Занятие для старшеклассников «Поговорим о культуре общения. Культура общения (беседа)

Торговля и склад 29.09.2019

Цель

: привлечь внимание учащихся к правилам этикета, заинтересовать нормами этикета.

Вот некоторые общие правила для приятнейшего ведения беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации.

1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно о, например, актере маленького роста «метр с кепкой», если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при товарище, собака которого недавно попала под машину. Не описывай красот каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.

2. Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничай. Об отсутствующих говори только хорошо. Мало того, что сплетничать вообще позорно, твои слова могут передать «по назначению» да еще и добавят своего. Как ты будешь смотреть в глаза тому, на чей счет ты пару дней назад «невинно прошелся» в беседе тет-а-тет.

4. Не обсуждай слишком узких проблем, которые, кроме тебя, никому не интересны.

5. Каждому собеседнику - свою тему. С одноклассником можно обсудить проблемы новой учительницей. А бабушка из этого всего поймет только, что ты не в ладах с преподавательницей и тебе грозит двойка. Ячмень на глазу твоего двоюродного брата вряд ли заинтересует директора школы. А скандальчик между мамой и тетей, из-за того, кто лучше помнит события десятилетней давности, лучше вообще ни с кем не обсуждать.

6. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди обратят на вас восторженное внимание: «Ах, какие они смелые!» или «Ах, какие остроумные», или «О, боже мой, какая крутизна!» Скорее всего подумают: «Какая невоспитанность!» И скучно отвернутся.

7. Вообще не следует говорить слишком громко. Если на твои слова не обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно или путано. А может быть, твой собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые связки.

8. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы. Если ты не уверен в своем артистизме, не произноси слов с излишней аффектацией (не знаешь слова – спроси взрослых).

9. Бестактно не отвечай и не реагируй на вопросы.

10. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на базаре, "Что?" (а тем более "Шо?") Скажи: "Извините, я не расслышал".

11. Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему, которая будет интересна всем троим.

12. Если вы заметите, что двое беседующих, обсуждают нечто интимное, не для чужого уха, элегантно выйдите из беседы, не нарушайте «тет-а-тет». Ни в коем случае не допытывайтесь: «А о чем это вы тут без меня толковали? Не расскажете - я обижусь!», «Секретничать нехорошо.» Но и отвечать на такие в самом деле бестолковые вопросы не следует слишком грубо. «Не твое собачье дело!» не подойдет.

13. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?» Это бессмысленно и невежливо.

14. Не засоряй свою речь ругательствами. Цедя сквозь зубы «черные слова», за которые наши прабабушки могли потащить преступника мыть рот с мылом, некоторые ребята - а иногда и девочки! – кажутся взрослыми и опытными. На самом деле это вызывает брезгливость и ужас окружающих. Маги считают, что тот, кто употребляет в речи грязные выражения, притягивает к себе силы зла и портит свою судьбу.

Расширять запас слов, которым ты пользуешься необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше - загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять.

Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе все легче будет выражать свои мысли и ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ,СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА №26 г. КРАСНОДАРА,

Воспитательский час:

«О культуре общения»

Воспитатль

Коломейко Н.А.

2014-2015 учебный год

Беседа: «О культуре общения».

Цели и задачи: Привлечь внимание к культуре русского языка, воспитать бережное отношение к родному языку. Дать возможность учащимся «посмотреть на себя со стороны», обратить внимание на общепринятые нормы произношения и формы речи.

Оборудывание: Плакаты с названием эмоций, фразы, карточки со стихами.

Воспитаель: У всех, наверное, бывали такие случаи: едим в транспорте, за спиной разговаривают. Обернуться неудобно, но по голосу мы можем сформировать впечатление о говоряще можем: возраст, пол, уровень культуры, воспитанность и многое другое. То же самое, когда мы присутствуем при разговоре незнакомых людей. Мы их не знаем, но давольно много можем узнать из их манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений.

Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи, мы производим благоприятное впечатление, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить любую просьбу. Кто захочет общаться с грубияном? Работа над своей речью – трудная задача, но каждый человек должен следить за правильностю речи, дикцией, правильном произношении, соблюдать нормы общения.

Л.Н.Толстой писал: «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, - дело самое трудное».

Выполним несколько заданий.

