Отграничение преступления от иных правонарушений. Отграничение убийства от других видов преступлений Виновность как признак преступления

Реклама 04.07.2020
Реклама

Хотя само понятие преступлений и было сформировано относительно давно, однако до его появления институт уже имел существование. Пусть понятие и признаки преступления по УК РФ и являются неотделимыми от права, само преступление как явление существовало задолго до того, как появились сами государства. Данный институт прошел длительное развитие и многочисленные преобразования, однако своей повседневной актуальности так и не потерял, да и вряд ли когда-нибудь утратит ее. В этой статье речь пойдет о понятии и признаках преступления в статьях УК РФ, которые существуют и широко используются в настоящее время.

Становление

Задолго до того, как появилось законодательно закрепленное понятие преступления, люди уже долгое время совершали деяния, которые изначально противоречили существующим в обществе традициям, обычаям и правилам, которые бытовали в нем. Подобные деяния могли нести вред и существенно дезорганизовывать общественную жизнь. После того как начали появляться первые государства, потребовалось каким-либо образом зафиксировать, как именно проявляются наиболее часто встречающиеся отклонения от нормального поведения, которые несли за собой негативные последствия. Появились первые законодательные сборники - возникли и первые наказания за преступления. Начали карать за убийство, кражу и многие другие противоправные деяния. Однако как правовая категория преступления закреплены были намного проще, когда стали появляться особые кодексы, которые содержали в себе исключительно нормы уголовного права.

На протяжении веков признаки преступлений постоянно менялись, поскольку в учет обязательно входили существующие в тот момент правила. Наиболее ярко это проявляется в странах, где долгое время бытовало рабовладельчество. Убийство собственного раба изначально не считалось преступлением. На данный момент в современном обществе даже сложно представить себе, что была определенная прослойка общества, которая просто не принималась за людей.

Сегодня, когда в обществе стало заметно преобладание среднего класса, большинство выделенных статей о признаках составов преступлений по УК РФ ориентировано именно на то, чтобы защитить его интересы. Подобная картина заметно проявляется не только в России, но и многих иных развитых стран мира.

Точки зрения

Сейчас в уголовном праве различных стран существует 2 точки зрения на то, как именно следует определять понятие преступления.

  1. Формальная точка зрения придерживается того, что под преступлением стоит считать только такое деяние, которое было предусмотрено в уголовном праве конкретной страны, где проживает преступник. Однако подобная трактовка является весьма общей, поскольку в таком случае непонятно, что же именно стоит причислять к разряду преступлений. В конечном итоге по такому ориентиру даже посадка деревьев и прогулка по улице может стать преступлением, если законодательный орган решит внести такие нормы в закон.
  2. Материальная точка зрения больше сосредоточена на выделении признаков, с помощью которых можно определить, почему же деяние следует считать преступным. Подобная практика выделения признаков уголовного преступления по УК РФ предпринималась в 1922 году. Однако на практике подобная процедура полностью провалилась, поскольку не нужно было определять, что же именно не следует нарушать. По сути, опираясь только на такую точку зрения, можно считать преступлением все то, что по каким-либо известным причинам судье может показаться опасным для страны и общества.

Именно поэтому наиболее часто данные точки зрения используются совместно, чтобы наиболее полно отобразить определение.

Современное законодательство

Понятие и признаки состава преступления по УК РФ в современном уголовном праве занимают одно из самых заметных мест. Сейчас его выделяют для того, чтобы в полной мере обеспечить защиту и предупредить опасные деяния. Государство само для себя определяет, что именно оно считает опасным для общества в целом, личности и для своего конституционного строя. Такие деяния и называются преступлениями.

Согласно последней редакции Уголовного кодекса, в России для определения понятия преступления была взята одновременно формальная и материальная точка зрения. Опираясь не только на уголовное законодательство, но и психологию с социологией, было определено такое поведение личности, которое не является нормальным для современного общества. Это, конечно, вовсе не означает, что уголовное право начало изучать внутреннее состояние и мироощущение человека, оно просто ориентируется на человека. Именно данный принцип и положен в основу современного российского права, причисляя к преступлениям только конкретное преступное поведение, а не убеждения или помыслы.

Понятие

На данный момент понятие и признаки преступления по УК РФ четко закреплены непосредственно в самом законе. По статье 14, деяние, которое считается виновно совершенным и общественно опасным, а также запрещено под угрозой наказания существующим в стране уголовным законодательством. Именно поэтому даже имеющее формальные признаки деяние, которое было совершено, не может признаваться преступлением, если оно не представляет для общества никакой опасности из-за его малой значимости.

