Остановка общественного транспорта: основные элементы, классификация. Остановка и стоянка (ПДД). Различия понятий "остановка" и "стоянка" Остановка по пдд

Управление персоналом 03.03.2020
Управление персоналом

Одной из важнейших тем является остановка и стоянка. ПДД её раскрывают в максимальных подробностях. Что ж, тема эта очень важна, тем более для будущих водителей, потому стоит её обсудить.

Правило номер один

Начать стоит сразу с общепринятых положений. И первым делом стоит рассказать, где позволяется остановка и стоянка. ПДД гласят: можно остановить или припарковать на правой стороне дороги, и исключительно на обочине. Если же её нет, то позволяется поставить ТС у края проезжей части.

А что левая сторона? Там вообще нельзя останавливаться? Можно, но только в тех городах/сёлах/пгт, где действует лишь одна полоса движения для разных направлений. И если отсутствуют по центру трамвайные пути. Еще позволительно остановиться слева, если на дороге организовано одностороннее это делать только автомобилям грузового типа (которые весят более 3500 килограмм). Разве что для кратковременной загрузки или же разгрузки.

Нюансы и исключения

Итак, выше было описано одно положение, касающееся такой темы, как остановка и стоянка. ПДД содержат кое-какие пояснения, касающиеся данного правила. Итак, было сказано, что грузовик может приостановиться по левой части дороги, но лишь для того, чтобы загрузить машину или наоборот, разгрузить её. Это возможно, но лишь в том случае, если место обозначено особым знаком. Он называется “Начало населенного пункта”. Выглядит знак как табличка с белым фоном, на которой черными буквами написано, например, “Краснодар”, “Ростов-на-Дону”, “Ижевск” и т.д. Но и то, остановка позволяется не всегда. Слева можно приостановиться только в том случае, если дорога является двухполосной и движение там, соответственно, 2-стороннее. Еще нельзя этого делать, если середина дороги разделена одной сплошной. В общем, это нужно учитывать и быть внимательным.

Правило номер два

Следующее положение, касающееся такой темы, как остановка и стоянка (ПДД), гласит, что транспортное средство можно парковать исключительно в один ряд, и он должен быть параллелен краю проезжей части. Могут быть исключения. И это те ситуации, когда водитель оказывается в том месте, конфигурация которого позволяет поставить машину как-то по-другому. Кстати, если человек хочет припарковать мотоцикл, мопед или велосипед, то можно делать это в два ряда. Это объясняется, естественно, отличительными габаритами.

Еще возможно припарковать автомобиль на самом краю тротуара, который граничит непосредственно с проезжей частью. Однако это позволительно водителям легковых машин и 2-колесных транспортных средств. И в том месте должен быть установлен специальный знак (нумерованный, как 6.4 и обязательно “подкрепленный” табличкой 8.6.2 или другой подобной). На табличках и показано, каким именно способом в данном конкретном месте можно поставить транспортное средство, не нарушив правило.

Еще стоит отметить вниманием один нюанс, который кроет в себе такая тема, как стоянка и остановка. ПДД гласят, что если проезжая часть отделена от тротуара газоном, то там категорически запрещается ставить ТС. Случаи такие были, потому сейчас это уже оговаривается. На такой тротуар парковать машину нельзя.

Отдых

Есть еще один пункт, который важно упомянуть. Отдых - с такой целью тоже нередко предусматривается стоянка и остановка. ПДД гласят, что для этого есть определенные площадки. Это так. Если человек утомился, и чувствует, что ему нужно немного размяться, или же и вовсе требуется длительный отдых - то нужно поскорее найти знак, который это разрешает. Обычно он выглядит, как табличка, на которой изображена ёлка и рядом стоящая скамейка.

Если же подобных знаков по пути не было и не предвидится, то нужно просто выехать за пределы дороги и остановиться - так тоже можно. Главный принцип заключается в том, чтобы транспортное средство не мешало другим участникам дорожного движения.

Запреты

Как уже можно было понять, остановка и стоянка транспортных средств допускается не везде. Её нельзя совершать на а также рядом с ними. Поскольку таким образом получится создать помехи трамваям.

На и в 50 метрах от них это тоже запрещено, поскольку является опасным для жизни. Эстакады, тоннели, путепроводы и мосты - это тоже места, не подлежащие парковке и кратковременной стоянке. Также нельзя этого делать в том месте, где слишком узкая дорога. Должно быть как минимум три свободных метра между машиной и краем проезжей части.