    На доске вы видите слова, названия эмоций: радость, сожаление, горе, угроза, недоверие…

Произнесите фразу «Скоро каникулы» с выбранным эмоциональным настроем, а мы угодаем, что вы смогли выразить в этой фразе.

(Учащиеся работают.)

2.Русский язык обладает способностью передавать прямое и противоположное значение одной и той же фразе. На доске записаны фразы, которые вы сейчас произнесете, придавая им прямой и противоположный смысл.

Рад тебя видеть. Спасибо за помощь. Спасибо за диск. Я в восторге. Мне это очень нравится.

3.Произнесите фразу «Меня зовут (назовите себя)» следующим образом:

Громко, чтобы привлечь внимание;

Кратко и вежливо, чтобы не привлекать внимание;

Намного растянуто, чтбы подчеркнуть, какое у вас красивое имя;

Смело и решительно;

С угрозой, чтобы вас все начали бояться;

Виновато, чтобы все поняли, что вы пришли повиниться.

4. А теперь почитаем стихи. (Дети получают карточки со стихами).

Перед тем, как вы начнете готовиться, напомню, что при выразительном чтении важны те эмоции, которые хотел передать поэт, а также эмоции того, кто читает. (Читают стихи по карточкам).

5. Прочтите гневно, сердито. Чтобы учащиеся почуствовали эмоциональное состояние и настроение короля Боровика:

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил куаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик в духе:

Короля покусали мухи.

В Приходько

6. Прочтите с гневом, стремлением устрашить:

Я страшная Гиена,

Я гневная гиена,

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

М. Чистяков.

7. Прочтите весело, шутливо как просьбу, так и как ответ:

Дайте мне

Кусок щекотки,

Дайте смеха –

Две щепотки,

Три столовых ложки

Ветра

И грозы –

Четыре метра!

Писку – визгу

Двести граммов,

Плюс пол-литра

Шумов – гамов,

Да еще

Глоток веревки

И моточек газировки!

Дам все,

Что вы хотите,

Если вы

В обмен дадите

Тюк

Мальчишек,

Пуд

Девчонок

Да бочонок

Собачонок!

Б. Заходер.

Наше занятие подошло к концу, еще раз напомню, что работа над речью – это трудный процесс, но каждый человечек должен помнить, что это очень важно.

Подгайная Татьяна
Конспект занятия по формированию навыков культуры общения у детей и подростков с ОВЗ «Мы живём среди людей»

Тема : «Мы живём среди людей »

Должность : социальный педагог

Цель. Формирование знаний , умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях, развитие навыков межличностного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Задачи :

1. Формировать умение определять роль взрослых по отношению к подрастающему поколению .

2. Учить соблюдать этические нормы поведения по отношению к взрослым.

3. Воспитывать умение не вмешиваться в разговор взрослых, формировать навык построения разговора.

Оборудование : макет «Волшебного дерева» , жёлтые, зелёные и красные «яблоки» , листы бумаги, фломастеры, цветная бумага, цветной картон, пластилин, ножницы, клей.

Ход занятия.

Вводная часть.

1. Приветствие. Упражнение «Барометр настроения» .

Детям предлагается назвать своё имя и показать настроение (как барометр показывает погоду) только руками : плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.

Основная часть.

2. Беседа «Эти непонятные взрослые» .

Культурного и порядочного человека довольно быстро можно отличить по манерам поведения и общения , особенно если эти проявления вежливости касаются уважительного отношения к людям старшего поколения.

В современном этикете существует большое количество правил, которые касаются уважительного отношения к людям старшего поколения. Давайте познакомимся с некоторыми из них :

Учитывайте настроение и занятость взрослых .

Представьте себе, что ваши родители пришли домой с работы уставшие и взволнованные. Им в первую очередь необходимо отдохнуть и успокоиться. Вы не должны их тревожить своими проблемами, хотя бы некоторое время. Поставьте себя на их место, и вам сразу станет все ясно и понятно.

Чаще говорите вежливые слова.

Вежливые слова украшают человеческую речь и делают человеческие отношения более доброжелательными. Слова «спасибо» , «простите» , «пожалуйста» абсолютно необходимы. Кроме этого, необходимо помнить : в общении большую роль играет интонация и тон голоса.

Терпеливо выслушивайте замечания взрослых.

