Обморок - состояние, при котором человек на время теряет сознание. Возникнуть...
![Обморок: причины, симптомы и порядок оказание первой помощи](https://i0.wp.com/irinazaytseva.ru/Pic/20160224.jpg)
Европейский суд по правам человека является международным органом, который при условиях, определенных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, может рассматривать заявления, поданные лицами, которые жалуются на нарушение своих прав
Основания обращения в Европейский суд по правам человека
Если считаете, что лично являетесь жертвой
Рассматриваются судом только заявления о нарушениях гарантированных Конвенцией и протоколами к ней прав. Суд обеспечивает соблюдение Высокими Договаривающимися Сторонами их обязательств по Конвенции, но не является высшим судом и не имеет полномочий отменять, изменять, решения, также не может вмешиваться в деятельность органа власти.
Может рассматривать только те заявления, которые направлены против ратифицировавших Конвенцию и которые касаются событий, происходивших после даты ратификации. Суд не рассматривает жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных учреждений, только в отношении государства.
Заявления принимаются к рассмотрению только после того, как были использованы все внутренние средства правовой защиты, и только в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного решения.
Условия подачи заявления:
Официальными языками Суда являются английский и французский, но по желанию Вы можете обращаться в Секретариат Суда на официальном языке одного из государств, ратифицировавших Конвенцию. Если Суд не признает жалобу неприемлемой на основе присланных документов, а решит предложить Правительству выразить свою позицию относительно жалоб заявителя, Суд будет вести переписку на английском или французском языке, по общему правилу, вы должны будете передавать дальнейшие замечания английском или французском языке.
Суд принимает только те заявления, присланные по почте. Если Вы отправляете свое заявление электронной почте или факсу, Вам обязательно нужно продублировать ее обычной почтой. Не обязательно присутствовать лично. Все страницы должны быть последовательно пронумерованы.
а) привести краткое изложение фактов, и суть Ваших жалоб;
б) отметить права, которые, по Вашему мнению, были нарушены;
в) назвать национальные средства правовой защиты, которые Вы использовали;
г) привести перечень решений судов в деле, с указанием даты каждого решения и органа, краткую информацию о содержании этого решения. К письму необходимо приложить копии самих решений.
Адрес суда - всю корреспонденцию относительно жалобы следует направлять по адресу: Переписка с Судом – после получения жалобы Секретариат суда направляет ответ с тем, что за вашем именем было открыто дело, номер, который нужно указывать в последующих письмах.
Вы своевременно и добросовестно отвечать на письма Секретариата Суда. Задержка с ответом может расцениваться как не заинтересованность в рассмотрении жалобы, и рассмотрение заявления, соответственно, прекращается.
Все документы, поступившие в Секретариат Суда в связи с заявлением, за исключением представленных по поводу переговоров относительно мирового соглашения, должны быть доступны общественности.
Истец Суд не может помочь Вам по оплате услуг адвоката для подготовки заявления в Суд. После решения Суда о направлении заявления правительству для предоставления замечаний, Вы, в случае нехватки средств для оплаты услуг адвоката, можете претендовать на получение бесплатной юридической помощи, если оказание такой помощи Суд признает необходимым для надлежащего рассмотрения дела. Процедура рассмотрения дела бесплатная.
1. Условия, основанные на положениях Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод - обстоятельства времени
Обстоятельства места
Обстоятельства по существу
Обстоятельства лица
2. Исчерпание внутренних средств правовой защиты
3. 6-месячный срок обращения
4. Обоснованность жалобы
5. Недопустимость анонимности жалобы
6. Недопустимость злоупотребления правом на обращение
7. Повторность жалобы
5 мая 1998 года Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
С этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург).
Европейский Суд представляет собой наднациональный судебный орган, обращение в который возможно лишь при условии исчерпания всех внутригосударственных средств защиты.
Суд рассматривает заявления, направленные от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией.
Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию по правам человека, и которые относятся к событиям наступившим после ратификации настоящей Конвенции этим государством.
Суд не рассматривает жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных (коммерческих) организаций. Ни один российский гражданин или неправительственная организация не могут настаивать на удовлетворении даже самых справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до ратификации Россией Конвенции по правам человека (5 мая 1998г).
