Как проводить открытый урок (традиционный подход)

Ведущие эксперты ритейла 23.09.2019

Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.

Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки?

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

    Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.

    Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.

    Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно - с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.

    Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем - до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).

    Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.

    Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы - это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше - в игровой форме).

    Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.

    Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.

    Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.

    Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!

    Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий, и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.

    Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

В центре внимания – личность учителя

Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?

    Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.

    Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат - дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.

    Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, - это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.

Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию - основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

Конец XX - начало XXI в. ознаменовались реформой российского образования, или, проще, реформой школы. Можно сказать, что во второй половине XX в. наша система образования прошла три этапа:

I этап. Школа знаний
Ее расцвет пришелся на конец 1950-х - начало 1960-х гг. Успехи науки и техники: вывод космических аппаратов на околоземную орбиту, «укрощение» термоядерной реакции - создавали иллюзию, что школа должна давать знания (базу) для последующего бурного роста науки. Однако скоро выяснилось, что наука быстро идет вперед, особенно развитие знаний на стыке фундаментальных наук (биофизика, биохимия, кибернетика и т.д.). Школа же оказалась не в состоянии следовать в фарватере этого движения, возможности школы оставались прежними.

II этап. Школа умений
Пришла на смену школе знаний в 1970-1980-х гг. Знания, умения, навыки (ЗУН) - вот знамя новаторов того времени. Обогащение школы знаний навыками и умениями учеников должно было адаптировать школу к развивающемуся технологическому обществу и создать базу для подготовки научно-инженерных кадров. Но прошло какое-то время, и выяснилось, что школа ЗУН - это слишком узко. Объем знаний продолжал стремительно расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали и оставались невостребованными обществом. Возникла потребность перемен.

III этап. Школа развития личности
Родилась в 90-е гг. XX в., в период коренных реформ в нашем государстве, которые не могли не затронуть систему образования. В это время начала осуществляться идея адаптивной школы (личностно орентированной), накапливающей и передающей опыт оценочной, эмоциональной и творческой деятельности. Теперь школа не столько становится источником информации, сколько учит учиться. Учитель уже не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Школа знаний - Школа ЗУН - Школа развития личности - таков вектор развития нашей школы, которое осуществляется не за счет отрицания предшествующего этапа, а путем его освоения и обогащения.
Современный урок, открытый в том числе, ценен не только получаемой учащимися информацией, но и обучением их способам деятельности для получения информации. Учитель на уроке должен стремиться передать способ творческой деятельности или стимулировать детей к созданию такового самостоятельно, пускай и в начальной, примитивной форме.
Несмотря на значительные изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. Границы урока остались почти неизмененными, а вот содержание обогащается различными новациями. В связи с этим хотелось бы рассмотреть открытый урок как форму урока, отражающую весь положительный опыт учителя и учеников в изложении и усвоении учебного материала.
Открытый урок, на наш взгляд, должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных, авторских наработок, как в смысле его построения, так и в отборе учебного материала, в технологии его подачи.
Ведущую роль при этом играет форма организации познавательной деятельности учащихся, степень готовности их усвоить новации учителя (как ранее апробированные и уже хорошо усвоенные, так и примененные в порядке эксперимента впервые в данном классе на данном уроке). В любом случае именно уровень взаимопонимания учителя и ученика на уроке свидетельствует об актуальности новых методик, используемых учителем, о его творческом потенциале.

МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА

1. Открытый урок для членов методического объединения.
2. Открытый урок для коллег в школе.
Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых учителей или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.
3. Открытый урок учителя-методиста для учителей округа с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.
4. Открытый урок, проводимый учителем в присутствии администрации школы и экспертов с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.
5. Открытый урок на конкурсе «Учитель года» на региональном или федеральном уровне.
Именно четвертая модель открытого урока рассматривается авторами как наиболее характерная и содержательная. Думается, что эта модель открытого урока представляет собой наибольший интерес, так как включает в себя всю совокупность наработанного учителем опыта - начиная с блестящего владения классической моделью урока до демонстрации усвоения учащимися авторских методик и наработок учителя.
Безусловно, каждый открытый урок должен сопровождаться самоанализом и самоконтролем.

Открытый урок по курсу отечественной истории
(4 модель)

Рассмотрим вышесказанное на примере.
Готовясь к открытому уроку, учитель может пойти двумя путями. Либо разработать и показать один из уроков традиционной системы (урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний и т.д.), насытив его всеми возможными методическими находками; либо использовать комплекс различных типов уроков с целью наилучшим образом показать возможности учащихся и свое мастерство. Все эти типы уроков, соединенные в рамках открытого урока, дадут представление о возможностях педагога.
Соединение в открытом уроке уроков разного типа основывается на логике процесса освоения знаний.
Классические этапы урока, предложенные профессором Т.И. Шамовой и активно используемые ныне в педагогической практике, учитель может превратить в собственный план открытого урока.
Например:
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания. Возможно использование трех вариантов проверки или их комбинаций.
3. Работа с новым учебным материалом (подготовка к усвоению нового, изучение нового).
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов урока.
Рассмотрим это более подробно.

