал Кистяковский в статье «В защиту права. (Интеллигенция и правосознание)», опубликов. в знаменитом сборнике статей «Вехи». Он обвинил значит, часть рус. интеллигенции в недооценке важности закона и порядка для норм, развития гос-а и общества. Приводит строки юмористич. стихотворения Алмазова об отношении славянофила Аксакова к правовым нормам и гарантиям. Далее в статье приводится бол. выдержка из одной речи Плеханова. Кистяковский справедливо наз. провозглашаемые Плехановым идеи господства силы и захватной власти чудовищными и высказывает

озабоченность их возможными печальными последствиями для общества. Опасения Кистяковского подтвердились. В начале в. перед страной открылась перспектива перехода к правовым, демократич. формам полит, жизни. Но этот шанс реализовать не удалось. Демократич. нормам не желало следовать правительство. Не были заинтересованы в их становлении и развитии и противостоящие правительству революционеры. Парламентарии неистово атаковали друг друга и правительство. В ход пошли методы насилия, физического устранения полит. противников. Народ вначале без­молвствовал, потом стал действовать по-своему, в результате страна оказалась ввергнутой в кровопролитную гражд. войну.

10. ПОЛИТ. МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД КИЕВСКОЙ РУСИ И ВКЛ

Общественно-политическая мысль Беларуси со времен Полоцкого княжества находилась в тесной связи с христианской религией. Наиболее выдающимися представителями Просвещения и общественной мыслью раннего средневековья Беларуси являлась Е. Полоцкая и К.Туровский Их произведения были посвящены укреплению феодальной власти, осуждению междоусобиц, утверждению христианской религии. В период ВКЛ набирает силу процесс формирования этнич. самосознания белорусов. Он проявляется гл. образом в развитии родного языка, письменности, фил., полит, и правовой мысли, бытовой культуры, устного народного творчества, приверженности православному вероисповеданию. Поэма Гусовского «Песнь о зубре» - замечательный памятник отечественной литературы, философской и политической мысли, своеобразная энциклопедия жизни белорусов того времени. Гусовский и Скорина (Библия) заложили гуманистическую и свободолюбивую традицию в истории духовных исканий белорусского народа. «Песнь о зубре» отличается глубоким социальным звучанием, в нем отчетливо проявляются ох раны спокойствия и благосостояния общества. Видными представителями бел. полит, мысли этого периода были Волан, Будный, Тяпинский, Литвин, Сапега, Петр из Гонендза, Якуб из Калиновки, Павел из Визны, Чеховиц и др. В их произведениях анализируются: происхождение и сущность гос-ной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод подданных. В целом уровень развития отечественной политической мысли в этот период получил свое закрепление в таких уникальных политико-правовых документах, как Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. Все эти идеи носили гуманистический характер. Однако в общем потоке обсуждаемых общественных проблем и предлагаемых решений развивались два направления: умеренно-гуманистическое и радикально-гуманистическое. Представители умеренно-гуманистического направления (Скорина, Гусовский, Волан, Будный, Тяпинский, Литвин, Сапега и др.) выражали интересы феодального сословия и горожан.

11. ПОЛИТ. МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ И РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Белорусская политическая мысль все больше обращается к проблемам дальнейшего исторического пути своего народа, развития его самостоятельности, единения с братским русским народом. Объективной предпосылкой актуализации в общественном сознании идеи воссоединения белорусов, как и украинцев, с русскими, является усиление социального и национально-религиозного гнета со стороны господствующих классов Польши. По мере роста мощи и значения Московского государства как общерусского центра идея вос­соединения с русскими с середины XVI в. овладевает сознанием все новых слоев православного населения, а с середины XVII в. она становится доминирующей в умонастроениях широких народных масс. Выразителем идей общерусского, восточнославянского единства является, к примеру, известный педагог и по­литический деятель Афанасий Филиппович (1597- 1648). В 1638 г. он посетил Москву - с тем, чтобы попытаться убедить русского царя встать на защиту национально-религиозных прав белорусского и украинского народов. Эта миссия описана автором в работе «История путешествия в Москву». Перед нами предстает картина бедственного и бесправного положения белорусского и украинского народов в Речи Посполитой. Надо заметить, что миссия Филиппо­вича в Москве не была безрезультатной. Его «История путешествия» была занесена в Московские государственные акты и направлена царю. Гуманистические идеи, связанные со свободолюбивыми устремлениями белорусов, присущи также произведениям отелелшя Смотрицкого (ок. 1572-1633). Его имя чаще всего вспоминают как автора «Грамматики», которая долгое время служила основным пособием для изучения славянского языка. Но Смотрицкий известен еще и как политический мыслитель. Им написано свыше двух десятков работ. Политическая мысль Беларуси периода Российской империи приобретает преимущественно революционно-демократич направленность. Это идейно-политическое течение возникло на общей почве российской действительности, где вопросы о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии с самого начала XIX в. встали как важнейшие общественные проблемы. В национальных окраинах России они к тому же тесно переплетались с проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических прав проживающих здесь народов. Немаловажное значение для развития революционно-демократических идей в Беларуси, как и в России в целом, имели революционные события, происходившие в это время в западно­европейских странах. Генератором демократических социально-политических идей стала, главным образом, белорусская литература.

