Приказ строевой. Методика юридической (правовой) экспертизы проектов служебных документов командира воинской части. Презентация по ОБЖ Общие положения «Строевой подготовке»

Автоматизация услуг 06.09.2019
Автоматизация услуг

На что юристу необходимо обращать внимание при проведении правовой экспертизы проектов приказов командира по строевой части
А.И. Тюрин, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

В соответствии со ст. 36 УВС ВС РФ приказ
· распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений).
Командир (начальник) воинской части отдает письменные приказы по строевой части, по боевой подготовке и другим вопросам, право регламентировать которые ему предоставлено (п. 27 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г.
· 170).
Следует отметить, что приказы по строевой части являются актами правоприменения, т. е. индивидуальными правовыми актами, издаваемыми на основе и во исполнение правовых актов вышестоящих командиров (начальников) либо нормативных правовых актов федерального значения. Любые изменения служебно-должностного положения военнослужащих, сведения о периодах исполнения ими обязанностей военной службы, содержащиеся в данных приказах, должны иметь под собой основания, подтвержденные документами либо фактическими данными. Особенности проведения правовой экспертизы проектов приказов по строевой части уже были предметом обсуждения на страницах журнала «Право в Вооруженных Силах», однако автор хотел бы более детально остановиться на упомянутых основаниях.
Необходимо иметь в виду, что приказу по строевой части может быть присвоен порядковый номер (произведена регистрация в журнале учета) только после того, как он подписан командиром (п. 157 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации). В соответствии с п. 137 указанной Инструкции до регистрации служебные документы (в том числе и приказы по строевой части) для доклада и исполнения передавать запрещается.
Приказами командира (начальника) воинской части по строевой части могут регламентироваться следующие вопросы:
а) зачисление в списки личного состава воинской части, на обеспечение. При зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части и при назначении его на воинскую должность указываются установленные ему оклад по воинской должности, размеры надбавок к окладу по воинской должности за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, а также за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и других надбавок.
Основаниями в данном случае могут являться:

· для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,
· выписки из приказов по личному составу, предписания;

Тема 6. Акты органов военного управления. Организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях.

Вопрос 1. Основные виды актов военного управления.

В деятельности органов военного управленияприменяются следующиеосновные виды правовых актов: воинские уставы, приказы, положения, наставления, инструкции, директивы, предписания, указания, приказания.

Наиболее распространенными в военное управлении являются приказы, которые вправе отдавать (издавать) все командиры (начальники) и другие органы военного управления.

Приказ - обязательное для исполнения, выраженное в стро­гом соответствии сзаконом, устное или письменное повеление начальника (органа военного управления).

В Вооруженных Силах РФ действует принцип, закреплен­ным Дисциплинарным уставом: приказ командира - закон для подчищенного» Приказ должен быть выполнен беспрекословно и точно и в срок.

Приказы служат действенным средством правильной организации боевой подготовки личного состава, прове­дения в жизнь единой воли командования, повседневного управ­ления и контроля за жизньюи деятельностью подразделения, воинской части, соединения. Четкая регламентация порядка отдания приказов служит важным правовым средством осуществления и укрепления принципа единоначалия Вооруженных Силах РФ, укрепления воинской дисциплины, воспитания исполнительности у подчиненных Особо важное значение имеют боевые при­казы, посредством которых осуществляется управление войсками бою. На обеспечение точного исполнения приказов командования направляется разносторонняя воспитательная и организаторская работа средивоеннослужащих.

Российское военное законодательство четко регламентирует порядок отдачи приказов воинскими должностными лицами.

Приказы могут быть письменными и устными. Правом издания письменных приказов пользуются:

- командиры воинский частей и соединений;

- начальники учреждений ивоенно-учебных заведений;

- начальники гарнизонов;

- командующие армиями и войсками военных округов.

Приказ Министра обороны РФ и соответствующими положениями об органах военного управления право об органах военного управления право отдачи прика­зов моют быть предоставлено и другим должностным лицам в пределах круга ихслужебных обязанностей.

Командир (начальник), отдавший приказ обязан проверить его выполнение и требовать от подчиненных безусловного его исполнения, воспитывать в них чувство воинской ответственности за порученное дело, разумную инициативу в деле выбора путей и средств для наилучшего исполнения приказа.

В приказе Министра обороны РФ объявляются акты высших органов государственной власти, относящиеся к Вооруженным Силам РФ. Обычно в таких приказах кроме объявления того или иного акта даются указания о необходимых мероприятиях по проведению его в жизнь.

Приказы, как и другие акты военного управления, вступают в силу с момента их подписания, если в самом приказе не установлен их порядок. Нормативные акты, вводимые в действие приказами, принимаются соответствующими должностными лицами с момента их объявления.

Особое место среди приказов занимают письменные приказы, отдаваемые командирами воинских частей ежедневно от строевой части и по мере необходимости по боевой подготовке, приказы по тылу и по технической части. В них отражаются все ежедневные распоряжения командира (начальника), фиксируются действия, события, имеющие существенное юридическое значение.

Приказом по строевой части командир части производит: назначение дежурного и помощника дежурного по части, дежурного по парку, дежурного подразделения; зачисление на довольствие и исключение с довольствия; увольнение военнослужащих в запас; прием на работу и увольнение рабочих и служащих; награды, поощрения и дисциплинарные взыскания личному составу, а также решение вопросов, входящих в компетенцию командира воинской части. В приказах по строевой части отражаются также изменения в персональных учетных данных личного состава, убытие в командировки, отпуска, на учебу, лечение и т.д.

