Создание расчетного центра по коммунальным платежам. Создание расчетно-кассового центра. «Татэнергосбыт» вводит «казначейский» порядок в ЖКХ

Реклама 11.09.2020

В минстрое РТ рассказали, как именно 33 млрд. рублей платежей населения будут «окрашивать», чтобы пресечь воровство

Некоторые секреты работы нового ЕРЦ, который возглавил начальник «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов, раскрыл накануне минстрой РТ. Законно ли его создание, на кого взвалят тяжесть неплатежей граждан объемом в 5,4 млрд. рублей, какой банк сможет получить статус уполномоченного и какова судьба почти тысячи работников существующих ЕРЦ республики, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

Рифнур Сулейманов возглавит создаваемый сейчас единый расчетный центр, который объединит в себе сбор платежей как за электроэнергию, так и за другие коммунальные и жилищные услуги, кроме газоснабжения

ЕРЦ: СРЕДСТВА НЕ БУДУТ СЛИВАТЬСЯ В ОБЩИЙ КОТЕЛ, А СТАНУТ «ОКРАШЕННЫМИ»

Сбор платежей за ЖКУ в Татарстане собирают в один мощный кулак Рифнура Сулейманова , главы «Татэнергосбыта». Он возглавит создаваемый сейчас единый расчетный центр, который объединит в себе сбор платежей как за электроэнергию, так и за другие коммунальные и жилищные услуги, кроме газоснабжения. Таким образом, Сулейманов будет отвечать за солидный кусок пирога экономики республики весом примерно в 33 млрд. рублей в год. Об этом в среду стало известно в ходе заседания штаба по подготовке к новому отопительному сезону с участием президента РТ Рустама Минниханова . Глава республики дал неоднозначно понять, что саботажа от управляющих компаний и ТСЖ не потерпит.

«Сразу предупреждаю, что это решение принято. Если у кого-то есть конструктивные предложения, вы должны [информацию] об этом сообщить», — сказал президент РТ и подчеркнул, что работать с ЕРЦ будет не правом, а обязанностью для всех УК, ТСЖ и ЖСК республики.

Однако, как пояснил «БИЗНЕС Online» председатель центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ Михаил Застела , законодательной подпорки данной инициативы на данный момент нет. Действительно, в настоящее время деятельность расчетных центров законодательно не регулируется ни Жилищным, ни Гражданским кодексами. Как считает Застела, если крупные УК гарантированно будут работать с новым ЕРЦ, то мелкие ТСЖ и ЖСК могут и отказаться от этой идеи, поскольку, по его мнению, опасаются стать слишком прозрачными. Сегодня средства жителей поступают напрямую управляющим компаниям, и жилищники сами занимаются расщеплением средств — за тепло, электроэнергию, за уборку мусора и так далее. Однако, считает общественник, порой руководители УК начинают тратить средства жителей не по назначению, задерживать оплаты ресурсоснабжающим организациям, а если платят, то не полностью. Да и что скрывать, порой просто воруют средства жителей. Расстаться с такой бездонной кормушкой добровольно мало кто захочет.

Новая система сбора и расщепления средств будет похожа на казначейскую. Средства не будут сливаться в общий котел, а станут «окрашенными». Деньги, поступающие за оплату ЖКУ, после расщепления будут зачислять на три группы счетов: за жилищные услуги — на счета подрядных организаций, которыми подрядчики смогут воспользоваться только после подписания актов выполненных работ; за поставленные коммунальные услуги — на счета ресурсоснабжающих организаций, которыми они смогут воспользоваться только после подписания актов сверки с управляющими организациями. Управляющие же компании получат только те средства, которые полагаются им по праву за услугу по управлению домами.

По логике создателей нового ЕРЦ, это позволит решить проблему целевого использования средств собственников, лишить недобросовестных работников УК интереса совершения нарушений при начислении за ЖКУ, а также повысит качество самих жилищных услуг, поскольку штрафы, которые будут начисляться управляющей компании за нарушения, будут списываться со счетов УК из средств, полученных на управление МКД.

«ПЛАТЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА НАСЕЛЕНИЯ НЕ 100 ПРОЦЕНТОВ. УК — ЗАЛОЖНИКИ ЭТОЙ СИТУАЦИИ»

Тем не менее возникает масса вопросов. К примеру, кто возьмет на себя тяжкий груз неплатежей жителей? По данным минстроя РТ, процент собираемости платежей за ЖКУ с населения составляет 98,6%, получается, что только за 2016 год граждане недоплатили за услуги около 460 млн. рублей. А с учетом долгов, накопившихся с 2005 года, общий ком неплатежей в Татарстане составляет 5,4 млрд. рублей. Сейчас УК выходят из положения, понемногу недоплачивая ресурсоснабжающим организациям за их услуги, объясняя это плохой платежной дисциплиной татарстанцев. Но как будет работать данная система, если у руля распределения средств жителей встанет профессиональный сборщик платежей ресурсоснабжающей организации «Татэнерго», который заточен в первую очередь на покрытие убытков поставщиков ресурсов?

Ответил на этот вопрос «БИЗНЕС Online» первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов . «Сегодня ресурсоснабжающие организации имеют преимущественное право (получения средств), и с управляющих компаний они берут максимально. Тот же „Татэнергосбыт“, у которого собираемость почти 100 процентов. При этом платежная дисциплина населения не 100 процентов, — признал замминистра. — УК — заложники этой ситуации. И чтобы они не были таковыми, они должны правильно расщеплять денежные средства, собранные с населения, всем поставщикам ресурсов».

Фролов заверил, что убытки, полученные от неплатежей населения, будут распределяться пропорционально между всеми поставщиками услуг, будь то коммунальные или жилищные услуги. Это должно снять вечный конфликт между УК и ресурсоснабжающими организациями.

«Акт поставки ресурсов должен загружаться в систему, и она должна от объема полученных платежей потребителей автоматически расщеплять средства всем поставщикам ресурсов», — пояснил он. Это еще одна задача новой системы — чтобы оплата шла только за реально поставленные услуги, подчеркивает Фролов. «Цель именно в том, чтобы на инфраструктуре „Татэнергосбыта“ создать реальную систему, которая позволит максимально правильно и честно расщеплять средства, которые поступили от населения», — говорит замминистра.

СУДЬБА 47 РЦ ПОД ВОПРОСОМ: «СМЫСЛА ДЕРЖАТЬ ТАКУЮ АРМИЮ НЕТ»?

Второй вопрос — что станет с 47 расчетными центрами, в которых по республике работают 949 человек, рассчитывающие 1,269 млн. лицевых счетов. Кроме того, существует более тысячи ТСЖ и ЖСК, которые осуществляют расчет платежек самостоятельно или через коммерческие расчетные центры. Когда эти РЦ сольются в едином порыве с 56 офисами «Татэнергосбыта», неизбежны сокращения.

«Смысла держать такую армию нет: они же все на шее населения находятся. Так что переход к единому республиканскому расчетному центру — это вопрос поэтапного совершенствования системы платежей», — отметил министр строительства РТ Ирек Файзуллин на вчерашнем совещании. Вместе с тем он дал понять, что существующие ЕРЦ ликвидироваться не будут, они станут филиалами новой структуры. Минниханов также дал задание по максимуму использовать работников РЦ на местах.

«Изменений больших мы не предполагаем, те ЕРЦ, которые работают, и фронт-офисы для населения должны остаться», — заочно успокоил их накануне Фролов. Также больших перемен не предвидится в способах оплаты для населения. Как считает чиновник, они в настоящее время достаточно удобны для потребителей ЖКУ, есть различные способы оплаты, в том числе и мобильные приложения, и система автоматических платежей.

Третий вопрос — какой банк станет уполномоченным на то, чтобы аккумулировать на своих счетах платежи от населения и расцеплять их по поставщикам услуг. Название его пока не известно, в минстрое поясняют, что будет проведена конкурсная процедура по его отбору. Хотя по всей логике это должен стать «АК БАРС» Банк, имеющий разветвленную сеть отделений по республике, к тому же в ряде районов РТ именно этот банк занимается платежами ЖКУ. Но, с другой стороны, в Казани в этом направлении работает Банк Казани, который также не захочет расставаться со внушительным денежным потоком.

Фролов заявил, что теоретически может быть выбрано несколько уполномоченных банков. «Они сегодня заинтересованы в этой задаче, у нас есть предложения от Сбербанка в части того, чтобы привлечь эти денежные потоки, — говорит Фролов. — Но если отдельный город захочет свой банк поддержать, как, например, Банк Казани, если банк даст нормальные конкретные условия для поддержания этой системы — почему нет? Основная задача для нас — это сформировать единый банк данных всех лицевых счетов в республике, чтобы было единообразное начисление для всех граждан в республике».

