Понятие, структура и субъекты политической деятельности. Способы политической деятельности. Субъекты политики

Торговля и склад 23.09.2019

Политическую деятельность можно определить как сознательное вмешательство отдельных индивидов и групп людей в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Структура: Объекты. Субъекты. Цель. Обстоятельства осуществления деятельности. В качестве субъектов политической деятельности выступают непосредственные участники политических акций, событий, действий.

Распространенными способами политической деятельности являются компромисс (соглашение на основе уступок), консенсус (оптимальный вариант), конформизм (приспособление), политический экстремизм (противостояние).

37. Политическое участие: формы, мотивы, проблемы.

Политическое участие – влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

Формы политического участия: разнообразные действия по делегированию полномочий, Активистская деятельность направленная на поддержку партий и кандидатов, Посещение митингов, Контакты с представителями органа власти, Участие в деятельности партий и групп интересов.

Мотивы политического участия. 1. Мотив интереса. 2. Познавательные мотивы.

3. Мотив власти над людьми. 4. Идеологические мотивы. 5. Мотив преобразования мира. 6. Меркантильные мотивы.

На уровень политического участия влияют различные социальные факторы. Многие люди выключены из политической жизни. Абсентеизм – уклонение от участия в политической жизни, утрата интересов в политике и политических нормах, т.е. политическая апатия (проблема неучастия).

Понятие политической элиты. Функции и характерные черты политической элиты

Политическая элита – социальная группа, владеющая основными средствами производства и в силу этого, занимающая господствующее положение в обществе.

Характерные черты политической элиты: Относительная самостоятельность, Особое политическое сознание, общая воля к действию, Высокий социальный статус, профессионализм.

Функции политической элиты:

Изучение и отражение в политических установках интересов различных социальных групп, слоев, наций.

Выработка политической идеологии, конституций, законов

Субординация различных групп господствующего класса

Формирование аппарата управления

Непосредственное руководство претворением воли класса в жизнь.

Классические и современные концепции элит. Механизм формирования политической элиты в Беларуси

4 подхода к исследованию проблемы политических элит: макиавеллистский (придаёт решающее значение различиям между властным меньшинством и пассивным большинством), ценностный (считает элиту наиболее творческой и продуктивной частью общества), структурно-функциональный (относит к элите те личности и группы людей, которые обладают одновременно высокой интеллектуальностью и значительным социальным положением) и либеральный (элита достигает власти в результате острой конкурентной борьбы и выступает защитницей либерально-демократических ценностей).

Процесс формирования политической элиты Республики Беларусь характеризуется рядом особенностей. Вместе с обретением независимости в стране начался процесс формирования новой политической элиты, который продолжается и в настоящее время. Прежние управленцы (формальная элита) стали оттесняться на второй план наиболее активными представителями новой, нарождающейся политической элиты. Ведущей тенденцией в формировании новой элиты стала региональная структуризация. Процесс формирования политической элиты также осложняется отсутствием в стране сильных, влиятельных политических партий, пользующихся массовой поддержкой населения.

Вопрос о том, кто является субъектом политического процесса, был и остается весьма неоднозначным. В соответствии с наиболее «древней», восходящей к политическим идеям Платона и получившей теоретические обоснования в философии Гегеля и Ф. Ницше, элитарной теорией основными субъектами политики являются наиболее одаренные, «избранные» люди, т. е. элиты.

Марксистская теория исходит из того, что основными творцами истории и субъектами политики являются общественные (политические) классы, возглавляемые определенной политической организацией, например партией. Демократические концепции и теории декларируют принципы народовластия или демократического большинства в качестве субъекта политики.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении о том, что субъектом политики могут быть любые формальные и неформальные организации, осознающие свои политические интересы и способные их защищать в политическом противоборстве.

Существует и иная точка зрения, в соответствии с которой субъектами политического процесса могут быть только формальные субъекты политических отношений, исполняющие свои политические функции.

Вопрос о субъективности не «политических» акторов, например массовых социальных движений, для современной России весьма актуален. Поэтому на нем необходимо остановиться более подробно.

В ст. 3 Конституции РФ говорится: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ... Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Следовательно, с правовой точки зрения общественные движения, как определенная часть народа, все же являются источником политической власти и коллективным субъектом политических отношений. Кроме того, они имеют политические полномочия и законные основания осуществлять свою власть не только через представительные органы, но и непосредственно — через выборы, референдумы и массовые выступления.

Безусловно, субъект права и субъект политики - не тождественные понятия. Результативность конфликтного поведения «коллективного субъекта» в политическом конфликте зависит от его массовости, организованности, целеустремленности и решительности. «Бархатные революции» в Сербии, Грузии, Украине и народный бунт в Киргизии наглядно продемонстрировали способность народных масс выступать в качестве субъектов и участников политического процесса и добиваться поставленных целей. Кто организовывал выступления этих «субъектов» — отдельный вопрос.

«Коллективный субъект» политического процесса не является однородной монолитной группой. Уже на стадии своего формирования и развития он начинает структурироваться на: «активистов», «группы поддержки», «рядовых участников», «любопытствующих попутчиков» и др. Одновременно либо из своей среды, либо извне появляются легитимные, с точки зрения «коллективного субъекта», лидеры. Например, в Грузии и Украине выступления народных масс организовывались (провоцировались) под известных политических лидеров (Саакашвили, Юшенко), а польское движение «Солидарность» основных своих лидеров выдвинуло из своей среды. Так, бывший слесарь-электрик Л. Валенса стал не только одним из лидеров движения, но и президентом страны. Возглавившие движение лидеры наделяются полномочиями представлять интересы всего «коллективного субъекта». Таким образом, происходит субъективация , а само массовое движение переходит в ранг «участника конфликта», что не исключает его обратного перехода.

