Основные признаки политической власти. Власть как общественное явление. Политическая власть

Увеличение продаж 30.09.2019

Предметом политической науки выступает не всякая власть, а только власть в публичном смысле, т. е. политическая власть как самая сложная форма власти , которая всегда подразумевает другие формы власти, включает их и в то же время определенным образом отличается от них.

Как политологическая категория понятие политической власти употребляется в широком и узком смысле слова. В первом (широком) смысле политическая власть - это своего рода общественно значимый властный комплекс, структурируемый не только государственной властью, которая выступает в качестве его ядра, но и властью всех других институциональных субъектов политики (политических партий, массовых общественно-политических движений, независимых СМИ и т. д.).

В узком смысле понятие «политическая власть» чаще всего трактуется как синоним понятия «государственная власть», как власть, которая отличается от всех других, в том числе политических (власти негосударственных институциональных «акторов» политики) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер, «делающих» ее непохожей на все другие существующие в обществе власти (экономическую, социальную, духовную, религиозную и т. д.).

Системообразующие характеристики государственной власти

Всеобщность - характеристика государственной власти в противоположность всем другим формам и видам власти , которые носят «частный» характер, т. е. ограничены отдельными сферами общественной жизнедеятельности (экономической, социальной, религиозной и т. д.). Государственная власть выступает как всеобщая власть, чье «функциональное поле» (то пространство, на которое она распространяет свое влияние), общество в целом. Одновременно это и «инклюзивная власть», т. е. власть, которая проникает во все области и виды человеческой деятельности в качестве силы, придающей им нормированный, юридически-правовой характер.

Публичность в полной мере присуща политической власти только в форме государственной власти, которая, единственная из всех политических властей, выступает от имени всего общества, как уполномоченная этим обществом организованная сила, призванная обеспечить нормальную среду обитания социума (урегулированность и порядок на основе права). И хотя деятельность всех других институциональных субъектов политики тоже носит публичный характер, эта публичность все же является не всеобщей, а избирательной (частичной).

Верховенство как черта государственной власти выгтекает из публичности и обусловленных ею властных полномочий. В лице государственной власти мы имеем дело с универсальной властью, властью над всякой властью, которая является конечной инстанцией, чьи решения обязательны для исполнения всеми другими действующими в обществе властями и властными центрами. При необходимости она может ограничивать влияние этих центров или же ликвидировать их вовсе.

Монополия на легальное (предусмотренное и оговоренное законом) использование силы в пределах всего социума, той территории, на которую распространяется суверенитет государственной власти при демократической власти реализуется исключительно при помощи права и отождествляется с судом как с органом, функционально предназначенным для него. Что касается средств физического подавления, то их использование также носит легитимный характер и применяется лишь в качестве крайнего средства обеспечения порядка.

Моноцентризм. В отличие от всех других властей (экономической, социальной, информационной, духовной и т. д.), которые по - лицентричны и дисперсны, т. е. рассеяны между множеством субъектов - их носителей (независимыми собственниками, фирмами и корпорациями, печатными и электронными СМИ, социальными и культурными фондами и т. д.), у этой власти наличествует единый центр принятия решений. В законодательной сфере (на макросистемном уровне - системы высших инстанций власти) этот центр олицетворяет собой парламент, в сфере исполнительной власти - правительство, в судебной системе - Верховный суд и др.

Многообразие ресурсов. Не впадая в преувеличения, можно утверждать, что государственная власть фактически является верховным собственником и распорядителем всего того, что находится на подвластной ей территории - начиная с природных ресурсов и заканчивая социально-демографическими (людскими). Аккумулируя в своих руках все виды «капитала» (экономического, культурно-информационного, символического, капитала физической силы и т. д.), эта власть предстает как обладатель некоего «мегакапитала». Это дает ей возможность добиваться своих целей разными средствами (с помощью разных «капиталов» - в зависимости от конкретной ситуации).

Основные функции

Процесс политического властвования предусматривает реализацию самых многообразных функций, среди которых в качестве исходной выступает функция политического господства.

