лень это что такое лень: определение — психология.нэс

Налоги и отчетность 29.09.2019
Налоги и отчетность

Очень часто симптоматика лени способствует разрушению нормальной жизни, становится причиной социальной дезадаптации. Для взрослого человека лень становится огромной проблемой, которая мешает работать, обеспечивать свою семью, выполнять профессиональные задания.

Продвижение по карьерной лестнице требует усиленных целенаправленных действий, разработки плана и поэтапного выполнения своих заданий. Только по-настоящему трудолюбивый человек способен добиться настоящего успеха на профессиональном уровне.

То же касается и детей, у которых важной частью успешности считается школьная учеба, выполнение программы обучения. Если ребенок не успевает решать школьные задачки, учить программу из-за лени, эта проблема становится существенной и незамедлительно требует коррекции.

Лень вызывает проблемы в семейной жизни. Такие люди часто ссорятся и небрежно относятся к романтическим отношениям, не ценят супругов. Они не привыкли убирать за собой, иногда лень даже готовить еду, мало общаются с детьми, не уделяют им внимания. Брак с такими отношениями трещит по швам и буквально разваливается на части, медленно изматывая супругов.

Если рассматривать признаки лени как библейский феномен, следует заметить, что она входит в список семи тяжких грехов. Так же, как и для похоти, чревоугодия, гнева, зависти, жадности и гордыни, для лени предусмотрено серьезное наказание. В «Божественной комедии» Данте Алигьери для лентяев обеспечен пятый круг ада.

Считается, что лень очень усугубляет поведение человека в принципе и даже толкает на более серьезные преступления, лишь бы не работать и не перетруждаться. Она рушит настоящие планы на жизнь и на хорошие поступки человека и в то же время оправдывает бездейственность по отношению к собственной персоне и социуму в целом. Лентяи, по сути, теряют человеческое лицо, объясняя свое поведение неоправданными причинами, и оправдывают себя.

Основные причины развития лени

Иногда лень возникает спонтанно, не затрагивая изменениями психологическую или соматическую сферу активности человека. Такой вид наблюдается очень часто, но иногда все же можно найти изначальный пусковой фактор лени. В большинстве случаев он кроется в психологической установке, соматическом недостатке энергии и жизненных сил или стрессовом факторе. Часто подразумевает собой проявление тяжелого психического заболевания. Естественно, сложные случаи выявляются очень редко, но все же занимают место в статистике психических заболеваний среди населения.

Причины лени у взрослых


Для взрослых причины лени могут зависеть от уровня физической и психологической нагрузки в рабочее время, а также от полноценности отдыха и восстановления сил. Естественно, для трудоголиков с ненормированным рабочим днем будет нормальным чувствовать усталость вечером и неохоту выполнять какую-либо работу. Усталость ощущается как недостаток сил и энергии для деятельности и желание побыть в спокойствии.

Очень часто причиной лени становится отсутствие жизненной энергии вследствие соматических патологических изменений в организме человека или расстройства нервной системы. В таких случаях следует обратиться к врачу-специалисту, сдать анализы и обследоваться, возможно, причина кроется внутри организма и свидетельствует о каком-либо нарушении внутреннего баланса.

Иногда общий характер и темперамент может определять продуктивность труда каждого человека. Например, один способен выполнить более 10 поручений в течение полудня и считает это нормой, а другой сделает два задания той же сложности, будет думать, что слишком перетрудился, и пойдет отдыхать. Именно это может играть важную роль при конкурсе сотрудников на одну вакансию, где продуктивность труда - важная его часть. У активных и трудолюбивых кандидатов намного больше шансов продвинуться по карьерной лестнице и добиться профессиональных успехов.

Ничего делать не хочется человеку, который не заинтересован в результате и считает, что может обойтись и без выполнения некоторого действия. Это свидетельствует об отсутствии мотивации, дополнительного стимула или причины, чтобы совершать те или иные поступки, заниматься какой-либо деятельностью. Такие незаинтересованные в будущем люди не строят планы, а просто плывут по течению.

Очень частой причиной лени бывает отсутствие проявления воли. Человек постоянно склонен откладывать на завтра те дела, которые вполне способен сделать сегодня, и не может оценивать это критически. Постоянно кажется, что завтра будет больше времени, больше сил или больше возможностей, но толкать дела впереди себя долго нельзя. Рано или поздно их накопление опустится тяжелым грузом и будет давить на плечи, станет грозить настоящим авралом.

Чаще всего лень делать ту работу, которая совсем не интересна человеку. Если задание не вызывает никакого интереса и не может увлечь, значит, выполнить его не столь просто. В таких случаях очень сложно найти дополнительную мотивацию и заставить себя.

Иногда человек очень боится браться за ту работу, которая требует значительного внимания и ответственности, а также спроса после выполненного задания. Это больше связано с психологическими установками с самого детства, когда трудные или сложные задания родители предпочитали не доверять ребенку. В таких случаях развивается чувство относительной неполноценности, которое не позволяет возложить на себя какие-либо обязательства по выполнению сложных и ответственных заданий.

Современные научные исследования не стоят на месте и с каждым днем продвигаются вперед в изучении человеческого генома. На данный момент выявлен и выделен ген человека, который отвечает за лень. Это отнюдь не прорицает лентяйское поведение, а только обеспечивает склонность. Эту склонность можно развивать и подкреплять, а можно бороться с ней вопреки особенностям генома организма.

Причины лени у детей


Причины данного состояния у детей мало чем отличаются от взрослых, но преобладающие факторы несколько иные. Первоочередную роль играет отсутствие мотивации. Задания в школе выполняются на рутинном уровне, который не требует объяснения актуальности выполнения упражнений.

Каждая задача решается потому, что «так надо». Этого недостаточно, чтобы мотивировать молодой, полный силы и энергии организм направлять свои ресурсы на умственную деятельность. Большинство школьных заданий не способно заинтересовать ребенка, и поэтому он начинает лениться или испытывать ощущение бессилия.

Весомой причиной может оказаться и слишком высокая сложность заданий для ребенка. Низкая успешность может мотивироваться изначальным недопониманием сути заданий и последующей ленью с неумением выполнить его. Ребенок никак не может решить задачу, и в скором времени он перестает пытаться делать это. Такое состояние родители называют ленью, ругаются и соответственно наказывают, но это не помогает.

Заинтересованность в деле и весомая мотивация играют первоочередную роль в выполнении ребенком поставленных задач. Детский кругозор и выбор дел довольно прост. Поставленное задание должно нравиться или нести за собой соответствующее вознаграждение. Ребенок должен понимать причинно-следственные связи выполнения задач и получения желаемого.

