Какие качества у лидера. Основные лидерские качества: каким должен быть настоящий лидер

Маркетинг и реклама 29.09.2019
Маркетинг и реклама

Ведь, в сущности, этот человек, словно маяк, который указывает, куда нужно двигаться доверяющим ему людям.

Лидером может стать тот человек, чьи интересы гораздо обширнее, чем просто свои собственные, потому что он мыслит чрезвычайно широко – и, в первую очередь, его более всего интересует личностный рост, развитие и самореализация других людей.

Качества, которые обязательно присущи настоящему лидеру

1. Четкое осознание собственной цели

Настоящий лидер абсолютно точно знает и реально осознает, куда и зачем он идет — ведь это дает ему возможность повести за собой других людей – его последователей. В другом случае он будет просто маленькой единицей большой толпы.

2. Владение собой, умение прислушиваться к своей интуиции

Хорошо знать себя, умение разобраться с происходящим внутри себя, умение понять и в нужный момент прислушаться к собственным эмоциям, ощущениям, интуиции – действительно важное качество настоящего лидера.

Вы удивлены, что столько внимания уделяется обычным чувствам? Напрасно. Именно они помогают в нужный момент правильно сориентироваться в происходящем и вовремя «заметить» тот шанс, который заботливо предоставляет жизнь. Истинным лидером невозможно манипулировать, его не получится сбить с намеченного пути – ведь он четко представляет, чего он хочет.

3. Адекватная самооценка

Лидер должен быть спокойным, трезвомыслящим, уверенным в себе и в своих силах. Все эти важные качества помогают ему правильно вести себя в тех или иных критических случаях, а благодаря им иной раз он может в чем-то даже пойти на риск, потому что в определенных критических ситуациях его решительность и смелость реально повышены.

Адекватная самоуверенность значительно расширяет пределы возможностей лидера, в результате чего он может приобрести новый положительный жизненный опыт. Обычно у подобного человека чувство собственной уверенности гораздо выше, чем у его последователей.

4. Моральная готовность к разумному риску

Настоящий лидер готов рисковать не только в бизнесе, собственном деле, на собственной работе, но и в своей обычной повседневной жизни.

Более того, он абсолютно не боится этого делать, а все потому, что он достаточно четко осознает, что за непроявленную вовремя инициативу в последствии придется платить серьезную цену. Именно поэтому он готов в некоторых случаях буквально опередить возможные события и осознанно пойти на определенный риск.

5. Честность и надежность

Любой лидер является в некотором смысле носителем определенных общеморальных норм определенного объединения людей, поэтому его собственное мировоззрение и действия должны соответствовать привычным для нас общечеловеческим и моральными нормами – справедливости, честности, надежности, определенной ответственности и четкой последовательности в собственных поступках и действиях.

6. Мотивационная активность и адекватная инициативность

Истинный лидер никогда не ждет, пока кто-то другой сможет вызвать в нем продуктивное желание работать. Он понимает и четко осознает, что вся ответственность по убеждению себя сделать что-либо лежит исключительно на нем. Поэтому сначала он старается научиться правильно мотивировать себя, а позже делает самомотивацию нужной и абсолютно регулярной практикой.

7. Активная жизненная позиция

Именно она помогает лидеру верно и адекватно ориентироваться в любой сложившейся ситуации. Благодаря ей он всегда находится практически в гуще любых событий, умеет все узнавать непосредственно из первых уст, а в результате этого он хорошо информирован обо всем происходящим и имеет абсолютно четкое собственное мнение по каждому поводу.

8. Умение собрать людей в команду

Сильная личность, как правило, постоянно притягивает к себе людей своими мыслями или идеями, определенными идеалами, а также силой своей способности убеждать, так собирается определенная группа единомышленников, которая становится сплоченной командой.

Именно это умение простого человека является важнейшей способностью, которая впоследствии определяет его в успешном становлении в качестве лидера. А грамотная постановка правильных ценностей и рациональный контроль над приверженностью самих последователей этим целям – важное качество самого лидера.

9. Определение и четкое видение перспективы

Согласитесь, что человек, ведущий за собой команду, обязательно должен знать направление, куда он идет. Поэтому к важнейшим организационным качествам настоящего лидера, кроме других, также относятся наблюдательность, определение и четкое осознание перспективы конкретной деятельности своей команды – людей, которые следуют за ним.

Истинный лидер не замечает преград, возникающих у него на пути, но он абсолютно ясно и четко видит конкретную цель, к которой он стремится.

10. Умение организовать и замотивировать команду на быстрое решение поставленных задач

Это фундаментальное организационное качество истинного лидера. Оно заключается в умении грамотно и адекватно распределять обязанности между участниками команды, а также в способности правильно мотивировать и в нужный момент воодушевлять людей на выполнение конкретных поставленных задач и координировать работу в случае действительной необходимости.

11. Умение быстро ориентироваться в любой сложившейся ситуации

На самом деле лидер – главный участник сложного процесса, он буквально находится в центре событий, где взаимодействуют и противоборствуют различные силы, которые очень часто по объективным причинам самостоятельно контролировать не может.

Поэтому истинный лидер должен чувствовать потенциальное развитие событий, буквально «ощущать ситуацию» и при этом уметь моментально ориентироваться в ней, чтобы принятое им решение было исключительно верным.

12. Готовность прийти на помощь и поддержать своих последователей в трудную минуту

Эти качества характеризуют истинного лидера как Человека. Люди начинают еще больше его уважать за то, что он всегда помнит об их интересах, а если он еще и озадачен тем, что может им дать, а не тем, что он как лидер может от них получить, то уважение и любовь к нему просто не будут знать границ. Плох тот лидер, который не замечает проблем своих последователей и не считает возможным поддерживать их в трудной ситуации, особенно когда он может и способен это сделать.

