Генерируем QR и DataMatrix штрих-коды на Web-страницах средствами JavaScript. Коды стандарта Data Matrix Gs1 datamatrix описание двухмерный код

Управление продажами 28.07.2019
Управление продажами

Код стандарта Data Matrix представляет собой двухмерный матричный код, с помощью которого можно кодировать очень большие объемы данных в компактном пространстве. Его используют в различных целях, в том числе в аэрокосмической промышленности, для маркировки компонентов, в оборонной промышленности, для почтовых отправлений и печатных СМИ.

Спецификации: В коде стандарта Data Matrix можно кодировать до 2335 буквенно-цифровых символов либо — до 3116 числовых. Код состоит из нескольких блоков черных и белых клеток, которые представлены в форме либо квадратного, либо прямоугольного образа. Кроме того, каждый код стандарта Data Matrix имеет как код поиска по периметру, так и образ синхронизации. В коде также можно кодировать символы больших и малых размеров. По краям каждого кода стандарта Data Matrix находится белое поле.

Преимущества: Код стандарта Data Matrix можно считывать даже при его частичном повреждении до 40 % благодаря встроенной системе коррекции ошибок. Также возможно кодировать буквы, числовые данные и другие символы ASCII.

Недостатки: Даже при наличии возможности кодировать множество символов, гораздо больше, чем в большинстве одномерных штрихкодах, код стандарта Data Matrix по-прежнему имеет общее ограничение по количеству символов, и поэтому непрактичен для передачи длинных сообщений.

Похожие штрихкоды:
QR-код — также состоит из блоков черных и белых клеток наряду с образами поиска.

Online Data Matrix Generator is developed based on OnBarcode Barcode Generator for .NET .

OnBarcode also provides the following libraries and components for generating, printing, scanning, and reading Data Matrix barcodes.

Barcode Software & Libraries

OnBarcode provides professional barcode software and libraries for you.

  • Generate Barcode Reporting Services - creating barcodes in SSRS reports with data from database.
  • Generate Barcode Java - generating linear, matrix barcodes in Java class, iReport and other applications.
  • Read Barcode Java - reading barcodes in Java applications using Java class library.
  • Read Barcode .NET - scanning, reading barcodes in .NET WinForms, ASP.NET, C# and VB.NET projects.
  • Read Barcode .NET Samples - tutorial for reading barcodes in .NET applications using C# / VB.NET.
  • Generate Barcode .NET - generate, create barcodes in various .NET projects with barcode control library.
  • Generate Barcode .NET Samples - tutorial for creating barcodes in .NET applications with VB.NET & C# sample codes.
  • Generate Barcode ASP.NET - create, generate barcodes in ASP.NET web form/ website, or add barcodes in aspx/html pages.
  • Generate Barcode ASP.NET Samples - barcode tutorial to create barcodes in ASP.NET web applications with examples.
  • Generate Barcode .NET WinForms Samples - tutorial to generate barcodes in .NET C# or VB.NET windows forms.
  • Generate Barcode C# Samples - tutorial to generate barcodes in .NET projects using Visual C# demo codes.
  • Generate Barcode VB.NET Samples - barcode tutorial to create barcodes in .NET using Visual Basic .NET example codings.
QR Code Software & DLLs

OnBarcode provides reliable & mature QR Code software and dlls for you.

  • QR Code in BIRT - creating, printing QR Code 2D barcode images and resize in Eclipse BIRT Report.
  • Read QR Code in .NET - reading, scanning QR Code bar codes in .NET projects using C# / VB.NET sample code.
  • QR Code in .NET - generating, creating QR Code matrix barcode images in .NET programs easily.
  • QR Code in C# - generating, printing QR Code barcodes in Visual C#.NET applications.
  • QR Code in VB.NET - creating, printing QR Code images in Visual Basic with VB.NET sample codes.

Data Matrix является двумерным матричным штрих кодом, состоящим из светлых и темных участков. С помощью такого штрих кода можно закодировать достаточно большой объем информации (2-3Кб). Часто Data Matrix применяется при маркировке небольших предметов, например микросхем, а также в пищевой, оборонной промышленности, рекламе и других сферах.

Существует множество сайтов для создания таких кодов, но мне всегда было интересно, каким же образом текст превращается в набор черных и белых квадратиков? Должен же быть какой-то алгоритм?

При создании Data Matrix нам понадобится обратиться к арифметике полей Галуа и кодам Рида-Соломона. Рассмотрим этот процесс на простом примере.

Прежде всего, посмотрим на структуру матрицы:

Состоит наша матрица из двух частей: шаблона поиска и закодированных данных. Разумеется, размер матрицы прямо пропорционален размеру входных данных. Вокруг нашего кода обязательно должна быть свободная зона, отделяющая код от остального изображения.

