Православие можно ли причащаться в пасху. Можно ли читать каноны и последование ко причастию в течение недели? Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви

Автоматизация бизнеса 25.09.2019
Автоматизация бизнеса

Здравствуйте. Очень хочу исповедаться, но не знаю с чего начать. Точнее - боюсь. В церковь хожу не регулярно, но довольно часто. Каждый раз хочу подойти к батюшке, спросить, но оковывает страх. И опять оставляю на потом. На душе тяжело. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить. С уважением, Елена.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Елена!

Ну, в Вашей ситуации надо как-то перебороть этот страх, переступить через него и все-таки начать исповедоваться, - другого пути нет. Походите по разным храмам, посмотрите на священников, и в Вашем городе наверняка найдете кого-нибудь, перед которым душа Ваша раскроется. Поспрашивайте через знакомых, посмотрите разные сайты храмов Петербурга… Ищущий всегда найдет! Бог Вам в помощь!

Батюшка, вчера на проповеди в нашем храме священник сказал о том, что раньше за грех блуда и колдовства отлучали от причастия на много лет. Сохраняется ли эта практика сейчас?
Ольга

Здравствуйте, Ольга!

Канонов, конечно, никто не отменял, и, теоретически, они могут быть применены в церковной практике. Но, насколько я знаю, священники сейчас назначают куда более мягкие епитимьи, чем требуют этого каноны. Это вынужденная мера, связанная со многими факторами, перечислять которые затруднительно. Но, тем не менее, каноны дают нам возможность понять, насколько серьезно Церковь относится к таким грехам как блуд и колдовство.

Подскажите, пожалуйста, как правильно исповедаться. Достаточно ли только назвать грех, например, обман близкого человека. Или необходимо более подробно рассказать в чем заключался обман? Марина.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Марина!

В большинстве случаев достаточно просто назвать грех. Однако, обман бывает разный. Поэтому лучше немного конкретизировать. Если будет необходимость, то священник сам попросит рассказать о чем-то более подробно.

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, как исповедоваться 7-летнему ребёнку? Раньше мы ходили просто причащаться, а с 7 лет, я слышала, нужно исповедоваться. Спасибо! Татьяна.

Здравствуйте, Татьяна!

Постарайтесь объяснить ребенку, что такое грех, что наши грехи огорчают Бога и потому мы должны в них каяться - то есть просить прощения. Остальное предоставьте священнику, которого следует предупредить, что исповедь у ребенка первая. Ни в коем случае не готовьте исповедь за ребенка, очень важно, чтобы он научился чувствовать грех самостоятельно. А вот если ребенок задаст Вам вопрос грех ли тот или иной его поступок, то, конечно, Вы можете ему ответить на вопрос.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что делать, если уже несколько раз исповедовала один и тот же грех, но облегчения не происходит, и воспоминание о грехе все равно мучает? Спасибо! Лариса .

Здравствуйте, Лариса!

Посоветуйтесь со священником на исповеди о том, какие молитвы или иные духовные средства могут Вам помочь. Лично зная Вас и Ваш грех, священник на исповеди даст точный и действенный совет.

Как исповедовать мысленные грехи, подробно или общими фразами -хульные, непристойные мысли, или подробно, о чем конкретно я подумала? Ведь есть такие мысли, которые невозможно даже озвучить.
И если мы за каждое слово будем отвечать, а за всю жизнь столько ужасных слов сказано, на исповеди невозможно сказать все слова, то надо говороить на исповеди общими фразами? Татьяна.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Татьяна!

Конечно, за всю жизнь столько ужасных слов сказано, что на исповеди сказать их невозможно, да и не полезно. Но даже «общие» фразы могут быть более-менее детализированы. Если помыслы Вас постоянно одолевают, то лучший способ их уврачевания - это прямо назвать их на исповеди. Тогда и священник сможет подсказать Вам наиболее действенный способ борьбы с ними. То же относится и к словам - можно каяться, не вспоминая каждое сказанное слово, но достаточно конкретно описывая ситуацию.

Скажите, пожалуйста, можно ли во время исповеди обращаться к Богу на "Ты" или надо говорить о Господе в третьем лице, обращаясь к священнику? Спаси Господи! Анна.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Анна!

Каемся мы перед Богом, а священник является посредником между Богом и человеком. Исповедуемся мы Богу, но говорим со священником, который принимает исповедь.

