Казначейскому сопровождению подлежат. Правила казначейского сопровождения средств. Условия открытия лицевого счета для казначейского сопровождения контракта

Розница 10.10.2023
Розница

Расширение сферы казначейского сопровождения средств (Артемова И.В.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Казначейское сопровождение средств означает обязанность юридических лиц - крупных получателей бюджетных средств открыть счета в Федеральном казначействе. В результате Федеральное казначейство получает возможность контролировать целевое расходование средств. Казначейское сопровождение внедряется с 2016 года, а в 2017 году его сфера расширена. Кроме того, "дорожной картой" предусмотрены в ближайшие годы дальнейшие мероприятия по поэтапному переходу к казначейскому сопровождению.

Средства, подлежащие казначейскому сопровождению

Казначейское сопровождение денежных средств в 2017 году предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон N 415-ФЗ). Казначейское сопровождение осуществляют территориальные органы Федерального казначейства (далее - ТОФК). Такое сопровождение предусмотрено для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями их предоставления (целевые средства).

Примечание. Казначейство России, Росфинмониторинг и ФНС России будут обмениваться информацией в рамках казначейского сопровождения средств путем межведомственного взаимодействия.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 415-ФЗ казначейскому сопровождению подлежат:
1) субсидии (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ, а также:
- взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц и их дочерних обществ, вклады в их имущество, не увеличивающие их уставные (складочные) капиталы, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии и бюджетные инвестиции;
- авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями указанных субсидий и бюджетных инвестиций, а также получателями указанных выше взносов (вкладов) с юридическими лицами - исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии, бюджетные инвестиции и взносы (вклады);
- авансовые платежи по указанным контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов (договоров);
2) авансовые платежи по государственным контрактам (за исключением заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму более 100 млн руб., а также авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных контрактов;
3) авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 100 млн руб. федеральными бюджетными или автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в ТОФК, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, предоставляемые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, и субсидии на осуществление капитальных вложений, предоставляемые в соответствии со статьей 78.2 БК РФ, а также авансовые платежи по таким контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках их исполнения. Данная норма является нововведением 2017 года;
4) средства, получаемые юридическими лицами по государственным контрактам (контрактам, договорам) в случаях, установленных Правительством РФ.

Новые сферы казначейского сопровождения

Согласно перечню поручений Президента России по итогам совещания с членами Правительства 1 февраля 2017 г. (от 21.02.2017 N Пр-317) Правительству РФ было поручено разработать совместно с Администрацией Президента РФ, Счетной палатой РФ, Росфинмониторингом и утвердить до 15 апреля 2017 г. план мероприятий ("дорожную карту"), обеспечивающих поэтапный переход к казначейскому сопровождению бюджетных средств.
При этом должны быть предусмотрены:
- особенности осуществления контроля расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа (за исключением подлежащих банковскому сопровождению), с учетом необходимости установления полного контроля за расчетами по контрактам на всех уровнях кооперации;
- осуществление начиная с 2018 года полного контроля за расчетами по контрактам, заключаемым с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и по контрактам (договорам), заключаемым во исполнение таких государственных контрактов (за исключением контрактов по государственному оборонному заказу, подлежащих банковскому сопровождению);
- поэтапное установление контроля расчетов по иным государственным контрактам;
- формирование перечня иных случаев, в которых осуществляется казначейское сопровождение.
План мероприятий ("дорожная карта") от 25.05.2017 N 3541п-П13 по обеспечению поэтапного перехода к казначейскому сопровождению бюджетных средств был утвержден Первым заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Шуваловым.
В соответствии с пунктом 2.1 "дорожной карты" Казначейству России поручено обеспечить казначейское сопровождение средств, предоставленных на реализацию проектов в сфере развития транспортной системы, здравоохранения, космической деятельности, а также проектов в рамках социально-экономического развития Республики Крым. Соответствующее распоряжение от 14.07.2017 N 1502-р (далее - Распоряжение N 1502-р) утверждено Правительством РФ.
Согласно пункту 2 Распоряжения N 1502-р главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета в рамках казначейского сопровождения вышеуказанных средств должны обеспечить внесение изменений в государственные контракты, договоры (соглашения), а также в контракты (договоры), заключаемые в рамках их исполнения, в части дополнения их следующими условиями:
- о раскрытии структуры цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению), заключенному юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем, получающими средства на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения;
- о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (далее - ФХД) юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем при использовании средств, полученных на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения;
- об осуществлении платежей после проведения Казначейством России проверки документов на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данным раздельного учета результатов ФХД и информации о структуре цены государственного контракта, суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения.
Порядок раскрытия цены, ведения раздельного учета, а также порядок проверки документов утверждены Приказом Минфина России от 30.06.2017 N 500 (далее - Порядок проверки).
Согласно пункту 3 Распоряжения N 1502-р Казначейство России, Росфинмониторинг и ФНС России будут обмениваться информацией в рамках казначейского сопровождения средств путем межведомственного взаимодействия.

