Храм григорий неокесарийский расписание сегодня и завтра. Красивый храм, чудесный хор — всё это на Полянке,29А у метро. Храм Григория Неокесарийского - расписание богослужений

Маркетинг и реклама 22.11.2023
Маркетинг и реклама

Не буду излагать свою точку зрения, расскажу словами Андрея Андреевича Вознесенского. Из книги «Прорабы духа».

На углу Полянки, занятый какой-то конторой, полыхал шедевр нарышкинского барокко - «красная церковь Григория Неокесарийского при Полянке». Красной она звалась не только из-за алого фона с белыми деталями на нем. В ней присутствовала кровь людского страдания.

Для меня она всегда была храмом Андрея.

Андрей Савинов, духовник тишайшего Алексея Михайловича, служил ранее в деревянной церкви, стоявшей на этом месте. Именно он обвенчал царя с красавицей Натальей Кирилловной Нарышкиной.

Это была не просто свадьба. Царь женился на воспитаннице А. Матвеева, носительнице мировоззрения новой России, образованной, норовистой, которая потом родит ему Петра. Милославские лютовали. Савинов стал задушевным другом царя. И, конечно, уговорил того построить каменный храм.

О вкусе и характере Андрея Савинова мы можем судить по размашистой цветастости постройки. В ней не было молитвенной отрешенности новгородских и псковских созданий. За этим стоит философия. Савинов был озарен земными соблазнами. Он бражничал с царем. Мы читаем в «Дворцовых разрядах» от 21 октября 1674 года: «…да у кушанья же был у Великого Государя духовник Великого Государя Андрей Саввиновичь. И его Вел. Государя тешили, и в органы играли, а играл в органы Немчин, и в сурну и в трубы трубили, и в сурепки играли. Государь жаловал своего духовника и бояръ вотками, ренским и романеею и всякими разными питиями, и пожаловалъ ихъ своею государевою милостию: напоилъ ихъ всехъ пьяныхъ».

За столом Андрей приятельствовал с Симеоном Полоцким, воспевавшим в орнаментальных виршах новый дворец.

А какие сочные, образные имена строителей храма, выбранных нашим подвижником! Храм построен крепостным крестьянином Карпом Губой под наблюдением каменных дел подмастерья Ивана Кузнечика. Прямо Гоголь какой-то!

Как в большинстве строений XVII века, это бесстолпное пятиглавие на четверике. Архитектура лукавит, темнит, придуряется, скоморошничает. Сложена она из знаменитого подмосковного мячковского камня, по имени деревни возле Быкова, где была каменоломня. Яркая, светская, бесшабашно дерзкая, это лучшая из всех московских церквей XVII века. Есть в ней гармония и одновременно какая-то душевная тяжесть, словно в ней таится тревога, предчувствие страдания за красоту.

И еще один, может быть главный, смысл таила эта красная архитектура. Венчание царя было важнейшим событием в жизни Андрея Савинова. Прораб духа становился прорабом истории.

Видная всей округе, новая красота была отлично заметна из-за Москвы-реки, из Кремля. Она возвышалась над стрелецким - Замоскворечьем - восхищала и отвращала. Ока провозглашала торжество Нарышкиных и всенародно ославила Милославских.

И вольно или неосознанно сквозь ее нарядный силуэт проступал образ статной августейшей красавицы, молодой невесты России, в огненном наряде с белой оторочкой и зеленой накидкой на плечах, увиденной влюбленным взором создателя.

Как колокольня алая,
пылая шубкой яро,
Нарышкина Наталья
стоит на тротуаре.
В той шубке неприталенной
ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждешь кого-то?

В чужом бензинном городе
глядишь в толпу рассеянно,
слетают
наземь
голуби,
как шелуха от семечек.

Я понял тайну зодчего,
портрет его нахальный,
и, опустивши очи,
шепчу тебе: «Наталья…»

Добром все это не могло кончиться. Открыть свое детище в 1679 году Савинову не удалось. Едва царь укатил в свое любимое Преображенское на «комедиальные действа» и соколиную охоту, где три тысячи соколов и двести тысяч голубей отвлекали его в небо от городских забот, как вольный духовник был арестован патриархом Иоакимом.

