Федеральное законодательство о государственной гражданской службе. Государственная гражданская служба Российской Федерации. Закон о государственной гражданской службе. Когда был принят о государственной гражданской службе федеральный закон

Открытие бизнеса 06.09.2019
Открытие бизнеса

Данный законопроект официально действует с 2004 года. Он призван контролировать все вопросы, относительно стандартов и порядков, начиная от самого приема сотрудника на госслужбу заканчивая условиями пенсионных отчислений. Закон является частичным аналогом ТК (Трудовой Кодекс) но с определенными дополнениями. В качестве нанимателя выступает государство.

79 фз о госслужбе с изменениями 2018

Поправки, внесенные в закон на конец прошлого года, конкретнее — 30.12.2015 № 79 ФЗ о государственной гражданской службе, действуют и сегодня.

Краткое содержание

Все условия и инструкции подробно описаны в 17 главах, разделенных свои темы (разделы, отдельные статьи пр.). В начале РД описаны основные положения (установлены нормы), перечисления должностей, обязанностей и должностных инструкций по каждому отдельному виду деятельности гражданского служащего, а конкретнее:

  • принятие на работу (контракт, включающий в себя условия для его прекращения);
  • время службы и отдыха;
  • аттестационный экзамен (сроки, критерии пр.);
  • гос. гарантии (оплата, система поощрений, гос. обеспечение пр.);
  • предельный возраст (ограничение), и каким образом можно уволиться (заявление на увольнение по собственному желанию, кто должен подписывать, список документов пр.);
  • уставные отношения (условия конкурса на замещение вакантной должности или испытательный срок, например, кого примут и наоборот);
  • особенности формирования кадрового состава (сокращения, замещения) и прочее.

Изменения текущего года коснулись условий ведения бизнеса, точнее запретов на таковые действия с некоторыми исключениями. В этой же статье описаны и возможности порочащих честь родственных связей (касается органов правопорядка).

Относительно пенсионных выплат и условий выхода на пенсию изменений не наблюдается – все также основной критерий: «по выслуге лет».

Ознакомиться более детально с Законом и новыми изменениями (шпаргалка с комментариями специалистов) в режиме онлайн, а также совершенно бесплатно его скачать можно :

Документ будет полезен студентам, которые должны знать основные положения в рамках системы образования для детального обсуждения (т.е. читать, выучить наизусть, написать конспект, создать аудиокнигу либо аудиозапись, словом, получить примерные знания основных положений), юристам (судебных приставах) в рамках исполнительного производства, поскольку меры по ужесточению распространяются и на госслужащих.

79 фз о государственной гражданской службе Российской федерации

Федеральный Закон о государственной гражданской службе 79 ФЗ действителен на территории всей Российской Федерации:

  • Кыргызской Республики и Югры;
  • Башкортостан, Коми, РК;
  • Пермского и Камчатского края;
  • Ростовской и Курской области;
  • Тверской и Ульяновской областей;
  • города Москвы и Московской области;
  • Санкт Петербурга (СПБ) и пр.

А также на территории полуострова Крым, республик ДНР и ЛНР. И хотя такое положение вызывает конфликт интересов, президент Украины Порошенко на заседаниях Верховной Рады довольно часто делает ссылки в своих обращениях именно на этот документ (основные его части).

Новости о материальном резерве

На сегодня нет изменений в статьи о материальном резерве. Основные принципы, связанные с созданием своеобразного базиса для улучшения уровня функционирования госслужбы в РФ направлены на ужесточение мер по борьбе с коррупционными схемами.

Об акционерных обществах

Государственному служащему запрещено участвовать тем либо иным образом в составе коммерческих организаций, в т.ч. Акционерного Общества (агентства, например) в качестве учредителя либо иным способом, предполагающим получение материального вознаграждения за исключением случаев, когда это допускается положением номер 738 ФЗ (п. 16 О управлении акциями АО, находящихся в федеральной собственности.

Закон о госслужбе 79 фз последняя редакция

ФЗ 79 о государственной гражданской службе с последними изменениями большей части коснулось положений об отпуске. Основные положения не были изменены, т.е. пребывание не должно быть меньше 28 дней с возможностью разделения, при этом одна часть должна быть не менее 14 дней. Однако изменился общий расчет дополнительных дней, если ранее учитывались дни переработки, теперь — только служебные дни, исключение – сотрудники, поступившие на службу с ненормированным рабочим днем.

