Человек как результат биологической и социокультурной. Человек как результат биологической и социальной эволюции

Управление персоналом 21.09.2019
Управление персоналом

Видеоурок:

Лекция:


Центральным понятием курса обществознания является человек. Что же такое человек?

Человек - это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Рассмотрим биологические и социальные признаки человека.

Человек как биологическое существо

Как биологическое существо человек является результатом эволюционного развития (антропогенеза) и представляет собой вид Homo sapiens (человек разумный). Он обладает признаками общими для многих животных класса млекопитающих, среди которых: живорождение, млекопитание, использование предметов природы, инстинкты. Немного подробнее остановимся на инстинктах. Из курса биологии вам известно, что инстинкты – это врожденные акты поведения, которые помогают выжить в природной среде. Человеку свойственны такие животные инстинкты, как самосохранение, продолжение рода, "свой-чужой" и многие другие. Любое инстинктивное поведение человека или животного диктуется биологическими потребностями. Так, потребность в безопасном и удобном жилище удовлетворяется инстинктом построения жилья. Сравним этот инстинкт у животных и человека. К примеру, пчёлы строят соты, пауки плетут паутины, ласточки вьют гнёзда, бобры строят хатки. Но этому их никто не учил, умение строить жильё определённым образом передалось им по наследству. Человек строит дом, но в силу того, что он Homo sapiens к врожденному стремлению удовлетворить потребность в жилище подключает ещё и разум. И поэтому человек придумал тысячи способов строительства жилья.

Следовательно, человек как биологическое существо имеет общие для многих животных признаки, но отличается разумом, помогающим действовать вопреки своим биологическим потребностям.

Социальная сущность человека
В разумности человек проявляет свою социальную сущность. Если, как биологическое существо он приспосабливается к окружающей среде, то, как социальное способен преобразовывать её, созидая что-либо новое, ранее не существовавшее. Обретение человеком "человеческого" связано с его нахождением в социальной среде. То есть человек становится человеком не столько по рождению, сколько в ходе социализации. Это означает, что живя в окружении людей, он учится общаться, играть, приобретать знания, трудиться и осваивает много других форм поведения. Кроме того, человек усваивает правила и нормы, выработанные данным обществом и прочно устоявшиеся в нём. Так, с раннего детства его учат тому, как надо себя вести, а от какого поведения следует воздержаться. В итоге человек превращается в социальное культурное существо. Процесс социализации начинается с самого рождения, первого прикосновения, слова мамы и продолжается всю жизнь. Что же происходит с человеком, оказавшимся вне общества, к примеру, среди зверей? Результат жизни в "диких" условиях может быть разным и зависит от возраста человека, а если быть точнее, от того, прошёл человек хоть какой - то этап социализации или нет. Нам известны факты о детях - маугли, которых вскармливали животные. Вернувшись в общество они так и не научались говорить, пользоваться столовыми приборами, носить одежду, передвигаться на ногах. Они уподобились зверям. Взрослый же человек, прошедший социализацию, воспитанный обществом и умеющий использовать предметы окружающего мира в свою пользу, попав в "дикие" условия, обустраивает свой быт приблизительно в том виде, каком привык жить. А самое главное, он не теряет своей человеческой сущности. Этому есть яркий литературный пример - Робинзон Крузо - главный герой одноимённого рассказа Даниэля Дефо.

Биологическое и социальное в человеке тесно связано. Развитие определённых социальных качеств в человеке происходит благодаря тому, что в нём имеются биологические предпосылки. Давайте рассмотрим эти биологические предпосылки и социальные качества.

Биологические предпосылки

Социальные качества

Взаимосвязь

1

Развитый головной мозг

Разумность

Развитый головной мозг позволяет человеку приобретать знания, создавать предметы, преобразовать природу. Человек контролирует своё поведение и действует в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Он различает добро и зло, верит, помнит, мечтает, творит. У него нет страшных когтей и клыков, маскирующей окраски, которые помогают многим животным избежать опасности. Но у человека есть разум, благодаря которому стал могущественной силой на Земле.

2

Прямохождение и особое строение кисти руки

Создание орудий труда

Гердер И.Г., немецкий философ XVIII века писал, что «человек находится на высшей ступени развития, потому что ходит прямо – иной причины нет». Прямохождение и развитие кисти рук позволило человеку совершать трудовые действия. Известны слова американского просветителя Б. Франклина: "Человек - это животное, создающее орудия труда". Именно создание орудий труда выделило человека из животного мира. Да, животные умеют использовать предметы природы (к примеру, палки и камни) для строительства норок. Но только человек может изготовлять одни орудия труда с помощью других.

