Склад хранения автомасел относится к категории. Условия и сроки хранения масел и смазок, общие требования и рекомендации. Опасные свойства компонентов отходов

Маркетинг 24.09.2019
Маркетинг

Мероприятия, направленные на предупреждение пожаров

Ю. Полярин, к.т.н.,
ведущий научный сотрудник ФГУ НИИПХ

Общие требования

В складских помещениях обычно хранят самые разнообразные материалы и вещества, и размещать их в том или ином здании необходимо обязательно с учетом физико-химических свойств, в частности относящихся к такой категории, как пожароопасность. В соответствии с ГОСТ 12.1.044–89 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения» и НПБ 105-03 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности» склады принято подразделять на пять категорий А, Б, В, Г и Д в зависимости от пожарной опасности хранимых в них материалов.

Категория В (пожароопасные) – склады хранения натурального и искусственного каучука и изделий из них; склады хлопка-волокна, шерсти, брезента, мешков, кожи, магния, титановой губки; склады леса, негорючих материалов (в том числе металлов) в горючей мягкой или твердой таре.

Категория Д – склады негорючих материалов и веществ в холодном состоянии при отсутствии мягкой или твердой сгораемой тары (упаковки), помещения мастерских, в которых производится обработка несгораемых материалов в холодном состоянии.

Такая классификация не отражает в полной мере специфические особенности процесса хранения и ограничивает возможность при выборе мер пожарной безопасности для складских помещений, поэтому более целесообразно классифицировать склады пожароопасных веществ по принципу однородности хранимой продукции, а также в зависимости от опасности пожара или взрыва, возникающего при совместном хранении некоторых веществ и материалов. Требования пожарной безопасности по совместному хранению веществ и материалов регламентирует ГОСТ 12.1.004–91 «Пожарная безопасность. Общие требования».

По устройству склады общего назначения подразделяются на открытые (площадки, платформы), полузакрытые (навесы) и закрытые (отапливаемые и неотапливаемые). Закрытые склады являются основным типом складских помещений. При определении допустимости хранения здесь тех или иных веществ и материальных ценностей учитывают степень огнестойкости, классы конструктивной и функциональной пожарной опасности последних. Степень огнестойкости здания определяется огнестойкостью его строительных конструкций, класс конструктивной пожарной опасности здания – степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании его опасных факторов, а класс функциональной пожарной опасности здания и его частей – их назначением и особенностями используемых технологических процессов.

СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» устанавливает четыре степени огнестойкости зданий – I, II, III, IV, четыре класса конструктивной пожарной опасности – С0, С1, С2 и С3 (непожароопасные, малопожароопасные, умеренно пожароопасные, пожароопасные). По функциональной пожарной опасности здания подразделяются на пять классов Ф1...Ф5 в зависимости от способов их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой. Складские помещения относятся к классу Ф5.2.

Рабочие помещения для сотрудников в зданиях складов I, II и III степени огнестойкости должны быть отделены несгораемыми стенами, перекрытиями и иметь самостоятельный выход наружу. Устройство окон, дверей во внутренних стенах рабочих помещений не допускается. Рабочие помещения складов IV степени огнестойкости должны располагаться вне зданий таких складов.

Большое значение для пожарной безопасности имеет правильная планировка складского комплекса. При расположении на территории нескольких зданий необходимо обеспечить четкое разделение на зоны с одинаковыми противопожарными требованиями. Здания, где хранятся материалы с повышенной опасностью, располагают с подветренной стороны по отношению к другим зданиям. Необходимо, чтобы между складскими помещениями имелись противопожарные разрывы в соответствии с установленными нормами. Сооружения IV степени огнестойкости должны находиться на расстоянии не менее 20 м друг от друга.


Противопожарные разрывы должны быть всегда свободны, их нельзя использовать для складирования материалов, оборудования, упаковочной тары и стоянки транспорта. К зданиям и сооружениям по всей длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны – при ширине здания до 18 м и с двух сторон – при ширине более 18 м. Территория складского комплекса должна быть ограждена и иметь достаточное освещение согласно нормам Правил устройства электроустановок (ПУЭ).

Основными причинами возникновения пожаров на складах являются: неосторожное обращение с огнем, курение в неположенном месте, неисправность электрических установок и электросетей, искрение в энергетических и производственных установках, транспортных средствах, статическое электричество, грозовые разряды, а также самовозгорание некоторых материалов при неправильном хранении.

Все противопожарные мероприятия можно разделить на три группы: мероприятия, направленные на предупреждение пожаров, мероприятия оповещательного характера и мероприятия по ликвидации уже возникшего пожара.

Мероприятия по предупреждению пожаров

Пожарная безопасность во многом зависит от принципов организации складского хозяйства, создания условий для правильного хранения, исключающих совместное хранение веществ и материалов, при контакте которых может возникнуть опасность взрыва.

Планировка площади склада

Планировка складских помещений сводится к определению мест расположения стеллажей или штабелей материалов, проходов между ними (при этом исключено загромождение последних на длительное время, а также требуется быстро удалять упаковочный материал и тару с мест приемки и распаковки), организации сортировочных и рабочих площадок. Это вопрос первостепенной важности, ведь именно из-за неправильной планировки помещений предприятия довольно часто несут большие убытки.

Места хранения в зависимости от характера и особенностей грузов определяют заранее; около них вывешивают соответствующие таблички, информирующие о том, какие материалы здесь хранят и в каком количестве. Лабораторную проверку материалов проводят в специальных лабораторных помещениях, использование для этих целей мест хранения не допускается.

Материалы и товары необходимо хранить на стеллажах или в штабелях, которые должны быть достаточно устойчивыми. Нельзя размещать стеллажи и штабеля вплотную к стенам и колоннам зданий, а также устанавливать распорки между штабелями (стеллажами) и стеной (колонной). Минимальное расстояние между штабелем (стеллажом) и стеной (колонной, выступающей конструкцией, приборами отопления) должно быть не менее 0,7 м, между штабелем (стеллажом) и перекрытием (фермой или стропилами) – 0,5 м, между штабелем и светильником – 0,5 м, между светильником и сгораемой конструкцией – 0,2 м.



В безсекционных складах или секциях шириной до 30 м и площадью не более 700 м 2 против эвакуационных выходов (дверных проемов) должен быть оставлен проход шириной не менее 1,5 м. В складах площадью более 700 м 2 кроме этого должен быть оставлен проход шириной не менее 1,5 м вдоль помещения склада. На полу склада четкими линиями выделяют площадки для складирования материалов и товаров с учетом продольных и поперечных проходов, эвакуационных выходов и доступов к средствам пожаротушения. Не допускается размещать продольные и поперечные проходы с расположением на них колонн склада. Запрещается использовать проходы и разрывы между штабелями даже для временного размещения грузов, инвентаря и прокладочного материала.

Разрывы между штабелями или стеллажами определяются соответствующими технологическими инструкциями. Например, при размещении автошин на стеллажах складов продольный проход должен быть не менее 1,2 м, а поперечные проходы против эвакуационных дверей – не менее 4,5 м. Число поперечных проходов определяют в зависимости от длины склада из расчета через каждые 25 м между осями дверных проемов, но не далее 25 м от поперечных стен.


Совместное хранение в одной секции (безсекционном складе) с каучуком или автошинами других материалов независимо от однородности применяемых огнегасящих средств не допускается.

На складах для хранения хлопка-волокна, шерсти, брезента, мешков продольный проход и проходы против дверей должны быть шириной не менее 2 м. По высоте расстояние от верха кип до электросветильников и электропроводки должно быть не менее 1 м. Штабеля хлопка в складах (не более шести вагонных партий емкостью не более 300 т) должны быть разделены проходами. В секциях или безсекционных складах, где хранят хлопок-волокно, шерсть, мешки, брезент, не разрешается хранить другие горючие материалы или товары.

Это требование справедливо и для складов (секций), где хранят химически активные металлы, а также металлы или концентраты в сгораемой таре (упаковке).

Для хранения натурального каучука, хлопкового волокна, химически активных металлов используют складские помещения не ниже II степени огнестойкости, для хранения синтетического каучука и автошин – не ниже III степени огнестойкости.

