Расчет пени за исполнение контракта с разными периодами просрочки. Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам Исключения из правил

Организация склада 11.09.2019
Организация склада

Дата: 05.09.2017

В конце августа 2017 г. Правительство РФ установило новые правила определения размера штрафа и пени при исполнении контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ 1 . Эти правила пришли на смену старым, установленным еще в 2013 году 2 . Рассмотрим, с учетом каких изменений размеры штрафов теперь должны будут прописываться в контрактах.

Дифференциация размеров штрафов в зависимости от цены контракта стала более широкой, сохранив при этом общую логику «чем больше цена, тем меньше штрафной процент». Так, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы от 10 % цены контракта (этапа), если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 0,1 % цены контракта (этапа), если цена контракта превышает 10 млрд руб. Всего предусмотрено 9 значений, а в прежних правилах их было 4 (от 10 % до 0,5 %). Обратим внимание, что в новых правилах речь идет не просто о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, а о каждом факте такого события, и за каждый такой факт предусматривается штраф. Также отметим, что сейчас размер штрафа рассчитывается не только от цены контракта, но и от цены отдельного этапа контракта, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения.

Предусмотрена отдельная шкала размеров штрафов в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исполняющих контракт, заключенный по результатам прямых целевых закупок у СМП и СО НКО 3 . Шкала эта и менее дифференцированная и более «щадящая» - так, максимальная «штрафная доля» составляет всего 3 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн руб. Отметим здесь один возможный проблемный момент - порядок расчета штрафа предусматривает максимальную цену контракта в размере 20 млн руб. (штраф в 1 % от цены контракта), поскольку НМЦК при прямой целевой закупки у СМП и СО НКО не может превышать данный размер. Однако 44-ФЗ позволяет в определенных случаях увеличивать цену заключенного контракта на 10 % 4 , поэтому если, скажем, при таком увеличении цена контракта начнет превышать 20 млн руб., то возникает неопределенность касательно того, в каком размере должен тогда рассчитываться штраф.

Кроме того, если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП И СО НКО в виде штрафа, то размер штрафа должен будет устанавливаться в размере 5 % от объема такого привлечения, установленного контрактом.

Введена отдельная шкала штрафов в отношении контрактов, заключенных с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (такой случай может иметь место при проведении электронного аукциона 5) - в зависимости от размера НМЦК контракта штраф составляет от 10 до 1 % от размера НМЦК.

Предусмотрены отдельные штрафы за каждый акт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств). Размер штрафа здесь установлен в абсолютных величинах, в зависимости от цены контракта он составляет от 1 тыс. до 100 тыс. руб. Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, что это могут быть за «нестоимостные» обязательства. В рассматриваемом НПА нет пояснений по этому поводу, но по здравому смыслу к таким обязательствам могут быть отнесены, например, обязательства поставить товары целиком, а не частями; после оказания услуг в определенный срок предоставить заказчику документы, подтверждающие факт оказания услуг, и т.п. В любом случае в контракте целесообразно прямо отметить те установленные в нем обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которых могут применяться данные штрафы.

Что касается штрафов в отношении заказчика, то новыми правилами изменен подход к определению их размера - сейчас они должны устанавливаться не в зависимости от той или иной процентной доли от цены контракта, а в конкретных абсолютных величинах. Так, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа в отношении заказчика будет составлять от 1 тыс. руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 100 тыс. руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

Упрощен расчет пени по отношению к поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Теперь она просто начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Никаких сложных расчетов размера пени, как в старых правилах, применяться уже не должно. Напомним, что в отношении заказчика размер пени определяется в соответствии с правилами, указанными непосредственно в 44-ФЗ: пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

Также в новых правилах установлено, что общая сумма начисленной неустойки как по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), так и по отношению к заказчику, не может превышать цену контракта.

В заключение укажем, что новые правила определения размеров штрафов применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу постановления Правительства РФ, утвердившего эти новые правила. Данное постановление было официально опубликовано на портале www.pravo.gov.ru 01.09.2017 и вступает в силу по истечении 7 дней после опубликования, то есть с 09.09.2017. Таким образом, начиная с этой даты, при размещении в ЕИС извещений о закупке и соответствующей документации, необходимо обеспечивать соответствие содержания этих проектов новым правилам определения размера штрафов.

