Айвазовский среди волн описать научный стиль. Описание картины Айвазовского «Среди волн. Описание картины Айвазовского «Среди волн»

Организация предоставления услуг 25.03.2024

Жизнь мастера прошла в непрерывной взаимосвязи с морем как символа простора и свободы. Море, то волнующееся, то спокойное или бурное, щедро одаривало Айвазовского богатством впечатлений. Свою картину «Среди волн» Айвазовский написал, когда ему уже было восемьдесят лет. Она по праву является вершиной его мастерства.

Яростные седые валы мечутся над бездной. В гневе они рвутся ввысь, но свинцовые чёрные тучи, которые гонит штормовой ветер, нависли над пучиной. И здесь, как в аду, властвует природная стихия. Море бурлит, клокочет и пенится. Гребни валов искрятся. Кроме моря мы ничего не видим на картине. Ни одна живая душа не может зреть этот разгул морской стихии. Даже вольной птицы не видно на полотне…безлюдно… Увидеть этот настоящий планетарный миг, запомнить его, и перенести на полотно мог только великий художник. В этот миг можно осмыслить первозданность бытия на нашей земле. Сквозь рёв и грохот шторма вдали слышна тихая мелодия радости и умиротворения. Это пробивающийся в темноте луч солнца. Узкая полоска света, видимая где-то вдали. На картине Айвазовский изобразил морскую стихию - море под грозовым небом покрылось высокой волной. Сталкиваясь, волны как бы кипят. Художник в этом произведении отказался от изображения столь привычных для него деталей картины - обломки гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежной морской пучине. Айвазовский прекрасно мог драматизировать свои сюжеты, но, работая над этим произведением, он не воспользовался ни одним из них.

Мастерство, которое достигнуто в картине «Среди волн», это плод упорного и долгого труда на протяжении всей жизни художника. Работал над картиной Айвазовский легко и быстро. Отработанная рука художника уверенно лепила кистью именно ту форму, какую художник хотел ей придать. Краска ложилась именно так, как подсказывал ему многолетний опыт и чутьё великого мастера.

Такое чувство, что сам автор осознавал, что эта картина по своему исполнению значительно выше всех предыдущих работ за последние годы. Именно эту картину он не вывозил из Феодосии, несмотря на то, что после того, как её закончил, активно устраивал выставки своих работ в Лондоне, Москве и Петербурге. Он завещал это произведение галерее, находящейся в его родном городе Феодосии.

До последних лет жизни Айвазовский испытывал приток новых замыслов, которые его волновали. Написавший 6 тысяч картин, 80-летний мастер всё же оставался молодым начинающим художником, который ищет свой путь в искусстве.


Картина «Среди волн» считается вершиной творчества Айвазовского. Она была написана в 1898 году, когда художнику было уже за 80 лет.

Описание картины «Среди волн» Айвазовского

Вместо взволнованного моря художник изображает теперь бушующую стихию – бурлящее, покрытое волнами, штормовое море и грозовое небо.

На огромном полотне вверху изображена лишь узкая полоска грозового неба с низко мчащимися тучами, все остальное пространство заполнили волны бурного моря. Луч солнца, пробившись сквозь облака, как бы тонет в морской пучине. Волны пенятся, сталкиваются в бешеном водовороте, достигая на переднем плане почти натуральных размеров. Композиционным стержнем произведения служит центральная вздыбившаяся волна с белоснежной пеной на гребне, насквозь пронизанная солнечным светом. Как и большинство произведений художника, картина «Среди волн» написана импровизационным методом. Все в ней полно поэзии, особой музыкальной гармонии. Поразительно сочетание серебристо-серых, серовато-синих, сине-зеленых тонов. Краски палитры мастера легко и свободно ложатся на поверхность холста; слой их настолько тонок, что местами проступает белый цвет грунта.

В картине великолепно передана пластическая красота разбушевавшегося моря. Художник словно бы тщательно исследует малейший изгиб волны, легкое кружево пены, и эта тщательность не мешает ему создать пейзаж, в котором все частности сведены воедино, благодаря чему возникает героический и в то же время проникновенно-лирический образ моря.

В картине отражено стремление к лаконичности цвета, конкретизации образа. Со страстной напряженностью, в повышенно-эмоциональной и предельно обобщенной гамме красок выражены красота и мощь бушующего моря. С большим мастерством изображен необозримый морской простор, ослепительно сверкающие белизной пены крутые волны, насыщенный влагой, пронизанный солнечными лучами воздух. Этот одухотворенный образ моря - один из шедевров русской и мировой маринистической живописи.

