Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки, и буква З». Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки и буква Зз. план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему Сообщение

Маркетинг 30.12.2023
Маркетинг

Елышева Оксана Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НОЧУ СОШ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ "САМСОН"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия на тему: Звуки [З]-[ЗЬ]. Буква З.
Дата публикации: 22.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект группового логопедического занятия для детей

подготовительной группы дошкольного отделения

Подготовила:

учитель-логопед

квалификационной

Елышева Оксана Борисовна.

Тема занятия: звуки [з]-[зь]. Буква З.

Форма занятия : групповое логопедическое занятие.

Цель занятия : дифференциация звуков [з]-[зь] в словах, обозначение на

письме буквой З.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания о правильном произношении звуков [з]-[зь],

давать характеристику звукам, научить обозначать звуки [з]-[зь] буквой З.

Развивающие: уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков,

автоматизировать

правильное

произношение

чистоговорках, развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев

рук, зрительное и слуховое восприятие, уточнять словарный запас.

Воспитательные: воспитывать

положительную

мотивацию

занятиям,

самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.

Коррекционные: научить дифференцировать твердый звук [з] и мягкий звук

[зь] в словах, обозначать мягкость и твердость звуковыми схемами.

Оборудование: настольные зеркала, игрушки, цветные звуковые схемы, две

куклы, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь в клеточку, мячики

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте,

здороваются)

здороваться друг с другом.

Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

2.Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две сестрички.

познакомимся.

Подскажите,

пожалуйста,

произнесем! (дети произносят первый звук) .

3. Артикуляционный уклад звуков и их характеристика.

Логопед: Правильно, конечно это звук [з]. Давайте возьмем зеркала и

произнесем этот звук. Какие губы, когда мы произносим этот звук?

находится

помощники)

разомкнуты,

нижними зубами, воздух прохладный.

характеристику

согласный

твердый или мягкий? каким цветом мы его обозначаем?

Дети: [з]- согласный,твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: Правильно, молодцы, посмотрите у Зои даже платье синего

цвета. Ребята, Зоя пришла к нам сегодня не одна, с ней пришла ее

младшая сестричка Зина. Посмотрите и платье у нее зеленого цвета. А

вы догадались, какой любимый звук Зины? Какой первый звук в ее

Дети: Да, это звук [зь],обозначается зеленым цветом.

произнесем

посмотрим

положение губ, зубов и языка.

Отвечают

характеристику

звукам: [зь]- согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать эти два

звука. Скажите,а чем похожи и чем отличаются звуки [з] и[зь] ?

Дети: Оба звука согласные, одинаково произносятся, но [з]-твердый

звук, обозначаем синим цветом, а [зь] мягкий, обозначаем зеленым

4. Произношение звуков з-зь в чистоговорках:

Логопед: Совершенно верно! Так обрадовались наши сестрички, что

мы с вами вместе их проговорим и сделаем нашим пальчикам массаж.

А помогут нам мячики-массажеры! Зоя любит чистоговорки с твердым

проговаривают

чистоговорки и одновременно надевают на пальцы кольца-массажеры.

За-за –за- во дворе стоит коза

Зу-зу-зу- накормлю травой козу

Зы-зы-зы- отойдите от козы.

Зи-зи-зи- сено козе отвези

Зе-зе-зе- сено я даю козе

Зя-зя-зя- козу дразнить нельзя!

Развитие

фонематического

слуха.

Игры:

1)«Светофорчик»,

2)«Подари подарки куклам».

Логопед: Ребята,

поиграем.

называется

«Светофорчик». Я сейчас назову слова, а вы определите какой первый

звук в этих словах. Если первый звук твердый [з]- вы поднимаете вверх

показываете

кружок. Слова: зелень, зубр, зигзаг, зебра, зануда, зубы, зевок, зефир,

зерно, зеркало, зайчонок. (Уточнение значений слов зигзаг,

зануда, зубр).

Логопед: Ребятки, посмотрите, наши сестрички Зоя и Зина играли с

игрушками и разбросали их вокруг. А собрать не могут, так как не

могут вспомнить, у кого какие игрушки были. Давайте поможем им!

Зое в корзинку нужно положить игрушки,в названии которых

звук [з], а Зине в корзинку положим игрушки со звуком [зь]. Дети берут

по две игрушки, называют слово и говорят, кому в корзинку надо

положить игрушку.(Игрушки: зебра, обезьяна, звезда, козел, замок,

заяц, зеркальце, зефир).

