Сроки обжалования предписания трудовой инспекции в суд. Как обжаловать решения трудовой инспекции? Продление сроков выполнения предписания трудовой инспекции

Интернет-маркетинг 01.07.2020
Интернет-маркетинг

Жалобы на предписание трудовой инспекции (ФИТ), называемые в настоящее время административными исковыми заявлениями, - эффективный метод защиты интересов участников трудовых правоотношений. В силу ч.1 ст.357 ТК РФ, п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, ст.218 КАС РФ предписания ФИТ выдаются работодателям в случае выявления допущенных ими нарушений норм трудового права.
Предписаниями руководящие органы хозяйствующих субъектов обязываются устранить обнаруженные нарушения в конкретные сроки.

Таким образом, предписания представляют собой распорядительную документацию, возлагающую на работодателя обязанность принятия конкретных мер. По итогам проверки, они порождают комплекс правовых последствий, а, следовательно, подлежат обжалованию. На это прямо указывают ст.16 Закона №294-ФЗ, ст.361 ТК РФ, ст.218 КАС РФ и п. 113 Административного регламента №354н.

Физические лица оспорить предписание инспектора ФИТ, затрагивающее его интересы, могут, подав жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу ФИТ, вплоть до главного инспектора труда России
  • в райсуд

Такие же адресаты согласно ст.17 КАС РФ имеют жалобы, направляемые юридическими лицами. Ст.24 КАС РФ закреплена подсудность в соответствии с выбором истца. Согласно данному доводу, административные истцы могут выбирать райсуд (по месту нахождения ФИТ либо по месту пребывания заявителя).

Юристы-практики рекомендуют при обжаловании предписаний сразу обращаться в суд. Подобная позиция объясняется тем, что факт предъявления жалобы вышестоящему должностному лицу ФИТ не является основанием для приостановки течения 3-месячного срока, отведенного на обращение в судебную инстанцию (ч.1 ст.219 КАС РФ). Пропустив этот срок, заявитель существенно ограничивает собственные возможности по защите своих интересов.

Необходимо помнить, что в настоящее время продолжает действовать ст.357 ТК РФ, в соответствии с которой предписания подлежат обжалованию в суд в течение 10 суток с момента их получения. В данном случае важно также учитывать ст. 19.5 КоАП, предусматривающую необходимость выполнения предписания в четко обозначенный срок. Анализ перечисленных статей в совокупности свидетельствует о том, что более безопасно оспорить предписание ФИТ в 10-дневный срок.

Оспаривание предписаний у вышестоящих должностных лиц ФИТ не предполагает возможности приостановки их действия, в то время как суды располагают таким правом и могут применять его по собственной инициативе (ст.223 КАС РФ). В целях приостановки действия предписаний заинтересованным лицам требуется на любой стадии рассмотрения жалобы обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Жалобы на предписание необходимо оформлять в 2-х экземплярах. Один из них направляется вышестоящим должностным лицам ФИТ (либо в суд), второй - с отметкой о принятии - остается у заявителя. При формировании данных обращений заявителям необходимо обеспечить указание в них:

  • реквизитов судебной инстанции либо личных данных должностного лица, которому обжалуется предписание ФИТ
  • реквизитов ФИТ, вынесшей обжалуемое предписание
  • личных данных либо реквизитов заявителя
  • даты и номера обжалуемого предписания ФИТ
  • обоснования требований заявителя с подробным разъяснением причин, по которым заявитель считает обжалуемое предписание незаконным;
  • требований заявителя, нацеленных на признание предписания, вынесенного ФИТ, незаконным.

Важное положение содержится в ч.4 ст.218 КАС РФ, в соответствии с которой административные исковые заявления об оспаривании предписаний ФИТ в защиту интересов участников трудовых правоотношений в суд могут предъявляться:

  • органами государственной власти;
  • прокурором;
  • уполномоченным по правам человека в России;
  • уполномоченным по правам человека в регионе.

Задайте вопрос юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Недавно оказал посредническую услугу как физическое лицо. Но все пошло не так. Я пытался вернуть свои деньги, но меня обвинили в мошенничестве, и теперь грозят подать иск в суд или в прокуратуру. Как мне быть в данной ситуации?

Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения. О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи.

Полномочия инспектора по труду

В силу ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее — Положение).

