Обжалование предписаний ГИТ. Новый порядок. Жалоба на предписание трудовой инспекции Обжалование решения трудовой инспекции

Работа с клиентами 29.07.2019
Работа с клиентами

Что такое предписание трудовой инспекции

По итогам плановой или внеплановой проверки, если обнаружены какие-либо несоответствия в соблюдении работодателем норм трудового права или органами власти норм о социальной поддержке безработных и занятости, инспектор Федеральной службы по труду и занятости (далее — Роструд), наряду с актом проверки, составляет такой документ, как предписание.

  • об устранении обнаруженных нарушений;
  • восстановлении прав сотрудника;
  • необходимости наложения санкций или снятия с должности лиц, совершивших противозаконные действия.

ВАЖНО! С 2018 года периодичность плановых проверок Роструда обуславливается присвоенным организации уровнем риска нарушения законодательства (постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875).

К примеру, работодатель с высоким уровнем риска будет проверяться 1 раз в 2 года, со значительным — 1 раз в 3 года и т. д. Кроме того, все плановые проверки будут проводиться с использованием проверочных листов, оформленных в виде таблицы и содержащих контрольные вопросы об исполнении норм права. Перечень проверочных листов утвержден приказом Роструда от 10.11.2017 № 655.

Работодатель, получивший предписание, должен исполнить предусмотренные в нем требования в определенный промежуток времени (ст. 22 ТК). Вместе с тем он вправе не согласиться с действиями инспектора, его мнением о наличии нарушений или мерах по прекращению таковых и подать соответствующую жалобу вышестоящему должностному лицу Роструда (либо непосредственно руководителю Роструда — главному государственному инспектору труда Российской Федерации) или в суд в пределах 10 дней после получения предписания (ст. 361 ТК).

Ответ на предписание трудовой инспекции: образец

Работодатель, в отношении которого было выписано предписание, обязан отчитаться о его выполнении перед трудовой инспекцией. Обычно это оформляется в виде ответа или отчета об исполнении предписания.

ВАЖНО! Непредставление работодателем ответа на предписание при условии надлежащего исполнения предусмотренных в нем требований не влечет наложение на него каких-либо санкций.

Однако данный документ направлен на обеспечение эффективного взаимодействия между трудовой инспекцией и работодателем и может позволить последнему избежать внеплановой проверки Роструда для контроля за устранением обнаруженных нарушений (назначается согласно п. 89 административного регламента, принятого приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н).

Ответ на предписание инспектора труда составляется на официальном бланке организации, подписывается руководителем и заверяется печатью (при ее наличии). В ответе, как правило, указывается следующая информация:

  • название трудовой инспекции, Ф. И. О. ее руководителя;
  • сведения об организации (наименование, место нахождения, контактные данные и т. д.);
  • дата и номер ответа;
  • название документа: «Ответ на предписание…» или «Отчет об исполнении…»;
  • реквизиты предписания (дата и номер);
  • требования, которые содержались в предписании, и срок их исполнения;
  • проведенные мероприятия по исполнению предписания или законное обоснование невозможности их реализации;
  • Ф. И. О. и подпись руководителя организации.

К ответу должны быть приложены документы, свидетельствующие о выполнении требований предписания. Например, копии платежного поручения о выплате зарплаты сотрудникам на банковские карточки, копии приказов об увольнении и др.

Образец ответа на предписание можно скачать по ссылке: Ответ на предписание трудовой инспекции (образец) .

Штраф за невыполнение предписания государственного инспектора труда в срок

Невыполнение предписания государственного инспектора труда в срок влечет для работодателя ответственность по Кодексу об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ). Так, согласно ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ работодателю грозит штраф за невыполнение предписания государственного инспектора труда в следующем размере:

  • 30 000-50 000 руб. в отношении ИП;
  • 100 000-200 000 руб. в отношении организаций.

Руководитель и иные должностные лица (далее — ДЛ) организации также могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа за невыполнение предписания государственного инспектора труда в пределах 30 000-50 000 руб. или дисквалифицированы на 1-3 года.

Кроме того, если обнаруженные нарушения обладали признаками административного правонарушения и был составлен соответствующий протокол, неосуществление процедур по ликвидации причин, вызвавших нарушения, влечет ответственность ДЛ по ст. 19.6 КоАП РФ, а именно — штраф от 4 000 до 5 000 руб.

Вместе с тем неисполнение предписания не всегда может зависеть от работодателя. Так, работодателю не грозят санкции, если:

  • в предписании не содержатся конкретные действия, которые надлежит выполнить работодателю;
  • или они могут быть по-разному истолкованы.

В вышеуказанных случаях при обжаловании работодателем предписания инспектора труда оно может быть признано неправомерным (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.03.2016 № Ф05-2080/2016 по делу № А41-36515/2015).

В некоторых случаях при наличии уважительных обстоятельств работодатель может просить об отсрочке исполнения предписания. Для этого ему необходимо направить соответствующее ходатайство.

Дополнительно об ответственности организаций по КоАП рассказывается в статье Административная ответственность юридических лиц - понятие .