Суд рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти и не принимает жалобы, направленные против частных лиц или государственных учреждений.
Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются. Российским гражданам надо иметь ввиду то, что большинство социально-экономических прав не закреплены в Конвенции. В ней устанавливаются, главным образом, гражданские и политические права.
В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению Конвенция формулирует требование об исчерпании всех внутригосударственных правовых средств защиты. Это значит, что защиту прав человека должны обеспечивать прежде всего государственные органы, в первую очередь включая национальные суды, которые обязаны признавать принципы и нормы Конвенции в качестве приоритетной основы своей деятельности. По общему правилу нет необходимости обращаться в Верховный Суд РФ в качестве суда последней инстанции, достаточно обратиться в местный суд первой инстанции, а также в порядке обжалования в соответствующий суд второй инстанции (городской, областной и др.).
Также особое внимание следует обратить на правило, согласно которому Суд может принять дело к рассмотрению после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне (после решения суда II инстанции). Это означает, что любой российский гражданин может направить свою жалобу в Суд, если окончательное решение по его делу будет принято после ратификации Россией Конвенции по правам человека и только в течении шести месяцев после этой даты.
Суд не рассматривает жалобы, которые являются анонимными; являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования; являются необоснованными; представляют собой злоупотребление правом подачи петиции.
Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, т.е. определить ее как неприемлемую, если:
Жалоба не соответствует вышеназванным правилам;
Заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;
Вопрос был уже решен;
По любой другой причине, если Суд посчитает нецелесообразным продолжать рассмотрение петиции.
Процесс рассмотрения жалобы Судом не предполагает никаких расходов, так как процедура является бесплатной и не требует обязательного участия адвоката. Так же Европейский Суд при определенных условиях может оказывать бесплатную юридическую помощь заявителю, не имеющему достаточных финансовых средств. В этом случае заявитель должен документально подтвердить отсутствие у него необходимых средств.
Заявитель может получить освобождение от уплаты судебных издержек при защите своего дела в Суде. При подаче заявления следует обратить особое внимание на статьи Европейской Конвенции, на которые надо обязательно ссылаться в Вашем заявлении. Вам также следует дать четкое, ясное и краткое описание фактов, свидетельствующих о нарушении Ваших прав. Эти факты надо описать в хронологическом порядке с указанием детального рассмотрения дела в судах и иных органах власти. При этом следует приложить копии всех решений по Вашей жалобе из всех инстанций судов, где рассматривалось ваше дело. Особое внимание следует обратить на необходимость указать точные даты всех решений. Ведь, как уже отмечалось, Суд принимает заявление к рассмотрению лиц в течении шести месяцев с даты принятия окончательных решений на национальном уровне.
Несмотря на то, что официальными языками Совета Европы являются английский и французский, заявителю предоставляется право подавать индивидуальную жалобу на своем родном языке. Жалобы направляются в Суд непосредственно заявителем. Никакие государственные учреждения не могут быть использованы в качестве посредников для их пересылки адресату. После получения Вашей жалобы Секретариат Совета Европы направит Вам необходимую информацию о Ваших дальнейших действиях.
Жалобы следует направлять по адресу:
European Court of Human Rights, Council of Europe
F - 67075 Strasbourg Cedex France
Fax: 3-33-88-41-27-30
Ваше письмо должно содержать следующие сведения:
а. краткое изложение Вашей жалобы;
б. указание права или прав, гарантированных Конвенцией, которые Вы считаете нарушенными;
в. средства защиты, которые Вы использовали;
г. список решений, вынесенных по Вашему делу официальными властями, с указанием точной даты каждого решения, краткого содержания и инстанций, вынесших их. Приложите к Вашему письму фотокопии вышеупомянутых документов. (Эти документы не будут Вам возвращены. Следовательно, Вы заинтересованы посылать только копии, а не оригиналы документов).
В соответствии со жалоба в Европейский Суд по правам человека может быть подана:
которые утверждают, что они явились жертвами нарушения конвенционного права.