Правила сопровождения

Правила казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 (далее - Правила N 1552).
Юридические лица - получатели целевых средств обязаны открыть в ТОФК лицевые счета для учета операций неучастников бюджетного процесса, куда зачисляются и откуда списываются целевые средства (п. 4 Правил N 1552). Операции по расходованию целевых средств с их лицевого счета осуществляются только после представления документов, подтверждающих возникновение обязательств по расходам, и проведения ТОФК санкционирования операций в порядке, установленном Минфином России (п. 6 Правил N 1552).
Порядок проведения ТОФК санкционирования операций при казначейском сопровождении госконтрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержден Приказом Минфина России от 28.12.2016 N 244н (далее - Порядок N 244н).
Для санкционирования целевых расходов организации, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, организация вместе с платежным поручением на оплату целевых расходов представляет в ОФК:
- контракт (договор), по которому у организации возникло обязательство по оплате целевых расходов,
- а также иные документы, подтверждающие возникновение указанного обязательства у организации, предусмотренные Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Это могут быть накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура.
Согласно пункту 20 Порядка N 244н в 2017 году при санкционировании целевых расходов юридическое лицо - исполнитель по государственному контракту (контракту учреждения), юридическое лицо - получатель субсидии, бюджетной инвестиции, взноса (вклада) представляет в ТОФК, а также заказчику Сведения об исполнителях (соисполнителях) государственных контрактов, контрактов учреждений, договоров (соглашений) (код формы по ОКУД 0501116).
Каждое платежное поручение, в том числе платежное поручение, направленное соисполнителям, проверяется ТОФК. Если соисполнителя нет в Сведениях (ф. 0501116), платеж не будет проведен (п. 22 Порядка N 244н).
Выплаты по окончательным расчетам осуществляются только после представления документов-оснований, подтверждающих факт исполнения юридическим лицом обязательств по государственному контракту, контракту учреждения, контракту, договору (отдельному их этапу) (п. 18 Порядка N 244н).
Согласно пункту 23 Порядка N 244н при санкционировании целевых расходов ТОФК в соответствии с решениями Правительства РФ проводят проверку:
а) соответствия содержащейся в документах информации о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и количестве товаров (объеме работ, услуг) условиям государственного контракта (контракта, договора);
б) фактов поставки товара, выполнения работ, оказания услуг с использованием фото- и видеотехники;
в) соответствия цены товара, работы, услуги, указанной в государственном контракте (контракте, договоре), структуре себестоимости по элементам затрат;
г) непревышения размера прибыли (доходности) над величиной предельной прибыли (доходности), установленной условиями госконтракта (контракта, договора).
При выявлении нарушений в ходе проведения таких проверок ТОФК не позднее пяти рабочих дней после выявления факта нарушений направляют государственному заказчику (исполнителю, соисполнителю) по государственному контракту (контракту, договору) информацию об указанных нарушениях.
Случаи и порядок проведения проверок установлены Порядком проверок. ТОФК проверяет документы, представленные исполнителем по госконтракту, на соответствие:
- фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам);
- данным раздельного учета результатов ФХД;
- информации о структуре цены контракта (расходной декларации).
Такая проверка проводится как при открытии лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами неучастников бюджетного процесса исполнителю, так и при проведении платежей с лицевого счета на основании представленных исполнителем документов.
Согласно пункту 3 Порядка проверки при открытии лицевых счетов ТОФК осуществляет проверку Расходной декларации (в части плановых показателей):
- на наличие информации, предусмотренной Порядком раскрытия структуры цены;
- соответствие информации о раскрываемой цене условиям (цене и объекту закупки, предмету и сумме соглашения) контракта.
При отрицательном результате проверки лицевой счет не открывается до внесения изменений в Расходную декларацию.
При проведении с лицевого счета платежа, связанного с закупкой товаров, работ, услуг, ТОФК осуществляет проверку документов-оснований, представленных исполнителем, а также Расходной декларации (в части фактических показателей):
- на соответствие информации, указанной в документах-основаниях, показателям, содержащимся в Расходной декларации;
- непревышение общей суммы расходов по соответствующим статьям затрат, указанных в Расходной декларации, нарастающим итогом с начала года, над суммой контракта.
Согласно пункту 5 Порядка проверки ТОФК при проведении платежа в целях окончательного расчета по контракту в целом или его этапу дополнительно проверяет соответствие показателей Расходной декларации данным раздельного учета результатов ФХД, а также данным первичных учетных документов, в которых обособленно учтены операции, связанные с исполнением контракта.
Кроме того, по завершении исполнения контракта или его отдельного этапа, а также в случае выявления в Расходной декларации факта превышения фактических показателей над плановыми более чем на 15% ТОФК проводит проверку на соответствие представленных для оплаты документов фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) (далее - объект проверки).
Проверка осуществляется ТОФК непосредственно по месту поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием фото- и видеотехники (п. 7 Порядка проверки). Видеосъемка применяется в случаях, если фотофиксация не позволяет отразить целостность объекта проверки.
Проверка на объектах, имеющих ограничения, связанные с режимом секретности, осуществляется ТОФК с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
В день получения документов на оплату ТОФК осуществляет их анализ, определяет дату проведения проверки. Проверка должна начаться не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов, и длиться не более 2 рабочих дней. О дате и месте проведения проверки ТОФК должен уведомить исполнителя контракта.
Применение средств измерения возможно только в отношении объектов проверки, которые поддаются визуальному осмотру или измерению без использования сложных средств измерения или без нарушения конструктивной целостности объекта проверки или его упаковки. Результаты проверки оформляются актом с приложением фото- и видеоматериалов и направляются исполнителю контракта не позднее рабочего дня после завершения проверки.
В акт включаются выводы, основанные на результатах проверки объекта, полученные с использованием средств фото- и видеофиксации (п. 10 Порядка проверки).
В случае положительного результата проверки ТОФК осуществляет платеж с лицевого счета, а при отрицательном - отказывает в его проведении.
При повторном отрицательном результате проверки ТОФК направляет информацию об этом государственному заказчику, получателю бюджетных средств, заказчику по контракту (договору) в произвольной письменной форме.
Оригинал акта вместе с приложенными фото- и видеоматериалами остается в ТОФК и хранится в соответствии с законодательством РФ об архивном деле (п. 12 Порядка проверки).

