Виды эмоций и чувств человека. Техника глубокого дыхания

Кадры 20.09.2019
Кадры

На эту тему написано уже очень красиво и много, а конкретных предложений все так и нет. Рассуждения о контенте, онлайн-чатах и ​​абстрактных интерактивах - на этом все собственно и заканчивается. При этом вопрос остается очень живым для дизайнеров, маркетологов и пиарщиков.

В этой статье отделим мух от котлет – разберемся почему, как и зачем, приведем проверенные способы для вовлечения пользователя, которые вы сможете использовать сегодня.

Говорить преимущественно буду о веб-дизайне, так как сам представитель оной касты.

Зачем вовлекать?

Не втыкаете? Тогда начнем с теории, иначе дальше будет только сложнее. Знаете - пропускаем.

Все дело в информационном шуме, который умножается вокруг человека каждый год: оповещения, сообщения, звонки, реклама и все в таком духе. И каждый тянет одеяло на себя. Скорее всего, даже при чтении этой статьи ваше внимание попытаются перехватить.

При этом всем, у каждого подопытного вырабатывается «противоядие» к раздражителям. Говоря проще - на окружающий спам в лоб и банальщину в рекламе человеку становится просто все равно.

Этим объясняется ужасающая динамика, контраст и пестрящая картинка в современных фильмах. Внимание человека все сложнее удержать, потому что он уже живет в мире нескончаемого сюрреализма в режиме онлайн.

Но бизнесу, особенно в интернете, нужно что-то с этим делать. Именно поэтому вопрос сейчас стоит не столько в клиенте, сколько в конкуренции за его внимание. Даже пресловутая модель AIDA наполовину состоит из внимания и интереса.

Короче говоря: автопилот нужно уметь сбивать. И, хвала небесам, - дизайн как раз решает эту задачу.

Как действовать?

Констатируя очевидное - человек пока не стал конченым роботом, который бы действовал строго по загруженным инструкциям. Поэтому наш инструмент - чувства и эмоции. Впечатление, удивление, эмпатия, даже раздражение - при умелой эксплуатации сойдет все.

Ладно, хватит воды. Теперь перейдем к принципам вовлечения.

Смысл этого способа заключается в том, чтобы перестать грузить пользователя избыточной и косвенной информацией .

Подавайте все строго по теме и порционно, чтобы с каждым шагом пользователь чувствовал приближение к решению своей проблемы. При этом желательно, чтоб он ничего не делал: крутил мышку либо нажимал одну кнопку.

Звучит хоть и просто, но применяется очень редко. И нет, ссаный лендосик с мертвыми словесными и структурными конструкциями - это не оно.

Теперь представьте беднягу, который озабочен покупками для своей и без того несчастной стройки, и, не дай бог, пытается все держать в голове.

Характеристики, которые могут накопиться при покупке простого строительного кирпича

Не хочу показать избыточно храбрым, но может стоит перейти сразу к делу, без тонких маркетинговых извращений с акциями, возрастом компании, консультантам и дать ему нужный кирпич?

Есть неплохой пример по теме, хоть и типографика тут плохая, но сам принцип хорошо работает: http://teplo.tn.ru/ . Пользователю не нужно самостоятельно отсекать ненужное, сражаясь с навалом фильтров. Здесь есть элемент геймификации, приятные иллюстрации и порции информации, которые легко прожевать.

teplo.tn.ru/lp/step1.php

Такого же принципа можно придерживаться и при разработке продуктовых страниц. Выстраивать всю информацию по мере возникновения вопросов у потребителя в голове, не заставляя рыскать по сайту.

Из прототипа нашего нового проекта: выделять ошибки не в отдельный блок или страницу, а рассказать о них в процессе, ведь именно так они и возникают

Есть и другие решения. Стартап www.landbot.io предлагает максимально привычную форму коммуникации - чат.

Вместо того, чтобы бросить перед пользователем сотню полей, категорий или вариантов ответов, бот «задает» вопросы и предлагает ответы сам, а пользователь выбирает нужное в знакомой для себя диалоговой форме.

Резюмируя: подаем информацию порциями, делаем ее максимально соответствующей ожиданиям, используем простейшие интерфейсные решения.