Таким образом, ответ на предписание трудового инспектора составляется работодателем в свободной форме и включает в себя сведения о проведении мероприятий по исполнению требований инспектора. К ответу должны быть приложены копии документов, подтверждающих реализацию данных мероприятий. Направление ответа помогает избежать дополнительной внеплановой проверки Роструда по истечении срока, отведенного на исполнение предписания.

Позиция Верховного Суда относительно того в каком порядке должны оспариваться предписания трудовой инспекции регулярно меняется, что вызывает неоднозначную судебную практику. До вступления в законную силу КАС 15.09.2015 года предписания КАС обжаловались по правилам ГПК РФ, то есть заявители руководствовались подразделом III раздела II «Производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений». После принятия КАС РФ все правоприменители полагали, что теперь предписания ТИ следует обжаловать по правилам этого кодекса.

До ноября 2015 года большинство судов руководствовались именно нормами КАС РФ. Однако, затем появилось письмо ВС РФ от 05.11.2015 года №7 –ВС-7105/15 в котором судам разъяснялось, что предписания ТИ затрагивает права работников, а отсюда возникает вопрос о праве, и потому судам следует пользоваться нормами ГПК РФ. Это письмо было адресовано председателям высших судов субъектов РФ и конечно нижестоящие суды их учли и вновь стали рассматривать жалобы на предписания ГИТ по правилам ГПК РФ. Только судебная практика стала складываться по этому пути ВС РФ в своем определении от 19.12.2016 года № 75-КГ16-14 указал, что предписания ТИ должны обжаловаться по правилам КАС. Затем, уже Пленум ВС РФ принял постановление №36 от 27.09.2016 года в котором дал разъяснения судам следующего характера. По правилам КАС РФ должны рассматриваться дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому, исключение составляют дела в которых оспариваемое решение затрагивает права граждан. В последнем случае предписания ГИТ оспариваются по правилам ГПК РФ. В этом постановлении ВС привел пример в которых одна сторона - гражданин, другая - орган власти. Таковыми например являются, дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, которые рассматриваются по правилам ГПК РФ.

Предписание ГИТ является властно-распорядительным документом, требования которого компании обязаны выполнить, под страхом административной ответственности. Хотя предписания ГИТ и затрагивают права работников, последние не имеют права их обжаловать. Отсюда исключение указанное в вышеназванном постановлении ПВС РФ применять нельзя. Отсюда следует логический вывод, что предписания ГИТ надо обжаловать по правилам КАС. Этот вывод Верховный суд РФ подтвердил в определении от 19.12.2016 года № 75-КГ16-14 .

Таким образом, в течении небольшого промежутка времени ВС высказал две позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило некую неопределенность у юристов, так как порой определить затрагивает ли предписание права граждан либо нет бывает проблематично.

Многие юристы- практики в связи с отсутствием единообразного подхода к этому вопросу, стали подавать сразу два заявления, то есть одно по правилам КАС, а другое по правилам ГПК РФ, выжидая какое из них примет суд

Другие юристы подают только одно заявления, которое удовлетворяет как требованиям КАС РФ, так и требованиям ГПК РФ. То есть в заявлении фигурируют термины, которые используются в КАС и ГПК и к нему прикладывают документы которые должны быть приложены по обоим этим кодексам.

При подачи такого смешанного заявления, суд сам решает, по какой процедуре рассматривать его и у суда нет формальных оснований отказать в принятии смешанного заявления.

Проблема порядка обжалования предписаний ГИТ для заявителя заключается в том, что от порядка обжалования зависит какую госпошлину нужно оплачивать, куда нести иск, каков срок давности, срок на подачу жалобы, кто может быть представителем компании.

Если суд указывает, что иск нужно подавать по нормам ГПК РФ, а вы подали по нормам КАС РФ, то можно пропустить 10-дневый срок давности и уже на этом сновании получить отказ в удовлетворении иска. Поэтому, при подаче нового иска нужно аргументировать уважительность причин пропуска срока именно неопределенность судебной практики и тем, что иск находился в суде до того момента, когда суд вынес определение об отказе его рассмотрения, не учитывают при исчислении срока давности. Такую позицию высказал Верховный суд РФ в определении от 09.02.2015 года №5-КГ14-153 .

Другие юристы и судьи придерживаются мнения, что постановление пленума ВС РФ имеет большую юридическую силу и следует руководствоваться именно им, кроме того это постановление было принято позже, чем вышеназванное письмо ВС.

Госинспектор оформил акт о проверке, в котором зафиксировал выявленные недочеты, составил протокол об административном нарушении и выдал вам предписание об их устранении. Правила, вроде бы, соблюдены, но как быть, если вы не согласны с решением инспектора и хотите его обжаловать? Разберемся по порядку. Подать жалобу можно на:

Чаще всего решения трудовой инспекции обжалуют по двум причинам:

  • работодатель наказан за то, чего не делал, или его законные действия оценены как незаконные;
  • нарушена процедура составления документа и привлечения к ответственности.

Такие дела работодатели нередко выигрывают.

Обжалуем решение инспектора по труду

В то же время можно подать заявление в суд, но одновременно оспаривать решение инспектора и в судебном порядке, и в порядке подчиненности нет смысла: вопрос будет рассмотрен только в суде (ч. вторая ст. 30.1 КоАП РФ). Судья не связан доводами поступающих к нему жалоб и будет рассматривать дело в полном объеме.