4. Физминутка. 1)Игра « Комарики», 2) Игра «Зоопарк»

1)Логопед: Делимся

комарики

твердым звуком-[з],а маленькие комарики пищат с мягким звуком-[ зь]

по моей команде. Дети сидят в кругу, чью команду называет логопед, те

дети пищат и летают вокруг.

2)Логопед: А теперь другая игра. Называется она «Зоопарк». Когда я

скажу обезьяна- вы кривляетесь, как обезьянки, когда скажу зайка-

попрыгайте, как зайки, когда скажу коза- покажите рожки, когда скажу

змея- пошипите как змейки, когда скажу медуза- изобразите руками

медузу, по моей команде. Будьте внимательными!

5. Обозначение звуков з-зь буквой з.

Логопед: Ребятки, а теперь наши героини хотят вас познакомить еще с

одной замечательной буквой. Звуки [з] и [зь] на письме обозначаются

буквой З. Посмотрите на эту букву и скажите, на что она похожа, на

какую цифру? В какую сторону направлена, куда смотрит наша буква

влево или вправо?

Дети: Буква З смотрит в левую сторону, похожа на цифру три.

Логопед: Правильно, давайте эту букву напечатаем в своих тетрадях,

чтобы запомнить эту букву. (Дети работают в тетрадях).

Наши сестренки Зоя и Зина принесли для вас интересное задание. У

каждого из вас в тетрадях есть упражнение, в котором мы видим много

букв. Найдите правильно написанные буквы З и обведите их в круг, а

неправильно написанные буквы давайте зачеркнем!

6. Итог занятия.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились на

нашем занятии.

С какими звуками познакомили нас куклы?

Чем звуки похожи и чем отличаются друг от друга?

Какой буквой обозначаются звуки [з] и [зь]?

Ребята, вы такие молодцы! Нашим гостям, кукле Зое и Зине, очень

понравились ваши ответы, поэтому они приготовили вам маленькие

подарочки (детям вручаются наклейки). Сегодня занятие закончилось,

до свидания, до новых встреч!

1. Кто из насекомых любит букву З? Комар! Он, когда летит, всё время поёт "Ззззззззз" Давай полетаем вместе с ним (картинка взята )
«Лети» вместе с комаром (веди пальчиком) по красной дорожке и звени: 3-3-3. Старайся лететь и петь долго, без остановок, а для этого следи за дыханием: сде­лай вдох через нос и на выдохе произноси: 3-3-3. Куда привела красная дорож­ка? Теперь «лети» по другим дорожкам и звени: 3-3-3.

2. Найди слова на букву З ()



3. Прочитаем слоги (твёрдые и мягкие)! ()

Буква З может быть:
а) твёрдой (например, в словах: зонт, морозы) "Ззззз" поёт большой комар
б) мягкой (например, в словах: зима, зебра) "зь-зь-зь" поёт маленький комарик

4. Определение твёрдого и мягкого звуков.
= ЗА, ЗО, ЗЯ, ЗУ, ЗЁ, ЗЮ, ЗЫ, ЗИ
= АЗА, ОЗЁ, УЗЮ, УЗУ, ИЗА
= [ЗЬ] зебра, земляника, газета, изюм, магазин, корзина, зима
= [З] замок, звонок, зонт, ваза, коза, фазан, зубы


5. "Поймай комара" - на звук [З] нужно хлопнуть (взято )
= Ш-Р-З-М-Ф-З-Щ-З
= ША-РА-ЗА-МА-МО-ЗО-ФУ-ЩУ-ЗУ
= МЫ-ЗЫ-ТЫ-ПЫ-ЗА-КА-ДА-ЗО-ТО-КО

6. Составим новые слова, используя приставку "за" (с мячом) ()
= бить - забить
= ехать - заехать
= бросить - ...
= брать - ...
= звонить - ...
= мазать - ...
= ползти - ...
= думал - ...
= ходить - ...
= писать - ...
= точить - ...
= красить - ...
= вязать - ...
= бежать - ...
= стирать - ...
= шёл - ...
= шить - ...
= петь - ...
= кричать - ...
= болеть - ...
= клеить - ...

