Статья воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Ст.169 УК - Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации

Розница 01.07.2020

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 169 УК РФ

2. Для определения того, что следует считать воспрепятствованием в осуществлении законной предпринимательской деятельности в определенных в комментируемой статье формах, необходимо прежде всего установить, каков порядок регистрации и выдачи специальных разрешений, а также основания и порядок правомерного отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения. Положения, в общем и конкретно определяющие процедуру регистрации, выдачи разрешений, включая и отказ в удовлетворении соответствующих просьб, содержатся, в частности, в ГК, Федеральных законах от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 29.12.2012) , от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011) , от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 29.12.2012) , от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) , а также в многочисленных актах органов исполнительной власти.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; N 25. Ст. 2956; 1999. N 22. Ст. 2672; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3423; 2002. N 12. Ст. 1093; N 45. Ст. 4436; 2003. N 9. Ст. 805; 2004. N 11. Ст. 913; N 15. Ст. 1343; N 49. Ст. 4852; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18; 2006. N 1. Ст. 5, 19; N 2. Ст. 172; N 31 (ч. 1). Ст. 3437, 3445, 3454; N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 7. Ст. 834; N 31. Ст. 4016; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1941; N 42. Ст. 4698; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 14, 23; N 19. Ст. 2279; N 23. Ст. 2770; N 29. Ст. 3618, 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 41 (ч. 2). Ст. 5193; N 45. Ст. 5757; 2011. N 1. Ст. 13, 21; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728; N 49 (ч. 1). Ст. 7024; N 50. Ст. 7357; 2012. N 25. Ст. 3267; N 31. Ст. 4334.

СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3034; 2003. N 50. Ст. 4855; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128; 2006. N 23. Ст. 2382; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 18. Ст. 1941; РГ. 2011. N 159, 261, 278.

Ведомости РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 42. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18, 45; N 30 (ч. 1). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. 1). Ст. 3439; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10 (ч. 1). Ст. 895; N 15. Ст. 1447; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 23; N 9. Ст. 1043; N 18 (ч. 1). Ст. 2153; N 23. Ст. 2776; N 30. Ст. 3739; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 8. Ст. 775; N 27. Ст. 3432; N 30. Ст. 4012; N 31. Ст. 4193; N 47. Ст. 6028; 2011. N 7. Ст. 905; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7069; N 50. Ст. 7351; 2012. N 27. Ст. 3588; N 31. Ст. 4333; РГ. 2012. N 283.

СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 5971; N 48. Ст. 6728; 2012. N 26. Ст. 3446; N 31. Ст. 4322.

3. Отказ в удовлетворении законных требований о регистрации и т.д. состоит в информировании обратившегося с просьбой лица о состоявшемся официальном решении. С вынесением соответствующего решения и принятием предусмотренных мер по доведению до сведения заявителя о данном решении связан в данном случае момент окончания преступления. Отказ должен быть окончательным. Неправомерным следует считать отказ в нарушение положений вышеупомянутых нормативных актов, касающихся оснований для отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения.

4. Уклонение в отличие от отказа может выражаться в любых действиях (не только в бездействии), направленных на несоблюдение требований нормативных актов о выдаче регистрационного свидетельства либо лицензии. Фактически речь, как правило, идет об умышленном затягивании установленных сроков регистрации либо выдачи специального разрешения. Преступление в этом случае является оконченным в момент совершения конкретных действий либо окончания срока, в течение которого действия должны были быть совершены, при том что в последнем случае совершению действий объективно ничего не препятствовало.

5. Ответственность предусмотрена и за иные формы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Указанная формулировка предусматривает настолько широкий круг возможных правонарушений в самых разнообразных формах, насколько широк перечень прав, предоставленных законодательством лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В частности, в последнее время начинает складываться практика осуждения по ч. 1 комментируемой статьи глав муниципальных образований за то, что они под угрозой проведения необоснованных проверок принуждали предпринимателей к непредусмотренному законодательством перечислению средств в специально созданные местные фонды, имущество которых использовалось для проведения различных празднований, встреч комиссий и т.п.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

7. К числу субъектов преступления следует отнести должностных лиц, чьи полномочия связаны с процедурой регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также должностных лиц, определенных подобным образом в примеч. к ст. 285 УК, однако с тем условием, что их служебное положение позволяет им реально вмешиваться в законную предпринимательскую деятельность граждан и организаций.

