В чем помогает Почаевская икона Божьей Матери? Почаев – Дом Пресвятой Богородицы

Маркетинг 25.09.2019
Маркетинг
Почаевская икона Божией Матери находится в Почаевской обители. На горе, где сейчас расположен монастырь, поселились два инока в 1340 году. Один инок после молитвы пошел к вершине горы и, вдруг, увидел Божию Матерь, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Он позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Он взбежал на гору, и они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Пресвятая Богородица, навсегда остался отпечаток Ее правой стопы.

В 1559 году Константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала в 1597 г. чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Позже там основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства. Чудотворная икона стала называться Почаевской. Среди многих свидетельств о помощи Царицы Небесной известно следующее.

Монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами, Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, Богослужения, песнопения. Особенно тосковал инок при наступлении праздника Успения Пресвятой Богородицы и слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресвятой Девы, однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля (по старому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, "омофор белоблистящийся распуская", с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Икона Божией Матери "Почаевская"
В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля (по старому стилю) 1875 года.

Иконография. Икона, дарованная Анне Гойской митрополитом Неофитом, (по описанию о. А. Хойнацкого) имела 6 вершков с четвертью в высоту и 5 с осьмушкой в ширину. Писана она была темперой древним византийским письмом на липовой доске, подбитой снизу (чтобы не гнулась) двумя дубовыми перекладинами. Как говорит "Преславная гора Почаевская", первоначально икона была покрыта тонким серебряным покрытием, сделанным наподобие ризы. Но со временем эта риза обветшала и впоследствии была заменена новой, сделанной из жемчуга, а затем - золотой, украшенной драгоценными камнями, после пожара 1869 года, повредившего прежнюю ризу, но не коснувшегося самого образа.
Икона (типа "Умиление") изображает Матерь Божию в пояс, с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой руке Богоматерь держит плат, которым прикрыты ноги и спина Младенца. Иисус положил левую руку на плечо Матери, а правую поднял для благословения; Она же преклонила лик к главе Сына. С левой стороны лика Ее мы видим обычную греко-славянскую надпись в виде монограммы МР, т.е.Богородица Мария; с правой, со стороны Спасителя, находится монограмма ІС ХС, т.е. Иисус Христос. Помимо этого, па иконе есть еще семь миниатюрных изображений святых на клеймах. Справа, как гласит надпись по-русски, изображен пророк Илия, под ним мученик Мина; слева - первомученик Стефан, под ним - преподобный Авраамий; внизу же иконы - лики трех святых жен: великомученицы Екатерины и преподобных Параскевы и Ирины. Судя по всему, это была семейная икона, может быть, принадлежавшая роду самого Неофита. У южных славян, как и у прочих народов, был в то время весьма распространен обычай избирать себе особых покровителей из святых, память которых от поколения к поколению отмечается как семейный или, скорее, родовой праздник. Славянские же письмена на иконе, как указывает "Преславная гора", свидетельствуют о том, что, возможно, по словам О.А.Хойнацкого, "образ Почаевский писан рукою русскою".

Цельбоносная стопа.

