Благословение сыновей Израиля — комментарий к ежедневной главе. Благословение иакова Иаков благословляет их

Кадры 11.01.2024

Призва же Иаков сыны своя и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни (Быт. 49:1). Ради Иосифа, пришедшего к отцу, и ради отца, близкого к смерти, сыновья Иаковлевы собрались в тот день, и пришли в дом отца, так как они жили не в одном доме, но каждый особо. Иосиф сидел, его окружали братья и ждали, но не столько того, чтобы приять благословение или проклятие, но чтобы узнать, что срящет их в последния дни (Быт. 49:1).

Тогда Иаков отверз уста свои и сказал: «Рувим, первенец мой, ты крепость моя и начаток силы моей». Из этого можно догадываться, что Иаков восемьдесят четыре года пребывал в девстве, пока не взял себе в жены Лию. Ты крепость моя и начаток силы моей (Быт. 49:3). Это значит: ты сын моей юности, а прочие братья твои рождены от останков крепости и сил юности моей. Или следующее: если бы подобен ты был мне, то по праву первородства принадлежала бы тебе лучшая часть. Разлился, яко вода , которая, оставляя орошаемое ею, напояет другую землю (Быт. 49:4). Из сказанного: разлился, яко вода , - можно с вероятностью заключать, что у Рувима была жена, но он оставил её и, не томимый жаждой, возжелал пить украденные воды. Ты разлился, яко вода ; но не постоишь , то есть в числе колен. И посему-то Моисей, благословляя колено Рувимово, говорит: «Да живет Рувим, и да не умрет , и да будет в числе братии своих (Втор. 33:6). Возшел бо еси на ложе отца твоего ». Вероятно, Рувим вошел к Валле, когда она спала, и потому Валла не проклята вместе с ним. Подлинно, осквернил еси постелю (Быт. 49:4) мою гнусным делом, какое совершил на ложе (или под именем ложа разумеется жена).

После Рувима Иаков обращается к братьям его и говорит: «Симеон и Левий братия (Быт. 49:5), сосуды гнева по природе своей», имея в виду тот тайный умысел, какой составили: обрезать и потом умертвить Сихемлян, о чем Иаков не знал. В собрании их , когда вошли они в Сихем, чтобы истребить жителей мечом, не утратил я славы моей (Быт. 49:6), потому что Бог навел страх на окрестные народы и, когда ожидал я себе от них погибели, сохранил меня от посрамления, какому подвергнуть меня имели они и силу, и желание. Во гневе своем избиста человека (Быт. 49:6), но не по справедливости, ибо надлежало умертвить одного Сихема за посрамление сестры их, а не жителей целого города. По собственному произволу разорили стену (под стеной разумеются городские дома). Проклята ярость их , потому что ожесточилась против Сихемлян. И гнев их, яко ожесточися (Быт. 49:7), ибо с того времени, как Сихемляне убеждали сынов Иаковлевых отдать сестру в замужество Сихему, до тех пор, как они совершили над собой обрезание и терпели от этого болезнь, прошло много дней. Но в продолжение всего этого времени ярость Симеона и Левия не укротилась. Разделю их во Иакове , то есть отделю одного от другого. После проклятия не будут иметь они того единодушия, какое имели до проклятия. Ибо единодушны были, когда, не сообщив братьям своего намерения, пошли отмстить за посрамление Дины. Разделю их во Иакове , то есть между сынами Иакова, и разсею их во Израили (Быт. 49:7), то есть между сынами Израиля. Доказательством их разделения служат Замврий из колена Симеонова и Финеес из колена Левиина. Как Левий и Симеон сговорились убить многих ради жены, так после проклятия Финеес за жену убил потомка Симеонова вместе с женой. И Бог не только разделил Симеона и Левия в образе мыслей, так что не принесло им пользы прежнее единодушие, но и рассеял оба эти колена между прочими коленами. Рассеял колено Левиино, так что во всех коленах имело оно наследие. И Левию не дано особенного участка, как прочим братьям. И потомки Симеоновы, поскольку участок Симеонов был мал, должны были выселяться и жить на пределах наследий прочих братьев.



за то, что удержал братьев своих от пролития крови Иосифовой. Если бы не дал ты совета оставить Иосифа живым, то не произошли бы от него два колена и прочие колена погибли бы от голода. Итак, поскольку предохранил ты братьев своих от греха убийства и от голодной смерти, то тебе похвалят братия твоя за эти два дела. Ибо твоей рукой избавлены они от того и другого. Руце твои на плещу враг твоих (Быт. 49:8). Этим обещаются победы царству Давида, который произошел от Иуды. Обещается, что Давид покорит все народы от моря до реки Евфрата. От убиения, сыне мой, возшел еси , то есть или уклонился от убиения Фамари и двух её сынов, или не согласился на убийство Иосифа. Преклонил колена, возлег в своем наследии не как старый лев, но яко скимен - молодой лев, который ничего не боится. Сказанное: возлег… яко лев , можно понимать и о наследии, полученном Иудой, то есть никто не возможет отнять сего наследия у Иуды (Быт. 49:9). Но Иаков говорит о царстве, которого никто не мог отнять у колена Иудова, хотя и было оно угнетаемо и уничижаемо, потому что царство сие в колене сем блюлось для Господа царства. И, давая разуметь, что говорит о царском достоинстве, которое от Иуды по преемству должно перейти ко Господу, а не о колене Иуды, Иаков присовокупляет: не отнимется скипетр , то есть царь, и истолкователь, то есть пророк, предрекающий будущее, дондеже приидет , не Давид, которого возвеличило царство, но Иисус, сын Давидов, Который есть Господь царства. Так, не отнимется царь и пророк от дома Иудина, (Быт. 49:10). Если не так, то пусть покажут мне, что и до Давида были цари, происходившие от Иуды и сохранившие царское достоинство для Давида. Если же прежде Давида не было ни одного царя из колена Иудина, то очевидно, что Давидом и сынами его передавалось и сохранялось царство Сыну и Господу Давида, Который есть Господь царства. И хотя, начиная со слов: Иудо, тебе похвалят братия твоя , - и до слов: не отнимется скипетр и истолкователь , - пророчество это можно прилагать к Иуде и к царству Давида и сынов его, потомков Иудиных, то, начиная со слов: дондеже приидет Тот, Кому принадлежит царство , и все прочее, действительно должно прилагать к Сыну Божию, а не к Давиду и к сынам его, потомкам Иудиным. Сказанное: дондеже приидет, Кому принадлежит царство , - дает разуметь, что все прежде бывшие цари были только царскими местоблюстителями, то есть по преемству передавали царское достоинство, не составлявшее их собственности. И Той чаяние языков , то есть Церкви из язычников.

Привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего (Быт. 49:11). Лозой называет синагогу, как называет её и Давид (Пс. 79:9–16). Сказано: Привязуяй к лозе жребя свое , потому что царство Его привязано было к синагоге и ей было передаваемо. То же сказано и ранее: не отнимется скипетр от Иуды, дондеже приидет Тот, Кому принадлежит царство . А когда пришел Господь наш, тогда привязал Он жребя Свое к действительной виноградной лозе, чтобы Ему, как исполнил на Себе все пророчества, так самым делом исполнить то, что передано было Иудеям в образах, то есть когда Господь входил в храм в Иерусалиме, то вне храма была виноградная лоза, к которой привязал Он жребя Свое, или в той веси, из которой пришел Он, жребя привязано было к лозе, как Сам сказал ученикам Своим: обрящета жребя привязано… отрешша е, приведита: И аще кто вама речет: что творита сие; рцыта, яко Господь требует е (Мк. 11:2–3). Исперет вином одежду свою , то есть кровью Своей омоет тело Свое, и кровию гроздия одеяние Свое , то есть кровью Своей омоет плоть, которая была покровом Божества Его. Радостотворны очи Его паче вина , потому что истина помышления Его светлее чистого вина. И белы зубы Его паче млека , потому что прекрасно и чисто учение уст его (Быт. 49:12).

Иссахар , муж крепкий, почивая посреде пределов (Быт. 49:14). Это - Гедеон, который через послов призывает всех на поражение Мадианитян, с тремястами мужей укрепляется и нападает на многочисленный стан неприятельский, в котором были тысячи и тьмы. И видев покой , то есть место наследия его, яко добре, и землю, яко тучна , потому что текла медом и млеком. И хотя наследие его было не лучше наследия других колен, но Иссахар превзошел других благодарностью. Подложи рамы свои в рабство - не язычникам, но Богу; и бысть раб (Быт. 49:15) для приношения дани, то есть для приношения Левииным сынам десятины из стад и земных произведений.

Завулон при мори вселится , то есть при морских пристанях; и той на пристанищи кораблей , то есть будет заниматься торговлей, перевозя свои произведения на кораблях. И предел его до Сидона (Быт. 49:13), который также при море.

Дан судити имать люди своя . Это - Самсон, который двадцать лет был судьей Израильским. Яко един из племен Израилевых , то есть как один из братьев своих, свободных сынов Иакова. Будет Дан змий над землей, то есть на местах гористых, и уподобится змеям, водящимся в пустынях Синайских, которые поднимают голову свою из земного праха. Василиск на распутии , то есть как идущие по бездорожью боятся горных змей и идущие по проложенной дороге боятся василисков (аспидов), скрывающихся при путях, так Филистимляне будут бояться Самсона, пойдут ли по проложенной дороге или по местам, где нет пробитой стези. Угрызая пяту конску, и падет конник вспять (Быт. 49:16–18) от голода, какой был у Филистимлян, когда Самсон лисицами пожег их нивы. Голод сей подавит их, как конь давит всадника. Не имея хлеба, они падут. И поскольку нет у них надежды, уподобятся упавшим навзничь. Ждал я спасения Твоего, Господи (Быт. 49:18). Или Филистимляне ожидали себе спасения от Господа, когда был у них кивот (ковчег Завета), взятый ими в плен; или говорится это о сынах Дановых; или Иаков разумеет весь Израиль, научая этим, что все, бывшие их спасителями, служили только образом того великого избавления, какое для всех народов совершится истинным Спасителем Иисусом.

Гад выйдет со множеством воинов ; разумеются те сорок тысяч вооруженных, которые шли впереди следовавших за ними шестисот тысяч с детьми, женами и стадами своими. И той повлечет пяту (Быт. 49:19), то есть весь сонм повлечется за ним, как пята.

Асир , земля его добра (Быт. 49:20). Это значит то же, что сказано Моисеем: Асир омочит в елей ногу свою (Втор. 33:24), вероятно потому, что земля его была обильна. И той даст пищу князем (Быт. 49:20); разумеются чистый елей и лучшие вина в наследии Асировом.

Неффалим , скорый вестник , не только слышанное передающий, но и от себя произносящий прекрасные речи (Быт. 49:21). Это - Варак, пославший добрую весть ко всем, бежавшим от силы и крепости Сисары.

Сын воспитания Иосиф , потому что с детства получил хорошее воспитание. , потому что огражден был Богом по великой надежде на Бога. Огражден был также первородством, царским достоинством и братьями. Огражден, как источник, двумя сынами, с той и другой стороны. Взошел на стену , то есть достиг высоты добродетели. Ополчились на него, противостали ему владыки сонмов , то есть родоначальники колен. Иные читают: мужи разделения (Быт. 49:22–23). Но смысл тот же, ибо братья его были сынами разделения; они противостали ему и продали его Египтянам. Обратился лук его в крепости , потому что сделался он господином и владыкой братьев своих. И разслабеша… мышцей рук его . Хотя лук крепок, но если нет силы в мышцах, то крепость лука бесполезна. Так и Иосиф имел власть предать смерти братьев, но не было у него гнева, изображаемого здесь силой мышц; мышцы рук его ослабли от любви. Рукою сильнаго Иакова (Быт. 49:24), то есть ради Бога, Который был с Иаковом, ради имени грядущего Пастыря, Который путеводил их в пустыне и всему Израилю давал хлеб с неба и воду из камня; Бог отца твоего поможет тебе в брани с врагами, потому что не стал ты мстить сынам отца твоего. И Бог всемогущий благослови тя благословением небесным свыше , то есть обильной и всегдашней росой и изливающимися свыше благопоспешениями ежегодным произведениям земли. Благословениями бездны долу лежащей . Хотя все сотворено из ничего, но облака, как сказали мы выше, произошли из бездн, и премудрость Божия, как воды в безднах (по причине их великого собрания) осолила, чтобы они не портились, так воды в облаках соделала сладкими, чтобы напояли они людей, животных, травы и все прозябения. Итак, благословения небесные - дождь и роса, а благословения бездны - реки и источники, орошающие наследие Иосифа. Благословения… сосцев и ложесн (Быт. 49:25): любвеобильные благословения, какими матерь благословляет сына своего, когда вкушает он млеко из сосцов её, и исполненные любви благословения, какими отец благословляет любимого им сына от полноты любви своей. Благословения отца твоего… преодоле паче благословения отцов моих, то есть благословения, какими благословляю тебя, паче (сильнее) тех, какими благословлен был я. Ибо тебя благословляет по вере отец, который видит тебя, а я приял благословение по вере под именем другого. В то самое время, как отец давал мне господство над братом, делал меня рабом брату. Поэтому мои благословения паче благословений отца моего, если не по силе, то по любви. Даже до упования холмов вечных , то есть паче и тех благословений, какими благословил меня Исаак, который сам приял благословение на горе и на высоте, где приносим был в жертву. Будут на главе Иосифове (Быт. 49:26): как теперь среди Египтян Иосиф - похвала и слава братьев, так и впоследствии будет он их венцом и воцарится над братьями в наследии их. Вениамин волк хищник , в ожидании добычи, скрывающейся среди наследия своего: рано яст добычу во время того избавления, какое будет им от Аравитян, от Сеннахирима и от народа Гог. И вечером разделит похищенное (Быт. 49:27), то есть во время мира в Иерусалиме разделит с коленом Иудиным, живущим с ним вместе, ту добычу, какую похитил в стане исчисленных ранее народов.