Следует понимать, что любое преступление влечет за собой уголовную ответственность, то есть государство может применить к человеку санкцию в границах, которые предусмотрены законом, за совершение такого деяния. Это дает некий фактор, который заставляет адекватного человека понимать, что для достижения своей цели он должен применять только такие средства, которые не будут противоречить существующим правилам.

Отличие преступления от иных правонарушений

Преступления вовсе не являются единственным вариантом противоправного действия людей. Существует довольно большой перечень правонарушений, которые подразделяются на группы в зависимости от того, какая именно правовая отрасль их регулирует, а также методы регулирования. Именно поэтому могут существовать преступления, гражданско-правовые и административные деликты. Все подобные правонарушения имеют одинаковую базу - они общественно опасные и противоправные.

В свою очередь преступления несут наивысшую опасность для государства и его конституционного строя. Именно поэтому они могут варьироваться от страны к стране в зависимости от того, что именно государство признает опасным для себя. Именно часто на уровне общественной опасности и происходит отделение преступлений от иных правонарушений.

Признаки преступления по УК РФ

Если внимательно проанализировать то с легкостью можно выделить существующие в теории и на практике признаки данного деяния. В современном законодательстве можно выделить следующие признаки преступления в УК РФ в ст. 14:

  1. Общественная опасность.
  2. Противоправность деяния.
  3. Преступление всегда виновное деяние.
  4. Наказуемость за совершение.

Общественная опасность

Основным материальным признаком преступления по УК РФ можно назвать его общественную опасность. С его помощью можно определить, почему же именно то или иное деяние может считаться преступлением. Данное объективное свойство позволяет понять, была ли причинена опасность объектам, которые находятся под уголовно-правовой охраной.

Впервые свое законодательное закрепление в России данный признак нашел еще в 1919 году самым первым из всех. С тех пор она выступала в качестве определителя того, что противоречит существующим в стране нормальным жизненным условиям общества. Преступления имеют наивысшую степень общественной опасности, а потому являются главным приоритетом.

Противоправность

Еще одним важным признаком преступления по УК РФ признается противоправность совершенного деяния. Следует понять, что любое правонарушение несет в себе некую степень общественной опасности, однако в юридическом смысле главенствует признак противоправности. Под собой он понимает то, как государство относится к совершенному действию, считает ли оно его опасным для общества. Как только государство признает данный факт, то преступление закрепляется в нормах уголовно-правового законодательства. В самом акте признания действия противоправным лежит большой кусок политичности, поскольку властям следует выразить взгляд общества на то, что же оно считает противоречащим правилам.

Виновность

Деяние может быть признано преступлением только тогда, когда противоправное и общественно опасное деяние было совершено осознанно. Человек должен изначально предполагать или знать, что совершенные им действия могут повредить имеющимся правилам и желать наступления такого последствия. Именно поэтому, если деяние было совершенно без намерения, оно не может считаться преступлением, несмотря на то, какие именно последствия наступили. Именно поэтому для того, чтобы лицо было осуждено, оно должно достигнуть возраста уголовной ответственности и быть дееспособным, поскольку иначе есть сомнения в том, могло ли оно отвечать за свои поступки.

Наказуемость

Как только в законодательстве появляется объявление о том, что деяние причисляется к числу преступлений, то сразу же объявляется и наказание за него. Именно поэтому без этого невозможно предположить не одно преступление, ведь без того, чтобы человек понес назначенную уголовную ответственность, его может совершать каждый, которому это придет в голову. Санкция обязательна - она выступает в воспитательной и предупредительной роли. Наказуемость является не сколько признаком квалификации преступлений по УК РФ, сколько последствием, поскольку даже если потом окажется невозможным наказать человека за преступлением, его действия от этого не перестанут считаться таковыми.

Преступление не является единственной формой человеческого поведения, которая нарушает правовые запреты. В зависимости от того, какой отраслью права и какими методами регулируются или охраняются социальные связи (общественные отношения), правонарушение может быть преступлением, административным или гражданско-правовым деликтом. Все правонарушения (родовое понятие), в том числе и преступление, обладают общими для них признаками: общественная опасность и противоправность. При материальном определении понятия преступления и иных деликтов общественная опасность является общим для них признаком, хотя этот социальный признак и степень его выраженности могли бы стать критерием их разграничения при решении вопроса об отнесении деяний к проступкам или преступлению.

Насколько опасны на том или ином этапе развития общества те или иные правонарушения, зависит от многих факторов, которые учитывает законодатель. Степень опасности изменчива, что должен учитывать законодатель при криминализации и декриминализации деяний (при отнесении деяний к преступным или выведении их из числа преступных в правонарушения).