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.

Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п. 13 Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально. Такими документами являются:

— акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон N 294-ФЗ);

— предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;

— протокол об административном правонарушении — составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя. В случае отказа представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (п. 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ). С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);

— постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:

— административный штраф;

— дисквалификация руководителя;

— административное приостановление деятельности работодателя.

При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.

Право на обжалование

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения. Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 361 ТК РФ, работодатель может обжаловать любой документ — акт, предписание, протокол, постановление о привлечении к административной ответственности. При этом обычно акт обжалуют вместе с предписанием, а протокол с постановлением.

Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Подведомственность и сроки обжалования

Если работодатель решил обжаловать предписание в государственную инспекцию труда, сделать это он должен в течение 15 дней с момента получения акта и предписания (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст. 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности. Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.

К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении. Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности. Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Организации и предприниматели, получившие предписание по результатам проверки Государственной трудовой инспекцией (ГИТ), обязаны устранить выявленные нарушения и уведомить об этом ГИТ в установленном порядке. В статье разберем, как правильно оформить ответ на предписание трудовой инспекции, каков срок предоставления документа в ГИТ, предусмотрена ли для работодателя ответственность за отсутствие ответа на предписание инспекции труда.

Когда проводится проверка ГИТ

В соответствие со ст. 360 ТК РФ, ГИТ является уполномоченным органом, осуществляющий контроль работодателей на предмет соблюдения ними трудового законодательства.

Законом предусмотрено проведение трудовой инспекцией плановых и внеплановых проверок организаций и ИП, выступающими работодателями.

Плановые проверки ГИТ проводятся на основании утвержденного графика, составленного в соответствие с учетом категорий риска, присвоенных работодателям на основании порядка ФЗ-294:

  • проверки организаций из категории высокого риска проводятся 1 раз в 2 года;
  • работодателей из категории значительного риска ГИТ проверяет 1 раз в 3 года;
  • организации из категории среднего риска могут ожидать плановую проверку трудовой инспекцией не реже 1 раз в 5 лет;
  • для организаций из категории умеренного риска проверка ГИТ осуществляется 1 раз в 6 лет;
  • для работодателей, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не предусмотрены.

С графиком плановых проверок, которые будут проводиться в текущем отчетном году, можно ознакомиться на официальном сайте Роструда (https://www.rostrud.ru/control/plani_proverok/).

ГИТ имеет право проводить внеплановые проверки работодателей при наличии следующих оснований:

  1. Жалоба работника . Поступление в ГИТ заявления работника, в котором содержаться жалобы на нарушение работодателем действующего трудового законодательства, является основанием для проведения трудовой инспекцией внеплановой проверки. Бланк жалобы в трудовую инспекцию можно скачать здесь ⇒ .
  2. Истечение срока действия предписания . В случае, если по результатам предыдущей проверки ГИТ выдано предписание работодателю, то по истечению срока действия такого предписания трудовая инспекция вправе назначить внеплановую проверку.
  3. Распоряжение Прокуратуры, Правительства, Президента РФ. Основанием для проведения внеплановой проверки ГИТ может выступать приказ руководителя органа трудовой инспекции, составленный на основании требований Прокуратуры, Правительства или Президента РФ.

Предписание ГИТ по результатам проверки

По окончании проверки инспектор труда составляет акт, в котором отражает факты выполнения/невыполнения работодателем требований трудового законодательства. В случае если ГИТ установлены действия (бездействия) работодателя, которые нарушают нормы ТК и трудовые права работников, то трудовой инспектор выдает предписание по устранению выявленных нарушений.

В тексте предписания ГИТ указывает:

  • перечень выявленных нарушений;
  • меры, которые потребуется совершить работодателю для устранения нарушений;
  • срок, в течение которого нарушения должны быть устранены, а работодатель обязан предоставить письменный ответ о проведенных мероприятиях в адрес ГИТ.

Инспектор составляет предписание в 2-х экземплярах, после чего передает на подпись руководителю организации, в которой проводилась проверка. В случае если работодатель отказался в подписании предписания, то инспектор делает в документе соответствующую отметку.

Один экземпляр предписания остается у работодателя, второй передается в ГИТ для дальнейшего контроля исполнения указанных в документе требований.