При этом Фролов дал понять, что банки едва ли не приплачивать готовы за возможность собирать средства населения за ЖКУ. «Банк какие затраты несет? От объема денежных средств, которые от населения поступают, банк получает для себя только плюсы. Это достаточно серьезный денежный поток, который ему дает соответствующие показатели. То есть банк сегодня не должен просить денежные средства на элементы эквайринга, операционные расходы. На мой взгляд, банк, наоборот, должен давать преимущества с точки зрения депозитных процентов, если он участвует в этом процессе», — говорит Фролов.

БАНК КАЗАНИ: ЕСТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБСЛУЖИВАТЬ ЕРЦ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РТ

Опрошенные «БИЗНЕС Online» банки также заверили, что готовы работать с платежами населения. Илья Вельдер , управляющий директор дирекции стратегического развития и корпоративных коммуникаций «АК БАРС» Банка, сообщил, что сервисы регулярных платежей, в том числе за ЖКХ, являются одними из наиболее востребованных на сегодня. «Банк постоянно совершенствует систему приема платежей, делая этот процесс простым и удобным для своих клиентов. Так, в интернет-банке „АК БАРС Онлайн“ платежи за ЖКХ можно провести в два клика, только по номеру лицевого счета, без комиссии», — говорит Вельдер.

Он считает, что его банк имеет для участия в новом проекте ЕРЦ максимальные преимущества — это полный территориальный охват республики и широкая филиальная сеть в России, а также успешный опыт сотрудничества со всеми поставщиками услуг ЖКХ и ресурсоснабжающими организациями. Банк осуществляет поддержку инфраструктуры электронных платежей для госуслуг и имеет удобные дистанционные каналы обслуживания клиентов.

В то же время и Банк Казани заявляет, что готов обслуживать своими силами платежи ЖКУ со всего Татарстана. «У Банка Казани есть все возможности обслуживать ЕРЦ на всей территории Республики Татарстан. Как современнейшая IT-платформа, так и выстроенные технологии обслуживания, а также моментальное исполнение платежей позволяют это делать качественно и оперативно. У нас большой накопленный опыт в этой сфере, нареканий к нашей работе нет и никогда не было. Немаловажным положительным фактом является и то, что контрагенты ЕРЦ в общей своей массе тоже обслуживаются в Банке Казани. Но в любом случае вопрос обслуживания счетов казанского ЕРЦ и любого другого лежит в плоскости конкурентного предложения», — сообщили нашему изданию в пресс-службе Банка Казани.

Для населения важно одно — не вырастет ли плата за формирование самих платежек? На данный момент размер платы за услуги расчетных центров по республике отличаются разительно: от 50 копеек до 82 рублей за один лицевой счет. В среднем жители платят от 2 до 4% от суммы своего платежа. Накануне чиновники заверяли журналистов, что новый ЕРЦ будет брать уж точно не больше этого уровня, но пока никакой конкретики сообщить не могут.

По данным минстроя РТ, процент собираемости платежей за ЖКУ с населения составляет 98,6%, получается, что только за 2016 год граждане недоплатили за услуги около 460 млн. рублей
Фото: Игорь Зарембо, РИА «Новости»

«ДОБРОСОВЕСТНЫЕ УЧАСТНИКИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТ ЭТОГО ТОЛЬКО ВЫИГРАЮТ»

Напомним, что Сулейманов, представляя новую систему ЕРЦ, заявлял, что она принесет массу плюсов всем участникам рынка ЖКУ. По мнению энергетика, появление ЕРЦ позволит достичь единого ценообразования на услуги ЖКХ в республике, введения общего стандарта работы с населением, формирования единого платежного документа, ухода от субъективности при распределении платежей, прозрачности начислений и передвижения денежных средств для всех заинтересованных сторон. Он пообещал переход на электронный документооборот и внедрение мобильного приложения.