1 Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063».

2 Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

3 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 Пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5 В соответствии с ч. 23 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 9 сентября 2017 года штраф по 44-ФЗ, а также пени начисляют по новым правилам. Для поставщиков и заказчиков применяют разные схемы.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

С 9 сентября 2017 года начинают действовать новые правила, по которым нужно рассчитывать штрафы по 44-ФЗ. Правительство РФ издало о том, как определять пени и штрафы. Изменения касаются как заказчиков, так и подрядчиков.

Процент для определения штрафа по 44-ФЗ зависит от цены контракта

Начисление штрафов по 44-ФЗ поставщикам зависит от стоимости сделки . Чем выше стоимость, тем ниже процент, который будут применять при расчете суммы:

  1. Если стоимость до 3 млн руб., штраф по госконтракту для поставщика составит 10% от общей цены сделки.
  2. В случае нарушения условий контракта, который стоит от 3 до 50 млн руб. включительно, штраф составит 5% от цены контракта.
  3. 1% от общей суммы начислят при цене от 50 до 100 млн руб.
  4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение сделки поставщик выплатит сумму в 0,5% при стоимости сделки от 100 до 500 млн руб.
  5. Если цена – в пределах от 500 млн до 1 млрд руб., с поставщика взыщут штраф по контракту по 44-ФЗ в размере 0,4% от общей суммы.
  6. При стоимости сделки от 1 до 2 млрд руб. поставщик заплатит штраф из расчета 0,3% от стоимости.
  7. Штраф в 0,25% от цены контракта начислят при общей стоимости 2 до 5 млрд руб.
  8. При сумме от 5 млрд до 10 млрд руб. штрафные санкции для поставщика составляют 0,2% от суммы.
  9. Если цена сделки выше 10 млрд руб., штраф начислят из расчета 0,1% от общей стоимости.

Кроме того, по-новому будут вести начисление штрафов по 44-ФЗ, если поставщик – субъект малого предпринимательства или социально-ориентированная некоммерческая организация:

  • Если стоимость контракта до 3 млн руб., штраф составит 3%.
  • Если стоимость от 3 до 10 млн руб. – 2%.
  • При цене от 10 до 20 млн руб. с такой организации вычтут штраф в размере 1% от стоимости контракта.

42 полезных документа для юриста компании

Пени по 44-ФЗ за просрочку начисляют от 1/300 ставки рефинансирования

Специальную формулу для расчета пени по 44-ФЗ при нарушениях со стороны поставщиков использовать не будут. Теперь за каждый день просрочки госзаказчик начислит пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от величины контракта, которую следует уменьшить на сумму фактически исполненных обязательств.

Для заказчиков штрафы по контракту по 44-ФЗ определили в твердой сумме

Изменились правила начисления пени и штрафов по 44-ФЗ для заказчика. Отличие от поставщика, заказчик будет платить фиксированные суммы штрафов по контракту по 44-ФЗ. Штраф за каждый факт неисполнения со стороны заказчика будут начислять по схеме:

  1. 1 тыс. руб., если цена контракта остается в пределах 3 млн руб.
  2. 5 тыс. руб., если сумма – от 3 до 50 млн руб.
  3. 10 тыс. руб., если стоимость контракта составляет от 50 до 100 млн руб.
  4. 100 тыс. руб., если цена – 100 млн руб. и выше.

Чтобы рассчитать пени по 44-ФЗ для заказчика, нужно отталкиваться от 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую заказчик вовремя не выплатил. В отношении пеней по госконтракту для заказчика по-прежнему действуют правила ч. 5 ст. 34 закона № 44-ФЗ.

