Законодательная база российской федерации. Положение о государственном надзоре III. Деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, в области государственного учета и контроля ядерных

Маркетинг 25.07.2019

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11-03-2011 164 ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ... Актуально в 2018 году

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования.

2. Настоящее Положение распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственного контроля качества образования.

3. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - федеральный орган по контролю и надзору) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы, осуществляющие переданные полномочия).

4. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования осуществляется федеральным органом по контролю и надзору и органами, осуществляющими переданные полномочия (далее - уполномоченные органы), в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы управления), образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, иных осуществляющих образовательную деятельность организаций (далее - организации) в соответствии с компетенцией, установленной подпунктом 21 статьи 28 и подпунктом 1

5. Государственный контроль качества образования осуществляется уполномоченными органами в отношении организаций в соответствии с компетенцией, установленной подпунктом 23 статьи 28 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 28.1 Закона Российской Федерации "Об образовании".

6. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются уполномоченными органами в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

7. При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение органами управления и организациями законодательства Российской Федерации в области образования. Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области образования.

8. При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям. Предметом внеплановых проверок также является выполнение организациями предписаний уполномоченных органов о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов или федеральными государственными требованиями.

9. Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного органа путем изучения документов и сведений, имеющихся в уполномоченном органе и (или) представленных проверяемыми органами управления, организациями и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах органов управления в сети Интернет, и информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет в соответствии с пунктами и статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых органов управления и организаций. При осуществлении полномочия по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования в части обеспечения и проведения единого государственного экзамена проверки проводятся федеральным органом по контролю и надзору также в местах расположения пунктов проведения единого государственного экзамена и региональных центров обработки информации.

10. В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:

а) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования органами управления:

анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность органа управления, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);

анализ наличия и достоверности информации, размещенной органом управления на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);

б) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования организациями:

анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);

анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса (при проведении выездных проверок);

анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией на ее официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);

в) при осуществлении государственного контроля качества образования:

анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении документарных и выездных проверок);

анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок);

экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);

анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок).

11. К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом уполномоченного органа о проведении проверки, относятся руководитель уполномоченного органа, заместители руководителя уполномоченного органа, руководители и заместители руководителей структурных подразделений уполномоченного органа, а также иные государственные гражданские служащие уполномоченного органа, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам государственного контроля (надзора) в сфере образования.

12. К проведению мероприятий по контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта уполномоченного органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. Примерная форма договора утверждается федеральным органом по контролю и надзору.

Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю принимается уполномоченным органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности по контролю и надзору в сфере образования. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными уполномоченным органом.

В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения органа управления или организации, в отношении которых проводится мероприятие по контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятий по контролю.

13. Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц органа управления, организации, иных работников органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке.

14. Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, имеют право:

посещать орган управления и организацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии распорядительного акта уполномоченного органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;

проводить оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы;

проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями), работниками органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке.

Беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).

15. Лица, уполномоченные на проведение проверки, привлекаемые к проведению проверок эксперты и представители экспертных организаций обязаны соблюдать ограничения при проведении проверки, установленные статьей 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

16. Результаты проверки оформляются актом проверки, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке. На основании акта проверки и экспертных заключений составляется отчет о проведении проверки, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.

17. По результатам проверки уполномоченный орган принимает меры, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Законом Российской Федерации "Об образовании", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

18. По решению руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа информация о нарушении законодательства Российской Федерации в области образования и материалы проверки направляются в правоохранительные органы Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Счетную палату Российской Федерации и иные органы государственной власти Российской Федерации.

19. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий уполномоченных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственного контроля качества образования, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.

20. Федеральный орган по контролю и надзору организует формирование и ведение федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования. Органы, осуществляющие переданные полномочия, представляют сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в федеральный орган по контролю и надзору путем их внесения в федеральную государственную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования. Порядок формирования и ведения федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливается федеральным органом по контролю и надзору.

4(3). Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, осуществляются Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:

Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

4(4). При отнесении земельных участков к категориям риска Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами используются в том числе:

а) информация, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости;

б) сведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;

в) сведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

г) сведения, получаемые при проведении должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, являющимися правообладателями земельных участков.

