Конспект урока по русскому языку на тему " правописание гласных на конце наречий". Справочник по русскому языку

Клиентский сервис 22.09.2019
Клиентский сервис

Урок по русскому языку по теме

«Правописание гласных на конце наречий»

Хацкова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогические задачи: Создать условия для изучения правописания гласных на конце наречий, совершенствовать умения различать наречия и приводить примеры, способствовать развитию орфографической зоркости, содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи. Развитие умения учащихся составлять алгоритм решения орфографической задачи – строгую логическую последовательность действий.

Метапредметные УУД: формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. Развитие исследовательских умений учащихся.

Личностные УУД: формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности. Содействие развитию у детей умений общаться в коллективе, работать в паре.

Оборудование: Учебник « Русский язык» С.В.Иванов 4 класс. Карточки для индивидуальной работы. Интерактивная доска.

Организационная структура урока

I. Организационный момент

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

II. Актуализация опорных знаний. Чистописание

Работа в тетрадях.

Запишем число, классная работа.

1. - Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания, на которой повторим правописание строчных букв а и о и элементы соединения этих букв.

Прописать каллиграфические соединения по образцу.
На доске: ао оа на за до

Девиз минутки чистописания: «Красиво писать – красоту творить!»

Нет большей грубости, чем прерывать другого во время его выступления. (Джон Локк)

Прочитайте высказывание Джона Локка про себя, вслух.

Объясните смысл высказывания.

Вы с этим высказыванием согласны?

Запишите в тетрадь.

2. - Послушайте стихотворение юной поэтессы Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли её внимание.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом бело»!

И увидишь зимнее село.

Если скажешь слово ты «темно»-

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты-

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!

И так, какие же слова привлекли внимание девочки? (Появляется стихотворение с выделенными наречиями)

Исследуем эти слова, что их объединяет?

Как вы думаете над какой частью речи мы сегодня продолжим работать и чем будем заниматься? (Будем говорить о наречии и повторять всё, что мы уже знаем о нём).

Верно.

Повторение о наречии.

Расскажите всё, что знаете о наречии?

Наречие – это …

обозначает …

отвечает …

в предложении может быть …

может быть связано с …

образовано …

(Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и в предложении является обстоятельством.

Как понять неизменяемая? (не склоняется и не спрягается)

Ребята, как вы считаете, всё ли вы узнали о наречиях?

(- Нет, мы только начали с ними знакомиться.

Готовы узнать что – то ещё о наречии?

(- Да.)

III. Открытие новых знаний.

(работают в парах)

слева вправо

справа направо

изредка начерно

досыта засветло

дочиста запросто

Слова какой части речи записаны на доске?

Докажите.

Как они образованы?

Что объединяет все наречия, записанные в первом столбике?

Что объединяет все наречия, записанные во втором столбике?

На какой вопрос вам предстоит ответить?

Вы можете сейчас ответить на этот вопрос?

Какова же тема нашего урока?

Правописание гласных на конце наречий.

(Наречия. Образованы приставочно – суффиксальным способом. В состав наречий входит суффикс –о. В состав наречий входит суффикс – а. В каких случаях на конце наречий пишется буква «О», а в каких буква «а». Правила написания гласных на конце наречий.)

Попробуем сформулировать цель урока:

    Познакомить с правописанием … (наречий с приставками)

    Узнать, в каких случаях пишется … (суффикс –о, а в каких случаях суффикс – а)

    Учиться правильно писать гласные на конце наречий с … (приставками)

Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей

Работа предстоит сложная. У нас всё получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и ответственно относиться к выполняемой работе.

Какие у вас есть предположения?

(В наречиях с приставками: в- на- за- пишется буква – о, а с приставками: из- до- с- пишется буква – а.

Как проверить верно ли ваше предположение?

IV. Первичное закрепление нового знания.

    Выполнение упражнения под руководством учителя.

(Проговаривается правило)

Издавна, сначала, дочерна, затемно, задолго.

    Уч. стр. 68 Упр. 1.

Работа в паре. От чего зависит правописание гласных О А на конце наречий.

(Выделите приставки)

Проверка по эталону на доске

изредка запросто

засветло начерно

досыта вправо

заново снова

    Уч. стр. 68 Упр. 2 (дополнительно)

(Записываем, продолжая столбики)

Затемно, издавна, сначала, досыта, задолго, дочерна, запросто

    Уч. стр. 68 Упр. 3

Насухо, досуха, дочиста, начисто, слева, налево, справа, направо

Кто не допустил ошибок, поставьте «+» (на полях)

Кто немного сомневался, « - / +»

Кто допустил ошибки « ? » (нужно ещё потренироваться)

V. Физкультминутка.

Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.