12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗДЫСЛЬ БЕЛАРУСИ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

Образование Белорусской ССР и её развитие в союзе с другими народами бывшей Российской империи явилось новым, исторически обусловленным, закономерным этапом в становлении государственности и развитии самосознания белорусского народа. В рамках БССР белорусы получили хорошую возможность приобретения столь необходимого им в нынешних условиях опыта самостоятельной государственной жизни. Здесь уместно будет заметить, что это понимало и большинство политических деятелей БНР, которые в последующем признали БССР и, вернувшись в 20-е годы из эмиграции на родину, включились в созидательную работу на пользу своего народа. Семидесятилетнее развитие Беларуси в составе Советского Союза составило особую страницу а истории идейно-политических исканий белорусского народа. Его стремление к более совершенной форме своего общественного и государственного устройства, к развитию самостоятельных отношений с другими народами ощущалось все эти годы. Очередной поворот истории подвел белорусов к идее провозглашения государственного суверенитета страны, которая и была реализована 27 июля 1990г. сессией Верховного Совета БССР. Позже было принято и новое название государства - Ре­спублика Беларусь. Ныне Беларусь - суверенное государство, полноправный член международного сообщества, из этнологии Известно, что между составляющими суперэтнические образования этносами постоянно происходит своего рода «энергетический обмен», благодаря чему осуществляется процесс регенерации, воспроизводства малочисленных этносов. Именно этот фактор, мы убеждены, явился решающей предпосылкой утверждения и сохранений этнической идентичности белорусов, их способности подняться до самостоятельной государственной жизни И именно данный фактор будет и впредь играть решающую роль в дальнейшем развитии белорусов как самобытного народа. С учетом всего этою курс на самоизоляцию Беларуси от России представляется попросту безрассудным.

Разумеется, сегодня нет никаких препятствий и для налаживания всесторонних отношений Беларуси с другими государствами, прежде всего со всеми своими соседями.

13. ОСНОВНЫЕ направления современный ПОЛИТОЛОГИИ

Современные направления политологии - проблемы полит, науки, поставленные в различные периоды XX в. и являющиеся предметом обсуждения и дальнейшего исследования в настоящее время. Было бы непосильным в наших условиях охарактеризовать все или хотя бы основные направления современной политологии. Здесь можно обозначить лишь ее некоторые важнейшие проблемы и назвать имена наиболее известных современных ученых-политологов. Вообще же тема изучения и осмысления важнейших современных политологических школ и направлений еще ждет отечественных исследователей. Начнем с социологического направления в развитии современной политологии. Пожалуй, оно занимает одно из ведущих мест в западной политической науке, все более заметными становятся и у нас. Представители

