Учетная политика на год бурденко образец. О резервах по сомнительным долгам. Внесение изменений в учетную политику

Учет и отчетность 09.05.2019

Уже скоро компании начнут разрабатывать и принимать учетную политику на 2015 год. Это документ, который закрепляет способы ведения бухгалтерского учета на год: по основным средствам и нематериальным активам, по готовой продукции и товарам, по материалам, таре и другим участкам бухучета. Но есть и другие положения, которые необходимо учесть в учетной политике организации.

Денежные средства и их эквиваленты

Продукты не производятся как часть долгосрочных производственных процессов. Поэтому затраты по займам, понесенные в процессе производства, не включаются в стоимость запасов. Денежные средства и их эквиваленты включают чеки, наличные деньги и банковские остатки. Финансовые активы с оставшимся сроком до трех месяцев, рассчитанные с даты приобретения, также сообщаются здесь из-за их высокого уровня ликвидности.

Внеоборотные активы и обязательства, предназначенные для продажи

Активы признаются в той мере, в какой они являются материальными, как «удерживаемые для продажи», если их размещение является весьма вероятным и возможным в их нынешнем состоянии. Это могут быть отдельные долгосрочные активы, группы активов или целые подразделения. Группа выбытия может также включать задолженность, если эти обязательства будут удалены вместе с активами в сделке.

С 2014 года вступили в силу поправки и дополнения в Налоговый кодекс. Мы собрали все основные изменения, которые компании стоит учесть в учетной политике на 2015 год. Другая порция поправок, которые начнут действовать с января будущего года, уже на подходе.

О первичных документах

Компания вправе самостоятельно разработать формы первичных документов . В том числе она вправе закрепить применение унифицированных форм в своей учетной политике (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ). Но тогда их необходимо применять для тех операций, для которых они предназначены (ч. 5 ст. 8 закона № 402-ФЗ). Накладная ТОРГ-12 предназначена для оформления продажи товаров. Если в товарную накладную компания впишет услуги, то инспекторы могут снять у контрагента расходы, посчитав, что они документально не подтверждены. Кроме того, для самой компании не исключен штраф до 30 тыс. рублей за грубое нарушение правил учета (ст. 120 НК РФ).

Активы, которые были классифицированы как «удерживаемые для продажи», больше не амортизируются. Оценка основана на справедливой стоимости менее идентифицируемых затрат на выбытие при условии, что это значение ниже балансовой стоимости. Поскольку существенные резервы подлежат оплате только через год, и возможна достоверная оценка суммы выплат или сроков погашения, соответствующая текущая стоимость внеоборотной части определяется путем дисконтирования и предоставления. В той степени, в которой изменение резерва возникает после закрытия расчетной даты, соответствующие расходы отражаются в другом финансовом результате.

А, например, оформить отгрузку можно универсальным передаточным документом, который совмещает в себе первичку и счет-фактуру (письмо ФНС России от 21.10.13 № ММВ-20-3/96). И если компания будет использовать этот документ, его надо приложить к учетной политике организации. Ведь он является в том числе первичкой.

Важно
Если в середине года у компании появились новые формы первичных документов, не обязательно вносить изменения в политику. Достаточно приложить бланк к договору с контрагентом. А в учетной политике записать, что организация использует первичку, согласованную в договорах. Так же считает и Минфин (письмо от 05.08.13 № 03-03-06/1/31261).

О нумерации счетов-фактур

Если изменение в оценке приводит к уменьшению объема обязательства, резерв восстанавливается пропорционально, а эффект признается в сегментах прибыли и убытков, в которых первоначально было признано это положение. Положения о пенсиях и аналогичных обязательствах формируются для планов с установленными выплатами. Оценка резерва основана на актуарной приведенной стоимости соответствующего обязательства, определенной с использованием метода прогнозируемых единиц кредита. Принимаются во внимание не только пенсии и льготы, известные на отчетную дату, но также ожидаемые доходы и развитие пенсии.

О субсчетах для основных средств

С 2014 года региональные власти вправе обязать собственников торговых и офисных помещений площадью свыше 5000 кв. метров платить налог не с балансовой, а с кадастровой стоимости (ст. 375, 378.2, 380, п. 6 ст. 383 НК РФ). Новый порядок уже работает в Москве и области.