Фактически данное правило означает, что жалоба в Страсбургский Суд не может быть подана органом публичной власти (должностным лицом) или организацией, за которую государство само несет ответственность. В противном случае государство в лице одних своих органов могло бы обратиться в Европейский Суд по правам человека с жалобой на себя же (в некотором смысле в лице других своих органов), что недопустимо. Однако отграничение органов публичной власти (должностных лиц) и организаций, за которые государство несет ответственность, от частных лиц является не такой простой задачей. Для этого необходим по меньшей мере анализ функций того органа, лица, организации, в отношении которых ставится вопрос о том, не являются ли они органом публичной власти (должностным лицом), организацией, за которую государство несет ответственность. Если они выполняют публичную функцию, то с точки зрения данного критерия приемлемости жалобы в Европейский Суд по правам человека они могут быть признаны государственным органом. Вместе с тем должностное лицо является таковым только при выполнении возложенных на него функций публичной власти. Человек, являющийся должностным лицом, безусловно, может вступать в множество различных отношений в статусе частного лица. И в этом случае он может обратиться в Страсбургский Суд именно как частное лицо в защиту , принадлежащих ему как частному лицу. Например, судья не может обратиться с жалобой в Европейский Суд по правам человека на нарушения тех его прав, которые связаны с выполнением им функций по отправлению правосудия. Но если судья полагает, что государство в лице тех или иных своих органов в принадлежащие ему частные права или не выполнило своих по их защите, ничто не препятствует его обращению в Страсбургский Суд.
Несмотря на отсутствие прямого указания на это в , с жалобой в Страсбургский Суд может обратиться, например, коммерческая организация, которая в плане порядка создания, финансирования, управления, контроля, осуществляемых функций никак не связана с государством. Если у юридического лица имеется связь с государством, необходимо анализировать вопрос о возможности обращения такого юридического лица в ЕСПЧ, исходя из конкретных особенностей его статуса.
Применительно к физическим лицам не существует требований достижения ими определенного возраста или состояния дееспособности. Так, человек, признанный российским судом недееспособным, может обратиться в Европейский Суд по правам человека от своего имени, и его жалоба не будет по этой причине неприемлемой. Жалобы от имени детей, являющихся жертвами нарушений , обычно подают родители.
Ни место жительства заявителя, ни его гражданство(а) (подданство(а)), равно как наличие или отсутствие либо изменение (утрата) такового(ых) сами по себе не имеют никакого значения с точки зрения возможности обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека, поскольку права, гарантированные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней, жалобы на нарушения которых рассматривает Европейский Суд по правам человека, гарантированы каждому, независимо от места жительства и (или) гражданства (подданства) (хотя ряд прав в силу своего содержания может принадлежать только гражданам или, напротив, только иностранцам; см. текст ). Однако на момент нарушения заявитель должен государства, с жалобой на которое он обращается в Страсбургский Суд.
В подавляющем большинстве случаев родственники жертвы нарушения не могут без обратиться в Европейский Суд по правам человека от имени жертвы. (При наличии жалобу от имени заявителя может подать любое лицо, в т.ч. не являющее родственником.) Хотя из этого правила есть исключения. Наиболее известное из них – обращение с жалобой на нарушения права на жизнь, в результате которого жертва лишилась ее. Содержание лица под стражей или нахождение его в местах лишения свободы само по себе никоим образом не свидетельствует о невозможности самостоятельного обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека. В случаях, не подпадающих под исключения, родственники могут обратиться в Страсбургский Суд только от своего собственного имени в отношении тех нарушений, которые связаны с нарушениями , принадлежащих их близким, но все же допущены непосредственно в отношении их самих.
Лицо считается жертвой нарушения конвенционного права в том случае, если оно может обосновать, что в его право было осуществлено неправомерное или в отношении принадлежащего ему права государством не были выполнены возложенные на него . Лицо не может обратиться в Европейский Суд по правам человека с жалобой на нарушения, которые потенциально могут быть допущены в отношении него в будущем. Например, в Страсбургский Суд нельзя пожаловаться на тот или иной закон или практику его применения, если лицо не может представить доказательства того, что закон действительно уже был применен к нему. Исключения составляют случаи, когда в силу специфики лицо не может однозначно доказать факт применения к нему закона, хотя имеет некоторые основания полагать, что он был к нему применен. Наиболее типичный случай – применение в отношении лица тайных мер, например, оперативного наблюдения, предусмотренного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Данная мера по определению носит скрытый характер, а факт ее применения считается государственной тайной до тех пор, пока соответствующая информация не будет рассекречена. Для этих случаев Европейским Судом по правам человека введено понятие «потенциальная жертва». Этим термином обозначается лицо, которое не может прямо доказать в его конвенционное право, но может привести ряд косвенных доказательств, указывающих на вероятность того, что оно имело место.