Внимание

Если вы выбрали судебный порядок, нужно определиться: в какой именно суд обращаться – общей юрисдикции или арбитражный. Споры о законности действий (бездействия) и решений трудовой инспекции рассматривает районный суд (ст.


254 ГПК РФ). Туда и следует подавать жалобу. Если суд откажется ее принимать или рассматривать, можно пожаловаться в вышестоящий суд (областной или краевой). Впрочем, судьи не всегда приходят к единому мнению, куда следует жаловаться на действия трудового инспектора.

Однако предписания ГИТ не имеют экономического содержания, а вытекают из трудовых правоотношений между работником и работодателем, заключение и исполнение трудового договора между которыми не является предпринимательской или иной экономической деятельностью. Поэтому жалоба не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а направляется в суд общей юрисдикции.


Важно

Данную позицию на практике поддерживают и арбитры (Постановления ФАС СКО от 20.07.2006 N Ф08-2996/2006-1305А, от 03.08.2006 N Ф08-3282/2006-1410А, от 08.06.2006 N Ф08-2401/2006-997А, ФАС ВСО от 17.03.2006 N А74-5572/05-Ф02-1033/06-С1, от 09.03.2006 N А74-72/06-Ф02-942/06-С1, ФАС ВВО от 21.09.2006 N А79-4906/2006). Согласно п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии.

Ответ на предписание трудовой инспекции – образец

Прежде чем трудовой инспектор приступит к плановому или по обращению заинтересованных лиц контролю, должно быть издано письменное распоряжение соответствующего территориального органа с указанием четких сроков, выделяемых для проводимых мероприятий, назначении должностных лиц и цели надзора. Копия приказа вручается первому руководителю проверяемой организации или его представителю.

В случае, когда выявлены нарушения законодательства, инспектор обязан потребовать дать письменное объяснение данного факта работодателя или его представителя. Отсутствие таких объяснений, дает дополнительные основания обжаловать выданное в итоге предписание или протокол об административных нарушениях, допущенных должностными лицами.

Обычно объяснение дается непосредственно после обнаружения факта нарушения законных прав рабочего коллектива или отдельного сотрудника. В соответствии со ст. 28.

Как обжаловать предписание, выданное трудовой инспекцией

Квитанция с подписью лица, получившего документы и датой, когда акт был доставлен в учреждение, прикладывается к экземпляру документа, хранящегося в территориальном органе контроля. Если эти нормы будут нарушены, это может стать одним из поводов для отмены постановлений и предписаний, выданных по результатам проведенной проверки.

Учет проводимых проверок Как организации, являющиеся юридическими лицами, так и предприниматели, занимающиеся индивидуальной деятельностью, заключающие трудовые договора с наемными работниками, вправе вести учет проводимых надзорных мероприятий контролирующими органами. В специальном журнале, ведущемся по основным правилам делопроизводства – нумеруются страницы, прошиваются, нить скрепляется на последнем листе с указанием числа прошитых страниц, данных о лице, ответственном за его ведение и подписью первого руководителя, скрепленной печатью организации.

Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции

Татьяна КУДРЯВЦЕВА, Не бойтесь обжаловать несправедливое решение трудового инспектора. При повторном привлечении к ответственности за нарушение трудового законодательства вам может грозить дисквалификация.
Как составить заявление Заявление обычно содержит следующую информацию:

  • название органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • название и адрес организации, которая хочет обжаловать решение госинспектора, или имя конкретного должностного лица;
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием причин, по которым заявитель считает данное решение незаконным;
  • просьбу к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе.

Работодатель или его законный представитель ставит дату и подписывает жалобу. Также к ней нужно приложить подтверждающие документы.

Судебное обжалование предписаний инспекции труда

Гражданского процессуального кодекса России. Суд вправе приостановить действие предписания до момента, когда он примет окончательное решение (ч. четвертая ст. 254 ГПК РФ), причем он может сделать это на любом этапе: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела. Задайте свой вопрос! Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас.
Ответ вы получите в следующем номере. Самые необходимые нормативные акты Вернуться к началу статьи Документ Поможет вам Статьи 357 и 361 ТК РФ Узнать, что решение инспектора по труду можно обжаловать Статья 28.2 КоАП РФ Уяснить требования к составлению протокола об административном нарушении Глава 30 КоАП РФ Уточнить, как подаются и рассматриваются жалобы на решения госинспекторов Приказ Федеральной инспекции труда от 10 марта 1998 г.

Инфо

Вместе с тем КоАП РФ допускает к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Также смело можно обжаловать результаты проверочных мероприятий, если: — лицо, осуществляющее проверку, не предъявило приказ (распоряжение) о проведении контрольных мероприятий; — в приказе о проведении проверки отсутствуют номер и дата, наименование государственной инспекции труда, ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятий по контролю, цели, задачи и предмет проверки; — проверочные мероприятия осуществляются не тем лицом, которое указано в приказе (распоряжении) о проверке.