Пересечения, остановки маршруток и переходы

Пешеходные переходы также не предназначены для остановок. Можно припарковаться, но не ближе, чем за 5 метров от него. Еще, если неподалеку от планируемого места остановки есть какие-то опасные повороты или выпуклые переломы, то там тоже нельзя ставить машину. Пересечение проезжих частей для этого также не предназначено. Как и остановки маршруток. Должно быть как минимум 15 метров от места стоянки до неё. В противном случае машина будет мешать автобусам и троллейбусам проезжать к остановке. И, наконец, ТС нельзя ставить там, где оно просто перекроет какой-нибудь важный дорожный знак или же, чего хуже, движение. Всё это грозит немаленькими штрафами. Так что лучше знать, что предписывают ПДД. Правила остановки и стоянки - это максимально важная тема.

Наказание за стоянку там, где не нужно

Теперь нужно более подробно рассказать про то, где нельзя парковаться. Остановка и стоянка транспортных средств регулируется жестко. И если во время первого водитель находится рядом с ТС, то во втором случае он, как правило, отлучается. И, оставив припаркованным машину не там, где положено, можно, вернувшись, заметить, что автомобиля там уже и нет. Его не угнали - просто забрал эвакуатор. Хотя сейчас просто невозможно быть не в курсе того, что это может случиться. Поскольку теперь уже кроме знаков “стоянка” запрещена, под ним же ставят табличку “Работает эвакуатор”. Спутать изображение невозможно ни с чем другим. Поскольку на нем красуется эвакуатор, увозящий машинку.

Это всё чревато последствиями для автомобилиста. Во-первых, придется ехать за своей машиной, что явно в его планы не входит, платить за свою оплошность штраф, тратить отнюдь не лишнее время и не лишние деньги. Потому лучше быть внимательным и потратить минут десять на то, чтобы найти “легальное” место для парковки, а не решать потом проблемы.

Где нельзя парковаться

Итак, в продолжение вышеупомянутой темы, стоит рассказать, где еще запрещают парковаться ПДД. Правила остановки и стоянки гласят следующее: запрещено на длительный промежуток времени (которым считается 5 и более минут для легковых автомобилей) ставить машину вне населенного пункта на проезжей части, которая обозначена знаком “Главная дорога” (желтый ромб в белой рамке, 2.1). И ближе пятидесяти метров от рельс.

Чтобы было понятнее, нужно пояснить - стоянкой называется преднамеренное водителем прекращение движения его машины. Если он решил припарковаться на пять минут - это остановка. Стоянка занимает больше времени. Правда, если остановка, связанная с посадкой людей (или их высадкой) или, может, загрузкой/выгрузкой вещей затянулась, то в этом нет ничего страшного. Даже если она длится более пяти минут, не нужно её прекращать - надо закончить.

И, конечно, нельзя парковаться там, где это, в принципе, не разрешено. Об этом сейчас будет рассказано подробнее.

Разметка

Итак, выше было немного упомянуто про знаки стоянки и остановки. ПДД содержат еще одну немаловажную тему, и это - разметка. Есть такие особенные “линии”, которые запрещают парковать частные автомобили. Что ж, стоит в этом разобраться и снова обратиться к ПДД.

Остановка и стоянка запрещена на тех дорожных участках, которые отличаются разметкой вида “зигзаг” желтого цвета. В этих местах могут парковаться только такси с включенным таксометром и маршрутные средства.

Пересекать сплошную для стоянки тоже нельзя - иначе штраф в 500 рублей. Нередко на парковочном месте нанесен дублирующий дорожный знак. Допустим, указатель “Место для инвалидов”. Если человек проигнорирует любые правила и оставит своё ТС там, где не положено, ему светит штраф в 5 000 рублей.

Разметка 1.4 (прямая желтая линия) - это “сигнал”, который запрещает останавливаться вообще кому-либо. Прерывистая, такого же цвета, не разрешает ставить ТС на парковку. То есть, стоянка там запрещена. Если человек нарушает, то ему грозит штраф в полторы тысячи рублей.

В общем, как можно видеть, остановка и стоянка транспортных средств запрещаются многими разметками и правилами. Потому стоит выучить, где что можно, а где - нельзя. Не повредит.