Некоторые авторы предлагают различать такие понятия, как «субъект политики» и «политический субъект». Для субъекта политики политическая деятельность является основной. К таковым можно отнести государство, политические партии, политические институты и организации, политических лидеров и др. К политическим субъектам относятся те, кто вынужден заниматься политикой помимо своей основной деятельности (рядовые граждане, социальные группы, общественные организации и др.). Если для первых — формальных субъектов — политическая власть и властные полномочия являются самоцелью, то для вторых — лишь средством решения своих социальных, экономических и иных проблем.

Субъектом политического процесса может быть реальный или потенциальный субъект политических отношений. При этом не имеет значения, является ли этот субъект институционализированным политическим актором или стал таковым лишь в результате тех или иных действий или событий.

Субъект политики - это актор политического процесса (политических отношений), носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воздействие на объект политики (власть и властные отношения).

Субъектами политики могут быть индивид, общественная группа и организация, политическая организация и движение, политические институты и государственные структуры; социальная общность (класс, нация, этническая или конфессиональная группа, общество); политические элиты или контрэлиты; государство, группы государств, мировое сообщество, т. е. все те, кто оказывает влияние на политический процесс в обществе или на международной арене.

Некоторые исследователи предлагают классифицировать субъектов политики следующим образом:

  • субъекты социального уровня: классы, этносы, группы, индивид, электорат, мафия, военно-промышленный комплекс, торговая буржуазия и т. д.;
  • институциональные субъекты политики: государство, партия, профсоюз, парламент, президент, университет и т. п.;
  • функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средство массовой информации, транснациональные корпорации и т. п.

Субъект политики должен обладать способностями и возможностями оказывать влияние на политические процессы, например принимать политические решения или приостанавливать их действие, организовывать политические акции или не допускать их проведения, активно участвовать в тех или иных политических событиях или сознательно их игнорировать.

Благодаря своим многочисленным качествам или занимаемой должности в политической структуре субъект политики наделяется определенными полномочиями принимать решения, касающиеся судеб многих людей. В то же время субъектом политики может быть и рядовой гражданин, если он своими действиями, своей позицией способен привлечь внимание широких социальных слоев, политической элиты и оказать определенное влияние на политический процесс. Субъект активен по своей природе и целенаправлен в своей деятельности.

В реальной политике субъектами, как правило, являются политические элиты и лидеры, которые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты. Большие социальные общности, защищая свои интересы, также могут выступать в роли субъектов политики. Но разнородность интересов и сложность координации их деятельности нередко приводят к тому, что они становятся объектом манипулирования в чужой политической «игре».

Роль субъекта в политическом процессе, как уже отмечалось, является определяющей. Поэтому он должен также обладать необходимыми волевыми качествами и организаторскими способностями, чтобы привлечь на свою сторону необходимое для достижения цели число сторонников и соответствующие ресурсы. Трагедия современного российского общества состоит в том, что основные социальные слои и классы, в силу своей пассивности и неорганизованности, фактически отстранены от политики. Публичная политика в стране носит показной, декларативный характер, а реальные политические решения разрабатываются и принимаются теневой политикой и теневой экономикой в интересах властвующей элиты.

Личность как субъект политики

Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития, это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения человеком социального опыта.

В системе политических отношений личность является носителем определенных политических качеств и представляет собой элемент политической системы.

Некоторые исследователи связывают понятие «личность» с активной жизненной позицией человека или его включенностью в политическую деятельность. Так, В. А. Мальцев считает, что «человек тогда личность, когда занимает активную социальную позицию», «когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность (а не безличность!) обязательно включается в политическую деятельность».

Такое определение личности, по нашему мнению, неправомерно с научной точки зрения. Любой человек, прошедший определенную социализацию и усвоивший социально значимые качества (даже отрицательные), является личностью.

Что же касается социальной активности или включенности в политическую деятельность, то это качественные характеристики личности в определенных видах деятельности и не имеют никакого отношения к понятию «личность». Социально пассивный и не участвующий в политике индивид могут обладать многими весьма важными социальными качествами, т. с. быть личностью, но не являются субъектом политики.

Личность как субъект политики — это индивид, принимающий активное и осознанное участие в политической деятельности и оказывающий определенное влияние на политический процесс.

Еще Аристотель говорил, что человек есть существо политическое, так как он живет в государстве и вынужден, так или иначе, заниматься политикой. К этому высказыванию античного мыслителя можно добавить следующее: если человек сам не занимается политикой (не желает, не умеет и т. д.), то все равно он становится объектом чужой политики.

Дж. Локк впервые в научной теории разграничил такие понятия, как «личность», «общество», «государство», и поставил на первое место по своей значимости личность. Так возникла теория, предполагающая свободу личной индивидуальности, инициативу, предприимчивость, субъективность.

С появлением и развитием гражданского общества начинается движение от «мы» к «я», от безличной массы подданных, ориентирующихся на указания власти, к свободным индивидам-гражданам, способным отстаивать свои политические интересы.

В Конституции РФ гарантированы основные права и свободы личности. Граждане России могут свободно выражать свои взгляды и убеждения (если они не носят экстремистский характер); вступать в общественные организации и движения; самому создавать общественные организации и политические партии; принимать участие в представительных органах власти; избираться в любые представительные органы и властные структуры; участвовать в управлении делами государства.

Однако необходимо различать личность - субъект права и личность - субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом политики, личность должна обладать определенным политическим капиталом, иметь свои (групповые) политические цели и интересы и заниматься политической деятельностью для их реализации. Индивид, способный привлечь на свою сторону значительный политический потенциал и готовый отстаивать свои интересы в реальном противоборстве, становится субъектом политического процесса. Субъект политики, избегающий политической борьбы, теряет свою «субъективность» (статус субъекта политики). Например, президент Киргизии А. Акаев во время народных волнений весной 2005 г., стремясь избежать кровопролития, покинул страну и потерял президентский пост. Николай II в феврале 1917 г. отрекся от престола и из субъекта политического конфликта превратился в его жертву.

