Что заказывать в церкви на 40 дней. Молебен, сорокоуст, панихида

Подбор персонала 12.10.2019
Подбор персонала

После смерти человека душа просит молитв и воспоминаний о нем. Поэтому родные покойного должны молиться за него и просить Бога смилостивиться над грешным рабом. Помимо и добрых слов у могилы, родственники должны знать, что заказывают в церкви на годовщину смерти. Годовщина смерти - это один из важных моментов новой жизни души. Поэтому так важно правильно провести ритуал поминовения.

Церковные обряды, связанные с похоронами

Похороны - самый древний ритуал, который нужно проводить по всем правилам. Принято подразделять похороны на 3 этапа:

  • подготовка умирающего к смерти;
  • церемония похорон;
  • поминание.

Подготовка к смерти сводится к тому, что человек, который знает, что скоро покинет этот мир, должен исповедаться у священника. Батюшка должен отпустить ему все грехи, чтобы душа спокойно могла отправиться в другой мир.

После кончины умершего нужно обмыть. Этот обряд очень важен, так как помимо очищения от грехов, нужно очистить и тело. Во время омовения читаются молитвы «Господи помилуй», «Тресвятое». Покойника одевают в новые или чистые одежды, брызгают святой водой и кладут в гроб. Обязательно на покойнике должен быть одет нательный крест.

До момента выноса раньше, не прерываясь, читали молитвы. Сейчас принято приглашать священника для того, чтобы произнести канон «Последование по исходе души из тела».

До отпевания умершего нужно заказать сорокоуст.

Для того, чтобы начать процесс отпевания, гроб устанавливают около алтаря. На лбу у покойника должен лежать венец с «Трисвятым», в руках небольшая иконка с Иисусом Христом. Около головы кладется крест, который близкие могут целовать при прощании.

Отпевание сопровождается пением «Вечной памяти» и «Отпусту». Все присутствующие должны стоять с зажженными свечами. Когда пение заканчивается, гроб с телом выносится из храма.

Чтобы попрощаться с усопшим, родным разрешается целовать венец на лбу покойного и иконку в руках. Класть в гроб какие-либо предметы церковь не разрешает, считая это отголоском язычества.

После того, как гроб опустят в могилу, все присутствующие должны бросить туда горсть земли. Соорудив могильный холм, на него кладутся венки и живые цветы. Наступает последний этап - поминки.

Поминальная трапеза объединяет в себе воспоминания об усопшем, его мирские дела. Все слова должны быть пропитаны добротой и любовью к человеку, которого нет теперь среди живых.

Такие поминки принято проводить на 9-й и 40-й день после смерти. Особенной датой также является годовщина смерти.

В годовщину смерти в церкви принято заказывать следующие таинства:

  1. Поминание во время утренней литургии. Каждую службу в течение 40 дней (сорокоуст) имя покойного будет упоминаться в молитвах. Во время богослужения из освященного хлеба вынимаются крошки за упокоившихся.
  2. Панихида. В основном она проводится по субботам. Но по договоренности со священнослужителем можно заказать панихиду именно в годовщину смерти человека.
  3. Лития. По времени она длится меньше, чем панихида. Её можно произнести на кладбище у могилы покойного.

Конечно, батюшка знает, как правильно провести все церемонии и службы, но главное - это молитвы близких людей о покойном. Ведь только родной человек может об усопшем. Не лишним будет завести специальную книжечку, куда вписываются имена умерших людей. Её можно брать с собой в церковь, чтобы никого не пропустить. Для того чтобы переход души из земной жизни в Царствие небесное был легким, нужно каждый день вспоминать умершего в своих молитвах.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Для верующих людей церковные обряды играют важную роль на протяжении всей жизни. При рождении проводят крещение, отдавая ребенка в руки Всевышнего, затем идет первое причастие, далее венчание и исповедание, а после смерти служится панихида. Под панихидой понимают особую службу, которая совершается над усопшим на 3, 9 и 40 день после ухода в мир иной, в годовщину, а также в дни памяти – день рождения либо день ангела. Как правильно заказать панихиду в церкви – тот вопрос, который интересует многих родственников умершего, ведь, как и любые церковные ритуалы, эта служба требует соблюдения некоторых правил.