Отопление


Отопление складских помещений является звеном в общем комплексе противопожарных мероприятий. Закрытые склады подразделяются на неотапливаемые и отапливаемые. На складах, где хранят металлы, металлоизделия, текстильные товары и т. п., поддерживать плюсовую температуру необязательно. Склады для хранения продовольственных товаров нуждаются в плюсовой температуре (+3 °С).

Отопление складов допускается только централизованное (паровое, водяное) с гладкими батареями, предпочтительнее – калориферное. Запрещается применять в рабочих помещениях электронагревательные приборы с открытым нагревательным элементом, а также с нагревательным элементом, температура которого более 95 °С. Для отопления этих помещений можно использовать безопасные электронагревательные приборы, например масляные радиаторы типа РБЭ-1, которые должны иметь отдельную сеть питания с пусковыми и защитными устройствами и исправными терморегуляторами. При обнаружении неисправности или нарушении температурного режима нагреватель немедленно выключают и сообщают об этом лицу, ответственному за эксплуатацию.

Транспорт. Зарядные станции

Использование автопогрузчиков с двигателями внутреннего сгорания для перемещения и складирования сгораемых материалов и товаров в сгораемой упаковке (таре) не разрешается. По окончании работы в складских помещениях допускается оставлять несамоходные погрузочные механизмы (тележки, транспортеры) при условии размещения их на свободных площадях, но не в проходах и разрывах между штабелями или стеллажами. Все остальные механизмы выводят из складских помещений в отведенное для стоянки место.



К некоторым складским помещениям предъявляются дополнительные требования пожаробезопасности. Так, при работе со сгораемыми материалами, хлопком-волокном, шерстью, мешками, брезентом и др.:

Следует применять электропогрузчики с закрытыми контактами в технически исправном состоянии;

Не допускается применение кран-балок и тельферов с электродвигателями в открытом исполнении;

Тепловозы, работающие на жидком топливе при закрытых поддувалах и сифонах, допускаются к складам не ближе 15 м;

Автомашины должны подъезжать к складам только стороной, противоположной выхлопной трубе глушителя, которая в обязательном порядке должна быть оборудована искрогасителем;

Около склада при выгрузке-погрузке допускается установка не более одного железнодорожного вагона или двух автомашин на каждую секцию;

На время проветривания склада проезд железнодорожного и автомобильного транспорта по прискладским путям и автодорогам запрещен. Все продухи после проветривания склада должны быть закрыты изнутри помещения;

При приемке, хранении и отпуске сгораемых материалов (хлопка-волокна, шерсти, мешков, брезента) надо строго соблюдать меры, исключающие контакт этих материалов и их упаковки с источниками тепла и окислителями;

Кипы хлопка, принимаемые на хранение, должны быть плотно спрессованы, обшиты тканью со всех сторон и скреплены металлическими поясами. Распрессованные, поврежденные кипы должны храниться отдельно, укрытыми брезентом и реализовываться в первую очередь;

Помещение склада (секции) и его строительные конструкции следует систематически очищать от волокон и пыли.


Особые требования пожарной безопасности предъявляют к зарядным станциям и стоянкам электропогрузчиков:

Зарядные агрегаты располагают отдельно от аккумуляторов и отделяют несгораемой перегородкой. Проходы кабелей от зарядных агрегатов в аккумуляторное помещение должны быть выполнены через уплотнения;

Полы в помещении зарядной станции должны быть горизонтальными, на бетонном основании с щелочеупорным (кислотоупорным) покрытием. Стены, потолки и др. должны быть окрашены щелочеупорной (кислотоупорной) краской. Стекла окон должны быть матовыми или покрыты белой краской;

Электроаппаратуру (защитную и пусковую), как правило, устанавливают вне помещения зарядки аккумуляторов (либо она должна иметь взрывозащищенное исполнение по классу В-1б). Включение-выключение зарядного тока производят специально назначенные для этого лица;

Помещение зарядной должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией. В схеме управления и автоматики следует предусмотреть блокировку для отключения зарядного тока в случае прекращения работы вентиляции. По окончании зарядки агрегат надо немедленно отключить;

Запрещается заряжать в одном помещении щелочные и кислотные аккумуляторы, а также ремонтировать аккумуляторы и другие приборы;

В помещении зарядной должны находиться только электропогрузчики, которые заряжаются. Число одновременно заряжаемых погрузчиков должно быть определено на предприятии специальной инструкцией с учетом проектной мощности зарядной;

Кислота должна храниться в отдельном помещении, емкости с кислотой (бутыли) размещают на полу в один ряд;



В помещении аккумуляторной один светильник должен быть подключен к сети аварийного освещения;

В цепи аккумуляторной батареи должен устанавливаться автоматический выключатель, селективный по отношению к защитным аппаратам;

Аккумуляторы устанавливают на стеллажах или на полках шкафа. Расстояния по вертикали между стеллажами должны обеспечивать удобное обслуживание аккумуляторных батарей;

Аккумуляторы должны быть изолированы от стеллажей, а стеллажи – от земли посредством изолирующих прокладок, стойких к воздействию электролита;

Проходы для обслуживания аккумуляторных батарей должны быть шириной не менее 1 м при двустороннем обслуживании и 0,8 м – при одностороннем;

Расстояние от аккумуляторов до отопительных приборов должно быть не менее 750 мм;

Помещение аккумуляторной должно располагаться как можно ближе к зарядным устройствам и распределительному щиту постоянного тока, быть изолировано от попадания воды и пыли и легкодоступно для обслуживания;

Аккумуляторные помещения, а также помещения для хранения кислоты и стоянки электропогрузчиков оборудуют автономной приточно-вытяжной вентиляцией, обособленной от общей системы и вентиляции помещения зарядной;

Отсос газов из помещений должен производиться из верхней и нижней зон со стороны, противоположной притоку свежего воздуха, причем отсос из верхней зоны должен быть более интенсивным. Из помещений с потолком, разделенным балками на отсеки, отсос производят из каждого отсека;

Металлические вентиляционные короба нельзя устанавливать над аккумуляторами;

В зарядных помещениях рекомендуется применять калориферное отопление. При устройстве парового или водяного отопления последнее следует выполнять гладкими трубами, соединенными сваркой; установка фланцевых стыков и вентилей запрещена;

На дверях помещений зарядной станции, аккумуляторной должны быть надписи: «Зарядная», «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «Курить воспрещается», «С огнем не входить»;

Стоянка электропогрузчиков разрешается в гаражах и на специальных площадках;

Зарядка неисправных электропогрузчиков не допускается; проводники к аккумуляторам во избежание искрения и нагрева контактов должны быть исправными, в случае повреждения изоляции и неисправности проводники подлежат немедленной замене;

Пусковые устройства электропогрузчиков, применяемых в помещениях с наличием горючей пыли, должны иметь пыленепроницаемое исполнение;

Электропогрузчики нельзя ставить в проходах, проездах, выходах и заслонять ими средства пожаротушения. В помещении для стоянки электропогрузчиков на видном месте должна быть вывешена схема их расстановки.

Электрооборудование, электроосвещение и электросети

Технические мероприятия, направленные на предупреждение пожаров, связаны с правильным устройством и монтажом электрооборудования, электроосвещения, выполнения заземления и молниезащиты. Электрические сети и электрооборудование, установленное на складах, должны отвечать требованиям действующих Правил устройства электроустановок (ПУЭ), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические устройства», Правил Системы сертификации электроустановок зданий (приказ Минтопэнерго РФ от 26.12.95 г. № 264).

Классификация помещений и наружных установок по степени взрыво- и пожароопасности при применении электрооборудования приведена в ПУЭ.



