Когда было написано послание иакова. Соборное Послание Св. Ап. Иакова. Кому написано послание

Налоги и отчетность 11.03.2024
Налоги и отчетность

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться.

Такими словами начинается одна из книг Нового Завета, соборное послание апостола Иакова.

Автором послания считается первый епископ Иерусалимский Иаков

Новый Завет

Первый вопрос считается решенным. В Новом Завете есть три человека с именем Иаков.

  1. Иаков Зеведеев, один из двенадцати Апостолов, брат Иоанна Богослова;
  2. Иаков Алфеев, тоже один из двенадцати Апостолов, возможный брат апостола и евангелиста Матфея;
  3. Иаков Младший или Иаков Праведный, брат Божий, один из семидесяти апостолов Христа, первый епископ Иерусалимский.

Первый был убит по приказанию Ирода Антипы достаточно рано – в 44 г. и оставить послание вряд ли успел.


Второй проповедовал среди язычников и вряд ли мог обращаться к евреям.


Иаков Праведный вел суровую подвижническую жизнь, обладал авторитетом и пользовался уважением у евреев, как христиан, так и иудеев, имел «полномочия» обращаться ко всем евреям, поэтому богословы и исследователи сходятся в том, что автором Послания был именно он.

Сведений о нем сохранилось не очень много. Он был братом Иисуса

Но родным, сводным или двоюродным – тут толкования разнятся.

Сначала вместе с другими братьями не верил в божественность Иисуса.

Но потом уверовал и ему явился Господь.

Иаков Младший принадлежал к числу 70 апостолов, которых Христос послал проповедовать по городам Палестины.

Апостолы возвели его на епископскую кафедру в Иерусалиме. Иаков считается первым Иерусалимским епископом.

Погиб Иаков мученической смертью: евреи сбросили его с крыла храма и закидали камнями.

Послание написано в конце 50-х годов в Иерусалиме

Убийство Апостола Иакова

Место и время создания Послания точно неизвестны. Исследователи, опираясь на источники, предположили, что Послание написано Иаковом незадолго до смерти. Апостол был убит в 62-64 г., значит, Послание было написано в период с 55 по 62 гг.

Местом написания считается Иерусалим. Сведений о том, что Иаков когда-либо покидал Палестину, не сохранилось.


Четкая авторская смысловая структура в Послании отсутствует. Цель Послания – вразумить христиан

Послание не имеет выраженного плана и структуры, что затрудняет его толкование. Автор спонтанно переходит от одной мысли к другой. Одной из наиболее распространенных в научной среде версией считается, что Иаков просто собрал в один текст несколько разных соображений по волнующим паству вопросам.

Объединенное библейское сообщество — международная христианская организация, объединяющая национальные библейские общества, делит текст Послания

«Объединенные библейские сообщества» делят текст Послания таким образом:

Вера и мудрость (1:2-8)

Иаков говорит здесь о проверке веры искушениями. Человек должен обладать мудростью, чтобы преодолеть их. Если человек чувствует, что мудрости ему не хватает, он должен попросить ее у Господа. Но получить просимое он сможет только если он тверд в вере:

6. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

7. Да не думает такой человек получить что‐нибудь от Господа.

Богатство и власть (1:9-11)

Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих

Испытания и искушения (1:12-18)

Господь посылает нам испытания и искушения для обретения сил к противостоянию греху. Если человек поддается искушению и впадает в грех, то это его вина:

13. В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,

14. но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

(Иак.1:13-15)

15. похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Слушание и исполнение Слова (1:19-27)

Господь дал нам Слово истины для спасения наших душ. Его надо принять и исполнить:

22. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

(Иак. 1:22-23)

23. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале…

Здесь же Иаков говорит о благочестии:

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Предупреждение против пристрастности (лицеприятия) (2:1-13)

2. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,

3. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «ты стань там» или «садись здесь, у ног моих»,

4. то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

5. Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

6. А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

7. Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

Человек не должен быть пристрастным:

8. Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», - хорошо делаете.

9. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками.

10. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем‐нибудь, тот становится виновным во всем.

Вера и дела (2:14-26)

20. Ключевая часть Послания. Смысл тут в том, что вера неразрывна с добродетельным образом жизни делами христианского милосердия:

21. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

22. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

23. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?

24. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

25. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

(Иак.2:20-24, 26)

25. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва

Мартин Лютер

Христианский богослов критикует Послание

Эту часть критиковал Мартин Лютер, указывая на тот факт, что отъявленные преступники делали якобы угодные Богу дела, вроде постройки церквей, тем самым получали очищение от грехов.

К этой мысли Иаков возвращается в 4-й главе:

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

О языке (3:1-12)

Язык человеческий – огромной силы инструмент:

4. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;

5. так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

Но пользоваться им человеку не под силу без Божьей помощи:

а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда

О мудрости свыше (3:13-18)

14. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

15. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

(Иак.3:14-15, 17)

16. Но мудрость, сходящая свыше, во‐первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна

Дружба с миром (4:1-10)

Иаков говорит, что в мире много порока из-за страстей человеческих. Поэтому пристрастие к земным делам и благам делает человека противником Бога:

Прелюбодеи и прелюбодеицы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.4:4).

Осуждение брата (4:11-12)

Единственный, кто может судить кого-либо – это Бог:

Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?

Предупреждение против тщеславия (4:13-17)

Жизнь быстра и непредсказуема, а дал ее Господь. Не нужно забывать об этом:

14. вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий

15. Вместо того чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», -

(Иак.4:14-16)

16. вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

Обличение богачей (5:1-6)

Несчастья обрушатся на богатеев, притесняющих простой народ.

1. Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

2. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

3. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.

4. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа

О долготерпении и молитве (5:7-20)

Послание завершается утешающими словами о терпеливом ожидании пришествия Господня и всепобеждающей силе молитвы.

Несмотря на сложности в исследовании, Послание святого апостола Иакова остается одной из признанных книг Нового Завета и его надо читать для укрепления в вере.


Апостол Иаков, обсуждая в своем Послании вопросы практической христианской жизни, обращается непосредственно к читателям. Он углубляется в самую суть проблемы, ведет разговор остро и откровенно, использует яркие образы и приводит примеры из повседневной жизни христиан.

Из серии: Библия говорит сегодня

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Послание Иакова (Д. А. Мотиер) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Введение

Каждый, кто хоть раз прочитал Послание Иакова, наверное, мог предположить, что его автор когда-то был проповедником. Иаков обращается непосредственно к своим читателям и задает им вопросы в той манере, в какой проповедники обращаются к своим слушателям. Не обманывайтесь, – говорит он (1:16), или в другом месте: Но хочешь ли знать? (2:20), или же: Итак, братия мои возлюбленные (1:19). Он распекает тех верующих, чьи ошибки обличает (4:13; 5:1); он привлекает внимание частым употреблением слова «вот», говоря о том, что его слушатели не должны упустить из виду (3:4,5; 5:4 и т. д.). Перед нами (всегда к месту) возникают воображаемые оппоненты (2:18), мы часто слышим риторические вопросы, задаваемые для того, чтобы наше внимание не ослабло (2:4,5, 14–16; 5:13), нам приводится множество примеров из повседневной жизни: лошади (3:3–6), источники вод, сады (3:11,12), земледельцы (5:7). Звучат удивительные по силе выражения, которые заставляют вздрагивать весь приход: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (1:2); Ты веруешь… хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (2:19). Читателей словно охватывает снова и снова волна живого и теплого общения. Так происходит тогда, когда с губ проповедника срываются слова, идущие прямо из сердца: братия, братия мои возлюбленные, братия мои (напр.: 1:2, 16, 19; 2:1, 5, 14; 5:7, 9 и т. д.).

