Урок русского языка в условиях подготовки к егэ "правописание производных предлогов". Упражнения на правописание предлогов материал по русскому языку (7 класс) на тему Упражнения по теме производные предлоги

Организация работы магазина 24.02.2024
Организация работы магазина

Упражнение 1.

Раскройте скобки. Там, где нужно, поставьте дефис.

Выйти (из) комнаты, из(за) болезни, узнать (от)друга, присесть (к)столу, по(над) лесом, (по)реке, взяться(за) дело, инспектор (из)министерства, невнимательный (к) людям, скупой (на)слова, из(под) стола, путь(к) заводу, лекарства(от)гриппа, добрый (по)натуре, рассеянный (до)крайности, полезный (для)практики, мечтать (о)счастье, поставьте (на)шкаф, бродить (по) городу; подумать (перед)тем, как отвечать; смахнуть пыль (с)плеча, ждать (до) утра, признаться (при)всех, думать (об, обо)мне, (под, подо)льдом, (с)нами, (через) реку, (по)лугу, (за)Днепром, (у)калитки, по(за)тыном огород, (со)стола, (без, безо)всяких усилий.

Упражнение 2.

Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже.

Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно (закон), вопреки (предсказание), благодаря (прочные знания), добиться успеха благодаря (серьезное отношение) к делу, по (сколько) книг вы получили, нам дали (несколько) тетрадей, выдали по (десять) рублей, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село), грустил по (вы), сделать доклад по (возвращение), приехать на стройку по (окончание) вуза, вопреки (совет) друзей, тужить по (он), действовать согласно (предписание), скучать по (сын).

Упражнение 3.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1) (В) течени... дня, (в) продолжени... речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени... романа, (в) следстви... болезни, (в) завершени... работы состоялось собрание; (в) следстви..., которое вел опытный работник...; (в) течени... болезни наметились улучшения; (в) отличи... от Онегина..., (в) заключени... врача, (в) заключени... юриста; недостатки выявились (в) завершени... отчета; он пробыл (в) заключени... три года, (во)избежан... пожара, (в)отношен... доклада; все дело (в)отлич... между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам.

2) (В)виду длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка. (В)следстви... по этому делу было много погрешностей. (В)заключени... доклада были приведены убедительные цифры. (Не)смотря на поздний час, спать никто не ложился. В те страшные времена (в)заключени... находилось много прекрасных и умных людей из русской интеллигенции. Парашютист прыгнул, (не)смотря вниз. Охотники стали на поляне (на)против густых зарослей леса. (В)заключени... акта ревизии давалась оценка работы казначея. Имей (в)виду: я могу обидеться. (В)следстви... ремонта клуб был закрыт.

Упражнение 4.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов.

(В)следстви... сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти... на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви... по делу, (в)виду приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд обстоятельств, (в)продолжени... романа известного автора, (в)продолжени... утра, идти, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени... пяти лет, (в)течени... бурной реки, (в)виду недостатка времени, узнать (в)последстви..., (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени... недели, наблюдать изменения (в)течени... реки, отсутствовать (в)продолжени... месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени... романа, отменить экскурсию (в)следстви... дождя, (в)последстви... вернется в город, договориться (на)счет транспорта, (в)виду нелетной погоды, непредвиденные обстоятельства нужно иметь (в)виду, (в)связи с изменением расписания, письма (в)роде дневника, (в)соответстви... с государственным образцовым стандартом, (не)взирая на преграды.

Упражнение 5.

Спишите, раскрывая скобки и подчеркивая сложные предлоги.

1. Желтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма (Полев.). 2. (По) (над) Доном сад цветет (Колъц.). 3. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 4. По (над) рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 5. (В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым (Стан.). 6. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев (Ч.).7. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.). 8. (В) виде этом много ярких красок. 9. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 10. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 11. (В) след (за) тем показалась гостям шарманка (Г.). 12. Ваш хор выступит (за) тем артистом, который стоит у рояля. 13. (По) мере надобности он подливал воды в кастрюлю. 14. (По) среди обширных трудов своих он не переставал осведомляться о своем любимце (Л.). 15. Сговорившись (на) счет завтрашнего дня, они распростились (Стан.). 16. Все эти доходы переведите (на) счет нашей бригады. 17. Незнакомец с удивлением посмотрел ему (в) след (Т.). 18. Охотники осторожно, след (в) след шли за волком. 19. С грустью он посмотрел (в) след поезду. 20. Рассудку вопреки, (на) перекор стихиям... (Гр.). 21. Он всегда действовал (на) перекор.

Упражнение 6.

Спишите, раскрывая скобки. Вместо точек на конце слов поставьте нужные буквы. Объясните правописание данных слов.

(В) течени... дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). 2. (В) течени... военных событий произошли резкие изменения. 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжени... часа таскал за ней по базару эту корзину (М. Г.). 4. О судьбе героев автор обещал рассказать (в) продолжени... романа. 5. (В) следстви... подчиненного положения Якова в пансионате товарищи об­ращались с ним небрежно (Г.). 6. (В) следстви... по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. 7. (В) последстви... я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Аре). 8. (В) течени...всей дороги Касьян сохранял упрямое молчание (Т.). 9. Она повторяла свою роль (на) ходу, низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на) подоби... глиняных котов (П.). 10. (В) следстви... какой-то задержки в пути лошади отстали (Аре). 11. (В) продолжени... всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л. Т.).

Упражнение 7.

Прочитайте текст. Выделите в нем предлоги и сформулируйте общее правило их правописания с существительными. Напишите изложение.

ДЕБЮТ

Известный русский певец Федор Иванович Шаляпин в 1901 году был приглашен в Милан для репетиций оперы композитора Бойто «Мефистофель» в театре «Ла Скала». Шаляпину была поручена главная партия в надежде на то, что его знаменитый бас поможет публике оценить оперу, которая после шумного провала не ставилась в течение 32 лет и сейчас, в сезон 1900/01 гг., в театре возобновилась.

Репетиции шли в продолжение двух недель, подготовка спектакля была очень сложней. Все певцы, как это было принято в их творческом коллективе, репетировали, но от Шаляпина, которого здесь еще не знали, дирижер Артуре Тосканини потребовал пения в полный голос. Шаляпинский бас показался всем, кто присутствовал на репетиции, таким могучим, что они были потрясены. С нетерпением актеры и публика ожидали премьеры.

Наступил вечер первого представления. Нарядная толпа шумно входила в партер, поднималась на балкон, размещалась в ложах.

Мефистофель-Шаляпин вышел на сцену в прологе. И этот первый выход певца, его красивый голос, высокая фигура, естественность и выразительность движений произвели огромное впечатление на публику.

Когда Шаляпин окончил свою партию, ему показалось, что на него обрушилась лавина, такой шум поднялся в зале. Это были аплодисменты в честь его таланта и приветственные крики в адрес певца.

После пролога Шаляпину снова была устроена шумная овация. С каждой картиной успех его возрастал. Партнером Шаляпина был Энрико Карузо, тогда тоже, как и Шаляпин, молодой еще, начинающий певец. Спек­такль стал триумфом и для него. Но русский бас был на особом положении, так как публика «Ла Скала» особенно взыскательна к неизвестным ей, приехавшим на гастроли певцам. Этот вечер для молодого русского артиста закончился блистательным успехом.

Упражнение 8.

Перепишите предложения, раскрывая скобки и встав ляя пропущенные буквы.

I . (В) следстви... ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний (ГерцЛ. 3. (В) продолжение дороги мы два раза переехали через реку (Акс). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Г.). 6. (В) течени... двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М. Г.) 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кае.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сурк.). 10. Катер пошел со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.). 11. Воронин хотел было спросить (на) счет завтрака, но промолчал (Каз.). 12. (В) связи с эвакуацией работа на заводе приостановилась (Аж.).