4(5). Территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ведут перечни земельных участков, которым присвоены категории риска. Включение земельных участков в перечни земельных участков осуществляется в соответствии с решениями, указанными в пункте 4(2) настоящего Положения.

4(6). Перечни земельных участков, указанные в пункте 4(5) настоящего Положения, содержат следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица, являющихся правообладателями земельных участков, которым присвоена категория риска;

б) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся правообладателями земельных участков;

в) идентификационный номер налогоплательщика, являющегося правообладателем земельных участков;

г) кадастровый номер земельного участка (при его наличии);

д) адрес местоположения земельного участка (при его отсутствии местоположение земельного участка);

е) реквизиты решения о присвоении земельному участку категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении земельного участка к категории риска.

4(7). По запросу юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину информацию о присвоенных используемым ими земельным участкам категориях риска, а также сведения, использованные при отнесении используемых ими земельных участков к определенным категориям риска.

4(8). Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин вправе подать в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальный орган заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска в порядке, установленном Правилами .

Отнесение земельных участков к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора согласно приложению N 2 .

(см. текст в предыдущей редакции)

10(3). Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска осуществляются решениями должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, одновременно по должности являющихся главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель и их заместителями.

При отсутствии решения об отнесении земельного участка к определенной категории риска такой земельный участок считается отнесенным к категории низкого риска.

При наличии критериев, позволяющих отнести земельный участок к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие земельный участок к более высокой категории риска.

При отнесении земельных участков, используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, к категориям риска используются в том числе:

сведения из Единого государственного реестра недвижимости:

о местоположении границ земельных участков (координат характерных точек таких границ);

о зарегистрированных правах на земельные участки;

сведения об использовании земельных участков, получаемые при проведении должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов административных обследований объектов земельных отношений.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направляют юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю информацию о присвоенных используемым ими земельным участкам категориях риска, а также сведения, использованные при отнесении используемых ими земельных участков к определенным категориям риска.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальный орган заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска в порядке, установленном Правилами.

(см. текст в предыдущей редакции)

10(4). Проведение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами плановых проверок использования юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года;

для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Срок проведения плановых проверок использования юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.

11. Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

11(1). Для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении государственного земельного надзора Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами используются индикаторы риска нарушения обязательных требований, утверждаемые Министерством экономического развития Российской Федерации.

12. Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг".

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальных сайтах органов государственного земельного надзора в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

14(1). Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ведут перечни земельных участков, которым присвоены категории риска (далее - перечни земельных участков). Включение земельных участков в перечни земельных участков осуществляется в соответствии с решениями, указанными в пункте 10(3) настоящего Положения.

14(2). Перечни земельных участков содержат следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющихся правообладателями земельных участков, которым присвоена категория риска;

б) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося правообладателем земельных участков;

в) индивидуальный номер налогоплательщика, являющегося правообладателем земельных участков;

г) кадастровый номер земельного участка или при его отсутствии адрес местоположения земельного участка;

д) реквизиты решения о присвоении земельному участку категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении земельного участка к категории риска.

15. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством.

16. В случае выявления по результатам анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, несоответствия указанных актов требованиям земельного законодательства органы государственного земельного надзора направляют в органы государственной власти и органы местного самоуправления, принявшие акты, в течение 15 дней со дня выявления указанного несоответствия почтовым отправлением предложения об их приведении в соответствие с требованиями земельного законодательства, а также устанавливают срок информирования о принятых мерах по устранению допущенных нарушений.

17. В случае непринятия в месячный срок со дня получения предложений, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения, органами государственной власти или органами местного самоуправления мер по устранению допущенных нарушений либо непредоставления информации о принятых мерах указанными органами в установленный срок органы государственного земельного надзора, направившие указанные предложения, обязаны в течение 15 дней со дня истечения срока их информирования направить в органы прокуратуры информацию о выявленном несоответствии правовых актов требованиям земельного законодательства.