8. По ч. 2 комментируемой статьи следует квалифицировать действия, заключающиеся в продолжении воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, например, в форме незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица независимо от того, на основании какого материального закона было принято судом решение о незаконности действий должностного лица.

9. К крупному ущербу, причиненному воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности, следует относить не только реальный материальный ущерб, но и упущенную выгоду (), исчисляемую с учетом приводимых потерпевшими расчетов.

1. Статья 169 УК устанавливает уголовную ответственность должностных лиц за нарушение установленного законом порядка предпринимательской и иной экономической деятельности, а также за нарушение конституционного права граждан на осуществление такой деятельности и является по существу видом злоупотребления должностным лицом своим служебным положением. Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК). Иная экономическая деятельность - это инвестиционная деятельность, деятельность банков и других кредитных организаций. Порядок государственной регистрации регулируется нормами гражданского права, другими законами и подзаконными актами.

2. Непосредственным объектом преступления является право граждан на свободное осуществление законной предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

3. Преступление заключается в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности. Воспрепятствование означает создание каких-либо препятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или существенно ограничивается. Закон предусматривает шесть форм преступной деятельности: а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; б) уклонение от их регистрации; в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; г) уклонение от его (ее) выдачи; д) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; е) ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.



4. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации выражается в открытом нежелании уполномоченного должностного лица провести регистрацию, несмотря на то, что все основания для нее имеются. Регистрация хозяйствующих субъектов осуществляется на основании Федеральных законов от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в редакции Федерального закона от 23 июня 2003 г.; от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"; от 3 февраля 1996 г. "О банках и банковской деятельности" с изменениями и дополнениями 2001 г.

Государственная регистрация - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении предпринимательской деятельности, а также при внесении изменений в учредительные документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти - государственные регистрационные палаты, имеющие свои отделения в субъектах Федерации и уполномоченных регистраторов при органах власти местного самоуправления в городах, районах, населенных пунктах. Регистрацию кредитных организаций проводит Центральный банк России. Все виды экономической деятельности, связанные с иностранными инвестициями, подлежат регистрации в Государственной регистрационной палате при Правительстве РФ.

Новый закон о государственной регистрации устанавливает единый порядок регистрации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ранее для индивидуальных предпринимателей Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г.был установлен упрощенный порядок).

Перечень документов, необходимых для регистрации индивидуального предпринимателя, расширен по сравнению с ранее действовавшим порядком. Кроме заявления и квитанции об оплате регистрационного сбора, соискатель представляет копию (нотариально заверенную) основного документа, удостоверяющего личность, с обязательным указанием гражданства, даты и места рождения, адреса места жительства. Для несовершеннолетнего заявителя нужно представить нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителей на осуществление предпринимательской деятельности, либо копию свидетельства о браке, либо копию решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным законом.

В течение установленных сроков регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации, внести соответствующую запись в единый государственный реестр, выдать бессрочное регистрационное свидетельство или вынести решение об отказе в регистрации. Отказ имеет письменную форму с обязательным указанием мотивов и доводится до сведения заявителя.

Неправомерным является отказ в регистрации, независимо от мотивов, если соискателем соблюден порядок, регламентирующий регистрацию индивидуального предпринимателя или юридического лица. Основаниями для отказа могут быть недостоверные сведения в документах или отсутствие условий для предпринимательской деятельности конкретного вида. Отказ в регистрации по другим основаниям является незаконным.

5. Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации - это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Она выражается в сознательном нарушении сроков регистрации. Нормативные акты устанавливают точные сроки, в течение которых должна быть проведена регистрация: не более чем пять рабочих дней - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; для регистрации предпринимателей с иностранными инвестициями - в течение 21 дня; заявление об учреждении кредитной организации должно быть рассмотрено ЦБ России не более чем в течение шести месяцев. В течение этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересованным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Сознательное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме.

6. Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности заключается в открытом нежелании уполномоченного лица выдать такое разрешение (лицензию). Статья 49 ГК устанавливает, что отдельными видами коммерческой деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень видов такой деятельности содержится в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" с изменениями и дополнениями на 10 января 2003 г. Порядок лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ установлен постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15 августа 2000 г. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. N 326 определяет перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, которые уполномочены осуществлять лицензирование, а также утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, работ и услуг. Закон и другие нормативные акты устанавливают конкретные требования к осуществлению отдельных видов деятельности, перечень документов и сроки рассмотрения заявлений соискателей лицензии. Отказ в выдаче лицензии может иметь место только в случаях несоответствия соискателя установленным требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожарного характера), а также при нарушении порядка образования юридического лица. Отказ по другим основаниям (например, под предлогом отсутствия средств для проведения экспертизы или по причине отпускного периода) является неправомерным.