Система Юрист для бюджетных учреждений

Исчерпывающие ответы на вопросы юристов бюджетных учреждений, правовая база с судебной практикой, формы и бланки с комментариями, образцы заполнения документов

Правила о пени и штрафах по 44-ФЗ действуют для новых закупок

Новые схемы для определения по 44-ФЗ штрафов и пени актуальны для госконтрактов, информацию о которых опубликуют в Единой информационной системе после 9 сентября 2017 года. Правила постановления № 1042 начинают действовать с этой даты. Госзакачикам, которые готовятся разместить информацию о новых закупках , нужно скорректировать документы в соответствии с изменениями. В отношении контрактов, которые заключили до 9 сентября, действуют прежние схемы расчета.

Для расчета пени онлайн вам необходимо совершить несколько простых действий:

  1. Выбрать налог/взнос, по которому нужно рассчитать пени;
  2. Указать установленную законодательством дату уплаты налога/взноса. В качестве альтернативы вы можете ввести период, за который налог/взнос уплачивается с задержкой, тогда поле «Дата» заполнится автоматически. Исключение составляет случай, когда налоговому агенту нужно рассчитать пени по НДФЛ с зарплаты работников. В этой ситуации дату необходимо указать самостоятельно, так как НДФЛ с таких сумм уплачивается не позднее первого рабочего дня, следующего за днем фактической выплаты зарплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ), а этот день каждым работодателем устанавливается самостоятельно с учетом требований Трудового кодекса (ст. 136 ТК РФ);
  3. Указать дату фактического перечисления налога/взноса;
  4. Отразить сумму налога/взноса, в связи с просрочкой уплаты которой приходится рассчитывать пени.

В результате этих нехитрых манипуляций вы получите справку-расчет, в которой будет указана сумма пени и непосредственно их подробный расчет.

Расчет пеней (калькулятор онлайн): формула расчета

По общему правилу, сумма пеней расcчитывается по следующей формуле:

О размере ставки рефинансирования вы узнаете из .

Однако с 1 октября 2017 года поменялся порядок расчета пеней, уплачиваемых в ИФНС, для организаций (п.4 ст.75 НК РФ (в ред., действ. с 01.10.2017)).

Расчет пеней в ИФНС с 01.10.2017

По задолженности, возникшей с 01.10.2017, сумма пеней зависит от периода просрочки.
Вариант 1. Просрочка уплаты налога/взноса в ИФНС составила до 30 календарных дней (включительно).
В этом случае пени рассчитываются по вышеуказанной формуле.
Вариант 2. Просрочка уплаты налога/взноса в ИФНС составила 31 календарный день и более.
Пени за календарные дни просрочки с 1 по 30 включительно считаются так:

А пени за календарные дни просрочки начиная с 31 дня рассчитываются по формуле:

Чтобы получить общую сумму пеней, нужно сложить два получившихся значения.
Например, организация должна была уплатить ЕНВД в размере 10 тыс. руб. за III квартал не позднее 25.10.2017. Однако фактически налог был перечислен в бюджет лишь 30.11.2017. Сумма пеней составит 110,33 руб. ((10 тыс. руб. х 8,5% х 1/300 х 4 дн. (с 26.10.2017 по 29.10.2017 включительно)) + (10 тыс. руб. х 8,25% х 1/300 х 26 дн. (с 30.10.2017 по 24.11.2017 включительно)) + (10 тыс. руб. х 8,25% х 1/150 х 5 дн. (с 25.11.2017 по 29.11.2017 включительно))).

Расчет пени по ставке рефинансирования (калькулятор онлайн): как считается количество дней просрочки

Важно знать, что период просрочки для целей расчета пени по налогам и страховым взносам, уплачиваемым в ИФНС (взносы на ОПС, на ОМС и на ВНиМ), считается несколько иначе, нежели период просрочки для целей расчета пени по взносам «на травматизм» и взносам на ОПС, на ОМС и на ВНиМ, когда они еще уплачивались в Фонды.