В уголовном праве при характеристике преступления учитываются разнообразные объективные и субъективные признаки. Эти признаки учитываются и другими отраслями права (административным, гражданским, трудовым и т.д.). Для разграничения должны существовать формальные признаки, которые могли бы дать более или менее четкий ответ на вопрос, что совершил субъект: преступление, административный или дисциплинарный проступок, гражданское или трудовое правонарушение.

Главное отличие преступления от иных правонарушений заключается в различной степени общественной опасности. Каждое правонарушение посягает на охраняемые законом общественные отношения, поэтому представляет определенную общественную опасность. Но количественная характеристика этого свойства не одинакова. Более высокая степень общественной опасности, отличающая преступление от иных правонарушений, может определяться различными обстоятельствами.

Критерии отграничения преступления от других правонарушений:

    характер наступивших последствий совершенного деяния;

    мотивы и цели совершения деяния;

    форма вины;

Преступление предусмотрено только уголовным законом, оно влечет за собой такие специфические последствия, как уголовное наказание и судимость .

Нередко преступление отличается от иных правонарушений только характером наступивших последствий совершенного деяния. Так, нарушение правил охраны труда, причинившее легкий либо средней тяжести вред здоровью человека является дисциплинарным или административным проступком, а то же деяние, причинившее по неосторожности тяжкий вред здоровью, образует состав преступления (ч. 1 ст. 143 УК РФ).

Иногда фактором, значительно повышающим общественную опасность деяния и превращающим его в преступление, могут служить мотивы и цели совершения такого деяния. Например, регистрация заведомо незаконных сделок с землей квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, только в случаях, когда это деяние совершено должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности. В противном случае те же действия представляют дисциплинарный проступок.

В отдельных случаях преступление отличается от иных право­нарушений только по форме вины. Так, при умышленной вине причинение легкого вреда здоровью образует преступление (ст. 115 УК РФ), а в случае причинения того же вреда по неосторожности ответственность его причинителя может иметь только гражданско-правовой характер (ст. 1085 ГК).

Отграничение преступления от других правонарушений в основном производится:

1. по объекту – по своему социальному значению объект преступления важнее объектов административных, дисциплинарных и гражданских правонарушений.

2. по вопросу отграничения преступления от административного проступка по отношению к общественной опасности нет единого мнения. Доводы оппонентов сводятся к следующему: проступок отличается от преступления меньшей степенью общественной опасности; критерием отграничения преступления от административного проступка является «качество общественной опасности»; преступлениям и проступкам присуща общественная вредность, степень которой при совершении преступления такова, что появляется ее новое качество – общественная опасность.

3. по виду противоправности и характеру санкций. Уголовно-правовая санкция содержит максимально строгие ограничения прав и свобод личности – уголовное наказание с последующей судимостью, прочие санкции не влекут судимости. Преступление всегда запрещается уголовным законом, правонарушения регулируются иными кодексами и актами.

4. по органу применяющему наказание: лицу совершившему преступление наказание назначает суд, за административное, дисциплинарное нарушение, гражданско-правовой деликт – суд, административные органы, должностные лица и т.п.

Отличие преступления от иного правонарушения можно провести по характеру и степени общественной опасности, объекту преступного посягательства, месторасположению нормы права, органам и процедуре установления и доказывания противоправности деяния, характеру и длительности применяемых мер принуждения, органам, применяющим принудительные меры воздействия, правовым последствиям и т.д.

Проще всего проводить подобное разграничение тогда, когда имеется закон, в котором указано, какие правонарушения являются гражданскими, какие административными или дисциплинарными, а какие преступлениями. С учетом этого теория и практика выработали определенные разграничения, применение которых во многих случаях дает ответ на поставленный вопрос.

Разграничение преступлений и иных правонарушений осуществляется по четырем основным признакам: объект; характер и степень общественной опасности; вид противоправности; существенный вред.

Объект преступлений позволяет определять характер общественной опасности с учетом глубины его поражения преступным деянием.

В общий объект преступлений входят такие социальные интересы (общественные отношения), посягательства на которые ввиду их особой ценности могут регулироваться исключительно уголовным законом (жизнь человека, государственная безопасность). Современный уголовный закон значительно расширил и конкретизировал по разделам и главам объекты, которые взяты под охрану уголовного закона. Интересы личности, собственность вне зависимости от ее форм, окружающая среда, конституционный строй, обеспечение мира и безопасности - таков неполный перечень объектов уголовно-правовой охраны. Как видим, приоритет общечеловеческих ценностей находит отражение в перечне объектов уголовно-правовой охраны, закрепленных в ст. 2 УК. Вместе с тем объекты гражданских, административных, трудовых правонарушений намного шире объектов преступлений.

По характеру и степени общественной опасности преступления всегда отличаются большей социальной вредностью, чем иные правонарушения, также обладающие определенной мерой общественной опасности.

