Проведение конкурса при назначении на должность. Положение о процедуре проведения конкурса на должности научно-педагогических работников. Порядок подачи заявлений для участия в конкурсе

Оборудование для магазина 10.09.2019
Оборудование для магазина

Конкурс на замещение вакантной должности позволяет отобрать среди всех кандидатов, претендующих на рабочее место, самого квалифицированного и эффективного. Как правило, эта процедура проводится в учреждениях однако ее популярность растет и среди организаций, работающих в бизнесе. Кроме того, конкурс на замещение вакантной должности - распространенная практика при выборе кандидатов на пост руководителя организации. К ней прибегают как в частных компаниях, так и на государственных предприятиях.

Конкурс на замещение вакантной должности проводят в соответствии с положением, которое утверждается либо в виде нормативного правого акта, либо в качестве документа организации. В нем прописываются все основные моменты, регламентирующие порядок проведения этой процедуры. Во-первых, определяются те штатные единицы, для заполнения которых проводят конкурс на замещение служит определенной защитой от субъективного решения. Кроме того, тут же желательно выделить те рабочие места, на которые конкурс не проводится, чаще всего это штатные единицы, предусмотренные для молодых специалистов или в рамках квоты для инвалидов. Также конкурс на замещение должности могут не проводить для конкретных категорий трудящихся, в частности, для персонала, который специально за счет средств организации направлялся для обучения и подготовки на новое рабочее место.

Следующим важным моментом, который нужно учесть, организуя конкурс на замещение вакантной должности, является определение лиц, которые не могут принимать участие в отборе. Такой фильтр позволит еще на этапе подачи заявлений отсеять кандидатов, которые не смогут выполнять обязанности совсем или на необходимом уровне. Эти условия желательно определять, основываясь на критериях, предусмотренных в нормативных документах: состояние здоровья, уровень образования, опыт работы, допуск к ограничения на занятие определенной деятельностью. Кроме того, процедура может быть открытой (для всех граждан, соответствующих требованиям) или закрытой (только для сотрудников предприятия, отрасли, холдинга).

О начале конкурса необходимо заявлять публично. Это может быть как корпоративная газета или сайт, так и обычные СМИ. Потенциальные кандидаты должны знать список документов к заявлению на участие, время (период) проведения конкурса, состав комиссии, оценивающей претендентов. Сама непосредственная оценка кандидатов обычно состоит из четырех ступеней. Первая - анализ информации, поданной претендентами с заявлениями (резюме, характеристики, автобиографии, презентации и т.п.). Вторая - выступление потенциального работника с докладом о том, как он представляет свою будущую возможную трудовую деятельность, какие задачи он планирует решить, что видит в качестве объекта для совершенствования. Третья - вопросы конкурсной комиссии. И последняя, завершающая - принятие окончательного решения по итогам конкурса (в порядке, оговоренном в положении).

Конкурсная система отбора кадров в органы местного самоуправления предусмотрена ФЗ №25 «О муниципальной службе в Российской Федерации». Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом.

Конкурсный отбор на муниципальную службу должен основываться на конституционных принципах, обеспечивающих равенство прав и свобод граждан при реализации своего права на труд, выбор вида профессиональной деятельности, реализации своих способностей.

Такими принципами являются:

— принцип гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

— принцип запрещения любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

— принцип равных прав и свобод и равных возможностей их реализации для мужчины и женщины;

— принцип права граждан Российской федерации участвовать в самоуправления муниципального образования как непосредственно, так и через своих представителей;

— принцип равного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии.

— принцип равного доступа граждан к муниципальной службе «в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой», который означает, что приоритетного права поступления на муниципальную службу нет ни у одного гражданина.

Применительно к практике отбора, принципы означают, что должны быть установлены единые правила приема при поступлении граждан на муниципальную службу.

Отбор граждан на муниципальную службу осуществляется с учетом формальных и профессионально – квалификационных критериев.

К формальным критериям отбора относятся требования к перечню документов, которые представляет гражданин при поступлении на муниципальную службу. Данный перечень включает:

— собственноручно заполненная и подписанная анкета по утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р форме с приложением фотографии 3 х 4;

— копия паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

— копия трудовой книжки, заверенная нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

— копии документов о профессиональном образовании, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

— заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (по форме №001-ГС/у);

— справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характерагражданина, претендующего на замещение должностимуниципальной службы;

— справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характерасупруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина,претендующего на замещение должности муниципальной службы;

— выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и единого государственного реестра юридических лиц Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы;

— заявление о согласии на обработку персональных данных.