Конструкция, степень защиты оболочки, способ установки и класс изоляции применяемых машин, оборудования, аппаратов, приборов, кабелей, проводов и прочих элементов электроустановок должны соответствовать номинальным параметрам электросети (напряжение, сила тока, частота), классу взрыво- и пожароопасности помещений и наружных установок, характеристике окружающей среды, требованиям ПУЭ. Все электроустановки должны иметь аппараты защиты от пожароопасных факторов (токи утечки, короткое замыкание – к.з., перегрузка и др.). Для защиты от длительного протекания токов утечки и развивающихся из них токов к.з. применяют устройства защитного отключения (УЗО) по НПБ-243-37 «Устройства защитного отключения. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний». УЗО, применяемые в электроустановках зданий на объектах Российской Федерации, должны отвечать требованиям действующего ГОСТ Р 50807–95 «Устройства защитные, управляемые дифференциальным (остаточным) током. Общие требования и методы испытаний» и в обязательном порядке пройти сертификационные испытания по утвержденной Главгосэнергонадзором и Главгосстандартом программе в специализированном на УЗО центре с выдачей российского сертификата соответствия и его регламентированным ежегодным инспекционным контролем.

УЗО должно отключать защищаемый участок сети при появлении в нем тока утечки, равного отключающему дифференциальному току устройства, который согласно требованию стандарта может иметь значения в интервале от 0,5 до номинального значения, указанного заводом-изготовителем. УЗО не должно срабатывать при снятии и повторном включении напряжения сети и коммутации тока нагрузки и производить автоматическое повторное включение; оно должно срабатывать при нажатии кнопки «ТЕСТ». УЗО должны быть защищены от токов к.з. автоматическим выключателем или предохранителем, при этом номинальный ток защитных аппаратов не должен превышать рабочий ток УЗО.


При выборе места установки УЗО в здании следует учитывать: способ монтажа электропроводки, материал строений, назначение УЗО, условия помещений. По способу выполнения операции отключения УЗО делятся на две категории: электромеханические (не требующие источника питания) и электронные (требующие дополнительного питания). В России наибольшее распространение получили электромеханические устройства АСТРО УЗО производства ОАО «Технопарк-Центр» (г. Москва).

Защита электроустановок и электрических сетей от перегрузок и токов к.з. осуществляется автоматическими выключателями и плавкими предохранителями. Аппараты электрической защиты должны быть рассчитаны на длительное протекание расчетного тока нагрузки и на кратковременное действие пикового тока. Номинальный ток плавких вставок предохранителей и автоматических выключателей указан заводом-изготовителем на клейме аппарата и соответствует токовой нагрузке.

По окончании рабочего дня электрооборудование складов обесточивают.

Электроосвещение складских помещений должно быть выполнено в соответствии с требованиями ПУЭ СНиП 23.05-95 «Естественное и искусственное освещение», ГОСТ 50571.8–94 «Электроустановки зданий. Требования по обеспечению безопасности». Для аварийного освещения используют только светильники с лампами накаливания. Светильники эвакуационного аварийного освещения должны быть подключены к сети, не связанной с рабочим освещением, начиная от щита подстанции, а при наличии одного ввода – от вводно-распределительного устройства (ВРУ).

Устройства электрического освещения всех видов должны удовлетворять требованиям ПУЭ и требованиям безопасности согласно ГОСТ 12.2.007,0–75 «Изделия электротехнические. Общие требования безопасности».

Эксплуатация осветительных установок должна осуществляться в соответствии с действующими Правилами эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ). Дежурное освещение и установка штепсельных розеток в помещении складов не допускается. Светильники должны отвечать требованиям НПБ 249-97 «Светильники. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний», иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками) с защитной сеткой. Осветительная сеть должна быть смонтирована так, чтобы светильники не соприкасались со сгораемыми конструкциями зданий и горючими материалами.

Для увеличения высоты складирования товаров светильники целесообразно размещать над свободными от штабелей и стеллажей участками площади. Не допускается устройство в штабелях ниш для электросветильников. Отключающие аппараты должны располагаться вне помещений на наружной стороне несгораемой стены или на специальных металлических стойках. Выключатели, рубильники должны быть заключены в металлические кожухи (шкафы), которые после отключения в конце рабочего дня опечатывают.

Способы выполнения силовых и осветительных сетей должны обеспечивать надежность, долговечность, пожарную безопасность. Сечения проводов и кабелей должны быть рассчитаны из условий нагрева (длительно допустимой токовой нагрузки), допустимой потери напряжения и механической прочности; сечения заземляющих и нулевых защитных проводников следует выбирать с соблюдением требований ПУЭ.

По способу выполнения проводка может быть открытой или скрытой и иметь исполнение и степень защиты с учетом требований ПУЭ. Изоляция проводов независимо от вида электропроводки рассчитана на напряжение не ниже 500 В при напряжении сети 380 В. Места соединения и ответвления жил проводов и кабелей, а также соответствующие зажимы должны иметь изоляцию, равноценную изоляции жил целых мест этих проводов и кабелей. Соединения и ответвления проводов и кабелей выполняют с помощью соединительных и ответвительных коробок из несгораемого материала. Металлические коробки должны иметь внутри надежную изолирующую прокладку.


Переносные светильники следует оборудовать защитными стеклянными колпаками с металлической сеткой и крючками для подвески. В комплект поставки переносных светильников входит гибкий кабель с медными жилами, длина которого зависит от типа светильника. Напряжение сети для переносных светильников – 12...24 В. Практически все переносные светильники выпускают во взрывонепроницаемом исполнении; некоторые из них комплектуют взрывозащищенными разъемами.

Не допускается совместная прокладка в одной трубе, пучке, замкнутом канале конструкции взаиморезервирующих цепей; силовых и осветительных цепей; рабочего и аварийного освещения; кабелей питания и управления; цепей разного напряжения.

Исполнение электрооборудования для пожароопасных, взрывоопасных и наружных установок, а также допустимая степень защиты светильников в зависимости от класса пожаро- и взрывоопасной зоны определены в ПУЭ. Виды электропроводки в пожаро- и взрывоопасных зонах определены в ПУЭ.

Без склада невозможно работа ни одного предприятия. В представлении многих людей, склад - это просто большое помещение, где хранятся разные товары. Однако все не так просто.

В складском помещении размещаются и перераспределяются определенные предметы и материалы, поэтому для сохранения их свойств и целостности должна поддерживаться определенная температура, соблюдаться условие сочетания физико-химических параметров продуктов.

А главное - на складе должна быть обеспечена максимальная пожарная безопасность.

Расчет категории пожароопасности складов

В складских помещениях могут храниться товары с различными свойствами. В зависимости от потенциальной опасности материалов, размещенных на складе, помещения делятся на категории:

А - повышенная пожарная опасность (ПО). Включает помещения зарядных станций щелочных и кислотных аккумуляторов, а также склады, на которых хранятся такие материалы и вещества:

  • горючие газы и легковоспламеняющиеся жидкости, вспыхивающие при температуре менее 28 0 С;
  • вещества, способные взрываться и/или гореть при соприкосновении с кислородом, влагой или друг с другом.

Б - взрывопожароопасность. К этой категории относятся склады с такими материалами:

  • горючие сыпучие и пылеобразные вещества (мука, сахарная пудра);
  • волокна и легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки выше 28 0 С;
  • вещества, образующие взрывоопасные пылевые и паровые воздушные смеси.

В1 - В4 - стандартная пожароопасность. Данную категорию присваивают складам с хранением горючих и трудногорючих жидкостей, волокон и материалов, способных в случае контакта с водой, кислородом или друг с другом гореть, но не взрываться (натуральный и искусственный каучук, хлопок, шерсть, брезент, мешки, кожа, магний, титановая губка, лес).

  • в которых временно размещены негорючие вещества и материалы в расплавленном или раскаленном состоянии;
  • которые обогреваются сжиганием твердым, жидким или газообразным топливом.

Д - пониженная пожарная опасность. Относится к складам, где располагаются негорючие материалы в условиях стандартной температуры хранения.

Классификации складов в зависимости от свойств хранимых товаров недостаточно для формирования комплекса противопожарной защиты.

Функциональная пожарная опасность складов

Складские помещения характеризуются постоянным пребыванием внутри определенного круга работающих людей. Обычно это взрослые здоровые сотрудники, которых в помещении не очень много.

Планировка может быть разной. Зачастую склад представляет собой просторное помещение без окон в наружных стенах. Нередко склады располагаются под землей. Это затрудняет отвод дыма из склада и доступ пожарников для тушения огня.

