Роль государственной политики в жизни общества. Политика как общественное явление. Власть и организации

Управление персоналом 21.09.2019
Управление персоналом

Власть. Роль политики в жизни общества.

Власть - способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей.

Виды власти:

1. По источникам власти: политическая, экономическая, духовно-информационная и др.

2. По субъектам власти: государственная, партийная, семейная и др.

3. По функциям органов власти: законодательная, исполнительная, судебная.

4. Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является власть политическая.

Политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации и государство. Ядром и орудием этой власти является государственная власть. Она должна быть выше всех других властей и обладать независимостью как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Однако, это не означает ее бесконтрольности. Общество различными способами (с помощью свободных СМИ) контролирует государственную власть, соотнося ее действия с законами. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Практическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако, государственная власть является стержнем политической власти.

Политика (от греческого politike - искусство управления государством) это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства.

Функции политики - ее назначение и ее роль:

1. Организационная. Создает для общества организационные основания

2. Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними.

3. Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам.

4. Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть.

5. Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества.

Люди, жившие в первой половине ХХ века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?

Наука, получая с помощью специальных методов достоверные знания, расширяет возможности человека и человечества. Наука играет огромную роль в развитии научно-технического прогресса, способствует преобразованию природы и общественной жизни.


С превращением науки в непосредственную производительную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке» , становящейся ведущим фактором развития общественного производства. Вошедший в обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований ей и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени. Эти потребности являются постоянным источником новых идей, указывающих пути научно-технического прогресса. В начале двадцатого века научных работников в мире насчитывалось около 100 тысяч человек, в конце века – 5 миллионов научных работников. Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Мировая научная информация в двадцатом веке удваивалась за 10-15 лет, 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас сегодня, придуманы в двадцатом веке, а объем промышленного производства увеличился в 20 раз по сравнению с началом века. В рамках «большой науки» оформилась классическая схема перехода от идеи до конечного результата, от появления нового знания до его практического использования. Эта схема такова: фундаментальная наука – прикладная наука – опытно-конструкторские разработки. Затем новый продукт внедряется в массовое производство. Так наука наряду с генерированием новых знаний стала генерировать новые технологии. Принцип единства истины и пользы получил дальнейшее развитие.

Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие действия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора, до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?

Для защиты своих прав Вы должны обратиться к закону «О защите прав потребителя», который говорит о том, что продавец обязан передать потребителю товар надлежащего качества. Надлежащее качество означает, что товар должен соответствовать стандарту, обычно предъявляемым требованиям или условиям договора. Покупая в магазине какой-либо товар, мы не должны оговаривать его качество в специальном договоре с магазином. Достаточно чтобы товар соответствовал стандарту.

В случае если купленный товар потребителем товар имеет недостаток, то у потребителя возникает право:

1. на безвозмездное устранение недостатка;

2. на замену товара;

3. на соразмерное уменьшение цены;

4. на расторжение договора купли-продажи.

Для технически сложных товаров право на замену возникает только при наличии в товаре существенного недостатка, то есть недостатка, делающего его непригодным для использования.

Однако, покупателю недостаточно купить пригодный для использования товар. Очень важен вопрос, как долго он будет служить. Законом предусмотрено право изготовителя устанавливать на товары длительного пользования «срок службы». Если изготовитель не установил срок службы самостоятельно, то по закону он будет нести ответственность перед потребителем в течение 10 лет. Еще одно право изготовителя – установление на свой товар гарантийного срока. Если изготовитель не установил гарантийного срока, то по закону он будет равен 6 месяцам. Продавец, желающий привлечь покупателей, может увеличить гарантийный срок по сравнению с изготовителем, но ни в коем случае не уменьшать.

Покупатель вправе рассчитывать, что вред, причиненный ему некачественным товаром или недостоверной информацией, будет возмещен в полном объеме, причем как материальный ущерб, так и моральный. Сумму материального ущерба подсчитать легко, а размер морального вреда определяется в каждом конкретном случае судом. Продавец освобождается от ответственности (возмещения ущерба) только в случае непреодолимой силы и в случае нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, условий или хранения товара.

При покупке товара Вы должны взять чек, квитанцию, проверьте правильность оформления технического паспорта, наличие печати и подписи продавца. Любая покупка должна быть оформлена документально. Обязательно сохраняйте все чеки и квитанции.

Действенность закона и ваше грамотное потребительское поведение – гарантия возмещения ущерба.

Потребитель, который обращается в суд на основании Закона «О защите прав потребителей» освобождается от уплаты государственной пошлины.

В нашем случае: телевизор является сложной бытовой техникой, гарантия которого 3 года. Гарантийный срок не истек, и мы имеем полное право, при наличии необходимых документов, возместить ущерб по Закону «О защите прав потребителей».

Древнегреческий философ Аристотель считал, что человек по своей сути – существо политическое . Каждый человек оказывается вовлеченным в политические отношения в той или иной мере: как гражданин государства, член социальной общности, политический деятель и так далее. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все стороны жизни общества. Все взрослые, дееспособные граждане через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей. Знакомство с наукой, изучающей политику, политологией, поможет каждому человеку самоопределиться в политической жизни.

Политическая жизнь – это особая сторона социальной жизни, которая тесно связана с государственной властью, ее функциями, институтами и способами осуществления власти. Политическая жизнь включает интересы различных классов и социальных групп, деятельность партий и общественных организаций, общественно-политические движения. Это очень сложное, многообразное, динамичное и изменчивое явление, которое развивается на социальном пространстве и включает политические отношения, институты, процессы и сознание людей, вступающих в мир политики. В социальном пространстве действуют различные политические силы, группировки, союзы, временные и постоянные коалиции. Взаимодействие всех этих сил при решении социальных проблем определяет само содержание и формы политической жизни. Человек способен познавать политическую жизнь как на житейском, обыденном уровне, так и на теоретическом, научном.

Политика как часть общественной культуры

Политика – неотъемлемая часть человеческой культуры. Она проявляется во всех взаимоотношениях и структурах общества, пронизывает общественную и частную жизнь человека. Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. К ним относятся:

  • обеспечение целостности и стабильности общества;
  • мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;
  • предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов;
  • использование принуждения и насилия для реализации общей воли.

Ученые по-разному понимают сущность политики. М. Вебер, Н. Макиавелли, К. Маркс, В. Парето считали, что в основе политики лежат действия, которые направлены на достижение, удержание и использование власти. Так, Вебер определял политику как “стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти”. Трактовка власти как основы политики называется субстанциональной. Ее дополняет и конкретизирует институциональное понимание политики, которое означает, что власть материализуется через организации и институты, важнейшим из которых является государство. На этой позиции стоят французские ученые и, прежде всего, М. Дюверже.

Правовая трактовка политики исходит из того, что ее основой и содержанием являются фундаментальные права человека.