Возьмем какое-нибудь короткое слово, например, “Habr” (без кавычек) и создадим для него Data Matrix. Процесс состоит из двух этапов: на этапе высокоуровневого кодирования нужно получить последовательность кодов данных и кодов коррекции ошибок, а на этапе низкоуровневого кодирования – изобразить в матрице двоичное представление этих кодов.

Высокоуровневое кодирование
В Data Matrix, как и в QR-коде, используются коды Рида-Соломона над полем Галуа (число 8 выбрано, поскольку каждое кодовое слово занимает в матрице 8 бит). Существует несколько неприводимых многочленов, позволяющих сгенерировать такое поле. Среди них (в десятичном представлении 285, используется для QR-кодов) и (301, используется в Data Matrix).

Для расчетов нам понадобится таблица степеней двойки для каждого элемента поля. Создается эта таблица довольно просто: если показатель степени , то возведение в степень выполняется как обычно. В противном случае , после чего производится побитовое сложение по модулю 2 с десятичным представлением взятого неприводимого многочлена, если . Например, , и т. д.

Необходимо получить кодовое слово

Где – информационный многочлен, – порождающий многочлен, – общая длина кода вместе с корректировочными, – количество информационных кодов (вместе с кодами отступа, о них – далее), – операция взятия остатка от деления.

Создадим для начала информационный многочлен. Для этого нам понадобится знать, какого размера должна быть матрица, чтобы можно было разместить все информационные коды:


Из таблицы видно, что для кодирования строки из 4х элементов нужно взять матрицу размером 12x12 («полезная» область – 10x10), в которую помещаются 5 кодов данных и 7 кодов коррекции.

Для символов таблицы ASCII код получается следующим образом: C=ASCII value+1. Например, для символа ‘H’ C=72+1=73.

Подряд идущие цифры объединяются в пары, и для них C=N+130, где N – число, полученное в результате группировки. Например, если рядом стоят цифры 2 и 5, то C=25+130=155.

Поскольку элементов у нас меньше, чем должно быть (вместо пяти только четыре), необходимо добавить специальные коды отступа. Первым таким кодом всегда является 129. Последующие коды отступа, до первого кода коррекции ошибок, вычисляются так:

Где
– псевдослучайное число, – номер элемента.

Для слова “Habr” получаем следующую последовательность кодов: 73, 98, 99, 115, 129.

Теперь мы можем записать информационный многочлен:

И домножить его на ( – число кодов коррекции):

Перейдем к созданию порождающего многочлена. Вычисляется он по следующей формуле:

Начинаем перемножать скобки:

Сложение в нашем поле определено как побитовое сложение по модулю 2. Сначала выполняется возведение в степень с помощью таблицы, затем их сложение и нахождение «логарифма» полученного числа для возврата к степеням двойки. В случае если после сложения степеней получается число, большее 254, берем его остаток от деления на .

После перемножения всех скобок и возведения в степень получим:

Последняя операция, завершающая высокоуровневое кодирование, и, пожалуй, самая сложная – нахождение остатка от деления на :

Выполняется деление многочленов в столбик, но с учетом того, что вычитание, определенное точно так же, как и сложение, и умножение выполняются в поле Галуа.

Теперь мы можем записать кодовое слово полностью:

Низкоуровневое кодирование
Каждый из полученных выше кодов представляется в Data Matrix в виде квадрата размером 3х3 ячейки без правого верхнего уголка. 1 здесь соответствует старшему биту, 8 – младшему. Нужно заполнить такими элементами всю матрицу.

Приготовим сетку 10х10 (именно такого размера должна быть матрица в данном случае), на которой нарисуем контуры первых пяти элементов, как на рисунке справа. Вне зависимости от того, какого размера матрица, эти элементы всегда располагаются именно так, и никак иначе.

Остальные элементы размещаются аналогичным образом, но прежде чем нарисовать их, необходимо отметить несколько особых случаев, связанных с углами матрицы.

Если , где a – сторона квадрата, то перед нами самый простой случай, когда после размещения всех элементов непоместившиеся участки просто переносятся на противоположную сторону.

Если , то в правом нижнем углу остается «лишний» квадратик размером 2х2, который заполняется так:

Если или , то следует обратить внимание на левый нижний и правый верхний угол, особенно на нумерацию битов.