Почаевская икона Бож.Матери.
Почаевская икона Божией Матери.
Всякий, кто переступал порог Почаевского Успенского собора, не мог не обратить внимания на бронзовый позолоченным ковчег, находящийся за небольшой латунной оградой у первой колонны справа. Это место невольно притягивает внимание каждого. Окутанное близостью непостижимой тайны, оно словно вобрало в себя горячие молитвы нескончаемого потока богомольцев, текущего сюда уже многие столетия. И, вправду, ковчег этот, подобный древнему алтарю, сделанный из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой, как будто служит для непрерывно совершающегося здесь таинства - благодатного присутствия Матери Божией. Материальный знак этого присутствия - изображение святой Цельбоносной Стопы Ее на шелковом плате, находящемся на ковчеге.
Изображение это указывает на запечатленную здесь память о чуде, бывшем на горе Почаевской в 1240 году - о явлении Божией Матери в столпе огненном. Над ковчегом - большой бронзовый киот с барельефным изображением этого явления. И ковчег, и киот - творение золотых дел мастера С.Ф.Верховцева; в 1884 году ими был заменен позолоченный балдахин, возвышавшийся над Стопою в виде часовни. Выше киота - две высокие зеркальные пилястры со сребропозлащенными венцами со скипетром и короною. А внутри ковчега - три неугасимых лампады, свет от которых слегка касается темного камня, закрытого стеклянной дверцей и пребывающего во мраке.
Цельбоносная Стопа... Вот здесь, на этом кусочке камня стояла некогда сама Пресвятая Богородица, и след ноги Ее отпечатался на камне. И всегда посещение Ее не остается без благодатных последствий: на этом самом месте возник чудотворный источник, неиссякающий и поныне. Однако сам камень, из которого постоянно сочится вода, находится ниже уровня пола. Он невидим для телесных очей. Приходящие в Почаев богомольцы, помолившись и поклонившись перед ковчегом, прикладываются к изображению Цельбоносной Стопы, а затем пьют и уносят с собой источаемую целебную воду. Они получают ее в серебряных ковшиках из рук иеромонаха, который несет здесь особое послушание и по традиции называется "стопочным". Люди, пришедшие сюда, знают: не раз эта вода служила источником чудесных исцелений от всякого рода недугов. Но знают ли они, как возник этот источник, как появилась в Почаеве Цельбоносная Стопа Матери Божией, сколько и Как помогала она людям?
Предание говорит о том, что с началом татаро-монгольского нашествия, когда пал и был разорен стольный Киев, когда вся Древняя Русь стала словно дымящейся раной, вопиющей к небу, вознесла она слезные свои молитвы Матери Божией, испрашивая Ее небесного заступничества. Молились о том и неведомые иноки Почаевских пещер Молились они, да почиет на Почаевских горах благодать гор Афонских н холмов Киевских, да станет Пречистая Дева Покровительницей монахам и тем, кто прибегает к ней с теплой молитвой и с горячим упованием. По милости Божией молитвы эти были здесь услышаны. Однажды ночью выйдя после молитвенного бдения из пещеры, почаевские иноки вместе с крестьянами-пастухами из соседнего села увидели на верху горы Богородицу, стоящую на скале в столпе огненном. Подобно, неопалимой купине, горевшей, но не сгоравшей, во время откровения Божия Моисею на Синае, образ которой всегда служил знамением Матери Господа нашего, Пречистая Дева была объята пламенем: на голове ее была корона, а в деснице - скипетр. Явив себя людям с ослепительной леностью, она поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. И тогда поняли иноки и пастухи (предание сохранило имя одного из последних - Иван Босый), что явление Богородицы в столпе огненном означало приближение новых бедствий, от которых Волынь и вся Русь будет страдать как бы в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеет и возродится.
Тут же усердной молитвой возблагодарили они Бога, даровавшего им чудесное явление Матери Божией и восславили Саму явившуюся им Деву, оставившую след Стопы Своей. Ибо с той поры Стопа стала наполняться водой. Только одно мгновение простояла Матерь Божия на твердом камне, а след ноги Ее, запечатлевшийся на нем как на мягком воске, остался навсегда. (Подобное предание существует и о Господе нашем Иисусе Христе: при вознесении Своем Спаситель наш оставил след ноги Своей на горе Елеонской). Чудесное же явление Богоматери на горе Почаевской было в 1240 году от Рождества Христова.
Образ Божией Матери Почаевская.
Икона Пресв. Богородицы "Почаевская"
Вскоре после этого события у подножия той скалы, на которой явилась Матерь Божия, иноки построили небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Но сама скала, как и след Цельбоносной Стопы на ней, в течение еще четырехсот лет оставалась под открытым небом. Лишь с 1649 года, когда на этом месте выросла церковь во имя Пресвятой Троицы, Стопа Богородицы вместе с источником оказалась наконец в храме. Сейчас на месте этого храма стоит другой - великолепный Успенский собор, и строители его только ради того, чтобы заключить эту святыню внутрь собора, в соответствии с условиями местности несколько нарушили традиционный принцип храмостроительства: собор обращен не на восток, как этого требует Устав, а, скорее, на север.
С первых же дней своего появления на горе Почаевской и доныне Стопа Божией Матери является источником многих чудес. Большинство из них осталось, вероятно, неведомыми миру, и тайна их ушла вместе с теми, кто видел, испытал или был свидетелем их силы. Но многие остались запечатленными для нас как зримые знаки "великой и богатой" милости Царицы Небесной, и потому так важна для нас память о необычных исцелениях, о явленных нам чудесах. В данном случае свидетельства о них, исходящие от самих исцеленных, дошли до нас от времен сравнительно недавних, веками уже отдаленных от самого явления Богородицы. Но они тем более драгоценны как еще одно напоминание о том, что и через столетия милость и благоволение Ее не иссякают.
Самое древнее из засвидетельствованных и записанных исцелений, источником которых была Цельбоносная Стопа Божией Матери, произошло в 1664 году. У одной помещицы, по фамилии Хойнацкая, был слуга, которого звали Давид, по прозвищу Гайдук. Он долго страдал жестокими болями во всем теле, а особенно в голове. От боли глаза его вылезли из орбит, и он почти потерял зрение. Жалея своего слугу, Хойнацкая (вероятно, не раз припомнив евангельскую историю о сотнике и его слуге) попросила тогдашнего почаевского игумена помолиться о больном перед Почаевской чудотворной иконой Богоматери и прислать воды от святой Стопы, чтобы помазать глаза его. Как только это было сделано, болезнь его прошла.
Веком позже, в 1763 году, один волынский священник Григорий Белецкий дважды получал чудесную помощь: вначале у него был тяжелый нарыв на груди, вскрывшийся только после того, как он помазал его целебной водой. Но затем болезнь вдруг вернулась и в гораздо более тяжелой форме: у него возник новый нарыв, теперь уже внутри его тела. От боли и слабости больной не мог сам идти в Нечаев, его нужно было везти. Однако уже на полпути (о. Белецкий хотел прибыть в Почаев к празднику Успения Божией Матери) он почувствовал некоторое облегчение и даже сумел самостоятельно войти в храм и дойти до Цельбоносной Стопы. Возблагодарив Божью Матерь за этот первый знак милости, он вновь выпил Целебной воды, а дома - омыл ею все тело. После этого боли вдруг уменьшились, опухоль стала спадать, и вскоре он совершенно выздоровел.
До нас дошли записи, говорящие о том, что не только люди, искавшие исцелений, получали их, но и те, кто поначалу их и те искали, но получат как бы по тайной милости, поданной Царицей Небесной. В 1770 году одна больная девушка по фамилии Загурская, находясь уже на смертном одре, попросила священника, принимавшего ее исповедь, дать ей святой воды. Священник подал ей воду из Стопы Богородицы, и, выпив ее больная выздоровела, а затем отправилась в Почаев, чтобы отблагодарить Пресвятую Деву. Оказавшись в храме, в котором прежде никогда не была, она прямо подошла к святой Стопе и заявила, что исцеление ей принесла вода, взятая именно здесь.
В 1780 году у одной женщины, жившей в окрестностях Почаева, умирал трехлетний ребенок. Однажды ночью, после долгой и горячей молитвы Божьей Матери она уснула и во сне увидела некоего старца, который сказал ей: "Что ты плачешь и кричишь? Лекарство у тебя в доме".
Проснувшись, женщина с трудом вспомнила, что у нее осталось немного воды от Цельбоносной Стопы. Она влила несколько капель в рот больному и вновь уснула. И снова увидела во сне того же старца, и он сказал ей теперь: "Встань, сын твой здоров". И, действительно, когда она пробудилась, ребенок сидел на постели и просил есть. Через несколько дней болезнь его была позади.
В 1832 году одна мещанка из Каменец-Подольска привела в Почаев свою девятилетнюю внучку, в годовалом возрасте потерявшую зрение после перенесенной оспы. Шесть дней шли они, чтобы поклониться Почаевским святыням, и когда пришли, девочка по совету добрых людей помазала свои глаза святой водою. Когда обе они после этого отошли от Огоны на середину церкви, больная вдруг воскликнула, плача от радости: "Ах, бабушка! Я вижу Божию Матерь обеими глазами!". Девочка стала зрячей.
Не одну болезнь и не одно горе уврачевала Матерь Божия, и рассказать о каждом случае невозможно. Скажем лишь, что помощь эту получали знатные и незнатные, старики и дети, православные и даже христиане иных исповеданий, все, кто приходил к Цельбоносной Стопе с верой, надеждой и усердной молитвой, все, кому по неизреченному Промыслу Божию, должна была быть послана помощь. И сегодня, как и сотни лет назад, с той же молитвой и верой идут сюда люди со своими нуждами и прошениями, со всем, что есть на сердце, преодолевая иной раз огромные расстояния, чтобы прикоснуться к святыне, испить этой воды, чая исцеления на горе Почаевской, ища благословения Пресвятой Девы, Ее покрова и заступничества. Поэтому и не иссякает человеческая благодарность, выраженная словами акафиста, что уже сотню лет соборно служится по воскресеньям монастырской братией во главе с наместником перед святой Цельбоносной Стопой: "Воспеваем вси неизреченное снисхождение Твое, Дево Чистая: яко с высоты небесныя низошла еси на святую гору Твою, из камени нам воду источающи, ея же цельбосносною силою во всем мире славно прославила еси".

