Сроки проведения аттестации рабочих мест. Кто проводит аттестацию рабочих мест

Правовая поддержка предпринимателя 24.11.2018
Правовая поддержка предпринимателя

В организации в ноябре 2015 года закончился срок действия аттестации рабочих мест. На основании завершения срока действия аттестации рабочих мест организация перестала начислять компенсации работникам, работающим на рабочих местах, условия труда на которых были признаны вредными. 28 июля 2016 года была проведена специальная оценка условий труда, которая установила вредные условия труда на рабочих местах.
С какого времени работодателю следует предоставлять гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Включить в трудовой договор условия о гарантиях и компенсациях, связанных с работой во вредных условиях труда, и предоставлять соответствующим работникам такие гарантии и компенсации работодатель должен со дня утверждения отчета о специальной оценке условий труда.

Обоснование вывода:
Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены такие дополнительные гарантии и компенсации, как дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере и сокращенная продолжительность рабочего времени и ежедневной работы ( , ТК РФ).
Для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда применяются результаты проведения специальной оценки условий труда либо результаты проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда (до истечения срока действия таких результатов) ( , Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ)).
Таким образом, в силу действующего законодательства Российской Федерации основанием для предоставления работникам компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам специальной оценки условий труда (решение Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-1/В-298, п. 12 Информации Минтруда России от 29.10.2014 "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда"), либо результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до 1 января 2014 года порядком ( Закона N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета, к которому прилагаются в том числе карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах ( Закона N 426-ФЗ, п. 95 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 N 33н). Эти документы содержат обезличенную информацию о том, на каких конкретно рабочих местах занятость должна сопровождаться предоставлением гарантий и компенсаций. На основании именно этих документов у работодателя возникает обязанность по предоставлению этих льгот и гарантий любому сотруднику, занятому на соответствующем рабочем месте.
Характеристика условий труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, являются обязательными для включения в трудовой договор (часть вторая ТК РФ). Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия из числа предусмотренных частью второй ТК РФ, трудовой договор должен быть дополнен недостающими условиями. Для этого заключается письменное соглашение сторон, которое становится неотъемлемой частью трудового договора (часть третья ТК РФ). Во исполнение указанных норм трудовые договоры всех сотрудников, которые на основании карт специальной оценки условий труда имеют право на гарантии и компенсации, необходимо дополнить информацией об этом.
Согласно , Закона N 426-ФЗ отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается работодателем. Как следует из этих норм, датой завершения специальной оценки условий труда является день утверждения работодателем отчета о её проведении. Условия труда признаются вредными с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда, содержащего соответствующие выводы.
Следовательно, трудовые договоры должны быть дополнены условиями о предоставлении гарантий и компенсаций после утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки. Однако независимо от того, когда были внесены соответствующие изменения в трудовые договоры с работниками, последние имеют право на предоставление льгот и компенсаций именно с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки, по результатам которой условия их труда признаны вредными.
Таким образом, обязанность предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда появляется у работодателя именно с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда. Поскольку обязанность работодателя на работах с вредными условиями труда предоставлять гарантии и компенсации установлена РФ, отказ в их предоставлении по причинам отсутствия в трудовом договоре соответствующих условий, если условия труда работников являются вредными, не допустим.

К сведению:
Обращаем Ваше внимание, если по результатам проведенной аттестации рабочих мест работникам были установлены гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, то работодатель вправе изменить уровень предоставляемых работникам таких гарантий и компенсаций в рамках установленных действующим трудовым законодательством пределов или отменить их, если по результатам специальной оценки зафиксировано улучшение условий труда. В этом случае соответствующие условия трудового договора могут быть изменены либо по соглашению сторон ( ТК РФ), либо по инициативе работодателя ( ТК РФ) (смотрите, например, ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ на Вопрос: "Согласно аттестации рабочих мест 2011 года сотрудник получал доплату за вредность, молоко и дополнительные дни к отпуску (условия труда на рабочем месте сотрудника считались вредными - подкласс 3.1). Согласно проведенной спецоценке условий труда в 2015 году класс вредности изменился, условия труда признаны допустимыми (2 класс), доплата за вредность, молоко и дополнительные дни к отпуску больше сотруднику не полагаются (хотя сотрудник выполняет ту же работу в тех же условиях). Как следует произвести отмену компенсаций работникам?").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Если предприятие достаточно крупное, да к тому же и с неблагоприятными условиями труда, то большая роль отводится организации рабочих мест. С этой целью периодически проводится ряд мероприятий, которые призваны выявить воздействие вредных условий на человека и свести его к минимуму.