Остаточную стоимость и начисленную амортизацию по этим активам стоит перевести на отдельные субсчета к счетам 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств». Это упростит расчет налога на имущество, так как компания не будет путаться, с каких объектов считать налог по остаточной стоимости, а с каких - по кадастровой.

Переоценка чистого обязательства по планам с установленными выплатами признается полностью в прочем совокупном доходе за период, в котором они происходят. Они не будут реклассифицированы в прибыль или убыток в последующий отчетный период. Положения персонала в основном включают ежегодные специальные платежи и платежи из многолетних программ компенсации, а также другие расходы на персонал.

Программы вознаграждения сотрудников на основе акций предусматривают денежные расчеты. Обязательства, вытекающие из этого, учитываются положениями, сумма которых соответствует справедливой стоимости соответствующей части обязательств, взятых на себя работниками. Справедливая стоимость определяется с использованием метода моделирования Монте-Карло. При этом моделируются будущие доходы, а стоимость предоставленных прав рассчитывается как ожидаемая сумма распределения. Предполагается двумерное нормальное распределение возвратов.

Важно
Если компания владеет одним офисом в здании, то может быть неизвестна конкретная стоимость помещения. Тогда ее считают исходя из доли помещения в общей площади (п. 6 ст. 378.2 НК РФ). Для расчета доли помещения следует брать документы кадастрового учета (например, кадастровый паспорт) и сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Их можно получить в электронном виде через сайт rosreestr.ru за 300 рублей.

Справедливая стоимость прав признается пропорционально периоду перехода в качестве резерва. Эти положения охватывают все сметные сборы и судебные издержки, а также любые расчетные расходы. Выделенные суммы определяются на основе сообщений и смет расходов адвокатов фирмы. Такие положения регулярно пересматриваются и корректируются с юристами компании.

Условные обязательства - это возможные обязательства перед третьими лицами или существующие обязательства, когда отток ресурсов маловероятен или чья сумма не может быть надежно определена. Они не признаются в балансе - если они не признаются в составе объединения бизнеса.

На цифрах

Кадастровая стоимость здания составляет 250 млн руб., а общая площадь - 8000 кв. м. Площадь офисного помещения, которое принадлежит компании, равна 500 кв. м. Кадастровая стоимость офиса составит 15 625 000 руб. ((500 кв. м: 8000 кв. м) × 250 млн руб.).

О перечислении подотчетных

В учетной политике стоит закрепить способ выдачи подотчетных сумм сотрудникам - через кассу или на зарплатные карты либо одновременно оба. Недавно чиновники подтвердили, что компания вправе перевести деньги под отчет своим работникам на зарплатные карты. Но для этого необходимо письменное заявление от сотрудника. Такой вывод следует из письма Минфина России от 25.08.14 № 03-11-11/42288.

Прочие текущие обязательства отражаются по их погашению или расчетной сумме. Прочие долгосрочные обязательства отражаются по амортизированной стоимости. Гранты, полученные третьими лицами для приобретения или строительства основных средств, отражаются по другим обязательствам и освобождаются в течение базового периода или ожидаемого срока полезного использования соответствующих активов и признаются в составе прибыли или убытка.

Продажи и другие доходы

Доходы от продаж - после удержания налогов на дорожное движение и торговых вычетов - считаются реализованными, как только будет произведена поставка или оказана услуга. Это относится к сделкам с доставкой, когда значительные возможности и риски, связанные с владением проданными товарами и продуктами, передаются покупателю. Кроме того, экономические выгоды должны быть достаточно вероятными, а издержки, которые были надежно оценены.

Заметим, что раньше Минфин разрешал перечислять подотчетные на карты без заявления от сотрудников (письмо Минфина России № 02-03-10/37209, Федерального казначейства № 42–7.4–05/5.2–554 от 10.09.13). Ведь строго по правилам заявление нужно, только если деньги выдают наличными (п. 6.3 Указания Банка России от 11.03.14 № 3210-У). Но теперь чиновники решили, что сотрудник обязательно должен оформить письменное заявление и указать в нем реквизиты карточки. Заявление можно составить в свободной форме (см. образец). Если заявления не будет, налоговики могут посчитать, что компания выдала не подотчетные, а иные доходы. А с них надо удержать НДФЛ.