Как оформить ответ на предписание трудовой инспекции

Работодатель, получивший предписание ГИТ, обязан устранить выявленные инспектором нарушения и предоставить контролеру письменный ответ в срок, установленный данным предписанием.

Форма бланка, в соответствие с которой работодатель обязан оформить ответ на предписания трудовой инспекции, законом не утверждена. Однако, составлять документ в свободной форме все же не следует. Перед тем, как приступить к оформлению ответа, представителю организации рекомендуется посетить орган ГИТ, который выдал предписание и получить там необходимую форму бланка для составления ответа.

Образец ответа на предписание ГИТ можно скачать здесь ⇒ .

В общем порядке ответ на предписание составляется в соответствие с требования Гражданского кодекса, в связи с чем должен содержать обязательные реквизиты:

  • наименование документа (ответ на предписание Государственной инспекции труда);
  • дата составления документа;
  • полное наименование органа, в который подается документ;
  • информация о составителе (наименование организации, адрес, ИНН, КПП);
  • должность, ФИО лица, подписавшего ответ на предписание (в общем порядке – руководитель организации).

При составлении отчета ГИТ работодателю следует уделить внимание следующим моментам:

  1. Информация о выявленных нарушениях . Первоначально в тексте ответа следует описать нарушения, выявленные ГИТ и описанные в предписании. Нарушения необходимо описывать в четком соответствии с формулировкой, предусмотренной трудовым законодательством. Также в документе следует указать номер и дату предписания, выданного трудовой инспекцией с целью устранения нарушений.
  2. Меры устранения нарушений. Описав выявленные нарушения, работодателю следует отразить в ответе полную информацию о мерах, предпринятых по устранению данных нарушений, с указанием ссылок на нормы действующего законодательства.
  3. Документальное подтверждение устранения нарушений . Ответ на предписание должен содержать документальное подтверждение действий работодателя, направленных на устранения нарушений. Номера и даты локальных нормативных актов, в соответствие с которыми работодатель подтверждает исправление выявленных недочетов и гарантирует последующее соблюдение норм трудового права.

Важно знать, что принятые работодателем меры должны полностью ликвидировать выявленные ГИТ факты нарушения трудового законодательства. К примеру, если в результате проверки обнаружено, что в течение отчетного года работодатель не проводил сотрудникам инструктаж по охране труда, то подтверждением устранения выявленных нарушений будут выступать следующие документы:

  • Положение об охране труда, в котором указана периодичность проведения инструктажей;
  • Журнал инструктажей по охране труда, в котором указан срок инструктирования и подпись работников.

Образец отчета об исполнении предписания ГИТ.

Когда нужен отчет об исполнении предприсания трудовой инспекции

Практически все заканчиваются выдачей организациям предписаний об устранении выявленных нарушений.

На исполнение предписания отводится обычно не более одного месяца. В связи с тем, что этот срок законодательно не установлен, инспектора применяют его по аналогии со сроком на устранение нарушений по представлению прокурора (ч. 1 ст. 24 Закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1).

Зачастую работодатели относятся к исполнению предписаний формально. И это является серьезным заблуждением, так как может закончиться для организации и ее директора очень негативными последствиями, ведь истечение срока исполнения предписания является самостоятельным основанием для проведения в организации внеплановой проверки (ч. 4 ст. 360 ТК РФ).

Если в результате этой проверки подтвердится факт неисполнения предписания, то организация и директор могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. При этом кроме штрафа, для директора предусмотрена дисквалификация сроком от 1 года до 3 лет. Важно и то, что исполнение предписания не в срок или частичное неисполнение обязательно приведет к штрафу.

Именно поэтому его нужно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию труда. Такой отчет, в частности, можно направить и по электронной почте с приложением заверенных копий документов, подтверждающих исполнение предписания. Также возможно направить отчет по факсу, по почте или курьерской доставкой. Такие варианты советуем заранее согласовать с инспектором. Однако лучше лично подъехать в трудовую инспекцию с этими документами.

При возникновении у инспектора вопросов, работодатель сможет оперативно на них ответить и разъяснить непонятные моменты. Также нужно взять с собой свой экземпляр предписания для того, чтобы проставить отметку об исполнении или продлении срока исполнения отдельных его пунктов. Вместе с тем не лишним будет, если на копии отчета работодателя инспектор поставит отметку о получении (с обязательным указанием даты). В случае возникновения спора это поможет подтвердить, что работодатель уже отчитался по предписанию.