Речь пойдет о видимой части дизайна - визуализации. Но, нас не интересуют категории «красиво» или «некрасиво», вы ведь не заказчик из убогих шуток про дизайнеров, правда?

Контраст - внешний и внутренний.

Во второй: сделать сайт выпуклым по отношению конкурентам. Еще раз говоря на русском - сделать так, чтоб при любом количестве вкладок, рассеянном внимании и раздражителях, человек выпал из своей натасканности от удивления. Когда критические фильтры будут сбиты - начнется реальное знакомство.

Так выглядит наше решение для агентства, которое занимается рекламой на автотранспорте.

Помимо того, что есть динамичная анимация, которая работает на привлечение внимания, мы сделали сайт кислотным и буквально контрастным.

Но, даже этого было бы мало, если бы страничка была просто прикольной внутри. Решение выпуклое по отношению к рынку, даже если откинуть анимации и само описание услуг компании.

Первое впечатление от сайтов без погружения в детали

Зайду с другой стороны, чтоб донести свою мысль. В самом начале я говорил о том, что проблема сейчас не столько в спросе, сколько в конкуренции за внимание потребителя. Контекст меняется прямо сейчас.

Хозяйке на заметку: Студии, агентства, дизайнеры и почти весь рынок живет в парадигме, которую еще лет 20 назад озвучил Артемий Лебедев. Звучало это так «Дизайн должен быть красивым, удобным, эстетичным, правильным, не потеряв по дороге смысл». Время шло, и сам Лебедев отредактировал концепцию, а остальные так и топчутся на месте.

Ну или почти все. В 2017 году я познакомился с понятием «веб-брутализма» и это отличный пример того, что нужно уметь реально выйти за рамки своих UI представлений об интерфейсе.

В арсенале есть чисто выставочные проекты без особой цели:

http://twistudio.fr/lespassantes

А есть вполне работающие и осмысленные, при чем не абы кого, а гигантов в медиа-среде, как сайт Bloomberg. Желающие узнать о брутализме больше могут почитать .

https://www.bloomberg.com/europe

Смысл и задача - первостепенна. Сайт может быть шумным, пестрым, некрасивым и неудобным и неэстетичным, если это будет работать на нее.

Теперь абсолютно обратный пример тому, что я говорил о порционной подаче информации - резкое перенасыщение и гипертрофированный шум. При этом контент должен продолжать работать на цель, а приоритеты-осознанно расставлены.

Переходя сразу к примерам, отмечу, что практически каждым из описанных мною способов пользуется какая-либо социальная сеть.

Фейсбук стреляет насмерть - либо уйдешь, либо точно найдешь что-то интересное

Ютуб совмещает и «выстрел дробью» и способ «провести за руку» в одном флаконе.

Наверняка и вы, готовив какой-то важный отчет, ловили себя на мысли, что уже пол часа занимаетесь какой-то хренью, а прямо сейчас смотрите как «Альпака охраняют индеек от лис».

По окончанию ролика ютуб предложит другое видео и справа выстрелит абсолютно разносортной подборкой

Социальные сети - понятно, а как быть простым смертным? Этот способ особенно хорош для интернет-магазинов. Расставить приоритеты, сделать сетку товаров интересной, рассказать о товаре с другой стороны, показать наглядно разницу одного товара с другим.

Есть примеры, где это реализовано очень аккуратно. Буквально, чтоб разбавить сетку и сделать ее интереснее:

https://www.artlebedev.ru/jsantel

А где-то треш, угар и карнавал. Пример, конечно же, максимально острый, но самое то для иллюстрации принципа.

Божечки, где я? https://www.lingscars.com

Почти любой дизайнер посчитает делом чести рассказать о том, как на примере выше все ужасно: шрифты, цвета, карточки, фото. Его бы воля, и тут все стало бы «правильным» пиксель в пиксель и по линейке, с аккуратными иконками. Я предлагаю смотреть с другой стороны - автопилот сбит. А значит решение работает.

И нет, если у вас много всего просто накидано в кучу, то это не выстрел дробью. Это сравнимо с человеком, который бубнит себе что-то под нос, без расстановки, эмоций и интереса к своей же речи.