Особые ситуации

Бывает, что человеку, сидящему за рулем, приходится экстренно остановить транспортное средство. Его вынудили обстоятельства. Но если это произошло, то он обязан поскорее предпринять все меры для того, чтобы убрать машину с того места, где остановка и стоянка запрещена. Действие знака, если он там установлен, не отменяется экстренной ситуацией - нужно это понимать. Но всякое бывает, потому для того, чтобы не вводить других автомобилистов в замешательство, человек должен сразу же включить аварийную сигнализацию и поставить “треугольник” (т.е., знак аварийной остановки). В жилых местах это нужно сделать на расстоянии 15 метров. За городом надо поставить как минимум за 30 метров.

Что делать запрещено

Рассказывая про такую тему, как остановка и стоянка транспортных средств (ПДД), стоит отметить еще вниманием то, чего делать нельзя. Правило 12.7 гласит, что даже припарковавшись, нельзя открывать двери машин, если это каким-либо образом помешает остальным людям, участвующим в дорожном движении. И причем касается это не только водителя. Пассажиры тоже должны соблюдать данное предписание. В противном случае вся ответственность ляжет на плечи того, кто сидит за рулем. Потому перед тем, как покинуть машину, пассажир должен оповестить об этом водителя. И только после разрешения выйти. Это особенно актуально для таксистов и маршрутчиков. А точнее для людей, которые находятся у них в салонах. Сколько бывало случаев, когда водитель еще не остановился, а просто притормозил (в связи с тем, что возник затор, нужно пропустить другого автомобилиста и т.д.), а пассажир уже пытается выйти из машины. За это тоже налагается штраф, причем на того, кто за рулем. Недаром ведь маршрутчики отказывают слезно умоляющим людям “притормозить здесь”. Остановка и стоянка в населенных пунктах разрешена в конкретных местах, потому не нужно людям злиться и кричать - нужно просто почитать правила и порадоваться, что водитель аккуратный и бдительный.

Правила поведения во время стоянки

Последнее предписание (12.8) гласит, что водитель не имеет права покидать машину, не предприняв соответствующие меры безопасности. То есть, если выражаться иначе, он должен обеспечить полную неподвижность автомобиля. Поставить на ручник, заглушить, забрать ключи и заблокировать двери. Это советуют делать, даже если стоянка кратковременная. Во-первых, так поступать - в интересах водителя (поскольку в наш современный век угнать чужой автомобиль - дело нехитрое), а во-вторых, можно схлопотать штраф, если вдруг забыть поставить на стояночный тормоз. Автомобиль покатится назад и случайно врежется в машину, которая попалась ему на пути.

В общем, как можно видеть, правил много, но всех их запомнить легко, если приложить определенные усилия для этого. И знать их нужно. Во-первых, при сдаче теоретического экзамена в ГИБДД это пригодится, во-вторых, на практике точно поможет.

В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 ** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энерги ей лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Велосипедист» - лицо, управляющее велосипедом.

«Велосипедная дорожка» - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1 .

«Водитель» — лицо, управляющее какимлибо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1 , 2.3.1-2.3.7 или 5.1 , по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие
аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного
типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 , 5.23.2 , 5.24.1 , 5.24.2 , 5.25 , 5.26

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

«Организованная перевозка группы детей» — организованная перевозка восьми и более детей в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Островок безопасности» - элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадной или подмостовых пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1 , 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2 .

«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .

«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34 .

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2-4.5.7 .

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«Полоса для велосипедистов» - полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2 .

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для, сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1 , разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

«Школьный автобус» - специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

Несмотря на очевидную разницу, отсутствие четкого понимания разницы между остановкой и стоянкой часто приводит к неприятностям с ГИБДД. Каждый автомобилист, получивший удостоверение с правом управления транспортным средством, обязан знать, чем отличается стоянка от остановки по ПДД, и научиться применять правила, выбирая места для оставления автомобиля на короткий или длительный период.

Чтобы избежать спорных ситуаций с Госавтоинспекцией, с последующим административным наказанием, следует внимательно изучить действия по правильному выполнению остановки и выбору места и расположения автомашины.

Чем отличается стоянка от остановки

Первое, что должен уяснить водитель автомобиля – что такое остановка и стоянка, и в чем разница в данных понятиях согласно положений ПДД:

  1. Остановка представляет собой намеренное прекращение движения, продолжительностью до 5 минут. В отдельных случаях, рассмотренных в ПДД, отводится более длительный срок на организацию посадки-высадки или проведения погрузочно-разгрузочных мероприятий.
  2. Стоянкой называют запланированное прекращение движения, при котором автомобиль остается на месте от 5 минут и дольше. Стоянка может производиться в местах, где не действует соответствующий запрещающий знак и иные знаки. В случае, если автомобиль стоит не долее 5 минут, следует считать данное действие остановкой.