Признаки развития лени


Ленивого человека распознать несложно. Стоит только посмотреть на его распорядок дня и процентное соотношение времени безделья к суткам. Это совсем не значит, что такой человек способен только лежать, не двигаясь часами в кровати и хлопая веками.

Современные технологии давно изобрели для лентяев способы «активного» проведения досуга, не прилагая значительных усилий. К ним относят телевизор, интернет, компьютерные игры. Если смотреть чисто с физической точки зрения, двигательных действий во время использования этих современных новинок действительно мало.

Более важные или сложные задания лентяи откладывают «на позже» и не уделяют им должного внимания. Обычно избегают ответственности в пунктуальном выполнении какого-либо уговора или задания, редко выполняют срочную работу.

Но, как говорится, лень - двигатель прогресса. Немало удобных приспособлений, которые уменьшают человеческий труд и упрощают задачу, придумали именно лентяи. Они не желали выполнять больше, чем необходимо. От колеса до современных роботов, которые делают работу по дому... Специальные механизмы способны осуществлять те задания, что требуют рутинной траты энергии и сил.

Ленивым людям легче придумать способ, как облегчить себе задачу, чем делать ее так, как требуется. Иногда это занимает даже больше времени, чем выполнение, но оно обычно стоит того. Легче тысячу раз убедиться в невозможности обойти выполнения чего-либо, чем сделать это.

На работе такие люди придерживаются медленного темпа, но при этом редко выбиваются из колеи. Они делают ровно столько, сколько нужно, чтобы не ругали, и ни капли больше. Свое время и силы ценят превыше всего.

Разновидности лени и их характеристика


Лень классифицировали по множествам признаков, включая причины и особенности каждой. Наиболее отличительным является разделение ее по сферам обоснования. Какие именно процессы наиболее сильно поражаются ленью, таким видом ее и называют.

Существуют следующие разновидности лени:

  • . Это чувство, возникающее как сигнал от тела. Может свидетельствовать об усталости, изнеможении или истощении физического потенциала организма. Безусловно, для продуктивной работы необходимо правильно чередовать период труда и отдыха.
  • Мыслительная лень . Неспособность даже думать или анализировать какие-либо процессы. Часто наблюдается у работников умственного труда, когда после тяжелого дня сложно заставить себя посчитать элементарные числа или вдуматься в смысл инструкции.
  • Эмоциональная лень . Больше похожа на истощение любых возможностей проявлять чувства. Иногда наблюдается как следствие усталости или стрессового фактора. Человек настолько устал, что выполняет любую работу без проявления каких-либо эмоций, и не способен их выявлять даже в тех ситуациях, которые этого требуют. Равнодушие к выполнению рядовых задач обесцвечивает рабочий день и лишает возможности получать удовольствие от труда.
  • Творческая лень . Описывается как процесс, который наблюдают во время придумывания новых решений, идей. Часто, если нужно заняться организацией чего-либо интересного и творческого, нужно отключиться от рутинных задач и сконцентрироваться на основном.
  • Патологическая лень . Это крайняя степень любой ее разновидности, которая проявляется в отсутствии мотивации для выполнения каких-либо задач. Человек просто не хочет заниматься ничем или осознанно бездельничает, даже не объясняя это любыми причинами.

Важно! Патологическая лень должна наблюдаться после полного отдыха и при условии отсутствия усталости.

Как побороть лень


Способ избавления от лени зависит от причины ее возникновения, ее вида и степени запущенности процесса. Например, если человек едва выползает с кровати, о спортивных хобби не может быть и речи.

Рассмотрим способы борьбы с ленью:

  1. Если лень является следствием усталости организма, следует хорошо отдохнуть, покушать и отвлечься.
  2. Если причиной выступает физическое или соматическое заболевание, нужно обратиться к врачу. Только он сможет правильно объяснить, как бороться с ленью, вызываемой неким соматическим недугом.
  3. Рекомендовано ставить себе высокие цели, постоянно строить планы на будущее и добиваться этап за этапом. Нельзя оставаться без мечты, ведь тогда жизнь будет казаться бесполезной.
  4. Не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Золотая истина, как никому, подходит для лентяев. Нужно заставить себя выполнить хотя бы часть работы или распланировать ее на несколько дней. После первых 10 минут появятся энтузиазм и силы, чтобы завершить дело полностью.
  5. Если работа вызывает исключительно приступы лени, стоит задуматься, а действительно ли это то, чем можно заниматься всю жизнь. Возможно, профессия просто не подходит или вакансия не слишком хороша для выполнения этих задач.
  6. Когда причиной лени становится боязнь ответственности, следует выяснить для себя, кто в вашей жизни принимает решения. Необходимо поверить в собственные силы и поднять самооценку. Следует начать с незначительных, но ответственных дел, а потом со временем наращивать объем. Только так можно стать по-настоящему успешным человеком.
  7. Важно научиться распределять свое время правильно, устанавливать четкие границы выполнения работы и отдыха. Планирование позволит обозначить рамки, когда можно полениться, и не заставит волноваться о том, когда должна быть выполнена работа.
Как избавиться от лени - смотрите на видео:


Лень всегда оставляет человека на шаг позади от своей мечты и составляет большую проблему. Она усугубляет амбициозность, снижает шансы на успех в профессиональной сфере, увеличивает количество ссор в семье. Избавляться от нее нужно как можно скорее, так как чем дольше человек пребывает в таком состоянии, тем сложнее его вывести из него. Но есть и плюсы, немного расшевелив человека, можно с легкостью добиться продуктивности его работы, главное, чтобы не осталась привычка избегать труда любыми возможными способами.

Лень - распространенная и удобная отговорка собственному бездействию. Ее причины объективны или выдуманы нами? Можно ли бороться с ленью?

Когда я села за этот материал, мне захотелось заглянуть в словари и посмотреть, какое определение дается этому понятию. Большой толковый словарь определял лень, как «отсутствие желания работать или делать что-либо; нелюбовь к труду».

Толковый словарь Даля давал следующее определение: «Лень - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству».

«Отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью» - так определял лень Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Я продолжила изучать лень и встретила информацию, в которой указывалось, что отношение к лени в давние времена было сугубо отрицательным, в Средневековье она рассматривалась как зло, а в христианстве лень названа грехом. Только последние столетия лень считается отрицательной чертой характера.

Существует четыре подхода к изучению природы лени:

  • Первый: лень как отрицательное свойство личности человека.
  • Второй: лень - это защитный механизм организма.
  • Третий: лень - это болезнь.
  • Четвертый: лень - это миф.