В итоге после проведенного контроля, проверяющий инспектор выдает предписание устранить выявленные нарушения в установленный промежуток времени и возможно протокол, если имели место административные правонарушения, в отдельных ситуациях передаются документальные материалы в правоохранительные или судебные органы для дальнейшего расследования и наказания виновных. Ответим на вопросы, интересующих работодателей: стоит ли беспрекословно выполнять полученное предписание и когда, возможно, его обжалование. Что делать, если имеются правонарушения административного характера? 26 декабря 2008 года вступил в действие новый ФЗ No 294, нормы которого защищают права юридических лиц и предпринимателей, занимающихся индивидуальной деятельностью в процессе проведения проверок органами государственного контроля.

Обязан ли работодатель выполнять предписания инспектора до решения суда

Доказательством, когда получены документы, присланные в письме, служит отметка в уведомлении о вручении заказного письма. При наличии уважительных причин помешавших своевременно обратиться с обжалованием (например, болезнь руководителя или другого заинтересованного должностного лица), вместе с заявлением об обжаловании действий инспектора подается ходатайство о восстановлении срока обжалования, указав причины, помешавшие вовремя обратиться в соответствующий орган с приложенными документами, подтверждающими их объективность.

Порядок, обжалования решений, вынесенных органами надзора, определен в ст. 30.2 КоАП РФ.
АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Таким образом, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней. Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения.

А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения. К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

15 сентября 2015 г. начал действовать Кодекс административного судопроизводства РФ. Для работодателей этот документ интересен тем, что в нем установлен новый порядок обжалования предписаний, выданных инспекторами ГИТ по результатам проведенных проверок.

Не согласны с предписанием, выданным компании инспектором ГИТ по результатам проверки? Имеете право его обжаловать и не выполнять требования инспектора, которые считаете незаконными.

Ранее для обжалования нужно было соблюдать правила, установленные гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. Теперь процедура предусмотрена Кодексом административного судопроизводства РФ, и само заявление об оспаривании называется по-другому.

Кто может проверять компанию вне плана и где искать

КАС: что нового?

Итак, гл. 25 ГПК РФ утратила силу, а ей на смену пришла гл. 22 КАС РФ.

Сравнение гл. 25 ГПК РФ и гл. 22 КАС РФ

Критерий сравнения Ранее, до 15.09.2015 Глава 25 ГПК РФ Теперь, после 15.09.2015 Глава 22 КАС РФ
Название главы Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
Заявители Гражданин, организация Гражданин, организация, иные лица
Чьи решения, действия (бездействие) обжалуются Орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий Орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организация, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая квалификационную коллегию судей, экзаменационную комиссию), должностное лицо, государственный или муниципальный служащий
Основания для обращения заявителя в суд Если считает, что нарушены его права и свободы (ч. 1 ст. 254) Если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218)
Способы обжалования Заявитель вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (ч. 1 ст. 254) Заявитель может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218)
Название заявления Заявление об оспаривании действия (бездействия) должностного лица (ч. 2 ст. 254) Административное исковое заявление об оспаривании действия (бездействия) должностного лица (ч. 4 и 5 ст. 218)

Что мы видим на этом этапе сравнения?

  1. При несогласии с решением инспектора ГИТ у работодателя по-прежнему есть два пути обжалования: в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу или в суд.
  2. Изменилось название заявления, с которого начинается обжалование предписания, других решений, действий (бездействия) государственного органа. Административное исковое заявление – именно так теперь будет называться документ, являющийся отправной точкой в процедуре обжалования предписаний ГИТ. К нему работодатель должен приложить копии оспариваемого предписания, акта проверки и документы, подтверждающие его позицию.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Обратите внимание!
Информацию о компетенции Уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также порядок обращения к нему можно найти на его официальном сайте .

Новое положение содержит ч. 4 ст. 218 КАС РФ. В ней указано, что с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц могут обратиться в суд:

  • органы государственной власти;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ;
  • уполномоченный по правам человека в субъекте РФ;
  • прокурор в пределах своей компетенции;
  • иные органы, организации и лица.

Подобное обращение осуществляется в случаях, предусмотренных Кодексом, если указанные лица полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие):

  • не соответствуют нормативному правовому акту;
  • нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц;
  • создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов;
  • незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.

Прокурор мог и ранее обратиться в суд в защиту интересов граждан и организаций. Сейчас это могут сделать Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, иные органы, организации и лица. К этим «иным лицам» относится недавно появившийся в России Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (в СМИ его еще называют бизнес-омбудсменом). И если раньше подобные полномочия были прописаны только в законодательстве об Уполномоченном при Президенте РФ по правам предпринимателей (ст. 4 ) , то теперь они закреплены в КАС РФ.

Приведем пример, как бизнес-омбудсмен во Владимирской области помог предприятию отменить предписание ГИТ, выданное по результатам незаконно проведенной проверки.

Пример

К Уполномоченному по защите прав предпринимателей во Владимирской области поступила жалоба ООО «Д» по вопросу нарушения прав со стороны Государственной инспекции труда. Заместителем руководителя ГИТ в отношении компании была назначена внеплановая документарная проверка. По результатам рассмотрения документов и анализа информации Уполномоченный по защите прав предпринимателей выявил нарушения прав и законных интересов ООО «Д».