18. По итогам проведения плановых и внеплановых проверок, административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, с учетом данных государственного мониторинга земель органами государственного земельного надзора осуществляются анализ и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Результаты анализа состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности и соответствующий прогноз включаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

19. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный земельный надзор, представляют до 1 апреля года, следующего за отчетным, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии информацию об итогах осуществления государственного земельного надзора в целях учета такой информации при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

20. При осуществлении государственного земельного надзора должностные лица федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящего Положения, пользуются правами, установленными пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

21. Должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, осуществляющие государственный земельный надзор, одновременно по должности являются:

а) руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель;

б) заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и руководитель структурного подразделения Службы, к сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного надзора, - заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель;

в) специалисты структурного подразделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель;

г) руководители территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации - главными государственными инспекторами в субъекте Российской Федерации по использованию и охране земель;

д) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, и их заместители - заместителями главных государственных инспекторов в субъекте Российской Федерации по использованию и охране земель;

е) специалисты структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственными инспекторами в субъекте Российской Федерации по использованию и охране земель;

ж) руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель;

з) заместители руководителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней или специалисты соответствующих структурных подразделений (в случае отсутствия заместителей руководителей), к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - заместителями главных государственных инспекторов в городах и районах по использованию и охране земель; 23. Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, при осуществлении государственного земельного надзора взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

В случае выявления в ходе осуществления государственного земельного надзора нарушения требований земельного законодательства, надзор за соблюдением которых в соответствии с пунктами 3 - настоящего Положения осуществляют другие федеральные органы исполнительной власти, должностные лица органов государственного земельного надзора, выявившие такие нарушения, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого нарушения проинформировать посредством почтового отправления о выявлении указанных нарушений уполномоченный орган государственного земельного надзора для принятия мер.

Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляют в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка на межселенной территории - в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт, в случае, если по результатам проведенной проверки указанными должностными лицами выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков не допускается.

24. При осуществлении государственного земельного надзора применяются типовые формы документов, утвержденные в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

25. Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, имеют бланки документов с Государственным гербом Российской Федерации и наименованием соответствующего органа государственного земельного надзора, необходимых для осуществления государственного земельного надзора, и служебные удостоверения, формы (образцы) которых устанавливаются соответственно Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, имеют форменную одежду и знаки различия.

(см. текст в предыдущей редакции)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования.

2. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки в 6-месячный срок утвердить:

примерную форму гражданско-правового договора с экспертом и экспертной организацией, привлекаемыми к проведению мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования;

порядок формирования и ведения федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования;

критерии отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

3. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки провести в 3-месячный срок аккредитацию граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, провести в 3-месячный срок аккредитацию граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 9, ст. 1098);

постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2008 г. N 46 "О внесении изменений в Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 6, ст. 502).

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования.

2. Настоящее Положение распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственного контроля качества образования.

3. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - федеральный орган по контролю и надзору) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы, осуществляющие переданные полномочия).

4. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования осуществляется федеральным органом по контролю и надзору и органами, осуществляющими переданные полномочия (далее - уполномоченные органы), в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы управления), образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, иных осуществляющих образовательную деятельность организаций (далее - организации) в соответствии с компетенцией, установленной подпунктом 21 статьи 28 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 1 Закона Российской Федерации "Об образовании".

5. Государственный контроль качества образования осуществляется уполномоченными органами в отношении организаций в соответствии с компетенцией, установленной подпунктом 23 статьи 28 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 28 1 Закона Российской Федерации "Об образовании".

6. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются уполномоченными органами в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

7. При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение органами управления и организациями законодательства Российской Федерации в области образования. Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области образования.

8. При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям. Предметом внеплановых проверок также является выполнение организациями предписаний уполномоченных органов о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов или федеральными государственными требованиями.

9. Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного органа путем изучения документов и сведений, имеющихся в уполномоченном органе и (или) представленных проверяемыми органами управления, организациями и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах органов управления в сети Интернет, и информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых органов управления и организаций. При осуществлении полномочия по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования в части обеспечения и проведения единого государственного экзамена проверки проводятся федеральным органом по контролю и надзору также в местах расположения пунктов проведения единого государственного экзамена и региональных центров обработки информации.