«Яким, Яким!» - стыдил сего патриарха Аввакум. Андрей Савинов был посажен на цепь.

Виной ему вменялся блуд, влияние на царя и то, что он «церковь себе воздвеже без патриаршего благословения». Вернувшийся царь не сумел спасти любимца, лишь поставил двадцать стрельцов сторожить, чтобы его не кокнули. Впоследствии Андрей был лишен сана и умер на Севере, сосланный в Кожеозерский монастырь.

До сих пор, как замерзшие слезы, туманятся в тоске по нему изумрудные изразцы на Полянке.

Мастер изразцов этих, ценинный мастер Степан Полубес, понятно, был товарищем и сотрапезником нашего подвижника. О его художествах свидетельствует темпераментное буйство фриза - это знаменитый «павлиний глаз», где основа изразца - синий глубокий фон.

Названье «Неокесарийский»
гончар, по кличке Полубес,
прочел как «неба косари мы»,
и ввёл подсолнух керосинный,
и синий фон, и лук серийный,
и разрыв-травы в изразец.

И слёзы очи засорили,
когда он на небо залез.

«Ах, отчаянный гончар,
Полубес,
чем глазурный начинял
голубец?

Лепестки твои, кустарь,
из росы.
Только хрупки, как хрусталь,
изразцы.

Только цвет твой, как анчар,
ядовит…»
С высоты своей гончар
говорит:
«Чем до свадьбы непорочней,
тем отчаянней бабец.
Чем он звонче и непрочней,
тем извечней изразец.

Нестираема краса —
изразец.
Пососите, небеса,
леденец!

Будет красная Москва
от огня,
будет чёрная Москва,
головня,

Будет белая Москва
от снегов - всё повылечит трава
изразцов.
Изумрудина огня!
Лишь не вылечит меня.

Я к жене чужой ходил, луг косил.
В изразцы её кровь замесил».

И, обняв оживший фриз,
белый весь,
с колокольни рухнул
вниз
Полубес!

Когда в полуночи бессонной
гляжу на фриз полубесовский,
когда тоски не погасить,
греховным храмом озаримый,
твержу я: «Неба косари мы.
Косить нам - не перекосить».

Степан Иванов по кличке Полубес «сотоварищи» сработал в Москве еще Успенский храм в Гончарах.

А керамические иконы встречаются не часто...

Родился 30 апреля 1975 г. в городе Фрязино, Московской области, в семье священника. Был крещен, в честь преподобного Серафима Саровского, 26 июля 1975 года (День тезоименитства 1 августа) в домовом храме Благовещения Пресвятой Богородицы резиденции ОВЦС Серебряном Бору, ныне почившим митрополитом Никодимом (Ротовым).

  • В 1990 году окончил среднюю образовательную школу № 3 города Загорска, Московской области. В том же году окончил детскую музыкальную школу города Загорска.
  • С 1990 г. по 1993 год проходил обучение в Богородском художественно-промышленном училище. Окончил со степенью мастера-художника 6-го разряда.
  • В 1998 году окончил Московскую Духовную Семинарию.
  • В 2009 году поступил на заочное отделение в в Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
  • 1-го марта 1998 года надо мной была совершена хиротесия во чтеца, в Покровском Академическом храме МДА и С, Преосвященным епископом Верейским Евгением – ректором Московской Духовной Академии и Семинарии.
  • 27 сентября 1998 года был рукоположен в сан диакона, Высокопреосвященным архиепископом Солнечногорским Сергием (Фоминым) в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. После рукоположения был направлен на служение в штат храма свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке г. Москвы.
  • 1 сентября 1999 года был рукоположен в сан священника почившим Патриархом Алексием II, в Большом соборе Донской иконы Божией Матери в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы и оставлен штатным клириком храма свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке г. Москвы.
  • 22 ноября 2000 года, Указом Святейшего Патриарха Алексием II был переведен в штат храма св. вмч. Георгия Победоносца – Патриаршего подворья на Поклонной Горе и приписного к нему храма-часовни арх. Михаила при Кутузовской избе.
  • 5 декабря 2005 года был назначен временно исполняющим обязанности настоятеля храма св. вмч. Георгия Победоносца – Патриаршего подворья на Поклонной Горе и приписного к нему храма-часовни арх. Михаила при Кутузовской избе.
  • С 30 декабря 2006 года утвержден в должности настоятеля храма св. вмч. Георгия Победоносца – Патриаршего подворья на Поклонной Горе и приписного к нему храма-часовни арх. Михаила при Кутузовской избе.