1. Основанием проверки стало анонимное обращение, в то время как обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся с жалобой, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (нарушена норма ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ) ).

Уполномоченный установил, что основанием внеплановой проверки в отношении ООО «Д» было письмо городского прокурора о направлении по подведомственности анонимного обращения по вопросу несоблюдения трудовых прав граждан в ООО «Д» в части нарушения правил оплаты труда. Анонимное обращение было приложено к письму прокурора.

2. ООО «Д» было уведомлено о проведении внеплановой проверки менее чем за 24 часа до начала ее проведения (нарушена норма ч. 16 ст. 10 ).

3. У компании затребованы документы в большем объеме, чем это необходимо для проверки фактов, изложенных в письме городского прокурора в части нарушения правил оплаты труда (нарушена норма п. 3 ст. 15 ).

Так, были запрошены документы по охране труда, оформлению несчастных случаев на производстве, аттестации рабочих мест, медицинские книжки работников и иные не относящиеся к объекту проверки документы.

4. В распоряжении формально указан предмет проверки (нарушена норма подп. 4 п. 2 ст. 14 ) – предметом проверки названо «соблюдение обязательных требований или требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами», что делает данную проверку всеобъемлющей.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов ООО «Д» Уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области направил в ГИТ рекомендации об отмене незаконного распоряжения, нарушающего права и экономические интересы ООО «Д».

Также он направил письмо прокурору области, указав на необходимость проверить действия городского прокурора.

ООО «Д» подало в суд заявление о признании распоряжения ГИТ незаконным, Уполномоченный по защите прав предпринимателей принял участие в разбирательстве дела. Заявление было удовлетворено.

В КАКОЙ СУД ОБРАЩАТЬСЯ

Согласно ч. 5 ст. 218 КАС РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным гл. 2 КАС РФ.

В соответствии со ст. 17 КАС РФ административные дела, касающиеся защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов), рассматривают и разрешают Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции.

Обратите внимание

Право выбора между несколькими судами, которым подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

Таким образом, с административным исковым заявлением работодатель, как и ранее, должен обращаться в суд общей юрисдикции.

Статья 24 КАС РФ закрепляет подсудность по выбору истца. Это означает, что административный истец вправе выбрать, в суд общей юрисдикции какого района ему обратиться – по месту нахождения ГИТ или по месту нахождения организации.

Сроки обжалования предписаний

Часть 1 ст. 219 КАС РФ сохраняет прежний срок обжалования предписания в суде – три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время законодатель не разрешил одну проблему, связанную с определением срока обжалования выданных предписаний.

Если изучить все требования законодательства о сроке обжалования предписания ГИТ, то, к сожалению, однозначно определить его затруднительно.

Сроки обжалования предписаний в законодательстве

Критерии сравнения Положения нормативных правовых актов
Нормативный правовой акт Трудовой кодекс РФ Закон № 294-ФЗ КАС РФ
Норма акта Часть 2 ст. 357 Часть 2 ст. 16 Часть 1 ст. 219
Срок для обжалования 10 дней для обжалования предписания (при определенных условиях) 15 дней для подачи возражения Три месяца для оспаривания действий должностного лица, государственного служащего
Основания для обжалования В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его части Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

Разберем конкретную ситуацию. Предположим, инспектор выдал предписание 1 декабря и установил срок устранения нарушений до 14 декабря. До этой даты работодатель должен отчитаться в ГИТ об устранении нарушений и подтвердить это документами.

Если руководствоваться КАС РФ, право на обжалование предписания у работодателя сохраняется в течение трех месяцев. Но если до 14 декабря инспектор не получит информацию о работе с предписанием, он имеет право провести внеплановую проверку компании по исполнению предписания, а также составить протокол об административном правонарушении за неисполнение предписания по . Полагаем, что работодателю лучше подать административное исковое заявление об оспаривании предписания в 10-дневный срок (как в случаях, указанных в ) или в срок, предоставленный на исполнение предписания (в нашем примере – до 14 декабря). В этом случае к моменту, когда работодатель должен будет отчитаться об исполнении предписания, он сообщит, что компания не согласилась с предписанием и обжаловала его в суд, направив административное исковое заявление.

Заявите ходатайство о приостановлении действия обжалуемого предписания

В соответствии со ст. 223 КАС РФ суд вправе приостановить (в порядке гл. 7 КАС РФ) действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу. Поэтому вы можете заявить ходатайство о приостановлении действия оспариваемого предписания на время рассмотрения вашего административного искового заявления. До вынесения судом решения инспектор не вправе будет проводить в компании внеплановую проверку и составлять протокол об административном правонарушении.

Что в результате?

По результатам рассмотрения административного искового заявления требования работодателя о признании предписания инспектора ГИТ недействительным в целом или в какой-либо его отдельной части могут быть удовлетворены либо в них будет отказано.