Степень общественной опасности в случаях, когда преступления и правонарушения являются смежными, представляется основным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений. Именно общественная опасность выступает материально-социальным свойством и признаком исключительно преступлений. Субъективными обстоятельствами, определяющими степень общественной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу правонарушений, являются форма вины, мотив и цель.

Характер общественной опасности, который определяется объектом посягательства, позволяет отнести такие деяния лишь к числу уголовных преступлений. Однако вред правильному функционированию человеческого общества, сложившейся системе общественных отношений причиняют как преступления, так и иные правонарушения. Поэтому те и другие являются общественно опасными, но степень такого вредного воздействия может быть различной. Поэтому говорить о характере общественной опасности только в отношении преступлений вряд ли целесообразно.

Отличительным признаком преступлений от других правонарушений является характер противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону и четко в нем обозначены. Другие правонарушения нарушают нормы существующих отраслей права, притом не только сами законы, но и подзаконные нормативные акты. Только преступления могут повлечь за собой уголовное наказание с последующей судимостью. Правовые санкции иных правонарушений судимости никогда не порождают.

Материальным критерием разграничения преступлений и иных правонарушений является вред (его величина), причиненный этими правонарушениями. Преступления при прочих равных условиях всегда причиняют бóльший вред, вина преступников опаснее, мотивация низменнее, способы противоправного действия или бездействия более дерзкие. При определении преступных последствий законодатель использует различные понятия и термины. Применительно к последствиям против жизни и здоровья употребляется термин "вред", к материальным последствиям - "ущерб". В тех случаях, когда вред имеет сложный характер, например, дезорганизацию (нарушение) функционирования правосудия, государственную либо экологическую безопасность, он выражается словесно как "тяжкие последствия". Ни в одной отрасли права (кроме гражданского) таких выражений вы не встретите. Именно от наличия вреда зависит во многих случаях признание правонарушения преступлением. Если такой вред оказывается несущественным, то при наличии других обстоятельств дела привлечение к уголовной ответственности и наказание были бы излишними.

Материальный ущерб, который причиняют более половины всех совершаемых ныне преступлений, как категория оценочная измеряется в денежном выражении и физическом объеме. Иногда размер ущерба прямо указывается в примечаниях к нормам УК (см. ст. 158, 171, 177, 188, 191, 260 УК).

Гражданские правонарушения - это нарушения имущественных отношений, связанных с ними личных и некоторых иных неимущественных отношений, запрещенные под угрозой санкций главным образом в виде штрафов и возмещения ущерба. Преступления и гражданские правонарушения граничат чаще всего в сфере имущественных, экономических преступлений, связанных с причинением материального ущерба различным формам собственности.

Определенные разграничения преступлений и иных правонарушений можно осуществить на примере поведения родителей и детей в сфере семейных отношений. В соответствии со ст. 80 и 85 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Ст. 87 Кодекса устанавливает обязанности трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Злостное уклонение от исполнения этих обязанностей предусмотрено ст. 157 УК в качестве преступного деяния.

Наконец, преступление поглощает правонарушение.

По мнению некоторых авторов, всякое преступление аморально, безнравственно, но не всякий аморальный, безнравственный поступок является преступлением. Не каждое правонарушение является преступлением. Однако положение об аморальности, безнравственности всех преступлений не может быть воспринято однозначно, особенно, если речь идет о преступлениях, совершенных по неосторожности, из чувства сострадания, по иным - протосоциальным - мотивам. Поведение, соответствующее правилам морали, должно быть связано с внутренними убеждениями человека, осуществляющего данное поведение, его представлениями о добре и зле. Более того, что морально для одного, может быть аморально для другого человека. Уголовный закон в первую очередь является выразителем незыблемости государственной власти, существующего общественного строя, общественных отношений.

Иногда тяжкие и даже особо тяжкие преступления против этих отношений совершаются исходя из высокоморальной идеи, из высоконравственных принципов. Примеров тому множество. Если государственная власть осознает необходимость изменения общественных отношений, отмены (изменения) несправедливой уголовно-правовой нормы, то это становится благом для всех и выливается в процесс декриминализации, депенализации.

Правонарушения, не являющиеся преступлениями, предусматриваются Семейным, Гражданским, Трудовым кодексами, Кодексом об административных правонарушениях, ведомственными дисциплинарными уставами, а также множеством подзаконных нормативных актов. Поэтому любое из этих правонарушений характеризуется неуголовной противо­правностью.

Отличие преступления от иных правонарушений по их юридическим последствиям заключается в том, что только преступление влечет за собой такие специфические последствия, как уголовное наказание и судимость.