Взрослый человек мудрее и умнее вас, так как у него большой жизненный опыт. Он лучше вас разбирается в сложных жизненных ситуациях. Поэтому вам следует прислушиваться к замечаниям и советам взрослых.

Взрослый человек делает вам замечание из добрых побуждений.

Говорите всегда правду.

Ложь не красит человека. Во-первых, лгать невыгодно. Очень велика вероятность того, что ложь будет раскрыта. Но тогда взрослые будут сердиться на тебя не только за сам поступок, но и за что ты им солгал!

Не перебивайте старшего.

Молодому человеку не позволительно не только перебивать старшего, но и самому начинать и заканчивать разговор с людьми преклонных лет.

Мы живем в социуме, то есть в обществе и не можем обойтись без общения , благодаря которому люди обмениваются информацией , жизненным опытом и переживаниями. Без диалога, дискуссии, беседы невозможно представить человеческого существования. Для удобства общения человеком были созданы правила, среди которых есть такие , которые касаются взаимоотношений между людьми разного возраста. Давайте с некоторыми из них познакомимся :

1. Кому из взрослых можно говорить «ты» ?

2. Почему на ваш взгляд не спорят со старшими, даже если он не прав?

3. Почему нельзя показывать раздражения и своего плохого настроения взрослому, с которым общается?

3. Упражнение «Быть взрослым – значит»

На мольберте записана фраза "Быть взрослым - значит. " Поочередно дети записывают самые главные, на их взгляд, качества взрослого человека.

4. Подвижная игра «Пожалуйста»

В игре используется волшебное слово «пожалуйста» . Детям предлагается выполнить определенные команды. Они выполняют их только тогда, когда произносится слово «пожалуйста» .

Поднимите руки вверх, пожалуйста.

Попрыгайте на одной ножке.

Поздоровайтесь с соседом, пожалуйста.

Похлопайте в ладоши.

Подергайте себя за ухо, пожалуйста.

5. Творческое задание «Пожелание самому дорогому для меня человеку»

Детям предлагается изготовить открытку с пожеланием для самого значимого для них человека (мамы, папы, дедушки, тети, учителя) .

Заключительная часть.

6. Рефлексия «Волшебное дерево»

Дети называют, что понравилось больше всего, говорят о своем настроении после проведённого занятия . Им предлагаются «яблоки» для «Волшебного дерева» , которые они должны выбрать для оценки занятия .

Не понравилось - зеленое,

Не очень понравилось - желтое,

Понравилось - красное.

7. Ритуал прощания. Упражнение «Доброе пожелание» .

Все дети садятся в круг. Первый участник встает, подходит к другому, прощается с ним, и говорит ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и т. д. до тех пор, пока каждый не получит пожелание на день.

Публикации по теме:

Конспект занятия Весна пришла 1. Игра: «Солнце, Дождь, Ветер». Психолог детям: на три разных сигнала (показ картинок: ветра, тучи, солнце).

Формирование навыков коммуникативной и нравственной культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя.

Конспект занятия «Бабочки-красавицы» для детей и подростков с ОВЗ Цель: - закрепить умение детей и подростков с ОВЗ работать в нетрадиционной технике «монотипия»; - воспитывать любовь к природе и бережное.

Конспект занятия по познавательному развитию и социализации «Человек среди людей. Дружба» для старшей группы Конспект занятия по познавательному развитию социализация Старшая группа Тема: Человек среди людей. Дружба Лексическая тема: «овощи» Автор:.

Внеклассного занятия для младших школьников «Как не прослыть неприятным человеком»

Цель : развивать умение смотреть на себя со стороны.

Ход мероприятия

Посмотрите на себя со стороны. Какое вы производите впечатление? Нет ли у вас дурных привычек, которые раздражают окружающих?

Грызете ли вы ногти? Хлюпаете ли носом?

Не слишком ли громко разговариваете?

Размахиваете ли вы руками так, что ваши собеседники с трудом уворачиваются, чтобы не быть задетыми?

Раскачиваетесь ли вы на стуле?

Чистите ли ботинки о штанину брюк?

Хлопаете ли вы дверью?

Если вы делаете это, значит, у вас не так уж мало дурных привычек. И люди обязательно скажут вам вслед: «Какой неприятный человек!»

Если у вас уже образовались дурные привычки, постарайтесь от них избавиться. Иначе, каким бы вы хорошим ни были, вас будут немножечко недолюбливать.