Назовите наречия, которые помогли вам отдохнуть.

VI. Закрепление нового материала.

Мы живем недалеко.
Нас найти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернете,
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом.
Но только мы живем не в нем:
(И. Иртеньев)

Выписать наречия, объяснить орфограммы.

(недалеко, легко, сперва, направо, налево, прямо,)

Творческая работа

Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Кроме наречий, которые встречаются в стихотворении И. Иртеньева, можете использовать следующие: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-. Постарайтесь точнее передать адрес. М Горький писал о наречии: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной. образной, выразительной»

VII. Самостоятельная работа.

Проговорите пропущенные орфограммы и запишите текст:

В лесу еще свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи. Снача… нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда, людей они не трогают, боятся. Но ногой лучш… на неё не наступать. Интереснее издалек… наблюдать, как изредк… поглядывает на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающ… прошипит что-то на своём гадючьем языке и быстр: скроется в зарослях.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подошёл к концу.

С каким орфографическим правилом вы сегодня на уроке познакомились?

Какой вывод вы сделали?

Где можно использовать эти знания?

Выполните тестовые задания, проверьте правильность выполнения по эталону.

Выполнение теста

1. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «а»

а) занов…, насух…
б) досыта, слева
в) справ…, влев…
г) издалек…, запрост…

2. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) задолг…, сначал…
б) начерн…, дочист…
в) засветло, направо
г) издавн…, слев…

3. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) изредк…, начист…
б) ещ…, дотл…
в) свежо, задолго
г) горяч…, снов…

Проверка по эталону.
Самооценка.

IX. Итог урока

А сейчас узнаем не зря ли мы провели время на уроке.

Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку…

На уроке мне было… ,
потому что….

Особенно

хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала,

сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно

X. Домашнее задание:

уч. стр.68, правило наизусть

выписать из словарика наречия

составьте стихотворение на рифму

далеко … глубоко

весело … высоко

Спасибо за урок.

Гласные а, о, у пишутся на конце наречий в зависимости от приставок, с помощью которых они образованы:

А пишется, еcли наречия имеют приставки с- (со-), из- (ис-), до- : с л е ва , с н о ва , с пр а ва , с пь я на , с ы знова , и з редка , и с коса , д о бела , д о суха ;

О пишется, если наречия имеют приставки в- (во-), на- , за- : в л е во , во ед и но , в пр а во , н а глухо , на д о лго , н а чисто , за в е домо , за д о лго , з а ново , з а просто ;

У пишется, если наречия имеют приставку по- : по д о лгу , по мн о гу , по напр а сну , п о пусту , по ск о льку , по ст о льку .

Примечание 1. В древнерусском языке краткие прилагательные изменялись не только по родам и числам, но и по падежам, при этом имели такие же окончания, как и имена существительные; ср.:
И. новъ (домъ , село )
Р. нова (дома , села )
Д. нову (дому , селу )
В. новъ (домъ , село )
Т. новъмь (домъмь , селъмь )
М. новЪ (домЪ , селЪ ) (местный значит предложный).
Из сочетаний падежных форм кратких прилагательных мужского и среднего рода с разнообразными предлогами и создавались наречия. Одновременно бывшие падежные окончания прилагательных превращались в суффиксы наречий, а предлоги - в их приставки. Например:

наречие д о суха образовалось с помощью предлога до от прилагательного в родительном падеже с у ха (ср.: до сел а ); эта же модель в наречиях д о бела , д о красна, д о пьяна , д о сыта , д о чиста ; из давна , из далек а , и з желта , и з редка , и с коса , ис с и ня ; с высок а , с горяч а , с перв а , с прост а , с ызнова ;

наречия типа н а глухо , з а просто , в л е во сохраняют застывшую краткую форму прилагательного в винительном падеже (ср.: на сел о , за сел о , в сел о );

наречие по д о лгу и ему подобные образовались от кратких прилагательных дательного падежа (ср.: по сел у );

наречия в далек е , в кр а тце , в пр а ве , в ск о ре , на равн е сохранили краткое прилагательное в форме предложного (местного) падежа.