В Российском законодательстве существует множество отраслей права регулирующих те или иные отношения. Поэтому, в зависимости от того, какой отраслью права регулируется то или иное правонарушение, оно может быть административным, гражданским и уголовным. Административный проступок по своим признакам весьма схож с преступлением, но от последнего отличается меньшей степенью опасности и, следовательно, другим характером ответственности, которая регулируется уже не УК, а соответствующими административными актами, уставами. Гражданский, в свою очередь - Гражданским кодексом и другими нормами.

При этом, общественная опасность свойственна и уголовным, и административным правонарушениям, но степень и характер их различны.

Характер общественной опасности преступления выражает его качественную характеристику, т. е. ценность объекта посягательства и другие его свойства.

Степень же общественной опасности отражает значение объективных и субъективных моментов, характеризующих преступление и проступок.

Отличие общественной опасности различных правонарушений состоит, главным образом, в ее степени, что служит основным критерием разграничения преступлений и других правонарушений. Граница между преступлениями и административными правонарушениями в известной мере условна и подвижна. Поэтому в известные периоды развития общества уголовные правонарушения могут стать лишь административными и, наоборот, административное правонарушение по велению закона может стать уголовно наказуемым деянием, где ориентир -принцип социальной справедливости.

Справедливость - это масштаб оценки реальной жизни, общественной действительности с точки зрения должного поведения или отношения, каким оно является (представляется) общественному сознанию. Именно справедливость как социальная и этическая категория лежит в основе понятия и правовой справедливости строгости юридической санкции, степени общественной опасности деяния.

Многообразие условий, в которых совершаются преступления, учитывается нашим уголовным законодательством в полной мере. Особенно полно это определено в ч. 2 ст. 14 УК: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности...».

Как известно, основанием уголовной ответственности является состав преступления в действиях обвиняемого. Но это формальная сторона дела. Любой закон содержит лишь общее описание преступного деяния, которое может формально соответствовать всем объективным признакам законного состава, но по существу не представлять собой уголовно-правовой общественной опасности. В этих условиях нет никакой необходимости привлекать субъекта к уголовной ответственности, ибо его действия малозначительны и вследствие их совершения не наступили какие-либо весомые последствия. Рассматриваемые деяния отличаются от всех других проступков, являющихся юридическим фактом в уголовно-правовом смысле, тем, что вмещают в себя чисто внешние, т. е. формальные признаки состава преступления.

Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание за него может только суд, причем только в установленной для этого процессуальной форме. Отбывание наказания регламентируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. У лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, некоторое время (в зависимости от срока лишения свободы) сохраняется судимость. Это особое юридическое состояние, отражающееся на правовом положении лица, считающегося судимым, и признаваемое отягчающим обстоятельством при повторном совершении преступления.

Правовыми проступками являются все остальные правонарушения, т.е. противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными, но не общественно опасными, и влекущие за собой не уголовные наказания, а так называемые правовые взыскания. Проступки различаются между собой по сферам правопорядка, которые они подрывают, и по видам взысканий, которые за них применяются. Они бывают административными, дисциплинарными, гражданско-правовыми.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное виновное (умышленное или неосторожное) деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. За совершение административных правонарушений, применяются взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы на срок до двух месяцев, административный арест до пятнадцати суток. Виды административных взысканий, органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, виды административных правонарушений, производство по делам о них, а также порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Дисциплинарными проступками считаются нарушения трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины. За такие на рушения налагаются различные дисциплинарные взыскания. Трудовым законодательством предусмотрены взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на определенный срок, увольнение с работы. Уставами о дисциплине предусмотрены виды взысканий, соответствующие специфике воинской службы, работы в органах внутренних дел, на железнодорожном транспорте, в гражданской авиации и др. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями. Дисциплинарные взыскания налагаются администрацией предприятия, учреждения, организации, специально образуемыми органами (квалификац. комиссиями - в отношении судей).

Гражданские правонарушения (деликты) - это причинения неправомерными действиями вреда личности, организации или их имуществу, а также заключение противозаконных сделок, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или избирательных прав. Гражданские правонарушения влекут применение к правонарушителю таких мер правового воздействия, как принудительное возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, исполнение невыполненной обязанности и т.п.

Анализ общих признаков правонарушений, связи между их видами, а также системы правовых норм, определяющих, какие деяния квалифицируются в качестве правонарушений, и устанавливающих ответственность за их совершение, даёт возможность, рассматривать совокупность правонарушений как единую сложную систему. Признание системной взаимосвязи преступности и других правонарушений обосновывается исследованиями, которые обнаруживают связь аморальных поступков, близких к составу административного проступка, который в свою очередь моделирует состав преступления. Выявляются также тесные связи и взаимные влияния отдельных правонарушений, что позволяет рассматривать и изучать причины, общие для всех правонарушений. Итак, имеет смысл говорить о правонарушении не только как о нарушении нормы права. Т.к. для права существует два вида социальных интересов: юридические значимые и не учитываемые правом.