В повседневном языке понятие «господство» чаще всего ассоциируется с такими негативными явлениями человеческой жизнедеятельности, как эксплуатация, угнетение, подавление. В политическом же дискурсе это понятие этически нейтрально и используется для обозначения процесса институционализации власти, т. е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

Институционализация власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, - с одной стороны, и исполнительной деятельности - с другой.

Благодаря этим процессам, властные отношения приобретают устойчивый, упорядоченный характер. Возникает иерархия позиций и рангов (статусов), обладатели которых вправе принимать решения, приказывать и рассчитывать на повиновение.

С функцией политического господства органически связаны и все другие функции:

Моделирования собственной деятельности на всех уровнях (этажах) властной иерархии: от верхнего (центральные органы власти) до нижнего (местная власть)

Анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций (эффективность власти напрямую зависит от степени знания объекта властвования и динамики его развития. Нельзя управлять, не зная общества, в котором живешь);

Определения своей стратегии и частных тактических задач (власть только тогда оказывается на уровне властвующей силы, когда имеет в своем распоряжении выверенные и просчитанные целевые программы деятельности - общие и избирательные);

Надзора и пресечения («репрессивная» функция), отклоняющегося от правовых норм поведения (власть должна не только производить законные социальные приказы и предписания, но и быть способной добиваться их исполнения);

Присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и духовными, волевыми и принудительными, интеллектуальными и символическими, солидарностью и поддержкой сторонников и др.);

Распределения ресурсов политики: наград и вознаграждений преференций и привилегий, социальных позиций и статусов, мер доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами и т. д.;

Преобразования политического пространства, социального, экономического, правового, культурного, нравственного окружения власти (внешней среды) в ее интересах и интересах ее политики.

С государственной (шире - с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «легальность » и «легитимность». Хотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются синонимами. Понятие легальность подчеркивает юридиче - ски-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т. е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений, с четко выраженными отношениями приказа и исполнения.

Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения. Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять и согласен подчиняться ей, то такая власть - легитимная. Если же это не так, и народ власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

В зависимости от мотивации подчинения, различают три классических типа легитимности, выделенных Максом Вебером.

Традиционная легитимность обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость издревле существующих порядков. В ее рамках власть предстает сакральной (священной), поскольку она подкреплена авторитетом идущих из глубины веков патриархальных установлений и властителей, а также религиозными нормами. Традиционная легитимность характерна для монархий и отличается большой прочностью. Поэтому М. Вебер считал, что для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар руководителя, которого нередко обожествляют, наделяют сверхъестественными способностями, превращают в идола. Этот тип легитимности всецело базируется на эмоциональном, личностном отношении лидера-вождя и массы и нередко характеризуется фанатичной преданностью и доверием людей. Харизматическая легитимность характерна для крутых поворотов истории, когда авторитет вождя олицетворяет как саму власть и ее ценности, так и всю систему властных институтов, способствует их признанию и принятию населением.

Рационально-правовая легитимность имеет в качестве первоисточника осознанный интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т. е. на основе демократических процедур. В данном случае власть избирается и действует на основе всенародно принятой конституции и олицетворяет собой высшее проявление народной воли. Поэтому этот тип легитимности часто называют «демократическая легитимность». Именно такой является легитимность политической (государственной) власти в странах, олицетворяющих собой западную цивилизацию.

Наряду с этими классическими типами существуют и другие типы легитимности, а, стало быть, и способы легитимации политической власти. В том числе:

Идеологическая легитимность, которая представляет собой не что иное, как процесс обоснования и оправдания власти с помощью той «официальной» идеологии, которая вносится ею в массовое сознание.

Онтологическая легитимность, которая предполагает соответствие власти объективному порядку, вносимому в человеческую и социальную действительность в продолжение порядка, установленного внеземным космическим разумом.

Технократическая легитимность, которая исходит из требования к власти быть профессиональной, компетентной. Для тех, кто осуществляет власть или надеется добиться ее, политика принимает характер ремесла, специализированного рода занятий, что обязательно предполагает наличие особых знаний и опыта.

Легитимность и эффективность власти

С проблемами легитимности политической власти органически связан важнейший вопрос об ее эффективности (результативности). Насколько власть вытолняет свои функции и оправдывает ожидания граждан в обеспечении нормальных условий для жизни.