Тропарь, глас 5:

Пред святою Твоею иконою, Владычице, / молящиися исцелений сподобляются, / веры истинныя познание приемлют / и агарянская нашествия отражают. / Темже и нам, к Тебе припадающим, / грехов оставление испроси, / помыслы благочестия сердца наша просвети, / и к Сыну Твоему молитву вознеси / о спасении душ наших.

Кондак, глас 1:

Источник исцелений и веры православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися: темже и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи. Лавру твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди, и грехи разреши молитвенник твоих: елика бо хощеши, можеши.

(www.przd.ru; www.pochaev.org.ua; иллюстрации - www.photoukraine.com; www.pochaev.org.ua; pics.livejournal.com; days.pravoslavie.ru; hpibm.narod.ru).

Свято-Успенский собор Почаевской Лавры.

Почаевская Успенская лавра - одна из четырех лавр Российской империи, твердыня православия, стоящая в юго-западной Руси, на Волыни (ныне территория Тернопольской области Украины). Это место, где веками сталкивались границы империй, цивилизаций, мировоззрений. До 1914 г. всего в 8 верстах отсюда лежала граница с Австро-Венгрией, и слава о святынях Почаева достигала не только соседней Галиции, но и Болгарии, Боснии, Сербии.

Некогда это была поросшая лесом гора, в чьих пещерах подвизались иноки, прежде - киево-печерские затворники, укрывшиеся сюда после разорения матери городов русских Батыем в 1240 году.

В том же в XIII столетии двое из этих безыменных подвижников вместе с местным пастухом Иваном Босым сподобились великого чуда - явления Пречистой в столпе огненном над скалой почаевской. На месте, где Она стояла той ночью и молилась, на плотном известковом камне остался след правой Стопы Богородицы, древнейшая из почаевских святынь. Стопа всегда наполнена чистой и целебной водой из забившего в ту же ночь источника.

Вскоре иноки соорудили у подножия горы первую каменную церковь во имя Успения; ныне на ее месте высится огромный Успенский собор, объявший собой саму гору, пещеры, Стопу и святой источник, построенный в 1780-х в стиле барокко. Высится собор подобно скале посреди бескрайних окружающих полей и виден за многие километры от самого городка Почаев.

Но тогда, в XIII веке, с распадом Руси и постепенным отпадением ее юго-западных земель, пришел в упадок и монастырь.

Вторичное же основание обители относится к рубежу XVI - XVII столетий. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма.

Три десятилетия икона простояла в домовой часовне в деревне Урля (в 8 верстах от Почаева), а затем начала испускать по ночам таинственное свечение, подобное тому столпу огня, в котором за триста лет до этого явилась здесь сама Пречистая. Гойские истолковали это как желание Царицы Небесной пребывать в возрожденной почаевской обители, куда и передали образ вместе с богатыми дарами - после того, как прозрел по молитве пред этой иконой слепорожденный брат хозяйки, Филипп Козинский.

После смерти Анны в 1644 году все окрестные земли достались ее племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь и захватил икону. Однако его с женою тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелились супруги лишь после того, как вернули чудотворный образ в монастырь.

С тех пор чудотворная пребывает в, в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников), Почаевская прославилась многочисленными чудесами.

Почаевская принадлежит к типу Елеусы; Предвечный Младенец восседает на Ее правой руке, в руке левой - плат, прикрывающий Сына Божия. На списках с чудотворной внизу обычно пишется еще и Стопа Богородицы.

Предстательством Пречистой обитель оставалась верной православию и во времена польско-литовского владычества, стойко сопротивляясь насаждению в этих местах униатства.

Свою дивную помощь Богородица явила и во время осады обители турками в 1675 году. Тогда агаряне окружили сплошь деревянные строения монастыря и грозили поджечь их. Иноки припали к образу Владычицы, моля о заступничестве.

И тогда турки узрели в небе над собором грозное видение: Пречистая парила над Своей обителью в лучезарном сиянии и простирала над нею Свой Омофор, окруженная ангельским воинством с пламенеющими мечами. Рядом с Владычицей стоял недавно (в 1651 г.) почивший игумен почаевский, преподобный Иов, и вместе с земной братией молил Ее о помощи.

Ослепленные небесным сиянием, агаряне принялись убивать друг друга и бежали прочь от страшного для них места.

Несмотря на свою стойкость в православии, Почаевская обитель была в 1713 г. насильно передана в ведение униатов и находилась в нем вплоть до разгрома польского мятежа 1831 года; возвращенная в лоно православия, в 1833 году обитель была удостоена почетнейшего наименования лавры с присвоением ей «четвертого места в числе существующих в России лавр» (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской).