Много споров по поводу причащаться или нет в День Пасхи. В Великий четверг вечером будет последняя исповедь перед Светлой Пасхой. Вопрос в том, что если не получится попасть на исповедь в Великий четверг, будет ли еще одна исповедь на ночном богослужении в Великую субботу? Спаси, Господи! Александр.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Александр! Бог Вас благословит!

В каждом приходе этот вопрос решается индивидуально в зависимости от конкретных обстоятельств. Но, безусловно, подробно исповедовать на Пасху нет возможности, поэтому постарайтесь исповедоваться заранее. В любом случае за окончательным ответом Вам нужно обратиться в тот храм, в который собираетесь прийти на Пасху.

Известны ли в церковной практике случаи записи на различные информационные носители исповеди? Имеет ли право исповедующийся человек, не ставя в известность священника, тайно вести запись своей исповеди? В целом, можно ли дать оценку подобным действиям? Спасибо. Марина.

Отвечает священник Михаил Самохин:

Здравствуйте, Марина!

Исповедь является тайной, хранение которой обязательно не только для священника, но и для исповедующегося. Тайная запись исповеди может быть расценена как человеческая непорядочность. Если к этому не побуждают какие-то исключительные причины, о которых Вы ничего не пишете. При желании записать исповедь, священник обязательно должен быть поставлен об этом в известность и дать на это свое благословение.

Меня больше года мучает смертный грех, который я совершила по отношению к своей семье. Постоянно посещают мысли, что Господь не простит мне его или, если простит, то я или мои дети должны будут понести страшное наказание. Я уже исповедовала его, но всё равно мучаюсь душой. Что мне делать? Как жить спокойно? Никаких сил нет, постоянно плачу. . .
Благодарю заранее за помощь. Екатерина.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Екатерина!

Такое случается, люди продолжают мучиться после исповеди. Обычно такое случается, когда исповедь бывает не совсем искренней или полной. Я думаю, что Вам стоит пойти в храм и лично поговорить со священником, рассказать о проблеме и попросить совета. Заочно, посредством интернета, очень сложно Вам помочь.

Вы знаете, меня мама заставляет идти на Соборование, а я не хочу. Ведь после этого нужно исповедоваться. Но ведь для того, чтобы исповедоваться, нужно ощущать потребность душевную, как я думаю. А я на данный момент её не ощущаю. И считаю, что без этого исповедоваться нет смысла. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Любовь, 17 лет.

Отвечает священник Антоний Скрынников:

Здравствуйте, Любовь!

Исповедь, как правило, происходит до соборования, а не после. Заставлять вас идти на соборование против вашей воли, конечно же, неправильно. Но с другой стороны, вы должны понимать, что ни одна мать не пожелает своему ребенку ничего плохого. Никакой первоклашка не хочет ходить в школу. Гораздо веселее играть целыми днями в солдатики и машинки. Когда мы вырастаем, мы начинаем понимать, какое же доброе дело сделали наши родители, дав нам образование.
Если вы не испытываете духовную потребность в покаянии, то это серьезный повод задуматься, что с вашей душей что-то происходит. Если мы не видим своих грехов и потребности в избавлении от них, то наша душа мертва. Если мы считаем нашу совесть чистой, то это признак короткой памяти.
Чтобы пробудить свою совесть, нужно читать Евангелие, духовную литературу, в том числе и об исповеди.

Каждому ли нужен духовник (или, правильнее, духовный отец) и зачем? Ольга.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Ольга!

Духовник необходим христианину. Причин тому много. Для новоначального, только начинающего жить духовной жизнью, духовник служит проводником, который не даст заплутать, может предостеречь от многих опасностей и сложностей. Духовник является и наставником, помогающим в духовном росте и развитии. Также духовника сравнивают с врачом, который врачует духовные недуги. О необходимости иметь духовника пишут многие святые отцы.

Как часто надо исповедоваться? А если некоторые моменты жизни никак не могу высказать Батюшке, но они меня гложут, как себя пересилить? Юлия.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Юлия!