В качестве формулы, отражающей взаимозависимость между легитимностью и эффективностью власти, выступает такое правило: легитимность власти чаще всего прямо пропорциональна ее эффективности, т. е. чем больше эффективности, тем больше легитимности. И наоборот. Изначально легитимная власть, которая не справляется с возложенными на нее задачами, со временем теряет доверие граждан и превращается в их глазах в нелегитимную.

Выдающийся английский систематик Б. Рассел определял власть как производство намеренных результатов. Суть этой формулы в том, что А обладает большей властью, чем Б, в случае, когда первый достигнет множества намеренных результатов, а второй останется в зоне благих намерений, т. е. эффективность власти (а следовательно, и ее легитимность) по этой формуле предопределяется способностью политика быть верным своему слову.

Со способностью власти производить намеренные результаты, отвечающие социальным ожиданиям граждан, напрямую связаны и превращения изначально нелегитимной власти во власть легитимную. Не секрет, что многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, затем приобретают ее, благодаря успешной внутренней (экономической и социальной) политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния народа.

Власть в постсоциалистической России сформирована по демократическим процедурам (и формально обладает рациональноправовой, демократической легитимностью), но фактически ее легитимность не более чем фантом. Создав «рыночное Эльдорадо» для меньшинства (обновленной правящей номенклатуры и бизнес - элиты), эта власть по существу отбросила большинство на грань биологического выживания. Даже по официальным данным, в сегодняшней России средние доходы в расчете на душу населения не достигают и 10 тыс. руб. в месяц, а в 25 регионах зарплата составляет от 3-4 до 6 тыс. руб. Это уровень уже не бедности. Речь идет о настоящей нищете.

Фактическая нелегитимность власти в сегодняшней России проявляется и в ее неспособности производить столь необходимые для нормальной жизнедеятельности общества законность и порядок. Криминалитет стал интенсивно конкурирующей с государством властной силой, которая, опираясь на так называемое «кулачное право», все в большей мере подчиняет себе все сферы жизни социума, навязывая ему выстроенные по законам лагерной зоны нормы и ценности «зековской» жизни. И оттесняя их цивилизованные государственноправовые и нравственно-этические аналоги.

По различным данным, сегодня в России насчитывается от 8 до 12 тыс. организованных преступных группировок. Причем с 1992 г. численность криминального элемента возросла, как минимум, в три раза. При этом произошло огосударствление преступности она прочно срослась с политико-властными структурами.

Наряду с криминализацией, такой же характер национального бедствия для страны приобрела коррупция, которую президент РФ В. В. Путин в одном из своих Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации назвал системой «статусной ренты». Коррупция резко снижает эффективность экономики, пожирая то, что создано честным трудом сограждан, усиливает нищету и социальное неравенство, расширяет пропасть между обществом и властью, превращает политику в сферу дележа национального богатства, разлагает нравственные устои общества, наносит ущерб престижу страны на мировой арене. По имеющимся оценкам, только прямые потери бюджета от коррупции составляют в сегодняшней России порядка 40 млрд. долларов в год.

Совершенно очевидно, что такого рода явления, отражающие глубокий кризис технократической легитимности власти в России, ставят под угрозу саму возможность построения в стране демократического общества и правового государства. Именно поэтому столь актуально и необходимо привести политическую волю властей России в соответствие с этой угрозой. Нужно объявить, как когда-то сделал Рузвельт, что идеалы Республики (в данном случае рышочных реформ и демократизации России) не могут вечно мириться ни с незаслуженной бедностью, ни с самодостаточным богатством. Что государство восстанавливается в качестве «особой организации силы», уполномоченного обществом блюстителя законности и порядка, чьи основные функции будут состоять в том, чтобы обеспечить свободу каждого и гарантировать устойчивость социальной жизни, отвечая за безопасность всех.

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д.

Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенными связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Ею обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется.