Итак, подход первый

Лень как отрицательное свойство личности человека. Начну издалека.

Я - мама двух сыновей с разницей в возраст девять с половиной лет. Я постоянно невольно наблюдаю за ними. Мои наблюдения явным образом свидетельствуют, что лень как отсутствие желания действовать, склонность к безделью у младшего напрочь отсутствовала до четырехлетнего возраста. То есть примерно до четырех лет ребенок активно включался в любую деятельность, начиная от уборки игрушек, заканчивая покупками в магазине, - ему было интересно и увлекательно абсолютно все!

Первые попытки лениться (уклоняться от деятельности) стали проявляться, когда сын стал активно посещать детский сад. Он ленился самостоятельно одеваться, а также рисовать на заданную тему, резать ножницами.

Он просто не приступал к деятельности. Причем, если одеваться нужно в гости к бабушке - ребенок опережал взрослых, а если в детский сад (он очень трудно привыкал к саду), то он сидел в кресле, обложенный одеждой и, например, пел. Если рисовать нужно было не кружочки и линии, а фантазировать с кистью в руках (просто размазывать краски по бумаге), то такое рисование выполнялось настолько быстро, что я не успевала подавать чистые листы. А если ему предлагалось нарисовать что-то конкретное, например, солнышко, ребенок отвечал: «Нет, давай лучше ты нарисуешь». А с ножницами сын просто не умел обращаться…

Как вы уже догадались, ребенок стремился избежать работы, в которой он чувствовал себя неуспешным, либо работы, которая приведет к нежеланному результату. При этом я хорошо понимала, что только в действии рождается успех: не будешь регулярно пользоваться ножницами, так и не научишься вырезать, не будешь рисовать кружочки - не нарисуешь круглый предмет. А ребенок просто останавливался у черты под названием «у меня не получается» и не решался ее переступить.

Такая модель поведения повторяясь, закрепляется и становится чертой характера.

Итак, первая причина лени - страх неудачи. Если в ваших убеждениях есть причинно-следственная связь «не делай - может не получиться», нужно сознательно ее преодолевать. Ведь нам с вами понятно: не возьмешь в руки ножниц - не научишься ими вырезать; первый кружок никогда не бывает таким же ровным, как у того кто прекрасно владеет ножницами.

Стоит ли останавливаться, если вы действительно хотите иметь какие-то значимые результаты?

Недавно мой старший сын, который сейчас находится в возрасте подростка, задал мне сложный вопрос: «В чем смысл человеческой жизни?». Я, конечно, сначала задумалась, как ему ответить. Начала рассуждать, с точки зрения биологии, философии, религии. Вдруг меня осенил очень прозрачный вывод, что смысл жизни, как ни крути, - в развитии! И если с позиции развития посмотреть на лень - она его огромный тормоз! В этом смысле я согласна с христианской философией, считающей лень грехом.

Я продолжаю наблюдать за своими детьми. Мой старший сын - школьник. Стоит ли говорить, что проблем, решать которые лень, очень много. В первую очередь, лень делать уроки. Но не все. Иногда он громко вопрошает: «Какой в этом смысл, только время тратить?!» Я понимаю, что школьники - заложники системы. И отвечаю, что это проверка на прочность, сможешь, преодолеешь - ты молодец! Я так говорила и себе, когда на работе (а мне нравилась моя работа) случались бессмысленные задания, приступать к которым было даже не лень, а скорее тоскливо.

Вывод: нелюбимое дело, бессмысленная работа вызывают не просто лень, а включают внутреннюю блокировку на их выполнение.

Работать с ленью такой природы можно только двумя способами: не заниматься тем, что вызывает категорический протест сознания, либо придумать собственный мотив по принципу «сделаю - я молодец». Опасность в том, что такие игры с сознанием (сделаю - я молодец) не могут быть постоянными, оно устанет играть. Лучший вариант - сменить нелюбимое занятие на любимое!

Еще один вид «тоскливой лени» случается тогда, когда человеку способному и амбициозному становится неинтересно заниматься деятельностью, в которой достигнут потолок. В детских коллективах детям, чей уровень развития опережает сверстников, становится лень выполнять задания вместе со всеми.

Преодолеть этот вид лени можно только выходом за пределы «потолка» на новый уровень развития.

Подход второй

Лень - защитный механизмом организма. Это качество, которое проявляется лишь определенные моменты жизни и необходимо для отдыха. Когда человек много работает, организм сам начинает отказываться от работы.

Конечно, здравый смысл здесь есть. Человеку необходим отдых от работы. Если лень дозирована и не переходит в хроническую форму, ничего страшного нет. Но, на мой взгляд, разумнее научиться организовывать себя таким образом, чтобы работа и отдых осознанно и здраво чередовались, чтобы отдых вызывал жажду к работе, а работа награждалась отдыхом.

Такой подход поможет предотвратить «выгорание» на работе, влекущее серьезные психологические, а в запущенной форме и психические проблемы.

Что осознаешь, то контролируешь; что не осознаешь, контролирует тебя.

Еще одна причина, когда лень проявляется как защитный механизм, кроется в отсутствии жизненной энергии. Происходит это, когда вы осознаете, что получите результат, если начнете что-то делать. Вас не пугает фиаско, у вас просто нет сил. Даже любимое дело начинает раздражать и вызывать сомнения. А все потому, что ваша нынешняя физическая форма не соответствует масштабу целей. А ваши источники энергии не дают достаточно сил, чтобы действовать. Значит, чтобы побороть лень. надо остановиться и отдохнуть, восстановить силы.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Я думаю, что здесь имеет место подмена понятий.

«Отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду, отвращенье от труда, от дела, наклонность к праздности, к тунеядству, отсутствие желания действовать, склонность к безделью» - не одно и тоже, что поиск новых путей достижения результата. Если человек не просто ничего не делает, а находит способ и делает это по-другому - это уже не лень.

Третий подход

Лень - это болезнь.

Я не врач, и не возьмусь размышлять в этом направлении. Выскажу лишь предположение, что лень - не причина, а лишь следствие неправильного воспитания, неправильной самоорганизации, внутренней распущенности, которые со временем приобретают хронический характер, и делают человека хронически ленивым.

Четвертый подход

Лень - это миф! И мне эта точка зрения наиболее близка во всех отношениях. Единственная причина бездействия заключается только в том, что вы вовремя не смогли увидеть ложь, которая прописалась среди ваших убеждений. Эту ложь в минуты сомнений на блюдечке преподносит ваше сознание.