направления изучают явления политики в через призму анализа общества во всей многообразии его социальной структуры и процессов. Решающее воздействие на становление и раз­витие этого направления в политологии оказали труды немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920) и фран­цузского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Недавно на русском языке изданы важнейшие произведения этих авторов . Значительный вклад в разработку проблематики политической социологии внес француз Мо-рис Дюверже (р. 1917), фундаментальная книга которого «Социология политики» (1966) выдержала за рубежом не­сколько изданий. В рамках социологического направления итальянцы Вильфредо Парето (1848-1923) и Гаэтано Моска (1858- 1941) разработали основы современной концепции anixTL. о рампах теории демократии сложилось о правовом государстве, гражданском правах и свободах человека Видными теоретиками данного нап-равления являются американские ученые С. М. Липсет и Р. Даль, австрийский и американский эта концепция получила в трудах М. Вебера, американских социологов Роберта Кинга Мертона (р. 1910), Амина Гоулднера (1920-1980), С. М. Пипсета и др. В их работах всесторонне исследуются функции и структуры бюрократической организации. Процесс бюрократизации представляется как явление, характеризу-ющееся внутренне присущей западному обществу «рациональностью». Важнейшими в этой теории являются вопросы об узаконении (легитимации) бюрократической власти, о со­отношении бюрократии и демократии. Концепции тоталитаризма также являяются предметом современной политологии. Значительное место проблема тоталитаризма i трудах немецко-американского философа и Ханны Арендт (1902-1975), австро-эго экономиста и политолога Фридриха фон Хайека (1899-1988), испанского философа Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), русского философа И. А. Бердяева (1874-1948) и др. В произведениях указанных авторов дается описание тоталитаризма как общества, качественно отличного от всех, которые существовали в истории. Его отличительной чертой является превращение личности в атомизированного индивида, представителя «массы»,сплачиваемого в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции.

(от лат. Function – исполняю) любой науки, в том числе и политологии – решение природно-характерных для нее задач и проблем. Одна из важнейших функций политологии - познавательная (гносеологическая ). Во всех своих структурных подразделениях политолог дает знания о различных сферах политической жизни. Это обеспечивают как фундаментальные теоретические исследования, так и эмпирические, дающие богатый фактический материал, конкретную информацию о различных областях общественной жизни. В рамках этой функции политологии можно вычленить описательную функцию, которая дает ответ на вопрос: какая была или какая есть политическая действительность?

С познавательной тесно связана функция рационализации общественной жизни (пояснительная ). Политическая наука дает объяснение сложных политических процессов, раскрывает их рациональный механизм. Отвечая на вопросы: почему? зачем? почему так, а не иначе, политология делает политические действия ясными и доступными сознанию людей.

Политология не только описывает и объясняет политические реалии, но и дает оценку политическим событиям, институтам, идеям и пр. В этом реализуется нормативно-ценностная (аксеологическая) функция политологии . Политология, вскрывая тенденции политического развития, дает конкретную информацию, необходимую для осуществления эффективного руководства и управления общественными процессами. Управленческая функция наглядно выражается в том, что политология (прикладная ее часть) непосредственно участвует в разработке практических рекомендаций по вопросам повышения эффективности руководства политическими процессами, управления политическими событиями.

Важное значение имеет прогностическая функция политологии , отвечающая на вопрос: какой будет политическая реальность в будущем? Опираясь на определенные закономерности, исследуя конкретные процессы, факты и явления, политология способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. С прогностической функцией тесно связана организационная или прикладная (инструментальная) , отвечающая на вопрос: какие мероприятия необходимо провести, чтобы достичь желаемого результата? Что необходимо принять, чтобы предвиденные результаты стали реальностью? С этой функцией связана разработка различного рода рекомендаций, технологий, предназначенных для всех уровней и сфер политической жизни.

Политология также выполняет и воспитательную функцию, формируя мировоззрение, социальные идеалы, политическую культуру.

Заключая, необходимо подчеркнуть, что политика это не только наука, базирующаяся на законах общественного развития и требующая, как и всякая другая наука, понимания логики этих законов, но вместе с тем - это и искусство, состоящее в умении использовать существующие возможности, принимать правильные политические решения на основе соединения теоретического знания, проверенных логических выводов с интуицией, творческой смелостью и фантазией.

Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и идейно-воспитательную.

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории, образцов организации практической политической деятельности. Политология, как указывалось выше, выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных исследований политики в рамках некоторых других общественных наук. Методология и методы политического анализа будут особо рассмотрены в следующем разделе учебного пособия.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Политология призвана дать рациональное объяснение политической действительности, отвечая на вопросы: как, почему, в силу каких причин возникли данные политические явления и процессы, почему им присущи именно эти особенности? Познавательная функция политологии направлена на адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей, тенденций и закономерностей развития.