Документы представляются в конкурсную комиссию в течение определенного времени со дня опубликования объявления о проведении конкурса.

КОНКУРС НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления являются основанием для отказа гражданину в их приеме. В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральным законом поступлению гражданина на муниципальную службу, а также в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности муниципальной службы претендент информируется в письменной форме председателем конкурсной комиссии о причинах отказа в участии в конкурсе.

На первом этапе по окончании срока приема документов конкурсная комиссия в течение 5 рабочих дней осуществляет проверку соответствия документов, представленных претендентом, и принимает решение о допуске претендента к участию во втором этапе конкурса или об отказе в допуске к участию и о назначении второго этапа конкурса.

Претендент не допускается к участию во втором этапе конкурса в случае:

— непредставления полного пакета документов, в установленный срок для приема документов;

— несоответствия претендента квалификационным требованиям к вакантной должности муниципальной службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о муниципальной службе для поступления на муниципальную службу и ее прохождения.

Решение конкурсной комиссии о допуске к участию во втором этапе конкурса принимается при отсутствии оснований и оформляется протоколом комиссии. Секретарь комиссии в течение 5 рабочих дней на официальном сайте публикует информацию об итогах первого этапа конкурса.

На втором этапе конкурса проводится оценка профессионального уровня участника конкурса посредством тестирования с использованием программного обеспечения и оценка профессионального уровня, соответствия квалификационным требованиям к вакантной должности муниципальной службы в ходе собеседования.

Решение комиссии о признании участников, прошедших второй этап конкурса, принимается по итогам тестирования и собеседования большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Решение комиссии оформляется протоколом комиссии.

Конкурс признается комиссией несостоявшимся в случае:

— если по окончании срока подачи документов на участие в конкурсе не поданы документы либо поданы документы только от одного претендента;

— неявки всех участников на второй этап конкурса.

Конкурсная комиссия принимает решение о проведении повторного конкурса в случае, если в результате проведения конкурса не был выявлен победитель конкурса либо конкурс был признан несостоявшимся.

Уведомление о результатах конкурса направляется в письменной форме кандидатам в течение 7 рабочих дней со дня его завершения. Информация о результатах конкурса также размещается в указанный срок на официальном сайте органов местного самоуправления.

Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

Профессионально-квалификационные критерии отбора представляют совокупность требований к уровню профессионального образования, его соответствия к группе и специализации муниципальной должности, стажу и опыту работы по специальности, уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Кто такой – кандидат в процессе отбора персонала?

На рынке труда кандидат – это претендент, который имеет шанс получить желаемое (работу) и определенным образом соответствует требованиям, которые выдвигаются к претендентам в силу особенностей профессии и пожеланиям работодателя.
Определение понятия «кандидат» подразумевает, что это участник, которого сравнивают с другими претендентами, выбирают, обдумывают.
Следовательно, кандидатов обычно больше, чем того, что им предлагают (в данном случае — вакантной должности). То есть, должность одна, а претендентов больше одного, поэтому «победителем» станет «идеальный» кандидат — претендент, который субъективно и объективно соответствует требованиям работодателя в максимально возможной степени.

Отличие кандидата от соискателя

При подборе претендентов на вакантную должность существует различие между соискателем и кандидатом.
В процессе поиска работы не каждый соискатель становится кандидатом, но каждый кандидат – это соискатель. Разница только в этапе, на котором находится тот или другой участник.

Этапы поиска работы и подбора персонала

1) Определение планов и потребностей.
Работодатель определяется с описанием профиля должности, приоритетами поиска, формирует критерии оценки кандидата.
Соискатель, в свою очередь, определяется со своими требованиями к будущей должности, пожеланиями к следующей работе, оценивает свои возможности, опыт, компетентность, конкурентоспособность.
2) Озвучивание своих пожеланий и намерений.
Работодатель публикует в общедоступных источниках свое желание нанять нового сотрудника, соискатель, в свою очередь, адресно высказывает свою заинтересованность подходящей вакансией, позвонив или прислав резюме в компанию.

