Отчаянная жизнь. Кто виноват, или что делать? Полное отчаяние: как уцелеть в житейской буре

Кадры 16.10.2019
Кадры
Люк де Клапье Вовенарг

Многие из нас в своей жизни переживали состояние полного отчаяния, при котором человек может поочередно испытывать такие чувства, как ярость, злость, ужас, страх, паника, неопределенность, неуверенность и безысходность. При этом одни люди в состоянии отчаяния больше склонны к яростной панике, другие к подавленности и апатии. Отчаяние – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном. Оно возникает тогда, когда человек чувствует, что он оказался в тупике и не знает, что ему делать. Он не может решить какую-то важную проблему, не способен удовлетворить свою потребность, не в состоянии реализовать свое желание. И если человек откажется от дальнейшей борьбы, он впадает в отчаянное состояние. Довольно часто отчаяние приводит людей к депрессии, из которой они долго не могут выйти без посторонней помощи. В этой статье мы поговорим с вами о том, как справиться с отчаянием и вернуть себе уверенность в собственных силах.

Чтобы справляться с такими состояниями, как отчаяние, а еще лучше, вообще не допускать их возникновения, человеку необходимо знать о своих возможностях. Обычно мне приходилось наблюдать такую последовательность эмоционального состояния у отчаявшихся людей: паника, гнев, злость, затем снова паника, страх, ужас, а в конце безысходность, уныние и апатия. Это показывает, как люди вначале пытаются бороться, а потом просто сдаются и угасают. Следовательно, человеку нужно знать, какие чувства он испытывает чаще всего, когда оказывается в тупиковой ситуации и как они на него влияют. Разозлиться может каждый, каждый может запаниковать – это нормальная реакция, ее сложно избежать. Вопрос лишь в том, как научиться контролировать эту реакцию, чтобы не позволить ей погрузить вас в еще менее контролируемое эмоциональное состояние. Например, в тех ситуациях, когда человека одолевает гнев – ему необходимо возвращать себя в спокойное состояние, ловя себя на мысли, что гнев им управляет и нужно от него освободиться. То есть, необходимо перестать отождествлять себя с гневом. А когда человек испытывает страх – ему нужно начать его анализировать. Страх нуждается в изучении – чем больше вы будете о нем узнавать, тем быстрее он начнет терять свою силу. Когда же человек приходит к состоянию безысходности, ему следует подумать о тех возможностях, которые он в силу сложившихся обстоятельств приобрел. Другими словами, переживать те или иные события, при которых люди обычно впадают в отчаяние, можно иначе – не так, как вынуждают нас это делать наши мысли и чувства. Важно не позволить первичной реакции и первичным эмоциям запустить цепочку новых эмоций и негативных мыслей, которые начнут расти как снежный ком, погружая человека во все более глубокое состояние отчаяния. Ведь самое главное, что требуется человеку, чтобы не впасть в это болезненное состояние – это продолжать бороться, или, в тех случаях, когда это невозможно – принять новую реальность, смириться с ней и начать искать в ней свои радости и свое счастье.

Давайте теперь подумаем, почему же людям так сложно справиться с отчаянием, что вынуждает их поддаваться эмоциям и, по сути, самим загонять себя в тупик. Ответ, на мой взгляд, таков: они просто не обучены правильному поведению в определенных ситуациях. Отсюда и сложность с контролем тех эмоциональных состояний, которые в этих ситуациях возникают. Мы привыкли жить с надеждой и расчетом на лучшее и не любим рассматривать негативные варианты развития тех или иных событий, а значит и не подготавливаем себя морально к ним. Понять людей можно – негативные сценарии пугают и отнимают много сил на свое обдумывание. Однако прятаться от возможной проблемы – значит обезоруживать себя перед ней. Этого делать не стоит. Страху нужно уметь смотреть в глаза. Трудностям нужно уметь смотреть в глаза. Поэтому человеку нужно приучить себя видеть плохое, то, чего человек обычно боится и избегает даже в своих мыслях. Это не такая уж и сложная работа, ее можно проделать самому, а можно и с помощью специалиста, который поэтапно подведет вас к принятию тех мыслей, которых вы обычно избегаете, погрузит вас в определенные состояния и подскажет вам, как, пребывая в том или ином состоянии, следует себя вести. Другими словами, друзья, к тому, что способно повергнуть вас в отчаяние нужно быть готовым, чтобы контролировать себя в этом состоянии и вообще не впадать в него. Психологическая готовность ко всему, что может произойти в жизни, имеет огромное значение для самоконтроля. А люди обычно избегают всего, что их пугает, даже в мыслях, поэтому и не могут справиться с собой, когда что-то в их жизни идет не так.

Попробуйте поработать со своей психикой, потренируйте ее. Если вы не находитесь в состоянии отчаяния, но допускаете вероятность того, что можете с ним столкнуться, тогда задумайтесь над тем, что может оказать сильное негативное влияние на вашу жизнь, к чему вы сейчас абсолютно не готовы? Обязательно рассмотрите вариант с такой ситуацией, которую при всем желании невозможно будет исправить и постарайтесь мысленно смириться с ней. Переживите в своем воображении возможные утраты, удары судьбы, трудности, серьезные проблемы и так далее. Погрузите себя в абсолютнейший негатив. Если вам сложно вообразить себе такие ситуации, в которых вам будет очень плохо, тогда постарайтесь вспомнить что-нибудь плохое из того, что вы уже пережили в прошлом или почитайте о тех тяжелых ситуациях, в которых оказывались другие люди и поставьте себя на их место. Чем лучше вы себе вообразите такие ситуации, тем более реалистичными они будут вам казаться. Наш мозг не отличает реальность от воображения, поэтому вы можете как следует потренировать свою психику, подготовив ее к воображаемым трудностям и ударам судьбы, чтобы потом в реальности, столкнувшись с ними, не впасть в отчаяние.

Также, друзья, очень важно ни от кого не зависеть в этой жизни, чтобы не случилось такого, что кто-то не оправдал ваши ожидания. К сожалению, это проблема многих людей – которые впадают в отчаяние преимущественно из-за других людей. Например, чье-то предательство может стать для человека настоящей катастрофой и не зная, как поступить, что делать, как дальше жить, он впадет в отчаяние. Проблема здесь не столько в самом предательстве, сколько в том шоке, который испытывает преданный человек. Ведь когда мы слишком сильно сближаемся с людьми, когда начинаем от них зависеть, прежде всего духовно и психологически – мы начинаем чувствовать себя частью этих людей. Мы сливаемся с ними и не можем даже в мыслях себе представить жизни без них. А когда они нас предают – в нас что-то умирает, что-то, что связывало нас с этими людьми, с конкретным человеком. Весь наш сказочный мир рушится, и мы оказываемся на самом дне сырого, темного и грязного колодца, где впадаем в отчаяние, ломаемся и ставим на своей жизни крест. Но так быть не должно. Зависимости необходимо избегать. Я советую вам рассматривать всех окружающих вас людей, как потенциальных предателей и продумать порядок своих действий на тот случай, если эти люди вас предадут. Думайте, как вы будете жить без них, как будете сами о себе заботиться. Знаю, что это непросто и понимаю, как тяжело об этом даже думать, но этим нужно заниматься. Мы должны уметь обходиться без других людей. Люди ведь могут нас не только предать, они ведь еще могут уйти из жизни, оставив нас не по своей воле. И мы к этому должны быть готовы. Каждый должен быть готов к тому, чтобы остаться один.

Когда люди обращаются ко мне с просьбой помочь им стать более психологически устойчивыми к разного рода потрясениям, то мы с ними именно этим и занимаемся – укрепляем их психику с помощью моделирования различных негативных ситуаций, в которых эти люди могут оказаться и продумываем их план действий в этих ситуациях. В частности, я учу их жить без тех людей, жизни без которых они себе не могут представить. Так можно уберечь себя от всех тех негативных чувств, которые возникают во время отчаяния. Нужно просто пережить их заранее, научившись жить в разных реальностях.

