Методы осуществления функций государства. Основные формы и методы осуществления функций государства Формы и методы осуществления функций государства схема

Работа с клиентами 04.07.2020
2008 г.

Введение

1. Функции государства: понятие и основные признаки

Заключение

Наиболее полный вариант приводит В.М. Корельский: «Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами» .

Таким образом, функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. В этом плане следует акцентировать внимание на том, что функции государства и его органов не могут произвольно изменяться, они объективно обусловлены. Конечно же, функции государства не являются раз и навсегда застывшими, они возникают и развиваются сообразно историческому развитию государства. Вместе с тем функции обладают достаточно устойчивыми характеристиками, позволяющими говорить о том, что функции государства должны быть реализованы его органами, в противном случае государство либо меняет свое социальное предназначение, либо тормозится прогрессивное развитие самого государства.

Функции государства представляют собой прочно сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной, правовой, с одной стороны. С другой стороны функции отражают непосредственную связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным предназначением, которое и реализуется в деятельности государства. И, наконец, функции — это направления деятельности государства на решение крупных социально-экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества. Дадим обобщенное определение.

Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение.

Независимо от форм правления или формы государственного устройства, государство решает ряд общих проблем по управлению внутренней и внешней политикой для блага общества, которые могут носить социально-экономический, организационный, правоохранительный и др. характер.

Эти функции осуществляются всем государственным аппаратом, следовательно, каждым государственным органом, в той части, которой касается деятельности конкретного органа, у которого, конечно, есть и свои задачи в рамках реализации определенных функций.

Объем, содержание и конкретное выражение функций государства зависит от этапа исторического развития, от экономического и социально-культурного состояния общества, от того, какие тенденции в нем преобладают: антагонистические или объединяющие. В зависимости от этих и некоторых других факторов одни функции отмирают, другие возникают, третьи остаются, но утрачивают характер основных.

Классификация основных функций государства может проводиться по разным критериям. Наиболее распространенный критерий связан с тем, какую сторону деятельности государства (внешнюю или внутреннюю) затрагивает та или иная функция. Поэтому в большинстве учебников по теории государства и права функции государства делятся, прежде всего, на внутренние и внешние .

В.Н. Протасов отмечает, что существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств. Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства .

Многие внутренние функции приобретают внешний характер, в частности экологическое направление в деятельности государства (например. Чернобыльская катастрофа затронула экологическую безопасность целого ряда стран). Учитывая соответствие между глобальными проблемами человечества и глобальными функциями государств, в ряду этих функций можно назвать такие, как:

Защита прав и свобод человека, в том числе «права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» ;

Предотвращение экологических катастроф и ликвидации их последствий;

Решение демографических, сырьевых и энергетических проблем;

Борьба с международной преступностью, обеспечение мирового правопорядка;

Сотрудничество в области освоения космоса;

Объединение усилий в создании общепланетарного информационного пространства и др.

Используется и классификация функций государства по их связи с конкретной стороной жизни общества, например, внутренние функции, делятся на экономические, социальные, финансового контроля, охраны правопорядка и природоохранительную (экологическую) .

2. Формы и методы осуществления функций государства

Функции государства отличаются формами и методами их осуществления. Под формами осуществления функций понимается их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления . Вопрос о формах, как издавна подмечалось в литературе, является прежде всего вопросом о специфике видов государственной деятельности.

Согласно сложившемуся и довольно широко распространенному в отечественной литературе представлению о формах реализации функций они подразделяются на правовые и неправовые.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается «однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических, актов» .

В правовых формах отражаются неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость государства и права, подчеркивается необходимость государства действовать при реализации своих функций строго в рамках закона. В правовых формах — в самом факте их существования и уровне развития отражается степень стремления государства к использованию или, наоборот, к неиспользованию правовых средств в своей повседневной деятельности. В них проявляется также уровень приемлемости или, наоборот, неприемлемости стоящих у власти социальных слоев и групп в силу различных причин, создаваемой с помощью права в стране социально-экономической и политической определенности, а следовательно, и приверженности к осуществлению своих властных полномочий только в рамках законности и конституционности.

В научной и учебной юридической литературе обычно выделяют три правовые формы реализации функций государства — правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную. Однако в последние годы, в связи с повсеместным развитием рыночных отношений, с распространением их не только на западные, но и на бывшие социалистические страны, некоторыми авторами стала выделяться и четвертая — договорная форма осуществления государственных функций.

Правотворческая форма реализации функций государства выражается в подготовке и издании его соответствующими органами нормативно-правовых актов, имеющих своей целью законодательное обеспечение основных направлений его деятельности. Законодательное обеспечение в данном случае означает принятие целого комплекса нормативно-правовых актов, который обслуживал бы каждое из основных направлений государственной деятельности. А именно — регулировал и тем самым закреплял сложившиеся в пределах того или иного направления деятельности государства общественные отношения, упорядочивал их, создавал бы благоприятные условия для возникновения и развития новых, прогрессивных общественных отношений.

Разумеется, что создание такого комплекса нормативно-правовых актов невозможно лишь на одном каком-либо уровне государственной деятельности (например, только в центре или «на местах») или же с помощью только каких-либо одних (например, законодательных) государственных органов. Здесь требуются нормотворческая активность государственных органов всех уровней и создание благодаря этому такой целенаправленной системы нормативно-правовых актов, которая включала бы в себя не только законы, но и принимаемые на их основе подзаконные акты.

Например, для реализации такой функции современного Российского государства, как функция внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций, требуется принятие целого ряда нормативно-правовых актов на уровне законов Российской Федерации и отдельных субъектов Федерации, постановлений Правительства России, решений глав администраций краев, областей и других государственных образований — субъектов Российской Федерации.