Власть разных типов различается по ряду взаимосвязанных и пересекающихся признаков:

  • 1) (институционные организованные в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, иерархией отношений распоряжения - подчинения) и неинституционные (неформализованные, без четко выраженных руководящих и исполняющих звеньев) - власть в политических ассоциациях, лидерство в неформальных группах и т.п. типы;
  • 2) (по области функционирования различаются политические и неполитические власти, которые, в основном все так или иначе связаны с политикой происхождения, общими организационными принципами и функциями (экономические, правовые, идеологические и др. власти, власти в родственных и личных отношениях, в кланах, корпорациях и т.п.);
  • 3) (по области и объему прерогатив различаются государственная, ассоциативная (партийная, групповая, власть местной администрации и т.д.), власть государства во внешнеполитических отношениях, международная власть всемирных организаций, союзов, блоков стран и интегрированных государственных сообществ;
  • 4) по субъекту власти -парламентская, правительственная, судебная, личная (монархическая - королевская, царская и т.п., президентская), коллективная (партийная, коллегиальная власти руководящих групп, клановая, народная, классовая, власть т.н. правящих сил и т.д.);
  • 5) по структуре правящего субъекта - единоличная, единоначальная (монархическая, самодержавная, диктаторская, директорская и пр.) и полиархическая, образованная группой - олигархией (тип группового самовластия);
  • 6) по применяемым методам различаются власти как господство, насилие, принуждение других видов, убеждение, авторитет (наиболее развитая, престижная и легитимная форма власти, привлекающая своими нравственными нормами, служением обществу, побуждающая следовать ее идеям и принципам), харизматическая власти, эмоционально насыщенная, волевая, интуитивно, но верно отражающая массовые общественные настроения и запросы;
  • 7) по социально-политической природе и структурной организации носителя власти -монархическая, республиканская;
  • 8) по режиму правления - демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и пр.;
  • 9) по социальному типу - феодальная, буржуазная и т.д. власть организуется и функционирует в обществе на нескольких взаимосвязанных и взаимодействующих уровнях

Не последнее место в понимание власти как явления, связанного с процессами, происходящими в жизни общества, занимает такое понятие как легитимность.

Легитимность - это социально-культурная характеристика власти, основанная на признании права носителя власти. Это способность власти создавать условия для исполнения.

Большой вклад в теорию легитимации господства внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти.

  • 1) Традиционная власть. Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае повинуются потому, что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах, организованных по подобию семьи, где повиновение отцу главе рода, является естественной реакцией на политический порядок.
  • 2) Харизматическая власть. Авторитет носителя харизматической власти - это авторитет какого - то необычного личного дара - харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой следует, называет качество личности признаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Такая личность рассматривается как бы посланной богом. В российской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров, как Ленин, Сталин, Троцкий и д.
  • 3) Рационально - правовая власть. Источник её законности состоит в том, что она опирается на общепризнанный правовой порядок. Люди, обладающие такой властью, приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например, в результате выборов. Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке, а на признании разумности, рациональности существующего политического порядка.

Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.

Признаки:

1. Легальность власти означает ее законность, юридическую правомерность. Легальная власть действует на основе четко фиксированных нормативно правовых актов.
2. Легитимность власти - это добровольное признание ее справедливой, прогрессивной большей частью населения.
3. Верховенство власти - это обязательность выполнения властных решений (экономических, политических, правовых, и др.) всеми членами общества.
4. Влияние власти - это способность субъекта политики осуществлять влияние в определенном направлении на поведение индивидов, групп, организаций, объединений, с целью сформировать или изменить мнение людей по определенному вопросу, урегулировать политическое поведение социальных субъектов.
5. Публичность - значит, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества.
6. Моноцентричность власти означает существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений.
7. Эффективность и результативность заключается в том, что именно в конкретных социальных результатах реализуются все замыслы, платформы, программы власти, выясняется ее способность эффективно управлять всеми областями общественной жизни.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учение конфуция, мо цзы, лао цзы и легистов в китае. Основатель древнекитайской философии –конфуций

Основатель древнекитайской философии конфуций древнекитайский мыслитель основатель конфуцианства конфуций объявлял власть правителя священной а.. политическая мысль греции политические проблемы обсуждаются во многих.. образцами расцвета политической мысли древней греции и древнего рима могут служить известные политические теории..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Учение Т.Мора и Томаззо Кампанелла
Наряду с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это учения утопического социализма, выдвинутые м

