Влияние экологических факторов на здоровье человека. Экология и здоровье

Торговля и склад 30.09.2019

Устные вопросы итогового модульного контроля

1. Предмет и основные задачи гигиены. Предмет и задачи экологии. Взаимосвязь и отличия гигиены и экологии. История развития гигиенической науки. Основные разделы гигиены и их задачи. Основные законы гигиены и их практическое значение.

2. Методы гигиенических исследований и примеры их проведения.

3. Составные части окружающей среды в гигиене. Составные части среды обитания в экологии.

4. Классификация факторов окружающей среды в гигиене. Классификация факторов среды обитания в экологии.

5. Основные источники и факторы загрязнения окружающей среды. Критерии качества окружающей среды и виды мониторинга загрязнения окружающей среды. Понятие об экопатологии населения, ее разновидности.

6. Основные группы количественных показателей здоровья населения. Основные группы показателей здоровья населения, отражающие влияние загрязнения окружающей среды.

7. Виды государственного санитарного надзора и примеры их проведения.

8. Основы санитарного законодательства Украины (основные документы СЭС).

9. Структура санитарно-эпидемиологической службы Украины. Структура санитарно-эпидемиологической станции. Состав санитарно-гигиенического отдела СЭС и его задачи. Состав эпидемиологического отдела СЭС и его задачи.

10. Предмет и задачи гигиены питания.

11. Виды государственного санитарного надзора в области гигиены питания и примеры их проведения.

12. Методы гигиенических исследований в области гигиены питания и примеры их проведения.

13. Понятие о санитарной экспертизе продуктов питания. В каких случаях проводится санитарная экспертиза качества продуктов питания? Где проводится санитарная экспертиза качества продуктов питания? Правила отбора проб продуктов для санитарной экспертизы качества продуктов питания.

14. Какие документы определяют качество продуктов питания на Украине?

15. Методы исследования качества продуктов питания и примеры.

16. Классификация качества продуктов питания и примеры.

17. В чем заключается разница понятий «фальсифицированный продукт» и «суррогат продукта»?

18. Гигиеническая характеристика молока и молочных продуктов. Правила проведения санитарной экспертизы молока. Нормативы органолептических показателей молока по ГОСТ и методы их определения. Нормативы физических показателей молока по ГОСТ и методы их определения.

19. Нормативы химических показателей молока по ГОСТ и методы их определения. Какие приборы используются для санитарной экспертизы молока и с какой целью? Пробы на фальсификацию молока (разведение водой, добавление крахмала или соды).

20. Разновидности питания и цели их применения. Понятие о рациональном питании, научные теории рационального питания человека. Основные ненаучные (нетрадиционные) теории питания и их гигиеническая оценка.

21. Понятие о превентивном питании, примеры использования у различных категорий населения. Понятие о лечебно-профилактическом питании, примеры использования. Понятие о лечебном питании, примеры использования.

22. Классификация алиментарных и алиментарно-обусловленных заболеваний, приметы. Классификация первичных алиментарных заболеваний, примеры. Тактика врача при дифференциальной диагностике и лечении разных групп алиментарных и алиментарно-обусловленных заболеваний.

23. Основные принципы рационального питания человека согласно теории сбалансированного питания, заболевания, связанные с их нарушениями и методы проверки их соблюдения у человека.

24. Состав пищевых продуктов и основные нутриенты

25. Значение белков в питании. Понятие «Белковая норма», от чего она зависит. «Белковый минимум», физиологический расчет его количества. Незаменимые аминокислоты для взрослых, их функции и продукты-поставщики. Незаменимые аминокислоты для детей, их функции и продукты-поставщики.

26. Признаки полноценности белков. Международные биохимические признаки ценности белков (аминокислотное число, соотношение незаменимых/заменимых аминокислот, коэффициенты использования белка). Белковая проблема и их гигиеническая оценка.

27. Роль жиров в питании. Классификация и основные функции жирных кислот.

28. Насыщенные жирные кислоты, представители, функции, продукты-источники. Мононенасыщен

29. ые жирные кислоты, представители, функции, продукты-источники. Полиненасыщенные жирные кислоты, представители, функции, продукты-источники. Фосфатиды, представители, функции, продукты-источники. Холестерин, функции в организме, продукты-источники.

30. Пищевые антисклеротические факторы и их использование в превентивном и лечебном питании.

31. Роль углеводов в питании. Классификации углеводов, функции отдельных групп углеводов. Гигиеническая характеристика незащищенных (рафинированных) углеводов. Функции сверх защищенных углеводов, использование их в превентивном и лечебном питании.

32. Роль минеральных веществ в питании. Классификация минеральных веществ. Критерий разделения минеральных веществ на макро- и микроэлементы.

33. Значение макроэлементов в питании на примере кальция, условия его усвоения, продукты-поставщики.

34. Значение макроэлементов в питании на примере фосфора, условия его усвоения, продукты-поставщики.

35. Значение макроэлементов в питании на примере магния, условия его усвоения, продукты-поставщики.

36. Классификация заболеваний, связанных с нарушением содержания микроэлементов в пище (микроэлементозов), их причины и примеры. Природные микроэлементозы: причины, примеры. Антропогенные микроэлементозы: причины, примеры.

37. Значение фтора в питании, заболевания, связанные с фтором, их причины.

38. Значение йода в питании, заболевания, связанные с йодом, их причины.

39. Значение железа в питании, заболевания, связанные с железом, их причины.

40. Понятие о витаминах. Основные функции витаминов в организме. Классификация витаминов, основные представители. Витамины, образующиеся эндогенно в организме. Виды витаминного статуса организма и методы его диагностики. Факторы, повышающие потребность организма в витаминах.

41. Значение витамина С, суточная потребность, способы сохранения его в готовой пище. Роль витамина А, проявления а- и гипервитаминозов, их профилактика. Роль витамина Д, проявления а- и гипервитаминозов, их профилактика. Роль витаминов группы В, проявления авитаминозов, профилактика.

42. Принципы анализа рациона питания по содержанию витаминов и минеральных веществ.

43. Понятие о пищевых отравлениях, их классификация и причины возникновения.

44. Пищевые отравления микробной этиологии: разновидности, патогенез, продукты-источники. Токсикоинфекции, продукты-источники, условия возникновения. Токсикоинфекции, клинические формы, профилактика. Бактериальные токсикозы, виды, причины возникновения, профилактика. Стафилококковый пищевой токсикоз: продукты-источники, условия возникновения, клиника, профилактика. Ботулизм, особенности возбудителя, продукты-источники, патогенез, клиника и лечение. Профилактика ботулизма.

