Положение о закупках по 223. Типовое положение о закупках: нюансы подготовки. Выбор победителя аукциона

Новости 11.09.2019
Новости

Петербургский правовой портал рассказывает о тонкостях применения Федерального закона № 223-ФЗ. Узнаем, как действует положение о закупках и кто может им воспользоваться.

Федеральный закон № 223-ФЗ принят в 2011 году, но до сих пор вызывает немало вопросов у специалистов. Сегодня мы рассмотрим, что такое положение о закупках и что говорит про него законодательство. Но для начала - немного вводной части, чтобы ответить на вопрос - а к чему и к кому именно относится Закон?

Для кого предназначен закон?

Закон о закупках 223 ФЗ - так его часто называют - вместе с законом 44-ФЗ «О контрактной системе» - это два основных документа, регулирующих государственный заказ и процедуры его осуществления и проведения. Они говорят о том, как вообще устроена система государственных закупок - товаров, работ или услуг, поставки которых осуществляются для госнужд. Но если 44-ФЗ описывает ситуации, когда заказчиками выступают органы власти всех уровней, и покупают они товары и услуги на бюджетные средства, то 223-ФЗ относится к другим видам юридических лиц и другим источникам финансов. Условно, этих юридических лиц можно назвать около-государственными предприятиями, потому что все они так или иначе тесно связаны с госструктурами или госзадачами. Это:
  • Естественные монополии - это чаще всего крупные предприятия с разветвленной структурой и большими оборотами. Мы все их знаем - это прежде всего, железные дороги, тепло- и электросети и прочие гиганты.
  • Госкорпорации и компании.
  • Предприятия, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это (помимо естественных монополий) коммунальные услуги, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение.
  • ГУПы и МУПы.
  • Автономные учреждения - некоммерческие структуры в сфере культуры, соцзащиты, здравоохранения, СМИ, физкультуры и спорта и т.п. Они создаются органами власти федерального, регионального или местного уровней.
  • Компании с долей государственного участия более 50%.
  • Бюджетные учреждения, когда они что-то покупают за счет внебюджетных средств. К таким средствами могут относиться гранты, субсидии и т.п.
Список этих лиц приводится в самой первой статье. Здесь же отдельно оговариваются и исключения - например, действие закона о закупках 223 ФЗ не применяется к субъектам естественных монополий с регулируемыми видами деятельности в тех случаях, когда доля их совокупной выручки либо в сфере естественных монополий, либо от регулируемых видов деятельности не превышает 10%, если брать общую сумму за прошлый календарный год. Есть и еще несколько исключений.

Что именно можно и нельзя закупать по 223-ФЗ?

В данном случае работает правило «все, кроме...». То есть, юридическое лицо обязано проводить все закупки по процедурам закона 223-ФЗ, кроме случаев, когда этого делать нельзя. Эти случаи перечислены в пункте 4 статьи 1 документа. Отметим, что перечень - закрытый, то есть окончательный. Это:
  • ценные бумаги, валюта, драгметаллы;
  • товары, имеющие оборот на товарных биржах;
  • лизинговые услуги, межбанковские операции;
  • выбор аудитора (когда аудит является обязательным);
  • товары в области военно-технического сотрудничества;
  • и еще несколько случаев.