3


Анатомо-физиологические механизмы (задатки), инстинкты

Мышление и деятельность

Человек преобразует окружающий мир под свои нужды благодаря деятельности. А формирование деятельности зависит от наличия у человека мышления. Потому, что прежде чем что-то сделать человек обдумывает идею и действия в голове. Более подробно о мышлении и деятельности вы узнаете после изучения темы .

4

Речь и общение

Жизнь в обществе – это каждодневное взаимодействие людей друг с другом. Это взаимодействие происходит в ходе общения, которое было бы не возможным без наличия членораздельной речи у человека. Общение и взаимодействие с другими людьми очень важно для человека, потому что только в группах он развивается, реализует себя и достигает социальной зрелости.

Подытожим, человек – это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью. Как биологическое существо он обладает признаками, присущими животным класса Млекопитающие: инстинкты, живорождение, млекопитание, использование предметов природы и отличительными признаками: развитый головной мозг, прямохождение, развитая кисть руки, инстинкты. Как социальное существо обладает характерными только для человека качествами: разумность, способность создавать орудия труда, деятельность, способность к членораздельной речи, общение.

Индивид, индивидуальность, личность.

В социологии, которая является частью предмета обществознания наряду с термином «человек» используются понятия индивид, индивидуальность и личность. Вы должны понимать значения этих понятий и уметь различать их.

Индивид – это один из представителей биологического вида Homo sapiens, имеющий генетически наследуемые биологические признаки.

Индивидом является каждый человек. Это понятие характеризует то, что в людях присутствуют одинаковые биологические особенности, относящие к виду Homo sapiens. Так, у каждого человека одна голова, две руки, 32 зуба, есть психика, строение внутренних органов одинаковое и т.д. Но в мире не найти абсолютно одинаковых индивидов, даже если они близнецы. Индивиды отличаются друг от друга внешними и внутренними признаками. Как вы знаете, к внешним относятся рост, цвет глаз, длина волос и другие, а к внутренним темперамент, характер, способности, знания, умения и другие. Отличия в этих признаках делают каждого из нас индивидуальным. Что же такое индивидуальность?


Индивидуальность – это совокупность неповторимых биологических и социальных качеств, присущих каждому человеку.

Согласитесь, для каждого человека очень важно, чтобы окружающие принимали его таким, какой он есть. Наверняка вы слышали, как в адрес какого-либо человека звучали слова: «Он – яркая индивидуальность». Эти слова подчёркивают "особенность" человека, его отличие от других. Очень дорожат такой оценкой люди творческого труда: художники, писатели, ученые.

А кого называют личностью? Личность – это человек, выделившийся на фоне других своими поступками. Человек становится личностью в обществе, в процессе социализации.

Личность – это социальный признак человека, связанный с наличием у него социально-значимых качеств, то есть таких, которые важны и необходимы обществу (к примеру, самостоятельность, ответственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, альтруизм, гуманность и многие другие).

Личностью является не столько тот, кто обладает этими качествами, сколько тот, кто проявляет их в своем отношении к людям, обществу и природе. Иногда мы слышим: "Он – Человек с большой буквы". Так говорят о личности.

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию

Код контро­лируемого элемента Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
Человек и общество
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, её критерии
1.5 Мышление и деятельность
1.6 Потребности и интересы
1.7 Свобода и необходимость в человеческой дея­тельности. Свобода и ответственность
1.8 Системное строение общества: элементы и под­системы
1.9 Основные институты общества
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.11 Наука. Основные особенности научного мышле­ния. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.12 Образование, его значение для личности и обще­ства
1.13 Религия
1.14 Искусство
1.15 Мораль
1.16 Понятие общественного прогресса
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
Экономика
2.1 Экономика и экономическая наука
2.2 Факторы производства и факторные доходы
2.3 Экономические системы
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предло­жение
2.5 Постоянные и переменные затраты
2.6 Финансовые институты. Банковская система
2.7 Основные источники финансирования бизнеса
2.8 Ценные бумаги
2.9 Рынок труда. Безработица
2.10 Виды, причины и последствия инфляции
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
2.12 Роль государства в экономике
2.13 Налоги
2.14 Государственный бюджет
2.15 Мировая экономика
2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Социальные отношения
3.1 Социальная стратификация и мобильность
3.2 Социальные группы
3.3 Молодёжь как социальная группа
3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
3.6 Конституционные принципы (основы) нацио­нальной политики в Российской Федерации
3.7 Социальный конфликт
3.8 Виды социальных норм
3.9 Социальный контроль
3.10 Семья и брак
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
3.12 Социальная роль
3.13 Социализация индивида
Политика
4.1 Понятие власти
4.2 Государство, его функции
4.3 Политическая система
4.4 Типология политических режимов
4.5 Демократия, её основные ценности и признаки
4.6 Гражданское общество и государство
4.7 Политическая элита
4.8 Политические партии и движения
4.9 Средства массовой информации в политической системе
4.10 Избирательная кампания в Российской Федера­ции
4.11 Политический процесс
4.12 Политическое участие
4.13 Политическое лидерство
4.14 Органы государственной власти Российской Федерации
4.15 Федеративное устройство Российской Федера­ции
Право
5.1 Право в системе социальных норм
5.2 Система российского права. Законотворческий процесс
5.3 Понятие и виды юридической ответственности
5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
5.5 Законодательство Российской Федерации о вы­борах
5.6 Субъекты гражданского права.
5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
5.8 Имущественные и неимущественные права
5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
5.11 Особенности административной юрисдикции
5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
5.14 Споры, порядок их рассмотрения
5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
5.16 Особенности уголовного процесса
5.17 Гражданство Российской Федерации
5.18 Воинская обязанность, альтернативная граждан­ская служба
5.19 Права и обязанности налогоплательщика
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система


Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии . Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

ü Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

ü Теория палеовизита . Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

ü Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

ü Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

· Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

· Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

· Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

· Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

· Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

Мировоззрение, его виды и формы

1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

2. Структура внутреннего мира :

· познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

· эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

· чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

· мировоззрение

· направленность личности

3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

2. Пути формирования: стихийный, осознанный.

3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:

· Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

· Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

· Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни чело­века: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет ду­ховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой мента­литет человека.

5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Что же такое человечество? Словарь определяет это понятие как собирательное, характеризующее общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей Человека разумного. В истории философии возможно наиболее древним было понимание человечества как общей судьбы, берущей начало еще в доисторические времена. Единство человечества проявляется в заповедях универсальных мировых религий (буддизм, христианство, ислам и др.). Другое понимание человечества отождествляет человечество с тем или иным культурным ареалом (область распространения). Так, в античной культуре существовало деление на «эллинов» и «варваров». Наконец, существует точка зрения, согласно которой историческое понимание человечества как единства сложилось постепенно, в определенное историческое время. Сторонники этой точки зрения полагают, что народы постепенно входят в человечество. Эта точка зрения была характерна для философов-просветителей. С трудов философов-просветителей сложилась традиция рассматривать человечество как развивающееся сообщество. Ж.-Ж. Руссо в качестве фактора развития считал совершенствование нравственных способностей человека. И. Кант предлагал соотносить любой поступок конкретного человека с идеей человечества как целью самой по себе. Человечество обладает гораздо большим потенциалом, «задатками большего совершенства», нежели отдельный человек. А по мнению русского философа В. Соловьева (1853-1900 гг.), основанием для единства человечества стала религия.

Вместе с тем ряд мыслителей утверждали, что понятие «человечество» вообще бессодержательно и никакой реальности не выражает. Напротив, человеческий род разделен многочисленными социально-культурными барьерами. Так, Н. Я. Данилевский (1822-1885 гг.), русский философ, утверждал, что совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, - исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями.В этом культурно-историческом типе Н. Я. Данилевский видел высшее и окончательное выражение социального единства. Достаточно резко отзывался о понятии человечества немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936 гг.). Он утверждал, что народы живут на Земле, но в разновременном пространстве. Это связано с тем, что культуры живут и умирают, причем в разных ареалах. Человечество «не имеет никакой идеи, никакого плана, совершенно так же, как их не имеет какой-нибудь вид бабочек или орхидей». Вместо монотонного образа растянутой в линию всемирной истории он предлагал рассматривать множество могучих культур, каждая из которых «...дает собственную форму своему материалу - человечеству. Каждая из них имеет собственную идею, собственные страсти, волю, чувство и собственную смерть». Оригинальная точка зрения на человечество принадлежала русскому философу Н. Н. Трубникову, который связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру. Итак, если обобщить все многоголосие мнений о человечестве, в современной научной литературе складывается два понимания термина «человечество». В первом случае подразумеваетсяединая судьба народов, населяющих земной шар. Отмечается, что, несмотря на различие этносов, рас, культур, можно говорить об общечеловеческих жизненных интересах и ценностях. Земля - единый корабль, человечество сплачивается в «коллектив землян» (К. Э. Циолковский (1857-1935 гг.), В. И. Вернадский (1863-1945 гг.). Предполагается, что межкультурные связи приведут к выработке единой общепланетарной культуры. Во втором случае речь идет особирательном понятии, которое выражает высокую степень абстракции. Идея единой глобальной культуры отвергается. Общечеловеческое единство мыслится как связанная незримыми узами мозаика культур. Однако все исследователи сходятся в том, что понятие человечества связано не только с биологической природой человека, организм которого сформировался под влиянием определенных условий обитания. Не менее значимой характеристикой человечества является его социальность и связь с культурой.