Естественно предположить, что Посланию Иакова предшествовала устная проповедь. Этим же можно объяснить зачастую резкий переход Иакова от одной темы к другой. Автор с таким ярко выраженным даром проповедника, должно быть, часто слышал предложения, с которыми обращаются и к менее одаренным служителям: а что если опубликовать ваши проповеди, представить этот материал вниманию более широкого круга читателей? Не следует слишком увлекаться подобными предположениями, хотя Послание, бесспорно, выглядит как краткий конспект проповеди, в котором проповедник обозначил главные темы и некоторые детали своего обращения к верующим. Складывается впечатление, что автор ожидал вдохновения, приходящего к нему во время устных выступлений. Именно тогда он мог бы подробнее развить каждую тему и выстроить мосты между отдельными темами в проповеди. В ходе дальнейшего изучения Послания мы встретим много мест, к которым подходит это предположение. Пока же скажем следующее: подобно любой хорошей проповеди, Послание Иакова было составлено в полном соответствии с четким планом: введение, хорошо разграниченные подпункты основной части и заключение. Словно замкнув круг, заключение вернуло проповедь к началу и в то же время подвело ее итог.

Введение и заключение соотносятся друг с другом следующим образом:

Тема попечительства и заботы (5:19,20) вытекает из того главного, что изложено в главе 2. Точно так же постановка ударения на том, как опасно злоупотреблять языком, повторяет в части заключения (5:9,12) тему из главы 3:1-12. Совпадение и повторение тем во введении и в заключении попросту поражает: важные истины – терпение и молитва – появляются в начале Послания, а затем еще раз повторяются в заключительной части.

Позже мы поймем, почему Иаков перечисляет три аспекта развития христианина сначала в одном порядке (1:26,27), а затем переходит к подробному их изучению в другом порядке (2:1–5:6). На данный момент мы (образно говоря) исследуем весь лес, а не отдельные деревья. И видим, каким основательным и старательным учителем, каким реалистом был Иаков!

Тема «конфликта»

Христианин рожден для битвы. Прежде чем открыть нам тайну нашего рождения по воле Отца через слово Отца (1:18), Иаков напоминает, что наша старая природа по-прежнему жива и представляет для нас существенную опасность (1:13–16), несмотря на то что мы уже христиане. Рождение свыше само по себе не разрешает этого конфликта между старой и новой природой и не гарантирует легкой победы. В то же время нам не грозит опасность не выдержать испытаний или же потерпеть полное поражение. Новое рождение на самом деле приводит нас на поле битвы, где исход поединка между ветхой и новой природой уже давно предрешен. Поэтому Иаков продолжает свое учение о новом рождении (1:18), разъясняя процессы и условия роста, давая понять, что жизнь истинного христианина есть постоянная борьба, борьба с самим собой.

Кроме этого врага – нашей ветхой природы, внутренней составляющей нашего естества – мы встречаемся и с другими проблемами: нас настигают болезни, испытания и самые различные искушения. Церковь находится не в застывшем состоянии, она пребывает в постоянном движении и рассеяна по всему миру (1:1). Христиане – это действительно особые люди, но никак не охраняемый вид. Напротив, именно на их долю приходится большее количество ударов и испытаний. Так происходит потому, что терпеливое преодоление всякого рода испытаний и есть предназначенный нам путь Божий. Эти трудности Он уготовил Своему народу на пути к достижению духовной зрелости (1:4) и к получению венца жизни (1:12). Если бы можно было спросить Иакова: «Неужели так труден и извилист будет весь путь?», то мы услышали бы его ответ: «Да, до самого конца».

В этом Иаков ничем не отличается от других учителей, авторов Библии. Но он кардинально отличается от тех, которые говорят, что существует более легкий путь к святости (такие учителя были и есть до сих пор). Они предлагают либо опыт, либо определенную технику самосовершенствования, либо благословения, которые могут перенести нас к вечным высотам совершенной и чистой жизни без каких-либо усилий с нашей стороны. Такие учения не имеют под собой библейского основания и, таким образом, противоположны учению Иакова. Более того, они прямо ведут к катастрофе. Они приводят тех, кто поверил в них, к сильнейшим разочарованиям, ибо не может быть никакой надежды на успешное применение этих теорий на практике. Это не Божий путь. «Быть некоторым начатком», – говорит Иаков (1:18). А это значит, пройдя пору младенчества, детства и отрочества, достичь духовной зрелости (1:19–25). Твое возрастание должно быть истинным христианским развитием. Помни, что, только преодолевая препятствия в жизни, ты сможешь дойти до финиша, одержав победу.

Христианская жизнь

Святость, к которой призывает нас Иаков, – это святость жизни, не оскверненной миром, и такая жизнь должна отличать нас от мира сего (1:276). Когда автор развивает эту тему (3:13-5:6), он призывает нас (3:13) к доброму поведению. Конкретизируя это утверждение, он предупреждает, что дружба с миром есть вражда против Бога (4:4).

Христиане с тридцати– или сорокалетним опытом жизни во Христе знают, какое серьезное значение придавалось раньше учению об отделении от мира. Те, кто стал Христианом до середины 40-х годов, помнят, как последовательно (и с любовью) старшие объясняли младшим, чего христианину делать не следует, куда нельзя ходить и как не нужно одеваться. Не стоит сомневаться в серьезности и чистоте их намерений. И все же нас повели в неверном направлении. Нас воспитали в святости на противодействии: какая бы мода ни была в «мире» (т. е. вне христианского общества), она обязательно отвергалась как противоречащая христианским нормам морали. Нас призывали просто отвергать все стандарты окружающего мира.

Если мы посмотрим вокруг, то увидим, что политика отрицания старого и категорическое отделение себя от мира привели к тому, что многие христиане не хотят принимать такую концепцию. Если все это делают, почему этого нельзя делать христианам? Да, нам нужно жить по христианским законам, а не противодействовать миру, мы должны быть послушны Божьему Слову, живя и соприкасаясь с окружающим. Послание Иакова поможет нам в этом.

Оздоровление поместной церкви

Разница между христианами и нехристианами особенно ощутима в том, как происходит общение в поместной церкви. Церковь есть Божья семья, и все члены этой семьи - братья. Если это слово слишком смущает своей четкой принадлежностью к мужскому роду, тогда нам следует просто ощутить себя детьми, рожденными от одного Отца (1:18). Не стоит обижаться, что Иаков использует слово мужского рода, и пусть очарование часто повторяющихся слов коснется нашего разума и сердца. Быть может, тогда в нас зародится решимость создать и в нашей поместной церкви такую же атмосферу. Пусть в нашей церкви происходит свободное общение богатых и бедных (1:9-11), которые одинаково считают свою веру величайшим богатством (2:5). Пусть у нас будут отношения заботы и попечения друг о друге, пусть ни брат, ни сестра никогда не уйдут от нас, не удовлетворив свою нужду (2:15). Научимся же обуздывать свой язык, чтобы не стать орудием злословия и суда (4:11,12; 5:9). И чтобы мудрость свыше господствовала в обстановке полного мира и согласия (3:17), являясь основанием и почвой истинного единения, на которой можно произрастить плод праведности (3:18). Иаков довольно властно обращается к вселенской церкви (1:1), но единственная реальная власть, о которой он упоминает, – это власть Слова Божьего и старейшин поместной церкви (5:14). Нам тоже следует восстановить такое понимание и восприятие церкви. Если бы окружающие нас люди увидели, что в микроклимате поместной церкви можно разрешить все их проблемы, вражду и злобу, разногласия и лишения, нам не нужны были бы дополнительные усилия по благовестию. Тогда жизнь церкви стала бы светом для темного царства города, и этот свет сиял бы с вершины высокого холма, и скрыть его было бы невозможно.

