Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Положение о порядке предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов Непринятие государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию

Маркетинг 16.08.2019

( типовые ситуации конфликта интересов на государственной гражданской службе и порядок их урегулирования )

Памятка разработана в целях выполнения комплекса мероприятий Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы по профилактике коррупционных правонарушений и правового просвещения государственных гражданских служащих СКИ(ф) КрУ МВД России по недопущению ими фактов коррупционных правонарушений, а также соблюдения требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Введение

Что такое конфликт интересов

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ«О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) ичасть 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ«О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).

Что понимается под личной заинтересованностью

Под личной заинтересованностью государственного гражданского служащего (часть 3 статьи 19, пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ) , которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав или услуг имущественного характера для себя, членов своей семьи или для третьих лиц (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей, а также граждане или организации, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами).

Личная заинтересованность государственного гражданского служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья государственного гражданского служащего, его родственников.

Государственный гражданский служащий в процессе исполнения должностных обязанностей, может оказаться в различных ситуациях, подпадающих под определение «конфликт интересов», в том числе и выполнение отдельных функций государственного управления в отношении организаций, родственников или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего.

Функции государственного (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного гражданского служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

3. Что запрещено государственному гражданскому служащему

Перечень ограничений, обязанностей и запретов для государственных гражданских служащих, которые могут привести к возникновению конфликта интересов, установлен статьями 17,18 Федерального закона № 79-ФЗ, статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ.

4. Меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов

В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе лежит обеспечение исполнения государственными гражданскими служащими обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (статья 11 Федерального закона № 273-ФЗ ) , в том числе и обязанность государственного гражданского служащего в письменной форме уведомлять своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.

Причем, непринятие государственным гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы.

Выяснение обстоятельств непринятия государственным гражданским служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не служебной проверки, а проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений органа исполнительной власти.

Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе государственного гражданского служащего и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной гражданской службе и противодействию коррупции:

  • обращение государственного гражданского служащего с ходатайством об установлении Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов фактов или признаков нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов;
  • изменение должностного или служебного положения государственного гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.

Представителю нанимателя в органах исполнительной власти наряду с изменением должностного или служебного положения гражданского служащего необходимо использовать механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 (при наличии основания, установленного пунктом 10)

В этой связи необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения;

Если вследствие исполнения должностных обязанностей государственным гражданским служащим сложилась ситуация, повлекшая конфликт интересов, и служащим не приняты соответствующие меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, данный факт:

1) по представлению руководителя соответствующего органа исполнительной власти выносится на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (подпункт «а» пункта 16 Положения о комиссиях, Указ Президента РФ от 1 июля 2010 № 821) ;

2) влечет увольнение государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы в соответствии с законодательством РФ (подпункт 5.1 пункта 5 статьи 11 Федерального закона от № 273-ФЗ, введен 21.11.2011 г. № 329-ФЗ );

3) лица, замещающие государственные должности Калининградской области, которым стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или привела к конфликту интересов, подлежат увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо( пункт 2 статьи 13.1 Федерального закона№ 273-ФЗ).

Типовые ситуации конфликта интересов

на государственной гражданской службе

и порядок их урегулирования

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Государственный гражданский служащий должен уведомить в письменной форме представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность служащего. Например, рекомендуется временно вывести государственного гражданского служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы является его родственник.

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

Меры предотвращения и урегулирования

Государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

В случае возникновения у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме и отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации государственный гражданский служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного гражданскогослужащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае, если государственный гражданский служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

3. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами

Меры предотвращения и урегулирования

В случае, если государственный гражданский служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, или же участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков или кредитных организаций, он обязан:

Уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме;

Передать ценные бумаги в доверительное управление.

В случае, если родственники государственного гражданского служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, государственный гражданский служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме и рекомендовать своим родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.

До принятия государственным гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, банков или кредитных организаций, в отношении которых служащий владеет ценными бумагами, имеет вклады или кредитные обязательства.