Еще один очень важный момент, который необходимо учитывать отчаявшимся людям – это их собственное воображение. Оно может так разыграться, что в целом безобидная ситуация покажется катастрофой и повергнет человека в отчаяние. Воображение очень часто подводит людей. Они могут такого себе нафантазировать, что даже самая суровая реальность покажется раем, по сравнению с их жуткими фантазиями. Люди очень быстро поддаются негативному настрою и начинают сами себя накручивать. Чтобы этого не происходило – необходимо отвлекать свое воображение другими мыслями, нужно занять его чем-то другим, не имеющим отношение к той проблеме, с которой столкнулся человек. Знаете, чем часто полезно занимать свое воображение, когда оно пытается раздуть из мухи слона? – Чужими проблемами. Это очень полезно, потому что позволяет взглянуть на свою ситуацию другими глазами. Это своего рода сравнение своих проблем с чужими, более тяжелыми, которые доставляют людям гораздо больше страданий. Вам плохо, а другим людям может быть еще хуже. Вам тяжело, а другим еще тяжелее. У вас проблемы, а у людей их может быть в десятки раз больше, и они как-то с ними живут и даже решают их. Подумайте об этом – взгляните на жизнь шире. Тут дело не в том, что чужие проблемы, чужие трудности, чужая боль и страдания могут доставить вам радость, хотя кому-то и это греет душу, тут важен контраст между вашей жизнью и жизнью других людей – тех людей, которым еще сложнее чем вам. Ваши проблемы, ваши утраты, ваши трудности, ваша боль – должны померкнуть на фоне еще больших проблем, трудностей, утрат и боли. В этом смысл переключения внимания на чужие проблемы и чужие трудности. Пусть ваше воображение, поддавшись негативным эмоциям, раскрашивает в темные краски жизни других людей, чтобы вы легче воспринимали свою собственную ситуацию.

Ну и последнее, что лично мне помогает хорошо справляться с состояниями близкими к отчаянию – это понимание того, что все, что происходит в нашей жизни, так или иначе ведет нас к лучшему. Для кого-то это вера в лучшее, а для меня – это понимание законов жизни. Я знаю, что многим людям такую позицию принять непросто. Некоторые вещи, которые с нами происходят в этой жизни, ну никак не указывают на то, что из-за них наша жизнь изменится к лучшему. Но поверьте, во всем есть свой смысл, есть своя цель. Жизнь направляет людей в определенном направлении, поэтому нужно быть внимательным ко всем ее знакам, сигналам, урокам. В плохом часто скрывается много хорошего, только это хорошее не всегда можно заметить. Но некоторые люди замечают, поэтому никогда не падают духом, не сдаются, не отчаиваются. Не случайно же разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному. То, в чем один человек видит проблемы, другой видит возможности. Там, где один человек страдает, другой наслаждается жизнью. Те ситуации, в которых один человек сдается, другой продолжает бороться и побеждает. Жизнь мудра – она никогда не подкинет человеку орешек, который ему не по зубам. Поэтому все, что с вами происходит – это те испытания, которые жизнь уготовила именно для вас и которые вам по силам преодолеть. Не нужно бояться того, что не вписывается в ваш жизненный сценарий, не стоит из-за этого отчаиваться. Пусть жизнь идет своим чередом, не противьтесь ее воле. Лучше ищите усиленно смысл в том сценарии, который она вам предлагает. И вы его обязательно найдете. А найдя этот смысл, вы обрадуетесь всему тому, что с вами происходит.

В отчаяние многие люди часто впадают из-за непонимания той ситуации, в которой они оказались, и которая вызвала у них это негативное переживание. Они не понимают, что жизнь не всегда должна складываться по их сценарию и ее невозможно контролировать полностью, потому что мы многое о ней не знаем. Поэтому нужно уметь мириться с некоторыми вещами, не имея возможности их изменить. Борьба борьбой, но иногда и смирение необходимо. Позвольте жизни течь так, как ей надо. Не стремитесь менять все, что вам не нравится, не желайте всего, чего у вас нет – поберегите свои нервы. Ведь никто из нас не знает, как на самом деле все должно быть устроено в этом мире и в нашей собственной жизни. Наши мысли всегда бегут впереди действительности – мы хотим видеть следующий момент таким, каким он по нашему представлению должен быть и не готовы к неожиданностям. И почему-то мы считаем, что наши ожидания часто лучше той действительности, которую нам не хочется принимать. Вероятно, все дело в том, что мы не приучены жить в мире неопределенности и мыслить более ситуативно, не боясь неожиданностей. Поэтому, когда наши планы нарушаются, когда жизнь складывается не по нашему сценарию, мы можем впасть в отчаяние, вместо того, чтобы просто смириться с реальностью.

И еще мы, люди, склонны к тотальному негативному обобщению, что также укрепляет и развивает состояние отчаяния. Многие отчаявшиеся люди, с которыми мне приходилось работать, довольно часто обесценивали всю свою жизнь, считая ее неудачно сложившейся из-за тех проблем, тех неудач, тех трудностей, тех утрат, той боли, с которой они столкнулись в настоящем. Но как потом оказывалось, в действительности их жизнь была другой, намного более интересной, яркой, красочной и часто вполне счастливой. Просто люди в состоянии отчаяния начинают смотреть на все, в том числе и на свое прошлое и даже на будущее через призму негатива. У них вся жизнь становится мрачной и бессмысленной. Но в этой призме всегда есть маленькие светлые пятна, через которые можно выбраться наружу, из плена собственных мыслей и переживаний, чтобы порадоваться своей жизни и вернуть себе душевный комфорт.

Так что, друзья, что бы не произошло в вашей жизни, из-за чего вы можете впасть в отчаяние – ищите в этом позитивные моменты. Они всегда есть, поверьте мне. А если вы их не видите, тогда придумайте их – найдите позитивное объяснение всему, что с вами происходит. Я не призываю вас быть слепым оптимистом, я просто предлагаю вам шире смотреть на жизнь, чтобы вы сохраняли самообладание в любых ситуациях. И постарайтесь не попадать в ловушку обобщения. Отделяйте зерна от плевел, анализируя всю свою жизнь. Тогда вы увидите, что вам есть чем гордиться и чему радоваться.

(по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)

Вначале приведем цитату из известной книги “О молитве”: “Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно - чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое - благословенное. О нем я не перестаю говорить” .

В другом месте, в книге “Старец Силуан” отец Софроний добавляет: “Иначе действует враг-дьявол с теми, кто принимает его, и иначе по отношению к тем, которые борются. Иное - страдание гордого отчаяния, и иное - души благочестивой, когда Бог позволяет сатане сотворить брань с душою. Это последнее искушение чрезвычайно тяжело и попускается редко” . Об этом последнем состоянии писалось не очень много; хотелось бы обратить внимание на связь такого состояния со страданиями библейского Иова.

Многолетний опыт подвижничества, духовный авторитет отца Софрония, которого многие почитают старцем, и глубина его творений не позволяют просто отмахнуться от этих слов о благословенном отчаянии, нелегких для восприятия, но требуют серьезно задуматься.

Губительное отчаяние

Когда в Православии говорят об отчаянии, чаще всего имеют в виду первый из указанных отцом Софронием родов отчаяния - “чисто негативное и губящее человека” отчаяние как один из наиболее тяжких грехов (согласно “Словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, отчаяние - это безнадежность, лишение последней веры и надежды.

Рассмотрим подробнее сначала именно этот, губящий человека род отчаяния. Как отмечает епископ Варнава (Беляев), у людей, ведущих духовную жизнь, это губительное отчаяние также бывает двух родов: “Отчаяние первого рода происходит от отягчения совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежия.

Другого рода отчаяние бывает от гордости, когда человек, впадший в какой-либо грех, никак не хочет смириться и признать, что он заслужил падение От первого вида исцеляют воздержание и теплая надежда на Бога, а от последнего - смирение и то, чтобы никого не осуждать” .

А вот как описывает это состояние отец Софроний: “Доколе в человеке сильна гордость, дотоле он может подвергаться приступам особо мучительного, адского отчаяния, которое извращает все представления о Боге и о путях Его промысла. Гордая душа, пребывая в тягостном страдании и мраке ада, виновником своих мучений считает Бога и мыслит Его как безмерно жестокого. Лишенная подлинного бытия в Боге, она все оценивает из своего болезненно-страдальческого состояния и начинает ненавидеть и свою жизнь, и вообще все бытие мира.

Пребывая вне Божественного света, в своем отчаянии она доходит до того, что и бытие Самого Бога начинает ей представляться как безнадежная бессмыслица, в силу чего ее отталкивание от Бога и ненависть ко всякому бытию становятся все большими и большими” .

Основные причины такого отчаяния - оскорбленное самолюбие, страх перед общественным позором в случае, если узнают о совершенном преступлении, боязнь наказания, крушение идеалов или задуманных предприятий, безнадежная любовь и прочее. В наиболее тяжких случаях отчаяние может довести человека до самоубийства.