Сегодня существует ряд стандартов, которым должно соответствовать то или иное производство. И если обходить их стороной, то может пострадать не только персонал. И на само предприятие могут быть наложены существенные санкции.

Стоит отметить, что процедура анализа состояния рабочих мест время от времени претерпевает изменения. Последние глобальные коррективы вступили в силу с начала 2014 года.

По каким правилам будет проходить аттестация производства в 2016 году

Стоит отметить, что сегодня в законодательстве такого понятия, как «аттестация рабочего места» уже нет. На смену ему пришла специальная оценка условий труда. Порядок ее проведения урегулирован законом № 426-ФЗ, а также другими подзаконными актами. Если же говорить о новшествах 2016 года, то будет ужесточена ответственность по отношению к тем работодателям, которые не провели оценку, либо сделали это вопреки установленным правилам.

Не исключено, что в 2016 году от проведения оценки могут освободить представителей малого и среднего бизнеса. Во всяком случае, подобный законопроект уже несколько раз вносился на рассмотрение в стены парламента. Однако пока оценка будет нужна для всех. Если же предприятие уже проходило аттестацию до 2014 года, то в 2016 в этом не будет необходимости. Все дело в том, что по уже упомянутому нами закону оценка предприятия проходит не чаще, чем 1 раз в пять лет.

Если же компания не имеет вредных или опасных условий труда, то она будет обязана периодически подавать соответствующую декларацию. За игнорирование этого требования может быть наложен штраф вплоть до 80 тысяч рублей.



Производить оценку трудовых условий должна независимая организация, которая в установленном порядке прошла аккредитацию на государственном уровне. Когда подходящая фирма выбрана, с ней заключается договор. Его условиями предусмотрено создание специальной комиссии. Ее членами будут представители экспертов, а также руководства компании.

Кроме того, делегировать своих сотрудников должны и службы по охране труда, а также профсоюзы, (если таковые на предприятии были созданы). После подписания договора должна начаться работа, которая предусматривает такие пункты:

  • Анализ условий производства в части их соответствия действующему законодательству, и установленных нормативов в зависимости от вида производимой продукции;
  • Тест на предмет соблюдения общих правил гигиены;
  • Уровень травмоопасности на каждом конкретном рабочем месте;
  • Обеспечение людей рабочей одеждой, и там, где это нужно, средствами специальной защиты.

В результате исследования данных параметров определяются меры по устранению выявленных нарушений. Кроме того, результаты работы комиссии лягут в основу единой информационной базы, которая будет доступна для пользователей уже в начале 2016 года.

Если же говорить о документах, которые необходимы для проведения оценки, то в их число входит:

  • приказ по компании относительно проведения аттестации;
  • договор с организацией, которая будет проводить исследования;

Кроме того, на руках у предприятия должен быть отчет, в котором описываются общие условия труда, а также выявленные недостатки. Кроме того, необходимо перечислить меры, призванные устранить нарушения. Причем, они должны касаться каждого рабочего места.


Ответственность за отсутствие аттестации рабочего места

Ее меры перечислены в ряде статей КоАП РФ. Например, в статье 5.27 идет речь о том, что должностные лица предприятий могут понести санкции в виде штрафа, который может достигать до 5 тысяч рублей. Кроме того, сама компания может быть наказана санкциями, сумма которых достигнет предела в 50 тысяч рублей.

Однако это еще не все. Если нарушение было зафиксировано повторно, то на компанию может быть наложен штраф в сумме 70 тысяч рублей. Кроме того, должностным лицам грозит отстранение от занимаемого поста на срок до трех лет.

Кроме того, не исключены и нарушения в работе аттестационной комиссии. Тогда пределы ее ответственности должны быть детально прописаны в договоре. Такие пункты, прежде всего, будут в интересах предприятия, поскольку оно сможет защитить собственные интересы в случае наличия конфликта.