Доселе говорили мы о благословениях Иакова в смысле буквальном; теперь скажем о них в смысле духовном. Говоря о них в смысле буквальном, не сказали мы, сколько надлежало, и говоря в смысле духовном, не скажем также, сколько должно. Недостаточно сказанное нами в смысле буквальном, еще недостаточнее будет, что скажем в смысле духовном.

Рувим… крепость моя и начаток силы моей (Быт. 49:3), разлился, яко вода, и не постоишь . Как сей первенец Иакова проклят был за преступление свое правдивым Иаковом, но проклятие снято было Моисеем, потомком Иакова, так Богом определена Адаму смерть за преступление заповеди, но пришел Сын Божий и обетованием воскресения Адаму отменил определение суда, изреченное ему при исшествии из рая.

Симеон и Левий братия (Быт. 49:5), сосуды ярости. Они - образ сатаны и смерти. Симеон и Левий в гневе истребили город и по жажде корысти расхитили имущество Сихемлян. Сатана по зависти подверг смерти весь мир скрытно, как и те избили Сихемлян явно. И смерть с такой же яростью возобладала телами всех, с какой Симеон и Левий овладели имуществом убитых Сихемлян. Но ныне тех, которые тайно умерщвлены грехом, воскрешает Евангелие Господа нашего, и мертвецов, над которыми возобладала мучительная смерть, воскрешает благословенное обетование Сына Божия.

Завулон, обитавший на морских берегах, есть образ языческих народов, обитавших недалеко от пророков. И как предел его даже до Сидона (Быт. 49:13), так к народам сим близок грех, представленный в образе Сидона. Сюда относятся слова пророка: И что вы Мне, Тире и Сидоне? (Иоил. 3:4).

Иссахар , муж крепкий, почивая посреде стезей , изображает Того, Кто преступающего правду, но приносящего покаяние, уловляет в жизнь. И видев покой, яко добр, и землю, яко тучна (Быт. 49:14), то есть видит, что Церковь Его добра и обитель Его свята, и подклоняет выю Свою под крест, и соделывается Искупителем от грехов.

Дан судити имать люди своя, яко и едино (Быт. 49:16) из колен. Если потомки Дана судили народ свой, то не паче ли будет судить все народы Тот, Кто от Иуды и Кому принадлежит Царство? Ибо Господь наш стал змием для древнего змия и василиска сатаны, как и медный змий был противопоставлен змиям в пустыне. И поскольку спасение одного человека, хотя бы и велико оно было, не имеет еще большой цены, то Иаков в духе говорит о спасении всех людей: «Ждал я спасения Твоего, Господи».

Гад выйдет со множеством (Быт. 49:19): сказано это о сорока тысячах вооруженных, которые шли впереди сынов Израилевых. В действительности же это - двенадцать апостолов, которые пошли впереди всех народов, чтобы всем множеством напасть на разбойника и исхитить у него народы, бывшие у него в рабстве.

Асир , земля его добра, и той даст пищу князем (Быт. 49:20). Это Церковь, которая дает отпущение грехов и врачевство жизни не только царям, но и всему воинству, сопровождающему царей.

Неффалим скорый вестник, произносящий прекрасные речи (Быт. 49:21). Когда Господь учил в пределах Завулоновых и Неффалимовых, тогда слышавшие Его принесли весть и повторяли доброе слово: «Вот Тот, Кого мы ожидали».

Сын воспитания Иосиф (Быт. 49:22). Как Иаков вместо первенца своего Рувима имел опорой Иосифа, так вместо первородного Адама, который преогорчил Бога, Сын старости стал опорой мира в конце его, потому что на Нем, как на столпе, утверждается и стоит весь мир. Взыди источник, здание огражденное братьями и сынами. И мир силой Господа нашего ограждают пророки и апостолы. Иосиф послужил стеной братьям, насытив их во время голода. Господь наш стал мысленной стеной для мира, предавшегося заблуждению. На Иосифа восстали родоначальники колен, на Господа же нашего восстали князи народные. Обратился лук его в крепости , потому что и Иосиф, и Господь наш покорили себе врагов своих. Разслабеша мышцы рук его , потому что тот и Другой не изощряли и не метали стрел в братий своих. Рукою сильнаго (Быт. 49:23–24), то есть ради имени Самого Сына, Который у апостола назван камнем, следовавшим за Израилем в пустыне (1 Кор. 10:4).

Вениамин волк хищник (Быт. 49:27); это - Павел, который был волком для волков и исхитил души из власти лукавого. Вечером разделит похищенное , то есть при конце мира примет покой и преизбыточествующее воздаяние за труды свои.

Глава 50

Иаков, благословив сынов своих, умер ста сорока семи лет. Иосиф пришел со старцами Египетскими и со всеми домочадцами отца своего и погребли Иакова со отцами его. Потом Иосиф и все бывшие с ним возвратились в Египет. Братья боялись Иосифа и говорили: «Отец твой закля прежде кончины своея сказать тебе: "Прошу тебя, остави… неправду и грех братьям твоим, яко лукавая тебе показаша"». И плакася Иосиф: «Не бойтеся (Быт. 50:16–17, 19) меня. Хотя отец ваш и умер, но жив Бог отца вашего. Ради Него не сделаю вам никакого оскорбления, потому что умышленное вами зло обратил мне Бог в добро и вручил мне многочисленный народ. Посему не сделаю обиды тем, которые были причиной, что спасена жизнь многих. Но как я не оставлял вас без попечения в Египте, так и вы не оставляйте костей моих в Египте». И заклял их, говоря: «Посетит вас Бог, и изведет вас… в землю, о нейже клятся… Аврааму… совознесите и кости моя… с вами . Если не наследую вместе с вами обетованного наследия, то вместе с вами воскресну» (Быт. 50:24–25). И скончася Иосиф… лет ста десяти… и положиша его в раце во Египте (Быт. 50:26).

Заключение

Бог, сотворивший все словом Своим из ничего, не предал этого письменам вначале, потому что ведению Адама открыто было начало всего. И ближайшие к нему роды научались сему от предков. Но когда все уклонились от Бога и находились в неведении о всех творениях Божиих, тогда Бог через Моисея предал сие письменам для народа Еврейского, потому что люди изменили природу, свидетельствующую о сотворении всех существ. Моисей написал в пустыне то, что уму Адама открыто было в раю.

