К принципам правового статуса личности относятся. Принципы правового статуса личности в Российской Федерации: общая характеристика. Конституционные принципы правового статуса личности

Управление персоналом 04.07.2020
  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности

    В определении правового статуса личности имеет значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуществляется их использование.

    Уровень и степень последнего в решающей степени зави­сит от характера названных начал. Исходя из них может огра­ничиваться, урезаться пользование правами или, наоборот, обеспечиваться для этого широкий простор. Их воздействие на правовой статус личности многогранно. Они определяют, обеспечивается ли в государстве равенство прав и свобод человека и гражданина, активная деятельность государства по их соблюдению и охране, признание государством в полной мере и объеме тех прав, которые соответствуют достигнутому обществом уровню материально-технического развития, существуют ли какие-либо границы в использовании прав и свобод, допускаются ли их ограничения, действуют ли законные механизмы защиты своих прав человеком.

    Эти начала и характеризуются как принципы правового статуса личности 17 . Под ними понимаются признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых, осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

    Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

    В последующей характеристике раскрывается их концептуальная сущность, заложенная в нормах Конституции Российской Федерации. Однако следует учитывать, что их практическая реализация в настоящее время не обеспечивается в должной мере. Это объясняется сложностями переходного периода, становления рыночной экономики, политической нестабильностью и другими условиями, препятствующими реализации конституционных норм.

    Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с основными исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

    1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус человека и гражданина.

    Равенство всех перед законом и судом означает, что за­кон, его предписания в равной мере обязательны для всех, что суд в равной мере доступен для всех и должен руковод­ствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями, не принимать во внимание не предусмотрен­ные законом особенности лица, обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

    В прошлом нарушение этого принципа имело широкое распространение, хотя и в скрытой форме. В частности, без разрешения соответствующего органа КПСС не могло быть возбуждено уголовное дело против лица, относящегося к номенклатуре данного органа (т. е. подлежащего его утверждению в должности).

    Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

    Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Выделение такого необычного для конституционного законодательства основания равенства как принадлежность к общественным объединениям обусловлено тем, что на предыдущих этапах развития страны членство в КПСС или беспартийность являлись основанием для решения вопросов о занятии той или иной должности, фиксировались в официальных анкетах как значимый во многих отношениях фактор.

    В зависимости от перечисленных выше и иных личных и социальных признаков человека ему не могут быть оказаны какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.

    В Конституции установлено, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

    В качестве особого объекта равноправия Конституция выделяет равные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации. Необходимость этого обусловлена тем, что проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения как в нашей стране, так и в мировом масштабе. Еще бывший Союз ССР ратифицировал конвенцию ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», и у нас в стране сделано в этом отношении немало.

    Конституционная норма и нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола.

    Равенство прав и свобод человека и гражданина Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

    В социалистической теории весьма критически оценивалась трактовка равенства прав только как юридически закрепляемого равенства возможностей. Упор делался на достижение фактического равенства, создание некоего усредненного общества, всеобщего уравнительного образа жизни. Однако каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, обладает неодинаковыми способностями к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.

    Государство должно использовать правовые и экономические средства для сокращения резкого разрыва в доходах граждан. В этих целях применяется дифференцированная система налогов. Важнейшее значение в этом плане имеет эффективная борьба с криминальными источниками доходов.

    Законодательство может закреплять особые права для той или иной категории граждан. Оно оказывает преимущественное содействие тем, кто по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать свои права и свободы (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.). Предоставляемые этим слоям и категориям граждан преимущества естественны и ни в какой мере не нарушают принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

    2. Следующим конституционно провозглашаемым принципом, характеризующим реализацию прав и свобод личности, является их гарантированность. Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как общее начало, которое свойственно реализации всего объема прав и свобод личности, и посредством закрепления конкретных гарантий каждого права и свободы в отдельности.

    Как общее основание правового статуса указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Ст. 2 устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. В ст. 17, 19 также установлено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы. Причем следует отметить, что по сравнению с последней редакцией прежней Конституции 1978г. такого рода общие нормы являются новыми.

    Кроме этих общих норм о гарантиях, закрепление фактически каждого конкретного права и свободы сопровождается указанием на условия, способы его гарантий.

    Гарантии прав и свобод, прежде всего, возлагаются на государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через всю систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепление их гарантий посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации.

    Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод осуществляют Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов федерации. Однако, предусмотренная Конституцией государственная система, призванная обеспечить гарантии прав человека, работает в настоящее время недостаточно эффективно. Об этом свидетельствуют имеющиеся нарушения прав человека, отсутствие необходимых механизмов и условий для реализации многих конституционно закрепленных прав и свобод граждан, отсутствие в ряде случаев необходимой законодательной базы, достигший огромных размеров бюрократизм государственного аппарата, непрофессионализм многих его работников и др. факторы.

    Задачи по созданию условий реализации прав и свобод выполняют не только государственные структуры. В систему такого рода субъектов входят и органы местного самоуправления. Свою роль играют общественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.

    Конституция Российской Федерации расширила рамки участия и самого человека в защите своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Усилены возможности судебной защиты каждым своих прав и свобод, закреплено право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    В положениях новой Конституции проявляется тенденция повысить роль самого человека в обеспечении максимально полного использования прав, усилить его самостоятельность. Это следствие утверждения новых начал взаимоотношений человека и государства, отказа от оценки роли государства как направляющего деятельность пассивной личности.

    Гарантии прав и свобод человека и гражданина, не ограничиваются их конституционным закреплением. Реальное воплощение прав и свобод требует многих условий, в том числе лежащих за рамками права. Существуют социально-экономические, политические и юридические гарантии.

    Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод. В числе этих условий - социальная стабильность, развивающаяся экономика, наличие соответствующих производственных мощностей, широкой инфраструктуры - системы учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества.

    Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению граж­данского согласия, исключение дестабилизации в обществе; должный уровень политической культуры граждан.

    Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина. К ним относится, прежде всего, конституционное закрепление, как общего принципа гарантии прав, так и конкретных гарантий каждого права. Во всех отраслях действующего права эти гарантии получают детальное обоснование. В охране правовых предписаний важную роль играют правоохранительные органы, и прежде всего, милиция, прокуратура и суд. Таким образом механизм реализации прав и свобод личности призван охватить все сферы деятельности по закреплению и обеспечению использования прав и свобод и все ее направления, которые включают:

    Юридическое закрепление гарантий прав и свобод;

    Широкую систему охраны и защиты государством прав и свобод, как в обеспечении их реального использования, так и в борьбе с различного рода их нарушениями;

    Развитие общественно-политической активности граждан;

    Развитие сознательного отношения к использованию прав и свобод;

    Государственный и общественный контроль, направленный на охрану прав и свобод;

    Повышение уровня знаний каждым своих прав свобод и обязанностей;

    Развитие общественных организаций, призванных охра­нять и защищать права и свободы человека и гражданина.

    3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения.

    Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

    Конституция закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (п. 2 ст. 55).

    Кроме этого запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция также устанавливает важную норму о том, что они являются непосредственно действующими.

    Это означает, что конституционные права и свободы являются исходной основой для соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня.

    В рассматриваемом плане имеет значение конституционная норма о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    Недопустимость ограничения прав и свобод вполне закономерно не означает абсолютизации этого принципа. Их использование должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого общежития.

    В ст. 17 Конституции предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Из этого вытекает необходимость правомерного использования своих прав каждым человеком, без нарушения предписаний закона, выхода за рамки, прежде всего, конституционного поля.

    В определенных социальных, экстремальных и иного рода ситуациях может возникнуть объективная необходимость определенного временного ограничения прав и свобод. Конституция Российской Федерации строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения. П. 3 ст. 55 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Эта общая норма конкретизирована в ст. 56 Конституции, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. Такие ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом определенные виды прав и свобод не подлежат ограничению: право на жизнь, охрана достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряда прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве и др.

    4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип правового статуса находит свое выражение не только в наличии у каждого и прав, и обязанностей, но и в том, что многие права несут в себе и качество обязанности - одни в правовом плане, другие - в моральном, выражаясь в виде общественного долга.

    Так, в п. 2 ст. 38 закрепляется, что забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Ст. 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду и др.

    Рассматриваемый принцип выражен в ст. 6 Конституции Российской Федерации, причем в форме, адресованной не каждому, как в большинстве статей о правах и обязанностях, а гражданину Российский Федерации, причем в главе первой «Основы конституционного строя». В ней устанавливается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

    В юридической литературе можно встретить описание и других принципов. Например: принцип сочетания личных и общественных интересов. Личные интересы гражданина - это его материальные и духовные потребности, которые государство и общество призваны ему обеспечить, создать достойные условия жизни для всестороннего развития личности (способностей, таланта, удовлетворения разумных материальных и духовных потребностей). Интересы личности есть субъективное выражение объективных потребностей человека, т.е. эти интересы определяются объективными условиями развития общества, на каждом этапе развития которого они различны. Общественные интересы - это цели и задачи общества, обеспечивающие его поступательное развитие. В общественных интересах главное место занимают интересы человека, удовлетворение которых является высшей целью государства и общества.