Во всём мире уже довольно давно используются так называемые Bar-коды, да-да это такие картинки с полосочками разной длины и толщины, которые приклеены к товарам в ближайшем супермаркете ^_^ Вообще, Bar-коды бывают разные, для нас же наиболее интересным будет так называемый QR-код (от Quick Response - Быстрый Отклик), наиболее широко распространившийся в интернете. Это двухмерный код, в отличии от полосочек на товарах, отсюда его очень важное свойство: информационная ёмкость. В общем, не буду цитировать википедию, кому интересно, сами прочитают. Существует достаточно большое число способов представления QR-кодов в Web, самые распространённые основаны на генерации картинок на стороне сервера. Однако, мои читатели знают, как мне не нравятся такие решения.

Кратко о Bar-кодахQR-код

Существует 4 основных класса представления информации посредством QR-кода , отличающиеся видом хранимых данных и максимальным объёмом:

  • Только цифровая информация - до 7089 цифр
  • Алфавитно-цифровая информация - до 4296 символов
  • Двоичные данные (8-битные байты) - до 2953 байт
  • Кандзи/Кана - до 1817 иероглифов

QR-код имеет следующие уровни корекции ошибок, характеризующиеся объёмом информации для восстановления (от большего к меньшему):

  • H(igh) - 30%
  • Q(uality) - 25%
  • M(edium) - 15%
  • L(low) - 7%

Алгоритм коррекции ошибок основан на коде Рида-Соломона .

Кроме того, существует несколько версий представления данных (1-40), которые отличает максимальный объём хранимой информации и, соответственно, размер матрицы.

DataMatrix код

Это другой тип двумерного кода, менее распространённый в интернет, но более компактный. Код также предусматривает хранение информации для восстановления до 30%. В отличии от QR область нанесения не обязательно должна быть квадратной.

Итак, приступим

Мне конечно же не хотелось писать реализацию алгоритма генерации кодов, поэтому погуглив, нашел вполне подходящую реализацию кодирования на JavaScript от Kazuhiko Arase http://www.d-project.com/qrcode/index.html . Здесь реализован только один тип кодирования: 8-битными байтами, то есть любые данные разбираются как есть на байты, в этом же виде они считываются сканнерами. Такми образом мы можем кодировать любую строку в юникоде и любой вменяемый сканнер должен правильно её декодировать. Кроме того в данной реализации поддержка стандарта осуществлена до версии 10 включительно.

Немного погодя мне попался jQuery плагин , основаный на этой разработке доблестного японца https://github.com/jeromeetienne/jquery-qrcode . Но представление в нём было реализовано исключительно посредством Canvas , а суровые разработчики обязаны писать кросс-браузерно там, где это только возможно.

С DataMatrix кодами всё остояло сложнее, пока мне не попался jQuery плагин BarCode http://barcode-coder.com/en/barcode-jquery-plugin-201.html , который как раз таки содержал кодировщик DataMatrix от HOUREZ Jonathan . Однако сам по себе плагин показался мне слишком монструозным и труднорасширяемым, для того, чтобы как-то использовать его.

Реализация

Итак было решено реализовать различные движки рендеринга Bar-кодов в зависимости от поддержки на стороне клиента тех или иных возможностей, также поддержку различных типов кодировщиков:

;(function($){ var $$ = $.barcode = { defs: { // Опции по умолчанию type:false // Тип кода }, clas: "bar-code", // CSS класс conv: function(s){ // Функция преобразования строк return unescape(encodeURIComponent(s)); }, type: {}, // Типы кодов engine: {} // Рендереры }, T = function(t){ // Валидатор типа кода if(!$$.type[t]){ for(var i in $$.type){ t = i; break; } } return t; }, R = Math.floor; // Функция округления $.fn.bar_code = function(opts){ // Реализация плагина return this.each(function(){ var self = $(this); if(!self.hasClass($$.clas)){ self.addClass($$.clas); // Установка класса } var opt = $.extend(true, { // Инициализация опций width: self.innerWidth(), height: self.innerHeight(), text: self.text() }, $$.defs, opts), gene, inst, val = $$.conv(opt.text); // Преобразование данных opt.type = T(opt.type); // Init type self.empty(); if(!(gene = $$.type)){ // Нахождение кодера return; } if(!(inst = gene.init(opt, val))){ // Инициализация экземпляра кодера return; } var cnt = gene.read.call(inst), // Размеры матрицы est = [ // Размеры элемента матрицы R(opt.width/cnt), R(opt.height/cnt) ], p = { // Корректировка отступов w:opt.width-est*cnt, h:opt.height-est*cnt }; if(p.w > 0.01 || p.h > 0.01){ var cst = { // Отступы контейнера width:opt.width-p.w, height:opt.height-p.h, paddingLeft:R(0.5*p.w), paddingTop:R(0.5*p.h) }; cst.paddingRight=p.w-cst.paddingLeft; cst.paddingBottom=p.h-cst.paddingTop; self.css(cst); } for(var n in $$.engine){ // Поиск подходящего рендерера if($$.engine[n].check()){ $$.engine[n].render.call(self, function(col, row){ // Эта лямбда по сути запрашивает состояние элемента матрицы return gene.read.call(inst, col, row); }, cnt, est); break; } } }); }; /* Рендереры */ /* Типы кодов */ });