«Не было между ними никого нуждающегося»

Иаков был членом церкви, которая настолько преуспела в разрешении нужд братьев и сестер, что об этой церкви было сказано: «Не было между ними никого нуждающегося» (Деян. 4:34). Верующие не жалели ничего и отдавали последнее, чтобы помочь своим братьям. Право на собственность никогда не оспаривалось (ср.: Деян. 5:4), не предпринималось никаких попыток учредить «христианскую коммуну», не говоря уже о христианском коммунизме. Однако действовало одно великое правило: верующие продавали имения и собственность и (доел.) «разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:45 и 4:34). Они не ставили перед собой цели избавиться от собственности как таковой, но желали удовлетворить насущные потребности нуждающихся братьев и сестер. В такой исторической обстановке Иаков писал свое Послание, раскрывая нам то, что происходило в сердце его.

Тема бедных и богатых затрагивается в Послании снова и снова (1:9-11; 2:1–7, 14–17; 4:13–17; 5:1–6). Иаков вторит Иисусу, Который сказал, что богатому будет трудно войти в Царство Небесное. Иаков говорит, что богатство может вызвать высокомерное отношение к окружающим. У богатого появляется тщеславная потребность видеть к себе особое отношение, вместе с богатством приходят превратные мысли о собственной мудрости. А еще Иаков утверждает, что бедные становятся особым объектом Божьей любви и что плоды бедности в духовном плане могут быть очень большими. Но величие мысли автора состоит в том, что он призывает всех верующих использовать личное богатство на заботу и попечительство о бедных.

К счастью, в современном мире проявляют большую заботу о людях нуждающихся. Однако Иаков мог бы задать нам два вопроса. Во-первых, достигла ли наша помощь бедным того уровня, о котором говорится в Деяниях святых Апостолов, когда не утаивалось ничего из того, что могло послужить нуждам всего собрания верующих? Сейчас очень многие верующие прекрасно обеспечены материально и могут выделить на такую помощь достаточное количество денег. Но если подходить к этому вопросу с позиций бедной вдовы из Евангелия от Марка 12:44, отдавшей все до последнего, то нам нечем гордиться. Во-вторых, Иаков мог бы спросить: понимаете ли вы, что удовлетворение потребностей нуждающихся не может считаться делом второстепенным или дополнительной обязанностью, а представляет собой главное и обязательное условие вашей веры? Если бы мы могли услышать свидетельство Иакова по этому вопросу, сколько людей дало бы обязательства помогать бедным! Ведущую роль в деле нашего спасения играет Отец: родил Он нас словом истины (1:18). Это значит, что сердцем Своим, по природе Своего характера, добровольно, без воздействия внешних сил. Он устремился к нам, чтобы удовлетворить нашу самую большую потребность в любви и сострадании. Чувство сострадания проистекает из Его природы. Если это так, то и мы не можем считать заботу о бедных лишь внешним и формальным долгом; тогда забота о ближних становится тем, что делает нас. Его детей, похожими на Отца, и таким образом служит доказательством работы благодати в наших сердцах.

Фактор неожиданности

Искренне верующий человек являет собой и еще одно свидетельство благодати. Когда доктор приходит к пациенту, он говорит: «Покажите язык». Так и Иаков рассматривает наше умение говорить, наш язык не только как признак нашего духовного здоровья, но и, что удивительно, как ключ к нашему духовному благосостоянию. Автор Послания поразительным образом акцентирует наше внимание на старых истинах, на том, о чем часто говорится в Библии. Петр, например, утверждает: «…кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей…» (1 Пет. 3:10). Но в своем Послании Петр цитирует Псалом 33:13,14, другими словами, повторяет то, с чем соглашается все Писание.

Иаков же создает новый, образный подход, используя примеры коня, корабля и огня (3:2 и дал.): если только мы сможем держать в узде свой язык, то сможем управлять своей жизнью (как конем), сможем четко соотносить ход жизни с материально выверенным курсом (как у корабля), сможем сдерживать разрушительные (подобные огню) силы собственной грешной природы. Язык – ключ ко всему: это и есть основа библейской психологии, говорит Иаков. Оставаясь практичным до конца, зная, что нас реально волнуют проблемы нашей власти и верности, он не позволяет нам очертя голову бросаться за новыми учениями или прибегать к различным средствам, предлагаемым всякими шарлатанами. Ответ кроется в нашей человеческой природе.

Главная задача заключается в том, чтобы с большим вниманием относиться к Библии, ибо именно с ее помощью открываются нам те истины, которые мы иначе никогда не считали бы значительными. Мы сами несем ответственность за то, чтобы наша жизнь шла праведным путем, а сердцевиной нашей праведности является… язык!

Что мы знаем об Иакове?

Ранее мы обсудили те актуальные и практические вопросы, которые рассматриваются в этом тщательно выверенном послании. Но что мы знаем об авторе этих строк, благородном Иакове, рабе Бога и Господа Иисуса Христа (1:1)?

В Новом Завете упоминаются три человека по имени Иаков: Иаков, сын Зеведеев (Мк. 1:19; Деян. 12:2 и т. д.), один из тесного круга апостолов; Иаков, сын Алфея, которого возможно отождествить с Иаковом-младшим, или же с «Иаковом меньшим» (Мк. 3:18; 15:40)!; и, наконец, Иаков, сын Иосифа и Марии, брат Господа (Мф. 13:55; Деян. 12:17; 15:13 и дал.; 1 Кор. 15:7; Гал. 1:19; 2:9). Принято считать, что Иаков, сын Зеведеев, рано претерпел мученическую смерть (44 г. н. э.) и не мог быть автором данного Послания. Но точно этого нельзя утверждать. Нет никаких достоверных свидетельств, которые бы не позволяли предположить раннюю дату написания Послания Иаковом Зеведеевым, а аргументы в пользу более позднего написания недостаточно убедительны. Единственная причина, по которой «Иаков меньшой» не может быть автором Послания, заключается лишь в том, что о нем ничего не известно! То же фактически можно сказать об Иуде, о котором известно только имя в заголовке его Послания. Но древнее предание приписывает авторство Послания Иакову, брату Господа. До XVI в. этот факт никак не оспаривался, но позднее по этому вопросу возникли серьезные споры. Многие специалисты и теперь поддерживают идею авторства Иакова, брата Господа. Но другие исследователи с равной долей вероятности считают, что это Послание было написано неизвестным автором, возможно, где-то между 70 и 130 гг. н. э.

Обе стороны в попытке убедить сомневающихся в правильности своего решения ссылаются на один и тот же аргумент: качество греческого языка, на котором написано Послание. Все соглашаются с тем, что автор был прекрасным лингвистом, хорошо знавшим и чувствовавшим язык. В связи с этим возникает вопрос, мог ли Иаков, брат Господа, получивший скромное воспитание и образование, достичь таких литературных высот. Одних ученых эти соображения заставили отказаться от предполагаемого авторства Иакова, сына Иосифа и Марии; другим же показалось очень важным представить веское подтверждение своим предположениям об авторстве. Например, Питер Дейвидс склоняется к тому, что автором оригинального текста был брат Господа, но редактор, который издал проповеди Иакова, окончательно оформил текст Послания в том виде, в каком он дошел до нас. Однако все это предположения. Художественные способности и исключительные таланты не нуждаются в объяснении их происхождения. Они всегда проявляются там, где их меньше всего возможно ожидать. Но мы вправе спросить, почему такие выдающиеся родители, как Иосиф и Мария, не могли иметь детей с исключительными способностями. Следует принять во внимание и тот факт, что самым первым и самым поразительным Божьим даром для Церкви, одним из наиболее существенных даров Пятидесятницы, был дар языков, умение общаться с людьми на их языке (Деян. 2:8, 11). Мы не можем проверить, что именно Иаков унаследовал от своих родителей, но давайте же вспомним, что он также принял излияние Духа в день Пятидесятницы (Деян. 1:14), а значит, тоже получил дар интеллектуального общения. Более того, как указывает Софи Лоуз (Laws. Р. 40), «невозможно убедительно доказать, что Иаков Иерусалимский не мог написать это Послание на хорошем греческом языке, поскольку все исследователи признают, что греческий был широко распространен на территории Палестины».