Что-то вроде этого:

Все примерно одинаково кричащее, при это все товары поданы очень нейтрально, оформление безликое и не вызывает интереса

Итак, сайт может взывать к эмоциям и любопытству, даже за счет того, что он очень «болтливый». При том его речь должна быть очень интересной, насыщенной, с расстановкой и по сути дела. Накидать разной чепухи, которая кажется вся одинаково важной и полезной - не тоже самое.

Картинка с пачкой взята с сайта студии Артемия Лебедева раздел «Мозг»

Добавьте в ваши отношения с клиентом сюжет, общую историю, какой-то связывающий вас элемент. Это именно тот случай, когда продукт может не только вовлекать, но и заставляет делиться, думать и вспоминать.

Такие решения не требуют больших ресурсов, хорошо подходит для акций, розыгрышей и временных предложений.

https://face.tinkoff.ru

Чисто технически, то что сделал Тинькофф банк - элементарно. Подгрузка фотографии из социальных сетей и набор разных глупостей. Все гениальное-просто, и вся моя френдлента в какой-то момент была заполнена постами с этим розыгрышем.

Похожие штуки очень любят новостные сайты, особенно meduza.io, вот один из последних примеров:

https://meduza.io/games/chto-nas-zhdet-v-2018-m

Сам принцип можно развивать гораздо глубже, интереснее и дальше. С учетом технологий, которые сейчас есть в веб, можно найти более прикладные и полезные решения.

У нас такого очень мало, но все-таки я нашел сайт, который неумело и вряд ли осознанно, но всё-таки использует такой принцип.

Персональная связь с брендом усиливает связь, увеличивает интерес к продукту и является отличным поводом для расшаривания в социальные сети.

На десерт у нас осталось чувство эмпатии. Идея заключается в том, чтоб разогреть сопереживание и создать чувство участия в происходящем. Расскажите пользователю, что стоит за решением, в чем его ценность или особенность, что под «капотом» вашей деятельности.

Форматов и способов достаточно: видео, сайты, статьи, обращения от первого лица. Например, стартап иногда требуетне сухую выкладку о преимуществах продукта, а историю о том, какую проблему вы решили исправить и как к этому пришли.

Историю можно представить в голове, пережить ее вместе с вами, в конце концов почувствовать, что за проектом стоит точно такой же живой человек.

На нашей практике есть как минимум два случая, когда ударным аргументом для обращения в нашу студию стало видео с рассказом о решении. Кейс сам по себе работает хуже.

Если говорить конкретно о веб-дизайне, то для таких случаев есть очень подходящий формат лонгридов. Историю конечно же нужно уметь подать последовательно, расставив уместно анимации, иллюстрации, факты и интересные детали, которые хочется изучить.

И тогда это начинает работать.

http://enso.readymag.com/eames/classical-architecture

Отдельного внимания заслуживают отзывы. Одна часть считает, что вроде как отзывы нужны и на них обращают внимание. Другая – что на своем сайте отзывы не работают. Прекрасная иллюстрация того, что люди просто не понимают зачем их делают. В итоге мы получаем что-то такое:

Но, стоит над этим поработать: убрать формальное расположение, избавиться от мертвых визуальных конструкций, выделить конкретного автора, оставить ясное сообщение, разместить большие атмосферные фотографии или видео. Благодаря этому мы создадим непосредственную связь слов и автора. И по сути тот же контент начнет работать совершенно иначе.

Приятно же, что теперь ты пользуешься те ми же инструментами, что и сотрудники больших компаний

Для продажи курсов, обучения или тренингов отзывы могут стать самой ударным решением. Рассказ от живого человека, как с помощью вашего контента он решил проблему, может быть значительно эффективнее любых описаний курса, его преимуществ и содержания. Как раз пока писал статью VK выкатили интересное обновление:

Нам не столько важно убедить в том, что у нас на сто процентов положительный сервис, сколько вовлечь - дать понять, что к нам приходят люди с ровно те ми же проблемами, страхами и заботами, и им здесь помогают.

www.booking.com

В общем-то все это дело внимание привлекает, но в финале мы получаем раздражение и негатив. В конце концов человеку можно и молотком по голове ударить, внимание ой как привлечем, толку то с этого?