В процессе производственной деятельности предприятия посещают разнообразные контролирующие органы. Они проводят проверки, ревизии и на их основании выносят свой вердикт. Руководство не всегда бывает с ним согласно. но есть возможность воспользоваться своим законным правом и оспорить принятые решения. Обжалование предписания трудовой инспекции осуществляется следующим образом:

1. Обращение к должностным лицам по подчинённости: руководителю инспектора, главному государственному инспектору труда России. Если их решения останутся отрицательными, стоит обратиться в суд. Срок на обжалование – 10 дней после вынесения предписания. После окончания этого срока, наниматель в течение тридцати дней обязан будет погасить штраф.

2. Основанием для жалобы выступает незаконность предписаний. Контролирующие органы должны действовать в рамках своей компетенции, защищать права работодателей, придерживаться законодательства РФ.

3. Подлежит опротестованию указание, которое мешает дальнейшей работе предприятия, останавливает его хозяйственную деятельность. Нужно помнить, что апелляция в суд не может быть основанием для приостановления или невыполнения предписания трудовой инспекции. Если такой срок пропущен, то надо указать причины этого и представить доказательства.

К тексту жалобы предъявляются такие требования:

  • фамилия должностного лица или название органа, к которому обращается истец
  • регистрационные данные, почтовый адрес организации, которая оспаривает предписание
  • указать номер и дату предписания, кем оно издано
  • описать предполагаемые нарушения
  • привести доводы, указывающие на незаконность постановления (принимаются показания свидетелей)
  • изложить просьбу (отменить предписание или объявить его нелегитимным)
  • опись документов, если они прилагаются
  • дата и подпись уполномоченного лица предприятия.
  • Подобные судебные дела заслушиваются в судах общей юрисдикции, так как речь идёт о нарушениях трудового права. Приятным преимуществом для работодателя является освобождение от уплаты государственной пошлины.

    Обжалование предписания трудовой инспекции

    Согласно ст. 361 Трудового кодекса РФ. действия государственных инспекторов труда, в том числе и постановления о назначении административного взыскания, могут быть обжалованы. Однако обжалование должно проходить в установленном законом порядке с соблюдением сроков подачи заявления.

    Способы обжалования

    В соответствии со ст. 361 Трудового кодекса РФ. обжалование предписания трудовой инспекции может проводиться двумя способами: по подчиненности или в судебном порядке. В первом случае действия инспектора труда оспариваются путем подачи заявления руководителю соответствующей инспекции труда. Также предусмотрена возможность обращения с жалобой к главному государственному инспектору труда РФ.

    Лицу, которому направлено предписание государственной инспекции труда, предоставлена возможность самостоятельно выбрать способ обжалования. При этом необходимо учесть, что постановления о назначении наказания в виде приостановления деятельности могут обжаловаться только в судебном порядке.

    Сроки и порядок обжалования предписания

    Сроки, в которые может проводиться оспаривание предписания трудовой инспекции в порядке подчиненности, законодательством не установлены. Для подачи жалобы в судебные инстанции предусмотрен 10-дневный срок обращения.

    Если обжалуется постановление об административном правонарушении, вынесенное инспектором труда, то в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, оно может быть оспорено в течение 10 дней с момента его получения.

    Жалоба, поданная в вышестоящий орган, должна быть рассмотрена не позже 30 дней с момента ее подачи. Если заявитель не получит ответ в указанный срок, то в течение 3-х месяцев он может обратиться в суд. В случае отказа вышестоящего органа, работодатель имеет право в течение месяца обжаловать его решение через суд.

    Как составить жалобу на решение государственного инспектора труда

    Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать при оформлении жалобы. В документе должны быть указаны:

  • наименование и реквизиты органа или должностного лица, в адрес которого направляется заявление
  • почтовый адрес и наименование работодателя или Ф.И.О. должностного лица, которое обжалует действия инспектора труда
  • реквизиты обжалуемого документа с перечислением фактов и доказательств, на основании которых заявитель считает решение трудовой инспекции незаконным
  • просительная часть, в которой указываются требования заявителя (например, отменить предписание инспекции труда или признать действия инспектора неправомерными).
  • При подаче жалобы необходимо иметь два экземпляра документа, первый из которых передается в канцелярию, а на втором проставляется входящий номер, свидетельствующий о принятии документа к рассмотрению. Также жалоба на предписание трудовой инспекции может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением.

    Определение подсудности

    Прежде, чем направить ответ на предписание трудовой инспекции, необходимо определиться с подсудностью рассмотрения данного вида споров.

    Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут подать жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу или его заместителю
  • в вышестоящий орган
  • главному инспектору труда РФ или его заместителям
  • в районный суд.
  • Жалобы юридического лица или лица, осуществляющего экономическую деятельность, также направляются в суд общей юрисдикции, так как они вытекают из трудовых отношений между работником и работодателем, и не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

    Образец заявления о признании незаконным предписания государственного инспектора труда скачать тут.

    Обжалование предписания государственного органа

    Обжалование предписания органов государственного контроля (надзора).

    1. Порядок обжалования предписания.

    Предписания трудовой инспекции, госпожарнадзора, фас, роспотребнадзора и других органов контроля или надзора являются ненормативными правовыми актами.

    Порядок обжалования ненормативных правовых актов регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

    Данными кодексами установлены следующие правила о подсудности. В случае, если предписание органа государственного контроля (надзора) затрагивает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то оно подлежит обжалованию в Арбитражный суд. В иных случаях спор будет подсуден суду общей юрисдикции.