Когда вступил в силу?

За время действия закона он претерпевал корректировки более 30 раз. За прошлый год (2017) в тело данного нормативно правового документа также вносились поправки (четыре раза). Часть из них уже вступила в действие:

  • июль 2017 – порядок аттестации;
  • октябрь 2017 – возможности АО (владение акциями);
  • декабрь 2017 – система отпусков и отмена понятия как такового «правоохранительная служба».

Государственная служба — профессиональная деятельность граждан в сфере исполнения полномочий государственных органов. Осуществляется на профессиональной основе и является для лица основной деятельностью.

Законодательство предусматривает возможность прохождения госслужбы в законодательной, исполнительной и судебной сферах, а также в иных государственных органах: избирательных комиссиях, контрольных службах и др.

Общие сведения

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вступил в силу 27 июля 2004 года.

Этот закон устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы в области госслужбы.

В ФЗ 79 освещаются следующие основные аспекты гражданской госслужбы:

  • Должности : классификация, квалификация и др;
  • Правовой статус : права, обязанности, запреты и ограничения, обязательство по предоставлению информации о доходах и расходах и др;
  • Порядок поступления на службу;
  • Служебный контракт : порядок заключения, срок действия, отстранение и другое;
  • Основания и последствия прекращения контракта;
  • Кадровая работа : персональные данные служащих, ведение личных дел, реестры;
  • Распределение времени для работы, отдыха и отпусков;
  • Прохождение службы : регламенты, аттестация, проверка квалификации;
  • Оплата труда ;
  • Дисциплина :Взыскания, поощрения и награждения;
  • Кадровый состав : подготовка, профразвитие, кадровый резерв;
  • Финансирование ;
  • Надзор и контроль : надзорные органы, ответственность.

Положения закона подвергаются относительно частому редактированию и обновлению, поскольку тесно связаны с другими законодательными областями.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ №58

Например, в 2016 году были внесены множественные поправки:

  • Учитывая положения закона об образовании, предусматривающего актуальные на сегодня уровни профессионального образования (среднее профессиональное, высшее — бакалавриат, специалитет, магистратура), в ФЗ 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были введены соответствующие требования к уровню образования и квалификации лиц, претендующих на поступление на госслужбу. Квалификационные характеристики сотрудника должны соответствовать должности: подготовка, образование, знания, опыт. Приоритет отдается лицам, прошедшим подготовку к конкретной должности.
  • Также была внесена поправка о введении требования о представлении сведений о размещении личной информации в сети Интернет: сайты, блоги, страницы в социальных сетях и др.
  • В редакции ФЗ 79 от 2016 года также был установлен минимальный период оплачиваемого отпуска - 28 дней. Уйти в отпуск необходимо минимум на 14 дней. Возможность переноса отпуска на следующий календарный год согласно закону рассматривается по заявлению в индивидуальном порядке.

Последняя редакция ФЗ 79 о госслужбе

В июле 2017 года были приняты и одобрены поправки к ФЗ 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Изменения, отраженные в ФЗ 79 о госслужбе:

  • Во множестве пунктов словосочетание «дополнительное профессиональное образование» было заменено «профессиональным развитием»;
  • Статья 62 о профессиональном развитии гражданского служащего и статья 63 о госзаказе на мероприятия по профессиональному развитию были изложены в новой редакции.

Основные положения ст. 62 ФЗ 79 перечислены ниже.

Профессиональное развитие — неотъемлемая и обязательная сфера государственной службы. Без развития, происходящего в течение всей службы, невозможно надлежащее выполнение должностных обязанностей.

Суть его заключается в постоянном поддержании и повышении собственной квалификации путем получения дополнительного профильного образования.

Другим вариантом развития является участие в профессиональных мероприятиях, которое может принято: по решению нанимателя, результатам аттестации, ввиду перевода служащего на иную должность и повышения в категорию специалистов или руководителей, если имеет место быть впервые.

Проводятся подобные мероприятия на основании государственных заказов и заданий, за счет органа, принявшего служащего на работу. Подобные мероприятия также могут проводиться за границей.

Могут проводиться без отрыва от выполнения должностных обязанностей и с отрывом от них (если речь идет, к примеру, о командировке).