Если бы не существовало других аргументов для отрицания авторства Иакова, брата Господа, кроме отличного качества греческого языка, то мы могли бы порадоваться его достижениям и быть благодарными за этот труд. Однако есть другие соображения, которые подтверждают, что этот Иаков не писал Послания. Во-первых, при чтении его мы словно видим церкви, живущие в спокойной обстановке и хорошо устроенные. Роупс, например, утверждает, что данное Послание было написано где-то между 70 и 130 гг. н. э., то есть много лет спустя после падения Иерусалима в 70 г., когда ситуация нормализовалась, и задолго до восстания иудейского мятежника Бар-Кохбы в 130 г. Но этот аргумент неубедителен. В истории церкви было слишком много периодов – и до, и после предполагаемого, – когда послание в адрес рассеявшихся церквей могло создать впечатление обстановки мира и спокойствия.

Во-вторых, выдвигаются доводы о возможной связи этого Послания с посланиями Павла. Роупс считает, что Послание Иакова было написано позже, чем послания Павла, «чьи формулировки Иаков не одобряет, не понимая их истинной направленности». Смысл этого неудачного утверждения в том, что Иаков выражал несогласие с доктриной Павла об оправдании верой, а потому написал свое Послание в полемическом духе, чтобы вернуть церковь на правильный путь. По преданию, Иаков умер в 62 г. н. э. К тому времени и Послание к Галатам, и Послание к Римлянам уже были написаны. Павел же, без сомнения, сформулировал и опубликовал свою доктрину оправдания еще до того, как написал свои послания. Вполне возможно, это произошло еще при жизни Иакова. Таким образом, этот аспект их взаимоотношений не может повлиять на более позднюю датировку написания данного Послания.

Но попробуем возразить и последующим более чем высокомерным доводам Роупса. Разве Иаков и Павел не были полностью согласны друг с другом? Ответ на этот вопрос содержится в ключевом отрывке 2:14–26, и нам нет нужды подробно останавливаться на том, что мы будем разбирать позже. Я считаю, что утверждение о якобы имевшихся разногласиях между Иаковом и Павлом основывается лишь на толковании отдельных слов Иакова, которые рассматриваются в отрыве от контекста. Павел и Иаков не согласны друг с другом настолько же, насколько не согласованы друг с другом статьи 11 и 12 из «Тридцати девяти статей» основ англиканского вероисповедания статья 11 гласит: «Мы праведны пред Богом только по благодати нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа через веру». Статья 12 гласит: «Добрые дела, являясь плодами веры… приятны и угодны Богу во Христе и обязательно проистекают из истинной и живой веры». Трудно было бы более сжато выразить основные мысли учений Павла и Иакова. Павел задавался вопросом: «Как можно получить спасение?» Ответ же его звучал так: «Только верой». Иаков поставил вопрос: «Как проявляется истинная и спасающая вера?», и отвечал на него: «Делами». Мы пойдем по ложному пути, если предположим, что между Павлом и Иаковом существовали разногласия по этому жизненно важному вопросу. Оба великих мужа рассматривали одну и ту же проблему. Некоторые люди тогда спрашивали, что если спасение дается только по милости и благодати Бога, а от нас требуется лишь вера, то какое значение может иметь наш образ жизни, если у нас есть «простая вера» (напр.: Рим. 3:8; 6:1; Иак. 2:18,19). На этот вопрос оба апостола дали один ответ, но выразили его несколько по-разному. Павел утверждал, что спасающая вера соединила нас не только с Иисусом, Который умер на кресте, но и с Иисусом, Который воскрес из мертвых. Если мы воистину умерли вместе с Ним, тогда мы и жить должны вместе с Ним обновленной жизнью (см.: Рим. 6:2 и дал., 13 и дал.). Иаков же отвечал на этот вопрос, исследуя природу самой веры, показывая, что после крещения настоящая и живая вера должна проявляться в тех добрых делах, которые «обязательно проистекают из истинной и живой веры» (см.: Иак. 2:20–22).

В-третьих, существует еще ряд доводов против авторства Иакова, брата Господа. Они основаны на соотношении текста этого Послания с текстом главы 15 Деяний святых Апостолов. Иерусалимский собор обычно датируют 48 г. н. э. Значение его несомненно неоценимо для развития христианской церкви. Собор дал точное определение условиям, при которых язычники могут стать ее членами, и в достигнутом соглашении Иаков сыграл очень важную роль. Но в самом Послании нет ни слова о соборе, или же о противоречиях, которые пришлось преодолеть на встрече, или же о решении собора. Джон Робинсон предлагает считать это свидетельством того, что Послание было написано до собора. Роупс же полагает, что со времени собора прошли годы и память о разногласиях уже стерлась. Но ни одна из этих позиций все же не кажется достаточно убедительной.

Жизнь всегда сложнее теорий. В Деяниях 16:1–3 мы читаем, что Павел на соборе энергично и успешно выступал против требований обрезания язычников как необходимого условия вхождения в церковь. Но, вернувшись домой после собора, он тут же обрезал Тимофея из уважения к чувствам иудеев, живших в тех краях. Пыл разногласий улегся сразу же! Для Павла, как и для Иакова, намного важнее другие факторы. Поэтому то, что собор не упоминается, никак не может помочь определить дату написания Послания и уж совсем не может считаться аргументом против авторства Иакова Иерусалимского.

В главе 15 Деяний есть и другие интересные моменты, на которые также следует обратить внимание. Во-первых, существует сходство в выражениях, использованных в соборном послании и в Послании Иакова. Некоторые из этих параллельных мест касаются обычных вопросов и не столь важны, однако другие более весомы. Иаков начинает свою речь, обращенную к собору, словами: «Мужи братия! послушайте меня» (Деян. 15:13), и мы невольно вспоминаем сходный призыв: Послушайте, братия мои возлюбленные (Иак. 2:5). На соборе Иаков цитирует пророчество Амоса о язычниках, «между которыми возвестится имя Мое», и та же мысль и те же слова повторяются в Послании в 2:7. Если Иаков принимал участие в создании соборного послания (как должно), тогда ссылка на «возлюбленных наших Варнаву и Павла» отражает всю любовь автора, который в своем Послании неустанно повторяет это обращение снова и снова: братия, братия мои, братия мои возлюбленные (напр.: 1:16, 19; 2:5). Софи Лоуз необоснованно отвергает это свидетельство, утверждая, что «историческая точность повествования Луки подвергается сомнению». Она продолжает настаивать на абсолютной надежности схематического портрета Иакова, представленного в главах 15 и 21 Деяний, и на собственной интерпретации этого повествования. Она считает, что Иаков просто обязан быть сторонником старого закона: разве Лука не рисует его председателем собора, озабоченным строгим соблюдением этих законов? Разве Иаков не предлагает Павлу (Деян. 21:18 и дал.) принять участие в ритуале очищения? Такое отношение к закону, по ее мнению, не увязывается с позицией автора Послания. В чем же заключается проблема? Давайте предположим, что Послание было написано Иаковом Иерусалимским сразу после созыва Иерусалимского собора. Иаков, конечно, мог находиться под влиянием многих старых законов, в атмосфере которых он вырос, как утверждает предание. Но что он мог сказать как составитель соборного послания всей Церкви в целом? Определенно, он не стал бы навязывать ей то, что собор решил считать несущественным. Он не стал бы настаивать на выполнении всех требований ритуальной практики, что было возможно для тех, кто жил недалеко от храма, но практически невыполнимо для большого количества обращенных в рассеянии. Напротив, он выдвинул бы требование подчиниться главным моральным принципам закона, что, судя по соборному посланию, он и сделал. Ибо соборное послание есть «книга закона» в более глубоком и всеобъемлющем смысле, чем любое другое, отдельно взятое послание Нового Завета.