Необходимость в создании такого рода комплексов нормативно-правовых актов обусловливается самим предметом их регулятивного воздействия. А именно — природой и характером общественных отношений, регулируемых при помощи содержащихся в данных актах правовых норм, их сложностью, противоречивостью и разным их уровнем.

Так, для успешной реализации рассматриваемой функции требуется в законодательном порядке разрешение круга вопросов, касающихся принципов и условий внешнеэкономического сотрудничества и иностранного инвестирования, проблем таможенного контроля и налогового обложения, гарантий иностранных инвестиций, связанных с экономическим и политическим риском, изменением законодательства, ведущего к ущемлению интересов инвесторов, и т. д.

Правоисполнительная деятельность как форма реализации функций государства заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по проведению содержащихся в различных нормативно-правовых актах требований или велений в жизнь. Необходимость данной формы обусловливается тем, что от нее в решающей мере зависит не только степень реализации правовых требований или велений, но вместе с тем и уровень осуществления самих функций государства.

От того, насколько полно и эффективно выполняются правовые требования или веления, настолько же успешно или, наоборот, безуспешно осуществляются и государственные функции.

Правоисполнительной деятельностью, направленной на осуществление функций государства, занимаются различные государственные органы и организации. Однако основная нагрузка при этом ложится на органы управления. Согласно конституциям и текущему законодательству различных стран именно им предписываются осуществление всей исполнительно-распорядительной деятельности, повседневное управление государственной экономикой, военным строительством (оборонной), системой социального обеспечения, образования, медицинского обслуживания. Именно им вменяются в обязанность выполнение контрольных функций за повседневной деятельностью государственных предприятий и учреждений, определение основных направлений их развития и функционирования.

Правоохранительная деятельность как форма реализации функций государства заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по соблюдению законности и охране правопорядка в процессе осуществления основных направлений деятельности государства.

Разумеется, что основная тяжесть при выполнении всей этой работы ложится на систему правоохранительных органов, суды, прокуратуру. Действуя в пределах своей компетенции и используя установленные законом методы деятельности, каждый из этих органов вносит свою лепту в создание оптимальных условий для реализации функций государства,

Правоохранительная форма реализации функций имеет не менее важное значение для нормальной жизнедеятельности общества и государства, чем правотворческая и правоисполнительная формы осуществления государственных функций. Ее значимость вместе с другими формами особенно резко возрастает в переходный период, в период трансформации государства и права из одного типа в другой, из одного их качественного состояния в другое.

Именно в этот период разрушаются многие традиционные для данного общества и государства связи, подрываются их прежние экономические, социальные и политические основы. Нередко, как это имело место в России и ряде других бывших социалистических государств, подменяются устоявшиеся в течение длительного времени социальные ценности, значительно ослабляются среди широких слоев населения моральные устои.

Все это неизбежно ведет к созданию самых благоприятных условий для нарушения существующего правопорядка, законности и конституционности, ослабления гарантий прав и свобод граждан, к усилению среди значительной части населения иллюзии вседозволенности.

Для полного предотвращения или хотя бы частичного снижения негативных последствий переходного периода особо важное значение имеет целенаправленная, динамичная деятельность не только правоохранительных, но вместе с тем законодательных и исполнительно-распорядительных органов государства.

Договорная форма реализации функций государства представляет собой деятельность государственных и негосударственных органов и организаций на договорной основе. По мере становления и развития рыночных отношений в той или иной стране договорная форма играет все более активную и значительную роль. Она органически сочетается с другими формами реализации функций государства, дополняет их и вместе с ними создает необходимые условия для более эффективной деятельности государства.

Договорная форма распространяется не только на экономическую сферу реализации функций государства, как это иногда утверждается в литературе, но и на другие сферы жизни общества. На договорных началах нередко строятся отношения, возникающие в сфере образования, медицинского обслуживания, оказания юридических и иных услуг и др. Использование договорной формы дает возможность широкого привлечения к государственной деятельности не только многочисленных государственных органов и организаций, но и частных, коммерческих фирм и общественных организаций. Достигается это прежде всего благодаря тому, что договорная форма отношений предполагает в своей основе не принудительность, а добровольность. Договорные отношения возникают на основе управомочивающих (дозволяющих или разрешающих те или иные действия), а не обязывающих (императивных, предписывающих совершение тех или иных действий) или запрещающих совершение определенных действий норм. Договорные отношения всегда базируются на принципе свободы заключения, изменения и прекращения договора.

Согласно, например, гражданскому законодательству России все граждане и юридические лица имеют полное право заключать или, наоборот, воздержаться от заключения договоров. «Принуждение к заключению договора не допускается»,— говорится в связи с этим в ст. 42 Гражданского кодекса РФ . Исключение составляют лишь случаи, особо предусмотренные в законодательстве.

Кроме того, сторонам предоставляется полная возможность заключения договоров, как предусмотренных, так и не предусмотренных законами или иными правовыми актами. Стороны могут также заключать смешанные договоры (содержащие элементы различных договоров) и по своему усмотрению определить, равно как и во всех других случаях, условия их заключения и их содержание.

Непременным требованием при этом неизменно остается то, что договор должен строго соответствовать «обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения» .

Говоря о правовых формах реализации функций государства, их не следует смешивать, как это иногда допускается в научных исследованиях, с одной стороны, с самими функциями, а с другой — с конкретными видами государственной деятельности или с «отдельными областями управления». Неправомерное, как представляется, смешение такого рода периодически прослеживалось в юридической литературе как в дореволюционный период, так и в настоящее время.

Так, еще в работах Ф. Кистяковского в начале XX в. утверждалось, что «формы осуществления государственной власти» есть не что иное, как функции государства. При этом автор исходил из того, что «каждая функция государственной власти, взятая как отвлеченное понятие, отдельно от других функций (например, законодательная функция), обладает точно так же, как вся государственная власть в ее целом, признаками субъективного права, и притом — именно того специфического вида субъективного права, который называется властью» .