Дополнительное профессиональное образование содержит в себе такие аспекты, как переподготовка и повышение квалификации, которые проводятся в профильных образовательных учреждениях, в которых есть соответствующие программы, в том числе основанные на государственном образовательном сертификате.

Основные положения ст. 63 ФЗ 79. Государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию госслужащих включает в себя согласно 79 ФЗ:

Составление данного заказа проводится на основе заявок различных госучреждений с учетом их функций и специализаций, а также текущего уровня профильного образования сотрудников. Утверждается Правительством России.

Скачать ФЗ 79

Итак, гражданам, а в особенности — молодым специалистам, желающим поступить на государственную службу, необходимо в обязательном порядке ознакомиться с в последней редакции, чтобы иметь представление о всех ее преимуществах и возможных недостатках. Необходимо понимать, что госслужба, будучи крайне перспективной в плане профессионального развития и дохода сферой, сопровождается также значительными нагрузками и большой ответственностью.

Согласно закону, чтобы начать работать на государственные органы, гражданину России должно исполниться 18 лет. Он также должен свободно владеть русским языком и иметь соответствующие квалификационные навыки. Все эти требования прописаны в Федеральном законе 79. Рассмотрим его назначение более подробно.

Правовые нормы настоящего Федерального закона ФЗ-79 регулируют принятие/увольнение гражданина, который устраивается на работу в государственную службу. Согласно правовым аспектам также определяется текущий статус гражданского служащего РФ.

Во время активной деятельности в государственных органах выделяются следующие принципы:

  • Важность законных интересов, прав и свободы человека и лиц с российским гражданством;
  • Объединение организационных и правовых правил воедино в гражданской и федеральной службе;
  • Одинаковое право на работу в государственных органах для лиц, которые владеют русским языком. Единые условия принятия на госслужбу лиц, независимо от:
    • национальности;
    • расы;
    • пола;
    • происхождения;
    • должностной занятости и финансового обеспечения;
    • Других критериев, которые не относятся к деловым и профессиональным навыкам.
  • Компетентность и высокий уровень профессиональной подготовки;
  • Рассмотрение перспектив, которые позволят длительное время работать на государство;
  • Информация в легкой доступности о гражданской службе;
  • Работа не только с физическими, но и юридическими лицами;
  • Право каждого сотрудника на безопасный труд и защиту от вмешательства в его профессиональную деятельность незаконным путем.

ФЗ-79 о государственной гражданской службе Российской Федерации был принят 7 июля 2004 и одобрен 15 числа того же месяца. Последняя редакция закона была в 2016 году. Рассмотрим изменения и дополнения.

Последние изменения, внесенные в 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» в Российской Федерации

Закон ФЗ-79 в 2016 претерпел ряд изменений. Теперь требования к квалифицированным навыкам высокие не только для государственных, но и муниципальных служащих.

Чтобы занять должность руководителя, советника, специалиста основной или высшей группы, необходимо иметь высшее образование уровня магистратуры или выше. Закон не распространяется на лиц, которые поступили на государственную службу до вступления этой поправки. Также он не распространяется на лиц, профессиональное образование которых получено до 29 августа 1996 года.

Квалификационные требования должны соответствовать занимаемой должности. Сотрудник должен быть подготовлен, обучен и обладать знаниями, которые понадобятся для качественного выполнения своих обязанностей согласно ФЗ-79.

Приоритет при приеме на работу имеют гражданские служащие, специально подготовленные для конкретной должности в государственных органах.
Законом ФЗ-79 был установлен минимальный период оплачиваемого отпуска — 28 календарных дней. Уйти в отпуск можно минимум на 14 дней.

Перенос отдыха на следующий год рассматривается в индивидуальном порядке после подачи заявления. Кроме того, в новой редакции изменению/доработке подверглись следующие статьи:

Статья 7

В пункте 1 статьи 7 Федерального закона 79 была заменена фраза “к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы” на фразу «для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы».

Статья 12

В ст 12 ФЗ 79 внесены следующие поправки :

Чтобы занять должность в государственных органах, образование, стаж и направление подготовки должны быть соответствующими. В зависимости от выбранной категории должностных лиц, устанавливаются квалифицированные условия для замещения государственных должностей.

Статья 16

Первая часть ст 16 федерального закона 79 дополнена пунктом 12. Он гласит, что информацию, которая требуется к представлению согласно статье 20 текущего Федерального закона, можно не указывать.