Дальнейшие планы

В "дорожной карте" предусмотрен еще целый ряд мероприятий, которые предполагается осуществить в 2017 году в целях поэтапного внедрения казначейского сопровождения. В частности, предполагается внедрение казначейского сопровождения средств, получаемых юридическими лицами на основании госконтрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа. В 2017 году должен быть проведен эксперимент по казначейскому сопровождению пилотных государственных контрактов на закупку продукции с длительным технологическим циклом производства, заключаемых МВД России и Росгвардией, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения. По завершении эксперимента к декабрю 2017 года ответственные ведомства должны подготовить предложения по совершенствованию казначейского сопровождения средств в рамках гособоронзаказа.
В течение 2017 года Федеральному казначейству поручено обеспечить ведение реестра конечных получателей субсидий за счет средств федерального бюджета на оказание поддержки в отраслях промышленности и реестра конечных получателей субсидий за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на оказание поддержки в отраслях сельского хозяйства. Эти реестры должны быть направлены в Минпромторг России, Минсельхоз России и Росфинмониторинг в августе и декабре 2017 года.
Дальнейшее развитие казначейского сопровождения предполагает переход к использованию казначейских аккредитивов.
Так, Минфин России, Банк России, Федеральное казначейство, Росфинмониторинг и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить казначейское сопровождение целевых средств, предоставленных на основании государственных контрактов (контрактов), договоров (соглашений), определив:
- порядок осуществления операций по казначейскому обеспечению обязательств с применением документа, подтверждающего обязанность главного распорядителя средств федерального бюджета (государственного заказчика) оплачивать фактически поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, при представлении юридическим лицом - исполнителем документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (далее - казначейский аккредитив) при казначейском сопровождении целевых средств;
- случаи и порядок взаимодействия Федерального казначейства с кредитными организациями;
- порядок осуществления операций по казначейскому обеспечению обязательств с применением казначейского аккредитива при банковском сопровождении государственных контрактов.
К сентябрю 2017 года Минфин России и Росфинмониторинг должны установить перечень случаев осуществления казначейского сопровождения целевых средств, в том числе:
- государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенных п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе, и контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения;
- контрактов (договоров), заключаемых федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, поступающих им на сумму более 100 000 тыс. руб., и контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения;
- соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ или для последующего софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, а также госконтрактов, договоров (соглашений) и контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения.
Федеральные бюджетные учреждения ждет еще одно нововведение. Согласно пункту 2.9 "дорожной карты" должно быть подготовлено распоряжение Правительства РФ, согласно которому оплата обязательств по отдельным контрактам (договорам), заключаемым указанными учреждениями, будет осуществляться Федеральным казначейством после проверки наличия документов, являющихся основанием для оплаты таких обязательств, в информационных системах ведомства и (или) в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
Кроме того, готовятся поправки в Федеральные законы от 08.05.2010 N 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений и от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", устанавливающие требования:
- к размерам авансовых платежей по контрактам (договорам), заключаемым бюджетными и автономными учреждениями,
- к условиям, подлежащим включению в указанные контракты (договоры), о перечислении средств поставщикам (подрядчикам, исполнителям) после подтверждения поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме выплаченного авансового платежа.
Ряд мероприятий "дорожной карты" направлен на информационное обеспечение прозрачности расчетов. В частности, будет установлено полномочие Федерального казначейства по определению по согласованию с Росфинмониторингом критериев операций с повышенным риском, а также по использованию профилей рисков, поступивших из Росфинмониторинга, иных контрольных органов при казначейском сопровождении государственных контрактов, соглашений, а также контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения.
Согласно пункту 3.3 "дорожной карты" в ЕИС будет предусмотрено формирование и ведение информации о головных исполнителях по государственным контрактам, исполнителях (соисполнителях) по контрактам, заключаемым в рамках их исполнения.