В Москве чтимый образ Почаевской иконы имеется в никогда не закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда был принесен в 1930-х, в разгар безбожных гонений.

Празднование Почаевской совершается 23 июля по христианскому летоисчислению (в один день с образом Всех скорбящих радости «с грошиками»). Стихира Почаевской гласит:

Приидите, российстии собори,
и от всех язык, вернии, соберитеся,
на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия,
и узрим место стопы Ея,
идеже во огенном столпе древле явися,
и от источника, оттуду истекшего,
верою окропление приимем,
и чудотворней иконе Ея поклонимся,
прощения прегрешений наших просяще,
и душам нашим велия митости.

Тропарь, глас 5:

Перед святою Твоею иконою, Владычице,
молящииися исцелений сподобляются,
веры истинныя познание приемлют
и агарянская нашествия отражают.
Темже и нам, к Тебе припадающим,
грехов оставление испроси,
помыслы благочестия сердца наша просвети
и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

В семидесяти километрах от Тернополя на высокой каменистой горе возвышается Свято-Успенская Почаевская Лавра - второй Иерусалим. Так ее называют из-за повторения иерусалимского чуда: как Господь Иисус Христос оставил Свои следы на горе Елеонской во время Вознесения на небо, так и Божия Матерь - на горе Почаевской. Cвятая стопа отпечаталась на камне, как на мягком воске, еще в 1240 году.

Стопа Богородицы

Если вы когда-нибудь посетите Почаевский Успенский собор, то увидите позолоченный ковчег, находящийся за небольшой латунной оградой. Сам ковчег служит своеобразным алтарем для непрерывно совершающегося таинства - благодатного присутствия Божией Матери. Окутанное близостью непостижимой тайны, это святое место словно вобрало в себя горячие молитвы богомольцев, стекающихся сюда на протяжении нескольких веков.
Это чудо произошло во время монголо-татарского нашествия: Пресвятая Дева явилась в огненном столпе на скале перед монахами и пастухами из окрестных селений (до наших дней сохранилось имя одного из очевидцев - Иван Босый). По преданию, на голове Девы Марии была корона, а в деснице - скипетр. Только на одно мгновение прикоснулась Божия Матерь к темному камню, а след Ее стопы остался навсегда. (Сие знамение было подобно Неопалимой Купине, горевшей на Синае во время откровения Бога Моисею.) Увидев Богородицу, объятую огнем неугасимым, иноки поняли, что приближаются новые бедствия: Волынь, как и вся Русь, будет страдать как бы в огне, но по заступничеству Царицы Небесной опять возродится.
Из оттиска правой стопы, оставленного на камне, забил необычный источник: от него люди начали получать исцеления. Когда же над источником построили храм, в полу над камнем со следом оставили небольшое отверстие, чтобы паломники могли его видеть. Над ним разместили ковчег. Поскольку прикладываться к следу стало весьма затруднительно, поверх ковчега положили изображение стопы, вышитое на шелковом плате. Здесь можно помолиться, а заодно испить целебной воды из серебряного ковшика: ее наливает иеромонах, который несет особое послушание и называется стопочным. Прикладываясь к цельбоносной стопе, я приложил к ней и восковую свечу, а дома эту свечу измерил и так определил длину стопы - около 20 сантиметров! Это лишь приблизительная цифра. И все же я сумел убедиться, что у Божией Матери был, по-нашему, примерно 36-й размер обуви. А это совпадает с церковным преданием, согласно которому Пресвятая Дева была среднего роста.

Секрет преподобного Иова

Самое загадочное место в Почаевской Лавре - пещерка преподобного Иова. В нее может вползти далеко не всякий человек (лично я влез туда с помощью батюшки). Каждый, кто в ней побывал, надолго запомнит и скользкие стены, и ощущение полной замкнутости и тесноты: здесь в загробный мир поверит даже отпетый атеист. В пещерке невозможно ни сесть, ни лечь, ни вытянуть ноги. Остается лишь удивляться, как святой Иов проводил в таких условиях целые дни и недели, «слезами токмо от чистого сердца изливаемыми питаемый».
От многодневного стояния на коленях в молитве ноги Иова отекали так, что покрывались язвами. Следы от них остались на его нетленных мощах, находящихся в пещерном храме, освещаемом лишь пламенем свечей. По свидетельству инока Досифея, преподобный молился «о благосостоянии мира, во зле лежащего». Однажды Досифей заметил, как в течение двух часов пещеру старца озарял необычный свет. «Я же, - говорит свидетель, - увидев сие, падши на землю, чрезвычайно испугался, странным таковым явлением побежден».

Будучи игуменом монастыря, Иов почти четверть века судился с местным вельможей Андреем Фирлеем. Тот претендовал на земли, которые его покойная родственница, графиня Анна Гойская, завещала монастырю. В 1623 году Фирлей разграбил монастырское имущество и похитил чудотворную Почаевскую икону Божией Матери. Гойская получила ее из рук греческого Митрополита Неофита, а после чудесного исцеления слепорожденного брата Филиппа подарила монахам. Но, в отличие от усопшей, Фирлей был лютеранином, а посему ни в какие иконы не верил. Однажды он «от радости диавольской не ведая, что более делать», нарядил свою жену в церковные облачения, дал ей в одну руку святую Чашу, а в другую - Почаевскую икону Божией Матери. В тот же миг на Фирлееву жену «напал бес лют», которым она была «удручена еще чрез долгое время». И тогда, придя в ужас, муж вернул икону монахам, и его супруга сразу исцелилась.
Несмотря на большие испытания, Иов дожил до ста лет, пережив смену двух Династий: родился при Иване Грозном (Рюриковиче), умер при Алексее Михайловиче Романове. Откровение о дате своей смерти преподобный получил 21 октября 1651 года, а 28-го, отслужив Литургию, мирно отошел ко Господу. Через семь лет и девять месяцев он трижды являлся во сне Киевскому Митрополиту со словами: «Извествую твоему Преосвященству, яко тобою Бог хощет открыта кости мои». Мощи были найдены «без всякого истления, как бы того же часа погребенные, и исполненные недоразуменного благоухания».