    Принцип постоянного расширения и углубления прав, свобод и обязанностей. Этот процесс идет по трем направлениям:

    а) в правовой статус личности включаются новые, ранее неизвестные конституционному законодательству права, свободы и обязанности (ст.18, 20, 21 и 29 Конституции РФ);

    б) права, свободы и обязанности, существовавшие до принятия Конституции 1993 г., толкуются расширительно, т.е. приобретают более полное содержание (ст.19, 22, 25 и 37 Конституции РФ);

    в) усиливаются и расширяются гарантии прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем стоит отметить, что если политические и юридические гарантии сделали громадный скачок в своем развитии, то этого нельзя сказать об экономических и социально-нравственных гарантиях, которые в последние годы заметно ослабли.

    Подводя итог сказанному необходимо отметить, что взаимоотношения между личностью и государством предопределяются определенными факторами и возникают в двух случаях - в силу принадлежности лица к гражданству государства либо проживания на территории данного государства. Если лицо не принадлежит к гражданству государства и не проживает на его территории, то никаких взаимоотношений между таким лицом и государством быть не может, и речь о свободе личности лишается смысла. Вместе с тем каждое государство, предоставляет весь комплекс прав, свобод и обязанностей только своим гражданам, тогда как на иностранцев и лиц без гражданства этот комплекс распространяется в ограниченном объеме.

    Для свободы личности имеет принципиальное значение правосубъектность (правоспособность и дееспособность), без которой разговор о свободе личности лишается смысла. При отсутствии правосубъектности нет и личности.

    Сущностные отношения между личностью и государством характеризуют основные права, свободы и обязанности. Их широта и глубина определяют уровень свободы личности, ее демократизм.

    • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
    • Конституционное право как отрасль права
      • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
      • Предмет и метод конституционного права России
      • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
      • Система конституционного права
        • Конституционно-правовые институты
        • Конституционно-правовая норма
      • Система источников конституционного права
      • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
      • Особенность международных договоров как источников конституционного права
      • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
      • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
    • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
      • Понятие и предмет науки конституционного права
      • Источники и методы науки конституционного права
      • Конституционное право как учебная дисциплина
    • Конституция и этапы ее развития
      • Конституционализм и этапы его развития
      • Понятие и функции Конституции
      • Форма и структура Конституции
      • Юридические свойства Конституции
      • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
    • Основы конституционного строя
    • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
      • Конституционный строй: основные принципы и правовое закрепление
      • Экономические основы конституционного строя
    • Конституционные основы гражданского общества
    • Права и свободы человека и гражданина
    • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
      • Гражданство и правосубъектность
      • Конституционные принципы правового статуса личности
      • Конституционные права и обязанности человека и гражданина
      • Единство и целостность системы прав и свобод человека и гражданина
    • Гражданство в Российской Федерации
      • Гражданство: понятие, сущность, принципы
      • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
      • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
    • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
      • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
      • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
      • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
    • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
      • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
      • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
      • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
    • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
      • Становление института Уполномоченного по правам человека
      • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
    • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
      • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
      • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
      • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
      • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
    • Федеративное устройство
    • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
      • Государственное устройство: понятие и формы
      • Особенности Федерации в России
      • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
    • Избирательная система Российской Федерации
    • Избирательная система Российской Федерации
    • Избирательное право в Российской Федерации
      • Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
      • Источники, нормы и принципы избирательного права в Российской Федерации
      • Субъекты избирательного процесса. Права и обязанности
    • Избирательный процесс
      • Понятие и основные стадии избирательного права
      • Организация и порядок проведения выборов
      • Голосование: классификация видов и итоги
    • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
    • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
      • Общие положения
      • Государственные органы и их система: понятия, признаки
      • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
    • Президент Российской Федерации
      • Сущность президентской власти
      • Полномочия Президента РФ
      • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
    • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
      • Парламент в государственном механизме
      • Организационно-правовые аспекты деятельности Совета Федерации
      • Рассмотрение Советом Федерации вопросов, отнесенных к его ведению
      • Организационно-правовые аспекты деятельности Государственной Думы
      • Процедурные правила рассмотрения вопросов
      • Законодательная процедура парламента РФ
    • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
      • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
      • Полномочия парламентариев
      • Гарантии депутатской деятельности
    • Правительство Российской Федерации
      • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
      • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
      • Полномочия Правительства РФ
      • Акты Правительства РФ
    • Судебная власть в Российской Федерации
    • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
      • Понятие «национальная безопасность»
      • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
      • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
    • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
      • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
      • Права и обязанности
      • Проблемы совершенствования местного самоуправления
    • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
      • Система безопасности в Российской Федерации
      • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
      • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
      • Следственный комитет РФ
      • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