II . 1. (По) среди обширных зеленых лугов паслись тучные стада. 2. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 3. (В) заключени... старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс). 4. (В) по­следствие. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Акс). 5. У многих русских рек, (на) подоби... Волги, один берег горный, другой луговой (Г.). 6. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек. 7. Имейте (в) виду - задание ответственное (Эренб.).

Упражнение 9.

Объясните различие в написании выделенных слов в приводимых попарно предложениях.

1. В течение ближайших суток погода не изменится. В течении болезни наступило улучшение. 2. В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны. О дальнейшей судьбе героев автор собирается рассказать в продолжении повести. 3. В заключение собрания была принята резолюция. В заключении врачей указан метод дальнейшего лечения. 4. Вследствие плохой погоды экскурсия не состоялась. В следствии по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы. 5. Ввиду предстоящего скорого отъезда нужно поторопиться со сборами. Следует иметь в виду возможные изменения условий работы. 6. Получилось что-то вроде самодельного велосипеда. В роде Толстых было немало одаренных людей.

Упражнение 10.

Напишите текст под диктовку

МОРСКАЯ СТИХИЯ

В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой.

Далеко-далеко белеет одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто.

Близ берега над волнами носятся то туда, то сюда чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вдали пароход, и они направились к нему. С их отлетом над морем становится по-прежнему тихо. Ниоткуда не слышно никаких звуков. Впоследствии я всегда с удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу.

Тест по теме «Правописание предлогов»

1. В каком варианте предлог пишется слитно?

1) (не) смотря на погоду

2) (за) счет усердия

3) (в)течение года

4) (из)за помарок

2. В каком варианте предлог пишется раздельно?

1 ) (в)следствие неудачи

2) (в)виду отъезда

3) (на)счет работы

4) (в)связи с работой

3. В каком варианте предлог пишется слитно?

1 ) (в)целях безопасности

2) (в)продолжение экзамена

3) (в)отличие от друзей

4) (не)взирая на успех

4. В каком варианте неправильная грамматическая характеристика ведет к орфографической ошибке?

1 ) поговорить (на) счет отпуска - предлог, пишется слитно

2) учить (в)течени... года - предлог, пишется раздельно, на конце Е

4) идти (на)встречу ветру - существительное с предлогом, пишется раздельно

5. Найдите вариант с ошибкой.

1 ) Ты опоздал из-за меня.

2) Я вернусь в течение часа.

3) Вместо назначения поезд опоздал.

4) Имей в виду, я буду поступать по-своему.

6. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (В) течение всего пути он хранил молчание.

2) Что вы имеете в (виду)?

3) Плавать в этой реке опасно (в) следствие быстрого течения и водоворотов.

4) (В) продолжение разговора малыш с интересом посматривал на взрослых.

7. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) О судьбе героя мы узнаем (в) продолжении романа.

2) (В) связи с плохой погодой аэропорт закрыт.

3) (В) следствие ранения солдату пришлось долго лечиться.

4) Я старался увидеть что-нибудь (на) подобие летающей тарелки, но безуспешно.

8. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) Я всматривался (в) течение реки, медленное и величавое.

2) Он вел разговор, (не) смотря на собеседника.

3) (В) виду приближающегося шторма рыбакам запретили выходить в море.

4) Девушка поднялась со скамьи и сделала несколько шагов (на) встречу.

9. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) (На) встречу нам подул сильный ветер.

2) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, когда состоялась встреча.

4) (В) отличие от других спортсменов пловцы тренировались интенсивнее.

10. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (В) течение двадцати лет я хорошо узнал этот лесной край.

2) (В) следствие плохой погоды поход пришлось отменить.

3) (В) виде исключения мне разрешили досрочно сдать экзамен.