10. В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:

а) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования органами управления:

анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность органа управления, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);

анализ наличия и достоверности информации, размещенной органом управления на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);

б) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования организациями:

анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);

анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса (при проведении выездных проверок);

анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией на ее официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);

в) при осуществлении государственного контроля качества образования:

анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении документарных и выездных проверок);

анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок);

экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);

анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок).

11. К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом уполномоченного органа о проведении проверки, относятся руководитель уполномоченного органа, заместители руководителя уполномоченного органа, руководители и заместители руководителей структурных подразделений уполномоченного органа, а также иные государственные гражданские служащие уполномоченного органа, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам государственного контроля (надзора) в сфере образования.

12. К проведению мероприятий по контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта уполномоченного органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. Примерная форма договора утверждается федеральным органом по контролю и надзору.

Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю принимается уполномоченным органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности по контролю и надзору в сфере образования. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными уполномоченным органом.

В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения органа управления или организации, в отношении которых проводится мероприятие по контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятий по контролю.

13. Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц органа управления, организации, иных работников органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке.

14. Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, имеют право:

посещать орган управления и организацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии распорядительного акта уполномоченного органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;

проводить оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы;

проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями), работниками органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке.

Беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).

15. Лица, уполномоченные на проведение проверки, привлекаемые к проведению проверок эксперты и представители экспертных организаций обязаны соблюдать ограничения при проведении проверки, установленные статьей 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

16. Результаты проверки оформляются актом проверки, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке. На основании акта проверки и экспертных заключений составляется отчет о проведении проверки, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.

17. По результатам проверки уполномоченный орган принимает меры, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Законом Российской Федерации "Об образовании", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

18. По решению руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа информация о нарушении законодательства Российской Федерации в области образования и материалы проверки направляются в правоохранительные органы Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Счетную палату Российской Федерации и иные органы государственной власти Российской Федерации.

19. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий уполномоченных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственного контроля качества образования, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.

20. Федеральный орган по контролю и надзору организует формирование и ведение федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования. Органы, осуществляющие переданные полномочия, представляют сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в федеральный орган по контролю и надзору путем их внесения в федеральную государственную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования. Порядок формирования и ведения федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливается федеральным органом по контролю и надзору.

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 962
"О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов.

2. Министерству Российской Федерации по атомной энергии до 1 июля 2001 г. разработать по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвердить формы отчета в области государственного учета и контроля ядерных материалов, порядок и периодичность представления отчетов, а также формы ведомственного и государственного регистров ядерных материалов.

3. Федеральному надзору России по ядерной и радиационной безопасности во II квартале 2001 г. разработать по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук и утвердить положение о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.

Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов

(утв. постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 962)
(с изменениями от 6 февраля 2004 г., 1 февраля 2005 г.)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии " и другими нормативными правовыми актами в области обращения с ядерными материалами, определяет задачи государственного учета и контроля ядерных материалов, устанавливает порядок его ведения в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, а также порядок взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, эксплуатирующих организаций и организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций (далее именуются - организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами).

2. Порядок ведения государственного учета и контроля ядерных материалов является обязательным для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, переработке, хранению, транспортировке, экспорту, импорту и перемещению через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов, в том числе организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук, осуществляющими в пределах своих полномочий соответственно государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, учет федерального имущества, а также координирующими и контролирующими указанную деятельность.

3. Государственный учет и контроль ядерных материалов включает в себя сбор, регистрацию, обобщение и анализ информации о количестве и движении ядерных материалов, осуществляется путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных и технологических операций с ядерными материалами на основе результатов измерений характеристик ядерных материалов и ведется на федеральном и ведомственном уровнях, а также в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами.

4. Государственный учет и контроль ядерных материалов в федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, в Российской академии наук и в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, ведется на основании федеральных и ведомственных норм и правил ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, а также положений и инструкций, разрабатываемых и утверждаемых руководителями таких организаций.

5. Государственный учет и контроль ядерных материалов осуществляется в целях:

1) создания и обеспечения необходимых условий для эффективного государственного управления ядерными материалами в Российской Федерации;

2) создания эффективного механизма обеспечения сохранности и физической защиты ядерных материалов;

3) обеспечения своевременного выявления и предотвращения потерь, хищений и незаконного оборота ядерных материалов;

4) обеспечения необходимых условий для применения гарантий МАГАТЭ;

5) обеспечения контроля за соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.