«Добросовестные участники жилищно-коммунальных отношений от этого только выиграют. Население получит удобное и качественное обслуживание, ресурсоснабжающие организации приобретут единую базу данных, которая не будет зависеть от смены УК, своевременное зачисление всех поступивших от населения денежных средств и эффективный механизм работы с неплательщиками, УК снизят свои издержки на организацию работы, у них будет больше времени на свою хозяйственную деятельность, а муниципалитеты получат инструмент контроля за состоянием расчетов населения за поставленные ресурсы», — заявил Сулейманов.

Минниханов пояснил, что «Татэнергосбыт» выбран координатором создания нового ЕРЦ, поскольку он имеет разветвленную сеть офисов в республике и опыт по сбору платежей с населения. Собираемость платежей в «Татэнергосбыте» высока и составляет 99%. Перейти на новую систему планируется уже с 1 января 2018 года, но в пилотном режиме она должна заработать уже в четвертом квартале этого года.

Аналогичные расчетные центры уже создаются или будут создаваться в других регионах РФ после соответствующего поручения правительства России и президента РФ Владимира Путина . В 12 регионах единый расчетный центр представлен дочерними организациями Сбербанка, в Московской и Ленинградской областях единые расчеты координирует компания «ИнтерРАО».

Также известно, что минстроем России подготовлен проект поправок в Жилищный кодекс РФ, которые прописывают принципы создания регионального ЕРЦ для расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Но на данный момент он не внесен в Госдуму, пояснил «БИЗНЕС Online» депутат ГД РФ от Татарстана Александр Сидякин , курирующий сферу ЖКХ. «Было много дискуссий, была отдельная позиция у Москвы, и принятие решения немного сдвинулось. Сейчас все в стадии подготовки к внесению документа в Госдуму», — пояснил депутат. Сидякин считает, что законопроект о единых расчетных центрах необходим для увеличения прозрачности платежей. «У регионов будет право создавать такие расчетные центры либо переводить все на прямые договоры потребителей с поставщиками услуг. Если такие расчетные центры будут созданы, то, конечно, поставщики и УК обязаны будут заключить с ними договоры», — считает депутат. Он отмечает, что сегодня существует множественность субъектов, в результате чего «возникает неразбериха, двойные квитанции, неправильное начисление и все что угодно». По его мнению, проект закона может быть внесен в ГД в осеннюю сессию.

«ЦЕНТРЫ НАПЛОДИЛИ ЗА СЧЕТ НАШИХ СРЕДСТВ. УВЕЛИЧАТ ТАРИФЫ И БУДУТ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ЕЩЕ ОДИН РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР»

«БИЗНЕС Online» спросил у участников рынка ЖКХ и экспертов, в чем плюсы и минусы новой системы и готовы ли они сотрудничать с новым ЕРЦ.

Михаил Застела — председатель центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ:

— От создания единого расчетного центра выиграют все честные люди. Это будет прозрачная система, работающая по единым правилам и позволяющая контролировать отклонения любой управляющей компании. Вообще ЕРЦ — это бухгалтерия. Если организация большая, обслуживает всех, и деньги там будут распределяться, а не сваливаться в общий мешок с платежами, то у управляющих компаний будет меньше возможностей для злоупотребления. На качество ЕРЦ не повлияет, конечно. Бухгалтерия же что есть, то и посчитает. Если нельзя будет отправить себе в карман на зарплату деньги те, которые не использовали на осуществление жилищных услуг, то, значит, придется выполнять и оказывать жилищные услуги. Вообще, я считаю появление ЕРЦ положительным явлением, это не городская, а республиканская организация, подконтрольная правительству РТ.

Шамиль Хайруллин председатель ТСЖ «Гаврилово»:

— Лучше, конечно, если работа с единым расчетным центром будет нашим правом, а не обязанностью. Сейчас есть единственная государственная система ЖКХ. Если бы расчетный центр брал меньше в банке, то все с удовольствием туда бы пошли платить. Было бы хорошо, если бы расчетный центр поставил определенные условия, изучил бы рынок оплаты, сделал бы скидки. Допустим, не тот 1 процент, который сейчас почти повсеместно (Сбербанк берет 2 процента, если нет договора с ТСЖ), а 0,75 процента. Многие платят через почту, но там информацию дают с опозданием. К расчетным центрам отношусь настороженно, потому что не мог объяснить людям, как проходят начисления, в отличие от того случая, когда начисляем сами.