В приказах по боевой подготовке подводятся итоги боевой подготовки личного состава за истекшийучебный год (период), ставятся задачи на новый учебный год (период), объявляются итоги инспектирования и оценки боевой подготовки личного состава, даются указания по организации и проведению учебных занятий и решаются другие вопросы в этой области деятельности.

В приказах по тылу и технической части решаются вопросы материального обеспечения.

Воинский устав – нормативно-правовой свод правил поведения и деятельности военнослужащих, установленный на длительное время и регулирующий определенную сторону жизни, быта, подготовки и боевого использования Вооруженных сил или отдельных их составных частей (видов вооруженных сил, родов войск).

Общевоинские уставы – Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ – утверждены Указом президента Российской Федерации. Другие воинские уставы введены в действие приказами Министра обороны РФ.

Уставные нормы – фундамент воинского правопорядка.

Воинские уставы детально регулируют порядок внутриармейских отношений, формулируют основные правила, регулирующие жизнь, быт и деятельность войск. Ввоинских уставах определены общие и должностные обязанности и права военнослужащих, взаимоотношения между начальниками и подчиненными, правила поведения военнослужащих на службе и вне ее, порядок несения внутренней и караульной служб и т.д.

Постоянное и глубокое изучение воинских уставов, строжайшее соблюдение уставных требований составляют прямой долг и важнейшую обязанность каждого воина.

Дающие руководящие указания по боевой подготовке и боевому использованию войск;

Определяющие общий распорядок в воинских частях и взаимоотношения между военнослужащими;

Относящиеся к поддержанию и укреплению воинской дисциплины;

Устанавливающие порядок несения гарнизонной и караульной служб;

Определяющие порядок строевого обучения и действия военнослужащих в строю;

К воинским уставам по своему характеру и назначению близко примыкает и другая форма нормативных актов военного управления – наставление.

Наставление – систематизированный свод правил деятельности отдельных органов военного управления или правил обращения с боевым оружием, военной техникой и их применения. Значительная часть норм наставлений носит описательный, технический характер, но соблюдение их обязательно.

Сходны по своему характеру с наставлениями и положения . В них также регулируется определенная область военно-служебных отношений или устанавливается структура и правовое положение какого-либо военного органа (например, Положение о финансовом хозяйстве воинской части).

Инструкция – акт, содержащий правила деятельности того или иного органа управления или воинского должностного лица. Инструкция всегда содержит правила общего характера, обращенные к должностным лицам (например, Инструкцияо порядке проверки и оценки физической подготовки в Вооруженных Силах РФ).

Директивы – издаются по вопросам оперативным, организации, устройства, комплектования и службы войск, по основным вопросам материального, технического и медицинского обеспечения войск, а также развитие приказов старших начальников по вопросам боевой, воспитательной и воинской дисциплины.

Предписание – письменное распоряжение, составляемое по определенной форме. Начальники дают предписания подчиненным им должностным лицам с конкретным указанием, что, где и к какому сроку они должны выполнить.

Указания основываются на требованиях приказов и директив старших начальников и отдаются по вопросам организации и планирования боевой подготовки и методов обучения личного состава, боевого обеспечения войск, хранения, эксплуатации, сбережения и ремонта вооружения, боевой техники и имущества, а также по другим частным вопросам материально-технического обеспечения.

Распоряжение (приказание) – указание, отдаваемое начальником штаба от имени командира.

Вопрос 2. Классификация актов военного управления.

Различные виды актов военного управления можно группировать (классифицировать) по следующим основным признакам(критериям):

1. юридические свойства;

2. органам, издающим акты;

3. правообязанным субъектам;

4. характеру регулируемых вопросов.

1. По юридическим свойствам акты военного управления делятся на нормативные и индивидуальные.

Нормативными актами военного управления называют акты, содержащие правила поведения общего характера. Они предназначены для регулирования однородных групп отношений, отдельных сторон и отраслевой жизни и деятельности Вооруженных Сил.

В нормативных актах формулируются правила общего характера безотносительно к конкретным исполнителям. Правообязанные и правоуполномоченные субъекты определяются в них родовыми или видовыми признаками.

Нормативными, то есть содержащие правила общего характера, являются, например, такие акты военного управления, как воинские уставы, инструкции, положения и наставления.

Индивидуальные акты военного управления в отличие от нормативных актов не содержат правил общего характера и предназначены для регулирования на основе и во исполнениенормативных актов конкретных вопросов, отдельных случаев в жизни войск. Например, приказ о назначении сержанта И. на должность заместителя командира взвода является актом индивидуальным. Его издает командир части в соответствии с Положением о прохождении воинской службы солдатами и сержантами.

2. Классификация актов управления военного управления по органам, издающим акты. Значение классификации актов военного управления по этому признаку заключатся в том, что юридическая сила акта военного управления определяется методом, занимаемым издавшим его органом в системе органов военного управления. Термин «юридическая сила» выражает соподчиненность актов, а не степень их обязанности. Все акты военного управления обязательны к исполнению.