Антропологическая трактовка политики исходит из того, что она органически присуща человеческому обществу, коренится в самой его природе, обусловлена общественным разделением труда и взаимоотношениями индивидов. Выше уже упоминалось, что данное понимание политики восходит к Аристотелю, который рассматривал ее как форму существования человека.

Политика также может рассматриваться как деятельность по согласованию интересов, разрешению конфликтов с целью обеспечения целостности общества. Такое понимание политики называется конфликтно-консенсусным. Различие подходов к пониманию политики свидетельствует о сложности этого общественного явления, различных его проявлениях и свойствах, глубине содержания.

Изложенное выше приводит к широкому толкованию политики - это реализация отношений власти, отношений, связанных с осуществлением гражданских прав и свобод, а также система отношений, направленных на обеспечение целостности общества и его стабильности. Политология - наука о политике. Политика изучается системой политических наук: политической философией, теорией государства и права, политической экономией, политической психологией и другими. Каждая из них изучает только узкий, интересующий ее аспект политики.

Понятие политологии

Политология рассматривает политику во всех ее проявлениях, обобщает, систематизирует политические знания, анализирует закономерности становления и развития политической жизни общества и, прежде всего, политической власти. Политология, как и любая другая наука, имеет свой категориальный аппарат и выполняет ряд общественных функций. Рассмотрим важнейшие из них:

  • Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни.
  • Прогностическая функция предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов.
  • Воспитательная функция политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении возможности функционирования демократических обществ.

Осуществление последней функции особенно необходимо в российском обществе, которое сегодня находится на стадии перехода к рынку и правовому государству. Знания основ политологии необходимы каждому, так как позволяют разобраться в сущности принимаемых государством и политиками решений, иметь четкие представления о гражданском обществе, правовом государстве и других политических явлениях.

Со времён философа из Древней Греции Аристотеля человечеству известно, какую роль играет политика в жизни общества. Если группу лиц объединяет общая цель, в достижении которой они используют чётко установленные инструменты и методы, работая в социальной среде, - это и есть политика, и она вне социума не существует.

Движение

Чем более развитым становится общество, тем важнее для него становится политика. В современных условиях каждый человек так или иначе с нею связан. Какую роль играет политика в жизни общества сегодня? Конечно же, очень важную. Она регулирует взаимоотношения власти и отдельного гражданина, укрепляя, таким образом, его статус. Институты власти всегда теснейшим образом связаны со всеми проявлениями и общественной, и частной жизни.

Политическая жизнь по своей структуре многообразна и переменчива, поскольку её составляют различные партии, общественные организации, политические союзы - чаще всего временные, а также всевозможные более мелкие группировки. Всё это работает на определение государственного видения путей развития, укрепляет гражданское общество. Вот какую роль играет политика в жизни общества.

Человек и политика

В стабильном государстве достаточно легко проанализировать основные функции социального устройства. Каждый человек всегда имеет возможность проверить на собственном опыте, какую роль играет политика в жизни общества. Частью политической жизни он становится либо на теоретическом, либо на обыденном уровне. Вне политики существовать ему невозможно, поскольку живёт в социуме, а все от неё зависят. Прежде всего политика направлена на создание и укрепление стабильности.

Все потребности общества контролируются и учитываются именно политическими движениями, именно политика мобилизует социальные ресурсы, чтобы эти потребности удовлетворить. Также с её помощью разрешаются всевозможные конфликты, без которых ни один период жизни социума не обходится. Какая роль политики в жизни общества наиболее приемлема, решает само общество, создавая и совершенствуя законы, по которым ему предстоит жить.

Власть и организации

Реальная возможность группы лиц или индивидуума держать под контролем общество и манипулировать им существует только у политической власти. Чаще всего качество такого контроля определяется ранее поставленными государственными задачами, а методов для их решения достаточно широкий спектр. Любая современная формация в социуме не разделяет власть государственную и политическую. Отсюда и понимание, какова роль политики в жизни общества, которое целиком и полностью от неё зависит.

Организация политического склада является одной из разновидностей общественной деятельности. Властные политические интересы определяют цели созддания такой группы. У каждой группы собственные особенности иерархии, структуры, дисциплины, свой устав и свои законы. Создаются такие организации с целью добиться власти, это и есть то, что означает слово "политика". Какую роль играет социум - зависит от степени вовлечённости, то есть от агитационного аппарата политических организаций.

Лидерство и состав

В любой политической организации - будь то партия или общественное объединение - обязательно есть лидер. Чаще всего это председатель, который стоял у истоков создания данной политической силы. Довольно весомые прерогативы также у окружения председателя - это его заместители. Политика и ее роль в жизни общества - обычно показатель уровня цивилизованности страны, обозначение режима государственного управления (авторитарный или демократический).

Составлять то или иное политическое сообщество могут люди, способные поддерживать программу этой организации. Например, в партии пенсионеров не могут быть не только лидеры, но и рядовые члены молодого возраста, а в организацию националистического толка вряд ли примут человека другой национальности. Именно организации и их деятельность определяют, какова роль политики в жизни нашего общества. Структуры эти редко бывают стабильными, ещё реже эффективными. И лишь в единичных случаях поставленные программами цели бывают достигнуты.

Многопартийность

Если в государстве легально действуют разнообразные политические организации всевозможных идеологических установок, даже самых противоположных, - это значит, что в стране присутствует многопартийность. Это говорит, прежде всего, о том, что здесь присутствует демократическое начало, общество прозрачное, то есть главенствуют в нём свобода и гласность.

Многопартийность присуща государствам с демократической формой правления и такими же путями развития. Абсолютистские монархии не допускают появления инакомыслящих сообществ, а появившиеся - преследуют, поскольку они вне закона. То же самое происходит и в тоталитарных государствах. Во всяком случае, политика всегда являлась самой значимой сферой жизнедеятельности человечества, поскольку теснейшим образом связана со всеми проявлениями общественной жизни. Более всего от политики зависит экономика страны.

История

Ещё античные мыслители описывали политику и её определяющее значение для жизни отдельного человека. Антисфен, философ из Древней Греции, наиболее точно дал определение тому, как нужно относиться к политике. Следует, говорил он, обращаться с нею, как с огнём: близко не подходить, чтобы не обжечься, но и не удаляться, потому что можно замёрзнуть.

Многозначность и многогранность этого термина допускает разнообразные трактовки. Самая распространённая, используемая в широком смысле, - та, которая определяет политику как программу действий или все виды деятельности по руководству. Значит, политика может быть даже школьной, банковской, даже семейной. В узком значении этот термин обозначает сферу специфических противодействующих интересов относительно различных общественных групп, решающих вопросы власти.

Определение

Что собой представляет политика? Основные направления деятельности в осуществлении общественной и государственной власти; основная сфера жизни социума, связанная с отношениями и борьбой социальных субъектов относительно организации, установления, изменения или функционирования власти в данном государстве или обществе.