Объективный анализ политической действительности является необходимым условием для выработки научно обоснованной политики. Политология не только отражает политическую реальность, но и способна служить мощным инструментом воздействия на нее. Отсюда следующая функция политологии – инструментальная , или регулятивная – связана прежде всего с вопросами практической политики. Основным содержанием данной функции является выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность. Политическая наука дает теоретическое обоснование политических реформ и преобразований, разрабатывает технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов. Тем самым политология призвана способствовать повышению эффективности политического руководства и управления общественно-политическими процессами. К сожалению, на практике политологические знания и рекомендации политической науки не всегда бывают востребованы обществом, органами власти и управления.

Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений. Прогнозы должны опираться на вскрытые объективные закономерности и тенденции общественно-политического развития. Прогнозирование – одна из важнейших и наиболее сложных задач политической науки. В последнее время возможности прогнозирования несколько расширились благодаря использованию новейших научных достижений, вычислительной техники, современных методик и т.д.

Идейно-воспитательная , мировоззренческая функция политологии связана с выработкой, обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических ориентаций граждан. Политология способствует формированию гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан.

Без развитой политической культуры невозможно функционирование демократического общества. Способность граждан к участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения соответствующих знаний и опыта. Во всех развитых демократических странах действуют специальные системы политического образования и воспитания. Тем более актуальна эта задача для Беларуси и других посттоталитарных стран.

Какой бы узко профессиональной сферой деятельности ни занимался человек, он является гражданином своей страны и в той или иной степени участвует в политической жизни. Говорят, если люди перестают заниматься политикой, политика начинает заниматься людьми. Они превращаются в объект манипуляций, заложников некомпетентности и политического авантюризма властей. Знакомство с основами политологии помогает человеку осознать свое место в обществе, ориентироваться в сложной политической обстановке, занимать гражданскую позицию. Французский политолог Ф. Броотмечает: "Политическая наука обеспечивает высшую форму уважения личности, так как дает человеку возможность более свободно распоряжаться собой и более сознательно выбирать, в какую борьбу включаться" (Политология вчера и сегодня. М., 1990. – С. 243).

Овладение гражданами основами политических знаний и демократической культуры – важное условие успешности политических и общественных реформ в нашей стране.

Функции политологии

Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет, отвечая на общественные потребности. К числу важнейших функций политической науки относят: методологическую, познавательную, регулятивную, прогностическую и мировоззренческую.

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке категорий и законов данной науки.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической деятельности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития.

Регулятивная функция основывается на необходимости объективного анализа политической действительности с целью выработки научно обоснованной политики. Основным содержанием данной функции является разработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую жизнь общества.

Прогностическая функция политологии состоит в определении ближайших и отдалённых перспектив политического развития общества, выработке прогнозов, в моделировании будущих политических процессов и отношений.

Мировоззренческая функция политологии связана с формированием и обоснованием определённых политических идеалов и ценностей, соответствующих интересам общества политических взглядов, убеждений и ориентации граждан.

Методы политологии

Методология - это совокупность принципов, норм и методов познания. Каждая наука имеет свою собственную методологию.

В политологии используются три группы методов: теоретические, общенаучные и эмпирические.

К группе теоретических относятся следующие методы:

* структурализм - основывается на том, что и в обществе, и в политике есть устойчивые социальные и политические структуры, выполняющие свои постоянные функции. Таковыми структурами являются институты, нормы, труппы, общности, статусы, роли и т. д. Эти структуры имеют устойчивый характер, что позволяет выделять их из политической реальности и изучать каждую в отдельности. Этот методологический приём широко используется при анализе политических институтов, когда каждый из них рассматривается как самостоятельная целостность;

* функционализм - в отличие от структурализма выявляет факторы взаимозависимости политических институтов, организаций и других элементов политической реальности.