Сходство падежных форм кратких прилагательных и существительных позволяет использовать и такой прием выяснения сомнительной гласной у наречия: рекомендуется после приставки, с которой начинается наречие, поставить существительное среднего рода - ударное окончание существительного будет соответствовать суффиксу наречия; ср.: издавна (из окн а , из сел а ), вправо (в окн о , в сел о ).

Примечание 2. У некоторых наречий с приставкой с- (со-) вместо -а пишется -у: с м о лоду , с о слепу , с пь я ну , с р о ду .

Наречия, оканчивающиеся на шипящие

На конце наречий после шипящих ж, ш, ч пишется ь: настежь , наотмашь , сплошь , вскачь , невмочь , прочь .

Исключения: замуж , невтерпеж , уж .

Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме:
Буквы О и А на конце наречий

Урок в 7 классе по теме: «Буквы О и А на конце наречий». Тип урока — комбинированный.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Двадцать первое декабря. Классная работ а.

Блиц-опрос «Я знаю про наречие всё!»

Орфографическая пятиминутка Аквалангист погрузился совсем (не)глубоко. Решение найде(н, нн)о. (Не)крепко затянул узел моряк. 4. Девочки сегодня болтали (без)умолку. 5. Роза смотрелась в вазе сегодня ещ… свеж… 6. Конферансье торжестве(н,нн)о объявил начало концерта.

Проверка домашнего задани я Буквы О и Е после шипящих на конце наречий выглядеть свеж… идти неуклюж… попросить ещ… чувствовать себя хорош… говорить волнующ… смотреться могуч… спорить горяч…

Самопроверка 0 ош. – «5», 1 ош. – «4», 2 ош.- «3», 3 ош. и более — «2» выглядеть свежо идти неуклюже попросить ещё чувствовать себя хорошо говорить волнующе смотреться могуче спорить горячо

Прочитайте предложения, найдите в них наречия 1. И навечно совпало с нами это время в календаре. 2. Печку мать докрасна протопила. 3. Подарю тебе чудо я запросто. 4. Снова над бескрайнею землёю зашумят и закружат ветра. 5. Изредка письма приходят ко мне. 6.Вправо дорога уходит, а жизнь… Р. Рождественский

Наречия: навечно докрасна запросто снова изредка вправо

Что их объединяет? навечно докрасна запросто снова изредка вправо

Наречия: навечно запросто вправо докрасна снова изредка

Буквы (суффиксы) О и А на конце наречий (орфограмма) Цели: — познакомиться с правилом написания букв О и А на конце наречий; — научиться, применяя правило, писать буквы О и А на конце наречий.

В наречиях, образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом В-… НА- … О ЗА- … ИЗ- (ис -) … ДО- … А С- …

Наречия навечно запросто вправо засветло влево надолго докрасна снова изредка слева издавна досыта

Проверка – приём подстановки. В О НА О ЗА О ИЗ А ДО А С А

Закрепляем Комментированное письмо Употребите суффиксы О или А Докрасн …раскалённый, обойти слев …, пойти направ …, начать сначал …, закончить засветл …, отмыть добел …, поссориться сгоряч …, свернуть влев …

Образуйте от данных слов все возможные наречия с суффиксами — О- и – А- и с приставками — в, -на, -за, -из, -до, -с. Запишите эти наречия в составе словосочетаний или предложений Чёрный, лёгкий, косой, правый

Тестовое задание. 1.В каком наречии пропущена буква О? а) дотемн. б) изредк. в) влев. г) справ.

Тестовое задание 2 . В каком наречии пропущена буква а? а) насух. б) досух. в) замертв. г) нагол.

Тестовое задание 3.В каком наречии пропущена буква О? а) дочерн. б) искос … в) снов. г) занов.

Взаимопроверка В Б Г

Подумай! Почему в данном наречии пишется на конце О, а не А? и звилисто (Дорога шла извилисто)

Делаем выводы… С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке? В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О? В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А? Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?

Домашнее задание § 20 (или грамматический справочник), упражнение № 277

У нас всё получилось! Спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока:знакомство с правилом правописания о и а на конце наречий; оказание помощи учащимся в запоминании трудных слов;формирование умения выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образовани.

Познакомить учащихся с выбором нужного суффикса в наречиях с приставками из-, до-, с-; повторить правописание «о» и «е» после шипящих в различных частях речи; закрепить правила словообразования.

Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый.

Буквы о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-.