4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и оказанием услуг

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, а также не принимать подарки от непосредственных подчиненных, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Представителю нанимателя, в случае, если ему стало известно о получении государственным гражданским служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, настолько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении государственного гражданского служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то государственному гражданскому служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками государственного гражданского служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:

Указать государственному гражданскому служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;

Предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;

До принятия государственным гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

Меры предотвращения и урегулирования

В этом случае государственному гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.).

При невозможности сделать это, государственному гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется, до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего, имеют имущественные обязательства.

6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной гражданской службы

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную гражданскую службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного гражданского служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

7. Ситуации, связанные с явным нарушением государственным служащим установленных запретов

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ государственному гражданскому служащему запрещается:

Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

При выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.

Разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется, в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.

Представителю нанимателя, которому стало известно о фактах нарушения установленных запретов, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному гражданскому служащему мер дисциплинарной ответственности, учитывая характер коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдения служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным гражданским служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю органа исполнительной власти для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Положение о сообщении сотрудниками СКИ(ф)КрУ МВД России о получении подарка в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей и механизме сдачи, оценки и реализации материальных ценностей, полученных в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий

1.Настоящее положение определяет порядок сообщения сотрудниками органов внутренних СКИ(ф)КрУ МВД России о получении в подарок материальных ценностей в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей и механизм сдачи, оценки и реализации материальных ценностей, полученных в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий.

2.Сотрудники СКИ(ф)КрУ МВД России не вправе получать не предусмотренные законодательством Российской Федерации материальные ценности от физических (юридических)лиц в связи с их должностным положением, или исполнением ими служебных(должностных) обязанностей.

3.Сотрудники СКИ(Ф)КрУ МВД России обязаны в порядке, предусмотренном настоящим положением уведомлять Комиссию по приему, оценке, реализации и зачислении средств, вырученных от реализации материальных ценностей (подарков) о всех случаях получения материальных ценностей от физических (юридических) лиц в связи сих должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.

4.Уведомление о полученных в подарок материальных ценностях представлять в Комиссию не позднее 3-х рабочих дней со дня его получения. В случае нахождения в служебной командировке не позднее 3-х рабочих дней со дня возвращения.

При невозможности подачи уведомления в установленные сроки по независящей от сотрудника причине, оно предоставляется не позднее следующего дня после ее устранения.

5.Уведомление составляется в 2-х экземплярах, один из которых возвращается сотруднику, предоставившему уведомление, с отметкой о регистрации, другой экземпляр направляется в Комиссию.

6.Подарок, стоимость которого подтверждается документами (кассовый чек, товарный чек, иной документ об оплате) превышает 3 тысячи рублей, либо стоимость которого получившему его сотруднику неизвестна, сдается ответственному лицу, которое принимает его на хранение по акту приема-передачи не позднее 5-ти рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале.

7.До передачи подарка по акту приема-передачи ответственность за утрату или повреждение подарка несет лицо, его получившее.

8.В целях принятия к бухгалтерскому учету подарка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, определение его стоимости проводится на основе рыночной цены, действующей на дату принятия к учету, или цены на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях. Сведения о рыночной цене подтверждаются документально, а при невозможности документального подтверждения -экспертным путем. Подарок возвращается сдавшему его сотруднику по акту приёма-передачи в случае, если его стоимость не превышает 3 тысячи рублей.

9.Сотрудник органов внутренних дел МВД по Кабардино-Балкарской Республике вправе выкупить сданный им подарок, направив на имя руководителя органа внутренних дел рапорт не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка.

10.Комиссия, в течение 3 месяцев со дня поступления рапорта, указанного в пункте 9 настоящего положения, организует оценку стоимости подарка для реализации (выкупа) и уведомляет сотрудника, подавшего рапорт, о результатах оценки, после чего в течение месяца сотрудник может выкупить подарок постановленной в результате оценки стоимости или отказаться от выкупа.

11. Подарок, в отношении которого не поступило рапорта о выкупе, может использоваться органом внутренних дел с учетом заключения Комиссии о целесообразности его использования.