6. Перечень ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Минимальное количество ядерных материалов, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю, а также порядок перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов в связи с непригодностью для осуществления какой-либо деятельности в области обращения с ядерными материалами определяются федеральными нормами и правилами ведения государственного учета и контроля ядерных материалов.

7. Ведение государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляют:

1) федеральные органы исполнительной власти (включая федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии), в ведении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами;

2) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие учет федерального имущества;

3) Российская академия наук;

4) организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами;

5) организации, осуществляющие информационно-аналитическое обеспечение государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственных уровнях (далее именуются - информационно-аналитические организации), и центры сбора, обработки и передачи информации.

8. Порядок ведения учета и контроля являющихся собственностью иностранного государства ядерных материалов, временно находящихся на территории Российской Федерации, определяется Федеральным агентством по атомной энергии.

II. Задачи государственного учета и контроля ядерных материалов

9. Задачами государственного учета и контроля ядерных материалов являются:

1) определение фактического количества ядерных материалов в месте их нахождения;

2) поддержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный государственный учет и контроль ядерных материалов в месте их нахождения;

3) предоставление органам государственной власти Российской Федерации, включая федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, а также учет федерального имущества, соответствующей информации о ядерных материалах, необходимой для выполнения ими своих полномочий;

4) обеспечение государственного контроля за достоверностью учетных и отчетных данных о ядерных материалах;

5) обеспечение ограничительного порядка доступа к носителям информации в области государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях, в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и зонах баланса материалов этих организаций в целях защиты сведений, отнесенных к государственной тайне или служебной информации ограниченного распространения.

III. Деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, в области государственного учета и контроля ядерных материалов

10. Федеральное агентство по атомной энергии в пределах своих полномочий:

1) проводит государственную политику в области государственного учета и контроля ядерных материалов;

2) осуществляет государственный учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне;

3) осуществляет государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне в отношении находящихся в его ведении организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

4) осуществляет методическое руководство и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области государственного учета и контроля ядерных материалов;

5) ведет государственный регистр ядерных материалов;

6) предоставляет по запросам органов государственной власти Российской Федерации, включая федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, а также учет федерального имущества, соответствующую информацию, необходимую для выполнения ими своих полномочий;

7) обеспечивает функционирование информационно-аналитических организаций и (или) центров сбора, обработки и передачи информации по государственному учету и контролю ядерных материалов;

8) разрабатывает и утверждает в установленном порядке федеральные нормы и правила ведения государственного учета и контроля ядерных материалов;

9) утратил силу;

10) осуществляет контроль соответствия фактического количества ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, количеству, заявленному в отчетной документации и внесенному в государственный регистр ядерных материалов;

11) осуществляет контроль за функционированием системы государственного учета и контроля ядерных материалов;

12) разрабатывает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утверждает формы отчета в области государственного учета и контроля ядерных материалов, порядок и периодичность их представления, а также разрабатывает по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и утверждает формы ведомственного и государственного регистров ядерных материалов;

13) представляет ежегодно в установленном порядке в Правительство Российской Федерации отчет о состоянии государственного учета и контроля ядерных материалов, а также об их количестве в Российской Федерации.

11. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, и Российская академия наук в пределах своих полномочий:

1) осуществляют государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне;

2) разрабатывают и утверждают ведомственные положения, нормы и правила ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, участвуют в установленном порядке в подготовке федеральных норм и правил ведения государственного учета и контроля ядерных материалов;

3) осуществляют координацию деятельности находящихся в их ведении организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, в области государственного учета и контроля ядерных материалов;

4) ведут ведомственный регистр ядерных материалов;

5) осуществляют контроль соответствия фактического количества ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, количеству, заявленному в отчетной документации и внесенному в ведомственный регистр ядерных материалов.

12. Организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, в пределах своих полномочий:

1) ведут государственный учет и контроль ядерных материалов по зонам баланса материалов;

2) проводят физические инвентаризации ядерных материалов;

3) представляют отчеты о количестве и движении ядерных материалов;

4) разрабатывают и утверждают положения и инструкции по ведению государственного учета и контроля ядерных материалов;

5) оснащают системы государственного учета и контроля ядерных материалов современными техническими средствами и оборудованием для измерения характеристик ядерных материалов;

6) осуществляют подбор и подготовку персонала, который ведет государственный учет и контроль ядерных материалов, а также повышение его квалификации.