4) Ребята спешили (на) встречу с писателем.

11. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) (По) отношению к делам нельзя проявлять небрежность.

2) Может быть, вам стоит подумать о чем-то (в) роде воспоминаний?

3) Грубые слова, сказанные (в) место благодарности, обидели и огорчили.

4) (В) следствие холодов занятия в школе отменили.

12. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (Не) смотря на усталость, студенты усердно занимались.

3) (В) течение всего дня я усердно работал.

4) Озеро показалось вдали (в) виде маленькой лужицы.

13. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) Облака, казалось, плыли (на) встречу нашей яхте.

2) (Не) взирая на ливень, туристы продолжили свой путь.

3) (В) отличие от своих сверстников, он казался более серьезным.

4) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, с чего все началось.

Упр. № 1

Переписать, раскрывая скобки. Объяснить все вставленные буквы.

1 Депутат спешил (на)встречу с изб..рателями. 2. Неужели вам (н..)кто (не)попался (на)встречу?! 3. Я хотел бы узнать у вас (на)счет серебр(е-я)(н-нн)ых ложек. 4. (На)счет детдома было переведено несколько тысяч(?) рублей. 5. (В)виду предстоящих праздников все работы на стройке пр..краще(н-нн)ы. 6. Я только имел (в)виду, что вы всегда мож..те ра(с-сс)читывать на мою помощ(?). 7. (Не)смотря на ледя(н-нн)ой ветер пут..шественники двигались дальше. 8. (Не)взирая на все трудности, моряки упорно бор..т(?)ся с волнами. 9. Две толпы медле(н-нн)о шли (на)встречу (друг)другу.

Упр. № 2

Переписать, раскрывая скобки и объясняя вставленные буквы.

1 (В)течени.. сем(?)надцати дней лил дождь. 2. (В)течени.. нашей реки много водоворотов.3. (В)течени.. пяти лет он проживал в (не)большом пр..морском поселке. 4. (В)продолжени.. (полу)часа старич.к покорно ждал своей очереди. 5. (В)продолжени.. книги мы снова встретимся с уже знакомыми героями. 6. (В)следстви.. земл..тр..сения многие стари(н-нн)ые дома пострадали. 7. К сож..лению, (в)следстви.. по нашему делу пока нет изменений. 8. Такое (не)обычное решение было принято (в)следстви.. нескольких причин. 9. (В)последстви.. ко(л-лл)екция была передана музею. 10. И (в)заключени.. я хотел бы побл..год..рить наших спонсоров.

Упр. № 3

Переписать, раскрывая скобки. Объяснить правописание Н и НН.

1 (В)течени.. нескольких часов всадники ехали по вытопта..ым полям. 2. (В)ледстви.. нехватки лекарств ране..ым не была оказана нужная помощь. 3. (В)последстви.. они питались только суше..ой рыбой. 4. Путники двигались (на)встречу урага..ому ветру. 5. Журналисты пришли (на)встречу с прославле..ым спортсменом. 6. Он побеседовал с губернатором (на)счет реставрации стари..ого замка. 7. Несмотря на беше..ый ветер, корабль продолжал двигаться (в)доль берега. 8. Он занимал эту ответстве..ую должность (в)продолжени.. пяти лет. 9. В заключени.. своего сочинения я хочу написать о неслыха..ом энтузиазме наших рабочих. 10. Имйте (в)виду, что рядом расположе..ы торфя..ые болота.