3. По правообязанным субъектам акты военного управления разделяются на следующие группы:

1. обращенные к военным органам (воинских должностным лицам);

2. обращенные к отдельным военнослужащим или их составам (солдатам, сержантам, офицерам и т.д.);

3. обращение к военнообязанным запаса и пизывникам;

4. обращение к невоенным государственным органам,общественным организациям и к гражданским лицам.

4. По характеру регулируемых вопросов акты военного управления могут быть разделены на акты;

1. управление боевыми действиями войск;

2. управление боевой подготовкой личного состава;

3. строевого управления и организации службы войск;

4. материально-технического обеспечения войск.

Вопрос 3. Требования, предъявляемые к актам военного управления.

Основное требование, предъявляемое к актам военного управления как правовым, состоит в том, чтобы они не противоречили закону и были изданы на основе закона и в целях, предписанных законом.

Акты военного управления должны быть изданы полномочными на то военными органами и в пределах их компетенции, иначе они не могут быть признаны законом.

В актах управления могут излагаться лишь те вопросы, решение которых входит в круг служебных обязанностей должностных лиц подписавших эти акты. Акты управления в которых допускается нарушение законов и воинских уставов, подлежат отмене, а к виновному применяются необходимые меры воздействия.

В структурном отношении акты военного управления должны быть составлены кратко, яснои четко, без употребления формулировок порождающих различное толкование документов. Дублирования требований, содержащихся в ранее изданных актах, в новых документах не допускаются.

В актахвоенного управления указывается:

- наименование акта (приказ, приказание, положение и др.)

- дата и место издания

- органы военного управления (должностные лица), издавшие акт.

- органы и круг лиц обязанные исполнять предписание акта.

- содержание и срок выполнение предписанных действий.

Вопрос 4. Дело производство в воинских частях и учреждениях.

Значения, организация и задачи делопроизводства. Правильная постановка делопроизводства имеет важное значение для организации эффективной работы органов военного управления.

В соответствии с руководством по служебной переписке и делопроизводством командиры и начальники всех степеней обязаны:

- систематически заниматься совершенствованием стиля работы подчиненных командиров и начальников, воспитывать в них исполнительность, четкость в работе и чувство высокой ответственности за порученное дело.

- принимает решительные меры к сокращению служебной переписки, запрещать ее ведение по таким вопросам, которые могут быть разрешены при личном общении или с помощи технических средств связи;

- принимать меры по рационализации и механизации делопроизводстве;

- запрещать, требовать от подчиненных представлении сведений, отчетов, справок не предусмотренных табелями срочных донесений, а так же документов, которые могут быть составлены в штабе, управлении, службе по имеющемся данным.

Делопроизводство должно обеспечивать:

Четкое, быстрое производство технических операций по приему, регистрации и пересылки документов;

- быстрое нахождение всех нужных справок в делах;

- простой и надежный учет документовв делах текущего архива;

Систематический контроль и наблюдение за исполнение заданий по служебным документам при минимальном техническом аппарате.

На делопроизводство возложены следующие основные задачи:

- прием, отправка, учет и хранение служебных документов и ведение дел;

- доклад командованию поступивших служебных документов и передача их на исполнение;

- хранение архивных материалов, подготовка и передача их в архивные органы;

- учет печатей и штампов, учет множительных аппаратов, контроль за их использованием;

- учет, хранение, выдача, проверка наличия документов и изданий с грифом «для служебного пользования»

- контроль за соблюдением исполнителями правил хранения служебных документов, обращений с ними, а также за движением и своевременным возращением их в делопроизводство;

- отбор и уничтожение служебных документов и архивных материалов;

- Учет, хранение, выдача, проверка наличия документов с грифом «для служебного пользования».

Служебные документы внутри воинской части (учреждения) передаются под расписку в журналах регистрации входящих и исходящих документов.

Важной задачей делопроизводства является своевременное доведение до личного состава и должностных лиц приказов. приказаний, директив и указаний.

Виды служебных документов. В воинских частях и учреждений применяются многие виды служебных документов, наиболее распространенными из которых являются:

- приказ;

- приказание (распоряжение);

- директива;

- указание;

- предписание;

- отношение;

- рапорт;

- доклад;

- донесение;

- отчет;

- акт;

- справка.

Первые пять из них являются правовыми актами.

Отношение используется в служебной переписке между воинскими частями и учреждениями, не подчиненными друг другу, а также с гражданскими учреждениями и организациями по различным вопросам служебной деятельности.

Рапорт применяется для краткого изложения вопросов, связанных с выполнением служебных дел, либо просьб и обращений личного характера.

Доклад как письменный документ представляется в случаях предусмотренных табелями срочных донесений, по заданию старшего начальника для изложения положения дел по конкретному вопросу.

Донесение и отчеты пишущих также в случаях, предусмотренных табелями срочных донесений и по возникновению необходимости.

Акт обычно составляется для отражения результатов работы комиссии инспектирования, ревизии, приема и сдачи имущества, и т.д.

Справки составляются по приказанию начальника. В них излагаются сведенья цифрового или описательного характера.

В отдельных воинских частях от отдельного батальона и выше, соединениях и военно-учебныхзаведениях ведется исторический формуляр, а на кораблях, в частях и учебных заведениях Военно-Морского Флота - исторический журнал.

