Система органов экологического управления. Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды Система и полномочия органов экологического управления

Реклама 20.06.2020

Структура органов управления:

Общей компетенции – наряду с управлением природопользованием и охраной о.с. реализуют другие задачи: социальная сфера, оборона, образование и пр.

Специальной компетенции – специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные функции. По объему и характеру своей компетенции они подразделяются на три вида:

Комплексные – весь блок природоохранных задач.

Отраслевые – охрана и использование отдельных природных объектов.

Функциональные – выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов.

Органы общей компетенции:

Президент России : определение основных направлений внешней и внутренней экологической политики государства, нормотворчество, организация системы центральных органов исполнительной власти, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны о.с. Управление осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации.

Правительство РФ и правительства субъектов РФ : обеспечение в РФ единой государственной политики в области экологии; осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы; организует деятельность по охране и рациональному использованию пр.р., регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, ликвидации их последствий.

Разграничение полномочий Правительства РФ и субъектов РФ – по 2-м признакам: пространственному (по свей территории РФ, в границах территории субъекта) и ресурсовому (в рамках одного территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения).

Органы специальной компетенции .

Комплексные .

Министерство природных ресурсов (МПР России) , утверждено Пост. Прав. 22.07.04. № 370 – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны о.с. и обеспечения экологической безопасности. Вопросы:

  • Геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;
  • Использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;
  • Использование и охрана водных объектов;
  • Охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;
  • Особо охраняемые природные территории (ООПТ);
  • Охрана о.с. и обеспечение экологической безопасности;
  • Охрана атмосферного воздуха;
  • Обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);
  • Совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны о.с.

Подведомственные органы исполнительной власти:



Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральное агентство водных ресурсов;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

Федеральное агентство по недропользованию.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу о.с. (Росгидромет): обеспечение государства, физических и юридических лиц гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией, информацией о загрязнении о.с.; организация мониторинга о.с. и её загрязнения; оценка и прогноз изменения климата, водных ресурсов.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России):

Руководство и координация работ в области предупреждения и ликвидации экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями или катастрофами.

Отраслевые.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости России : управление земельными ресурсами; ведение гос. земельного кадастра; землеустройство; кадастровая оценка земель; мониторинг земель; гос. контроль за соблюдением зем. законодательства, использованием и охраной земель.

Федеральное агентство геодезии и картографии РФ (Роскартография): исполнительные, контрольные разрешительные, регулирующие и др. функции в области геодезической и картографической деятельности; охрана о.с. в пределах своей компетенции.

Министерство с/х РФ (Минсельхоз России): мелиорация земель; обеспечение плодородия с/х земель; безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами; защите участков лесного фонда, находящихся во владении с/х организаций; контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Федеральное агентство по рыболовству : гос. регулирование и координацию в сфере рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Функциональные .

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздрав России): разработка основ государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; санитарно-эпидемиологический надзор; санитарно-гигиеническое нормирование; предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды.

Министерство внутренних дел РФ (МВД России): надзор за техническим состоянием автотранспортных средств; расследование экологических преступлений; охрана природных объектов; участие в ликвидации природных и техногенных аварий и катастроф; борьба с браконьерством и другими нарушениями правил охоты и рыболовства.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору : контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная таможенная служба : соблюдение порядка перемещения экологически опасных товаров через таможенную границу; соблюдение порядка ввоза и вывоза животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Федеральное агентство по атомной энергии: использование атомной энергии, ядерная и радиационная безопасность при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, выполнение обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях.

Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России): охрана биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Органы государственного управления специальной компетенции – органы, специально уполномоченные выполнять функции экологического управления

Круг органов, уполномоченных на проведение этого контроля, широк:

1. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды

2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ

3. Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству

4. Федеральное агентство лесного хозяйства

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды

Госкомэкология России и ее территориальные органы призваны осуществлять государственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов

Главной задачей Госкомэкологии является обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами требований природоохранительного законодательства, НПА, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей среды

Министерство природных ресурсов и экологии РФ

Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы

Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству – управление земельными ресурсами

Федеральное агентство лесного хозяйства является ФОИВ, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в области лесных отношений

Федеральная служба по надзору сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор в сфере природопользования, уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы

Находится в ведении Министерства природных ресурсов РФ. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

Вопрос 17. Роль правоохранительных органов в экологическом управлении

К правоохранительным органам относят органы прокуратуры, внутренних дел, суда и арбитражного суда. Основной функцией правоохранительных органов является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью

Экологическая функция правоохранительных органов - деятельность в сфере применения природоохранительного законодательства, выявления причин экологических правонарушений и разработка мер по их предупреждению и устранению

Экологическая функция прокуратуры - деятельность по осуществлению надзора за соблюдением и выполнением законов и подзаконных актов в области охраны окружающей природной среды, природопользования и экологической безопасности общества. Предметом надзора служит и сам нормативно-правовой акт, принятый соответствующим поднадзорной прокуратуре органом, с точки зрения его непротиворечия закону, а также действие (бездействие) по применению закона или подзаконного акта

Эти функции выполняются на уровне Федерации - Генеральной прокуратуры РФ в лице ее соответствующих отделов и управлений на уровне республик, краев, областей - респупликанская, краевая, областная прокуратура, на уровне города, района - городская, районная прокуратура

Природоохранные прокуратуры - специализированная форма прокурорского надзора в области экологии.

Для экологического надзора прокуратуры характерны также формы и методы прокурорского надзора, свойственные прокуратуре в целом: протест, возбуждение уголовного дела, предъявление иска о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением. Наряду с административными методами реагирования прокуратура применяет в своей практике экономические методы воздействия. К ним относят иски прокурора в интересах государства или отдельных предприятий, организаций, граждан

Арбитражный суд. Споры, возникающие в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности в связи с производственно-хозяйственной деятельностью, рекреацией либо запретом их являются предметом рассмотрения арбитражного суда

Суд – рассмотрение дел, связанных с возмещением гражданам экологического вреда и экономического вреда их имуществу

Таможенные органы содействуют осуществлению мер по защите животных и растений, охране окружающей природной среды

Под управлением понимается организаторская деятельность, направленная на обеспечение рационального использования природных ресурсов и сохранение окружающей среды.

Виды экологического управления:

Государственное

Муниципальное

Общественное

Производственное

Полномочия органов управления:

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (федеральный государственный экологический контроль);

установление федеральных органов исполнительной власти , осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

организация и проведение государственной экологической экспертизы ;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности , осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования , формирование экологической культуры;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;

ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);

установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм , установленных на федеральном уровне;

право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности , осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде , причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;

контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения , управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

1. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

2. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

3. К вопросам местного значения городского округа относятся:

организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

4. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства могут быть возложены законами соответствующих субъектов Российской Федерации на органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

5. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды

1. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

Все органы управления можно разделить на 2 вида:

· осуществляющие общее управление;

· специальные органы для управления.

Органы общего управления.

ОГВ, осуществляющий общее управление на федеральном уровне – Правительство РФ. В соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии.

Полномочия правительства в сфере ООС определены в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»:

· Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области ООС и обеспечения экологической безопасности;

· организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов и регулированию природопользования.

На уровне субъектов общее управление в сфере ООС осуществляют соответствующие ОГВ субъектов общей компетенции.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных ОГВ субъектов РФ» в ст.21 устанавливает полномочия высшего исполнительного органа ГВ субъекта:

· разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта;

· участвует в проведении единой государственной политики в области, среди прочего, экологии.

На местном уровне названную деятельность осуществляют ОМСУ, которые наделены полномочиями по решению многих вопросов, связанных с экологией ФЗ «Об общих принципах организации МСУ».

Специальные исполнительные органы

· Министерство природы РФ – центральное место занимает

· Федеральная служба (ФС) по гидрометеорологии и мониторингу ОС

· ФС по надзору в сфере природопользования

· Федеральное агентство (ФА) водных ресурсов

· ФА по недропользованию

· Министерство здравоохранения и социального развития

· ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

· Министерство сельского хозяйства

· ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору

· ФС государственной регистрации, кадастра и картографии

· ФА лесного хозяйства

· ФА по рыболовству

· Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Муниципальное экологическое управление.

Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Это наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке деятельности этих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.

На местном уровне осуществляется ОМСУ.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся:

· организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения;

· организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

· озеленение территории;

· организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

· другие.

Вопросы местного значения муниципального района:

· организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

· организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

· создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

· другие.

Круг вопросов местного значения городского округа:

· организация водоснабжения населения, водоотведения

· организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

· организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

· другие.

27. Экологическое планирование: понятие, виды, цели, порядок осуществления

Экологическое планирование – это планирование определенной группы мероприятий, направленных на восстановление ОС, сохранение, уменьшение негативного воздействия, а планирование хозяйственной деятельности должно осуществляться так, чтобы не создавать потенциальную опасность для ОС.

Деятельность по большей части не столько правовая, сколько организационная. Полномочия в сфере планирования есть и у РФ, и у субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Плановая документация (2 вида):

· доктрины, концепции, основы экологической политики. На сегодняшний момент в 2002 году утверждена экологическая доктрина. Длинный и бессмысленный документ. Сейчас Министерство природных ресурсов и экологии разрабатывает новый документ «Основы экологической политики до 2030 года», с перспективой утверждения в Правительстве РФ, концепция и структуры размещены на сайте Министерства природных ресурсов и экологии. Принципиальных отличий от экологической доктрины нет, но он к нам более адаптирован.

· целевые экологические программы.

Ст.3 ФЗ «Об охране ОС» закрепляет принцип учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Ст.44 требует при планировании и застройке городских и сельских поселений соблюдения требований в области ООС, принимать меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановления природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

Ст.55: при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст.69).

Планирование находит свое отражение в федеральных программах. Общие положения, касающиеся порядка разработки федеральных программ, предусмотрены в ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

Программа социально-экономического развития РФ - комплексная система целевых ориентиров социально - экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. В нашем случае, в указанных программах должна быть также определена государственная политика в области ООС.

Планирование осуществляется посредством разработки и утверждения программ. Под эти программы предусматривается бюджетное финансирование.

Бюджет финансирует

· программы;

· деятельность органов, которые осуществляют свои полномочия на это финансирование осуществляют в том числе и мероприятия в сфере охраны окружающей среды.

До охраны окружающей среды, понятно, это финансирование органов государственной власти доходит, на самом деле, очень немного.

Это реализация экологической функции государства.

Государственное экологическое управление - это деятельность компетентных государственных органов, направленная на организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды.

Два направления экологического управления:

Управления использования

Управление охраны

Принцип обособления и координации в этих направлениях.

Государственное экологическое управление осуществляется в рамках общего управления и наиболее тесно связано с экономическим управлением (хозяйственным), но между ними есть принципиальные отличия в целях и основаниях.

Цель экономического управления: развитие экономики.

Цель экологического управления: сохранение, либо восстановление. Носит экстенсивный характер.

Основания экономического управления: социальные законы, которые вырабатываются в процессе развития общества.

Основания экологического управления: социальные, либо естественные законы.

Принципы:

Ст. 3 ФЗ Об охране окружающей среды»

    Принцип устойчивого развития

    Принцип ответственности государства за состояние окружающей среды

    Принцип независимости контроля

    Принцип презумпции экологической опасности планируемой деятельности

    Принцип обязательности ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду)

    Принцип участия общественности и гласности

2. Система органов экологического управления

1987 год – конец третьего периода развития экологического права.

Органы общей и специальной компетенции

Органы общей компетенции - те, для которых экологическая функция не является единственной или основной (Правительство РФ).

Специально уполномоченные органы – экологическая функция является единственной или основной.

Надведомственные (осуществляющие управление в отношении нескольких природных ресурсов). Министерство природных ресурсов

Министерство природных ресурсов - это федеральный орган государственной власти, проводящий политику в сфере изучения, производства, охраны, координирующий в этой сфере деятельность иных государственных органов исполнительной власти и осуществляющий управление фондом недр, лесов и водным фондов.

Лимитирование и лицензирование.

Ведомственные (отраслевые) – в отношении отдельных видов природных ресурсов.