    В соответствии с положениями АПК РФ, лицо вправе обжаловать предписание при наличии двух условий:

    1.предписанием незаконно возложена обязанность, либо созданы препятствия к осуществлению данным лицом предпринимательской или иной экономической деятельности

    2.предписание не соответствует закону или иному НПА

    Заявление, направляемое в Арбитражный суд, должно соответствовать требованиям ч.1 ст.199 АПК РФ (образец см. далее).

    К заявлению необходимо приложить подлинник предписания, либо его надлежаще заверенную копию, а так же иные документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ.

    2.Срок обжалования предписания.

    Законом установлено, что лицо может обжаловать ненормативно-правовой акт в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в течении 3 месяцев с того момента, как лицо узнало о нарушении своих прав или законных интересов.

    В отношении предписания, такой срок будет исчисляться с момента получения предписания лицом, которому оно адресовано.

    Пропуск указанного срока не лишает лица права на обращение в суд, однако в таком случае необходимо доказать, что процессуальный срок был пропущен по уважительной причине.

    3. Госпошлина за обжалование предписания.

    В случае обращения в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания органа контроля (надзора) подлежит уплате государственная пошлина. Ее размер для физического лица составляет – 200 рублей, для юридического – 2000 рублей.

    Реквизиты для уплаты госпошлины вы всегда можете найти на сайте суда, в которому подсуден ваш спор. Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины, при обращении в суд необходимо направить вместе с заявлением.

    4.Образец обжалования предписания.

    В Арбитражный суд

    (наименование, адрес)

    Заявитель:

    (наименование, адрес местонахождения)

    Заинтересованные лица:

    (наименование органа выдавшего предписание, адрес местонахождения)

    о признании незаконным предписания ___(наименование органа выдашего предписание)____ № _____________ от «__»___________2013 года.

    «__»___________ 2013 г. в по результатам проверки, проведенной ___(наименование органа)_ в период с «__»___________ 2013 г. по «__»___________ 2013 г. отношении заявителя было вынесено предписание № _________ об устранении нарушения _________ законодательства.

    Данным предписанием на заявителя возложена обязанность произвести следующие действия (устранить следующие нарушения): _____________________________________________.

    Считаем, что указанные обязанности на заявителя возложены незаконно, по следующим основаниям: _________________________________________________________________________.

    На основании изложенного,

    Признать незаконным и отменить предписание ___(наименование органа выдавшего предписание)____ № _____________ от «__»___________2013 года.

    Приложение:

    Документы подтверждающие факт вручения заинтересованным лицам копии заявления и приложенных к нему документов. которые у них отсутствуют (например: уведомление о вручении.

    Квитанция оплаты госпошлины.

    Документы, которые подтверждают обстоятельства, положенные заявителем в основу требований.

    Оспариваемое заявителем предписание органа контроля (надзора).

    Копия свидетельства ОГРНИП или ОГРНЮЛ.

    Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

    Ф.И.О. должность, лица, подписавшего заявление

    «__»_________2013 г. подпись

    В заявлении необходимо указывать только те фактические обстоятельства, которые имеют отношения непосредственно к сути спора. В тексте заявления необходимо воздержаться от оценки действий должностных лиц с точки зрения этики или морали. Необходимо указать, чем конкретно нарушены Ваши права оспариваемым предписанием. Так же необходимо указать, чем именно не соответствует требованиям закона предписание: нарушения при проведении проверки, предписание подписано неуполномоченным должностным лицом, требования, указанные в предписании выходят за рамки полномочий органа. В заявлении должны быть указаны ссылки на конкретные нормы законодательства. Нарушения, допущенные должностными лицами, должны носить характер существенных. В случае, если Вами был пропущен срок на подачу заявления, то необходимо указать по каким причинам он был пропущен и привести доводы указывающие на уважительность таких причин.

    5.Заключение

    В указанном в настоящей статье порядке происходит:

    Обжалование предписания трудовой инспекции

    Обжалование предписания пожарного надзора

    Обжалование предписания роспотребнадзора

    Обжалование предписания гибдд

    Обжалование предписания фас

    Обжалование предписания гжи

    Обжалование предписания гпн

    Обжалование предписания мчс

    Обжалование предписания ростехнадзора

    Некоммерческое партнерство «Законный бизнес» окажет Вам юридическую помощь при любых видах проверок.