Кроме этого обширного списка лидерских качеств истинный лидер должен уметь благодарить и вовремя поощрять своих последователей. Это поможет ему гораздо более успешно выполнять конкретные функции по организации процесса управления.

Как часто вам в жизни встречались подобные люди? Скорее всего, действительно редко. Порой жизнь испытывает на прочность подобных товарищей. Начинают они как истинные лидеры, но испытания, увы, так и не проходят, потому что слабы характером или они не лидеры вовсе, а так, обычные выскочки.

Если вдруг вы заметили у себя определенные лидерские задатки, то знайте – положительные качества нуждаются в развитии, а это значит, что вы в силах преодолеть все возникающие препятствия, избежать возможные соблазны превышения полномочий и стать настоящим лидером, только достигается это не сразу. Не бойтесь работать над совершенствованием собственной личности!

Обладать этим качеством одинаково важно как лидеру, так и его подчинённым. Если вы верны идее, то и команда переймёт подобный настрой. Тогда результативное сотрудничество вам обеспечено.

2. Простота

Часто за высокомерным поведением и запутанными идеями скрывается в себе и профессиональное невежество. Однако высокие показатели при выполнении задач достигаются именно благодаря чётко сформулированным решениям, которые понятны и лидеру, и его команде.

3. Самоконтроль

Нельзя управлять людьми, когда вы не можете управлять собой. Если руководитель часто теряет самообладание и в общении с подчинёнными переходит на крик, вряд ли команда будет сплочённой, а сотрудничество продуктивным.

4. Чувство такта

Умение подобрать уместные слова и действия - основа взаимоотношений и руководителя. Сочувствие, доброта, великодушие и, самое главное, уважение прав и мнений других являются основой для формирования тактичности.

5. Энергичность и энтузиазм

Бездействие ведёт к неудаче. Даже в случае провала настоящий лидер должен уметь ободрить команду, поселить веру в успех и мотивировать сотрудников на движение вперёд.

6. Проницательность

Лидер, чётко знающий действия подчинённых в различных ситуациях, быстро принимает правильные решения. Он раздаёт нужные указания, грамотно делегирует обязанности и пользуется уважением в команде.

7. Честность и открытость

Лицемерие и блеф легко распознать. Настоящему лидеру необходимо быть честным, ведь он - гарант доверия для подчинённых. Не стоит умалчивать о проблемах компании и формировать ложное представление о себе. Рано или поздно правда всплывёт - можно оказаться в очень щекотливой ситуации и потерять авторитет.

8. Справедливость и беспристрастность

Умение ко всем относиться одинаково - важное качество для того, кто руководит людьми. Степень или даже восхищения коллег определяется наличием его у лидера. Выделение любимчиков, поощрение некомпетентных членов команды только из-за дружеских с ними отношений - признаки профессиональной несостоятельности, которая разрушает коллектив.

9. Готовность взять на себя ответственность

Лучше сделать и в случае неудачи попробовать ещё раз, чем не сделать вовсе. Бездействие и перекладывание ответственности за принятые решения хуже, чем неверный шаг и признание ошибки. Однако брать на себя ответственность не значит пренебрегать идеями подчинённых и выполнять всю работу в одиночку.

Эти качества всегда идут рядом: мало только проявлять инициативу, важно ещё и просчитывать последствия. От руководителя зависит успех всей команды, поэтому, проявляя инициативу, он мотивирует остальных и подаёт отличный пример, как нужно работать. При таком подходе компания развивается и достигает новых высот. Лучше предложить сырую идею и затем доработать её, чем молча искать идеал.

11. Надёжность

Это качество не помешает любому человеку. Команде важно чувствовать, что на руководителя можно положиться и обратиться к нему за помощью. Лидеру же необходимо быть уверенным в коллегах и знать, что его поручения выполняются в соответствии с требованиями.

12. Упорство и выносливость

Способность неуклонно следовать цели и справляться с трудностями на пути к желаемому результату отличает хорошего от посредственного. Сила воли, твёрдость и смелость придерживаться выбранного курса помогают достичь цели. Выносливость позволяет бороться с усталостью и чувством дискомфорта.

13. Моральное мужество

Это качество помогает преодолеть страх неудачи и осуждения. Развивайте его в себе, чтобы смело смотреть в лицо неизвестности и стойко переносить невзгоды на профессиональном поприще. Сохраняя спокойствие в непредвиденных ситуациях, вы справляетесь с паникой и предотвращаете её распространение в команде.

14. Умение выглядеть достойно

Внешний вид для лидера важен так же, как и качества характера. Надменности и показушности - нет, достоинству и уверенности - да. Внешний образ руководителя должен соответствовать занимаемой должности и формировать положительное мнение о нём.

15. Осведомлённость и внимательность

Хороший руководитель должен быть в курсе всех дел компании. Это позволяет быстро реагировать в нестандартных ситуациях и принимать верные . Внимательность же помогает быть на шаг впереди, тем самым задавая правильный тон для всей команды.

16. Чувство юмора

Юмор может спасти ситуацию, которая выходит из-под контроля. Иногда достаточно одной шутки, чтобы разрядить обстановку.

17. Чёткость действий

Люди должны знать, чего ожидать от лидера команды. Если же существует неопределённость и цель его действий размыта, то подчинённые могут стать раздражительными, а указания руководителя будут восприниматься как капризы.

18. Умение подать хороший пример

Будьте тем человеком, на которого подчинённые захотят равняться. Покажите, как нужно работать, лично задайте планку, которой нужно соответствовать. Проявите те качества и умения, которые хотите видеть в команде.

19. Профессионализм

Постоянно совершенствуйте имеющиеся знания и умения, чтобы всегда оставаться в своей сфере. Получайте актуальные знания, применяйте их на практике, развивайтесь и повышайте свой уровень.