Например, сознание подсказывает моему ребенку: «Не бери в руки ножницы, все равно красивый кружок вырезать не получится». Но это ложь! Истина в том, что в деятельности с ножницами формируется навык владения ими!

Или сознание предупреждает меня: «Ты живешь не хуже других, успокойся! Зачем что-то менять?» Но можно ситуацию воспринимать иначе: «Ты живешь хуже собственных ожиданий, многие достигли того, о чем мечтаешь ты. Дерзай и у тебя все получится!»

Или такое убеждение: «Я бы сделал, я бы научился, и я бы... Но пока не готов и помочь мне некому…»

Это все примеры убеждений, живущих в нашем сознании. Они заставляют нас останавливаться и бездействовать. Но убеждения - это условность, миф!

Бывало с вами такое, что нужно что-то сделать, но не хочется. Лень.

Лень иногда настолько сильна, что человек сдаётся и подчиняется ей. Лень всевластна и вездесуща, говорят она родилась задолго до нас.

Лень часто называют самым большим пороком человека, но так ли она плоха на самом деле? Давайте разберёмся.

Итак, что же такое лень.

По определеню В.И. Даля это

«отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству».

На самом деле лень это такое явление можно рассматривать значительно шире.

Рассмотрим несколько основных вариантов проявления лени:

Лень как отсутствие мотивации при непонимании своего предназначения

С литературной точки зрения это типичный Обломов, персонаж Ивана Гончарова из романа «Обломов», входящего в трилогию «Обыкновенная история». Для тех, кто не читал данного эпохального произведения немного расскажу о сюжете. Роман рассказывает о жизни Ильи Ильича Обломова. Он вместе со своим слугой живет в Петербурге, практически не выходит из дома и даже не поднимается с дивана. Он нигде не работает, не занимается никакой деятельности, а лишь мечтает об уютной и безмятежной жизни в родном имении Обломовка. Никакие проблемы не могут сдвинуть его с места.

Помните, как в песне «Распи**яй» группы Ленинград «А на работу не хожу и радио не слушаю, а что мне боженька подаст выпью и покушаю».

Мотивации на подсознательном уровне у человека нет, сознательной мотивации тоже нет. Иногда, в критических случаях, человек может себя заставить что-то сделать, но это бывает крайне редко.

Думаете, что это все какие-то приколы и намеренное преувеличение?

У меня есть друг, типичный Обломов. Вырос в богатой семье, жить хорошо, на широкую ногу его научили, а вот зарабатывать, увы, нет. Время прошло, мальчик вырос, закончил институт … и подал на подал на родителей в суд за то, что они его отказались обеспечивать и назвали его тунеядцем. После этого происходили такие истории, что хоть пиши «Обломов 2».

Он нигде официально не работает, только подрабатывает. На работу его официально брать не хотят потому что он не выполняет свои обещания и не соблюдает трудовую дисциплину. Если какие-то деньги перепадают, он их спускает в первый же день, даже если эта сумма 50 000-100 000 рублей. При этом очень рассеянный, может запросто где-то забыть крупную сумму денег или ценные вещи.

Однажды, когда он попытался устроиться на хорошую работу с приличной зарплатой, у нас с ним произошел интересный диалог. Ему нужно было приезжать на работу в 8 утра, а он понятное дело, приезжал к обеду и то не каждый день. На мой вопрос зачем он согласился на такие условия, если не может приезжать так рано на работу (он живет в области и любит поспать), он мне отвечает:

«Я согласился на зарплату, а не на работу».

Существуют и противоположные примеры.

На человека очень влияет его окружение и то общество в котором он вырос. Человек, который вырос в семье с небольшим достатком считает такую жизнь нормой. В Советском союзе было такое понятие как «рабочий класс». Закончив 8 классов общеобразовательной школы он, шел на завод, каждый день вставал по заводскому гудку и так изо дня в день в течение всей жизни.

Сейчас таких историй тоже масса, в том числе и в Москве. У такого человека может быть жена (муж), дети, маленькая зарплата в государственной организации, комната в общежитии. Люди настолько привыкают к такой жизни, что не хотят ничего менять. Ни что так не портит людей, как стабильная маленькая зарплата, они находятся в зоне комфорта и не хотят ничего менять. А вдруг будет еще хуже?

Что здесь посоветовать? С Обломовами все понятно, тут как говорится «в мешок и шилом». Со второй категорией сложнее, у тех людей, кто вырос за чертой бедности, сиротой или в «плохом районе» часто есть сильная мотивация сделать свою жизнь или по крайней мере жизнь своих детей лучше. А кто вырос «в зоне комфорта» тем, сложнее.

Совет один:

Лень как защитный механизм

Лень - это очень эффективный механизм отказа от выполнения работы, которая не принесёт пользы. Как будто организм работает постоянно в режиме энергосбережения, мобилизуя эту энергию, когда это необходимо.

Вы никогда не увидите дикого кабана, который целый день бегал, а потом говорит: мне нужно присесть отдохнуть, я устал. Сегодня столько всего было.

Лень появляется тогда, когда вы не понимаете зачем делать ту или иную работу, когда поставленная цель не вдохновляет (см. мою предыдущую статью). Когда цель, которую вы пытаетесь достигнуть является важно именно вас, от лени нет и следа. Вы готовы работать часами, не прерываясь на еду и сон.

А если вы чувствуете, что надо бы сделать, но не хотите вставать с кровати ради этого, то пересмотрите цель этого мероприятия. Действительно ли оно важно для вас?

Другой аспект нежелания делать чего-то это когда нет четкого понимания того, что нужно делать. Так иногда откроешь таскменеджер где масса просроченных задач, посмотришь на него, вздохнешь и закроешь. Бывало с вами такое? Или пытаетесь сделать какую-то одну задачу и постоянно отвлекаетесь. Здесь дело в том, что мозг не понимает, что нужно сделать и пытается переключиться на другую, более понятную ему задачу.

В первом случае прекратите пользоваться таскменеджерами, если в них не заглядываете хотя бы раз в день. Огромное количество просроченных задач будет только огорчать вас и никак не будет способствовать продуктивной работе. Все люди разные, нельзя для всех создать одну универсальную методику. Если вам говорят, что составление списка дел, жесткий хронометраж, техника помидора (Pomodoro) и другие популярные штуки –это круто и мастхэв, не верьте! Попробуйте в течение месяца и поймете, подходит вам это или нет.

Если списки это не ваше, то хороший способ все-таки начать что-то делать, это вечером подумать и определить какие 5-6 задач завтра принесут Вам наибольший результат и утром сфокусироваться на них.