I ЭТАП . Организация начала урока
Организационный момент открытого (как, впрочем, и любого другого) урока предполагает приветствие учащихся учителем, сообщение темы предстоящего урока или блока уроков (имеются в виду спаренные уроки), предварительная, лаконичная и ясная формулировка целей и задач урока. Своими действиями учитель должен подвести детей к осознанию цели урока как заранее запрограммированного учителем результата, который должен быть достигнут путем их сотрудничества в конце урока.

II ЭТАП . Проверка домашнего задания
1. Монолог: пересказ текста учеником, подготовленный рассказ по модулю, изложение учебного материала путем повествования от частного к общему.
2. Тестирование или составление технологической карты.
3. Фронтальный опрос, составление словаря исторических терминов или хронологической таблицы.
Домашнее задание должно быть строго дифференцированным, учитывающим индивидуальные особенности детей. Для учащихся разных уровней успеваемости даются групповые и индивидуальные задания соответствующих уровней сложности.
Логическим переходом от проверки домашнего задания к изучению новой темы может быть доклад или сообщение учащегося, подготовленное заранее по заданию учителя и являющееся логическим мостиком при переходе от предыдущей темы к последующей. Специфика этой формы домашнего задания состоит в обучении учащихся самостоятельному отбору материала из дополнительных источников информации и умению грамотно и красноречиво донести его до своих одноклассников, которые ведут конспект доклада.
Таким образом учащиеся обучаются конспектированию, рациональной работе со своей тетрадью, а также умению составлять и ставить (что не одно и то же) вопросы докладчику по теме выступления, тренируя тем самым сразу два важнейших вида общеучебных умений: информационные и коммуникативные. Следует отметить, что подчеркнуть составление вопросов к докладчику по теме услышанного - одна из наиболее сложных форм работы с учебным материалом, ведь это вырабатывает у учащихся навыки письменного изложения основных мыслей доклада в виде тезисов и учит выделять главное. Это подготовит их к успешной сдаче предстоящего в недалеком будущем Единого государственного экзамена. Лучшие конспекты и вопросы оцениваются сразу же по окончании этой работы.
Кроме этого подготовка подобного доклада может предоставить ученику дополнительный шанс улучшить учебные результаты по предмету, исправить плохие отметки, что, конечно же, является положительным мотивом к обучению в целом.

III ЭТАП . Получение новых знаний
Здесь возможно использование трех известных методов обучения:

  • частично поискового,
  • метода проблемного изложения материала,
  • исследовательского метода, или их композиции.

Наиболее интересным воплощением композиции методов является совместная разработка темы учителем и учащимися. На примере темы «Экономическое развитие России в XVII в.» рассмотрим действия учащихся на уроке.

1 . Создание плана. В ходе анализа и обсуждения предметного материала в группах формулируется свой план изучения данной темы. Он выглядит примерно так:

Аграрное (сельскохозяйственное) производство:

  • земледелие, скотоводство, птицеводство, садоводство;
  • агротехнические приемы и пр.;
  • орудия труда и их развитие.

Ремесленное (промышленное) производство:

  • ремесленное производство на заказ, на рынок;
  • мануфактурное производство.

Торговое и денежное дело:

  • обмен натуральный, денежный;
  • товарно-денежные отношения;
  • внутренняя и внешняя торговля.

Работая с учебником, ученики наполняют схему конкретным содержанием. Итогом этого этапа коллективной работы учащихся могут быть следующие тезисы:

АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Земледелие
Расширение пахотных земель, распространение земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Увеличение урожайности зерновых.

Животноводство
Выведение молочных пород скота: холмогорская, ярославка. Коневодство в ногайских степях и в Калмыкии, разведение романовской породы овец в Поволжье.

Садоводство
Разведение «капустных огородцев».

Агротехника
Трехпольный севооборот с применением навозных удобрений при сохранении на окраинах переложной системы.

Орудия труда
Применение сохи различной модификации: трехзубая соха, соха-косуля. Использование железных сошников, бороны с железными зубьями.

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Рост ремесленного производства на заказ и на рынок.
Формирование товарного ремесленного производства.
Выделение районов ремесленной специализации: в Туле, Серпухове - добыча и обработка железной руды; в Ярославле, Казани - кожевенное производство; в Костроме - мыловарение; в Иванове - производство ткани.
В Москве насчитывается более 250 ремесленных профессий.

Мануфактурное производство
Строительство металлургической мануфактуры А. Виниуса под Тулой в 30-х гг. XVII в.
Печатный и Монетный дворы в Москве.
Ницынский завод на Урале.
Судостроительные верфи в Воронеже.

ТОРГОВЛЯ

Внутренняя торговля
Начало формирования единого всероссийского рынка. Появление ярмарок: Макарьевской, Ирбитской, Нежинской и др.

Внешняя торговля
Торговля с Западной Европой через Архангельск и с Востоком через Астрахань.
Строительство Немецкой слободы в Москве.
1667 г. - введение пошлин для иностранных купцов.

3. Составление рассказа-монолога по изучаемому материалу на базе сформулированных тезисов.
4. Обобщение и систематизация новых знаний. На основании выявленных в тексте фактов дети дают обобщенную характеристику тенденций развития российской экономики в начале XVII в.