Урок русского языка в 7 классе по теме «Буквы О и А на конце наречий» разработан в соответствии с программой общеобразовательных учреждений.

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» (7 класс) .

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему «Буквы О и А на конце наречий» по требованиям ФГОС.

Буквы о и а на конце наречий.

Урок 30. Русский язык 7 класс

Конспект урока «Буквы о и а на конце наречий.»

· Сегодня мы узнаем несколько способов отличить, где пишется о , а где а .

· Познакомимся с волшебным окном и волшебными словами.

· И составим не один, а несколько нужных нам алгоритмов.

На конце наречий может писаться о или а . Сегодня мы с вами разберем, почему О пишется в таких словах, как наглухо , засветло , досрочно , а А – в таких словах, как искоса , досуха , слева . От чего это зависит?

Правописание о и а на конце наречий зависит от приставок и от способа образования слова. Сначала разберемся с приставками.

Есть приставки, в наречиях с которыми всегда пишется о , а есть приставки, которые могут обозначать написание о или а .

О пишется на конце слов с приставками в-, на-, за- .

На конце слов с приставками из-, до-, с- может писаться о или а .

Посмотрите, приставки в-, на-, за- и еще со- не доставляют нам никаких проблем, в наречиях с ними пишется только о : влево , насухо , созвучно , засветло .

Но есть и приставки, которые не указывают однозначно, что нам нужно писать: о или а. Это проблемные приставки, из-, до- и с- . Например, на конце наречия досрочно пишется о , а на конце наречия досыта а . На конце наречия изнеженно пишется о , а на конце наречия издалека а . Почему так происходит?

Правописание таких наречий зависит не только от приставок, но и от способа образования самого наречия.

В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется а , если наречие образовалось от бесприставочного прилагательного . В таких наречиях пишется о, если у прилагательного, от которого образовалось наречие, уже была приставка .

Рассмотрим два слова – досуха и достойно . Наречие досуха сухой . В образовании наречия участвовала приставка до-, поэтому на конце наречия пишется а. А вот наречие достойно образовалось от прилагательного достойный , до- в этом слове входит в состав корня. Поэтому мы пишем О.

Но, даже зная, как и от какого слова образовано наречие, бывает нелегко запомнить, какие приставки соотносятся с О на конце, а какие – с А. Как же запомнить все эти приставки и быстро различить – о или а нужно писать?

Кто нам поможет? На помощь спешит окно! Какое окно, спросите вы? Самое обыкновенное существительное окно .

Это слово позволяет проверить, какие приставки в наречиях соотносятся с О на конце, а какие – соотносятся с А. Потому что такие наречия ведут себя точно так же, как слово окно с предлогами . Вы, конечно, спросите: а как это?

Рассмотрим наречие издавна . Мы видим в нем приставку из-. Подставим такой же предлог из к слову окно . Получается – из окна . Например, из окна вылетела стрекоза. Мы ясно слышим, что на конце существительного звучит а. И а будет писаться на конце наречия. Приставка и предлог одинаковые, и буквы на конце слов тоже одинаковые.

Рассмотрим еще несколько примеров. Вправо – мы видим приставку в-. Подставляем предлог в к слову окно. В окно выглянул мальчик . На конце существительного о – и на конце наречия тоже.

Досуха – приставка до-. Подставляем к слову окно . Шарик не долетел до окна . В конце слова окна а , значит, пишем досуха .

Наглухо – приставка на-. Подставляем к слову окно предлог на . На окно поставили решетки . Слышим о . Значит, пишем наглухо через о .

Доверительно – кажется, что мы должны подставить предлог до к слову окно . И у нас получится – до окна . Но это не так. Нас ждет неприятный сюрприз, ведь перед нами – наречие, образованное от прилагательного с приставкой . Доверительно образовано от доверительный , а у этого слова приставка уже есть. Нам нужно всегда проверять, от чего образованы наши наречия, не забывайте .

Может быть, кому-то покажется сложным все время помнить о слове окно . Но есть еще и другой способ запомнить нужные нам приставки.

Этот способ немного волшебный. Посмотрите. После приставок на-, в-, за- мы пишем на конце наречий о . У нас получилось волшебное слово для запоминания: навзао .

А после приставок до-, -с, -из мы пишем а . Вот и еще одно волшебное слово: досиза .

Запомните эти волшебные слова: навзао и досиза . Правда, нужно помнить, что мы можем их применять только для наречий, которые образованы с помощью приставки !

