Моральный долг и сверхдолжные поступки. Что такое моральный долг Определение слова моральный долг

Розница 17.10.2023
Розница

Моральные ценности носят императивный характер и обязательны к исполнению. Императивность морали находит выражение в понятии «долг».

Моральный долг как понятие этики обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам. Моральный долг требует не принуждения, а самопринуждения . Долг осознаётся как внутреннее побуждение, как необходимость совершать какие-либо действия. Долг является проявлением необходимости, поэтому выполнение долга ставит человека перед необходимостью отказаться от собственного выбора. Долг несёт в себе нравственное начало только в том случае, когда его выполнение является добровольным делом . Нравственный долг – сознательное и свободное подчинение требованиям морального поведения. Следуя долгу, мы осознаём приоритетность более высокого начала, чем наши собственные интересы.

Долг человека подразделяют на два вида: эмпирический и собственно моральный. Эмпирический долг: долг родительский, дружеский, перед родиной, профессиональный и т. п. Нравственный долг (общечеловеческий) – это бескорыстное неизбирательное благоговение ко всем живым существам. Эмпирический долг может вступать в противоречие с общечеловеческим долгом. (Например, между корпоративностью принципов профессиональной морали и общечеловеческой моралью.)

Исторически содержание морального долга менялось. В доклассовом обществе существовало «талионное право» (возмездие, по силе равное преступлению). Оно гласило: «око за око, зуб за зуб». Талион действовал только применительно к другой общине. Он не предполагал индивидуального долга и индивидуальной ответственности.

В раннеклассовом обществе талион сменился «золотым правилом нравственности»: (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Средневековая христианская этика рассматривает золотое правило нравственности в контексте Нагорной проповеди: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки». Долг, диктуемый в этом случае, это уже нравственный закон. Л. Н. Толстой рассматривал золотое правило нравственности как этический вариант, присущий всем религиям, наиболее последовательно сформулированный в учении Иисуса Христа.

И. Кант развил идею золотого правила. Категорический императив вменяет человеку поступать так, чтобы максима (краткое изречение нравственного, этического характера; правило поведения, которым человек руководствуется в своих поступках) его воли могла послужить основой всеобщего законодательства. Это означает, что нравственным является такое поведение, которое обеспечит гармонию между людьми.


Человек, исполняя долг

– выполняет его требования без внешнего принуждения;

– относится к требованиям долга таким образом, как будто он сам их установил;

– убеждён в правильности требований;

– выполняет долг бескорыстно.

Моральный долг человека предполагает:

– содействовать благу других людей;

– противостоять злу;

– добродетельность;

– не допускать в себе порочности.

Моральный долг – это осознание необходимости того, что предписывается моральным идеалом. Как пишут А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян, неправильно понимать долг как форму общественного контроля за индивидуальным поведением. Мораль представляет собой систему взаимных обязанностей.Моральным долгом в отношениях с другими людьми является такое отношение, при котором человек является только целью и никогда средством . Это утверждение является одной из формулировок категорического императива И. Канта. Моральный долг выражается в бескорыстном, доброжелательном отношении друг к другу. Категорический императив должен действовать при любых условиях. Он основан на чистой воле, не затронутой чувствами. Долг суров и требует от человека спокойного и последовательного служения.

Моральный долг перед самим собой состоит в том, чтобы никогда не становиться средством в чужих руках , не соглашаться на кабальные отношения, попытаться быть счастливым. Человек не должен забывать о своём счастье, это позволит лучше выполнять нравственный долг перед другими людьми.

Контрольные вопросы

1. Является ли чувство долга результатом воздействия идеологии, воспитания? Ответ аргументируйте.

2. Можно ли долг рассматривать как результат самодисциплины?

3. Санкции морального долга носят идеальный характер, обращены к сознательной, свободной личности. Согласны ли вы с этим утверждением?

4. Почему этику Канта называют этикой долга?

Стыд

Стыд является переживанием своего несоответствия моральным требованиям перед лицом других людей. Стыд характеризует зависимость человека от мнений окружающих людей. Человек может испытывать стыд даже в тех случаях, когда убеждён в своей нравственной правоте. Проявляя свои негативные качества, человек подвергается осуждению со стороны других людей, сердится на себя самого. Маркс, характеризуя такое состояние человека, писал: «Стыд – это гнев, обращенный внутрь».