Частота исповеди зависит от напряженности духовной жизни, вопрос этот для каждого человека решается индивидуально. Как правило, исповедоваться и причащаться советуют не реже 1 раза в 3-4 недели, но это лишь самый приблизительный ориентир. Как часто стоит исповедоваться Вам, решите в личной беседе со священником, у которого исповедуетесь. Для исповедания некоторых грехов, действительно, требуется определенное духовное мужество. Молитесь, просите Господа о помощи. Возможно, Вам поможет письменная исповедь - напишите то, в чем хотите покаяться, и дайте прочитать записку священнику, это допустимо. «Волшебного» способа преодолеть себя не существует - только самопонуждение, молитвенное и духовное усилие могут Вам помочь. Дай Бог Вам сил!

Я покрестился 2 года назад, на исповеди не был. Теперь, чувствую, что просто необходимо. Грехи описываются со времени крещения? Или за свою всю жизнь? На нескольких исповедях. Подскажите, пожалуйста! С уважением, Владимир.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Владимир!

При Крещении человеку прощаются все совершенные ранее грехи, поэтому каяться в них не нужно. Исповедовать необходимо грехи, совершенные после Крещения, но, если совесть Ваша неспокойна, расскажите об этом священнику.

Здравствуйте! Пожалуйста, разрешите вопрос. Можно ли исповедоваться без подготовки (1-3-дневного поста и вычитывания канонов), если уверена, что причащаться не будешь именно после этой исповеди. Или нельзя? Наталья.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталья!

Да, исповедоваться можно без предварительного поста и чтения особых молитв. Напомню, однако, что сейчас идет Великий пост, который необходимо по мере сил соблюдать.

Хочу исповедаться первый раз, но меня очень волнует следующий вопрос: мы с мужем не венчаны. Повенчаться хотим этим летом. Поминаю, что это не повод откладывать исповедь до лета. Как мне быть в такой ситуации? Екатерина.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Екатерина!

Не смущайтесь, Церковь не считает зарегистрированный брак грехом, даже если этот брак не венчан. Поэтому нет никаких причин откладывать исповедь и причастие до лета. Сейчас приближается Великий Пост - время сугубого покаяния. Желаю Вам не откладывать исповедь, а воспользоваться этим благодатным периодом церковного года.

Здравствуйте. В последнее время приходит осознание того, как много я нагрешила в своей жизни, недавно еще и сделала аборт. Не могу больше так жить, нет мне оправдания. Очень сильно во всем раскаиваюсь, на душе камень. Подскажите, пожалуйста, что мне нужно сделать, простит ли меня Господь, если я покаюсь во всем содеянном? Не хочу после смерти попасть в ад, ведь по сути я человек не плохой. Спасибо. Екатерина.

Здравствуйте, Екатерина!

Искренне рад, что Вы осознали тяжесть совершенных грехов и раскаиваетесь в них. Господь прощает нам грехи, в которых мы искренне каемся. Начать Вам нужно с исповеди в храме, прислушайтесь к советам священника, который будет принимать Вашу исповедь. Если он сочтет необходимым дать Вам епитимью, приложите все усилия к тому, чтобы ее исполнить, и впредь старайтесь не допускать в своей жизни тяжких грехов. Помните, что Господь любит каждого человека, и всем нам желает спасения. Но спасаемся мы не своими «заслугами», а милостью Божией. А мы все - грешные, но это вовсе не то же самое, что «плохие». В каждом человеке есть образ Божий, и нужно понимать, что все наши «хорошие» стороны - от Бога. Но мы грешные, все искажаем образ Божий своими грехами, и потому должны каяться в своих грехах и все нуждаемся в милости Божией. Слово «покаяние» по гречески звучит как «метанойя» и означает «изменение сознания». Каяться необходимо так, чтобы суметь измениться, чтобы даже мысль о повторении греха была для нас недопустимой. Молитесь, кайтесь и не отчаивайтесь в Милости Божией! Помоги Вам Господи!

Как правильно каяться? Верно ли я понимаю, что нужно рассказать всё, что было совершенно и теперь мучает? И в любой церкви это можно сделать? Ксения.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Ксения!

Каяться надо в тех грехах, которые Вы за собой заметили. Это можно делать в любом храме, но желательно со временем найти духовника - священника, которому Вы будете регулярно исповедоваться, и который станет Вашим руководителем в духовной жизни.