От народов первых, которые знали это без письмен; от народа, принявшего это в Писании и уверовавшего; от народов последних, которые приняли Писание от народа Божия, и от тех, которые остаются еще при своих жертвах и не уверовали, - Богу и Христу и Духу Святому слава и честь, и ныне, и во все времена, и во веки веков! Аминь и Аминь.

Прежде своей кончины Иаков преподал детям благословение. Первым он призвал Иосифа и дал ему двойное благословение. Он благословляет и усыновляет его сыновей: Ефрема и Манассию, причем делает это символическим образом. Подведенные отцом таким образом, чтобы правая рука легла на старшего, а левая на младшего, они благословляются наоборот: Иаков крестообразно возлагает на них руки, выделяя, тем самым, младшего и давая ему большее благословение, выделяя Ефрема по сравнению с Манассией. По толкованию преподобного Исидора Пелусиота и других святых отцов, «Сопровождаемое благожеланиями благословение патриарха, какое дал он сынам Иосифовым, не на них одних исполнилось, но служило прообразованием более важного. Ибо пременение рук (Быт. 48:14) предызображало спасительный Крест и предпочтение меньшего сына указывало на новый народ, как бы провозглашая чрез этот образ: когда на благословение явится Крест, тогда возвеличится народ меньший и смиряяйся вознесется (Лк.14:11)» .

Когда Иаков перед смертью собрал своих сыновей, он стал благословлять их по очереди. Но первых трех – Рувима, Симеона и Левия, он лишил благословения за разные прегрешения. Таким образом, право первенства переходит к Иуде. И одновременно с этим, благословение, которое он получает, становится мессианским пророчеством. «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49:8-11). Это пророчество, в первую очередь, говорит о том, что Спаситель произойдет именно из этого колена – колена Иудина. Иногда здесь выделяют только то, что «не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (ст. 10), – хотя и здесь тоже некоторая сложность есть, поскольку цари из колена Иудина кончаются во время вавилонского плена. После иудейского плена Иудея достаточно долгое время является просто провинцией разных государств, потом восстанавливается династия уже не из Иудина колена, а из колена Левина – династия Маккавеев – это потомки священника Маттафии. И потом, в конце концов, является Ирод Идумеянин, который и становится, собственно, царем, – и вот, как раз, во времена Ирода и приходит время явления этого Примирителя. Поэтому здесь не все так просто: явление Спасителя оказывается тем временем, когда этот скипетр попадает уже в руки иноплеменника.

Но этим не исчерпывается объем мессианского пророчества. О том, что Господь есть лев из племени Иудина, нам говорит Апокалипсис (Откр. 5:5); и вот этот лев, который лег, и кто поднимет его, – несомненно, указывает нам на смерть и воскресение Христово, поскольку Христос воскресает Сам, будучи Богом. Затем осленок и ослица нам напоминают о Входе Господне в Иерусалим. Символическое толкование этого входа с восседанием на этих двух животных есть приведение ко Христу как подъяремных – иудеев, так и не объезженных, бывших вне ярма – язычников. И то, что здесь Иуда привязывает и тех и других к лозе винограда своего, нам сразу напоминает о том, что лоза – это есть образ Церкви (см. Ин:15), и что спасение тех и других, объединение тех и других происходит в Церкви. Наконец, странный образ мытья одежды в крови гроздов, т. е. в вине. Ни один нормальный человек в вине свою одежду обычно не моет, потому что она после этого может испортиться, так что это, несомненно, есть образное высказывание. В видениях Апокалипсиса мы видим праведников, одежды которых убелены и омыты кровью Агнца (Откр. 7:14).

Также в книге пророка Исаии в 63 главе изображен Спаситель, совершающий Свой подвиг в виде топчущего виноград в точиле («Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною» (Ис. 63:3). Здесь идет речь об омовении Кровью Тела Ипостаси Своей, и об очищении грехов кровью Спасителя. И после этого «во дни благодати и спасения очи его будут сиять вином духовной радости, уста изливать млеко, питающее младенцев его, в день гнева и суда восстанет как от сна, как силен и шумен от вина» – это слова, если я не ошибаюсь, блаженного Феодорита.

Указанный возраст Исаака, а равно и вообще хронология жизни Исаака и Иакова устанавливается так.

При переселении Иакова с семьей в Египет он имел 130 лет (), Иосиф в это же время был 39 лет (30 лет ему было при его возвышении у фараона + 7 лет плодородия + 2 года голода, ), следовательно, Иосиф родился у Иакова на 91 году его жизни и, по (сн. ), через 14 лет по прибытии Иакова в Месопотамию. Таким образом, бегство Иакова произошло на 77 году его жизни – на 137 году Исаака (по при рождении Исава и Иакова Исаак имел 60 лет), который после того жил еще 43 года (ум. 180 лет, ).

. возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

«Тул» или «колчан», у LXX: φαρέτρα , Vulg:. pharetra; но в таргуме Онкелоса – saif, меч. Евр.: teli , от talah, «вешать», приложимо к тому и другому (что-то повешенное).

. и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

Имея в виду благословить Исава, как первородного (ст. 1) и притом любимого за услужливость (), Исаак выражает естественное желание вкусить блюда, приготовленного рукою его любимца, в знаменательный для последнего день; нельзя сказать с некоторыми толкователями, будто самое благословение Исаак ставит в зависимость от удовлетворения своего каприза.

Противоположная деятельность Ревекки и Иакова

. Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;

Как в намерении Исаака выразилось чрезмерное проявление его человеческой воли, так это еще более выступает в действиях Ревекки. То обстоятельство, что Ревекка знала и помнила откровение Божье о том, что из двух сыновей ее «больший будет служить меньшему» (), конечно, делает понятною ее уверенность в благоприятном исходе предпринятого ею дела – даже до готовности подвергнуться проклятию (ст. 13), но не придает действиям ее характера законности, как не оправдывает и обмана Иакова факт продажи ему первенства Исавом. И Ревекка, и Иаков обнаружили здесь недостаток твердой веры и совершенной нравственности. Естественно возникающий при этом вопрос об отношении Промысла Божия к воле и неправде человеческой решается тем общим соображением, что совершенной праведности не было и в избранниках ветхозаветных, и что нравственные понятия в их сознании так же лишь постепенно усовершались, как и религиозные верования.

Рус. «принести» – евр. le-habi; но слав. «отцу своему» перев. греч. τῶ πατρὶ αὐτοῦ : LXX вм.: le-habi читали – le-abiv , «отцу своему».

. принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред моею.

Эти слова не приведены в речи Исаака, но совершенно уместно вставлены в повторении речи его Ревеккою: Исаак именно именем Иеговы хотел благословить Исава (и благословил Иакова) и передать духовное наследие Авраама пред лицом Божиим.

. Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;

может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

В разговоре с матерью Иаков не скрывает понимания, что собирается сделать именно ,только, соответственно уровню своего нравственного развития, рассматривает обман не по его нравственной ценности, а со стороны его внешних невыгодных последствий для себя.

. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

В готовности Ревекки принять проклятие на себя слышится горячая, нежная и самоотверженная любовь ее к младшему сыну; может быть, впрочем, надеялась она и на известную ей кротость Исаака.

. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова;

Особенно богатая одежда у Исава могла быть отличительным знаком его первородства (в такой одежде первенцы могли совершать и домашнее богослужение, жертвы и под.).

. а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;

Шерсть коз на Востоке отличается особенною нежностью; обман Иакова тем легче мог удаться.

Приход Иакова к отцу и благословение его последним

. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

Рус. «вошел», евр. jabo; слав. «внесе» – по-греч. ἐισήνεγκεν . Исаак обставил предстоящее благословение тайной, и с большой недоверчивостью встречает Иакова: спрашивает об имени его (18 ст.), о причине скорого возвращения (20 ст.), предлагает поцеловать себя, вероятно, с целью осязать Иакова (26 ст.).

. Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь;

Выдавая себя за Исава, Иаков допускает обман, греховность которого отягчается еще последующим призыванием им имени Божия (ст. 20). Неизбежным, по праведному суду Божию, последствием обмана Иакова были тяжкие испытания последующей жизни Иакова.

После нескольких выражений сомнения и попыток увериться в лице пришедшего (), Исаак приступает (ст. 27) к благословению сына, которое (в отличие от благословения, ст. 23, – простого приветствия) является пророчеством, определяющим судьбу Иакова и его потомства (ср. ). Поэтическая форма, образность и непосредственность благословения видна из того, что оно начинается с выражения приятного ощущения благоухания одежды Исава. LXX: ἀγροῦ πλήρους , Vulg:. agri pleni, слав:. «нивы исполнены» ; рус:. "поля" , по-Евр: sadeh. Поле – Ханаан.

. да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!

Роса – первое условие плодородия на знойном и в летние месяцы почти лишенном дождя Востоке (; ). Исполнением начальной части благословения является известное из Библии плодородие Палестины ( и др.). Видимое несходство этой части благословения с обетованиями Аврааму объясняется тем, что Исаак (как после и Иаков) занимался уже земледелием (), почему и начинается речь с благ земледелия. Подчинение Исава Иакову осуществилось в лице их потомков, при Давиде (; ); под братьями матери Иакова разумеются все вообще потомки Авраама не только через Сарру, но и через Агарь и Хеттуру. Слова Исаака о благословении благословляющих Иакова и о проклятии проклинающих его близко напоминают обетования Аврааму, но, в отличие от последних, не содержат обетования о благословении в семени Иакова всех народов, как бы в возмездие за неблаговидный способ получения благословения; только уже после, когда Иаков бегством из дома отца начал искупать грех свой, упомянутое высокое благословение дается и ему ().

О значении благословения Исаака блаженный Феодорит говорит: «От Иакова имел произойти по плоти Владыка Христос, чаяние языков, Спаситель и Владыка целой вселенной... Исаак обещает ему росы небесной и тука земли, а сие изображает благодать свыше и обилие земных благ, а затем разуметь во Владыке Христе под росою божество, а под туком земли от нас воспринятое человечество» (отв. на вопр. 83).

Скорбь Исава и благословение его

. Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

Рассказ о благословении Исава изложен не менее рельефно; вместе с тем еще более возвышается преимущество благословения Иакова над благословением Исава: такому впечатлению служат все подробности рассказа. Так, по святому Иоанну Златоусту , «кто не изумится промышлению Божию в том, что Исав не прежде пришел с ловли, как уже цель этого умысла была достигнута, и Иаков, получив благословение от отца, вышел от него?» (Бес. на , с. 569). По раввинам, Исав пришел непосредственно после выхода Иакова.

Обстановка беседы Исава с отцом напоминает беседу Иакова, только, по замечанию Раши, приглашение Исавом отца к столу звучит (ст. 31) грубее, чем подобное же приглашение (ст. 19) Иакова (в евр., LXX и в слав. глагол: встать здесь – в 3-м л., а в 19 ст. – во 2-м).

. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

Вместо ожидаемого негодования на обманщика, Исаак трепещет вследствие ясного ощущения, что случившееся произошло по допущению силы Божьей. Это сознание в связи с присущею патриархальному времени верою в непреложность отеческого благословения побуждает Исаака оставить всякую нерешительность и твердо заявить об Иакове: «я благословил его, и он будет благословен» , тем он приводит Исава в возбужденное состояние жгучей скорби и напряженной мольбы.

. Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма громкий вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

Он не требует перенесения на него благословения, данного Иакову, а лишь просит какого-либо, хотя бы и меньшего, благословения, при этом в таинственное значение благословения Иакова он не проникает и даже склонен поставлять благословение в зависимости от каприза отца (хотя, подобно Исааку, считает отеческое благословение, раз данное, неизменным).

. Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

«Благословение, данное Иакову, Исаак почитает препятствием благословению Исава: а) по самому содержанию первого благословения, в котором уже включалось унижение Исава; б) потому, что в нечаянном благословении Иакова он видит руку Божию, карающую Исава; в) не потому ли еще, что сила благословения, которая обитала в патриархе и посредством духовного общения переходила от предков к потомкам, – что сия сила, единожды быв возбуждена верою и излита всею полнотою своею, обыкновенно не возбуждалась более в преподавшем ее в прежнем образе и степени» (м. Филарет, Зап. на кн. Бытия 2,35).

Раввины в пояснение отказа Исаака выставляют ходячий у них принцип: «раб и все принадлежащее ему, принадлежат его господину; посему всякое благословение, какое бы ни дал Исаак Исаву, принадлежало бы Иакову, в силу данного ему подчинения Исава» (Beresch. rabb., s. 323).

. Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал.

И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

Искренняя скорбь Исава достойна сострадания (хотя и не снимает с него ответственности за двукратное пренебрежение первородства – при продаже его и при женитьбе), и Исаак (ст. 39), тронутый (LXX: κατανυχθέντος ), хотя и после некоторого раздумья, благословляет его – в выражениях, по началу тождественных с благословениями Иакову. Плодородие почвы и обилие росы обещается Исаву так же, как и Иакову (вопреки некоторым толкователям, напр., Кнобелю, Кейлю, что Исаву предвещается лишение и этих благ), а различие – лишь в степени политической самостоятельности и благосостояния (ср., впрочем, ).