Необходимо также отметить, что многие Святые Отцы говорили о необходимости борьбы со страстями (духовной брани) и о том, что страсти могут посылаться нам для духовного совершенствования. Господу более угодна наша борьба со страстями, нежели полное отсутствие страстей, бесстрастие. Известно, например, свидетельство о преподобном Иоанне Колове, который вначале умолил Бога, чтобы ему было даровано бесстрастие, а затем, по совету старца, испросил у Господа возвращение браней и терпение, ибо, как сказал старец, “по причине браней душа приходит в преуспеяние”.

Дает весьма поучительный комментарий на этот важный для православной духовной практики эпизод, нашедший отражение в Священном Предании. также указывает: “Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали, но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя виды и свойства каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению” .

Нельзя не упомянуть здесь также и поучительный случай, о котором свидетельствуют “Троицкие листки с луга духовного”. Речь идет о явлении человеку, находившемуся в отчаянии и собиравшемуся покончить жизнь самоубийством. Человек этот был так потрясен видением, что отбросил пояс, на котором только что хотел повеситься, и направился в , где получил утешение от отца Анфима. Молитвой у раки преподобного Сергия он был окончательно утешен и вышел из обители, как новорожденный младенец. Он смотрел на мир другими глазами, и душа его совершенно успокоилась.

Переживание губительного отчаяния опасно, но еще не фатально. Человек, впавший в губительное отчаяние, еще может (и должен) обратиться к Богу с горячей покаянной молитвой, и Господь непременно даст ему исцеление и новые силы для продолжения духовной брани. Вот как пишет об этом преподобный Исаак Сирин: “Если приключится человеку впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестанет радеть о добре, да не останавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими противниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего” .

В заключение этой части статьи необходимо отметить, что, согласно учению православных отцов-аскетов, состояние отчаяния самым тесным образом связано с печалью и унынием.

Отчаяние “по Богу”

Существует и состояние духа, внешне, по своим психологическим характеристикам, схожее с описанным выше, но принципиально иное. Вот как описывает его отец Софроний: “Когда впервые промыслительно Богом оставленный человек испытывает приближение сатаны, тогда все его существо, и душа и тело, подавляется великим страданием и страхом, который нельзя сравнить со страхом от преступников и убийц, потому что в нем есть мрак вечной гибели.

Душа тогда познает, что есть дьявол; познает силу его жестокости; и пораженная колоссальностью стоящего перед нею зла - вся сжимается. От ужаса, отчаяния и трепета она приходит в такое изнеможение, что не находит в себе силы молиться. Она не чувствует с собою Бога-Заступника, а враг говорит: «Ты в моей власти… А на Бога не надейся и забудь Его; Он неумолим»”. В эти минуты душа, не желая принять дьявола, или безмолвно, без слов замирает с мыслью о Боге, или же, в лучшем случае, находит в себе силы призвать имя Божие. После уже она познает, что именно в этой борьбе Бог исключительно внимает ей” .

Как отмечали многие отцы Церкви (в частности, преподобные Иоанн Кассиан, Нил Синайский, Исаак Сирин, святители , Григорий Нисский и др.), греховные страсти извращают спасительные “настроения человека, психологическая основа которых напечатлена в природе человека как несомненно полезное средство, условие, благоприятствующее в деле осуществления человеком его религиозно-нравственного назначения”.

Эти настроения, как справедливо подчеркивает С. М. Зарин, возникают в связи с познанием истинного блага, с одной стороны, и из-за сознания порочности нашей жизни, с другой. Они поддерживаются созерцанием блаженства Жизни Вечной и стремлением к совершенству. Созерцая бесконечный идеал, человек не только глубже чувствует и яснее осознает несовершенство человеческого естества вообще, но вместе с тем - и это принципиально важно - начинает ощущать несовершенство своей собственной личности. В этом случае указанное чувство становится активным стимулом религиозно-нравственного развития человека.

Описываемое выше состояние в православной аскетике именуется печалью “по Бозе” (по Богу, ради Бога).

По свидетельству преподобного Исаака Сирина, печаль только в одном случае становится полезной для нас, когда она является печалью “по Богу”. Печаль “по Богу” “возникает от покаяния в грехах или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все эти телесные дела” .

Печаль “по Богу” является одним из существенных и исходных моментов христианской веры, необходимой для спасения. Ее отличие состоит в том, что она находит свое религиозно-нравственное основание, опору и главную цель именно в Боге. Человек испытывает острую неудовлетворенность своим состоянием (и при этом ощущает невозможность изменить это положение собственными силами) именно постольку, поскольку это состояние становится существенным препятствием для достижения единственно ценной для него цели - стремления к Богу.

Таким образом, печаль в этом “добром” направлении помогает поддерживать в человеке активность, побуждает его на аскетический подвиг. Этот подвиг всестороннего совершенствования выражается как в очищении человека от страстей, так и в приобретении им важнейших христианских добродетелей. Преподобный Исаак Сирин называл такую “печаль ума” драгоценным Божиим даром.

Состояние печали “по Богу” отличается от описанной нами выше губительной страсти тем, что человек с болью ощущает в себе несоответствие между стремлением души к Богу и желанием достичь этого собственными силами. Основной целью его жизнедеятельности становится Бог, а не удовлетворение собственных помыслов, желаний и страстей и не заботы о своем земном существовании. Находясь в состоянии “обычной” печали, человек замыкается на самом себе, но печаль “по Богу” чаще всего приводит к обретению Божественной благодати (ибо сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф 7:7), а губительные страсти печали и отчаяния без покаяния могут вызвать безысходную тоску, апатию и бездеятельность, паралич воли и способностей.

То духовное состояние, о котором пишет архимандрит Софроний и которое психологически близко к состоянию отчаяния, обладает, однако, своими существенными особенностями. Такое отчаяние имеет своим основанием не боязнь раскрытия тайных грехов и не гордыню, а неутолимую ревность по Богу. Это более интенсивное и острое проявление печали “по Богу”. Для удобства изложения мы будем далее называть это состояние отчаянием “по Богу”.

О близком по содержанию духовном состоянии человека свидетельствует , говоря о таинстве покаяния: “Больше всего характеризует его (таинство покаяния - А. Г.) болезненный перелом воли. Человек оскорблял Бога; надобно теперь гореть в огне суда неумытного. Кающийся испытывает болезни рождающих, и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада В кающемся то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими” .

Отец Софроний использует страшное слово “отчаяние” для того, чтобы описать то предельное страдание, которое ощущает душа, почувствовавшая благодать Божию и затем потерявшая ее, чтобы подчеркнуть ту силу, которой может достигать эта печаль “по Богу”.

Преподобный Силуан Афонский по этому поводу пишет об “унынии сердца”: “Когда Господь посетит, то душа знает, что был милый Гость и ушел, и скучает душа по Нему, и слезно ищет Его: «Где Ты, Свете мой, где Ты, Радость моя? Следы Твои благоухают в душе моей, но Тебя нет, и скучает душа моя по Тебе, и сердце мое уныло и болит, и ничто более не веселит меня, потому, что я оскорбил Господа, и Он скрылся от меня»” . Преподобный Силуан отмечает, что ощущение любви и благодати Господней теряется нами “за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам” и др.

Как уже отмечалось, подобное искушение попускается Богом нечасто. Не всем православным верующим доводится испытывать такие интенсивные страдания, такую ревностную печаль “по Богу”. Это подтверждают и другие духовные писатели. Так, святитель Феофан Затворник отмечает, что искание Бога происходит у различных людей по-разному: если у одних оно “совершается ретиво, быстро, огненно”, то у других, напротив, “дело идет холодно, неспешно, многотрудно”. Архимандрит Софроний, очевидно, относится к первой группе.

Святитель Феофан с сожалением отмечает, что эта первая группа очень мала и редка, и такая предельная ревность по Богу, которая позднее была описана в творениях отца Софрония, нечасто встречается у христиан. Более часто человек, перестав чувствовать возбуждение благодати Божией, напротив, привыкает к этому, и снова происходит его падение в обычные его смертные грехи. “Чем чаще происходят сии отпадения, - пишет святитель Феофан, - тем слабее становится возбуждение, потому что к нему сердце как бы привыкает, и оно переходит в ряд обычных явлений душевной жизни.

Вместе с таким умалением, оно из чувства энергического все более и более приближается к мысли, и, наконец, переходит в одно простое помышление и воспоминание. Это помышление до поры до времени принимается с согласием, потом только терпится, хоть без неудовольствия, но холодно, без особого внимания; а затем уже становится докучливым, его спешат скорее сбыть, и, наконец, от него чувствуют неприятность и отвращение; его уже не любят, а ненавидят, преследуют, гонят. Соответственно сему, падает убеждение в необходимости лучшей духовной жизни…”

Исходя из этого, святитель Феофан настоятельно рекомендует всем верующим совершать усилия для стяжания дара благодати Божией и использовать для этого малейшие мысли о необходимости “переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях” .