45. Пищевые отравления немикробной этиологии: разновидности, причины возникновения. Пищевые отравления ядовитыми растениями: представители, основные токсины, патогенез, особенности клиники, профилактика. Пищевые отравления ядовитыми грибами: представители, основные токсины, патогенез, особенности клиники, профилактика.

46. Пищевые отравления солями тяжелых металлов (свинец): причины, патогенез, особенности клиники, профилактика. Пищевые отравления солями тяжелых металлов (цинк, медь): причины, патогенез, особенности клиники, профилактика.

47. Пищевые отравления нитратами: продукты-источники, патогенез, профилактика. Проблема нитрозосоединений. Пищевые отравления пестицидами: причины, патогенез, профилактика.

48. Микотоксикозы, виды, причины возникновения, клиника, профилактика. Эрготизм, причины возникновения, клинические формы, профилактика. Фузариоз и алиментарно-токсическая алейкия: причины возникновения, клиника, профилактика. Афлотоксикозы: причины возникновения, клиника, профилактика. Проблема афлотоксикозов на юге Украины.

49. Пищевые отравления недостаточно изученной этиологии: виды, клиника, вероятные причины возникновения.

50. Правила диагностики пищевых отравлений. Правила подтверждения диагноза пищевых отравлений. Тактика врача лечебного профиля при обнаружении пищевого отравления. Правила оформления документации в случае пищевого отравления.

51. Предмет и задачи гигиены окружающей среды. Состав окружающей среды. Гигиеническая классификация факторов окружающей среды. Виды состояния окружающей среды.

52. Критерии оценки опасности загрязнения окружающей среды. Принципы оценки опасности загрязнения окружающей среды при совместном присутствии нескольких загрязнителей.

53. Понятие о загрязнителе и загрязнении окружающей среды.

54. Основные факторы и источники природного загрязнения окружающей среды. Основные факторы и источники антропогенного загрязнения окружающей среды.

55. Основные направления охраны окружающей среды от загрязнения, примеры таких мероприятий. Гигиенические мероприятия в области охраны окружающей среды от загрязнения.

56. Предмет и задачи общей экологии. Понятие о медицинской экологии.

57. Понятие о биосфере, ее состав. Понятие о ноосфере.

58. Понятие об экологическом факторе, классификация этих факторов. Разновидности действия экологических факторов на организм. Закономерности действия экологических факторов на организм. Понятие о лимитирующем экологическом факторе.

59. Понятие об экологическом спектре и экологической валентности вида. Классификация живых организмов по широте экологической валентности.

60. Понятие об экосистеме и биоценозе. Состав биоценоза. Основные характеристики состояния экосистемы, экологический мониторинг.

61. Понятие о трофических цепях. Значение их изучения для гигиены.

62. Взаимосвязь и отличия гигиены окружающей среды и экологии.

63. Критерии оценки опасности загрязнения окружающей среды. Медицинский мониторинг качества окружающей среды.

64. Экологическая патология населения, ее разновидности и примеры. Понятия «Здоровье» в медицине и физиологии. Понятие «Здоровье» в Уставе ВОЗ. Понятие «Здоровье» как среднестатистического показателя в медицинских исследованиях. Критерий разделения здоровья и болезни.

65. Понятие о науке «эпидемиология», эпидемиологический метод исследования в медицине.

66. Эпидемиологический метод исследования в гигиене и способы его проведения (статистический, мед. обследования в поликлинике, в стационаре, натурный эксперимент).

67. Понятия продольное, поперечное исследование, проспективное, ретроспективное исследование, «когорта», «популяция», «население» в эпидемиологических исследованиях.

68. Основные группы показателей здоровья населения, примеры отдельных показателей. Демографические показатели здоровья населения, примеры показателей, особенности использования их для оценки качества окружающей среды. Показатели физического развития детей как критерий индивидуального и популяционного здоровья.

69. Основные группы факторов, влияющих на здоровье населения согласно данным ВОЗ, удельный вес их влияния.

70. Наиболее чувствительные к влиянию загрязнения окружающей среды группы показателей здоровья населения, примеры отдельных показателей.

71. Прямое и косвенное отрицательное влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения, примеры. Разновидности прямого отрицательного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения, примеры.

72. Основные группы здоровья населения, критерии распределения людей по этим группам. Основные способы получения данных о показателях здоровья населения в конкретном районе.

73. Основные методические подходы к изучению проблемы влияния качества окружающей среды на здоровье населения. Основные методические схемы изучения проблемы влияния качества окружающей среды на здоровье населения.

74. Понятие о зонах наблюдения при изучении проблемы влияния качества окружающей среды на здоровье населения. Правила выбора зон наблюдения. Требования к зонам наблюдения при изучении проблемы влияния качества окружающей среды на здоровье населения.

75. Гигиеническая классификация вредных факторов в окружающей среде, основные объекты окружающей среды. Гигиеническое нормирование вредных факторов в среде как важный элемент предупредительного санитарного надзора. Понятие о гигиеническом нормативе вредного фактора в окружающей среде, виды таких нормативов.

76. Отличия в гигиеническом нормировании естественных факторов (например, показателей освещения) и вредных факторов в окружающей среде.

77. Основные принципы гигиенического нормирования вредных факторов в окружающей среде. Основной (центральный) принцип гигиенического нормирования вредных факторов в окружающей среде.

78. Основные признаки вредного действия при гигиеническом нормировании вредных факторов в окружающей среде. Понятие о лимитирующем признаке вредного действия при гигиеническом нормировании вредных факторов в окружающей среде. Схема изучения токсикологического признака вредного действия при гигиеническом нормировании вредных факторов в окружающей среде.

79. Принципы санитарной оценки объекта окружающей среды при совместном загрязнении с учетом типа комбинированного действия.

80. Гигиеническое нормирование вредных факторов в атмосферном воздухе, виды ПДК, признаки вредного действия. Гигиеническое нормирование вредных факторов в воде водоемов, признаки вредного действия. Гигиеническое нормирование вредных факторов в продуктах питания, признаки вредного действия. Гигиеническое нормирование вредных факторов в почве, признаки вредного действия.

81. Индикаторные (санитарно-показательные) микроорганизмы при гигиеническом нормировании биологических факторов в окружающей среде, правила их выбора. Нормативы бактериального загрязнения воздуха помещений (операционных залов). Нормативы бактериального загрязнения воды водоемов и питьевой воды.

82. Основные концепции и подходы к экологическому регламентированию загрязнителей в биосфере. Гигиеническое регламентирование загрязнителей в курортно-рекреационных ресурсах.