Никак не могу наладить духовную жизнь. С домашней молитвой как-то начало проясняться после 4,5 лет хождения в церковь. А вот с регулярным причастием беда. Думаю: зачем буду готовиться, стараться, если в принципе я в церкви никому не нужна. Все упирается в равнодушие священников. Они только исполняют свою работу, их не интересует духовная жизнь паствы, отдельной личности. Исповедь или рано-рано утром, или во время службы. Все действия священнослужителей направлены на сбор денег. Один формализм, ничего живого. Читала массу статей об исповеди, причастии. Есть дельные советы, но статьи исходят из того, что ты приходишь к добросовестному и умному священнику. У нас в Казани большинство — халтурщики. Раскрывать перед ними душу — осадок остается, чувство досады. Такая психологическая коллизия. Что посоветуете, кроме терпения?
Спасибо. Татьяна.

Здравствуйте, Татьяна!

Приходя в Церковь, мы приходим не к тому или иному священнику, хорошему или плохому, мы приходим к Богу, ко Христу. Именно к Нему мы обращаемся в молитве, с Ним соединяемся в Таинстве Причастия, Он отпускает нам грехи, врачует нашу душу, направляет нашу жизнь. И Ему каждый из нас и нужен, и ценен, и дорог. Помните, что ради Вас Господь пришел на землю и принял крестную смерть. Вас Он любит и Вам желает спасения. Поэтому первое, что я могу Вам посоветовать, это искать в церкви не внимания от священника или прихожан, а встречи с Господом. И в таинствах христианин участвует не для того, чтобы стать кому-то нужным - таинства нужны Вам, в них Вы получаете Божию благодать, поддержку Ваших духовных сил, исцеление духовных болезней.
Далее Вы пишите, что исповедуетесь и причащаетесь нерегулярно, но при этом хотите, чтобы священник уделил Вам особое внимание. Но ведь нельзя руководить духовной жизнью человека, которого не знаешь и видишь нерегулярно. В таких случаях очень трудно дать какой-то совет. А иногда священник и старается дать совет, но собеседник не готов его услышать, а потому обижается на священника. Кроме того надо помнить, что исповедь - это покаяние в грехах, и, как правило, нет необходимости на исповеди описывать те причины, которые в наших глазах являются «смягчающими обстоятельствами». Господь лучше нас знает все смягчающие обстоятельства, но грех остается грехом, и нам на исповеди нужно в нем каяться. Когда нужно что-то уточнить - священник сам задаст вопрос. Но зачастую на исповеди приходится слышать жалобы на скверный нрав родных и близких, невыносимые условия на работе и тому подобное. А цель исповеди - не «душевно» побеседовать с батюшкой, а принести Господу покаяние в грехах и получить от Него прощение.
Ну и последнее, о чем я хотел бы Вам сказать. Попробуйте не ждать, что Вы станете кому-то нужны, а самой стать нужной ближним. Предложите свои силы для каких-то приходских мероприятий, выделите время для посещения больных, престарелых, детей-сирот, словом, окажите сами кому-то внимание и милосердие. Только не ожидайте чего-то «взамен», а просто попробуйте стать полезной кому-то рядом. Чувство ненужности и оставленности очень быстро пройдет, уверяю Вас.
Если же у Вас возникают какие-то вопросы, на которые Вы не можете найти ответа, пишите нам, постараюсь ответить на Ваши вопросы.

Здравствуйте! С некоторых пор после исповеди меня мучает один вопрос. Если женщина сделала аборт и раскаивается в этом (исповедь и свечи за упокоение души нерожденного ребенка), то Бог прощает этот грех, а как это влияет на мужчину, который тоже принимал участие в зачатии (мужчина не исповедуется и не верует)? Заранее благодарна за ответ. Наталья.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталья!

Раскаяние женщины никак не влияет на мужчину: каждый отвечает перед Богом за свои грехи. Так что и мужчине нужно принести покаяние, или он будет отвечать за свой грех перед Богом.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), насельник Спасо-Преображенского монастыря г. Саратова

Что такое артос и как его следует употреблять?

Артос — это особым образом приготовленный церковный хлеб, внешне похожий на большую просфору. Значение этого хлеба для христиан определяется самим чином его освящения. По окончании ночной Пасхальной службы перед царскими вратами полагается артос, совершается каждение, священник читает особую молитву на освящение артоса и окропляет его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа.