В стыде мы понимаем важность связи с другими людьми, переживаем, как трудно быть не принятыми. Стыд – это наши реальные действия, которые предстают перед глазами других людей. Человек испытывает стыд в следующих ситуациях:

– когда осознаёт своё несоответствие ценностям, господствующим в обществе (ценности успешности, морального достатка, культуры, образованности и т. п.);

– будучи не в состоянии воспроизвести существующие в обществе стандарты поведения: ничего не понимать в Интернет и т. п.;

– в случае вмешательства других людей во внутреннюю, интимную жизнь;

– когда не способен проявить качества (смелость, честность и т. п.), необходимые в конкретной ситуации.

Ложный стыд возникает, когда человек чувствует своё несоответствие перед лицом аморальных требований (например, человек стыдится неумения проявлять агрессивность).

Контрольные вопросы

1. Может ли человек испытывать стыд из страха быть отвергнутым?

2. Может ли человек испытывать стыд от неспособности следовать стандартам моды?

3. В чём нравственное значение стыда?

У каждого из нас есть определённые обязанности. Это синоним слова «долг». То есть то, что подлежит безусловному выполнению. Определяется обычно либо внутренними побуждениями человека, либо общественными требованиями. С этим всё понятно, но что такое объективные обязанности? Об этом можно рассказать более подробно.

О понятии

Понять, что такое объективные обязанности, можно, если разобрать данный термин. И если определение второй части предельно понятно, то значение первой многие затрудняются объяснить.

Что такое «объективность» по своей сути? В общем смысле слова - характеристика тех процессов и факторов, которые от желания или воли людей (отдельного человека) не зависят. Можно привести пример из сферы новостей. Если диктор скажет: «Сегодня на улице тепло» - это будет субъективная информация. Может, это только ему тепло? А для кого-то сегодняшняя погода таковой не кажется. А вот если он скажет «На улице 24°С» - это уже будет объективно. Точная информация без оценки.

Но что такое объективные обязанности? Приняв во внимание всё вышесказанное, можно сделать вывод - это действия, выполнение которых для человека является посильным и реальным.

Примеры из жизни

Что такое объективные обязанности, можно понять, если обратиться к примерам из жизни. Она у каждого из нас так или иначе связана с межличностными отношениями. Мы находимся в окружении родителей и других членов семьи, друзей, знакомых, коллег, одноклассников, однокурсников… перечень можно продолжить. И перед всеми ними у каждого человека есть пресловутые объективные обязанности. И, конечно же, ответственность. Хочет того человек, или нет - их надо выполнять.

Примеры нас окружают везде. Взять, допустим, сферу быта. Семья из трёх человек живёт в одной квартире. За ней необходим уход. Каждый из членов семьи обязан вносить свой в него вклад - протирать пыль, чистить ковры, мыть окна, выполнять стирку. Даже если не хочется, такое распределение обязанностей является правильным.

Ежедневные ситуации

Мало кто задумывается об этом, но совокупность объективно необходимых обязанностей человека сопровождают его постоянно - изо дня в день.

Вообще, принято считать, что все мы, вступая в отношения с окружающими, становимся «должными» им. Как и они - нам. Даже если это незнакомец. Человек подошёл к случайном прохожему узнать время или попросить сигарету - тот ему не отказал. В данном случае его объективная обязанность заключается в словесной благодарности, так как незнакомец ему помог.

Или, например, человек зашёл в супермаркет за продуктами. Набрал их в тележку - что дальше? Правильно, он идет на кассу и оплачивает продукты. Это его объективная обязанность, сама собой разумеющаяся.

Студент был зачислен в университет, что он теперь должен делать? Посещать занятия, готовиться к семинарам и отрабатывать практику. И это лишь некоторые примеры, которых на деле существует в сотни раз больше.

Моральный долг

Это последняя тема, заслуживающая внимания. Её необходимо затронуть, рассказывая о том, что такое объективные обязанности.