Во втором случае поможет декомпозиция цели. Нужно разбить цель на понятные вам и другим исполнителям этапы. Например, провести исследование рынка понятная цель? Для маркетолога безусловно, а для начинающего стартапера нужны дополнительные разъяснения, чек лист из необходимых действий.

Интересный пример приводит психотерапевт Н.В. Карягина

Представьте, что человеку лень спортом заняться. Чем больший вес он набирает, тем тяжелее ходить и меньше хочется двигаться. Что будет, если убрать такой «предохранитель», как лень? Он похудеет, станет симпатичнее, станет более сексуально привлекательным и к нему начнет проявлять интерес противоположный пол. Вот тут может быть проблема. Если он привлек внимание и начались отношения, то придется строить эти отношения, осваивать новые роли. А может так случиться, что отношения окажутся недолговечными, и надо иметь силы и устойчивость, чтобы пережить расставание. Многим настолько страшно переживать подобные ситуации, что не заводить отношений – намного более безопасное и комфортное состояние. А тут еще со своим спортом =)

Лень как признак гениальности.

Ленивый сотрудник - хороший сотрудник, согласны?

Многие, наверное, мне не проверят, но в этом есть большая доля правды.

Ричард Кох в своей книге «Менеджер 80/20» рассказывает историю про немецкого генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна, участника Первой и Второй мировых войн. Он руководил блицкригом, быстро завоевавшим Францию, а затем командовал XI армией вермахта, чьи успешные действия в Крыму против Советской армии увенчались взятием Севастополя в июне 1942 г.

Манштейн разделял своих офицеров на четыре категории, в зависимости от их ума, глупости, трудолюбия и лени.

1. Первая группа

Это ленивые и глупые офицеры. Оставьте их в покое, они вреда не приносят.

2. Вторая группа

Это умные и трудолюбивые офицеры. Из них получаются прекрасные офицеры штаба, от которых не ускользнут даже самые малейшие детали.

3. Третья группа

Трудолюбивые тупицы. Эти люди опасны, они нагружают всех совершенно не нужной работой. Их следует расстреливать на месте.

4. Четвертая группа

Умные бездельники. Эти люди достойны самых высоких должностей.

Таким образом, лень сама по себе не является достоинством, но она очень полезна в сочетании с высоким уровнем интеллекта.

Известный британский философ и общественный деятель Бертран Рассел сказал:

«Путь к счастью и процветанию лежит через организованное уменьшение работы»

Как же этого добиться? На самом деле времени у нас полно, его более, чем достаточно. Мы просто транжирим его на увлекательную борьбу с «проблемами» и бессмысленными совещаниями.

Вспомните матрицу Эзенхаура.

А. Важные срочные дела. Это горящие дела, когда нужно бросать все и начинать тушить пожар. Лучше не доводить дела до такого состояния. Когда успешно завершаешь важное и срочное дело, ощущаешь прилив сил и массу различных эмоций – радость, гордость, удовлетворение проделанной работой, но это отнимает очень много сил и долго работать в таком режиме невозможно.

B. Несрочные и важные дела. Текущая (плановая) работа, к этой категории так же относится планирование дел, обучение, развитие и все, что приближает вас к достижению цели. Если запустить дела в этой категории, то они могут перейти в квадрат А и их нужно будет выполнять в режиме цейтнота.

С. Срочное и неважное. В основном это какая-то рутинная и внеплановая работа или вас кто-то попросил сделать работу, которая не входит в круг ваших обязанностей. Это работа никоим образом не приводит вас к желаемой цели. Долгое пребывание в этом квадрате вредно. Крайне важно не путать делать в этом квадрате с делами в квадрате A (важные и срочные).

D. Несрочное и неважное. Это дела, от которых можно отказаться, так как они не принесут нужной отдачи. Это просмотр телепередач, пустые разговоры, бессмысленный интернет-серфинг, социальные сети (если вы не SMM специалист) оказание всевозможных услуг и выполнение дел, не связанных с вашими непосредственными целями.

Чтобы быть максимально продуктивным, постарайтесь сосредоточиться на квадрате B. У меня, например, лежит на рабочем столе бумажка, где нарисована эта матрица и я периодически спрашиваю себя: в каком квадрате я нахожусь?

Именно умные и ленивые обычно очень креативные люди. Дайте им волю, и они предложат массу нестандартных и оригинальных решений проблемы с одной единственной целью - сделать задачу максимально быстро и с минимальным количеством усилий.

Именно ленивым и умным людям мы обязаны за многие рационализаторские изобретения.

А если все-таки делать нужно, а не хочется?

Иногда бывает, что мы, умные лентяи становимся заложником своего ума. Не имея достаточной мотивации мозг начинает усиленно сопротивляться выходу из зоны контроля, ведь это грозит ему большими потерями энергии при освоении новых видов деятельности.

Важный момент, чем умнее человек, тем более искусно он оправдывается сам перед собой и перед другими. У меня бывало, что я ставил SMART цель, но затем оправдывался сам перед собой и отказывался от выполнения цели только потому что она не проходит по SMART, причем по такому экзотичному критерию как «органичность цели», её актуальности (relevant).

Бывает также, что мы не выполняем задачу, поставленную руководством, потому считаем, что задача поставлена не корректно или просто глупая. Здесь я не буду подробно останавливаться на этом, данная ситуация будет рассмотрена в следующих статьях.

Как преодолеть сопротивление?

2. Подумайте, что выполнение этой цели даст вам

3. Превратите работу в игру и придумайте себе поощрения за выполнение каждого этапа

4. Прочитайте предыдущую мою статью

5. Читайте мои следующие статьи

Статья была бы не полной, если бы я не рассказал о последнем типе лени.

Лень как внешнее проявление усталости.

Иногда, какая бы классная идея не была, нет желания ничего делать.

Это не значит, что данная цель не важна для нас, просто иногда нужно отдохнуть. Предлагаю небольшой экскурс в эзотерику, чтобы глубже разобраться с тем, почему иногда энергия покидает нас.

Отсутствие физической нагрузки

Даже если вы занимаетесь только интеллектуальной деятельностью, физические нагрузки нужны обязательно, хотя бы зарядка по утрам. Как говорится, «без физических нагрузок начинает разваливаться не только тело, но и дело». Снижается мышечный тонус, организм не справляется с накопившимися шлаками, в итоге синдром хронической усталости. Ты не напрягался, в итоге сил нет. Ни физических, ни эмоциональных, ни умственных.

Отсутствие эмоциональной нагрузки

Думаете мыльные оперы, ДОМ-2 и другие передачи смотрят только глупые женщины?