Возможно, такое состояние “последнего отчаяния по Богу” подается некоторым подвижникам для большего стяжания благодати Божией. В любом случае мы не вправе отрицать того, что мы не познали.

Необходимо подчеркнуть, что отец Софроний никого не призывает пережить состояние отчаяния “по Богу”. Он лишь делится своим опытом, который ему с Божией помощью удалось пережить. При этом, хотя такая ревность по Богу, которая нашла отражение в творениях отца Софрония, и не типична для современного мира, она вдохновила немало православных христиан на продолжение своего духовного совершенствования и тем самым принесла многочисленные плоды.

Невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами

У отчаяния, о котором пишет отец Софроний, кроме постоянной ревности по Богу и непрестанного стремления к Нему, имеется и иная причина - невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами. “Много раз, - отмечает отец Софроний, - приходил я в отчаяние от самого себя вследствие неспособности моей пребывать постоянно в духе заповедей Христовых” .

“Видя себя не могущим преодолеть сию смерть нашими усилиями, мы впадаем в некое отчаяние о нашем спасении. Как это ни странно, но нам необходимо пережить это тягостное состояние, - переживать его сотни раз, чтобы оно глубоко врезалось в наше сознание. Нам полезен этот опыт ада. Когда мы носим в себе сию муку годами, десятилетиями, то она становится постоянным содержанием нашего духа, неизгладимою язвою на теле жизни нашей. И Христос сохранил раны от гвоздей распятия на теле Своем даже по Воскресении…”

Отчаяние, о котором говорит здесь отец Софроний, - это не отчаяние в уповании на милость и благодать Божию, характерное для губительных страстей, а отчаяние в ревностном, неодолимом стремлении достичь идеала собственными силами. Отец Софроний именует это состояние отчаянием “от самого себя” .

Каждому из нас знакомо то страдание, которое возникает от невозможности решить неразрешимое, достичь недостижимого, сделать невозможное. Само по себе это стремление не несет в себе нравственной определенности. Нравственная оценка этого стремления зависит лишь от направления нашей воли.

Прийдя к этой ситуации, мы некоторое время продолжаем делать попытки реализовать наши устремления собственными силами, но вскоре теряем их и осознаем невозможность достигнуть планируемого результата. Вот это чувство, которое обычно тоже называется отчаянием, по-видимому переживал отец Софроний.

Как отмечает С. М. Зарин, “за бурными порывами, по законам психической жизни, должна следовать реакция в виде ослабления, упадка душевной энергии. И этот упадок, действительно, наступает, выражаясь в новых аффективных состояниях печали и уныния” (а последнее, как мы уже отмечали, - родственно отчаянию).

Господь дал человеку свободную волю, и Он ожидает от нас наших собственных усилий в духовном совершенствовании. Такие усилия человека являются, в частности, одним из важнейших условий духовной брани. Поэтому в самих этих усилиях нет ничего греховного. Но эти собственные человеческие усилия имеют свои пределы. Невозможное человекам возможно Богу (Лк 18:27). Человек в процессе своего духовного возрастания рано или поздно начинает это ощущать. И особенно сильно и остро ощущали это Святые Отцы. Возникает серьезное внутреннее противоречие, которое требует своего разрешения.

Разрешение противоречия отчаяния от самого себя “по Богу”

“Благодатное отчаяние”, о котором пишет отец Софроний, отчаяние от самого себя “по Богу” находит свое разрешение в стяжании благодати Божией. Проходя через жестокое духовное страдание, через изнеможение, человек становится духовно чище, “прозрачней” для Бога.

Разрешение “благодатного отчаяния”, духовное очищение - это дар Божий. Именно Господь посылает Свой свет, Свое избавление, которого так жаждет, так истово молит душа подвижника, ощутившая невозможность стяжания благодати собственными силами и подвигами: “Далеко не радостно увидеть себя «нищим», осознать свою слепоту, - свидетельствует отец Софроний. - До великой боли страшно услышать смертный приговор себе за то, что я такой - как я есмь. Однако в глазах своего Создателя я блажен именно за познание своего ничтожества (ср. Мф 5:3).

Я должен увидеть Христа «как Он есть», чтобы сопоставить себя с Ним, и из сего сравнения ощутить мое «безобразие». Сильным было и еще остается мое отвращение от самого себя. Но из этого ужаса родилась во мне молитва особого отчаяния, погружавшая меня в море слез. Я никак не видел тогда путей к моему исцелению; мне казалось, что мое уродство не может преложиться в подобие Его красоте. И эта безумная молитва, потрясавшая все мое существо, привлекла ко мне сострадание Бога Всевышнего, и Его Свет воссиял во мраке моего бытия. Через ад моей безнадежности пришло небесное избавление…”

Многие Святые Отцы и подвижники говорили о помощи Божией, которая приходит в самые тяжелые и ответственные минуты жизни, связанные, в частности, с отказом от опоры лишь на собственные силы и с упованием на Бога. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает: “Суетен и бесплоден крест свой, если, чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов” . “Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость” .

Получив помощь Божию и ощутив Его благодать, подвижник не останавливается на этом. Получив передышку в духовной брани и духовный опыт осуждения себя, он, как пишет отец Софроний, “снова идет стоять над пропастью” .

“Держи ум твой во аде и не отчаивайся”

Преподобный Силуан Афонский получил от Господа откровение: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся” . Для обычного человека, в том числе и верующего, держание ума во аде невыносимо. Однако, непрестанно творя молитву за весь мир, подвижник постепенно приобретает способность погружаться во ад, не впадая при этом в состояние отчаяния. Не нужно отчаиваться, свидетельствует об этом преподобный Силуан, “ибо Господь безмерно милостив и любит нас” .

Как отмечает отец Софроний, держать ум свой во аде и не отчаиваться могут лишь немногие. “От постоянного пребывания в этом подвиге, - пишет он, - душа приобретает особую привычку и выносливость, так что память об аде настолько усваивается душе, что становится почти неотходною. Необходимость такого постоянства вызывается тем, что человек «в мире живущий и плоть носящий» непрестанно подвергается влияниям окружающего его греха, от которого, как бронею, защищается душа тем, что смиряется даже до ада преисподнего”.

Подвижник особым внутренним движением сходит душой в ад, и адский огонь попаляет и выжигает в нем страсти.

Поясняя откровение преподобного Силуана “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”, архимандрит Софроний (Сахаров) пишет: “Держать себя во аде для него не было новым. До явления Господа он [старец Силуан] пребывал в нем. Новое в указании Божием - «и не отчаивайся». Прежде он дошел до отчаяния; ныне снова, после многих лет тяжелой борьбы, частых богооставлений, он переживал часы если и не отчаяния, то все же близких к нему страданий. Память о виденном Господе не допускала его до последнего отчаяния, но страдания от потери благодати бывали не менее тяжкими. Вернее, то, что он переживал, тоже было отчаянием, но иного рода, чем первое. В течение стольких лет, несмотря на все труды, предельно доступные его силам, он не достигал желаемого и потому терял надежду когда-нибудь достигнуть его”.

“Блаженный старец Силуан говорил, что многие подвижники, приближаясь к состоянию, необходимому для очищения от страстей, отчаиваются и потому не могут пойти дальше. Но тот, кто знает, что «Господь много нас любит», избегает губительного действия последнего отчаяния и умеет мудро стоять на грани его, так что и силою адского пламени пожигает в себе всякую страсть, а вместе и жертвою отчаяния не становится” . Сам преподобный Силуан, как об этом свидетельствует архимандрит Софроний, иногда, в начале своего духовного подвига, тоже впадал в отчаяние, но, по милости Божией, выходил из него “с пользой” .

По словам отца Софрония, старец Силуан погружался во ад, но, “возвращаясь к памяти любви Божией, он избегал отчаяния” . При этом “совмещаются предельное, выносимое естеством человеческое страдание с предельным, выносимым человеческим естеством блаженством” .

Архимандрит Софроний пишет, что многие подвижники “прошли через болезненность душевных колебаний, - чрез терзание совести от сознания своей порочности и неправды пред Богом, - чрез губительные сомнения и страдальческую борьбу со страстями. Они познали состояния адских мучений, тяжкий мрак отчаяния, неподдающуюся описанию тоску и горестность богооставленности” . И в этой борьбе они породили бесценный опыт духовной брани и смирения. По свидетельству преподобного Силуана Афонского, “Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя” .