Марат Гимадиев — председатель ТСЖ «Меридианная, 14»:

— Нам, наверное, единый расчетный центр не грозит. У нас свой счет в ТСЖ. Если бы нам предложили работать с ЕРЦ, то я бы отказался. Проще работать самим, как мы, — мы рассчитываем сами. И людям проще. Если вдруг возникают какие-то вопросы, то общаются со своей бухгалтерией. Практические сразу можно посмотреть все документы, на основании которых происходит начисление, сразу сверить приборы учета. Честно говоря, сомневаюсь, что выйдет такое постановление, где все ТСЖ и жилищные организации будут привязаны к одному какому-то банку или к одной организации. Если бы это было бесплатно, то тогда бы это было возможно. А если за счет собственников, то как можно заставить...

Геннадий Сомов — председатель союза домовых комитетов:

— Я категорически против, расчетные центры незаконны. Должна быть управляющая компания, бухгалтерия, а не расчетный центр. Центры наплодили за счет наших средств. Увеличат тарифы и будут обеспечивать еще один расчетный центр. Если нам нужна прозрачность, то нужно ликвидировать управляющие компании — этих страшных посредников, а также расчетные центры при них. Не нужны и проценты. Необходима одна нормальная обслуживающая организация, которая работала бы напрямую. Тогда это будет эффективно. Кроме того, деньги уходят на коммерческий счет, а оттуда их можно куда угодно направить. Со специального счета деньги никто не снимет. А денег уходит много... В Нижнекамске за 5,5 лет переплатили почти 6 миллиардов рублей только за теплоснабжение, а казанцы за 9 лет — 10,5 миллиардов рублей. При этом нет никакого закона, чтобы воздействовать на неплательщиков.

Вместе с тем, из материалов круглого стола, имеющихся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ, следует, что во многих регионах России
(г. Москва, Московская область, Ленинградская область, г. Казань) ЕИРЦ уже созданы. Однако, как отметил Юрий Липатов, в работе существующих расчетных центров имеются недостатки. Так, по его словам, нередко выявляются ошибки при формировании платежных документов, отсутствует прозрачность расчетов, недостаточно активно ведется работа по возврату дебиторской задолженности, существуют перебои в функционировании личных кабинетов пользователей.

Вместе с тем в Московской области работа по внедрению расчетных центров началась еще в 2013 году и, по словам министра ЖКХ Московской области Евгения Хромушина, собираемость платежей с момента внедрения системы ЕИРЦ достигает 100%. Однако, министр отметил позицию жителей многоквартирных домов, которые не доверяют расчетам, если они осуществлены частной компанией, в какой организационно-правовой форме бы они ни были представлены. "Граждане хотят, чтобы за организацию, которая осуществляла расчет коммунальных платежей, отвечала муниципальная или региональная власть", – подчеркнул министр. – Поэтому в состав ЕИРЦ должна входить государственная структура, например, по примеру Подмосковья" [блокирующий пакет (25,1%) ООО "МосОблЕИРЦ" принадлежит ГУП МО "Коммунальные системы Московской области". – Ред. ].

Елена Солнцева пояснила, что организации, которые будут выполнять функции ЕИРЦ, могут быть отобраны на конкурсной основе органом государственной власти субъекта или же учреждены непосредственно им. В этом случае субъект федерации будет нести субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ЕИРЦ своих обязанностей.

Какие документы необходимо предоставить гражданину в управляющую организацию для перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период временного его отсутствия? Узнайте ответ из материала "Перерасчет платежей при временном отсутствии жильцов" в"Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета финансов Роман Марков , в свою очередь, поделился опытом работы созданных в области ЕИРЦ, которым к настоящему времени передали полномочия по расчету, начислению и распределению денежных средств, перечисляемых гражданами за коммунальные услуги, более 130 управляющих организаций. В связи с этим представитель региона предложил предусмотреть в законопроекте возможность продолжения работы уже созданных центров. "На уровне региона нами очень много затрачено средств и сил для создания этой системы, и хотелось бы, чтоб как минимум три года была возможность этим центрам работать без процедуры отбора", – предложил Роман Марков.

Заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко положительно оценил практику регионов по внедрению ЕИРЦ, отметив необходимость учесть их предложения при рассмотрении законопроекта.

Законопроект планируется внести в Госдуму в текущую весеннюю сессию.

Вы желаете создать Расчетно-кассовый центр в своем городе и начать строить серьезный бизнес на организации обслуживания населения?