В ряде случаев лицо может считаться жертвой нарушения права, которое может иметь место в будущем. Это касается ситуаций, в которых высока вероятность того, что действие (бездействие), приводящее к нарушению, будет иметь место, а ущерб, который может быть причинен лицу, является фактически непоправимым. Одной из типичных ситуаций такого рода является выдача лица государству, в котором оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни. Однако для признания за лицом статуса жертвы решение о его выдаче должно быть окончательным.
Лицо утрачивает статус жертвы при соблюдении следующих условий:
Распространено мнение, будто Европейский Суд по правам человека фактически не рассматривает жалобы на нарушение права на справедливое судебное разбирательство в отношении лиц, признанных национальными судами виновными в совершении ряда особо тяжких преступлений. Однако это лишь миф. Например, Александр Аркадьевич Пищальников, Постановление по делу которого было оглашено Европейским Судом по правам человека 24 сентября 2009 года, был признан судом первой инстанции виновным в квалифицированном убийстве, пытках, похищении человека, незаконном лишении свободы, краже, грабеже, покушении на грабеж, разбое, участии в преступном сообществе и подделке документов. Это не помешало Страсбургскому Суду признать, что в отношении него имели место нарушения (право на справедливое судебное разбирательство).
В ЕСПЧ нельзя обратиться с «иском в защиту общественных интересов» (так называемым actio popularis). Любое нарушение, изложенное в жалобе в Страсбургский Суд, должно быть конкретным, касаться определенного лица или определенных лиц. Безусловно, при обращении с индивидуальной жалобой можно отразить, что в ней поднимаются вопросы, затрагивающие и других лиц, что может говорить о значимости рассмотрения данного дела. Однако жалоба все равно должна касаться конкретного дела, конкретного нарушения, конкретного лица или лиц, готовых обратиться в Европейский Суд по правам человека «на примере» своего дела.
Учитывая количество обращений в ЕСПЧ со стороны российских граждан и организаций, многим этот способ защиты прав кажется некой панацеей, а Европейский Суд воспринимается как инстанция, где точно можно добиться справедливости. Это, с одной стороны, подогревает интерес к теме, с другой – неплохо обогащает нечистых на руку юристов и адвокатов, которые обещают клиентам «золотые горы», а на самом деле не доводят дело даже до непосредственного судебного рассмотрения.
Если посмотреть на интернет-публикации, посвященные тематике ЕСПЧ, то практически все они в той или иной степени отвечают на вопрос, как обратиться в Европейский суд по правам человека. Но почти невозможно найти честный и подробный ответ на вопрос, а что нужно сделать до того, как будет начата подготовка и направление жалобы в ЕСПЧ. Вместе с тем, именно на этой стадии формируются важные условия обращения в Европейский суд и расставляются точки над «i» в вопросе возможности, необходимости и целесообразности использования такого способа защиты в конкретном деле.
Итак, прежде чем обратиться в Европейский суд по правам человека, необходимо поэтапно проанализировать и понять:
Ответив на эти вопросы, вы поймете главное – стоит ли овчинка выделки, и избежите прямого и скрытого навязывания услуг.
Справедливость и принципы – звучит красиво. Но давайте говорить о более приземленных вещах. Рассматривая жалобы, ЕСПЧ не пересматривает решения национальных судов, не разрешает гражданские, административные или арбитражные споры по существу, не отменяет обвинительные приговоры. Что дает Европейский суд? — Европейский суд определяет, есть ли со стороны государства нарушения прав и свобод человека, в чем они выражаются и присуждает выплату государством денежной компенсации в пользу заявителя.