Обществознание даёт данному понятию такое определение: моральный долг - это то, что человек хочет выполнить, исходя из своих внутренних побуждений. Обязанности, которые имеют нравственное начало, и выполняются, как доброе дело. Это сознательное и самовольное подчинение требованиям, предъявляемым моральным поведением. Объективность данных обязанностей обосновывается внутренними убеждениями. Вот пример: человек всегда, в любых ситуациях помогает своей маме, считая это своим долгом. В один из дней он возвращается домой невероятно уставшим, после длительной командировки, и даже не понимает, какая из частей его тела не болит. Единственное, чего он хочет - отправиться в ванную, а потом в кровать. Но вдруг ему звонит мама и просит её встретить у гипермаркета на другом конце города, потому что сумки с продуктами тяжелые. Естественно, человеку меньше всего хочется ехать куда-то и лишний раз напрягаться. Но помочь маме - его объективная моральная обязанность. Поэтому он собирается и едет.

Введение

Нравственность - один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Смысл нравственности заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Этика -- (греч. ?ийкьн, от др.-греч. ?ипт -- этос, «нрав, обычай») -- философское исследование морали и нравственности Словарь по этике ОНЛАЙН // moralphilosophy.ru. .

Однако само слово «долг» в последние годы стало исчезать из русского лексикона. Сегодня в России нередко можно услышать такое нравоучение: «Никто на всей Земле ничего никому не должен!». А ведь человеческий социум нашими далёкими предками создавался для взаимопомощи людей друг другу. И эта взаимопомощь была долгом каждого. Если бы наши предки не ощущали этого, само общество, социум, не могло бы возникнуть.

Целью настоящей работы является рассмотрение морального долга как категории этики.

Понятие и сущность морального долга

Долг - это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться более значимой воле, чем собственная Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. - М.: Академический Проект, 2006. - С. 62.. «Долг, - сказано в словаре В.И. Даля, - всё должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его». Ключевым словом здесь является слово «обязанность». Человек, по Далю, безусловно, обязан Богу, государству, семье. Как обычно своё определение понятия он иллюстрирует пословицами и поговорками, которые характеризуют отношение русского человека к долгу:

· «Долг не ревёт, а спать не даёт»,

· «Долг платежом красен»,

· «Должно жить, как Бог велит»,

· «Не всё должно, что можно» Толковый словарь Даля ОНЛАЙН // slovardalja.net..

Можно выделить два вида долга, которые в реальной жизни тесно переплетаются: эмпирический и моральный.

Эмпирический долг представлен множеством разновидностей: долг родительский и детский, братский и дружеский, долг перед родиной, профессиональный долг.

Моральный долг - это долг бескорыстного неизбирательного благоволения ко всем разумным, а в идеале - ко всем живым существам.

Заметим, что следует отличать при осмыслении категории долга производственных, политических, воинских, гражданских и иных обязанностей человека от морального долга в собственном смысле, означающего безусловное уважение человеческого достоинства в каждом индивиде, утверждение гуманности общества.

Известны различные подходы к пониманию сущности морального долга, определяемые мировоззрением. Религиозное мировоззрение усматривает основу долга в божественных заповедях; атеистическое - в самой природе человека, в априорном моральном законе, в естественном стремлении человека к получению удовольствия, наслаждения. Соответственно разные философы по-разному отвечают на вопрос: кто правомочен определять содержание долга: совесть, общество или моральное чувство индивида.

Важной вехой развития содержания морального долга в истории этической мысли было творчество Иммануила Канта (1724-1804). Кант - философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии, основатель «критического» или «трансцендентального», идеализма. Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792). К ним примыкают работы Канта «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), «Религия в пределах только разума» (1793) Калинников Л.А. И. Кант о специфике морали и ее роли в системе нравов // Кантовский сборник. - 2009. - № 2. - С. 61. . Кант делает попытку всесторонне решить проблему «Человек и окружающий мир», ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые он в «Критике чистого разума» сформулировал так:

«1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?»

И Кант был абсолютно прав, утверждая, что в этих трех вопросах объединяются «все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)» Кант И. Критика чистого разума. - М.: ЭКСМО, 2010. - С. 661..

Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» Там же. - С. 499.. Согласно Канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.

Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех.