Артос не просто посвящается Господу, но знаменует собой невидимое присутствие среди молящихся Самого Христа. Этот обычай сохраняется в Церкви от апостольских времен, когда после Вознесения Иисуса Христа апостолы, собираясь на общую трапезу, оставляли центральное место незанятым и полагали перед ним хлеб, ясно выражая веру в слова Спасителя: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Также в молитве на освящение артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недугов, о даровании здравия вкушающим святой артос. В течение всей Светлой Седмицы артос пребывает напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на Пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу, а также в первое воскресенье после Пасхи, которое называется Антипасха, после литургии артос раздробляют и раздают верующим.

Употребление артоса, который является символом самого насущного для нас хлеба — Христа Спасителя, должно быть для христианина правилом благочестия. Артос — святыня, и наряду с крещенской водой — агиасмой, является благодатной помощью во время телесных и душевных недугов. Принеся артос домой, нужно хранить его с благоговением так же, как и просфоры: подсушив, положить в коробочку или банку, поставить под иконами или в чистом месте и вкушать по необходимости натощак, запивая святой водой.

Надо только помнить о том, что самое главное в жизни христианина — причащение Святых Христовых Тайн — ни артос, ни крещенская вода заменить не могут.

Правда ли, что на Светлой седмице не читают утренние и вечерние молитвы (и когда следует снова их читать)? Как на Светлой готовиться ко Причастию? Можно ли причащаться ежедневно?

Светлая седмица — совершенно особое время в богослужебной жизни Церкви, а также в обыденной жизни христиан. Многократное повторение на службах слов о победе Христа над смертью как бы погружает человека в состояние радостного возбуждения, которое в каком-то смысле даже мешает сосредоточиться на чем-либо другом. «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь восстание Христово, в немже утверждается»,— это тропарь Пасхального канона, который каждый вечер поется в течение Светлой седмицы.

Читаемые христианами в течение всего года утренние и вечерние молитвы наполнены более покаянными чувствами, прошениями о прощении грехов и ниспослании сил для ежедневной борьбы со страстями и искушениями. Эти чувства, обычные для тех, кто старается жить духовной жизнью, на Пасху никуда не исчезают, но свет Воскресения Христова заполняет собой все — «и небо, и землю, и преисподнюю». Поэтому-то Церковь отлагает на время эти покаянные молитвословия и предлагает христианам и в домашней молитве совершать прославление Христовой победы над смертью.

Начиная с понедельника Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно вместо вечерних и утренних молитв читаются «Часы Пасхи», а вместо правила ко причастию — Пасхальный канон и стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию). Если же человек хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

Что касается поста перед причащением на Светлой седмице, то, несмотря на уставные указания о его отмене, общепринятая практика все же рекомендует поститься один день. Это не является нарушением устава, но необходимой подготовительной аскетической мерой, особенно для тех, кто причащается нерегулярно.

Относительно ежедневного причащения на Светлой седмице, каждый должен решить этот вопрос со своим духовником. Это зависит от степени воцерковленности человека, образа его жизни и многих других причин. Причаститься на Светлой седмице за литургией, совершаемой по пасхальному чину, было бы полезно для теснейшего приобщения к Пасхальной радости.

Почему после Пасхи не читаются молитвы «Царю Небесный» и «Достойно есть»? И какие молитвы надо читать перед едой?

Светлая седмица вносит изменения во внешние правила благочестия, не умаляя их, но как бы давая нам возможность хоть немного прочувствовать слова Христа: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Например, отменяются вообще все земные поклоны, как в храме, так и во время домашней молитвы. Это вовсе не означает, что мы не готовы приклониться перед Господом, но напоминает нам о том, к какому общению с Ним мы призваны.

В начале всех молитвословий в период до отдания Пасхи молитва «Царю Небесный» заменяется на троектратное «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Это связано с тем, что, начиная со Страстной седмицы, мы следуем за евангельским повествованием и сопереживаем апостолам, ученикам Христовым. По Воскресении Он многократно являлся ученикам, беседовал с ними и давал наставления, одно из которых звучит так: надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24, 46-49) . Здесь Господь говорит о грядущем сошествии Духа Святого на апостолов и рождении Церкви Христовой. Поэтому в период до Троицы мы, вместе с апостолами, не призываем Духа Святого: «прииди и вселися в ны»,— но находимся, по слову Господа, в ожидании «облечения силою свыше».

По окончании всех молитв, как и положено в большие праздники, вместо «Достойно есть» читается или поется задостойник, который на Пасху является ирмосом девятой песни пасхального канона: «Светися, светися новый Иерусалиме…». Также и обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи соответственно.

