Апостол павел. «Несвятой» апостол: почему Павел из фарисея стал лучшим проповедником христианства

Бланки документов 12.10.2019
Бланки документов

Человек, о котором больше всего спорят христиане и иудеи, да и среди самих христиан он вызывает к себе далеко не однозначное отношение. Мог ли один человек со всеми своими слабостями и недостатками, но одновременно великий человек, превратить религиозную доктрину узкой группы последователей в мировую религию - христианство? Да - потому что это сделал апостол Павел.

Христианские теологи были озабочены в основном вопросом насколько верно Павел понял учение Иисуса из Назарета. В своем произведении "Антихрист" Фридрих Ницше представил Павла подлинным основателем и одновременно величайшим фальсификатором христианства. И довел до логического конца всю критику, выпавшую на долю апостола Павла в Новое время. Не только философ и поэт Ницше, но и христианские богословы требовали отказаться от паулинистского христианства в пользу возвращения к Иисусу.
Иудей Савл или Саул (Шаул) родился в киликийском (ныне турецком) богатом портовом городе Тарсе. По всей видимости он был основан хеттами около 1400 года до н. э. Через него проходили армии персидского царя Кира Великого и македонского царя Александра, тоже носившего этого прозвище. В 64 г. до н. э. римляне сделали его центром провинции, а в 41 году до н. э. в его гавани бросила якорь трирема Клеопатры, которая прибыла завоевать сердце Антония.

В древности считалось, что родители Павла (возможно, что свое греческое имя он получил одновременно с иудейским) из рода Израилева, колена Вениаминова были уроженцы города Гисхала в Иудейской провинции. По учению фарисей, о чем он сам писал, он с гордостью говорил: "Я - римский гражданин!" В то время в Европе насчитывалось не более пяти миллионов граждан Римской империи, то есть одна десятая часть всего населения. Неизвестно, унаследовал ли Павел права римского гражданина от своего отца и был ли отец первым в семье, кто получил римское гражданство. Привилегия быть римским гражданином неоднократно спасала жизнь Павла, хотя он и не избежал многочисленных наказаний, которым подвергался за годы своей миссионерской деятельности.

загадка Лао Цзы

На восьмой день после рождения он был обрезан и наречен Саулом ("выпрошенный" или "вымоленный") в честь первого царя Израиля, также происходившего из колена Вениаминова. По эллински его имя звучало как Савлос, Савл и лишь позднее превратится в Павел. Предположительно у Савла была сестра и брат, которого Павел называл Руфом. Павел был почти ровесником Иисуса, но в отличие от Христа, его разговорным языком был не арамейский, а греческий. Павел читал Ветхий Завет в версии Септуагинты - в греческом переводе, сделанном в 3 веке до н. э. в Александрии. Об этом говорит тот факт, что некоторые из употребляемых им терминов (в частности, "грех") восходят именно к Септуагинте.

Все послания Павла написаны по-гречески. Критики не нашли доказательств того, что он не знал или знал плохо этот язык. Наоборот, речь Павла грамотна и чиста. Судя по цитатам, он знал произведения афинского поэта Менандра, критского поэта Эпименида, стоика Арата и даже неологизмы.

Фарисеи же, по свидетельству историка Иосифа Флавия, верили в бессмертие души и ожидали за гробом награду за добродетель или возмездие за греховную жизнь. На фарисеях лежала обязанность соблюдать 613 заповедей закона Моисеева и при этом они не были скованы запретами и ограничениями, если не считать желание быть праведными, помогать бедным и больным. Фарисеи стремилисьосвободиться от власти эллинизированных царей династии Ирода и от священников-саддукеев, отрицавших бессмертие души.
Павел нигде не упоминает есть ли у него жена. В Деяниях апостолов нет и намека на его женитьбу.