В заключение хотелось бы еще раз процитировать слова архимандрита Софрония, которые могут подвести итог всему вышесказанному: “Господь дал мне благодать отчаяния; и даже больше сего: святую ненависть к моему греху, то есть ко мне, к самому себе, сросшемуся с грехом, смрад которого подобен ядовитому газу. Исцелиться своими усилиями - невозможно. При полном отчаянии от самого себя, как я есмь, единственно, что остается, - броситься к Богу с безнадежной надеждой”.

Отчаяние – это эмоция различной временной протяженности и силы, отражающая астенический спектр чувств. Отчаяние это состояние осознания собственной беспомощности в удовлетворении потребности. Из сильного сдвига психоэмоционального состояния во время отчаяния в негативную сторону (вплоть до клинических случаев), закономерно отметить его возникновение вследствие сильного потрясения или другого влияния, изменившего привычную жизнь (смерть близких, крушение сверхценных идей и пр.).

Подобные частично контролируемые или вовсе неподвластные негативные события сталкивают человека с бессилием, заставляют чувствовать неспособность изменить как возникшую ситуацию, так и любой жизненный поворот. Незначительные способны подстегивать развитие и , но разрушение значимых связей или событий толкает в ощущение бесперспективности будущего, безысходности и человек погружается в экзистенциальный кризис, обусловленный бессмысленностью существования.

Отчаяние сбивает человека с прошлых ориентиров, и если на ранних стадия человек способен критично воспринимать ситуацию, свое состояние, замечать уходящую энергию и , ищет, как избавиться от отчаяния, то спустя время сила и многоаспектность данного переживания лишают человека сил.

Что такое отчаяние

Отчаяние это состояние отсутствия надежды и способности увидеть перспективы, тяжелое эмоциональное состояние, сопровождающееся упадком физических сил. Если разобраться в происхождении самого слова, то оно отражает долгое ожидание, сопровождаемое тревогой, имеющее в себе большие надежды. В древности такое ожидание было на охоте, когда человек находился в постоянном напряжении сил и внимания, сидя в засаде, а зверь все не появлялся – от исхода этого мероприятия могла зависеть жизнь племени, поэтому уйти не представлялось возможным, и чем дольше времени человек проводил в засаде, тем больше сил он тратил, и тем меньше ресурса в нем оставалось, чтобы покинуть место ожидания.

Отчаяние является производным слова чаяние, что является синонимом надежды и этот аспект сохранился и в данном слове, но приобрел свои отличительные моменты для современного мира, где не нужно сидеть в засаде. Однако слово отражает человеческие надежды на позитивный исход какой-либо ситуации (это может не грозить смертью всем роду, но подсознательно воспринимается примерно с тем же уровнем тревоги, запуская те же биохимические механизмы, что и у далеких предков).

Приравнивать отчаяние к надежде можно лишь для очень грубого сравнения, поскольку это понятие содержит огромное количество аспектов, часть из которых (а именно надежду на благополучие) человек способен осознавать и регулировать, а часть находится глубоко в подсознательной сфере, где руководят архаичные процесс психики, закрепившиеся как выживания.

Отчаяние включает в себя (осознаваемый или нет), причем ощущение ужаса может продиктовано реальными событиями и возможностями, а может находиться исключительно в сфере и бессознательных реакций психики. Так, в отчаянии при смерти мужа может главную скрипку играть , не являясь осознаваемым женщиной, поскольку она прожила зависимую жизнь и не знает, что делать с окружающей реальностью, когда фактически муж был для нее и защитой и кормильцем (навык самообеспечения не выработан, а значит, мир угрожающ).

Отчаяние может содержать , чаще всего произрастающий из неспособности позаботиться об окружающих (так мужчины могут впадать в отчаяние из-за неспособности обеспечить свою семью должным уровнем существования, ведь на архаичном уровне это воспринимается, как подвергание их смертельной угрозе и невыполнение собственной роли вожака).

Таким образом, моментом начала отчаяния является крушение надежд, но потом подключаются довольно древние механизмы, погружающие человека в переживания, не имеющие непосредственной связи с ситуацией, но усугубляющие ее переживание до предельного, иначе это было бы простое разочарование.

Избавиться от отчаяния самостоятельно бывает практически невозможно, поскольку тайные, но масштабные процессы скрыты не только от окружающих, но и от переживающего. Поэтому. Если вы сами почувствовали в себе ощущение безнадежности и бессмысленности, сопровождаемое любыми гнетущими, то обращайтесь за помощью и не слушайте облегчающих советов своих поверхностных знакомых. Оно не пройдет само, если уже вы встретились с утратой чего-то важного (а это основная тема отчаяния), то придется прожить данный опыт, пересмотреть собственную жизнь и внести в нее соответствующие коррективы, чтобы она наполнилась смыслом и ощущением живого происходящего. Верить словам о том, что человек испытал подобное событие и через пару дней уже чувствовал себя нормально, может быть опасным, ведь ваши системы ценностей различны. И пока вы ждете, когда вас отпустит боль и безвременье, отчаяние день за днем будет высасывать ваши силы и убеждать в неизменности мира и вашего астеничного самоощущения в нем.

Если с вами все в порядке, но вы замечаете странную затянувшуюся тоску, чрезмерные страдания, то ваша задача направить человека к психотерапевту, а при отказе постараться самостоятельно помочь. Помните о том, что чувство горя и печали являются естественными, но превышение по длительности или силе свидетельствует именно об отчаянии, которое является перегрузом для психики и нервной системы. Подобная чрезмерная психическая нагрузка без соответствующей корректировки способна привести к развитию психоневрологических и соматических заболеваний, а также толкнуть человека к , как единственно доступному выходу из состояния ужасной боли и бессмыслицы. Помните, что способность замечать другие выходы из ситуации у человека в отчаянии отличается от нормального состояния, поскольку были задеты жизненно важные сферы, возможно фрустрированы личностно-определяющие конструкты.

Причинами возникновения отчаяния являются два пути в человеком жизни: чрезмерная сфокусированность и придание особой важности какой-то одной ценности или цели (тогда при ее потере весь мир перестает быть важным) и при отсутствии ощущения смысла бытия как такового, связанности собственного существования с более высшими материями и гармоничного соединения различных сфер собственной жизни (такая путаниц способна своей эмоциональной нестабильностью вывести человека в отчаяние). Поэтому поддержание интереса и значимости различных сфер своей жизни, а также глубокого экзистенциального смысла в своем существовании, вне зависимости от происходящего является профилактикой состояния отчаяния.

Как справиться с отчаянием

Стопроцентно предотвратить отчаяние в собственной жизни еще не под силу никому, но можно проредактировать факторы, влияющие на вероятность впасть в отчаяние от какой-либо ситуации. Прежде всего, способствует подобному состоянию пример родительской семьи, который человек видел и неосознанно впитал модели поведения. Таким образом, если при малейшей неудаче вы видели, как родитель впадал в отчаяние, а не искал способы разрешения сложившейся обстановки или переструктурирования собственной жизни, то шансы повторения этого сценария в вашем исполнении возрастают. Не из-за нежелания искать другие варианты, а из отсутствия примера как это – посмотреть по сторонам. Возможно, родитель одного с вами пола был склонен к моментальной потере надежды и готовился к концу света, а другой за него многое решал и показывал пути выхода. Тогда при идентификации с первым, впадать в будет привычным стереотипом, еще и выгодным, ведь можно не самостоятельно принимать ответственность, а ждать спасения. В этой ситуации есть скрытый ресурс – это поведение другого родители и его стратегии совладания, которые также как и легкое впадение в отчаяние являются частью вашего внутреннего опыта, который необходимо разбудив, актуализировать. Кстати это актуально и тем, у кого подобное поведение в семье было нормой для большинства – найти, пример в другом месте, среди знакомых и героев.

Следующей особенностью психики, которая может вогнать в уныние является склонность к постоянному прокручиванию событий, своеобразное застревание не столько ради извлечения опыта, сколько ради повторяющегося проживания . Это может касаться позитивных моментов, и тогда силы и уверенность человека возрастают, но эта же особенность при зацикливании на негативных моментах способна повергнуть в пучину безысходности и развить . Обычно от повторяющегося проигрывания ситуации уводит другое яркое впечатление, но полагаться полностью на волю внешних факторов не рационально, т.к. при довольно долгом пребывании в отчаянии, человек утрачивает способность замечать внешние изменения ситуации, концентрируясь на внутренних страданиях, либо эти изменения становятся несущественны. Поиск собственной действенной техники переключения внимания и смещения акцента мыслей поможет снизить остроту переживания при негативных эмоциях, а также взглянуть на мир трезвым взглядом при повторе положительных.