Все разрабатываемые служебные документы должны полностью охватывать решаемые в них вопросы и не противоречить действующему законодательству и документам старших начальников. Онисоставляются кратко, четко без употребления формулировок, порождающих различные толкование документов. В них не должны употребляться термины и сокращения не предусмотренные уставами, наставлениями. Проекты руководящих служебных документов согласовываются с заинтересованными штабами, управлениями, отделами и службами.

Контроль за состоянием делопроизводства. Начальники штабов и учреждений систематически контролируют состояние делопроизводства во вверенных им штабах и учреждений. Особое внимание обращается на сохранность документов и необходимость постоянного совершенствования процесса делопроизводства на основе уточнения функций исполнителей и рационализации техники работы с документами. Один раз в год состояние делопроизводства в воинских частях и учреждениях проверяется комиссией, назначенной приказом по штабу (учреждению).

Порядок хранения печатей и штампов и пользование ими. В каждой отдельной воинской части, соединении, управлении и заведении имеются печати с изображением Государственного Герба РФ, мастичные штампы,печати для пакетов, одна или несколько сургучных печатей для хранилищ.

Право пользование Гербовыми печатями и штампами, а также порядок их хранения определяется приказом по части (учреждении). Командиры (начальники) обязаны лично проверять порядок хранения печатей и штампов.

Справочная работа по законодательству. К вопросу об организации делопроизводства в органах военного управления тесно примыкают ведение справочной работы по законодательным актам, приказам и директивам, Министра обороны РФ нормативного характера. Такая работа, согласно специальной Инструкции должна проводиться во всех воинских частях, чтобы обеспечивать получение органами военного управления, командирами и начальниками, всеми военнослужащими необходимых и точных сведений по тому или иному вопросу о действующем военном законодательстве.

Ведение справочной работы в воинской части по приказам и директивам, иным нормативным актам возлагается приказом командира части на квалифицированных работников. В частях и организациях, имеющих штатных юрисконсультов, справочная работа входит в обязанности этих должностных лиц.

Акты военного управления, как и организации делопроизводства, содействует наиболее правильной организации управления повседневной жизни и деятельностью войск, военных организаций и учреждений, а также укреплению законности и воинского правопорядка.

Приказов по личному составу и строевой части

, главный специалист 2-го направления Управления делами Министерства обороны Российской Федерации

Приказами командиров (начальников) по личному составу производится:

Назначение военнослужащих на должности;

Присвоение им воинских званий;

Увольнение их с воинской службы;

Другие изменения в служебном положении и учетных данных военнослужащих.

Приказами по строевой части осуществляются:

Зачисление военнослужащих в списки личного состава воинской части;

Постановка их на все виды обеспечения;

Вступление в исполнение должностей, на которые они назначены приказами по личному составу;

Объявления о присвоении воинских званий, об измене­ниях их персональных учетных данных военнослужащих;

Исключение военнослужащих из списков личного со­става и со всех видов обеспечения;

Прием на работу и увольнение лиц гражданского пер­сонала;

Другие вопросы, изложенные в статье 41 Наставления по служебной переписке и делопроизводству.

Методика проведения правовой экспертизы (юридичес­кого контроля) проектов этих приказов сводится к проверке на соответствие:

а) проектов приказов по форме и содержанию требова­ниям Правил составления приказов по личному составу (Приложение к приказу МО 1982 г. № 000) и Образцов № 3,4,5 к ст. 41,43 Наставления по служебной переписке и делопроизводству (приказ МО 1983 г. № 000);

б) параграфов и пунктов проектов этих приказов требо­ваниям законов и других нормативных актов .

Необходимость проведения юридического контроля про­ектов этих приказов связана с тем, что эти приказы затраги­вают вопросы о правах, обязанностях и льготах, установленных для военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Правовая экспертиза проектов приказов по личному составу.

Правила составления приказов по личному составу из­ложены в Приложении № 6 к приказу МО 1982 г. № 000 и устанавливают строгие требования к подготовке проектов этих приказов, основными из которых являются следующие:

Они печатаются на стандартных листах;

Подписываются одним должностным лицом (команди­ром, начальником, лицом временно исполняющим должность или обязанности командира, начальника);

В титульной части приказов указывается действитель­ное наименование объединения, соединения, части (для ре­жимных - указывается их условное наименование, т. е. войс­ковая часть 00000);

Приказ состоит из параграфов (при наличии несколь­ких вводных частей).

Параграф состоит из пунктов. Пункты приказа распола­гаются по алфавиту . В них без сокращений указываются сле­дующие данные:

1. Воинское звание.

2. Ф. И.О. (фамилия пишется крупным шрифтом).

3. Должность, занимаемая ко времени издания приказа.

4. Наименование воинской части и соединения.

5. Должность, на которую назначается военнослужащий (т. е. новая должность) и номер военно-учетной специальнос­ти (ВУС) по ней.

Все пункты приказа имеют единую порядковую нумера­цию.

Для записи сведений о годе рождения, образовании воен­нослужащего, с какого времени он в Вооруженных Силах, личном номере офицера под соответствующим пунктом из­дается пояснение к пункту («боковик»).

В «боковиках» о назначении военнослужащих указывается на какие должности они перемещаются и причины переме­щения:

С повышением - в порядке продвижения по службе;

На равную должность - для создания необходимой уком­плектованности или для более целесообразного использова­ния по опыту работы, по специальности;

С понижением - по причинам, изложенным в ст. 30 По­ложения (приказ МО 1985 г. № 000), с учетом Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» и Дисциплинарного устава.