С учетом особенностей работы склады относятся к классу ПО Ф5: производственные и складские здания, сооружения и помещения.

Непосредственно складам присваивается подкласс Ф5.2. Для этой группы помещений характерно отсутствие технологических процессов внутри и постоянного пребывания людей, которые смогли бы выявить пожар.

Определение конструктивной опасности склада

При установлении акта допустимости хранения на складе тех или иных товаров учитывается не только класс функциональной, но и конструктивной пожароопасности. Этот параметр определяется величиной участия строительных конструкций в развитии пожара и формирования опасных факторов для жизни людей.

Основным параметром, влияющим на класс конструктивной пожароопасности склада, является степень ПО строительных конструкций. Выделяют 4 класса; К0 (не пожароопасные), К1 (с малой пожароопасностью), К2 (с умеренной пожароопасностью), К3 (пожароопасные).

С учетом класса ПО конструкций, особенностей постройки склада или здания, в котором он находится, всех отделочных и строительных материалов, его можно отнести к одному из четырех классов конструктивной пожароопасности:

  • С0 - безопасные, с конструкциями из негорючих материалов;
  • С1 - некоторые конструкции могут быть выполнены из горючих элементов;
  • С2 - относятся к конструкциям группы горючести Г1 и Г3;
  • С3 - регламентированных требований к конструкциям не предъявляется.

Конструкциями, для которых определяется класс пожароопасности склада, являются: наружные стены, лестничные марши и площадки, внутренние перекрытия и перегородки; несущие стержневые элементы.

Главная → Актуальные вопросы → 12/04/2012

12/04/2012

Перевозка минеральных масел автомобильным транспортом

В 2010 году Европейская ассоциация по охране здоровья и окружающей среды CONCAWE, созданная ведущими нефтяными компаниями Европы, опубликовала результаты многолетних и чрезвычайно дорогостоящих исследований по воздействию нефтепродуктов на здоровье человека и окружающую среду. При этом использовалось кодирование возникающих при операциях с нефтепродуктами рисков согласно двум европейским директивам 67/548/ЕЕС и 2001/59/EC (так называемое кодирование «фразами риска»).

Результаты исследований ассоциации по основным нефтепродуктам приводятся в нижеприведенном перечне.

  1. Высокая опасность возгорания.
  2. Токсичность для водных организмов может вызвать долгосрочное опасное воздействие на водную среду.
  3. Может вызвать рак.
  4. Опасен при вдыхании.
  5. Может причинить вред будущему ребенку.
  6. Может вызвать наследственные генетические нарушения.
  7. Может причинить вред легким при проглатывании.

Нефтепродукты-водозагрязнители (опасные грузы 3 или 9 классов):

Нефтепродукты, не являющиеся водозагрязнителями, но имеющие другие опасные свойства:

Нефтепродукты, не являющиеся опасными грузами (рисков не выявлено):

Результаты данных исследований были приняты во внимание на очередном сентябрьском заседании Рабочей группы (RID|ADR|ADN Joint Meeting) в Женеве. Участники согласились с тем, что:

  1. Дизельное топливо любого происхождения, а также легкое печное топливо с температурой вспышки от 60° до 100°С в закрытом тигле, это всегда (!) № ООН 1202.
  2. Тяжелое печное топливо(мазуты) с температурой вспышки свыше 60 °С, это всегда (!) № ООН 3082.
  3. При перевозке тяжелого печного топлива (мазутов) выше температуры вспышки, это всегда (!) UN3256.

И это изначальное условие. Если грузоотправитель, согласно решению Рабочей группы хочет перевозить данные нефтепродукты как неопасный груз, он обязан юридически, на основании чрезвычайно дорогостоящих исследований доказать контролирующим органам, что это неопасный груз

Перевозка минеральных масел

Учитывая вышесказанное, автомобильные минеральные масла, имеющие температуру вспышки выше 60°С, по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - ДОПОГ) относятся к опасным грузам при их перевозке автомобильным транспортом: № ООН 3082 (класс 9 - прочие опасные вещества и изделия; группа упаковка III - вещества с низкой степенью опасности).

Согласно Правилам дорожного движения перевозка минеральных масел должна осуществляться по специальным правилам (ДОПОГ, Правила дорожной перевозки опасных грузов, ППОГАТ и т.д).

Указанные нормативные документы определяют основные требования к обеспечению безопасности перевозок опасных грузов по автомобильным дорогам и разработаны так, чтобы не создавать препятствий для перевозки опасных грузов в количествах, которые не представляют серьезной опасности для других участников дорожного движения и окружающей среды. При этом:

1. Главой 3.4 ДОПОГ предусмотрено, что требования соглашения не распространяются на перевозки минеральных масел в упаковках, маркированных каким-либо знаком из приведенных на рис.1, при условии, что они:

  • упакованы в комбинированную тару и их количество на внутреннюю тару не превышает 5 л, а на упаковку - 30 кг (масса брутто);
  • помещены на лотки и обернуты в термоусадочный материал или в пленку и их количество на внутреннюю тару не превышает 5 л, а на упаковку - 20 кг (масса брутто).

Рис. 1. Маркировочные знаки для опасного груза № ООН 3082, упакованного в ограниченных количествах:
а - маркировочный знак в соответствии с ДОПОГ 2009; б - маркировочный знак в соответствии с ДОПОГ 2011; в - маркировочный знак в соответствии с ТИ ИКАО

При международных перевозках минеральных масел, обозначенных знаками, приведенными на рис.1, в количестве более 8 тонн (масса брутто), транспортная единица должна маркироваться как показано на рис.2.

Рис. 2. Пример маркировки транспортного средства, перевозящего минеральные масла, упакованные в ограниченных количествах

2. Подразделом 1.1.3.6 ДОПОГ предусмотрены упрощенные требования к перевозке минеральных масел, упакованных в одиночную тару, в количестве не более 1000 л (номинальная емкость сосудов в литрах) на транспортную единицу.

При перевозке минеральных масел в упаковках (канистры, барабаны и др.), маркированных знаком опасности, приведенным на рис.3, в количестве не более 1000 л (номинальная емкость сосудов в литрах) на транспортную единицу, не требуется:

  • наличие на транспортной единице согласования маршрута дорожной перевозки опасного груза, ДОПОГ-свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, письменных инструкций и свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов;
  • маркировать транспортное средство информационными таблицами опасного груза (табличками оранжевого цвета);
  • укомплектовывать транспортное средство дополнительным оборудованием и средствами пожаротушения (кроме одного огнетушителя минимальная емкость которого составляет 2 кг сухого порошка).

Рис. 3. Знак опасности и маркировочный знак для минеральных масел

При этом, в обязательном порядке должны быть соблюдены требования ДОПОГ, касающиеся:

  • транспортного документа и его оформления. Должны указываться № ООН, надлежащее отгрузочное наименование, номер образца знака опасности, группа упаковки и т.д.;
  • маркировки упаковок номером ООН, знаком опасности;
  • размещения и крепления опасных грузов;
  • запретов на совместную загрузку опасных грузов в одно транспортное средство. Упаковки с минеральными маслами не должны грузится в одно транспортное средство с упаковками, маркированными оранжевыми знаками опасности.

Кроме этого, во время перевозки минеральных масел членами экипажа транспортного средства должны соблюдаться запреты:

  • на вскрытие упаковок с опасным грузом;
  • использование в транспортных средствах осветительных приборов, имеющих открытое пламя или открытые металлические поверхности, способные вызывать искрообразование;
  • курение в транспортных средствах и возле них при выполнении погрузочно-разгрузочных операций.

Перевозка моторного масла автоцистернами

Компания BulkTrans предлагает свои услуги по перевозке моторного масла автоцистернами от 2 до 32 куб. м по выгодным ценам. Высокий уровень ответственности и профессионализм наших сотрудников позволит доставить ваш груз максимально надежно и в срок.

В настоящее время отправка синтетических моторных масел автомобильным транспортом предоставляет гораздо больше преимуществ по сравнению с услугами железной дороги. Отсутствие бюрократических проволочек позволяет в короткий срок приготовить и подать необходимый транспорт. Специализированные цистерны, в отличие от железнодорожных вагонов, имеют утепление или систему подогрева для поддержания температурного режима продукта. Автономная насосная станция, установленная на каждом автомобиле, облегчает погрузку-выгрузку нефтепродукта, а независимые отсеки цистерны позволяют заливать сразу несколько видов продукции.