В ситуации негативного события важным моментом является ощутить свои внутренние опоры, чтобы поддержать состояние на должном уровне. При , неуверенности, привычке заниматься , человек только глубже роет яму депрессивного расстройства и ощущения тупика. Так, не только мир становится несовершенен и ужасен из-за разрушения важной части или стремлений, но и отсутствие веры в себя быстро убивает оставшиеся капли надежды на улучшение. Так что заняться нормализацией и наполнением внутренних ресурсов стоит заблаговременно, а не когда кризис разорвал вашу жизнь, лучше начинать когда жизненная ситуация еще стабильна – для профилактики и развития устойчивости.

Помогает укрепление значимых связей, т.е. общение с теми людьми, которые способны действительно вас понять и принять, где нет необходимости держать лицо. Говорить открыто о своем состоянии и проблемах с чувством безопасности является довольно терапевтической практикой, вследствие которой снижается , появляется возможность получить обратную связь на собственные эмоции или события, из которой если и не родится новый способ существования, то появится ресурс поддержки, снижающий отчаяние. Если таких людей в окружении нет, то можно пойти к психологу на индивидуальную или групповую терапию. Нет возможности и на терапию – пишите дневник, описывая все свои мысли, чувства и события – периодически перечитывайте написанное, это позволит проследить динамику, натолкнет на новое видение, в крайнем случае, просто поможет выплеснуть эмоции.

А вот в занятиях стоит поискать что-то новое и увлекательное, избегайте смотреть в пустую стену и прокручивать произошедшее. Вспомните, что увлекало в детстве и постарайтесь реализовать свои склонности сейчас – именно в детских желаниях и воспоминания содержится много энергии и потенциала, кроме того они лишены внешней навязанности и ожиданий окружающий, поэтому шанс, что вы станете заниматься тем, чего жаждала именно ваша душа уверенно возрастает.

Займитесь собственным телом, поскольку угнетенное состояние меняет химические процессы в мозгу, перестаивает работу нервной системы, а соответственно и остальных – сосредоточьтесь на поддержании здорового образа жизни, сократите употребление психоактивных веществ, а дозы витаминов группы В увеличьте (именно они питают нервную систему), строго следите за соблюдением своих биоритмов, давайте телу физическую нагрузку, даже если не хочется шевелиться (во время спорта вырабатываются гормоны радости и удовольствия, способствующие снижению депрессивного фона).

Как не впасть в отчаяние от безденежья

Безденежье быстро повергает человека в состояние отчаяния, даже если он не заядлый материалист и понимает, что счастье не купить. Законы современного мира таковы, что именно наличие денег гарантирует выживание и качество жизни. Это не только способность позволить себе отдых соответствующего уровня, но и возможность реально выжить, а также поддерживать здоровье своего тела и психики (лекарства не разложены бесплатно на улице, прием врача и диагностика стоят денег). Помимо этого у взрослых людей обычно есть еще несколько дорогих людей, обеспечение которых является важным моментом (дети и пожилые родители, не способные содержать себя самостоятельно). Безденежье это не просто не оправдавшиеся надежды на получение определенной суммы, это вполне реальный смерти, причем не только своей, но и близких, семьи, самых дорогих людей. Особенно остро отчаяние ощущается, когда к безденежью добавляется какой-то кризисный момент, который затрагивает важные душевные сферы, но мог бы быть решен при наличии финансов.

О том, как пережить подобное парализующее состояние можно много рассуждать, но начинать действовать стоит незамедлительно, пока оно не стало хроническим. Большинство людей не начинает реализовывать свой потенциал и использовать все данные способности пока не наступит критическая ситуация, хотя это считается преступлением против вселенной не только в религиозных концепциях. Если вы, получая минималку, тратите весь день, при этом в вашей голове постоянно рождаются идеи шикарных проектов или вы являетесь талантливейшим мастером, но называете это хобби, то именно критическая ситуация нехватки денег может говорить о изменений. Дело не в том, что низкое денежное вознаграждение свидетельствует о работе не в сфере своих способностей или интересов.

Безденежье является отличным фильтром на истинность. Это касается ваших друзей, часть из которых пропадет вместе с деньгами и ваших увлечений, ведь то, что приносит настоящее внутренне удовольствие, вы не бросите, а наоборот будет искать пути получения привычного (кино или катание на лошадях). Занимаясь подобным можно переформатировать собственную жизнь, оставив в ней только значимое и необходимое, как в плане занятий, так и связей. У вас появляется больше времени, которым можно распоряжаться для выхода из пустой ямы, но только с учетом полученной информации. Нет никакого смысла бороться с безденежьем старыми способами, оставаясь прежним – проводите ревизию важности различных поставленных целей и занятий, занимающих ваше время, и меняйте структуру.

Отсутствие необходимой комфортной суммы денег заставляет экономить и тренирует характер. Учиться экономить так, чтобы не впадать то в , то в отчаяние стоит научиться – это дисциплина, когда вы записывает доходы и траты, это осознанное приобретение товаров и осознавание собственных потребностей. Жизнь начинает играть другими красками, если не просто проходить мимо витрины с красной сумкой, сжав губы и отводя взгляд, а позволить себе зайти, потрогать, примерить и окунуться в собственные ощущения. Большинство покупок удовлетворяют не насущные потребности, а желание соответствовать какому-то образу, так с той же сумкой можно понять, что сумка вам не нужна, а вот внимание мужчин хочется и именно эту потребность вы пытались заглушить. Знакомство с собой и познание через потребности – аскеза безденежья может быть круче и увлекательней любой психотерапии и тренинга, если подойти к этому с осознаванием.

Развивайте – не все, что вам нужно приобретается за деньги. Вы можете что-то выиграть, с кем-то поменяться, можно получить необходимое в обмен на услугу или забрать у тех, кто раздает ненужное. Количество скидок и акций невероятно – учиться пользоваться возможностями и предлагать свои услуги является потрясающим умением, пригодящимся в любой жизненной сфере.

Так, что если воспринимать безденежье не как трагедию, а вызов или игру, можно неплохо устроиться и получить массу удовольствия.

Эти двенадцать пунктов написала Энн Ламотт - американская писательница, политический активист и общественный деятель. Ее книги, полные самоироничного юмора, в значительной степени автобиографичны и рассматривают такие темы, как алкоголизм, жизнь матери-одиночки, депрессия и христианство.

Энн Ламотт

Я живу вместе с семилетним внуком, он спит недалеко от меня. Иногда, только проснувшись, он восклицает: «Знаешь что? Это ведь может быть самый лучший день в моей жизни!» Но бывает и так, что среди ночи он дрожащим голосом спрашивает: «Бабуля, а правда, что ты когда-нибудь заболеешь и умрешь?»

По-моему, это отлично демонстрирует, что его внутренний мир - сборная солянка из радостного ожидания и леденящих душу опасений. Как и у нас с вами. Так что за несколько дней до моего 61-го дня рождения я решила составить максимально полный список вещей, которые не вызывают у меня ни того, ни другого. В потоке информации сейчас очень мало достоверного, так что приятно иметь в запасе хотя бы несколько непреложных истин.

Одна из них - мне давно не 47, хотя именно на этот возраст я себя ощущаю и именно такое количество лет привыкла мысленно себе приписывать. Мой друг Пол на исходе седьмого десятка часто повторял, что чувствует себя молодым человеком, с которым просто что-то не так. Наша подлинная личность неподвластна времени и пространству, но, заглянув в документы, я всегда могу убедиться, что родилась в 1954-м. Хотя мое внутреннее «я» не стареет и ни один возраст, из которого я якобы вышла, меня не оставил. Они все со мной.

Прямо сейчас мне и 20, и 30, и 50 - столько, сколько было когда-либо. Как и вам. Замечу, впрочем, что мне стоило бы не так добросовестно следовать правилам по уходу за кожей, общепринятым в 1960-е. Как вы помните, тогда люди неистово загорали, облившись с ног до головы детским маслом и расставив вокруг себя побольше отражателей из фольги.