Вредные советы от Елены Исмайловой

1. Если вы придете в гости,

Вам не надо там стесняться.

Надо громко вам кричать,

Бегать, прыгать и кривляться.

2. Если едешь ты в трамвае,

Место там не уступай!

Постоят там все старушки,

Не всегда же им сидеть.

А сидеть — так пусть в квартире

Отдыхают от забот.

А не ездят на трамваях,

Пусть здоровье берегут.

3. Если вас приятель в гости

Вдруг однажды пригласил,

Не отказывайтесь, братцы,

Отложите все дела

И заваливайтесь смело,

Пока мама не пришла.

Скиньте сумки где попало,

Разбросайте все подряд.

Если что-то разобьете,

Не пугайтесь, вас простят.

Между делом разузнайте,

Где конфеты все лежат.

Не понравилась конфетка —

Заверни, клади назад.

Ну а если наигрались,

Собирайтесь все домой.

Не волнуйтесь за порядок —

Все хозяйка уберет.

Неприятный человек — это человек не только с дурными привычками, но и с дурным характером. Например, тот, у кого всегда плохое настроение, и он всем демонстрирует, какой он «бедный, несчастный». Лучше постараться побороть уныние. Как? Это зависит от того, что стало причиной плохого настроения. Например, если ты считаешь, что тебе незаслуженно занизили оценку по русскому языку или математике, дай себе слово, что к следующему уроку ты обязательно повторишь все правила и выполнишь домашнее задание на отлично. Когда ты это сделаешь, ты сразу почувствуешь, что настроение стало заметно лучше. А если грустно «просто так», то, возможно, это происходит от недостатка свежего воздуха и ограничения движений. Включи любимую музыку и потанцуй или попрыгай, возьми свою собаку и бегом на улицу. Если нет собаки — возьми сумку и сбегай в магазин за покупками. Настроение улучшится не только у тебя, но и у твоих домашних, если займешься уборкой и наведешь порядок в своей комнате: вытрешь пыль, вымоешь пол, расставишь по местам игрушки и книжки и выбросишь ненужные бумажки.

Прекрасное лекарство от уныния — это спорт. Скорей в спортивную секцию на тренировку или просто с друзьями на спортивную площадку, но не в ущерб домашним заданиям.

Творчество — еще одно средство от дурного настроения. Если ты умеешь рисовать, мастерить, шить или вязать — займись любимым делом. Сядь в кресло и почитай хорошую книгу. А еще хорошо бы помочь кому-нибудь. Не случайно есть поговорка. Какая? Попробуй расшифровать.

(Не будет скуки, если заняты руки.)

Неприятное ощущение вызывает человек, который всегда опаздывает. Опаздывающий человек очень необязательный. А значит, ему нельзя доверить серьезное, ответственное дело. Да и просто некрасиво, когда тебя все ждут.

«... — вежливость королей». {Точность.) — Из перечисленных ниже качеств выбери те, которые характеризуют приятного и неприятного человека:

Аккуратность, агрессивность, бережливость, безразличие, внимательность, вранье, гордыня, доброта, жизнерадостность, жадность, заботливость, зависть, искренность, истеричность, капризность, лень, милосердие, мстительность, обжорство, трудолюбие, терпимость, угодничество, хвастовство, честность, шутовство, щедрость, энергичность, пассивность, эгоизм, чувство юмора, ябедничество.

Левый столбик и будет программой работы над своим характером.

Воспитательное занятие «Культура поведения и общения »

Цель: расширить представления детей о правилах поведения и общения.

Задачи:

1)развивать умение правильно оценивать свое поведение и поведение других;

2) учится применять навыки культурного поведения и общения в повседневной жизни;

3) воспитать уважительное отношение к окружающим.

План мероприятия.

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

Работа у доски «Культурный человек»

Индивидуальная работа «Проблемные вопросы»

Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

Итог:повторение и закрепление.

Оборудование

Проектор, ноутбук, карточки с индивидуальными заданиями «Проблемные вопросы», картинки и высказывания по теме.

Ход воспитательного часа.

Слайд 1

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

СЛАЙД 2

Воспитатель Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

Дикая груша растет, где и как попало, а культурная - в саду.

За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? СЛАЙД 3

Примерные ответы детей:

Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Воспитатель: Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Воспитатель:

Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

Можно привить хорошие навыки, привычки.