01.05.2016
Светлая седмица и причастие: как они связаны между собой? Можно ли причащаться на Светлой седмице? Как причащаться в Светлую седмицу? Как правильно подготовиться к причащению? Эти вопросы волнуют многих православных христиан, желающих приступить к Святым Тайнам с благоговением и в праздничные светлые пасхальные дни. Вокруг этой темы некогда в разных приходах действовала разная практика. В нынешнем году наконец она получила документальное утверждение. В феврале 2016 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви утвердил одобренный Архиерейским Совещанием 2 февраля 2015 года и принятый Священным Синодом 5 мая 2015 года (журнал №1) документ . Теперь в любых затруднительных случаях мы можем всегда обращаться непосредственно к этому документу.

Процитируем ту его часть, которая имеет непосредственное отношение к вопросу о том, как подготовиться к святому причащению в Светлую седмицу.

О посте:

«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица - неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, - следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».

О молитвенном правиле

«Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву».

Об исповеди

«В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди. При преподании соответствующего благословения духовникам следует особо помнить о высокой ответственности за души пасомых, возложенной на них в Таинстве Священства».


Святая Пасха Христова является величайшим праздником в жизни любого христианина. Не удивительно, что она, на какое-то время, меняет и весь наш жизненный уклад. В частности, домашние молитвы Светлой Седмицы отличаются от привычных. Меняется чин подготовки мирянина ко Причастию. С вечера первой субботы по Пасхе и до самого праздника Троицы некоторые привычные элементы утренних и вечерних молитв также меняются.

Итак, давайте разберем, как меняются домашние молитвы Светлой Седмицы и чем они отличаются от привычных нам. Я допускаю, что мою страницу могут читать люди, которые только воцерковляются, и начну с малого вступления.

Одним из важных моментов церковной жизни христианина является ежедневное домашнее (т.н. «келейное») чтение утренних и вечерних молитв. Это можно сравнить с «добрым утром» и «спокойной ночи», которые любящие дети говорят своим родителям утром и отходя ко сну. Утренние и вечерние молитвы — это набор молитв, составленных разными святыми, которые Церковь рекомендует как содержащие самые необходимые для каждого православного славословия и прошения к Богу, Богородице и святым на день и грядущую ночь.

От праздника Пасхи и до праздника Троицы домашние молитвы изменяются для того, чтобы выразить почтение святому празднику на протяжении Светлой Седмицы и затем показать понимание верующим основных библейских событий, последовавших за нею.

Самое главное изменение, о котором нужно знать верующему: во все дни Пасхальной недели (Светлой Седмицы) – первой недели после праздника Воскресения Христова, до утра субботы включительно, – вечерние и утренние молитвы дома не читаются . Вместо них поются или читаются Часы Пасхи. Их можно найти в больших молитвословах и молитвословах-канонниках.

Также любые другие домашние молитвы Светлой Седмицы — каноны, акафисты и пр. обязательно предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”

Подготовка к Причастию на Светлой Седмице


Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой Седмице он может приступать ко Причащению натощак (т.е. не принимав пищи и воды с полуночи), но без поста накануне. Разумеется, следует сделать оговорку, что перед Причастием и разговлятьсяРазговение — разрешение, по окончании поста, употреблять скоромную пищу, запрещенную во время поста нужно в меру, не переедая и не предаваясь пьянству, курению табака.

Домашние молитвы Светлой Седмицы, составляющие правило ко Святому Причащению, изменяются таким образом: вместо трех канонов (Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю) читается Канон Пасхи, затем — Часы Пасхи, Канон ко Причастию с молитвами.

Как уже говорилось выше, все молитвословия, в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении, предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи, а псалмы и молитвы с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) — не читаются.

Что касается исповеди перед Причастием: если вы исповедовались на Страстной седмице и не совершали тяжких грехов, тогда необходимость исповеди непосредственно перед Причастием лучше определить со священником храма, где вы хотите причаститься или своим духовником.

Домашние молитвы второй седмицы по Пасхе и до Троицы

Со второй седмицы по Пасхе (вечер первой субботы) возобновляется чтение обычных утренних и вечерних молитв, а также Правила ко Святому Причащению, включающего каноны ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению.