Исцеление дочери Сталина

Самым трудным периодом в истории Лавры был XX век. Во время Первой мировой войны в святую обитель нагрянули австрийские войска. В Трапезной церкви стали крутить кино, а в маленьком храме при Архиерейском доме устроили ресторан. Почаев был освобожден только после Брусиловского наступления. Австрийцы ушли, оставив на память о себе горы бутылок и непотребные рисунки на стенах храма.
В начале 1919 года монастырь разграбили большевики, а 8 сентября того же года его территория перешла под контроль польских войск. В связи с истечением срока давности русских прав, введенных в Польше еще Царским правительством, римско-католический епископат возбудил целый ряд судебных процессов против Православных консисторий. Только на одну Почаевскую Лавру в суд было подано 724 заявления с требованием передать ее униатам. Церковные погосты стали местом горячих митингов, доходивших до драк.
В 1939 году Западная Украина, в том числе и Почаевская Лавра, по договору Молотова - Риббентропа отошла к Советскому Союзу. У монахов отобрали весь скот, сельхозтехнику, запасы зерна и продукты питания. Детские приюты и приходская школа перестали существовать. Из 300 насельников остались только 80. И только после четырехлетней молитвы старцев отношение к Почаевской Лавре в частности и к Церкви в целом несколько смягчилось. В 1943 году после встречи с тремя Митрополитами, Сергием, Алексием и Николаем, Сталин круто изменил свою политику в отношении Церкви. По преданию, отношение Сталина к Православию изменилось к лучшему после того, как почаевский старец Амфилохий исцелил его дочь Светлану. В знак благодарности Светлана Иосифовна спасла монаха от принудительного «лечения» в психоневрологической больнице, разместившейся в Лавре. После смерти «отца народов» она взяла себе фамилию матери (Аллилуева) и решила уехать за границу. Хотела увезти за границу и исцелившего ее старца. Были уже куплены и билеты на самолет, но в него Амфилохий так и не сел: он предпочел вернуться в Лавру под покров Божией Матери (после кончины его мощи оказались нетленными, а самого Амфилохия причислили к лику святых).
С приходом к власти Хрущева на почаевцев начались новые гонения: храм Серафима Саровского превратили в морг, церковь Святого Духа - в зернохранилище, храм Всех Святых - в кинотеатр. В 1959 году дошла очередь и до лаврского скита: 10 апреля в него ворвались милиционеры во главе с первым секретарем Почаевского райкома Ичанским, который собственноручно срывал иконы и разбивал их о землю. Когда братия попыталась возмутиться, райкомовец громко сказал: «Если Бог есть, то пусть отберет у меня самое дорогое». Как только Ичанский вернулся домой, ему передали телеграмму: утром в руках у его дочери Людмилы, работавшей во львовской химлаборатории, взорвалась колба с серной кислотой. Девушка получила столь тяжкие ожоги, что должна была скончаться сразу. Но промучилась в больнице до вечера, пока отец не покинул разоренный скит. После похорон дочери Ичанский пережил еще два страшных удара: старший сын застрелился, а супруга попала в психбольницу… Чтобы «замять» эту ставшую известной историю, Ичанского перевели в другой район…

Взгляд с Креста…

Несмотря на тяжкие испытания и гонения, Почаевская Лавра не пала даже при большевизме. В эпоху, когда храмы закрывались тысячами, когда душили монастыри, когда Киево-Печерскую Лавру превратили в музей, этот монастырь выстоял. След Божией Матери, чудотворные иконы и нетленные мощи святых сделали свое дело. И продолжают делать поныне…
Все Евангелие можно увидеть здесь - в настенных росписях Пещерной церкви. Кажется, ни одно из событий Страстной недели не упущено. Всего тут насчитывается 52 картины, изображающие более шестисот фигур. Особенно поражает фреска, на которой римские воины прибивают к кресту Иисуса Христа. Когда хочешь охватить вниманием всю картину и переходишь с одной стороны храма на другую, становишься свидетелем чуда: по мере приближения Спаситель поднимается вместе с крестом и провожает тебя страдальческим взором. Многие пытались объяснить этот феномен тем, что фреска нарисована на полукруглом потолке. Но в таком случае «двигались» бы и другие изображения на том же потолке. По мнению монахов, распятый Христос не просто возвращает нас к событиям 2000-летней давности, но и наглядно показывает, что Он пострадал за грехи каждого.
Своей пышностью и красотой также поражает Киево-Почаевская икона Божией Матери: киевляне написали ее, подобно Почаевской, в честь чудесного избавления от моровой язвы еще в Царские времена. Сейчас возле этой иконы можно увидеть… костыли! Их оставил человек, который страдал детским церебральным параличом. Когда он приблизился к образу Богородицы, услышал таинственный глас: «Оставь свои костыли, они тебе больше не нужны». В тот миг мужчина почувствовал, что его тело как будто обожгло. Из храма он вышел уже здоровым и с тех пор ходит по монастырям, рассказывая о своем исцелении.
Есть в Лавре и ручные оковы, которым уже более 300 лет. Их оставил некий монах в память о чудесном избавлении от турецкого плена: в 1674 году, находясь в оковах, он горячо молился Божией Матери и… был сверхъестественным образом перенесен в Почаевскую обитель… Описанные чудеса являются лишь малой толикой из безчисленного множества случаев помощи Свыше. Они не прекращаются и поныне, проповедуя всему миру об истинной вере в Христа-Спасителя и Покрове Божией Матери…

Πάπυρος святые источники (греч.)

Образ воды в Священном Писании символизировал дарованные Богом милость, благоденствие и благополучие.

На месте чудесного явления Божией Матери на земле сверхъестественным путем появлялись святые источники и родники.

С искренней молитвой вода святых источников способствует излечению страждущих и больных.

В Кингисеппском районе (бывший Ямбургский уезд) находится старинное село Котлы, куда приехали мы - паломники от храма св.Пророка Илии во главе со священником Виталием Кузнецовым .