Политические взгляды Томаса Гоббса
Гоббс (1588-1679) «подарил» политологии очень детальную аналогию между государством и живым организмом. Называя государство «смертным богом», представлял его подобием библейского чудовища Левиафана

Политические взгляды Джона Локка
Джон Локк более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конститу­ционализм - основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в

Основные теории политической власти
Специфика политической власти выражается в следующем: · она формируется путем делегирования части прав и полномочий как «наверх», так и «вниз»; · всегда мобилизует на достижение к

Субъекты и объекты политической власти
В зависимости от степени вовлечения в политическую жизнь общества различных политических институтов, социальных групп, личностей выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъекты политическ

Харизма и ее роль в политике
ХАРИЗМА- экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой. Богом, судьбой.


Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на осно

Концепции возникновения государства
Теократическая концепция вязывает возникновение государства с божьим установлением. Патриархальная теория (Р. Фильмер) Предполагает возникновение государственной власти как в

Структура и типология государства
В структуре государства четыре элемента, тесно связанные, но имеющие отдельное существование, это: нация, верховная власть (конкретное выражение принципа, принимаемого нацией за объедененное начало

Правовое,социальное государство
Социальное правовое государство - это государство, которое: 1) обеспечивает такое состояние в обществе, при котором взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами не

Гражданское общество РБ
гражданское общество - совокупность организаций, объединений граждан, а также правовых норм, ценностных установок, идей и представлений, через которые реализуются групповые и частные интересы члено

Структура гражданского общества
Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, развивающихся вне рамок и без вмешательства государства. Оно имеет разветвленную систему независимых от государства обществен

Формы правления государства
По формам правления государства бывают двух типов: Республика и Монархия. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полно

Государственное устройство современных стран
По формам государственного устройства государства можно разделить на унитарное (единое государственное образование), федерации (союзы, когда государство имеют несколько самостоятельных составных ча

Сущность, структура, типы и функции государства
Сущность государства - это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает. Сущность го

Тенденции в развитии современного государства
В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций. Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демок

Генезис понятия «гражданское общество»
Считается, что понятие "гражданское общество" столь же древнее, как и политическая наука: нельзя разделить и отдельно изучать диалектически противоречивое единство "аполитич

Концепции гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования
Гражданское общество как форма существования народа, его неполитических институтов относится к числу древних формирований. Первым, кто в этом направлении попытался заговорить о свободных гражданах

Соотношение понятий «правовое» и «социальное» государство
Правовое государство - реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной оп

Соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское общество»
Анализ таких категорий как гражданское общество и правовое государство совершенно ясно дает представление о том, что они не могут существовать в отдельности. Если хотя бы зачатки или какие либо дру

Соотношение понятий «политическое лидерство» и «гражданское общество»
Политическое лидерство- это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти. Лидерство – феномен власти, с

Перспективы формирования гражданского общества в Республике Беларусь
Итогом последних лет, прошедших с момента принятия Конституции, явилась фактическая завершенность процессов национального и государственного строительства. Суть не только в создании легитимных орга

Президент Республики Беларусь в системе государственной власти
Особое место в системе государственной власти занимает Президент Республики Беларусь, который является Главой государства. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов гос

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь
Национальное собрание Республики Беларусь - высший законодательный орган Беларуси. Состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей - 110 депутатов.

Политические партии: понятие, структура, их типология и основные функции
политическая партия - стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, рел

Политические партии и общественные объединения Республики Беларусь
Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединённая демократическая партия Беларуси (ОДПБ).Второй по счёту 11 апреля 1991 г. в республике зарегистрирована Белорусская крестьянская партия (БК

Политические партия; основная цель партий
Политическая партия - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих пр

Партийная система; однопартийная система; двухпартийная система; многопартийная система
Партийная система - это свойство политического строя, которое определяет количественный состав партий, их отношение к власти. Сложившиеся партийные системы можно классифицировать на многоп

Общественно-политическое движение; лобби; лоббизм; плюрализм
Общественное движение является общественно-политическим, если в своей деятельности оно направляет усилия на интеграцию интересов своих членов в плане их обращения к институтам государственно