IV ЭТАП . Домашнее задание
Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода. Для детей с проектируемым репродуктивным уровнем усвоения знаний предлагается пересказ материала, монолог, ответы на вопросы. Конструктивный уровень предполагает подготовку монолога по отработанному плану.
И, наконец, домашнее задание творческого уровня:

  • анализ исторических явлений на основе изучения исторических фактов или исторических документов;
  • доклад, реферат, эссе.

Следует помнить, что каждый ребенок через особенности личностного восприятия, используя собственную систему усвоения знаний, приобретенную или созданную им самим, осваивает учебный материал следующими путями:
1. В хронологической последовательности.
2. Путем сравнения и обобщения (составление сравнительных таблиц).
3. Созданием собственного плана и тезисов.
4. В виде реферата или эссе - как научной или эмоционально-образной формы восприятия материала.
Подобная организация работы детей на уроке и дома позволяет решать целый ряд творческих дидактических задач:

формирование умения находить главное и необходимое в материале в данный конкретный момент;

  • формирование умения создавать учебные планы и работать на их основе;
  • формирование навыков ответа по схеме от частного к общему;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • формирование навыков самостоятельной работы;
  • формирование навыков составления тезисов.

V ЭТАП . Подведение итогов урока
В ходе подведения итогов урока следует особо внимательно отнестись к оцениванию ответов учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она (отметка) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, ребенку-отличнику следует ставить оценку «5» за высказывание новаторских идей, нового взгляда на исторический факт, причем эти идеи должны быть соответственно оформлены.
Учащимся со средними и хорошими способностями можно ставить оценку «5» за интересные идеи и неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них и помогая оформить мысль.
Оценивая более слабые ответы, следует все же хорошо отозваться о способностях этой группы учащихся, осторожно указав на неудовлетворительные стороны ответов, предоставив возможность более удачного выступления на следующем уроке.
Мы убеждены, что только путем создания на уроке эмоционально положительной воспитывающей среды можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к обучению.
Закончив открытый урок, учитель обязан дать целостный системный его анализ и показать перспективу своей дальнейшей работы по данному курсу.

М. АЛЕКСЕЕВА ,
заслуженный учитель РФ,
директор школы № 128;
Н. МЕДНИКОВ ,
учитель истории

Как проводить открытый урок

(традиционный подход )

___ Конспекты традиционных уроков (и уж тем более уроков ОТКРЫТЫХ) старательно наполняются мудрёными формулировками тем и учебных задач, стройным перечнем этапов урока и тщательным подбором заданий для учащихся, наиболее эффектными фрагментами речи учителя или дословным текстом его объяснений. А вот о разношерстной деятельности учеников в них практически ничего нет. Поэтому подобные материалы оказываются всего лишь ПОДСОБНЫМИ для учительской « режиссуры урока», которой ещё нужно будет вдохнуть жизнь в эти пусть и добротные, но пока« бездетные» разработки. Хотя для отдельных учителей и они могут порой оказаться неким подспорьем в сочинении собственной « режиссуры урока».

___ Поэтому приводим один из весьма добротных образцов ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДА к подготовке открытого урока. Может быть, даже « диагональное» чтение подобного материала поможет кому-то из учителей укрепить шатающуюся веру в себя, в свои уже наработанные умения и в уже существующую отзывчивость своих учеников.

Вячеслав Букатов

. По материалам: « История» №5 (2004 ; ИД « Первое сентября»)

М. АЛЕКСЕЕВА, заслуженный учитель РФ,
директор школы № 128

.
Н. МЕДНИКОВ,
учитель истории .

Историческая справка: три этапа реформирования .

Конец XX - начало XXI в. ознаменовались реформой российского образования, или, проще, реформой школы. Можно сказать, что во второй половине XX в. наша система образования прошла три этапа:

I этап. Школа знаний

Ее расцвет пришелся на конец 1950-х - начало 1960-х гг. Успехи науки и техники: вывод космических аппаратов на околоземную орбиту, « укрощение» термоядерной реакции - создавали иллюзию, что школа должна давать знания (базу) для последующего бурного роста науки. Однако скоро выяснилось, что наука быстро идет вперед, особенно развитие знаний на стыке фундаментальных наук (биофизика, биохимия, кибернетика и т.д.). Школа же оказалась не в состоянии следовать в фарватере этого движения, возможности школы оставались прежними.

II этап. Школа умений

Пришла на смену школе знаний в 1970-1980-х гг. Знания, умения, навыки (ЗУН) - вот знамя новаторов того времени. Обогащение школы знаний навыками и умениями учеников должно было адаптировать школу к развивающемуся технологическому обществу и создать базу для подготовки научно-инженерных кадров. Но прошло какое-то время, и выяснилось, что школа ЗУН - это слишком узко. Объем знаний продолжал стремительно расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали и оставались невостребованными обществом. Возникла потребность перемен.