Политика - инструмент, с помощью которого сознательно саморегулируется общественная жизнь, именно поэтому её влияние распространяется практически на все общественные явления. В том числе:

  • компетенция власти (охрана, безопасность, общественный порядок, международные связи и так далее);
  • временное политическое значение, приданное стечением объективных факторов (техногенные катастрофы, природные катаклизмы и тому подобное).

Функции и значение политики

В причинах возникновения политической надстройки общества главенствуют следующие: поляризация социума, когда появляются конфликты и противоречия, требующие разрешения; возрастающий уровень значимости и сложности управления обществом, который требует отделения органов власти от народа. Предпосылкой возникновения политики явилось появление власти как таковой. В первобытных обществах, например, политики как таковой не было.

Важнейшими функциями этого явления считаются следующие.

  1. Укрепление и поддержание целостности в обществе, поскольку это сложная система, обеспечение организованности и общественного порядка.
  2. Политическими силами разрабатываются цели развития общества в целом и всех его составляющих - коллективных субъектов. Ими же организуются социальные массы и мобилизуются ресурсы на осуществление поставленных целей.
  3. Блага, ценности и дефицит авторитарно распределяются также политическими силами.
  4. Производится урегулирование и предотвращение групповых конфликтов.
  5. Политические силы организуют и поддерживают коммуникации между социальными субъектами.

Древние греки словом Politika обозначали искусство управления государством, и все принципы, методы и приёмы ведения государственных дел пришли в современность именно оттуда.

Понятие власти

Основа политики - власть. Власть многообразна. Можно выделить несколько её определений:

  • в широком смысле - способ влияния на людей;
  • в узком смысле - отношения господства и подчинения; комплекс полномочий, дающих право принимать решения, обязательные для подчинённых.

Структура власти

  • субъект власти - человек, общность людей, организация, осуществляющая власть;
  • приказ субъектавласти, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения;
  • объект власти - человек, общность людей, организация, над кем осуществляется власть
  • подчинение объектавласти приказу;
  • общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть.

Основа власти - социальное неравенство людей, которое предполагает подчинение одних другим. С этим связана опасность злоупотреблений властью её носителями - именно поэтому объём власти должен быть чётко определён и ограничен. Власть появилась практически одновременно с появлением человеческого общества и в той или иной степени будет всегда сопутствовать его развитию. Первоначальная власть - власть отца семьи, общины, вождя племени упорядочивала отношения людей и привносила стабильность. С развитием общества структура власти усложнялась, появлялись новые её виды. Сегодня наиболее развитым и оформленным видом власти является власть государственная.

Источники (или ресурсы) власти - реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным - систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным - знания и информацию, к силовым - институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.). Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности . Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предполагает, что одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчинения Вебер выделял три типа легитимного господства.

Еще одним показателем эффективности государственной власти принято считать результативность - степень выполнения властью своих функций и удовлетворения ожиданий и запросов населения.

Традиционное господство обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.

Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.

Харизматическое господство опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны.

Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга.

Власть можно разделить на типы:

  • личная власть - влияние на конкретных людей. К примеру, личной властью обладает директор небольшого предприятия - он может влиять только на своих подчинённых, круг которых точно определён;
  • публичная власть - власть в отношении потенциально неопределённого (обезличенного) круга лиц. К примеру, власть президента России распространяется не только на всех россиян, а также тех, кто пребывает в Россию и находится на её территории временно или постоянно.

Важнейшей в обществе является политическая власть - право, способность и возможность влиять на управление обществом, отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти:

  • публичность - эта власть распространяется на всё население страны, а также на тех, кто временно пребывает на территории государства;
  • легитимность - признание власти народом. В данном случае идёт речь не о поддержке власти народом, а о её признании - можно ведь критиковать действия власти, но признавать её как законную;
  • легальность - соответствие власти закону;
  • регламентированность - определённость власти и властных полномочий законом, традициями;
  • институциональность - выражение власти в официальных, специально созданных органах, политических институтах.
  • моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
  • многообразие ресурсов(принудительных, экономических, информационных и других).

Политическая власть обычно разделяется на:

  • государственную - осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение. Субъект этой власти - государство в лице официальных государственных органов власти;
  • общественную(партийную, профсоюзную, средств массовой информации) - осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.

Таким образом, понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть".

Можно выделить основные функции политической (прежде всего государственной) власти:

  • формирование политической системы;
  • организация политической жизни и политических отношений;
  • управление делами общества и государства;
  • руководство политическими процессами;
  • создание определенного типа правления.

В демократических государствах власть обычно разделяется на три ветви: законодательную (издаёт законы), исполнительную (обеспечивает исполнение законов). судебную (контролирует исполнение законов). Авторами теории разделения властей считаются Дж. Локк и Ш. Монтескье. Цель разделения властей - гарантировать невозможность узурпации (присвоения, захвата) власти одним органом или человеком, свести к минимуму возможные ошибки в управлении обществом. Вместе с тем, разделение властей не предполагает абсолютной независимости и неподконтрольности ветвей власти друг другу. Для этого существует т.н. система сдержек и противовесов - система взаимовлияния и взаимоконтроля ветвей власти в государстве. К примеру, в России Президент может в отдельных случаях распустить Государственную Думу. Но и парламент России также может влиять на Президента - отрешить руководителя страны от должности в случае совершения им измены Родине или иного тяжкого преступления и т.п.

Роль политики в жизни общества

Что представляет собой политика? Для того чтобы уяснить ее сущность, целесообразно обратиться к истории.

Мысленно представим себе первобытно-общинный строй. Господствуют родоплеменные отношения. Властных структур еще пока нет, и все вопросы решаются на основе религиозных норм, обычаев, традиций или просто родственных связей.

Однако жизнь не стоит на месте. С появлением частной собственности происходит социальная дифференциация (усложнение) общества, расслоение его на группы людей с различными, а порой и прямо противоположными интересами. Старые регуляторы общественных отношений уже не срабатывают. Появляется потребность в новой социальной силе, которая смогла бы выполнять функции организатора совместной жизни и деятельности, арбитра при решении спорных вопросов в обществе.

Эту роль взяла на себя «публичная власть», которая по мере развития была преобразована в государство. Общество разделилось на управляющих и управляемых. Социальное положение граждан, их благосостояние и степень реализации своих интересов стали зависеть от близости к органам власти, возможности влиять на них для принятия выгодного решения.

Понимая это, люди начали группироваться в различные ассоциации (объединения) для проведения своих людей во властные структуры, изыскания других способов влияния на них. Появилась новая сфера общественных отношений, получившая название «политической».

Все вышеназванное позволяет сделать вывод, что под политикой понимаются отношения в обществе по поводу власти: ее завоевания, удержания и использования.

Сам термин «политика» появился более двух с половиной тысячелетий назад, ведя свое происхождение от греческого слова politike - искусство управления государством. «Политикой» назывался трактат древнегреческого философа Аристотеля. Он понимал политику как сознательную форму объединения людей ради достижения «общего блага».