Где и как заказать панихиду по усопшим

Для решения вопросов относительно организации панихиды следует отправиться в храм и подойти к «свечному ящику», где продаются свечи, крестики и церковные книги. Обратившись к служителю, следует передать ему поминальную записку и просфору для богослужения, дабы священник упомянул усопшего при литургии. Желательно прийти в церковь заранее, до начала совершения службы. Поминальная записка заполняется в произвольной форме и представляет собой список имен умерших (в родительном падеже), по которым заказывается панихида.

Если вы не знаете, как заказать панихиду в церкви, или по каким-либо причинам не в состоянии посетить храм, можно воспользоваться уникальной возможностью и обратиться с прошением через сайт Rpconline.ru . Священнослужители хорошо понимают, что сразу же после смерти близкого человека родственники заняты приготовлениями к похоронам, поэтому не всегда могут посетить храм самостоятельно. Панихида, заказанная онлайн, ничем не отличается от традиционной, поскольку выполняется в любой выбранной церкви согласно установленным канонам.

Если вы решите заказать службы лично, следует знать, что принести с собой на панихиду. Как правило, в храм берут определенный набор продуктов, который следует оставить на панихидном столе. В корзину можно положить фрукты, овощи, сладости, яйца, вино, хлеб или масло. Под запретом находятся мясные и колбасные изделия, а также порченые продукты. Следует помнить, что все приносимое в храм – это дары Господу, поэтому они должны быть свежими и хорошего качества.

Как часто можно заказывать панихиду


Отвечая на вопрос, как часто можно заказывать панихиду, стоит отметить, что количество служб не имеет ограничений. Если вы постоянно вспоминаете об усопшем или он приходит во сне, значит, ему необходимы молитвы, облегчающие его существование в потустороннем мире. Особо выделяются три богослужения, которые освящены стародавним церковным обычаем:

  • На 3-ий день после упокоения – совершается в честь воскресения Христа и совпадает с тем днем, когда душа умершего возносится на поклонение Богу.
  • На 9-ый день – выполняется в честь ангельских чинов, которые ходатайствуют перед Всевышним о помиловании усопшего.
  • На 40-ой день – проводится для того, чтобы душа удостоилась Божьего лицезрения и водворилась на небесах вместе с праведниками.

Кроме того, в церкви ежегодно служат вселенские панихиды, которые совершаются в строго установленные дни – перед празднованием Святой Троицы, в субботы накануне Масленицы, а также второй, третьей и четвертой недели Великого Поста, и перед поминовением святого Дмитрия Солунского.

Зная, как заказать панихиду по усопшим, следует учитывать, что подобные служения не проводятся на временном промежутке от четверга Страстной седмицы до первого воскресенья, следующего за Пасхой. В этот период допускается только очное отпевание, которое обычно отличается от традиционного.

Церковные обряды сопровождают жизнь истинно верующего человека на всём её протяжении. Ребёнка крестят, затем с ним регулярно посещают церковь, чтобы исповедоваться, причащаться и просто послушать воскресную службу. При создании семьи люди венчаются. Чтобы помолиться за своё здоровье и благополучие близких, прихожане также часто обращаются в церковь. Панихида же сопровождает переход души в иной мир.

Как заказать проведение панихиды по близкому человеку - достаточно актуальный вопрос. Для этого нужно обратиться в церковь, но прежде необходимо понимать, что собой представляет обряд.

Панихида - это служба, которая проводится для того, чтобы попросить Господа о снисхождении к преставившемуся человеку. Проводится она в течение ночи до самого утра . Очень важно, чтобы за человека было кому помолиться после его смерти. Ведь каждый имеет на своём жизненном пути множество грехов, которые могут не позволить душе пройти во врата рая. После смерти человек уже ничего не сможет сделать для своего спасения сам, поэтому нужно, чтобы за него усердно просили близкие люди.

Но помимо пользы для души умершего, обряд приносит успокоение его родственникам, хранящим надежду на счастливое пребывание близкого человека рядом с Богом. Конечно, этот путь не будет лёгок даже после смерти. Придётся проститься с земными делами, пережить волнение от встречи с Творцом и страх от лицезрения адских мук, которые могут грозить душе после окончательного решения Небесного Отца. Но нужно помнить, что Бог милосерден и мудр, Он делает всё так, как нужно, и можно смело полагаться на Него.