Понимание смысла человеческой истории, современного состояния общества и перспектив его дальнейшей эволюции невозможно без проникновения в сущность, природу человека. Человек изучается различными частными науками. Среди них биология, медицина, психология, этика, юриспруденция и другие. Но ни одна из них не определяет сущность человека как особого представителя Природы, Вселенной. Сущность человека выявляется путем обобщения и анализа всех главных сторон, аспектов его существования. Вот почему проблема человека предстает как одна из основных, если не центральная проблема, во всей истории мировой философской и социологической мысли. Особенно она обостряется в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро встает вопрос о смысле существования, как общества, так и каждого человека. Именно такой период переживает сегодня отечественная и мировая история. Однако во все времена человек был и является главным ресурсом для страны любого уровня.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

С глубокой древности и по сей день умы людей занимает вопрос о том, что такое человек. Мыслители разных эпох пытались найти ответы на вечные вопросы жизни о том, кто мы, откуда происходим, куда идем.

В настоящее время философия ищет варианты объединения усилий разных философских воззрений на сущность человека, его связей с природой с целью определить наиболее эффективные стратегии выживания человечества перед лицом глобальных угроз. Наиболее волнующими оказываются проблемы космической, вселенской сущности человека и человечества. В связи с этим возрастает внимание к научным исследованиям антропосоциогенеза - идей о происхождении и эволюции человека и общества.

Как же возник человек? Различают несколько основных подходов к решению проблемы возникновения человека и общества. Исторически первым можно считать мифологический подход , связанный с представлениями о сотворении людей мифическими божествами (Зевс, Юпитер). Множество богов постоянно следит за поведением людей, требуют от них жертв, поклонений, вмешиваются в человеческие дела, вершат правосудие по собственным законам.

В противоположность мифологии развивался теологический, религиозный подход (иудаизм, христианство, ислам), в соответствии с которым человек появился на свет посредством акта творения единого Бога. Люди подчиняются законам божественного мироздания, существуя внутри созданной Богом живой и неживой природы. В то же время они способны сознавать социально-нравственные требования Создателя (не убей, не укради и др.) и на этой основе вырабатывать нормы нравственности и правовые нормы, выполнение которых гарантируется авторитетом государственной власти. Человек действует согласно высшим указаниям, но обладает и дарованной ему свободой воли, которая может направлять его на путь греха или вести по пути спасения души, оздоровляющего и облагораживающего человека и общество.

Существуют и философские концепции ангропосоциогенеза. Материалистическая естественнонаучная и философская мысль развивает идеи естественного происхождения человека и общества вследствие саморазвития природы, в основе которого лежит сложная диалектическая связь различных факторов. Наиболее распространенной является концепция происхождения видов живых организмов путем естественного отбора, выдвинутая английским естествоиспытателем Ч. Дарвиным. В ней обосновывается происхождение человека от животных предков. В современных условиях данная теория, хотя она столкнулась с серьезными трудностями, все же сохраняет свое мировоззренческое значение.

Современная антропология (наука о происхождении и эволюции человека) рассматривает процесс происхождения человека от высших обезьян. Согласно этой концепции процесс возникновения и развития человека был подготовлен переходом австралопитеков (ближайших предков человека - ископаемых обезьян, живших несколько миллионов лет назад) к наземному образу существования, всеядному питанию и использованию первоначально естественных предметов, а затем и специально изготовленных в качестве орудий труда. Это привело к систематическому изготовлению каменных, костяных и деревянных орудий, а, следовательно, к появлению зачатков общественного производства. В результате появлялись первобытные стада ранних формировавшихся людей, которые сообща охотились на животных, умели пользоваться огнем. Их потомки изготавливали уже более сложные по форме и назначению орудия, создавали первые искусственные сооружения, умели добывать огонь. Возникшее общественное производство обусловило появление сознания и речи, сформировало тело человека. Процесс становления общества и человека продолжался сотни тысяч лет и завершился превращением первобытного стада в первобытное общество. В настоящее время считается, что человек современного типа homo sapiens (человек разумный) возник примерно 30 тысяч лет назад. Несмотря на то, что биологически он в определенной степени уникален, его биологическую природу нельзя абсолютизировать, она представляет собой лишь предпосылку, материальную основу формирования собственно человеческих свойств, выделяющих его из совокупности других живых существ. К таким относят следующие свойства:

  • животное владеет только непосредственными чувственными образами окружающего мира, человек обладает абстрактными понятиями, разумом, способен мысленно отделить себя от окружающего мира, осмыслить свое отношение к нему;
  • человек научился приспосабливать окружающую среду к себе, преобразовывать ее;
  • человек способен существовать в не естественных для него областях природы (водная, подводная, подземная, воздушная, космическая);
  • некоторые животные эпизодически используют предметы природы, человек же создал огромный мир искусственных предметов, постоянно ими пользуется и производит новые;
  • животное подчиняется только физиологическим потребностям, человек может строить свое поведение в соответствии с духовными ценностями (мораль, религия, право и т.д.), способен определять цель и смысл своих действий.