Важное предназначение политики - управление обществом в целом. Без политического руководства жизнь общества превратилась бы в бессистемное, анархическое, конфликтное столкновение разнообразных частных и групповых интересов. Поэтому, в первую очередь, политика призвана обеспечивать целостность и социальную гармонию общества. Ее главное предназначение - урегулирование противоречий в обществе, обеспечение общественной интеграции, согласование личных, групповых и общественных интересов.

В этой связи политику необходимо понимать как деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей. Главным субъектом политики является государство. Деятельность государства определяется как государственная политика. Государственная политика подразделяется по сферам общественной жизни, по уровням проявления, по объему, по функциям.

По сферам общественной жизни выделяются следующие виды политики:

  • экономическая - регулирование отношений между индивидами и социальными группами в экономической сфере;
  • социальная - регулирование отношений между индивидами и социальными группами по поводу их места в обществе;
  • национальная - регулирование отношений между нациями, этническими группами;
  • культурная - регулирование отношений между индивидами и социальными группами в духовной жизни;
  • государственно-административная - регулирование отношений во властно-политической сфере.

По уровням проявления выделяются следующие виды политики:

  • местная - регулирование вопросов и проблем местного значения (на уровне села, города, района);
  • региональная - регулирование вопросов и проблем, связанных с развитием целого региона (напр. губернии, штата, субъекта федерации, федерального округа и т.д.);
  • общегосударственная - регулирование вопросов, связанных с развитием общества и государства в целом;
  • международная - регулирование отношений между государствами и группами государств на международной арене;
  • мировая (глобальный уровень) - регулирование вопросов и острых проблем в мировом сообществе, связанных с решением глобальных проблем современности.

По объему политика подразделяется на:

  • стратегическую (долгосрочную) - выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, важнейших, долговременных целей, определение путей и способов их достижения;
  • тактическую (краткосрочную) - решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений по проблемам, возникающим в обществе.

По функциям государственная политика подразделяется на:

  • внутреннюю политику - регулирование отношений между индивидами и социальными группами в различных сферах общества внутри одного государства;
  • внешнюю - регулирование отношений между государствами, группами государств и другими политическими субъектами на международной арене.

В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.

Подробное решение параграфы Итоговые вопросы по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2015

1. Что такое политика и какова ее роль в жизни общества?

Политика - определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества. Политика всегда затрагивает интересы множества людей, ее следствия сказываются на многих, если не всех, участниках процесса. Основными факторами политики выступают социальные (этнические) группы и выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры. Цель политики заключается в ориентации общественного развития в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных средств их достижения.

2. Какова природа политической власти?

По своей природе и происхождению власть, как таковая, - явление социальное. Складываясь и существуя в различных областях человеческой жизни, она способна проявляться в самых различных сферах общественной жизни и в разных формах: то в качестве морального авторитета, то в виде экономического или информационного господства, то в форме правового принуждения и т.д. При этом власть может различаться и по объему (семейная, международная и др.), и по объекту (личная, партийная, общественная и т.д.), и по характеру применения (демократическая, бюрократическая, деспотическая и т.д.), и по другим признакам.

Одним из основных видов является политическая власть. Это обусловлено тем, что она охватывает, направляет и регулирует жизнь в обществе и государстве, господствует над всеми другими видами власти. Политическая власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.

3. Что такое разделение властей?

Разделение властей – принцип построения и функционирования государственного управления в современных демократических государствах, предполагающий наличие законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимы друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют концентрации власти в одних руках.

4. Как формируется государство и каковы его функции?

Существует несколько теорий по поводу возникновения государства:

1. Теологическая – государство произошло и существует в силу Божественной воли. Творцом всего земного, в том числе и государства, является Бог.

2. Патриархальная – зародилась в Древней Греции. По своей природе люди стремятся к общению друг с другом, в результате чего образуются родственные патриархальные семьи, которые объединяются в одну большую семью, образуя государство.

3. Теория общественного договора – появлению государства предшествовало естественное состояние людей, обладающих естественными правами. Ради мира и благополучия между каждым членом общества и создаваемым государством заключается общественный договор. Люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а последняя гарантирует охрану прав каждого человека.

4. Теория насилия – для управления завоеванными народами и территориями порабощения новых необходим аппарат принуждения, которым стало государство.

5. Органическая – считает государство произведением самой природы, продуктом ее развития.

6. Материалистическая – связывает возникновение государства с естественным экономическим развитием первобытного общества.

Функции государства:

Внутренние: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами); участие в управлении экономикой; охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п.

Внешние: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие нормальных отношений с другими государствами, взаимовыгодного сотрудничества с ним на основе принципов мирного сосуществования.

5. О каких формах правления вам известно?

Правильные и неправильные формы правления (по Аристотелю).

К правильным формам правления относятся:

Монархия:

Абсолютную:

Монарх – глава государства;

Осуществляет единоличное правление. Обладает всей полнотой власти. Его власть верховна и независима;

Его власть объявляется священной и наделяется религиозным ореолом;

Как правило, власть передается по наследству;

Ограниченную:

Монарх ограничен в области законодательно, исполнительной деятельности

Монарх независим от парламента, но вынужден считаться с его деятельностью

Аристократия – форма правления, при которой власть принадлежит знати. В основе лежит идея, что государством должны управлять только избранные. Избранность определялась происхождением, размером имущества, религиозным превосходством.

Демократия. Происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» и «кратос» - «сила», «правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своими собственным распорядком жизни, влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ суверене, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти является именно народ. В современной демократической системе народ формирует представительные органы власти путем выборов. Настоящая демократия возможна при наличии определенных условий:

Верховенство закона;

Равноправие всех граждан;

Разделение властей, т. е. независимость друг от друга судебной, исполнительной и законодательной властей;

Многопартийность и политическая конкуренция;

Свободные от цензуры и государственного давления СМИ;

Наличие рыночных отношений в экономике и др.

К неправильным формам правления относятся:

1. Автократия (тирания) - одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. В современной литературе данное понятие означает неограниченную и бесконтрольную власть одного человека.

2. Олигархия – форма правления, при которой власть сосредоточена в руках небольшой группы людей. Власть и капитал сосредоточены в руках одной группы людей

3. Охлократия или анархия - форма государственного устройства, возникающая в результате предельного развития и доведения до абсурда демократических тенденций – правление черни, худших из числа граждан.

6. Что такое национально-государственное устройство?

Национально-государственное устройство – это определенная форма общественных отношений, государственность многонационального сообщества, форма организации государства, выражающая взаимосвязь территориальной организации государственной власти и национальной структуры общества, а так же соотношение суверенитета государства и национальных суверенитетов нации и народностей, объединяемых в составе государства. Основные формы национально-государственного устройства – федерация, унитарное государство, конфедерация, содружество.

7. Какими бывают политические режимы?

Политические режимы бывают демократическими и недемократическими.

К демократическим режимам относятся такие формы правления, когда главную роль играет парламент – коллективный законодательный орган. Это – парламентский режим, либерально-демократический.