Доставка жидких грузов цистернами трудоемкий и сложный процесс, требующий не только специальной технической подготовки сотрудников транспортной компании, но и предъявляющий высокие требования к техническому оснащению и надежности автотехники.

Автоперевозка наливных грузов - основная специализация компании BulkTrans. Мы прекрасно осознаем ответственность, которая ложится на нас при транспортировке подобных грузов. Но многолетний опыт в сфере логистики по всей России, квалификация наших водителей-экспедиторов с большим стажем, а также современный парк автотехники позволяют нам решать самые трудные задачи по доставке груза экологически безопасно, технически надежно, с точным соблюдением сроков и договоренностей. В качестве гарантии нашей работы мы предусматриваем в заключаемом договоре поставки 100-процентную компенсацию в случае порчи груза по вине перевозчика.

Вы можете заказать у нас надежную транспортировку моторного масла в самые отдаленные районы Центрального, Южного, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов России. Также в перечень наших услуг входит перевозка отработанного масла для его утилизации.

Транспортировка моторного масла как опасного груза

Доставка моторного масла в цистернах является перевозкой груза 9 класса опасности (жидкость, опасная для окружающей среды) и требует соблюдения особых мер предосторожности при транспортировке. Все водители компании BulkTrans прошли специальное обучение, имеют Свидетельство ДОПОГ, во время рейса одеты в униформу яркого цвета.

Перед погрузкой наши специалисты тщательно подбирают и осматривают тару (цистерну). После каждой поездки она подвергается многоступенчатой очистке от остатков продукта и должна быть предоставлена в чистом и сухом виде.

Особенности автотранспорта для перевозки опасных наливных грузов:

  • Емкость, куда будет заливаться продукт, герметична и исключает любого рода утечки и воспламенение
  • Машины снабжены насосами различной мощности для жидкостей с высокой и низкой степенью вязкости, композитными шлангами, фитингами для соединения рукавов
  • На автомобилях установлена тормозная система повышенной надежности
  • Автотранспорт оснащен необходимыми внешними маркировками

Перевозка моторного масла автомобильным транспортом

Если моторное масло расфасовано в различную тару - канистры, двухсотлитровые бочки, баки, кубы, - его транспортировка не является опасной. Такую продукцию можно грузить на фуры, полуприцепы, бортовые или тентованные автомобили.

Перевозка масла в бочках требует соблюдения ряда условий. Главной задачей транспортной компании является проверка герметичности и непроницаемости тары, а также рациональное расположение груза в кузове автомобиля, исключающее его перемещение, падение или повреждение во время поездки. Перевозка моторного масла в канистрах разного объема предполагает соблюдение правил пожарной безопасности, наличие огнетушителя и специальный инструктаж водителя.

Автопарк компании BulkTrans состоит из 30 машин, доставляющих десятки тысяч тонн груза в год. Все машины регулярно проходят технические осмотры, диагностику и ремонт, соответствуют санитарно-техническим нормам.

Жидкости в автомобиле, которые могут вас убить

Компания BulkTrans предлагает безопасную и надежную автоперевозку моторного масла по разумной цене, своевременно и качественно. Мы держим курс на долгосрочное сотрудничество и предлагаем нашим постоянным клиентам гибкую систему скидок.

Юридические вопросы

Еще статьи по теме

Моторное масло класс опасности

Лучше всего хранить смазочные материалы в помещении при относительно постоянной умеренной температуре. Любое хранилище, открытое или закрытое, необходимо расположить таким образом, чтобы оно удовлетворяло следующим условиям:

1. Удобный подъезд для транспортных средств.

2. Возможность свободного маневрирования транспортных средств при разгрузке.

3. Наличие рядом с хранилищем разгрузочной площадки со всем необходимым оборудованием.

4. Возможность вскрытия емкостей и отлива масел в чистом, не запыленном месте.

5. Легкость доставки смазочных материалов к основным местам использования.

6. Простота инвентаризации, легкость визуального контроля состояния емкостей.

7. Наличие специального места для пустых бочек и возвратной тары.

Открытое хранение

Погодные условия (кроме экстремальных температур и проникновения воды) не влияют на большинство смазочных материалов, поэтому в течение ограниченного времени их можно хранить на открытых площадках.

Однако, если температура может опуститься ниже 0°С, следует обеспечить защиту смазочных материалов, чувствительных к воздействию мороза (например, масло-водяных эмульсий или разбавленных водой жидкостей). Ни в коем случае не следует хранить вне помещений следующие материалы:

1. Электроизоляционные масла

2. Рефрижераторные (холодильные) масла

3. Белые и медицинские масла

4. Масла, смазки и жидкости

5. Пластичные смазки

6. Чистые СОЖ, содержащие жирные масла или соединения, которые при очень низкой температуре могут загустеть и расслоиться

7. Продукты с пищевым допуском

Рекомендуется открывать емкости со смазочными материалами и в последующем хранить их под навесом. Это снижает риск их загрязнения: в неполные бочки легче проникает влага или происходит конденсация. При открытом хранении бочки подвержены температурным колебаниям, которые вызывают соответствующие изменения внутреннего давления. В результате тара, даже имеющая уплотнения, «дышит», что со¬здает условия для попадания влаги внутрь. Такая возможность возрастает, если бочка стоит пробкой вверх, т.к. верхняя часть бочки удерживает дождевую влагу.

Вода, находящаяся на бочке, может также привести к появлению ржавчины и смыть маркировку. Вот почему бочки следует хранить в наклонном положении, на боку или пробкой вниз. Пробки наклоненных и горизонтально расположенных бочек устанавливаются в положение «3 часа» и «9 часов» для того, чтобы сальники бочки соприкасались с маслом.

В любом случае бочки должны стоять не на земле, а располагаться на стеллажах или полках, на значительном расстоянии от поверхностной влаги. Категорически запрещается ставить бочки на поверх¬ность, содержащую коррозионный клинкер.

Емкости следует регулярно осматривать с целью выявления коррозии, течи в швах и уплотнениях и проверки состояния маркировки.

Особое внимание следует обратить на хранение малых емкостей со смазочными материалами (бочонки и ведра). Они не предназначены для хранения в суровых погодных условиях. При вынужденном открытом хранении их следует поместить на стеллажи под навесом или защитить от дождя брезентом, обеспечив тем не менее хорошую циркуляцию воздуха.

Хранение в помещениях

Такое хранение всегда предпочтительнее. Если площадь закрытых хранилищ ограничена, ее нужно использовать для хранения малых емкостей, смазочных материалов, которые не выдерживают мороза, для открытых емкостей, а также для особых категорий смазочных материалов (см. Открытое хранение). В помещениях редко наблюдаются такие низкие температуры, которые могли бы оказать отрицательное влияние на смазочные материалы. Следует избегать чрезмерного местного перегрева от паровых труб, печей и т.п., так как это может вызвать термодеструкцию или испарение продуктов, содержащих растворитель.

Если только одна часть хранилища теплая, там следует разместить масла повышенной вязкости (густые масла). Склад для хранения смазочных материалов должен быть сухим, так как во влажной среде легко возникает коррозия емкостей.

Примечание. Часто условия страховки или противопожарные правила требуют выделения специальных мест для безопасного хранения летучих продуктов.

Хранение в резервуарах

Предпочтительнее располагать резервуары для хранения смазочных материалов в помещениях, однако они могут находиться и на открытых площадках при условии их защиты от дождя, снега и экстремальных температур.

На всех резервуарах, заливных и сливных трубах должны быть таблички с указанием полного наименования содержащегося в них продукта; это позволит избежать случайного смешения сортов при загрузке или сливе. По этому вопросу Вы можете проконсультироваться у сотрудника нашей компании.