Можно выделить следующие варианты участия (неучастия) личности в политике:

  • активное деятельное участие, когда политика является для личности профессией, призванием или смыслом жизни;
  • ситуационное участие, когда индивид участвует в политике, решая свои личные или групповые проблемы, либо выполняя свой гражданский долг, например принимая участие в выборах или выражая позицию соей социальной группы на политическом митинге;
  • мотивированное неучастие , как протест против проводимой политики;
  • мобилизационное участие , когда индивида принуждают принимать участие в тех или иных общественно-политических мероприятиях или событиях. Такое участие является наиболее характерным для тоталитарных и авторитарных режимов власти;
  • отстранение от любых политических событий, нежелание участвовать в политическом процессе, обусловленное личной аполитичностью и пассивностью.

В первых грех случаях личность выступает в роли субъекта политики, так как в той или иной мере может оказывать воздействие на политический процесс. В случаях, указанных в п. 4 и 5, личность не является субъектом политики. Аполитичные и пассивные личности легко поддаются политической манипуляции и, как правило, становятся объектом в «чужой» политике. При этом уместно напомнить слова, ставшие афоризмом: «Если вы не хотите заниматься политикой, то политика сама рано или поздно займется вами».

Степень вовлеченности личности в политику зависит от ряда субъективных и объективных факторов, в том числе от:

  • уровня политической культуры, гражданского самосознания и индивидуальной социальной активности личности;
  • степени ущемленности личных и групповых интересов и желания их защитить;
  • объективно сложившихся условий и предпосылок, стимулирующих социально-политические изменения в обществе;
  • возникшей в обществе (регионе) социально-политической и экономической ситуации;
  • обладания различного вида капиталом (экономическим, политическим, символическим и др.), позволяющим личности опираться на поддержку определенных социальных групп.

Подавляющее большинство рядовых граждан имеет возможность стать (ощутить себя) субъектами политики лишь в определенные периоды, например во время выборов, референдумов, политических демонстраций и др. В обычное время субъективная политическая деятельность является монополией профессионалов, которые, по мнению П. Бурдье, производят и предлагают выбирать гражданам политический «продукт», отвечающий, прежде всего, интересам монополистов. Поэтому реальным субъектом политики может быть лишь личность, имеющая поддержку определенной части политической элиты или широких социальных слоев.

В российской политической системе количество простых граждан — субъектов политики весьма ограничено, так как нет достаточно развитых институтов гражданского общества и соответствующей нормативно-правовой базы, которые способствовали бы вовлечению граждан в политическую деятельность.

Участники политического процесса и политическое участие

Большие социальные общности становятся непосредственными политическими субъектами, как правило, во время массовых политических событий: восстаний, революций и т. д. Но в более спокойное время они участвуют в политическом процессе через своих представителей, т. е. опосредованно. Поэтому в таких случаях к ним более подходит определение «участники политического процесса».

Участники политического процесса — это индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности и др., принимающие участие в тех или иных политических событиях или политической жизни в целом.

Если субъект политики, как правило, имеет свои интересы и цели в политике, свои способы и методы достижения этих целей и проявляет повышенную политическую активность и инициативу, то участник, как правило, не обладает всеми перечисленными качествами. Он может сознательно или не вполне осознанно принимать участие в политических событиях, может случайно быть вовлеченным в эти события или стать их участником но принуждению. Например, при коммунистическом режиме власти в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических мероприятиях (субботниках, митингах, демонстрациях и др.), а к тем, кто не желал быть «массовкой» в чужой политической игре, применяли различные формы наказания.

В ходе развития политических событий субъекты и участники могут меняться местами. Так, рядовой участник массового политического события может осознать свой интерес в политике и выдвинуться в лидеры или быть избранным на руководящую политическую должность; а бывший политический функционер, утратив легитимность и занимаемую должность, может пополнить ряды простых участников политического процесса.

В каждом государстве в зависимости от , от уровня развития гражданского общества и политической культуры граждан, от исторических традиций и других факторов складывается та или иная форма и степень вовлеченности граждан в политический процесс. Такое вовлечение граждан в политику называется политическим участием.

Политическое участие следует отличать от таких сходных по смыслу понятий, как политическая деятельность и политическое поведение.

Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы.

Политическое поведение отражает качественную характеристику участия и деятельности.

Политическое участие — это вовлеченность граждан в политический процесс, в те или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например, участие рядовых избирателей в выборной кампании.

Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в том числе и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет хоть какое-то положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране.

Но в реальной жизни одни граждане, разочаровавшись в эффективности своего личного участия в политическом процессе, не желают в нем участвовать, другие не участвуют в силу своей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям. Есть категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, чтобы принимать участие в политическом процессе. Например, такие люди предпочитают в день выборов поработать на своем садовом участке. На эту проблему указывал еше Аристотель. Он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.

В политической теории выделяют следующие причины и основания участия индивида и групп в политическом процессе:

  • стремление к реализации своих интересов, к получению выгоды от политического участия;
  • участие как стремление защитить свои интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;
  • желание выразить свою лояльность существующему режиму власти или поддержать ту или иную политическую партию, движение;
  • желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;
  • понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;
  • понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия.

Существует также такой механизм вовлечения в политический процесс, как мобилизационное участие. Оно предполагает использование различных способов принуждения или поощрения для того, чтобы привлечь граждан к участию в том или ином политическом мероприятии. Например, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками.

Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное.

Прямое участие предполагает, что индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например, в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.

Исследователи проблемы делят различные виды участия на три основных типа:

  • участие-солидарность, направленное на поддержку существующей политической системы;
  • участие-требование или протест, направленное на частичное или радикальное изменение существующего курса развития общества;
  • девиантное участие — использование неконституционных, в том числе и насильственных, методов с целью свержения существующего режима (А. Маршалл).

Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима в стране. В демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие важные функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроль за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Наиболее важная функция политического участия в демократическом обществе — участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме того, политическое участие является эффективной формой политической социализации граждан. Принимая участие в политических событиях, граждане формируют определенные политические качества.

В тоталитарной политической системе, как правило, допускается лишь одна форма политического участия граждан — мобилизационная. Не санкционированные властью инициативы наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные кампании, формы проведения, число участников и результаты которых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие является одним из способов политической манипуляции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.