Считать проблему антропогенеза окончательно разрешенной не следует. По мере развития науки возникают новые вопросы. Например, продолжается поиск биологических предшественников человека, ждет объяснения «избыточность» человеческого мозга, рассматриваются глубинные зависимости свойств сознания от орудийной активности человека и т.п. Не отбрасывается гипотеза «занесения» жизни и разума с других планет.

Одной из фундаментальных выступает проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Человек- это форма бытия, обладающая специфической совокупностью свойств, придающих ему качество биосоциального существа. Рассмотрение человека в рамках только социального или только биологического подхода односторонне и ограниченно. Например, есть попытки объяснять все социальные процессы сугубо природными свойствами человека. Некоторые концепции при объяснении общественных процессов отводят исключительно важную роль факторам естественного отбора и борьбы за существование (социал-дарвинизм) или факторам наследственности (социал-биологизм). Одни исследователи оптимистически утверждают, что наследственная система человека полноценно отображает итоги его развития как уникального биологического вида. Другие, напротив, полагают, будто человек как биологический вид клонится к угасанию, причиной чему является длительное существование в искусственной (технизированной) среде, накопление мутаций и утеря свойств биологического приспособления. Есть ученые, считающие, что человек еще слишком близок к животному и его природа может быть исправлена благодаря достижениям генетики. При этом возникают нравственные проблемы: как определить, кто именно из людей обладает генотипом с желаемыми чертами и кто должен решать вопрос о полноценности других людей.

Но рассмотрение биологических факторов нельзя сводить только к учету генетики. Важно иметь в виду также телесные, физиологические и психические особенности отдельного человека, возможности для их совершенствования в процессе жизни. И вообще, преувеличенная оценка генетических факторов и селекционных технологий неоправданно умаляет роль социального начала в человеке.

Человек рождается как существо, относящееся к высшим животным. Он появляется на свет с неразвитыми физиологическими свойствами, которые могут развиться только в условиях социума, т.е. генетически они заложены именно как человеческие. Например, человеческая улыбка носит врожденный характер, но подлинно человеческой она становится лишь в процессе его воспитания, т.е. его социализации. Именно общество наполняет поведение человека социальным содержанием. В случае изоляции от общества ни в поведении, ни в психике ребенка ничего человеческого не проявится.

Сознание не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры.

Общественное воздействие преобразует психику (как элемент биологической системы) индивида, превращая его в биосоциальное существо. Именно обществу человек обязан такими свойствами, как преобразовательная орудийная активность, речь, способность к творчеству.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Общество таково, каковы образующие его люди. Человек- субъект общественной жизни: он реализует себя в обществе, формирует его своей активностью, определяет его «лицо». Однако! Он является и продуктом общества, отражает особенности его биологического и социального развития. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей, начиная с рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свой творческий потенциал, создать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизни, или безответственно относящийся к своему здоровью посредством некоторых сомнительных социальных «достижений», теряет свои биологические свойства, деградирует физически. Последнее обстоятельство, как известно, может служить причиной антиобщественного поведения.

Поэтому наряду с биологическими и социальными факторами как таковыми необходимо выделить культуру как фактор развития личности. Совершенно очевидно, что человечество, возникшее примерно 30 тыс. лет назад, прошло с тех пор гигантский путь культурной эволюции, накопив огромный запас материальных и духовных ценностей. Ступени этой эволюции рассмотрены в предыдущем разделе.

Таким образом, биологическое и социальное начала тесно взаимосвязаны в человеке. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию, как общества, так и человека.

Одной из проблем, которая связана с сущностью человека, является вопрос о зарождении и развитии духовной жизни человека и общества. Существование этих явлений в науке принято связывать с наличием у человека сознания.

Что же такое сознание? Сознание многими людьми воспринимается как чудо. Над тайной этого чуда думают веками. С точки зрения религиозных концепций сознание представлялось как нечто привнесенное чем-то (или кем-то) сверхъестественным извне и неизменное. На основе этих представлений возникло понятие «душа». Такие взгляды теоретически обосновывались и закреплялись в различных идеалистических философских системах. Провозглашение сознания сверхъестественной сущностью фактически сняло вопрос о его природе и возможности познания его сущности.