12.В случае, нецелесообразности использования подарка руководителем органа внутренних дел принимается решение о реализации подарка посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

13.В случае если подарок не выкуплен или не реализован, руководителем органа внутренних дел принимается решение о повторной реализации подарка, либо о его безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации, либо о его уничтожении в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14.Средства, вырученные от реализации (выкупа), зачисляются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе определен Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции»:

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей (возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц) и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства (ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

2. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

1. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

2. Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

3. Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Судебная практика и законодательство - 273-ФЗ О противодействии коррупции. Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов

В соответствии со и 11.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6228; 2011, N 48, ст. 6730; 2012, N 50 (ч. IV), ст. 6954), постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст. 3833), а также в целях повышения эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции приказываю.


С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников (а значит и возможных негативных последствий конфликта интересов для организации) организации рекомендуется принять положение о конфликте интересов или включить соответствующий детализированный раздел в действующий в организации кодекс поведения. При этом следует учитывать требования к содержанию кодексов поведения, закрепленные в рассмотренных выше нормативных правовых актах, регулирующих отдельные виды деятельности.

Положение о конфликте интересов – это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. При разработке положения о конфликте интересов рекомендуется обратить внимание на включение в него следующих аспектов:

· цели и задачи положения о конфликте интересов;

· используемые в положении понятия и определения;

· круг лиц, попадающих под действие положения;

· основные принципы управления конфликтом интересов в организации;

· порядок раскрытия конфликта интересов работником организации и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов;

· обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов;

· определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений;

· ответственность работников за несоблюдение положения о конфликте интересов.

Круг лиц, попадающих под действие положения

Действие положения следует распространить на всех работников организации вне зависимости от уровня занимаемой должности. Обязанность соблюдать положение также может быть закреплена для физических лиц, сотрудничающих с организацией на основе гражданско-правовых договоров. В этом случае соответствующие положения нужно включить в текст договоров.

Основные принципы управления конфликтом интересов в организации

Перед организацией, желающей принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стоит сложная задача соблюдения баланса между интересами организации как единого целого и личной заинтересованности работников организации. С одной стороны, работники организации имеют право в свободное от основной работы время заниматься иной трудовой, предпринимательской и политической деятельностью, вступать в имущественные отношения. С другой стороны, такая частная деятельность работников, а также имеющиеся у работников семейные и иные личные отношения могут вступить в противоречие с интересами организации. Основной задачей деятельности организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения.

В основу работы по управлению конфликтом интересов в организации могут быть положены следующие принципы:

· обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;

· индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;

· конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;

· соблюдение баланса интересов организации и работника при урегулировании конфликта интересов;

· защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) организацией.

Примерный перечень ситуаций конфликта интересов

Следует учитывать, что конфликт интересов может принимать множество различных форм. В Приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям содержится примерный перечень возможных ситуаций конфликта интересов. Организации рекомендуется разработать аналогичный перечень типовых ситуаций конфликта интересов, отражающих специфику ее деятельности.

Обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов

· при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами организации – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;

· избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;

· раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;

· содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

Порядок раскрытия конфликта интересов работником организации и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов

Организации следует установить процедуру раскрытия конфликта интересов, утвердить ее локальным нормативным актом и довести до сведения всех работников организации. В организации возможно установление различных видов раскрытия конфликта интересов, в том числе:

· раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;

· раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;

· разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов;

· раскрытие сведений о конфликте интересов в ходе проведения ежегодных аттестаций на соблюдение этических норм ведения бизнеса, принятых в организации (заполнение декларации о конфликте интересов).

Раскрытие сведений о конфликте интересов желательно осуществлять в письменном виде. Может быть допустимым первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.

Для организаций крупного и среднего бизнеса полезным может быть ежегодное заполнение рядом работников декларации о конфликте интересов. Круг лиц, на которых должно распространяться требование заполнения декларации конфликта интересов, следует определять собственнику или руководителю организации.

Организация должна взять на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов.