В политике, как и любом другом виде деятельности, выделяются субъект (тот, кто действует) и объект (на что/на кого направлены действия).

Что касается объекта политики, то обычно политическая деятельность направлена на решение экономических, социальных, культурных, национальных, демографических, молодежных, экологических вопросов. В связи с этим выделяют политику экономическую, социальную и проч.

Субъектами политики могут быть активные участники политического процесса - от отдельного человека до крупных социальных общностей. Основными субъектами политики признаются индивиды, политические элиты, политические организации - партии, общественные организации, массовые движения, государство, социальные группы - нации, классы, страты и т.д.

Человек играет ведущую роль в политическом процессе, поскольку политику делают прежде всего конкретные люди. Именно они вступают в политические отношения, создают учения и теории, определяют стратегию деятельности, устанавливают нормы и подчиняются им. Любой человек, живущий в обществе, так или иначе связан с политикой, даже если он считает себя аполитичным. В частности, он или подчиняется решениям властей, или вступает в конфликт с властью.

Связь человека и государства закреплена в институте гражданства. Обретая статус гражданина, человек получает определенные политические права и свободы. В частности, гражданин может участвовать в управлении делами государства - избирать, быть избранным, участвовать в референдумах и т.п. В демократическом государстве гражданин также может реализовывать свое право на объединение в различные организации - общественные организации, общественно-политические движения и политические партии, он может отстаивать свои права на манифестациях, митингах, шествиях, в пикетах.

Гражданин также может влиять на государственные решения, например, направляя личные и коллективные обращения в государственные органы.

Для того чтобы человек реально участвовал в делах управления государством, необходимо сочетание объективных и субъективных условий, определяющих шансы личности на успех в реализации своих политических целей. К объективным условиям относятся гарантированность в государстве политических прав и свобод; отсутствие или наличие дискриминации по расовым, национальным, половым и иным признакам; возможность равного доступа к должностям и позициям. Если политические права не гарантированы, а на пути свободного волеизъявления граждан воздвигнуты бюрократические и полицейские барьеры, человек не сможет реально участвовать в делах управления государством.

К субъективным условиям следует отнести личные характеристики человека (способности, знания, опыт, убеждения, мотивация), а также его активность в отстаивании своих политических интересов и потребностей. По степени политической активности выделяют несколько типов личности:

О абсентеисты (от лат. absens - отсутствующий) - уклоняются от политической активности: участия в выборах, акциях, подписания петиций и т.д.;

О пассивные участники - соблюдают законы, время от времени участвуют в выборах, но не проявляют политической инициативы;

о активные участники - отдают значительную часть времени участию в акциях, партийной и общественной работе;

О полупрофессиональные политики - занимаются политикой «по совместительству», например директор завода, являясь в то же время депутатом парламента, занимается политикой во время парламентской сессии;

О профессиональные политики - воспринимают политику как основную работу, зарабатывают политикой на жизнь.

Эта классификация показывает, что на субъективном уровне главным препятствием для участия граждан в общественной жизни является абсентеизм - уклонение от политической активности. Как правило, абсентеизм возникает вследствие убежденности человека в том, что он ничего не может изменить в политике государства и его голос и активность бесполезны и бессмысленны. Отказ от политических действий может быть выражением протеста, если, например, человек считает, что власть не допускает к выборам достойных кандидатов, или выражением иной тенденции: человек уклоняется от политических действий, так как его все устраивает и он не видит необходимости что-то менять.

Политические возможности человека многократно усиливаются, когда его поддерживают организации и крупные социальные группы: партии, государства, народы. Такого наиболее авторитетного члена организации, группы, сообщества называют лидером.

Политическое лидерство - долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся наличный авторитет лидера.

Нередко политический лидер является руководителем организации - политической партии, общественного движения, государства и т.д. Однако значения понятий «руководство» и «лидерство» не совпадают. Руководство - это обладание формальным правом принимать решения, что не обязательно подразумевает авторитетность. Реальный руководитель может и не пользоваться авторитетом и уважением: в этом случае он не будет лидером. Лидер в свою очередь может не занимать руководящих постов, и такого лидера называют неформальным. Наилучшие перспективы для эффективной политической деятельности имеются у лица, которое одновременно занимает руководящий пост и является авторитетным лидером.

Способность к лидерству подразумевает наличие у человека таких качеств, как интеллект, интуиция, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, умение нравиться публике.

Итальянский философ Никколо Макиавелли (1469-1527) в своей работе «Государь» подробно описал основные требования к человеку, который хочет стать политическим лидером: ему нужно уметь избегать ненависти и внушать доверие; вне зависимости от реальных поступков он должен представляться народу как образец благородства и добродетели; он должен быть готов при необходимости действовать быстро и жестоко. В зависимости от обстановки он должен менять стиль управления - быть то хитрым, как лис, то сильным, как лев.

Выделяют различные типы лидерства. По отношению к подчиненным выделяют авторитарных и демократических лидеров; по масштабу - общенациональных, классовых, партийных. В современной политологии выделяется несколько собирательных типов лидера:

о лидер-знаменосец, которого отличают особое видение действительности, привлекательный идеал, мечта, способная воодушевить широкие массы;

о лидер-служитель, который в своей деятельности ориентируется на нужды и потребности своих приверженцев и избирателей и действует от их имени;

о лидер-торговец, который способен привлекательно преподнести свои идеи, грамотно убедить граждан в преимуществе своих идей над идеями других;

о лидер-пожарный, который ориентирован на самые насущные, жгучие проблемы и действия которого зависят от конкретной ситуации.

Обычно выделенные образы не встречаются в чистом виде: у конкретных лидеров возможно сочетание этих характеристик в разных пропорциях.