. и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

«Жить мечем» – жизнь разбойнических нападений на караваны и путников, – такова, действительно, была жизнь идумеев. Пророчество Исаака на них сбывается с точностью. Сначала потомство Исава возрастает, богатеет и имеет царей раньше Израиля (). Но уже 1-й царь Израиля Саул имел успех против Едома (; ), наконец, при И. Гиркане, через обрезание, окончательно вошли в состав Иудейского государства. Но «пришло время» – по Таргуму: «когда Израиль отверг иго закона, то едом сверг с себя иго его», – и в лице Ирода Вел. и его дома Иудея приняла даже царей от идумеев.

Побуждения к бегству Иакова

. И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

Исав возненавидел Иакова тайною, коварною ненавистью (со временем, однако он забыл обиду, причиненную ему Иаковом, ), но из почтения к отцу решает отложить мщение до ожидаемой смерти его.

. И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя;

и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран,

и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,

пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?:

И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?

Намерение это он высказал и открыто, о чем узнала Ревекка и предусмотрительно отсылает Иакова в Харран к Лавану (на «дни некие», т.е. немногие), лишь самому Иакову открывая смысл этого путешествия (ст. 42–45), а Исааку указывая другую причину – в отыскании невесты из родственной семьи (ст. 46). Так «Бог вложил в ее ум все, что могло содействовать будущему домостроительству и спасению ее сына» (святой Иоанн Златоуст, с. 579).

Призвал Иаков сыновей своих - Теперь Иаков передал своим 12 сыновьям свое духовное завещание. Он торжественно призвал их выслушать то, что он намерен был сказать им. Как Исаак с помощью Божественной прозорливости, выражая свое благословение (Быт.27), пророчески изобразил Иакову и Исаву будущую историю их семейства, так и теперь Иаков в широком плане начертал будущее целого народа, который должен был произойти от его 12 сыновей. Однако вместе с этим Дух Божий открыл умирающему патриарху будущую историю его семени, так что он увидел в характере своих сыновей будущее развитие колен, которые произойдут от них. С безошибочной пророческой прозорливостью он указал каждому его место и значение среди других колен.

В грядущие дни - Буквально: «В конце дней». Речь идет о конце истории мира. Ничего не говорится так же о мессианском веке в конце иудейского периода. Приведенные слова означают просто «в будущем».

Рувим - Со своим первым пророчеством Иаков обращается к первородному сыну. Как и последующие изречения, это пророчество облекает в поэтическую форму. Еврейская поэзия скорее состоит из ритмичного повторения мыслей, чем звуков и слогов.

Бушевал как вода - Характеристика Рувима складывается из трех моментов:

  1. Из его положения в семье как первородного сына Иакова.
  2. Его отношение к Иакову как начатка его силы.
  3. Естественного преимущества, которое принадлежало ему как старшему.

Тем не менее преимущества, которые естественно принадлежали ему как первородному, отныне должны были взять от него за его слабохарактерность. Слово, переведенное «бушевал» в переносном смысле означает «предавшийся своим чувствам». Другое слово, образованное от того же корня, встречается в Суд.9:4 и Соф.3:4 в значении распущенности и гордости. Таким образом Иаков описал нравственную слабость характера Рувима, впоследствии которой он как первородный сын лишился своих преимуществ. Хотя конкретно него преступление состояло в прелюбодеянии с Валлой, наложницей его отца (Быт.35:22), однако последующая история его жизни свидетельствует об абсолютной нетвердости его характера. Эта слабохарактерность мешала ему стать руководителем в семье Иакова. Для руководства часто необходима твердость и решительность. Упоминая отвратительный поступок Рувима в своем пророчестве, Иаков с негодованием отвернулся. К нему теперь обращается в третьем лице.

Не будешь преимуществовать - Лишившись права первородства, Рувим потерял ведущее положение в Израиле. Его колено никогда не достигло большего влияния в народе (см. Втор.33:6). Из потомков Рувима не было ни одной выдающейся личности: ни судьи, ни царя, ни пророка. Руководство перешло к Иуде и первородство к Иосифу (1пар.5:1-2).

Симеон и Левий - оба были братья не только по плоти, но и по образу мыслей и действий (Быт.34:25).

Орудия жестокости мечи их - Иаков без сомнения вспоминает их своенравный характер и в связи с их вероломным истреблением жителей Сихема (Быт.34:25-29). Это преступление Иаков никогда не оправдывал.

Убили мужа - Здесь слово «муж» употребляется в собирательном значении «мужской пол» Форма единственного числа во всем Ветхом Завете употребляется как в значении единственного и множественного числа.

Перерезали жилы тельца - Значит покалечить, перерезав сухожилия (И.Нав.11:6-9, 2Цар.8:4). В Быт.34:28 просто сказано, что скот жителей Сихема был угнан, а не покалечен. Но так как сыны Иакова были более охвачены местью, чем захватом добычи, то они, вероятно, покалечили некоторых животных. Иаков вспоминает об этом потому, что в этом выражении выразилось особенно их жестокость. Эта черта характера лишила их возможности занять ведущее положение среди других колен.

Разделю их в Иакове и рассею их в Израиле - Так как оба брата совершили преступление вместе, то их потомство должно быть разделено и рассеяно в Ханаане. Они уже не будут самостоятельными, независимыми коленами. Исполнение этого предсказания стало очевидным, когда Израиль вернулся в Ханаан. При повторном переселении Израиля Моисеем Симеон оказался самым слабым из всех колен (Числ.26:14) и даже не получил благословения. Это колено не получило в удел никакой территории, а только ряд городов, граничащих с Иудой (И.Нав.19:1-9). Так как семейства Симеона увеличивались незначительно (1Цар.4:27), то большинство их в конечном итоге слилось с коленом Иудиным. Другие распространились в виде двух миграционных волн за пределы обетованной земли (1Цар.4:38-43).

Вместо определенной территории Левий получил 8 городов, рассеянных среди других колен (И.Нав.21:1-42). Рассеяние Левия в Израиле, однако получило благословение для всех, это колено было избрано для священнодействия. Хотя Иаков отнял право первородства у Рувима и произнес проклятие на Семиона и Левия за совершенное ими преступление, однако ни одного из них он не лишил наследия. Последующая история колена Левия показывает, что как исполнившееся проклятие может перейти в благословение для всех. На Синае потомки Левия поддержали правое дело, в то время как остальные пали (Исх.32:26). Поэтому в религиозном служении колено Левино было предназначено занять ведущее положение. Хотя проклятие Иакова в том, что они не получат удела, не изменилось, тем не менее его исполнение принесло им и их братьям благословение (Числ.18:20).

Иуда - Четвертый сын Иакова первым получил обильное благословение, которое дало ему превосходство и власть. Из слов Иакова видно, что иуда получил право первородства, которого лишились Рувим за свою слабохарактерность и Симеон с Левием за свою жестокость.