При необходимости в «боковиках» указываются доку­менты, на основании которых издаются приказы, устанавли­ваются или сохраняются должностные оклады (тарифные разряды) по прежним должностям.

В «боковиках» пунктов приказов об увольнении воен­нослужащих указывается:

3. Буквенно-цифровой код учетной группы части по схе­ме учета (приказ МО 1993 г. № 000).

4. Код основной должности по штату.

6. Номер ВУС по должности.

7. Код уровня военного образования увольняемого офи­цера.

8. Код высшего по уровню оконченного военного учеб­ного заведения.

9. Год окончания военно-учебного заведения.

10. Признак места службы.

11. Признак убыли.

12. Код основания увольнения.

13. Код республики (края, области, города), куда уволь­няется офицер.

14. Признак наличия права на пенсию.

15. Признак учета должности.

При проведении правовой экспертизы проектов прика­зов по личному составу о перемещении военнослужащих по службе офицерам юридической службы следует обращать внимание на:

1. Полномочие должностных лиц в издании приказов о назначении военнослужащих на должности с соответствую­щей штатной категорией (изложены в ст. 42 Закона Российс­кой Федерации «О воинской обязанности и военной служ­бе»), о присвоении им воинских званий (ст. 46 Закона), об увольнении их с военной службы (ст. 48 Закона).

2. Обязательность назначения (перемещения) военнослу­жащего на должность по специальности, полученной в воен­но-учебном заведении или по опыту работы.

3. Причины перемещения:

На высшую должность (только в порядке продвижения по службе);

На равную должность (по организационно-штатным мероприятиям, или для более целесообразного использова­ния по специальности, или опыту работы);

На должность с понижением.

4. Соблюдение норм законов и иных правовых актов , зак­репляющих права военнослужащих и установленные для них льготы.

Так, например:

Право на прохождение военнослужащими, чьи должно­сти сокращены по соответствующим директивам, в соответ­ствии с пунктом 5 ст. 41 Закона РФ «О военной обязанности и военной службе» военной службы не на воинских должнос­тях (зачисленными в распоряжение соответствующих коман­диров и начальников) сроком до 6 месяцев может возник­нуть только при наличии в титульной части приказа по лич­ному составу или параграфе этого приказа слов «в связи с организационно-штатными мероприятиями». При отсутствии этих слов срок нахождения в распоряжении не может превы­шать 3-х месяцев;

Право на исчисление пенсии с должностных окладов по прежним должностям офицерам, ранее переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок, атомных подводных кораблей и линейных тральщи­ков, а также офицерам в звании подполковника, ему равному и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, по возрасту или в связи с организационно-штат­ными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее 1 года, и имевшим на день перевода выслугу, даю­щую пенсию за выслугу лет, на должности, с меньшими дол­жностными окладами, возникает только при наличии в «бо­ковиках» приказов по личному составу слов «Выслуга лет: в календарном исчислении - 20 лет, в льготном исчислении -22 года. В должности с (указывается с какого времени)». Должностной оклад до перемещения по ____ тарифному разряду (_____ тыс. рублей в месяц). Перемещается на должность с меньшим окладом денежного содержания в свя­зи с (указывается причина перемещения) с сохранением пра­ва на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Рос­сийской Федерации от 01.01.2001 г.№ 000 (приказыМОРФ 1994 г. № 000 и 1995 г. № 70);

при проведение юридического контроля проектов при­казов (по личному составу) о переводах военнослужащих на должности в другие воинские части и учреждения обращать внимание командования на наличие в этих частях возможнос­тей по обеспечению прав военнослужащих в соответствии с пунктом 2 ст. 22 Закона Российской Федерации « О статусе военнослужащих» (обеспечение жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством, военнослужа­щих, прослуживших 10 лет и более).

5. На заключенный военнослужащим контракт о прохож­дении военной службы и на соответствие вида контракта, заключенного с ним, особенно при назначении его на долж­ность со штатной категорией «полковник» и выше.

6. Соблюдение конкурса при назначении военнослужа­щих на должности в военно-учебные заведения.

В ходе проведенных Управлением делами Минобороны России проверок состояния правовой работы в видах ВС, военных округах, главных и центральных управлениях МО в 19г. были выявлены типовые нарушения, допуска­емые при издании приказов (по личному составу) о назначе­нии:

Проекты приказов по личному составу юридический контроль в соответствующих подразделениях юридической службы не проходят;

Пункты приказов по одному основанию (например, в связи с организационно-штатными мероприятиями) в отдель­ные параграфы не выделяются;

- «боковики» пунктов приказов исполняются в наруше­ние требований приказа МО 1982 г. № 000;

В «боковики» пунктов включается информация, не пре­дусмотренная Правилами составления проектов приказов (о ходатайствах соответствующих командиров, о сокращении должности, согласии офицера, подаче им рапорта по этому вопросу об обеспечении жилой площадью и т. п.);

В «боковиках» не указывается на какие должности пе­ремещаются военнослужащие;

На первых экземплярах приказов по личному составу ставятся подписи и визы неуполномоченными на это должностными лицами и оттиски уменьшенных образцов печатей;

Подписание приказов о назначении на должности вы­пускников военных училищ, состоящих в распоряжении соответствующих командиров, производится с превышением установленного пунктом 5 статьи 41 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» 3-х месячного срока.