Некоторые лидеры способны увлечь людей, вдохновить их на какую-то деятельность. В этом случае часто говорят о харизме (от греч. charisma - божественный дар, благодать) - представлении об исключительной одаренности человека. Хариз- матичного лидера окружающие склонны наделять свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости. Право такого человека быть лидером поддерживается слепой верой, благоговением, преданностью людей. Ему верят не потому, что он сказал нечто правильное, а потому что это сказал именно он. Харизматичный лидер способен сплотить своих последователей перед лицом опасности, однако он, как правило, мало пригоден для решения текущих дел. История также много раз демонстрировала, что харизматичные лидеры могут легко превращаться в диктаторов.

Политическая элита - совокупность лиц, обладающих политическим влиянием и привилегированным положением в обществе. В обыденном языке понятие «элита» носит характер положительной оценки, обозначая нечто лучшее, отборное, избранное. Но в обществознании это понятие лишено оценочного значения и просто обозначает высшие слои в общественной иерархии. Лица, которые принадлежат к элите, не обязательно обладают лучшими человеческими качествами (чаще бывает наоборот), а высокое место в социальной иерархии человек может получить не только благодаря исключительным талантам, но и занять его по наследству или в силу случайных обстоятельств.

Один из творцов «теории элит», итальянский социолог Гаэтано Моска (1858-1941) обратил внимание на то, что даже в демократических обществах реальная власть никогда не принадлежит большинству, но всегда - избранному меньшинству. С точки зрения доступа к политической власти общество делится на две части - управляющих (малочисленная элита) и управляемых (подавляющее большинство людей). Следовательно, политической элитой можно назвать относительно организованное меньшинство, обладающее позициями власти. Представители элиты политически активны и могут принимать важные для всей политической системы решения, отдавать приказы и контролировать их исполнение.

Обычно к политической элите относят главу государства, премьер-министра и министров, руководителей палат парламента, парламентских фракций, лидеров партий и общественно-политических движений, региональных руководителей, а также крупных чиновников-управленцев (административную элиту). Кроме того, также выделяют экономическую элиту (владельцы крупных банков, корпораций, холдингов), военную (генералитет), информационную (владельцы СМИ, главные редакторы общенациональных телеканалов, газет и журналов), научную (крупные ученые, академики), духовную (высшие церковные иерархи, известные писатели и правозащитники). Эти группы могут оказывать существенное влияние на политику государства, а в некоторых случаях - сращиваться с политической элитой. Например, сращение экономической элиты с политической ведет к образованию олигархического правления, сращение военной и политической элиты - к переходу государства на милитаристские позиции, сращение политической элиты и духовно-религиозной - к проявлению элементов теократии.

Выделяются две системы формирования элиты.

о открытая, где привилегированные позиции доступны для всех общественных групп, наблюдается высокая конкуренция за позиции, а вершин достигают те, кто обладает необходимыми лидерскими качествами;

о закрытая, где отбор кандидатов в элиту ведется узким кругом руководящих лиц и осложнен рядом формальных требований (происхождение, партийность, стаж и т.д.); такая система характерна для недемократических обществ.

Итальянский ученый Вильфредо Парето (1848-1923) выделил контрэлиту - группу людей с исключительными лидерскими качествами, которым закрытость социальной системы не позволяет занять руководящих позиций. Если господствующая элита слабеет, контрэлита проводит революционные преобразования и в итоге сама превращается в господствующую элиту. Вся политическая история, по Парето, есть процесс смены элит.

В открытом и стабильном обществе человек, обладающий необходимыми качествами, способен самостоятельно достичь высших позиций политической иерархии. Основными «социальными лифтами» в этом процессе являются активная государственная служба и партийная деятельность.

Политические партии занимают особое место в ряду субъектов политической деятельности, выступая посредниками между гражданами и государством. Классическое определение партии принадлежит французскому политологу Роже Жерару Шварценбергу (р. 1943): «Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке» . Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

о функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

о наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

о направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

о наличие народной поддержки, добровольность членства;

о наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

о выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев;

о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

о разработка идеологии, формирование общественного мнения, распространение политической культуры;

о создание возможностей для политической социализации личности;

о подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

о организация избирательных кампаний и участие в них;

о борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Предложено несколько типологий политических партий:

О по идеологической ориентации выделяют партии либеральные, консервативные, коммунистические и проч.;

О по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;

о по социальной базе - рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;

О по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;

о по участию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

Наиболее известна классификация партий по организационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров - политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые - к мобилизации широких народных масс.

К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Гражданин имеет право на участие в управлении делами государства (избирать, быть избранным, участвовать в референдумах); на объединение (в общественные организации, общественно-политические движения и политические партии); на участие в манифестациях, митингах, шествиях, пикетах.
  • 2. Политическое лидерство - долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера.
  • 3. Политическая элита - относительно организованное меньшинство, обладающее значительным политическим влиянием и привилегированным общественным положением.
  • 4. Партией называют непрерывно действующую организацию, существующую как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленную на получение и отправление власти и стремящуюся с этой целью к широкой массовой поддержке.

ВОПРОСЫ

  • 1. Какие условия определяют успех личности при реализации ее политических целей?
  • 2. Чем опасен политический абсентеизм?
  • 3. Какие черты важны для политического лидерства? Чем лидерство отличается от руководства?
  • 4. Какие системы формирования политических элит существуют? Какая из них представляется вам наиболее приемлемой?
  • 5. Что отличает политическую партию от других групп и организаций? Дайте характеристику различным типам партий.
  • Шварценберг Р. Ж. Политическая социология. Ч. 3. М., 1992.

В состав политической системы входят субъекты непосредственно политические и косвенно политические. К первым относятся: государство в лице его некоторых органов и должностных лиц (глава государства, парламент, правительство, учреждения и лица при государственных органах, осуществляющие связи с общественностью, избирательные комиссии и др.), политические партии, общественно-политические движения, политически ориентированные общественные объединения. Ко вторым относятся некоторые государственные органы, которые сами по себе не вправе участвовать в политической борьбе за власть, но включаются в реализацию общей государственной политики (суды, правоохранительные и контрольные органы).