В данном случае явно допускалось смешение внешней формы осуществления функций государства, точнее — государственной власти, с их внутренним, предметно-политическим содержанием. Такого рода смешение не может быть оправдано ни в теоретическом, ни в практическом плане. В юридической литературе оно вполне справедливо подвергалось обстоятельной критике.

Вполне оправданной критике подвергались также попытки отождествления правовых форм осуществления функций государства не только с самими функциями, но и с различными «областями правления».

Разделением государственных функций, писал по этому поводу Г. Еллинек, «не может быть признано разложение их по отдельным областям управления. Различение пяти великих отраслей управления - дел иностранных, военных, внутренних, финансовых и юстиции - означает лишь те задачи, которые поставило себе государство, а не особые функции» .

И далее: «Отрасли управления не суть самостоятельные функции». Деятельность государства «в осуществлении промышленной полиции, понуждения к посещению школ, платежу налогов, отбыванию воинской повинности и т. д. существенно едина». Как и условия и принципы его деятельности в этих областях. Они «означают поэтому объекты управления. А не само управление».

Наряду с правовыми формами функции государства осуществляются также в неправовых формах. Они представляют собой фактическую — организационную и иную деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, направленную на реализацию функций государства и проводимую вне правовых форм.

Разумеется, что такого рода деятельность осуществляется лишь в рамках закона, в строгом соответствии с требованиями принципа законности и конституционности, является жизненно необходимой и правомерной.

Функции государства характеризуются не только своими особыми формами, но и методами реализации. Под методами осуществления государственных функций понимаются способы или средства деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, направленные на решение стоящих перед государством на том или ином этапе его развития задач.

Методы деятельности государственных органов, а следовательно, и реализации функций государства довольно многочисленны и разнообразны. Так, в процессе осуществления правоохранительной деятельности Государственных органов широко используются методы убеждения и принуждения. Они касаются прежде всего таких государственных функций, как установление и охрана правопорядка в обществе, охрана права собственности, прав и свобод граждан и др.

При осуществлении функций государства, непосредственно затрагивающих сферы экономки и финансов, широко применяются методы материального и финансового стимулирования, планирования, прогнозирования и др.

3. Методы и формы реализации внутренних функций государства

Внутренние функции касаются непосредственно жизни данного общества и осуществляются на территории данного государства. Характеризуя эти функции, следует еще раз подчеркнуть, что мы рассматриваем наиболее общие, типичные функции, на практике в зависимости от различных объективных и субъективных обстоятельств у конкретных государств они могут проявлять по-особому, а иногда и вообще отсутствовать.

1. Среди внутренних функций важное значение имеет экономическая (организационно-хозяйственная), направленная на организацию или способствование развитию производства, внутренней торговли. Ни одно государство не может быть безучастным к решению экономических задач, оно должно вырабатывать свои особые методы допустимого воздействия на развитие экономики. Поскольку в современных обществах признаются различные формы собственности, эта функция государства проявляется по-разному. Государственная собственность, ее объекты требуют прямого управления (т.е. и создание предприятий в государственном секторе, и обеспечение их сырьем, кадрами, и оплата труда и т.д.). Почти во всех существующих сейчас государствах этот сектор занимает по количеству предприятий и организаций и числу работающих в нем, незначительное место, но по значению отраслей, входящих в этот сектор — одно из главных для всего общества.

Гораздо более сложно проявляется эта функция государства при контактах с другими формами хозяйствования, основанными на частной, кооперативной и др. формах собственности. В этой области государство использует именно организационно-правовые и экономические способы воздействия: кредитование и финансирование из средств госбюджета не столь прибыльных, но необходимых сфер производства, налоговые льготы и др. Государство может стимулировать развитие определенных областей хозяйства, осуществляя меры по притоку капитала в эти отрасли, выступая важным гарантом перед кредиторами, поддерживая предпринимательство. Осуществляя правовыми методами борьбу с нарушителями антимонопольной политики, государство стимулирует конкуренцию, поощряя производителей, заботящихся о благе общества, жертвующих определенные материально-финансовые средства на общественные нужды. В осуществлении этой функции государство, как видно, использует весьма широкий арсенал средств и способов воздействия на экономику — от мягкого, косвенного воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и т.п.) до более жестких способов путем прямых предписаний.

Формы и методы осуществления функций могут меняться, главное же направление деятельности государства остается устойчивым. Например, экономическая функция российского государства остается главным направлением его деятельности, однако формы и методы ее осуществления существенно изменились, на смену командно-административным методам прямого жесткого управления экономикой пришли экономические методы косвенного мягкого воздействия на экономику. Если содержание основной функции меняется, то незначительно.

2. Фискальная функция проявляется, прежде всего, в сборе налогов и иных платежей в бюджет, контроле за правильным расходованием бюджетных средств. Государство проявляет заботу об укреплении финансовой стабильности, осуществляет контроль за денежными и валютными операциями и обеспечивает своевременное пресечение нарушений в этой области.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета, за счет всех видов налогов. Сюда относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акцизы, а также предусмотренные законом финансовые сборы и платежи. С целью реализации фискальной функции в Российской Федерации, например, приняты Налоговый и Бюджетный кодексы.

3. Социальная функция связана с заботой государства об обеспечении достойного образа жизни всех членов общества, распределением социальных благ. Государство заботится, в том числе и путем финансирования, о развитии здравоохранения, просвещения, общественного транспорта, связи, учреждений культуры. Немаловажный стороной проявления этой функции государства является контроль за своевременной выплатой пенсий и индексацией ее. Эта функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности и проведение справедливой социальной политики, и имеет своей целью предотвращать социальные взрывы и конфликты, путем поддержки социально-незащищенных слоев населения.

