Общий порядок лицензирования. Лицензирование деятельности: когда оно нужно и как проводится процедура Необходимыми лицензиями на проведение

Реклама 13.08.2019
  • Срок получения лицензии: от 2 месяцев
  • Стоимость получения: от 150 000 руб.
  • Срок действия лицензии: бессрочно

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2014 года излагает изменения, внесенные в п. 3 «Положения о лицензировании», установленное ПП РФ N 682 от 04 июля 2012 года. Этот пункт устанавливает перечень работ, которые необходимо исполнять во время проведения экспертизы по промбезопасности. По данным изменениям, организации должны переоформлять лицензии на осуществление деятельности, связанной с проведением процедуры экспертизы по промбезопасности, если данные лицензии были выданы до вступления в силу вышеуказанных изменений. Переоформление должно происходить в порядке, указанном в положениях ч. 9 и ч. 17 ст. 18 Федерального Закона N 99-ФЗ.

Согласно второй редакции Положения о лицензировании (ПП РФ N682) от 06.10.2015 г., в области промбезопасности лицензированию подлежат следующие направления деятельности:

  • Экспертиза промышленной безопасности документации, которая устанавливает ликвидацию/консервацию объектов опасного производства (ОПО).
  • Экспертиза документов, связанных с техническим перевооружением опасных производственных объектов (например, тепловых установок и сетей, подъемных сооружений и т.д.), которые не вошли в основную документацию – согласно закону о градостроительстве, они подлежит отдельной экспертизе.
  • Экспертиза технических устройств, проходящих эксплуатацию на опасном производстве, которая осуществляется, если её необходимость установлена ст. 7 ФЗ «О промбезопасности ОПО».
  • Экспертиза зданий и сооружений, которые находятся на территории опасного промобъекта и используются для хранения продукции или сырья, осуществления рабочих процессов, перемещения грузов или живой силы, а также локализации или ликвидации последствий в случае аварии.
  • Экспертиза декларации промышленной безопасности, которая уже разработана или вновь находится в разработке.
  • Экспертиза, обосновывающая безопасность конкретного ОПО; экспертиза изменений, которые вносятся в документы, поясняющие безопасность такого ОПО.

Лицензирование экспертизы промышленной безопасности

Область деятельности, связанная с промышленной безопасностью, крайне важна, поскольку она связана не только с охраной экологии, но и с защитой жизни и здоровья граждан, и любая ошибка может быть опасной. Лицензия на осуществление экспертизы промышленной безопасности – вовсе не формальное требование государственных органов. Законы жестко устанавливают процедуру ее получения, а сам процесс требует обязательного прохождения этапов получения лицензии ЭПБ не только в Москве, но и по России:

4. Прохождение предлицензионной проверки. Кандидат получает уведомление о проведении внеплановой проверки. При проведении проверки уполномоченный представитель Ростехнадзора сверяет полученную документацию с оригиналами и консультируется с работниками организации, а также с её руководством.
5. Составление Акта о проверке. В зависимости от результатов проверки, работником Ростехнадзора составляется акт, говорящий о несоответствии или соответствии компании установленным требованиям получения лицензии РТН на осуществление экспертизы промышленной безопасности, и в нем выносится один из двух вердиктов:

  • в отрицательном акте указываются причины, по которым вынесли вердикт об отказе в лицензировании, и кандидату будет необходимо подать документы заново;
  • положительный акт влечет за собой отправление документов в орган, занимающийся надзором в области, связанной с определенным видом деятельности по промбезопасности, где собирается работать кандидат.

6. Проверка документов. При проверке документов в управлении проверяются удостоверения экспертов и их квалификация. Если по этим параметрам нет возражений, одобрение на выдачу лицензии направляется в Центральное управление.

7. Получение лицензии. Лицензия на проведение ЭПБ выдается руководству организации или доверенному лицу в Центральном управлении.

Документы, предоставляемые для получения лицензии на экспертизу промышленной безопасности

1. Оригинал банковского документа, подтверждающего уплату госпошлины за рассмотрение заявки на предоставление лицензии, и ее оформление;

2. Нотариальная копия Устава

3. Решение или протокол участников организации, утверждающее его создание.