Кроме того, к ним относятся также неполитические общественные объединения, профсоюзы, религиозные объединения и конфессии, объединения предпринимателей, СМИ, которые в условиях демократии играют значительную роль в представительстве интересов, защите прав членов и групп общества и, таким образом, оказывают косвенное влияние на политику. Особое место среди таких субъектов занимает местное самоуправление. Являясь разновидностью публичной власти, местное самоуправление осуществляет властные полномочия. Вместе с тем, местное самоуправление – это деятельность прежде всего населения по решению собственных текущих вопросов жизнедеятельности. В силу этого, как считают некоторые исследователи, можно говорить о местном самоуправлении как об институте гражданского общества, который способен оказывать значительное влияние на политику.

52. Политическое участие: формы, мотивы, проблемы.

Политическое участие - это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров.

Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта - личность.

Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом - свободное и сознательное.

Формы политического участия на Западе и в нашей стране разнообразны, например участие:

1) в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия - деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия - гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);

2) в деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);

3) в деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);

4) в выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;

5) в публичных манифестациях политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политическиеинституты или руководящие политические группы, влияния на других людей с целью изменения их взглядов и действий и навязывания им своих. Манифестация взглядов может осуществляться на политических собраниях, митингах, демонстрациях, через печать, радио, телевидение, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.

И, пожалуй, самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической периодики и литературы, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач с последующим обсуждением. Такая форма участия является как бы переходной от "открытого" политического поведения к "закрытому"- политическомубездействию, или, как его еще называют в политической литературе, иммобильности.

Политическое бездействие может проявляться в:

1) неучастии в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития (такое можно наблюдать в заброшенных селениях, отдаленных от больших населенных пунктов);

2) политической включенности из-за заорганизованности политической системы, низкой эффективности политическойдеятельности, разочарования в ней;

3) политической апатии как форме неприятия политической системы (после чужеземного завоевания, оккупации, победы контрреволюции, разгрома и подавления массовых социальных и политических движений);

4) политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам (Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. С. 217).

Мотивы политического участия бывают различными. Участие в деятельности формальных организаций (партий, профсоюзов и т.д.) для одних обусловливается стремлением улучшить свое материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой социальный статус, карьеристскими побуждениями. Политическая деятельность других мотивируется стремлением принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности, чувства неопределенности в сложных политических и социальных ситуациях, поиском социальной защиты у политической группы.

Для третьих участие в политике - это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими, воздействовать на их поведение.

Политическая активность населения во многом определяется уровнем демократизации общества, существующим в стране режимом власти. Диктатура ограничивает политическое участие, демократия, наоборот, создает условия дляполитического участия.

Политическое участие личности зависит также от партийной принадлежности, уровня образования, культуры, особеннополитической, от воздействия на индивида окружающих его людей (руководителей, политических деятелей, друзей и врагов). Определенными ограничителями политической активности могут быть пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение.

В истории буржуазной демократии впервые право: участия граждан в политике и управлении было закреплено в конституциях Франции 194б г. и Италии 1947 г. Однако на практике в западных странах право участия в основном сводилось к возможности участия в голосовании за лидеров и дискуссиях. Такое ограничение участия в 60 - 70-е гг. обострило внимание к этой проблеме, выразившееся вначале через протест молодежи, студенчества; а затем и других слоев населения, выдвинувших в качестве одного из основных требований демократического движения подлинноеучастие всех и каждого в решении судеб общества и своей собственной судьбы. Термин "участие" приобрел чрезвычайную популярность в политическом языке и политической идеологии, а затем и политической науке Запада (Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. М., 1986. С.172). Обострившийся массовый интерес кпроблеме участия и само управленческим началам в дальнейшей демократизации общественной, жизни был обусловлен, с одной стороны, неудовлетворенностью буржуазно-демократическим строем, его бюрократизацией, усиливающимся отчуждением буржуазных политических партий от рядовых членов и избирателей, растущей профессиональной специализацией и технократизацией управления. С другой - возрастанием количества свободного времени, повышением культурно-образовательного уровня населения, улучшением материального благосостояния. В этих условиях все более значимыми становятся чувства самоуважения, стремления к реализации эстетических и интеллектуальных потребностей, а также политических запросов, выражающихся в стремлении быть сопричастным кполитической жизни страны, региона; города.

Осознав важность этих процессов, в решение проблемы участия включились не только социалистические, социал-демократические, но и частично либеральные и консервативные партии. И либералы, и консерваторы поняли, что стабильности капиталистической системы угрожают как излишняя вовлеченность в политику населения, так и длительное отчуждение от политики. Различия в их позициях в отношении данной проблемы в том, что консерваторы боятся угрозы "чрезмерного" участия, которое, по их мнению, может привести к нарушениям порядка в обществе, либералы же - последствий неучастия. Неучастие, доказывают либералы, препятствует восприятию ценностей демократии, усвоению правил дискуссий, переговоров и компромиссов. Это способствует развитию чувства бесполезности и неосведомленности, политического цинизма и отчужденности. В определенных условиях из среды пассивных выходят деятели экстремистских движений различного толка.

И либералы, и консерваторы выступают против всех форм протеста, которые выходят за рамки установленныхполитических правил (бойкотов, захватов учреждений и пустующих квартир, отказов от военной регистрации и других требований государственных органов и частных предприятий). Основное внимание они концентрируют на участии в избирательных кампаниях, считая, что в демократических обществах именно избирательные кампании дают возможность народу участвовать в отборе политических лидеров и принятии тех или иных курсов государственной политики.

В Беларуси в годы, предшествовавшие событиям октября 1917 г., и в первые годы советской власти наблюдалосьучастие части населения в политической деятельности на плюралистической идеологической основе. Однако в процессе формирования командно-административной системы и тоталитарного режима, стремившихся превратить человека в "винтик" существующей политической системы, вместе с инакомыслием жестоко преследовалась и альтернативная политическая деятельность. Тем самым осуществлялось отчуждение от политики миллионов граждан страны.