    Обжалование предписания трудовой инспекции - trudinspection ru

    Так, к примеру, подписание акта выяснения еще не значит, собственно наниматель согласен с его содержанием, а говорит только про то, собственно наниматель ознакомлен с этим документом. Значит, он не считается объектом расследования муниципального инспектора труда и вовсе не имел возможность быть положен в базу проделанного им расследования: норма списания материалов образец. По истечении указанного срока материалы следуют судебному приставу для взыскания в принудительном порядке**** . Взыскать с Казенной инспекции труда в ХМАО Югре в выгоду ЗАО Турсунт затраты по уплате казенной пошлины в объеме 200 руб. . Юридические личика и личные коммерсанты должны вести журнальчик учета событий по контролированию, в каком выполняется запись о названии ГИТ, дате, времени проведения, причинах, целях, задачках и предмете события, о обнаруженных нарушениях, составленных протоколах, выданных предписаниях. При разногласии с поступками управляющего ГИТ в субъекте РФ его решения имеют все шансы быть обжалованы Основному казенному инспектору труда РФ, а еще в трибунал. Обжалование распоряжения по делу о административном преступлении Прототип претензии о обжаловании решений муниципальных инспекторов труда Нормативные правовые акты в трудовом праве Главные наказания за нарушение миграционного законодательства Отграничение трудового уговора от гражданско-правовых уговоров, связанных тяжело Из судебной практики: о взыскании заработной платы Дабы закачивать файлы, Вам нужно будет авторизоваться на веб-сайте Методические советы по исследованию Положения о подразделении все выставленные файлы загружены юзерами web-сайта учитывайте дату прибавления файла на web-сайт и его актуальность При полном или же частичном копировании которые были использованы ссылка на страничку первоисточника обязательна. Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины, при обращении в трибунал нужно было навести совместно с заявлением. А распоряжение по делу о административном преступлении, абсолютном юридическим личиком либо личиком, исполняющим предпринимательскую работа в отсутствии образования юридического личика, в следствие ч. Несоблюдение законодательства о труде и о охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в объеме от одной тысячи до пяти тыс. руб. на лиц, исполняющих предпринимательскую деятельность без образования юридического личика, от одной тыс. до 5 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток на юридических лиц от 30 тыщ до пятидесяти тыс. руб. или же административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Внимание! Раз распоряжение было выслано по почте, то подтверждением даты его получения станет оттиск почтового штемпеля на конверте либо дата, отмеченная в уведомлении о получении.

    Помимо прочего отсутствуют правовые преграды к обжалованию решений госинспекторов труда другими личиками, чьи права и свободы нарушены (урезаны) принятым решением. Краснодара и Управление по делам передвижения ГУВД Краснодарского края провели ревизию Сообщества связанным с соблюдения трудового законодательства. Целесообразно ли психологическое испытание при профоценке претендентов (я против, босс за)? C грядущим Новогодними праздниками либо подведение результатов прошедшего В Столице пройдёт самое большое событие в области Event-бизнеса 2015: Event Revolution Разработана методология понижения класса (подкласса) вредности критерий труда на рабочем месте Количество безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 959 445 человек Внесены перемены в норму предоставления заграничным господам первичной медико-санитарной поддержка и проведения профилактических прививок Внесены конфигурации в компетентный эталон Воспитатель Внесены конфигурации в Методологию проведения особой оценки критерий труда Обжалование решений муниципальных инспекторов труда ст жалоба на предписание трудовой инспекции образец.

    Претензия обязана быть подписана уполномоченным на данное личиком (личным бизнесменом, управляющим юридического личика или же их адептами) . ТК РФ в сутки остановки трудовых взаимоотношений наниматель должен произвести с тружеником расчет.

  • Право на обжалование распоряжений и требований инспекторов труда в. Предписание госинспектора труда может быть обжаловано. Образец жалобы об обжаловании решений государственных инспекторов труда.
  • В данной статье приведем некоторые примеры и образцы жалоб на управляющую компанию.
  • Трудовые споры: жалобы в прокуратуру, в Инспекцию Труда, восстановление на работе, выплата.
  • Административный штраф обязан быть оплачен личиком, завлеченным к административной ответственности, не позже 30 дней со дня предисловия распоряжения о назначении административного штрафа в законную мощь По прошествии 30 дней при недоступности документа, свидетельствующего о уплате административного штрафа, орган, вынесший распоряжение, обращает надлежащие мат-лы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в норме, предусмотренном федеральным законодательством. В случае если личико, получившее распоряжение по делу о административном преступлении, принятое муниципальным инспектором труда в масштабах рассмотрения административного дела, не сообразно с принятым решением, то оно обжалуется в норме, установленном.

    Трудового кодекса РФ, и еще ущемлены мои трудовые права и интересы. При нелегальном уходе с работы сотрудника, который считается членом профсоюза, данный срок ужимается до 10 дней. Формы документов, применяемых в Федеральной службе по труду и занятости (Роструде), подтверждены. Утверждение пожелание господина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод либо конституционных прав и свобод иных лиц, или известие о несоблюдении законов и других нормативных правовых актов, изъянах в работе муниципальных органов, органов районного самоуправления и должностных лиц, или критика работы отмеченных органов и должностных лиц муниципальные инспекторы труда при претворении в жизнь казенного надзора и контролирования за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих общепризнанных мерок трудового права, правомочны: предъявлять нанимателям и их адептам непременные для выполнения предписания о устранении нарушений трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих общепризнанных мерок трудового права, о возобновлении нарушенных прав тружеников, привлечении виновных в отмеченных нарушениях к дисциплинарной ответственности или же о отстранении их от должности в установленном порядке сочинять протоколы и осматривать дела о административных преступлениях около возможностей, подготавливать и обращать в структуры правопорядка и в трибунал иные мат-лы (документы) о привлечении виновных к ответственности согласно с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ

    Рекомендуем почитать

    Наверх