Я не буду спорить, вероятно в каких-то случаях это даже уместно, если это осмыслено. Но, это сложность 8 из 10, и выглядят такие решения очень агрессивно.

Когда вовлечение не работает

Так случается если за креативом не стоит ничего кроме самой идеи создать яркую игрушку, которую просто заметят. Из этого делаем вывод, что любое решение должно как-то подчеркивать продукт или раскрывать его преимущества. А вслед за этим должна быть простроенна коммуникация или продажа.

Почему не стоит бояться экспериментов

На конкурентом рынке, особенно наш предприниматель, живет в парадигме «лишь бы не стало хуже», а все нетривиальные и непривычные для себя решения режутся на стадии зародыша возражением «не для российского рынка».

И что самое страшное, без аналитической и глубокой работы с каналами продаж (в нашем случае с сайтом) есть большая вероятность слить все 100% бюджета , из которых ранее можно было потратить на работу с инструментами 10–20%, а остальные 80% потратить эффективно.

Не нужно ждать, когда решения появится у самого ближайшего конкурента. Япривел способы, испытанные гигантами рынка и социальными сетями уже десятки лет назад, просто переформатировав немного под веб.

И если мы беремся отвлекать, вовлекать, манипулировать и как-то задевать эмоции человека, давайте делать это выгодно для обеих сторон, тогда и мир станет для нас самих на капельку лучше:)

Бросайте чемоданы закостенелых принципов и страхов, снимите огрубевшую кожу. Технологии кидают вам новую дорогу, вставайте на нее или уже завтра вы не узнаете когда-то знакомый и любимый вам рынок.

Мне кажется, если бы с детства знали, что значат наши основные эмоции, как они себя проявляют, и о чем именно они говорят - жить бы стало значительно проще! И сейчас мы с вами наверстаем упущенное, ведь понимание эмоций способно значительно упростить жизнь и сделать вас мудрее! Давайте проверим!

Увы, в детстве нашему эмоциональному образованию фактически не уделяли должного внимания. И это сказалось на нашем психологическом здоровье.

Были времена, когда мое тело, ум и сердце пытались сказать мне очень важные вещи в течение нескольких месяцев, но я была не в состоянии понять это. И самое важное, что эмоции очень важны для логического мышления, мы должны уметь понимать, чему они пытаются научить нас.

Итак, независимо от того, хотите ли вы самостоятельно руководить значительными изменениями в своей жизни, или вы не уверенны в своих любовных отношениях, или вам просто нужна помощь в понимании того, что ваши основные эмоции пытаются сказать вам, описание этих пяти главных человеческих эмоций и их подтекста поможет вам разобраться в себе.


Наконец, хотелось бы отметить, что я сузила свой список до пяти основных эмоций, потому что я считаю, что они лежат в основе наших других эмоций. То есть существуют сотни эмоциональных проявлений, которые можно было бы рассмотреть, так называемые «вторичные» эмоции, но все они возникают из этих пяти основных.

Итак, начнем.

1. Счастье

По умолчанию это наша эмоциональная реальность. Мы чувствуем его, когда удовлетворяются наши базовые человеческие потребности. Мы счастливы, когда мы чувствуем себя в безопасности, вовлеченными в жизнь и любимыми.

С одной стороны, пробуждение состояния счастья может проявляться в ощущении спокойствия и расслабленной удовлетворенности, а, с другой стороны, может проявляться в качестве чувства радости, блаженства, экстаза или чувства влюбленности.

Поэтому отсутствие счастья указывает на то, что не удовлетворяются элементарные человеческие потребности.


2. Печаль

Печаль охватывает наше тело и разум, когда мы испытываем некоторые формы потери в своей жизни. Она может быть незначительной, как, например, от упавшего на землю мороженого, или разрушительной, как при разрыве отношений или потере работы или любимого человека, которого мы обожали.

Люди идут на многое, чтобы избежать чувства печали. Но мне нравится думать о грусти, как о своего рода процессе почитания. Только задумайтесь, мы просто чтим и отмечаем, как много что-то значит для нас, когда мы позволяем ряби печали протекать через наше тело... печаль может овладевать нами от нескольких дней или недель до полного погружения в безостановочное рыдание на протяжении месяцев, когда мы испытываем значительные потери в наши жизни.