Клиентские скидки включены в период реализации продаж. Доход от лицензии, доход от аренды, процентный доход или дивиденды, относящиеся к более позднему финансовому году, откладываются. В этом отношении метод реализации прибыли не применяется в зависимости от степени завершения.

Расходы на исследования и разработки

Поэтому активация всегда необходима, если деятельность в области развития ведет с достаточной уверенностью в будущем притоке средств, которые, помимо обычных расходов, также покрывают соответствующие затраты на разработку. Однако, поскольку разработка и дальнейшая разработка продуктов и процессов часто связаны с неопределенностями, условия для капитализации затрат на разработку, как правило, не выполняются.

О повышающих коэффициентах

При составлении налоговой учетной политики потребуется обновить положения об амортизации. Ведь с 2014 года к некоторым основным средствам нельзя применить повышающие коэффициенты (подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Это касается активов, которые компания приняла на учет после 1 января 2014 года и планирует использовать для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности. Но это не значит, что пункт о повышающих коэффициентах следует исключить совсем. Коэффициенты можно применять к основным средствам, введенным в эксплуатацию до 2014 года.

О перечислении подотчетных

Подоходные налоги включают налоги на прибыль, уплаченные или причитающиеся в отдельных странах, и отложенные налоги. Расчет основан на конкретных налоговых ставках. Обязательства и резервы по налогу на прибыль включают как соответствующий финансовый год, так и любые обязательства за предыдущие годы.

Расчет основан на ставках налога, ожидаемых в отдельных странах на момент реализации. Они основаны на правовых нормах, действующих или принятых на отчетную дату. Балансовая стоимость отложенных налоговых активов пересматривается на каждую отчетную дату и признается только в той степени, в которой существует вероятность получения достаточной налогооблагаемой прибыли для использования отложенных налоговых активов. Отложенные налоговые активы от переноса убытков учитываются, если существует вероятность того, что перенос потерь будет полезен.

Кроме того, теперь в кодексе четко сказано, что по одному основному средству нельзя применять несколько повышающих коэффициентов (п. 5 ст. 259.3 НК РФ). Например, если компания взяла в лизинг актив с высокой энергетической эффективностью, то применить можно либо коэффициент 3, либо 2. В учетной политике можно записать и оба. Главное - применять один. Причем можно выбрать максимальный.

Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства зачисляются, если они существуют в отношении одного и того же налогового органа. Денежные средства и их эквиваленты, указанные в отчете о движении денежных средств, включают денежные средства и их эквиваленты.

Денежные потоки от операционной деятельности определяются с использованием косвенного метода. В контексте косвенного расчета изменения в балансовых статьях учитываются с учетом эффектов от пересчета валют и последствий от изменений в объеме консолидации и поэтому не могут быть непосредственно получены из консолидированного баланса.

О резервах по сомнительным долгам

Если компания создает в налоговом учете резерв по сомнительным долгам, то при составлении учетной политики необходимо соблюсти одно условие. Рассчитать резерв надо в размере не более 10 процентов от выручки, а после этого скорректировать его на остаток резерва за прошлый период. Если сделать наоборот, можно завысить расходы. Судьи согласны с инспекторами (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.09.13 № А40-106629/11-91-444).

Платежи за приобретение основных средств показаны как отток от инвестиционной деятельности. Они были уменьшены пожертвованиями, предоставленными третьими лицами. Инвестиции по финансовой аренде и капитализированные затраты по займам не включаются. В этом отношении не сопоставимо с инвестициями распределения активов.

Платежи по операционной аренде показаны как денежные потоки от операционной деятельности. Платежи за финансирование пенсионных обязательств распределяются на операционную деятельность. Покупные цены, уплаченные в связи с приобретением или продажей дочерних компаний и других бизнес-единиц, показаны за вычетом приобретенных денежных средств и их эквивалентов в области инвестиционной деятельности.