Виды обряда

Под панихидой обычно понимается обряд, проводимый в церкви, но существует и светский вариант этой службы. В чём же их особенности?

Что это такое, знают те, кто видел похороны высокопоставленных лиц, знаменитостей или героев. Под гражданской панихидой имеют в виду церемонию прощания, предшествующую похоронам усопшего. Она может проводиться в ритуальном зале, месте, связанном с деятельностью провожаемого человека, или на кладбище. Обычно церемония сопровождается траурным шествием, речами в память о человеке, залпами или салютами. Этот вид проводов души в последний путь очень отличается от обряда, принятого в православии, но иногда гражданская панихида сопровождается церковной .

Если гражданская панихида ставит своей целью громкие проводы ушедшего человека и посмертное прославление его деятельности, то церковная проводится для достижения совсем иных целей. Душа больше не нуждается в земных благах, её дальнейшая судьба имеет лишь два варианта и целиком зависит от воли Господа. К Нему и обращены все молитвы, в которых люди надеются на Божье милосердие в его определении места дальнейшего пребывания покойного.

Молиться за покойников стали ещё в VIII веке в Древней Руси. Обычай был перенят из Византии. Панихида, начинающаяся поздним вечером, включала в себя следующие составляющие:

  • ектеньи, предваряющие основные молитвы и прославляющие Бога;
  • песнопения от лица небесного хора ангелов;
  • особые молитвы в честь святых, памяти которых был посвящён день службы, а также о прощении грехов покойного.

Это правило не всегда соблюдалось строго. Иногда из всего текста выбирались только те молитвы, которые непосредственно заключали в себе просьбы о душе усопшего. Изменялось и время службы, она переносилась на очень раннее утро.

Конечно, с тех пор порядок службы претерпел изменения, но сама его суть осталась прежней. В панихиду входят две основные части - заупокойная утреня и , завершающая обряд.

Панихида начинается с прославления Господа. Затем обязательно должны несколько раз прозвучать молитвы «Отче наш» и «Господи, помилуй», псалом «Живый в помощи». После призыва «Миром Господу помолимся» зачитывается ряд прошений:

  • о прощении грехов, за которые усопший может подвергнуться адским мукам;
  • о милости ко всем страдающим от болезней и скорби, ещё живущим на грешной земле;
  • о благоприятном решении Господа относительно дальнейшего пребывания души в раю среди праведных.

Затем идёт чтение:

Лития завершает обряд, а также читается в моменты, когда тело покойного выносят из дома, приносят в храм и доставляют на кладбище. Если смерть наступила не во время Великого поста, служба завершается пением «Вечная память».

Молиться нужно перед распятием и зажжёнными свечами, после этого хорошо разделить между всеми участниками службы кутью, чтобы помянуть душу. Все ритуальные действия и молитвы с псалмами, которые необходимо прочитать, подробно описаны в «Последовании за усопших».

Когда заказывают службу

Панихида проводится в церкви , дома или на кладбище с определённой периодичностью:

Каждая из этих дат имеет своё особенное значение .

В день смерти

Из жития святых и Священного Писания известно о том, что происходит с душой после смерти. Первые дни она остаётся на земле, её сопровождает ангел в путешествиях по памятным местам и временам, где путники видят все добрые и злые дела, совершённые при жизни. Молитвы в этот день нужны в первую очередь для того, чтобы облегчить душе расставание с телом и нахождение отдельно от него.

На третий день

Именно на третий день после смерти душе предстоит появиться перед Божьим престолом. После этого она переносится в рай, где может увидеть устройство этого чудесного места. Число дней связано с божественной природой Святой Троицы .

На девятый день

В раю душа находится вплоть до девятого дня, поскольку 9 - это число ангельских чинов, просящих милости у Бога за грешные дела человека. На земле в это время служится очередная панихида, а в небе душа после нового посещения Божьего престола переносится к вратам ада. После времени, проведённого в лицезрении страданий грешников, определяется её дальнейшая судьба.