Тема: Человеческие экосистемы. Экологические факторы и здоровье населения

ВОПРОСЫ:

1.Перечислите глобальные экологические проблемы.

2.Общая характеристика биосферы.

3.Основные этапы развития биосферы: синтез простых органических соединений,биогенез,антропогенез, техногенез, ноогенез.

4.Дайте определение экосистемы.

5.Человеческие экосистемы

6.Виды экосистем (по пространственному масштабу)

7.Виды экосистем (по характеру обитания)

8.Виды экосистем (по антропогенному воздействию на природную среду)

9.Дайте определение основным экологическим категориям: продуценты, консументы, редуценты.

10. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

11.Здоровье населения

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Лесосибирский медицинский техникум»

К настоящему времени накоплены многочисленные данные о том, что значительные загрязнения атмосферы, почвы и воды, в том числе ионизирующая радиация, вредные факторы промышленного производства ведут к нарушениям здоровья. Заболевания, связанные с состоянием окружающей среды, можно разделить на экологически зависимые болезни и экологически обусловленные заболевания.

Экологически зависимыми являются заболевания, при которых состояние окружающей среды влияет на их распространенность и особенности течения, но не является единственной и главной причиной их возникновения.

Экологически обусловленные заболевания – заболевания, причины возникновения которых достаточно очевидно связаны с окружающей средой. Это ряд эндемических (эндемический зоб, эндемический кариес и флюороз и др.) и антропогенных (болезнь Минамата, свинцовая энцефалопатия и нефропатия и др.).

Влияние антропотехногенных факторов изменяет структуру заболеваемости, приводит к протеканию заболеваний в нетипичных формах и проявлениях (Е.В. Олейникова, С.В. Нагорный, Л.П. Зуева, 2005), к их затяжному течению во всех возрастных группах, угнетению им­мунологической реактивности организма, росту онкологической заболеваемости (Е.Л. Денисова, А.И. Горшков, Н.П. Ляхова, 2005), хронизации патологических состояний. Так, на примере города Воронежа необходимо отметить, что в последние годы наблюдается увеличение заболеваемости его жителей. Самые высокие темпы прироста у населения старше 18 лет отмечаются по болезням органов дыхания, новообразованиям, болезням системы кровообращения, болезням крови и кроветворных органов, болезням мочеполовой системы. Среди профессиональной патологии на предприятиях города Воронежа отмечена заболеваемость от воздействия шума (нейросенсорная тугоухость), заболеваемость опорно-двигательного аппарата, заболеваемость органов дыхания (пневмокониозы и бронхиты), остальная патология зарегистрирована в единичных случаях. Среди детского населения в возрасте до 14 лет в нашем регионе наибольшую зависимость от воздействия факторов среды имеют болезни органов дыхания, нервной и костно-мышечной систем, новообразования.

Вклад антропогенных факторов в формирование отклонений здоровья составляет от 10 до 57%. При этом влияние на организм человека может проявляться, в основном, тремя типами патологических эффектов :

1. Острая интоксикация возникает при одномоментном поступлении токсической ингаляционной дозы. Токсические проявления характеризуются острым началом и выраженными специфическими симптомами отравления.

2. Хроническая интоксикация обусловлена длительным, часто прерывистым, поступлением химических веществ в субтоксических дозах, начинается с появления малоспецифических симптомов.

3.Отдаленные эффекты воздействия токсикантов :

- гонадотропный эффект проявляется воздействием на сперматогенез у мужчин и овогенез у женщин, вследствие чего возникают нарушения репродуктивной функции

- эмбриотропный эффект проявляется нарушениями во внутриутробном развитии плода:

    тератогенный эффект – гистоморфологические, биохимические, функциональные и другие нарушения развития органов и систем.

    эмбриотоксический эффект – внутриутробная гибель плода, или снижение его размеров и массы при нормальной дифференцировке тканей.

-мутагенный эффект – изменение в структуре генов, структуре и количестве хромосом

-онкогенный эффект – развитие доброкачественных и злокачественных новообразований.

В настоящее время все большее распространение получают хронические заболевания тех органов и систем организма, которые выполняют барьерные функции на границе раздела двух сред – внешней и внутренней – и тем самым поддерживают и сохраняют чистоту внутренней среды организма: дыхательной, пищеварительной, иммунной, лимфатической и выделительной систем, а также печени и кожи.

Из всех антропотехногенных факторов, попадающих в организм человека, наиболее опасными являются те, которые содержатся в воздухе. В отличие от содержащихся в пище и в воде они не подвергаются действию пищеварительных ферментов, после всасывания не проходят через печеночный барьер, а сразу поступают в кровь через альвеолы легких. Многие из них нарушают сурфактант – фосфолипидный слой, выстилающий внутреннюю поверхность альвеол. Он необходим для поддержания альвеол в расправленном состоянии, обеспечения газообмена между вдыхаемым воздухом и кровью, содержит ферменты антирадикальной и антиперикисной защиты. Нарушения, вызываемые ксенобиотиками на уровне сурфактантной системы, проявляются в нарушении очистительной, экскреторной и терморегуляторной функции легких, создается благоприятная основа для бактериальных воздействий. Такие воздействия стали типичными для промышленных районов, где в воздухе присутствуют фенол, оксиды серы и азота, формальдегид и другие типичные загрязнители (таблица 7).

В структуре заболеваемости жителей ЦЧР болезни органов дыхания занимают ведущее место. Среди них наиболее распространены острые воспаления миндалин, острые ларингиты, хронические тонзиллиты и гаймориты, бронхиты.

Таблица 7.

Влияние загрязняющих веществ атмосферного воздуха на здоровье населения (М.И. Чубирко, Н.М. Пичужкина, 2004)

Наименование веществ

Критические органы / системы

Взвешенные вещества

Органы дыхания

Серы диоксид

Органы дыхания

Углерода оксид

ЦНС, ССС, кровь

Азота диоксид

Органы дыхания

Органы дыхания

ССС, печень, ЦНС, почки

Формальдегид

Органы дыхания

Развитие, кровь, ЦНС, иммунитет

Развитие, кровь, ЦНС

Марганец

Органы дыхания

Органы дыхания

Хром триоксид

Органы дыхания

Железо оксид

Слизистые, кожа, кровь

Таким образом, патологию респираторной системы можно рассматривать как маркер экологического неблагополучия не только в промышленных, но и в сельскохозяйственных районах. Нарушение барьерной функции дыхательных путей предрасполагает в высокой степени к аллергизации населения, в частности росту числа таких заболеваний как крапивница, аллергические риниты, дерматиты, пищевая аллергия и бронхиальная астма.