4. Культурная функция тесно связана с предыдущей, ибо только в социально защищенном обществе можно говорить о реализации данной функции государства, куда входит управление образованием, наукой, культурой. Именно на государстве лежит обязанность сохранять объекты культуры, развивать сеть общеобразовательных и научных учреждений, стимулировать и поощрять работников этой сферы, отчислять средства для поддержания учреждений культуры из государственной казны, стимулировать вложение средств по линии частных инициатив (спонсорства и меценатства).

5. Функция охраны правопорядка как главное направление в деятельности государству проявляется в законодательной, исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикциолной и иных формах деятельности . Правоохранительная функция включает в себя: обеспечение всеми средствами и методами, находящимися в руках государства точного и неуклонного исполнения предписаний закона; охрану законных интересов как личности, так и всего общества; заботу о соблюдении правопорядка всеми членами данного общества, государственными органами, должностными лицами, общественными организациями. Поскольку основу правопорядка, его содержание составляет полное осуществление требований правовых норм, государство отвечает и за то, чтобы эти юридические нормы в наибольшей степени соответствовали объективным интересам общества и вносили в жизнь всех и каждого стабильность и справедливость требований. В содержание правопорядка включается и борьба с правонарушениями, неотвратимость наказания за противоправные действия или бездействия. При этом государство не должно ограничиваться только принудительными мерами, оно обязано использовать и другие методы (политические, экономические, воспитательные) внедрения в сознание индивидов и их объединений осознанную необходимость соблюдать установленные государством правила поведения, т.е. предписания норм права.

Осуществляя эту функцию, государство путем издания законов устанавливает в обществе определенный порядок (правопорядок), устанавливает перечень нарушений правопорядка (правонарушений), определяет меры ответственности за правонарушения, с помощью процессуального законодательства определяет процедуру (порядок) расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями (органы дознания, следствия, суда, надзора за законностью и т.д.), определяет их компетенцию и т.д.

6. Тесно связана с данной функцией деятельность государства по защите и обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. То, что основные права и свободы граждан закрепляются в Конституции и других источниках права, делает реализацию этой функции одной из составляющих проявлений, правопорядка и одним из важнейших объектов правоохранительной функции. Однако в гражданском обществе и в правовом государстве человек, его права, свободы и законные интересы должны постоянно становиться главной заботой государства, которое не только устанавливает перечень прав и свобод, но и стремится расширить их число и углубить их содержание. Кроме того, государство обязано гарантировать их осуществление не только мерами принуждения и воспитания. Громадное значение для реализации прав и свобод граждан имеют наряду с экономическими средствами организационно-политические методы. Создавать специальные органы государства или возлагать на имеющиеся обязательство рассматривать заявления и жалобы граждан на нарушения их прав и свобод и принимать меры по установленным фактам, добиваясь восстановления справедливости, — это важнейшая задача государства в рамках указанной функции.

7. Природоохранительная (экологическая) функция носит в первую очередь внутренний характер, хотя в связи с глобальными последствиями вмешательства людей в развитие природы она может выходить за рамки одного государства и становиться внешней функцией. Государство, прежде всего, обязано разработать внутреннее законодательство, которое бы регулировало отношения людей по поводу использования природной среды, охраны флоры и фауны, земли, вод, воздуха, природных ресурсов. Именно государство должно заботиться о всестороннем выполнении этого законодательства, и применять к нарушителям предписаний правовых норм предусмотренные законом меры наказания. На государстве лежит обязанность принимать превентивные меры по предупреждению противоправных действий в отношении природы (загрязнение воздуха и почвы отходами производства, бесконтрольная вырубка леса и нарушение естественного ландшафта и т.д.). В этой среде особенно важна гласность и информированность населения, ибо ошибка в отношениях с природой может стоить жизни всего человечества.

Государство разрабатывает программы по оздоровлению окружающей среды, ликвидации вредных последствий воздействия на природу и финансирует эти программы. Важное место отводится правовому регулированию природопользования. С этой целью в Российской Федерации приняты законы «Об охране окружающей среды», «Основы лесного законодательства», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения» и др. Государство устанавливает нормы ПДК (предельно допустимой концентрации) вредных выбросов в атмосферу, воды, устанавливает меры юридической ответственности за их нарушение, учреждает органы, осуществляющие контроль за соблюдением экологических законов, и т.д.

4. Внешние функции государства: методы и формы их реализации

Внешние функции касаются взаимоотношений государства с другими государствами; положения страны в международном сообществе, и осуществляются, в основном, вне пределов государства. Эта деятельность регулируется как внутренним законодательством государств, так и международно-правовыми нормами, разработанными международными организациями в виде уставов, договоров и деклараций (например, Устав ООН, Декларация прав и свобод человека и гражданина и т.д.).

1. Самая древняя внешняя функция государства — это защита государственных границ от нападения агрессоров и решение других вопросов национальной безопасности. Эта функция существует столько, сколько существует государство, хотя конечно содержание ее совершенствовалось вместе с совершенствованием самого государства, с ростом его военной мощи и обороноспособности. Современные государства, как правило, имеют доктрину обороны страны, которая предусматривает целую систему мероприятий по укреплению обороноспособности страны, совершенствованию вооруженных сил, обучению навыкам обороны гражданского населения.

2. Функция поддержания дипломатических и торгово-экономических отношений с другими государствами. Она включает основанное на добровольных двух- или многосторонних договорах сотрудничество в различных областях политики, экономики, культуры и т.д. Предполагает установление равноправных дипломатических отношений, обмен дипломатическими и консульскими представителями. Сюда же относятся и многоплановые отношения в торгово-экономической сфере. Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего правового обеспечения и деятельности государственных органов по регулированию этих отношений.