Но было ли стремление Иакова, о котором мы читаем в главах 15 и 21 Деяний, продиктовано его преданностью закону? Вряд ли. Его поведение на соборе характеризует его как великого миротворца. Его участие в дискуссии на соборе объясняется его желанием обеспечить основу, в соответствии с которой все могли бы прийти к соглашению. Как и в главе 21 Деяний, мы видим, что он не принимает ни одной из крайних точек зрения, а занимает позицию посредника, ибо если не предпринять такого шага, то обе стороны разойдутся ни с чем. Его дар убеждения проявляется в том, что Павел последовал его совету пройти ритуал очищения. Однако же Иаков никак не предполагал, что он может пострадать от иудеев во время очищения в храме, поскольку подчинением закону он через Павла обеспечивал почву для согласования различных взглядов и предпочтений между христианами. Такой Иаков похож на автора Послания, в котором центральное место отведено улаживанию разногласий и настойчивому поиску гармонии.

Высказываются предположения, что если бы Иаков был братом нашего Господа, то в Послании нам встретилось бы больше ссылок на Господа Иисуса. Но кто знает? Можно возразить, что если письмо писал человек, который только хотел назваться Иаковом, он мог недвусмысленным образом показать, какого именно Иакова он хотел представить. Совершенно очевидно, что в Послании нет ничего, что свидетельствовало бы против авторства брата Господа, и, как мы уже упоминали, многое доказывает именно это. Задумаемся еще вот над чем. Какого Иакова из Нового Завета мы знаем, кроме Иакова Зеведеева, апостола, умершего мученической смертью? Кто мог подписать свое послание именем «Иаков» и быть уверенным, что все знают, о ком идет речь? Только один – Иаков, сына Иосифа и Марии, брат Господа.

Единственное, на чем настаивает Послание, это имя автора – Иаков. В этом имени заключено многое из вдохновенного свидетельства Божьего Слова, и это не сравнимо ни с чем другим в Послании. Наверное, не нужно выдумывать какого-то анонимного автора, ибо имя открыто. Если мы последуем за указателями, они приведут нас к единственному Иакову.

Послание Иакова Аркадий Ким

Многие библейские имена изменились, пройдя путь от еврейских до греческих, латинских, французских, английских и русских эквивалентов. Ни одно имя не подверглось столь сильному изменению в сравнении с первоисточником, как "Иаков". Взятое от еврейского «Яаков» (Якоб), оно переводилось на греческий как «Иакобос». Имя Иаков (Якоб) было очень популярным среди иудеев, и в Новом Завете упомянуто четыре человека с таким именем. Каждый из них был предложен, как автор этого послания, но с различной степенью вероятности и поддержки богословами.

1. Апостол Иаков, сын Зеведея и брат Иоанна (Мф. 4:21). Если бы апостол Иаков был автором, то не возникло бы такого длительного нежелания принимать это послание (см. ниже). Кроме того, Иаков был замучен в 44 г. от РХ, вероятно до того, как было написано это послание.

2. Иаков, сын Алфеев (Мф. 10:3). Он почти неизвестен, за исключением того, что числился в списках апостолов. То, что автор мог называть себя просто Иаковом без каких-либо отличительных званий, свидетельствует о его известности в то время.

3. Иаков, отец Иуды (не Искариота, Лк. 6:16). Этот человек был еще более незаметным, и его можно без колебаний исключить.

4. Иаков, сводный брат нашего Господа (Мф. 13,55; Гал. 1,19). Скорее всего, он и есть автор послания. Он известен, но скромен, так как не упоминает своего физического родства с Христом. Этот человек председательствовал в Иерусалимском совете и оставался в городе до самой смерти. Он известен как «очень иудейский» христианин, ведущий чрезвычайно строгий образ жизни. Короче говоря, и история (Иосиф Флавий), и церковная традиция помнят его как христианина, который только и мог написать такое послание.

Внешнее свидетельство авторства

У Иакова оно одно из самых слабых внешних свидетельств, так как самые ранние отцы церкви только упоминают, но не ссылаются на него. Свидетельства нет и в каноне Муратори. Вероятно, это произошло потому, что послание из Иерусалима было адресовано восточным иудеям и многим оно казалось противоречащим учению Павла об оправдании верой. Однако на Иакова ссылаются Кирилл Иерусалимский, Григорий Назианзин, Афанасий и Джером. Евсевий сообщает нам, что Послание Иакова было среди книг, против которых высказывались (antilegomena) некоторые христиане, но сам он ссылался на нее как на Священное Писание.

Внутреннее свидетельство об авторстве Иакова весьма сильно. Оно согласуется с нашим знанием стиля Иакова в книге Деяния и в Послании Галатам, а также с историей диаспоры, известной из других источников. Нет никакой причины подделывать или выдумывать такую книгу - она не содержит никаких существенных дополнений к вероучению (во втором столетии это неизменно присуще всем еретическим подделкам). Иосиф Флавий сообщает нам, что Иаков имел среди иудеев очень хорошую репутацию человека, преданного закону, но был замучен за свидетельство о своем Мессии, когда это было запрещено. Этот иудейский историк говорит, что Иакова побили камнями по приказу первосвященника Анании. Евсевий сообщает, что Иаков был сброшен с храмовой башни, а затем избит дубинками до смерти. Гегезипп объединяет эти два сказания. Тот аргумент, что греческий стиль Послания Иакова «слишком хорош» для палестинского иудея, свидетельствует о полном незнании удивительных интеллектуальных способностях избранных людей.

Историческая обстановка

Иосиф Флавий пишет, что Иакова убили, когда ему было 62 года. Таким образом, послание должно предшествовать этому событию. Так как в послании ничего не сказано о решениях, принятых Иерусалимским советом в отношении соблюдения закона (48 или 49 г. от РХ), на котором председательствовал Иаков (Деян. 15), повсеместно принята дата между 45 и 48 г. от РХ.

Литературная цель

Иаков всецело опирается на учение Господа Иисуса в Нагорной проповеди. Это можно легко проследить при следующем сравнении:

Предмет у Иакова

Параллель у Матфея

Бедственное время. Иак.1:2,12; 5:10

Молитва Иак.1,5; 4,3; 5,13-18

Мф.6,6-13; 7,7-12

Чистое око Иак.1,8; 4,8

Богатство Иак.1,10-11; 2,6-7

Мф.6:19-21,24-34

Гнев Иак.1,19-20; 4,1

Закон Иак.1,25; 2,1,12,13

Чистая вера Иак.1,26-27

Царский закон Иак.2,8

Милость Иак.2,13

Вера и дела Иак.2,14-26

Корень и плод Иак.3,11-12

Истинная мудрость Иак.3,13

Миротворцы Иак.3,17-18

Суд над другими Иак.4,11-12

Истребление сокровищ Иак.5,2

Клятвы Иак.5,12

- "закон совершенный" (1:25),

- "закон царский" (2:8)

- "закон свободы" (2:12).

2. Послание Иакова имеет много сходного с Книгой Притч. Как и в Притчах, его стиль резковатый, образный, выразительный и трудно поддающийся анализу. Часто встречается слово «мудрость».

3. Другое ключевое слово в послании – «братия». Оно встречается пятнадцать раз и напоминает нам о том, что Иаков пишет верующим, даже если временами кажется, что он обращается к неверующим.

4. В Новом Завете Послание Иакова в какой-то мере наиболее авторитарно. То есть Иаков щедр на наставления больше, чем любой другой автор. В коротком тексте - в 108 стихах - содержится пятьдесят четыре наставления (в повелительной форме).

Богословские темы

Эта книга, возможно, первая из написанных книг Нового Завета, поэтому имеет сильный иудейский колорит, и учение ее никак не может относиться к другому периоду. Оно применимо к нам сегодня и очень необходимо. Следует отметить, что послание было адресовано церкви, переживавшей тяжелые времена. Христиане тогда еще не знали мученичества, однако страдали от экономических преследований и угнетений, и церковь сдавала свои позиции. Есть два вида реакции церкви, испытывающей на себе давление мира. Ее члены либо сплачиваются и помогают друг другу, либо идут на компромисс с миром и разделяются на враждующие группировки. Иаков хотел бы видеть в церкви первое, но чаще всего имел место второй вариант, когда люди изо всех сил старались «пробиться» в этом мире. Подобные проблемы существуют и в современной церкви, что делает это послание актуальным и по сей день.