К недемократическим режимам относятся такие формы правления, где главную роль играет правитель с неограниченной властью. Это – авторитарные, фашистский, тоталитарный, тиранический режимы.

8. Как связаны между собой понятия «гражданин» и «гражданство»?

Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

С момента обретения гражданства человек начинает пользоваться полным перечнем гражданских прав. Дети и подростки не имеют полного статуса гражданства, поскольку не имеют право голосовать и не обладают некоторыми другими, доступными только взрослым, правами. Их защищают права, гарантированные конституцией.

9. Как происходит участие граждан в политической жизни?

Участие граждан в политической жизни происходит следующим образом:

1. участие в выборах в качестве избирателя или избираемого;

2. организация и участие в деятельности политических партий и общественных движений;

3. обращение в парламент и местные законодательные органы власти с предложениями и проектами;

4. участие в собраниях, митингах;

5. агитация за ту или иную партию;

6. работа в качестве партийного деятеля;

7. членство в политическом клубе или организации;

8. денежные пожертвования в пользу партии.

10. Что такое выборы и референдум?

Референдум (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Выборы – это процедура избрания кого-либо путем открытого или тайного голосования.

11. С какими партиями вы познакомились, как они функционируют?

«Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Единство».

Деятельность партии определяется исходя из ее функций. Функции политической партии:

7. Политическая - овладение государственной властью.

8. Рекруиторская - подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов.

9. Социализаторская – воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан.

10. Электоральная - выражение интересов определенных групп и слоев населения.

11. Представительская - организация и участие в избирательных компаниях.

12. Что такое одно- и многопартийность?

Однопартийность – партийная система, при которой власть принадлежит одной партии.

Многопартийность – партийная система, при которой в стране существует и легально действует более двух политических партий.

13. О каких политических реформах в современной России вы можете рассказать?

В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации. В ст.10 Конституции России говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О политических партиях». Принятие закона о партиях и изменение принципов избрания в региональные законодательные органы резко ограничили возможности образования новых партий, независимых от вертикали исполнительной власти, и принятия независимых решений региональными парламентами. Переход от выборов по одномандатным округам к выборам по партийным спискам усилил зависимость региональных отделений партий от центра.

Политические реформы в России:

1. реформы федеративного устройства:

Создание семи (с 2010 года – восьми) федеральных округов во главе с полномочными представителями президента (13 мая 2000 года);

Слияние субъектов Федерации;

Переименование субъектов Федерации;

Приведение законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным. Раньше центральные органы власти не пользовались своими полномочиями.

Введение принципа не избираемости, а назначаемости губернаторов.

Реформа местного самоуправления (04.08.2000). Муниципалитеты ставятся в прямое подчинение федеральным и региональным властям. Глава муниципального образования может быть отстранен от должности указом президента или главы соответствующего субъекта федерации, а законодательный орган распускается региональным или федеральным законом.

2. реформа центрального аппарата управления:

Реформа Совета Федерации. В Совет Федерации теперь входят не непосредственно главы исполнительной и законодательной власти субъектов, а их представители.

Реформа Государственной Думы. С 2007 года проходят только по партийным спискам; одномандатные округа ликвидируются.

Изменение сроков полномочий Президента и Государственной Думы.

Создание Государственного Совета РФ (01.09.2000). Состоит из глав исполнительной власти – губернаторов областей и президентов республик, входящих в состав РФ. Председателем Госсовета является президент, который назначает членов Президиума Госсовета – семь человек, представляющих федеральные округа страны и сменяющихся каждые полгода. Госсовет собирается ежеквартально; его Президиум - каждый месяц.

Создание Общественной Палаты (2005).

Избирательная реформа. Запрет на создание избирательных блоков на выборах всех уровней; запрет членам одних партий входить в избирательные списки других партий; отмена графы «против всех».

3. реформа сфер общественной жизни:

С 2004 года в России проводится военная реформа:

Перевод части армии на контрактную службу;

Сокращение срока службы по призыву до 12 месяцев,

Закон об альтернативной гражданской службе (2002; весной 2007 года в Москве призвано 2 человека),

Общее сокращение армии до 1,1 млн. чел.

Административная реформа, проблемы ее проведения.

Партийная реформа.

Судебная реформа:

Создание ювенальной юстиции,

Реформа пенитенциарной системы.

14. Какие отрасли права вам известны?

Отрасли права:

8. Конституционное право. В него включены нормы, устанавливающие государственное устройство нашей страны, правила деятельности органов власти и управления. Они указывают права и обязанности граждан.

9. Уголовное право. В нем объединены нормы, устанавливающие преступность поступков людей и меру наказания за них.

10. Административное право. Его составляют нормы, регулирующие отношения между органами власти, лицами, наделенными определенными полномочиями, и гражданами.

11. Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право включает нормы, регулирующие порядок разрешения гражданских и уголовных дел.

12. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. В него включены нормы, определяющие порядок наследования, владения и распоряжения собственностью, заключения сделок, защиты чести и достоинства и др.

13. Трудовое право устанавливает порядок отношений работодателей и работников в процессе труда и по поводу труда.

14. Семейное право регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе, в процессе семейной жизни.

15. Как связаны между собой право и закон?

Право – это система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах.

Закон - это общепринятая норма нравственного поведения, которая обязательна для исполнения. В человеческом обществе закон составляют высшие правительственные органы. Согласно закону мы обязаны получить школьное образование. А право – это учиться в государственной или частной школе.

Получается, что закон может ограничивать права.

16. Почему Конституция – Основной закон государства?

Конституция (от лат. constitution - устройство) – Основной закон государства, потому что она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического образования и принятия решений, а также положения личности в государстве.

Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующие его деятельность. Принимаемая при согласии подавляющего большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна совместная жизнь людей.

Законы, принимаемые в государстве, не могут противоречить конституции.

17. Каковы основы конституционного строя Российской Федерации?

Основы конституционного строя РФ изложены в главе 1 Конституции РФ:

1. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

3. Носитель суверенитета и источник власти – народ.

4. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

5. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

6. Конституция Российской Федерации – главный закон страны.

7. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

8. Республики имеют свою конституцию.

9. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения.

10. Российская Федерация – социальное государство.

11. Экономической свободы и равенства всех форм собственности.

12. Принцип разделение властей.

13. Гарантии местного самоуправлении.

14. Принцип идеологического многообразия

15. Принцип политического плюрализма (политического многообразия)

16. принципа приоритета закона

17. Особый порядок изменения положении Конституции, составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации.

18. Каковы функции законодательной, исполнительной и судебной власти?

Функции законодательная власть:

1. разработка законодательства;

2. утверждение правительства;

3. утверждение изменений в налогообложении;

4. утверждение бюджета страны;

5. ратификация международных соглашений и договоров;

6. объявление войны.