3. Участие в деятельности международных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждениях (например, ЮНЕСКО, МОТ), а также в региональных организациях (например, СНГ, НАТО).

4. Обеспечение мира и поддержка мирового порядка. Приоритеты в деятельности государства в современных условиях переносятся на недопущение новой глобальной войны. Именно перенос главного внимания государств в области внешних функций на ослабление конфронтации значительно оздоровил международные отношения, увеличилось стремление государств к мирному решению договорным путем острых внешних вопросов. Однако угроза войны полностью не миновала и задача обуздания агрессоров еще не стала коллективной целью всех государств, в связи с чем функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка продолжает оставаться актуальной.

5. В последние годы вышла на мировую арену и постепенно складывается как внешняя функция (и внутренняя, конечно) борьба с терроризмом. Международный терроризм создает межгосударственные объединения, объектом посягательства которых являются государственная безопасность, целостность государства.

Заключение

Функции государства — основные направления дея-тельности государства по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью. Каждая функция государства имеет предметную характеристику и направлена на достижение какого-либо конкретного блага. Функции государства классифицируются по разным основаниям: 1) по сферам деятельности, 2) по времени действия, 3) по со-циальной значимости, 4) по правовым формам реализации.

Все функции государство осуществляет в правовых формах: путем правотворчества, издания законов, исполнительно-распорядительной деятельности, применения права, контрольно-надзорной деятельности за исполнением законов. Так, осуществляя функцию охраны правопорядка, государство путем принятия законов определяет перечень правонарушений (преступлений, проступков и т.п.), устанавливает за них меры юридической ответственности, учреждает систему правоохранительных органов (суды, полиция, надзорные и контрольные органы), определяет их компетенцию (полномочия), устанавливает порядок рассмотрения различных дел в судах и иных органах (процессуальное законодательство, порядок исполнения приговоров и решений судов и т.д.).

Осуществляя экономическую функцию, государство путем законов закрепляет основные формы собственности, порядок ее перехода от субъекта к субъекту, определяет круг хозяйствующих субъектов, их правоспособность, регламентирует предпринимательскую деятельность (осуществляет регистрацию юридических лиц, лицензирует некоторые виды предпринимательской деятельности), осуществляет в той или иной мере контроль за тарифами и ценами естественных (железные дороги, электроэнергетика и др.) и других монополий. Государство регулирует отношения между работодателями и работниками с помощью трудового законодательства, государственные органы, и прежде всего суды, разрешают споры в сфере предпринимательства, защищая законные права и интересы хозяйствующих субъектов.

Библиография

    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета", N 237, 25.12.1993.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

    Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М: МЮИ МВД РФ, 1996. Гл. 19. С. 193-195.

    Иванов А.А. Справочник по теории государства и права. Основные категории и понятия. - М.: АСТ, 2007. - 510 с.

    Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2004. - 496 с.

    Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: "Проспект", 2005. - 637 с.

    Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко, ред. - М.: "Юристъ", 2005. - 655 с.

    Протасов В.Н. Теория государства и права. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 218 с.

    Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М.: "Юристъ", 2007. - 767 с.

    Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник - 3 изд. - М.: Омега-Л, Интерстиль, 2008. - 384 с.

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуют­ся его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отли­чие от последних есть однородная деятельность органов государст­ва, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия.

К правовым формам относят:

1) правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нор­мативных актов);

2) правоприменительную (деятельность по реализации норма­тивных актов путем принятия актов применения права, это повсе­дневная работа по выполнению законов и по разрешению разнооб­разных вопросов управленческого характера);

3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.).

К организационным формам относят:

1) организационно-регламентирующую (текущая работа опреде­ленных структур по обеспечению функционирования органов госу­дарства, связанная с подготовкой проектов документов, организа­цией выборов и т.п.);

2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабже­нием и т.д.);

3) организационно-идеологическую (повседневная воспитатель­ная работа по идеологическому обеспечению выполнения различ­ных функций государства, связанная с разъяснением вновь издан­ных нормативных актов, формированием общественного мнения и пр.).

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуж­дение, поощрение и наказание и т.д.

Еще по теме 1. Формы и методы осуществления функций государства:

  1. § 4. Проблема соотношения понятий уголовная политика и налоговая политика Российской Федерации. 4.1. Налоговая политика государства. Понятие налоговой политики и методы ее осуществления.
  2. § 1. Правовые формы и методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению реализации политических прав и свобод граждан в России

Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.[Определение] Под формами осуществления функций государства понимают однородную по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы.

[Определение] Правовые формы осуществления функций государства – такие способы внешнего проявления функций государства, которые прямо опосредуются правом.

Правовые формы характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, решает свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих – обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные правовые формы осуществления функций государства.

[Внимание] К правовым формам относят:

Правотворческую деятельность;

Правоисполнительную деятельность;

Правоохранительную деятельность органов государства.

Правотворческая форма – деятельность по нормативно-правовому закреплению функций государства, в которых находит свое закрепление содержание той или иной функции государства (определяются цели и задачи государства в соответствующей сфере; методы их решения; устанавливается система органов государственной власти, которые будут решать эти задачи, определяются их компетенция и полномочия; определяются процессуальные формы и процедуры их деятельности).

Правоисполнительная форма реализации функций государства выражается в деятельности органов исполнительной власти, направленной на организацию исполнения нормативно-правовых предписаний, повседневное практическо-организаторское, управленческое воздействие на жизнь общества.

Правоохранительная форма реализации функций – властная оперативная и правоприменительная деятельность охране правопорядка, прав и свобод граждан, которая выражается главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. Посредством правоохранительной деятельности обеспечивается надлежащее осуществление функций государства.