Аллергеннная нагрузка на человека природными факторами (пыльца растений, инсоляции и др.) часто дополняется промышленными и сельскохозяйственными аллергенами, многие из которых являются иммунотоксикантами и могут изменять функциональную активность иммунной системы, в частности нарушать синтез Ig A,предотвращающего проникновение микроорганизмов в ткани.

Распространенности пищевых аллергий способствует характер питания, особенно в детском возрасте. Наиболее выраженными аллергенными свойствами обладают шоколад (86% случаев), сахар (85%), яйцо (83%), яблоки (77%), картофель (76%), цитрусовые (70%), морковь (65%) (А.М. Потемкина, 1983). При этом важной особенностью является то, что аллергенный эффект может вызываться различными посторонними веществами, например, пестицидами, ароматическими углеводородами, нитратами, нитритами. Так в мясе и молоке могут присутствовать антибиотики, применяемые для лечения животных. В зеленом горошке, говядине и другой сельскохозяйственной продукции может быть повышено содержание тяжелых металлов (хрома, никеля, кобальта). Многие из ксенобиотиков, в частности, свинец обладают прямым цитотоксическим действием, даже в малых количествах повреждают клетки, угнетают активность многих ферментов, в том числе, ферментов детоксикации в печени (семейства цитохрома P-450), накапливаясь в клетках и приводя к активации ПОЛ и накоплению свободных радикалов. Это предрасполагает к развитию гастроэнтерологической экопатологии. В экологически неблагополучных районах Воронежской области заболевания органов пищеварения имеет каждый второй-третий ребенок. В таких условиях наиболее распространены гастродуодениты, дискинезии желчного пузыря и кишечника.

Дисфункциями иммунной системы часто обусловлена почечная патология. Сегодня уже не вызывает сомнений, что существенную роль в ее развитии играют общие механизмы, характерные для экологически обусловленных болезней: индуцированная ксенобиотиками активация ПОЛ, недостаточность антирадикальной и антиперикисной защиты (Т.А. Кулакова и др., 1994), метаболические нарушения.

Известно, что длительное и в небольших дозах поступление вредных веществ в организм человека приводит к истощению возможности почек выводить эти соединения. Особенно страдают проксимальные отделы извитых канальцев нефрона, где осуществляется обратное всасывание веществ. Развиваются болезни мочевыделительной системы. Их частота встречаемости повышена в промышленных районах, особенно, если присоединяется еще загрязнение тяжелыми металлами. Об этом сообщала М.С. Игнатова еще в 1994 году, когда обнаружила, что в районах с развитой электронной промышленностью кадмий, мышьяк и хром выделяются в моче детей не только с нефропатиями, но и в контрольных группах.

Экологически обусловленные болезни кожи также стали вполне характерными для некоторых промышленных зон. Наиболее часто развиваются дистрофические изменения ногтевых пластинок и волос, отмечается снижение эластичности кожи, образование глубоких морщин на шее, лице, появление множества телеангиоэктазий (сосудистых звёздочек или сеточек на коже), пигментированных невусов (родимых пятен) и папиллом. Индикатором повышенного содержания в организме тяжелых металлов (меди, свинца, ртути, мышьяка) является их накопление в волосах детей.

На относительно высоких уровнях регистрируются онкологические заболевания органов дыхания, пищеварения и кожи, что в определенной степени можно объяснить антропотехногенной нагрузкой.

В многочисленных исследованиях показано, что в формировании в организме человека ответа на воздействие антропогенных факторов ведущее место принадлежит эндокринной системе . Среди желез внутренней секреции по степени реагирования на неблагоприятные экологические воздействия первое место занимает щитовидная железа. Факторы, отклонения в содержании которых вызывают изменения ее функции, очень разнообразны: оксиды серы, азота, углерода, а также различные органические загрязнители. Они могут приводить к дистрофии щитовидной железы или, напротив, к ее гиперплазии. Состояние, которое было известно как эндемический зоб, т.е. характерно для определенных районов с дефицитом йода в почве и воде, теперь широко распространилось. Дефицит йода истинный, либо техногенный, сопровождающийся нарушениями функции щитовидной железы приводит к нарушениям полового созревания, развивается гипофункция яичников, либо гиперандрогения. Это может лежать в основе бесплодия или нарушений течения беременности и родов.

Связь материнского и детского организма в период внутриутробного развития осуществляется через плаценту, а первой экологической средой для ребенка является организм матери. Установлен перенос через плаценту свинца, ртути, кадмия, фосфора, фторидов, никотина, сероуглерода, фенола, стирола и других соединений. Механизм влияния факторов внешней среды на плод заключается в нарушении функции плаценты, что ведет к отклонениям обменных процессов между материнским и детским организмом. В результате плод может испытывать недостаток питательных веществ, гормонов, витаминов, недостаточное поступление кислорода. Все это приводит к

    невынашиванию беременности;

    задержке внутриутробного развития: даже у детей, родившихся в срок, наблюдаются признаки недоношенности, например, недостаточный рост и вес;

    более частой распространенности гестозов (осложнений беременности);

    более частому рождению детей с врожденными аномалиями.

Анализ состояния здоровья женщин, течения беременности и родов, здоровья новорожденных в районах Воронежской области подтверждает экологическую обусловленность нарушений репродуктивной функции. Так, на территории Воронежской области за 10-летний период регистрируется ухудшение состояния репродуктивного здоровья населения. Темп прироста спонтанных абортов составил +6,3%, осложнений родов +11,3%, осложнений беременности +27,4%, рождения детей с врожденными аномалиями +73,6%. Наиболее неблагополучная ситуация сложилась в Бутурлиновском, Нижнедевицком, Таловском районах и г. Воронеж (Информационный бюллетень, Воронеж, 2012). В то же время в Воронежской области реализуется региональная целевая программа «Демографическое развитие Воронежской области на 2008-2010 гг. и на период до 2016 года», включающая мероприятия, направленные на снижение риска формирования репродуктивных нарушений среди населения.

Психическое здоровье человека, как взрослого, так и ребенка, продукт сложного взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды (физических, химических, климатических, питания, социальных, психологических, культурных и других). Их воздействие на организм, в величинах, превышающих привычные для организма, может способствовать манифистации скрытых форм психической патологии или пограничных состояний. Это различные формы неврозов, нарушений сна и т.д. Наиболее подвержены неблагоприятным экологическим воздействиям дети. Формирование нервной системы у них может быть нарушено очень многими химическими веществами (CO, пестициды, тяжелые металлы Cu, Pb, Cd, Zn, As). Проникновение тяжелых металлов в детский организм объясняется более высокой у них по сравнению со взрослыми проницаемостью кишечника (в 50 раз выше), что влечет и большую возможность поражения нервной системы и составляет 30-40% у дошкольников и около 30% у школьников.