20. Умение делиться опытом

Важно не только обладать знаниями и иметь богатый профессиональный опыт, но и делиться этим с командой. Объясняйте подчинённым знакомые вам, но новые для них методики. Консультируйте их, по возможности помогайте и советом, и делом - они отблагодарят вас качественной работой.

Уметь быть лидером важно каждому, кто решил заняться собственным бизнесом или возглавить подразделение организации. Кому-то это умение дано от природы, и это проявляется еще в детстве – в школе, на спортивных площадках, в кругу сверстников. Вырасти в настоящих лидеров по жизни таким детям, несомненно, проще. Однако, если природа не в полной мере наделила вас лидерскими качествами, это всегда можно исправить упорной работой над собой.

Придерживается того мнения, что всё и всегда можно в себе развить, главное иметь большое желание и упорство. Чтобы знать, к чему нужно стремиться, рассмотрим личностные качества лидера, которые сформулировал Джон Максвелл (тренер по развитию личности, и в частности, лидерства). По его мнению, каждый настоящий лидер должен гармонично сочетать в себе 21 качество, о которых пойдет речь далее.

Твердость

На жизненном пути каждого человека время от времени встречаются сложные ситуации, и чтобы принять правильное решение, необходимо проявить свой характер. Как правило, именно в таких ситуациях и выявляется степень твердости характера и настойчивости. За человеком, который не умеет проявлять твердость в решении важных вопросов и демонстрирует непостоянность, никогда не пойдут другие люди.

Харизма

На тему, как стать харизматическим лидером, написаны сотни книг. Это отдельная часть общей теории о лидерстве. И не зря психологи уделяют этому такое внимание – развить в себе харизматические качества не так-то и просто, если они вам не даны от природы. Не просто, но вполне возможно! Мнение о том, что харизма либо есть, либо ее нет, и ничего с этим не поделаешь – ошибочно. Такие люди сами блокируют свои личностные достижения. Харизма – это личная притягательность, и чтобы её в себе развить, прежде всего, необходимо научиться любить свою жизнь и людей, которые вас окружают.

Преданность

Чтобы увлечь за собой людей, вы должны быть преданны тому делу, которым занимаетесь. Адекватная влюбленность и приверженность своему делу – обязательные качества лидера. Ваша цель – заставить людей поверить в ваше общее дело, а как вы это сделаете, если сами не будете верить? Преданность может выражаться и в других, более «приземленных» вещах: в том, сколько времени вы проводите на работе, чем жертвуете ради неё и сколько личных усилий прикладываете для достижения цели.

Коммуникабельность

Наверняка вы замечали, что лидер в каждом коллективе – это человек общительный, разговорчивый и легко идущий на контакт. Мы имеем ввиду не излишнюю болтливость, а именно коммуникабельность. Если вы хотите стать лидером, крайне важно развивать в себе навыки общения с самыми разными людьми. Если у вас есть первоклассная идея или мысль, но вы не можете эффективно её донести до окружающих, то как они о ней узнают? И тогда для них абсолютно не будет иметь значения тот факт, что вы обладаете какой-то уникальной идеей.

В целом, чтобы развить в себе коммуникабельность, важно придерживаться следующих принципов – не усложняйте свою речь, в каждом человеке замечайте индивидуальность, говорите только искренне и настаивайте на ответной реакции.

Осведомленность

Осведомленный, или компетентный лидер – это не просто человек, который может донести до окружающих свою мысль, но и может разработать план действий в решении поставленной задачи; спланировать то, что нужно сделать ему самому и что нужно сделать окружающим. Компетентному лидеру не нужно убеждать людей следовать за ним. Когда он становится компетентным, люди сами хотят за ним идти. Причем, осведомленность – это одно из тех качеств, которое нужно доказывать постоянно. Каждый день вы должны проявлять это качество в общении с вашими последователями, и никогда не нужно останавливаться на достигнутом однажды уровне.

Отвага

Отвага, которая живет внутри лидера, способна зародить это качество и в его последователях. Важно помнить, что когда перед вами встает сложная жизненная ситуация, требующая проявления мужества, смелости и отваги, необходимо для начала преодолеть борьбу с самим собой. Отважный лидер – это тот, кто принимает не просто быстрые и находчивые решения, но и правильные решения.

Дальновидность

С наличием этого качества вы сможете найти решение текущей проблемы и знать, что в будущем оно не повлечет за собой негативных последствий. Чтобы избрать правильный путь решения трудности, необходимо выяснить истоки возникновения этой трудности. Так как никогда не бывает единственно верного решения, важно рассмотреть все альтернативы и выбрать наиболее оптимальную.

Концентрированность

Эффективность лидера определяется его способностью концентрироваться на поставленной задаче. Здесь же возникает и необходимость правильной расстановки приоритетов. Чтобы наиболее эффективно достичь цели, необходимо знать, какие вещи требуют большей концентрации, а какие меньшей. Джон Максвелл советует фокусироваться на сильных сторонах на 70%, на слабых – на 5%, и на новых, пока не проработанных сторонах – на 25%.

Великодушие

Великодушие – мощный фактор убеждения и лидерства. Однако, и тут важно постоянно придерживаться одной линии и быть великодушным всегда, а не только «по праздникам». Великодушие, проявленное только один раз, вряд ли даст основание считать вас истинно великодушным и щедрым человеком. Настоящий лидер, который способен увлечь за собой людей, должен действовать в интересах своей группы и каждого отдельно взятого её участника, а не только в своих собственных.

Воспитать в себе истинную щедрость – процесс не быстрый, однако, когда вам это удастся, вы заметите, как люди начнут сами к вам тянуться. Конечно, это возможно только в сочетании с другими качествами лидера, о которых мы говорим в этой статье. Начните с искренней благодарности за то, что вы имеете, а деньги воспринимайте не как цель, а как средство.