Спешу вас разочаровать, это не всегда так. Мы же (мужчины) смотрим чемпионат мира по футболу, не потому что не можем жить без мяча? В таком случае мы уже бегали бы по стадиону. Нам всем нужны эмоции, причем разные.

Иногда мы ругаемся от недостатка отрицательных эмоций, главное не изливать эти эмоции на других людей. Лучше посмотрите фильм или прочитайте книгу, вызывающую разнообразные сильные эмоции, только не примеривайте их на себя – это не ваша жизнь. Я обычно смотрю артхаус в кинотеатрах, авторское и фестивальное кино, в основном драмы. Сидишь, переживаешь, но при этом понимаешь, что к тебе это не имеет никакого отношения. Потом просто занимаешься своими делами и не вспоминаешь.

Некоторые любят смотреть новости и политику для того, чтобы пощекотать себе нервы. Однако все хорошо в меру, не перегните палку, иначе рискуете стать брюзгой и неудачником.

Отсутствие интеллектуальной нагрузки

Несмотря на то, что что мы ежедневно сталкиваемся с огромным количеством информации, отсутствие интеллектуальной нагрузки – это бич современного мира. Наш ум заполнен до отказа, перерабатывает огромный массив данных, но все это – холостой ход. Даже малейшие трудности вызывают сильное напряжение и раздражение.

Нам проще прочитать десяток пабликов или сайтов в интернете в поисках каких-то прикольных анекдотов, котиков, цитат, советов, чем применять какую-либо из техник или советов, предлагаемых на этих сайтах. Нужно привыкать учиться на основе своего опыта, а не по книжкам. Не путайте большое количество просматриваемой информации с мыслительной деятельностью. Нужно пользоваться такими инструментами, как анализ, синтез, аналогии. Перед чтением всегда себе задавайте вопросы: зачем я читаю эту информацию? как я могу использовать это в своей жизни?

Отсутствие интеллектуальной нагрузки уменьшает количество нейронных связей в мозге, что является одной из причин старения, болезней, депрессии, ослабления памяти и снижения воли.

Некоторые советуют заниматься шахматами, разгадывать кроссворды и сканворды. Это, безусловно, полезно, но в первом случает вы развиваете логику, а в другом случае память. Ни одной нейронной связи здесь не возникает. Новые связи возникают только с развитием новых навыков и решением нетривиальных задач. Все это с избытком предоставляется тем, кто пытается качественно изменить свою жизнь и выйти из зоны комфорта.

Не путайте лень и безделье.

Безделье не всегда вызвано ленью. Иногда у человека просто нет цели, он живёт бесцельно, не понимает цели своего существования. Целыми днями ничего не делает и его это устраивает.

Резюме.

Итак, подведем итоги. Лень очень классная штука, созданный сотни лет назад и отлично работающий механизм, но эффективен он только в сочетании с высоким коэффициентом интеллекта.

Иногда поведение человек выглядит как лень, но таковым не является. Умный человек вначале выберет наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступит к выполнению задачи, так как он знает, что 80 % любой работы можно сделать за 20 % отведенного для этого времени. Мы не берем тут в расчет перфекционистов, о них пойдет речь тоже в следующих статьях.

Обычно люди не связывают целеустремление и лень, но как раз стремление найти лучшее решение, требующее минимальных усилий – высшая форма проявления лени.

Ленитесь и получайте удовольствие от жизни, но не забывайте, что лень бывает разная. Не поддавайтесь на ее провокации.

Подавляющему числу людей знакомо вязкое расхолаживающее ощущение лени. Это ощущение может возникнуть вполне предсказуемо или внезапно; может касаться того, что сделать «надо», но «не хочется», и даже того, что, казалось бы, представляется нам желанным делом: например, прогулки в выходной день или посещения кафе после трудового дня. В этой статье мы заглянем за фасад явления под названием «лень» и попытаемся понять, что за ним скрывается и мешает нам бодрым маршем двигаться по намеченному пути наших целей и задач.

Причины лени и способы борьбы с ними

В статье « » обозначены такие причины прокрастинации, как отсутствие целей, перфекционизм, «проблемы с энергией», отвлечения на несущественное, «неподъемный большой проект».

Невозможно относиться к этому списку причин всерьез, так как он включает в себя несопоставимые друг с другом явления, которые сами по себе могут являться причинами и следствиями друг друга, а к лени не иметь прямого отношения. Все перечисленные «причины» не дают нам ключа к тому, чтобы посмотреть в глубину проблемы лени и внятно ответить на вопрос: «Почему в столь важных, нужных, желанных делах я ленюсь?!»

В лучшем случае, список этих «причин» можно использовать, чтобы попытаться в себе искоренить перечисленные проблемы, ведь если рассматривать каждое из описанных явлений по отдельности, то очевидно, что они снижают нашу эффективность. Думаю, мало кто будет спорить с тем, что лучше в жизни иметь внятные цели, не страдать перфекционизмом, грамотно чередовать периоды работы и отдыха, быть целеустремленным, не размениваться на мелочи, но в то же время не пытаться объять необъятное.

В результате поверхностной трактовки причин лени, способы борьбы с ленью, предложенные в той же статье, представляют из себя некоторые частные попытки задействовать силу воли, приёмы тайм-менеджмента, бихевиоральные техники, чтобы «обмануть свой мозг» и все-таки добиться от себя нужного усилия и результата.

Такой подход может быть эффективным в частном случае, но при постоянном применении способен не только потерять свою силу, но и навредить организму, привести к еще большему истощению, демотивированности и появлению всё новых и новых способов отлынивать от решения поставленных задач.

Глубинные причины лени

Если формулировать предельно кратко, то глубинная причина лени одна: несоответствие наших намерений, целей, задач, стремлений и т.п. – нашим истинным потребностям.

В контексте рассматриваемой проблемы лени и ее причин самое важное свойство потребностей заключается в том, что они представляют из себя источник энергии, как физической, так и психической. Когда наши деятельность и поведение согласованы с нашей актуальной в данный момент потребностью, у нас не возникает никаких проблем с тем, чтобы эту деятельность осуществить: ни лени, ни скуки, ни прокрастинации, ни каких-либо других форм отстраненности и попыток отсрочить неизбежное.

Если наша деятельность и наше поведение согласуются с нашей актуальной потребностью, мы просто делаем то, что задумали. Это действительно просто. На эту тему есть хорошая иллюстрация: «Самый целеустремленный человек – это человек, который хочет в туалет»

Согласитесь, сложно представить, что человек, который хочет в туалет, вдруг заленился и никуда не пошел.