При проведении юридического контроля проектов при­казов (по личному составу) об увольнении военнослужащих следует обращать внимание на:

1. Полномочие должностных лиц по увольнению воен­нослужащих (ст. 48 Закона).

2. Соответствие оснований увольнения военнослужащих пунктам и статьям Закона Российской Федерации «О воинс­кой обязанности и военной службе».

3. Обеспеченность военнослужащих, имеющих выслугу 10 и более лет, предоставленных к увольнению с военной службы по достижению предельного возраста, по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероп­риятиями, по месту службы жялой площадью по нормам, установленным законодательством.

4. На наличие в «боковиках» пунктов проектов приказов об увольнении военнослужащих, имеющих право на исчис­ление пенсии по увольнению с большего должностного окла­да, ссылки на это право (устанавливается в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Рос­сийской Федерации от 01.01.2001г. № 000).

5. Правильность наименования занимаемой должности военнослужащим, представленным к увольнению с военной службы (для конкретной должности штатом устанавливает­ся конкретный должностной оклад (тарифный разряд), с ко­торого должен исчисляться размер пенсии).

6. На очередность расположения в проекте приказа ста­тей, частей и пунктов, по которым производится увольне­ние, в соответствии с их расположением в Законе Российской Федерации « О воинской обязанности и военной службе.

К типовым нарушениям, допускаемым при издании при­казов об увольнении военнослужащих, следует отнести:

В отдельных приказах (по личному составу) не делается ссылка на ст. 48, часть 1 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» при увольнении военнослужащих по ис­течению установленного срока его военной службы (уволь­няются без указания статьи);

Увольнение военнослужащих, халатно относящихся к исполнению служебных обязанностей, недисциплинирован­ных, самоустранившихся от выполнения должностных обя­занностей, склонных к пьянству, производится по основа­нию, предусмотренному ст. 49 части 2 пункта «г» Закона (как переставших отвечать установленным к нему в соответствии с Законом требованиям), что позволяет им получать при увольнении единовременное пособие в размере 40% от уста­новленного пунктом 3 ст. 22 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих»;

При увольнении военнослужащих в связи с организа­ционно-штатными мероприятиями в «боковиках» пунктов приказов не упоминается о подаче рапортов об увольнении;

При увольнении офицеров по ходатайствам товарищес­ких судов чести за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, часто нарушается норма ст. 29 Положения о товарищеских судах чести (каждой инстанции для принятия решения об увольнении офицера устанавливается срок до 1 месяца). При обжаловании такой приказ признается незакон­ным.

При проведении юридического контроля проектов при­казов (по личному составу) о присвоении военнослужащим очередных воинских званий необходимо обращать внимание:

1. На соответствие штатной категории (воинского звания по занимаемой военнослужащим должности) присваиваемо­му очередному воинскому званию.

2. На сроки представления военнослужащих к присвое­нию очередных воинских званий.

(продолжение следует)

ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ

оснований увольнения военнослужащих пунктам и статьям Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»

По статье 48, части 3 (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе)

В проект приказа включаются только достигшие соответствующего предельного возраста пребывания на военной службе (на момент его подписания)

Досрочно по статье 49, части 1 пункту "а" и по статье 49, части 4 (по состоянию здоровья)

В проект приказа включаются военнослужащие, признанные военно-врачебными комиссиями негодными к военной службе или ограничению годными к военной службе (в представлениях к увольнению их указывается номер свидетельства о болезни, кем и когда оно выдано, кем и когда ут­верждено заключение ВВК о признании военнослужащего негодным к военной службе и о подаче военнослужащим рапорта об увольнении его в запас в связи с признанием ограниченно годным к военной службе)

Досрочно по статье 49, части 2 пункту "а" (в связи с организационно-штатными мероприятиями)

В проект приказа об увольнении включаются военнослужащие, чьи должности сокращены по директиве соответ­ствующего должностного лица (в представлении к увольне­нию и в "боковике" пункта приказа должны быть указаны номер и дата директивы);

При рассмотрении вопроса о порядке досрочного увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с зачислением в запас в связи с организацион­но-штатными мероприятиями, в первую очередь следует принимать во внимание вид контракта, заключенного с воен­нослужащим:

Военнослужащий, проходящий военную службу по кон­тракту, предусмотренному пунктом "а" части 1 статьи 33 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", при сокращении занимаемой им должности может в соответствии с частью 2 статьи 33 этого же Закона быть назначен на воинскую должность с переводом к друго­му месту службы без его согласия;

Военнослужащий, ранее заключивший контракт о про­хождении военной службы по пункту "б" части 1 статьи 33 Закона, при сокращении занимаемой им должности, может быть назначен на другую (высшую или равную) должность, но в той же воинской части. При невозможности размещения его в той же части, у него возникает право на увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями;

При заключении военнослужащим контракта о прохож­дении военной службы по пункту "в" части 1 статьи 33 Зако­на у него появляется право на увольнение в связи с органи­зационно-штатными мероприятиями при невозможности его размещения в той же воинской части и на аналогичную ранее занимаемой им должность.

По иным пунктам части 2 статьи 49

За конкретные факты невыполнения военнослужащим условий контракта или совершенного им проступка, пороча­щего честь военнослужащего, или по иным обстоятельствам;

К представлениям к увольнению этих военнослужащих в необходимых случаях прилагаются материалы расследова­ний, рапорты военнослужащих и др.