Награды:

  • 2003 г. - набедренник;
  • 2006 г. - камилавка;
  • 2007 г. - наперсный крест;
  • 2009 г. - протоиерей;
  • 2012 г. - юбилейная медаль РПЦ "В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года".
  • 2014 г. - патриарший знак "700-летие Преподобного Сергия Радонежского"
  • 2014 г. - палица;
  • 2016 г. - юбилейная медаль Русской Православной Церкви "В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира".
  • 2017 г. - юбилейная медаль Русской Православной Церкви "В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви".
  • 2019 г. - право ношения наперсного Креста с украшениями.

XV век

Каменный храм святителя Григория Неокесарийского, был воздвигнут на месте древней деревянной церкви, которую, в свою очередь, построил князь Василий II Тёмный, внук Димитрия Донского и прадед Иоанна Грозного. Предание гласит, что, находясь в татарском плену, князь дал обет: если вернется домой, построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память которого совершается в этот день.

Освобождение из неволи произошло 17 (30) ноября 1445 года - день празднования памяти святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского. Тогда измученный пленом и долгой дорогой домой князь увидел белокаменный Кремль. Место, откуда открывался этот вид, находилось немного юго-восточней нынешнего расположения храма. Вероятно, князь ехал по дороге, совпадающей с современным Старомонетным переулком. Первоначальный храм во время пожара сгорел.

XVII век

Новый деревянный храм был выстроен не позднее 1632 года на том же самом месте. Каменный храм заложили в 1667 году по соседству с деревянным, чтобы во время строительства можно было служить в старой церкви.

Возведение каменного храма было начато по благословению Патриарха Никона священником Андреем Савиновым (Постниковым), который был назначен в 1660 году настоятелем старой деревянной церкви. В 1665 г. он стал царским духовником и протопопом Благовещенского собора Московского Кремля. С Алексеем Михайловичем его связывала тесная дружба, в какой-то степени он заменил царю Патриарха Никона, впавшего к тому времени в немилость.

Именно поэтому царь стал храмоздателем новой каменной церкви во имя святителя Григория Неокесарийского. Государь не только выделил огромные средства для сооружения церкви, но и сам лично интересовался ходом работ.

С 1668 г. появляются подробные записи расходов из царской казны, произведенных на поставку теса, кирпича, белого мячковского камня (из которого строились и Кремлевские соборы).

Храм удивителен по своей архитектуре. Его завершают три ряда килевидных кокошников «огненных языков». Над ними высится традиционное луковичное пятиглавие с глухим, то есть без окон, барабанами. В церковной символике пять глав обозначают Спасителя и четырех евангелистов. Кресты увенчаны коронами в знак того, что храм царский.

Предположительно возводили храм лучшие зодчие своего времени - Иван Кузнечик и Карп Губа, обычно выполнявшие царские заказы. Руководили строительством Иван Волжинский и Иван Рыкачев.

Для росписи церкви были приглашены художники из Костромы - Гурий Никитин, Сила Савельев (Савин) и другие, а также из Переславля - Семён Дмитриев, Дмитрий Плеханов.

Изразцовый фриз - наиболее известная особенность великолепного убранства храма. Керамические поливные изразцы с многоцветным узором «павлинье око» выполнены мастером Степаном Ивановым Полубесом «сотоварищи» (И.Максимовым и др. белорусскими мастерами). На украшение храма пошло 9 тысяч изразцов. Краски их до сегодняшнего дня сохранили свою первоначальную яркость.

Церковь получила народное название «Красной», то есть красивой. Это название употреблялось в официальных документах вплоть до конца XVIII века.

Максим Л. , CC BY-SA 4.0

Иконы для иконостаса писали царские изографы, мастера Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым.