Тебя восхвалят братья твои - Согласно Быт.29:35 имя Иуды значит «достойный хвалы». С помощью игры слов, столь близкой сердцу восточного жителя, Иаков заверил Иуду в том, что его восхвалят братья его. Иуда проявил благородство своего характера. Даже в момент смертельной опасности, когда братья замышляли убить Иосифа, Иуда внес предложение, которое спасти ему жизнь (Быт.37:26-27). Далее благородство его характера проявилось в том, что он готов был пожертвовать своей жизнью ради Вениамина, чтобы избавить его от рабства (Быт.43:9-10, 44:16-34). Благородство его характера проявилось и раньше в отношении к Фамари (Быт. 38:2), хотя в то время он был, по-видимому, невоспитанным и безрассудным человеком (Быт.38:7-26). Сила его характера, приобретенная победой над плотскими наклонностями, отразились в стойкости и мужественности колена, которое стало носить его имя.

Поклонятся тебе сыны отца твоего - Пророчествуя о том, что Иуда обратит врагов своих в бегство и покорит их, Иаков снова подчеркнул, что братья Иуды поклонятся ему. Важно отметить, что поклонятся ему только сыны его матери (Быт.27:29, Суд.8:19), т.е. колена, происходящие от Лии, но и сыны отца или все колена Израилевы. Это исполнилось, когда Давид был помазан царем над всем Израилем (2Цар.5:1-2).

Молодой лев Иуда - Посредством смелого образного сравнения Иуда сравнивается с молодым львом, достигающим силы и свирепости взрослого льва (Откр.5:5). Блуждая по лесам в поисках пищи и насытившись ею, он возвращается в свое логово, где ложится в великом бесстрашии своем, не обращая никакого внимания, что кто-то может помешать ему.

Не отойдет скипетр от Иуды - Скипетр - это символ царской власти. Первоначально он представлял собой длинный посох, который царь держал в своей руке, выступая перед собравшимися. Но когда он сидел на троне, то скипетр находился между колен. Изображение таких скипетров мы находим на различных древнеегипетских рельефах. Иуда должен был оставаться ведущим коленом среди остальных колен до самого пришествия Христа (Мессии).

Доколе не приидет Примиритель - В подлиннике слово, переведенное здесь «Примиритель» имеет несколько вариантов перевода: «отпрыск», «Посланный тот, Кому принадлежит скипетр» и «дающий покой». Под Примирителем имеется в виду Мессия, Который по пророчеству Иакова должен был принять царскую власть от Иуды как Вождь Израиля, к которому должны придти все народы.

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего - пророческие слова о том, что Мессия будет восседать на осле, исполнились при триумфальном въезде Иисуса в Иерусалим (Матф.21:7). Приведенные слова изображают Мессию, как вестника мира, как благородную личность, поскольку ослы в то время не использовались на войне, они предназначались для обслуживания лиц всякого ранга (Суд.1:14, 10:4, 12:14). Виноградная лоза будет настолько прочной, что к ней можно привязывать ослов, и настолько плодородной, что соком ее можно мыть одежды. Вино и молоко Иуды будут ободряющим и укрепляющим напитком, придающим искрящийся блеск глазам и белизну зубам. Это сравнение представляет собой картину процветания Иуды.

Завулон - Территорию, которая досталась Завулону при Иисусе Навине, можно проследить по линии границ городов, упоминаемых в книге И.Нав. 19:10-16. В те дни она еще не доходила до Средиземного моря и не соприкасалась с Сидоном. Пределы ее были между Галилейским морем и Средиземным. От первого ее отделяла территория Асира. Пророчество о Завулоне, по-видимому, исполнилось позднее. Исполнение всех пророческих изречений Иакова исключает возможность того, что это пророчество осталось неисполненным, хотя Библия умалчивает об этом.

Иссахар осел крепкий - Сравнение Иссахара с крепким ослом, приспособленным к ношению бремени, указывало на то, что это колено будет довольствоваться материальными благами, заниматься земледелием и иметь стремления к политическому господству. Кроме этого, приведенное сравнение говорит о том, что потомки Иссахара будут людьми сильными и получат хороший удел. Это исполнилось в том, что они получили в удел нижнюю Галилею, включая живописную и плодородную долину Изреель. Хотя это племя однажды во дни судей (Суд.5:14-15,18) вместе с коленом Завулоновым прославились своей отвагой, в целом оно довольствовалось своим положением в обществе при всех условиях. Редко оно выступало в числе доблестных борцов в защиту прав и свобод. Вероятно поэтому Иссахар употребляется последним среди сынов Лии, хотя он и не был последним сыном.

Дан будет судить народ свой - Первородный сын Валлы, служанки Рахили, изображен в виде судьи, исполняющим важные обязанности в будущем государстве Израиль. Эти слова частично исполнились во дни Судей, когда Самсон из колена Данова судил Израиль в течении 20 лет (Суд.13:2).

Дан будет змеем на дороге - В этих словах виден характер колена. Его характер проявился, когда некоторые из Дана были посланы в Лаис осмотреть северную часть Ханаана (Суд.18), а также в делах Самсона, который с хитростью змея истребил самых сильных врагов. Поскольку колено Даново первым ввело идолопоклонство в Израиле (Суд.18) и так как его характер не подходит для небесного Ханаана, то имя Дана при перечислении 12 колен Израилевых в книге Откровения в 7 главе не упоминается.

На помощь твою надеюсь, Господи! - Эту молитву Иаков приносит не только за себя. В ней выражена вера в то, что его потомки так же получат помощь от Господа, какую он получил в своей жизни. Весьма примечательно поведение умирающего патриарха в последние минуты его жизни. Хотя большинство его изречений высказаны под вдохновением Святого Духа, эти слова молитвы выражают его естественные чувства. В минуты неожиданного облегчения или напротив - кризиса, показывают, на какой духовной высоте стоит человек. Из уст одного может исходит проклятие, из уст ничего не значащее пустое выражение, из уст третьего - молитва. Не всегда справедливо судить о человеке по его словам, сказанным им в момент искушения - но Иаков перед искушением устоял. Годы искушения миновали - теперь он принадлежал к семье избранных Божьих.

Гад, - толпа будет теснить его - Слова этого стиха говорят о том, что колено Гадово будет переносить притеснение с терпением и в конечном итоге с успехом избавиться о него. Хотя история 12 колен нигде специально не повествует об исполнении этого пророчества. Однако рассказ, записанный в 1Цар.5:18-22 показывает, что люди из колена Гадова, когда это было необходимо, проявляли мужество и отвагу, предсказанные Иаковом. Гадитяне, пришедшие к Давиду, сравниваются с львами, а их быстрота - с быстротой серн (1Пар.12:8-15). Эти сравнения указывают на то, что колено Гадово было доблестным, отважным коленом.