    Конституционные принципы правового статуса личности

    Определяющая роль в характеристике правового статуса человека и гражданина принадлежит сформулированным в Конституции РФ принципам, на основе которых складываются отношения между государством и личностью.

    Под принципами правового статуса понимаются признаваемые государством и закрепляемые в его конституции руководящие правовые идеи, начала, установки, исходя из которых осуществляются регулирование и пользование правами и свободами, выполнение обязанностей человека и гражданина.

    Принципы правового статуса отражают коренные отношения в системе связей личность - общество - государство.

    Принципы правового положения личности - явление идеологического и правового характера. Как идеологические начала они складываются в сознании людей, воплощаются в их воле под воздействием совокупности общественных отношений. Принципами правового статуса в Российской Федерации считаются те руководящие идеи, которые получили признание со стороны общества и государства и свое высшее юридическое воплощение в Конституции России.

    К конституционным принципам правового статуса личности относятся: (1) неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина; (2) юридическое равенство, т.е. равноправие, граждан, включая равенство перед законом и судом; (3) непосредственное действие прав и свобод.

    Неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина

    Согласно Конституции РФ основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что основные права не предоставлены человеку государством, а принадлежат человеку в силу факта его рождения.

    Здесь уместно обратиться к тексту одного из наиболее значимых конституционно-правовых документов эпохи Французской революции - Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в которой говорится: (1) люди рождаются и остаются свободными и равными в правах; (2) цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода. собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

    Рассматриваемый принцип неотъемлемости и неотчуждаемости прав и свобод имеет двоякое значение. Государство не вправе лишать человека его основных прав или ограничивать их без веских, установленных законом, оснований. Например, эти предусмотренные законом ограничения отдельных прав и свобод могут быть обусловлены наличием экстремальных ситуаций в стране (введением чрезвычайного или военного положения, стихийными бедствиями, эпидемиями и т.п.). Конституция РФ вводит институт ограничения прав и свобод в следующих случаях: в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При введении ограничений обязательно должны быть соблюдены два условия: (1) права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом; (2) они могут быть ограничены только в той мере и на тот срок, на который это необходимо. При этом Конституция РФ в ч. 3 ст. 56 предусматривает, что некоторые права и свободы не подлежат ограничению. Это право на: жизнь (ст. 20); достоинство личности (ст. 21); неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, право на защиту своей чести (ч. 1 ст. 23); запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24); а также свобода совести (ст. 28); свобода предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности (ч. 1 ст. 34); право на жилище (ч. 1 ст. 40); и все права, связанные с судебной защитой (ст. 46-54).

    В качестве конституционных гарантий данного принципа выступают ее положения, устанавливающие, что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), а также что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не Могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

    Другое значение принципа неотчуждаемости и неотьемлемости состоит в том, что человек наделен всеми правами и свободами и может реализовывать их без всяких ограничений, он не может также отказаться от своих прав и свобод.

    Равноправие граждан

    Центральное место среди принципов правового статуса человека и гражданина занимает принцип равноправия граждан. По содержанию этот принцип очень многогранен и распространяется на все сферы взаимоотношений государства и личности. Равноправие является одним из проявлений общественного равенства людей, оно представляет собой универсальную форму выражения юридического равновесия, сочетания интересов отдельных людей, отдельных социальных слоев и групп населения, а также национальностей 1 Следует отметить, что помимо формального равноправия существуют и другие принципы, которыми руководствуются огромные массы людей: «Любовь к своей семье и другим близким людям не может не распространяться на народ и страну, в которой человек живет... Признание прав индивидуума должно уравновешиваться утверждением ответственности людей друг перед другом. Крайности индивидуализма и коллективизма не способны служить гармоничному устроению жизни общества. Они приводят к деградации личности, нравственному и правовому нигилизму, росту преступности, утрате гражданской активности, взаимному отчуждению людей» // «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» от 2 июля 2008 г. (разд. III.2, III.3) .