В 1671 году царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

В некоторых источниках можно встретить упоминание о крещении в этой церкви в 1672 год будущего императора Петра Первого, что является, вероятно, исторической неточностью. По всей видимости, Петр I, так же как и другие дети царского рода, по традиции был крещен в Духовом монастыре в Кремле.

Великое освящение храма произошло 1 марта 1679 года. В этот день Патриарх Московский Иоаким освятил в ней главный престол во имя святителя Григория Неокесарийского. На освящении храма присутствовал царь Феодор Алексеевич.

XVIII-XIX века

В 1767 году у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. Фасады нового придела повторяли формы XVII века.


неизвестен , Public Domain

Во время Отечественной войны 1812 года церковь не пострадала. Московские славянофилы были зачарованы её своеобразной красотой:

Право, она не лишена оригинальной физиономии, ведь при ее созидании что-то явным образом бродило в голове архитектора, только это что-то в Италии выполнил бы он в больших размерах и мрамором, а здесь он, бедный, выполнял в маленьком виде да кирпичиком; и все-таки вышло что-то , тогда как ничего, ровно ничего не выходит из большей части послепетровских церковных построек.

Аполлон Григорьев

В 1834 году по проекту архитекторов Н. И. Козловского, Ф. М. Шестакова и В. А. Балашова в храме был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, выстроенный в стиле ампирной псевдоготики. Боголюбской иконе Божией Матери молились во время эпидемии холеры 1830 года.

В 1859 году церковь впервые подверглась тщательной реставрации. Были обновлены росписи главного алтаря, четверика, заново вызолочены серебряные ризы на шести иконах первого яруса иконостаса. А также промыты все иконы остальных ярусов иконостаса. Отреставрированный храм был освящен Святителем Филаретом, Митрополитом Московским.

В 1896 году роспись храма опять обновлялась. Освящение обновленного храма совершил митрополит Московский и Коломенский Сергий.

Церковь имела статус придворной и регулярно посещалась членами царствующей фамилии. Здесь любила молиться великая княгиня Елизавета Феодоровна. В церкви неоднократно служили видные церковные иерархи.

В храме совершали богослужения Патриархи Московские и Всея Руси: Иоасаф II - в 1670 году; Иоаким - в 1672 году служил, а в 1679 г. совершил великое освящение храма; Адриан - в 1696 году; Тихон - в начале XX века.

XX век

В 1922 г. ценности храма были изъяты.

В 1930 г. Моссовет постановил сломать шатровую колокольнню для расширения тротуара. Историкам удалось предотвратить снос. В колокольне был прорублен сквозной проход.

Поэт Андрей Вознесенский посвятил этому событию стихи, в которых сравнивал церковь с прекрасной девушкой – Натальей Нарышкиной.

Как колокольня алая,
Пылая шубой ярко,
Нарышкина Наталья
Стоит на тротуаре

В той шубке не приталенной
Ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждешь кого-то?

10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян клирик храма, протоиерей Борис Ивановский (в августе 2000 года канонизирован Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви).

В 1938 г. Моссовет вынес решение: «Церковь закрыть, а здание использовать под культурные нужды». В акте обследования 1939 г. отмечено: «Сломан ценнейший иконостас XVII в. и нет паникадила XVIII в.».

Иконы из храма были переданы в музеи. Ценнейшая Богоматерь Елеуса-Киккская Симона Ушакова, цикл Страстей Христовых Георгия Зиновьева и ещё множество икон получила Третьяковская галерея. Из всех этих икон место в экспозиции нашлось только для образа Богородицы, остальные, никогда не выставляясь, хранятся в запасниках. Часть икон была передана в Исторический музей, где они так же находятся в запасниках. Резные царские врата главного иконостаса передали в Музей архитектуры им. Щусева.

В 1965 г. в обветшавшем храме была произведена комплексная реставрация. Храм поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры. В храме разместился «Всесоюзный производственно-художественный комбинат им. Вучетича».