Так, пени по налогам/взносам в ИФНС считаются за период начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты налога/взноса. А день окончания начисления пеней зависит от даты возникновения недоимки (Федеральный закон от 27.11.2018 N 424-ФЗ , Письмо Минфина от 17.01.2019 № 03-02-07/1/1861):

  • если недоимка возникла до 27.12.2018 включительно, то день ее погашения в общем количестве дней просрочки не учитывается, т.е. пени будут начислены до дня, предшествующего фактической уплате налога/взноса. Например, организация просрочила уплату НДФЛ с отпускных и пособий за ноябрь 2018 года, перечислив налог 27.12.2018 вместо 30.11.2018. Соответственно, пени «набегут» за 26 дней (с 01.12.2018 по 26.12.2018 включительно);
  • если недоимка возникла начиная с 28.12.2018, то день погашения недоимки учитывается в общем количестве дней просрочки. Допустим, органиция НДФЛ с отпускных и пособий за январь перечислила не 31.01.2019, а 04.02.2019. Значит, пени будут начислены за 4 дня (с 01.02.2019 по 04.02.2019).

Что же касается пеней по взносам «на травматизм», а также других страховых взносов, уплачиваемых до 2017 года в Фонды, то они всегда считаются за период начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты взноса, до дня уплаты взноса включительно (п. 3 ст. 26.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ , ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в ред., действ. до 01.01.2017)). К примеру, компания должна была уплатить взносы «на травматизм» за ноябрь 2018 года не позднее 17.12.2018 (15 декабря - суббота), а сделала это лишь 28.12.2018. Следовательно, пени будут начислены за 11 дней (с 18.12.2018 по 28.12.2018 включительно).

Когда можно избежать уплаты пени

Есть ситуации, когда плательщику даже при просрочке уплаты налога/взноса не придется платить пени. Приведем некоторые из них.

Во-первых, такое возможно, если недоимка образовалась у плательщика в результате того, что при расчете налогов/взносов он руководствовался письменными разъяснениями контролирующих органов (п. 8 ст. 75 НК РФ , 212-ФЗ (в ред., действ. до 01.01.2017)).

КБК для уплаты пени

КБК для перечисления пеней по конкретному налогу/взносу отличается от КБК, предназначенного для уплаты непосредственно самого налога/взноса. В чем состоит отличие, мы рассказали в . Кстати, в ней же вы найдете образец заполнения платежного поручения на уплату пени.

Контракты по 44-ФЗ предусматривают неустойку за нарушение обязательств. Расскажем о том, какие бывают санкции, и как их следует включить в проект контракта. Кроме того, приведем пример расчета пени.

Как выбирается тип неустойки

Что назначать - пени или штраф? Выбор не зависит от желания сторон. Пени могут назначаться в единственном случае - если исполнение обязательства просрочено. Например, когда поставщик поставил товар позже даты исполнения контракта.

Во всех остальных случаях, то есть когда нарушение не связано с просрочкой исполнения обязательства, налагается штраф . Если поставщик привез товары вовремя, но они оказались ненадлежащего качества или неполного ассортимента, на него следует наложить штраф.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Изменения законодательства в части неустойки

Отражение неустойки в контракте

В обязательном порядке следует включить в контракт все санкции , которые назначаются в случае нарушения обязательств, а именно:

  • фиксированную сумму штрафа за неисполнение заказчиком обязательств, кроме просрочки;
  • фиксированную сумму штрафа за нарушение обязательств поставщиком, кроме просрочки;
  • размер пени, начисляемой за просрочку.

Но размеры пеней и штрафов привязаны к цене контракта, а она на момент составления его проекта неизвестна. Как же быть заказчику? Специалисты рекомендуют:

  1. Прописать в проекте контракта все существующие размеры штрафов из постановления № 1042, кроме тех, которые больше НМЦК. Обратите внимание, что просто сослаться на это постановление будет недостаточно. Такова позиция Минфина, выраженная в письме от 09.11.2017 № 24-03-07/73931.
  2. Прописать штрафы, предусмотренные для контрактов, заключенных по итогам аукциона на повышение . Напомним, что изредка цена в аукционе может пойти вверх, а не вниз. Это случается, когда она опускается до 0,5% от НМЦК. В таком случае говорят, что аукцион «перешел через ноль». Далее ставки пойдут на повышение, то есть участники будут соревноваться друг с другом за право заключить контракт с заказчиком. Для таких контрактов предусмотрена своя линейка штрафов.