Статья 17

В части 1.1. ст 17 закона говорится, что если лицо занимает должность в органах государственной власти, ему запрещается открывать счета и вклады в иностранных банках. Это же касается членов его семьи.

Статья 20

Изменения коснулись и главы 3 ст 20 ФЗ-79. В ней говорится, что каждый гражданский служащий может воспользоваться интернетом для того, чтобы передать личные данные для последующей идентификации. Это может сделать:

  • Гражданин, который хочет трудоустроиться в государственный орган. Свои данные он должен предоставить за период в 36 месяцев до поступления на гражданскую службу;
  • Гражданский служащий имеет право предъявить информацию один раз за календарный год. Исключаются случаи предоставления общедоступной информации, если это действие входит в служебные обязанности.

Согласно закону представитель нанимателя может с вовлечением гражданских или уполномоченных органов обработать общедоступную информацию, которая размещена потенциальными кандидатами на должность гражданской службы. Работники также проверяют полноту представленной информации на основании ст 1 ФЗ-79.

Статья 22

В первой части ст 22 ФЗ-79 фраза “к должности гражданской службы” была заменена на “для замещения должности гражданской службы”. В пятой части были заменены слова с “профессионального образования” на “его специальности, направления подготовки”.

а вы знаете какие изменения в ходе последней редакции претерпело ?

Скачать ФЗ-79 в последней редакции

В 2004 году закон был одобрен Федеральными органами. Ему присвоили номер 79. Общее количество статей в федеральном законе 79 составляет 74. Они сгруппированы в 17 глав согласно тематике — финансово-экономические аспекты, организационные моменты и т.д.

Чтобы разрешить конфликтную ситуацию или иные вопросы, связанные с работой в государственных органах, изучите последнюю редакцию ФЗ-79 о государственной гражданской службе Российской Федерации. Здесь представлены все поправки, дополнения и изменения. Чтобы их просмотреть, перейдите по следующей .

Изначально закон № 79-ФЗ (), принятый депутатами Государственной думы в 2014 году, разрабатывался в качестве некоего базиса для создания качественно иного уровня функционирования государственной службы в Российской Федерации. Среди прочего, тогда речь шла о необходимости открытости данных, доступностью поступления, недопущении коррупционных проявлений, создании системы социальных гарантий для государственных служащих и т. п.

С момента принятия указанного выше закона изменения в него вносились 31 раз. Так, только на протяжении минувшего года российские парламентарии четырежды вносили в него поправки, последние из которых начали действовать с начала 2016 года. К примеру, изменения, принятые в июне 2015 года, касались преимущественно порядка аттестации гражданских служащих, в октябре 2015 года - порядка владения гражданскими служащими акций и уточнения понятия «конфликт интересов», а в декабре - порядка исчисления стажа гражданской службы, предоставления отпусков и упразднения понятия «правоохранительная служба».

Закон № 79-ФЗ о госслужбе с изменениями 2016 года.

Изменения, внесенные , принятым парламентариями 29 декабря, прежде всего, коснулись порядка исчисления стажа гражданской службы и упразднения понятия «правоохранительной службы». Так, если предыдущая редакция ст. 54 закона содержала в себе исчерпывающий перечень периодов замещения должностей, включаемых в общую продолжительность стажа, то согласно новой редакции ч. 2 ст. 54 право на расширение данного перечня было предоставлено президенту Российской Федерации. Кроме этого, согласно п. 5 ч. 1 ст. 54 установленный законом перечень должностей, замещение которых дает право на включение их в общий стаж, может быть расширен путем принятия прочих федеральных законов.

Кроме этого, именно законом № 395-ФЗ из законодательного акта о государственной службе было изъято понятие «правоохранительная служба», которое было заменено дефиницией «федеральная государственная служба». Соответствующие изменения были внесены в ст. 11, 54 закона № 79-ФЗ. Таким образом, в связи с упразднением указанного выше понятия, работникам органов юстиции и прокуратуры будут присваиваться классные чины.

Порядок предоставления отпусков.

Примечательно, что уже на следующий день после принятия закона № 395-ФЗ парламентариями был проголосован , который также внес некоторые изменения в действующее законодательство о государственной службе. Так, согласно обновленной редакции ч. 6 ст. 46 закона № 79-ФЗ дополнительные отпуска отныне предоставляются не за ненормированные рабочие дни, а за служебные.