Сороковины

Самым важным является сороковой день после смерти. Никто не знает наверняка, что происходит с душой в это время. Возможно, она предстаёт перед Господом или в последний раз посещает земную обитель. Но из святых книг одно известно точно: именно в этот день происходит решение её судьбы.

Дата имеет множество отсылок к библейским историям. Это и 40 дней, которые Моисей держал пост, прежде чем получить Божьи заповеди. И количество дней траура по библейскому герою. И число лет, которое евреи ходили по пустыне. И дни, которые Иисус провёл с учениками уже после Своего чудесного Воскресения.

До сороковин нужно молиться усердно, но в сам день - вдвойне. Чтение Неусыпаемой Псалтыри, молитвы и поминальные записки, панихиды и кладбищенская лития, добрые дела - вот чем необходимо занять 40 дней после смерти человека. Когда этот срок пройдёт, нужно вспомнить всё хорошее, что было связано с умершим. Помолиться за него дома и в храме, прочитать псалтырь и организовать поминки. Соблюдение этого важного ритуала поддержит испуганную и одинокую душу и даст ей шанс на счастливое дальнейшее пребывание в райских садах рядом с Творцом и праведниками.

Памятные даты

Первая памятная дата - полгода со дня смерти. Спустя шесть месяцев человек поминается один раз, затем остаётся только годовщина, а также дни рождения и именин.

Конечно, спустя время судьба души уже давно определена, но это не повод забывать о близких. В эти дни умершему присваивается звание «приснопамятный». Чтобы помянуть душу, обязательно нужно сходить в церковь, выслушать службу, присутствовать на панихиде, в которой будет произнесено имя усопшего, если подать записку о нём.

После службы хорошо посетить кладбище. Принести цветы и просто провести некоторое время у могилы ушедшего. Доброе дело, совершённое в этот день и посвящённое памяти человека, принесёт пользу обеим душам - поминающего и поминаемого. Для этого можно просто подать милостыню.

Вселенские панихиды

Вселенская панихида - это «ходатайство» за всех умерших православных христиан. Раньше выделялось два дня для поминовения усопших:

  • канун праздника Троицы;
  • мясопустная суббота.
  • Дмитриевская;
  • дни на второй, третьей и четвёртой неделе Великого поста;
  • накануне праздника Покрова.

Также священнослужители благословляют поминать всех усопших на Радуницу, которая отмечается во вторник после Фоминой недели. Хотя многие люди стремятся посетить кладбище на Пасху по устоявшейся в советское время традиции, это не одобряется церковью. Стоит помнить, что в пасхальную неделю панихиды не служатся, так как это время всеобщей радости, а не скорби по ушедшим.

В эти дни принято вспоминать не только самых близких и родных, но и всех православных. По ним служат великую панихиду, которой ещё дают название Парастас. Это поминание длится с ночи пятницы до наступления утра субботы. В неё обязательно входят все те молитвы и псалмы, которые читаются в обычной панихиде по отдельному умершему.

Как заказать службу

Для того чтобы заказать панихиду, следует обратиться в храм. Там обязательно расскажут о самом обряде и его стоимости. Цены немного различаются в разных приходах. Отпевание может обойтись в 500 рублей, панихида - в 100, а упоминание имени покойного во время общей молитвы об усопших - от 10 рублей. Приведённые здесь цены могут отличаться не более чем на 30−100 рублей.

Отпевание понадобится в первые же дни после кончины человека, а подавать за него записки о поминании можно в любой момент. Для этого достаточно обратиться в церковную лавку и назвать полное имя умершего, данное ему при крещении. Оно может отличаться от того, которым его называли при жизни. Например, Светлане в крещении обычно даётся имя Фотиния, Егору - Георгий.

Конечно, умерших с таким же именем, как у поминаемого человека, может оказаться много. Но не следует пытаться добавить к имени в списке фамилию или возраст. Некоторые люди так волнуются о том, что до Бога не дойдут их просьбы, что, не услышав в списке написанного имени, начинают возмущаться и винить священника. Этого делать не стоит. Бог всё видит, Он знает, за которую душу прихожане пришли молиться, и искренняя просьба до Него обязательно дойдёт.