Функционализм объясняет появление какого-либо политического института в обществе созреванием в его политической системе соответствующих потребностей. Механизм исследования сводится к выявлению и изучению функций, выполняемых теми или иными политическими структурами;

* системный анализ - направляет исследователей на рассмотрение политики как открытой системы, взаимодействующей со всей окружающей средой. Учёные, использующие этот метод, исследуют вопросы взаимодействия политической системы с окружающей средой, механизмы адаптации политической системы, особенности её функционирования и развития;

* бихевиоризм - метод, основанный на предположении, что поведение человека - это реакция на различные внешние раздражители и стимулы. В политологии используют этот метод для описания изменений в политическом поведении людей, которые связаны с изменениями реалий жизни, принятием политических решений и т. д.

Общенаучные методы познания и объяснения объективной реальности сформировались в ходе развития общего научного знания и едины для всех наук. Это универсальные правила, устанавливающие соответствующие процедуры для достижения рациональных выводов. К ним относятся:

* сравнение - метод, который позволяет сопоставлять однопорядковые процессы, явления и события. Сравнительный метод позволяет установить, в чём состоит подобие сопоставляемых объектов, выделить их общие черты либо показать, по каким признакам они различаются. Этот метод лежит в основе сравнительной политологии;

* анализ и синтез - единый метод, обеспечивающий рассмотрение внутреннего строения сложных политических образований;

* индукция и дедукция - методы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к общему и наоборот;

* моделирование - метод, основанный на построении моделей, раскрывающих как внутреннее строение политических объектов, так и складывающиеся между ними зависимости.

К нему прибегают в том случая, если анализ реального политического явлении невозможен или затруднён, либо требует больших финансовых затрат или требует много времени. Модель выступает в качестве аналога реального политического объекта. Сегодня этот метод получает большое распространение в связи с внедрением в политологические исследования компьютерной техники, которая позволяет оценивать самые разнообразные факторы, влияющие на политический процесс.

Эмпирические методы направлены на получение информации о политических предпочтениях избирателей, о намерениях политических лидеров, о ценностных ориентациях и политических установках различных социальных групп и их отношение к государственным управленческим решениям. Для достижения этих целей в политологии используют следующие методы:

* наблюдение - метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации политических фактов.

Различают два типа наблюдения: невключённое и включённое. При невключённом наблюдении исследователь находится и фиксирует события как бы со стороны. Включённое наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности организации, т. е. наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или руководство партии, движения и т. д.;

* опрос - представляет собой устное или письменное обращение исследователя к определённой совокупности людей-респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы используются для изучения общественного мнения по самому широкому кругу социально-политических проблем;

* контент-анализ - это целенаправленное изучение определённых документов (конституции, партийной программы, инструкции, законодательных актов и т. д.). В современных условиях применение этого метода связано также с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество метода заключается в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.

Важное значение в изучении политологии приобретают междисциплинарные связи во всех новых направлениях развития обществоведения, которые и позволяют говорить о характере и особенностях социальных носителей, групп, их интересов, что даёт возможность расширить фактологическую базу гуманитарных дисциплин.

Политология возникла и развивается для того, чтобы произвести знания, которые дают человечеству возможность ориентироваться в окружающем мире и благодаря этому активно осваивать его, преобразовывать и сознательно формировать политическую систему общества. Функции, которые выполняет политология, - это выполнение ее базовых обязанностей перед обществом.

1. Теоретико - познавательная функция. П олитология обеспечивает прежде всœего прирост знаний о различных областях политической жизни.

2. Функция рационализации общественной жизни. П олитология дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целœей, интересов, амбиций.

3. Нормативно-ценностная функция. В политической жизни действуют люди, ставящие перед собой определœенные цели, отстаивающие определœенные интересы. А там, где речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и идеалы. Политология призвана вырабатывать определœенные ценности и идеалы политической жизни. В качестве таких ценностей могут выступать ценности свободы, социальной справедливости, братства. I

4. Прогностическая функция. Политология способна вырабатывать научно-обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. Наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д.

Политология имеет непосредственно практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политических исследований вырабатываются критерии выделœения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная, оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.

Политология связана с целым рядом общественных наук, т.к. всœе они объектом своего исследования называют политическую сферу жизни общества.

К их числу относят политическую философию, историю, психологию, политическую географию, теорию государства и права, социологию и др.

Политология - это лишь одна из наук о политике, а это значит, что предмет ее изучения исчерпывается институциональными аспектами политической жизни, прежде всœего, исследованием механизмов власти в институтах государства.

др. терии) является самым популярным направлением в исследовании политики.