7. Уклонение от выдачи лицензии выражается в сознательном затягивании сроков оформления специального разрешения на конкретный вид деятельности и является пассивной формой неправомерного отказа. Например, выдача лицензии откладывается на неопределенное время под предлогом временной ненужности конкретного вида деятельности в данной местности. В соответствии с действующим законом лицензирующий орган принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами. Нарушение установленных сроков без достаточных оснований является незаконным.

8. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, в зависимости от организационно-правовой формы, является нарушением конституционного положения о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Никакие другие ограничения права на предпринимательскую деятельность, в том числе в зависимости от ее организационно-правовой формы, недопустимы.

9. Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица является нарушением основных начал предпринимательской деятельности: самостоятельности и независимости. Вмешательство в предпринимательскую деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц возможно только в случаях нарушения правил, обеспечивающих жизнедеятельность общества (правил охраны труда, окружающей природной среды и др.). Вмешательство возможно также в целях ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции. В иных случаях вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации будет признано неправомерным. Оно может выражаться в навязывании условий договора, в принуждении к соучредительству, к расходованию прибыли на государственные нужды, например на проведение избирательной кампании, и в других конкретных действиях должностного лица. Преступление признается оконченным с момента выполнения деяния хотя бы в одной из перечисленных форм преступной деятельности.

10. Преступление совершается с прямым умыслом.

11. Ответственности подлежит должностное лицо, уполномоченное от органа исполнительной власти на проведение регистрации предпринимательской или иной деятельности или выдачу специального разрешения (лицензии) на конкретный вид экономической деятельности. Однако ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может осуществляться и другими должностными лицами.

12. Часть 2 ст. 169 УК содержит квалифицированный состав по двум отягчающим признакам. Первое отягчающее обстоятельство заключается в том, что преступление продолжалось после вступления в силу судебного решения о неправомерности действий должностного лица, состоящих в отказе или уклонении от регистрации либо выдачи специального разрешения (лицензии), подпадающих под признаки ч. 1 ст. 169 УК. Второе отягчающее обстоятельство закон связывает с причинением крупного ущерба. В соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь (например, затраты на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполучением лицензии на данный вид деятельности). Согласно примечанию к ст. 169 УК крупный ущерб определяется суммой, превышающей 250 тыс. руб.

ВВЕДЕНИЕ

Уже в наименовании ст. 169 УК РФ законодатель вносит новшества. Так, с вводом в название фразы "иной деятельности" значительно расширяется сфера применения данного закона. С 1 июля 2002 г. ответственность наступает не только за воспрепятствование законной предпринимательской, но и "иной" деятельности.

Под "иной деятельностью" понимается не только предпринимательская, но и всякая другая деятельность общественных, религиозных, кооперативных и других организаций, причем не обязательно имеющих своей главной и экономической целью извлечение прибыли.

Новизной обладает и использование в ч. 1 ст. 169 УК РФ таких фраз, как "государственная" регистрация "юридического лица", и слова "незаконное" ограничение. Следует подчеркнуть, что эти слова напрашивались в текст ч. 1 ст. 169 УК РФ давно: регистрация субъекта хозяйственной деятельности как участника гражданского оборота осуществлялась только государством Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц. (ред. от 23.12.2003) // Российская газета. N 153-154. 10.08.2001.

; указанная госрегистрация производилась не только индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, но и других юридических лиц; ограничение прав и интересов юридических лиц могло быть только незаконным. Поэтому выделение указанных фраз в тексте ч. 1 ст. 169 УК РФ - шаг по совершенствованию уголовного законодательства, базирующегося на нормах гражданского права.

УМЫШЛЕННОЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА СВОБОДУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ И ИНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Анализируемое преступление - воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности посягает на свободу предпринимательской и иной деятельности, закрепленную в ст. 8 и 34 Конституции РФ. Конструируя ст. 169 УК РФ, законодатель стремился, на мой взгляд, с одной стороны, создать дополнительные гарантии деятельности государства в сфере правового регулирования в экономике, а с другой стороны, защитить конституционные права лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, как хозяйствующих субъектов и как полноправных участников гражданского оборота, - и этим способствовать стабильности национальной экономики.