Выделить возраст поминаемого можно, если умерший был ребёнком. До 7 лет малыша записывают в списке как младенца. От 7 до 15 - как отрока. Если с момента смерти взрослого или ребёнка прошло менее 40 дней, можно указать, что человек является «новопреставленным». А если день поминания связан с годовщиной смерти, днём рождения или другой датой, - «приснопамятным».

Поминальный стол

После панихиды обычно следуют поминки. Для этого накрывают общий стол, главным блюдом на котором должна стать освящённая кутья из крупы с мёдом и изюмом. Крупяные зёрна символизируют будущее воскресение человека, а сладкий мёд - благодать, которая ждёт душу в Царстве Небесном. Если освятить блюдо нет возможности, его можно окропить святой водой.

Кроме того, после обеда обычно раздают небольшие подарки в память о покойном. Это могут быть платки, ложки, посуда и другие вещи. Традиция поминать таким образом преследует две цели. С одной стороны, люди, имеющие у себя вещи в память об умершем, будут чаще вспоминать о нём в молитвах. С другой стороны, само по себе доброе дело угощения и одаривания большого количества людей призвано привлечь внимание Господа и заслужить Его милость.

Сколько бы ни прошло дней, недель, месяцев или лет с момента ухода близкого человека, не нужно забывать о нём. Смерть - это начало новой жизни, в которой мёртвому нужна помощь живых. Молитвы и добрые свершения делают участь души лучше, согревают её в ином мире и дают надежду живущим.

После того как душа человека покидает тело, наступает ответственный период определения ее посмертной участи. Радость православного вероучения в том, что умерший человек вовсе не обречен и ему можно еще помочь. Для этого существуют специальные поминальные молитвы за умершего человека. И одной из наиболее распространенных является сорокоуст за упокой.

Что такое сорокоуст за упокой

Сорокоуст - это особый вид церковной соборной молитвы, когда в течение Божественной литургии священником на алтаре вынимаются частички из освященной просфоры за каждое имя, поданное на поминовение. Помимо молитвы за здравие, можно подавать прошения за своих умерших (усопших) родственников или любых других людей, загробная участь которых вам небезразлична. Длится такое поминовение 40 дней.

О поминальных молитвах:

Вынутые священником маленькие частички просфоры освящаются и идут в Чашу для причащения прихожан. За каждое имя, поданное в записке, читается молитва с прошением об оставлении грехов этого человека. Поскольку молитва совершается в святая святых храма - алтаре - такое обращение к Господу имеет большую духовную силу, и способно во многом облегчить загробную участь человека.

Важно. После смерти душа человека проходит период испытаний, после которых и совершается частный суд над душой с определением ее дальнейшей участи.

Именно поэтому крайне важно, чтобы после смерти человека нашлись люди, которые будут молиться о спасении души умершего. Символическая в христианстве дата - 40 дней - означает то, что именно в этот промежуток времени душа проходит испытания (мытарства). И искренняя молитва верующего человека может сильно помочь.

Молитва за упокой

Из самого названия становится понятно, что сорокоуст длится сорок дней. Именно в течение этого времени священник поминает поименно всех, чьи имена были поданы в специальной записке. Важность такой молитвы для умершего сложно переоценить, ведь самостоятельно помолиться он уже не в состоянии. Хорошо, если перед смертью человек успел покаяться, причаститься Святых Христовых Таин и ушел к Господу тихо и мирно. В таком случае и молиться за него будет легче.

Но если человек умер скоропостижно, без должной подготовки, то мог не успеть перед смертью обратиться к Господу. В таком случае очень помогает личная молитва близких людей, а также соборные церковные прошения, такие как сорокоуст за упокой.

Духовное значение сорокоуста за упокой

Для неверующего человека может показаться абсолютно бессмысленным как-либо заботиться о близких, которые уже умерли. Казалось бы, ну что можно сделать для человека, если его уже нет среди живых?

Христианство же учит нас, что умирает только лишь тленное человеческое тело. А бессмертная душа никуда не пропадает, она отправляется в другой духовный мир. И от того, как человек прожил свою земную жизнь, будет зависеть участь его бессмертной души. Именно поэтому православная церковь призывает каждого к покаянию, пока на это еще есть время в нашей жизни.