III этап. Школа развития личности

Родилась в 90-е гг. XX в., в период коренных реформ в нашем государстве, которые не могли не затронуть систему образования. В это время начала осуществляться идея адаптивной школы (личностно орентированной), накапливающей и передающей опыт оценочной, эмоциональной и творческой деятельности. Теперь школа не столько становится источником информации, сколько учит учиться. Учитель уже не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Школа знаний - Школа ЗУН - Школа развития личности - таков вектор развития нашей школы, которое осуществляется не за счет отрицания предшествующего этапа, а путем его освоения и обогащения.

Современный урок, открытый в том числе, ценен не только получаемой учащимися информацией, но и обучением их способам деятельности для получения информации. Учитель на уроке должен стремиться передать способ творческой деятельности или стимулировать детей к самостоятельному творчеству, пускай и в начальной, примитивной форме.

Несмотря на значительные изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. Границы урока остались почти неизмененными, а вот содержание обогащается различными новациями. В связи с этим хотелось бы рассмотреть открытый урок как форму урока, отражающую весь положительный опыт учителя и учеников в изложении и усвоении учебного материала.

Открытый урок, на наш взгляд, должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных, авторских наработок, как в смысле его построения, так и в отборе учебного материала, в технологии его подачи.

Ведущую роль при этом играет форма организации познавательной деятельности учащихся, степень готовности их усвоить новации учителя (как ранее апробированные и уже хорошо усвоенные, так и примененные в порядке эксперимента впервые в данном классе на данном уроке). В любом случае именно уровень взаимопонимания учителя и ученика на уроке свидетельствует об актуальности новых методик, используемых учителем, о его творческом потенциале.

МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА

1. Открытый урок для членов методического объединения.

2. Открытый урок для коллег в школе. Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых учителей или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.

3. Открытый урок учителя-методиста для учителей округа с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.

4. Открытый урок, проводимый учителем в присутствии администрации школы и экспертов с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.

5. Открытый урок на конкурсе « Учитель года» на региональном или федеральном уровне.

Именно четвертая модель открытого урока рассматривается авторами как наиболее характерная и содержательная. Думается, что эта модель открытого урока представляет собой наибольший интерес, так как включает в себя всю совокупность наработанного учителем опыта - начиная с блестящего владения классической моделью урока до демонстрации усвоения учащимися авторских методик и наработок учителя.

Безусловно, каждый открытый урок должен сопровождаться самоанализом и самоконтролем.

.

Пример проведения открытого урока для аттестации на более высокую квалификационную категорию

Открытый урок по курсу отечественной истории (4 модель)

Рассмотрим вышесказанное на примере.

Готовясь к открытому уроку, учитель может пойти двумя путями. Либо разработать и показать один из уроков традиционной системы (урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний и т.д.), насытив его всеми возможными методическими находками; либо использовать комплекс различных типов уроков с целью наилучшим образом показать возможности учащихся и свое мастерство. Все эти типы уроков, соединенные в рамках открытого урока, дадут представление о возможностях педагога.

Соединение в открытом уроке уроков разного типа основывается на логике процесса освоения знаний.

Классические этапы урока, предложенные профессором Т.И. Шамовой и активно используемые ныне в педагогической практике, учитель может превратить в собственный план открытого урока.

Например:

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания. Возможно использование трех вариантов проверки или их комбинаций.

3. Работа с новым учебным материалом (подготовка к усвоению нового, изучение нового).

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов урока.

Рассмотрим это более подробно.

I ЭТАП . Организация начала урока

Организационный момент открытого (как, впрочем, и любого другого) урока предполагает приветствие учащихся учителем, сообщение темы предстоящего урока или блока уроков (имеются в виду спаренные уроки), предварительная, лаконичная и ясная формулировка целей и задач урока. Своими действиями учитель должен подвести детей к осознанию цели урока как заранее запрограммированного учителем результата, который должен быть достигнут путем их сотрудничества в конце урока.

II ЭТАП . Проверка домашнего задания

1. Монолог: пересказ текста учеником, подготовленный рассказ по модулю, изложение учебного материала путем повествования от частного к общему.

2. Тестирование или составление технологической карты.

3. Фронтальный опрос, составление словаря исторических терминов или хронологической таблицы.

Домашнее задание должно быть строго дифференцированным, учитывающим индивидуальные особенности детей. Для учащихся разных уровней успеваемости даются групповые и индивидуальные задания соответствующих уровней сложности.

Логическим переходом от проверки домашнего задания к изучению новой темы может быть доклад или сообщение учащегося, подготовленное заранее по заданию учителя и являющееся логическим мостиком при переходе от предыдущей темы к последующей. Специфика этой формы домашнего задания состоит в обучении учащихся самостоятельному отбору материала из дополнительных источников информации и умению грамотно и красноречиво донести его до своих одноклассников, которые ведутконспект доклада.

Таким образом учащиеся обучаются конспектированию, рациональной работе со своей тетрадью, а также умению составлять и ставить (что не одно и то же) вопросы докладчику по теме выступления, тренируя тем самым сразу два важнейших вида общеучебных умений: информационные и коммуникативные. Следует отметить, что подчеркнуть составление вопросов к докладчику по теме услышанного — одна из наиболее сложных форм работы с учебным материалом, ведь это вырабатывает у учащихся навыки письменного изложения основных мыслей доклада в виде тезисов и учит выделять главное. Это подготовит их к успешной сдаче предстоящего в недалеком будущем Единого государственного экзамена. Лучшие конспекты и вопросы оцениваются сразу же по окончании этой работы.