Упр. № 4

1. Волны неслись нам (на)встречу сметая все на своем пути. 2. Придя (на)встречу с ветеранами школьники убедились что они действительно могут рассказать много интерес(?)ного. 3. Машина медле(н-нн)о проб..ралась вперед (на)встречу ей тянулись телеги с жен(?)щинами и детьми. 4. Переведите деньги (на)счет нашей клиники посоветовал доктор. 5. (На)счет морской прогулки мы еще (не)говорили но по-моему ее стоит отменить из-за плохой погоды. 6. Диктор сообщила (В)течени(е-и) ближайшей недел(е-и) будут лить сильные дожди но потом погода наверное установится. 7. (В)продолжени(е-и) этого времени вы должны точно решить какой праздник хотите устроить. 8. (В)следстви(е-и) войны нач..лсяголод и многие люди умерли. 9. (В)виду сильных морозов зимние каникулы в этом году может быть продлят. 10. Я не понимаю что вы имеете (в)виду сказал па(с-сс)ажир.

Упр. № 5

Расставить и объяснить знаки препинания. К выделенным словам подберите синонимы.

1. Вы наверное хотите поговорить со мной (на)счет моей дочери робко спросила она. 2. Директор сказал Олег Петровичпереведите (на)счет строительной фирмы шест(?)десят тысяч(?) рублей. 3. Конечно же после такого сильного земл..трясения (в)течении(е-и) многих рек произошли изменения. 4. (В)течени(е-и) нескольких минут Павел сидел подперев щеку рукой иглядя куда(то) (в)даль.5. Если (в)продолжени(е-и) года вы будете занимат(?)ся хорошо то летом мы отправим вас в лагерь. 6. Все хотели узнать о чем же реч(?) пойдет в продолжени(е-и) романа. 7. Разве вы не вид..те что (в)следстви(е-и) ваших ошибок план работы сорван?! 8. Нам (на)встречу двигался огромный океанский лайнер на его палуб(е-и) тесной толпой стояли матросы. 9. Я (не)имел (в)виду (н..)чего плохого сказал Максим понижая голос до ш..пота.

Упр. № 6

Переписать, исправляя, ЕСЛИ НУЖНО, ошибки в употреблении предлогов В – ИЗ, НА – С. Расставить и объяснить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

1 Со школы я пришел в три часа и сразу же отправился играть в футбол. 2. В помещении стало жарко и рабочие вынесли из клуба скамейки. 3. Я плохо помнил кто (в)течени.. последнего часа выходил из дома а кто заходил в него. 4. А когда я вернулся домой то узнал что к нам в гости приехала тетя с Москвы. 5. Люди громко переговариваясь возвращались с площади домой. 6. С леса вышли люди державшие в руках винтовки и автоматы. 7. Вернувшись из деревни в город Павел понял что за время его отсутствия многое изменилось. 8. У нас учатся дети с самых разных городов Серпухова Тулы Курска Орла. 9. Письмо с родины величайшая радость для бабушки.

Упр. № 7

Расставить и объяснить знаки препинания.

1. Оленька можно мы то(же) придем к вам на праздник смущенно спросила Наташа. 2. Малышкапризно сказал Я то(же) хочу точь(в)точь такую игрушку как у того мальчика. 3. По-моему ты по ошибке (з-с)делал то(же) самое упражнение какое писал в прошлый раз. 4. Катя выполняй работу так(же) аккуратно как Оксана если хочеш(?) что(бы) тебя похв..лили. 5. Что(бы) вы хотели сегодня на обед спросила нас мама когда мы утром соб..рались в школу. 6. Даже (не)знаю что(бы) мне хотелось почитать сейчас но надеюсь что бабушка подскаж..т так как она знает мои вкусы. 7. Взяв в руки книгу Оля подошла к библиотекарю что(бы) поинтересоват(?)ся о чем она. 8. В этой книге написа(н-нн)ой (пол)века назад автор утверждает то(же) самое что и сейчас. 9. Когда Николай принял решение остаться все ребята то(же) заявили что никуда (не)пойдут потому что (не)могут бросить друга.

Упр. № 8

Расставить и объяснить знаки препинания.