    Социально-экономическое равенство играет решающую роль в установлении реального равноправия. Но в нашей стране существуют огромные различия в экономическом положении граждан, что, безусловно, отрицательно влияет на фактическое равноправие. Для преодоления фактического социального неравенства государство проводит политику, направленную на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Для того чтобы сделать фактический статус некоторых категорий лиц более справедливым, чем он мог бы быть на общих условиях, государство устанавливает систему социальных льгот, привилегий (преимуществ), существование которой не является отступлением от принципа равноправия. Так, Конституция РФ предусматривает, что малоимущим и другим указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40); другая статья Конституции предусматривает бесплатное оказание квалифицированной юридической помощи в случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 48).

    Правовым выражением социального равенства является юридическое равенство граждан. Юридическим оформлением принципа равноправия выступает ст. 6 Конституции РФ: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Конституция устанавливает независимость равноправия от каких-либо обстоятельств. Это выражено в ст. 19:

    «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ч. 2, 3) 2 В других государствах имеются иные, чем в России и на Западе, подходы к равноправию. Например, в некоторых государствах (Япония) под ним понимают не равенство прав и свобод мужчины и женщины, а равенство обязанностей. .

    Последний из названных видов равноправия поддерживается системой специальных гарантий: мерами по охране труда и здоровья женщин, созданием условий, позволяющих сочетать труд с материнством, социальной поддержкой семьи и др.

    Важную часть принципа равноправия в целом составляет национальное равноправие , что особенно актуально для такого многонационального государства, как Российская Федерация. Национальное равноправие гарантируется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации. Такими гарантиями выступают, в частности, право пользоваться родным языком в государственных органах, органах местного самоуправления и общественных организациях, право обучать детей на родном языке, развивать национальные средства массовой информации (печать, телевидение, радио), право развивать национальную культуру, быть представленными в органах государственной власти, местного самоуправления в регионах.

    Конституция РФ в довольно категоричной форме устанавливает запрет агитации и пропаганды, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду расового, национального или языкового превосходства (ст. 29).

    Равенство перед законом и судом означает, что каждый человек (гражданин Российской Федерации или лицо, не имеющее гражданства России) может предстать перед судом, а также может получить равную защиту своих прав и законных интересов в суде.

    Конституция - акт прямого действия, следовательно, ее нормы, и прежде всего нормы, фиксирующие основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, обладают непосредственным действием. В Российской Федерации граждане обладают всеми правами и свободами, предоставляемыми им Конституцией. Сам факт конституционного закрепления какого-либо права уже делает гражданина его субъектом. Но для реализации этого права требуются определенные усилия как самого человека, так и государства, которое должно обеспечить возможность использования права.

    Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина означает, что независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих эти права, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны в своей деятельности эти права и свободы соблюдать.

    Под принципами правового статуса личности подразуме­ваются общие основополагающие начала, определяющие его содержание. В Конституции РФ 1993 г. получили выражение и закрепление следующие принципы правового статуса личности.

    1 . Закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права.

    Согласно этому принципу Российская Федерация призна­ет и характеризует права и свободы, свойственные цивилизо­ванному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Междуна­родном пакте о гражданских и политических правах, вступив­ших в силу в 1976 г.

    Провозглашенные в указанных документах права и свобо­ды человека и гражданина были взяты под международную за­щиту. Заявляя о своей приверженности к общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепляющим права и свободы человека, Конституция РФ возлагает на госу­дарство обязанность по их обеспечению.

    2 . Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод че­ловека и принадлежность их ему от рождения.

    Он предполагает, что все люди признаются свободными и обладающими правами и свободами от рождения. В эпоху то­талитарного режима помимо того, что права и свободы носили декларативный характер, они еще исходили от государства. На этом основании по инициативе государства определенные лица могли быть лишены гражданства или ущемлены в своих пра­вах. В нынешнем Российском государстве в силу того, что Кон­ституцией провозглашается неотчуждаемость прав и свобод человека, государство не вправе издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Тем более оно не может лишить гражданина Российской Федера­ции своего гражданства. Граждане, в свою очередь, свободны Действовать в пределах своих неотчуждаемых прав и свобод, для чего не требуется никаких дозволений.

    3. Равенство прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип сводится к следующему.

    Во-первых , осуществление прав и свобод человека и граж­данина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Во-вторых , смысл этого равенства выявляется по отношу нию к закону и суду. Государство призвано гарантировать ра­венство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения и т. д.