Кроме этого подготовка подобного доклада может предоставить ученику дополнительный шанс улучшить учебные результаты по предмету, исправить плохие отметки, что, конечно же, является положительным мотивом к обучению в целом.

III ЭТАП . Получение новых знаний

Здесь возможно использование трех известных методов обучения:

  • частично поискового,
  • метода проблемного изложения материала,
  • исследовательского метода, или их композиции.

Наиболее интересным воплощением композиции методов является совместная разработка темы учителем и учащимися. На примере темы « Экономическое развитие России в XVII в.» рассмотрим действия учащихся на уроке.

1 . Создание плана. В ходе анализа и обсуждения предметного материала в группах формулируется свой план изучения данной темы. Он выглядит примерно так:

  • развитие сельского хозяйства,
  • развитие ремесла,
  • развитие торговли.

Аграрное (сельскохозяйственное) производство :

  • земледелие, скотоводство, птицеводство, садоводство;
  • агротехнические приемы и пр.;
  • орудия труда и их развитие.

Ремесленное (промышленное) производство:

  • ремесленное производство на заказ, на рынок;
  • мануфактурное производство.

Торговое и денежное дело:

  • обмен натуральный, денежный;
  • товарно-денежные отношения;
  • внутренняя и внешняя торговля.

Работая с учебником, ученики наполняют схему конкретным содержанием. Итогом этого этапа коллективной работы учащихся могут быть следующие тезисы:

АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Земледелие

Расширение пахотных земель, распространение земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Увеличение урожайности зерновых.

Животноводство

Выведение молочных пород скота: холмогорская, ярославка. Коневодство в ногайских степях и в Калмыкии, разведение романовской породы овец в Поволжье.

Садоводство

Разведение « капустных огородцев».

Агротехника

Трехпольный севооборот с применением навозных удобрений при сохранении на окраинах переложной системы.

Орудия труда

Применение сохи различной модификации: трехзубая соха, соха-косуля. Использование железных сошников, бороны с железными зубьями.

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Рост ремесленного производства на заказ и на рынок.

Формирование товарного ремесленного производства.

Выделение районов ремесленной специализации: в Туле, Серпухове - добыча и обработка железной руды; в Ярославле, Казани - кожевенное производство; в Костроме - мыловарение; в Иванове - производство ткани.

В Москве насчитывается более 250 ремесленных профессий.

Мануфактурное производство

Строительство металлургической мануфактуры А. Виниуса под Тулой в 30-х гг.XVIIв.

Печатный и Монетный дворы в Москве.

Ницынский завод на Урале.

Судостроительные верфи в Воронеже.

ТОРГОВЛЯ

Внутренняя торговля

Начало формирования единого всероссийского рынка. Появление ярмарок: Макарьевской, Ирбитской, Нежинской и др.

Внешняя торговля

Торговля с Западной Европой через Архангельск и с Востоком через Астрахань.

Строительство Немецкой слободы в Москве.

1667 г. - введение пошлин для иностранных купцов.

3. Составление рассказа-монолога по изучаемому материалу на базе сформулированных тезисов.

4. Обобщение и систематизация новых знаний. На основании выявленных в тексте фактов дети дают обобщенную характеристику тенденций развития российской экономики в начале XVII в.

IV ЭТАП . Домашнее задание

Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода. Для детей с проектируемым репродуктивным уровнем усвоения знаний предлагается пересказ материала, монолог, ответы на вопросы. Конструктивный уровень предполагает подготовку монолога по отработанному плану.

И наконец, домашнее задание творческого уровня:

  • анализ исторических явлений на основе изучения исторических фактов или исторических документов;
  • доклад, реферат, эссе.

Следует помнить, что каждый ребенок через особенности личностного восприятия, используя собственную систему усвоения знаний, приобретенную или созданную им самим, осваивает учебный материал следующими путями:

1. В хронологической последовательности.

2. Путем сравнения и обобщения (составление сравнительных таблиц).

3. Созданием собственного плана и тезисов.

4. В виде реферата или эссе - как научной или эмоционально-образной формы восприятия материала.

Подобная организация работы детей на уроке и дома позволяет решать целый ряд творческих дидактических задач:

формирование умения находить главное и необходимое в материале в данный конкретный момент;

  • формирование умения создавать учебные планы и работать на их основе;
  • формирование навыков ответа по схеме от частного к общему;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • формирование навыков самостоятельной работы;
  • формирование навыков составления тезисов.

V ЭТАП . Подведение итогов урока

В ходе подведения итогов урока следует особо внимательно отнестись к оцениванию ответов учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она (отметка) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, ребенку-отличнику следует ставить оценку «5 » за высказывание новаторских идей, нового взгляда на исторический факт, причем эти идеи должны быть соответственно оформлены.

Учащимся со средними и хорошими способностями можно ставить оценку «5 » за интересные идеи и неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них и помогая оформить мысль.