Тем не менее, когда я честно призналась себе, что агония среднего возраста позади, с моей души упал камень исполинских размеров. Я решила немедля записать все, что считаю действительно правдивым. Я часто встречаю подавленных и печальных людей, они не перестают задавать мне вопросы: что истинно, а что ложно? Смею надеяться, что мой список окажется полезен для тех, кто близок к отчаянию, и поможет им набросать хоть какой-то план действий.

paint by Marten Jansen

1. Любая истина парадоксальна

Первая и самая достоверная истина: любая истина парадоксальна. Жизнь - это драгоценный, неизмеримо прекрасный подарок и в то же время невыносимое наказание. Сквернейшее сочетание для обладателей чувствительной души. В этом мире столько тягот и странностей, что иной раз задумаешься: не розыгрыш ли все это? Здесь переплетены душераздирающая красота и доброта, ужасная бедность, потопы и младенцы, прыщи и музыка Моцарта. Система не самая идеальная.

2. Правило перезагрузки

Практически любая вещь исправно заработает снова, если выключить ее на несколько минут. И к вам это тоже относится.

3. Ищи внутри

Почти все, что может сделать вас счастливым надолго, можно отыскать только внутри себя. Исключение: вы в очереди на донорский орган. Невозможно купить или заслужить умиротворение, нельзя пригласить на свидание здоровую самооценку. Это самая отвратительная истина, лично меня она возмущает. Но все важное действительно достигается внутренней работой, и мы не можем проделать ее за других, как бы сильно мы их ни любили.

Чужой душевный покой нам неподвластен. Все должны найти свой собственный путь, свои ответы на важные вопросы. Когда ваш взрослый ребенок начинает свой путь героя, вы не можете бежать рядом с солнцезащитным кремом и гигиенической помадой в руках. Вы должны его отпустить, хотя бы из уважения. А если речь о ком-то другом, то, скорее всего, вы понятия не имеете, чем помочь. Наша помощь, как правило, бесполезна, а часто даже вредит. За стремлением помочь кроется желание контролировать. Так что остановитесь уже, хватит помогать. Дайте хоть кому-нибудь скрыться от вашей добродетели.

4. Радикальное принятие себя

Каждый из нас - облажавшийся, надломленный, надоевший самому себе и испуганный персонаж. Даже тот, у кого с виду все хорошо. Вы не поверите, если узнаете, как похожи проблемы других на ваши проблемы. Так что постарайтесь не сравнивать свои внутренние ощущения с тем, что показывают вам остальные. На пользу это точно не пойдет.

И еще: вы не можете никого спасти, исправить или заставить «завязать». Что заставило меня покончить с выпивкой и наркотиками 30 лет назад? Катастрофически ухудшалось мое поведение, мысли путались и убегали. Тогда я обратилась за помощью и стала уповать на высшие силы. Есть версия, что слово «Бог» расшифровывается как «Благодать Отчаянного Горя» (прим.ред.: в оригинале G-O-D, Gift of Desperation - буквально «отчаяние, дарованное свыше»). Но можно выразиться и менее высокопарно: под конец я деградировала быстрее, чем успевала понижать требования к самой себе. Так что можно сказать, я пришла к Богу, когда больше никаких хороших идей не осталось.

Попытки исправить, уберечь или спасти кого-то - пустая трата времени. А вот радикальное принятие себя - это квант, который вы станете излучать в атмосферу, как глоток свежего воздуха. Поверьте, это самый ценный подарок для мироздания. А если кто-то упрекнет вас в высокомерии или эгоизме, просто таинственно улыбнитесь, как Мона Лиза, и приготовьте вам обоим по чашке ароматного чая. Отвечать любовью на самые глупые, недальновидные, капризные и неприятные проявления людской природы значит быть с ними одной семьей. Это первый шаг к миру во всем мире.

5. Шоколад должен быть вкусным

Шоколад с 75-процентным содержанием какао не годится в пищу. Лучший способ его использовать - поместить кусочек в ловушку для змей. Или подложить под ножку расшатанной табуретки.

6. Птица за птицей

Абсолютно у всех писателей, которых вы знаете, первые черновики выходят просто отвратительными. Секрет в том, что их задницы тем не менее намертво приклеены к рабочему креслу. Это, возможно, единственная разница между ними и вами. Они выделяют на это время. Они дают себе обещание и держат слово. Для них это дело чести. Они садятся и пропускают истории сквозь себя - шаг за шагом, день за днем.

Когда мой старший брат был в четвертом классе, ему предстояла контрольная по видам птиц, к которой он даже не начинал готовиться. Тогда отец сел рядом с ним, прихватив книгу Одюбона (Джон Джеймс Одюбон - американский натуралист, орнитолог и художник-анималист, автор труда «Птицы Америки»), бумагу и карандаш, а затем сказал: «Не торопись, приятель, давай-ка птицу за птицей. Просто прочитай про пеликана, а затем перескажи своими словами. Потом прочитай про синицу и расскажи, что ты узнал о ней. А потом про гусей».

Это и есть два самых важных принципа писательства: птица за птицей и по-настоящему жуткие черновики. А если вы не знаете, с чего начать, запомните: каждая история, которая с вами когда-то случилась, принадлежит только вам, и только вы сможете рассказать ее.
Кстати, если люди хотят, чтобы вы в своей книге обошлись с ними помягче, скажите, что им следовало вести себя получше. Поверьте, будет ужасно, если однажды вы проснетесь и поймете, что так и не записали ничего из того, что всю жизнь хранилось в шкатулке вашего сердца, - ваши истории, воспоминания, идеи и песни, вашу правду, ваши взгляды на жизнь. В конце концов это все, что вы можете предложить другим. И это причина, по которой вы появились на свет.

7. Разрушительный успех

Публикация книг и другие творческие удачи нанесут вам травму. После них необходимо восстанавливаться. Успех уничтожил столько же авторов, сколько его отсутствие. Вы и представить не можете, какие страдания он причинит вам, как он попытается вас разрушить и изменить. Лично я не встречала людей порочнее и хуже, чем авторы-мужчины, на счету которых выпуск заметного бестселлера. И в то же время (возвращаемся к первому пункту) публикация - это просто замечательно: вот ваши мысли напечатаны на типографской бумаге, ваши истории читают и рассказывают друзьям.

Только постарайтесь, пожалуйста, избавиться от иллюзии, что издание книги вас в каком-то смысле исцелит, залатает бреши в вашей душе. Держа в руках свежеотпечатанный труд, вы не исцелитесь от своих бед. Но вы можете однажды прийти к этому, если продолжите писать. Петь в хоре или играть кантри. Будете работать в свободное время волонтером-маляром. Наблюдать за птицами. Выхаживать старых собак, о которых больше некому позаботиться.

8. Тяжкий труд

Семья - это тяжкий, тяжкий, тяжкий труд, даже если в родственники вам достались замечательные люди. Опять же, см. пункт первый. Если на семейном сборище вы чувствуете, что готовы убить себя или ближнего своего, постарайтесь вспомнить, что зачатие и рождение любого из нас - истинное чудо.

Жизнь - школа прощения. Начать обучение можно, простив в первую очередь самого себя, а потом постепенно дело дойдет и до обеденного стола с родными. Там эту важную внутреннюю работу можно проделать, не вылезая из домашних штанов. Когда Уильям Блейк написал, что все мы «посланы сюда, чтоб глаз привык к лучам любви», он не мог не знать, что сокровенная часть этого опыта будет напрямую связана с вашей семьей. Даже если от одного вида ваших родственников вам хочется опрометью кинуться из комнаты, взывая о помощи, - не сдавайтесь, у вас получится. Работайте как Золушка, и результат вас поразит.

9. Правильное питание

Еда. Старайтесь немного лучше. Думаю, вы понимаете, о чем я.

10. Спасательный круг

Сострадание - это метафизический аналог пропиточного масла, способного заполнить все трещины, наш духовный спасательный круг. Главный его парадокс в том, что Господь любит Генри Киссинджера, Владимира Путина и меня так же сильно, как вашего новорожденного внука. Как хочешь, так и понимай. Акт милосердия может изменить нас изнутри, исцелить нас, искупить тяготы жизни. Как описать принцип его действия в двух словах? Позовите на помощь и пристегнитесь покрепче. Сострадание настигнет вас на месте, но с его помощью вы совершите путешествие из одной точки вашей жизни в другую. К сожалению, оно не придет в виде дружелюбного привидения по имени Каспер, но зазвонит телефон или придет письмо… и вдруг, вопреки всему, к вам вернется живительное чувство самоиронии.

Смех - это углекислая форма святости: вдох за вдохом он возвращает нас к жизни, помогая снова поверить в лучшее. И помните - последнее слово всегда за состраданием. Если оно не приходит, значит, это еще не конец.