Воспитатель:

Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети хором отвечают: культурным

Воспитатель: СЛАЙД 4 Вот мы и подошли к теме нашего занятия культура поведения и общения.

Сегодня мы выясним, что такое культура поведения, культура общения, кто такой культурный человек. Попытаемся с вами сформулировать правила культурного человека и научимся применить эти правила в повседневной жизни.

А сейчас давайте обратимся к словарям и узнаем, что же значит культура поведения и общения. Внимание на экран.

СЛАЙД 5. Прочти …

Педагогический словарь:

Культура поведения - соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими.

СЛАЙД 6

Педагогический словарь:

Культура общения - система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.

СЛАЙД 7

Культурный человек - это человек воспитанный, который усвоил правила поведения в обществе, он постоянно стремится совершенствоваться, следит за собой, за своим языком, за своими поступками.

2.Работа у доски «Культурный человек»

СЛАЙД 8

Воспитатель: А теперь давайте разберемся на конкретных примерах что значит быть культурным человеком?

Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак культурного человека, но не торопитесь и думайте т.к. не все определения подходят для культурного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди выбирают характеристики воспитанного человека со стола воспитателя и клеят на доску)

…. Еще раз зачитай, какими качествами должен обладать культурный человек.

….. а какие качества остались неподходящими(Читает).Почему?

СЛАЙД 9 Молодцы, с этим заданием вы справились и разобрались чем отличается культурный от дикого, некультурного человека.

Воспитатель Ребята, и как мы с вами уже убедились, признаков культурного человека очень много, и они важны в разных сферах жизни, давайте посмотрим в каких:

СЛАЙД 10

Культура поведения и общения в различных сферах:

Культура общения в школе, классе, столовой

Культура общения и поведения дома

Культура поведения в общественных местах

Культура делового общения

Культура телефонного общения

Однако все сводится к одному, главному принципу: СЛАЙД 11

«Уважай окружающих людей».

Уважение к окружающим - это закон для культурного человека.

А всегда ли мы выполняем этот закон?

Скажите для чего вам нужно знать и выполнять правила поведения и общения в обществе?

В связи с этим у меня появились к вам несколько заданий. Ваша задача представить, что ситуация происходит на самом деле с вами, и разрешить ее. (Раздаю детям индивидуальные задания по 1 вопросу..)

3.Индивидуальная работа

Ситуации.

Детям раздаются карточки с заданием-вопросом. Ребята должны обдумать ситуацию и высказать свое мнение по своему вопросу.

Вопросы для работы в приложение №1

СЛАЙД 12 Молодцы и с этим заданием вы тоже справились отлично.

4. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

СЛАЙД 13

Предлагаю вам послушать рассказ «Кто здоровается первым?» и ответить на вопрос: почему с Димкой никто не здоровался?

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами - и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? СЛАЙД 14

Примерные ответы детей.

Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

СЛАЙД 15

Воспитатель: Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

СЛАЙД 16

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» - закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей.

Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену

Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

Воспитатель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения и, сам того не желая, оскорбил и обидел окружающих.

СЛАЙД 17

5. Подведение итогов.

О чем мы сегодня на занятии вели разговор?

Что нового вы узнали?

Назовите признаки культурного человека?

Расскажите в каких сферах жизни нужны эти навыки?

Сегодня на занятии мы говорили что такое культура поведения и культура общения, выяснить, кто такой культурный человек и какими качествами он должен обладать. На примере различных ситуаций и героев рассказа учились правильно поступать по отношению к окружающим.

Станете ли вы культурными людьми зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача - научиться этими инструментами пользоваться в жизни.

СЛАЙД 18

Спасибо за внимание. Мне было приятно с вами работать.

Приложение №1. С итуации.

1.Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы и как поступили?

2.Как у незнакомого человека спросить, как пройти к театру?

3.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?

4.Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?

5.Как вести себя при кашле?

6.Как должен пройти человек в кино, в театре при посадке на свое место?

7.Почему некультурно мусорить?

8.Двое взрослых разговаривают между собой, а тебе срочно нужно задать вопрос. Как ты поступишь?

9.Каким может быть обращение к людям, которые мешают вам пройти, когда вы очень спешите?

10.Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

11.Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?

12.Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого как?

13.Если вы входите в комнату, где находится много людей, как нужно поздороваться?

Рекомендуем почитать

Наверх