Наряду с этим, согласно появившемуся в законе пункту 9.1 минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск не может быть менее 28 дней, при этом хотя бы одна его часть должна составлять неразрывные две недели. При этом, согласно п. 9.2 в исключительных случаях часть неиспользованного отпуска государственного служащего свыше установленных законом 28 дней может быть перенесена с его согласия на следующий год, либо заменена денежной компенсацией (пункт 9.3).

Резюмируя сказанное выше, можно сделать вывод о том, что ключевыми изменениями законодательства о государственной службе стали упразднение понятия «правоохранительная служба», присвоение классных чинов, расширение перечня периодов замещения должностей, дающих право на включение их в общий стаж, а также пересмотр порядка предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. Все остальные положения закона остались неизменными.

В 2003 и 2004 годах были приняты федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которые заложили основы становления государственной гражданской службы как института профессиональной деятельности. В ходе их подготовки был учтен опыт зарубежных государств по созданию системы государственной службы.

Федеральный закон от 27 июля 2003 года №58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"

Федеральный закон от 27 июля 2003 года №58-ФЗ базируется на конституционных положениях о принципах построения и функционирования государственной власти, об основных правах и свободах граждан России. В Законе закрепляется принцип единой системы государственной службы Российской Федерации, вне зависимости от того, в каких органах государственной власти она функционирует. Им определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, тем самым создана база для формирования системы правовых норм, являющихся общими для различных видов и уровней государственной службы. На основе этих общих положений в настоящее время продолжается формирование нормативной правовой основы конкретных видов и уровней государственной службы.

Федеральный закон от 27 июля 2003 года №58-ФЗ достаточно компактен и включает в себя только 20 статей, в которых содержатся существенные изменения в организации государственной службы Российской Федерации по сравнению с Федеральным законом от 31 июля 1995 года №199-ФЗ. В его статьях последовательно представлены общие вопросы организации и функционирования, а также условия государственной службы, система управления государственной службой.

В статье 1 Федерального закона от 27 июля 2003 года №58-ФЗ государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, а также полномочий лиц, замещающих должности, учрежденные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с данным Законом государственная служба Российской Федерации строится на основе принципов федерализма, законности, единства ее правовых и организационных основ, взаимосвязи государственной и муниципальной служб, открытости, защиты государственных служащих от любых неправомерных вмешательств в их профессиональную деятельность. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация в собственном ведении субъекта Российской Федерации. Это означает, что субъекты Российской Федерации должны принимать нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством. Государственная служба Российской Федерации рассматривается как целостная, базирующаяся на единых принципах двухуровневой системы - федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации. Согласно этому правовое положение федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации должны устанавливаться соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Должности федеральной государственной службы разделены на три группы: должности федеральной гражданской службы, воинские должности и должности правоохранительной службы. Данное деление вводится в законодательство впервые и, значит, необходимо определить статус государственной должности для того, чтобы провести классификацию государственных должностей в целом. Для этого нужно установить критерии, с помощью которых можно будет соотнести государственные должностей иных видов с должностями государственной гражданской службы

Федеральный закон от 27 июля 2003 года №58-ФЗ, помимо установления видов государственной службы, их системы:

1. Ввел новую форму классификации и наименование должностей в государственных органах: государственные должности - должности государственной службы - "должности, не являющиеся должностями государственной службы" - вместо государственных должностей категорий "А", "Б" и "В".

2. Предусмотрел необходимость установления соотношения должностей государственной службы по видам государственной службы, а также должностей федеральной государственной службы и типовых должностей государственной службы субъектов РФ.

3. Подтвердил необходимость конкурсного порядка поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

4. Заменил квалификационные разряды государственных служащих на классные чины. С этого момента термин "государственный чиновник" вполне может рассматриваться как официальный синоним термина "государственный служащий".

5. Изменил статус предполагаемого органа по вопросам государственной службы. Вместо федерального органа по вопросам государственной службы, который должен был бы формироваться из равного числа представителей всех ветвей власти, предполагается создать систему управления государственной службой. Система управления государственной службой, так же как и ранее предполагавшийся Совет по государственной службе, создается с целью координации деятельности государственных органов при решении вопросов государственной службы. Перечень этих вопросов расширен, в том числе за счет контроля за соблюдением в государственных органах нормативных правовых актов о государственной службе.