Оценивая более слабые ответы, следует все же хорошо отозваться о способностях этой группы учащихся, осторожно указав на неудовлетворительные стороны ответов, предоставив возможность более удачного выступления на следующем уроке.

Мы убеждены, что только путем создания на уроке эмоционально положительной воспитывающей среды можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к обучению.

Закончив открытый урок, учитель обязан дать целостный системный его анализ и показать перспективу своей дальнейшей работы по данному курсу.

М. АЛЕКСЕЕВА,
заслуженный учитель РФ,
директор школы № 128;
.
Н. МЕДНИКОВ,
учитель истории

По материалам: « История» №5 (2004 ; Изд.дом « Первое сентября»)

.

ДО и ПОСЛЕ открытого урока

Для открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (45-90 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки преподавателя.

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения.
Преподаватель, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока – освоения студентами знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано.
И самоанализ урока осуществляется в двух аспектах:

  1. с точки зрения достижения методической цели;
  2. с точки зрения освоения обучающимися учебного материала.

Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Открытый урок обязательно должен иметь новизну. Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает преподаватель. Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации.

При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающихся. Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Недопустима «репетиция» открытого урока с одной и той же группой. Рекомендуется сообщить студентам о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы колледжа. Нельзя проводить с одной группой в один день несколько открытых уроков.Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим данное занятие.

Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество освоения профессиональными и общими компетенциями, знаниями, умениями и опытом, приобретенным обучающимися под руководством преподавателя.

К подготовке и проведению открытых занятий предъявляется ряд требований

Планирование открытого урока

В конце учебного года на заседании ПЦК проводится анализ взаимопосещений занятий преподавателями, на основании которого определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году. Составляется план проведения открытых уроков.
Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями.В структурном отношении открытое занятие не отличается от обычных занятий. Открытое занятие имеет методическую цель, достижению которой подчиняется содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной, практико-исследовательской, интерактивной и пр. деятельности обучающихся.
Методическая цель ставится педагогом, когда проводится открытый урок. Она зависит от цели приглашения коллег на открытый урок, а в случае работы по апробации новых методов, средств и форм обучения, такая цель ставится самим собой для совершенствования учебного процесса и повышения уровня педагогического мастерства.
Например: Методическая цель открытого урока - показать коллегам методику лекции-беседы с использованием технических средств обучения (ТСО).
Умение правильно определить цель урока – один из основных признаков педагогического мастерства преподавателя, которое может и должно совершенствоваться в ходе самообразования, осмысления личного опыта и опыта коллег.
После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности учащихся.
Определить основную дидактическую цель урока - значит установить, чему в основном он будет посвящен - изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала.
Исходя из общей идеи современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов:
Каждый тип уроков в зависимости от характера деятельности преподавателя и обучающихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Виды уроков

Урок изучения нового:
лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие.
Цель: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний:
практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний:
практическое занятие, лабораторная работа, семинар
Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний:
семинар, конференция, круглый стол и т.д.
Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний:
контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний
Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Основные этапы подготовки и проведения открытого урока

Выбор темы открытого урока преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности обучающихся на разных этапах занятия.
Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения урока. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.
При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, применить результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит обучающимся быть в курсе современных достижений.
Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.
Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание студентов, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на уроке. Будьте скромны и не нагружайте урок наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы урока должны работать на учебную цель занятия:

  • продемонстрировать использование компьютерных технологий на уроке,
  • продемонстрировать использование технологий визуализации,
  • показать возможности использования диалектического способа обучения и т.д.

Выбор группы

Когда выбрана тема, надо определиться с группой, на которой вы будете показывать свой открытый урок. Понятно, что группа должна быть контактная, мыслящая. При проведении открытого урока, следует учитывать "публику" урока.

Составление плана урока

Классический план урока состоит из 3-х частей:
Вступительная, Основная и Заключительная:
Вступительная (или вводная)часть необходима, чтобы добиться внимания обучающихся.
С самого начала урока нужно удивить, заинтересовать, восхитить, то есть мотивировать их предстоящую работу.
Во второй Основной части урока раскрывается и закрепляется тема урока. Здесь сосредотачиваются наиболее сложные виды деятельности. Показываются отобранные преподавателем педагогические технологии, формы и методы работы, позволяющие решить поставленные задачи.
Третья часть Заключительная .
Служит обобщением предыдущего процесса. Задаётся задание на самостоятельную работу и комментируется процесс его выполнения. Звучат слова благодарности обучающимся. Попутно анализируется работа на уроке и выставляются оценки (с обоснованием).
К открытому занятию необходимо составить план занятия – технологическую карту урока с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают преподаватель и студенты (рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных на урок).
План урока должен отразить все основные этапы урока, основные виды деятельности, как студентов, так и преподавателя, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока.
Примерная форма технологической карты урока
№ п/п Этапы урока Дидактическая цель Метод обучения Методическое обеспечение Деятельность преподавателя Деятельность студентов

Драматургия открытого урока

Открытое занятие – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. А любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии.
Готовя открытый урок, преподавателю надо суметь так всё срежиссировать, чтобы на его уроке было интересно всем. На хорошем открытом уроке должна быть изначальная интрига, железно просчитанный ход урока, маленькие островки для импровизации, момент озарения и эмоционально-интеллектуальная разрядка. И как можно больше «изюминок» - моментов, вызывающих у присутствующих приятное удивление. (Как говорил Александр Васильевич Суворов – «Удивить – значит победить!»)