На что обратить внимание при составлении отчета об исполнении предписания ГИТ

Отчет об исполнении предписания трудовой инспекции должен содержать реквизиты предписания (номер и дату). Без этих реквизитов бывает трудно определить об исполнении какого предписания работодатель отчитывается. У инспектора на контроле может находиться несколько предписаний, вынесенных в отношении вашей организации. Отсутствие этой информации может привести к путанице.

В отчете важно четко сформулировать ответ на каждый пункт предписания , расписать, какая конкретно работа была проведена организацией для устранения нарушений. Важно убедить инспектора в том, что его требование вы действительно выполнили. Зачастую организации этого сделать не могут, потому что отчеты написаны не очень подробно. Из-за этого инспектор может провести дополнительную проверку с целью контроля исполнения выданного предписания.

Необходимо к каждому пункту предписания приложить документы, которые подтверждают его исполнение. Инспектора очень внимательно проверяют такие документы. Если у инспектора возникнут сомнения в их подлинности, он обязательно инициирует дополнительную проверку. Копии документов должны быть заверены.

Зачастую в некоторых пунктах предписания встречается такая формулировка: «Соблюдать с 19.09.2013 требование ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ, а именно выплачивать заработную плату сотрудникам общества в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка». Работодатели обычно относятся к таким требованиям формально, не считая нужным отчитываться о их выполнении. Но это неправильный подход. Инспектор обязательно расценит это как неисполнение пункта предписания. Поэтому работодателю важно отразить в отчете, что он это требование обязуется соблюдать с указанной даты неукоснительно. Причем для подтверждения исполнения этого пункта работодателю также необходимо приложить подтверждающие документы.

На основании ч. 1 ст. 357 ТК РФ инспектор может включить в предписание требование о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения трудового законодательства. Это могут быть сотрудники отдела кадров или бухгалтерии. Но не стоит воспринимать данное требование слишком буквально. Работодатель не может произвольно привлечь виновного работника к ответственности, как минимум он должен соблюсти процедуру, установленную ст. 193 ТК РФ. Документы о соблюдении процедуры также нужно приложить к отчету. При этом если в рамках процедуры выяснится, что взыскание к работнику применить нельзя (например, прошли сроки), то инспектору нужно предоставить подтверждающие документы. Если инспектор обнаружит, что дисциплинарное взыскание применено к сотруднику без соблюдения установленной процедуры, то он составит в отношении организации и директора протоколы об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП РФ.

Если к установленному сроку работодатель не успевает исполнить отдельные пункты предписания, нужно заявить ходатайство о продлении срока исполнения этих пунктов. Причины неисполнения должны быть действительно уважительными. Например, в связи с большим объемом работ, когда со всеми работниками компании нужно заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам. Или при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Если же работодатель забыл о том, что предписание нужно исполнить, то, скорее всего, такая халатность закончится штрафами. Важно также понимать, что продлевать срок исполнения предписания инспектор не обязан, даже если такая необходимость будет надлежаще мотивирована.

Вложенные файлы

  • Отчет об исполнении предписания госинспекции труда.pdf

Трудовая комиссия по результатам проверки составляет акт, в котором фиксируются все итоги мероприятия. Акт не является распорядительным документом. Им является предписание, которым порождаются правовые обязательства работодателя устранить выявленные нарушения трудового законодательства. Право на его оформление трудовой инспекцией отображено в ст. 357 Трудового Кодекса Российской Федерации. Рассмотрим порядок и срок обжалования предписаний трудовой инспекции, а также ответственность работодателя за ее неисполнение.

Что обозначается в предписании

Предписание – это распорядительный документ, который обозначает выводы и волю должностного лица государственного органа, в частности, трудовой комиссии.

Документ содержит следующую информацию:

  • дата и место составления;
  • полное наименование контролирующего органа;
  • основание для проведения проверки (номер и дату приказа);
  • должность и ФИО уполномоченного лица, непосредственно проводившего проверку;
  • способы проверки;
  • перечень всех выявленных нарушений;
  • законодательное основание выдвигаемой претензии;
  • срок, отведенный проверяемой организацией для устранения выявленных нарушений.