7. Образуй глагол от существительного (с мячом) ()
= застёжку - застёгивают
= запасы - запасают
= зажимом - зажимают
= замазкой - замазывают
= заколкой - закалывают
= задания - задают
= загадки - загадывают
= запеканку - запекают
= заварку - заваривают
= заказы - заказывают

8а. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков З и С ("З" отличается от "С" только тем, что он звонкий, т.к. артикуляция этих звуков одинакова).()
На слог со звуком "С" - хлопаем, на слог с З - топаем.
= СА, ЗА, КА, МА, СА, СУ, ЗЫ, ПУ

8б. Физкультминутка
Присесть, если услышишь слово со звуком "С" и подпрыгнуть, если услышишь со звуком "З" ()
Тише, тише, Зоя спит, а вот злой комар летит.
Зою будет он кусать, и не даст он Зое спать.
Мы прогоним комара, потому что спать пора.

9. Игра "Добавь слоги" (звуки С и З) ()
У меня рассыпались слова. Помоги их собрать, добавляя слоги СА или ЗА.
1) = ко..
= ро..
= берё..
= ли..
= так..
= поль..
= гро..

2) = ..ни
= ..мок
= ..ша
= ..пах
= ..яц
= ..дик
= ..втрак

3) слоги СЫ или ЗЫ:
= ве..
= мимо..
= бу..
= у..
= водола..
= подно..
= воло..
= гро..
= моро..

10а. Письменная буква З ()
10б. Прописи с З ()

10в. Печатная буква З ( , )

10г. Обведи контур букв ()

10д. Обведи букву З (ищите )


10е. Тренируемся писать букву З (нашла )


11а. Рабочий лист ()


11б. Рабочий лист из "Игры на развитие речи"

11в. Рабочий лист из книги Пилат


11г. Рабочий лист (ищите )


12. Логопедическое лото (авторская разработка)


13. Подарки для большого комара и для маленького комарика ()
Большой комар любит подарки, названия которых начинаются на твёрдый звук "З", а маленький - на "ЗЬ". Соедини линиями, кому какой подарок!

14а. Найди то, что на букву З ()

14б. Обведи только те картинки, в которых есть звук З (зд сь)

14в. Найди слова с буквой З ( ищите)


14г. Отметь слова со звуком "З"! ()


15. Найди все спрятанные буквы З ()

16. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написана правильно. Соедини их ниточками с зайкой. ()

17. Добавь недостающий элемент. ()

18. Среди всех букв найди букву З ()


19. Найти среди наложенных букв букву З! (

Валентина Персидская
Конспект занятия «Звук [З] и буква «З»

Программные задачи : - закрепить правильное произношение звука

«З» в слогах, словах, предложениях;

Познакомить детей с буквой «З» ;

Анализ, синтез и чтение обратных и прямых

Преобразование прямых слогов;

Учить анализировать слово «козы» и состав-

лять схему этого слова;

Учить детей показывать мимикой различные

эмоциональные состояния.

Оборудование : комар на ниточке, куклы, сумка, предметные кар-

тинки, наборное полотно с буквами , кассы букв ,

пеналы, тетради по количеству детей.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент. Игра «Комар» . Логопед держит подве-

шенного бумажного комара и произносит З –З –З.

К нам в гости прилетел комар. Давайте покажем как мы

боимся комара, а теперь не боимся; теперь покажем

комара, который надоел нам; а если комар укусил нас, а

теперь мы его прогоняем (на все просьбы логопеда дети

показывают мимикой что их просят).

1. Сообщение темы.

Летал комар, звенел и разбудил Зою.

Зоя. Какой первый звук в имени девочки Зои ? – «З»

Давайте вспомним какой это звук .

Дети отвечают : - согласный, твердый, звонкий.

2. Произношение звука «З» в слогах. Анализ и синтез слогов.

Если я скажу «З» , а потом «А» –какой слог получится – ЗА.

Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .

Если я скажу «З» , а потом «О» – какой слог получится – ЗО.

Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .

А теперь я произнесу слог - ЗУ.

Сколько звуков я произнесла ? – Два.

Кокой первый звук ? – «З» . Какой второй звук ? – «У» .

звук ?

Теперь я скажу ЗЫ. Сколько звуков я произнесла ? – Два.

Какой первый? – «З» . Какой второй? – «Ы» .

Какой гласный? Какой согласный звук ?

3. Произношение звука «З» в словах.

К Зое в гости пришла подружка. Придумайте ей имя со звуком «З» .

Догадайтесь, что она принесла с собой (из сумочки достаются различные предметные картинки) . Нужно выбрать из предложенных картинок те, в названии которых есть звук «З» .

4. Дидактическая игра «Телефон» .

Решили девочки поиграть в игру, которая называется «Телефон» .