Функции исполнительной власти:

1) исполнительную (правоприменительную) функцию, т.е. функцию исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) «правозащитную» функцию, т.е. функцию соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическую функцию, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) функцию обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующую функцию, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;

6) нормотворческую функцию, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов;

7) охранительную функцию, означающую, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Функции законодательной власти:

1. Правосудие.

2. Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, за соблюдением конституции.

3. Толкование правовых норм.

19. Что такое институт президентства?

Институт президентства в современном его понимании впервые был оформлен Конституцией США в 1787 г. «Отцы-основатели» американской Конституции при моделировании института президентства ориентировались на британскую политико-правовую практику и концепцию разделения властей. В настоящее время этот институт относится к числу одних из наиболее распространенных институтов государственной власти. На конец XX в. из 183 государств - членов ООН - свыше 130 имели в государственном механизме пост президента. Их конституционный статус существенно разнится между собой. Даже если ограничиться странами западной демократии, то президенты в президентских (США), в полупрезидентских (Франция) и в парламентских (ФРГ) республиках значительно отличаются объемом полномочий, характером функций, ролью в решении государственных и общественных дел. В немногочисленных научных работах, в которых осуществлена попытка анализа понятия института президентства, последний определяется как совокупность четырех групп норм:

1. порядок выборов президента, в том числе включая инаугурацию;

2. его юридический статус в структуре органов государственной власти (конституционный статус - структурный аспект);

3. функции и полномочия президента (конституционный статус - функциональный аспект);

4. прекращение исполнения президентских полномочий.

Каждая их перечисленных групп является своеобразным субинститутом по отношению к институту президентства в целом. Вместе с тем существенным элементом этого института является ответственность президента. Это одна из важных форм конституционной ответственности, причем достаточно серьезная. Об этом говорят, например, попытки осуществления импичмента в США (декабре 1998 г. - январе 1999 г. по отношению к Б. Клинтону) и России (в мае 1999 г. по отношению к Б. Ельцину), а также то, как эта процедура влияет на политико-правовую ситуацию в стране. Таким образом, институт президентства - это система конституционно-правовых норм, регулирующих порядок выборов и вступления в должность президента (инаугурацию), полномочия президента, определяющие его положение в системе органов государственной власти, а также досрочное прекращение полномочий, замещение и отстранение от должности. При определении понятия «институт президентства» некоторые авторы используют

20. Как проявляет себя местное самоуправление?

Конституция РФ признает, что на местах действуют свои органы местного самоуправления. Они разрешают местные проблемы, не относящиеся к компетенции центральных органов (уборка улиц, строительство больниц, проблема школ и т. д.). Сейчас в каждом регионе есть свои думы, советы, собрания. В них работают депутаты, избранные населением. В городах есть мэры, префекты, которые занимаются управлением конкретной территорией. Все органы местного самоуправления действуют на основании устава и издают свои правовые акты.

21. В чем выражаются права человека?

Под правами человека обычно понимаются такие права, которые присущи человеку с самого рождения. Понятие прав человека предполагает, что каждый отдельный человек может пользоваться своими правами человека независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других взглядов, национального или социального происхождения, имущественного положения, родителей или другого статуса.

В правовом смысле права человека гарантируются правом в области прав человека, защищающем индивидуумов и группы людей от действий, которые посягают на основные свободы и человеческое достоинство. Они находят свое выражение в договорах, международном обычном праве, сводах принципов и других источниках права.

22. Что записано во «Всеобщей декларации прав человека»?

Во «Всеобщей декларации прав человека записано», что:

1. все люди рождаются свободными и равными;

2. права и свободы человека не зависят от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения;

3. каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;

4. никто не должен содержаться в рабстве, никто не должен подвергаться пыткам;

5. никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию;

6. каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства;

7. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии;

8. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей и др.

Т. е. провозглашаются основные права и свободы всех людей.

23. Что такое международное гуманитарное право?

Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны, а также гуманитарной защиты гражданского населения, больных и раненых военнослужащих, а также военнопленных. Основными инструментами являются Женевские конвенции по защите жертв войны 1949 года и два дополнительных протокола, заключенных в 1977 году под эгидой Международного комитета Красного Креста.

24. Как защищаются права ребенка и взрослого человека?

Статья 56 СК РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях - органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно статье 147 СК РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.

Конституция гарантирует права человека, прописанные в ней. Права как взрослого, так и ребенка защищаются государством, суде.

25. В чем сходство между гражданским обществом и правовым государством?

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Гражданское общество - свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека. Гражданское общество - не всякое, а лишь высокоразвитое общество, с развитыми общественными (политическими, экономическими, правовыми и другими) отношениями. Для гражданского общества характерны высокие гражданские и морально-нравственные качества его членов.

Гражданское общество неотделимо от правового государства, правовое государство является государственно-властной организацией гражданского общества, причем в правовом государстве государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. Однако правовое государство отказывается от тотального контроля, избегает необоснованного вмешательства в жизнь гражданского общества, в частную жизнь граждан. Многие общественные отношения остаются в независимости от государства.

Гражданское общество – это такое общество, в котором существуют неофициальные структуры в виде различных организаций, движений, комитетов, ассоциаций, обществ, собраний и т. д., действующие в рамках юридических законов и норм и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти. Оно поддерживает определенный баланс между обществом и государством. Если государство начинает превышать свои полномочия, то структуры гражданского общества напоминают ему о пределах вмешательства государства в дела общества. И наоборот: если общество нарушает принятые в государстве законы и порядок, то гражданское общество предупреждает его о том, что его действия могут привести к анархии, чреватой опасными последствиями для всех людей.

26. Что такое преступление?

Преступление – общественно опасное деяние. Выражается в причинении ущерба каким-либо интересам, охраняемым уголовным правом.

27. В чем выражается уголовная ответственность?

Уголовная ответственность выражается в применении государственного принуждения по отношению виновному лицу в виде наказания.

28. Что такое административный проступок?

Административный проступок – это нарушение норм административного права.

29. Как действуют правоохранительные органы?

Правоохранительные органы действую на основании законов страны.

Важным правоохранительным органом России является полиция. В российской полиции есть подразделения со своими функциями. Например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения обеспечивает порядок на дорогах страны, следя за тем, чтобы пешеходы и водители соблюдали правила, установленные законом. Федеральная миграционная служба отвечает за передвижение людей по стране, их выезд за пределы государства, а также въезд иностранцев в Россию.

Полиция обязана выявлять преступления, разыскивать лиц, совершающих опасные деяния. В таком подразделении внутренних дел существует уголовный розыск, следственные отделения, спецотделения по борьбе с экономическими преступлениями.

Правоохранительные органы обеспечивают безопасность личности и государства. Главным органом правоохранительной системы является Совет безопасности РФ, его возглавляет Президент РФ. Он назначает секретаря и членов Совета.