Таким образом, при определении, какие положения ПДД должны применяться в конкретном случае, исходят из того, на какой период времени прекращает движение автомобиль.

Применение положений ПДД

Чтобы научиться останавливаться и ставить авто на стоянку без нарушений ПДД, следует внимательно изучить и применять положения главы 12.

В отдельных случаях допускается разместить авто на тротуаре, при условии соответствия обстоятельств, описанных в п.12.2.

ВАЖНО! Наиболее частым вариантом оставления ТС является обочина (при ее наличии). Если обочина имеется, но занята другими средствами, машину оставлять на краю проезжей части нельзя.

При отсутствии обочины, допускается остановка авто на дороге, однако выполнять ее нужно от самого края, занимая как можно более правое положение.

Оставление авто с левой стороны

Согласно п. 12.1 ставить автомобиль можно на обочине, с правой стороны, а при отсутствии – на правой части проезжей части. Во второй части того же пункта говорится о возможности оставления ТС слева на проезжей части в условиях одностороннего движения.

Если движение останавливается в пределах города или иного населенного пункта, машину можно поставить в следующих случаях:

  • если дорога с двумя полосами, а движение организовано в двух направлениях, если нет проложенных для движения трамвая рельс между двумя полосами;
  • при наличии сплошной на дорожном полотне, пересекать ее и останавливаться слева недопустимо;
  • при одностороннем движении, вне зависимости от наличия трамвайного пути;
  • прекращение движения слева для грузовиков с левой части допускается только для погрузочно-разгрузочных работ, а длительная стоянка слева запрещена.

Следует также продумать расположение автомашины – колеса авто должны располагаться параллельно краю дороги. Допускается оставление двухколесного средства в два ряда, при условии отсутствия прицепа.

Начинающие водители зачастую не имеют навыков параллельной парковки. В результате автомобиль остается под углом, на краю проезжей части, что считается нарушением и влечет административное наказание в виде штрафа.

Остановка в городских условиях

Следующие положения помогут определить правильное место для оставления машины в условиях города:

  • сложности выбора места и правильного положения транспортного средства есть и при парковке двухколесных средств передвижения (мопедов, велосипедов, скутеров, мотоциклов);
  • при наличии на дорожном полотне расширения, транспортное средство можно оставлять под углом, если есть соответствующий дорожный знак и нанесена разметка;
  • при определении положения автомобиля водитель обязан руководствоваться разрешительными знаками;
  • на тротуаре оставлять грузовую машину запрещено, но для мопеда или легкового транспорта подобная мера допустима.

Места действия запрета

Где запрещена остановка

Особенно остро стоит вопрос поиска мест для прекращения движения автомобиля в пределах населенного пункта, где действует множество запретов и найти подходящее место, не затрудняющее движение остальных участников на дороге, довольно сложно.

Помимо самих дорожных знаков, существуют определенные зоны, где остановка ни при каких обстоятельствах не разрешается:

  • трамвайные пути и вблизи от них, если есть риск создания трудностей для передвижения электротранспорта;
  • если трамвайные рельсы не используются, несмотря на нахождение в населенном пункте, автомобиль может быть оставлен в зоне их расположения, при условии, если авто не помешает движению других участников (не стоит оставлять машину без присмотра, если нет уверенности, что дорога не используется вообще, в противном случае, наказания не избежать);
  • зоны внутри тоннелей, участки под эстакадой, под путепроводами находятся под строгим запретом (исключение составляет прекращение движения на мосту, иных дорожных конструкциях, при условии наличия не менее трех полос, когда остановившаяся машина не приведет к значительным затруднениям для других участников движения);
  • под полным запретом остановки на ж/д переездах и непосредственно на самих пешеходных переходах с нанесенной разметкой (если необходимо, автомашина может останавливаться за 5 метров до и после пешеходной зебры);
  • если прекращение движения авто приведет к сужению свободного участка полосы менее 3 метров между разделительной полосой и краем, чтобы сохранить достаточное для других машин место для проезда и совершения маневров);
  • места ограничения видимости, включая повороты или места крутого подъема (важное правило – должна быть соблюдена минимально допустимая видимость от 100 метров в оба направления, однако данное правило на остановку на обочине не распространяется, если рядом не установлен знак, предупреждающий об опасном повороте);
  • прекращение движения на проезжей части и обочине в зоне действия знака «опасный поворот» категорически запрещена;
  • на перекрестках и в непосредственной близости от них, а также поворотов на прилегающие дороги, территории;
  • в зоне расположения остановки общественных видов транспорта, а также в пределах 15-метровой зоны до и после нее (за исключением случаев, когда необходимо посадить или высадить пассажира, либо выгрузить или погрузить груз без какого-либо препятствия движению водителям общественных видов транспорта);
  • если на проезжей части есть выделенная велосипедная полоса – в целях безопасности остальных участников передвижения, на ней нет места автомобилям);
  • если остановка машины ведет к закрытию знаков, регулирующих движение, а также сигналов светофора на перекрестках, машина не может быть остановлена, во избежание создания аварийных ситуаций).