Когда проверка рабочих мест необязательна

Прежде всего, это касается случаев, когда на фирме трудится один человек, по совместительству являющийся и ее учредителем. То же самое касается и случаев, когда большинство сотрудников предпочитают удаленный вариант работы. Часто бывает и так, когда сразу в компании несколько человек занимают одну должность. Тогда среди них проверки подлежит только пятая часть всех рабочих мест. Арендатор офиса в лице одного человека также подпадает под аттестацию, за исключением случаев, когда его работа не связана с неблагоприятными условиями труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда претерпела кардинальные изменения: они коснулись не только самой процедуры ее проведения, но и определения размера страховых взносов в Фонд социального страхования, на основании полученных после аттестации данных. О новых правилах проведения спецоценки условий труда на предприятиях розничной торговли в 2016 году и о штрафных санкциях для работодателей, которые не выполнят данную обязанность, вы узнаете из нашей статьи.

Нужно ли проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2016 году?

В 2014 году вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» . Данный документ пришел на смену Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ №342н, который утверждал Порядок аттестации мест по условиям труда. Теперь же, с введением нового закона, изменилось и название процедуры - на смену привычной «аттестации рабочих мест по условиям труда» на всех предприятиях нашей страны повсеместно проводится «специальная оценка условий труда».

Необходимо сказать о том, что широко обсуждался общественностью законопроект, который долгое время находился на рассмотрении в Государственной думе нашей страны. Законопроект предлагал отменить специальную оценку условий труда для предприятий малого и среднего бизнеса. Но данная инициатива была отклонена, а свое решение законодатели аргументировали тем, что если специальная оценка труда не будет проводиться на предприятиях малого и среднего бизнеса, то работодатели не смогут получить скидки по взносам на травматизм, которые они обязаны уплачивать в Фонд социального страхования в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Почему же была отменена аттестация рабочих мест по условиям труда? Во-первых, по словам специалистов, подобная аттестация зачастую признавалась неэффективной и не просто не могла обезопасить работников организаций от вредных факторов и несчастных случаев, но и осуществлялась руководителями предприятий «спустя рукава» и «для галочки». В случае же, если на предприятии не была проведена аттестация рабочих по условиям труда, штрафные санкции за такое нарушение были незначительными, что позволяло работодателям не придавать аттестации особого значения. Да и после проведения аттестации рабочих мест, работники предприятий допускались к своим рабочим местам, которые по разным причинам аттестацию не прошли.

Что же касается специальной оценки условий труда работников, то теперь за ее не проведение работодателей ждут серьезные штрафы. Изменилась и сама процедура, методики ее проведения, а также алгоритм представления ее итогов в госорганы. Рассмотрим данные аспекты подробнее.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда?

Для начала разберемся с термином «Специальная оценка условий труда». Это, согласно Федеральному закону, единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. При проведении спецоценки учитывается отклонения от фактически значений нормативов, как правило гигиенических, условий труда.

Цель процедуры - определить. если в организации вредные и опасные условия труда работников, соответствует ли безопасность рабочих мест фирмы требованиям закона. Если рабочие места с вредными факторами будут выявлены, то сотрудники фирм должны получать денежные компенсации и выплаты. Специальная оценка условий труда обязательна во всех предприятиях и организациях нашей страны, вне зависимости от формы собственности и сферы деятельности - даже если это ООО, где работу выполняют сотрудники в офисе, то спецоценка должна быть проведена и здесь. Также это требование касается предприятий розничной и мелкооптовой торговли.

Порядок проведения процедуры специальной оценки условий труда подробно прописан в Федеральном законе №426-ФЗ, а в дополнение к Федеральному закону идет приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который устанавливает ряд основных документов, обязательных для заполнения в ходе процедуры: классификатор вредных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки, инструкция по заполнению формы отчета, методика проведения спецоценки. С данными документами следует ознакомиться каждому работодателю.