Специфически трактовали природу сознания немецкие естествоиспытатели XIX в. (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Они считали, что сознание есть сугубо материальный процесс: мозг выдает мысль так же, как печень желчь. По их мнению, содержание сознания определяется, главным образом, химическим составом продуктов питания человека. Данная позиция получила название вульгарного материализма.

Позиция диалектического материализма в решении проблемы сущности сознания :

  • 1. Сознание есть специфическое свойство только высокоорганизованной формы материи;
  • 2. Нельзя ни отрывать сознание от материи, ни отождествлять их;
  • 3. Возникновение сознания обусловлено как биологическими, так и социальными факторами.

Одним из самых критических мест данной концепции выступает объяснение, как из материи неживой, не чувствующей возникает материя живая, да к тому же ещё и мыслящая. Здесь эта трудность решается на основе принципа отражения, в соответствии, с которым вся материя обладает свойством отражения.

Отражение - способность одних материальных объектов воспроизводить особенности других - воздействующих на них объектов - путём изменения своих свойств и структуры.

Характер отражения определяется уровнем развития и сложностью организации материальных объектов. В связи с этим выделяют следующие стадии развития свойства отражения :

  • 1. Отражение в неживой природе (механическое, физическое, химическое);
  • 2. Отражение в живой природе (механическое, физическое, химическое, биологическое); биологическое отражение развивается по следующим ступеням:
    • раздражимость у растений и простейших организмов;
    • появление нервной системы и её развитие, усложнение рефлексов;
    • возникновение и развитие центральной нервной системы и головного мозга;
  • 3. Отражение в разумной природе (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное).

Таким образом, эволюция форм материи привела к появлению у одной из ее форм специфического свойства сознания.

Сознание - это свойство головного мозга человека отражать воздействия окружающего мира в форме абстрактного мышления.

В результате развития самого сознания человек приобрёл способность контролировать своё состояние. Например: вызывать из памяти некоторые чувственные и логические образы; концентрировать внимание на каком-то предмете или мысли; принуждать себя к выполнению каких-либо действий или воздержанию от них; управлять проявлением своего душевного состояния и др.

Опираясь на эти рассуждения, можно назвать элементы сознания, их три.

Знания (память) - устойчивый след от воздействия окружающего мира.

Эмоции - реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей. Эмоции проявляются в виде удовольствия или неудовольствия. В экстремальных условиях эмоции резко возрастают, они могут «выключить» действие рассудка , то есть способности строить логически непротиворечивую систему абстрактных понятий. Человек может перестать адекватно реагировать на ситуацию, у него развиваются аффекты - бурные кратковременные эмоции (возбуждение, восторг, ужас и т.п.). В этом случае срабатывает инстинктивный способ реагирования на такую ситуацию: повышенная активность, агрессия, истерика и т.д. Высший продукт развития эмоций человека - чувства. Это совокупность конкретных ситуативных эмоций.

Воля - способность к выбору цели действий и к внутренним усилиям для её достижения.

Высшей ступенью развития абстрактного мышления является разум. Это способность человека синтезировать теоретические знания и практический опыт, проникать в глубинную сущность изучаемых объектов, делать не очевидные выводы, прогнозировать развитие вещей и их отношений.

На протяжении длительного времени в науке и философии господствовал принцип антропологического рационализма. Поведение человека рассматривалось только как воплощение его сознания, рациональности. Человек во всех его проявлениях представлялся исключительно мыслящим, сознательным существом, способным рационализировать как свое собственное поведение, так и общественную жизнь. Но, начиная с Нового времени, в учениях о человеке все большее место занимает проблема бессознательного.

Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и процессов, лежащих вне сферы человеческого рассудка, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.

Например, бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.п. К сфере бессознательных явлений относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо несвободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попасть в сферу сознания. Так, важную роль в психической и социальной жизни человека и общества играют такие инстинкты как инстинкт самосохранения, половой инстинкт, инстинкт голода и др.

Однозначной границы между сознательными и бессознательными явлениями не существует. Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Автоматизмы - достаточно сложные действия человека, которые первоначально действуют под контролем сознания, но в результате многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки вождения автомобиля, игры на музыкальных инструментах, пользования телефоном и т.д. Благодаря включению бессознательного, с одной стороны, уменьшается нагрузка на сознание, с другой - увеличиваются творческие возможности человека, когда знания строятся без влияния стереотипов, привычных схем рассуждения.

Вопросы для повторения:

  • 1. В чем смысл понятий «антропогенез», «социогенез» и «антропосоцио- генез»?
  • 2. Каковы признаки, отличающие человека от других существ?
  • 3. Каково соотношение биологического и социального в человеке?
  • 4. Что такое сознание?
  • 5. В чем разница между разумом и рассудком?
  • 6. Как охарактеризовать бессознательное?