Внутриличностный конфликт как глубинная причина лени

Согласно учению Ухтомского о доминанте, в один момент времени для человека актуальна одна потребность, и все поведение человека оказывается подчинено ее удовлетворению. Если в момент, когда актуальна некая потребность, человек ставит себе не согласующуюся с ней задачу, то «очаг доминанты» в коре головного мозга тормозит реализацию поставленной задачи. Например, в виде лени.

Другими словами, лень возникает тогда, когда вместо удовлетворения нашей истинной актуальной потребности мы пытаемся удовлетворить другую.

В психологии эта ситуация называется внутриличностным конфликтом. Конфликт потребностей – это частный случай внутриличностного конфликта (подробнее обо всех видах внутриличностного конфликта рекомендуем ознакомиться в книге Н.В. Гришиной «Психология конфликта»). Лень – это форма сопротивления нашего организма, с помощью которой он нам сигнализирует: «Стоп! Ты идешь не туда! Остановись и подумай: это ли сейчас тебе действительно нужно».

Преодоление лени через работу с потребностями

Психологическая работа с потребностями всегда непроста и сугубо индивидуальна. Однако можно выделить ряд общих рекомендаций, которые помогут разрешить внутриличностный конфликт, порождающий лень, и освободить полезную энергию для реализации намеченных целей.

Шаг 1. Осознание истинной актуальной потребности.

Нередко этого шага бывает достаточно, чтобы снизить напряжение, перестать «лениться» и приступить к выполнению имеющихся задач.

Вместо того, чтобы в приступе прокрастинации пятый раз подряд обновлять страницу новостей «ВКонтакте», попробуйте взять небольшую паузу и задать себе вопрос: «В чем я сейчас нуждаюсь?»

Ответить на этот вопрос бывает непросто, торопиться не нужно. Важно выработать привычку быть внимательным к своему внутреннему миру, и рано или поздно вы начнете отвечать на этот вопрос быстрее и правильнее.

Подчеркнем, что цель вопроса – не только в получении ответа. Задавая себе этот вопрос, вы берете свою лень под контроль, вы перестаете быть заложником своих состояний, вы начинаете сами решать: когда вам работать, а когда – лениться.

Шаг 2. Разрешение внутриличностного конфликта через осознанный выбор и принятие ответственности за его результаты.

Когда вы осознаете свою истинную актуальную потребность, вам придется сделать выбор: бросить все дела и приступить к ее удовлетворению или продолжать заниматься решением ваших задач, несмотря на то, что в данный момент вы нуждаетесь в другом.

Подчеркнем: чтобы ваш выбор оказался действенным и не привел к усилению лени, необходимо соблюдать два условия:

  1. Важно делать выбор осознанно . Необходимо не просто махнуть рукой на одну из сторон конфликта, а именно принять решение, сделать это уверенно, в полной мере понимая, что именно решаете и почему вы это делаете.
  2. Важно делать выбор ответственно . Необходимо в полной мере учитывать последствия вашего выбора и признавать, что источником этих последствий являетесь вы сами.

Делая свой выбор, помните о следующем:

  1. В случае выбора в пользу текущих задач, вы продолжаете игнорировать свою истинную потребность, что в последующем может привести к усилению напряжения, к появлению чувства отвращения к работе, к повышенной усталости. Все эти последствия вам придется компенсировать.
  2. Если же вы делаете выбор в пользу немедленного удовлетворения вашей потребности, которая спровоцировала лень, то вы столкнетесь с рядом других последствий: важно это понимать и наметить пути их нивелирования.

В целом практика осознанного и ответственного выбора избавит вас не только от лени, но и от многих других проблем, которые порождают наши внутриличностные конфликты.

Шаг 3. Применение поддерживающих техник.

После того, как вы 1) осознали свою истинную актуальную потребность и 2) сделали осознанный и ответственный выбор в пользу ее удовлетворения или в пользу текущей задачи, — и только после этого вы с высокой степенью осмысленности, безопасности и избирательности можете применить все те поддерживающие техники, которые подробно описаны в статье «Причины лени и способы борьбы с ними» и других материалах сайта.

Заключительные комментарии

В большинстве случаев, когда вы сталкиваетесь с ленью, вам, скорее всего, не понадобится такой глубокий анализ своей личности.

Во многих случаях вы сразу сможете перейти к шагу 3 (осознавая при этом как пользу применения к себе разнообразных техник и рецептов, так и возможный негативный эффект от их использования).

Иногда вам поможет шаг 1 (всего лишь внимания к своим истинным потребностям и их осознания в ряде случаев бывает достаточно, чтобы повысить чувство психологического комфорта и преодолеть свое сопротивление в виде лени).

Утверждения о пользе или вреде лени человеческой разнятся от «Лень есть корень всех зол» до «Лень создала цивилизацию» .

И все же, несмотря на оптимизм заявлений о пользе лени, намного чаще мы встречаемся с этим состоянием как проблемой, препятствием для того, чтобы оставаться успешным и активным во всем. На вопрос о том, каковы истинные причины лени, разные ученые дают разные ответы. Вот только несколько из них.

Нейробиологические механизмы лени

Исследование с помощью сканирования мозга методом MRI (магнитно-резонансная запись активации мозговых зон) показало удивительные различия между людьми, которые легко переходят от принятия решения к активным действиям, и теми, для кого начать что-то делать, представляет затруднение. Дело в том, что за «скачок» от решения к действию отвечает определенный участок премоторной зоны коры больших полушарий головного мозга. В эксперименте выяснилось, что этот участок активизировался по-разному у «легких на подъем» и апатичных. У апатичных (или ленивых) очаг возбуждения на этом участке был «ярче», чем у активных испытуемых.

Следствие из такого наблюдения позволяет заключить, что причина лени имеет скорее биологическую природу, чем социальную : для того, чтобы активизировать переход от покоя к активности, апатичным приходится прикладывать значительно больше усилий, чем всем остальным. Вот она природа лени –переход от принятия решения к активным действиям требует от ленивых людей существенно больших усилий и в целом больше энергичности, чем от всех прочих. А любой нормальный организм, как известно, всячески стремится к сбережению своих ресурсов.

Как инстинкт самосохранения превращается в механизм саморазрушения

Пожалуй, самая распространенная форма лени получила название «прокрастинация» – устойчивая привычка откладывать дела на неопределенный срок .

Порою к этому действительно имеются реальные психофизиологические предпосылки:

  • высокая утомляемость и быстрая усталость после длительной болезни;
  • истощение организма вследствие непосильных нагрузок;
  • недостаток сил на основе гормональных расстройств (например, гипотериоза);
  • длительное пребывание в стрессовой ситуации.