Как оказалось, во многих кривых браузерах, типа всем ненавистного Internet Exploder-а и Opera не целые пикселы работают совсем уж странно, поэтому для совместимости размеры каждого элементика матрицы пришлось округлять до меньшего целого, во избежание выхода матрицы за пределы области. По этой причине матрицу пришлось отделить отступами от контейнера.

Рендеринг

Теперь реализуем движки-рендереры. Поскольку более приоритетным для нас будет использование Canvas, начнём с него:

$$.engine.canvas = { check: function(){ // Проверка доступности try{ return !!window.CanvasRenderingContext2D && !!document.createElement("canvas"); }catch(e){ return false; } }, render: function(chk, cnt, est){ // Рендеринг // Для начала нам нужно получить цвета, чтобы картинка выглядела в соответствии с CSS var st = this.append("").find("span"), c = st.eq(0).css("backgroundColor"), d = st.eq(1).css("backgroundColor"), w = est.width, h = est.height; this.empty(); // А теперь инициализируем Canvas var can = this.append("").find("canvas").get(0), ctx = can.getContext("2d"); can.width = cnt*est; can.height = cnt*est; // И раскрашиваем матрицу for(var y = 0; y < cnt; y++){ for(var x = 0; x < cnt; x++){ ctx.fillStyle = chk(x, y) ? d: c; ctx.fillRect(x*est, y*est, est, est); } } } };

Если Canvas не доступен, будем тупо генерировать матрицу HTML элементами, это медленней, но работает:

$$.engine.html = { check: function(){ return true; }, render: function(chk, cnt, est){ var tab = ""; for(var y = 0; y < cnt; y++){ for(var x = 0; x < cnt; x++){ tab += ""; } } this.append(tab).find("span").css({ width:est, height:est }); } };

После тестирования в IE как обычно оказалось, что это там работает вовсе не так, как задумывалось, поэтому за неимением желания разбираться напишем табличный движок:

$$.engine.table = { check: function(){ return true; //$.browser.msie; }, render: function(chk, cnt, est){ var tab = ""; for(var y = 0; y < cnt; y++){ tab += ""; for(var x = 0; x < cnt; x++){ tab += ""; } tab += ""; } this.append("

"+tab+"
").find("table").css({ width:est*cnt, height:est*cnt }).find("td").css({ width:est, height:est }); } };

Как видите, всё получилось достаточно тривиально. Только и осталось написать таблицу стилей:

Bar-code{ /* Контейнер */ overflow: hidden; margin: 10px; padding: 0; width: 100px; height: 100px; background: #fff; /* Фоновый цвет. Если у вас сплошная заливка, можно это свойство не задавать */ } .bar-code *{ /* Все элементы по-умолчанию */ display: inline-block; float: left; border: 0; padding: 0; margin: 0; border-collapse: collapse; } .bar-code .dark{ /* Затемнённые элементы */ background: #000; /* Можно задать любой цвет, главное чтобы он хорошо отличался от фонового, экспериментируйте */ }

Тут я сбрасываю некоторые свойства на всякий случай, вы можете этого не делать, если итак всё отлично выглядит.

Кодеры

Как уже было сказано выше, мы реализуем генерацию QR-кодов , испрользуя кодировщик от Kazuhiko Arase , также до кучи и ради примера добавим генератор DataMatrix кодов, это альтернатива QR-кодам, однако менее распространённая на просторах интернета и поддерживаемая меньшим числом сканнеров. В скрипте мы будем проверять, доступен ли кодировщик и только тогда инициализировать движок.

Кодировщик от Казухико требует обязательного указания типа кода, то есть числа от 0 до 10, которое в совокупности с уровнем коррекции ошибок составляет версию кода, однако разные типы кода способны хранить разные объёмы информации, поэтому я решил реализовать автоматический подбор типа, соответствующего данным, если тип не указан. Итак, QR-кодер будет выглядеть следующим образом:

If(window.QRCode){ $$.defs.QR = { // Значения опций по умолчанию level: "H", // Уровень по умолчанию type: 0 // Тип по умолчанию // 1..10 // моё расширение: 0 or null - автовыбор }; var QRAutoType = function(val, errorCorrectLevel){ // Автоматический выбор подходящего типа for(var typeNumber = 1; typeNumber

Рекомендуем почитать

Наверх