Обязан ли заказчик начислять неустойку?

На практике может сложиться ситуация, когда заказчик не стремится выставить неустойку. Чаще всего это бывает, если его с поставщиком связывают длительные партнерские отношения. Может ли заказчик не начислять пени или штраф? Нет, закон 44-ФЗ такой вольности заказчику не позволяет, ведь речь идет о бюджетных деньгах. Выставлять неустойку следует даже за самые несущественные нарушения.

Если поставщик не поставил товар в срок, это должно квалифицироваться, как неисполнение им своих обязательств по контракту. За это полагается штраф . Если товар все-таки будет поставлен, хоть и с опозданием, штраф можно заменить на пени . Однако вовсе никак не отреагировать на задержку поставки заказчик по закону не имеет права.

Но выставить неустойку - это еще не значит ее получить. Должен ли заказчик требовать ее уплаты? Ни постановление № 1042, ни статья 34 закона 44-ФЗ об этом не говорит. В них лишь содержатся положения о требовании неустойки. Среди специалистов по госзакупкам единого мнения также нет. В любом случае заказчику следует исходить из соображений разумности.

Как рассчитать пени

Расчета пеней очень прост - в упомянутом выше постановлении Правительства формула упрощена до предела.

Пени = Цена Контракта * 1 / 300 * Ключевая ставка ЦБ / 100 * Кол-во дней просрочки

Правила исчисления пеней таковы:

  1. Если на момент начисления пени обязательства частично исполнены, их стоимость нужно вычесть из цены контракта.
  2. Начинать расчет нужно со дня, следующего за датой исполнения контракта.
  3. В расчет следует включить выходные и праздничные дни.
  4. Ключевую ставку ЦБ (не путать со ставкой рефинансирования) нужно брать на дату уплаты пеней.

Рассмотрим пример. Пусть цена контракта составляет 2,4 млн рублей. Поставщик в срок поставил товар стоимостью 1,6 млн рублей. Период просрочки составил 25 дней. Ключевая ставка ЦБ - 7,25%. Рассчитаем сумму пеней.

Учитывая, что обязательства были частично исполнены, стоимость контракта будет уменьшена. Формула примет вид:

(Цена контракта - Цена исполненных обязательств) * 1 / 300 * Ключевая ставка ЦБ / 100 * Кол-во дней просрочки

Пени составят: (2 400 000 - 1 600 000) * 1 / 300 * 7,5 / 100 * 25 = 5 000 рублей.

Некоторые вопросы заказчиков о неустойке

Если контракт исполнен с задержкой, когда следует его оплатить?

Условия оплаты должны прописываться в контракте . Оплату нужно производить в соответствии с ними. Следует помнить, что часть 13.1 статьи 34 закона 44-ФЗ устанавливает ограничения для заказчика на срок оплаты. Денежные средства следует перевести не позднее, чем через 30 дней с даты подписания документов о приемке.

Можно ли удержать пени из суммы обеспечения контракта?

Все что касается обеспечения, в том числе его возврата, прописывается в контракте. Это существенные условия, которые не подлежат изменению. Если возврат обеспечения за вычетом неустойки предусмотрен в контракте , тогда, конечно, можно удержать пени из суммы обеспечения.

Как считать пени, если просрочена поставка товара, который подлежит сборке поставщиком?

Поставщик просрочил поставку мебели на 10 дней , а после этого еще в течение 10 дней осуществлял сборку. За какой срок начислять пени? За 10 дней или за 20?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что прописано в контракте. Если товар должен был готов к сроку уже в собранном виде , то просрочка составляет 20 дней. Если же сборка мебели была отдельным условием, и на нее выделялось определенная время, то нужно смотреть, превышено оно или нет. Например, в контракте прописано, что сборка мебели должна быть осуществлена в течение 5 дней. Тогда просрочка по сборке составить 5 дней. Итого пени нужно выставлять за 15 дней: 10 дней просрочки поставки + 5 дней просрочки сборки.

Рекомендуем почитать

Наверх