Таким образом, не каждое общественно опасное деяние, отраженное в уголовном законе, исходит из безнравственности, движимо аморальными мотивами. Однако за каждое такое деяние предусмотрено уголовное наказание.

Сущность преступления состоит в причинении вреда общественным отношениям.

До действующего ук 1996 г. преступление определялось, как посягательство на объекты защищаемые уп, самым ценным из которых считались основы гос.строя и советской власти (ст.7 укрсфср 1960 г.)

Т.о.понятие преступление отражало его классовую природу, классовый характер и классовую сущность, т.е. стояло на защите интересов господствующего класса.

В настоящее время ст.14 ук и практика применения этой нормы показывает постепенное освобождение от классовой сущности, поскольку самым ценным объектом, на страже которого стоит укявляется человек с его правами и свободами, общество и государство (ч.4 ст.2 ук). Такое понимание преступления говорит о его социальной сущности и социальной природе.

Кроме того, понятие преступления и его признаки законодатель закрепил в ст.14 ук, определяя преступление, как общественно-опасное, противоправное, виновное деяние под угрозой наказания.

Такое закрепление в зак., говорит о правовой сущности. Т.о., говоря о социально-правовой природе преступления необходим иметь ввиду, что это запрещенное уз деяние, посягающее на основные соц.блага в обществе.

Из понятия преступления вытекает совокупность 4-х его признаков:

1)общественная опасность преступления. Не зависит от воли законодателя, т.к.материальный.

Общес.опасность преступления означает, что деяния лица, т.е. его действия или бездействия причиняют вред охраняемым уз интересам, ил создает угрозу причинения такого вреда.

Теория и практика уп различает 2 стороны общес.опасности:

1)качественная – называется характеромобщес.опасности и означает оценку объекта, на которое посягает преступление.

Считается, что чем ценнее и важнее объект, тем выше характер общес.опасности.

2)количественная-называется степеньюобщест.опасности и зависит от характера деяния, формы, способа вины, мотивов, целей, причиненного ущерба и всегда выражается в станции данной статьи.

Общест.опасность преступления может зависит от различным объективных и субъективный обстоятельств совершения деяния. Разграничителемсовершенияобщест.опас., т.е. преступного и непреступного деяний может выступать способ (принуждение, обман) совершения.

Иногда на общес.опаснотсь может указывать мотив, цель (ст.153 ук); причиненный ущерб (ст.262 ук).

Показателем общес.опасности в некоторых случаях могут быть особенности субъектов, время и место совершения преступления, обстановка и сам хар-р деяния.

2)противоправность, которая означает запрещенность его уз. Называют формальным признаком преступления, поэтому деяние становится преступным только в том случае, если оно предусмотрено в качестве преступления в особенно ч.ук.

Процесс включения деяния в ук в качестве прес.называется процессом криминализации. Обратный процесс – исключения деяний из числа прес.назвается декриминализацией.

Пенализация-процесс смягчения наказания.

3)виновность, т.е.совершениепрес.умышленно или неосторожно.

4)наказуемость – за каждое совершенное прес.сущ.угроза наказания.

Деяние признается прес.при наличии всех 4-хпризнаков в совокупности. Если деяние имеет признаки прес., но не является общест.опасным, то оно признается малозначительным (ч.2 ст.14 ук). Малозначительность оценивается правоприменителем и оценка зависит от ценность блага, объёмомпричинённого вреда, направленности умысла и др.обстоятельтсвамисоверш.деяния.

Отличие преступления от других правонарушений

При отграничении преступлений от иных правонарушений следует принимать во внимание ряд обстоятельств. Так, некоторые преступления посягают на такие общественные отношения, на которые другие правонарушения посягать не могут (например, жизнь человека, государственная безопасность). Характер общественной опасности, который определяется объектом посягательства, позволяет отнести такие деяния лишь к числу преступлений.

Необходимость определения критериев разграничения преступлений и других правонарушений возникает при наличии смежных (различных, а иногда аналогичных) правонарушений, относящихся к разным отраслям права, но посягающим на один объект. Например, ответственность за нарушение правил дорожного движения предусмотрена как уголовным (ст. 264 УК), так и административным (ст. ст. 12.1 - 12.24, 12.28 КоАП РФ) законодательством.

Степень общественной опасности в случаях, когда деяния являются смежными, служит основным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений.

Преступления, смежные с административными правонарушениями, посягают, в основном, на такие общественные отношения, как порядок управления, общественный порядок и общественная безопасность, общественные отношения в области охраны природных богатств.