Особенности становления партийной системы в Республики Беларусь
Существующим политическим партиям свойственны некоторые общие черты, без выяснения которых трудно судить о направлениях главных изменений в партийной системе Республики Беларусь. В числе наиболее п

Важнейшие этапы формирования политических партий по Максу Веберу
Немецкий социолог Макс Вебер выделял в истории политических партий три этапа: партии как аристократические группировки, партии как поли В истории становления и развития института полити- ч

История формирования политических партий в Беларуси
В Республике Беларусь продолжается сложный процесс формирования многопартийной системы, начавшийся в условиях острого социально-экономического и политического кризиса конца 80-х – начала 90-х годов

Сущность и функции выборов в политической системе общества
Выборы рассматриваются также как форма контроля масс за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы дают возможность сменить её, привести к власти оппозицию, которая, к

Избирательное право, его основные принципы
Избирательное право - это система законов, регулирующая процедуру выборов, т.е. кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведение итогов голосов

Избирательные системы: понятия и их типология
В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. Каждая из этих систем имеет свои разновидности. Мажоритарная избирательная система уже само н

Абсентеизм; избирательный ценз; избирательная квота
АБСЕНТЕИЗМ - неучастие в голосовании на выборах и референдумах граждан, обладающих активным избирательным правом. Это явление свойственно практически всем странам, где проводятся св

Избирательная система; мажоритарная система; пропорциональная система; смешанные избирательные системы; электорат; референдум
В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. Каждая из этих систем имеет свои разновидности. МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА уже

Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная система относительного большинства. Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой

Пропорциональная избирательная система
Система пропорционального представительства политических партий. Главная идея этой системы, заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном орган

Избирательная система в Республике Беларусь
В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются. Избирателями являются граждане РБ, д

Либерализм и неолиберализм: определение, основные принципы, цели
Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей н

Консерватизм и неоконсерватизм: определение, основные принципы, цели
Консерватизм – политическая идеология и практика, ориентирующаяся на сохранение исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в религии, государстве, семье, собстве

Особенности других идеологических течений современности
Ряд авторов причисляют к мировым идеологиям коммунизм, анархизм, демократическую идеологию. Некоторые исследователи выделяют консервативную, ли­беральную и социалистическую идеологию, причем к по­с

Идеология белорусского государства
Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характер

Понятие политического развития и политической модернизации
Политическое развитие – это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие к

Сущность политической модернизации
В отличие от привычного для нашего обществоведения формационного подхода, теория модернизации не оперирует понятиями «капитализм» и «социализм». Политическая система, согласно этой теории, зависит

Политическая модернизация в Республике Беларусь
Политическая модернизация – это процесс формирования, развития и распространения современных политических институтов, практик: используемый механизм - заимствование (копирование, имитация)

Государственная политика и управление как категории политической науки
Государственная политика и управление – одна из отраслей политической науки, которая, вместе с тем, имеет немало пересечений с иными общественно-научными дисциплинами. Предметом данной науки являет

Социальная политика: понятие, функции, правовые системы
Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отноше


Самой распространенной религией в республике является христианство. Христиане Беларуси исповедуют:православие;католицизм;униатство;;протестантизм Среди других религий наиболее распростране

Геополитика: понятие и сущность
Геополитика (от греч. geo - земля, politicos - государственные или общественные дела) - это наука, изучающая в единстве географические, исторические, политические и другие взаимодействующие факторы

Этапы становления и развития геополитики
Период от появления первых идей и концепций, которые в той или иной степени можно отнести к разряду геополитических, до становления геополитики в качестве обособленной и достаточно самостоятельной

Геополитические факторы и реальности современного мира
В научном плане геополитику можно определить как междисциплинарную (комплексную) теорию, объясняющую зависимость государственных дейст­вий (политики) от таких факторов, как географическое положение

Основные признаки процесса глобализации
Неоднозначным остается и влияние на мировую политику процесса складывания глобального экономического пространства. Мировой рынок как целостная система сформировался уже в первой половине ХХ в. Стад

Сущность политической культуры. Уровни политической культуры
Политическая культура, как составная часть общей культуры человечества, относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политиче

Типы политических культур
Политологи выделяют несколько базовых моделей политической культуры. Различают фрагментарную и интегрированную политическую культуру. Для первой характерно наличие разнородных политических ориентац