Чтение Сорокоуста

Но Господь настолько любит каждого из нас, что оставляет возможность на спасение даже после смерти. И помочь в этом могут родные и близкие умершего посредством своей молитвы. Из Предания и откровений святых мы можем узнать, что молитва даже за последних грешников облегчала страдания их нераскаянных душ. Поэтому если мы и можем что-либо сделать для человека после его кончины - так это искренне и от всего сердца молиться за него и просить у Господа лучшей участи. И огромную помощь в таком делании оказывает именно сорокоуст за упокой.

Однако не только для умерших есть духовная польза в таких церковных требах. Живые друзья и родственники также получают великое утешение и укрепление, если участвуют в церковной жизни. Любой верующий человек скажет, что скорбь и боль утраты близкого человека переносится гораздо легче с Богом, в его святом храме. Многие люди именно так сумели обрести веру - пришли однажды в храм, чтоб заказать требу за умершего.

Как правильно заказать сорокоуст

Заказать сорокоуст за упокой можно практически в любом храме . Для этого нужно в свечном киоске заполнить специальный бланк, куда поименно вписать имена тех умерших людей, поминовение которых должно быть совершено.

Важно. Подавать на сорокоуст можно имена только тех людей, которые при жизни были крещены в православной церкви.

Такое правило связано с тем, что во время службы, за которой поминаются все умершие, приносится бескровная жертва на алтаре, символизирующая жертву Христа за все человечество. Но Всемогущий Господь не может спасти человека, если тот сам к этому не стремится. Если человек сознательно избегает храма, не ходит на богослужения и, тем более, отвергает Таинство Крещения - он сам себя лишает спасения несмотря на готовность Господа в любой момент даровать прощение любому грешнику.

Сорокоуст за упокой

Заказать сорокоуст за упокой можно в любое время после смерти человека. Не стоит привязываться к первым 40 дням, молиться можно и нужно как можно больше об умершем и по истечении этого промежутка. Первые 40 дней - период прохождения мытарств душой, поэтому в этот период молитва особенно важна. Но и позже не стоит забывать об умершем.

Читайте о загробной жизни:

Интересно. Бытует мнение, что для большей эффективности нужно заказывать сорокоуст за упокой в трех, семи или еще каком-то количестве храмов.

Такое убеждение основано на опыте соборной церковной молитвы. В Евангелии Господь Бог говорит нам, что «где двое или трое собрались во Имя Мое, там и Я посреди них». Действительно, духовное значение общей молитвы велико.

Но при этом не стоит забывать, что в православии суть всегда стоит выше формы. И если ставить задачу только лишь объездить нужное количество храмов и подать определенное число записок - пользы от такого делания будет мало. Прежде всего, нужно думать о духовной составляющей.

Чем еще помочь умершим

Заказав сорокоуст за упокой, многие задумываются, а что же еще могут сделать для того, чтобы душе близкого человека было легче проходить посмертные испытания. В православной практике помимо треб есть хорошая традиция раздавать милостыню за усопшего.

Наверняка все видели возле храмов бедных людей, которые просят подаяние. В наше время, к сожалению, многие спекулируют такими делами, превращая их в целый бизнес. Однако всегда можно найти человека, который действительно нуждается в помощи. Это могут быть и одинокие старики, и дети-сироты и просто бедные семьи.

Молитва за упокой

Оказывая помощь таким людям, нужно попросить их помолиться или просто добрым словом помянуть умершего близкого человека. Таким образом, милостыня оказывается как бы от его имени. Именно для этого в православных храмах стоят специальные столы для приношений. На них принято приносить и складывать продукты после того, как заказываются требы об упокоении. После службы все приношения освящаются священником и раздаются тем, кто в них нуждаются.

Кроме раздачи милостыни, родственникам умершего стоит задуматься и о собственной духовной жизни. Исправление себя, своей жизни, раскаянье в собственных грехах положительно сказывается на всей семье в целом. Умершие близкие также будут испытывать духовную радость за каждый наш раскаянный грех и за каждую новую приобретенную добродетель.

Посмотрите видео о Сорокоусте

Рекомендуем почитать

Наверх