Оформление материалов открытого урока

На открытое занятие преподаватель готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который включает следующие документы (могут дополняться в зависимости от вида и типа учебного занятия):

  • календарно-тематический план;
  • план учебного занятия;
  • конспект лекции;
  • комплект материалов по разнообразным видам контроля;
  • дидактический, раздаточный материал;
  • задания для самостоятельной работы;
  • комплект видеоматериалов для ТСО;
  • варианты заданий или вопросов для самостоятельной внеурочной работы

Оформляется методическая разработка открытого занятия.
Структура методической разработки открытого занятия должна содержать:

  • пояснительную записку,
  • структуру урока,
  • подробный конспект (сценарий) занятия,
  • образцы дидактического материала,
  • список используемой литературы и т.д.

В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль занятия, педагогические цели, задачи стоящие перед преподавателем, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие.

Общие требования к оформлению методической разработки

  1. Общий объем методической разработки урока должен составлять не менее 10 листов компьютерного текста.
  2. Шрифт методической разработки TimesNewRoman, размер шрифта – 14, интервал 1,5.
  3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  4. Список использованных источников должен быть в алфавитном порядке по ФИО авторов и содержать необходимые библиографические данные.
  5. Количество и объем разделов методической разработки не лимитируется.

Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.
Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям рекомендаций.
Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после рассмотрения на заседании ПЦК и утверждения зам. директора по УР (УПР, ВР) сдается в методический кабинет.

Анализ открытого урока

«Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - то истинно велик!»
(Пьер Гренгор)

Обсуждение открытого занятия проводится, как правило, в день его проведения.
Организует обсуждение методист колледжа.
Цель обсуждения – оценка правильности постановки цели занятия, целесообразность выбранных методов и средств, оказание помощи преподавателю в акцентировании внимания на отдельных использованных методических приемах, рассмотрение их эффективности с точки зрения поставленных задач.
При обсуждении занятия вопросы к преподавателю, проведшему занятие, должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели.
Выступления присутствующих на обсуждении проведенного занятия рекомендуется проводить в следующей последовательности:

  • преподаватель, проводивший открытое занятие;
  • приглашенные преподаватели;
  • руководитель ПЦК;
  • заместитель директора по УР, УПР, ВР, методист.

Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил открытое занятие.
Он должен четко дать свою оценку уроку, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала.
Выступление преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие цели, которые лежат в основе его работы.
Выступающие преподаватели должны разобрать достоинства и недостатки открытого занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования мультимедийной компьютерной техники.
Необходимо тщательно оценить занятие с позиции реализации дидактических принципов. В ходе обсуждений следует отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы преподавателя.
В заключении выступают заместитель директора по УР, УПР, ВР и методист. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о целесообразности дальнейшего использования представленного опыта. При анализе выступающие должны оценить не только учебную, но и воспитательную роль занятия, его значение для освоения специальности.
Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим творческий обмен мнениями, дискуссия, которые вызовут желание не только оценить критически работу коллег, но и творчески использовать его опыт в работе.
После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется преподавателю, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, отстаивает свою точку зрения.
Хорошо организованное обсуждение помогает придти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия в педагогическую практику.
Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива.

Самоанализ занятия педагогом оказывает серьезную помощь эксперту. Самоанализ дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока).
Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются преподавателю; происходит усвоение передового педагогического опыта и внедрение в практику образовательной деятельности достижений педагогической науки, различных новшеств.
Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы студенты боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать аудиторию.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Каждый урок должен вызывать у студента заинтересованность.

Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.

Безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.

Отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно - с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.

Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем - до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).

Для проведения увлекательного урока используйте различную технику.

Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость обучающихся или неожиданные вопросы - это ситуации, из которых преподаватель должен уметь быстро и грамотно находить выход.

Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов!

Стимулируйте постоянную активность студентов. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.

Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.

Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме. Удивляйте своих студентов и не переставайте удивляться вместе с ними!

Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.

Тематические игры сделают урок интересным в любом возрасте. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

Стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию - основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

С.А. Карагод, методист

Возможно ли стать идеальным учителем? Таким, которому больше нечего добавить к своей методике, чтобы сделать её ещё лучше? Наш ответ однозначен: нет, это невозможно. Потому что лучший педагог всегда будет стремиться учиться и развиваться до бесконечности, не пренебрегая опытом коллег, ведь, как известно, non est terminus - «Нет предела совершенству». Здесь мы расскажем о таком инструменте профессионального развития преподавателя, как открытые уроки.

В сознании учителей понятие «открытый урок» превратили в проверку знаний, некоторый элемент контроля. Поэтому воспринимается данный вид активности негативно, «к нам едет ревизор». После подобных уроков ожидается либо наказание, либо (крайне редко) - поощрение; к этим урокам готовятся, стараясь показать на них что-то особенное.