Инициативность

Чтобы стать успешным, надо действовать. Причем, проявлять не какие-то абстрактные действия, а вполне конкретные. Если вы даже на немного остановитесь, вы уже рискуете потерять многое из того, что могли бы иметь. Двигаясь по заданному пути, конечно, иногда вы будете совершать ошибки, но главное никогда не прекращать действовать. Проявляйте инициативу и в мотивировании самого себя: не ждите внешних стимулов, мотивируйте себя изнутри. Также внутри себя стоит искать и причину недостатка инициативности. Во всем, что в вас не так, как вам хотелось бы, виноваты только вы сами, но никак не окружающие вас люди.

Искусство слушать и слышать

Это качество Джон Максвелл назвал именно искусством, так как такое умение требует большой работы над собой. Лидер всегда должен строить свою коммуникационную стратегию со своими приверженцами таким образом, чтобы они говорили с ним не о том, что хочет слышать лидер, а о том, что ему действительно нужно знать в данной ситуации. Если с вами говорят только о приятных вещах, восхваляя ваши знания и умения, но боятся (или не хотят) сообщить о неприятностях или признаться в своих промахах – то создается лишь иллюзия лидерства.

Чтобы услышать то, что на самом деле хотел донести до вас собеседник (подчиненный, партнер, клиент, конкурент), во время разговора открывайте не только свои уши, но и свое сердце. Восприятие лишь голых фактов не даст вам шанса проникнуть в саму суть проблемы. Научитесь читать между строк и понимать не только слова собеседника, но и его чувства и эмоции.

Страсть

Что может дать лидеру наличие страсти? Во-первых, она всецело развивает силу воли личности. Если в вас есть сильное стремление добиться чего-либо, вы всегда найдете в себе силы сделать это, даже если придется и чем-то пожертвовать. Во-вторых, страсть усиливает ваши возможности достичь намеченной цели. В-третьих, страсть способна изменить мир вокруг вас. Если в достижении своей цели вы будете руководствоваться именно выработанной к ней страстью, а не какими-либо другими намерениями или чувствами, то станете более эффективным лидером.

Страсть способна стереть из вашего лексикона слово «невозможно» - ведь если вы чего-то страстно возжелаете, то ничто не сможет вам помешать в достижении своей цели.

Положительный настрой

Каждому успешному человеку просто необходимо постоянно заряжаться позитивной энергией. Позитивные мысли и установки – важный момент в вашем становлении как преуспевающей личности. Это влияет не только на ваше собственное восприятие мира и окружающих вас людей, но и на то, как вас воспринимают окружающие люди.

Стоит понимать, что на пути каждого человека будут встречаться как люди, одаривающие вас цветами, так и люди, бросающие в вас камни. Важно не допускать того, чтобы эти камни испортили вашу позитивную жизненную установку. А самые опытные и эффективные лидеры могут даже превращать весь негатив, направленный в их сторону от недоброжелателей, в позитив. Важно всегда помнить, что ваша жизненная установка определяет многое, что с вами происходит – от мелочей до великих событий.

Умение преодолевать текущие трудности

В какой бы сфере вы ни работали, время от времени вас будут настигать трудности и проблемы, которые необходимо решить. Уйти от проблем невозможно, они всегда были, есть и будут в нашей жизни. Современный мир находится в постоянном развитии и ему присуще постоянно растущее сложное многообразие.

Чтобы выработать в себе умение решать проблемы, опирайтесь на следующее: анализируйте текущую ситуацию и прогнозируйте возможные трудности; принимайте реальность такой, какая она есть; всегда рассматривайте полную картину, а не отдельные её фрагменты; действуйте по порядку, не пропуская ни одного шага; не опускайте руки, даже когда что-то пошло не так.

Умение ладить с людьми

Так или иначе, каждый из нас взаимодействует с разными людьми. А тот, кто стремится стать лидером, должен по-особому относиться к взаимоотношениям с окружающими личностями. Люди будут к вам тянуться, если им будет приятно с вами работать; если вы всегда сможете с ними ладить в любых ситуациях, даже самых некомфортных. Умение строить благоприятные взаимоотношения с людьми основано на трех факторах: понимание, симпатия и желание помочь.

Ответственность

Необходимо запомнить раз и навсегда: за то, кем вы являетесь, что вы имеете и что вы делаете, несете ответственность только вы сами. Настоящие лидеры никогда не перекладывают ответственность на родственников, друзей, коллег, начальников, подчиненных. Большой успех возможен только при наличии умения брать на себя ответственность и с достоинством отвечать за себя и свои поступки при любом исходе ситуации.

Уверенность в себе

Если вы каким-то образом заняли лидирующую позицию, но в внутри вас еще остались следы неуверенности в себе, вы как лидер нанесете только вред своей команде, но прежде всего – вред самому себе. При таком раскладе ваши внутренние личностные недостатки (неуверенность в своих действиях) будут только усиливаться, так как от вас как от лидера будут ждать многого, а вы не сможете это многое проявить. Уверенный лидер – это лидер, который способен поселить уверенность в других людях; лидер, который дает людям больше, чем от них получает; лидер, который расширяет свои возможности и возможности своих последователей.

Самоконтроль

Самоконтроль – одна из основ успеха в достижении поставленных целей. Без самодисциплины вы не сможете извлечь из своих возможностей весь максимум и раскрыть все свои умения и таланты. Чтобы развить в себе самоконтроль лидера, необходимо начать вести дисциплинированный образ жизни, причем касаться он должен не только работы, но и всех остальных сфер вашей жизни. Забудьте о каких-либо оправданиях своим неправильным действиям, расставьте приоритеты и четко следуйте намеченному плану.