Политическая социализация
Политическая социализация - это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая

Политическое участие
Политическая культура индивида находит выражение в степени его вовлеченности в политическую жизнь. Политическая активность у разных людей варьируется. М. Вебер в своей лекции "Политика как при

Основные теоретические подходы к исследованию международных отношений
Основы реалистической концепции теории международных отношений. Реалистическая традиция как выражение наиболее характерных особенностей политического мышления Нового времени. Понятие «сила» (power)

Основные субъекты современных международных отношений
Международные отношения - это совокупность экономи¬ческих, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующ

Влияние процесса глобализации на международные отношения
Глобализация определяется несколькими факторами: 1)процессами интернационализации экономической жизни: свободным перемещением капиталов, товаров, взаимодействием национальных экономик в хо

1) легальность в использовании силы и других средств властвования;

2) верховенство - т.е. обязательность решений для всего общества;

3) публичность - т.е. всеобщность, означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

4) моноцентричность - т.е. наличие одного центра принятия решений.

Источники - сила, богатство, занимаемое положение, знание.

Ресурсы:

1) социально-экономические (материальные ценности, деньги и т.д.),

2) культурно-информационные (знания и информация),

3) принудительные (силовые).

Функции - господство, руководство, управление, контроль обществом, обеспечение стабильности в стране.

8.ФАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ. ЛЕГАЛЬНОСТЬ. ЛЕГИТИМНОСТЬ. ВИДЫ ЛЕГИТИМНОСТИ ПО М.ВЕБЕРУ

Легитимная - власть, которая поддерживается обществом. Понятие относительное. Легальная - законная власть. Любая власть, издающая законы - легальная. Власть может быть легальная, но не легитимная (политическая власть Временного правительства в России с февраля по октябрь 1917).

Типология легитимности по м.Веберу:

1) традиционная - основана на вере в священный характер обычаев, норм, которые рассматриваются как нерушимые (существовала в средневековой монархической Европе);

2) харизматическая - основана на вере, в то, что вождь обладает особым даром, т.е. харизмой (существовала в СССР в период правления И.В. Сталина и др.);

3) легальная - основана на признании добровольно установленных норм, регулирующих отношения управления и подчинения. Характерна для демократических государств.

9.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ФУНКЦИИ. МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.ИСТОНА

Политическая система - система политических институтов и организаций, политических идей и взглядов, политических, правовых норм и традиций, избирательного права и др. элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается давление на нее.

Модель функционирования политической системы Д.Истона:

Окружающая среда

___________________________________

«Вход» - любое событие, которое влияет на политическую систему. Это могут быть требования (повышение зарплаты и т.д.) и поддержка (выражение лояльности членов общества к политической системе). На «выходе» из политической системы проявляются результаты ее работы – законы, постановления и т.д.

Функции политической системы:

1) целеполагающая (состоит в определении целей политического, экономического, культурного развития общества);

2) властно-интеграционная (состоит в объединении всех элементов социальной структуры на базе ценностей господствующих политических сил);

3) организаторская (состоит в мобилизация ресурсов для достижения каких-либо целей);

4) регулятивная (состоит в легитимации политики).

10. ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

Термин «тоталитаризм» происходит от латинского «тоталис» - весь, целый. Означает полный контроль со стороны государства над всеми сферами общественной жизни. Его автор – итальянский диктатор Б.Муссолини (1925г.) Возник как тип политической системы только в ХХ в. в связи с вступлением общества в индустриальную стадию развития.

Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия.

— способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и норм и специального института — .

Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах.

Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др. Экономическая власть основана на праве и способности собственника каких-либо ресурсов влиять на производство товаров и услуг, духовная — на способности обладателей знаний, идеологии, информации влиять на изменение сознания людей.

Политическая власть — это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту.

Политическую власть можно подразделить на власть государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.

Структурные элементы власти

Рассматривая власть как способность и возможность одних моделировать поведение других , следует выяснить, откуда берется эта способность? Почему в ходе социального взаимодействия люди разделяются на тех, кто властвует и тех, кто подвластен? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, на чем зиждется власть, т.е. каковы ее основания (источники). Их бесчисленное множество. И, тем не менее, среди них есть те, которые относят к разряду универсальных, присутствующих в той или иной пропорции (или виде) в любом властном отношении.