Сейчас система разрушена.

Министерство сельского хозяйства: государственный комитет по рыболовству, федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом

Последние два между собой смежные.

Функциональные органы

Федеральное агентство геодезии и картографии

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Иногда включают Федеральное агентство по туризму

3. Функции государственного экологического управления

Наиболее общие направления.

    Учет и ведение кадастров природных ресурсов

Учет природных ресурсов - сбор необходимой количественной и качественной информации состоянии природных ресурсов.

Осуществляется кадастровый учет либо по административно-территориальным единицам, либо по субъектам природопользования.

Принцип достаточности и достоверности, который означает, что сведений, которые есть в кадастре должно быть достаточно.

Государственный кадастр природных ресурсов – это совокупность достоверных необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении природного ресурса.

Основные виды кадастра:

Государственный земельный кадастр (на основании Земельного кодекса, ФЗ О государственном земельном кадастре, ФЗ о государственном кадастре недвижимости)

Государственный водный кадастр (на основании Водного кодекса)

Лесной реестр

Лесной реестр - это систематизированный свод документированных сведений о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопосадках.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

Государственный кадастр объектов животного мира

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

Красная книга

    Определение и проведение единой экологической политики (планирование и прогнозирование)

Осуществляется разработка экологических концепций государственного развития РФ.

Федеральные целевые программы

ФЦП Леса России

ФЦП Мировой океан

ФЦП Питьевая вода

ФЦП Предотвращение опасных изменений климата и их последствий

Ежегодные, среднесрочные (на срок до трех лет) и долгосрочные планы Правительства РФ в данной сфере

Осуществляются в рамках общего управления и в рамках специального экологического управления.

Сейчас при прогнозировании используют веер возможности:

Веер возможности:

    Экологический контроль и экологический мониторинг

Экологический контроль – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечивающая соблюдение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды (ст. 1ФЗ «Об окружающей среде»)

Гл. 11 ФЗ «Об окружающей среде»

Базовые задачи:

Соблюдение законодательства

Соблюдение природоохранных требований

Обеспечение экологической безопасности

Природоохранные требования (экологические) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленная законами, иными нормативно-правовыми актами, природоохранными нормативами государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Виды экологического контроля (по субъекту):

Государственный

Федеральный

Региональный

Производственный

Муниципальный

Общественный

Государственный контроль:

Государственный контроль основан на принципе совмещения функций контроля и хозяйственного использования. Осуществляется государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

Полномочия государственных инспекторов закреплены в ст. 66 ФЗ «Об окружающей среде»:

Посещать предприятия народного хозяйства

Проверять

Предъявлять требования и выдавать предписания об устранении нарушений

Привлекать к административной ответственности

Исчезло право на предъявление исков.

Производственный контроль:

Осуществляется экологическими службами хозяйствующими субъектами за их деятельностью.

Муниципальный контроль:

В рамках муниципального образования, его силами и в рамках его деятельности.

Общественный контроль:

Рассматривается как один из способов реализации права на благоприятную окружающую среду.

Круг объектов чрезвычайно широк, в том числе и за инспекторами.

Экологический мониторинг – это комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения ее состояния под воздействием антропогенных и естественных факторов.

Выделяются стадии:

    наблюдение

  1. обеспечение информацией заинтересованных лиц (дополнительная стадия)

Гл. 10 ФЗ «Об окружающей среде»

Организуется в районах расположения источников антропогенного воздействия.

Делится по охвату на:

Локальный (местный)

Региональный

Федеральный

Субъектом проведения является Росгидромет (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).

Также существует отраслевой (ресурсный) мониторинг – это система наблюдения за состоянием отдельных видов ресурсов (например, мониторинг земель, лесов). Осуществляется территориальными подразделениями Министерства природных ресурсов (МПР).

Отличия экологического мониторинга от экологического контроля

    контроль порождает вмешательство в нарушение

    объектом контроля является деятельность человека, а объектом мониторинга является природа (ее состояние), то есть последствия деятельности человека

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Цель оценки: выявление и принятие необходимых и достаточных мер по предотвращению нежелательных последствий.