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации - Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 30.07.2017).
2. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 29.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 10.08.2017).
4. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 30.11.2016 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017).
5. Приказ Минфина России от 30.06.2017 N 500 "Об утверждении документов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения".
6. Приказ Минфина России от 28.12.2016 N 244н "О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (ред. от 10.03.2017 с изменениями, вступившими в силу с 14.05.2017).
7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 "Об утверждении правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (ред. от 05.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 15.07.2017).

С 1 января 2018 года расчеты по госконтрактам по гособоронзаказу регулируются новым нормативно-правовым обеспечением. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2017 года №1680 утверждены новые Правила казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа. Казначейскому сопровождению подлежат расчёты по госконтрактам на сумму более 100 тыс. рублей, а также расчёты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения таких государственных контрактов на сумму более 100 тыс. рублей.

Введены изменения в порядок расчетов по ГОЗ, в порядок использования средств лицевого счета в территориальном органе Федерального казначейства и порядок санкционирования расходов. Использование бюджетных средств будет происходить в условиях интеграции казначейского и банковского сопровождения. Целевое использование средств будет обеспечиваться контролем исполняемых госконтрактов на всю глубину кооперации. Федеральное казначейство уполномочено осуществлять контроль за информацией об объеме финансирования, идентификационных кодах закупок, о планах-графиках платежей, за протоколом определения поставщиков и условиям контрактов.