Так как мы определяем, о или а пишется на конце наречий?

Есть несколько способов.

Первый наш алгоритм – для самых рассудительных . Задайте себе вопрос – вы видите в наречии приставки из-, до- или с-? Если нет, то сразу пишем о . А если да, то задаем себе еще один вопрос: наречие образовано от бесприставочного прилагательного? Если на этот вопрос отвечаем «да», то пишем на конце наречия а . А если отвечаем «нет», то на конце наречия пишем о .

Проверим себя. Как пишутся все эти наречия?

Искос… косой , значит, пишем а .

Нагол… – приставка на-. Значит, сразу пишем о .

Дочист… – приставка до-, наречие образовано от прилагательного чистый . Пишем на конце а .

Исправн… – приставка ис-. Наречие образовано от прилагательного исправный , а у этого прилагательного уже есть своя приставка. Значит, на конце наречия мы напишем о .

А вот и второй алгоритм – для самых оригинальных . Сначала мы должны спросить себя: наречие образовано от бесприставочного прилагательного? Если нет, то сразу пишем о . А если да, то пользуемся подсказкой – существительным окно . Благодаря этому существительному нам не нужно запоминать никаких приставок.

Дочерн… – образовано от черный . До окна . На конце наречия – а.

Набел… – образовано от белый . На окно . На конце наречия – о

Издалек… – образовано от далекий . Из окна . На конце наречия – о.

И еще один алгоритм – самый волшебный . Мы опять проверяем, от чего образовано наречие. Если не от бесприставочного прилагательного, то пишем о на конце. А если от прилагательного без приставки, то мы можем обратиться к двум волшебным словам – навзао и досиза – и сразу вспомнить, что в наречиях с приставками на-, в-, за- мы пишем о , а в наречиях с приставками до-, с-, из- на конце пишется а .

Буквы “о” и “а” на конце наречий

Особенности правописания О А на конце наречий

В русском языке правописание букв о и а на конце наречий зависит от того, с какой приставкой пишется слово:

    Суффикс пишется в наречиях с приставками в-, за-, на- .

Тест по теме

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

  1. 1. Ramzan Ramzan 6,301
  2. 2. Елизавета Анчербак 5,056
  3. 3. Iren Guseva 4,925
  4. 4. Анастасия Гудяева 3,482
  5. 5. admin 3,412
  6. 6. Александра Люханчикова 3,122
  7. 7. Мухаммад Амонов 3,084
  8. 8. Гузель Миннуллина 2,374
  9. 9. Артём Чекуров 2,016
  10. 10. Алёна Кошкаровская 1,886
  11. Самые активные участники недели:

  12. 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  13. 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  14. 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  15. Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  16. 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  17. 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  18. 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  19. Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

    Правило о-а на конце наречий

    Словарные диктанты

    Снова, влево, направо, сначала, заново, дочерна, налево, изредка, справа, издавна, досуха, вправо, начисто.

    Объясните правописание букв о, а на конце наречий.

    Разберите по составу наречия сначала, изредка .

    Справа от меня, проснуться засветло, вытереть досуха, свернуть направо, начать заново, расстаться надолго, закрыть наглухо, навещать изредка, переписать набело.

    Определите способ образования записанных наречий.

    Объяснительные диктанты

    1) Удача любит того, кто встаёт засветло. 2) Чтобы строить наново, нужно начинать сначала. 3) Ласточка отлетает ещё затепло. 4) Даже изредка не позволяй себе лукавить. 5) Издавна светлый закон миром правит: тот благоденствует, кто не лукавит.

    Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий». Объясните правописание наречий.

    Проведите синтаксический разбор предложения 1.

    Укажите части речи в предложении 5.

    1) Стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали теченье реки. (И. Тургенев) 2) Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. (Е. Носов) 3) Ни сначала, ни после я не лгал ни перед собой, ни перед нею. (Л. Толстой) 4) Она портному исправно служит, с ниткой тесной дружбою дружит. (Загадка: иголка) 5) Влево тянулась узкая тропинка. (Чаплина)

    Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий», объясните выбор гласной буквы.

    Найдите предложения: а) с причастным оборотом; б) с деепричастным оборотом. Объясните пунктуацию в данных предложениях. Деепричастный и причастный обороты подчеркните.

    Так нередко бывает в жизни: живёшь рядом, встречаешься с человеком чуть ли не ежедневно, и вдруг однажды будто какой-то луч озарит знакомое лицо. Лицо покажется прекрасным, а человек - самым желанным в мире.