Однако необходимо обратить внимание на следующие особенности: до праздника Вознесения Господня (40-й день по Пасхе), накануне которого совершается отдание праздника Пасхи, вместо молитвы Святому Духу “Царю Небесный…” трижды читается тропарь Пасхи “Христос воскресе из мертвых…”.

От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы.

Еще раз напоминаю, что до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны не только дома, но и в Храме, в частности — на возглас «Святая — Святым» и при выносе святой Чаши.

Задостойник


От понедельника Светлой Седмицы до Вознесения вместо обычного окончания молитв «Достойно есть…» поется задостойник.

.

Мне уже неоднократно задавали следующий вопрос:

"Можно ли нам причащаться на Пасху? А в Светлую седмицу? Чтобы причаститься, нам надо продолжать пост?"

Вопрос хороший. Однако он выдает отсутствие четкого понимания вещей. На Пасху не просто можно, но даже нужно причащаться. В пользу этого утверждения мне бы хотелось привести в обобщенном виде ряд аргументов:

1. В первые века истории Церкви, как мы видим в канонах и святоотеческих трудах, участие в Литургии без причащения Святых Тайн было просто немыслимо. (Об этом советую прочитать статью: "Когда и как нам следует причащаться".) Однако со временем, особенно в наших краях, уровень благочестия и понимания среди христиан стал падать, и правила подготовки к причастию стали строже, местами даже чрезмерно (в том числе двойные стандарты для духовенства и мирян). Несмотря на это, причащение на Пасху было общей практикой, сохраняясь по сей день во всех православных странах. Однако некоторые откладывают причастие до самой Пасхи, словно им кто-то мешает приступать к Чаше каждое воскресенье Великого поста и всего года. Таким образом, в идеале нам следовало бы причащаться на каждой литургии, особенно в Великий Четверг, когда была установлена Евхаристия, на Пасху и на Пятидесятницу, когда родилась Церковь.


2. Тем, на кого возложена епитимья по причине какого-либо тяжелого греха, некоторые духовники разрешают причаститься (только) на Пасху, после чего, еще некоторое время, они продолжают нести свою епитимию. Эта практика, которая, тем не менее, не является и не должна быть общепринятой, имела место еще в древние времена, в помощь кающимся, чтобы укрепить их духовно, позволив и им приобщиться к радости праздника. С другой стороны, позволение кающимся причаститься на Пасху указывает на то, что простого течения времени и даже личных усилий кающегося недостаточно, чтобы избавить человека от греха и смерти. Ведь для этого необходимо, чтобы Сам воскресший Христос послал свет и укрепление душе кающегося (подобно тому, как преподобная Мария Египетская, которая вела распутный образ жизни до самого последнего дня своего пребывания в миру, смогла встать на путь покаяния в пустыне только после причащения Христу). Отсюда появилось и распространилось в некоторых местах ошибочное представление о том, будто на Пасху причащаются только разбойники и блудники. Но разве у Церкви есть отдельное причастие для разбойников и блудников, а другое - для тех, кто ведет христианскую жизнь? Разве Христос не Один и Тот же на каждой литургии в течение года? Разве Ему не причащаются все - и священники, и цари, и нищие, и разбойники, и дети? Кстати, слово свт. Иоанна Златоуста (в конце пасхальной утрени) призывает всех без разделения к причащению Христу. Его призыв «Постившиеся и непостившиеся — возвеселитесь ныне! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уйдет голодным!» явным образом относится к причастию Святых Тайн. Удивительно, что некоторые читают или слушают это слово, не понимая, что нас призывают не к трапезе с мясными блюдами, но к причащению Христу.

3. Также крайне важен догматический аспект этой проблемы. Народ толкается в очередях, чтобы купить и отведать на Пасху ягнятины - для некоторых это единственная "библейская заповедь", которую они соблюдают в своей жизни (так как остальные заповеди их не устраивают!). Однако когда в книге Исхода говорится о заклании пасхального агнца, это относится к еврейской Пасхе, где ягненок был прообразом Христа-Агнца, закланного за нас. Поэтому вкушение пасхального агнца без причащения Христу означает возвращение к Ветхому Завету и отказ признать Христа "Агнцем Божьим, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1:29). Кроме того, люди пекут всевозможные куличи или другие блюда, называемые у нас "пасхой". Но разве мы не знаем, что "Пасха наша - Христос" (1 Кор 5:7)? Поэтому все эти пасхальные яства должны быть продолжением, но не заменой причастию Святых Таин. Об этом не особо говорится в храмах, но мы все должны знать, что Пасха это во первых Литургия и причащение Христу Воскресшему.