В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти, и уяснить какой тип власти порождают такие из них, как сила или угроза применения силы, богатство, знание, закон, харизма, престиж, авторитет и др.

Особо следует остановиться на аргументации (доказательствах) положения о том, что властные отношения — это не только отношения зависимости, но и взаимозависимости. Что, за исключением форм прямого насилия, абсолютной власти в природе нет. Всякая власть относительная. И строится не только на зависимости подвластных от властвующих, но и властвующих от подвластных. Хотя объемы этой зависимости у них разные.

Самого пристального внимания требует также выяснение существа различий в подходах к трактовке власти и властных отношений среди политологов, представляющих разные политологические школы (функционалистов, систематиков, бихевиористов). А также того, что стоит за определениями власти как характеристике индивида, как ресурсе, как конструкции (межперсональной, причинной, философской) и пр.

Основные признаки политической (государственной) власти

Политическая власть — это некий властный комплекс, включающий как государственную власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.

Необходимо также учесть, что государственная власть как наиболее обобществленная форма и ядро политической власти отличается от всех других властей (в том числе политических) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер. В этой связи надо быть готовым раскрыть содержание таких понятий-признаков этой власти, как всеобщность, публичность, верховенство, моноцентризм, многообразие ресурсов, монополия на легитимное (т.е. предусмотренное и оговоренное законом) использование силы и др.

С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность». Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.

Что касается понятий «легальность» и «легитимность», тохотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.

Легитимность политической власти

- политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Власть и властные отношения

Многие люди, включая некоторых политологов, считают, что борьба за обретение власти, ее распределение, удержание и использование составляют сущность политики . Такой точки зрения придерживался, например, немецкий социолог М. Вебер. Так или иначе, учение о власти стало одним из важнейших в политологии.

Власть вообще — это способность одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам.

Власть — не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение , т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого.

Основаниями власти в самом общем виде выступают неудовлетворенные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на определенных условиях.

Власть — необходимый атрибут любой организации, любой человеческой группы. Без власти нет организации и нет порядка. Во всякой совместной деятельности людей есть те, кто командует, и те, кто им подчиняется; те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. Власть характеризуется деятельностью тех, кто управляет .

Источники власти:

  • авторитет - власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей;
  • сила — «голая власть», в арсенале которой ничего, кроме насилия и подавления, нет;
  • богатство - стимулирующая, вознаграждающая власть, которая включает и негативные санкции за некомфортное поведение;
  • знание — власть компетентности, профессионализма, так называемая «экспертная власть»;
  • харизма — вождистская власть, построенная на обожествлении лидера, наделении его сверхъестественными способностями;
  • престиж - отождествляющая (идентифицирующая) власть и пр.

Необходимость власти

Общественный характер жизни людей превращает власть в общественное явление. Власть выражается в способности объединившихся людей обеспечивать достижение своих согласованных целей, утверждать общепринятые ценности и взаимодействовать. В неразвитых сообществах власть бывает растворена, она принадлежит всем вместе и никому в отдельности. Но уже здесь общественная власть приобретает характер права сообщества влиять на поведение отдельных лиц. Однако неизбежное в любом обществе различие интересов нарушает политическое общение, сотрудничество, согласованность. Это ведет к разложению такой формы власти из-за ее низкой эффективности, в итоге — к потере способности достигать согласованных целей. В таком случае реальная перспектива — распад данного сообщества.

Чтобы этого не случилось, общественная власть передается выбранным или назначенным людям — правителям. Правители получают от сообщества полномочия (полное могущество, общественную власть) на управление общественными отношениями, т. е. на изменение активности субъектов в соответствии с правом. Необходимость в управлении объясняется тем, что люди в отношениях между собой очень часто руководствуются не разумом, а страстями, что и приводит к потере цели сообщества. Поэтому правитель должен обладать силой, которая бы держала людей в рамках организованной общности, исключала бы крайние проявления эгоизма и агрессии в общественных отношениях, обеспечивая всеобщее выживание.

Рекомендуем почитать

Наверх