(Директива Первого Заместителя МО РФ от 12.04.96. №205/2/202)

I. Общие положения.

1. Строевая подготовка проверяется и оценивается на контрольных занятиях в процессе обучения, в ходе строевых смотров, при инспектировании и проверках войск, а в ВУЗах, кроме того на экзаменах и зачетах.
2. В ходе проверки строевой подготовки проверяются и оцениваются:
Одиночная строевая выучка военнослужащих
Строевая слаженность подразделений (умение военнослужащих четко, однообразно и согласованно действовать в составе подразделений) в пешем порядке и на машинах

3. Общий порядок оценки строевой подготовки применяется применительно к положениям Строевого устава ВС РФ, а оценочные показатели определяются в соответствии с требованиями настоящей инструкции

4. Офицерам, назначенным для проверки подразделений по строевой подготовке, необходимо знать соответствующие требования Строевого устава, программ боевой подготовки, сборников нормативов по боевой подготовке, пособия «Строевая подготовка», правил ношения военной формы одежды военнослужащими ВС РФ, введенных в действие приказом МО РФ, 1994 года №255, и иных руководящих документов на учебный год

5. Общая оценка строевой подготовки подразделений слагается из оценок за одиночную строевую выучку военнослужащих и строевую слаженность подразделений. Подразделения полного состава, укомплектованность которых личным составом составляет на момент проверки менее 50% от штатной численности мирного времени, оценивается только за одиночную строевую выучку.

II.Оценка одиночной строевой выучки.

6. Одиночная строевая выучка военнослужащего оценивается за:

  • Состояние внешнего вида
  • Знание положений Строевого устава в объеме занимаемой должности
  • Выполнение строевых приемов в соответствии с программой обучения

Результаты проверки записываются в ведомость.

7. Проверка одиночной строевой выучки начинается с оценки и осмотра внешнего вида военнослужащего. При получении им положительной оценки за внешний вид проверяется выполнение строевых приемов без оружия и с оружием. Каждый военнослужащий выполняет по указанию проверяющего не менее 10 строевых приемов (6 приемов без оружия и 4 с оружием, для офицеров отделов, отделений, управлений, штабов от соединения и бригады и выше – не менее 7 строевых приемов без оружия) из общего количества приемов, изложенных в Строевом уставе. Проверка знаний положений Строевого устава проводится устно или письменно.

8. Оценка военнослужащего за внешний вид оценивается:

«удовлетворительно» — если военнослужащий имеет опрятный внешний вид, аккуратную прическу и все предметы военной формы одежды соответствуют правилам ее ношения при правильном расположении знаков различия, орденов, медалей, нагрудных знаков и значков
«неудовлетворительно» – если военнослужащий в чем-либо нарушил правила ношения военной формы одежды и этот недостаток нельзя устранить, находясь в строю, или выявлено три недостатка, которые можно устранить находясь в строю
Подразделение (часть) от дальнейшей проверки строевой подготовки отстраняется при наличии в нем 15% и более военнослужащих (подразделений), имеющих неудовлетворительный внешний вид. При проведении повторной проверки внешнего вида военнослужащих оценка одиночной строе-вой выучки подразделению (части) снижается на один балл.

9. Оценка знаний положений Строевого устава при ответе на вопрос определяется:
«удовлетворительно» – если вопрос раскрыт полностью, грамотно и логично изложен, показаны глубокие знания материала;
«неудовлетворительно» – если вопрос не раскрыт или раскрыт не полностью или были допущены ошибки.

10. Оценка за выполнение строевого приема определяется:
«отлично» – если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно;
«хорошо» – если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно, но при этом была допущена одна ошибка;
«удовлетворительно» – если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, но при этом были допущены две ошибки;
«неудовлетворительно» – если прием не выполнен, либо выполнен не в соответствии с требованиями Строевого устава, или при его выполнении допущено три ошибки и более.
11. Индивидуальная оценка одиночной строевой выучки военнослужащего определяется:
«отлично» – если не менее 50% строевых приемов выполнены на «отлично», а остальные не ниже «хорошо»;
«хорошо» — если не менее 50% строевых приемов выполнены на «хорошо» и «отлично», а остальные на «удовлетворительно» при удовлетворительной оценке за внешний вид и знание положений строевого устава;
«удовлетворительно» – если не менее 80% строевых приемов, внешний вид и знание положений Строевого устава оценены не ниже «удовлетворительно».

12. Оценка одиночной строевой выучки подразделению (отделу, службе, управлению части, соединения) слагается из индивидуальных оценок каждого военнослужащего и определяется:
«отлично» – если не менее 90% проверенных получили положительные оценки, при этом половина проверенных оценена «отлично»;
«хорошо» – если не менее 80% проверенных получили положительные оценки, при этом половина проверенных оценена не ниже «хорошо»;
«удовлетворительно» – если не менее 70% проверяемых получили положительные оценки;

13. Оценка одиночной строевой выучки взводу, батарее, дивизиону курсантов.

III Оценка строевой слаженности.

14. Оценка строевой слаженности подразделений определяется по следующим показателям:
Действия в походном и развернутых строях.
Исполнение строевой песни.
Действия у машин и на машинах (оценивается при проведении строевых смотров на технике).
Результаты проверки записываются в сводной ведомости.