Организация и проведение конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы

3) Анализ резюме и телефонное собеседование.
Эти три шага – это первичный отбор соискателей. На этом этапе все участники, которые ищут работу – соискатели.

Длительность пребывания в статусе кандидата

Кандидатами на работу претенденты становятся на следующих этапах:
1) Приглашение, организация и проведение личного собеседования, независимо от результатов.
2) Сбор информации о кандидате (рекомендации, общедоступные источники) после предварительного собеседования. Как правило, если о кандидате хотят узнать больше данных, чем он сам предоставляет о себе, значит, первичное отборочное собеседование он прошел успешно.
3) Собеседование с непосредственным руководителем, на котором кандидат оценивается не как личность, а как специалист (потому что разного рода психологические тесты – это работа менеджера по персоналу, а не, например, начальника цеха).
4) Финальное интервью с главным руководителем.

Вышеперечисленные этапы, когда соискатель превращается в кандидата, могут быть сокращены или увеличены на несколько шагов. Как правило, количество интервью зависит от уровня величины и «престижности» компании-работодателя.
В небольших компаниях для собеседования с кандидатом и принятия решения о его приеме на работу или в отказе достаточно только одной встречи с работодателем, который является и собственником, и непосредственным начальником и HR-ом по совместительству.
В крупных корпорациях процесс отбора кандидатов длится дольше. Только с менеджером по персоналу кандидату надо встретиться как минимум два раза (для отборочного собеседования, для психологического тестирования или стрессового интервью). А финальная встреча с главным руководителем обычно происходит спустя 4-5 собеседований.
Но каждый кандидат решает сам, какой ход развитий в процессе поиска работы для него более приемлемый.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Муниципальная служба и муниципальная должность

Муниципальная служба, согласно Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», - это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Термин «муниципальная служба» («муниципальные служащие») вошел в оборот вместе с развитием законодательства о местном самоуправлении, разработкой теории муниципального права. Можно считать, что это понятие объединяет всех служащих, занятых исполнением различных функций в органах местного самоуправления.

Думается, что муниципальные служащие по своему правовому статусу (его основным составляющим, «идеологии» службы) не отличаются от государственных служащих, так как со статусно-функциональной точки зрения одинаковы их права, обязанности, ответственность, круг полномочий, виды службы, поступление на службу и прекращение служебных отношений и т.д. Иными словами, традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для муниципального: понятие служащего, права, обязанности, прохождение службы, аттестация и т.д.

Разумеется, для муниципальных служащих действуют специальные законы и особые нормативные акты, принятые законодательными органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления; они-то и определяют специфический уровень компетенции и должностной статус муниципальных служащих.

Можно выделить следующие основные признаки муниципальной службы:

  1. это особый вид публичной службы, т.е. в органах местной публичной власти, муниципального образования;
  2. замещение муниципальным служащим муниципальной должности, которая не является выборной должностью
  3. это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования); муниципальные служащие - это лица, несущие службу на должностях в органах местного самоуправления;
  4. это деятельность по исполнению полномочий соответствующих органов, т.е. деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования;
  5. это деятельность, организуемая на постоянной основе, т.е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно); выборные должностные лица, напротив, действуют в течение определенного промежутка времени (временно). Постоянная основа деятельности муниципальных служащих будет обеспечивать профессионализм муниципальной службы, ее стабильность, и в определенном смысле она сравнима с принципом несменяемости чиновников в европейских странах.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.

Основы муниципальной службы в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральным законом, устанавливающим правовые основы муниципальной службы Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, реализуя законодательство о муниципальной службе и принимая соответствующие нормативные правовые акты в этой сфере, должны руководствоваться федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ о муниципальной службе, которое в законах о муниципальной службе определяет предметы ведения муниципального образования в сфере муниципальной службы.

Муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых согласно уставу муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил три группы должностных лиц, работающих в органах местного самоуправления: 1) выборные должностные лица местного самоуправления; 2) должностные лица местного самоуправления; 3) член выборного органа местного самоуправления - выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Замещение вакантной должности

Они различаются главным образом по способу замещения должностей и характеру административных полномочий.

В связи с этим все муниципальные должности подразделяются на две группы:

1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты представительного органа местного самоуправления; члены иного выборного органа местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения контракта (трудового договора); законы субъектов РФ о муниципальной службе называют их муниципальными должностями муниципальной службы.