И правда в том, что от печали никуда не деться, но вы тоже можете относиться к ней как процессу почитания, чтобы исцелить себя. Кроме этого, позволяя себе полностью испытать печаль, вы только сделаете себя более сильным и мудрым человеком.

Физические симптомы грусти часто включают в себя чувство тяжести в груди, напряженность в области челюсти и мышц горла, слезы в глазах.

3. Сексуальное возбуждение

Из всех пяти эмоций в этом списке, я бы сказала, что это одна из самых часто пренебрегаемых. Так происходит потому, что многие считают, что сексуальные чувства тесно связаны с состоянием счастья, но мне кажется, что они достаточно различны, и о сексуальности нужно говорить отдельно.

Сексуальное возбуждение у всех людей переживается по-разному, но общие физические ощущения часто представляют собой комбинацию чувства жара в груди и паховой области, видимое покраснение лица и верхней части грудной клетки, замедления дыхания и распространения чувства возбуждения, которое в конечном итоге распространяется по всему телу.

Наша сексуальное желание является одной из самых сильных движущих сил в нашей жизни (в конце концов, именно оно несет ответственность за продолжение рода). Когда вы поймете, как правильно использовать свою сексуальную энергию, вы сможете добиваться большего. Наша сексуальная энергия может быть преобразована в творческую, и это сила не похожа на любую другую.

Важно также помнить, что сексуальная энергия (как и любая другая эмоция, которую вы испытываете) создается вами и живет только в вашем организме. Таким образом, даже если вам кажется более логичным думать: «Я увидел(-а) очень привлекательного человека, и это он разбудил во мне эти чувства», на самом деле это вы пробудили их в себе. Люди не в силах «сделать» вас грустным, разгневанным или счастливым. Вы должны научиться брать на себя ответственность за ваши собственные эмоции. И с нашими сексуальными чувствами это работает даже сильнее, чем с другими.


4. Гнев

Одной из самых крутых вещей, которые я когда-либо узнала, изучая развитие ребенка, является то, что мы не можем научиться ползать, пока не научимся испытывать гнев (или вторичной эмоцией в этом конкретном примере может выступать разочарование). Мы не можем сразу же научиться ползать, потому что мы должны быть достаточно злыми на нашу нынешнюю ситуацию, мы должны прежде разозлиться на то, что мы не в состоянии перемещаться. Когда мы захотим двигаться, тогда и возникнет возмущение на неподвижность.

Испытайте гнев, а потом используйте его силу для обучения.

Гнев – это чувство, которое возникает, когда мы заблокированы каким-то образом (т.е. есть препятствие между нами и желаемым результатом) или когда получается то, чего мы не хотим.

Когда вы злитесь, ваши мышцы напрягаются (челюсть, кулаки, большие группы мышц испытывают напряжение и т.д.), и вы чувствуете, как энергия пытается заставить это напряжение покинуть ваше тело. Гнев заставляет вас топать ногами по земле, кричать или даже ударить кого-то.


5. Страх

Страх предназначен для поддержания безопасности. Но иногда онслишком уж тормозит нас (например, страх, что подумают другие люди может помешать вам строить карьеру своей мечты). На нижнем конце спектра этой эмоции, вы можете испытывать страх в виде нервозности, например, перед первым свиданием или публичным выступлением.

Мы все слышали о принципе «борись или беги». Он необходим на более высоком конце спектра страха, когда мы считаем, что угроза может нанести нам реальный ущерб (физический или эмоциональный).

Ваша главная задача – это научиться отличать надуманные поводы для волнения от реальных угроз.


Надеемся, что эта статья поможет вам разбираться в своих чувствах немного лучше. Если вы будете понимать, что лежит в основе вашей печали, несчастья, гнева или страха, вы сможете легче преодолевать их и направлять свои эмоции в нужное русло, в чем мы и желаем вам успехов!

Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться правильно понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

Что такое эмоции и чувства?

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

  • Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
  • Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
  • Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
  • Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

Видео: Психология. Эмоции и чувства

Функции и виды эмоций

Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

  • Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
  • Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
  • Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
  • Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

Учёными уже доказано, что чем более сложно организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее та гамма эмоций, которую оно способно пережить.