[Определение] Организационные (внеправовые) формы – способы осуществления функций государства, которые прямо правом не опосредуются и представляют однородную по своим внешним признакам организационно-подготовительную деятельность государства, не связанную с совершением юридически значимых действий, влекущих за собой правовые последствия (см.слайд 2).

Необходимо отметить, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Среди методов (способов воздействия на поведения людей) осуществления функций государства можно выделить такие как: убеждение; принуждение; компромисс. Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства.

[Внимание] Можно выделить:

· централизованный метод (государство устанавливает единые правила на всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);

· децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости от географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);

· рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства – они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);

· поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

Еще по теме 5.3 Формы и методы осуществления функций государства:

  1. § 4. Проблема соотношения понятий уголовная политика и налоговая политика Российской Федерации. 4.1. Налоговая политика государства. Понятие налоговой политики и методы ее осуществления.
  2. § 1. Правовые формы и методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению реализации политических прав и свобод граждан в России

Основные формы осуществления функций государства Различение, с одной стороны, форм и, с другой, - методов деятельности государства не имеет в литературе четких критериев, некоторые способы деятельности государства одни авторы называют формами, другие - методами. Обычно принято различать правовые и неправовые формы деятельности государства, которые реализуются его органами, должностными лицами, государственным аппаратом. К правовым формам деятельности государства относят те, которые определены конституцией, законами, иными правовыми актами и совершаются на основе правовых актов, в их пределах и по процедуре, установленной ими. Основные из них - это законодательствование, управление, правосудие и контроль.

Законодательствование - это установление общеобязательных правил наиболее общего характера, норм поведения и деятельности физических и юридических лиц, организаций, объединений, учреждений, предприятий и т.д. Этим правилам должны соответствовать все другие правовые акты, деятельность всех органов, должностных лиц, поведение граждан и находящихся на территории данного государства неграждан. Законы, как правило, принимаются парламентом (в редких случаях - другими органами), но могут быть приняты и путем референдума. Основным законом является конституция. Другие законы должны соответствовать ей, иначе они недействительны.

Государственное управление - это исполнительно-распорядительная, административная деятельность государства, его органов, должностных лиц. Для его осуществления также издаются нормативные и ненормативные правовые акты (указы президента, постановления правительства, инструкции министров, на местах - акты губернаторов и т.д.). Эти акты должны соответствовать законам, иначе они недействительны.

Правосудие осуществляется судом. Суд призван в особой процедурной форме разрешать конфликты в обществе, используя государственную власть (приговоры и решения судов выносятся от имени государства). Суд не устанавливает общих правил поведения (за исключением судебных прецедентов в некоторых странах), он не занимается управленческой деятельностью. Суд рассматривает различные конкретные дела и споры (уголовные, гражданские, трудовые, семейные и др.), если эти споры имеют правовой характер и подведомственны суду. Решения суда (если они не допускают обжалования или после принятия окончательного решения) имеют непререкаемую силу и должны исполняться органами государства, должностными лицами, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями, гражданами и негражданами, если такие решения к ним относятся.

Контрольная деятельность государства выражается в форме инспектирования, проверки соответствия деятельности органов государства, должностных лиц, принимаемых ими решений, правовых актов конституции, законам, актам других вышестоящих органов. Такова, например, деятельность конституционных судов, конституционных советов по проверке конституционности законов. Контрольной деятельностью в ряде стран занимаются прокуратура, специальные ведомства (например контрольные палаты или управления в Польше, Чехии) или особые должностные лица с подчиненным им аппаратом (генеральные контролеры, омбудсманы; в России контроль за соблюдением прав человека осуществляет Уполномоченный по правам человека, избираемый Государственной Думой - одной из палат парламента). Контрольные органы, как правило, не могут давать каких-то указаний, распоряжений. Они устанавливают факты и по результатам своей деятельности обращаются в парламент, к правительству, могут возбудить дело в суде. Подробнее эти формы деятельности рассматриваются в последующих главах, посвященных законодательным, исполнительным и другим органам государства.

Наряду с правовыми формами государство, добиваясь своих целей, действует и путем применения неправовых форм. С одной стороны, бывает правонарушающая деятельность органов государства, его должностных лиц. Такая деятельность незаконна и предполагает ответственность самого государства, его органов и должностных лиц (уголовную, гражданскую, дисциплинарную и др.). Формой ответственности может быть импичмент президенту, другим должностным лицам, отставка правительства, осуждение по решению суда, например, за злоупотребление служебным положением.

Государство несет также международно-правовую ответственность за агрессию, нарушение международного мира, преступления против человечества. Против него могут быть обращены определенные санкции (прекращение торговых отношений и другие меры вплоть до применения международных вооруженных сил), международному суду могут быть преданы в этом случае руководители государства. Типичным примером является судебный процесс над руководителями фашистской Германии после развязанной ими Второй мировой войны.

С другой стороны, неправовые формы деятельности не всегда являются правонарушениями, они лишь не урегулированы правом. К этой сфере относится огромная организационная деятельность государства, его органов, текущая оперативная работа, разработка и осуществление программ по развитию экономики и культуры, различные экстренные меры во время ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и т.д.