Раскрытием шпионажа, террористических актов, коррупции, наркобизнеса занимается Федеральная службу безопасности (ФСБ). Разведывательную деятельность с целью получения информации о действиях и планах иностранных государств и лиц в отношении России ведет Служба внешней разведки. Пересечение границ нашей страны людьми, транспортом с различными товарами регулируется особым порядком, который поддерживает Федеральная таможенная служба. Контроль за поступлениями в казну государства налогов, платежей осуществляет Федеральная налоговая служба.

Надзор за исполнением законов производит прокуратура. Прокурор следит за тем, чтобы преступления расследовались согласно закону. Он участвует как государственный обвинитель в судебном разбирательстве дела. Прокурор имеет право отменить незаконные постановления следователей, опротестовать приговоры суда.

К правоохранительным органам РФ относится нотариат. Нотариусы удостоверяют подлинность документов, фактов и т. д. Правовую помощь населению оказывает адвокатура, объединяющая юристов на добровольной основе. На предприятии есть юрисконсульты. Они помогают руководителям юридически грамотно осуществлять предпринимательскую деятельность, составлять различные договоры, отстаивать интересы в суде.

30. Что такое общество и из каких сфер оно состоит?

В науке не сложилось единого определения того, что такое общество.

В узком смысле под обществом надо понимать:

Определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

Конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество можно разделить на 4 сферы – социальную, экономическую, политическую и культурную.

31. Каковы основные признаки общества?

Признаки общества:

1. объединение не является частью какой-либо более крупной

2. системы (общества);

3. имеет свою собственную территорию;

4. имеет свое название и историю;

5. обладает собственной системой управления;

6. браки заключает между представителями данного объединения;

7. растет преимущественно за счет детей тех людей, чьи родители являются его признанными представителями;

8. существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

9. объединяется общей системой ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), т.е. культурой.

32. Как общество влияет на природу и в чем выражаются антропогенные нагрузки на нее?

Первобытные общества - небольшие локальные группы по 60-80 человек, кочевавшие в поисках съедобных растений и животных и обитавшие на огромном расстоянии друг от друга, не могли нанести никакого ощутимого вреда природе. Они зависели, боялись, почитали и обожествляли ее. Пиетет перед матерью-природой чувствуется в их мифах, преданиях и ритуалах. Еще в XVIII веке на господство природы никто не посягал, хотя уже и тогда человек вырубал леса, травил зверей и загрязнял реки. Но в XIX и XX веках произошли кардинальные изменения. Индустриальное общество разрыло все, что можно разрыть, загрязнило все, что еще оставалось чистым, истребило многих животных, а оставшихся, как реликвии, занесло в Красную книгу. Последствия дисгармонии между природой и обществом оказались гибельными для самого человека: эрозия почвы и засорение подпочвенных вод, обезлесивание, вытеснение чернозема песчаником (феномен наступления пустыни), загрязнение воздушного бассейна земли, возникновение озоновых дыр и т.д. Конфликт между обществом и природой разрастается до масштабов необъявленной войны, а все случаи столкновения между ними выглядят как сводки с места боев.

Антропогенная нагрузка- степень воздействия человека, его деятельности на природу. Антропогенная нагрузка включает использование ресурсов популяций видов, входящих в экосистемы (охота, рыбная ловля, заготовка лекарственных растений, рубка деревьев), выпас скота, рекреационное воздействие, загрязнение (сброс в водоемы промышленных, бытовых и сельскохозяйственных стоков, выпадение из атмосферы взвешенных твердых веществ или кислотных дождей) и др. При рациональном природопользовании антропогенная нагрузка регулируются с помощью экологического нормирования до уровня, который безопасен для экосистем.

33. Какие типологии общества приняты в науке, что такое доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество?

Типология общества:

1. по наличию письменности:

Дописьменные

Письменные

2. по числу уровней управления и степени социального расслоения:

Простые

Сложные

3. по способу добывания средств существования

Общество охотников и собирателей

Общество огородничества

Общество скотоводов

Земледельческое общество

Индустриальное общество

4. по способу производства и форме собственности

Первобытное

Рабовладельческое

Феодальное

Капиталистическое

Доиндустриальные - это общества, где не было индустрии, т.е. промышленности. Это все простые и дописьменные общества, существовавшие в эпоху рабовладения и феодализма. Доиндустриальные общества иначе называют традиционными, потому что главным рычагом социального прогресса здесь выступала передача знаний от стариков к молодежи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивалась в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководила религия, будь то архаические верования (фетишизм, магия и др.) или современные - христианство, буддизм, ислам и т.д. Определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами.

С развитием промышленности (200-250 лет назад) пришла эпоха индустриального общества. Его движущей пружиной стало развитие машинного производства с корпорацией и фирмой во главе.

И только небольшой отрезок исторического времени, начиная с 70-х годов XX века, относится к самому современному типу - постиндустриальному обществу. Но и оно охватывает не все существующие на планете страны, а только самые передовые, например, США, Великобританию, Японию, Германию, Францию, Канаду и некоторые другие. Большинству же стран, в том числе и России, еще только предстоит вступить в постиндустриальную эпоху. В постиндустриальном обществе на первое место выступает теоретическое знание с университетом как местом его сосредоточения. В этом обществе преобладает не промышленность, а информация и сфера обслуживания.

34. В чем проявляется социальный и научно-технический прогресс?

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это обобщающее понятие включает в себя, как свои составные части, экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса выступает технический прогресс.

Технический прогресс – взаимообусловленное, взаимостимулирующее развитие науки и техники. Он проявляется в различного рода изобретениях, открытиях, призванных улучшить качество жизни человека и удовлетворить его потребности.

35. Как бы вы охарактеризовали глобальные проблемы человечества?

Научно-технический прогресс, скорость которого на пять порядков превышает скорость создания новых «технологий» биосферы (новых видов биологических организмов), порождает все более мощные источники разрушения и загрязнения природной среды. Земная экосистема лишается 50 тысяч биологических видов в год. За период с XVI по XX век исчезло свыше 250 видов и подвидов позвоночных животных. С начала 80-х годов в среднем один вид (или подвид) животных исчезал ежедневно, а вид растений - еженедельно. Под угрозой исчезновения находятся еще более 20 тысяч видов. Около 1000 видов птиц и млекопитающих находятся под угрозой вымирания. Ежегодно сжигается около 1 млрд. т условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн оксидов азота, серы, углерода (часть из них возвращается в виде кислотных дождей), сажи, золы и пыли. Почвы и воды загрязняются промышленными и бытовыми стоками (сотни млрд. т в год), нефтепродуктами (несколько млн. т), минеральными удобрениями (около сотни млн. т) и пестицидами, тяжелыми металлами (ртуть, свинец и др.), радиоактивными отходами. Разрушение озонового экрана Земли поставило под угрозу способность биосферы к самоочищению.

Ученые выделили следующие глобальные проблемы человечества:

Климатические изменения, вызванные деятельностью человека;

Исчезновение биологических видов;

Продолжающий рост народонаселения и уровня потребления.