1. Матросы наверное слишком поздно увидели что (на)встречу им несся корабль на всех парусах. 2. Автобус выехал из Оленёвки в шесть вечера маршрутка вышла (на)встречу через (пол)часа. 3. Пожилой профессор обрадовался когда увидел сколько народу пришло (на)встречу с ним. 4. Мы разговаривали (на)счет поездки и конечно же затронули вопрос о плохих автобусах. 5. А по-моему (в)виду таких погодных условий все рейсы отменят. 6. Если вы имеете (в)виду мою ошибку то я ее уже давно исправил. 7. (В)течени(и-е) трёх дней не переставая ни на минуту шел дождь. 8. Внимательно изучив рельеф местности Владимир Ильин заметил что (в)течени(е-и) реки произошли некоторые изменения. 9. (Не)смотря на явную опасность ц..плята почему-то не уб..гали. 10. Наконец я то(же) услышал звуки доносившиеся из леса.

Упр. № 9

Расставить и объяснить знаки препинания. Определить, сочинительные союзы или подчинительные. Объяснить правописание мягкого и твердого знаков.

1 Не то царевич(?) рассказал отцу о нап..дении не то слуги его проговорились. 2 В комнатах слишком сильно пахло краской так что Наташа распахнула все окна настеж(?) что(бы) проветрить помещение. 3. Татьяна вышла замуж(?) и уехала и старушка осталась теперь совсем одна. 4. Когда стемнело молодеж(?) отправилась на площадь где уже начинался праздник. 5. Никто не уйдет домой пока бреш(?) в стене не будет заделана. 6. Так ты будеш(?) смотреть фильм о сверх(?)естественных явлениях или нет спросила сестра. 7. Войдя в комнату он внимательно огляделся по сторонам но (не)заметил ничего (не)обычного. 8. Гаврик увидел что человек бросивший гранату спрятался за под(?)емным краном. 9. Близок локоть а не укусиш(?) сказала бабушка.

Упр. № 10

Определить, что связывают сочинительные союзы: однородные сказуемые или два простых предложения в составе сложного.

1 Мать пристально разгляд..вала неожиданную гостью, но не заметила н..чего подозрительного. 2. Мы долго бесед..вали об этом, но так и не пришли к единому мнению. 3. По вечерам Катюша запис..вала все новые рецепты в блокнот, но сестра всё равно была недовольна. 4. Или отец треб..вал слишком многого, или Васька был слишком неумелым работником. 5. Сейчас отец будет заколач..вать гвозди, а потом понесет ящики в сарай. 6. Самые слабые путники остались ноч..вать на хуторе, а остальных предводитель повел к замку. 7. Печенеги (не)жили долго в одном месте, а коч..вали по степи. 8. Все утро ребята раскле..вали объявления, зато вечером были свбодны.9. По приказу князя строители сейчас проклад..вают дорогу, а потом будут возводить новые дома.

Упр. № 11

Расставить знаки препинания. Определить, что связывают союзы: простые предложения или однородные сказуемые. Выполнить синтаксический разбор любого предложения.

1 Я (по)прежнему считаю что ты ошибся когда пересчитывал книги в шкафу. 2. Мы вышли прогуляться (по)зимнему парку но быстро замерзли и вернулись домой. 3. Ребята подошли (по)ближе к столу потому что хотели посмотреть как учитель выполняет опыт. 4. (По)английски он говорил плохо зато французский язык знал (по)настоящему хорошо. 5. Строители работали (до)темна зато ремонт наконец-то был завершен. 6. Пока солдаты сражались с французами (в)рукопашную конница обошла врагов с тыла. 7. Она не заходила (в)глубь леса чтобы не заблудиться. 8. Он не стал вглядываться (в)глубь так как испугался. 9. Бабушка не стала запечатывать пакет а просто перевязала его крест(на)крест тонкой бечевкой.

Упр. № 12

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте. .