  • Порядок казначейского сопровождения средств, полученных по госконтрактам, договорам, соглашениям, контрактам в 2018 году. Нормативное правовое регулирование казначейского сопровождения. Комментарии к Постановлению Правительства РФ от 28 декабря 2017 года №1680. Нновые Правила казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа. Новый порядок санкционирования расходов и порядок предоставления исполнителями сведений в органы казначейства о направлениях расходования средств. Регламент расширенного казначейского сопровождения госконтрактов. Обязанности, ограничения и запреты, санкционирование расходов исполнителей (соисполнителей) органами казначейства. Порядок формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения). Схема кооперации при казначейском сопровождении. Порядок предоставления казначейского аккредитива и схема расчетов по нему. Перечисление авансов в сумме фактической потребности.
  • Разъяснение процедур казначейского сопровождения целевых средств, предоставленных из федерального бюджета, в том числе юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса. Открытие лицевых счетов для учета операций неучастников бюджетного процесса. Практические рекомендации по вопросам обслуживания в территориальных органах Федерального казначейства. Порядок приостановления операций на лицевых счетах и отзыва лимитов бюджетных обязательств. Приказы Федерального казначейства, регламентирующие процедуры казначейского сопровождения, сроки и формы отчетности. Казначейское сопровождение авансовых платежей по ГОЗ. Схема интеграции банковского и казначейского сопровождения. Глубина контроля исполнения контрактов перед оплатой. Разрешенные операции и ограничения. Ограничения для закупок у нерезидентов.
  • Требования к порядку заключения и содержанию контрактов по ГОЗ. Особенности заключения государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ, подлежащих банковскому или казначейскому сопровождению. Анализ норм законодательства, устанавливающих требования к порядку заключения и содержания государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ (275-ФЗ, постановление Правительства РФ 1275 "О примерных условиях государственных контрактов, контрактов по ГОЗ"). Рекомендации по порядку действий по разрешению проблемных вопросов заключения и исполнения государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ. Практика ФАС России по понуждению исполнителей ГОЗ по заключению договоров банковского сопровождения и открытию отдельных счетов (примеры выдачи предупреждений, предписаний, применения мер ответственности). Изменения законодательства в сфере ГОЗ (Федеральный закон от 31.12.2012 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2017 № 1585 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта, для которых заключение такого контракта обязательно в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе»).
  • Практика казначейского сопровождения государственных контрактов в сфере ГОЗ. Контрактная работа в сфере ГОЗ. Порядок казначейского сопровождения в сфере ГОЗ. Организация платежей по государственным контрактам (контрактам исполнителей): открытие счетов в территориальных органах федерального казначейства (ТО ФК); обоснование структуры цены в ТОФК; проведение платежей в ТОФК по полученным авансам; проведение платежей в ТОФК по окончательному расчету; проведение платежей при отсутствии аванса от заказчика. Контрактная работа в сфере ГОЗ. Условия типовых государственных контрактов МО РФ. Рекомендации по оформлению контрактов исполнителей с учетом новых требований в сфере ГОЗ, в т.ч. с учетом полномочий военных представительств. Рекомендации по взаимодействию с заказчиками.
  • Организация работы Росфинмониторинга по контролю за целевым использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ). Выявляемые риски в сфере ГОЗ. Взаимодействие Росфинмониторинга с участниками межведомственной системы финансового мониторинга за использованием бюджетных средств по ГОЗ и правоохранительными органами. Комментарии к Постановлению Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 249.
  • Система банковского сопровождения и режима открытия и использования отдельного счета при выполнении государственных контрактов. Особенности контроля платежей исполнителей различных уровней кооперации. Контроль распоряжений о переводе денежных средств. Основания и порядок приостановления операций по отдельному счету. Мониторинг расчетов по сопровождаемой сделке на отдельном счете. Условия и порядок перечисления прибыли с отдельного счета. Способы разрешения сложных и спорных ситуаций, возникающих в связи с банковским сопровождением контрактов. Ответы на вопросы.
  • Результаты проверок ФАС России по контролю и надзору в сфере ГОЗ. Результаты мониторинга правоприменения новой редакции Федерального закона «О государственном оборонном заказе», в том числе по целевому использованию средств, полученных по ГОЗ и соблюдению порядка ведения раздельного учета. Права и обязанности лиц, участвующих в поставках продукции по ГОЗ. Запреты и ограничения, действующие в сфере ГОЗ. Правовые аспекты определения уровня кооперация головного исполнителя. Статус исполнителя ГОЗ, контракт, заключаемый исполнителем ГОЗ. Судебная практика по обжалованию дел, связанных с нарушениями законодательства в сфере ГОЗ Порядок обжалования решений и предписаний контролирующего органа. Нарушения, выявляемые ФАС России при осуществлении контроля (надзора) в сфере ГОЗ. Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере ГОЗ. Составы административных правонарушений в сфере ГОЗ. Ответы на вопросы.
  • Порядок включения предприятия в реестр единственных поставщиков. Порядок определения предприятия единственным поставщиком. Требования ФАС России при регистрации цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. Типовые нарушения в сфере ценообразования, выявляемые ФАС России при регистрации цен на продукцию по государственному оборонному заказу.
  • Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности при казначейском сопровождении. Приказ Минфина РФ № 500 от 30.06.2017. Требования к раздельному учету в рамках гособоронзаказа и в рамках казначейского сопровождения: сходства и отличия. Изменение и дополнение учетной политики. Оценка последствий изменения учетной политики. Разработка самостоятельных регламентов и положений по вопросам раздельного учета. Позаказный метод учета себестоимости выпущенной, отгруженной и реализованной готовой продукции. Позаказный метод учета в оптовой торговле. Особенности оформления первичных документов, подтверждающих доходы и расходы. Идентификатор государственного контракта. Учет расходов, возникших до заключения государственного контракта, и/или после его завершения.
  • Рекомендации по разрешению проблемных ситуаций. Ответы на вопросы.

Очное участие по адресу: Москва, Славянская площадь, д.2/5/4, Дом Металлургов, 5 этаж, конференц-зал.

Законодатели готовят Постановление Правительства с целью утверждения обновленных правил сопровождения Казначейства. В 2020 году ФК планирует сопровождать различные операции с целевыми средствами, выделенными на ведение деятельности государственных и муниципальных учреждений и реализацию национальных проектов. Среди них:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в имущество юридических лиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансирование по контрактам, заключенным получателями субсидий;
  • авансовые платежи по контрактам, которые заключили для выполнения условия о предоставлении субсидий и концессионных соглашений;
  • взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с ценой 300 000 руб. и более;
  • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа на сумму более 300 000 руб.;
  • средства, направляемые организациям и индивидуальным предпринимателям в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Средства, выделенные на заключение госконтрактов на экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и услуги по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами, не проходят через казначейское сопровождение.

Казначейство сопровождает все крупные контракты заказчика, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. По закону, информация о банковском и(или) казначейском сопровождении контракта включается в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленные по правилам 44-ФЗ.

С 01.09.2019 ТОФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71 (Письмо ФК № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019). Единый 71 лицевой счет для казначейского сопровождения предназначен для учета операций НУБП — неучастника бюджетного процесса. Такой счет открывают для головных исполнителей на получение оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юридических лиц, получающих финансирование из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.

