Что такое гармония в жизни? Что такое гармония. Равновесие целого

Подбор персонала 26.09.2019
Подбор персонала

от греч. harmonia - связь, соразмерность) - созвучие, согласие, согласованность частей в одном целом. Педагогическим идеалом И.В. Гете («Вильгельм Мейстер») было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасном равновесии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Гармония

гр. – созвучие, согласие) – философско-эстетическая категория, обозначающая высокую степень упорядоченности составных частей в чем-то целом, едином, и соответствия этого целого эстетическим критериям совершенства и красоты. Гармония – это согласованность, слаженность, взаимная обусловленность частей в целом, их непротиворечивое сочетание. В этом смысле говорят о гармонично развитом человеке, как о человеке, у которого хорошо развиты душа и тело, ум и чувства, у которого внутренний мир согласуется с внешней средой, с культурой, в которой он вырос и которую поддерживает и обогащает. Гармонично развитый человек – это человек, живущий в согласии с окружением, внутренне уравновешенный, способный к саморазвитию, к самообновлению души, к согласию веры и разума. В музыке гармония обозначает сочетание звуков и тонов по определенным законам, приобретающее соразмерность, соответствие, согласованность. Слово «гармония» родилось в греческой мифологии, где было именем дочери Афродиты, необыкновенно красивой девушки.

Что такое гармония?

Гармония – это баланс чувств, эмоций, физических сил и социальных событий в жизни человека.

Гармонию в жизнь приносят позитивные эмоции и события. Негатив в любой из сфер жизни вызывает дисбаланс и неудовлетворенность жизнью, что выбивает человека из колеи. Стоит задуматься и переосмыслить некоторые нюансы своей жизни и вернуться к гармоничному существованию.

Все ответы обычно спрятаны в самом надежном месте, на виду. Но люди, в силу занятости и нежелания заниматься самоанализом, предпочитают этих ответов не искать, а на проблемы просто закрывать глаза. Но как бы ни хотелось спрятаться от неурядиц, делать этого не стоит. Их нужно решить и вернуть в жизнь гармонию.

Для этого нужно пройти всего три шага.

Принято считать, что человеческая жизнь делится на такие сферы: дом, работа, семья, друзья и т.д. Для того чтобы лучше узнать себя, нужно немного перевернуть понимание сфер жизнедеятельности человека. Итак, психологи утверждают, что человеческая жизнь состоит из четырех сфер:

1. Телесная – к ней можно отнести все физические составляющие жизни: спорт, еда, сон, секс, здоровье.
2. Духовная – это фантазии, мечты, творчество, планы.
3. Социальная – контакты с окружающими людьми: друзьями, родственниками, коллегами.
4. Материальная – все события в жизни, что связаны с деньгами, работой, карьерой, хобби.

Все четыре сферы принимают участие в жизнедеятельности человека дома, на работе, во время общения с друзьями, в семейном кругу. Например, можно мечтать на работе или общаться с друзьями на занятиях по йоге. И это только небольшие примеры соприкосновения сфер деятельности, ведь они присутствуют в жизни человека постоянно.

Шаг №2 Подсчет составляющих гармоничной жизни.

Гармония – это равноценная совокупность описанных выше сфер жизнедеятельности человека. Если в этих сферах присутствует равноценный баланс, тогда и жизнь человека становится гармоничной и счастливой.

Психологи рекомендуют, на листке бумаги оценить, в процентном соотношении, все четыре сферы. Во время оценки нужно взвесить количество сил, затраченных на ту или иную сферу, уровень самоудовлетворения от полученных результатов деятельности в этой сфере. Полная гармония в этих подсчетах равна ста процентам.

Вначале стоит взять небольшой отрезок времени, неделю или месяц. А в дальнейшем такой подсчет нужно подводить раз в год.

В итоге, человек живет гармоничной жизнью, если показатель каждой сферы приближается к двадцати пяти процентам. Таким образом можно наглядно увидеть в какую сферу нужно вкладывать больше сил и энергии, а где немножко изменить стратегию поведения.