Новый год

Наверное самый любимый народный праз(?)ник Новый год. Его любят все но может быть не каждый знает что наши предки отмечали его не первого января а первого марта. Заканчивалась зима начинался новый ц..кл пол(е-и)вых работ. Когда солнышко начинало пригревать землю крестьяне понимали что пора пахать. Однако прежде они выходили на улицу и устраивали тожества по случаю прихода весны. Крестьяне жгли большие-пр..большие костры чтобы жар от них поднимался в небо и д..вал силу ещё слабому солнышку. Дети садясь около костров пели песни. В каждом доме зимой в клетках держали (не)больших птичек воробьёв синичек скворцов. Теперь же все дети выносили свои клетки на улицу и открывали их и птицы выл..тали на волю. Все крестьяне радос(?)но хлопали в ладоши так как верили что птицы тоже л..тят к солнцу чтобы прин..сти ему на крыльях силу. Солнышко свети ярче приговаривали все.

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ

Упражнение 1.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы в сочетаниях слов.

Пришел (из, со) школы, вышел (из, с) класса, сделал (по) окончани работы, поступил (во) преки вол… отца, смог благодаря усердии…, выполнил согласно распоряжении…, скучает по (вы) , скучает по (он), вышел (из, из-за) угла дома, выскочил (из, из-под) земли.

Выпишите предлоги из текста в два столбика:

Упражнение 2.

Выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, рухнули с нею, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Упражнение 3.

Выпишите номера предложений с производным предлогом.

1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место, чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.

Тест по теме "Предлог"

1. Укажите неверное высказывание.

а) Предлог связывает однородные члены предложения.
б) Предлоги бывают производными и непроизводными.
в) Предлоги - неизменяемые слова.

2. Укажите верные высказывания.

а) Предлог не является членом предложения.
б) Некоторые предлоги могут употребляться с несколькими
падежами.
в) Предлог вносит различные дополнительные оттенки значения в предложения.

3. Укажите словосочетание с предлогом.

а) Распустилась под окном;
б) Саша и Даша;
в) не было никого.

4. Укажите словосочетания с предлогами.

а) Красиво, но дорого;
б) выйти из-за поворота;
в) вспыхивать то тут, то там;
г) стояли вокруг площади;
д) взял бы его;
е) в течение многих дней.

5. Укажите словосочетания с производным предлогом.

а) рос над водой;
б) лежал под столом;
в) демобилизация вследствие ранения.

6. Укажите словосочетания с производными предлогами.

а) Из далекой страны;
б) находился в течение дня;
в) проехали мимо музея;
г) благодаря выпавшему снегу;
д) без хорошего друга;
е) вздрогнул от неожиданности.

7. Укажите предлоги, которые пишутся через дефис.

а) Из(за);
б) (в)течение;
в) из(под).

8. Укажите предлоги, которые пишутся слитно.

а) (В)близи;
б) (в)продолжение;
в) из(за);
г) (на)встречу;
д) (по)мере;
е) (в)следствие.

9. В каких предложениях выделенные слова являются предлогами?

а) В продолжение ночи я не спал ни минуты.
б) Сзади шли вязальщицы.
в) Сзади Николая кто-то зашевелился.
г) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа.

10. В каких словосочетаниях надо употребить предлог ИЗ?

а) Вернуться... школы;
б) вернуться... реки;
в) вернуться... магазина;
г) вернуться... улицы.

11. Укажите предложение с неправильно употребленным предлогом.

а) Все спрашивали о результатах матча.
б) Вчера я ходил до друга.
в) Из школы Ваня пришел сегодня рано.

12. Укажите предложения с неправильным употреблением предлогов.

а) Мы уплатили за покупку и вышли из магазина.
б) Мы с него так смеялись.
в) В книге по истории я прочел о восстании крестьян.
г) Об этом серьезно продумали учителя школы.