Главная цель книги – призвать церковь к благочестивому образу жизни в условиях давления мира. Иаков приводит 5 основных принципов благочестия, которые он раскрывает с разных ракурсов в течение всей книги:

1. терпение;

2. мудрость;

3. чистота;

4. ценности;

5. поступки.

Основные темы книги

Как говорилось ранее, основная тема Послания Иакова – это благочестие в условиях давления мира. В своем послании Иаков раскрывает 5 ключевых принципов благочестия. Они составляют 5 основных тем книги.

Терпение

  • основа совершенства (1:2-4)
  • в свете второго пришествия Христа (5:7-11)

В своем послании Иаков дважды поднимает вопрос о терпении. В начале книги и в 5 главе, практически в конце книги. Тем самым он желает показать, что в условиях, в которых находится церковь, терпение является самым важным проявлением благочестия. Иаков говорит, что терпение является основой благочестия. Именно терпение является той силой, которая помогает нам проявлять благочестие не только в благоприятных для хождения с Богом условиях, но и в период давления извне. Терпение является той добродетелью, которая помогает выжить другим добродетелям в условиях гонений, несправедливости и прессинга. Учитывая ветхозаветную историю, служение Господа и Его пророческое слово «в мире будете иметь скорбь…», христианскую веру просто невозможно представить без этой добродетели. Иаков говорит, что эта добродетель рождается именно в период испытаний. И когда она появляется, помогает сохранить другие добродетели. Терпение – это как иммунитет в нашем организме. Мы понимаем особую значимость нашего иммунитета в период атаки на наш организм. Иммунная система человека помогает сохранить действие других органов и систем нашего тела в безопасности, даже если это порой болезненно сказывается на нашем организме. Но, как ни странно, то, что оберегает наш организм в период атаки, закаляется и совершенствуется именно в период атаки. В наш век антибиотиков, анальгетиков и жаропонижающих средств, мы порой, не готовые переносить даже самые малейшие проявления нашего иммунитета, подавляем его действие лекарственными препаратами. И тем самым теряем естественную защиту нашего организма. Подобно этому, в минуты испытаний, мы зачастую не готовы и не желаем проявлять терпение, требуя от Бога облегчения и комфорта. Конечно, всему есть мера. Подобно тому, как наш организм порой нуждается в помощи, чтобы облегчить симптомы болезни, нам нужно облегчение от Господа в трудные и тяжелые моменты. Но нам важно научиться доверять Господу в том, что Он знает меру нашего испытания. И в период испытания не требовать от Него скорейшего избавления, а просить у Него сил, чтобы проявлять терпение. И именно в такие моменты мы взгреваем и другие наши добродетели. Именно это, по словам Иакова, является нашей возможностью к совершенствованию.

Кроме того, Иаков призывает читателя к терпению и даже к долготерпению, в свете второго пришествия Господа нашего, Иисуса Христа. Для Первой церкви ожидание Господа было одной из самых главных мотиваций к благочестию. Научиться не ожидать многого от этого века и ждать всего от встречи с Господом – это было основным принципом жизни первых христиан. Именно ожидание удивительной встречи, когда Господь расставит все точки над i, помогало переносить все трудности и невзгоды с терпением. Сегодня, к сожалению, по большей части церковь разучилась так ждать Господа. Прелести этого мира слишком реальны и заманчивы, чтобы отказываться от них. Мы не готовы сегодня проявлять терпение, потому что многого хотим от этого века, забывая о встречи с Господом. Комфорт, престиж, роскошь и т.д. слишком заманчивы, чтобы отказываться от них. Мы не хотим менять это на поношение, оскорбление, несправедливость, жертвенность, лишения и позор. Но нам важно задуматься над тем, что Господь сегодня к нам гораздо ближе, чем к тем, кто жил 2000 лет назад. Вероятность того, что Он придет сегодня намного больше, чем для первых читателей этого послания. Нужно помнить, что встреча с Ним несравнимо драгоценнее, чем все безделушки этого мира. Нужно помнить о ценности встречи с Ним, тогда ценности этого мира просто померкнут. Ожидание встречи с Господом – это лучшая причина для нашего долготерпения. Тот, кто сполна понимал всю ценность нашего терпения, мог написать в своем послании: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения…», делая ударение на слове «радость».

Мудрость

  • обретаетсячерез веру (1:5-8)
  • Истинная мудрость (3:13-18)

По словам Соломона, именно мудрость является источником праведной жизни. И Послание Иакова повторяют ту же идею.

Я помню слова одного из моих наставников: «Грех крайне непоследователен и неразумен». По-настоящему мудрый человек никогда с легкостью не согласится на грех, даже под давлением. И праведная, благочестивая жизнь, прежде всего, является показателем настоящей мудрости.

Иаков призывает церковь набраться мудрости, чтобы сохранить благочестие в период атак этого мира. Он говорит, что мудрость не приобретается просто так. Источником истинной мудрости является Господь. Зачастую, люди думают, что знания и опыт делают человека мудрым. Но Иаков утверждает, что истинную мудрость человек может обрести только от Бога, если будет просить с верой. В 3 главе Иаков сравнивает мудрость от Бога с мудростью, которую человек обретает в веке сем. И Иаков говорит, что истинная мудрость от Бога всегда добродетельна, а мудрость от мира не гнушается злом. Мудрость от Бога приносит благо ближнему, а мудрость от мира разрушает отношения с ближним, нанося вред окружающим.

Хорошее ободрение для каждого из нас в том, что Бог, по словам Иакова, дает мудрость всем просто и без упреков. Любой может обрести мудрость от Господа. И это будет мудрость высшей пробы.

Чистота

  • Отношение к греху или терпение в искушениях (1:12-18)
  • Следить за своим языком (3:1-12)
  • Клятва. Чистота в слове – производит взаимное доверие (5:12)

Говоря о чистоте, Иаков, рассматривает несколько важных принципов. Во-первых, он говорит об источниках чистоты и нечистоты. Иаков утверждает, что источник нечистоты сидит в самом человеке, в его похоти, а источником чистоты является Бог, Который абсолютно благ. Человеку необходимо понять, что когда возникает искушение, причина вовсе не в Боге, Который допускает это, а в нас. Искушение является результатом наших личных желаний. Потому что Бог, будучи благ, никогда и никого не подводит ко греху. Это личный выбор человека. Во-вторых, Иаков говорит о необходимости следить за своим языком. Язык или речь является важной составляющей благочестия. И во многом чистота человеческой жизни определяется чистотой языка. Иаков утверждает, что язык является таким органом, которым очень трудно управлять. И порой он является источником добродетели, а порой тот же самый язык становится источником зла. И, как очень правильно и мудро подмечено - «кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». И в добавление к этому принципу, Иаков в 5 главе говорит о том, что чистота человеческой жизни определяется соотношением слов и дел человека. И если человек чист в слове, т.е. его слова не расходятся с делами, то он заслуживает доверия у окружающих. Для нас важно, чтобы наши слова предполагали именно то, о чем мы говорим. Если мы говорим «да», то это должно быть «да», а если «нет», то - «нет».

Ценности

  • мирские и христианские (1:9-11)
  • быть нелицеприятным (2:1-13)
  • ценность смирения (4:1-10)
  • ценность Бога в нашей жизни (4:11-17)
  • обратная сторона богатства (5:1-6)

Следующим важным аспектом благочестия являются наши ценности. Прежде всего, Иаков касается материальных ценностей. Учитывая ситуацию, когда верующим приходилось нести лишения в материальном плане за свою веру, Иаков призывает дать адекватную оценку материальным ценностям. Он подчеркивает временный характер материальных ценностей.