Но открытый урок должен представлять из себя обычное занятие, которое учителя каждый день проводят со своими учениками, просто на такой урок может прийти любой другой педагог, чтобы посмотреть, как работает коллега.

Никакой отдельной подготовки не требуется: нужно вести урок так же, как обычно, а гость (или гости) не будет потом ни наказывать, ни поощрять - он просто поделится своим впечатлением и даст педагогу возможность взглянуть на себя со стороны, получить ценные советы. После каждого урока гости проводят беседу, на которой рассказывают о своих впечатлениях, о том, что можно было бы добавить, чтобы сделать занятие ещё лучше, а от чего стоило бы отказаться.

Что необходимо для качественного и эффективного открытого урока

Желательно, чтобы на открытом уроке присутствовали два гостя. Большее количество людей будет негативно действовать на учеников, они станут вести себя не так, как обычно: замыкаться, бояться отвечать на вопросы, что может помешать естественному течению занятия. Но почему тогда не один человек? Потому что мнение двоих более объективно и взвешенно. Ведь после открытого урока должен состояться его разбор, на котором гости укажут педагогу, у которого они побывали, опорные точки для дальнейшего самосовершенствования.

Крайне важно проводить запись открытого урока (на веб-камеру, планшет, ноутбук или телефон - главное, чтобы на записи учителя было хорошо видно и слышно). Видео нужно для того, чтобы до разбора показать его педагогу, который провёл урок. Это даст ему возможность посмотреть на самого себя (о пользе подобного анализа мы уже говорили ), а обсуждение гостям открытого урока следует начинать с вопросов о том, что думает сам учитель о своём занятии: какие он увидел плюсы и минусы? Что ему хотелось бы изменить?

После каждого открытого урока проводится его разбор. Это должно произойти в течение недели, пока все впечатления ещё свежие. Сначала оба гостя должны обсудить данный урок между собой, сделав следующее резюме:

  • два плюса урока, которые необходимо сохранить,
  • два минуса, которые стоит исправить до следующего открытого урока,
  • оценка (по желанию). Можно ставить оценку за урок, руководствуясь, к примеру, 5-балльной шкалой, где 5 - недостижимый идеал, а 1 - абсолютно неподготовленный и скучный урок. Оценки помогают более тщательно отслеживать собственный прогресс.

На разборе не только гостям стоит высказывать своё мнение: очень важно, чтобы учитель подверг себя самоанализу. Поэтому большую часть разбора должен говорить он сам, а гости лишь должны своими вопросами направлять его в нужное русло. Намного лучше, если моменты к улучшению будут вынесены как будто самостоятельно: психологически проще следовать своим собственным рекомендациям, подкреплённым чужим мнением, чем просто выслушивать, что плохо, а что хорошо.

На что нужно обращать внимание во время открытого урока?

Тайминг. Укладывается ли преподаватель в выделенное время? Не затягивает ли подачу материала? Возможно, наоборот - даёт его быстрее. Почему это происходит? Из-за непроработанной программы или потому что сам учитель медлит или торопится?

Атмосфера. Какая обстановка на уроке? Хотят ли ученики беседовать с преподавателем, отвечать на его вопросы, или они замыкаются в себе, боятся высказаться? Держит ли учитель школьников в тонусе, или же атмосфера слишком расслаблена и ребята позволяют себе отвлекаться и разговаривать? Приятно ли находиться на таком уроке?

Знание материала и подготовка к уроку. Способен ли учитель ответить на каждый вопрос из класса? Рассказывает лишь то, что прописано в учебнике, или даёт материал шире и интереснее?

Рациональность. Насколько преподаватель логично и продуманно даёт материал? Насколько этот конкретный урок встроен во всю программу обучения (стоит об этом подробнее пообщаться на разборе), какое место занимает данный урок, что из него должны извлечь ученики?

Отдельно хотелось бы отметить следующие нюансы: гостями на уроке могут быть любые коллеги учителя. Почему бы на урок математики не прийти историку и химику? Возможно, они не смогут заметить, если педагог не так хорошо подготовил материал, но атмосферу, отношения с учениками, тайминг и прочее у них оценить точно получится. От урока к уроку гости могут меняться, одна из целей этой активности - чтобы учителя делились опытом, смотрели друг на друга.

Наблюдая, анализируя и обсуждая, можно за короткое время очень сильно поднять уровень преподавания.

Педагогу стоит представить ученикам гостей (если, конечно, ученики ещё не знакомы с этими преподавателями), объяснить, что это просто такая добрая традиция - ходить в гости, вот и в школе мы теперь так будем поступать, постараться сделать так, чтобы ученики не стали замыкаться в присутствии других людей.

В компании MAXIMUM каждый учитель должен провести за год пять открытых уроков. Педагоги любят ходить друг к другу в гости и признаются, что такие занятия помогают «держать себя в форме». Это подтверждают и оценки, которые ученики ставят своим преподавателям во время регулярных опросов. Опросы учеников, кстати, тоже очень полезный элемент мотивации в работе над собой. Но это уже тема для отдельной статьи.

В оформлении статьи использована фотография пользователя

Рекомендуем почитать

Наверх