Новое в сопровождении Казначейством гособоронзаказа 2020 года

Правительство РФ готовит еще один проект, закрепляющий обновленные правила взаимодействия организаций с Казначейством по ГОЗ. Вот что планируют утвердить законодатели:

  1. Сопровождаются все контракты по на сумму более 300 000 руб.
  2. Все операции по зачислению и списанию средств проводятся на счетах, открытых в ТОФК.
  3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после завершения контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
  4. Каждому соглашению присваивается идентификатор государственного контракта. Его указывают во всех платежных документах.
  5. Списание осуществляется после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления и направления расходования средств.
  6. Операции с лицевым счетом осуществляются по специальному режиму и только при наличии идентификатора государственного контракта.
  7. Заказчик отчитывается перед ФК о полном исполнении контракта.

Что сейчас контролирует Казначейство

Казначейское сопровождение означает обязанность крупных получателей бюджетных денег открыть счета в Федеральном казначействе. Механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Такие деньги называют «целевые средства». Вот в каких случаях казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ необходимо по закону (ч. 2 ст. 5 459-ФЗ от 29.11.2018):

  • государственных контрактов, цена которых превышает 100 миллионов рублей;
  • соглашений на предоставление субсидий или инвестиций из бюджета юридическим лицам (ст. 80 БК РФ);
  • нормативов и иных подзаконных документов, регламентирующих бюджетное субсидирование, за исключением случаев, когда заключаются отдельные соглашения на выделение субсидии;
  • договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юридических лиц, если такие взносы выступают источником финансирования таких предприятий;
  • контрактов, заключаемых бюджетными и автономными учреждениями, цена которых установлена на уровне не ниже 100 миллионов рублей и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
  • госконтрактов, которые подписываются и являются неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся соглашений;
  • авансов по госконтрактам (кроме соглашений по государственному оборонному заказу), цена которых равна или больше 100 миллионов рублей, и авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, и контрактов, подписанных в рамках исполнения таких договоров с единственным поставщиком;
  • расчетов по государственным контрактам по ГОЗ на сумму более 100 миллионов рублей.

Законодательство предусматривает некоторые исключения. Они прописаны в ч. 3 ст. 5 459-ФЗ: казначейское сопровождение госконтрактов в 2019 году не ведется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным учреждениям для госконтрактов на покупку коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и проч.

В некоторых случаях, помимо контроля, понадобится и казначейское обеспечение обязательств в 2019 году. Такие ситуации предусмотрены в ч. 8 ст. 5 459-ФЗ, п. 9 правил сопровождения Казначейства. Например, в отношении целевых средств, которые предоставляются юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госсобственности и контрактам, которые заключаются в рамках их исполнения.

Такая собственность включается в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2019 год.

Казначейское обеспечение обязательств осуществляется для субсидий, выделяемых по распоряжению Правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», и для ситуаций, определенных в ч. 2 ст. 5 459-ФЗ. Окончательная оплата через Казначейство проводится следующим образом: средства для платежа по обязательствам юрлиц перечисляются только после получения обеспечения от Казначейства. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров.

Правила контроля госконтрактов

Казначейство сопровождает госконтракты в строгом порядке. Нормативы и правила казначейского сопровождения в 2020 году утверждены Постановлением Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018.

Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) открывают счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.

Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги.

Чтобы израсходовать их с лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт и иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это и товарная накладная, и акт приемки-передачи, и счет-фактура.

Перечисление целевых денег не на казначейский счет для госконтракта, а на банковский счет допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.

При казначейском контроле в госконтракты включаются определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):

  • открыть лицевой счет в ТОФК для осуществления операций;
  • предоставить в орган Казначейства и государственному заказчику сведения об исполнителях (соисполнителях);
  • предоставить в ТОФК документы, предусмотренные правилами расходования целевых средств (накладных, актов и т. д.).

В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, указывается , сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.

Простыми словами, ФК полностью контролирует ход исполнения госконтракта и взаиморасчеты сторон по принятым и доведенным до государственного заказчика обязательствам. Вот что такое казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ. Работники Казначейства, осуществляющие обеспечение госконтрактов, вправе запросить любую документацию, подтверждающую факт и объемы поставленных товаров, работ и услуг, порядок исполнения договора и целенаправленность расходования денежных средств.

Идентификатор госконтрактов

Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним. Он представляет собой 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется на протяжении действия договора.

Компании, которые реализуют товары в рамках контрактной системы закупок, должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах.

Казначейский контроль в гособоронзаказе

Сопровождение государственного оборонного заказа является строго обязательным. У всех заказчиков и исполнителей ГОЗ ведется работа с Казначейством по оборонным гос контрактам. Правила утверждены Постановлением Правительства № 1702 от 28.12.2018.