Далее Иаков призывает, чтобы верующие не брали уровень материального богатства за основу для построения отношений друг с другом. Иаков желает показать, что зачастую Бог принимает тех, кого люди отвергают по причине недостатка материальных средств. Даже при соблюдении такой заповеди, как «возлюби ближнего своего», важно иметь правильные мотивы. Иаков говорит о том, что порой уровень материальных благ ослепляет нас, и мы перестаем видеть истинную сущность человека. Поэтому Писание призывает нас лучше смотреть на сердце человека, чем на его кошелек. Бог осуждает людей, которые заботятся лишь о своем обогащении, не думая о нуждах других людей. Он показывает бессмысленность накопления богатства. Все это является лишь временной ценностью. Кроме того, Бог обещает взыскать с тех, кто накопил богатства за счет других людей. Иаков напоминает, что именно люди, ослепленные богатством и своим положением, несправедливо осудили Господа Иисуса Христа.

Также Иаков говорит о ценности нашего смирения пред Богом. Люди склонны быть гордыми и тщеславными. Но это пагубно отражается на жизни человека, на его отношениях с ближним, на его ожиданиях от Бога и даже на молитве. Писание говорит «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Смирение ценно, потому что именно через смирение мы приближаемся к Богу. Человеку, который даже не может точно сказать, что с ним будет завтра, бессмысленно самому пытаться строить и планировать свою жизнь. Правильнее в смирении спрашивать у Господа направление своей жизни.

Поступки

  • Быть исполнителем слова (1:19-25)
  • Конкретные дела, а не пустословие (1:26-27)
  • Милосердие – проявление веры (2:14-26)
  • Забота о ближнем (5:13-20)

И, наконец, последний аспект благочестивой жизни. Это конкретные поступки. Иаков отвергает философский, абстрактный подход к благочестию. В его послании благочестие непременно должно реализовываться в действиях и поступках. И это, прежде всего, послушание Слову Божьему. Умение в точности исполнять Божье Слово является наивысшим показателем благочестия. Конкретное слово – конкретные поступки, в этом благочестивый образ жизни в Послании Иакова. Во-вторых, благочестие в данном послании непременно выражается в милосердии, в помощи бедным, нуждающимся. Благочестие у Иакова очень активное. Он не делает только акцент на том, чего не должен делать верующий, но пытается сфокусировать читателя на активном служении людям. К сожалению, для многих людей благочестие или праведность ограничивается лишь тем, что не нужно делать, но в этом послании Бог желает показать, что Он ожидает от нас активного благочестия, когда мы задаём себе вопрос: «Что мне нужно делать?» И если мы правильно зададим этот вопрос, то, несомненно, от Бога, который всегда был другом обездоленных, услышим призыв – помогать нуждающимся. И, в-третьих, Иаков говорит об отношениях, которые должны царить в общине. Он желает показать, что церковь – это единый организм, где верующие открываются друг перед другом, молятся друг за друга, ободряют, обличают, утешают и помогают преодолевать различные трудности и препятствия, которые возникают в христианской жизни. Иаков дает понимание, что церковь – это не театр, в котором демонстрируется спектакль каждое воскресенье, в одно и то же время. Это полноценная жизнь настоящей семьи, наполненная переживанием и радостью, победами и поражениями, трудностями и поддержкой. Быть истинным верующим – это значит жить в семье, Божьей семье.

Структура книги

  1. Терпение: основа совершенства 1:2-4
  2. Мудрость: обретается через веру 1:5-8
  3. Ценности: мирские и христианские 1:9-11
  4. Чистота: отношение к греху или терпение в искушениях 1:12-18
  5. Поступки:
    1. Быть исполнителем слова 1:19-25
    2. Конкретные дела, а не пустословие 1:26-27
  6. Ценности: быть нелицеприятным 2:1-13
  7. Поступки: милосердие – проявление веры 2:14-26
  8. Чистота: следить за своим языком 3:1-12
  9. Мудрость: истинная мудрость 3:13-18
  10. Ценности:
    1. Ценность смирения 4:1-10
    2. Ценность Бога в нашей жизни 4:11-17
    3. Обратная сторона богатства 5:1-6
  11. Терпение: в свете второго пришествия Христа 5:7-11
  12. Чистота: Клятва. Чистота в слове производит взаимное доверие 5:12
  13. Поступки: забота о ближнем 5:13-20

Вопросы для изучения Библии по Посланию Иакова

Послание Иакова, 1 глава

1. Какая реакция на испытания должна быть у верующего, по словам Иакова? Почему? Какие обстоятельства вашей жизни сегодня не приносят радости? Считаете ли вы свою жизненную ситуацию уникальной или ее можно соотнести с жизнью других верующих?

2. Какое отношение мудрость имеет к людям, от которых требуется верность в условиях давления мира? Просили ли вы когда-нибудь мудрости у Господа или вам достаточно своей?

3. Чем вы гордитесь в своей жизни? Имеет ли это какое-то отношение к вечности? То чем вы гордитесь, имеет ценность, потому что так решило общество или это действительно ценно, независимо от позиции окружающих людей?

4. Возникает ли у вас искушение свалить свою вину на другого? Каковы ваши действия в ситуации, когда вы совершаете грех? Ваша обычная реакция на обличение: принятие, оправдание, отвержение? С каким неправильным желанием Вам труднее всего бороться?

5. Постарайтесь измерить свое послушание по следующим параметрам: промежуток времени между полученным словом от Бога и исполнением, процент исполнения, с каким сердцем Вы проявляете послушание. Как часто вы нацелены на активное благочестие? Подумайте, кому из окружающих вас людей, вы смогли бы сегодня оказать реальную помощь.

Послание Иакова, 2 глава

1. В построении отношений с людьми, всегда ли ваш выбор совпадает с Божьим? Какую категорию людей, которые были в обществе Иисуса, вам трудно сегодня принять в свое общество?

2. Почему Бог осуждает лицеприятие? Какой реальный урон наносит лицеприятие нашей духовности?

3. Какое имеет значение правильная мотивация при соблюдении заповеди?

4. Прочитайте еще раз стихи с 1 по 13. Почему Иаков начинает с лицеприятия, а заканчивает милостью? И почему он говорит «милость превозносится над судом»?

5. Попытайтесь объяснить, как взаимодействуют спасение по вере и дела? Что имеет ввиду Иаков, когда говорит «человек оправдывается делами, а не верою только»?

Послание Иакова, 3-4 главы

1. В чем опасность и парадокс нашего языка, по словам Иакова?

2. Какими качествами обладает мудрость земная и мудрость свыше?

3. Каким образом неправильные желания и ценности влияют на построение отношений с другими людьми? И почему дружба с миром несовместима с нашими взаимоотношениями с Богом?

4. Что, по мнению Иакова, является ключом к противостоянию с дьяволом и изменению нашей жизни?

5. Почему мы не имеем право злословить на брата?

6. К чему приводит надменность и тщеславие?

Послание Иакова, 5 глава

1. Какое предостережение богатым дается в начале этой главы? Какие последствия могут возникнуть, если иметь неправильное отношение к материальным средствам?

2. Является ли приближение встречи с Господом для вас ободрением в трудные минуты жизни? Что в вашей жизни свидетельствует о том, что вы ожидаете пришествие Иисуса? Как ожидание скорой встречи с Господом влияет на ваши поступки, чувства и отношение с людьми?

3. Кто лично для вас является примером долготерпения?

4. Насколько трепетно вы относитесь к верности своему слову? Считаете ли вы, что неисполненные обещания уничтожают доверие и являются грехом?

5. Какое участие вы принимаете в жизни вашей поместной церкви? Как часто вы помогаете прихожанам вашей церкви? Можете ли вы сказать, что регулярно молитесь за прихожан вашей церкви?

6. Есть ли человек в вашем окружении, которому вы доверяете и который действительно, постоянно помогает в вашем хождении с Богом? Как много людей вокруг, которые смело, с любовью, могут сказать вам о ваших ошибках и грехах?