Обычные резервуары из низкоуглеродистой стали могут потребовать определенного дооборудования при хранении отдельных видов смазочных материалов. Внутренняя поверхность резервуаров, в которых хранятся электрические и рефрижераторные масла, обычно имеет покрытие из эпоксидной смолы. А их воздухо-приемные отверстия оборудуются силикагелевыми дыхательными клапанами, поглощающими влагу. Для сохранения качества и цвета белых масел их нужно хранить в резервуарах из нержавеющей стали или с внутренним покрытием из эпоксидной смолы.

В резервуарах, не оборудованных силикагелевыми дыхательными клапанами, по мере конденсации влаги на относительно холодных стенках может постепенно накапливаться вода. Это происходит даже тогда, когда резервуары установлены в помещении. Воду следует периодически сливать через запорный (дренажный) вентиль, расположенный в самой низкой точке резервуара. Обычно резервуары устанавливаются с уклоном 1/10 по направлению к дренажному вентилю, что уменьшает вероятность диспергирования загрязненного масла. Некоторые сорта смазочных веществ при попадании в них большого количества воды могут частично или полностью превратиться в эмульсию.

Хранение пластичных смазок

Бочки с пластичной смазкой следует хранить в вертикальном положении. В стандартной 180-килограммовой бочке консистентной смазки имеется большое отверстие, уплотнение которого можно легко повредить при небрежном обращении. Это может привести к утечке мягкой смазки из горизонтально расположенной бочки.

Приемка и работа со смазочными материалами

При поступлении новых емкостей со смазочными материалами их следует осмотреть, проверить герметичность тары и маркировку. При необходимости тщательно протереть вокруг пробок, в случае заметных отклонений от нормального цвета, запаха или консистенции продукта сообщить об этом непосред¬ственному начальству.

При возникновении любых сомнений относительно качества смазочного материала соответствующие резервуары или емкости должны быть изолированы, после чего рекомендуется обратиться к представителю нашей компании за консультацией.

При работе со смазочными материалами необходимо использовать только специальные чистые емкости. Чтобы исключить возможность загрязнения пустых емкостей смазочными материалами, их следует тщательно закрывать пробками или крышками.

Следует установить отдельные закрывающиеся емкости для чистой и использованной ветоши. Пролитое масло может привести к несчастным случаям, поэтому загрязненное им место необходимо немедленно засыпать веществом-поглотителем (нефтяным адсорбентом или песком) и удалить. Никогда не используйте повторно пустые емкости от смазочных материалов. Известны случаи, когда в емкостях от смазочных материалов хранилось отработанное масло, другие смазочные материалы, химикаты, топливо и даже вода, которые затем по ошибке использовались вместо смазочного материала, указанного на емкости. Это может привести к опасным, иногда катастрофическим последствиям.

Не используйте пустые бочки в качестве заграждения на дорогах или для укрепления стоек строительных лесов или подмостей. Особенно опасно использовать бочки при сварочных работах или пайке твердым припоем, равно как и разрезать их кислородно-ацетиленовыми аппаратами, так как это может привести к взрыву.

Штабелирование бочек

Если ограниченная площадь склада не позволяет хранить бочки со смазочными материалами на горизонтальных стеллажах, их можно вертикально штабелировать на поддонах (не более 2 ярусов), а также хранить на горизонтальных или наклонных полках.
При любом способе хранения следует обеспечить свободный доступ к любой из бочек при минимальном перемещении остальных емкостей. Следует также использовать систему ротации, чтобы избежать накапливания старых запасов. Старайтесь сначала использовать то, что поступило раньше. Для удобства погрузки, выгрузки, инвентаризации и ротации запасов очень удобны стальные полки. Наклонные полки, на которые загрузка бочек производится с одной стороны, а выгрузка с другой, расположенной ниже, позволяют следовать принципу «Сначала использовать то, что поступило раньше».

Перемещение бочек

Стандартная 205/209-литровая бочка с маслом весит свыше 180 кг. Хотя бочки обладают достаточным запасом прочности и рассчитаны на многократное использование, при неправильном обращении с ними их легко повредить.

При разгрузке или перемещении бочки ни в коем случае нельзя бросать. При ударе могут быть повреждены швы бочки. Это может вызвать течь или привести к загрязнению содержимого.

Существует много приемлемых способов перемещения бочек, наиболее широко распространенными из которых являются следующие:

1. С помощью вилочного погрузчика (горизонтально на стандартном вильчатом захвате либо вертикально со специальным приспособлением для одной или четырех бочек)

2. С помощью ручной двухколесной тележки

3. С помощью треугольной тележки для бочонков

4. С помощью ручного подъемника

5. С помощью ручного бокового штабелеукладчика

6. С помощью цепного полиспаста и тележки на балке двутаврового сечения

7. Перекатыванием (двумя руками)

Взятие проб

Иногда для проведения анализа необходимо брать пробы смазочных материалов. Для этого сначала бочку необходимо перевернуть и покатать, чтобы перемешать содержимое, и только затем можно брать пробу с помощью металлической или стеклянной пробоотборной трубки. Очень важно, чтобы как трубка, так и емкость, в которую наливают пробу, были абсолютно чистыми, сухими и не имели запаха.

Опасность для здоровья

Смазочные материалы и другие родственные им продукты, такие как защитные вещества, смазочно-охлаждающие жидкости, закалочные масла и другие, практически не представляют опасности для здоровья пользователя при условии их правильного использования и транспортировки. Для соблюдения безопасности не допускать контакта с кожей, попадания в глаза, не вдыхать их пары или дым. При непродолжительном контакте смазочные масла и родственные им продукты - относительно безвредные материалы. Они обычно хорошо переносятся нормальной неповрежденной кожей и могут только незначительно или слабо раздражать ее. Для обеспечения безопасности следует соблюдать производственную и личную гигиену. Там где это возможно, необходимо надевать непроницаемые рукавицы, а там, где нет, - использовать защитные кремы.

Частые или длительные контакты с минеральными маслами могут вызвать различные формы раздражения кожи и только в исключительных случаях - более серьезные осложнения. Некоторые виды масел (к ним относятся плохо очищенные масла и продукты, содержащие полициклические ароматические соединения) могут привести к тяжелым заболеваниям вплоть до рака кожи.

Меры противопожарной безопасности

Смазочные масла и пластичные смазки в упакованном виде не представляют серьезной опасности в пожарном отношении. Однако при определенных обстоятельствах большинство смазочных материалов способно гореть и даже взрываться. Степень опасности зависит от температуры воспламенения конкретного вещества.

Смазочные материалы с температурой воспламенения менее 55°С следует хранить в закрытой таре в хорошо проветриваемом помещении, вдали от источников тепла. Если продукт хранится в открытом резервуаре, он должен находиться под навесом, в хорошо проветриваемом месте. Для предотвращения образования статического электричества резервуар нужно заземлить. Когда смазочные материалы не используются, резервуар должен быть плотно закрыт.

Смазочные материалы представляют потенциальную опасность при взаимодействии с более огнеопасными материалами. Следует своевременно убирать пропитавшиеся маслом опилки, ветошь или бумагу, используемые для очистки. Пропитавшись жирными маслами, они могут легко воспламеняться, например, при контакте с трубой, по которой идет горячий пар.

Места хранения масел должны быть снабжены огнетушителями (углекислотными, порошковыми либо пенными), а также ящиками с песком. При тушении пожара не допускается использовать воду, так как горящее масло может плавать по поверхности и способствовать распространению огня. В местах хранения смазочных материалов категорически запрещается курить.

Открытые пространства, часть или весь объём помещений, где эксплуатируются электроустановки, и в которых обращаются (хранятся, обрабатываются, применяются) горючие вещества классифицируют на пожароопасные и взрывоопасные зоны.

2.1 Классификация пожароопасных зон

Термины и определения, применяемые при классификации пожароопасных зон

Горючие вещества и материалы - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления или образовывать горючие пар, газ или туман.

Горючая жидкость - жидкость, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания, и имеющая температуру вспышки выше 61 0 С. ГЖ с температурой вспышки выше 61 0 С, нагретые до температуры вспышки и выше, относятся к взрывоопасным (п. 7.3.12 ПУЭ) .

Температура вспышки - самая низкая температура жидкости, при которой в условиях специальных испытаний над ее поверхностью образуются пары, способные воспламеняться в воздухе от источника зажигания, устойчивое горение при этом не возникает.