Умение работать на других

Стоит сразу же оговориться: здесь имеется ввиду не ваша должность или рабочие обязанности, а психологическая сторона этого умения. Как ни парадоксально, но чтобы научиться по-настоящему служить людям, необходимо обладать сильной уверенностью в себе. Только она способна позволить вам это делать без ущерба адекватному самолюбию (которое есть в каждом человеке). Лидер, служащий другим, делает это по собственному желанию, и ставит интересы других людей несколько выше, чем свои личные.

Самосовершенствование

Настоящий лидер никогда не будет удовлетворен тем, чего он уже добился. Даже когда вы уже добились уважения от окружающих, ваше мнение ценится, и вы можете влиять на людей, никогда не переставайте самосовершенствоваться.

Если вы остановитесь на достигнутом, вы рискуете потерять многое из того, чего уже добились. Почему? Логическая цепочка проста: 1) умение самосовершенствоваться определяет то, кто вы есть; 2) то, кто вы есть, определяет кого и как вы можете вести за собой; 3) а то, кого вы поведете за собой, имеет немалое значение в общем успехе вашей команды. Чтобы начать эффективное самообучение, необходимо избавиться от излишней гордости и самовлюбленности, и признать, что вы еще очень многого не знаете и не умеете.

Работа на перспективу

Без этого качества ни один человек не сможет стать лидером. Те, кто желает получить всё и сразу, как правило, не получают ничего и никогда. Смотрите в будущее, концентрируйте свои силы на желаемом и у вас всё обязательно получится!

Каждый претендующий занять место лидера в коллективе должен обладать рядом лидерских качеств. Именно лидерские качества и определяют роль лидера, объясняют, почему одни становятся таковыми и готовы увлечь и повести за собой, другие же не принимаются в этом качестве и не пользуются авторитетом.

– это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. Невозможно выделить одно-два качества характеризующих лидера. Их намного больше. С другой стороны можно довольно долго перечислять качества и трактовать их как лидерские. И чем больше становиться список, тем меньше в нем практической пользы, проще запутаться.

В данной статье будут приведены основные лидерские качества, развитие которых способно из любого человека сделать настоящего лидера.

Личные качества лидера

ЗНАНИЕ СЕБЯ, СВОИХ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

Знать себя, чувствовать, что происходит внутри себя, уметь прислушаться к своим эмоциям и чувствам, к своей интуиции , четко и ясно представлять чего ты хочешь – неотъемлемое качество лидера. Это помогает ориентироваться в жизни и понимать других людей, это помогает не упустить свой шанс, распознав подходящую возможность. Настоящего лидера не сбить с намеченного пути им сложно манипулировать, потому что он точно знает что хочет.

ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ

Это одно из лидерских качеств, которое присуще многим современным лидерам. Например, Ричард Брэнсон , основатель корпорации Virgin, под управлением которой на сегодня находятся более 300 различных фирм по всему миру, представляет собой образ человека, лидера готового всегда идти на риск. Часто он рисковал всем, как в бизнесе, так и в обычной жизни (взять хотя бы кругосветное путешествие на воздушном шаре).

Причиной, объясняющей, почему настоящие лидеры не боятся рискнуть и изменить свою жизнь , является понимание, что за не проявленную инициативу порой приходится платить немалую цену. Потому люди, стремящиеся упреждать события, всегда готовы пойти на риск.

Сегодня существует много владельцев предприятий, руководителей которые стремятся построить значимое «дело» не рискуя, а работая в стиле «тише едешь – дальше будешь». Как говорил Джон Кеннеди: «Любому плану действий присущи затраты и риски, но они значительно меньше, нежели отдаленные затраты и риски, порождаемые комфортным бездействием ».

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Высокий и адекватный уровень самооценки лидера в совокупности с уверенностью в себе помогают ему в необходимых случаях рисковать, повышают в критических ситуациях смелость и решительность. Уверенность в собственных силах позволяет лидеру расширять пределы своих возможностей и приобретать новый жизненный опыт . Эту теорию в 1981 году обосновал Б. Басс, который проанализировал ведущие исследования в области лидерских качеств и подтвердил, что чувство уверенности в себе , лидера на порядок выше, чем у тех, кто за ним следует.

НАДЕЖНОСТЬ, НОРМАТИВНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Лидер это носитель норм и ценностей объединения людей, поэтому его мировоззрение, его действия должны быть согласованы с общечеловеческими нормами морали - честностью, справедливостью, надежностью, ответственностью и последовательностью в действиях и поступках.

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Для адекватной ориентации в ситуации у лидера должна быть активная жизненная позиция. Это необходимое лидерское качество , которое позволяет лидеру всегда находится в гуще событий, узнавать обо всем из первых уст и быть более информированным.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ И УМЕНИЕ МОТИВИРОВАТЬ СЕБЯ

Инициативные и активные люди не ждут, пока кто-то другой вызовет в них желание работать. Они знают, что только на них лежит ответственность убедить себя оставить привычную зону комфортности. И они делают самомотивацию регулярной практикой. Вот, что говорил Теодора Рузвельта, один из инициативных и величайших людей 20 века, наделенный массой лидерских качеств: «В биографии нет ничего выдающегося и блестящего, кроме того, что я действительно делал то, что по моему убеждению, нужно было сделать… И когда у меня складывалось однозначное мнение о нужности осуществить что-то, я действовал ».

Управленческие и организационные лидерские качества

УМЕНИЕ СОЗДАТЬ КОМАНДУ

Умение притягивать к себе людей (идеями и мыслями , идеалами, умением убедить человека ) и создавать команду последователей и единомышленников – качество, которое определяет успешность становления индивида в роли лидера. Постановка общих целей и ценностей и контроль над приверженностью последователей этим целям являются одними из главных лидерских качеств.

СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗОВАТЬ КОЛЛЕКТИВ НА РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Это одно из фундаментальных организационных качеств лидера. Оно состоит из умения распределять обязанности между членами коллектива, способности воодушевлять и мотивировать группу на выполнение задач и функций, координировать работу и т. д.

ВИДЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Человек, который ведет за собой группу, просто обязан знать куда идти. Наблюдательность , видение перспективы деятельности своей группы, перспективы, коллектива, который следует за ним – одно из самых важных организационных качеств лидера .

Лидеры не имеют права погрязнуть в мелочах и деталях настолько, чтобы потерять из виду что-то, что является по-настоящему важным. Литератор Альфред Монтапер писал: «Большая часть людей видят перед собой преграды, лишь немногие видят цели, история отмечает успехи последних, в то время как для первых воздаянием становится забытье ».

ГИБКОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СИТУАЦИИ

Лидеры - это зачастую участники сложных процессов, они находится на «арене», где действует большое множество всевозможных сил, которые порой находятся за границами его знаний и контроля. Поэтому организационный лидер должен чувствовать ситуацию, уметь быстро в ней сориентироваться и принять единственно правильное решение.

ГОТОВНОСТЬ ПОДДЕРЖАТЬ В ТРУДНУЮ МИНУТУ

Нежелание лидера оказать своему единомышленнику и последователю поддержку в случае, когда она очень нужна и он способен ее предоставить, в большинстве случаях, лишает его последователей и статуса лидера.

Люди уважают такого лидера, который никогда не забывает об их интересах. Если вы сконцентрированы на том, что вы можете дать своим последователям, а не на том, что можете от них получить, те будут уважать и любить вас, а это сделает ваши взаимоотношения длительными и более прочными.

Как сказал один из руководителей General Motors: «Поля самых различных отраслей промышленности усеяны костями предприятий, лидерские качества руководителей которых были насквозь пропитаны гнилью и моральным разложением, где свято верили в то, что нужно только брать, вместо того чтобы отдавать… где не понимали, что единственный актив фирмы, который не поддается быстрой замене, - это ее люди ».

Запомните! Способность благодарить и поощрять качество, которое помогает лидеру успешно выполнять организационно-управленческие функции.

Психологические и социальные лидерские качества

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Важным качеством лидера является коммуникабельность , умение быстро налаживать контакты с людьми и уверенно чувствовать себя в коллективе. Сложно представить лидером человека, который при общении испытывает застенчивость .

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Лидер координирует взаимоотношения в коллективе, поэтому в оценке поступков и действий других людей должен быть справедлив, объективен и непредвзят.

СПОСОБНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯТЬ И ОТСТАИВАТЬ ИНТЕРЕСЫ КОЛЛЕКТИВА

Лидер представляет общие интересы, поэтому способность их отстаивать во внешних инстанциях и брать всю ответственность за корпоративную деятельность является важным качеством лидера.

УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Это лидерское качество является основой формирования доверия последователей к лидеру и готовности следовать за ним.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. На протяжении XXвека его изучение и развитие находилось в центре внимания многих зарубежных учёных, тогда как в отечественной психолого-педагогической науке всегда существовала некоторая нестабильность интереса исследователей к этому вопросу.Отечественные исследователи приступили к анализу понятия «лидерство» лишь с кон­ца 60-х - начала 70-х годов прошлого столетия. До этого вре­мени, примерно с середины 30-х годов, проблематика лидер­ства в отечественной науке, равно как, впрочем, и другие аспекты социальной психологии, по причинам идеологичес­кого характера (нарастание в стране тоталитаризма, постепен­ная сталинизация общества) была закрыта.

В основном ученых интересовал дошкольный и школьный возраст (В. Ф. Ануфриева , Н. С. Жеребова, Р. Л. Кричевский, Т. Н. Мальковская, Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский и др.). Вопрос о подростковом лидерстве долго не поднимался в отечественной науке, несмотря на большое количество психолого-педагогических исследований детского лидерства (конец 60-х гг. XX в.).

Проблема лидерства оказалась тесно связанной с решением проблемы самореализации личности, рассматриваемой как процесс и результат творения субъектом своей собственной жизнедеятельности в конкретных социально-исторических условиях (Е.И.Головаха, А.А.Кроник, Л.Г.Брылева, В.П.Лаврентьев, Г.Е. Минскер и др.). Довольно интересны современные акмеологические исследования (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, С.Е.Шишов и др.), направленные на изучение и описание закономерностей достижения человеком высот профессионального мастерства и творчества, которые определяют лидерский статус личности и профессионала.

Само понятие лидерства многогранно и рассматривается исследователями с разных позиций. В англоязычной литературе этот феномен рассматривается как сосредоточие групповых процессов, форма убеждения, характеристика личности и порождаемых ею эффектах, отношение к власти, форма группового дифференцирования и других.

Р. Ликерт считал, что лидерство - процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.

В.Е. Хоккинг предположил, что лидерство - функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе.

В своих работах Т.О. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена лидерства: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности достижения цели.

Все эти определения показывают, насколько тесна связь лидера и группы, в которой он существует, что его деятельность напрямую зависит от потребностей и стремлений этой группы.

В среде отечественных исследователей так же можно выделить некоторые трактовки лидерства. Например, Г. М. Андреева подчеркивает, что лидерство есть психологическая ха­рактеристика поведения определенных членов группы.

М. Г. Ярошевский связывает понятия руководства и лидерства, говоря, что руководство может быть рассмотрено как официально санкционируемое лидерство.

Б. Д. Парыгин придерживается подхода к изучению лидерства, который основывается на взаимосвязи этого феномена с взаимодействием членов группы, говорит о том, что лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, а само лидерство – стихийно возникающий процесс, социально-психический феномен, обеспечивающий повышение эффективности официального руководства в малой группе.

Лидерство как один из процессов организации и управления малой группой, удовлетворяющий потребность в групповой деятельности, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным результатом, в конечном счете, детерминированный по своему содержанию господствующими в данном обществе социальными отношениями. Так в своих исследованиях Н. С Жеребова рассматривает данный феномен.