Подобно другим способностям человека, чувство долга, согласно Канту, является непознаваемым в своих истоках. Но мы не можем отрицать разумного характера нравственного долженствования. Разве не разумно то, что нравственный долг повелевает любить друг друга? Разве не разумно его требование уважать себе подобных? Исходя из этого, Кант делает вывод о том, что нравственный долг -- это проявление практического разума, который обладает безусловным приоритетом по отношению к разуму теоретическому.

Согласно Канту, нравственное чувство должно быть опосредовано долгом, ограничено им. А долг -- это нечто безусловное и самодостаточное. Ю.Э. Соловьев пишет: «Нравственность, по Канту, не может быть обусловлена ни расчетом, ни выгодой, ни стремлением к счастью или наслаждению» Соловьев Э.Ю. Кант: знание, вера и нравственность // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и культуры). М.: Прогресс, 1991. С. 74.. Нравственное поведение, утверждает он, вообще не может иметь внешних мотивов. А в качестве единственного внутреннего мотива такого поведения он признает только долг. Нравственно человек поступает тогда, подчеркивает Кант, когда действует вопреки склонности, расчету и т.п. И такая этика называется этикой ригоризма.

Для исследования понимания категории морального долга современными авторами, приведем некоторые встречающиеся в литературе определения морали.

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. - М.: Наука, 1986. - С. 34, 56, и др..

Другое определение морали дает В.А. Макеев: «Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.» Макеев В.А. Этика и мораль в корпоративных отношениях // Власть. - 2011. - № 1. - С. 59..

Долг - категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях Хазыкова Т.С. Ответственность личности как социально-психологический феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 6. - С. 36..

Обобщая приведенные мнения, можно сделать вывод, что моральный долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Что такое долг? Весь мир потрясла трагедия Армении - землетрясение в декабре 1988 г. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди пока не умеют ею управлять. А подготовиться заранее? Оказывается, можно. Существуют специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удается достигнуть главное: сократить число жертв.

Яркий пример - случившееся спустя год после Армении землетрясение приблизительно такой же силы в Сан-Франциско (США). Погибших 63 человека. А ведь это город многомиллионный, с гигантскими небоскребами (ни один из которых, кстати, не был разрушен, даже не покосился). В Армении же многие здания рассыпались как карточные домики. Чаще всего потому, что при сооружении нарушались строительные нормы. А ведь должны же были их соблюдать... Должны были...

А еще раньше был Чернобыль - величайшая в истории авария... Тут уж на стихию не сошлешься. Были грубо нарушены правила эксплуатации и обслуживания оборудования станции, не сработала специальная защита, потому что была отключена, хотя делать этого нельзя, нельзя категорически. Персонал станции обязан был неукоснительно, тщательно соблюдать эти правила. А руководители должны были постоянно, неустанно все проверять, контролировать, заботиться о безопасности и т. д. Должны были...

Вы, возможно, подумали, что примеры приведены особые, чрезвычайные. Действительно, мы обратились к ним для того, чтобы сразу обострить ваше внимание.

Давайте теперь присмотримся к тому, что порой происходит в нашей повседневной жизни.

Вот знакомые купили цветной телевизор - радость для всей семьи. Долго собирали деньги, волновались, выбирали и наконец стали счастливыми обладателями современной техники. Однако радость была недолгой: вскоре телевизор запылал, как костер, едва квартиру не спалил.

А бывает, горят дома, гибнут люди... Но ведь тот, кто произвел этот телевизор, должен был, обязан был сделать его хорошо, надежно... Должен быть...

Друг поклялся всегда быть рядом - и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен быть...

Случайно разбил в лаборатории прибор, но не признался, соврал да еще пытался свалить вину на другого - сподличал.

А ведь должен был просто честно все рассказать и по возможности исправить оплошность. Должен...

Пишет анонимщик гнусный донос на невинного человека, рассчитывает, что на освободившееся место назначат его. А ведь должен честно заслужить свое продвижение по службе... Должен...

Выросли дети, живут своей жизнью - все вполне нормально. Но вот старых своих родителей забывают - так меньше хлопот. А ведь должны заботиться о них... Должны...

Примеры можно продолжать. Однако вы, конечно, поняли, что речь идет о долге, и даже примерно представили себе, что это такое. Предлагаем вам сопоставить ваши личные мысли с мыслями тех, кто специально занимается вопросами морали.