15. При определении оценки подразделению за действия в походном и развернутых строях учитываются и оцениваются следующие показатели:
Построение и выравнивание.
Перестроение на месте и в движении.
Прохождение торжественным маршем (выполнение воинского приветствия в движении).

16. Оценка за каждое действие в развернутом и походном строях в составе под-разделения определяется:
«отлично» – если действие выполнено в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и слаженно, при правильной подаче команд командирами (начальниками);
«хорошо» – если действие выполнено в соответствии с требованиями Строевого устава, но при этом была допущена одна ошибка в действиях личного состава или при подаче команд командирами (начальниками);
«удовлетворительно» – если действие выполнено в соответствии с требованиями Строевого устава, но при этом были допущены две ошибки в действиях личного состава или при подаче команд командирами (начальниками);
«неудовлетворительно» – если действие выполнено неправильно или при подаче команд было допущено три ошибки и более.

17. Общая оценка за действия в походном и развернутом строях определяется:
«отлично» – если не менее 50% действий оценено «отлично», а остальные «хорошо»;
«хорошо» – если не менее 50% действий оценено «отлично» и «хорошо», а остальные «удовлетворительно»;
«удовлетворительно» – если все действия оценены не ниже «удовлетворительно».

18. При определении оценки подразделению за исполнение строевой песни учитываются:
Ратная направленность содержания песни.
Наличие в ней идеи защиты Отечества, любви к военной службе, гордости принадлежностью к ВС РФ, верности их славным боевым традициям.
Отвечая этим требованиям песня оценивается по следующим показателям:
Уровень исполнения (знание личным составом текста песни, правильность мелодии, слаженность звучания);
Подготовленность запевал;
Строевая подтянутость личного состава.

19. Оценка подразделению за исполнение строевой песни определяется:
«удовлетворительно» – если все показатели оценены положительно
«неудовлетворительно» – если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно».

20. При проверке и оценке действий подразделений у машин и на машинах руководствоваться требованиями Строевого устава и сборников нормативов по боевой подготовке.

21. Оценка за строевую слаженность отделению, взводу, батарее слагается из оценок за каждый показатель и определяется:
«отлично» – если один из показателей (действия в развернутом и походном строях или действия у машин и на машинах) оценен «отлично», а второй не ниже «хорошо», при удовлетворительной оценке за исполнение строевой песни;
«хорошо» – если один из показателей (действия в развернутом и походном строях или действия у машин и на машинах) оценен не ниже «хорошо», а второй не ниже «удовлетворительно», при удовлетворительной оценке за исполнение строевой песни;
«удовлетворительно» – если действия в развернутом и походном строях, у машин и на машинах, исполнение строевой песни оценены не ниже «удовлетворительно»;
«неудовлетворительно» – если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

22. Если при проверке строевой слаженности подразделения, действия у машин и на машинах не проверялись, то оценка за строевую слаженность отделению, взводу, батарее определяется:
«отлично» – если действия в развернутом и походном строях – «отлично», при «удовлетворительной» оценке за исполнение строевой песни;
«хорошо» – если действия в развернутом и походном строях – «хорошо», при «удовлетворительной» оценке за исполнение строевой песни;
«удовлетворительно» — если оба показателя оценены «удовлетворительно».

23. Оценка за строевую слаженность дивизиона слагается из оценок батарей и определяется:
«отлично» — если не менее 50% проверенных батарей оценены «отлично», а остальные «хорошо»;
«хорошо» – если не менее 50% проверенных батарей оценены не ниже «хорошо», а остальные «удовлетворительно»;
«удовлетворительно» – если все поверенные батареи оценены «удовлетворительно»
В случае, если к проверке привлекались другие подразделения, входящие в состав дивизиона, оценка строевой слаженности дивизиона определяется:
«отлично» – если не менее 50% проверенных батарей и подразделений дивизиона оценены «отлично», а остальные не ниже «хорошо»;
«хорошо» – если не менее 50% проверенных батарей и подразделений дивизиона оценены «хорошо», а остальные не ниже «удовлетворительно»;
«удовлетворительно» – если все проверенные батареи и не менее 50% проверенных подразделений дивизиона оценены не ниже «удовлетворительно»
«неудовлетворительно» – если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

IV. Общая оценка строевой подготовки.

24. Общая оценка строевой подготовки подразделениям воинской части определяется:
«отлично» – если подразделение за одиночную строевую выучку и строевую слаженность оценено «отлично»;
«хорошо» – если подразделение за одиночную строевую выучку и строевую слаженность оценено «хорошо»;
«удовлетворительно» — если подразделение за одиночную строевую выучку и строевую слаженность оценено не ниже «удовлетворительно»;
«неудовлетворительно» – если один из показателей оценен «неудовлетворительно».

25. Общая оценка строевой подготовки отделению (службе) и управлению воинской части, соединения (объединения) определяется по результатам одиночной строевой выучки военнослужащих.

26. Порядок оценки строевой подготовки воинских частей определяется соответствующими руководящими документами ГК видами ВС.
Части сокращенного состава, кадра, базы хранения и военные образовательные учреждения проф. Образования проверяются только по вопросам одиночной строевой выучки и оцениваются как подразделения.

Рекомендуем почитать

Наверх