Как видно из вышеописанных случаев, места, где возможно прекращение движения автомобиля, строго ограничены. Подобные запреты связаны со стремлением максимально обезопасить всех участников дорожного движения, а также разгрузкой дорожного потока в городских условиях.

На видео о стоянке и остановке

Места, где стоянка запрещена

Гораздо проще разобраться, где запрещено оставлять машину на более продолжительное время. В отношении стоянки действует общее главное правило: она запрещена там, где запрещена остановка.

Однако, у данного правила есть некоторые дополняющие пункты:

  1. Нельзя надолго оставлять машину, находясь на главной дороге на трассе. В целях безопасности, позволяется оставлять транспорт только на обочине. Здесь действует только
  2. Запрещается стоянка автомобилей в 50-метровой зоне от расположения железнодорожного переезда.

За зависимости от конкретных обстоятельств нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств, к водителю, могут быть применены различные меры административного наказания от 5 тысяч рублей.

Остановка и стоянка автомобилей - одни из регулярных состояний транспортных средств, при которых требуется соблюдать определенные правила остановки и стоянки, оговоренные в пункте 12 ПДД. За несоблюдение предписаний нарушителям полагается штраф.

Правила остановки и стоянки транспортных средств

12.1 Остановка разрешена транспортных средств на обочине по правой стороне дорожной полос либо на краю проезжей части, если устройством дороги обочина не предусмотрена. Если ситуация подходит под случай 12.2, то разрешается стоянка и остановка на тротуаре . При наличии обочины остановка не на этом участке, а на краю проезжей части будет считаться нарушением ПДД.

Стоянка по левой стороне дороги разрешена только тогда, когда проезжая часть находится в населенном пункте на дороге с единственной полосой для обоих направлений или при осуществлении по ней одностороннего движения . В этом случае должны присутствовать знаки 5.23.1 или 5.23.2, отсутствовать сплошная разметка и трамвайные пути. Разрешается только для двухполосных дорог. На дороге с тремя полосами остановка по левой стороне запрещена.

12.2 ТС допустимо выставлять параллельно краю проезжей части одним рядом, а если у транспорта два колеса, то допускается использование двух рядов . Для определения способа установки ТС на стоянке используется специальный знак 6.4 плюс табличка 8.6.1 - 8.6.9. Дополнительно может присутствовать соответствующая разметка.

На краю тротуара, граница которого находится рядом с проезжей частью, могут стоять только велосипеды, мопеды, мотоциклы, легковые автомобили. Это правило действует при наличии знака 6.4 и таблички из списка:

  • 8.4.7;
  • 8.6.2;
  • 8.6.3;
  • 8.6.6 - 8.6.9.

На грузовые авто разрешение на остановку не распространяется. Отсутствие знака 6.4 автоматически снимает все разрешения, указанные в настоящем пункте.

12.3 Для остановки на ночлег или отдых за чертой населенного пункта предусматриваются специальные площадки, которые находятся в зоне действия знаков 6.4 и 7.11.