Вернемся к нашей основной теме - к положению о закупках

Положение о закупках - это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, которая выступает заказчиком приобретаемых товаров или услуг. По сути, это основа закупочной деятельности. Если такого документа в организации нет, то покупать по 223-ФЗ она ничего и не может. Разработка положения о закупках - серьезный и важный процесс. Законодательство не упоминает никаких унифицированных форм такого документа, но уже есть несколько типовых положений - одно разработано Минспортом для своих подведомственных структур, другое - Минобрнауки, есть также документы Минздрава, Росимущества и прочих государственных органов. Несколько десятков примерных форм также разработаны независимыми экспертами, они в большинстве своем включены в справочные правовые системы. Такие документы, конечно, можно и нужно брать за основу - как минимум в качестве проработанного юристами качественного материала. Важно помнить, что положение о закупках - это не просто формальность, а настоящий рабочий инструмент, путеводитель для всех сотрудников. В нем должны содержаться ответы на вопросы, кто и как готовит и проводит закупку, каковы ее способы, требования - к ней и к поставщикам, какие документы и как именно должны быть приняты на разных этапах и так далее. Также логично в него включить и блок про формирование коллектива специалистов, участвующих в процедуре закупок, - это могут быть критерии отбора таких сотрудников, их квалификация и обязанности, составы рабочих комиссий и т. п. Чем детальнее получится положение, тем более функциональным оно станет в последующей работе. Положение о закупке, как главный распорядительный документ, должно быть утверждено руководящим органом. Для каждого типа заказчика, перечисленного в статье 1 закона о закупках 223 ФЗ, этим же законом установлены правила, кто именно утверждает Положение.
  • Для МУПов и ГУПов - это руководитель.
  • Для госкорпорации (госкомпании) - это высший орган управления этой корпорации (компании).
  • Для автономного учреждения - это наблюдательный совет.
  • Для ООО - общее собрание участников.
  • Для хозяйственного общества - совет директоров или наблюдательный совет.
  • Для бюджетных учреждений - учредитель.
После утверждения его необходимо опубликовать на официальном сайте zakupki.gov.ru. Этот сайт является так называемой единой информационной системой в сфере госзаказа. Требование о наличии подобного ресурса содержится в ФЗ 223, а правила функционирования государственного портала и работы с этим содержатся в Постановлении Правительства РФ от 10.09.2012 № 908. Опубликовать утвержденное положение о закупках нужно в пятнадцатидневный срок. В завершении отметим, что принятое положение не стоит считать принятым раз и навсегда, неизменным, статичным, застывшим. Это живой рабочий инструмент, и в него, по мере необходимости, можно и даже нужно вносить поправки и коррективы, добиваясь того, чтобы работа организации становилась эффективнее, а процесс закупок - проще и прозрачнее. Важно помнить, что все изменения нужно утверждать и размещать на официальном портале также в течение 15 дней после утверждения. Вам будет интересно: различия

Некоторые заказчики обязаны использовать типовое положение о закупках по 223-ФЗ. Что из себя представляет этот документ в 2019 году, расскажем далее.

Типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2019 год

Учредители бюджетных и автономных учреждений, собственники имущества МУПов и ГУПов утверждают форму типового положения, которое становится обязательным для применения бюджетными учреждениями и автономными предприятиями. Кроме того, материнские компании могут присоединить свои дочерние организации к созданным типовым положениям.

Новые изменения

Основные изменения, затронувшие типовые положения, вступили в силу в 2018 году. Их применение сделал обязательным Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Типовое положение содержит как минимум три неизменяемые части. Те, кто присоединился к положению, не могут менять описание подготовки к процедуре и порядка ее проведения, также неизменны способы закупок и условия их использования, срок заключения договора. Если вносить правки в другие разделы разрешено, автор типового положения указывает это в приказе о присоединении.

Какая информация содержится в положении о закупках:

  • основные положения;
  • понятия и термины;
  • предмет, цели, принципы регулирования закупочной деятельности;
  • нормативно-правовое регулирование, область применения положения;
  • информационное обеспечение процедур;
  • планирование;
  • комиссия по закупкам;
  • порядок формирования начальной цены договора;
  • способы закупок и условия их применения;
  • аккредитация участников закупки на электронных площадках;
  • участие субъектов МСП в закупках;
  • извещение и документация о закупке;
  • требования к участникам;
  • обеспечение исполнения договора и гарантийных обязательств.

Могут быть и другие разделы. Например, об антидемпинговых мерах. Также рекомендуется внести информацию об исполнении, изменении и расторжении договоров. По каждой закупочной процедуре следует прописать срок и порядок подачи заявок, регламент закупки, последствия признания закупки несостоявшейся и порядок заключения договора.

Размещение типового положения в ЕИС

Далее рассмотрим, как разместить типовое положение по 223-ФЗ в ЕИС. Чтобы создать документ, потребуется доступ к разделу «Типовые положения о закупках» и права на действия внутри него. Нажмите на ссылку «Создать...». Заполните раздел со сведениями об организации. Также введите название типового положения, дату, когда оно было утверждено, срок изменения или утверждения положения о закупке на основании типового документа. Добавьте заказчиков, для которых применение типового положения обязательно. Для этого нажмите кнопку «Добавить заказчика» и воспользуйтесь поиском.

В блоке «Документы» прикрепите электронную версию документов о типовом положении. Переходите на вкладку «Способы закупок». Помните, что в типовое положение обязательно нужно включить электронные конкурсы, аукционы, запросы предложений и котировок, участниками которых могут быть только субъекты МСП.

Какие слова и понятия нужно исключить из положения о закупке, если вы живете в 2019 году

Из статьи вы узнаете:
☆ Почему закупка у едпоставщика это право, а не обязанность;
☆ Как в положении прописать наименование способов закупок, если площадка использует другие наименования;
☆ Какое понятие использовать в положении о закупке строго запрещено.