В названии ст. 169 УК РФ заложено словосочетание "предпринимательская и иная деятельность", что устраняет недочеты этой статьи. Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Субъектом предпринимательства могут быть как организации, так и граждане. Последние вправе заниматься такой деятельностью за счет своего труда, без создания в этих целях организации. Гражданин признается лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательской деятельностью, как известно, помимо граждан, индивидуальных частных предпринимателей (ИЧП), с образованием юридического лица или без такового, могут заниматься и юридические лица, причем как коммерческого, так и некоммерческого характера (ст. 50 ГК РФ).

Тема 1 – Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ст.169-175 УК.

ст.169 УК - Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Объект:

Родовой – отношения в сфере экономики;

Видовой – отношения в сфере экономической деятельности;

Непосредственный – отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Понятие предпринимательской деятельности - п.1 ст.2 ГК.

Потерпевшим может быть: ИП или ЮЛ, а также физическое лицо (при первых 2-х формах деяния).

Объективная сторона:

Формальный состав;

Деяние – действие/бездействие:

· неправомерный отказ в регистрации ИП или ЮЛ – открытое, явное, нежелание ее произвести, ни смотря на, то, что представленные заявителем документы отвечают предусмотренным законом требованиям (должен быть отказ в письменной форме). Отказ в регистрации допустим в случае несоответствия состава представленных документов и состава, содержащихся в них, сведений требованиям установленным законом, поэтому отказ по другим причинным (по мотивам нецелесообразности и т.п.) незаконен;

· уклонение от регистрации ИП или ЮЛ – относительно более скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, свидетельствующая о стремлении избежать регистрации ИП или ЮЛ в установленный срок. Уклонение выражается в 2-х формах: открытое – без предъявления каких-либо требований в адрес представленных документов, завуалированное – при предъявлении явно незаконных требований;

· неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности – в ст.49 ГК установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься на основании специального разрешения (лицензии). Основным НПА является ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основанием отказа в выдаче лицензии являются: наличие в документах недостоверной или искаженной информации, несоответствие лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления деятельности. Отказ по иным причинам незаконен. Отказ должен быть выражен в письменной форме;

· уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности – невыполнение в установленный срок обязанности по выдаче лицензии на право осуществления определенной деятельности;

· ограничение прав и законных интересов ИП или ЮЛ в зависимости от организационно-правовой формы – может выражаться в принятии НПА или совершении действий, которые создают дискриминирующие условия деятельности ИП или ЮЛ, а также в необоснованном предоставлении отдельному ИП или ЮЛ льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим ИП или ЮЛ, работающим на рынке того же товара;

· незаконное ограничение самостоятельности ИП или ЮЛ – может быть совершено путем установления необоснованных запретов на осуществление определенных видов деятельности или на производство определенных видов товаров, необоснованного препятствие осуществления предпринимательской деятельности в какой-либо сфере, даче указаний о первоочередной поставке, оказании услуг, выполнению работ определенному кругу покупателей (заказчиков);

· иное незаконное вмешательство в деятельности ИП или ЮЛ – незаконное проведение собраний акционеров, незаконное изъятие документов, недопущение эксплуатации помещений или земельных участков и д.р.

Преступление окончено с момента совершения любого деяния.

Субъект – специальный – должностное лицо органа исполнительной власти или регистрационной палаты, осуществляющее регистрацию или лицензирование субъектов предпринимательской деятельности.

Субъективная сторона – прямой умысел.

В ч.2 ст.169 УК состав формально-материальный.

Совершение деяние в нарушение вступившего в законную силу судебного решения – формальный состав.

Деяние, причинившее крупный ущерб (свыше 1,5 млн. рублей) – материальный состав.

Статья 169 УК предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Законное предпринимательство и иная экономическая деятельность основывается не только на свободе выбора вида предпринимательской или иной экономической деятельности, не запрещенной законом, выбора его организационно-правовой формы, реализации продукта своей деятельности, независимости при распоряжении прибылью и самое главное - обязательности государственной регистрации и соблюдении нормативно установленного порядка и условий регистрации.

Дополнительным объектом преступления является конституционное право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Объективная сторона характеризуется воспрепятствованием законной предпринимательской и иной экономической деятельности. Воспрепятствование означает создание каких-либо препятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или она существенно ограничивается. Воспрепятствование может совершаться как действием, так и бездействием и проявляться в шести формах преступной деятельности: а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; б) уклонение от их регистрации; в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; г) уклонение от его (ее) выдачи; д) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; е) ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица выражается в открытом нежелании уполномоченного лица провести регистрацию, несмотря на то, что все основания для данной регистрации имеются.