ОВОС проводится при подготовке:

Концепций, планов, программ отраслевого и территориального социально-экономического развития

Схем комплексного использования и охраны природы (ТЕРКСОП)

Градостроительной документации

Документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ

Предпроектных обоснований инвестиций в строительство

Технико-экономического обоснования (ТЭО) и проектов строительства новых, реконструкции и расширения действующих, хозяйствующих и иных объектов

ОВОС осуществляется на принципе обязательности при подготовке документов по развитию объектов, в остальных случаях целесообразность определяется на региональном уровне.

Результатом ОВОС является вывод о допустимости намечаемой деятельности для окружающей среды.

Данный вывод предоставляется на экологическую экспертизу (ЭЭ)

Экологическая экспертиза (ЭЭ) - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 1995 г.

Сущностью экологической экспертизы является то, что это предварительная проверка соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям.

Предупреждение о возможных последствиях такой деятельности

Государственная

Общественная

Государственная экспертиза :

Организуется и проводится специально уполномоченными органами, сейчас Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Может проводиться на федеральном и региональном уровне

Является обязательной

Субъектами являются:

Специально уполномоченный орган, который организует ее проведение (Росприроднадзор)

Экспертная комиссия, формируемая этим органом

Заказчик документации, подлежащей экспертизе (хозяйствующий субъект)

Основывается на ряде принципов:

1. принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности

2. принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации ее объекта

3. принцип комплексности ОВОС деятельности и ее последствий

4. принцип обязательности учета требования экологической безопасности

5. принцип достоверности и полноты предоставляемой информации

6. принцип независимости экспертов

7. принцип научной обоснованности, объективности и законности заключения

8. принцип ответственности участников и заинтересованных лиц

9. принцип гласности и участия общественности

Результатом является ее заключение, под которым понимается документ, подготовленный экспертной комиссией, который содержит: обоснованный вывод о допустимости воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экологической экспертизы. Заключение утверждается специально уполномоченным органом

Заключение носит обязательный характер

Общественная экспертиза

Организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также по инициативе органов местного самоуправления, общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставом является охрана окружающей среды и проведение экологической экспертизы

Проводится до, либо вовремя государственной экспертизы

Типовые объекты экспертизы:

Проекты правовых актов

Проекты комплексных и целевых федеральных программ

Проекты генеральных планов развития территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования

Проекты схем развития отраслей народного хозяйства

Проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ

Проекты инвестиционных программ

Проекты комплексных схем охраны природы

ТЭО и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности

Проекты международных договоров, договоры на природопользование, обоснование лицензий

Проекты технической документации на новую технику, технологии, новые вещества, материалы

Заключение может быть положительным, отрицательным и отрицательным с возможностью доработки. Отрицательное заключение может быть обжаловано в суде.

    Нормирование в области охраны окружающей среды

Гл. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды»

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Нормирование в области охраны окружающей среды - это установление нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Стадии реализации данной функции:

    Научно-исследовательская (производится обоснование нормативов)

    (установление, основания разработки и пересмотра нормативов)

    Контрольная (за применением и соблюдением нормативов)

    Информационная (формирование и ведение единой информационной базой)

    Оценка и прогнозирование последствий применения

Нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

Нормативы качества окружающей среды - это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Выделяются следующие виды :

Нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды (например, ПДК – предельно допустимая концентрация вредных веществ);

Нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды (уровни шума, тепла, радиоактивности);

Нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды (ПДК микроорганизмов или по количеству живых организмов-индикаторов состояния окружающей среды)

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – это нормативы, установленные в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, при соблюдении которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Выделяются следующие виды :

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ПДВ – в воздух, ПДС – в воду, на почву)

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение

Нормативы допустимых физических воздействий;

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (лимиты);

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

Нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду – это нормативы, установленные в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду или ее отдельные компоненты в пределах конкретных территорий.

Государственные стандарты и иные нормативные документы – установленные требования, нормы и правила к продукции, работам, услугам, методам контроля, ограничение хозяйственной и иной деятельности и управление ею, порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и экологического управления.

Лицензирование + экологическая сертификация: обязательная и добровольная (генетически модифицируемые продукты)

Рекомендуем почитать

Наверх