Тренировочные задания по правописанию производных предлогов и омонимичных частей речи
Задание1
Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
1. Автор внес изменения (в)продолжени_ романа. 2. Цветет сушеница (в)течени_ лета. 3. Ручей в своем коротком течени_ делает несколько поворотов. 4. Р_стение покрыто ш_лковистым (серебристо)белым опушением, (в)следстви_ чего оно каж_тся седым. 5. Впоследстви_ эту вершину назвали «Леной». 6. Существе_ые поправки были внесены (в)следстви_ по делу о краже. 7. (В)последстви_ я узнал историю родного села. 8. Об этом персонаже авт_р еще напишет (в)продолжени_ повести. 9. Все деньги переведите (на)счет нашей фирмы.

Задание 2
Перепишите. Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните правописание предлогов. Укажите часть речи выделенных слов.
(В)заключени_ (не)счастный капитан заболел лихорадкой не отступавшей (в)течени_ недели. 2. Мысли тр_вожившие меня (не)давали уснуть (не)смотря на усталость. 3. Мне было 25 лет когда я нач_нал писать что-то (в)роде воспом_наний. 4. (В)следстви_ по делу хищения государстве_ого имущества было включено заключени_ экспертизы. 5. Имей (в)виду, (на)счет перенесе(н,нн)ой б_лезни (с)ней (не)говори. 6. (По)мере надобности он подл_вал воду в к_стрюлю. 7. (Не)смотря в блокнот он точно набрал номер. 8. Девушка усердно м_лилась, (не)смотря ни направо, ни налево. 9. Мы с сестрой, (не)смотря на разницу в возр_сте, дружили с де_ства. 10. (В)виду города непр_ятель отс_новился.

Задание 3
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Укажите предлоги.
Отсутствовать (в)течени_ трех дней; (в)следстви_ гололеда много аварий; (в)продолжени_ к_никул бездельнич_л; изм_нения (в)течени_ реки; узнать интересные подробности (в)продолжени_ повести; молчать (в)течени_ всего пути; заинт_ресован (в)продолжени_ встреч(?); внести поправки (в)следстви_.

Задание 4
Из данных предложений выпишите сначала предложения с предлогами, а затем с омонимичными им частями речи.
1. Под дерном, размытым водой, обр_зовалось (не)что (в)роде ниши. 2. Воронин хотел спросить (на)счет за_трака, но пром_лчал. 3. (В)роде бояр Старицких были вых_дцы и из других ф_милий. 4. (Не)смотря на конец октября, дни стояли жаркие. 5. Мы имели (в)виду другую брош_ру. 6. Хозяева с радостью вышли нам (на)встречу. 7. (В)виду опас(?)ности р_монтные работы пр_остановлены. 8. (В)следстви_ своевреме_ых дождей посевы были спасены.

Задание 5
Выпишите из данных предложений словосочетания с производными предлогами и омонимичными им существительными. Внесите словосочетания в таблицу.
Предлоги
Существительные

1. Анютке подарили игрушку (на)подобие волчка. 2. (В)виду скорого отъезда делать ремонт не стали. 3. На столе стоял сосуд (в)роде шара. 4. (В)следстви_ перенесенной болезни организм ослаблен. 5. Колье украшено жемчужинами (в)виде свисающих капелек. 6. Стояла на болоте птица (в)роде цапли. 7. (В)силу сложившихся обстоятельств открытие клуба не состоялось. 8. (На)встречу с Андреем он, к сож_лению, уже не надеялся. 9. Верю (в)силу нашей дружбы. 10. Какая-то штуковина (на)подоби_ втулки удерживала напор в пробоине.

Задание 6
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой выбор написания предлогов и омонимичных им существительных.
1. (В)течени_ всего дня мама (не)разговаривала со мной. 2. (В)следстви_ по уголовному делу появились новые материалы. 3. Ученые изучают Арктику (в)продолжени_ (не)скольких десятилетий. 4. Дунай в нижнем течени_ замерзает зимой почти на полтора месяца. 5. (В)следстви_ оледенения самолет начал терять высоту. 6. Я имел (в)виду совсем другое средство.


Приложенные файлы

Рекомендуем почитать

Наверх