Регистрация индивидуального предпринимателя или юридического лица осуществляется на основании федеральных законов: от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 03.02.96 № 17-ФЗ.

Государственная регистрация - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении предпринимательской деятельности, а также при внесении изменений в учредительные документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.


Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти - Федеральная регистрационная служба Министерства юстиции РФ, имеющая свои территориальные органы в субъектах Федерации, и главные регистраторы и регистраторы при органах власти местного самоуправления в городах, районах, населенных пунктах. Регистрацию кредитных организаций проводит ЦБР и его отделения. Все виды экономической деятельности, связанные с иностранными инвестициями, подлежат регистрации в Государственной регистрационной палате при Правительстве РФ.

Новый закон о государственной регистрации устанавливает единый порядок регистрации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ранее для индивидуальных предпринимателей был упрощенный порядок).

Законы определяют исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. Соискатели подают в регистрирующий орган заявление по форме, установленной Правительством РФ, и квитанцию об уплате регистрационного сбора. Подписи заявителей должны быть нотариально заверены. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика. Кроме того, для регистрации юридического лица должны быть представлены: документ, подтверждающий оплату (не менее 50%) уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов), решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, устав организации с указанием организационно-правовой формы этой организации, вида экономической деятельности, руководящего органа и юридического адреса, а также в установленных законом случаях документ о согласовании с соответствующими органами и (или) органами местного самоуправления вопросов создания юридического лица. В случае регистрации иностранного юридического лица должна быть представлена выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения.

Перечень документов, необходимых для регистрации индивидуального предпринимателя, расширен по сравнению с ранее действовавшим порядком, установленным Указом Президента РФ от 08.07.94 № 1482. Кроме заявления и квитанции об оплате регистрационного сбора, соискатель представляет копию (нотариально заверенную) основного документа, удостоверяющего личность, с обязательным указанием гражданства, даты и места рождения, адреса места жительства. Для несовершеннолетнего заявителя нужно представить нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителей на осуществление предпринимательской деятельности либо копию свидетельства о браке, либо копию решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Законом.

В течение установленных сроков регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации, внести соответствующую запись в единый государственный реестр, выдать бессрочное регистрационное свидетельство или вынести решение об отказе в регистрации. Отказ имеет письменную форму, с обязательным указанием мотивов и доводится до сведения заявителя.

Отказ в регистрации возможен по основаниям, указанным в законе: а) в случае представления недостоверных документов; б) если истек срок действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства проживания на территории России; в) если не утратила силу более ранняя регистрация; г) если не истек срок со дня принятия судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся экономической деятельностью; д) при наличии решения суда о прекращении предпринимательской деятельности в принудительном порядке; е) если не истек срок, на который лицо было лишено права по приговору суда заниматься предпринимательской деятельностью.

Отказ в регистрации по другим основаниям не допускается и образует признаки преступления, предусмотренного ст. 169 УК, в первой форме.

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица - это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. В отличие от отказа в регистрации, который носит официальный характер, уклонение от регистрации может выражаться под различными предлогами в неоднократном непринятии документов, в сознательном нарушении сроков регистрации. Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Другие законы тоже устанавливают точные сроки: для регистрации предприятий с иностранными инвестициями - в течение 21 дня, а заявление об учреждении кредитной организации должно быть рассмотрено ЦБР не более чем в течение б месяцев. В течение этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересованным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Умышленное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности выражается в открытом нежелании выдать лицензию на законных основаниях. Статья 49 ГК РФ устанавливает, что отдельными видами экономической деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации устанавливаются единый перечень лицензируемых видов деятельности, единый порядок процесса лицензирования, единые требования и условия для осуществления отдельных видов деятельности. Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство РФ уполномочено определить федеральные органы исполнительной власти, утвердить положения о лицензировании конкретных видов деятельности, работ и услуг и выделить виды деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Порядок лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации установлен Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», постановлениями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15.08.2000 № 10 и от 18.07.2001 № 14

Закон определяет перечень документов, которые соискатель лицензии должен представить: заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, основного государственного регистрационного номера юридического лица, места его нахождения и вида деятельности, которую соискатель намерен осуществлять. Индивидуальный предприниматель в заявлении указывает данные основного документа, удостоверяющего его личность, место жительства, основной государственный регистрационный номер, записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и вид деятельности. К заявлению прилагаются копии учредительных документов юридического лица, свидетельства о регистрации, а также о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе и квитанция об уплате регистрационного сбора. Не допускается требовать представления документов, не предусмотренных законом.

Лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче лицензии и сделать запись в государственном реестре или об отказе в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии с приложением всех необходимых документов (ч. 2 ст. 9 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Закон называет только два основания для отказа: а) представление недостоверных или искаженных сведений; б) если объекты, принадлежащие или используемые соискателями, не соответствуют лицензионным требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожарного характера). Отказ в выдаче лицензии по другим основаниям (например, по причине отсутствия средств для проведения экспертизы) является незаконным и может быть основанием привлечения должностного лица к уголовной ответственности по ст. 169 УК (по признакам третьей формы преступной деятельности).

Уклонение от выдачи лицензии выражается в затягивании сроков (свыше 60 дней) оформления специальных разрешений и является пассивной формой неправомерного отказа, например выдача лицензии откладывается на неопределенное время под предлогом временной ненужности конкретного вида деятельности в данной местности.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы. Никакое должностное лицо не имеет права ограничивать права и законные интересы индивидуального предпринимателя или юридического лица, если это ограничение не установлено законом (ст. 55 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц. Никакие другие ограничения права на предпринимательскую деятельность, в том числе в зависимости от ее организационно-правовой формы, недопустимы. Поэтому предоставление каких-либо льгот или установление преимуществ, например, акционерному обществу (выдача лицензии, предоставление кредитов на льготных условиях) и лишение этих преимуществ муниципального унитарного предприятия образуют признаки данной преступной деятельности.

Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица является нарушением основных начал предпринимательской деятельности: самостоятельности и независимости. Вмешательство в предпринимательскую деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц возможно только в случаях нарушения правил охраны труда, санитарно-эпидемиологических правил, техники безопасности и других правил, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Вмешательство возможно также в целях ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции. В иных случаях вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица будет признано неправомерным.

При характеристике объективной стороны указывается дополнительный признак - способ: с использованием служебного положения лица, осуществляющего регистрацию субъектов предпринимательства, выдачу лицензии, или лица, взаимодействующего с предпринимательством в иных формах.

По конструкции состав, предусмотренный ч. 1 ст. 169 УК, формальный. Преступление признается оконченным с момента выполнения деяния хотя бы в одной из перечисленных форм преступной деятельности.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что своими действиями препятствует законной предпринимательской деятельности, и желает действовать таким образом. Мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать власть, месть, но чаще всего корысть.

Субъект преступления - только должностное лицо. Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК. Но в анализируемой статье имеется в виду специальное должностное лицо, уполномоченное от имени государства на проведение регистрации субъекта предпринимательства или выдачу ему лицензии на занятие отдельными видами предпринимательской и иной экономической деятельности. Вмешательство в предпринимательскую деятельность может осуществляться и другими должностными лицами.

Часть 2 ст. 169 УК содержит два отягчающих признака: а) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного акта; б) причинение крупного ущерба.

Первое отягчающее обстоятельство влияет на квалификацию преступления, когда воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжалось уже после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица, отказавшего в регистрации индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу или совершившего другие действия, предусмотренные ст. 169 УК. Такое воспрепятствование имеет повышенную степень общественной опасности, поскольку сопряжено с игнорированием акта судебной власти.

Понятие крупного ущерба - второе отягчающее обстоятельство - раскрывается в примечании к ст. 169 УК. В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь(например, в виде затрат на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполучением лицензии на данный вид деятельности). Крупный ущерб определяется суммой, превышающей 250 тыс. руб.

Примечание к ст. 169 УК определяет единые понятия крупного и особо крупного размера, крупного ущерба, дохода или задолженности в крупном размере в отношении и других экономических преступлений, предусмотренных ст. 171, 171¹, 177, 188, 191 и 192 УК. Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью признается стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тыс. руб., особо крупным - 1 млн руб. Исключение составляют ст. 174, 174¹, 178, 185, 185¹, 193, 194, 198, 199 и 199¹ УК, в примечаниях к которым установлены другие, строго дифференцированные, определения крупного и особо крупного размера, крупного ущерба.

Рекомендуем почитать

Наверх