Пожароопасная зона - пространство внутри и вне помещений, в пределах которого постоянно или периодически обращаются горючие вещества и в котором они могут находиться при нормальном технологическом процессе или при его нарушениях (п. 7.4.2 ПУЭ) . Эти зоны характеризуются также отсутствием возможности образования взрывоопасных смесей.

Классификация пожароопасных зон

Классификация ПОЗ приведена в ТР о ТПБ и в ПУЭ , и не имеет существенных отличий. Отличия в определениях классов пожароопасных зон выделены в табл. 2 жирным шрифтом . С учётом положений п. 20 Правил противопожарного режима в практической деятельности необходимо руководствоваться классификацией, приведённой в ТР о ТПБ.

По степени опасности пожароопасные зоны делятся на четыре класса , в порядке убывания пожарной опасности: П-I, П-II, П-IIа, П-III:

Таблица 1

Таблица 2

Класс зоны

Характеристика зоны по ПУЭ

Характеристика зоны по ТРоТПБ

Примеры

выше 61 ° С

Зоны, расположенные в помещениях, в которых обращаются горючие жидкости с температурой вспышки 61 и более ° С

Склады минеральных масел; насосные станции по перекачке горючих жидкостей; камеры масляных трансформаторов, выключателей

Зоны, расположенные в помещениях в которых выделяются горючие пыль или волокна с нижним концентрационным пределом воспламенения более 65 г/м 3 к объему воздуха

Зоны, расположенные в помещениях, в которых выделяются горючие пыли или волокна

Деревообрабатывающие, трепальные, чесальные, льноперерабатывающие, ткацкие, прядильные установки; малозапыленные помещения элеваторов

Зоны, расположенные в помещениях, в которых обращаются твердые горючие вещества

Зоны, расположенные в помещениях, в которых обращаются твёрдые горючие вещества в количестве, при котором удельная пожарная нагрузка составляет не менее 1 МДж/м 2

Склады бумаги, древесины, швейных изделий, мебели; библиотеки; музеи; архивы; сборочные цехи деревообрабатывающих предприятий

Расположенные вне помещения зоны, в которых обращаются горючие жидкости с температурой вспышки выше 61 °С или твердые горючие вещества

Зоны, расположенные вне зданий, сооружений, в которых обращаются горючие жидкости с температурой вспышки 61 и более °С или любые твердые горючие вещества

Открытые или под навесом склады минеральных масел; склады каменного угля, торфа, древесины; сливо-наливные эстакады масел

Зоны, в которых горючие вещества сжигаются или утилизируются путем сжигания, не относятся в части их электрооборудования к пожароопасным (п. 7.4.7 ПУЭ).

Зоны в помещениях вытяжных вентиляторов, обслуживающих помещения с пожароопасными зонами класса П-II, относятся также к зонам класса П-II. Зоны в помещениях вентиляторов местных отсосов относятся к пожароопасным зонам того же класса, что и обслуживаемая ими зона (п. 7.4.8 ПУЭ).

При размещении в помещениях и вне помещений единичного пожароопасного оборудования, зона в пределах 3 м по горизонтали и вертикали от него считается пожароопасной.

2.2 Классификация взрывоопасных зон

Классификация ВОЗ приведена в ТР о ТПБ и в ПУЭ . При этом, в отличие от пожароопасных зон, данная классификация имеет существенные различия, как по обозначению классов взрывоопасности зон, так и в подходе к их определению.

ТР о ТПБ при классификации ВОЗ следует руководствоваться для объектов, запроектированных после его вступления в силу (01.05.2009). Для остальных объектов классификация зон проводилась по ПУЭ, в связи с чем в настоящее время действуют две системы классификация ВОЗ.

2.2.1. Классификация взрывоопасных зон по ПУЭ (шестое издание)

Термины и определения, применяемые для классификации ВОЗ по ПУЭ (п.п. 7.3.2-7.3.35)

Взрыв - быстрое преобразование веществ (взрывное горение), сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов, способных производить работу (п. 7.3.2).

Легковоспламеняющаяся жидкость (ЛВЖ) - жидкость, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющая температуру вспышки не выше 61 0 С (п. 7.3.11).

Взрывоопасная смесь - смесь с воздухом горючих газов, паров ЛВЖ, горючих пыли или волокон с нижним концентрационным пределом воспламенения не более 65 г/м 3 при переходе их во взвешенное состояние, которая при определенной концентрации способна взорваться при возникновении источника инициирования взрыва. К взрывоопасным относятся также смесь горючих газов и паров ЛВЖ с кислородом или другим окислителем (п. 7.3.18).

Верхний и нижний концентрационные пределы воспламенения - соответственно максимальная и минимальная концентрации горючих газов, паров ЛВЖ, пыли или волокон в воздухе, выше и ниже которых взрыва не произойдет даже при возникновении источника инициирования взрыва.

Взрывоопасная зона - помещение или ограниченное пространство в помещении или наружной установке, в которых имеются или могут образовываться взрывоопасные смеси.

Взрывоопасные зоны делятся на 6 классов взрывоопасности :

Помещения

Норм. режим

НКПВ≥15% (NH 3)

H 2 + V ВОС ≤ 5% + вверху

Норм. режим

Класс Зоны

Характеристика зоны

Примеры

(п. 7.3.40) Зоны, расположенные в помещениях, в которых выделяются горючие газы или пары ЛВЖ в таком количестве и с такими свойствами, что они могут образовывать с воздухом ВОС при нормальных режимах работы

(п. 7.3.41) Зоны, расположенные в помещениях, в которых при нормальной эксплуатации ВОС горючих газов или паров ЛВЖ не образуются, а возможны только в результате аварий или неисправностей

Помещения для хранения баллонов с горючими газами; насосные

станции по перекачке ЛВЖ и горючих газов.

(п. 7.3.42) Зоны, расположенные в помещениях, в которых при нормальной эксплуатации ВОС горючих газов или паров ЛВЖ не образуются, а возможны только в результате аварий или неисправностей и которые отличаются одной из следующих особенностей:

1. Горючие газы обладают высоким НКПВ (15% и более) и резким запахом.

Помещения аммиачных компрессорных установок

2. Помещения производств, связанных с обращением водорода, где исключается образование ВОС в объеме, превышающем 5% свободного объема помещения, и имеют взрывоопасную зону только в верхней части помещения

Помещения электролиза воды,

зарядные станции аккумуляторов

3. Помещения с небольшим количеством ГГ и ЛВЖ, недостаточном для образование ВОС в объёме, превышающем 5% свободного объёма помещения

Лабораторные помещения

(п. 7.3.43) Пространства у наружных установок, содержащих горючие газы, или ЛВЖ, а также у проёмов в наружных ограждающих конструкциях помещений с ВОЗ В-I, B-Ia, B-II.

Надземные и подземные резервуары с ЛВЖ и ГГ;

эстакады для слива и налива ЛВЖ

(п. 7.3.45) Зоны, расположенные в помещениях, в которых выделяются переходящие во взвешенное состояние горючие пыли или волокна, способные образовывать с воздухом ВОС при нормальных режимах работы.

Помещения тепловых электростанций и котельных по разгрузке угля и торфа, приготовления угольной и торфяной пыли

(п. 7.3.46) Зоны в помещениях, в которых опасные состояния, указанные для предыдущего кнс класса взрывоопасности , возможны только в результате аварий или неисправностей.

Помещения топливоподачи торфа, угля.