Ранняя реакция организ­ма человека на вредные примеси атмосферного воздуха проявляется в виде адаптации. При доста­точности адаптационных механизмов патологические процессы не развиваются, а в некоторых случаях неспеци­фическая сопротивляемость организма может даже повышаться в связи с мобилизацией защитных сил, что сопровож­дается уменьшением относительного риска заболеваемости.

В условиях хронического загрязнения окружающей среды организм человека вынужден постоянно мобилизовывать свои компенсаторно-приспособительные механизмы, резервы которых со временем могут истощаться. Тогда происходит перенапряжение и нарушение адаптационных возможностей организма: возрастает напряжение регуляторных систем и дисбаланс энергетического гомеостаза, нарушается сбалансированность функционального состояния механизмов регуля­ции сердечной деятельности, истощаются функциональные резервы, возможен рост воспалительных и онкологических заболеваний органов репродуктивного гомеостаза. Это предрасполагает к дезадаптации, когда возрас­тает риск заболеваемости, развитию предболезненных состояний, хронизации основных патологических процессов, снижению адаптационных возможностей организма. Стресс-реакции (перенапряженность или срыв адапта­ции), возникающие на сильные и чрезвычайные воздействия неблагоприятных факторов, вызывают патологические изменения, выходящие за пределы физиологической нормы.

Экологические факторы и здоровье населения.

Исторические этапы

Термин «гигиена» происходит от древнегреческого слова «hygienos», что означает «целебный, приносящий здоровье». Понятие «гигиены» восходят в глубокую древность. Гигиея – дочь бога медицины Асклепия, изображавшаяся красавицей с чашей в руке, обвитой змеей – богиня здоровья, лечившая солнцем, водой и воздухом, соблюдением чистоты тела. Другая ее сестра – Панацея – лечила лекарствами.

Истоки гигиены – в глубокой древности. Элементы гигиены имелись уже при первобытно – общинном строе, так оказывалась помощь при несчастных случаях, женщины поддерживали чистоту в жилищах, собирали лекарственные растения. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»

На территории России элементы гигиены существовали ещё у древних славян,так для предупреждения инфекционных заболеваний использовали окуривание помещений полынью и другими травами, сжигали одежду после смерти больного и т.д.

В 11 –12 веках на Руси были достигнуты несомненные успехи в вопросах санитарного благоустройства. В это время в Новгороде были сооружены первый водопровод и система канализации.

Неоценима роль Петра 1 в развитии санитарной культуры в России. Он создал медицинскую канцелярию, учредил запись родившихся и умерших, создал систему медико-санитарного обеспечения армии. При Петре 1 было открыто много военных госпиталей и гражданских больниц.

В развитии гигиены большую роль сыграли основоположники русского здравоохранения – терапевт М.Я. Мудров и акушер С.Г. Зыбелин.

Необходимо знать о деятельности трех отечественных ученых, сыгравших основополагающую роль в развитии отечественной гигиены.

А.П. Доброславин (1842-1889 гг) – создал первую кафедру гигиены (1871) при Петербургской ВМА; издал первый русский учебник по гигиене, стал издавать журнал «Здоровье», открыл первую экспериментальную гигиеническую лабораторию, организовал Русское общество по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России; разрабатывал основы коммунальной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 гг) – основал кафедру гигиены при Московском университете (1882 г), Гигиенический институт с городской санитарной станцией для исследования пищевых продуктов, воды и почвы; разрабатывал проблемы школьную гигиену и гигиены питания; издал трехтомное руководство по гигиене.

Г.В. Хлопин (1863-1929 гг) – ученик Эрисмана, поставил гигиену на обязательные лабораторные исследования и эксперимент, издал руководства по основам гигиены и общей гигиене.

Экология в переводе с греческого «наука о доме». В особую дисциплину экологию выделил в 1866 году Эрнест Геккель.

Экологические факторы и здоровье населения.

Смог, фотооксиданты – завеса из дыма и газа над земной поверхностью, в основном, в городской местности. Вещества, активизируются под действием УФЛ. В больших количествах содержатся в выхлопных газах. Смог бывает в период безветрия.Клиника отравления фотооксидантами потеря сознания, паралич дыхательной мускулатуры, что приводит к гибели. При безветрии, туманах, когда затрудняется рассеивание выбросов, концентрация примесей, особенно сернистого газа и фотооксидантов сильно возрастает, вызывая слезотечение, кашель, обострение бронхиальной астмы и сердечно-сосудистых заболеваний. В 1962 г в Лондоне за 4 дня от смога погибло более 4 тысяч человек. В Токио около 6 тысяч пострадавших. Смог – это слово стало символом загрязнения крупных промышленных городов с обилием автотранспорта. Критерием смога является наличие фотооксидантов более 0,21 мг/м в воздухе.

Парниковый (тепличный) эффект - потепление климата в целом на Земле в результате повышенного содержания в воздухе, в основном, углекислого газа (СО2).Уменьшается количество кислорода в воздухе, нарушается теплорегуляция, что приводит к резкому увеличению больных сердечными и легочными заболеваниями.

Кислотные дожди образуются над городской местностью в результате реакции воздушных паров с соединениями серы и азота, поступающих из автомобильных и промышленных выбросов. Отрицательно влияют на фотосинтез растений, состав почв и качество грунтовых вод. Выпадают вокруг городов в радиусе до 100 км. Окисляя воду и почву, кислотные дожди делают воду непригодной для питья и хозяйственных целей, снижается плодородие почвы, ухудшается пищевое качество растений, что отражается на животных. На здоровье людей действие кислотных дождей проявляется не так выражено, так как они питаются, в основном, привозной пищей.

Озоновые дыры - утоньшение или исчезновение озонового слоя в ионосфере в результате появления там уничтожающих озон веществ (формальдегид) и проникновение на землю губительных солнечных УФЛучей. Поэтому пребывать на открытом солнце (на пляже) в полдень в течение длительного времени опасно: учащается возникновение не только рака кожи, но и других мест.