Нужно передать по телефону слова (т. е. повторить за мной, если

кто-то ошибается повторяет заново всю цепочку слов.

Зайка, мозаика, зонтик, ваза.

Незабудка, роза, мимоза, коза.

Забор, воз, паровоз, вокзал.

5. Произношение «З» в предложениях.

Лиза и Зоя очень любят чистоговорки. Давайте сочиним для них.

Я начинаю, а вы заканчиваете, затем повторяете всю строчку.

За –за –за, на лугу стоит коза.

Зу –зу –зу, вместе мы пасли козу.

Зы –зы – зы, колокольчик у козы.

За –за –за, уходи домой, коза.

Молодцы! Лизе и Зое очень понравилось.

6. Физминутка.

Зоя и Лиза приглашают вместе с ними сделать зарядку.

Скок – поскок, скок – поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок – скок – скок,

А затем в присядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

7. Знакомство с буквой «З» .

Знаете, как называется эта книга? (Логопед показывает азбуку) .

Азбука. Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала. Логопед

показывает букву «З» .

Отыщите букву «З» у себя в кассе букв . Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа (на змею, ленту, цифру три….)

Сколько элементов у буквы «З» ? – Два.

Какие это элементы? – два полукруга.

Логопед пишет на доске букву «З» и читает стихотворение :

«З» – не просто завитушка,

«З» – пружинка, крендель, стружка.

На эту букву посмотри :

Она совсем как цифра три.

Обводим по контуру букву «З» в кассе.

А теперь пишем её в воздухе. Вначале показывает логопед.

Печатаем в тетради.

Молодцы! Тетради закрыли и положили на край стола.

8. Чтение слогов с доски.

(Предварительно логопед набирает обратные слоги на доске.)

АЗ УЗ ЭЗ ОЗ ЫЗ

А теперь закрываем глаза. (Тем временем логопед меняет местами буквы . Получаются прямые слоги). Читаем.

ЗА ЗУ ЗЭ ЗО ЗЫ

9. Выкладывание слога ЗА. Преобразование его.

А теперь работаем с кассой букв . Выложите слог ЗА.

(Несколько детей по просьбе логопеда читают слог) .

Теперь замените вторую букву так , чтобы получился слог ЗУ.

(Несколько детей читают этот слог)

Тоже самое с буквами «Э» , «О» , «Ы» , и каждый раз читаем.

10. Звуко -слоговой анализ слова «козы» . Выкладывание схемы.

Произнесите слово – козы. Обозначьте его.

Чем будем обозначать? – Зелёной полосой.

Сколько слогов в этом слове? Почему? Обозначьте их.

Чем будем обозначать? – Красными полосками.

Какой первый слог? (дети называют)

Какой второй? (дети называют)

Повторите первый слог. (дети повторяют)

Сколько звуков в первом слоге ? Охарактеризовать их.

Обозначьте.

Повторите второй слог. (дети повторяют)

Сколько звуков во втором слоге ? Охарактеризовать их.

Обозначьте.

Вот мы и выложили схему слова «козы» . Молодцы!

(Можно повторить всю схему слова)

11. Итог занятия .

С какой буквой мы сегодня знакомились?

Сколько элементов у этой буквы ?

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Лизе и Зои очень понравилось.

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Класс: 1

Дата проведения: 20.10.2014 г.

Тема: Согласные звуки [з], [з ’ ], буквы З, з.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: познакомить обучающихся со звуками [з], [з’] и буквой которой они обозначаются.

Задачи урока:

    познакомить с новыми согласными звуками и буквами, формировать навыки сознательного, правильного, плавного, выразительного чтения;

    развивать фонематический слух, внимание, мышление, память, наблюдательность, совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

    развивать у обучающихся личностные качества, воспитывать вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, прививать навыки аккуратности в работе.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

    способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

    начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;

познавательные:

    умение осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной форме;

    начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза на доступном материале;

коммуникативные:

    готовность слушать собеседника и вести диалог;

    готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:

    В.Г. Горецкий. «Азбука». М.: «Просвещение», 2014 г.

    Проектор, мультимедийный экран.

    Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого «Азбука».

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические; чтение по «цепочке», моделирование схемы слова, приём самооценки, взаимопроверки, дидактическая игра.

Современные образовательные технологии, используемые на уроке:

    Здоровьесберегающие технологии.

    Информационно-коммуникативные технологии (ЭОР)

    Игровые технологии.

Ход урока.

I . Организационный момент (1 мин.)

Дыхательная гимнастика.