Размеры взрывоопасных зон:

  • в помещениях (п. 7.3.39) :
    1. весь объем помещения, если объем ВОС превышает 5% свободного объема помещения;
    2. 5 м по горизонтали и вертикали от технологического аппарата, из которого возможно выделение горючих газов или паров ЛВЖ, если объем ВОС равен или менее 5% свободного объема помещения;
  • вне помещений - по горизонтали и вертикали: (п.7.3.44) :
    1. 0,5 м - от проемов за наружными ограждающими конструкциями со взрывоопасными зонами кнс классов взрывоопасности В-I; В-Iа; В-II;
    2. 3 м:
      • от закрытого технологического аппарата, содержащего горючие газы или ЛВЖ;
      • от вытяжного вентилятора, установленного снаружи и обслуживающего помещения со взрывоопасными зонами любого класса;
      • от запорной арматуры и фланцевых соединений трубопроводов с ГГ и ЛВЖ;
    3. 5 м:
      • от устройств для выброса из предохранительных и дыхательных клапанов емкостей и технологических аппаратов с горючими газами или ЛВЖ;
      • от расположенных на ограждающих конструкциях зданий устройств для выброса воздуха из систем вытяжной вентиляции помещений с взрывоопасными зонами любого класса;
    4. 8 м - от резервуаров с ЛВЖ или ГГ, а при наличии обвалования - в пределах всей площади внутри обвалования;
    5. 20 м - от места открытого слива и налива ЛВЖ.

2.2.2 Классификация взрывоопасных зон по ТР о ТПБ (ст. 19)

Термины и определения, применяемые для классификации ВОЗ по ТР о ТПБ

Взрывоопасная среда - смесь с воздухом, при атмосферных условиях, горючих веществ в виде газа, пара, пыли, волокон или летучих частиц, в которой после воспламенения происходит самоподдерживающиеся распространение пламени (ГОСТ Р МЭК 60079-0-2007).

Взрывоопасная газовая среда - смесь с воздухом, при атмосферных условиях, горючих веществ в виде газа или пара, в которой после воспламенения происходит самоподдерживающиеся распространение пламени (ГОСТ Р МЭК 60079-0-2007).

Взрывоопасная пылевая среда - смесь с воздухом, при атмосферных условиях, горючих веществ в виде пыли или летучих частиц, в которой после воспламенения происходит самоподдерживающиеся распространение пламени (ГОСТ Р МЭК 60079-0-2007).

Пожароопасная (взрывоопасная) зона - часть замкнутого или открытого пространства, в пределах которого постоянно или периодически обращаются горючие вещества и в котором они могут находиться при нормальном режиме технологического процесса или его нарушении (п. 30 ст. 2 ТР о ТПБ) .

Классификация взрывоопасных зон

0-й класс взрывоопасности - зоны, в которых взрывоопасная смесь газов или паров жидкостей с воздухом присутствует постоянно или хотя бы в течение одного часа.

1-й класс взрывоопасности - зоны, в которых при нормальном режиме работы оборудования выделяются горючие газы или пары легковоспламеняющихся жидкостей, образующие с воздухом взрывоопасные смеси.

2-й класс взрывоопасности - зоны, в которых при нормальном режиме работы оборудования не образуются взрывоопасные смеси газов или паров жидкостей с воздухом, но возможно образование такой взрывоопасной смеси газов или паров жидкостей с воздухом только в результате аварии или повреждения технологического оборудования.

20-й класс взрывоопасности - зоны, в которых взрывоопасные смеси горючей пыли с воздухом имеют нижний концентрационный предел воспламенения менее 65 граммов на кубический метр и присутствуют постоянно.

21-й класс взрывоопасности - зоны, расположенные в помещениях, в которых при нормальном режиме работы оборудования выделяются переходящие во взвешенное состояние горючие пыли или волокна, способные образовывать с воздухом взрывоопасные смеси при концентрации 65 и менее граммов на кубический метр.

22-й класс взрывоопасности - зоны, расположенные в помещениях, в которых при нормальном режиме работы оборудования не образуются взрывоопасные смеси горючих пылей или волокон с воздухом при концентрации 65 и менее граммов на кубический метр, но возможно образование такой взрывоопасной смеси горючих пылей или волокон с воздухом только в результате аварии или повреждения технологического оборудования.

Соответствие классов взрывоопасных зон по ПУЭ и Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности

Вещества, образующие с воздухом взрывоопасные смеси

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Горючие газы, пары ЛВЖ

Горючие пыли, волокна

3. Примеры определения класса пожаро- и взрывоопасной зоны

Пример 1. Цех получения дивинила. Технологический процесс протекает по непрерывному циклу при соответствующей герметизации аппаратов.

  1. По условиям технологии применяется дивинил . Пожароопасные свойства дивинила: горючий газ, t сам = 430 0 С, КПРП 2,0-11,5 % об.
  2. Согласно п. 7.3.18, 7.3.22 ПУЭ в данном цехе имеется взрывоопасная зона.
  3. Технологический процесс получения дивинила непрерывен и аппараты герметичны, следовательно, взрывоопасная смесь может образоваться только при неисправности или аварии. Согласно п. 7.3.41 ПУЭ в данном цехе присутствует взрывоопасная зона класса В-Iа.
  4. Согласно статье 19 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в помещении цеха имеется взрывоопасная зона 2-го класса.

Пример 2. Насосная бензина А-66. Технологический процесс перекачки бензина закрытый, насосы герметичны.

  1. Согласно бензин имеет t всп = -39 0 С, КПРП 0,76-5,0 % об., и согласно п. 7.3.11 ПУЭ является легковоспламеняющейся жидкостью.
  2. Согласно п.п. 7.2.18, 7.3.22 ПУЭ в данном цехе имеется взрывоопасная зона.
  3. Технологический процесс перекачки бензина закрытый, насосы герметичны, следовательно, взрывоопасная смесь может образоваться только при неисправности или аварии. Согласно п. 7.3.41 ПУЭ в данной насосной присутствует взрывоопасная зона класса В-Iа.
  4. Согласно статье 19 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» в помещении насосной имеется взрывоопасная зона 2-го класса.

Пример 3. Помещение насосной и разливочной подсолнечного масла.

  1. Согласно подсолнечное масло имеет t всп = 204 0 С, следовательно, согласно п. 7.3.12 ПУЭ является горючей жидкостью и не относится к ЛВЖ.
  2. Согласно п. 7.4.3 ПУЭ и статьи 18 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» в данном помещении присутствует пожароопасная зона класса П-I.

Пример 4. Насосная гептана. Технологический процесс перекачки закрытый, насосы герметичны.

  1. Согласно гептан (С 7 Н 16) - легковоспламеняющаяся жидкость, t всп = -4 0 С, КПРП 1,07-6,7 % об.
  2. Согласно п.п. 7.3.11, 7.2.18, 7.3.22 ПУЭ в данном цехе имеется взрывоопасная зона, так как присутствует ЛВЖ.
  3. Технологический процесс перекачки гептана закрытый, насосы герметичны, следовательно, взрывоопасная смесь может образоваться только при неисправности или аварии. Согласно п. 7.3.41 ПУЭ данная зона относится к классу В-Iа.
  4. Согласно статье 19 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» в помещении цеха присутствует взрывоопасная зона 2-го класса.

Литература:

  1. Черкасов В.Н., Костарев Н.П. Пожарная безопасность электроустановок: учебник. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2002. -377 с.
  2. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  3. Правила устройства электроустановок. СПб.: Издательство ДЕАН, 2003. - 928 с.
  4. Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
  5. ГОСТ Р 51330.9-99 (МЭК 60079-10-95). Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 10. Классификация взрывоопасных зон.
  6. ГОСТ Р 51330.19-99 (МЭК 60079-20-96). Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 20. Данные по горючим газам и парам, относящиеся к эксплуатации электрооборудования.
  7. ГОСТ Р МЭК 60079-0-2007. Взрывоопасные среды. Часть 0. Оборудование. Общие требования.
  8. ГОСТ Р МЭК 61241.10-2007. Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 10. Классификация зон, где присутствует или может присутствовать горючая пыль.
  9. ГОСТ Р 52350.10-2005 (МЭК 60079-10: 2002). Электрооборудование для взрывоопасных газовых сред. Часть 10. Классификация взрывоопасных зон.
  10. Корольченко А.Я., Корольченко Д.А. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. Справочник: в 2-х ч. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Асс. «Пожнаука», 2004. - Ч. I. - 713 с.
  11. Ответственный за ПБ назначается специальным приказом о назначении ответственного за пожарную безопасность, в котором указываются все объекты подлежащие защите, от лабораторий до производственных помещений.

  • Добровольные пожарные. Добровольная пожарная охрана. ВДПО.

Рекомендуем почитать

Наверх