4. Нотариальная копия решения или протокола о назначении руководства компании

5. Нотариальная копия свидетельства ОГРН

6. Заверенное нотариусом свидетельство ИНН

7. Нотариальные копии свидетельств о регистрации изменений в учредительные документы, ЕГРЮЛ и перерегистрации

8. Нотариальная копия кодов статистики

9. Нотариальная копия выписки ЕГРЮЛ (не позднее месяца с даты её получения)

10. Оригинал банковских реквизитов, подписанный руководителем

11. Заверенные нотариусом документы, подтверждающие образование руководителей и сотрудников компании

12. Заверенные нотариусом копии удостоверений экспертов

13. Заверенные нотариусом копии протоколов об аттестации сотрудников

14. Нотариальные копии удостоверений о проверке знаний руководства и сотрудников компании

15. Нотариальные копии трудовых книжек руководства и работников организации

16. Оригинал доверенности на представителя компании, подающего документы

17. Нотариальная копия договора о предоставлении услуг лаборатории НК

Переоформление лицензии на экспертизу промышленной безопасности

Федеральный закон N307-ФЗ, вступивший в силу в ноябре 2015 года, уточняет некоторые положения, связанные с регулированием лицензирования в сфере промышленной безопасности. Из-за этого переоформлению подлежат некоторые виды уже выданных лицензий. Необходимо переоформить:

  • лицензии, в которые не включались списки оказываемых в рамках осуществления деятельности услуг или выполняемых работ;
  • лицензии, в которые включались списки работ и услуг, выполняемых и оказываемых при осуществлении деятельности, при условии, что в эти перечни законодательно вносились изменения;
  • лицензии на виды деятельности, у которых изменилось название.

Процедура переоформления лицензий происходит в установленном порядке.

Схема переоформления лицензий ЭПБ:

1. Составляется заявление на переоформление лицензии.

Законодательство, регулирующее в России сферу образовательных услуг, в последние годы весьма существенно изменилось. С одной стороны, теперь обучение могут осуществлять не только государственные учреждения, но и коммерческие организации, с другой же, было введено обязательное лицензирование любой подобной деятельности. Именно поэтому особую актуальность приобрел вопрос, нужна ли образовательная лицензия в том или ином случае.

Если вам нужна образовательная лицензия под ключ без лишней бюрократии, то закажите ее оформление у профессионалов.

Законодательные акты, определяющие необходимость образовательной лицензии

Перед тем, как рассмотреть виды услуг, когда нужна лицензия на образовательную деятельность, необходимо перечислить основные законодательные акты, регулирующие сферу образования в настоящее время. К их числу относится:

  • Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, изданный 29.12.2012 года
  • Закон «О лицензировании…» №99-ФЗ, подписанный 04.05.2011 года
  • Постановление Правительства РФ №966, датированное 28.10.2013 года

В первых двух указанных Федеральных Законах содержатся основные положения, регулирующие сферу оказания образовательных услуг. Особенно много нововведений содержит принятый недавно Закон об образовании. Именно в нем содержится утвердительный ответ на актуальный и злободневный вопрос, нужна ли образовательная лицензия.

Разработанное и подписанное несколько позднее Постановление №966 содержит конкретный перечень услуг, когда нужна образовательная лицензия, а также описание случаев, когда ее получение не требуется.

Виды образовательных услуг, при оказании которых нужна лицензия

Указанными выше законодательными актами предусматривается обязательное получение лицензии на образовательную деятельность, если организация или индивидуальный предприниматель оказывает услуги по дошкольному, общему, профессиональному, дополнительному профессиональному образованию или профессиональному обучению. Для более точного представления о конкретных видах образовательной деятельности, которая подлежит лицензированию, следует рассмотреть каждый из них в отдельности.

Дошкольное и среднее общее образование

Вид образовательной деятельности, с которым сталкивается абсолютно каждый человек. После внесения изменений в федеральное законодательство, подобные услуги могут оказывать как некоммерческие, так и коммерческие организации. При этом им требуется обязательное получение лицензии.

Профессиональное образование

Один из самых распространенных видов образовательной услуги. Он включает в себя четыре уровня:

  • среднее профессиональное;
  • высшее с присвоением степени бакалавра;
  • высшее с присвоением степени магистра или специалиста;
  • высшее с подготовкой специалистов высшей категории (аспирантура, стажировка, ординатура).