Ребята, закройте глаза… Представьте, что у вас в руках зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Еще раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глаза и тихо займите свои места.

Подумайте, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (Хорошее настроение, желание учиться…)

II . Актуализация знаний (4 мин.)

1. Работа с учебником.

- Откройте «Азбуку»на странице 88 и прочитайте текст «Кто кем станет?» «по цепочке».

Посмотрите на рисунок и скажите, кем станет Максим? Сева? Роман?

2. - А кем хочешь стать ты? (Рассказы детей о том, кем они хотят стать и почему.)

III . Формирование новых знаний и умений (5 мин.)

1. Подготовительная работа.

Ребята, отгадайте загадки.

Что за лошадка в полосатой тельняшке? (Зебра.)

Показ слайда с изображением зебры.

Какой первый звук вы слышите в этом слове? (Звук [з’].)

Показ слайда со звуковой моделью слова зебра .

Каким цветом обозначен звук [з’] на схеме? (Зелёным цветом.)

Послушайте вторую загадку.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц.)

Показ слайда с изображением зайца.

Какой первый звук вы слышите в этом слове? (Звук [з].)

Показ слайда с звуковой моделью слова заяц .

Каким цветом обозначен звук [з] на схеме? (Синим цветом.)

С какими звуками мы познакомимся сегодня на уроке? (Сегодня познакомимся со звуками [з], [з’].)

IV . Открытие нового знания (3 мин.)

1. Звуковой анализ слова заяц .

Разделите это слово на слоги. (За-яц.)

Сколько слогов в этом слове? (два.)

Произнесите первый слог. (За-а-а)

За-а – это… (Слог-слияние.)

2. Звуковой анализ слова зебра.

Разделите это слово на слоги. (Зеб-ра.)

Сколько слогов в этом слове? (Два.)

Произнесите первый слог. (Зеб-)

Зеб – это … (Слог-слияние и примыкающий согласный.)

3. Артикуляция звуков.

Произнесите ещё раз звуки [з], [з’] и понаблюдайте положение языка, губ, зубов.

Можно ли их спеть? (Нет.)

Легко ли проходит воздух? (Нет. Звуки задерживает язык и зубы. Воздух проходит между зубов.)

Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? (Согласные.)

Сравните звуки [з], [з’]. (Звук [з] – твёрдый, звук [з’] – мягкий.)

Произнесём их ещё раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С голосом.)

Как называются согласные звуки, при произношении которых участвует голос? (Звонкими.)

Вывод:

Что вы узнали о новых звуках? (Звук [з] – согласный, твёрдый, звонкий.

Звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий.

V . Физкультминутка (1 мин.)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.

(Ходьба на месте.)

VI . Открытие нового знания (продолжение - 6 мин.)

4. Игра «Узнайте звук».

Хлопните в ладоши, если услышите звуки [з], [з’] в словах: забор, азбука, сыр, роса, зной, зонтик.

5. Игра «Кто больше».

Придумайте слова, в которых звуки [з], [з’] в начале слова, в середине. (Зонт, заяц, зебра; азбука, ваза, озорник.)

6. Обозначение звуков буквой.

Звуки [з], [з’] обозначаются буквами З, з .

Рассмотрите ленту букв и подумайте, где стоят буквы, обозначающие согласные звуки [н] и [н’]. (На синем фоне, в верхнем ряду.)

Почему две буквы Н, н? (Одна большая, а другая маленькая.)

Когда мы будем использовать заглавную букву? (При написании начала предложения и имён собственных.)

Показ слайда с написанием печатных букв.

Обратите внимание, заглавная буква занимает две клеточки в высоту и полностью занимает клеточку в ширину. Маленькая же буква занимает лишь одну клеточку в высоту и прижимается к правой стороне клетки так, чтобы не мешать предыдущей букве.

7. Чтение стихов про букву З.

Специально подготовленные дети читают стихи о букве З.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

8. Письмо печатных букв З, з.

Показ написания печатных букв на классной доске учителем.

Письмо печатных букв обучающимися в тетрадях.

9. Взаимопроверка.

VII . Первичное закрепление (2 мин.)

1. Показ слайда «Читаем слоги».

Чтение слогов.

2. Показ слайда «Составь слова».

Дети составляют слова и произносят их.

VIII . Физкультминутка (1 мин.)

Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.

Голову держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

Глазами начертите круг, треугольник, квадрат.

Закройте глаза.

А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

IX . Включение нового знания в систему знаний и повторения (10 мин.)