7. Кому из прихожан вашей церкви вы помогаете благочестиво ходить пред Богом?

Когда мы проявляем любовь к кому-то, но при этом поступаем с лицеприятием, имея неправильные мотивы, например, из-за денег. То параллельно мы грешим, потому что обижаем бедного. И тем самым, мы в итоге не можем сказать, что исполнили заповедь. Но если мы делаем это из милости, то нет опасности, что мы можем кого-то обидеть или обделить. Поэтому милость превозносится над судом.


ГЛАВА 1

1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться.

2 С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения,

3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;

4 терпение же до́лжно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка .

5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, - и дастся ему.

6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.

8 Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих.

9 Да хвалится брат униженный высотою своею,

10 а богатый - унижением своим, потому что он прейдёт, как цвет на траве.

11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет её опадает, исчезает красота вида её; так увядает и богатый в путях своих.

12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его .

13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,

14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

16 Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные.

17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий .

19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,

20 ибо гнев человека не творит правды Божьей.

21 Потому, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:

24 он посмотрел на себя, отошёл и тотчас забыл, каков он.

25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своём действии.

26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие.

27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы опекать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира.

ГЛАВА 2

1 Братья мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

2 Ибо, если в собрание ваше войдёт человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдёт же и бедный в скудной одежде,

3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, -

4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

5 Послушайте, братья мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его?

6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете.

9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.

10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём.

11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; потому, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.

12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы (так как сами готовитесь быть судимыми по закону свободы - греч. ) .

13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

14 Что пользы, браья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,

16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?

17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречён другом Божьим".

24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев (разведчиков ) и отпустив их другим путём?

26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

ГЛАВА 3

1 Братья мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,

2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело.

3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулём направляются, куда хочет кормчий;

5 так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

6 И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,

8 а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем людей, сотворённых по подобию Божьему.

10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братья мои, этому так быть.

11 Течёт ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?

12 Не может, братья мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать солёную и сладкую воду.

13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

ГЛАВА 4

1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?

2 Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите.

3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?

6 Но тем большую даёт благодать; потому и сказано: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.

7 Итак покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас.

8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.

9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль.

10 Смиритесь пред Господом, и вознесёт вас.

11 Не злословьте друг друга, братья: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.

12 Един Законодатель и Судья, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?

13 Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль";

14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.

15 Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", -

16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (хула на СВЯТОГО ДУХА Истины ) .

ГЛАВА 5

1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.

4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиёт, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.

6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.

7 Итак, братья, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждёт драгоценного плода́ от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.

8 Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.

9 Не сетуйте, братья, друг на друга, чтобы не быть осуждёнными: вот, Судья стоит у дверей.

10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братья мои, пророков, которые говорили именем Господним.

11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец его от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.

12 Прежде же всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землёю, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению.

13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы.

14 Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

16 Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.

18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

19 Братья! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,

20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов.

Послание апостола Иакова - книга Нового Завета. Она относится к соборным посланиям. Помимо Послания Иакова соборные послания включают в себя Послание Иуды, два послания Петра и три послания Иоанна называют соборными посланиями. Соборные – так как адресованы всей христианской общине.

Послание Иакова читать онлайн.

Послание апостола Иакова состоит из 5 глав.

Цель послания - научить и ободрить верующих, укорить и пробудить к милосердным действиям. Это рассуждение о практической святости.

Во время Христа, согласно библейским текстам, было четыре лица, носивших имя Иаков.

  1. Так звали брата Иоанна.
  2. Так звали сына Алфея.
  3. Так звали отца Иуды.
  4. Так звали брата Христа.

Долгое время библеисты не могли определиться, какой именно Иаков был автором соборного послания. На сегодняшний день практически единогласно ученые автором послания считают первого иерусалимского епископа Иакова Младшего, называемого «брат Господень». В средние века автором также часто называли Иакова Алфеева, так как в те времена Иакова Младшего и Иакова Алфеева считали одним лицом.

Братом Иисуса в то время был видным руководителем Иерусалимской церкви. Хотя Иаков рос вместе с Иисусом, он, вероятно, не веровал вплоть до воскресения Иисуса из мертвых. Спасительная вера пришла только после встречи с воскресшим Иисусом.

Время написания.

Поскольку ученым доподлинно известна дата смерти Иакова Младшего (62 год), то соборное послание апостола Иакова не могла быть написано позже 62 года н.э.

Если учесть тот факт, что автор ничего не говорит об Иерусалимском соборе 49 года, то можно предположить, что послание было написано между 45 и 48 годами. Есть вероятность, что хронологически Послание святого апостола Иакова является первой книгой Нового Завета, поэтому предположение, что Иаков со своим понятием «действенной веры» полемизирует с апостолом Павлом и его понятием «внутренней веры», скорее всего, является неверным. Апостолы дополняют друг друга и определяют веру во всей ее полноте.

Значение Послания святого апостола Иакова

Основная мысль послания Иакова в том, что «вера без дел мертва». Апостол Иаков утверждает, что истинная вера должна выражаться в делах милосердия и христианской любви.

Апостол Иаков адресует послание «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», следовательно, Иаков адресует послание евреям-христианам, живущем на Востоке, в Вавилоне и Месопотамии. Видимо, именно поэтому Послание Иакова изначально входило в список канонических книг в малой Азии, но было включено в Святой канон в Риме только в конце 4-го века. Церкви Рима и Карфагена сомневались, можно ли считать это Послание Иакова каноническим - христиане на Западе не могли легко и быстро признать послание, написанное в Иерусалиме и адресованное евреям, жившим в странах восточного рассеяния.

Послание Иакова имеет характер публичной проповеди. Оно выдержано в авторитетном тоне – в тексте аж 54 повелительных предложения, что еще раз свидетельствует о том, что автор занимал высокое положение в христианском мире Иерусалима.

Стиль речи послания Иакова живой и понятный – даже сложные вещи подаются доступно. Короткие предложения, ясные метафоры и простые сравнения – вот стилистика послания. Здесь также много риторических вопросов. В тесте много ссылок на тексты Ветхого Завета.

Послание апостола Иакова, по всей видимости, написано под прямым влиянием от речей Иоанна Крестителя. Вполне вероятно, что апостол Иаков лично присутствовал на проповедях Иоанна. Текст послания также созвучен Нагорной проповеди Христа. Соборное послание Иакова написано на древнегреческом языке. Оно прекрасно по форме и наполнено глубочайшим содержанием.

Цель послания - призвать верующих к истинному духовному росту. Послание заостряет внимание на практической стороне христианской жизни. По мнению автора, самоотверженность и личная стойкость перед грехом – истинный путь веры. Автор показывает, как должна проявляться вера на практике в повседневной жизни.

Послание апостола Иакова – краткое содержание.

Глава 1 . Приветствие. Рассуждение об искушениях и о радости, которые человек должен испытывать, противостоя искушениям. Об источниках и степенях искушения. Слово о гневе. Рассуждения о стойкости веры и покорности Слову Божьему.

Глава 2 . О лицеприятии и необходимости соблюдения закона целиком. О вежливости и учтивости. О сострадании и последовательности. О необходимости принимать и помогать ближним. Утверждение о том, что вера без дел мертва.

Глава 3 . Тезисы об опасности необдуманных слов и о том, что речь подлежит контролю. Рассуждения об истинной мудрости. Истинная мудрость – красива, милостива и мирна.

Глава 4 . О причине конфликтов и о пути от ненависти к смирению. Осуждение грехов и распрей. О важности справедливости. Путь от самонадеянности к вере.

Глава 5. Обращение к богатым с предостережением. Опасность и тленность богатства. Призывы к терпению. Примеры и признаки терпения. Рассуждение о силе молитвы. Забота о заблудших.

Рекомендуем почитать

Наверх