К муниципальным должностям муниципальной службы относятся все муниципальные должности, не являющиеся выборными. Следовательно, главы муниципальных образований, депутаты и иные выборные должностные лица местного самоуправления не относятся к муниципальным служащим. Муниципальными служащими также не являются лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению органов местного самоуправления. Правовой статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности, законодательством о муниципальной службе не определяется.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Этим же законом определяется соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

Замещение вакантной должности предполагает наем нового сотрудника на освободившуюся должность. Это дает возможность получать достойное вознаграждение за собственный труд и заманчивые перспективы карьерного роста. Кроме того, за вакансией нередко скрывается предложение занять достойную позицию в государственных органах. Поэтому замещение вакантной должности может стать неплохой перспективой для молодых специалистов, если им удастся пройти конкурсный отбор.

Особенности

Замещение должности отличается от обычного трудоустройства. Для получения желаемой вакансии в Москве или другом городе недостаточно просто отправить резюме и пройти собеседование. Не исключено, что придется доказывать потенциальному работодателю собственные навыки и заслуги, а также соответствие предложению. Не исключено, что придется проходить даже конкурс на замещение вакантной должности. На каждом предприятии действуют собственные правила и требования.

Итак, замещение вакантной должности предоставляет потенциальному сотруднику возможность получить определенный статус. Однако прежде предстоит пройти процедуру специального назначения. Замещение вакантной должности может быть временным или постоянным. Это зависит от условий конкретного предприятия, на которые потенциальный соискатель соглашается по собственному усмотрению.

Например, новый сотрудник может заменять предыдущего, который был уволен или временно находится в отпуске. В зависимости от причины отсутствия прежнего специалиста, можно понять, на какой период актуальна вакансия. Во втором случае нового сотрудника могут называть «исполняющий обязанности», что становится сигналом о временном положении.

Замещение вакантной должности возможно как на государственной, так и на гражданской службе.

Условия конкурса

Итак, какие требования нужно выполнить потенциальному кандидату?

Для участия в конкурсе на замещение вакантной должности допускаются совершеннолетние специалисты, обладающие необходимым набором знаний и навыков. Наличие опыта также приветствуется. Этого достаточно, чтобы иметь возможность претендовать на весьма привлекательные вакансии в Москве, связанные в том числе с государственной службой.

Порядок проведения конкурса

По сути, вся процедура предполагает всего два этапа.

  • Размещение информации для привлечения потенциальных кандидатов.
  • Непосредственное проведение конкурса.

Однако каждый из них предполагает особенности, о которых поговорим ниже.

Первый этап конкурса

Сначала потенциальный работодатель, а точнее его кадровый отдел, принимает заявления от потенциальных кандидатов, желающих участвовать в конкурсе. Также придется представить следующие документы из списка:

  • Анкета.
  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Диплом о наличии специального образования, а также его копия.
  • Трудовая книжка, а также копия.
  • Медицинская справка, подтверждающая отсутствие серьезных заболеваний.

Этот список может быть дополнен на усмотрение работодателя некоторыми другими документами, разрешенными российским законодательством.

Далее кадровый отдел в течение месяца рассматривает полученные заявления. Порядок замещения вакантных должностей обязывает оповестить кандидатов, допущенных к участию в конкурсном отборе. Далее начинается самое интересное.

Второй этап конкурса

После соблюдения формальностей переходят непосредственно к просмотру и отбору кандидатов. Победитель получит объявленную ранее должность гражданской службы или государственной.

Какие мероприятия может включать конкурсный отбор?

  • Собеседование.
  • Тщательное ознакомление с представленными документами.
  • Тестирование на стрессоустойчивость.
  • Проверка наличия специализированных навыков и знаний, позволяющих успешно справляться с заявленными в вакансии обязательствами.

Если кандидат, успешно прошедший отбор, по каким-либо причинам отказывается от вакансии, ее предоставляют соискателю, который занял на конкурсе второе место.

Конкурс не состоится

Есть такие ситуации, когда отбор на замещаемую вакансию не проводится. Это открытая информация, с которой можно ознакомиться заранее.