А. С. Залужному представляется лидерство как персональная способность к руководству, доминированию одной личности, подчинению себе других в конкретных условиях. Феномен лидерства он связывает с решением задач и с организацией какой-либо деятельности, важной для группы.

Кричевский, в своих работах рассматривает лидерство как средство координации, организации отношений членов группы, средство управления ими.

По мнению А. Л. Уманского, лидерство это результат взаимодействия членов малой группы в конкретный временный промежуток, на который оказывает влияние как наличие тех или иных качеств или их совокупность у ее членов, так и их проявление в конкретной ситуации, а также взаимное влияние имеющихся качеств в конкретной ситуации. В своём исследовании мы придерживаемся данной точки зрения, которая не умоляет значения других членов группы, а так же особенности конкретных ситуаций и условий, но говорит о том, насколько важны именно личностные качества для настоящего лидера.

Трактовка, принятая в отечественной со­циальной психологии, очень специфична, но затрагивает многие стороны этого феномена и выглядит так: лидерство это преимущественно психологический по своей природе феномен, стихийно возникающий и развертывающийся в системе не­формальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими. Основу лидерства (прежде всего в ма­лой группе) составляет процесс межличностного влияния, раз­ворачивающийся между лидером (наиболее активный, влия­тельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер.

По данным выше понятиям становится понятно, что лидерство это феномен группового руководства, способный направлять группу, при этом учитывая особенности всех её членов. В отношении того человека, кто является субъектом лидерства, так же имеются различные точки зрения, которые вылились в конкретные формулировки.

Лидер - это представитель малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов, или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентацийс групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей, такова точка зрения Н.С. Жеребовой.

В. И. Зацепин считает, что лидер - это вожак, это человек, который сознательно и активно ведет других к достижению определенной цели.

Мы же, в своём исследовании придерживаемся точки зрения А. Л. Уманского, который пишет, что лидер - человек, который от рождения получает определенные задатки, но это совсем не означает, что он обязательно станет лидером. Для этого он должен овладеть определенными культурными ценностями и находиться на определенном информационном уровне, уметь реализоватьимеющиеся у него возможности.

Все исследовали при изучении лидерства в целом придерживаются одной из существующих различных концепций: теории принятия ролей (Р. Бейлз, Ф. Слеттер, и др.) , системной теории (Г. Хоманс, и др.), ситуационной теории (Р. Стогдил, Ф. Фидлер, Э. Фромм, А.Портер, . М. Грегор, и др.), теории черт (М.Вебер Е. Богардус, Г. Оппорт, др.), поведенческой теории (П. Херси, К. Бланшар, и др.).

Наибольшее распространение и изучение получили три подхода к изучению феномена лидерства: личностных черт, поведенческий и ситуационный.

Ранние исследования лидерства ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Изучение лидерства именно с позиции личностных черт началось с исследования психолога и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. Он считал, что лидер обладает такими качествами, отличающими его от других, которые передаются по наследству и которые можно выделить. Согласно этой теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных черт. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт, выделенные Ф. Гальтоном - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Сторонники этой теории (Л.Л. Бернард, В.В. Бинхам, О. Тэд, С.Е. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»). Лидер рассматривался через призму ряда факторов. Во-первых, «способности» - умственные, вербальные т.д. Во-вторых, «достижения» - образование и спорт. В-третьих, «ответственность» - зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, «участие» - активность, кооперация и т.д. В-пятых, «статус» - социально-экономическое положение, популярность. Наконец, в-шестых, «ситуативные черты» личности.

Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

1) управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей;

2) управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

3) управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

4) управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Составить точный перечень черт, которые присутствовали бы в характерах всех изучаемых лидеров, не удавалось. Впервые список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские», составил американский психолог К. Бэрд в 1940 г. Однако ни одна из черт этого списка не заняла прочного места в разных перечнях. К примеру, только 5% черт были названы в них четыре раза, 4% - три раза, 26% - дважды, 65% - один раз.

Однако говорить о том, что эта теория безосновательна, нельзя. Учёными был сделан вывод, что на чистоту результатов влияла личность исследования, его личные предпочтения в выборе черт в качестве лидерских. Подход к лидерству как к некоему личност­ному качеству или набору черт и умений, часто критикуемый академическими психологами, весьма популярен в наши дни среди отечественных и зарубежных практиков, имеющих дело с отбором, аттестацией и под­готовкой управленческого персонала.

Одним из важнейших исследователей данного вопроса является Ральф Мелвин Стогдилл, который в 1948 г. сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако так же выявил, что в различных ситуациях на первый план выходили различные черты личности.

На смену теории черт пришёл поведенческий подход к лидерству, согласно которому, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил своё внимание именно на поведении руководителя.

Благодаря исследователям, придерживающихся этого подхода, была заложена основа классификации стилей руководства. Стиль лидерства это совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления. Он отражает:степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным, используемый тип власти, методы работы с внешней средой, способы влияния на персонал и привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным.

В этом подходе различают два вида возможного поведения лидера: поведение, ориентированное на работу и поведение, ориентированное на человека.

Поведение, ориентированное на человеческие отношения включает в себя уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала, тогда как поведение, ориентированное на выполнение производственных задач любой ценой имеет своей особенностью игнорирование потребностей и интересов подчиненных и недооценку необходимости развития персонала.

Не приуменьшая вклад исследований, использовавших данный подход, многие учёные говорят о том, что не существует оптимального стиля руководства, тогда как данный подход предполагает именно это. Эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль.

Тогда как подход с позиции личностных качеств и поведенческий подход сосредотачивают своё внимание на конкретных компонентах лидерства, ситуационный подход выдвигает на передний план то, что решающую роль в эффективном лидерстве играют ситуационные факторы, при этом не отвергая важность личностных и поведенческих характеристик.