Основная цель обращения в ЕСПЧ – подтвердить факт нарушения прав человека и получить от государства-ответчика деньги, которые должны покрыть моральный, материальный, физический ущерб, причиненный заявителю. Присужденные суммы разнятся – от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро, включая компенсацию и судебные издержки.
Исходя из российской практики, цель получения компенсации достигается двумя способами:
Вторая цель обращения в ЕСПЧ – добиться в будущем пересмотра дела в российском суде на основании положительного решения Европейского суда. Это возможно, прецеденты были, но эта цель – стратегическая, где удовлетворение жалобы – промежуточная задача. Постановка такой цели дополняет цель получения компенсации, и одно другому никак не мешает. Однако, если нужно ее добиться, важно уже при подготовке дела и текста жалобы учитывать запланированный выход на пересмотр решения в национальном суде.
Главное правило определения целей и задач обращения в ЕСПЧ – реальность их достижения. Названные нами полностью отвечают этому признаку. Но они нуждаются в конкретизации – в определении реального для взыскания размера компенсации и в формировании плана действия по дальнейшему пересмотру решения (приговора) в российском суде. Это приводит к необходимости получения ответа на второй вопрос в преддверии подготовки жалобы в Европейский суд – нужен или нет вам юрист и кому отдать предпочтение?
Регламент ЕСПЧ позволяет гражданам и организациям самостоятельно готовить жалобы и представлять свои интересы в суде. Но на практике отсутствие юриста или адвоката – редкость, и вот почему:
Учитывая сказанное, на стадии подготовки к обращению в ЕСПЧ вы в любом случае столкнетесь с вопросом выбора юриста, и здесь нужно понимать следующее:
Оценка перспектив – задача профильного юриста. От того, насколько вы внимательно подойдете к выбору юриста, прямо зависит, насколько перспективы будут оценены корректно. Но нужно понимать, что положительное решение ЕСПЧ – это не только перспективность обращения, но и совокупность условий:
Обратиться в Европейский суд по правам человека – значит быть готовым терпеливо ждать разбирательства дела и исполнения решения ЕСПЧ в России, а также нести финансовые расходы, связанные с оплатой юридических услуг.
Нужно реально оценивать свои силы, понимать, что сиюминутно вопрос не решится, что существуют строгие процедуры и бесплатно ничего не бывает. Но важно также понимать, что если вы решились подавать жалобу в ЕСПЧ – нужно идти до конца, иначе все уже понесенные затраты никто не возместит.
Анализ возможности, необходимости и целесообразности обращения в ЕСПЧ – обязательная стадия, если вы хотите, чтобы затраты сил и средств были оправданными. Провести анализ можно и самостоятельно, но это долго, 100% чревато ошибками или сулит пропуск срока на подачу жалобы в Европейский суд, а в итоге – бесполезно. Найти помощь в социальных сетях или на форумах – не лучший подход: их «обитатели», в большинстве своем, некомпетентны, а любое дело – уникально и требует индивидуального подхода. Мы предлагаем вам сильную альтернативу – недорогую консультацию по всем вопросам, которые были озвучены в нашем материале. Отправьте свой вопрос с приложением документов через форму « ». Адвокат сам свяжется с вами и предоставит необходимую помощь.
(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЖАЛОБЫ
В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Разбирательство дела в Европейском Суде по правам человека начинается с подачи жалобы. Данный сайт посвящен исключительно рассмотрению индивидуальных жалоб. Наряду с ними в Страсбургский Суд может быть подана так называемая межгосударственная жалоба, то есть жалоба одного государства против другого.
С 01 января 2014 года Секретариат Европейского Суда по правам человека регистрирует новое разбирательство только в случае подачи полной жалобы на , полностью заполненном в соответствии со всеми предъявляемыми к нему требованиями, к которому приложены копии всех необходимых документов. С 01 января 2014 года Европейский Суд по правам человека не принимает , то есть подача таковых не приводит ни к регистрации жалобы, ни к пресечению шестимесячного срока на обращение в Страсбургский Суд.
Требования к содержанию жалобы содержатся в .
Критерии приемлемости, то есть условия, которым должна соответствовать жалоба, чтобы она могла быть рассмотрена Европейским Судом по правам человека по существу, описаны в разделе .