Профессиональным образованием имеют право заниматься только образовательные организации.

Дополнительное профессиональное образование

Данный вид образовательных услуг могут оказывать только некоммерческие организации. Различают два основных типа образовательных программ, целью которых является:

  • повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка.

Профессиональное обучение

Образовательные услуги по профессиональному обучению также могут оказываться любыми организациями, как коммерческими, так и некоммерческими. При этом различают три вида программ:

  • подготовка рабочих по профессиям, служащих по должностям;
  • переподготовка рабочих и служащих;
  • повышение квалификации рабочих и служащих.

Перечисленные выше виды услуг содержат практически полный перечень ситуаций, когда нужна лицензия на образовательную деятельность.

Случаи, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется

В настоящее время действующим законодательством предусматривается лишь один случай, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. Он представляет собой ситуацию, при которой услугу оказывает лично официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель. При этом он не может нанимать других специалистов, работая только самостоятельно. Примерами такой деятельности являются услуги репетитора, частного преподавателя, обладающего необходимым стажем работы и образованием. Также без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов.

До введения в действие Постановления №966 получение лицензии не требовалось в тех случаях, когда в результате учебы не производилась аттестация, и не выдавался итоговый документ о полученном образовании. Примерами подобных ситуаций являются тренинги, семинары или лекции. Последние изменения привели к тому, что данной деятельностью можно заниматься без лицензии, но это связано с тем, что она не является образовательной. По новой классификации подобные услуги относятся к культурным или досуговым.

Подробное описание шагов в получении лицензии, список необходимых документов, описание упрощенного способа получения лицензии, а также ответственности за нарушение законодательства о лицензировании.

http://www.exceld.com/Inventor%20Services/Licensing.jpg"/>Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не установлено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральными законами.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. В целях настоящего Федерального закона под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.
  • К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
  • копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию. Основанием для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.

Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии.

Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей.

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

Порядок лицензирования (общий порядок лицензирования или упрощенный порядок лицензирования) или возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно.

В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности:

  • эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
  • деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • перевозки морским транспортом грузов;
  • перевозки внутренним водным транспортом грузов;
  • перевозки воздушным транспортом грузов;
  • перевозки железнодорожным транспортом грузов;
  • перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;
  • транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа. При обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель либо его правопреемник обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. В заявлении указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности такой правопреемник вправе подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений.

Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.

При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления. В случае переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу указанного документа и внесение в него изменений взимается плата. Размер указанной платы устанавливается Правительством Российской Федерации и не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Суммы указанной платы зачисляются в соответствующие бюджеты.

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. Порядок осуществления лицензирующими органами надзорных полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и контрольными органами, устанавливается законодательством Российской Федерации и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

За осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии по законодательству РФ предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

Уголовная ответственность определена в ст. 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство» для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц организаций. Наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Административная ответственность влечет наложение на граждан и должностных лиц штрафных санкций. Согласно п. 2 и п. 3 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации:

осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Что касается гражданско-правовых последствий, то все сделки, заключенные предприятием (предпринимателем) при отсутствии лицензии, могут быть признаны недействительными, независимо от признания их таковыми судом, как несоответствующие требованиям закона или иных правовых актов. Предприятие за осуществление деятельности без лицензии может быть ликвидировано в судебном порядке.

Согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование осуществляется в целях соблюдения прав, жизни или здоровья граждан, обороноспособности и безопасности страны, а также требований по охране окружающей среды и памятников архитектуры. Получение лицензии является обязательным условием ведения бизнеса, если деятельность вашей компании может затронуть или даже нарушить какой-либо из перечисленных выше пунктов.

Как получить документ, что он собой представляет и каким требованиям должен соответствовать потенциальный лицензиар? Ищите ответы в нашей статье.

Что такое лицензирование: буква закона

Лицензией называют особый разрешительный документ, позволяющий осуществлять определенную деятельность. Соответственно, лицензирование - это процесс оформления, продления и аннулирования такого разрешения. Порядок лицензирования регулируется указанным выше законом (далее - №99-ФЗ).

Наличие лицензии гарантирует потребителю безопасность, получение услуг или работ заявленного качества, их соответствие всем нормативам, установленным законодательством или иными правовыми актами.