Основные методы осуществления функций государства. Методы осуществления функций - это приемы, способы государственной деятельности. Установившейся классификации методов осуществления функций государства пока что не существует. Иногда их объединяют с формами деятельности государства, в некоторых случаях методы различаются в зависимости от деятельности государства на международной арене и внутри страны, иногда - в зависимости от особенностей государственного управления, понимаемого в широком смысле этих слов, например, методы административной деятельности коренным образом отличаются от правосудия. Различают методы экономические, административные и идеологические. К первым относят использование экономических рычагов в государственном управлении, например, снижение налогов на производство определенных товаров для его увеличения, инвестиции денежных средств государства в те или иные отрасли экономики, соответствующее распределение расходов государственного бюджета, на международной арене - договоры о преференциальной торговле (Для товаров разных стран взаимно устанавливаются более благоприятные условия импорта и экспорта). Административные методы связаны с подчиненностью, обязанностью выполнения законных указаний государственных органов, должностных лиц, принуждением, администрированием, организационной работой. Степень принуждения может быть неодинаковой. Среди методов принуждения могут быть и выговоры по службе, и штрафы за нарушение правил дорожного движения, и конфискация имущества (например возможна конфискация в государственный бюджет всей суммы доходов, с которой не выплачены налоги), и уголовные наказания за преступления в отношении общества, государства, личности. Идеологические методы связаны с пропагандистской, воспитательной деятельностью государства. Так же, как и при классификации форм осуществления функций, выделяют правовые и неправовые методы, различают демократические и авторитарные методы осуществления функций государства (последние связаны с насилием).

С точки зрения особенностей волеизъявления государства различают методы стимулирования (поощрения), дозволения, охраны, требования, запрета, репрессии.

Стимулирование широко применяется государственной властью в любой стране для ориентации поведения участников общественных отношений (граждан, юридических лиц и др.), их деятельности в таком направлении, которое государство считает необходимым и которое определяют его органы. Так, стимулируя объединение крестьян в кооперативы любого рода (с ними государству удобнее иметь дело, чем с распыленными мелкими хозяйствами), государство нередко предусматривает для них кредиты с льготными процентами или даже беспроцентные ссуды. Освобождение от налогов той доли прибыли, которая идет на благотворительность, развитие культуры, сокращает затраты государства на эти цели и вместе с тем способствует поддержке малообеспеченных слоев населения, общедоступности культурных достижений. Для стимулирования иностранных капиталовложений государство обычно на несколько лет освобождает предприятия с иностранным капиталом от уплаты налогов; государство стимулирует развитие иностранного туризма, пополняя этим государственную казну; устанавливая высокие пошлины на некоторые виды ввозимых в страну зарубежных товаров, оно поощряет этим развитие соответствующих отраслей промышленности своей страны.

Формой стимулирования являются почетные государственные звания, награды (ордена, медали), премии за успехи в труде, науке, культуре, за геройское поведение в экстремальных ситуациях, бескорыстную помощь другим людям, находящимся в опасности, спасение государственной собственности и т.д. Словом, стимулирующая деятельность государственной власти возможна в самых различных областях общественной жизни, внутри страны и на международной арене.

В отличие от стимулирования, которое выражает прямую заинтересованность государства, метод дозволения характеризует, в определенной мере нейтральную позицию государственной власти по отношению к тем или иным общественным явлениям, процессам, видам деятельности. В этом случае государство не стимулирует определенное развитие событий, не поощряет те или иные виды деятельности, но и не запрещает их. Многие конституции демократических государств устанавливают, что партии и общественные организации создаются свободно, никакого разрешения государственных органов, других учреждений, каких-либо лиц не требуется. Свобода слова, проведение собраний в закрытом помещении осуществляются также явочным порядком, митинги в публичных местах (на улицах, площадях) проводятся обычно на основе заявительного порядка (предварительное уведомление), но разрешения просить не нужно. Демократическое государство допускает плюрализм идеологии, различные виды массовой культуры, свободу предпринимательской деятельности, существование различных форм собственности и т.д. Одной из важнейших форм дозволения в международном сообществе государств является применение метода консенсуса при принятии решений в ходе многосторонних переговоров, на международных конференциях: государство (его представитель) не голосует за то или иное предложение, но и не возражает против его принятия, позволяя таким образом прийти к общему решению. Воздержание от голосования также иногда отражает использование метода дозволения, ибо в определенной ситуации любое решение безразлично для данного государства.

Метод охраны используется государственной властью прежде всего для обеспечения стабильности сложившихся общественных отношений, существующего правопорядка (в том числе на международной арене). Охранительная деятельность государства представлена огромным и разветвленным аппаратом (полиция, суды, прокуратура и др.), для защиты государства от агрессии создается армия, границы во многих странах охраняют специальные пограничные войска. Охраной международного мира занимаются международные организации государств, прежде всего ООН, в региональных масштабах - региональные международные организации - СНГ, Организация африканского единства, Организация американских государств и т.д. Они иногда направляют в районы международных, межнациональных конфликтов миротворческие вооруженные силы (обычно без права применять оружие).

Требование должного поведения выражает активную заинтересованность государства в определенном состоянии общественных отношений, в действиях по их укреплению, в их развитии в таком направлении, которое государство считает необходимым. В отличие от дозволения и даже стимулирования от государства в данном случае проявляется более отчетливо, в более жестких формах/Данный метод возлагает на участников отношений определенные обязанности от имени государства. Он широко используется в конституционном, административном, финансовом праве, некоторых других отраслях. В конституциях многих стран имеются специальные разделы или статьи об основных обязанностях граждан - это требование государства к гражданам. Многие требования относятся к объединениям: для того, чтобы партия получила права юридического лица, требуется ее регистрация в государственном органе {обычно в министерстве юстиции, во Франции - в министерстве внутренних дел, в Болгарии - в городском суде столицы государства), объединению с ограниченной ответственностью необходимо получить лицензию для предпринимательской деятельности. Нормы административного права требуют при проведении публичной демонстрации соблюдать установленный маршрут, в гражданском праве сторона при несоблюдении договора другой стороной может потребовать уплаты неустойки, в уголовном процессе требуется, чтобы обвинитель представлял доказательства виновности подсудимого (а не обвиняемый доказывал свою невиновность) и т.д. Требования должностных лиц, государственных органов, обращенные к гражданам, общественным объединениям, предприятиям и т.д., широко используются в самых различных сферах (требование милиционера предъявить удостоверение личности, требование государственного органа, зарегистрировавшего в соответствии с законом политическую партию, представлять ежегодные данные о финансовом положении и т.д.). Требование как метод деятельности государств, их объединений широко применяется в международных отношениях. Имеется огромное число резолюций Совета Безопасности ООН, требовавших от участников международных конфликтов прекратить вооруженные действия, отвести войска враждующих сторон за разделительную линию, прекратить агрессию (например Ирака против Кувейта).