12.4 В каких местах остановка запрещена:

  • на территории ж/д переездов, на мостах, эстакадах, путепроводах при наличии меньше трех полос для движения в одном направлении, под указанными объектами;
  • в зоне трамвайных путей, как на самих рельсах, так и поблизости, если это помешает нормальной работе трамвая;
  • в тех местах, где свободное расстояние между разделяющей сплошной линией разметки, противоположным краем дорожного полотна или разделительной полосой и ТС, совершившим остановку, остается менее трех метров;
  • на велосипедной дорожке;
  • в месте пересечения проезжих частей, а также ближе чем 5 метров от края пересекаемой проезжей части, за вычитанием стороны напротив бокового проезда перекрестков трех сторон, у которых имеется разделительная полоса или сплошная линия разметки;
  • в зоне проезжей части дорожного полотна рядом с опасными поворотами, выпуклыми переломами продольного профиля дороги, если видимость на ней хотя бы в одну сторону меньше 100 м;
  • в таких местах, где расположение остановившегося ТС будет загораживать водителям обзор на светофоры, дорожные знаки либо затруднит или прекратит доступ прочих ТС или загородит проход пешеходам;
  • менее, чем на расстоянии 15 м от стоянок маршрутных ТС или места стоянки легкового такси. Исключением становится посадка или высадка пассажиров, при условии, если процесс не создает помех другим участникам движения.

12.5 Стоянка запрещена, где открыто запрещена остановка и стоянка, в радиусе 50 м от ж/д переездов, а также за пределами населенных пунктов на проезжей части дороги, обозначенной знаком 2.1 . Если запрещена только стоянка, то остановка на короткое время разрешается.

12.6 Вынужденная остановка транспортных средств, где запрещается остановка транспорта , водителю необходимо предпринять все меры к тому, чтобы его авто было убрано с запрещенной зоны.

12.7 Открывание дверей запрещается в том случае, когда это может создать помехи прочим участникам движения .

12.8 Покинуть ТС после остановки можно тогда, когда водитель убедился, что не произойдет самопроизвольного движения транспорта или попытка использовать ТС в отсутствие водителя.

Действие знаков остановка и стоянка запрещена


  • знак 3.27 - знак остановка и стоянка запрещается;
  • знак стоянка запрещена с информационными знаками
  • знаки 3.29 и 3.30 — знак остановка запрещена (+ по четным и нечетным числам месяца + с информационными знаками)

Зона действия знака остановка и стоянка запрещена
Зона действия знака «Остановка запрещена»

Каждый из этих знаков накладывает собственные ограничения, которые имеют более сложный характер.

Правила остановка и стоянки транспортных средств: видеокурс

Как ни странно, вопрос различения стоянки и остановки на протяжении многих лет является существенной проблемой, зачастую ставящей в затруднительное положение автолюбителей. И это несмотря на то, что оба эти понятия скрупулёзно и подробно описаны в ПДД.

Тем не менее, нередко автолюбители вступают в конфликты и долгие разбирательства с сотрудниками дорожной полиции. Такие препирательства далеко не всегда заканчиваются благополучно для нервов и кошельков даже опытных водителей. А новичков, чего греха таить, инспекторы тем более могут ввести в заблуждение (естественно, непредумышленно и не корысти ради).

Проблема есть, она застарелая и требует окончательного разрешения. Для этого каждому автолюбителю нужно чётко представлять, чем отличается стоянка от остановки с позиции ПДД.

Определение

Остановка представляет собой предумышленное прекращение движения автомашины длительностью до 5 минут (однако ПДД допускают и превышение этого срока). Обязательное условие остановки – необходимость погрузки или выгрузки товаров либо посадки и высадки пассажиров.

Стоянка — это также намеренное прекращение движения, но сроком свыше 5 минут, не связанное с обязательными для остановки условиями. Если стоянка длилась не больше 5 минут, то такое действие считается остановкой.

Сравнение

Главное отличие этих понятий состоит во временном факторе: стоянка предполагает длительность, а остановка – кратковременный манёвр. Не всегда остановка запрещена там, где нельзя ставить машину на стоянку. А вот стоянка всегда будет нарушением в тех местах, где остановка запрещена.

Таким образом, при наличии знака «Остановка запрещена» (две скрещенные красные полосы на синем фоне, 3.27) нельзя осуществлять ни остановку, ни стоянку, а знак «Стоянка запрещена» (одна красная полоса на синем фоне, 3.28) позволяет сделать остановку.

Выводы сайт

  1. Остановка – намеренное прекращение движения сроком обычно до 5 минут по причине посадки/высадки людей, равно как и погрузки/выгрузки товаров и других грузов;
  2. Стоянка – аналогичное прекращение движения, длительность которого – свыше 5 минут, не обусловленное посадкой пассажиров или погрузкой;
  3. Стоянка подразумевает длительность этого действия;
  4. Стоянка не обязывает водителя отчитываться о её причинах;
  5. Остановка обычно не превышает 5 минут и обременена обязательными условиями.

Рекомендуем почитать

Наверх