IV. Государственный учет и контроль ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами

13. Государственный учет и контроль ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, ведется по зонам баланса материалов специально уполномоченным подразделением (далее именуется - подразделение по учету ядерных материалов) в соответствии с положением об учете и контроле ядерных материалов, нормативной и технической документацией, разработанными и утвержденными ее руководителем.

В организации разрабатывается и внедряется программа контроля качества измерений характеристик ядерных материалов, ведется учетно-отчетная документация.

14. Государственный учет и контроль ядерных материалов в зоне баланса материалов ведется материально ответственным лицом или подразделением по учету ядерных материалов в соответствии с инструкцией, утвержденной руководителем организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами.

15. Местонахождение ядерного материала в зоне баланса материалов, его количество и изменение инвентарного количества этого материала отражаются в учетной документации.

Ведение учетных документов в зоне баланса материалов основывается на результатах измерений характеристик ядерных материалов. Ведение учетных документов по ядерным материалам, входящим в состав неразборных изделий (учетных единиц), допускается проводить на основании результатов измерений характеристик ядерных материалов, полученных заводом-изготовителем.

16. Сведения о движении ядерных материалов между зонами баланса материалов представляются в подразделение по учету ядерных материалов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, по каждому факту отправления (получения) ядерного материала.

17. Подразделение по учету ядерных материалов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, на основе отчетов по зонам баланса материалов формирует сводные данные о количестве ядерных материалов, находящихся в обращении.

18. Для ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, находящихся в процессе транспортирования, отчет о движении ядерных материалов между организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, представляется в течение одного дня после завершения каждой операции отправления (получения) ядерного материала в федеральный орган исполнительной власти или в Российскую академию наук, в ведении которых находится данная организация, а также в Федеральное агентство по атомной энергии.

19. Организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами, направляет ежеквартально отчет, содержащий сводные данные об изменении количества (движении) ядерных материалов в этой организации, соответственно в федеральный орган исполнительной власти или в Российскую академию наук, в ведении которых находится данная организация, а также в Федеральное агентство по атомной энергии.

Отчет о наличии ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, направляется в указанные органы и Российскую академию наук ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами (не находящаяся в ведении федерального органа исполнительной власти или Российской академии наук), направляет указанные отчеты в Федеральное агентство по атомной энергии.

20. Для обеспечения достоверности данных учета по всем ядерным материалам в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, не реже одного раза в год проводится физическая инвентаризация ядерных материалов, во время которой измеряются и документально подтверждаются фактическое количество и состояние ядерных материалов, находящихся в зонах баланса материалов, анализируются полученные результаты.

Порядок организации и проведения физической инвентаризации ядерных материалов, периодичность ее проведения и объем устанавливаются федеральными нормами и правилами ведения государственного учета и контроля ядерных материалов.

21. По результатам физической инвентаризации ядерных материалов в каждой зоне баланса материалов составляется отчет, который направляется в подразделение по учету ядерных материалов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами. Отчет содержит сведения о фактическом количестве ядерных материалов, инвентаризационной разнице и ее погрешности.

По результатам физической инвентаризации ядерных материалов организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами, в срок не более 15 дней после ее окончания направляет сводные данные по организации в федеральный орган исполнительной власти или в Российскую академию наук, в ведении которых находится данная организация.

Организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами (не находящаяся в ведении федерального органа исполнительной власти или Российской академии наук), направляет указанные сведения в Федеральное агентство по атомной энергии.

22. Лицо, ответственное за ведение учета и контроля ядерных материалов в зоне баланса материалов, незамедлительно сообщает в подразделение по учету ядерных материалов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, о возникновении аномальной ситуации, связанной с учетом ядерных материалов.

Указанная организация немедленно представляет в установленном порядке специальный отчет в федеральный орган исполнительной власти или в Российскую академию наук, в ведении которых находится данная организация, а также в Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а письменный отчет - в течение 3 дней.