4. Некоторые также говорят, что на Пасху нельзя причащаться, потому что потом ты будешь вкушать скоромное. Но разве священник не делает то же самое? Зачем тогда совершается Пасхальная Литургия, и после нее благословляется вкушать молочное и мясное? Разве не ясно, что после причастия можно вкушать все? Или, может быть, кто-то воспринимает Литургию как театральный спектакль, а не как призыв к причащению Христу? Если бы вкушение скоромного было несовместимо с причащением, тогда на Пасху и Рождество не совершалась бы Литургия, либо не было бы разговления. Причем, это касается всего литургического года.

5. А теперь о причастии на Светлой Седмице. 66-ое правило Трулльского собора (691 год) предписывает, чтобы христиане "наслаждались Святыми Тайнами" в течение всей Светлой Седмицы, несмотря на то, что она является сплошной. Таким образом, к причастию приступают без поста. Иначе не было бы литургии, либо пост продолжался бы. Представление о необходимости поститься перед причастием касается, прежде всего, евхаристического поста перед принятием Святых Тайн. Такой строгий евхаристический пост предписан в течение не менее шести, а то и девяти часов (не так, как католики, которые причащаются спустя час после трапезы). Если же мы говорим о многодневном посте, то вполне достаточно семинедельного поста, который мы держали, и нет нужды - более того, даже запрещено - продолжать поститься. По окончании Светлой Седмицы мы будем поститься по средам и пятницам, а также в течение трех других многодневных постов. В конце концов, священники не постятся на Светлой Седмице перед причастием, и тогда непонятно, откуда взялось представление о том, что в эти дни должны поститься миряне! Тем не менее, на мой взгляд, к причастию в дни Светлой Седмицы могут подходить только те, кто соблюдал весь Великий пост, кто ведет цельную, уравновешенную христианскую жизнь, всегда стремится ко Христу (а не только постами) и причастие воспринимает не как награду за свои труды, но как лекарство от духовных болезней.

Таким образом, каждый христианин призван готовиться к причастию и просить его у священника, особенно на Пасху. Если же священник отказывает безо всяких оснований (в том случае, если у человека нет таких грехов, за которые положена епитимья), но пускает в ход разного рода отговорки, то, на мой взгляд, верующий может пойти в другом храм, к другому священнику (только если причина ухода в другой приход уважительная и не является лукавством). Такое положение дел, которое особенно распространено в Республике Молдова, необходимо как можно скорее исправить, тем более что высшая иерархия Русской Православной Церкви дала четкие предписания священникам не отказывать верующим в причастии без очевидных канонических оснований (см. Постановления Архиерейских соборов 2011 и 2013 гг.). Таким образом, следует искать мудрых духовников, и если мы таковых нашли, надо им послушаться и под их руководством причащаться как можно чаще. Не стоит вверять свою душу кому попало.

Бывали такие случаи, когда некоторые христиане на Пасху приступали к причастию, а священник поднимал их на смех перед всем церковным собранием, говоря: "Разве тебе не было достаточно семи недель, чтобы причаститься? Почему ты нарушаешь обычаи села?". Хотелось бы спросить у такого священника: "А тебе разве не хватило четырех-пяти лет учебы в духовном заведении, чтобы определиться: либо ты станешь серьезным священником, либо пойдешь пасти коров, потому что "домостроители тайн Божиих " (1 Кор 4:1) не могут говорить такие глупости…". И об этом надо говорить не ради насмешки, но с болью о Церкви Христовой, в которой служат и такие некомпетентные люди. Настоящий священник не только не запрещает людям причащаться, но и призывает их к этому и учит жить так, чтобы они могли приступать к Чаше на каждой литургии. И тогда уже сам священник радуется тому, насколько иной становится христианская жизнь его паствы. "Имеющий уши слышать да слышит!".

Поэтому "со страхом Божьим, верой и любовью приступим" ко Христу, чтобы лучше понять, что значит "Христос воскрес!" и "Воистину воскрес!". Ведь Он Сам говорит: "истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин 6:53-54).

Рекомендуем почитать

Наверх