В окрестностях этого села находились богатые месторождения «болотной руды» (бурого железняка) и большинство местных жителей, начиная еще с XV века, занималось железорудным промыслом и выгонкой смолы. Тогда же Котлы стали центром Котельской волости. Начиная с 1730 года в Котлах располагалась усадьба Альбрехтов, которая неоднократно перестраивалась. Эпоха семьи Альбрехт началась когда Котлы и часть соседних деревень были пожалованы генерал-майору Людвигу фон Альбрехту (в армии известному как Иван Иванович) Анной Иоанновной за помощь в воцарении на престол.

По данным переписи 1500 года в Водской пятине Новгородского княжества ("водь" - народ финно-угорской группы), упоминается Николо-Толдожский погост и говорится: «Село Котел богатое, с вновь построенной Никольской церковью на деньги местных крестьян и владельцев усадьбы Альбрехтов». Однокупольная каменная с колокольней церковь была построена в русско-византийском стиле. По завершении строительства храм был освящен отцом Иоанном Кронштадтским.

В 1937 году храм был закрыт. С 1941 по 1942 год на территории села Котлы немцами был организован концлагерь, а в помещениях храма и близлежащих постройках содержались советские военнопленные.

Осенью 1942 года, во время германской оккупации, храм был отдан верующим но, из-за отсутствия священника, службы мирским чином совершала монахиня, прибывшая с военнопленными. С 1945 по 1959 год службы совершали разные священники, последний из них - о. Григорий Потемкин , очень много сделал для восстановления храма. В декабре 1959 года храм закрыли, а с 1960 по 1991 год в нем размещался сельский клуб. В мае 1991 года храм Св. Николая Чудотворца был отдан верующим и отреставрирован.

Нас в храме встретил иерей Николай Вахрушев. Отец Николай рассказал о святынях, находящихся в храме и пригласил в алтарь нашего батюшку о. Виталия. В храме есть ковчежец с частицей мощей свт. Николая Чудотворца.

Недалеко - в деревне Пиллово расположен святой источник «Почаевский».

По преданию упоминание об источнике относятся к 1700 г. и к 1742 г.

Над самим источником устроена деревянная часовня во имя Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. Рядом с источником лежит камень с отпечатавшимися в нем тремя следами стоп Божией Матери. От святого источника в часовне вода отводится в купель, в которой наши паломники совершили омовения. Температура воды в купели летом около + 4 +6 С. Зимой +2 +3 С.

По преданию, более 300 лет назад, в деревне Пиллово жила одна благочестивая и богобоязненная женщина Анастасия с двумя детками. Когда из-за болезни мама уже не смогла вставать с постели, дети стали ходить в церковь одни. А в один из праздничных летних дней им встретилась странница, которая подала детям пузырек святой воды из стопы Пресвятой Богородицы, находящейся на Почаевской горе в Малороссии. Давая воду, странница обещала, что их мама обязательно поправится по молитвам Пресвятой Богородицы, приняв эту целебную воду. Добежав до маленькой речушки, которая протекает недалеко от родной деревни, они заспорили, кто из них принесет воду домой. И вдруг, пузырек выскользнул у них из рук и разбился. Дети испугались, что их мать не сможет исцелиться, и горько заплакали. Вдруг воды речушки озарились неземным светом. В сияющем огненном столпе явилась им сама Пресвятая Дева, стоящая на валуне. Она сказала детям, что по их молитвам Господь подаст исцеление их маме и на том месте, где была разлита вода, забьет родник с исцеляющей водой. И этой воды хватит не только их матери, чтобы избавиться от своих недугов, но и многим поколениям людей. А в знак чудесного явления Божьей Матери на камне останется след ее стопы. И из того места, на котором дети разлили воду, данную странницей, забил родник. После того, как священник храма святителя Николая Чудотворца причастил болящую Анастасию Святых Христовых Таин, и она выпила воду из источника, ей стало лучше. Скоро она сама смогла прийти к источнику, и, искупавшись в нем несколько раз, совершенно исцелилась. Когда об этом узнали жители деревни, они построили на источнике часовню, посвященную Пресвятой Богородице. Рядом с часовней, ниже по течению целебного ручья, была сделана купель, чтобы каждый болящий мог бы в ней искупаться.

В селе Заручье Сланцевского района Ленинградской области расположен Доложский (Михайловский) погост.

На погосте восстанавливается церковь Успения Пресвятой Богородицы , в которой некогда хранилась чудотворная икона, явленная в Доложских пещерах. Внутри этого восстанавливаемого храма для нас были накрыты столы для трапезы. После трапезы наша группа сфотографировалась на фоне храма Успения Божией Матери. Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце, обрадовавшее нас, так как поездка начиналась в дождь и первую часть пути он шел непрерывно. Затем мы отправились к Доложской пещере.

В нескольких километрах от села Заручье на реке Долгой находятся развалины Свято-Успенского скита на месте явления Богородицы. Скит был построен над Доложской пещерой (криптой) в которой бьет целебный святой источник, образуя небольшое подземное озерко. Подле скита в русле реки находится камень со следом стопы Богородицы. По преданию в первой половине XVIII столетия в пещере жил какой-то пустынник, который тут и скончался. К сожалению, имя пустынника, и время его кончины забыты, следы могилы изгладились.

В середине XVIII века в Доложске произошло чудесное явление Царицы Небесной. Согласно старой легенде на том месте, где проходила Божия Матерь образовался грот и пробились два родника. Над одним в прошлом существовала рубленная из дерева купель, а над другим в начале ХХ века поставили храм. Этот храм уничтожен в годы войны. На месте алтаря храма поставлен памятный крест. Переходя реку Долгую, Богородица ступила ногой на камень, отчего на нем отпечатался ее след. В память этого события в 1761 г был освящен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы В том же году на престольный праздник (15 - стар. стиль/28 -нов. стиль августа) состоялся первый крестный ход из Доложска к пещере по дороге, по которой прошла Божия Матерь.