6. Ввел понятие государственной службы по контракту.

До принятия следующего федерального закона об одном из видов государственной службы - государственной гражданской службе - ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" действовал одновременно с прежним ФЗ "Об основах государственной службы РФ" (за исключением отдельных его норм, признанных утратившими силу).

Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В развитие Федерального закона от 27 июля 2003 года №58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" был принят Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ регламентирует вопросы государственной гражданской службы как одного из видов государственной службы, определенных Федеральным законом от 27 июля 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ по своему предмету регулирования охватывает обширную сферу общественных отношений, определяет правила конкретного вида государственной службы: устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ являются отношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) федерального гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

Основной идеей Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, является обеспечение единого подхода к правовому регулированию государственной гражданской службы, ее организации в целом, детализация и конкретизация норм базового Федерального закона от 27 июля 2003 года №58-ФЗ, направленных на обеспечение взаимосвязи государственной гражданской службы с другими видами государственной службы (правоохранительной и военной) и с муниципальной службой. Эти характеристики позволяют отнести Федеральным закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ к одному из видов системообразующих федеральных законов о государственной службе - государственной гражданской службе, так как он содержит основные понятия и принципы государственной гражданской службы, а также системно определяет правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Одним из основных отличий данного Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ от действовавшего ранее законодательства о государственной службе, в частности Федерального закона от 31 июля 1995 года №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», в котором прохождение службы государственными служащими в основном регулировалось нормами трудового права, является то, что в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ законодательство о труде должно применяться только в тех случаях, когда служебные отношения не урегулированы федеральным законодательством о государственной службе и государственной гражданской службе.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установил:

Правовое положение гражданской службы и гражданского служащего и все связанные с этим правовые атрибуты (классификация должностей гражданской службы; порядок принятия реестров должностей гражданской службы и реестров гражданских служащих; классификация классных чинов; квалификационные требования к должностям гражданской службы и порядок их конкретизации);

Права и основные обязанности гражданского служащего (уточняющие соответствующие права и обязанности государственного служащего, установленные прежним законодательством);

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, требования к служебному поведению гражданского служащего;

Требования по урегулированию конфликта интересов на гражданской службе;

Порядок поступления на государственную службу, в том числе порядок поступления на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу;

Понятие, содержание, порядок заключения, изменения и прекращения действия служебного контракта;

Понятие и порядок прохождения аттестации, квалификационных экзаменов;

Понятие, содержание и основание установления должностного регламента, включающего показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего на соответствующей должности, перечень оказываемых гражданским служащим государственных услуг;

Порядок и условия оплаты труда гражданских служащих, в том числе с учетом эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности;

Государственные гарантии на гражданской службе;

Поощрения и награждения, служебная дисциплина на гражданской службе;

Порядок формирования кадрового состава гражданской службы, кадрового резерва, организации подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданского служащего;

Общий подход к финансированию гражданской службы;

Порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров.

В целом Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" существенно продвинул вперед правовое регулирование одного из видов государственной службы - гражданской службы. В основном этот закон значительно менее рамочный, чем первый закон о государственной службе. Большинство вопросов прохождения гражданской службы, которые ранее регулировались субсидиарно с трудовым законодательством, теперь в отношении гражданской службы полностью урегулированы законом о гражданской службе.

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ дает определении коррупции, как злоупотреблению служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, от имени или в интересах другого юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления,

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Одними из основных мер по профилактике коррупции, согласно Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ являются:

Предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

Установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В качестве одних из основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции законом определены следующие мероприятия:

Принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

Совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

Введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

Повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

Сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов.

Кроме выше перечисленного, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ введено следующее

1. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

2. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

3. Дано понятие конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

4. Введен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, т.е. государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. В свою очередь представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов

5. Введены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора.

В целом Федеральный закон "О противодействии коррупции", не только создал нормативно правовую базу по противодействию коррупции, но и существенно продвинул вперед правовое регулирование одного из видов государственной службы - гражданской службы. Ряд вопросов прохождения гражданской службы, которые ранее регулировались субсидиарно с трудовым законодательством, теперь в отношении гражданской службы полностью урегулированы этим законом.

Рекомендуем почитать

Наверх