Экопатология – заболевания растений, животных и человека, обусловленные особенностями данной местности. Различают два направления экопатологии. Одни заболевания вызываются природными факторами, например: отсутствие фтора в воде, вызывает раннее разрушение зубов; наличие клещей в лесу – клещевой энцефалит; наличие лисиц и волков – бешенство и т.д. Другие заболевания, обусловловленные человеческими загрязнениями воздуха, воды или почвы, вызывают антропогенную экопатологию: загрязнения воздуха – частые воспаления легких; загрязнения воды – водные инфекционные и неинфекционные заболевания; загрязнения почвы – отравления по ходу пищевой цепи (с овощами, мясом) и др. Заболевания, присущие данной местности, называются эндемическими , т.е. местными (не путать с эпидемическими болезнями – заразными, которые могут быть как эндемическими, так и нет).



Какие же патологические сдвиги происходят в организме под влиянием загрязнений?

1.Предболезнь – когда под влиянием длительных патогенных воздействий снижаются приспособительные возможности организма. Болезни еще нет, организм сопротивляется, адаптируется - привыкает или перенапрягается и заболевает. К этому состоянию можно отнести синдром хронической усталости , возникающий под влиянием социальных преобразований, длительных стрессовых состояний , неполноценного питания и т.д. Предболезнь в РФ встречается у 50-80% населения (у 2 из 3) – у людей напряжен механизм адаптации (у вас – к учебе, новому режиму дня). Наивысший показатель распространения предболезни в возрасте 20-40 лет. Дальше предболезнь под влиянием продолжающегося патогенного воздействия вредного фактора переходит в одно из болезненных состояний.

2. Канцерогенное – вызывает рак.

3. Мутагенное – вызывает изменения у живых организмов (микробы, неопасные для человека, становятся болезнетворными (гриппоподобная пневмония, СПИД) или привыкают к антибиотикам и не поддаются лечению ими (гонорея).

4. Иммунотоксическое – снижение иммунитета происходит во всех случаях воздействия загрязнений в состоянии предболезни.

5. Аллергизирующее – вызывает аллергию (пенициллин – сыпь).

6. Гонадотропное – действует на яйцеклетку или сперматозоид (курение снижает процессы зачатия яйцеклетки, алкоголь при хроническом пьянстве - вызывает дефекты сперматозоидов).

7. Терратогенное – воздействует на плод, вызывая уродства (непроверенные лекарства, принятые беременными).

8. Болезнь – когда наступают изменения в организме, с помощью которых организм защищается, перестраивается, адаптируется и/или восстанавливает гомеостаз (обычный уровень жизнедеятельности), или наступает ограничение здоровья - переход в инвалидность, или погибает.

Санитария – это практическое претворение в жизнь гигиенических и экологических норм и правил. Если гигиена – наука с рекомендациями по сохранению и улучшению здоровья, то санитария – это практическая деятельность человека, с помощью которой достигается выполнение гигиенических правил. Но в жизни «знаю и выполняю/но не выполняю» или «не знаю и не выполняю» – это и есть уровень санитарной культуры человека.

Используя гигиенические знания, санитария помогает человеку выжить, продлить жизнь и размножиться.

Во взаимоотношении этих дисциплин можно ориентироваться с помощью следующих девизов: «ЭКОЛОГИЯ – ЖИВУ!», «ГИГИЕНА – ЗНАЮ КАК ДЕЛАТЬ!» и «САНИТАРИЯ – А ДЕЛАЮ ВОТ ТАК!».

Еще один пример на взаимоотношение этих дисциплин: укус комара – это экология; знаю, что он может вызвать малярию, надо сделать прививку – это гигиена; прихлопываю/не прихлопываю его, делаю/не делаю прививку от малярии – это санитария.

Поэтому все последующие наши лекции будут строиться из трех направлений или разделов: экологический раздел – изучение факторов окружающей среды и их свойств; в разделе гигиены – изучение воздействия этих факторов на здоровье человека и раздел санитарии – ознакомление с рекомендациями по способам и методам ограничения этих вредных воздействия и развития полезных навыков.

Профилактические мероприятия - важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

Виды профилактики

1. Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

2. Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

3. Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Тема 1.2.

Изучение предмета, содержание гигиены и экологии человека.

Человек – существо не только социальное, но в первую очередь биологическое, поэтому все природные условия и факторы окружающей среды так или иначе оказывают влияние на его здоровье. Активная деятельность человека на протяжении тысячелетий была направлена не на гармоничное существование в биосфере, а на создание комфортных условий жизни и труда исключительно для себя.

Люди возводили города в болотистых местностях, прокладывали туннели в горах, вырубали леса, осушали водоемы, высвобождали и выпускали в воздух углерод, на много миллионов лет замурованный в недрах земли в виде угля и нефти, строили атомные станции, пренебрегая условиями жизни других обитателей Земли (животных, растений, микроорганизмов). Это значительно усложнило взаимосвязь человека с природой. Со временем люди поняли, что, стараясь обеспечить себе комфортное существование, они нарушают естественный баланс биосферы. Но, поскольку разрушительный механизм был запущен очень давно, для восстановления равновесия потребуются долгие годы.

Что такое экологический фактор? Классификация экологических факторов Осознавая, что моментальный возврат к жизни в тесном общении с природой невозможен, для изучения проблем взаимоотношений между человеком, другими живыми организмами и условиями их существования люди придумали специальную науку – экологию (от греч. oikos – жилище, дом). Согласно терминологии, применяемой в данной научной области, любое условие окружающей среды, оказывающее прямое или косвенное воздействие на живой организм на любой фазе его жизнедеятельности и на которое он выдает приспособительные реакции, является экологическим фактором.

Экологические факторы условно можно разделить на три большие группы:

  1. биотические – влияние живой природы;
  2. абиотические (климатические, эдафические и др.) – влияние неживой природы;
  3. антропогенные – влияние разумной или неразумной деятельности человека.

В настоящее время адаптационные механизмы человеческого организма работают медленнее, чем изменяется окружающая среда, в связи с этим и возникают проблемы со здоровьем. Особенно это касается жителей современных мегаполисов. Чем опасно загрязнение воздуха? Жизнь в большом городе имеет множество положительных моментов. К ним относятся комфорт, наличие коммунальных удобств, развитая инфраструктура и возможность самореализации. Но вместе с тем мегаполисы таят огромную опасность для здоровья человека, которая связана с неблагоприятными экологическими факторами. Помимо того, что воздух крупных городов регулярно отравляют бензиновые выхлопы миллионов машин, периодически случаются аварии на промышленных предприятиях, в результате которых происходят выбросы в атмосферу вредных веществ.