Заполните текстовое поле «Условия применения способа закупки». Для размещения типового положения о закупке нажмите на кнопку «Разместить». Система проверит введенные данные и отобразит окно с информацией об успешной размещении документа.

Разместить решение о присоединении к типовому положению следует в течение 15 дней со дня принятия документа. Изменения также размещают в ЕИС в течение 15 дней с момента утверждения.

Где найти перечень типовых положений о закупках

На главной странице сайта zakupki.gov.ru , в верхнем меню найдите вкладку «Планирование». Кликните на последнюю ссылку «Типовые положения о закупке».


Можно искать документы по статусу, номеру, заказчику, дате утверждения. В результатах поиска выходят карточки типовых положений. По каждому можно узнать дату утверждения, срок изменения, а также перечень заказчиков, которые должны использовать типовое положение по 223-ФЗ. Также можно скачать нужное типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2019 год.

Вложенные файлы

  • Положение о закупке с учетом изменений от 1 июля 2018 года.docx

Положение о закупках согласно 223-ФЗ является документом, которым регламентируется закупочная деятельность заказчика и в котором должен содержаться подробный порядок проведения закупок заказчика.

Положение о закупках содержит в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Разработанное нашими юристами типовое положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках товаров) внутренне согласовано и имеет сбалансированную подборку способов закупок, соответствующих 223-ФЗ.

223-ФЗ - Положение о закупках. Образец положения о закупках:

Услуги:
Положение о закупке - 12 000 руб. Срок: 1 день
Разработка индивидуального положения о закупках - 50 000 руб. Срок: 15 - 20 дней.
Разработка комплекта локальных актов, регламентирующих закупки - 48 000 руб. Срок: 15 - 20 дней.
Правовое исследование действующего Положения о закупке - 24 000 руб. Срок: 5 - 10 дней.

Преимущества:

  • Вы получаете внутренне согласованный и сбалансированный документ.
  • Вы застрахованы от нарушений законодательства.
  • Вы значительно экономите время.

Для крупных организаций рекомендуем разработать оригинальное Положение о закупках, учитывающее организационную и функциональную специфику заказчика. Мы также рекомендуем услугу по разработке комплекта типовых документаций для способов закупки, предусмотренных Положением о закупках. Полный комплект локальных актов, регламентирующих закупочную деятельность, обеспечит прозрачность и эффективность закупок.

Большой популярностью пользуется также услуга - правовое исследование действующего у заказчика Положения о закупках. Обращаем на нее внимание тех заказчиков, которым Положение о закупках утверждает вышестоящая организация, и они сами не имею возможности менять текст. Правовое исследование данного Положения о закупках позволит понять все его слабые стороны и учитывать их при применении.

Мы являемся бюджетной организацией. Узнали, что денежные средства от предпринимательской деятельности мы можем осваивать через торги по положению, которое должны самостоятельно разработать. Где можно скачать образец положения о закупках?

  • Вопрос: №291 от: 2013-11-04.

По смыслу статьи 15 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств, руководствуясь положениями вышеуказанного закона.

Если бюджетным учреждением принято в единой информационной системе (в настоящее время сайт http://zakupki.gov.ru), данное учреждение вправе осуществлять закупки по ст. 15 Закона 44-ФЗ:

  1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

28 декабря 2014 года был принят Закон 396-ФЗ, который внес изменения в законодательство, связанное с осуществлением закупок.

В силу ч. 25 ст. 112 Закона 44-ФЗ до 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения вправе принять правовой акт в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в отношении закупок, предусмотренных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона и осуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями должны быть размещены до 1 апреля 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. До размещения указанного правового акта, но не позднее 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения осуществляют такие закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В изменениях (Закон 396-ФЗ) указано кто утверждает принятое положение о закупках .

В силу п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона 223-ФЗ Положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение.

Таким образом, денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности (п. 3 ч. 2 ст. 15 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок...") для большинства бюджетных учреждений, а для научных и образовательных учреждений от грантов (п. 1 ч. 2 ст. 15 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок...") можно осваивать, осуществляя закупки самостоятельно (своей комиссией) по правилам принятого положения, которое необходимо принять, утвердить и опубликовать на сайте до 01 апреля 2014 года.

Необходимо помнить, что при принятии своего положения о закупках бюджетным учреждением, планы графики заполняются и опубликовываются отдельно по 44-ФЗ и 223-ФЗ, т.е. создаются два отдельных план-графика.

Жирным курсивом выделил изменения в Положении.

P.S.: пример разработанного положения подходит для применения другими субъектами, которые подпадают под действие ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Рекомендуем почитать

Наверх