Какие же предприятия должны пройти процедуру специальной оценки условий труда в 2016 году? Согласно законодательству, результаты проведенной на вашей фирме аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение следующих пяти лет. Соответственно, если аттестация проводилась до 2014 года (до вступления в силу ФЗ №426), то специальную оценку условий труда вы можете отсрочить и провести только спустя 5 лет, но не позднее 31 декабря 2018 года - именно до этого срока на каждом предприятии нашей страны должна быть проведена процедура спецоценки условий труда. До 2019 года для работодателей страны действует, так называемый, «переходный период». Но есть и некие условия, при которых организация должна пройти процедуру спецоценки условий труда, не дожидаясь истечения пяти лет или наступления 2019 года. В первую очередь, не дожидаясь наступления 2019 года, спецоценку должны провести предприятия, работники которых задействованы во вредных или опасных условиях труда.

Также есть категории работников, в отношении которых специальную оценку условий труда проводить не нужно. Это наемные работники или сотрудники фирм, работающие на дому, удаленно и дистанционно, а также вступившие в трудовые отношения с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем. Что касается других фирм, то спецоценка условий труда должна проводиться для любого рабочего места, в том числе, для офисных работников.

Процедура проведения спецоценки условий труда

Если вы впервые планируете провести процедуру специальной оценки условий труда в вашей организации, в том числе на предприятии торговли, необходимо знать методику проведения спецоценки и последовательность действий, а также понимать, с чего необходимо начать и как в дальнейшем «использовать» результаты спецоценки.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

Начнем с того, что обязанность по проведению, а также полная оплата и финансирование процедуры специальной оценки условий труда на предприятии возлагается на работодателя. И, в первую очередь, для проведения данной процедуры работодатель должен заключить договор со специализированной организацией, проводящей специальную оценку условий труда работников.

  1. Выбор сторонней организации, которая проведет спецоценку условий труда вашей фирмы. Это первое, с чего нужно начать. Иметь дело нужно только с сертифицированными организациями, имеющими право на проведение работ по специальной оценке условий труда и только с квалифицированными специалистами. Все организации, имеющие аккредитацию для проведения процедуры спецоценки вносятся в специальный реестр, ознакомиться с которым может каждый желающий на сайте Министерства труда и социальной защиты нашей страны. Сегодня в реестре уже более двухсот аккредитованных организаций из всех регионов страны. Там же представлены их адреса, полные наименования и другая необходимая информация. В целом же, в штате сторонней организации, проводящей специальную оценку условий труда, должно быть не менее пяти квалифицированных и аккредитованных экспертов, один из которых должен иметь высшее образование по специальности в сфере гигиены труда. В 19 статье Федерального закона №426 подробно расписаны требования, предъявляемые в организации, проводящей специальную оценку условий труда. При проведении аттестации предприятия эксперты организации действуют абсолютно независимо и только в рамках законодательства.
    Читайте также: Трудовые книжки для микропредприятий могут отменить
  2. Заключение договора. После того, как организация для проведения специальной оценки труда на вашем предприятии будет выбрана, с ней необходимо заключить договор на проведение спецоценки. Как правило, это договор гражданско-правового характера.
  3. Создание комиссии для проведения спецоценки условий труда. Для того, чтобы провести процедуру спецоценки условий труда организации, ее руководитель обязан издать приказ о создании комиссии (число ее членов должно быть нечетным), приказ о составе комиссии и ее деятельности и утвердить график работ по спецоценке. В комиссию в обязательном порядке должны входить представители первичной профсоюзной организации, представитель работодателя (к примеру, для предприятий малого бизнеса - это сам руководитель организации), специалист по охране труда предприятия. Если специалиста по охране труда в вашей фирме нет, то необходимо привлечь стороннего специалиста и заключить с ним также договор гражданско-правового характера. Также с состав комиссии включается специалист сторонней организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  4. Утверждение перечня мест для проведения спецоценки. Перечень мест необходимо утвердить еще до начала проведения процедуры спецоценки условий труда. Далее эксперты организации, проводящей специальную оценку условий труда, определяют класс условий труд для каждого рабочего места фирмы. Результаты спецоценки утверждает комиссия. Для вредных и опасных условий труда эксперты в обязательном порядке присваивают определенный класс вредности. В том случае, если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте предприятия специалистами обнаружены не будут, условия труда признаются допустимыми и исследования вредных факторов не проводятся. Если вредные факторы на рабочих местах будут идентифицированы, измерения их уровня должны будут проведены в обязательном порядке. Если опасные факторы специалистами организаций выявлены не будут, то работодатель обязан заполнить и представить декларацию соответствия условий труда нормативных требованиям охраны труда.
  5. Формирование отчета. После того, как процедура спецоценки будет завершена, специалисты организации должны сформировать специальный отчет, состоящий из перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, приказа о создании комиссии, всей информации о сторонней организации, производящей спецоценку, графика проведения спецоценки, карты аттестации, таблицы, отражающей классы условий труда, ведомости о результатах спецоценки, протокола заседания комиссии, плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, заключения специалистов.