Поступившая информация должна быть тщательно проверена уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. Следует иметь в виду, что в итоге этой работы организация может придти к выводу, что ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования. Организация также может придти к выводу, что конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, например:

· ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;

· добровольный отказ работника организации или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

· пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;

· временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;

· перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;

· передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;

· отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами организации;

· увольнение работника из организации по инициативе работника;

· увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей и т.д.

Приведенный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности организации и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.

При разрешении имеющегося конфликта интересов следует выбрать наиболее «мягкую» меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры следует использовать только в случае, когда это вызвано реальной необходимостью или в случае, если более «мягкие» меры оказались недостаточно эффективными. При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам организации.

Определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений

Определение должностных лиц, ответственных за прием сведений о возникающих (имеющихся) конфликтах интересов, является существенным элементом в реализации антикоррупционной политики. Таким лицом может быть непосредственный начальник работника, сотрудник кадровой службы, лицо, ответственное за противодействие коррупции, иные лица. Рассмотрение полученной информации целесообразно проводить коллегиально: в обсуждении могут принять участие упомянутые выше лица, представитель юридического подразделения, руководитель более высокого звена и т.д.


Похожая информация.


Положение о порядке предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о конфликте интересов ГБУ «ОЦСПСД «Юный нижегородец» (далее - Положение о конфликте интересов) разработано в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральным законом от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьёй 27 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с учётом Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Кодексом этики и поведения работников учреждения и основано на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства, в целях определения системы мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в рамках реализации уставных целей и задач учреждения.

1.2. Основной задачей деятельности учреждения по предотвращению и урегулирования конфликта интересов является ограничение влияния частных интересов, личной заинтересованности работников учреждения на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения.

1.3. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя учреждения) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых (должностных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя учреждения) и правами и законными интересами учреждения, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации учреждения, работником (представителем) которой он является.

1.4. Под личной заинтересованностью работника учреждения понимается материальная или иная заинтересованность, которая влияет или может повлиять на исполнение им должностных (трудовых) обязанностей.

1.5. Работники должны соблюдать интересы учреждения, прежде всего в отношении целей её деятельности, и не должны использовать возможности, связанные с осуществлением ими своих трудовых обязанностей, или допускать использование таких возможностей в целях, противоречащих целям, указанным в Уставе учреждения.

1.6. Работники должны избегать любых конфликтов интересов, должны быть независимы от конфликта интересов, затрагивающего учреждение.

1.7. Эффективность работы по предупреждению и урегулированию конфликта интересов предполагает полное и своевременное выявление таких конфликтов и координацию действий всех структурных подразделений учреждения.

1.8. Действие настоящего положения распространяется на всех работников учреждения, в том числе выполняющих работу по совместительству.

2. Основные принципы управления конфликта интересов в учреждении

2.1. Основной задачей деятельности учреждения по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения.

2.2. В основу работы по управлению конфликтом интересов в учреждении положены следующие принципы:

Обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;

Индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для учреждения при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;

Конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;

Соблюдение баланса интересов учреждения и работника при урегулировании конфликта интересов;

Защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником, и урегулирован (предотвращён) учреждением.

3. Порядок раскрытия конфликта интересов работником учреждения и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов

3.1. Процедура раскрытия конфликта интересов доводится до сведения всех работников учреждения. В учреждении установлены следующие виды раскрытия конфликта интересов:

Раскрытие сведений о конфликте интересов при приёме на работу;

Раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;

Раскрытие сведений о конфликте интересов при начислении заработной платы и распределения фонда оплаты труда;

Раскрытие сведений о конфликте интересов при закупочной деятельности.

3.2. Раскрытие сведений о конфликте интересов осуществляется в письменном виде. Может быть доступным первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.

3.3. Представленные сведения рассматриваются в конфиденциальном порядке, комиссией по противодействию коррупции действующей в учреждении и гарантирует конфиденциальность процесса урегулирования конфликта интересов.

3.4. Поступившая информация тщательно проверяется комиссией по противодействию коррупции действующей в учреждении с целью оценки серьёзности возникающих для учреждения рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.