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по оборонному заказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены с исполнителями или между исполнителями.

Исключение предусмотрено для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны. Гособоронзаказ казначейское сопровождение исключает и для контрактов, заключенных госзаказчиками при наличии банковского сопровождения (отдельный банковский счет по 275 ФЗ) или для обеспечения:

  • органов внешней разведки — инструментами разведывательной деятельности;
  • ФСБ — инструментами контрразведывательной деятельности;
  • «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами.

Все случаи, исключающие открытие лицевого счета в Казначействе в 2020 году по гособоронзаказу, прописаны в п. 3 ч. 3 ст. 5 459-ФЗ. Казначейство не сопровождает договоры на поставку коммунальных услуг, услуг связи и электроэнергии и контракты, подписанные с казенными учреждениями федерального уровня по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Сложившаяся экономическая ситуация в России способствовала реформированию системы финансовых органов, более четкому разграничению компетенции этих органов, деятельность которых, отчасти, дублировалась или отсутствовало ясное разграничение компетенции.

В условиях бюджетного дефицита и, вместе с тем, необходимости развития предпринимательства усиливается и реформируется государственный финансовый контроль и аудит. Денежные потоки на государственное финансирование/софинансирование и иную косвенную финансовую поддержку, которые предоставляются юридическим лицам в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных контрактов, нуждаются в более эффективном мониторинге и расходовании. Как отметила Председатель Счетной палаты Голикова Т.А. в своем докладе 28 января 2015 г., объем дебиторской задолженности за счет федерального бюджета приблизился к 4 трлн. руб., что свидетельствует об отвлечении значительных бюджетных средств без достижения целевых показателей и снижению эффективности исполнения бюджета. Активизация деятельности Федерального казначейства в части сопровождения государственных контрактов и реализация переданных упразднением Росфиннадзора полномочий должны повысить уровень законного и целевого расходования бюджетных средств, что, в свою очередь, должно способствовать развитию предпринимательской деятельности и укреплению экономической платформы.

Основной проблемой массовой растраты целевых денежных средств, по мнению государственных органов и субъектов предпринимательства, является фрагментарность государственного финансового контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета. В качестве «эксперимента» в ФЗ № 384-ФЗ от 1 декабря 2014 г. «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017» и Постановлении Правительства РФ № 1563 от 27 декабря 2014 г. предусматривался новый механизм финансового контроля Федеральным Казначейством РФ. Целями казначейского сопровождения являются:

  • Обеспечение прозрачного движения целевых бюджетных средств.
  • Непрерывность финансового контроля расходования бюджетных средств.
  • Развитие экономики посредством доведения бюджетных средств до намеченного сектора экономики.
  • Своевременное исполнение договорных обязательств.
  • Повышение дисциплины заказчиков и исполнителей.

Объект контроля

Лицами, несущими обязанность открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства, являются: участники бюджетного процесса, казенные учреждения, а также бюджетные и автономные учреждения - не участники бюджетного процесса (такое право было предоставлено также Государственной компании «Российские автомобильные дороги»). Казначейское сопровождение в 2015 г. было определено в отношении следующих контрактов:

  • Государственных контрактов, в соответствии с которыми сумма контракта превышала 1 миллиард рублей, в которых был предусмотрен авансовый платеж, а также, если государственный контракт не был заключен в рамках реализации государственного оборонного заказа и не требовал банковского сопровождения. Также в отношении государственных контрактов, сумма которых менее 1 миллиарда рублей, но в условиях которых предусмотрены авансовые платежи в пределах 30%-80% от суммы контракта.
  • Если казначейское сопровождение этого государственного контракта прямо предусмотрено в нормативном правовом акте.
  • Государственных контрактов, не обеспеченных исполнением (Постановление Правительства РФ № 199 от 6 марта 2015 г.).

Казначейское сопровождение 2015 г. вызывало множество вопросов, связанных с порядком и механизмом реализации полномочий этой части ввиду отсутствия ясной и системной регламентации, вследствие чего механизм казначейского сопровождения не получил широкого и должного применения. Между тем, государственными органами этот механизм получил положительную оценку, ввиду чего было принято решение о введении его в БК РФ и иные законодательные акты на постоянной основе. Соответствующих изменений в БК РФ не внесено, однако казначейское сопровождение регламентировано ФЗ № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», Постановлении Правительства РФ № 70 от 4 февраля 2016 г. и иными подзаконными актами.

Изменения 2016 г.