Недалеко от Доложской пещеры строится новая церковь во имя св. прав. Иоанна Кронштадского. Батюшка Адриан (Проворный) встретил нас там и рассказал историю постройки этого храма. О. Виталий Кузнецов и диакон Евгений Фомин отслужили в нем молебен св. Иоанну Кронштадскому.

Дальше наш путь продолжился к источнику в деревню Турово .

История возникновения святого Печерского источника в Турово начинается на рубеже XVI - XVII веков. Летом одна девушка пастушка явлением Пресвятой Богородицы была спасена от посягательств крестьянина. На этом месте открылся святой источник. Вскоре, в пещере была обретена чудотворная икона Успения Божьей Матери с ликами Спасителя, Иоанна Предтечи и Апостолов. На месте обретения иконы в местечке Малая Печорка была устроена деревянная часовня в честь иконы Печерской Божией Матери. В 1789 году из часовни икону перенесли в Лугу, в новый собор святой великомученицы Екатерины, где образ украсили серебряную вызолоченную ризой...

В Турово находилось поместье первой жены известного фотографа С.М. Прокудина-Горского, который впервые отснял фотографии России начала XX века в цвете. Его коллекция фотографий находится в библиотеке Конгресса США.

Каждый год в первую пятницу Петрова поста на источник совершается крестный ход с водосвятным молебном.

Полную историческую и интересную информацию в течении всего паломнического пути о местах явления Божией Матери в Ленинградской области нам поведал отец Виталий. Многое из того, что услышали об истории нашего края, было открытием для большинства из нас.

Спасибо всем участникам и организаторам этой паломнической поездки.

По стопам Богородицы. Святые источники иместа явления Божией Матери.

Прихожане храма св. Пророка Илии: Вера Куликова, Татьяна Рудакова

Почаевская гора, на которой расположена Лавра, — место особого предстояния Пресвятой Девы. Незримое Ее присутствие воплощено в нескольких святынях, одна из которых, самая древняя в Почаеве, — Цельбоносная Стопа Матери Божьей.

Внимание входящего в Успенский Собор приковывает к себе небольшой позолоченный ковчег у правой колонны. Помещенный за невысокой оградкой, он подобен древнему алтарю, будто служащему для непрерывно совершающегося таинства — благодатного присутствия Матери Божьей.

Ковчег находится под большим киотом с барельефным изображением произошедшего здесь в незапамятные времена чудесного явления Пресвятой Богородицы в столпе огненном. Случилось оно в 1240 году, в начале Батыева нашествия на Русь, когда пал и был уже разорен стольный Киев, а с ним и многие другие города и селения. Предание донесло до нас, что многие, и среди прочих — два неведомых инока Почаевских пещер, возносили тогда слезные молитвы Матери Божьей, испрашивая небесного Ее заступничества.
И вот однажды ночью, выйдя из пещеры после молитвенного стояния, монахи, а с ними пастухи из соседнего села, узрели на горе Пресвятую Богородицу, объятую пламенем подобно Неопалимой Купине, которая горела, но не сгорала во время откровения Божия Моисею на горе Синай (надо сказать, что для христиан образ Неопалимой Купины всегда служил знамением Матери Божьей). Главу Пречистой вен­чала корона, в руке Она держала скипетр. Изумленные, смотрели свидетели чудесного явления, а Божья Матерь тем временем медленно поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. Лишь мгновение стояла Она на камне, а след этот, впечатавшийся в твердь как в мягкий воск, остался навечно.
Видевшие это люди, имя одного из которых, Ивана Босый, сохранили предание, поняли, что чудесное явление, которое довелось им узреть, означает приближение на Русь новых бед, но в то же время и заступничество Матери Божьей, по молитвам которой Русь и возродится. Тут же возблагодарили они Господа и восславили Саму Деву. С той поры след Ее Стопы стал наполняться водой, подобно следу Стопы Господа нашего Иисуса Христа, оставленного Им на горе Елеонской при вознесении Своем.У подножия скалы, на которой произошло чудесное явление Божией Матери, иноки построили небольшой храм, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сама же скала со следом Цельбоносной Стопы еще четыре сотни лет пребывала под открытым небом, пока в 1649 году возведенный на этом месте Троицкий храм не принял в себя источник со Стопой. Полтора века спустя Троицкую церковь разобрали, а на ее месте был построен Успенский собор.
Интересно, что, из-за необходимости заключить в строящийся храм источник с Цельбоносной Стопой и в соответствии с условиями местности, строителям пришлось несколько нарушить традицию и вместо востока обратить Успенский собор скорее на север.
С самого своего появления на горе Почаевской и поныне Стопа Матери Божией является источником многих чудес. Существует легенда, что в 1607 году татары (Орда к тому времени уже развалилась на множество мелких княжеств, которые по старой памяти периодически посылали свои отряды на Русь) подступили к стенам монастыря, повстречали старого монаха, шедшего в обитель, и отсекли ему голову. Убиенный чернец взял голову в руки, донес ее до чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и только тогда умер. Бытовала и другая легенда, согласно которой в 1674 году один из томившихся в турецком плену почаевских иноков так усердно молился Пресвятой Богородице, что в день Ее Успения был прямо в кандалах перенесен в родную обитель.
Несомненно, чудес было очень много, но большинство из них (особенно самых древних) остались неведомы миру. Лишь от времен сравнительно недавних, отдаленных уже от самого чудесного явления, сохранились описания, сделанные непосредственными свидетелями. Самое древнее из зафиксированных исцелений произошло в 1664 году. Тогда у помещицы Хойнацкой тяжко болел слуга Давид по прозвищу Гайдук. От многих болей глаза его вылезли из орбит, и он почти потерял зрение. Хойнацкая попросила тогдашнего игумена обители помолиться о болящем пред Почаевской иконой Пресвятой Богородицы и прислать воды от Стопы. После того как водой этой помазали слуге глаза, болезнь отступила.
Даже не искавшие специально исцеления от Цельбоносной Стопы порой получали его. Больная девушка по фамилии Загурская, будучи уже при смерти, попросила исповедавшего ее священника дать ей святой воды. Священник же имел с собой воду из следа Стопы, которую и предложил девушке. Выпив ее, она сразу же исцелилась. По выздоровлении, пожелав возблагодарить Пресвятую Деву, отправилась Загурская в Почаев, где прежде никогда не была. Случилось это в 1770 году.
Не одну болезнь и не одно горе уврачевала Матерь Божия. Наполняющая Цельбоносную Стопу водица не иссякает. Однако теперь уже укрыта Стопа от глаз ковчегом, и лишь изображение ее можно увидеть на шелковом плате, который лежит на том ковчеге. Но все так же по капельке набирается святая вода и раздается богомольцам.