В результате неразумной деятельности человека в окружающую среду попадают десятки миллиардов тонн углекислого газа, сотни миллионов тонн угарного газа и пыли, десятки миллионов тонн окиси азота, а также огромное количество фреонов, ядовитых химикатов и опасных канцерогенных веществ, к которым относятся асбест, бериллий, никель, хром и др. Химические вещества, содержащиеся в отходах жизнедеятельности, переходят из одной цепи в другую по экологическим звеньям: из воздуха в почву, из почвы в воду, из воды в атмосферу и т.д. В итоге они попадают в организм человека. Токсины, которые выбрасывают в атмосферу современные промышленные предприятия, обнаружены даже во льдах Антарктиды! Загрязненность окружающей среды выражается в выпадении кислотных дождей, образовании дымных смогов и токсических эффектов.

Фреон в атмосфере способствует уменьшению толщины озонового слоя, который защищает Землю от пагубного воздействия ультрафиолетовых лучей. Все вышеперечисленные химические вещества, в зависимости от концентрации и времени воздействия, вызывают различные симптомы: першение в горле, кашель, тошноту, головокружение, потерю сознания, а также острое или хроническое отравление. Регулярное отравление организма химическими веществами, даже в малых дозах, очень опасно! Оно проявляется в виде быстрой утомляемости, апатии, ослабления внимания, забывчивости, сонливости, бессонницы, сильных колебаний настроения и других нейропсихических отклонений. Вредные токсины отрицательно воздействуют на почки, печень, селезенку, а также костный мозг, являющийся основным кроветворным органом.

Высокоактивные химические соединения имеют тенденцию накапливаться в организме и вызвать эффект отдаленного влияния. Так, неблагоприятные экологические факторы вызывают генетические изменения в живых организмах, отрицательно влияют на внутриутробное развитие плода, провоцируют тяжелые заболевания и повышение смертности. Особенно опасны в этом плане радиоактивные выбросы. Реакции на загрязнение окружающей среды зависят от пола, возраста, особенностей организма человека и иммунитета. Наиболее уязвимыми считаются дети, пенсионеры и люди, страдающие теми или иными хроническими недугами. Медики установили прямую зависимость между ухудшением экологической обстановки и ростом аллергических и онкологических заболеваний в конкретных регионах.

Также не следует забывать о том, что большую опасность для здоровья людей представляет курение. Помимо того, что курильщик сам вдыхает вредные вещества, он еще и отравляет атмосферу, подвергая опасности тех, кто находится с ним рядом. Специалисты утверждают, что так называемые пассивные курильщики получают больше токсичных веществ, чем непосредственно человек, дымящий сигаретой. Пути решения проблемы Для решения проблемы, связанной с неблагоприятной экологической ситуацией, необходима мобилизация всего общества, разработка и внедрение государственных и негосударственных программ и четкое, поэтапное их выполнение.

Если говорить конкретно, то нужно делать следующее:

  • переходить к применению энерго- и материалосберегающих технологий, а в будущем – к использованию замкнутых, безвыходных производственных циклов;
  • рационально расходовать природные ресурсы с учетом региональных особенностей;
  • расширять природные заповедники; повсеместно внедрять экологическое образование;
  • пропагандировать здоровый образ жизни.

И в заключение необходимо отметить, что в нашей стране, как и в ряде других высокоразвитых государств, гражданину предоставлено конституционное право на экологическую безопасность, которое взаимосвязано с правом на жизнь и получением услуг здравоохранения. Но то, что написано на бумаге – всего лишь слова! Для того чтобы на Земле не происходили техногенные катастрофы, не случались аварии на атомных станциях (Чернобыль, Фукусима), последствия которых будут отрицательно сказываться на здоровье нескольких поколений, человечество должно очень бережно относиться к природе.

Понимание здоровья у людей в разные времена существенно различалось. Существуют следующие основные концепции здоровья:

Общепринятой концепцией здоровья с древних времен и по наше время считается просто отсутствие болезней. Такое понимание здоровья можно встретить в работах и древних, и средневековых, и современных врачей;

По биологическим представлениям здоровье - это способность организма сохранять гомеостатическое равновесие, т. е. устойчивость регуляционных систем организма;

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье - это позитивное состояние, характеризующее личность в целом, т.е. состояние физического, духовного и социального благополучия.

Одним из главных показателей и следствий здоровья населения является такой социально значимый фактор, как работоспособность.

Поскольку с биологических позиций здоровье представляет собой состояние гомеостатического равновесия, широкой адаптивности и резистентности, то современное понятие здоровья расширяется от узкого до более широкого понимания здоровья разных видов организмов, сообществ и даже экосистем.

Рассмотрим некоторые наиболее типичные патологические состояния и болезни человека. Патологическое состояние в каждом отдельном организме, у каждого отдельного человека возникает чаще всего не сразу, а путем накопления усталости, некомпенсированных стрессовых состояний, т. е. того, что в медицине часто называется состоянием «предболезни». Классифицируя болезни, их можно разделить на несколько основных групп.

Наследственные болезни . Первая группа - это наследственные заболевания, возникающие у носителей мутантных генов. При простом (менделевском) наследовании это наличие одного мутантного гена. Примерами таких болезней, которые вызваны мутациями (генными или хромосомными), являются синдром Дауна, появляющийся вследствие нарушений хромосомного набора, а также фенилкетонурия - болезнь обмена веществ, следствие генной мутации, грозящая ребенку умственной отсталостью, если он с самого рождения не получает особое (диетическое) питание. Генные мутации - причина таких болезней, как, например, опухоль сетчатки и гемофилия.

Часто встречается наследственная предрасположенность к болезням как результат полигенного наследования: к язвенным и сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету, различным видам аллергий.

Наследственные болезни в значительной степени связаны с условиями окружающей человека среды. В частности, мутации могут появиться в организме не только самопроизвольно, но и под действием определенных факторов среды, называемых мутагенными. Главным мутагенным фактором среды являются ионизирующие излучения (радиация). Выявлен также ряд химических мутагенов, поступающих в окружающую природную среду от многих химических производств. Мутагенное действие оказывает и ряд вирусных заболеваний, делающих более изменчивой наследственность отдельного человека и вызывающих наследственные предрасположения к патологиям.

Экопатологии . Это болезни, вызванные факторами среды. Прежде всего, это «болезни образа жизни», связанные преимущественно с недостаточностью или с избыточностью питания. При недостаточном питании содержание витаминов, микроэлементов, белков в пище ниже нормы, что приводит к тяжелымнарушениям здоровья. При избыточном питании развивается ожирение, которое ведет к таким тяжелым патологиям, как диабет, рак, сердечно-сосудистые болезни. Поэтому избыток или дисбаланс питания играет не менее губительную роль, чемего недостаток.