Считается, что эффективность лидерства имеет ситуационный характер и зависит от предпочтений, личностных качеств подчиненных, степени их веры в свои силы и возможности воздействовать на ситуацию. Лидерство обусловливают также черты личности самого руководителя, его интеллектуальные, личностные, деловые и профессиональные качества.

Результаты более поздних исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства - в зависимости от характера конкретной ситуации. Настоящий лидер должен уметь вести себя по-разному в зависимости от конкретной ситуации.

В своём исследовании мы придерживаемся системного подхода, говоря о том, что для лидерства важны различные его составляющие: поведение лидера, взаимодействие с членами группы, конкретные особенности ситуаций, но в каждом человеке заложены определённые личностные качества, которые при должном развитии смогут сделать из любого человека настоящего лидера. Р. Стогдилл говорил: "человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств". Мы согласны с его словами, при этом осознавая, что этот набор личных свойств, качеств, важен для становления настоящего лидера. И именно на развитие этих качеств мы можем влиять.

Р. Стогдилл заключает, что "структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных". Поэтому важно воспитывать человека, который сможет влиять на других, учитывая их интересы.

Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Так, французский социолог, один из основоположников социальной психологии Габриэль Тард полагал, что лидерам свойственно сочетание таких качеств, как творческая одаренность и нонконформизм.

С этих же позиций личность лидера (вождя) характеризовал его соотечественник Густав Лебон, отмечая в ней, однако, иную совокупность черт: твердую убежденность ("убежденные участвуют в тех скрытых силах, которые управляют миром"), фанатизм ("фанатики и страдающие галлюцинациями делают историю"), одержимость идеями ("идеи, а следовательно, и те люди, которые их воплощают и распространяют, руководят миром"), слепую веру, "двигающую горы". Ум, интеллект, по Лебону, не являются качествами лидера, так как "мыслитель слишком ясно видит сложность проблем, чтобы он мог иметь когда-либо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических целей кажутся ему достойными его усилий". По его мнению, только "фанатики с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями могут основывать религии, империи и поднимать массы".

Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: 1) ум или интеллектуальные способности; 2) господство или преобладание над другими; 3) уверенность в себе; 4) активность и энергичность; 5) знание дела. . Позже Р. Стогдилл добавил к ним бдительность, популярность, красноречие.

Проанализировав литературу по выбранной теме исследования, мы выделили ряд лидерских качеств, которые по нашему мнению можно считать лидерскими и на развитие которых будет направлена разрабатываемая программа.

Были выбраны такие качества, как: социальная активность, самооценка и уверенность в себе, интеллект, а так же коммуникативные и организаторские склонности.

Понятие социальная активность является частным случаем понятия активность, которое используется во многих областях знаний. По мнению некоторых авторов - социальная активность это высшая форма человеческой активности, которая проявляется как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее.

Отечественные ученые (Л.П. Буева, О.И. Иванов, JI.H. Коган, В.Г. Мордкович и др.) определяют социальную активность как качество личности, способствующее преобразованию окружающей действительно и самого индивида. Социальную активность личности как динамическое качество личности, способствующее реализации социальной направленности личности и ее готовности проявлять себя в различных аспектах жизнедеятельности, в том числе культурно-досуговой деятельности, представляет в своей диссертации Леонова Е. И.

Развёрнутым и реализующим главный смысл социальной активности является определение, данное В. З. Коганом и именно его мы принимаем за основное. Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Он выделяет значение деятельности в развитии личности и говорит о том, что она является реальным проявлением социальной активности человека.

Дополняя его мнение, Н. П. Фетискин выделяет мотиваторы социально-психологической активности личности, отмечая, что знание молодыми людьми основных своих потребностей – исходный момент самомотивации, личностного менеджмента, и, соответственно, существенный плюс для выстраивания своего собственного жизненного пути, карьеры.

Следующим качеством личности является интеллект. В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение - интеллект (ум) - мыслительная способность, умственное начало у человека.

Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект - это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Штерн В. же полагал, что интеллект - это есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным усло­виям.

В нашей работе мы придерживаемся мнения Айзенка, который говорит о коэффициенте интеллекта (баллах IQ) - показателе способности человека узнавать что-то новое. Это степень, в которой человек может наблюдать и понимать происходящее.

Интеллект включает в себя несколько компонентов. Любопытство - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности. Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного. Гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления. Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных ею взаимосвязей. Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи. Широта мышления - способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Следующим, не менее важным качеством личности является самооценка.

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.

Бориснёв С. В. рассматривает самооценку как свойство человека оценивать себя, свой социальный статус и коммуникативную роль в конкретной ситуации.Мы придерживаемся точки зрения А.И.Липкиной, по мнению которой самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

В.В. Синявский и В.А. Федорошин говорят о таких качествах личности, как коммуникативные и организаторские склонности, направляя на их изучение свой диагностический материал.

Коммуникативные способности это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Они позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую и др. виды деятельности, а так же определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия.

Л.И. Уманский разделяет организаторские способности на три группы: организаторское чутье, умение оказывать эмоционально-волевое воздействие, склонность к организаторской деятельности. Л.И. Уманский выделяет способность руководителя самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на себя функции организатора и ответственность за работу других людей в трудных и неблагоприятных условиях, потребность осуществлять организаторскую деятельность и постоянную готовность браться за нее, получение положительных эмоций от ее осуществления и скуку, если ею не заниматься.

Именно этот набор качеств личности диагностировались в ходе нашего констатирующего эксперимента, как лидерские. Те качества, которые при всех остальных объективных и субъективным условиях позволяют человеку стать лидером, настоящим руководителем той группы, в которой он существует.

Рекомендуем почитать

Наверх