Невыполнение требований международного сообщества (резолюций Совета безопасности ООН), обращенных к Ираку, о ликвидации опаснейшего оружия массового уничтожения повлекло в 1998 г. бомбардировки городов Ирака английской и американской авиацией (от имени НАТО, но без соответствующего решения Совета безопасности ООН). Это привело к жертвам среди гражданского населения и многочисленным разрушениям. Требование НАТО к Югославии прекратить дискриминацию албанцев в Косово (это требование было поддержано ООН) привело к многонедельным бомбардировкам югославских городов в 1999 г., массовым разрушениям, жертвам и элементам экологической катастрофы (бомбардировки не. были санкционированы ООН).

Запреты - это действенная форма отрицательного отношения государства к тем или иным явлениям, процессам, поступкам, поведению. В форме запретов государство исключает нежелательную, вредную для него деятельность. Запрещаются определенные виды предпринимательской деятельности (например производство оружия, сбыт наркотиков), несанкционированные демонстрации, препятствующие движению транспорта, запрещается пропаганда расизма, нарушение правил санитарии и гигиены в публичных местах. Уголовное право по существу целиком состоит из запретов, за нарушение которых предусмотрены суровые наказания (вплоть до смертной казни). Запреты широко применяются в международных отношениях. Имеется целый ряд международных конвенций, которые запрещают государствам (а также лицам, их объединениям и т.п.) определенные виды деятельности (агрессивную войну, работорговлю, апартеид), Женевские конвенции 1949 г. запрещают разрушать во время военных действий памятники культуры, привлекать военнопленных к работам, направленным против другой воюющей стороны.

Наконец, любое государство применяет репрессии , наказания . Репрессии, в том числе массовые, - типичный метод деятельности тоталитарного, антидемократического государства (концентрационные лагеря для евреев в фашистской Германии, раскулачивание, массовая высылка и ссылка кулаков и их семей в СССР в 30-х гг. во время коллективизации крестьян, лишение избирательных прав «цветного населения» (5/6 населения страны) в ЮАР до 90-х гг. и т.д.). Репрессии в правовой форме наказаний применяются и в демократическом государстве. Демонстрация, нарушающая правопорядок, разгоняется полицией с помощью водометов и слезоточивого газа; партии, признанные антиконституционными, запрещаются; лица, нарушающие правопорядок, наказываются.

В международных отношениях к государствам - нарушителям международного правопорядка также могут приниматься принудительные меры. Это - коллективные меры, применяемые сообществом государств на основе Устава ООН в целях устранения угрозы миру, нарушения мира или ликвидации акта агрессии. Устав ООН предусматривает два вида коллективных принудительных мер: не связанных с использованием вооруженных сил (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских и воздушных средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений) и с использованием вооруженных сил. Возможен арест государственного имущества за долги государства (это угрожало России во время дефолта в конце 90-х гг.), бойкот товаров государства-правонарушителя, различные формы принуждения со стороны международных организаций.

это способы и приемы, с помощью которых государственные органы реализуют функции государства.

Методы осуществления функций государства это способы воздействия государства на субъектов общественной жизни в процессе осуществления его деятельности (Цыганов В.И.).

Убеждение это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

Принуждение это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах государства. Этот метод используется при нарушении норм права.

Метод дозволения выражается в том, что государство не запрещает создание тех или иных объединений, видов деятельности и тем самым выражает свое публичное позитивное отношение к учреждению подобного рода объединений и осуществлению тех или иных видов общественно полезной деятельности.

Метод запретов выражается в том, что государство препятствует осуществлению вредной для общественных интересов деятельности. Например, государство прямо запрещает сбыт наркотиков.

Метод рекомендаций , то есть метод ориентирования на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства и метод поощрений , побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно-полезную деятельность.

Метод стимулирования – это побуждение участников общественных отношений к поведению в направлении определенном государством путем материального и морального поощрения.

К материальным (экономическим) методам относятся : дотации, инвестиции, беспроцентные и иные льготные кредиты, налоговые льготы, субсидии и т.п.

К методам морального стимулирования относятся : государственные награды, почетные звания и т.п.

Метод договорного регулирования , приобретающий в условиях демократического государства универсальное значение. В последнее время метод договорного регулирования получил широкое распространение не только в сфере частных, но и публичных интересов. Договоры применяются в отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д.

Метод надзора и контроля. В частности, государство осуществляет лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, а также деятельности некоммерческих организаций. Оно стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество и др. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечении законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативно-правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами. В любом государстве действуют и специальные органы общественного контроля. В сфере финансового контроля за исполнением государственного бюджета наблюдает Счетная палата или аналогичные органы иного наименования. Другой орган государственного контроля в сфере соблюдения и защиты прав и свобод личности – это уполномоченный по правам человека.



Метод информационного влияния на общество. Государство через СМИ оповещает население о принятых нормативно-правовых актах, государственных решения, формирует общественное мнение, целенаправленно регулирует информационные потоки и т.д. Информационное влияние представляет собой косвенно-регулятивное воздействие на сознание, поведение и поступки людей, на создание информационного поля вокруг конкретных политических процессов, мероприятий, институтов. С помощью информационного влияния возможно как ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, так и смягчить их.


Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

Рекомендуем почитать

Наверх