    Выделите орфограммы в наречиях.

    Укажите наречие образа действия.

    Предупредительные диктанты

    Вспомните правило правописания букв о, а на конце наречий.

    1) Издавна на Руси человек находил успокоение от душевных невзгод на лоне матушки-природы. 2) Наша бричка свернула с главной дороги влево, туда, где синела манящая гладь широкой реки. 3) Справа от нас простиралось безбрежное море золотой пшеницы. 4) Сначала внизу и вокруг меня царствовала совершенная тишина. (Л. Толстой) 5) Пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески. (И. Тургенев)

    Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий». Объясните выбор гласной буквы.

    Определите способ образования наречий издавна, влево .

    Выпишите из предложений по одному слову, которые будут иллюстрировать орфограммы: а) «Проверяемая безударная гласная корня», б) «Чередующаяся безударная гласная корня» (простиралось). Выделите корни, объясните выбор гласной буквы.

    Найдите в предложении 5 слова, в которых происходят следующие фонетические явления: а) озвончение, б) оглушение. Объясните причину данных фонетических явлений.

    Найдите предложение, в котором есть деепричастие. Проведите синтаксический разбор этого предложения.

    Вспомните и проговорите правила правописания наречий: 1) «Буквы о, а на конце наречий»; 2) «Правописание НЕ с наречиями на -о, -е».

    Запишите под диктовку.

    Я пошёл вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Всё кругом быстро чернело и утихало, - одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо метнулась в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой. Уже я с трудом различал отдалённые предметы. Поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало снова синеть - но то уже была синева ночи.

    Выделите орфограммы в наречиях. Объясните правописание наречий.

    Подчеркните в тексте все наречия как члены предложения, определите их разряд по значению.

    Отметьте в тексте языковые средства выразительности.

    Выборочные диктанты

    1) Хранить дружества с соседями, помогать ближним и защищать угнетённых - издавна было священным обычаем россиян. (Ф. Глинка) 2) Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать каждый раз заново. (С. Михалков) 3) Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А. Вампилов) 4) В каждую книгу писатель уходит надолго, как уходят в просторы неизведанной страны исследователи и завоеватели. (К. Паустовский) 5) Всё снова нас будет влечь к испытанному крову с готовым ложем и здоровым сном. (Дж. Ките)

    Выпишите слова с орфограммой «Буквы о, а на конце наречий» в два столбика: 1) -а на конце наречий; 2) -о на конце наречий. Графически обозначьте выбор гласной буквы.

    Дополните записи своими примерами (по два-три примера в каждый столбик).

    Запишите четыре ряда слов.

    1) Изредка, досуха, слева, влево;

    2) Заново, направо, влево, справа;

    3) Дочиста, досуха, досрочно, издавна;

    4) Слева, справа, сослепу, сначала.

    Подчеркните в каждом ряду «лишнее» слово. Обоснуйте свой выбор.

    (Ключ: «лишнее» слово в 3-м примере - досрочно - наречие с приставкой до- на конце имеет суффикс -о, так как образовано от прилагательного с приставкой: досрочный (сравним: досуха - сухой).)

    Определите способ образования «лишних» слов.

    (Ключ: влево, справа, сослепу - приставочно-суффиксальный; досрочно - суффиксальный.)

    www.compendium.su

Тема: Правописание гласных на конце наречий.

Цель: формирование навыков правописания гласных О, А, на конце наречий.

Задачи:

1) Самостоятельно получить сведения о правописании гласных на конце наречий с приставками в-,на-, за-, из-(ис-) . до-, с-, графически объяснять написание гласных на конце наречий.

2) Развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий, навык самостоятельной работы,коллективных способов обучения, как средства формирования учебной деятельности.

3) Воспитывать внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу.

Тип урока: урок умений инавыков

Оборудование: для учителя: мел доска учебник УМК «Школа 21 века»,словарные слова.

Для обучающихся: учебник, тетради, словари, журнал «Миша»

Ход урока.

этапы

Дя-ть учителя

примечание

Организационный момент

Давайте улыбнемся друг другу!

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что нам всем этот урок принесет радость общения друг с другом. Я желаю вам творческих успехов и удачи

Словарно-орфографическая работа

1.Мин чистописания.

2. Мозговой штурм.

Сколько звуков в слове «петь»?

Сколько букв в названии нашей страны?