3.5. По результатам рассмотрения поступившей информации специально созданная комиссия может прийти к следующим выводам:

3.5.1. ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования.

3.5.2. конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, в том числе:

Добровольный отказ работника учреждения или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которое находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

Пересмотр и изменение должностных обязанностей работника;

Временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с должностными обязанностями;

Перевод работника на должность, предусматривающую выполнение должностных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;

Передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;

Отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами учреждения;

Увольнение работника из учреждения по инициативе работника;

Увольнение работника из учреждения по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

3.6. Приведенный перечень способов решения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности работодателя и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.

3.7. При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов учитывается значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот интересе будет реализован в ущерб интересам учреждения.

4. Меры по предотвращению конфликта интересов

4.1. Основными мерами по предотвращению конфликтов интересов являются:

Строгое соблюдение директором учреждения и работниками обязанностей, установленных законодательством, Уставом учреждения, иными локальными нормативными актами, должностными инструкциями;

Утверждение и поддержание организационной структуры учреждения, которая четко разграничивает сферы ответственности, полномочия и отчетность;

Распределение полномочий приказом о распределении обязанностей между директором и заместителями директора по функционалу учреждения;

Выдача определенному кругу работников доверенностей на совершение действий, отдельных видов сделок;

Распределение должностных обязанностей работников таким образом, чтобы исключить конфликт интересов и условия его возникновения, возможность совершения правонарушений и преступлений и осуществления иных противоправных действий при осуществлении уставной деятельности;

Внедрение практики принятия коллегиальных решений по всем наиболее ответственным и масштабным вопросам, с использованием всей имеющейся в организации информации, в том числе данных бухгалтерской, статистической, управленческой и иной отчетности;

Исключение действий, которые приведут к возникновению конфликта интересов: директор учреждения и работники должны воздерживаться от участия в совершении операций или сделках, в которые вовлечены лица и (или) организации, с которыми директор учреждения и работники либо члены их семей имеют личные связи или финансовые интересы;

Представление гражданами при приеме на должности, включенные в Перечень должностей ГБУ «ОЦСПСД «Юный нижегородец» с высоким риском коррупционных проявлений (Приложение 1 к Положению о конфликте интересов), декларации конфликта интересов (Приложение 2 к Положению о конфликте интересов);

Представление ежегодно работниками, замещающими должности, включенные в Перечень должностей ГБУ «ОЦСПСД «Юный

нижегородец» с высоким риском коррупционных проявлений, декларации конфликта интересов;

Запрет на использование, а также передачу информации, которая составляет служебную или коммерческую тайну, для заключения сделок третьими лицами.

5. Обязанности директора учреждения и работников по предотвращению конфликта интересов

5.1. В целях предотвращения конфликта интересов директор учреждения и

работники обязаны:

Исполнять обязанности с учетом разграничения полномочий, установленных локальными нормативными актами учреждения;

Соблюдать требования законодательства Российской Федерации, Устава учреждения, локальных нормативных актов учреждения, настоящего Положения о конфликте интересов;

При принятии решений по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим вопросам, либо при подготовке проектов таких решений руководствоваться интересами учреждения без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;

Воздерживаться от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к возникновению конфликтных ситуаций, в том числе не получать материальной и (или) иной выгоды в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей;

Уведомлять своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме;

Обеспечивать эффективность управления финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами учреждения;

Исключить возможность вовлечения учреждения, директора учреждения и работников в осуществление противоправной деятельности;

Обеспечивать максимально возможную результативность при совершении сделок;

Обеспечивать достоверность бухгалтерской отчетности и иной публикуемой информации;

Своевременно рассматривать достоверность и объективность негативной информации об учреждении средствах массовой информации и иных источниках, осуществлять своевременное реагирование по каждому факту появления негативной или недостоверной информации;

Соблюдать нормы делового общения и принципы профессиональной этики в соответствии с Кодексом этики и поведения работников учреждения;

Предоставлять исчерпывающую информацию по вопросам, которые могут стать предметом конфликта интересов;

Обеспечивать сохранность денежных средств и другого имущества учреждения;

Обеспечить своевременное выявление конфликтов интересов на самых ранних стадиях их развития и внимательное отношение к ним со стороны учреждения, директора учреждения и работников.