О дате получения счета-фактуры

Компания вправе заявить вычет в периоде получения счета-фактуры независимо от того, когда приняла товары на учет (письмо от 09.07.13 № 03-07-11/26592). Но на практике налоговики требуют документы, подтверждающие период получения счета-фактуры. И если доказательств нет, то снимают вычет НДС. Защитить вычеты удается лишь в суде (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.09.13 № А40-127722/12-140-844). Чтобы избежать споров, безопаснее в учетной политике записать, какими документами компания подтверждает получение счета-фактуры (письмо Минфина России от 02.10.13 № 03-07-09/40889). Например, конвертом, служебной запиской, журналом учета.

Подход и последствия глобальных тестов на обесценение

Полученные проценты и полученные дивиденды отражаются в составе денежных потоков от инвестиционной деятельности. Оплаченные проценты и дивиденды включаются в финансовую деятельность. Записывание обесцененных активов. Если имеются признаки того, что активы могут быть обесценены или может возникнуть обесценение обесцененных активов, остаточная балансовая стоимость отдельных единиц, генерирующих денежные потоки, сравнивается с их соответствующей возмещаемой стоимостью.

Учреждения, генерирующие денежные потоки, которым распределяется гудвилл, подлежат испытанию на обесценение один раз в год, если события или измененные обстоятельства не указывают на то, что может иметь место обесценение. Остаточная балансовая стоимость соответствующей единицы, генерирующей денежные потоки, включая распределенный гудвилл, сравнивается с возмещаемой стоимостью.

О регистрации счетов-фактур

Компания сама определяет, как регистрировать в журнале учета счета-фактуры, которые не были в нем вовремя отражены (письмо Минфина России от 02.07.13 № 03-07-09/25177).

Есть два варианта. Первый - регистрировать счет-фактуру в периоде, когда счет-фактура поступил в компанию. А запись в журнал за прошлый квартал добавить исходя из даты получения счета-фактуры. При этом порядковые номера записей счетов-фактур в журнале при необходимости можно перенумеровать. Второй вариант - регистрировать счет-фактуру в журнале также в том периоде, когда он поступил в бухгалтерию. Но все записи сделать последним числом квартала. Тогда перенумеровывать предыдущие записи журнала не потребуется. Выбранный вариант стоит записать в учетной политике.

Однако, если есть какие-либо признаки обесценения внеоборотных активов, расположенных на уровне ниже Бизнес-единиц, тестов на обесценение и, при необходимости, для этих активов также возникают убытки. Возмещаемая сумма представляет собой более высокую из справедливой стоимости за вычетом затрат на выбытие и стоимость использования. Если чистая балансовая стоимость единицы, генерирующей денежные потоки, превышает ее возмещаемую стоимость, в размере разницы имеется убыток от обесценения. Справедливая стоимость за вычетом расходов на выбытие представляет собой наилучшую оценку выручки на момент проведения аудита и представляет собой сумму, которая может быть получена от продажи подразделения, генерирующего денежные потоки, в рамках продаваемой сделки между хорошо осведомленными, заинтересованными сторонами после вычета затрат на продажу.

О нумерации счетов-фактур

С 1 октября 2014 года действуют новые правила нумерации счета-фактуры при отгрузках через подразделения. Цифровой номер надо ставить через символ «/», а не тире или дефис (постановление Правительства РФ от 30.07.14 № 735).

Новые правила нумерации распространяются на все документы, составленные после этой даты, даже если товары отгружены до 1-го числа. А вот счета-фактуры, оформленные до 1 октября, переоформлять не требуется.

Используемая стоимость определяется как текущая стоимость будущих денежных потоков, ожидаемых от дальнейшего использования актива и его удаления в конце срока его полезного использования. Тест на обесценение проводится на первом этапе с использованием метода справедливой стоимости за вычетом затрат на удаление. Если сумма, рассчитанная здесь, падает ниже остаточной балансовой стоимости единицы, генерирующей денежные средства, оцениваемая стоимость оценивается.