Люди верующие считают долг «искрой Божьей», которая вместе с разумом и голосом совести дана людям от Бога. Есть ученые, которые, как бы продолжая линию религии, утверждают, что моральный долг является для человека врожденным законом или общественным инстинктом, сходным с инстинктами животных. Атеисты спорят с этими утверждениями, доказывая, что чувство долга сформировалось у людей постепенно, по мере развития человеческой истории.

Что же такое долг? Как его определить? Впрочем, не будем торопиться с определением. Давайте подумает о сути, о главном.

Долг, утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. Вступая в отношения с окружающими, с обществом, мы приобретаем тем самым определенные объективные обязанности - это во-первых, а во-вторых, ответственность, т. е. столь же объективную необходимость эти обязанности постоянно выполнять. Ну, например, вы ученик. Есть у вас обязанности? Несомненно, сами знаете. Другой пример: вы пошли в кино, стали кинозрителем. Есть обязанности? Конечно, надо купить билет, занять в кинозале свое, а не чужое место, не разговаривать во время сеанса, не мешать другим смотреть фильм, не мусорить и т. д. Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина, Земля. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определенные объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания (т. е. хотим мы или не хотим, но непременно должны выполнять свои обязанности). Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя. Обманул, подвел товарища - можешь остаться вообще без друзей; скверная, халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику и т.д.

Долг общественный н долг моральный . Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг - это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять (или, как говорят ученые, совокупность объективно необходимых обязанностей человека). Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе и на отдыхе, в учебе и в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, в отношении к друзьям, окружающим людям, природе, а также по отношению к самому себе. Чтобы общество и отдельный человек могли жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей - должен, и все тут! Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем - и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.

Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись без принуждения, добровольно? Эта задача веками волновала и сейчас волнует тех, кто размышляет о морали. И люди сумели решить ее, найти четкий ответ: нужно, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу.

Что же такое моральный долг?

Предлагаем вновь обратиться к примерам. Одним из первых российских фермеров был Николай Сивков («Архангельский мужик», как назвали свой фильм о нем сценарист А. Стреляный и режиссер М. Голдовская). Огромное мужество понадобилось этому человеку, чтобы преодолеть сопротивление местных бюрократов. Не убоялся, выстоял. Почему?

А почему не побоялись все те, кто боролся против тоталитарной системы? Мы теперь знаем, сколько мужества, здоровья, а порой и жизней потребовала от них борьба. Вот и давайте подумаем вместе: можно ли утверждать, что люди лишь честно исполняли свой общественный долг? Мог же Сивков ограничиться честной работой в колхозе, а не брать на себя одного целую ферму? И не знал бы всех тех мучений, что выпали на его долю. И с общественным долгом было бы все в порядке. Мог же академик А. Д. Сахаров - выдающийся физик - ничем, кроме физики, не заниматься. И это тоже было бы вполне достойным исполнением общественного долга. Но он стал заступаться за несправедливо обиженных людей, бороться за права человека в нашей стране. Его оскорбляли, преследовали, потом сослали на семь лет, но он не сдался, не отступил. Общественный долг? И да и нет. Тут нечто большее. Это большее и есть моральный долг, когда человек сознательно предъявляет моральные требования самому себе. Заметьте: не кто-то другой (начальник, окружение и т. д.), а именно сам к себе. Поэтому нет ничего крепче морального долга. Осознавая его, человек действует по внутреннему побуждению, мужественно, смело, стойко. Вот из всего этого и состоит моральный долг.

Если вы сравните долг общественный и долг моральный, то заметите, что они взаимосвязаны. И все-таки между ними есть разница. Если общественный долг есть совокупность общественных обязанностей человека, то моральный долг не сводится к выполнению обязанностей. Когда человек сознательно предъявляет требования самому себе, он действует добровольно, по внутреннему нравственному побуждению, из искреннего стремления сделать людям добро.

Вместе с тем не следует упрощенно толковать моральный долг как всегда непротиворечивое согласие с внутренним побуждением. В человеке часто борются между собой разные мотивы и склонности.