Для начала, вам необходимо оценить потенциальное количество обслуживаемых лицевых счетов. Опыт показывает, что организация РКЦ становится прибыльной как бизнес-проект начиная с 27-28 тыс. лицевых счетов (порядка 80-110 тыс. населения). Для создания РКЦ такого масштаба необходимо, как минимум, согласие муниципальных властей.

  1. Необходимо определиться с принципами формирования доходной базы. Возможны следующие схемы:
  • Открытое включение услуг РКЦ в тариф на содержание и текущий ремонт (он же – «тариф на управление»).
  • Абонентская плата за обслуживание одного лицевого счета.
  • Комбинированная схема – абонентская плата за обслуживание одного ЛС и процент от собранных денег.
  • Процент от начисленных средств.
  • Процент от собранных денег.

Наиболее предпочтительным, на наш взгляд, является схема с процентом от собранных средств. Она понятна всем участникам схемы и ориентирует РКЦ на максимальный процент сбора. Оптимальный размер, по нашему опыту, составляет 4-4,5% (сюда же входит и оплата за сбор средств, в том числе комиссии банков). Однако каждая из этих схем имеет свои достоинства и недостатки.

  1. Необходимо определиться с якорным клиентом, который должен обеспечить до 80% оборота РКЦ. Как правило, если есть явно декларируемое согласие органов местного самоуправления на создание РКЦ, якорными клиентами выступают крупные управляющие организации. Один из вариантов – когда одна или несколько крупных управляющих организаций тем или иным образом аффилированы с муниципальными властями. Тогда задача создания РКЦ сильно упрощается. В ином случае, потенциальные якорные клиенты должны увидеть выгоды от работы с будущим РКЦ. Этими выгодами могут быть:
  • Сокращение затрат на биллинг. Необходимо показать крупным управляющим организациям, что перенос биллинга на аутсорсинг для них экономически выгоден. Для этого нужно наличие не одного, а нескольких якорных клиентов. Тогда можно предоставить расчеты, из которых будет видна выгода и для управляющей организации, и для РКЦ.
  • Процент за услуги РКЦ должен быть такой, чтобы переход на работу с РКЦ был для них выгоден.
  • При работе с РКЦ его клиенты должны получать дополнительные услуги – например, услуги портала, юридические услуги по взысканию задолженности, услуги подготовки отчетности.

  • Методические материалы, основанные на параметрах потенциальных клиентов РКЦ, которые демонстрируют для клиентов экономическую выгоду переноса биллинга на аутсорсинг.
  • Типовые договоры между РКЦ и его клиентами в зависимости от выбранной схемы работы.
  • Типовые коммерческие предложения от РКЦ к имеющимся и потенциальным клиентам по дополнительным услугам.
  • Консультации по организации дополнительных услуг.
  • Проведение переговоров и презентаций для потенциальных клиентов и органов МСУ по дополнительным услугам и созданию МИР на базе РКЦ.
  • Расчет параметров (процент, цена обслуживания ЛС и т.п.) доходной части исходя из заявленных Заказчиком с описанием методологии расчета.
  1. Необходимо понимать топологию офисов РКЦ. В типовой схеме у РКЦ есть три вида офисов:
  • Центральный офис, где располагаются сервера и происходит регулярный прием граждан.
  • Абонентские пункты, где происходит прием граждан по вопросам регистрации движений по лицевым счетам, объяснение начислений в квитанциях, распечатка, при необходимости, квитанций плательщикам по индивидуальным запросам, прием показаний приборов учета и т.п.
  • Пункты приема платежей. Они могут быть совмещены с абонентскими пунктами.
  • Отдельно стоящие терминалы расчетного центра по приему платежей.
  • Необходимо договориться с банками о комиссии по приему платежей и принципах документооборота. Стандартная комиссия Сбербанка – 1,5-2%. Необходимо договариваться. Учитывая большие обороты и административный ресурс можно попробовать договориться на комиссию в 0,8-0,9% (меньше получится, вряд ли, т.к. комиссия за инкассацию обычно – 0,7% от суммы). Если это удастся – это будет дополнительный аргумент для якорных клиентов (см.п.3). В зависимости от договоренности с банками будет понятна необходимость в пунктах приема платежей РКЦ, а также их топология, если делать их все-таки необходимо. Топология также будет зависеть от наличия и качества каналов связи в населенном пункте. Договариваться с почтой о приеме платежей целесообразно только в малонаселенных пунктах, где отсутствуют офисы Сбербанка и держать собственный пункт приема платежей экономически невыгодно. Случаи, когда с почтой удалось договориться менее, чем за 1,5% от суммы платежа, нам неизвестны.
  • Все вышеперечисленное относилось к классической схеме организации РКЦ, когда его клиентами являются управляющие организации, и РКЦ работает по агентским договорам. Возможны также альтернативные схемы, например, работы напрямую с поставщиками ресурсов. Однако они более сложны, так как требуют детальной юридической проработки ввиду того, что противоречат Жилищному Кодексу и Постановлениям Правительства №307 и №354 для Организации альтернативных схем РКЦ.
  • Компания 1С-Рарус предлагает:

    • Описание альтернативной схемы работы РКЦ с аргументацией в ее пользу, учитывая параметры Заказчика, и ссылками на нормативные акты, подтверждающие возможность работы по предлагаемой схеме .
    • Разработка типовых договоров между РКЦ и потенциальными клиентами.
    • Разработка схем проведения общих собраний собственников (при необходимости), разработка необходимых документов (извещения, протокол и т.п.).
    • Участие в качестве внешних экспертов в общих собраниях собственников (при необходимости).
    • Расчет типовой сметы на проведение общего собрания собственников.
    1. После решения вышеперечисленных вопросов необходимо составить бизнес-план создания и функционирования РКЦ. Для составления бизнес-плана надо понимать возможности в кредитных и инвестиционных ресурсах, а также ожидаемую отдачу для инвесторов на вложенные средства. Составление такого бизнес-плана - это, прежде всего, поиск баланса между следующими позициями:
    • Ежемесячный оборот (зависит от количества якорных клиентов, которое в свою очередь, зависит от привлекательности РКЦ для них – см. ниже).
    • Мощность административного ресурса.
    • Ожидания инвесторов РКЦ.
    • Возможности кредитования для организаторов РКЦ.
    • Уровень сбора платежей в муниципалитете.
    • Добро муниципальных властей на жесткое обращение с неплательщиками.
    • Предлагаемые якорным клиентам условия сотрудничества.
    • Допустимые ошибки в работе РКЦ (Имеется в виду вот что: если политическая обстановка в муниципалитете сложна, то никто не простит РКЦ даже одной массовой ошибки при расчете квитанций. Массовой считается ошибка, когда количество неправильных квитанций превышает 2% от общего количества. Если это недопустимо – то это ужесточает требования к ПО и персоналу, а следовательно, увеличивает и расходы).
    1. После формирования бизнес-плана можно приступать к выбору ПО, поскольку уже ясно, на какие деньги можно рассчитывать. Для помощи в выборе ПО и необходимого оборудования.

    Компания 1С-Рарус предлагает:

    • Разработка оптимальной топологии расположения абонентских пунктов и пунктов приема платежей (если они есть в модели РКЦ) на основе разработанной (или предложенной Заказчиком) схемы функционирования РКЦ.
    • Предложение по каналам связи и средствам коммуникации с рекомендациями поставщиков либо создание программно-аппаратного комплекса «под ключ».
    • Методические рекомендации по выбору программного обеспечения.
    • Рекомендации по выбору конкретного ПО исходя из требований по качеству и параметров бизнес-плана.

    Одной из наиболее актуальных задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства является создание прозрачной системы расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги. О деятельности информационно расчетных центров и контроле их работы расскажет эта статья.

    В этой статье вы прочитаете:

    • Как контролируется работа информационно-расчетных центров ЖКХ
    • Важная информация о деятельности единого расчетного центра в сфере ЖКХ

    Минстроем России подготовлен законопроект, которым предусматривается, что информационно расчетные центры ЖКХ осуществляют деятельность по начислению (расчету) платы за жилое помещение и коммунальные услуги, формированию и предоставлению платежных документов и (или) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, организации расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги.

    Создание законодательных основ для деятельности информационно-расчетных центров ЖКХ (ИРЦ), не являющихся управляющими и ресурсоснабжающими организациями, рассматривается в качестве варианта решения этой задачи.