Работа с учебником.

1. Рассматривание иллюстрации.

- Ребята, откройте учебник на странице 90.Рассмотрите рисунок. Куда пришли дети? (В зоопарк.)

Каких животных увидели они в зоопарке? (Слона, льва, бегемота, пони.)

Как вы думаете, понравилось ли детям в зоопарке? (Детям в зоопарке понравилось.)

2. Чтение текста на с. 91.

Прочитайте текст «В зоопарке» «про себя».

- Понравился ли вам рассказ?Что понравилось?

3. Чтение текста хорошо читающими детьми.

4. Беседа по восприятию прочитанного текста.

Кого увидели дети в зоопарке? (Дети увидели в зоопарке разных зверей.

Что есть в зоопарке? (Аквариум.)

Кто там живём? (Сомы, налимы.)

Кто особенно заинтересовал ребят? (Змеи.)

Что вы узнали о змеях? (Мы узнали, как змеи зимуют.)

5. Чтение текста «по цепочке».

- Назовите слова, в которых нам встретилась буква з.

X . Рефлексия деятельности (2 мин.)
- Какие новые звуки вы узнали? ([з], [з’].

Какие новые буквы учились писать? (Печатные буквы З, з).

Какие задания вам понравилось выполнять?

Изобразите в тетради горку, покажите своё место на ней, а я сразу пойму, как каждый из вас себя чувствует на уроке.

На «открытом» уроке литературного чтения присутствовали:

Тема: звук и буква «З».

Цель:

  • Уточнение правильного произношения звуков «З»-«З*».
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Закрепление анализа и синтеза.

Практическое усвоение грамматической темы:«Оглушение звонких согласных на конце слова»

Оборудование: Две картинки к игре “Тим и Том”, предметные картинки со звуком «3» и «3*», карточки для фланереграфа для сравнения звуков, картинки с предметами, похожими на букву «3», красивая коробочка с буквами, «кубики Зайцева», игра “Разноцветные слова, материал для выкладывания буквы «3», пластилин, цепочки, мозаика, бумага, фасоль.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Сядет тот, кто правильно отправит открытку-картинку Тому и Тиму. Том получает картинки со звуком «З», а Тим со звуком «З*», замок, ваза, земляника, зеркало, обезьяна, магазин, газета, роза, телевизор, лампа(слово без звука З и З*)

2. Подведение к теме:

Кто догадался, какие звуки мы будем повторять? (З - З*)
Произнесите эти звуки.
Чем отличаются?
Чем похожи звуки?

3. Соотнесение звука и буквы «З»

Какой буквой обозначаем звуки З - З* (З).
На что похожа буква «З»?
«З» - не просто завитушка
«3» - пружина, крендель, стружка.
А вот эта посмотри, ну совсем как цифра три.

4. Игра «Определи место звука в слове»

Дети с закрытыми глазами поднимают пальчики, указывая место звуков З - З* в словах, логопед гладит по головке тех, кто правильно показывает.



5. Выкладывание слов из букв.

Хотите указать, что у меня в коробке?
(Дети находят кубики со складами, которые называет логопед и ставит их на полку, а потом читают слово.)
Найдите «БУ», найдите «К», найдите «ВЫ».
Прочитайте слово.
Логопед достаёт из коробки буквы:
Н, З, О, Т
Однажды буквы поиграли,
Не по порядку в слово встали,
И плачут буквы громко, дружно:
Кто нас расставит так, как нужно?
(дети ставят буквы по порядку и читают слово «ЗОНТ».)
Та же работа с буквами З,М,И,А - слово «ЗИМА».

6. Физкультминутка.

Хотите узнать, кто нас ждёт на лесной полянке?
Дети выкладывают из букв слово «ЗАЙЧИКИ», дети читают стихи и выполняют соответствующие движения:
Скок - поскок, скок - поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

7. Соревнование белых и серых зайцев.

Дети делятся на две команды:
1команда - “белые зайцы”.
2 команда - “серые зайцы”,
Задача, кто быстрее и без ошибок выложит из кубиков слова.
Г - ЛА - З (ЗА) МОРО - З(ЗЫ)
ТА - З(ЗЫ) ГА - З(ЗЫ)
Если дети допускают ошибки в конце слов, то предложить им изменить слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.

8.Закрепление графического образа буквы «3».

Дети сами выбирают материал из которого можно вылепить букву «3».

9. Итог занятия.

Дети оценивают буквы друг у друга.

Рекомендуем почитать

Наверх