Разделы учетной политики

Определение возмещаемой стоимости на основе справедливой стоимости за вычетом затрат на выбытие основано на прогнозе будущих денежных потоков. Это руководство основано на оценках ожидаемой рыночной конъюнктуры, включая предположения о будущих ценах на сырьевые товары, функциональных расходах и валютных курсах, а также о прошлом опыта руководства. В эти оценки включены инвестиции на расширение и их будущие денежные потоки. При определении используемой стоимости также прогнозируется прогноз будущих денежных потоков.

Компаниям, которые использовали другие символы, безопаснее изменить правила присвоения номеров и внести изменения в учетную политику текущего года. В то же время неверные разделители - это несущественный недочет, который не препятствует налоговикам на проверке идентифицировать продавца и покупателя, стоимость товара, ставку налога и т. п. (п. 2 ст. 169 НК РФ). А значит, инспекторы не вправе отказать покупателям в вычетах НДС. Но чтобы у контрагентов не возникло проблем, проще исправить счет-фактуру.

К концу года мы обновим на сайте "УНП" сервис, с помощью которого вы сможете составить идеальную учетную политику на 2015 год. Если компании необходимо исправить или составить учетную политику на 2014 год, сделать это можно прямо сейчас. Он доступен всем подписчикам газеты.

Обязанность формирования учетной политики образовательными учреждениями (выступающими в качестве субъектов учета) в целях организации ведения бухгалтерского учета установлена п. 6 Инструкции № 157н. В статье мы поговорим о том, какой должна быть учетная политика на 2015 год.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику и руководствуется при этом федеральными и отраслевыми стандартами. В настоящее время такие стандарты для государственных (муниципальных) учреждений не установлены, поэтому при разработке учетной политики образовательная организация будет руководствоваться инструкциями № 157н, 162н, 174н и 183н.

В конце уходящего года образовательные учреждения анализируют финансово-хозяйственную деятельность за 2014 год, составляют планы на 2015 год. Поэтому организациям нужно пересмотреть учетную политику, определить, все ли ее положения наиболее полно раскрывают информацию об образовательном учреждении как об экономическом субъекте. Кроме того, следует учесть все изменения законодательства РФ, которые произошли в конце уходящего года либо которые начинают действовать с 2015 года.

Разделы учетной политики

В первую очередь бухгалтеру следует обратить внимание на структуру учетной политики, которая раскрыта в п. 6 Инструкции № 157н. В соответствии с нормами данного пункта внутренними актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику, утверждаются:
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены унифицированные формы. При этом они должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции № 157н;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Далее необходимо отметить, что Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н внесены изменения в Инструкцию № 157н. Отметим, что новая редакция п. 6 данной инструкции предполагает включение в состав учетной политики, помимо тех разделов, которые были указаны выше, раздела «Порядок отражения в учете событий после отчетной даты». Это совершенно новое понятие для государственных (муниципальных) учреждений. Необходимо отметить, что у коммерческих организаций такое понятие в бухгалтерском учете используется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н утверждено соответствующее Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98). В силу п. 3 ПБУ 7/98 событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

К событиям после отчетной даты относятся (п. 5 ПБУ 7/98):

  • события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;
  • события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.
Примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты, приведен в приложении к ПБУ 7/98. Так, к событиям, подтверждающим существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность, относится:
  • произведенная оценка активов, результаты которой свидетельствуют об устойчивом и существенном снижении их стоимости, определенной по состоянию на отчетную дату;
  • обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете или нарушения законодательства при осуществлении деятельности организации, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период.
К событиям, свидетельствующим о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация вела свою деятельность, относятся:
  • реконструкция или планируемая реконструкция;
  • крупная сделка, связанная с приобретением и выбытием основных средств и финансовых вложений;
  • пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов организации.
Можно предположить, что для государственных (муниципальных) учреждений выйдут аналогичные дополнительные рекомендации по порядку отражения в учете событий после отчетной даты.

Кроме того, данный пункт после вступления в силу Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н содержит сведения о том, что формы регистров бухгалтерского учета, разработанные учреждениями образования и используемые в их деятельности, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы, должны включаться в учетную политику учреждения. Ранее такие нормы предусматривались только в отношении первичных учетных документов.

Бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие на основании соглашений полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, при формировании учетной политики должны предусматривать особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий в соответствии с положениями Инструкции № 157н.

Внесение изменений в учетную политику

Просмотрев разделы учетной политики, бухгалтер может выявить, что какой‑то информации не хватает либо она требует замены. Как внести изменения в учетную политику? Отметим, что данная процедура строго регламентирована. Согласно п. 5 ст. 8Закона о бухгалтерском учете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Таким образом, учетная политика в целях бухгалтерского учета формируется один раз - при создании организации. Однако Закон о бухгалтерском учете допускает ее изменение при возникновении следующих обстоятельств (п. 6 ст. 8):
  • при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • в случае разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
Из перечисленных выше условий, когда внесение изменений в учетную политику учреждения является обоснованным решением, следует обратить внимание на наличие последнего, а именно на существенное изменение условий деятельности экономического субъекта . Так, обоснованным решением будет внесение изменений при реорганизации учреждения. Напомним, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителя либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57ГК РФ).

Также необходимо отметить, что изменить учетную политику образовательное учреждение может при изменении законодательства РФ в сфере бухгалтерского учета. В начале нашей статьи мы упомянули Приказ Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н,которым внесены изменения в Инструкцию № 157н. Отметим, что поправок много и в рамках данной статьи невозможно отметить все изменения, поэтому мы остановимся только на некоторых.

Во-первых , вводятся новые счета в План счетов государственного (муниципального) учреждения. Например, это касается счетов по учету «входного» НДС (210 11 «Расчеты по НДС по авансам полученным» и 210 12 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»), счета по учету резервов предстоящих расходов (401 60), счета по учету сумм, поступивших в целях компенсации затрат (209 30), и других. Данные изменения влекут за собой внесение поправок в раздел учетной политики, касающийся рабочего плана счетов образовательного учреждения.

Во-вторых , поскольку вводятся новые счета, соответственно, добавляется порядок их применения. Это, в свою очередь, влечет внесение изменений в используемую корреспонденцию счетов по отражению типовых операций в образовательном учреждении. Например, группировка расчетов по налоговым вычетам по НДС теперь осуществляется в разрезе аналитических групп синтетического счета объекта учета на счетах 210 11 «Расчеты по НДС по авансам полученным» и 210 12 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам». Таким образом, образовательному учреждению необходимо дополнить корреспонденцию счетов с учетом введенных новшеств.

Далее, как мы отмечали выше, в Инструкцию № 157н вводится счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов». В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н) данный счет применяется для обобщения информации о суммах, зарезервированных в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения. Например, образовательная организация в соответствии с нормами вышеприведенного пункта будет вправе создавать резервы для оплаты отпусков и выплаты компенсаций, на ремонт основных средств и научные разработки. Таким образом, на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» будут накапливаться отчисления по расходам, которые носят неравномерный характер. Порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики. В данном случае учреждение самостоятельно определяет, будет оно использовать в своей деятельности принцип резервирования или нет, а также самостоятельно подходит к создаваемым резервам.

Нельзя не отметить другое существенное изменение в Инструкции № 157н. Так, в соответствии с новой редакцией п. 25 Инструкции № 157н земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), следует учитывать на соответствующем счете аналитического учета счета 0 103 00 000 «Непроизведенные активы». Учет будет осуществляться на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по его кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ). Напомним, в настоящее время упомянутые земельные участки учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в соответствии с п. 333 Инструкции № 157н. В результате того, что земельные участки переведены на баланс, порядок учета их на забалансовом счете исключен. В связи с этим необходимо внести соответствующую корректировку в учетную политику образовательного учреждения.

В-третьих , нельзя не отметить изменения, касающиеся внутреннего контроля в учреждении. Напомним, что порядок его осуществления должен быть выделен в отдельный раздел учетной политики. Новая редакция п. 3 Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н) предполагает проведение внутренних контрольных мероприятий в отношении первичных учетных документов перед принятием их к учету. Дословно данный пункт звучит так: к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление. Таким образом, в бухгалтерии учреждения должно быть четкое распределение обязанностей за проведение внутреннего контроля в организации. На данный факт следует обратить внимание.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (п. 7 ст. 8Закона о бухгалтерском учете).