Соискателем лицензии может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Выдачей лицензий занимается множество государственных органов. В какой из них обратиться? Это зависит от типа деятельности. Например, лицензия на оказание многих типов услуг грузоперевозок выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, аудиторские компании получают лицензии в Минфине России, лицензии на производство медицинской техники и оказание медицинских услуг выдает Росздравнадзор, а за лицензией на предоставление охранных услуг нужно обращаться в МВД России. Всего же в нашей стране насчитывается почти 30 государственных органов, занимающихся лицензированием деятельности.

В сфере ответственности таких органов находится не только выдача лицензий, но и их аннулирование, приостановление, ведение реестров организаций, получивших лицензию, а также контроль за соблюдением соответствующих условий.

Существуют также частные коммерческие организации, оказывающие консалтинговую помощь в лицензировании, - они помогают собрать пакет документов и преодолеть все бюрократические препоны.

Важно помнить о том, что лицензирование деятельности - это не акт доброй воли со стороны предпринимателя, а требование законодательства, за нарушение которого предусмотрены санкции.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию

Сегодня закон выделяет около 50 направлений деятельности, для которых обязательно получение лицензии. В частности, лицензированию подлежат:

  • кредитование;
  • любая деятельность, так или иначе связанная с охраной государственной тайны;
  • производство и оборот этилового спирта и содержащей спирт продукции;
  • услуги связи;
  • фармацевтическая деятельность;
  • услуги частных охранных агентств;
  • производство, установка и обслуживание медтехники;
  • биржевая деятельность;
  • услуги в области таможенного дела;
  • нотариальные услуги;
  • страховые услуги;
  • внешнеэкономические операции;
  • международные пассажирские и грузовые перевозки;
  • реализация оружия и патронов;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • теле- и радиовещание;
  • использование природных ресурсов;
  • образовательная деятельность и прочее.

Это лишь основная часть обширного списка видов деятельности, для занятия которыми требуется лицензия.

Важно!
Перечень большинства видов работ и оказания услуг, на которые требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона №99-ФЗ. Данное лицензирование регулируется отраслевым законодательством. Например, кредитные организации получают лицензии в соответствии с нормами Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности».

Хотеть - не значит получить лицензию: требования к организациям

Процедура лицензирования достаточно сложная и предполагает соответствие соискателя определенным требованиям. Необходимо иметь соответствующую деятельности техническую базу (причем необходимое оборудование должно находиться в собственности и иметь надлежащую документацию), помещения, штат квалифицированных специалистов, систему производственного контроля, уставной капитал определенного размера, отсутствие задолженностей и многое другое.

На заметку
Согласно статье 333.33 НК РФ, для большинства типов деятельности размер госпошлины за получение лицензии составляет 7500 рублей. Но из этого правила есть исключения. Например, для получения лицензии на совершение банковских операций придется заплатить 0,1% от уставного капитала, но не более 500 000 рублей. Лицензия на производство спиртосодержащих продуктов стоит от 800 000 рублей, а на розничную продажу алкоголя - 65 000 рублей за год.

Короткого и простого ответа на вопрос о том, как получить лицензию, не существует как минимум потому, что правила и условия лицензирования зависят от вида деятельности, на который получается лицензия.

Однако независимо от рода деятельности для оформления лицензии требуются:

  • заявление на получение лицензии, составленное по форме;
  • копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям (их перечень определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности);
  • пакет учредительных документов компании;
  • квитанцию об уплате госпошлины за предоставление лицензии.

Порядок получения лицензии

Порядок лицензирования предполагает прохождение нескольких этапов.

Сначала вам необходимо оплатить госпошлину, поскольку квитанция об ее оплате входит в пакет необходимых документов. Затем нужно собрать все бумаги, которые понадобятся для получения лицензии, и здесь следует быть крайне внимательным, поскольку отсутствие даже одного документа станет препятствием при получении лицензии.

  • наименование, организационно-правовая форма компании, юридический и фактический адрес, электронный адрес и телефон, государственный регистрационный номер юрлица и наименование органа регистрации с указанием его адреса;
  • ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговой службе;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • реквизиты квитанции об уплате госпошлины;
  • данные документов, подтверждающих соответствие лицензиара требованиям к лицензируемому виду деятельности.