Эмоции и чувства

Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов. Характер переживания (приятное или неприятное) определяет знак эмоции – положительный или отрицательный. Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека - стенические и астенические. Первые побуждают человека на действие, а вторые, наоборот, приводят к скованности и пассивности. Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.

Эмоции есть не только у людей, но и у животных. Например, переживая сильный стресс, они могут менять свое поведение - становиться более спокойными или нервными, отказываться от пищи или перестать реагировать на окружающий мир.

Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением. Например, боязнь, беспокойство, тревога и ужас являются разными проявлениями страха.

Главные эмоции человека

Как мы уже говорили, эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния . Среди них выделяется несколько главных:

  • радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
  • страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
  • волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
  • интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
  • удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
  • обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
  • злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
  • смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
  • жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

Большинство из нас легко отличает эмоции другого по внешним проявлениям

Виды чувств человека

Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются. Все их делят на три категории:

  • Моральные (нравственные или эмоциональные) чувства возникают по отношению к поведению окружающих людей или самого себя. Их развитие происходит в ходе любой деятельности и обычно бывает связано с принятыми в обществе моральными нормами. В зависимости от того, насколько происходящее соответствует внутренним установкам человека, у него появляется чувство негодования или, наоборот, удовлетворения. К этой же категории относятся все привязанности, симпатии и антипатии, любовь и ненависть.
  • Интеллектуальные чувства испытываются человеком в ходе умственной деятельности. К ним относят вдохновение, радость от успеха и стресс от неудачи.
  • Эстетические чувства человек испытывает, создавая или оценивая что-то прекрасное. Это может относиться как к предметам искусства, так и к природным явлениям.
  • Практические чувства порождает деятельность человека, её результаты, успешность или неудача.

В жизни часто смешивают такие понятия, как эмоции и чувства, однако явления эти разные и отражают разный смысл.

Эмоции не всегда осознаются,

Иногда достаточно четко человек не может сформулировать какие эмоции он испытывает, например, люди говорят «во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаянье? Тревога? Досада?. Не всегда человек может определить сиюминутную эмоцию, зато чувство человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Специалисты проводят различие между понятием «эмоция » и понятиями «чувство », «аффект », «настроение » и «переживание ».

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно » — это эмоция, а «Я боюсь этого человека » — это чувство.

Перечисленные здесь чувства и эмоции не исчерпывают всей палитры, всего многообразия эмоциональных состояний человека. Здесь уместно сравнение с цветами солнечного спектра. Основных тонов — 7, но сколько мы знаем ещё промежуточных цветов и сколько оттенков может быть получено при их смешении!

Положительные

1. Удовольствие
2. Радость.
3. Ликование.
4. Восторг.
5. Гордость.
6. Уверенность.
7. Доверие.
8. Симпатия.
9. Восхищение.
10. Любовь (половая).
11. Любовь (привязанность).
12. Уважение.
13. Умиление.
14. Благодарность (признательность).
15. Нежность.
16. Самодовольство.
17. Блаженство
18. Злорадство.
19. Чувство удовлетворённой мести.
20. Спокойная совесть.
21. Чувство облегчения.
22. Чувство удовлетворённости собою.
23. Чувство безопасности.
24. Предвкушение.

Нейтральные

25. Любопытство.
26. Удивление.
27. Изумление.
28. Безразличие.
29. Спокойно-созерцательное настроение.

Отрицательные

30. Неудовольствие.
31. Горе (скорбь).
32. Тоска.
33. Печаль (грусть).
34. Отчаяние.
35. Огорчение.
36. Тревога.
37. Обида.
38. Боязнь.
39. Испуг.
40. Страх.
41. Жалость.
42. Сочувствие (сострадание).
43. Сожаление.
44. Досада.
45. Гнев.
46. Чувство оскорбления.
47. Возмущение (негодование).
48. Ненависть.
49. Неприязнь.
50. Зависть.
51. Злоба.
52. Злость.
53. Уныние.
54. Скука.
55. Ревность.
56. Ужас.
57. Неуверенность (сомнение).
58. Недоверие.
59. Стыд.
60. Растерянность.
61. Ярость.
62. Презрение.
63. Отвращение.
64. Разочарование.
65. Омерзение.
66. Неудовлетворённость собою.
67. Раскаяние.
68. Угрызения совести.
69. Нетерпение.
70. Горечь.