Дополнения учетной политики

В каких случаях вносятся дополнения в учетную политику? Отметим, что ответ на этот вопрос не содержится ни в Законе о бухгалтерском учете, ни в Инструкции № 157н. Однако упоминание о том, что не является изменением учетной политики, есть в п. 10ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н. Приведем данное определение в качестве справочного материала, поскольку государственные (муниципальные) образовательные учреждения в своей деятельности не применяют ПБУ. Итак, согласно указаниям Минфина, представленным в данном документе, не считается изменением учетной политики утверждение способа учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличаются по существу от фактов, имевших место ранее, или впервые возникли в деятельности организации.

Иными словами, дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности образовательного учреждения появляется что‑то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т. п.), для чего в учетной политике правила учета не установлены.

Например, в феврале 2015 года в ряде структурных подразделений учреждений высшего образования планируется открыть торговые киоски по реализации кондитерских и кулинарных изделий. В этом случае главному бухгалтеру организации необходимо дополнить учетную политику способами учета операций, связанных с розничной торговлей (выбрать способ оценки товаров, предназначенных для продажи (по покупным или продажным ценам), установить порядок расчета торговой наценки и др.). Дополнение в данном случае можно внести с того момента, когда учреждение начало заниматься розничной торговлей. Искажения в бухгалтерском учете в таком случае не произойдет, поскольку ранее эти операции не имели места в деятельности учреждения.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет. Более того, следует обратить внимание на фразу, приведенную в п. 7 ст. 8Закона о бухгалтерском учете: изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения . На рассмотренном выше примере мы выяснили, что осуществление нового вида деятельности является тем самым случаем «иного изменения», которое закон предусматривает производить не с начала отчетного финансового года.

Дополнением к учетной политике может быть приложение корреспонденции счетов по уже осуществляемому виду деятельности либо подробное описание какой‑либо ситуации, часто встречающейся на практике. Например, в деятельности любого учреждения бывают ситуации, когда работодатель не производит выдачу денежных средств под отчет, а сотрудник в силу производственной необходимости оплачивает расходы учреждения из своих личных денежных средств. Инструкция № 157н не предусматривает отражения данных операций на счете 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами».

По Инструкции № 157н для целей отражения принятых обязательств перед работником учреждения может применяться как счет 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам», так и счет 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами».

Поскольку в соответствии с п. 6Инструкции № 157н учреждение формирует учетную политику исходя из специфики своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, оно вправе самостоятельно определить счет, на котором будут отражаться обязательства учреждения перед сотрудником в случае возмещения произведенных им расходов без предварительного получения денежных средств под отчет.

Как отмечено в ПисьмеМинфина РФ от 30.09.2011 № 02‑06‑
05/4406, отражение на соответствующем счете аналитического учета счета 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» обязательств учреждения перед своими сотрудниками в рассматриваемом случае не является нарушением порядка ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, поскольку финансовая операция, связанная с деятельностью учреждения по возмещению расходов, понесенных сотрудником, встречается часто, образовательное учреждение вправе дополнить учетную политику положениями, раскрывающими порядок возмещения указанных расходов.

Подводя итог всему сказанному, отметим следующее:

  1. Закон о бухгалтерском учете допускает изменение учетной политики строго в установленных случаях, в частности при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. В данном случае внесение изменений продиктовано выходом Приказа Минфина РФ № 89н. Поэтому в конце 2014 года издается приказ о внесении поправок в учетную политику для целей бухгалтерского учета, в котором перечисляются только те моменты, которые будут изменены.
  2. Рекомендаций по внесению дополнений в учетную политику нет ни в Законе о бухгалтерском учете, ни в Инструкции № 157н. Поэтому организация может дополнить учетную политику, если существует в этом необходимость, например, с начала осуществления нового вида деятельности.
В заключение заметим, что учетная политика государственного (муниципального) учреждения является результатом огромной и кропотливой работы. Приведенные выше рекомендации будут хорошим подспорьем главным бухгалтерам при пересмотре собственной учетной политики для целей организации бухгалтерского учета.

Рекомендуем почитать

Наверх