    В-третьих , равенство прав и свобод человека и гражданина обретает реальное существование благодаря и тому, что они объяв­ляются Конституцией РФ непосредственно действующими.

    4 . Принцип единства прав и обязанностей граждан. Он прежде всего основывается на том, что нет прав без обя­занностей, как нет и обязанностей без прав.

    В отличие от ранее действовавшей Конституции РФ новый Основной закон преимущественно возлагает обязанности на государство, закрепляя за гражданами минимум обязанностей. Объем обязанностей, возлагаемых Конституцией на граждан, прежде всего отвечает интересам общества и его членов. Без их реализации оно не может нормально функционировать.

    Таким образом, принципы правого статуса личности, воп­лощенные в Конституции РФ, определяют характер, смысл и содержание прав и свобод человека и гражданина в условиях правового демократического государства.

    Заключение

    Конституция Российской Федерации (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личнос­ти, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного го­сударства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст. 2, – обязанность государства».

    Установленные Конституцией принципиальные положения, свя­занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного обще­ства, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

    Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятель­ность демократического государства, на его компетенцию и потенци­альные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые харак­теризуют его как конституционное.



    В современной российской действительности, когда растет преступ­ность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, при­знание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и сво­бод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократичес­кий потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство

    1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

    2. Абдулаев М. И. «Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений» - М.: Финансовый контроль, 2004. - 410с.

    3. Абдуллаев М. И. « Правоведение; Учебник для вузов». Под редакцией - М.: Финансовый контроль, 2004. - 561с.

    4. Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов».- М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА ×М, 1998. - 752с.

    5. Габричидзе Б.Н, Ким-Кимэн А.Н, Чернявский А.Г. «Конституционное право: Учебник» - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.- 472с.

    Помимо самого определения и характеристики правового статуса личности, необходимо так же обозначить начала, принципы, на основе которых осуществляется использование прав и свобод человека.

    Итак, принципы правового статуса личности – это начала, охраняемые и признаваемые государством и правом, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, а также выполнение его обязанностей.

    Единого, признанного всеми учеными-конституционалистами перечня принципов правового статуса личности не существует. Некоторые выделяют 4 основных универсальных принципа, некоторые больше. Мы будем рассматривать перечень принципов по С. А. Авакьяну, считает систему принципов правового положения человека и гражданина в Российской Федерации более разветвленной и его версия мне кажется наиболее полной и обоснованной.

    Принципы, которые мы будем рассматривать наиболее универсальны, поскольку они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы. 1

    Самое важное место занимает принцип равноправия, отмеченный в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в п. 2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 1

    Равноправие значит, что государство гарантирует обеспечить равные права и свободы своим гражданам.

    Принцип равноправия прежде всего включает в себя равенство всех перед законом и судом, что предписания закона обязательны для всех, а суд должен принимать решения, руководствуясь только законом.

    Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

    Равенство прав и свобод человека и гражданина или равноправие Конституция понимает, как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

    Следующий принцип - это непосредственное действие прав и свобод. Этот принцип закрепляется в Конституции РФ, в которой говорится: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления». 2

    Неотчуждаемость основных прав и свобод – еще один принцип правового статуса человека так же сформулирован в Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». 3 Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека и подтверждает, что эти права не дарованы государством и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается только в признании этих прав в создании специальных условий, чтобы эти права могли реализовываться.

    Не менее важный принцип - это недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем виде этот принцип в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

    Наряду с этим Конституция РФ содержит и положение о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.

    Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Закон формируется таким образом, чтобы удовлетворить интересы людей и суметь предотвратить нарушение прав и свобод.

    Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

    Еще один принцип находит свое выражение в том, что правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, избирательные права, и др.

    И последний принцип – это гарантированность прав и свобод, который означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. Этот принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности. 1

    ­­­­­1.3 Структура правового статуса личности

    В заключительной части первой главы необходимо выделить гарантии правового статуса личности и гражданство, поскольку оно является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности.

    Итак, прежде всего раскроем понятие гражданства и его роль в правовом статусе человека и гражданина. Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

    Непосредственно само гражданство - это устойчивая правовая связь данного лица со своим государством, основанная на их взаимных правах, обязанностях и ответственности и выражающаяся в распространении на данное лицо суверенной власти и юрисдикции этого государства. Гражданство - неотъемлемое свойство, атрибут государственного суверенитета. Благодаря наличию гражданства на соответствующих лиц распространяется суверенная власть и законы данного государства вне зависимости от того, находятся ли они постоянно или временно на территории своей или другой страны. На основе признания гражданства то или иное лицо не только становится обладателем определенной совокупности субъективных прав, но и получает возможность принимать участие в управлении делами соответствующего общества и государства. 2

    Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние.

    Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

    Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

    Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

    Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гра Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

    Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует решения государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

    Определение в Законе гражданства как связи лица с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

    Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

    1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6).

    Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

    2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

    3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства Российской Федерации проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства.

    Далее, что касается гарантий правового статуса личности. Одно из центральных мест в вопросе о правах личности занимает проблема гарантий, так как о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране и реализации.

    Расширение и углубление правового статуса личности зависят от условий, которые предоставляет государство, а также и от добросовестного выполнения своих обязанностей каждой личностью перед государством и, разумеется, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека - это экономическое состояние государства. Сознательность и самодеятельность людей являются решающей гарантией осуществления Конституции, ее статей и гражданских нрав, обозначенных законом.

    Систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности традиционно подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности нельзя рассматривать как реальный, если он не снабжен правовыми гарантиями, которые, в свою очередь, обеспечивают реализацию прав, свобод и обязанностей личности и охраняют их от нарушений. В таком случае правовой статус будет носить лишь формальный характер. Специальные или, другими словами, юридические гарантии – это правовые нормы, которые определяют порядок и условия при которых реализуются права, определяют юридические средства охраны и защиты этих прав в случае их нарушения. При помощи этих гарантий обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов. 1

    С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям - и это важно подчеркнуть - уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем. 2

    С точки зрения своей структуры, юридические гарантии входят в правовое положение личности. Мне кажется, что можно считать вполне обоснованным высказанное в литературе мнение о подразделении юридических гарантий на гарантии реализации и охраны, поскольку они тесно связаны между собой. Однако выделять гарантии охраны в качестве самостоятельного вида было бы не совсем верно. Прежде всего в силу того, что эти гарантии, их действие проявляются в тех случаях, когда нарушается нормальный, четкий ритм реализации правового статуса, когда юридических гарантий реализации по существу оказывается недостаточно, они "не срабатывают" вообще или частично, не хватает их воздействующего качества. Нужно более жесткое принуждение, заключающееся во вступлении в действие юридических гарантий охраны. Поэтому гарантии реализации и гарантии охраны взаимосвязаны, их подразделение скорее условное, чтобы выделить, оттенить воздействие и собственно регулирование. 1

    По-видимому, гарантии охраны правового статуса следует рассматривать в качестве подвида юридических гарантий реализации, ибо их наличие тоже способствует правильной реализации правового статуса.

    Общими гарантиями традиционно принято считать экономические, политические, идеологические, которые представляют собой совокупность экономических, политических, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод граждан.

    Некоторые авторы из политических гарантий в самостоятельную группу выделяют социальные, а идеологические гарантии рассматривают как составную часть духовных. 2 Возможно, выделение социальных гарантий в качестве самостоятельных, еще имеет право на отдельное существование, а включение идеологических в состав духовных - нет. Скорее всего, они существуют самостоятельно, так как отражаются в политико-правовом сознании общества в целом, отдельных социальных групп, личности.

    Экономические гарантии являются определяющими в системе гарантий, поскольку они создают такие материальные условия, которые обеспечивают более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, которые непрерывно возрастают. Экономическими гарантиями выступают прежде всего различные формы собственности, экономическая политика государства, состоящая в поддержке различных слоев граждан.

    Социальные гарантии углубляют реальное содержание правового статуса личности на основе принципов гуманизма, справедливости, равенства, расширения реальных условий в реализации потенциальных возможностей как для каждой личности, так и для всего общества.

    Итак, подводя итог всему вышесказанному на тему гарантий правового статуса личности необходимо еще раз повторить, что каждый человек должен ощущать свою социальную защищенность в обществе и должен понимать, что государство обязано обеспечить реализацию его прав, свобод и обязанностей и охранять их от нарушений. Социальная защищенность человека в обществе определяется реализацией его права на определенный уровень благосостояния, отраженный в системе гарантий. 1

    Принципы основ правового статуса личности это совокупность основных идей, на основании которых строится вся система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и происходит процесс их реализации.