Основной задачей политической деятельности в эти годы было сохранение и закрепление господствующего режима. Вследствие этого политическое участие стало носить формальный, имитационный характер. При наличии огромной массы "общественников" они не оказали существенного влияния на принятие политических решений. Политическая деятельность в существовавших формах для большинства ее участников была условием занятия служебных должностей, ибо в характеристиках, необходимых при служебных назначениях, наряду с указанием политической благонадежности обязательно отмечалась общественно-политическая активность.

Политическое участие для многих являлось своеобразной страховкой от неприятностей или навязанной им обязанностью. Вместе с тем нельзя отрицать и тот факт, что значительная часть участников общественно-политическойработы занималась ею, стремясь удовлетворить свои политические потребности, и верила в то, что этим самым она приносит пользу обществу, государству.

Психология "винтика", "маленького человека", не осознавшего своей политической роли, сохранилась и до настоящего времени и обусловливает наличие большой массы политически пассивных людей. Политической апатии способствуют также утрата социального оптимизма и политических ориентиров, сомнения в успехе начатых реформ, неразвитость демократических традиций, коррумпированность государственных чиновников, их всевластие и произвол в отношении рядовых граждан, бессилие простых людей перед властью, невозможность защитить свои интересы.

Наряду с большим отрядом "пассивных" есть категория граждан, стремящихся вместе с удовлетворением политическихинтересов в лучшую сторону изменить существующие порядки. Надо полагать, что число их будет возрастать. Этому могут способствовать два диаметрально противоположных фактора: доведение социально-экономического положения трудящихся до крайне низкого уровня или улучшение их положения при одновременном становлении гражданского общества и повышении политической культуры населения.

53. Политические конфликты: понятие, типология, способы разрешения .

Политический конфликт - это столкновение, противоборствополитических субъектов, обусловленное противоположностью ихполитических интересов, ценностей и взглядов.

Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политическихотношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.

Различают три основных типа политических конфликтов.

1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является “торг” по поводу дележа экономического “пирога” (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение (“как это, так и то”).

2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как “свобода”, “равенство”, “терпимость”труднодостижим, если вообще возможен.

3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом(государством) в целом; этот типконфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), государственным (субъекты ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты региональные политические силы), местным.

Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).

Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции. Таковы, например, органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов - отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей. Это частичные конфликты.

Субъектами оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры. С другой - организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Пре; метом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим.

Конечный итог разрешения конфликта - сменаполитической системы. Поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.

Источником радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими интересами и основными ценностями крупных социальных групп; источником частичного - противоречия между временными, неосновными интересами и ценностями конфликтующих агентов. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и значительные массы населения. В частичныхконфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные вразрешении (или в неразрешении) конкретных проблем реформирования политических отношений и институтов. Первые разделяют общество на две основные противоположные политические силы; вторые вырастают из сплетения многих политических сил, действующих в рамках и по правилам “игры” плюрализма.

Внутриполитические конфликты подразделяются на режимные и легитимные.

Режимные внутриполитические конфликты: целью одного из субъектов может быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства.

Легитимные внутриполитические конфликты: часть государства стремится отделиться от целого; часто легитимныеконфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).

Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, в политологии используется понятие “политический кризис” (греч. krisis решение, поворотный пункт, исход).

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).

Правительственный кризис - особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризисможет сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.

Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны.

Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента и назначение новых выборов.

Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.

Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политическогопротеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).

В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в политологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризиспроникновения; 5) кризис распределения.

Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.

Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.

Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.

Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.

Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

Центральная проблема конфликтов их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом,регулирование конфликта).

Под регулированием конфликта (конфликтным контролем) понимается разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.

Политической практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе - компромисс и консенсус.

Компромисс в словарях определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки иполитические коалиции.

Слово консенсус происходит от латинского consentio, которое в свою очередь образовано от глагола sentire (чувствовать, ду. мать, понимать) с помощью приставки con, имеющей значение совместного, взаимного развития, т.е. в своей основе консенсус означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание.

Консенсус - это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:

1) конечные цели (свобода, равенство и т.д.), которые составляют структуру системы представлений;

2) правила игры, или процедуры;

3) конкретные правительства и правительственная политика. Эти три объекта могут быть трансформированы в три уровня консенсуса:

1) консенсус на уровне сообщества, или основной, ценностный;

2) консенсус на уровне режима, или процедурный;

3) консенсус на уровне политики.

Первый объект или уровень консенсуса - основной - показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели.

Второй объект или уровень консенсуса - процедурный - устанавливает правила игры, фиксируемые в конституциях.

Третий объект или уровень консенсуса (в отношении политики и правительства) выдвигает на передний план параллель “власть-оппозиция”. Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительству обусловлено отношением к членам правительства, а не к форме управления.

Консенсус универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты,снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношении церковь-государство, традиционной политики и включением в нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, разрывом элит и масс и т.д.

Урегулирование конфликтов - довольно широкое понятие. Оно подразумевает:

Предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.);

разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, переводконфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

С учетом трех основных направлений в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.

Первая группа методов направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта.

Вторая - на разрешение противоречий, вызвавших конфликт.

И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.

Каждая из групп методов, как и сами методы, обладают рядом достоинств, недостатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.

К первой группе методов относятся ранняя диагностика и выявление причин конфликта с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью ЭВМ. Однако основной акцент делается на Развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов. К их числу относится создание широкой сети государственных и негосударственных консультационныx служб. Важнейшая роль принадлежит системе образования, телевидению и радио.

Основоположником второй группы методов, нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов, является Дж. Бертон.

Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу. Методы, используемые Бертоном и его коллегами, включают в себя Т-группы ориентированные на снятие ложной идентификации с группой только по национальному признаку; специально организованные встречи и дискуссии между конфликтующими группами и т.п.