23. Для систематизации и накопления информации, подготовки и представления отчетов в органы управления системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях, проведения анализа состояния учета и контроля ядерных материалов, в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, может создаваться центр сбора, обработки и передачи информации.

V. Государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне

24. Государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, и Российская академия наук в соответствии с федеральными и ведомственными нормами и правилами ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, положением об учете и контроле ядерных материалов, утвержденным руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или Российской академии наук, и настоящим Положением.

25. Для систематизации и накопления информации, подготовки и представления отчетов в Федеральное агентство по атомной энергии, проведения анализа состояния государственного учета и контроля ядерных материалов на ведомственном уровне в федеральных органах исполнительной власти и Российской академии наук, осуществляющих государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, могут создаваться информационно-аналитические организации и (или) центры сбора, обработки и передачи информации.

26. Федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук, осуществляющие государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, формируют и ежегодно уточняют ведомственный регистр ядерных материалов, который содержит сведения об организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, основания для работы с ядерными материалами, данные о номенклатуре, видах, количестве и других характеристиках ядерных материалов, и представляют его в Федеральное агентство по атомной энергии до 1 февраля года, следующего за отчетным.

27. Федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук, осуществляющие учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами (не находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти или Российской академии наук), информируют Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации о незаконных действиях, связанных с хищением или попыткой хищения ядерных материалов, с целью выявления и пресечения указанных действий, а также Федеральное агентство по атомной энергии.

VI. Государственный учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне

28. Государственный учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне осуществляет Федеральное агентство по атомной энергии.

29. Государственный регистр ядерных материалов является основным учетным документом и содержит сведения о федеральных органах исполнительной власти и Российской академии наук, осуществляющих государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, номенклатуре, видах, количестве и других характеристиках ядерных материалов.

Государственный регистр ядерных материалов относится к федеральным информационным ресурсам и подлежит учету в реестре федерального имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Форма государственного регистра ядерных материалов разрабатывается с участием Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и утверждается Федеральным агентством по атомной энергии.

30. Федеральное агентство по атомной энергии на основе ведомственных регистров ядерных материалов и отчетов организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами (не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти или Российской академии наук), формирует и ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным, уточняет государственный регистр ядерных материалов.

31. Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сводную информацию о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов.

32. Юридические лица, осуществляющие в установленном порядке экспорт или импорт ядерных материалов, в течение 10 дней после дня отправления или получения ядерных материалов представляют в Федеральное агентство по атомной энергии информацию по форме, утверждаемой этим Агентством.

33. Федеральная таможенная служба ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в Федеральное агентство по атомной энергии обобщенную информацию, содержащуюся в грузовых таможенных декларациях, о перемещениях через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов.

При необходимости Федеральная таможенная служба представляет по запросу Федерального агентства по атомной энергии сведения по отдельным фактам перемещения через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов.

VII. Информационное обеспечение государственного учета и контроля ядерных материалов

34. Для систематизации и накопления информации, анализа состояния государственного учета и контроля ядерных материалов Федеральное агентство по атомной энергии обеспечивает создание и функционирование федеральной автоматизированной информационной системы государственного учета и контроля ядерных материалов, создает информационно-аналитические организации и (или) центры сбора, обработки и передачи информации.

35. Право доступа к информации (включая сведения, отнесенные к государственной тайне и служебной информации ограниченного распространения), связанной с государственным учетом и контролем ядерных материалов, и порядок обращения с ней осуществляются согласно законодательству Российской Федерации.

VIII. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов

36. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, в пределах своих полномочий:

осуществляют надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;

разрабатывают, утверждают и вводят в действие в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, федеральные нормы и правила по ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности в области государственного учета и контроля ядерных материалов.

37. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку выполнения федеральных и ведомственных норм и правил по ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности в области государственного учета и контроля ядерных материалов, условий лицензий, а также состояния государственного учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории Российской Федерации путем проведения инспекций.

38. Порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов определяется положением, утверждаемым в установленном порядке Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

IX. Ответственность за нарушение порядка ведения государственного учета и контроля ядерных материалов

39. За нарушение установленного порядка ведения государственного учета и контроля ядерных материалов должностные лица несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

Рекомендуем почитать

Наверх