Для Асира - слишком тучен хлеб его - Эти слова указывают о плодородной земле, на которой будет жить колено Асирово. Как исполнение этого, Асир получил в удел долины Кармила на побережье Средиземного моря, простирающееся до пределов Тира. Это одна из самых плодородных частей Ханаана, богатая пшеницей и оливковым маслом, которые царь Соломон поставлял во дворец царя Хирама (3Цар.5:5-11).

Неффалим - теревинф рослый - Значение этого имени не ясно и очень немногое известно об истории этого колена. Вместе с Завулоном колено Геффалимово под водительством Варака одержало великую победу над ханаанским царем Иавином, о чем упоминает в своей знаменитой песне пророчица Девора (Суд.4:5-6).

Распускающий прекрасные ветви (по другому чтению: он говорит прекрасные изречения) - Из этих слов видно, что речь идет о даре красноречия и составления гимнов, которым отличалось это северное племя. Однако исторических данных, подтверждающих эту способность колена Неффалимова, не сохранилось.

Иосиф - отрасль плодоносного дерева - В то время как благословения Иакова в отношении его сыновей от наложниц довольно кратки, каковой и оказалась история племен, происшедших от них, то и благословение, изреченное им в отношении первородного сына любимой жены Рахили резко отличается от них. Сердце патриарха переполнено признательностью и любовью. Подбирая самые выразительные слова и образы, он просил у Бога самых обильных благословений для Иосифа.

И стреляли и враждовали на него стрельцы - От сравнения с плодородным деревом Иаков переходит к образу войны, описывая победу племени Иосифа над всеми врагами. Здесь мы видим пример изображения пророчества в настоящем времени, как будто события будущего уже исполнились. Эти слова не следует относить к каким-то военным действиям Иосифа в Египте. Они, по-видимому, представляют собой намек, не оскорбительный для братьев Иосифа, и в то же время понятный им, на то притеснение, какое он пережил от них и то, которое пришлось пережить в египетском рабстве в темнице.

Но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева - Если последняя часть стиха вводная, то ее значение таково: либо со дня возвышения Иосифа он стал пастырем и твердыней Израиля, либо эту силу и могущество он получил от Бога, мощного Бога Израилева. В этом смысле он служит прообразом Доброго Пастыря, Который есть Скала, на Нем будет основана церковь. Если выражение «Пастырь Твердыня Израилева» согласовать с предыдущей фразой, тогда оно относится к Самому Богу. В этом случае выражена уверенность Иакова в том, что мышцы Иосифа стали крепкими благодаря Тому, Кто есть Пастырь и Твердыня Израилева (Втор.32:4). Еврейскому подлиннику второе толкование соответствует больше, чем первое.

Благословениями отца твоего - Благословения, которые патриарх просил для Иосифа превосходили те благословения, какие он получил от родителей. Иосиф в буквальном смысле назван «отделенный» (Назир). Такое название Иосиф имеет как здесь, так и во Втор.33:16 за то, что он в языческом Египте сумел сохранить свое целомудрие и благочестие.

Вениамин, хищный волк - Воинственный характер, который умирающий отец приписал своему младшему сыну, впоследствии подтвердился его потомками. Его характер в войне, которую он вел с остальными коленами (Суд.20:21), а также во всех других войнах (Суд.5:14). Вениамитяне были отличными стрелками из лука и прекрасно владевшие пращей (Суд.20:16, 1Пар.8:40, 12:2, 2Пар.14:8, 17:17). Из колена Вениаминова вышел также прославленный судья Аод (Суд.3:15), царь Саул и его доблестный сын Ионафан (1Цар.11:13, 2Пар.1:19-27).

Вот все двенадцать колен Израилевых - В лице 12 своих сыновей Иаков благословил все будущие племена, которые произойдут от них. Никто не был забыт. И даже Рувим, Симеон и Левий, лишенные своего достоинства за свои тяжелые преступления, получили свое участие в обещанных благословениях.

И заповедал он им и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими - См. Быт.16:15. Иосиф уже обещал своему отцу с клятвой исполнить его желание. Иаков говорит об этом снова в присутствии всех сыновей, приглашая их принять участие в акте погребения.

И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему - Иаков лег спокойно и умер. В поэтических эфемизмах в отношении смерти см. Быт.15:15 и 25:8. Ему исполнилось 147 лет.

По материалам библейского комментария АСД

Бертрам из Миндена Мастер: Грабовский Алтарь, левая наружняя створка, внутренняя сторона. Исаак и Исав. ок. 1379 г.

Бертрам из Миндена Мастер: Грабовский Алтарь, левая наружняя створка, внутренняя сторона. Благословение Иакова. ок. 1379 г.

(Быт., 25:19-34; 27; 28:1-5)

Иаков не только обманом (за чечевичную похлебку) завладел правом первородства Исава , ему также удалось, по наущению матери, лишить Исава отцовского благословения. Когда Исаак был стар и почти слеп, он послал Исава наловить дичи и приготовить ему еды, «чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру». Ревекка подслушала этот наказ и сказала Иакову, чтобы он, пока Исав отсутствует, занял его место, дабы получить благословение. Она обрядила Иакова в одежды Исава и обложила его руки и шею козлиной кожей, так как «Исав… человек косматый». Она приготовила еду, и Иаков отнес ее отцу. Исаак по ошибке благословил Иакова вместо Исава. Раз данное благословение не могло быть взято назад, и Иаков бежал от гнева брата, найдя убежище у своего дяди Лавана (брата Ревекки) в Харране в Месопотамии. Этот сюжет часто встречается в западной живописи XVII века. Исаак порой изображается приподнявшимся на постели, Иаков стоит перед ним на коленях. Руки последнего не всегда закрыты. Позади Иакова, положив руку ему на плечо, стоит Ревекка. Сцена может изображаться в интерьере европейского дома. Вдалеке на заднем плане порой изображается Исав с охотничьими собаками, или он входит в комнату с телом молодого оленя на плечах. Эта история, похоже, первоначально связывалась с древним родовым обычаем наследования не через старшего сына, а, наоборот, через самого младшего.

Когда Исаак состарился и его зрение притупилось, он, почувствовав приближение смерти, обратился к Исаву: «…налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру». Но Ревекка, услышав это, решила, что пусть лучше благословение отца достанется не Исаву, а ее любимому сыну Иакову. В отсутствии Исава она надела на Иакова Исавову одежду и обложила его руки кожей козлят, ибо Исав был «человеком косматым». Затем она приготовила кушанье и послала с ним Иакова к отцу. Исаак по слепоте своей не смог узнать, кто к нему пришел. «Иаков подошел к Исааку, отцу своему; и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы». Так Исаак принял Иакова за Исава, ибо руки, к которым он прикасался, были волосатыми, и благословил Иакова, дав ему господство над братьями и над всем народом (Быт. 27).

хххе́

Рекомендуем почитать

Наверх