Третья группа методов включает в себя ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план. Лишь очень немногие конфликты по своей природе являются конфликтами с нулевой суммой, т.е. когда интересыконфликтующих сторон полностью противоположны. И, даже если конфликт близок к конфликту с нулевой суммой, задача состоит в том, чтобы его участники через включение дополнительных вопросов или, напротив, исключением ряда спорных вопросов, придали конфликтной ситуации ненулевой характер. Иной вариант - диверсифицировать ценности и цели, т.е. сделать так, чтобы разные группы стремились к разным, непересекающимся целям. Стороны могут сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения. Во всех этих случаяхконфликт становится конфликтом с ненулевой суммой.

Есть и другие методы снижения напряженности, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы.

В целом же, основная проблема при использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, что конфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Несмотря на указанные ограничения, в рамка> именно этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.

Существуют четыре способа разрешения конфликтов:

1) соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;

2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;

3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;

4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

В литературе по конфликтологии выделяются четыре возможных варианта разрешения конфликта между противостоящими сторонами А и Б:

1) А выигрывает за счет Б.

2) Б выигрывает за счет А.

3) Обе стороны оказываются в проигрыше, хотя каждая надеялась на благополучный исход.

4) Обе стороны могут оказаться в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок, взвешивания возможных потерь в ходе самого конфликта.

Выбор пути разрешения конфликта всецело зависит от конфликтующих сторон, но решающую роль в этом могут сыграть сопутствующие факторы. К примеру, на выбор мирного пути урегулирования конфликта могут оказать влияние такие факторы, как наличие в обществе равновесия сил, соответствующего исторического опыта, гласности, институциональных условий для консультаций и переговоров.

Один из ведущих представителей англосаксонской политологии Д. Аптер, исходя из теории равновесия общества, считает что существуют три степени развития общественных конфликтов:

1) столкновение предпочтений (кооперация);

2) столкновение интересов (конкуренция);

3) столкновение основных ценностей (подлинный конфликт).

По мнению Аптера, задача состоит в том, чтобы трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов или, еще лучше,

столкновение предпочтений, т.е. в конкуренцию или кооперацию. Для ее реализации используют различные методы: Переговорный процесс, посредничество, разъединение сторон и др. При этом необходимо соблюдать ряд условий:

1) согласие о правилах ведения переговоров обязательно для обеих сторон;

2) не идеологизировать конфликт;

3) выявить реальные причины конфликта и найти более верный путь к его разрешению.

Е. Нордлинжер обосновал шесть основных принципов для успешного урегулирования политических конфликтов:

1) стабильная коалиция;

2) принцип пропорциональности;

3) деполитизация;

4) взаимность права вето;

5) компромисс;

6) концессия, т.е. предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне.

В целом демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями включает следующие специальные процедуры:

Взаимный и оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях и очередных шагах сторон, участвующих в конфликте;

Сознательное взаимное воздержание от применения силы, способной придать неуправляемость конфликтнойситуации;

объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт;

Подключение арбитров, беспристрастный подход которых гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий;

Использование существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур,способствующих сближению конфликтующих сторон;

Создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.

политика социальный государство общество

Государство -- центральный и основной элемент политической организации общества. Это орган управления отдельной общественной структурой, формами собственности и связанной с ней структурой производства. В условиях приоритета общечеловеческих интересов относительно классовых государство может перерастать из органа власти в орган исполнения законодательной инициативы общества, обеспечивающий бесперебойное функционирование его основных механизмов.

Внутренними функциями государства являются обеспечение функционирования общества как целостного организма, сохранение существующих в нем связей, зависимостей, соподчинений; преимущественное удовлетворение интересов политически и экономически господствующих социальных сил, внешними -- защита неприкосновенности границ, целостности территории, суверенитета, содействие развитию сотрудничества и взаимодействия с другими странами.

Таким образом, государство, являясь основным субъектом политики, нормирует жизнь всего общества, создает режим и политическую среду деятельности индивидов и социальных общностей. Государство - это та политическая сила, которая обеспечивает организованность, системную (экономическую, социальную, политическую) целостность общества.

Социальная сущность государства представляет собой определенную форму человеческого общежития и в этом выступает как целостность взаимосвязей и отношений властно-правовых структур и общества, как система взаимоотношений между индивидами и их ассоциациями. Основной социальной функцией демократического государства является обеспечение учета, представительства и реализации интересов всех социальных групп общества .

Властно значимые интересы - основа деятельности субъектов политики

В политической сфере доминирующим мотивом, основой социальной активности и деятельности субъектов политики становится удовлетворение политически осознанного интереса.

Интерес (от лат. - иметь значение) - реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящих за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т.д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных общностей. Политический интерес - это избирательное отношение человека к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках. Это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает человека к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Содержанием политических интересов является вся совокупность тех объектов, целей и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, классов, партий и иных политических сил). Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по следующим, наиболее существенным основаниям: а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные, государственные); б) по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы); в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические); г) по возможности их осуществления (реальные и мнимые); д) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

Политический, властно значимый интерес личности и социальной группы оформляется через систему социального представительства. Субъекты политики, реализуя свои интересы через систему социального представительства, вызывают изменения в социальных возможностях и затрагивают интересы других общностей. Государство согласовывает эти интересы и выражает общий интерес всех граждан - сохранение социальной стабильности и на этой основе проведение политического курса, отражающего коллективную волю большинства граждан .

При переходе на капиталистический путь развития создавались новые сплачивающие общество механизмы, основанные на личной политической и экономической свободе индивидов, которые в процессе жизнедеятельности вырабатывают общие интересы. Общество, имеющее такие механизмы, называется гражданским. Возникающее на основе гражданского общества государство является его официальным выражением. Гражданское общество имеет потребность в государстве как официальном выразителе общих интересов. Поскольку государство выражает общие интересы и строит свою деятельность исходя из общих потребностей народа, оно является демократическим. Демократическая государственная власть основана на балансе интересов всего общества и его отдельных составляющих. Она выполняет общественно значимые функции, которые делегируются государству, поскольку не могут быть исполнены другими структурными элементами гражданского общества .

Рекомендуем почитать

Наверх