Заявление вместе с подкрепляющим пакетом документов подается в соответствующий лицензирующий орган. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2012 года №722 «Об утверждении Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов», допускается подача электронных документов.

По закону в течение трех рабочих дней вам сообщат, приняты ли документы к рассмотрению. Положительный ответ еще не означает, что лицензия уже практически у вас в кармане, - он говорит лишь о том, что документы предоставлены в полном объеме. Бывает и так, что лицензирующий орган отказывается принимать бумаги, как правило, это связано с тем, что какого-то документа не хватает. Тогда чиновники выдают уведомление о необходимости устранения недочета. На это выделяется 30 дней.

Если документы приняты на рассмотрение, придется запастись терпением. Процедура лицензирования занимает 45 дней, считая со дня подачи заявления. За это время лицензирующий орган проверит все бумаги и достоверность указанных в них сведений, а также соответствие претендента требованиям. После этого оформляется приказ о выдаче лицензии. В течение трех дней после подписания приказа его выдают на руки представителю компании или отправляют ему почтовым отправлением.

Лицензия на деятельность - это не только права, но и обязательства. Помните о том, что государственный орган, выдавший вам лицензию, будет периодически проверять вас. Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

График и частота плановых проверок зависит от вида деятельности, обычно они проводятся каждые один–три года. Если в процессе такой проверки контролер обнаружит нарушения, у вас будет 30 дней на то, чтобы их исправить. В противном случае лицензия будет приостановлена, а данные об этом факте внесут в специальный реестр. В случае игнорирования требований бизнесменом по истечению обозначенного срока лицензия аннулируется.

Внеочередные проверки проводятся при выявлении нарушений во время предыдущих проверок, при поступлении в орган сообщений о таких нарушениях и так далее.

Иногда обстоятельства складываются так, что лицензию приходится переоформлять. Порядок переоформления во многом схож с процессом получения лицензии, однако госпошлина в этом случае меньше, и ее размер зависит от причины переоформления. Если переоформление лицензии на деятельность требуется при реорганизации юридического лица, изменении юридического адреса и названия компании либо смене фактического или юридического адреса осуществления деятельности, стоимость процедуры составит 3500 рублей. В остальных случаях пошлина за переоформление обычно составляет 750 рублей.

Хотя процесс оформления лицензии может показаться хлопотным, получить эту бумагу необходимо. Работа без лицензии считается административным правонарушением и карается штрафами, конфискацией продукции, оборудования для производства, сырья, а в ряде случаев - приостановлением деятельности.

Подготовка к получению лицензии - дело непростое и кропотливое, требующее особого внимания. Однако это вполне осуществимая процедура. Если вы все же не уверены, что все сделали правильно, лучше начать процедуру с консультации в надежной юридической компании, которая оказывает поддержку на всех этапах получения лицензии на деятельность.

Помощь в лицензировании

О том, кто и как может помочь с получением, переоформлением или продлением лицензии, рассказывает председатель Московской коллегии адвокатов , кандидат юридических наук Виктория Анатольевна Шакина:

«Лицензирование особенно актуально для новых компаний или организаций, расширяющих сферу своей деятельности. А юридическое сопровождение бизнеса, включая оказание помощи в получении или переоформлении лицензии, является одним из основных и наиболее востребованных направлений работы Московской коллегии адвокатов «ЮрСити». И это неудивительно: оформление лицензии - процесс трудоемкий и требующий знания специфики. При отсутствии опыта и навыков работы с юридическими документами шансы получить отказ в выдаче лицензии для заявителя слишком высоки. В результате это способно привести к серьезным убыткам из-за невозможности полноценного функционирования компании в выбранной отрасли.

Мнение редакции

Пом­ни­те, что для каж­до­го ви­да де­я­тель­нос­ти тре­бу­ет­ся от­дель­ная ли­цен­зия. На­при­мер, если ва­ша ком­па­ния за­ни­ма­ет­ся и из­го­тов­ле­ни­ем ле­карств, и про­из­водст­вом ме­ди­цин­ской тех­ни­ки, вам по­тре­бу­ют­ся две ли­цен­зии - по од­ной на каж­дое на­прав­ле­ние де­я­тель­нос­ти.

Рекомендуем почитать

Наверх