  • Если нового сотрудника нанимают на короткий период.
  • Если руководитель был назначен указом Президента.
  • Если госслужащий был переведен на новую вакансию с прежнего места работы.
  • Если должность предоставляют сотруднику, состоящему на учете в кадровом резерве.
  • Если вакансия не предполагает серьезных обязанностей и не требует от потенциального кандидата наличия специализированных навыков и знаний.

Категории должностей

Замещение вакансий возможно в разных сферах деятельности. Однако все должности, по сути, делятся лишь на две категории: государственные и гражданские.

Нужно понимать, что особенности конкурса могут отличаться в зависимости от условий работодателя. Кто-то выдвигает к кандидатам более лояльные требования, кто-то проводит жесткий отбор.

Нужно понимать, что в случае, например, с государственными служащими, конкурсный отбор - это не единственный способ назначения кандидата. Альтернативными вариантами для него могут стать выборы или избирание. Вся информация закреплена законодательно.

Если говорить о конкурсном отборе, он предполагает наличие нескольких кандидатов, способных продемонстрировать собственные трудовые навыки, опыт, знания и т.д. То есть все, что может заинтересовать потенциального работодателя и оказаться полезным для исполнения обязанностей.

Для оценки кандидатов создается специальная комиссия. Она занимается оценкой соискателей, учитывая профессиональные навыки и знания каждого из них. Результат отбора позволяет справедливо распределить места между частниками. Специалист, занимающий первую строчку списка, получает назначение на вакантную должность.

Причины отказа

Если соискатель подает заявление на участие в конкурсе, это не означает, что он будет допущен к участию в конкурсе.

Есть немало причин, по которым кадровый отдел может отклонить заявку.

Например, при несоответствии профессиональным требованиям. Теоретически для замещения вакантной должности достаточно иметь диплом вуза или ссуза. Однако на практике может оказаться, что нужна другая специализация и т.д.

Также на конкурсный отбор не могут претендовать кандидаты, у которых есть какие-либо административные правонарушения.

Итак, собрав немало теоретической информации, можно сделать немало выводов относительно перспектив замещения вакантной должности. Не исключено, что для кого-то это может стать серьезной ступенькой в развитии карьеры. Однако нужно обладать достаточными профессиональными навыками, чтобы обойти других кандидатов.

Претендентов в государственных и муниципальных организациях отбирают несколько иначе, чем в коммерческих структурах. Процесс регламентируется ФЗ №79 от 27.07.2004. Этот закон освещает принципы, классификацию должностей и трудовые отношения в сфере государственной службы.

Вакантная должность — это рабочее место, которое числится в штатном расписании, но никем не занято. В законах нет четкого определения этого понятия. Однако не каждую должность, по которой не заключен трудовой договор, можно причислить вакантной. В п.10. постановления №2 Правительства РФ говорится, что работодатель не обязан немедленно заполнять вакансии, как только они образуются. Руководитель организации имеет право не заключать по ней трудовой договор.

Если глубже рассматривать вопрос, какая из должностей является вакантной, следует также выяснить, что говорит закон о должностях, которые занимают сотрудники, которые находятся в длительном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком. Они однозначно считаются занятыми, поскольку с сотрудниками заключили трудовой договор, и в любой момент они могут вернуться на работу.

Порядок поступления на госслужбу

Чтобы поступить на службу в госорганы, нужно пройти конкурс. Например, проводят конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы. Суть профессионального отбора состоит в оценке профессионального уровня кандидатов и их соответствия предъявляемым по закону требованиям (ФЗ № 79, Указ Президента №112). В Указе говорится о том, как проводить конкурс на замещение вакантных должностей государственной службы, и какие требования предъявляются к кандидатам.

В начале года формируют локальный акт для образования комиссии конкурса. Члены комиссии оценивают кандидатов, которые подали документы, и принимают решение о приеме или отказе. Кандидатов оценивают по образованию, опыту работы в госструктурах, результатам тестов и собеседований. Могут предусматриваться другие испытания, связанные с выполнением обязанностей по нужной специальности.