Храм в честь святителя Григория Неокесарийского, что находится в Москве на Полянке, имеет очень древнюю историю. Первоначально он был срублен из дерева по приказу князя Василия II по прозвищу Темный. Согласно легенде, сделано это было в знак благодарности Небесам за избавление от татарского пленения.

Сегодня от того деревянного сооружения не осталось и следа. На его месте возвышается величественный каменный храм. Но еще тогда, когда это место представляло собой пустырь, князь Василий, пребывая в Орде, поклялся Богу, что на том месте, с которого увидит Московский кремль, построит храм и освятит его в честь того святого, память которого будет праздноваться в тот день. Увидеть крепостные стены столицы ему было суждено 30 ноября 1445 года. По православному календарю в этот день празднуется память святителя Григория Чудотворца из Новой Кесарии. Это обстоятельство и определило судьбу будущей церкви, известной сейчас как храм на Полянке Григория Неокесарийского.

Новое строительство

Деревянная церковь простояла до XVII века. В 1669-1679 годах подле нее вырастает каменный храм. Произошло это по инициативе царского духовника, священника Андрея Савинова при помощи государевых пожертвований. Церковное благословение на постройку дал патриарх Никон, а вот освящать законченный храм Григория Неокесарийского пришлось уже патриарху Иоакиму. Строительством руководили лучшие зодчие, каких удалось найти на то время. История сохранила для потомков их имена: Карп Губа и Иоанн Кузнечик.

Архитектура и декор церкви

В архитектурном отношении в храме Григория Неокесарийского отразилась стандартная для того времени московская практика церковного строительства, предполагающая пятиглавие и шатрового типа колокольню. Декорирование храма было выполнено с помощью изразцов и растительного орнамента. Авторство их принадлежит человеку, которого мы также знаем по имени. Им был знаменитый в то время гончар Степан Полубес.

К разработке проекта храма в отношении того, что сейчас назвали бы дизайном, приложил руку сам царь Алексей Михайлович. Именно он распорядился выкрасить храм Григория Неокесарийского в красный цвет под кирпич, а шатер покрыть белилами и бирюзой. В итоге церковь получилась настолько красивой, что в народе ее так и прозвали — Красная церковь. Иконостас писали царские художники и иконописцы, руководил которыми небезызвестный Симон Ушаков. Его авторству в этом проекте принадлежит, например, образ Божией Матери «Елеуса-Киккская». Разумеется, сейчас он находится не в храме, а среди экспонатов Третьяковской галереи.

Церковь и царская семья

В этом же храме царь Алексей Михайлович венчался с Натальей Нарышкиной в 1671 году. В нем же крестили младенца, которому суждено будет впоследствии стать императором Петром Великим. Даже сегодня еще в храме Григория Неокесарийского хранится купель, в которой крестили будущего государя-реформатора. В принципе, такое внимание к храму царской семьи было вполне объяснимо, так как его настоятелем традиционно был духовник царя, а сам храм имел статус придворного.

Церковь в войну 1812 года

Во время событий 1812 года храм на Полянке Григория Неокесарийского также отличился. Если в отношении прочих церквей французы позволяли себе акты вандализма и сожгли многие культовые сооружения наравне с обычными домами, то в данном случае они повели себя беспрецедентно. А именно: в храме Григория Неокесарийского дежурили солдаты, в задачу которых входила защита здания от разграбления и от огня. Французские бойцы носили в ведрах воду, чтобы уберечь его от повреждения пожаром, опустошившим столицу. По этому поводу Наполеон сокрушался, говоря, что если бы только это было возможно, он положил бы эту церковь на ладонь и отвез в Париж.

Революция

Но чего не сделали интервенты-французы, то с успехом осуществили русские коммунисты. В течение 22 лет после революции 1917 года в храме Григория Неокесарийского продолжали совершаться богослужения. Но в 1939 году его закрыли и наполовину разрушили. Последний настоятель был убит на Бутовском полигоне.

Возвращение верующим

В руки верующих храм вернулся только в 1994 году. Тогда же были возобновлены богослужения. К 1996 году храм был восстановлен в достаточной степени, чтобы его можно было освятить, что и случилось при участии патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В храме покоятся мощи, если верить официальным источникам, самого патрона церкви — святителя Григория Неокесарийского. Их передал общине прихода митрополит Сурожский Антоний в 1998 году.