    • Принятие вымороченного имущества в муниципальную собственность

    В целях упорядочения и контроля за деятельностью информационно-расчетных центров ЖКХ законопроект предусматривает создание в субъектах РФ реестров информационно-расчетных центров. В качестве ИРЦ свою деятельность могут осуществлять только лица, включенные в такие реестры. При этом включение в реестры производится в уведомительном порядке на основании заявления, которым заинтересованное лицо информирует уполномоченный орган государственного жилищного надзора субъекта РФ о начале осуществления деятельности в качестве ИРЦ и декларирует соответствие предъявляемым к ИРЦ требованиям.

    Устанавливаемые законопроектом требования к информационно-расчетным центрам ЖКХ обоснованы необходимостью обеспечения их финансовой дисциплины и устойчивости, а также гарантированного получения денежных средств, вносимых за коммунальные услуги и жилые помещения, непосредственными поставщиками коммунальных ресурсов.

    Так, законопроектом в качестве требования к деятельности ИРЦ предусмотрено наличие уставного капитала в размере не менее 2 млн руб., а также обеспечения исполнения обязательства (в виде банковской гарантии или поручения).

    Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

    В настоящее время, по экспертным оценкам, ИРЦ обеспечивают расчеты за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в основном в разрезе по городам (в сельской местности практически не представлены). Средний объем рынка ЖКУ в городах - 600–700 млн руб. в месяц. При этом, как правило, один расчетный центр обслуживает примерно 20% рынка региона (125 млн руб./мес.) (на основе выборки по регионам: Волгоградская, Иркутская, Кировская, Калужская, Кемеровская, Тульская, Орловская области, республики Марий Эл, Чувашия, Дагестан). В связи с этим в законопроекте предусмотрено наличие обеспечения исполнения обязательств (банковская гарантия, поручительство) на сумму, эквивалентную 100 млн руб.

    Установленное законопроектом требование о наличии зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 2 млн руб. позволит исключить выход на рынок компаний-однодневок. Установление требований о наличии обязательного обеспечения призвано гарантировать полноценную имущественную ответственность перед контрагентами без обращения к средствам уставного капитала, минимизировать риски неполучения исполнителями жилищно-коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями причитающихся им денежных средств.

    • Предоставление земельных участков многодетным семьям

    Кроме того, законопроектом предусмотрено, что информационно-рсчетные центры ЖКХ не вправе принимать и аккумулировать на своих собственных счетах средства, вносимые в счет платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Аккумуляция и расщепление денежных средств, вносимых в счет оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, должны осуществляться только профессиональными участниками рынка - т. е. кредитными организациями в порядке банковских переводов в соответствии с законодательством о банковском деле непосредственно на счета получателей платежей.

    Взаимодействие информационно-расчетных центров ЖКХ, кредитных организацией, ресурсоснабжающих организаций, лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, выстраивается в соответствии с правилами, устанавливаемыми ИРЦ. Указанные правила являются гражданско-правовым договором, который потенциальные участники могут принять на основании договоров присоединения, заключаемых в порядке ст. 428 ГК РФ.

    На ИРЦ также возлагается обязанность размещать в государственной информационной системеЖКХ, в частности, следующие виды информации:

      о стоимости оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему ремонту с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости;

      о стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости.

    В этих целях законопроектом предлагается внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

    Для обеспечения требований, устанавливаемых к ИРЦ, законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение порядка осуществления деятельности в качестве ИРЦ.

    С целью исключения ситуаций нелегального осуществления деятельности в качестве ИРЦ законопроектом предполагается наложение административной ответственности на лиц, осуществляющих функции ИРЦ без включения в реестр, в виде штрафа до 300 тыс. руб., а при повторном совершении такого правонарушения - приостановление деятельности на срок до 90 дней.

    За нарушение установленных требований ИРЦ подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в размере до 250 тыс. руб., а также исключению из реестра.

    Функции по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законопроектом, предлагается возложить на орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, за исключением дел, предусматривающих приостановление деятельности, а также дел о нарушении требований к деятельности ИРЦ. Рассмотрение данных дел предлагается отнести к полномочиям судебных органов.

    Данный проект разработан Минстроем России в инициативном порядке и проходит согласительные процедуры, после чего планируется его внесение на рассмотрение в Государственную Думу.

    Материал подготовлен М.Э. СЕМЕНОВЫМ, советником генерального директора ООО «РКС-Холдинг»

    Рекомендуем почитать

    Наверх