6. Процедура уведомления работодателя о наличии конфликта интересов или возможности его возникновения

6.1. Работник обязан уведомлять директора учреждения о каждом случае возникновения у него личной заинтересованности (возможности получения в связи с исполнением трудовых обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц), которая приводит или может привести к конфликту интересов.

6.2. В уведомлении о возникшем конфликте интересов или о возможности его

конфликте интересов) указывается:

Фамилия, имя, отчество работника, направившего уведомление;

Замещаемая должность;

Информация о ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных обязанностей, и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами ГБУ «ОЦСПСД «Юный нижегородец» (излагается в свободной форме);

Информация о личной заинтересованности работника, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, о возможности получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;

Дата подачи уведомления;

Уведомление, поданное работником, подписывается им лично.

6.3. Уведомление оформляется в письменном виде в двух экземплярах:

Первый экземпляр уведомления работник передает директору учреждения незамедлительно, в случае его отсутствия передает заместителю директора по функционалу либо председателю комиссии по противодействию коррупции, как только станет известно о наличии конфликта интересов или о возможности его возникновения;

Второй экземпляр уведомления, заверенный секретарем комиссии по противодействию коррупции действующей в учреждении, остается у работника в качестве подтверждения факта представления уведомления.

На уведомлении ставится отметка о его поступлении, в котором указываются дата поступления и входящий номер;

В случае если работник не имеет возможности передать уведомление лично, оно может быть направлено в адрес учреждения заказным письмом с уведомлением и описью вложения.

6.4. Уведомление регистрируется в день поступления.

6.5. Регистрация уведомлений производится секретарем комиссии по противодействию коррупции действующей в учреждении в журнале учета уведомлений о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, предоставленных работниками учреждения (приложение 4 Положению о конфликте интересов), листы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью директора учреждения и печатью.

6.6. После регистрации уведомления в журнале регистрации оно передается на рассмотрение комиссии по противодействию коррупции действующей в учреждении не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации уведомления.

7. Порядок предотвращения или урегулирования конфликта интересов

7.1. Урегулирование (устранение) конфликтов интересов осуществляется председателем комиссии по противодействию коррупции действующей в учреждении.

7.2. Работники должны без промедления сообщать о любых конфликтах интересов директору учреждения и (или) председателю комиссии по противодействию коррупции действующей в учреждении, с указанием его сторон и сути, и до получения рекомендаций избегать любых отношений или действий, которые могут помешать принятию объективных и честных решений. Выбор приемлемых процедур и метода устранения конфликта интересов в каждом конкретном случае зависит от характера самого конфликта.

7.3. Председатель комиссии по противодействию коррупции действующей в учреждении, не позднее семи рабочих дней со дня поступления сообщения должно выдать работнику письменные рекомендации по разрешению конфликта интересов.

7.4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в:

Ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;

Добровольном отказе работника или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

Пересмотре и изменении трудовых обязанностей работника;

Временном отстранении работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с трудовыми обязанностями;

Переводе работника на должность, предусматривающую выполнение трудовых обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;

Передаче работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;

Отказе работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами учреждения;

Увольнении работника из учреждения по инициативе работника;

Увольнении работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

7.5. Типовые ситуации конфликта интересов приведены в Приложении 3 к Положению о конфликте интересов.

8. Ответственность работников учреждения за несоблюдение настоящего Положения

8.1. Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.2. В соответствии со статьей 192 ТК РФ к работнику учреждения могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение, в том числе:

В случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ);

В случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (пункт 7 части первой статьи 81 ТК РФ);

По основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

8.3. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, которая

совершена с нарушением требований статьи 27 Федерального закона от

12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», может быть признана судом недействительной в соответствии с указанными положениями Федерального закона и нормами гражданского законодательства. Заинтересованное лицо несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных им этому учреждению. Если убытки причинены учреждению несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед учреждением является солидарной.

Рекомендуем почитать

Наверх