Важный патогенный фактор - избыток рафинированной пищи, потребляемой населением экономически развитых стран, особенно жителями городов. Излишнее потребление животных жиров, сахара, различных консервов, колбас, копченостей - все это способствует возникновению ряда системных болезней как пищеварения, так и всего организма в целом.

Среда обитания человека также является источником «стрессорных» воздействий. Это факторы воздействия физического и химического стрессов. Факторы физического стресса связаны с нарушениями светового, акустического или вибрационного режима, а также уровня электромагнитных излучений. Как правило, отклонение от норм этих факторов характерно для городской или производственной среды, где чаще всего и в наибольшей степени нарушаются условия, к которым эволюционно адаптирован человеческий организм. Факторы химического стресса чрезвычайно многообразны. В последние годы синтезировано более 7 тыс. различныхвеществ, ранее чуждых для биосферы, - ксенобиотиков (от греч. xenos - чужой и biote - жизнь). Редуценты в естественных экосистемах не справляются с таким количеством чуждых веществ, для разложения которых в природе не существует специализированных биохимических механизмов, поэтому ксенобиотики представляют собой опасный вид загрязнений. Организм человека также не справляется с этими чужеродными искусственными веществами, ибо не имеет средств их детоксикации.

Помимо физических и химических стрессов, на человека в современном мире воздействуют стрессы перенаселения, характерные для больших городов. Он попадает в многочисленые психологические стрессовые ситуации напряженной социальной жизни. При этом важно, что человек сталкивается со стрессорными факторами не только в реальных ситуациях, но и в виртуальных, возникающих от избытка информации, поступающей благодаря телевидению, радио, при использовании персональных компьютеров. И наконец, сам характер (содержание) поступающей информации часто приводит организм человека к стрессовым состояниям.

Понятие «стресс» было введено в медицину и в физиологию Г. Селье в 30-х годах XX века, который рассматривал стресс как неспецифическую реакцию человеческого организма, возникающую в ответ на повышенные требования среды, и дал ей определение «адаптационный синдром». Такое определение приемлемо для стрессов, вызванных самыми различными причинами, и характеризует механизмы адаптации разнообразных живых систем. Стресс как у животных, так и у человека является неспецифической нейрогуморальной реакцией организма. Гуморальная регуляция (от лат. humor - жидкость) - один из механизмов координации процессов жизнедеятельности, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ, среди которых важную роль играют гормоны. Осуществляется нейрогуморальная реакция путем мобилизации нервной и гуморальной систем для адаптации к предъявленным требованиям среды. Состояние стресса - важнейший фактор регулирования размножения всех живых существ, т. е. фактор регулирования численности популяций. Различают несколько фаз стресса.

Первая фаза - фаза тревоги или мобилизации, когда нервная система, точнее рецепторы, воспринимают сигналы из внешней среды, а нервные центры, оценив их значимость, передают команду гуморальной системе. После сложной цепи взаимодействий выделяются «гормоны стресса» - главным образом это гормоны надпочечников.

Вторая фаза - фаза сопротивления, в которую далее вступает организм, когда под влиянием гормонов стресса все органы и системы организма начинают работать в режиме повышенной активности.

Третья фаза может протекать различными путями. Если организм справился со стрессовыми воздействиями и вышел на более высокий уровень адаптивности, то это - фаза компенсации (эустресс). Повторяющиеся эустрессы с возрастающей нагрузкой ведут к реакции тренировки и к большей адаптированности организма. Преодоленный стресс выводит человеческий организм на новый, более высокий уровень толерантности.

Если возникает истощение организма, зачастую приводящее к болезни или даже к смерти, - это истощающий стресс (дистресс). Исход стресса зависит не только от характера и силы воздействия вызвавшего его фактора, но также и от исходного физиологического состояния организма. Чем более организм устойчив (здоров и адаптивен), чем лучше все его системы сохраняют гомеостатическое равновесие, тем больше шансов на благоприятный исход стресса.

Природноочаговые заболевания (эндемические). Другой большой группой экопатологий (болезней, связанных с небла­гоприятной средой) являются природноочаговые заболевания. Они вызваны тем, что человек живет либо в местности, где обитают возбудители какой-либо болезни (например, клещевого энцефалита), либо в районе земного шара, имеющем геохимические или геофизические особенности.

Особенности биогеохимических провинций - крупных территорий, характеризующихся специфическими особенностями состава биосреды, влияют на здоровье людей, а также на видовой состав биоты. Особые биогеохимические провинции могут характеризоваться: вулканической активностью геосферы; аномалиями физических полей Земли; тектоническими явлениями; явлениями выветривания или разрушения горных пород; особенностями поступающего солнечного излучения и биогеохимических реакций; режимом изменения температуры, выпадения осадков, активности ветров.

Примерами биогеохимических провинций являются внутренняя Монголия, бассейны рек Ху-бао и Желтой. Эти местности обогащены мышьяком, фтором, ионами хлора и сульфатионами, углеводородами, органическими веществами. Характерные эндемические болезни, возникающие в этих районах, - отравление мышьяком, флюороз и диарея.

На территории России избыток стронция на фоне недостатка кальция, а также интоксикация фосфором и марганцем характерны для Восточной Сибири. В этом случае возникает так называемая «уровская» болезнь, т. е. артроз одновременно с деформирующим остеохондрозом. В Карело-Кольском регионе при значительном недостатке фтора и йода в водах и почве наблюдаются повышенная заболеваемость кариесом и нарушения функции щитовидной железы. В бассейне реки Волга, особенно в Мордовии, где имеется избыток фтора, чаще, чем в других местах, встречается флюороз.

Локальные участки поверхности Земли, имеющие аномалии физических полей, называются геопатогенными зонами. С ними связано явление «геопатогенного стресса», вызывающего учащенный пульс, повышенное артериальное давление, бессонницу, кошмары, раннюю смертность. Эти явления встречаются в местах, где выявлены разломы литосферы, поэтому их часто связывают с наличием радона, который через разломы выходит на поверхность из недр Земли. Известно геопатогенное влияния на людей, оказываемое в сейсмоопасных районах, особенно перед землетрясением. Именно там возникают мощные аномалии физических полей Земли, служащие причиной биохимических сдвигов в организме человека, а также изменений в поведении животных. У людей в таких местах возникает депрессия, изменяется формула крови, часто возникают приступы сердечной недостаточности.

Рекомендуем почитать

Наверх