    К принципам основ правового статуса личности относятся:

    Принцип равноправия (или правового равенства);

    Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод;

    Принцип непосредственного действия;

    Принцип гарантированности конституционных прав и свобод;

    Принцип общедоступности нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы

    Принцип равноправия (или правового равенства) означает равную свободу всех членов общества, равный набор их правовых возможностей.

    Он является ведущим и определяющим в правовом статусе личности.

    Этот принцип включает:

    Равенство конституционных прав и свобод независимо от фактических различий людей;

    Равенство перед законом;

    Равенство перед судом;

    Равноправие мужчины и женщины;

    Равенство в социальном государстве.

    Государство согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод независимо от личностных характеристик (пол, возраст, национальность, раса) и социального положения (происхождения, имущественного и должностного положения и др.). В российской Конституции РФ устанавливается императивный запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

    Принцип равенства конституционных прав и свобод независимо от фактических различий людей означает, прежде всего, формальное равенство возможностей, равные стартовые условия человека в обществе. Его содержание направлено на недопущение каких-либо привилегий для отдельных граждан или групп граждан в зависимости от различных признаков и обстоятельств.

    Принцип равенства перед законом имеет самостоятельное значение.

    Он означает: а) запрет на установление в законодательных актах мер дискриминационного характера (например, закрепление правила, в соответствии с которым не допускаются осуществлять торговлю на рынках лица, не знающие русский язык); б) требование равной для всех защиты законом (милиция в равной мере должна защищать права всех граждан); в) обеспечение принципа равенства при формировании и реализации всей системы национального законодательства.

    Принцип равенства перед законом допускает определенные исключения. Так, федеральное законодательство устанавливает особый порядок привлечения к ответственности Президента РФ, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и других лиц.



    Принцип равенства перед судом означает: а) равный доступ к правосудию; б) равное для всех применение норм права; в) равенство сторон

    в судебном заседании. Равенство перед судом обеспечивается рядом положений, например, гласностью, открытостью судопроизводства, гарантиями обеспечения беспристрастности суда и т. д. Принцип равноправия мужчины и женщины выделен в отдельный конституционный принцип. Он не означает фактического уравнения полов. Более того, женщины имеют по российскому законодательству больший набор социальных гарантий, чем мужчины. Этот принцип направлен на предотвращение дискриминации женщин в политической и социально-экономической сферах жизни.

    Принцип равенства в социальном государстве не означает: установление фактического равенства прав и свобод; абсолютного равенства прав и свобод членов общества. Не могут на равных выступать в обществе ребенок и взрослый человек; здоровый и инвалид и т. д. Поэтому этот принцип допускает формальное неравенство объема прав и свобод граждан.

    С учетом этого принцип равенства в полной мере проявляется в равенстве одинаковых категорий граждан.

    Принцип равноправия тесно взаимосвязан с принципом справедливости. Во-первых, эта взаимосвязь проявляется в том, что отдельные категории граждан имеют больший объем социальных прав и гарантий (дети, пенсионеры, инвалиды, малоимущие, многодетные семьи, представители малочисленных народов, жители регионов Крайнего Севера и т. д.). Во-вторых, государственная и, прежде всего судебная защита прав и свобод предполагает учитывать идеи социальной справедливости в обеспечении прав и свобод граждан. Так, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29 января 2004 г. при оценке конституционности отдельных положений ФЗ «О трудовых пенсиях» указал, что исключение льготного порядка исчисления пенсий нарушает принцип правовой справедливости.

    Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ)означает признание государством того, что естественные права и свободы имеют особое положение в системе конституционных прав и свобод: а) государство не устанавливает их, а только подтверждает обязательство по их обеспечению; б) устанавливается определенный приоритет этих прав и свобод (повышенная степень защиты ряда естественных прав и свобод).

    Принцип непосредственного действия означает, что а) конституционные права и свободы могут применяться без дополнительного условия конкретизации в специальных законодательных актах; б) разработка и принятие законов, применение законодательства, деятельность органов публичной власти и их должностных лиц должны соответствовать смыслу исодержанию конституционных прав и свобод.

    Принцип гарантированности конституционных прав и свобод означает: а) обязанность государства защищать права и свободы как высшую ценность конституционного строя (ст. 2); б) гарантированность прав и свобод согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ (ч. 1 ст. 17); в) запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55); г) регламентация условий ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55).

    Гарантированность конституционных прав и свобод предполагает также обеспечение социальных и экономических условий реализации этих прав и свобод.

    Принцип общедоступности нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы. Этот принцип означает, что любые нормативные правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

    Рекомендуем почитать

    Наверх