Воздействие человека и продуктов его деятельности на природу с каждым годом увеличивается. В основном оно негативное, среди позитивных можно назвать пока что защиту животных и восстановление их исчезающих видов.

36. Что такое мировое сообщество?

Сегодня понятие «общество» стало более широким, чем просто определенная группа людей. Действительно, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно - все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.

Представление о глобальном, или планетарном, единстве всех людей существовало не всегда. Оно появилось только в XX веке. Мировые войны, землетрясения, международные конфликты дали почувствовать землянам общность своей судьбы, зависимость друг от друга, ощущение того, что все они - пассажиры одного корабля, безопасность которого зависит от каждого из них. Еще каких-нибудь 500 лет назад человечество представляло собой чрезвычайно пеструю мозаику, составленную из изолированных образований (орды, племена, царства, империи), имевших свою экономику, политику и культуру.

37. Каким образом человек превращается в личность?

Человек превращается в личность путем социализации через усвоение социальных норм, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта, развития нравственного сознания, упорной работой над собой. Личностью не рождаются, личностью становятся. Она - относительно поздний продукт социального развития.

38. Что такое социализация и воспитание?

Социализация – это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Частью процесса социализации является воспитание. Оно прививает человеку культурные нормы. Воспитание определяется обществом и выражается в форме

Культурных норм,

Бытовых правил поведения,

Ценностей и идеалов.

39. С какими потребностями человека вы познакомились?

Потребности человека:

Физиологические потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.).

Потребность в безопасности - выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта.

Социальные потребности – человек – существо социальное и не может жить вне группы. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в организациях, заботы о другом и помощи близких.

Престижные потребности - человеку присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть неравным им, обращать на себя особое внимание и искать преимуществ.

Духовные потребности - это стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, т.е. самореализоваться.

40. Как происходит познание человеком мира и самого себя?

Стремление познанию – важнейшая духовная потребность человека. Познание бывает двух типов – чувственное и логическое.

1. Чувственное познание осуществляется путем непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Характеристики объекта на этом уровне отражаются с помощью органов чувств. Формами чувственного познания являются:

Различают три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это исходный элемент чувственного опыта. Оно возникает в результате непосредственного воздействия предметов на наши органы чувств. Мы ощущаем форму, цвет, запах, т. е. отдельные свойства предмета. Его целостный образ дает нам восприятие. Оно позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, положение в пространстве. Восприятие служит также основой формирования представлений. После прекращения воздействия предмета на органы чувств впечатление о нем закрепляется и сохраняется в памяти. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется представлением. Человек может представить себе когда-то виденное, описать то, что воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные черты предмета могут быть утрачены при сохранении его существенных свойств. Такой образ мы называем обобщенным.

2. Рациональное (логическое) познание осуществляется путем абстрактного мышления. Его задача – раскрыть внутренние связи между явлениями, объектами и процессами, объяснить законы функционирования и развития объективной реальности. Формы рационального познания:

Понятие – это форма абстрактного мышления, отражающая и фиксирующая в языке наиболее общие и существенные признаки определенного класса объектов (понятия «нация», «атом» и др.).

Суждение – это форма абстрактного мышления, в которой посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого-либо признака предмета и его связь с другими предметами.

Умозаключение – форма абстрактного мышления, связывающая в единый ряд посылок и следствий мысли различного рода содержания.

Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла

41. В чем состоит духовная жизнь человека?

Духовная жизнь – сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.

В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человеческую природу.

Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.

В индивидуальной человеческой жизни духовные ценности выполняют ориентирующую и направляющую роль. Благодаря ценностям люди могут отличать важное от незначительного.

Ценностями люди считают то, что они ставят выше сиюминутных радостей и удовольствий, что придает смысл и значение их существованию. В реальной, практической жизни духовные ценности являются не в виде абстрактных идей, а в виде конкретных, чувственно осязаемых символов, например образов любимых литературных героев, поэтических строк и картин, гениальных изобретений и научных открытий. Общаясь с символами, люди общаются с ценностями.

Обращение к духовным ценностям делает человека самостоятельным и последовательным в действиях, независимым от случайных оценок, предвзятых мнений. Наверное, вам приходилось встречать таких людей. Они не только много читают, увлекаются искусством, наукой, политикой, но и воспринимают все это глубоко осмысленно, лично. С ними интересно общаться. О таких людях говорят, что они обладают богатым духовным миром. С другой стороны, человек, не соотносящий себя ни с какими духовными ценностями, способен жить только сегодняшним днем. Его судьба зависит от прихоти случая и расхожих мнений, собственных пристрастий и капризов, и в целом его жизнь представляется бессмысленной.

42. Как связаны между собой свобода и ответственность?

Наличие свободы у одного человека отнюдь не означает его права на лишение другого возможности поступать в соответствии с собственными потребностями и желаниями. Мера нашей свободы (произвола) по отношению к другим людям ограничена существующими в обществе социальными нормами, среди которых ведущую роль играют нормы морали и права. Отсюда следует, что каждый из нас несет ответственность за свои действия, если они затрагивают чужие интересы, и к нему средствами общественного или государственного принуждения могут быть применены соответствующие санкции.

43. Как проявляет себя человек в группе?

Человек в группе может проявлять себя следующим образом:

1. приспосабливаться к группе, т. е. мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне он продолжает не соглашаться с группой;

2. человек усваивает мнение большинства и соглашается с ним;

3. человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, спорит, доказывает;

4. человек не подвергается давлению группы, он независим и самодостаточен.

44. Что такое межличностные отношения и процесс общения?

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Процесс общения – это социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей. Виды общения – речевое и неречевое.

45. Как возникают и решаются конфликты в обществе?

Предметом спора может быть территория проживания, деньги, жилище, власть и множество иных вещей, а также борьба за положение в обществе. Впрочем, всего не перечислишь. В автобусе конфликт возникает из-за свободного места, между народами

Из-за жизненно важной территории, между религиями - из-за символа веры или истинной интерпретации этого символа. Иными словами, конфликт возникает тогда, когда то, из-за чего разгорелся спор, нельзя поделить, иначе никакой ссоры или войны не возникло бы.

Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие. Конфликт принимает разные формы и масштабы. Самая распространенная - повседневная ссора друзей, родственников, незнакомых людей на улице, в транспорте. Более серьезная форма - размолвка, развод, забастовка. Бунт, мятеж - стихийная массовая форма протеста. Они могут завершиться революцией, войной, переворотом.

Самыми массовыми и распространенными конфликтами являются семейные. Они происходят каждый день, превосходя по численности все другие конфликты вместе взятые. О большинстве из них статистика и наука ничего не знают. Они спонтанно возникают и спонтанно угасают.

Специалисты выделяют следующие способы решения конфликтов:

Компромисс - решение проблемы через взаимные уступки сторон;

Переговоры - мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;

Посредничество - использование третьей стороны в заочном решении проблемы;

Арбитраж - обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

Применение силы, власти, закона - одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Рекомендуем почитать

Наверх