Шаг №3 Решение проблем

После несложных математических расчетов, отчетливо виден результат. И можно планировать мероприятия по улучшению показателей в проблемной сфере человеческой жизнедеятельности.
Действия по улучшению могут быть разнообразными, например, для улучшения материальной сферы можно сменить работу, найти подработку или получить права. В телесной сфере можно устраивать себе выходной и ходить в баню, сауну, посещать сеансы массажа или купить абонемент в спортзал. В духовной сфере стоит задуматься о своем творческом развитии: петь, рисовать, писать. Не только мечтать, а и воплощать свои мечты в жизнь. И, наконец, в социальной сфере нужно больше времени уделять родным и близки, проводить время с друзьями или заводить новые приятные знакомства.

Нет универсального совета. Как улучшить свою жизнь и сделать ее гармоничной. Все зависит от жизненных ситуаций и особенностей характера человека.
Но приложив немного усилий и найдя причину дисбаланса, все можно решить. Нужно только не опускать руки и смотреть на мир сквозь призму позитива.

от греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность) – соразмерность частей, слияние различных компонентов системы в единое органичное целое. Г. является динамическим сбалансированным результатом качественного различия и противоположности элементов, составляющих устойчивую целостность. Противоположность Г. – хаос, дисгармония, в которых эта целостность отсутствует, где отдельные части не согласуются друг с другом и не составляют сбалансированного целого. Г. является важной характеристикой социального взаимодействия и взаимодействия подструктур психики человека. Нарушение этой Г. создает условия для возникновения социальных и внутриличностных конфликтов. Люди уже на протяжении тысяч лет понимают важность проблемы Г. социальных отношений и пытаются как-то ее решить. Однако абсолютное число людей, погибших и искалеченных в результате социальных конфликтов и самоубийств, из века в век быстро возрастает. По данным ООН, в 1994 г. жили впроголодь 400 млн. чел. В 2004 г. таких людей насчитывалось уже 800 млн. При этом человечество производит достаточно продовольствия для нормального питания всего населения Земли. Г. и конфликт являются крайними типами социального взаимодействия, ограничивающими весь его спектр с т. зр. совершенства. Трудно понять суть и причины конфликтов, не поняв суть и условия достижения Г. в социальных отношениях. Поэтому исследование критериев Г., ее эволюции, условий и способов достижения является важным направлением в деятельности конфликтологов.

ГАРМОНИЯ (ЗАБОТА О...)

Таким образом мы обозначаем понятие, приблизительно соответствующее matching Эриксона, pacing Бэндлера и Гривдера и Iappariement Вайтценхоффера.

В хорошем гипнотическом трансе важно находиться в гармонии с пациентом, поскольку пациент, не имея возможности анализировать происходящее, будет чувствительным к качеству взаимодействия. Такая установка будет способствовать развитию отстраненности, от которой зависит гипноз.

Поэтому в наших гипнотических упражнениях мы требуем от обучающихся:

Максимально использовать слова, выражения и образы, которые пациент употреблял, сообщая свой анамнез, и которые определенным образом отражают его мир. Взаимодействие облегчает также выбор каналов коммуникации, предпочитаемых пациентом;

Самому принимать положение, сходное с положением пациента, поскольку поза всегда связана с переживанием и эмоциями;

Дышать синхронно с пациентом, так как это способ существовать в одном ритме с ним. Для этого достаточно говорить в тот момент, когда пациент делает выдох

от греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность) - соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое, а также созвучие, согласие, в эстетике как существенная характеристика прекрасного. В философии Пифагора - организованность космоса, в противоположность хаосу.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГАРМОНИЯ

от греч. ??????? – связь, стройность, соразмерность частей) – категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутр. и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы эстетич. объекта. В истории философии категория Г. получала многообразное толкование, связываясь с проблемами этики, космологии и гносеологии. Тем не менее в основе всех этих учений о Г. лежали определ. эстетич. идеалы в представления о человеке, природе и обществе. В Древней Греции термин "Г." непосредственно связывался с человеч. практикой. У Гомера Г. означает либо скрепы для досок вроде гвоздей или брусьев, либо "согласие", "договор", "мирное сожительство" людей. В др.-греч. философии Г. означала организованность Вселенной, противостоящую хаосу. Так, согласно пифагорейцу Филолаю, "все произошло по необходимости и согласно с гармонией" ("О ритмах и мерах"). Мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли полых прозрачных сфер, к к-рым прикреплены небесные светила. Расстояния между сферами соответствуют числовым соотношениям муз. октавы (Г. сфер). Гераклит углубил понятие "Г.", понимая ее как единство противоположностей: "Враждующее соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу" (Аристотель, Никомахова этика, VIII 2, 1155 в 4). У Гераклита Г. – не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутр. единство, основанное на существенной связи: "Скрытая гармония лучше явной" (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г. космоса развил Платон в диалоге "Тимей". Кроме того, он придал понятию "Г." социальное, нравств. значение, понимая ее как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющуюся в его физич. облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях ("Государство" III 400 Е). Аристотель рассматривал Г. как единство и завершенность целого, как единство в многообразии, применяя это понятие решительно ко всем областям действительности. Он пользуется этим понятием прежде всего в музыке (Probl. XIX, 917 в17 – 923а3). Разные Г., т.е. различного рода последовательность тонов, имеют, по Аристотелю, разное этич. и обществ. значение; поэтому для воспитания тех или иных обществ. групп Аристотель рекомендует пользоваться специфич. Г. (Polit. VIII 7). Свою теорию подражания Аристотель постоянно связывал с ритмами и Г. (там же, I5, 1254 а 33), однако он не ограничивал Г. формально- математич. отношениями, выступал с опровержением пифагорейской теории души как Г. тела (De an. I4). В антич. эстетике Г. явилась отражением незрелых социальных отношений антич. полиса, в к-ром еще недостаточно развились обществ. антагонизмы. В последующие эпохи Г. греч. классич. иск-ва часто воспринималась как образец Г. вообще. Значит. место понятие "Г." занимало в эстетике Возрождения. Поиски Г., попытки научно сформулировать ее законы характерны для Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Эпоха Возрождения выдвинула понятие о гармонически, всесторонне развитом человеке, к-рое стало знаменем гуманизма. Основы Г. эстетика Возрождения видела в идеальной пластич. организации человеч. тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математич. точности законов перспективы и др. Г. считалась существенным признаком и даже источникам прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, "...гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота" (Избр. произв., т. 2, М.–Л., 1935, с. 76). В 18 в. понятие "Г." усиленно разрабатывалось метафизиками-рационалистами (Лейбниц, Вольф, Баумгартен, Бияьфингер, Г. Ф. Мейер). Лейбниц учил о "предустановленной" Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу, и это соответствие установлено богом ("Монадология", § 51 сл.): в частности, соответствуют друг другу душа и тело (там же, § 78). У Лейбница это учение развито в целую филос. систему, к-рая оказала влияние на материалистов 18 в., напр. на Кондильяка (см. "Трактат о системах", М., 1938, ч. 2, § 5). Просветители-материалисты согласованность в природе и в жизни объясняли объективной необходимостью, а идею Г. приписывали субъективным измышлениям человека (Гольбах, Система природы, М., 1940, ч. 1, гл. 5; Гельвеций, Бог, природа и человек, Харьков, 1923, гл. 5; Робине, О природе, М., 1936, ч. 1, гл. 1). Эстетика Просвещения, восприняв антич. понимание Г., подчеркивала ее воспитат. значение. Англ. философ Шефтсбери считает гл. задачей воспитание в человеке гармонич. уравновешенности различных аффектов. Эта Г. достигается не хладнокровным размышлением, а полнотой человеч. чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions, times, v. 1–3, 1711). Понятие "Г." было широко использовано в эстетике классицизма бурж. просветителей (Винкельман, Гете, Шиллер). Кант, перенеся источник Г. в человеч. субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью ("Критика способности суждения"). В 19 в. наиболее развернутую теорию Г. создал Гегель. "Гармония есть... соотношение качественных различий и притом совокупности таких различий, как она находит свое основание в сущности самой вещи" (Соч., т. 12, М., 1938, с. 143). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувств. определенность материала иск-ва. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазия характерна для сравнительно ранних этапов истории, для "героического века" и особенно для Древней Греции. По мнению Гегеля, Г. не способна выразить богатства духовной жизни, к-рое несет в себе "романтическое искусство", т.е. иск-во нового времени. Она уступает место коллизиям, к-рые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Признав дисгармоничность бурж. общества, Гегель воспринял ее как неизбежный итог истории, как окончат. и безвозвратную утрату человеком и иск-вом Г. Выступая против фаталистич. концепции Гегеля об утрате иск-вом Г., марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистич. противоречия бурж. общества могут быть преодолены путем социалистич. революции и построения коммунизма – неантагонистич. общества, к-рое обеспечивает свободное и гармонич. развитие человека. Проблема Г. как проблема эстетич. воспитания всесторонне развитой человеч. личности приобретает большое значение в период развернутого строительства коммунистич., общества, к-рое "открывает небывалый простор для наиболее полного и всестороннего раскрытия и выявления всех творческих возможностей и дарований человека" (Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы, 1959, с. 67). Тем самым создается реальная почва и для Г. в иск-ве. Отрицая нормативистскую трактовку Г., как внешней согласованности частей, как бесконфликтность, сов. эстетика понимает Г. как отражение в иск-ве единства противоположностей и закономерности развития действительности. В произведениях социалистич. реализма Г. не противоречит драматич. конфликтам жизни, а вытекает из необходимого революц. их разрешения и борьбы сов. народа за построение коммунистич. общества. См. ст. Идеал, Мера, Симметрия. Лит.:

Неполное определение ↓

Что такое гармония в человеке? Для многих – это влекущее понятие, которое является маяком, путеводной звездой в жизни. Однако очень часто ищущие ее сталкиваются с заблуждениями по поводу того, что это такое и как ее достичь.

Поиск внутренней гармонии и гармонии с миром был для меня тем вечным двигателем, который толкал к действию. Я понимала, что достижение этого состояния требует большой внутренней работы, однако ни один из предложенных методов самопознания и духовного развития не давал даже понимания, что такое гармония, не говоря уже о прикосновении к этому состоянию.

В ходе моих поисков я, конечно же, столкнулась с разными моделями построения мира и человека. Например, всем известная семицентровая модель человека, когда каждый центр (чакра) отвечает за определенную область его жизни и психики. Или для меня долгое время была рабочей трехцентровая модель, где низ отвечает за физическую устойчивость, материальное благополучие, середина (сердце) – за чувства и эмоции, а верх (голова) – за интеллект и духовное развитие.

Попытки привести себя в равновесие, опираясь на эти модели, почему-то никак не хотели заканчиваться успехом. Памятуя известные слова Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно», я изо всех сил старалась развить в себе то, что никак не хотело развиваться. Например, ходила на курсы ораторов, чтобы научиться говорить и выступать на сцене, но это совершенно не помогло мне в моих проблемах – я по-прежнему не любила говорить и чувствовала себя дискомфортно перед публикой. Более того, я абсолютно не получала от этого удовольствия. А ведь в моем понимании гармония – это когда есть целостность всех частей человека, их согласованность и развитость. И это очень хорошее внутреннее состояние. Почему же тогда развитие «отстающих» частей не дает переживания удовольствия? Что такое гармония? Этот вопрос оставался без ответа.

Что такое гармония в человеческой жизни? Самодостаточность?

Надо сказать, что побочным эффектом моих попыток достижения внутреннего равновесия стало представление о том, что гармоничный человек является полностью самодостаточным, способным быть абсолютно независимым от других людей. Этакая отдельная Вселенная, совершенно не нуждающаяся во вливаниях извне. «Я сама!» — было фактически девизом моей жизни. Я бралась за все, но это было непосильной ношей. Я думала, что все могу, но как сильно я заблуждалась! К какой усталости это приводило! И к ощущению, что стенки моего кокона, в который я все больше заворачивалась, становятся все толще и толще, что жизнь идет где-то там, а у меня нирвана и полное спокойствие. Только вот жизнь ли это?