Философы утверждают, что высшее проявление морального долга как раз и состоит в умении преодолевать противоречие между своими желаниями и долгом. Нередко бывает, что выполнить долг трудно, а может быть, и опасно и человеку хотелось бы уклониться от его выполнения, но он преодолевает себя, свою слабость, лень, трусость, и тогда моральная ценность выполненного долга становится значительно выше.

Следовательно, для выполнения морального долга человеку нужно, во-первых, действовать осознанно, добровольно, во-вторых, иметь мужество преодолеть себя, смело идти к цели. Осознание морального долга помогает достигнуть такого состояния души, когда долг не тягостен и дисциплина слагается сама собой. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придает стойкость человеку, делает его поступки осознанными, а не импульсивными. Вы, конечно же, знаете таких людей, видели, слышали, читали о них. Назовите их имена, объясните, почему вы считаете их людьми высокого морального долга.

Совесть . Вы, наверное, уже заметили, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы не выяснили, кто же контролирует, оценивает исполнение долга. Или, может быть, вообще не существует контроля?

Существует, и даже двойной: внешний - контроль общества (общественного мнения) и внутренний - самоконтроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поговорим.

Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой войны близ него находился один из самых страшных фашистских лагерей смерти. Здесь фашисты уничтожили сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности, из разных стран мира. На одном из каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».

Януш Корчак - великий польский педагог. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной стал директором Дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда немцы ворвались в Польшу, фашистский топор был занесен и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи. На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться и продолжать борьбу. Но он поступил иначе. Когда эсэсовцы, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошел учитель. Поезд увез всех в концлагерь, в камеру смерти.

Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошел на смерть в одном строю с детьми, конечно же понимая, что ничего уже не сможет изменить в их судьбе?

Вопросы сложные, очень личные. Открыть истину нам смог бы только сам Януш Корчак. Мы же с вами способны лишь предполагать, строить гипотезы, высказывать личное мнение.

Давайте порассуждаем. Януш Корчак, как мы знаем, был не только педагогом, но и директором Дома сирот. Со своими многочисленными обязанностями, судя по всему, он справлялся прекрасно. Иначе говоря, свой общественный (педагогический) долг он исполнял честно. Но вот для детей наступил особый день: их последний урок в этой жизни - урок национальной ненависти, урок невиданной жестокости. Преподали его фашисты, не щадившие даже детей.

Как должен поступить в такой ситуации директор школы, да просто нормальный, порядочный человек? Вы скажете: бороться со злом. Бесспорно, это единственно приемлемый для морального человека способ действия.

Но возможны разные пути сопротивления злу. Корчак мог уйти в партизаны, бороться в подполье, бить фашистов в рядах народной армии. Он не спас бы уже обреченных детей, но приблизил бы день победы и тем самым сберег бы жизни других детей. Однако Корчак избирает свой путь: он идет на самопожертвование, чтобы в трагический час быть моральной опорой для несчастных сирот, примером нравственной стойкости. Таков был личный путь борьбы Януша Корчака со злом во имя добра.

Почему же он выбрал именно этот путь? Есть бесспорный ответ: он любил этих детей и не мог оставить их одних в трагический момент. Сердце, наверное, говорило ему, что не потом, а именно сейчас, сию минуту, перед тем как шагнуть в пропасть, детям нужна его поддержка - единственно близкого человека. И не смог он оставить своих воспитанников одних, даже во имя будущей победы, даже осознавая их и свою обреченность.

На этом можно было бы поставить точку, ибо любовь объясняет все, ради любви человек идет на любую жертву. Но было бы несправедливо утверждать, что любовь исключает другие высокие чувства. Напротив, хорошо известно, что она связана, например, с долгом и совестью. Давайте проследим эту связь.

Зададим себе вопрос: можно ли считать, что поступок Януша Корчака был продиктован его педагогическим долгом? Мы, конечно, не сомневаемся, что Корчак глубоко осознавал свой общественный долг. Но имеем ли мы право утверждать, что долг обязывал его идти на смерть? Иначе говоря, считаем ли мы самопожертвование общественным долгом учителя? Нет, конечно, это противоречит гуманистической морали. Никто не вправе требовать от учителя отдать жизнь. Поэтому мы можем утверждать, что поступок Януша Корчака нельзя считать его общественным долгом. Как же быть?