Трудно сказать, сколько может быть различных эмоциональных состояний — но, во всяком случае, их неизмеримо больше, чем 70. Эмоциональные состояния отличаются высокой специфичностью, даже если они при современных грубых методах оценки имеют одно и то же наименование. Существуют, по-видимому много оттенков гнева, радости, печали и других чувств.

Любовь к старшему брату и любовь к младшей сестре — похожие, но далеко не одинаковые чувства. Первое окрашено восхищением, гордостью, иногда завистью; второе — чувство собственного превосходства, желанием оказывать покровительство, иногда жалостью и нежностью. Совсем другое чувство — любовь к родителям, любовь к детям. А ведь для обозначения всех этих чувств мы пользуемся одним наименованием.

Разделение чувств на положительные и отрицательные сделано отнюдь не по этическим признакам, а исключительно по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия. Поэтому злорадство оказалось в столбце положительных, а сочувствие — отрицательных чувств. Отрицательных, как видно, значительно больше, чем положительных. Почему? Можно предложить несколько объяснений.

Иногда высказывается соображение, что просто в языке гораздо больше слов, выражающих неприятные чувства, ибо в хорошем настроении человек вообще менее склонен к самоанализу. Нам такое объяснение кажется неудовлетворительным.

Первоначальная биологическая роль эмоций — сигнальная, по типу "приятно — неприятно”, "безопасно — опасно”. По-видимому, сигнализация "опасно” и "неприятно” более существенная для животного, она жизненно важнее, актуальнее, ибо направляет его поведение в критических ситуациях.

Ясно, что такая информация в процессе эволюции должна получить приоритет перед информацией, сигнализирующей о "комфорте”.

Но что исторически сложилось, то может исторически изменяться. Когда человек овладеет законами социального развития, то это изменит и его эмоциональную жизнь, переместив центр тяжести в сторону положительных, приятных чувств.

Вернёмся к списку чувств. Если внимательно прочесть все 70 наименований, то можно заметить, что некоторые из перечисленных чувств совпадают по содержанию и отличаются лишь интенсивностью. Например, удивление и изумление отличаются лишь по силе, то есть по степени выраженности. То же самое гнев и ярость, удовольствие и блаженство и т.д. Поэтому в перечень нужно внести некоторые уточнения.

Обычно чувства протекают в пяти основных формах:

Определение чувства дано нами выше.

Аффект — это очень сильное кратковременное чувство, связанное с двигательной реакцией (или с полной неподвижностью — оцепенением. Но оцепенение — это тоже двигательная реакция).

Страстью называют сильное и продолжительное чувство.

Настроение — равнодействующая многих чувств. Это состояние отличается известной длительностью, устойчивостью и служит фоном, на котором протекают все остальные элементы психической деятельности.

Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Таким образом, если удивление мы считаем чувством, то изумление — это то же самое по содержанию чувство, но доведённое до степени аффекта (вспомним заключительную немую сцену "Ревизора”).

Подобно этому мы называем яростью доведённый до степени аффекта гнев, блаженство — это аффект удовольствия, восторг — аффект радости, отчаяние — аффект горя, ужас — аффект страха, обожание — это любовь, по продолжительности и силе ставшая страстью, и т. д.

Проявления эмоций

Эмоциональные реакции связаны с нервными процессами, они также проявляются во внешних движениях, получивших название ``экспрессивные движения"". Выразительные движения являются важным компонентом эмоций, внешней формой их существования. Выражения эмоций -- это универсальные, сходные для всех людей, наборы экспрессивных знаков, отражающие те или иные эмоциональные состояния.

К выразительным формам эмоций относятся следующие:

Жесты (движения рук),

Мимика (движения мышц лица),

Пантомимика (движения всего тела) - см.,

Эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),

Вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).

Более подробно о том, как выражаются эмоции можно почитать

Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека (см.). И, конечно же, зеркалом эмоций зачастую бывают глаза (см.)

Эмоции и чувства - это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.
По материалам openemo.com

Рекомендуем почитать

Наверх