Казначейское сопровождение, закрепленное в ст. 5 ФЗ № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», в значительной степени отличается от «экспериментального» 2015 г.: в первую очередь, расширен перечень государственных контрактов, в отношении которых устанавливается казначейское сопровождение, изменены критерии относимости контрактов к сопровождаемым. В частности, снижен порог сопровождаемых контрактов с 1 миллиарда рублей до 100 миллионов рублей, что существенно расширяет перечень сопровождаемых контрактов. В отношении большинства государственных контрактов вовсе отменен ценовой порог. В соответствии с ФЗ № 359-ФЗ в 2016 г. казначейскому сопровождению подлежат:

  • Соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам, государственным корпорациям, Государственной компании «Российские автомобильные дороги».
  • Контракты о поставке товаров, работ, услуг между юридическими лицами, получающими субсидии/бюджетные инвестиции/взносы в уставные (складочные) капиталы, и юридическими лицами - исполнителями по контракту, если источником финансового обеспечения являются бюджетные субсидии/ бюджетные инвестиции/ взносы в уставные (складочные) капиталы, и контракт не предусматривает авансовых платежей. Казначейскому сопровождению подлежат так же аналогичные контракты, заключаемые в целях исполнения контрактов, обозначенных в этом пункте.
  • Контракты о поставке товаров, работ, услуг, цена которых превышает 100 миллионов рублей, при этом контракт не заключен в рамках государственного оборонного заказа, не требует банковского сопровождения и предусматривает авансовые платежи. Контракт подлежит сопровождению и в том случае, если контрактом предусмотрена множественность на стороне исполнителя (соисполнители).
  • Договоры о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, основным финансовым источником которых являются бюджетные инвестиции и субсидии.
  • Контракты, заключенные в 2015 г., сумма которых превышает 1 миллион рублей, если условия об исполнении авансовых платежей не исполнены на дату 1 января 2016 г. Также сопровождение требуют контракты, заключенные в целях исполнения контрактов, обозначенных в этом пункте.

В целях реализации полномочий по сопровождению государственных контрактов было принято Постановление Правительства РФ № 70 от 4 февраля 2016 г., также утвержден Приказ министерства финансов № 213н от 25 декабря 2015 г. Кроме того, было опубликовано совместное Письмо Министерства финансов РФ и Федерального казначейства РФ № 02-03-08/19065, № 07-04-05/05-243 от 4 апреля 2016 г. «О казначейском сопровождении государственных контрактов, контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг» (далее - Письмо).

Согласно Письму Приказом № 213н от 25 декабря 2015 г. предоставлено два альтернативных способа санкционирования операций, применение каждого из которых определяет Министерство финансов РФ. В первом случае перечисление средств на основании платежного поручения юридического лица происходит в обязательном сопровождении Сведений о направлениях расходования целевых средств на 2016 г. на основании решения Министерства финансов РФ. Во втором случае, соответственно, санкционирование операций не требует Сведений о направлениях расходования целевых средств на 2016 г. При этом остается неясным вопрос о том, на чем должен основываться выбор Министерства финансов РФ, поскольку от этого зависит объем контроля Федеральным казначейством РФ и предмет его сопровождения.

Остаются открытыми множество вопросов, волнующих, в первую очередь, юридические лица, связанные с возможностью инициирования по результатам казначейского сопровождения административного производства, эффективностью механизма сопровождения государственных контрактов, относимости обязанности по открытию лицевых счетов аффилированными лицами, сроками и санкциями в процессе казначейского сопровождения.

После удачного, по мнению Министерства финансов РФ, применения казначейского сопровождения в 2015 г. «в пилотном режиме» было принято решение о введении института казначейского сопровождения также в ФЗ № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. (о гос. закупках) ч. 5 ст. 99, которая вступает в силу 1 января 2017 г. и предусматривает контроль Федеральным казначейством в сфере закупок (аналогичная конструкция обсуждается для введения в ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011г.). Так, Федеральное казначейство уполномочено осуществлять контроль за информацией об объеме финансирования, идентификационных кодах закупок, о планах-графиках, а также за самим протоколом определения поставщиков и информации, содержащейся в нем, условиям контракта. В случае выявления нарушений законодательства орган Федерального казначейства РФ направляет в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений для согласования протокол с выявленными нарушениями субъекту контроля, который должен устранить нарушения и пройти повторный контроль. Подконтрольный объект (информация) не подлежит опубликованию в информационной системе до момента устранения нарушения законодательства. Постановлением Правительства РФ № 1367 от 12 декабря 2012 г. утверждены Правила осуществления контроля, предусмотренные ч. 5 ст. 99 ФЗ 44-ФЗ 5 апреля 2013 г.

Ужесточение контроля в сфере гос.закупок и гос.контрактов, по большей мере, имеет положительный эффект, однако, к примеру, с 2016 г. стало невозможным извлечение прибыли от выделенных, но не израсходованных бюджетных целевых средств посредством открытия вкладов, вложения в ценные бумаги и иных способов.

Лилит Маилян, младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

Рекомендуем почитать

Наверх