Описание картины Айвазовского «Среди волн»

Айвазовский является одним из самых любимых моих художников.
Всю свою жизнь он посвятил созданию картин с морской тематикой.
Он мастерски изображал морскую стихию, никто другой ни до, ни после него не делал это лучше.
"Море - это моя жизнь", - говорил Айвазовский, и вправду страстно, до обожествления преклонялся перед объектом своей любви.
Картина «Среди волн» была написана в 1898 году, на 81 году жизни художника.

На этой картине автор мастерски изобразил разгневанную морскую стихию.
Мы видим на полотне шторм, бушующее море, грозовое небо, сильные волны, бурлящие и кипящие, готовые поглотить в себе всё живое.
Примечательно, что автор изображает только море, слитое с грозовым небом.
Здесь нет обломков кораблей, мачт, гибнущих мореплавателей, которые пытаются бороться со стихией, хотя всё это присутствует на других картинах автора.
Айвазовский изображает очень низкий горизонт, штормовое небо и бушующая морская стихия почти не разделены.
Это полотно вызывает у меня бурю эмоций, здесь волнение, тревога, страх, но в это же время и восхищение величием морской стихии.
Только гениальный мастер мог создать такую простую по композиции, но вызывающую такую сложную палитру эмоций картину.
Когда я смотрю на эту потрясающую картину, мне кажется, я слышу рокот волн и устрашающие раскаты грома.
Живописная палитра красок состоит из многочисленных оттенков серого, зелёного, синего.
Удивительно красочная гамма, при этом предельно скупая по цвету, практически монохромная.
Также мы видим белоснежную кружевную пену волн, что добавляет картине торжественного колорита.
Композиционно и сюжетно картина очень простая, но очень глубокая по восприятию.
Мы видим здесь свинцовые тучи, штормовой ветер, злые волны, но при этом можно заметить широкий луч света в углу картины, как надежду на грядущие светлые перемены.
Буря скоро стихнет, и мы снова увидим спокойное море.
Самое удивительное, что море на картинах Айвазовского всегда живое.
На этой картине нет людей или животных, главный герой картины, как и большинства картин художника, море.

Мне бы хотелось сравнить картину «Среди волн» с другим творением этого великого мастера, которое называется «Волна».
С одной стороны эти картины очень похожи, на обеих мы видим шторм, бурлящее и бушующее море, низкую линию горизонта, что объединяет морскую стихию с разгневанным небом.
Картины похожи и по цветовому строю.
Но при этом картина «Волна» мрачная, на ней изображена разрушающая стихия, которая поглощает в себе корабль и всё живое на его борту, несет смерть.
А картина «Среди волн» удивительно торжественная, в ней много светлых тонов, здесь мы видим величие морской стихии, а не смерть и разрушение.

Картина «Среди волн» по праву считается вершиной творчества художника и шедевром мировой живописи.
Для автора она тоже имела особенное значение, потому он и завещал её своему родному городу - Феодосии, где она хранится до сих пор.

"Среди волн"

Картину "Среди волн" Иван Айвазовский написал в год своего восьмидесятилетнего юбилея, всего за два года до смерти. Как и все свои картины, этот поэт водной стихии творил ее легко и с любовью. Кроме узкой полоски неба весь холст отдан Его Величеству Морю. Завершая свой жизненный путь, находясь на вершине своего мастерства, гениальный маринист все меньше и меньше добавляет в свои картины инородные для моря объекты: автор уже не нуждается ни в обломках кораблей, ни в уцепившихся за них людях, чтобы передать свои чувства. Здесь нет никого и ничего, кроме моря, ветра, неба и... света. Потрясающая передача цвета пронизанной светом воды, как и в его всемирно известном шедевре "Девятый вал", оставляет на втором плане чувство страха перед штормом, взбивающим пену и тучи, прижавшем к вспененным верхушкам волн почти черное грозовое небо.

Сейчас картина хранится в Картинной галерее Айвазовского в Феодосии. Но даже просмотр репродукций заставляет в восхищении замереть сердце. Не нужно быть художником, чтобы оценить гений автора, - достаточно, как и он, любить море. Картина поражает своим мастерством. Море под кистью Айвазовского оживает, вспененные волны словно выплескиваются за пределы экрана, не давая возможности думать о чем-то другом. Даже ракурс подобран так, что сложно представить себя стоящим на скале, на борту корабля или еще на чем-то привычном. Ты словно Дух Господень, что носится над водами: здесь и сейчас нет ничего и никого, кроме тебя и неукротимой стихии. Смотря на эту картину, начинаешь понимать, что слова Айвазовского: "Море - моя жизнь" - не красивые слова для публики, а отражение его истинных идеалов, его Истинной Любви.

Рекомендуем почитать

Наверх