К преступлениям, совершаемым в сфере служебных отношений - должностным и против военной службы, примыкают дисциплинарные проступки.

Как гражданско-правовые деликты, так и преступления против собственности связаны с причинением личности, организациям и государству имущественного вреда.

Вред сложившейся системе общественных отношений причиняют как преступления, так и иные правонарушения. Поэтому и те и другие являются общественно опасными. Однако степень такого воздействия может быть различной.

Основным показателем, определяющим степень общественной опасности совершенного деяния, является причиненный вред. Его величина позволяет отграничивать преступления и другие правонарушения.

Субъективными обстоятельствами, определяющими степень общественной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу правонарушений, являются форма вины, мотив и цель.

Еще одним признаком, отличающим преступления от других правонарушений, выступает характер противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону. Другие правонарушения нарушают нормы других отраслей права. Это могут быть не только законы, но и подзаконные нормативные акты.

Юридическим последствием совершения преступления является применение самой суровой меры государственного принуждения - уголовного наказания. Другие правонарушения сопровождаются менее жесткими мерами воздействия. Некоторые из них, например, штраф, лишение специального права, административный арест как виды административных наказаний по своему содержанию являются схожими с одноименными уголовными наказаниями.

Судимость как правовое последствие отбывания наказания возникает только после совершения лицом преступления. Никакие иные меры правового воздействия судимости не влекут.

Законодатель в ст.15 ук в зависимости от характера и степени общест.опасности выделяет 4 группы или категории преступлений.

1)прес.небольшой тяжести. Умышленные и неосторожные деяния, max наказание не более 3-х лет лишения свободы

2)прес.средней тяжести. Все неосторожные (стальные) >3 лет и умышленные max не более 5 лет лишения свободы

3)тяжике: умышленные, max не более 10 лет лишения свободы.

4)особо тяжкие; умышленные, max более 10 лет лишения свободы и выше.

Суд вправе с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию при наличии следующих условий (ч. 6 ст. 15):

1) наличие смягчающих наказание обстоятельств и отсутствие отягчающих обстоятельств;

2) назначение судом за совершение преступления средней тяжести наказания, не превышающего трех лет лишения свободы, или другого более мягкого наказания; за совершение тяжкого преступления - наказания, не превышающего пяти лет лишения свободы, или другого более мягкого наказания; за совершение особо тяжкого преступления - наказания, не превышающего семи лет лишения свободы.

Дополнительным показателем, способствующим более точной классификации преступлений, является форма вины. Так, преступлениями небольшой и средней тяжести и могут быть как умышленные, так и неосторожные преступления. Тяжкими и особо тяжкими преступлениями могут признаваться только умышленные деяния.

Таким образом, формализованными критериями деления преступлений на категории выступают максимум санкции статьи Особенной части УК и форма вины. Законодателем выделены четыре категории умышленных преступлений и две - совершаемых по неосторожности.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ).

Признаки преступления:

  1. Общественная опасность – это способность деяния причинить вред охраняемым интересам. Характер общественной опасности определяется направленностью деяния против того или иного объекта, размером ущерба, причиненного преступлением, формой вины, при которой совершается деяние и в конечном счете выражается в санкции УК РФ.
  2. Противоправность – это юридическое выражение общественной опасности в уголовном законе (запрещенность деяния под страхом уголовного наказания).
  3. Виновность – психическое отношение к совершаемому им деянию, его общественной опасности и вредным последствиям. Виновность характеризует внутреннее отношение человека к совершаемому им преступлению, являясь проявлением его сознания и воли.
  4. Уголовная наказуемость – наказуемость деяния по одной из статей УК РФ.

При отсутствии вышеназванных признаков деяние не может быть признано преступлением.

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления (ч. 1 ст. 15 УК РФ).

  1. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет .
  2. Преступлениями средней тяжести признаются деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает два года лишения свободы.
  3. Тяжкими преступлениями признаются умышленные , за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.
  4. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Теория государства и права предлагает классифицировать правонарушения в зависимости от их характера и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых за их совершение санкций на преступления и проступки. Проступки характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер , дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.

Что такое преступление: Видео

1. Преступление - не единый вид правонарушения. Поэтому возникает вопрос о месте преступления в системе правонарушений, отмежевание его от других правонарушений: административных, дисциплинарных, гражданско-правовых. Вопрос это не только теоретическое: тот или другой вид правонарушений тянет за собой разную за суровостью ответственность, разные ограничения для лица, которое его совершила. Поэтому правильное определение вида правонарушения имеет большое практическое значение не только для охраны общественного отношения, но и для защиты прав лиц, которые их совершили.