Декларирование соответствия условий труда

Если на вашем предприятии не будут выявлены опасные или вредные условия труда работников, необходимо представить в территориальную Инспекцию труда заполненную декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данный документ будет действителен в течение пяти лет. То есть, представлять декларацию необходимо всем предприятиям, в которых была проведена спецоценка условий труда и вредные факторы, угорающие жизни и здоровью граждан не были выявлены. Форма декларации утверждена Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Передать декларацию в инспекцию труда нужно не позднее месяца после того, как будет утвержден отчет о проведении спецоценки условий труда. Если же декларация не будет подана, то на работодателя может быть наложен штраф, в соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях. Декларацию в инспекцию труда можно оправить почтой.

В качестве представителя работодателя могут выступать руководители структурных подразделений, ведущие специалисты предприятия, юристы, бухгалтер, специалист по кадрам и иные работники.

В обязанности входит поиск и выбор аттестующей организации, подготовка необходимых документов (учредительные документы, список профессий с указанием численности работников, штатное расписание, журналы и инструкции по охране труда и т.д.), участие в разработке мер улучшения условий труда.

Представитель профсоюзной организации привлекается с целью учета интересов работников в части установления льгот и компенсаций при проверке рабочих мест. На предприятиях, где работает меньше 50 человек (микропредприятия или предприятия малого бизнеса) и у них нет своего профсоюза, работодатель может привлечь его со стороны и оформить гражданско-правовой договор на оказание услуг.

В качестве аттестующей организации должна выступать независимая организация, которая должна иметь аккредитацию, как . Организация проводит на рабочих местах лабораторные исследования с последующей оценкой соответствия условий гигиеническим нормам, и обеспечения средствами коллективной защиты. Эти работы имеет право проводить только аттестующая организация. По результатам каждого измерения составляется протокол, необходимый для заполнения .

Мало для кого будет секретом, что на сегодняшний день аттестация рабочих мест радикально изменилась. А случилось это благодаря принятию нового федерального закона и поправок в Трудовом кодексе Российской Федерации. Помимо этого, теперь эта процедура называется иначе, а именно если раньше была обычная аттестация рабочих мест, то сегодня это уже специальная оценка условий труда. Данные правила были приняты и вступили в силу в начале января 2014 года.

Мы предлагаем вниманию пользователей эту статью, чтобы каждый смог узнать некоторые подробности касательно изменений в понятии аттестации рабочих мест в 2015 году, или, если быть более точным, в специальной оценке условий труда.

Последние изменения в законе

Да, как мы можем видеть, изменилось название, но это не основная перемена. Оказывается, изменилась и сама процедура! Плюс ко всему прочему, уделили также внимание и наказаниям за нарушение требований. Наказания существенно ужесточились.

Но кому понадобились эти радикальные перемены? По мнению специалистов, эти изменения были необходимы, так как прежняя аттестация рабочих мест не была настолько эффективной, чтобы обеспечить безопасность рабочих. Теперь же специальная оценка даст толчок к тому, чтобы руководители относились к своим обязанностям более внимательно и все рабочие точно исполняли все необходимые требования, за невыполнение которых следуют соответствующие санкции.

Как показывает статистика, примерно 35% всех нарушений приходится на рабочих, которые были допущены к своим рабочим местам, но которые не прошли инструктаж по охране труда.

Имеются и такие уникальные личности, которые попросту расписываются, но толком и не читают, что написано в правилах техники безопасности. У некоторых сотрудников нет средств личной или коллективной защиты, ну и, в конце концов, не проводятся аттестации!