Предписание подписывают как участники инспекции, так и уполномоченный представитель организации. Также к нему прикладываются:

  • акт, подтверждающий факт проведения проверки;
  • объяснительные записки лиц, которые несут ответственность за нарушение.

Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй забирает инспекция.

Исполнение предписания трудовой инспекции является обязательным. В противном случае, на работодателя может быть наложен штраф. Он, в свою очередь, имеет право обжаловать предписание в административном или судебном порядке.

Контроль исполнения предписания

Инспектор обязан проконтролировать выполнение предписания в срок. Работодатель же должен уведомить контролирующий орган в письменном виде о факте его исполнения. Для этого в его адрес отправляется ответ на предписание трудовой инспекции.

В документе по пунктам описывается факт исполнения предписания. При необходимости, предоставляются подтверждающие документы.

Ответ оформляется в двух экземплярах. Один остается в инспекции труда, на втором же инспектор должен поставить отметку о принятии (он хранится у работодателя).

Ответственность за неисполнение предписания

Любопытная информация

Инспекторы могут снизить штраф, если вы обратите их внимание на смягчающие обстоятельства. Их перечень дан в статье 4.2 КоАП РФ. К смягчающим обстоятельствам закон относит то, что нарушитель: раскаялся; добровольно прекратил противоправное действие; оказал содействие в установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении; добровольно исполнил до вынесения постановления предписание об устранении нарушения; добровольно сообщил о совершенном правонарушении; предотвратил вредные последствия нарушения, добровольно возместил причиненный ущерб или устранил причиненный вред; совершил нарушение в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; несовершеннолетний или беременная женщина, а также женщина, имеющая малолетнего ребенка (до 14 лет). Суд может признать смягчающими и другие обстоятельства, например преклонный возраст нарушителя или то, что он совершил нарушение впервые.

Неисполнение предписания трудовой инспекции влечет за собой наложение административного штрафа (ст. 19.5 КоАП РФ) в размере:

  • 300-500 рублей для граждан (штраф может быть наложен, например, лично на главного бухгалтера);
  • 1000-2000 рублей для должностных лиц (или запрет занимать определенные должности на протяжении трех лет);
  • 10000-20000 рублей для юридических лиц.

Оплата штрафа не означает, что работодатель может не исполнять предписание.

При этом инспектор не имеет права назначать штраф по истечении двух месяцев после даты нарушения, за исключением случаев нарушения правил занятости иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства.

Ст. 2.9 КоАП РФ предусматривает право инспектора не назначать штраф, если нарушения являются малозначимыми.

Некоторые правонарушения в области трудовых отношений могут грозить должностному лицу уголовным наказанием. К ним относятся, например, невыплата заработной платы, отказ от приема на работу или незаконное увольнение беременной женщины. Но наличие замечаний в предписании не является основанием для возбуждения уголовного дела, поскольку для этого необходимо заявление от пострадавшего лица.

Обжалование предписания трудовой инспекции

Согласно ст. 361 ТК РФ решение государственной трудовой инспекции может быть обжаловано руководителю инспектора и главному инспектору труда РФ, а также в судебном порядке.

Согласно ст. 357 ТК РФ предписание может быть обжаловано работодателем в суде в течение десяти дней со дня его получения. Исходя из этого, юристы в области трудового права часто советуют сразу подавать заявление в суд, а не обжаловать его в инспекции труда.

Жалобы юридического лица или лица, осуществляющего экономическую деятельность, не подлежат рассмотрению арбитражным судом. Их необходимо направлять в суд общей юрисдикции, так как они предусматривают трудовые отношения между работником и работодателем.

Кроме того, рассмотрение жалобы на предписание у вышестоящих должностных лиц трудовой инспекции не приостанавливает ее действие. Такое право имеет только суд.

Обычно основанием для подачи заявления служит незаконность предписаний. Также подлежит опротестованию предписание, которое мешает дальнейшей работе предприятия.

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде, согласно ст. 383 ТК РФ, определяется Гражданским Процессуальным Кодексом.

Результатом обжалования может быть отмена предписания, отклонение ходатайства о его отмены, возврат дела на новое рассмотрение.

Чтобы получить комментарий юриста – задавайте вопросы ниже

Рекомендуем почитать

Наверх