Лень в таких случаях есть не что иное, как инстинкт самосохранения, и выполняет для человека очень экологичную функцию самозащиты. Однако, если такое отношение к делам и задачам затягивается, то физиологическая природа лени медленно, но верно сменяется на психологическую. Возникает привычка откладывать дела на потом, а, главное, человек привыкает к такому негативному статусу, как «безответственность». И лень остается даже после выздоровления и полного устранения всех симптомов соматического расстройства.

Мотивационный дефицит или борьба мотивов?

Когда человек заставляет себя делать то, что делать ему, на самом деле, не хочется, это является результатом борьбы двух мотивов – «хочу» и «надо». Победа «надо» над «хочу» называется волевым усилием .

Если видимых физиологических причин для апатии нет, то психологи склонны рассматривать личностную черту «прокрастинация» как психологическое расстройство мотивационной сферы.

Ну, не хватает человеку волевых усилий, чтобы побудить самого себя сделать то, что требуется именно тогда, когда требуется! Если это результат такого устройства мозга, о котором говорилось в начале статьи, то мотивационный дефицит можно ослабить только специальными тренировками. Постепенно усложняя задачи, помогать человеку с подобным расстройством, преодолевать свою психическую болезнь.

Но намного чаще речь идет о том, что в борьбе мотивов мотив «хочу» побеждает лишь потому, что человек был так воспитан, а точнее не воспитан. Недаром много пишут о воспитании силы воли, о произвольном поведении, о волевой саморегуляции. Это все входит в обязательные задачи воспитания, которые решаются с самого детства, с момента, когда у ребенка формируются первые навыки произвольного поведения.

Наиболее частые причины такого проявления лени у взрослых:

  • недостаток воспитания трудовых навыков;
  • инфантилизм волевой сферы;
  • отсутствие навыка самоконтроля.

Стремление к удовольствию, возможность заниматься только приятными и легкими, не требующими усилий, делами рано или поздно формируют прокрастинацию и, в конце концов, закрепляют ее как устойчивую форму поведения.

В литературе часто встречаются истории, когда ленивый герой под влиянием обстоятельств или случая менялся до неузнаваемости, внезапно становился решительным и целеустремленным. Далеко ходить за примерами не придется, просто вспомните былину об Илье Муромце.

Итак, к изменению поведения приводят изменившиеся обстоятельства. До тех же пор, пока человек не испытывает реальной нужды или какой-либо опасности, потребности начать действовать вопреки своей лени не возникает.

С Викиум вы сможете побороть свою интеллектуальную лень. Занимайтесь онлайн

Лень как эхо нашей личности

Однако, часто у поведения, которое воспринимается окружающими, как патологическая лень, причины кроются в особенностях личности. Причем спектр личностных качеств, провоцирующих лень, необычайно широк и разнообразен.

Во-первых, очень большой друг лени – перфекционизм, то есть стремление все доводить до совершенства, до блеска. Под влиянием такой установки у человека есть только два выбора – сделать что-то лучше всех или… не делать этого вовсе. В результате, понимая, что справиться с задачей блестяще не получится, человек отказывается от выполнения этой задачи, следуя максималистскому принципу «Полюбить – так королеву, проиграть – так миллион». А в результате получается — «Лучшее – враг хорошего». Перфекционистские наклонности, как предпосылки лени, устраняются очень быстро, если у человека не остается выбора, и он оказывается лицом к лицу с простой дилеммой «Делай, как сможешь, либо останешься голодным».

Во-вторых, лень порождается противоположной крайностью – чрезвычайно низкой самооценкой и неуверенностью по типу «Мне ни за что не справиться с этим заданием». Подобная неуверенность в себе провоцирует стремление отодвинуть дела на более поздний срок или вовсе отказаться их выполнять. Человек и в этом случае, оказавшись перед выбором «сделать и опозориться» или «не делать и так избежать позора и провала», предпочитает второй вариант. Низкая самооценка в этой ситуации формирует сильную мотивацию избегания неудач, когда цель – не достичь результата, а уйти от негативных последствий своих действий. Стратегия бездействия в таком случае является наиболее эффективной.

В-третьих, причиной лени может стать элементарная недисциплинированность и неорганизованность. В таких случаях помогают разные приемы управления временем, самоменеджмента и планирования. Главное условие, при котором человек возьмет на вооружение все эти приемы, это наличие у него личностно значимого дела и очень привлекательной цели.

Ленивый интеллект, и как его спасти

Интеллектуальная лень – пожалуй, самый печальный и унылый вид лени . Активное восприятие здесь подменяется миросозерцанием:

  • некритичным;
  • пассивным;
  • однообразным;
  • лишенным выбора;
  • неэмоциональным.

Такое отношение к миру строится на базовом тезисе «Мне скучно и не интересно».

Леность ума не свойственна детям, напротив, они любопытны и активны в освоении нового. А вот у взрослых это развивается часто и приводит к нежеланию не то что докапываться до истины, а даже просто хотя бы поразмышлять над проблемой. Это весьма опасный жизненный опыт, поскольку мозг, как и другие органы, жаждет интеллектуальных тренировок и медленно, но верно деградирует в условиях слабой умственной работы.

Интеллектуальная лень, чаще всего, имеет социальную природу – человеку комфортно жить в условиях, когда за него принимаются важные решения, телевизор понятно и доступно разъясняет ему, что такое хорошо и что такое плохо, а на работе от него требуется выполнение стандартных задач по одному и тому же алгоритму.

Противоположностью интеллектуальной лени считается высокий уровень познавательной активности, который складывается из:

  • любознательности;
  • заинтересованности;
  • стремления постичь суть вещей и событий;
  • критичности мышления;
  • искренним любопытством к тому, как устроен окружающий мир.

Для того, чтобы не утратить эту уникальную человеческую способность и потребность удивляться новым граням мира, надо постоянно предлагать своему мозгу все более и более сложные задачи.

Пусть это будут интеллектуальные игры или специальные развивающие упражнения, дискуссии или критический анализ событий – все равно. Главное – не позволять своему мозгу лениться, не давать ему ни малейшего шанса застыть в своем развитии.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что лень – это не отдельный феномен, а всего лишь симптом, показывающий, что с человеком что-то не в порядке . Проявляясь одинаковым способом – нежеланием действовать или сдвиганием дел на потом, лень может иметь самые разные причины – от физиологических и до социальных.

Рекомендуем почитать

Наверх