Видео Cтопа

"...день был как день, ясный, только вдруг ветер налетел - я на гору глянул, а над ней свет дивный на все небо разливается.Овцы мои в кучу сбились, птицы замолкли, а меня как-будто потянуло туда.Свет манит - я иду, иду к нему, а он все ярче становится и вдруг вижу в этом свете небесном сама Богородица встает.Я на колени упал руки к ней тяну и молюсь и плачу. А Богородица над каменной горой поднялась и вся в этом свете дивном, и в небе будто расстаяла.Я на камень гляжу, а на нем след остался и вода родниковая проступила

Так рассказывал Иван Босый - пастух с Волыни. Только одно мгновение простояла Богородица на твердом камне,а след ее остался навсегда. У подножия той скалы монахи построили храм, но сама скала и след небесный еще 400 лет оставались под открытым небом.Позже там построили церковь, а сейчас на ее месте стоит великолепный Успенский Собор.Дух захватывает когда видишь эту красоту.В память о чуде золотых дел мастер создал большой бронзовый киот с барельефом Почаевской Божьей Матери.
Само существование Почаевской Лавры уже является чудом - ни разу за всю ее долгую историю нога завоевателя на Почаевскую Гору не ступала.

Защита Богородицы

Чудеса в Почаеве не иссякали никогда. Когда в Лавре были базилиане — все так же стекался народ к Цельбоносной Стопе и чудотворной Почаевской иконе. А в советский период даже был обретен новый святой, по молитвам которого Господь дарует исцеление болящим. Незримое предстояние Матери Бо­жией над Почаевской Лаврой становится очевидным, если вспомнить основные вехи монастырской истории. Одно из зримых чудес произошло в 1675 году, когда монастырь оказался спасен от разграбления неприятелем. Тогда Почаев был осажден турками, и братия монастыря вместе с укрывшимися в нем окрестными жителями молилась за стенами обители, построенными незадолго до того при преподобном Иове, пред чудотворной Почаевской иконой Пресвятой Богородицы. И Пречистая явилась над осажденным монастырем в сиянии, сопровождаемая преподобным Иовом и множеством ангелов. Увидели их даже турки, изумились и начали стрелять по ним, однако стрелы возвращались на­зад, побивая пославших. Потрясенные иноверцы вынуждены были снять осаду. С тех пор это событие почитается в Лавре наряду с явлением Богородицы в столпе огненном и обретением чудотворного образа Почаевского. Именно ему посвящен придел в Похвальной церкви. Конечно, «ратное» чудо, касающееся множества людей, гораздо заметнее, чем то, что происходит с одним человеком. Но свидетельства чудес, произошедших по молитвам Пречистой пред Почаевским Ее образом или у Цельбоносной Стопы, в монастыре записываются с середины XVII века. Исцеления пред Почаевской иконой не прекращались и при униатах, неслучайно же Потоцкий добился коронации иконы.
Судя по всему, продолжалось при базилианах и почитание преподобного Иова, несмотря на то, что был он противником унии, много сделавшим для того, чтобы удержать Лавру в православии как можно дольше. Во всяком случае, в 1777 году Потоцкий даже подал в Ватикан ходатайство о канонизации преподобного Иова Почаевского и пожертвовал требовавшуюся на ведение этого дела сумму. В Риме начавшемуся процессу помешали именно труды православного святого в деле борьбы против греко-католичества — чудо-творения по его молитвам сомнению никто не подверг.
Не одну страницу займут описания чудес, совершившихся только у трех основных святынь — Цельбоносной Стопы, Почаевской иконы Пресвятой Богородицы и мощей преподобного Иова, игумена Почаевского. А XX век подарил нового Почаевского святого, преподобного Амфилохия, и сейчас еще живы люди, которым случалось быть излеченными по его молитвам при его жизни. В Лавре собирают эти свидетельства, чтобы издать отдельной книгой. Среди них есть, например, рассказ одного протоиерея, у которого в 1960-е годы обнаружили рак горла. Он не мог уже ни петь, ни даже говорить. Спустя полгода после посещения преподобного, с которым они вместе отслужили водосвятие, во сне явился ему отец Иосиф и удалил из горла нечто темное. Врач, следившая за развитием болезни, долго не могла поверить, что священник обошелся без операции — в горле были видны следы удаления опухоли.
Было в XX веке и иное. Местные жители до сих пор вспоминают печальную историю местного партийного руководителя. Когда в 1959 году закрывали приписанный к Лавре Свято-Духовский скит, особо отличился секретарь Почаевского райкома КПСС Ичанский. Он срывал иконы, бросал их на пол и топтал ногами. Когда ошеломленные люди спросили безумца, не боится ли он Бога, тот ответил, что если Бог есть, то пусть заберет у него самое дорогое. Вернувшись домой, партийный начальник узнал, что именно в тот момент, когда глумился он над иконами, в химической лаборатории Львовского автозавода в руках его дочери, только начинавшей трудовой и жизненный путь после института, взорвалась колба с кислотой. Девушка погибла от ожогов. Ичанский настолько погряз в безверии, что вразумление не пошло ему на пользу и позже он покончил с собой.
Про попытки закрыть Лавру, последовавшие вскоре после разорения скита, ходит молва, будто над Троицким собором было явление то ли Самой Богородицы, то ли преподобного Иова. А в закрытом скиту все три десятилетия, пока вновь не был он открыт, очевидцы по ночам иногда слышали ангельское пение.

Рекомендуем почитать

Наверх