Социально-экономические теории политики объясняют происхождение и развитие политики определœенным влиянием экономических отношений общества. Этой теории придерживаются марксисты, которые рассматривают политику как концентрированное выражение экономики.

Правовые политические теории (Р. Моор, Г. Макдональд и др.) рассматривают право как основной системообразующий фактор политики. По их мнению, право обеспечивает четкое взаимодействие и равновесие политических структур и институтов, способствует динамическому развитию политической системы общества.

Демократические или либеральные теории (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж..-Ж. Руссо и др.) сформулировались в конце 17 - нач. 18 вв. Οʜᴎ провозглашали источником политики и власти народ. Природа и смысл политики объясняются не надприродными силами, а потребностями и интересами людей. Народ добровольно наделяет государство и ее структуры властными полномочиями.

В культурологических теориях основными детерминантами политики рассматриваются духовные качества человека - образование, профессионализм, моральность. К культурологическим теориям относится и культурнрантропологическая теория политики, которая считает главным назначением политики - раскрытие творческого потенциала каждого человека; главным субъектом и источником политики есть личность, а не народ.

Метод политологии

Метод - это совокупность логических операций, позволяющих раскрыть содержание предмета исследования.

Политология является междисциплинарной наукой. На ее формирование и развитие оказали влияние многие науки. Политология не разрабатывает собственных специфических методов, а использует для изучения политической реальности методы различных наук, на которых она базируется. В конкретных ситуациях политология использует соответственные методы в зависимости от изучаемой проблемы.

Сегодня основными методами, применяемыми политической наукой,являются:

1. ценностно-нормативный подход . Он утвердился одним из первых. Мыслители древности и античности рассматривали политические явления с точки зрения соответствия их нормам морали, общего блага. Этот метод способствовал не только формированию идеалов общественного устройства, но и стимулировал развитие общественных движений за их реализацию.

Политика и мораль

А в наши дни, когда крайне важно

Всеобщим, равным, тайным и прямым

Избрать достойного -

единственный критерий

Для выборов:

Искусство кандидата

Оклеветать противника

И доказать

Свою способность к лжи

и преступленью.

По этой причине парламентским вождем

Является всœегда наинаглейший

И найадвокатейший из всœех.

Политика - есть дело грязное,

Ей нужно людей практических,

Не брезгующих кровью,

Торговлей трупами и скупкой нечистот.

Но избиратели досœелœе верят

В возможность из трех сотен

негодяев

Построить честное

Правительство страны.

М. Волошин

Нравственность политики и политиков прямо пропорциональна нравственному состоянию общества. В аморальном обществе честные политики исключены, они отторгаются самим обществом. «Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает...».


  • - Функции политологии

    Политические партии Законодательная власть (парламент) Органы государственной власти Государство как основной политический институт Парламент – высший законодательный орган государства. Имеет ряд названий: Кнессет... [читать подробенее]


  • - Методы и функции политологии.

    Любая наука имеет определённую методологию-совокупность принципов, норм и методов познания. Политология использует общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Наиболее широкое применение в этой науке получили следующие:... [читать подробенее]


  • - Функции политологии

    Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и... [читать подробенее]


  • - Категории и функции политологии. Прикладная политология

    Как и всякая научная дисциплина, имеющая предмет исследования, политология имеет свою систему категорий, т.е. узловых понятий, с помощью которых раскрывается предмет науки. Спецификой политологического категорийного аппарата является то, что будучи сформированным... [читать подробенее]


  • - Функции политологии

    В обществоведении под функцией (от лат. - выполнение, осуществление) понимают роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого. Поскольку такая роль реализуется за многими направлениями, то обычно выделяются несколько функций того... [читать подробенее]


  • - Предмет и функции политологии

    Политология – это общая, интеграционная наука о политике во всех её проявлениях.Она включает в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, теорию государства и права, политическую географию и все другие политические дисциплины.... [читать подробенее]


  • - Закономерности, категории и функции политологии

    Политической сфере, как и любой другой сфере общественной жизни, присущи определенные закономерности. Эти закономерности отражают и характеризуют свойственные политической сфере всеобщие, существенные и необходимые формы связей и отношений, реализуемые в...

  • Рекомендуем почитать

    Наверх