Позднее, когда я попала на тренинг по системно-векторной психологии, Юрий Бурлан очень точно определил это состояние – «самодостаточный аутист». И как же оно далеко от состояния гармонии, которое только на тренинге, наконец-то, обрело свои очертания. Что такое гармония в человеческой жизни , стало наконец-то понятно, а также – сколько мифов связано с этим понятием и к чему нужно стремиться.

Что такое гармония Википедия так определяет это понятие

Само определение гармонии не дает четкого ответа на вопрос, как же ее достичь.

Но человек, обладающий системным мышлением, сразу понимает, о чем идет речь. Это вовсе не ответ на вопрос «Что такое гармония в искусстве? ». Это о мире и человеке. Наилучшая модель гармонии, которая существует на сегодняшний день – это матрица Ганзена-Толкачева, основа новейшей науки о психическом – системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Согласно этой модели весь мир может быть описан с помощью четырех квартелей – «Пространство», «Время», «Информация» и «Энергия». В свою очередь каждая из квартелей делится еще на две части – вектора. Четыре вектора являются внутренними частями квартелей и четыре внешними.

Вся целостность матрицы, то есть мира, является как раз тем отображением гармонии, для которой свойственны «упорядоченность многообразия, целостность, обладающая согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности». Вектора и квартели находятся в разных отношениях между собой. Одни комплементарны друг другу (близки по свойствам, усиливают и поддерживают друг друга), другие контрарны (противоположны, конфликтуют по свойствам). Однако все они объединены в одно целое, которое может существовать в равновесии, только если каждый из векторов будет занимать в общности свое место.

Что такое гармония в отношениях? Гармония целого

Если исходить из того, что через человека проявляются не все восемь векторов, а часть из них, можно сделать вывод, что человек сам по себе не может быть уравновешенной, гармоничной, самодостаточной системой. Проще говоря, если во мне природой не заложен оральный вектор, сколько бы я не развивала свое ораторское мастерство, я никогда не буду успешной в нем и не буду получать удовольствия от говорения.

Полного равновесия человек может достичь только при взаимодействии с целым и только вместе с целым, только в рамках всей матрицы. Из этого вытекает два простых практических вывода. Во-первых, каждый человек может быть счастлив на своем месте, реализуя свои вектора, но не будет успешен в той области, в которой природа не одарила его способностями. Во-вторых, вся матрица будет успешна, если каждый будет выполнять свою роль в ней. Человек не может быть гармоничен в одиночку, когда не реализуются и страдают остальные части матрицы. Равновесие между внутренним и внешним – вот основа гармонии. И поэтому только личностное развитие, без вклада в развитие общего, не дает ощущения окончательной гармонии. Мы все в одной лодке, в одной матрице.

Что такое гармония в человеке? Стержень доминанты

Если говорить о гармонии внутри человека (или о состоянии, приближенном к ней), то внутренняя работа, направленная на ее достижение, должна быть сосредоточена на принятии себя и осознании своих приоритетов. Внутри человека тоже могут присутствовать противоположные вектора, которые дают противоречивые желания, нарушающие равновесие и дающие вследствие их непримиримости плохие состояния. Но знание о доминирующих векторах позволяет выстраивать тот стержень внутри себя, который и является основой целостности. Такой человек производит впечатление гармоничного человека, хотя и не является «мастером на все руки», как довольно часто представляют нам его портрет различные эзотерические учения.

Мой поиск гармонии, к счастью, завершился встречей с системно-векторной психологией, которая дает очень точные ориентиры для ее достижения. И хотя сейчас есть понимание, что в одиночку я никогда не достигну состояния полной гармонии, что я несу свою долю ответственности за все, что происходит в этом мире, а значит, ноша моя стала тяжелее, все же сейчас я гораздо более близка к этому состоянию. Понимание себя, своего потенциала, умение улаживать внутри себя природой заложенные противоречия ради высшего смысла жизни дает ранее недостижимое чувство равновесия, устойчивости, силы, которые и есть проявления настоящей гармонии в человеке.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно векторной психологии Юрия Бурлана

Рекомендуем почитать

Наверх