2. Анализ понятия преступления показывает, что именно его общественная опасность, ее степень раскрывают сущность преступления как вида правонарушения. Поэтому в криминальному правые обоснованно признается, что именно общественная опасность является тем критерием, который должны быть положен в основу отмежевания преступления от других правонарушений. Однако относительно вопроса, каким образом она выполняет эту разграничительную функцию, среди научный работников нет единства.

Существуют два разных подхода к решению этого вопроса. Одни юристы, отмежевывая преступление от других правонарушений, считают, что лишь преступление имеет общественную опасность, что это специфическое социальное свойство лишь преступления. Другие правонарушения не является общественное опасными: им присущее лишь такое свойство, как общественная вредность. Т.е. согласно такой точке зрения имеет место качественная разность в социальной природе преступления и других правонарушений: преступление по своей природе - это общественное опасное действие, а другим правонарушением такое социальное свойство не присущее, они есть лишь общественное вредными, т.е. способны причинять вред отдельным государственным, общественным, личным интересам. Таким образом, согласно этой точке зрения, преступление и другие правонарушения - качественно самостоятельные виды правонарушений не только за правовой природой, признаком противоправности, но и за их социальным содержанием - материальным признаком.

Другая точка зрения выходит из единства социальной природы всех правонарушений - их общественной опасности. Поэтому отличие между преступлением и другими правонарушениями определяют за степенью общественной опасности. Специфика преступления оказывается именно в повышенной степени общественной опасности: он всегда есть более опасным, чем любое другое правонарушение. А потому отличие преступления от других правонарушений отличается количественной, а не качественной характеристикой.

Такая точка зрения есть более обоснованной, поскольку любое правонарушение причиняет вред (содержит ли в себе угрозу причинения вреда) определенному общественному отношению, что и определяет его социальную и правовую природу как правонарушение. Но степень общественной опасности разных видов правонарушений разная, а преступления в системе правонарушений - наиболее опасные. Это обусловлено и важностью объекта, посягательство на который признается преступлением, и характером и тяжестью вреда, способом совершения действия, формой и степенью вины, мотивами и целью, а также всеми другими объективными и субъективными его признаками. Такой вывод подтверждается сравнительным анализом преступлений и других правонарушений, в частности наиболее близких к преступлениям административных деликтов.

3. Согласно ст. 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях "административным правонарушением (проступком) признается противоправная, виновная (умышленная или неосторожная) действие или бездеятельность, которая посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которую законом предусмотренная административная ответственность". Часть 2 ст. 9 Кпап предусматривает, что "административная ответственность за правонарушение, предусмотренные этим Кодексом, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не тянут за собой согласно действующему законодательству уголовной ответственности". Исходя из этого, можно выделить такие признаки административного правонарушения: 1) противоправность - правонарушение прямо предусмотрены в Кодексе Украины об административных правонарушениях; 2) виновность - оно должно быть содеяно преднамеренно или из неосторожности; 3) правонарушение посягает на охраняемые законом объекты; 4) административная наказуемость - административными правонарушениями могут быть признанные только такие действия, за которые предусмотренные мероприятия административного взыскания. Мероприятиями административного взыскания есть: предупреждение, штраф, уплатное изъятие предмета, что является орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права руководить транспортными средствами, права охоты), исправимые работы, административный арест.

Сравнение понятий административного правонарушения и преступления разрешает определить их общие признаки. Много общего и в характере мер воздействия (штраф, лишение специального права, исправимые работы - предусмотренные в ст. 24 Кпап как мероприятия административного взыскания, а в ст. 51 УК - как виды криминального наказания). Однако сравнение близких за характером действий административных правонарушений и преступлений четко показывает их отличие в степени общественной опасности, а соответственно, и разная степень суровости одноименных мер воздействия.

Прежде всего сделаем ударение на том обстоятельстве, которое особое важности ряда объектов, например, основ национальной безопасности Украины, жизнь, здоровье человека, исключает признание посягательств на них административными правонарушениями. Поэтому государственная измена, убийство, тяжелое телесное повреждение могут считаться лишь преступлениями. Посягательство же на другие объекты, например, собственность, общественный порядок, хозяйственную деятельность, могут быть как преступлениями, так и административными правонарушениями. Однако в этих случаях их правовую природу определяют тяжесть вреда, опасность способов, форма и степень вины, мотивы, цель, повторность и другие признаки. Так, например, ст. 164 Кпап предусматривает ответственность за "занятие хозяйственной деятельностью без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законом", а статья 202 УК признает это действие преступлением, если оно было связано с получением лицом дохода в больших размерах. Нарушение требований законодательства о работе предусмотрено в ч. 1 ст. 41 Кпап как административное правонарушение. Если же такое правонарушение было грубым, то оно является преступлением и тянет за собой уголовную ответственность на основании ст. 172 УК.

Рекомендуем почитать

Наверх