11. Бог как космический маффин

Бог есть добро. Не такой уж он и страшный. Это просто любящий разум, способный вдохнуть в нас жизнь. Или, как выразился автор замечательной «Детериораты», вовсе «космический маффин». На мой взгляд, самое подходящее определение Бога для повседневной жизни - «не я».

Эмерсон писал, что счастливейший человек на свете - тот, кто учится у природы искусству общественного служения. Почаще гуляйте, смотрите по сторонам. Как-то я услышала от своего пастора, что пчелу можно поймать в стеклянную банку, даже не закрывая ее крышкой. Пчелы просто не смотрят вверх, а продолжают ползать туда-сюда и горестно биться в стекло. Так что выходите на улицу. Смотрите наверх. Вот вам и весь секрет.

12. Дорога домой

Ну и наконец смерть. Номер двенадцать. И восторг, и ужас. Когда умирают люди, без которых ты не можешь жить, это невыносимо. Вы никогда не восстановитесь от этих потерь, и, несмотря на наши культурные установки, вы и не должны. Мы, христиане, смотрим на смерть как на глобальную смену адреса. Но к какой бы конфессии вы себя ни относили, ваши близкие будут жить в ваших сердцах, если только вы сами этому не воспротивитесь. Как сказал Леонард Коэн: «Трещины есть во всем. Так внутрь проникает свет». Так в нас проникает свет. И так мы можем почувствовать, что наши близкие вновь обретают жизнь.
Другие люди имеют над нами огромную власть. Иногда они заставляют нас расхохотаться в самый неподходящий момент. И это прекрасно. Но их потеря все-таки может стать пожизненным ночным кошмаром, в котором вы без конца тоскуете по дому и никак не можете туда прийти. Проживание горя, друзья, время и слезы в той или иной степени залечат вашу рану. Слезы будут той влагой, которая омоет вас, благословит вас и напитает почву под вашими ногами.

Знаете, какими были первые слова Господа, обращенные к Моисею? Он сказал: «Сними обувь твою с ног твоих». Потому что это святая земля, хотя все и свидетельствует об обратном. В это трудно поверить, но это самая правдивая истина из всех мне известных: наша планета и есть Земля обетованная. Когда вы станете чуть постарше (как ваша покорная слуга), вы поймете, что смерть - такой же священный подарок, как и рождение. Впрочем, о ней не стоит слишком беспокоиться. Занимайтесь своими делами. Практически каждая смерть - это тихое, спокойное событие в кругу родных. Вам не придется делать это в одиночку. Близкие люди помогут вам мягко перейти туда, где однажды окажутся все. Как писал Рам Дасс: «Когда все необходимое сделано и сказано, мы попросту провожаем друг друга домой».

А еще вы можете посмотреть видео с этой лекцией на английском:

Депрессия, безнадежность и отчаяние - это взаимосвязанные психологические термины со слегка различными значениями. В основном такие негативные состояния возникают при нарушении основных потребностей человека: права на жизнь, любовь и самореализацию.

Безысходность и чувство отчаяния

Что такое отчаяние? Это эмоциональное состояние, при котором человек потерял надежду и смысл жизни, он разочарован и уверен в том, что ничего хорошего уже не будет, что ему никогда не достичь того, чего он хочет в жизни. Чувство безысходности присутствует во всех, кто страдает от депрессии или любого другого психического расстройства.

Человек настолько перегружен препятствиями и трудностями в его жизни, что он просто не находит в себе сил для их преодоления. Многие отчаявшиеся начинают рассматривать самоубийство в качестве избавления от всех проблем.

Что такое отчаяние: синонимы, определения

Существует множество понятий, которые так или иначе связаны с термином "отчаяние". Вот некоторые из них:

  • Отчуждение - то, что человек чувствует, когда ему кажется, что он отличается от общества. Он чувствует себя отрезанным и недостойным своего окружения.
  • Покинутость - это чувство болезненного одиночества, брошенности и ненужности.
  • Обреченность приходит, когда человек потерял все, что имел в жизни, и думает, что никогда не сможет получить это обратно. Он чувствует, что жизнь закончилась.
  • Ограниченность - означает невозможность бороться с миром, отсутствие возможностей, умственные или физические недостатки.
  • Беспомощность - это то ужасное состояние жертвы, когда попытки противостояния бесполезны.

Депрессия - это не просто плохое настроение

Длительное состояние подавленности, безысходности, грусти, беспокойства оказывает сильное влияние на поведение и мысли человека. Эти люди либо едят много, либо вовсе отказываются от пищи. Они испытывают трудности с принятием решений, страдают от очень низкой концентрации внимания и имеют проблемы с памятью. Эти люди также склонны к самоубийству. Каково значение слова "отчаяние"? Это состояние можно описать как крайнюю безнадежность и безысходность.

Такие внешние факторы, как трудное детство, безнадзорность, наркомания, финансовые проблемы, серьезное заболевание или потеря части тела могут привести к депрессии. Депрессивные состояния преобладают в течение длительного времени и требуют надлежащего психиатрического лечения. Симптомы сильной депрессии влияют на повседневную способность работать, спать или наслаждаться жизнью. Как правило, в комплексе также идут безысходность, отчаяние и бессилие.

Стоит ли бояться отчаяния?

Многие люди боятся этого чувства, но отчаяние - это вполне адекватная реакция на безвыходную ситуацию. Исследования подтверждают, что плач является естественной реакцией на стресс и печали и обладает огромной терапевтической ценностью. Слезы - это не просто соленая вода, в них содержатся лейцин энкефалина, эндорфин, который уменьшает боль, и такие гормоны, как пролактин и адренокортикотропный гормон, продуцируемые во время стресса. Хорошенько поплакав, можно избавить организм от избытка гормонов стресса.

Значение слова "отчаяние" также связано с отрицательной астенической эмоцией, которая связана с ощущением человеком невозможности удовлетворения какой-либо потребности. Как правило, это следствие сильных потрясений в жизни, таких, например, как смерть близкого человека, пожар, потеря имущества, потеря зрения и так далее. В результате возникает ощущение безысходности, бесперспрективности и собственной беспомощности.

Приступы отчаяния

Одним из лучших способов получения контроля над депрессивными состояниями является разделение их на многочисленные слои. Проблемы, которые способствуют разочарованию, безнадежности, апатии, часто четко разделяются. Самым верхним слоем является отчаяние - это эмоциональные и поведенческие реакции на симптомы депрессии. Она поддерживается негативными мыслями о себе, пассивностью, вялостью, жалостью к себе, чувством отверженности.

Верхний слой отчаяния эмоционален, но такие эмоции имеют поведенческие последствия. Они ведут к радражению, апатии, возможно, агрессии. Человек бессознательно, но отчаянно ищет любовь и внимание со стороны других людей.

Внимательность, практика приостановления решений и сосредоточение внимания используются, чтобы помочь абстрагироваться от власти депрессивного мышления. Когнитивная реструктуризация применяется для замены негативных мыслей более разумными, сбалансированными альтернативами, которые поддерживают целый ряд здоровых чувств и действий.

Медитация и сострадание

Отчаяние - это такое негативное состояние, которое может привести к непоправимым последствиям. Загнанный в угол человек способен на то, на что раньше никогда бы не осмелился. Одними из способов освобождения от бесконечного цикла страданий и выхода из темной пещеры отчаяния на ясный дневной свет являются медитация и сострадание, как бы странно это ни звучало. Это метод подключения к внутренней природе нашего ума, который свободен от драмы, не окрашен эмоциями, к чистому сознанию.

Для медитации необходимо просто расслабиться и оставаться в чистом осознании настоящего момента. Попытаться отпустить свою боль и обстрагироваться от личных проблем, признавая, что страдание является неотъемлимой частью жизни многих людей. Принятие этого факта усиливает такое чувство, как сострадание.

Отчаяние - не повод опускать руки

Никогда не стоит преждевременно признаваться в собственном бессилии, даже в самой безвыходной ситуации нужно стараться отыскать выходы. К событиям, на которые повлиять уже невозможно, нужно изменить свое отношение. Так, потеряв родного человека, не стоит замыкаться в себе и забывать обо всем окружающем, наоборот, нужно подумать о людях, которые рядом, которым тоже нужна поддержка и забота.

В зависимости от причин, которые влекут за собой негативные состояния, важно правильно оценивать масштаб бедствия, не впадать в отчаяние, а сохранять душевное равновесие, ведь вокруг еще столько хорошего, ради чего стоит жить...

Рекомендуем почитать

Наверх