Храм сегодня

В настоящее время, кроме этой святыни, в данном храме имеются частицы мощей множества других святых, что представляет определенную ценность в глазах верующих. Кроме основного престола в честь указанного отца церкви, функционируют еще два — в память святителя Григория Богослова и в честь иконы Божией Матери «Боголюбской». Настоятелем церкви в данный момент является епископ на покое Иероним (Чернышов).

Храм Григория Неокесарийского на Полянке: расписание и адрес

Проще всего добраться до храма со станции метро «Полянка». Полный адрес прихода следующий: город Москва, улица Большая Полянка, д. 29А.

Что касается расписания, то богослужения в храме совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам.

В субботу:

  • 09:00 — утреня, литургия.
  • 17:00 — всенощное бдение.

В воскресенье:

  • 09:30 — литургия.

Более подробное расписание храма Григория Неокесарийского нужно уточнять в церкви, так как оно ежемесячно обновляется.

Что есть что в церкви

Будучи в татарском плену, князь дал обет по возвращении домой построить храм на том месте, откуда он увидит Москву. Освободили Василия II 17 ноября 1445 года - в день празднования памяти Святого Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского.

После долгой дороги домой, в районе современного Старомонетного переулка, князь наконец увидел . Там и заложили храм - немного юго-восточней нынешнего.

Первый деревянный храм святого Григория Неокесарийского сгорел. На его месте построили новый, тоже деревянный. А вот каменный храм заложили в 1667 году рядом с деревянным, чтобы во время строительства проводить службы в старой церкви.

Храм удивляет: его завершают 3 ряда кокошников «огненных языков», над ними возвышается традиционное луковичное пятиглавие, а кресты увенчаны коронами, так как храм царский.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Строили церковь Григория Неокесарийского лучшие зодчие того времени - Иван Кузнечик и Карп Губа, работавшие над царскими заказами. Руководили строительством Иван Волжинский и Иван Рыкачев. Для росписи церкви пригласили костромских художников Гурия Никитина, Силу Савельева (Савина) и переяславцев Семена Дмитриева и Дмитрия Плеханова.

Изразцовый фриз - самая известная декоративная особенность храма. Керамические поливные изразцы с узором «павлинье око» изготовил Степан Полубес. Для украшения церкви Святого Григория на Полянке потребовалось 9 000 изразцов, и их краски до сих пор сохранили изначальную яркость. А иконы для иконостаса писали мастера во главе с Симоном Ушаковым. Поэтому не удивительно, что церковь Григория Неокесарийского называли «Красной», то есть красивой.

В 1671 году здесь царь Алексей Михайлович венчался с Натальей Кирилловной Нарышкиной, а в 1672 - здесь же крестили младенца Петра I. В храме хранилась купель, в которую погружали царя, - для этого в южной стене устроили специальную нишу. Также здесь любила молиться великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители.

В 1922 году из храма Григория Неокесарийского изъяли все ценности.

Путеводитель по архитектурным стилям

А в 1930 Моссовет приказал сломать колокольню для расширения тротуара. Снос удалось остановить, и в колокольне прорубили сквозной проход.

10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне расстреляли клирика храма, протоиерея Бориса Ивановского. А уже через год Моссовет вынес решение закрыть храм и использовать его здание под культурные нужды.

Иконы из храма Григория Неокесарийского передали в музеи. Так, Богоматерь Елеуса-Киккскую Симона Ушакова и цикл Страстей Христовых Георгия Зиновьева получила Третьяковская галерея. Но место в экспозиции нашлось лишь для образа Богородицы, а остальные иконы хранятся в запасниках.

Сейчас храм Святого Григория Неокесарийского вновь действует.

Говорят, что... ...Наполеон мечтал поставить эту необыкновенную постройку на ладонь и перенести в Париж. Поэтому во время войны 1812 года церковь Святого Григория не пострадала.

Церковь Григория Неокесарийского на фотографиях разных лет:

А вы могли бы дополнить статью о храме Григория Неокесарийского?

Рекомендуем почитать

Наверх