Конкурс проводят в несколько этапов:

  1. Принятие решения о проведении конкурса.
  2. Размещение объявление о приеме документов от кандидатов. Этот этап является подготовительным. Информация о предстоящих испытаниях размещается на официальном сайте госструктуры. В объявлении указывают наименование вакансии, требования к претендентам, место и сроки приема документов, список необходимых документов.
  3. Сбор откликов от претендентов. На этом этапе кандидаты предоставляют личное заявление, анкету, копии паспорта и трудовой, справку об отсутствии заболеваний, которые помешают исполнять обязанности.
  4. Проведение конкурсных испытаний. Это основной этап, на котором члены комиссии оценивают кандидатов.
  5. Выбор победителя. При этом претендент, которому отказали, имеет право обжаловать решение (п.2 ст.22 ФЗ №79).
  6. Издание приказа о назначении сотрудника и заключение с ним служебного контракта.

Закон установил случаи, когда конкурс не проводят:

  1. Для категорий «руководитель» и «помощник» (советник).
  2. Для руководящих должностей, которые по закону назначаются Президентом или Правительством РФ.
  3. Когда заключают срочный служебный контракт.
  4. При замещении иной вакансии, указанной в ч. 2 статьи 28, ч. 1 ст. 31 и ч. 9 ст. 60.1 ФЗ № 79 РФ.
  5. При назначении на рабочее место гражданина из резерва.

Требования к кандидатам на замещение вакантных должностей

На службу в госорганы РФ может поступать любой желающий, если он:

Квалификационные требования:

  • образование;
  • стаж по специальности и в госструктурах;
  • профессиональные знания и навыки.

Для претендентов на пост «руководитель», «помощник» (советник), «специалист» обязательно наличие высшего образования. Для «обеспечивающих специалистов» требуется среднее профессиональное образование по направлению деятельности.

Требования к опыту работы в госструктурах либо по специальности устанавливает Президент РФ своим Указом (для специалистов федерального уровня). Для работников госорганов в регионах — местными нормативными актами.

Требования к знаниям и навыкам устанавливает каждый орган через издание локального акта. В этом документе прописывают положения, которые соответствуют целям и задачам конкретной структуры.

Ограничения при поступлении на госслужбу

Законодатель обозначил причины, по которым гражданин не может претендовать на работу в госструктурах. Это такие причины, как:

  1. Недееспособность или ее ограничение (признанные судом).
  2. Наличие судимости, в том числе не погашенной или не снятой.
  3. Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к информации, которая составляет государственную тайну.
  4. Подтвержденное медкомиссией заключение о заболевании, которое является препятствием для работы.
  5. Близкое родство с будущим начальником. Речь идет о родителях, супругах, детях, братьях, сестрах. Также в этот перечень включены братья, сестры, родители, дети супругов и супругов детей.
  6. Отказ от гражданства РФ и принятие гражданства иного государства.
  7. Предоставление подложной документации или неверных сведений.
  8. Непредоставление сведений (или предоставление ложной информации) в отношении доходов и имущества, необходимых для противодействия коррупции ФЗ №79 и ФЗ №273.
  9. Непрохождение военной службы по призыву без уважительной причины (исключение — служба на контрактной основе).

Испытательный срок при поступлении на государственную гражданскую службу

Кроме конкурса, для человека, который решил связать профессиональную деятельность с государственными или муниципальными структурами, предусмотрен испытательный срок. Это обязательно для тех, кто приступает к работе в таких органах впервые. Длится испытание сроком от месяца до года. Цель его состоит в проверке служащего на соответствие занимаемому посту. С этой процедуры начинается непосредственное исполнение обязанностей по вакантной должности.

В госорганах испытание могут устанавливать по итогам конкурса, а вот для желающих работать в структурах муниципальной власти оно не предусматривается.

Если гражданин раньше проходил госслужбу или переводится из другого госоргана, максимальный срок составит шесть месяцев.

Для ряда лиц испытание не проводится. К таковым принадлежат:

  1. Граждане со средним специальным образованием по программе подготовки специалистов среднего звена либо с высшим образованием по целевому назначению (с обязательством дальнейшего прохождения госслужбы).
  2. Граждане, которые назначены на новое место работы в связи с переводом из другой госструктуры, ее упразднения либо сокращения (п.1 ч.1 ФЗ №79).
  3. Другие лица и гражданские служащие, для которых закон гарантирует сохранение места работы.

После завершения испытания служащему присваивают классный чин. Если процедура работником не пройдена, представитель госоргана имеет право расторгнуть трудовой контракт до завершения испытательного срока. Об этом работодатель уведомляет служащего в письменной форме не ранее, чем за три дня до увольнения. В письме обязательно указывают причины решения.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Рекомендуем почитать

Наверх