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Человек как предмет познания по своей многогранности сравним с миром. В своем бытии он воплощает все лучшие стороны мира. Эту особенность человека выразил в своем определении представитель итальянского гуманизма Пико дело Мирандола. "Человек - это микрокосм, - говорит он на диспуте "О достоинстве человека", - соединяющий в себе все три части космоса: мир земной, небесный и божественный - надзвездный". Многочисленные попытки определить человека сводились к выделению какого-то признака, отличающего человека от других существ. "Человек, - писал немецкий философ XVIII века И. Гердер, - находится на высшей ступени развития потому, что человек ходит прямо - иной причины нет". Сложность человеческой природы не в состоянии отобразить ни одно определение. Это многообразие может найти более адекватное отражение в понятиях, соответствующих масштабу человеческого мира. Это понятия "бытие", "сущность", "существование", "природа человека" и др.

Вопрос о природе человека, его происхождении, назначении, жизни и деятельности, месте в окружающем мире является самым значимым в системе знаний об обществе. Человека изучают разные науки: социология, психология, физиология, педагогика и многие другие. Существует также особый раздел философского знания – антропология , занимающаяся исследованием феномена человека.

В истории человеческой мысли существовало множество ответов на вопрос: Кто такой человек и для чего пришел он в этот мир. Человек сложен и противоречив. В нем уживаются как высокие вдохновенные порывы, побуждающие его создавать шедевры искусства, совершать нравственные поступки, так и низменные страсти, пороки, толкающие на чудовищные преступления. Писатель Максим Горький утверждал: «Человек – это звучит гордо». С этим утверждением далеко не всегда можно согласиться. Порой люди совершают столь чудовищные поступки, что невольно задаешься вопросом, до какой глубины падения может дойти человек, насколько он бывает низок, груб, жесток, бесчеловечен, и его грех невольно отражается на многих и многих других людях. Но можно ли применять оценки «хорошо» или «плохо» по отношению к природе человека как такового?

Сложным и дискуссионным до нашего времени является вопрос о происхождении человеческого рода – антропогенезе и, формировании человеческого общества - социогенезе. Ученые подчеркивают, что возникновение человека, его выделение из животного мира столь же грандиозный скачек в эволюции, как возникновение живого из неживого. Предыстория человечества до сего дня остается во многом загадкой. Ясно одно, что антропосоциогенез представляет собой длительный этап, в котором можно выделить несколько стадий.

Ученые-марксисты являются сторонниками так называемой трудовой гипотезы, утверждая, что главную роль в эволюции человека сыграл именно труд, определивший возникновение и развитие рационального мышления, членораздельной речи, общественных отношений. Однако подчеркнем мысль о том, что сам труд в свою очередь эволюционирует во взаимодействии с развитием общества, сознания, нравственных норм.

Одним из ключевых вопросов социального знания является вопрос о «природе человека», то есть определенных постоянных качеств любой человеческой личности. Употребляя это понятие, ученые подчеркивают принципиальное отличие человека от животных. Американский ученый-социолог Джон Дьюи считает, что все многообразие значений понятия «природа человека» можно свести к четырем: 1) человеческая природа – это врожденная биопсихическая конституция, свойственная человеку как виду; 2) человеческая природа – это то, что определяет вечные и неизменные стремления и желания людей; 3) человеческая природа лишена врожденных мотиваций и стремлений, это просто специфический способ реакции на внешний мир, способ восприятия мира; 4) человеческая природа не является врожденной, напротив, она проявляется в том, что человек способен самостоятельно создавать культурные ценности, моральные идеалы, нормы.

Некоторые ученые понимают под человеческой природой комплекс основных способностей, обеспечивающих человеку удовлетворение его биологических потребностей и приспособление к окружающей среде. Что влияет на человеческую природу: наследственность, окружающая среда, общество?

Вся жизнь животного мира определяется и контролируется инстинктами. Всегда одним и тем же неизменным способом бобры строят свои плотины, ласточки вьют гнезда, белки заготавливают продукты на зиму. Это и есть проявление инстинкта – определенного врожденного способа реагирования, присущего всему биологическому виду.

Но человек знает сотни способов, как строительства жилища, так и удовлетворения потребностей в пище, безопасности и т.д. Следовательно, человек становится человеком не столько по рождению, сколько становится им в ходе социализации, то есть процессе освоения способов деятельности, правил и норм, выработанных обществом, освоения культуры.

Опыт показывает, что только в обществе человек может обрести свою человеческую сущность. Если же он формируется вне общества, к примеру, среди зверей, он становится зверем.

Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты. Благодаря разуму он постигает законы мироздания, открывает науки, преобразует природу и создает новую среду обитания. Кроме того, только у человека возникает вера в сверхестественные силы, различение добра и зла, осознание конечности своего существования в мире, своей смертности, память о прошлом, причем не только своем собственном, но и других людей, вера в будущее. Человек обладает богатым эмоциональным миром. Он может плакать и смеяться, любить и ненавидеть, сострадать чужому несчастью и, напротив, проявлять черствость и жестокость, давать оценки и выносить суждения о тех или иных явлениях, создавать новое, не имеющее аналогов в природе, творить.

Многие мыслители разных эпох отмечали такую специфическую особенность человеческого существа как незавершенность, открытость. Человек от природы не наделен инстинктами, обеспечивающими выживание. У него нет страшных когтей, клыков, незаметной окраски, которая помогает животным избегать опасности. Как биологическое существо человек слабее многих животных и тем не менее благодаря своему разуму он стал самой могущественной на земле силой.

Российский философ Б.В.Марков подчеркивает, что природа человека не является чем-то заданным, а строится в каждой культуре по-своему.

«Осознание двойственности своей природы – фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины…

Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать – эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врожденной агрессивности или наоборот солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом. Люди буквально всему должны научиться сами, и все, что они умеют – это продукт культурного развития, воспитания и образования. Человеком не рождаются, а становятся».

Ж.П.Сартр писал: «Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога».

По мнению Б.Г.Ананьева единство биологического и социального в человеке проявляется в единстве таких его характеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность, генетически обусловленных свойств, результатом развития которых является биологическая зрелость человека.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, потому что именно в процессе взаимодействия с обществом индивид приобретает определенные свойства, качества, то есть социализируется. С другой стороны и личностью и субъектом деятельности человек может стать только при наличии определенных, заданных природой качеств.

Каждый человек проходит свой жизненный путь, взаимодействуя с другими людьми, формируется его социальная зрелость. Российский психолог В.А.Аверин определяет личность как совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых.

Аверин подчеркивает, что человек это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности.

Основу предметной деятельности человека составляет труд, и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет также рассматривать человека и как субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.

Таким образом, каждый человек предстает в виде целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального.

Очевидно, что все люди различаются между собой по внешнему виду, способностям, характеру, интересам, стилем поведения. Поэтому к характеристике человека добавляется еще одна – индивидуальность. Под индивидуальностью в науке понимается неповторимое сочетание в человеке его черт и качеств как данных от природы так и приобретенных в ходе его жизни в обществе. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным группам, типам. Но как индивидуальность он уникален, обладает только одному ему присущими свойствами. Каждый из нас – индивидуальность. Именно как индивидуальность человек добивается своих целей в жизни, реализует свои потребности и интересы.


Бытие человека

Бытие человека - наиболее общая категория философской антропологии. Она отражает все проявления человека, его индивидуальные и родовые признаки. По своей всеобщности и методологическому потенциалу бытие человека сопоставимо с бытием мира. Бытие человека представляет собой фрагмент и высшую ступень мира, оно есть бытие мира. Но в то время как бытие человека, как индивидуального, так и родового, ограничено во времени и пространстве, с неизбежностью превращается в небытие, бытие мира вечно во времени и бесконечно в пространстве. Мир был вчера, есть сегодня и будет завтра. Знание этого факта является источником оптимизма, уверенности в будущем. Огромное многообразие конечных, преходящих видов бытия не может исчерпать бесконечности бытия мира. Вместе с тем, мир нуждается в бытии человека как в своем высшем проявлении. Хотя бытие человека - временно и преходяще, в его лице мир обретает сознание и берет свое развитие в свои руки. Без человека мир был бы незаконченным, ограниченным и бессмысленным. Смысл бытия человека в придании смысла бытию мира.

С переходом отдельного человека в небытие мир осмысливается другим человеком, в бытии последующих поколений. В бесконечной смене поколений, в переносе бытия человека на другие космические объекты - залог бессмертия человечества, смысл жизни человека как представителя рода.

Будучи высшей ступенью бытия мира, бытие человека характеризуется качественно новыми по сравнению с природными признаками восходящего мира. Дифференциация человеческого бытия на отдельные формы открывает путь к познанию тех качественных особенностей человека, которые, вырастая из природных форм, качественно превосходят их по многим параметрам, внося новые краски в многоцветную картину мира. В рамках темы курса "Человек и его потребности" выделение видов бытия человека будет играть роль исходного методологического принципа для осуществления классификации потребностей, их взаимовлияния и трансформации. Ученые выделяют три вида бытия человека: биологическое, социальное и бытие человека как духовного феномена. От уяснения связи и субординации этих трех видов вытекает определение сущности человека.


Рекомендуем почитать

Наверх