Руководители, а также их бухгалтера должны помнить также и о том, что когда сдается отчетность в Фонд социального страхования, указывается также и наличие проведенной специальной проверки. Эти требования вступили в силу с 1 января 2015 года. Когда оценка проведена, подсчитываются результаты, из которых делают выводы, какое рабочее место имеет какой класс вредности. А от этого уже определяется размер страховых взносов, которые впоследствии вносятся в Пенсионный Фонд.

Для многих все эти моменты могут показаться сущим пустяком. Нов действительности, если отсутствует спецоценка условий труда, возникают определенные препятствия для сдачи отчета за квартал в Фонд социального страхования, плюс ко всему возникают проблемы с расчетом пенсионных взносов. Нарушение за нарушением законодательства будет неумолимым, словно снежный ком. А это значит, что санкций не избежать.

Как же поступить в таком случае

А теперь давайте разберемся, что же представляет собой специальная оценка? Речь идет о целостном комплексе действий, направленных на идентификацию опасных и вредных производственных факторов и уровень влияния всего вышесказанного на здоровье сотрудников. Учитываются также колебания фактического значения и установленного норматива. Благодаря спецоценке специалисты определяют, подходят ли условия рабочего места требованиям, установленным законодательством, а также ищутся такие рабочие места, которые считаются вредными или опасными для работы сотрудников. Сотрудник, который вынужден трудиться в подобных условиях, имеет право на компенсации и определенные гарантии.

Каждый работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда, и неважно, о каком предприятии идет речь.

Какие рабочие места не подлежат проверке:

  • Рабочие места, которые принадлежат самим работникам, то есть, если человек работает дома, удаленно;
  • Рабочие места сотрудников, трудящихся дистанционно;
  • Рабочие места сотрудников работодателей, физических лиц, которые не являются ИП.

До последних пор аттестации подвергались лишь те рабочие места, на которых располагалось определенное оборудование, машины и механизмы, ручные инструменты, транспорт, аппараты, устройства и так далее. На сегодняшний де день, благодаря нововведениям, любое рабочее место должно пройти специальную оценку (крове вышеуказанных).

Какое наказание за данное правонарушение

Любое правонарушение наказуемо, только, конечно же, в разной степени. В данном случае речь идет о наказании сотрудника за невыполнение обязанностей по проведению специальной оценки условий труда. За это правонарушение сотрудника ожидает административная ответственность, то есть, приостановление деятельности или же штраф.

В 2015 году нарушивший закон предприниматель будет наказан административным штрафом в размере от 5 до 10 тысяч рублей. Также могут и приостановить его деятельность в качестве наказания на срок до 90 суток.

Что же касается юридических лиц, нарушивших правила, то им грозит куда больший штраф, а именно, от 60 до 80 тысяч рублей. Также в качестве наказания могут и приостановить деятельность юрлица, причем, также на срок до 90 суток.

Какие были до этого штрафы? Индивидуальных предпринимателей наказывали штрафом в размере от 1 до 5 тысяч рублей, а юридическое лицо наказывалось штрафом в размере от 30 до 50 тысяч рублей.
За административные наказания в данной сфере деятельности отвечает Роструд.

В 2015 году, если ИП нарушил снова закон, будет оштрафован от 30 до 40 тысяч рублей, а юридическое лицо – от 100 до 200 тысяч рублей.

В общем, сейчас мы обсудили действительно важную и актуальную тему. То есть, изначально. Перед тем, как предпринимать какие-либо действия, подумайте, как будет лучше: заплатить серьезный штраф, или потерять прибыль при приостановлении деятельности, или же провести специальную проверку, или аттестацию условий труда.

В суде сразу же решат, что именно работодатель виновен, если произошел несчастный случай на предприятии, а спецоценка проведена не была. А это уже уголовное дело! То есть, штраф в размере до 400 тысяч рублей, исправительные работы сроком в два года, принудительные работы, ну или, тюремное заключение сроком до одного года. Так что не стоит рисковать, а вообще, решать, конечно же, только Вам!

Рекомендуем почитать

Наверх