Ну а если посмотреть на ситуацию с позиции морального долга? Тогда все меняется, хотя и обстоит значительно сложнее. Когда речь идет о моральном долге, в этом случае все решает только сам человек - лично, один на один с самим собой, глубоко в душе своей, по глубокому личному убеждению, руководствуясь только своим внутренним голосом, внутренним моральным контролем, как это сделал Корчак. Он нашел единственно приемлемый для себя вариант поведения - идти на казнь вместе с детьми.

Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью: человек сам сознательно анализирует свои обязанности, сам сознательно требует от себя их выполнения и сам же сознательно критикует себя, дает оценку своим поступкам. Короче, совесть - это личное глубокое осознание своего долга и ответственности, т. е. внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

Интересно, что во многих европейских языках слово «совесть» означает «совместное знание». В русском языке оно имеет такой же смысл и происходит от слов «со» (т. е. совместно) и «весть» (т. е. ведать - знать). Значит, совесть - это сознание, совместное знание. Совместно с кем? Наверное, с другими людьми. А верующие полагают, что совместно с Богом.

Совесть, сознание.долга проявляются необязательно на уровне рассудка, рационального знания, но и (а иногда и прежде всего) на уровне глубоко личностного чувства. Человек может даже и не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Значит, совесть - это не только сознание, но и, может быть, прежде всего сочувствие, со своим глубоким внутренним чувством, со скрытыми душевными ощущениями. Руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит человеку, что он поступил честно, правильно, т. е. не совершил ничего плохого, злого, выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну а если человек не посчитался с голосом совести - что тогда ждет его? Постарайтесь сами ответить на этот вопрос.

И все же тайну совести, наверное, никогда не смогут раскрыть. Никто не знает точно, откуда у человека совесть, почему она обладает такой силой, все видит и знает, почему умеет подсказать нам, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему вообще именно перед совестью нам нужно держать ответ. Одни полагают, что совесть - это голос Бога внутри человека, другие утверждают, что она результат долгого развития человеческого опыта. Впрочем, так ли уж это важно? Важно, что она есть.

    Основные понятия

  • Мораль, совесть.

    Термины

  • Моральный долг.

Вопросы для самопроверки

  1. Случалось ли вам встречать людей высокого долга? Как вы думаете, какие общие черты могут характеризовать таких людей?
  2. Докажите, что свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора. Кто или что помогает нам сделать выбор? Почему моральный выбор и свобода выбора взаимосвязаны? Приведите конкретный пример.
  3. Как вы понимаете смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «больная совесть», «нечистая совесть», «спокойная совесть»?
  4. Известно, что совесть свидетельствует о морали человека, его духовной глубине. Объясните почему.

Задания

  1. В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д...» есть эпизод, когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен... Никому я ничего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.
  2. Вы уже знаете, что долг - это обязанность, помноженная на ответственность. Подумайте, что такое формализм, формальное понимание долга. Дайте свою оценку этому явлению.
  3. Знаменитый русский писатель В. И. Даль в своем словаре так охарактеризовал совесть: нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития.

    Как вы думаете, почему писатель приводит такое сложное определение? Постарайтесь разъяснить, как вы понимаете смысл каждой фразы. Укажите ключевые слова в этом определении. Что хотелось бы вам самим добавить к определению совести?

  4. Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием».

    Раскройте смысл этих слов. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чем может быть причина страха? А в каких случаях совесть дает человеку уверенность и душевное спокойствие?

  5. Есть философы (например, представители древней знаменитой школы тейквондо - корейского карате), которые считают, что человеком движет стремление к счастью, а счастье составляют любовь, красота (внутренняя и внешняя) и чистая совесть. Объясните, как вы понимаете, что такое чистая совесть. Почему она так высоко оценивается философами и почему ее ставят рядом с красотой?
  6. Некоторые ученые считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. Выскажите ваше мнение. Постарайтесь его обосновать.
  7. Есть мудрое китайское изречение: «Те, кто не испытывает стыда, уже не люди». А каково ваше мнение? Попробуйте раскрыть смысл изречения.
  8. Великий индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясните почему.

Рекомендуем почитать

Наверх