Назовите синоним к слову финиш.

Назовите главные члены предложения?

Назовите 5 приставок

Назовите неизменяемую часть речи?

Назовите лишнее слово: аккуратно, наверху, бегут, налево, направо, вместе.

Что еще можно сказать об этих словах?

Запишите словарные слова.

Назовите антоним к выражению «в час по чайной ложке»

Что значит шиворот -навыворот?-

Знать назубок-

Знание назубок сегодняшней темы, поможет нам писать сочинения, диктанты без ошибок.

ОАОА

6 Россия

Конец

Подлежащее сказуемое

В из за над под

Наречие

Бегут

Сл слов

Сломя голову

Наоборот

Знать хорошо

Введение в тему

А что за тема урока постарайтесь догадаться, послушав стихотворение:

Горько, кисло, сладко, вкусно, тяжело, печально,грустно, вправо, влево, глубоко, справа слева высоко.

К какой части речи относятся слова?

Что вы знаете о наречие? Что еще хотите узнать?

А мы сегодня узнаем от чего зависит написание гласных О и А на конце наречий.

Наречие

Работа по теме урока.

У наречий много секретов давайте разгадаем один из них.

1 Спишите наречия. :Добела, заново, докрасна, издавна, начисто, влево, вправо, издалека., снова, справа.

2 Выделите приставку, и суффикс.

3 Распределите их на 2 группы.

По какому признаку распределили? От чего же зависит правописание гласной на конце наречий?

С.41 правило.

4 сценка. (1 ученик с места выкрикивает) НавзаО и досизА! НавзаО и досизА!

Замечательная штука!

Что это ты придумала?

Это не я придумала.В Журнале «Миша» я прочитала советы мудреца. Этот мудрец советует заучить два волшебных слова. Они помогают запомнить что в наречиях с приставками НА, В, ЗА пишется на конце буква О, а в наречиях с приставками до, С, Из, на конце пишется буква. ведь ловко придумано.

Да неплохо придумано.Но и у меня есть еще один секрет.Достаточно взять слово ОКНО. С таким предлогом, как приставка у наречия, и разу определишь, О или А. Налево- на окно, засветло- за окно, издавна- из окна

На, за в - О

Из до с-А

в) Выводы детей. в наречиях приставками

Из, -до, -с, пишется суффикс -а;

С приставками -на, - за, -в, суффикс о.

На, за в - О

Из до с-А

Закрепление

1.Работа по учебнику.с 41 упр2

2. Под диктовку. запись предложения:

Справа от дороги лежали большие камни. Синтаксический разбор

. (невоск, повеств, распр, грамматическая основа- камни лежали.)

Итог урока

Какой секрет вы сегодня сумели разгадать?

Чем был интересен урок?

Дом задание.

С.42 упр.2

Приложение №1

Знать назубок

Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.

Где раки зимуют

Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел.

Шиворот-навыворот

Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.


Степени сравнения наречий

Наречие

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастный оборот

Деепричастие как особая форма глагола

Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

Пропев до конца песню , раненые начали петь ее сначала.

Голубь, увидя детей , взлетел вверх.

Он что-то писал, наклонив голову .

Деепричастия несов. вида не образуются от глаголов:

1. с основой, состоящей из одних согласных:

шьют, льют, жмут, ткут;

2. с основой на г, к:

бегут, текут;

3. с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопр. формы на з, с, ст, х:

мажут - мажут.

Вопросы, на которые отвечают наречия Значение наречий Примеры
Как? Каким образом? образа действия Быстро, медленно, прочно, хорошо, по-хорошему, вслух, наизусть, пешком, никак, ...
Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? времени Сегодня, завтра, утром, скоро, теперь, давным-давно, зимой, ...
Где? Куда? Откуда? места Вверху, внизу, справа, слева, везде, издали, вблизи, позади, ...
Почему? Отчего? причины Сгоряча, сослепу, со зла, спроста, поневоле, потому, поэтому.
Зачем? С какой целью? Для чего? цели Нарочно, назло, незачем, затем, зачем.
Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени? В какой мере? меры и степени Очень, вдоволь, весьма, слишком, досыта, вполне, едва-едва, почти, дважды, ...


Ь на конце наречий

После шипящих на конце наречий пишется ь:

прочь, вскачь, невмочь, наотмашь.

Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

-Н-, -НН- в наречиях на -О (-Е)

НЕ и НИ в наречиях

Рекомендуем почитать

Наверх