Использованное им греческое слово agamos, которое переводится как "безбрачный", означало человека без спутницы жизни, равно применимым и к вдовцам, и к проживающим отдельно от супруги и к тем, кто никогда не был женат. Большинство ученых на основании нелестных высказываний Павла о женщинах делают вывод, что он никогда не был женат. Среди специалистов есть и крайние точки зрения: о существовании супруги у апостола Павла и о его нетрадиционной сексуальной ориентации или импотенции.

Павел должен был стать раввином. Однако по обычаю за обучение Торе нельзя было брать деньги и Павел освоил ремесло, которое его кормило бы. Он стал делать палатки. Его негативное отношение к христианам и евангельской проповеди привело к тому, что будущий апостол христианства присутствовал (если даже не был зачинщиком) при побивании камнями первого христианского мученика Святого Стефана.

Благодаря своим природным талантам и полученному воспитанию Савл сделался главой гонений на апостолов и их последователей. При этом он проявлял инициативу и служебное рвение. Савл пришел к первосвященнику Каиафе и попросил у него полномочия отправиться в Дамаск, в котором после казни Стефана скрывались многие ученики Христа. Без различия пола и возраста он обязался привести их в оковах в Иерусалим на истязание. Написавший об этом Лука или лукавит или не знает, что синедрион не обладал властью над синагогами Дамаска. Зато примечательно отношение к своей миссии Савла!

Основатели учений в реальности: Августин

На пути в Дамаск 26-летнего "инквизитора" поразил чудесный свет с неба, настолько сильный яркий, что он потерял зрение. И перед ним явился сам Иисус Христос. В Дамаск потерявшего зрение Савла привезли на каком-то вьючном животном. Через восточные ворота, которые сегодня называются Баб Шарки, он проследовал по двухкилометровой и широкой (три метра) Прямой улице - Via Recta - прямо к храму. Вскоре он чудесным образом вновь обрел зрение и принял крещение. С этого времени он становится Павлом и получает высокое назначение в звании апостола язычников.

Предположительно апостол Павел был казнен в Риме при императоре Нероне. Одно из свидетельств принадлежит преемнику Петра, Клименту Римскому, которого считают римским папой. Оно написано приблизительно в 80-е годы. Другое появилось на свет спустя столетие - между 200 и 213 годами и написано отцом латинской патристики Тертуллианом Карфагенским. В 313 году Евсевий Кесарийский в своей "Церковной истории" подтвердит: "Рассказывают, что в царствование Нерона Павлу отрубили голову прямо в Риме и что там же был распят Петр, и рассказ этот подтверждается тем, что до наших времен кладбище этого города называют именем Петра и Павла".

Евсевий Кесарийский относит казнь Павла к промежутку между июлем 67 и июнем 68 года. Некоторые современные исследователи наиболее вероятным называют время накануне самого знаменитого пожара в Риме - в ночь с 18 на 19 июля 64 года.

Закончить рассказ о реальной жизни апостола Павла хотелось бы словами русского религиозного философа Василия Розанова: "Да, Павел трудился, ел, обонял, ходил, был в материальных условиях жизни: но он глубоко из них вышел, ибо уже ничего более не любил (курсив автора - ред.) в них, ничем не любовался".

Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.

храме Живоначальной Троицы в Листах города Москвы.

Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.

Иосифо-Волоцкий монастырь в Теряево , Московская область.

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиоз-ного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.


Андрей Рублев. Апостол Павел (из Звенигородского чина). Начало XV века.

Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» - Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.


Апостол Павел. Икона Высоцкого чина. Конец XIV в. Икона из Серпуховского Высоцкого монастыря.

Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов убить его, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.


Икона Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь Петра и Павла в Прохоровке .

Вскоре после возвращения из Иерусалима - по повелению Духа Святого - Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.


«Апостол Павел». Трапезная Петропавловской церкви Большого Петергофского дворца .

Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой . Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим , посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.


Апостол Павел. Икона из деисусного чина . Мастерская Троице-Сергиевого монастыря в Климентовской слободе. Первая половина XVII века.

После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.

В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.

Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» - к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.

Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании.

После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.

После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.

Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.

Апостол Павел, как и апостол Петр , много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

С вятой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего, апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана (134; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями (Деян. 8, 3). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян. 26, 11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9, 1-2). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26, 13-18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.

В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития. В этом городе жил один из 70 учеников Христовых, святой апостол Анания (память 1 октября). Господь в видении открыл ему все случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение (Деян. 9, 10-12). Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался, по выражению святителя Иоанна Златоуста, из волка - агнцем, из терния - виноградом, из плевел - пшеницей, из врага - другом, из богохульника - богословом. Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в синагогах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, теперь воспылали к нему гневом и ненавистью и решили его убить. Однако христиане спасли апостола Павла: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.

В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апостола Павла «избранным сосудом», призванным возвещать имя Иисуса Христа «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9, 15). Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Намфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42-44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13,12; 17, 34; 18, 8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11), воскресило мертвого (Деян. 20, 9-12); даже вещи святого апостола были чудодейственны - от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4).

В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. «От иудеев,- пишет он,- пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 24-27).

Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он испытывал к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян. 28, 10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян. 14, 11 -18); имя Павлово употребляли иудеи при заклинаниях (Деян. 19,13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9, 25, 30; 19, 30; 21, 12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (Деян. 20, 37-38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1 Кор. 1, 12).

По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора Нерона, за что был осужден на смерть. Другие источники указывают, что причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в христианство главного императорского виночерпия. По некоторым данным, день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим - она произошла ровно через год после распятия апостола Петра. Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом.

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование - 29 июня - было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: «...празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов... Петр есть предводитель апостолов, Павел - учитель вселенной и причастник горних сил. Петр - узда беззаконных иудеев, Павел - призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла - из скинотворцев. Петр - начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел - великий проповедник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI - XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.


Этот человек никогда не общался с Иисусом Христом во время его земной жизни и не был в кругу учеников Спасителя. Его биография содержит немало темных пятен и очень странных эпизодов. Почему же так вышло, что именно апостол Павел в конце концов стал одним из наиболее почитаемых авторов Нового Завета?

В прошлом не раз бывало так, что ярый противник какого-либо учения впоследствии превращался в его ревностного апологета. Но история Савла из города Тарc, позже ставшего апостолом Павлом, конечно, стоит особняком. Во-первых, потому что написанные им тексты, вошедшие в состав Нового Завета, стали фундаментом для всей христианской богословской мысли. А во-вторых, потому что он прошел путь не просто от противника до сторонника, а от гонителя и палача христиан до защитника веры, принявшего мученическую смерть за свои убеждения.

Фарисей из Киликии.

Будущий апостол родился в знатной семье фарисеев из Тарса, главного города Киликии. С самого своего рождения он принадлежал к элите, потому что обладал статусом римского гражданина - честь, которой могли похвастаться далеко не все жители имперских провинций. Его растили в достатке, но при этом с соблюдением строгих традиций фарисейского благочестия. Он получил отличное религиозное образование, хорошо знал Тору и умел ее толковать. Казалось, что впереди его не ждет ничего, кроме успешной карьеры.

По некоторым данным, Савл даже входил в состав местного синедриона - высшего религиозного учреждения, которое одновременно исполняло функции суда. Там-то ему и пришлось впервые столкнуться с главными идеологическими врагами фарисеев на тот момент - христианами. Как и полагалось верному последователю фарисейского учения, он активно включился в гонения.

«Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах», - такие слова будущего апостола приводятся в Деяниях святых апостолов. Одним из самых заметных эпизодов было участие Савла в судьбе святого Стефана, которого насмерть забили камнями. Сам он не принимал участия в расправе, но не пытался остановить убийц и вполне одобрял происходящее.


Жизнь Савла резко изменилась на пути в Дамаск, куда он вел группу христиан для наказания. Согласно преданию, он внезапно услышал голос, говоривший: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» После этого на три дня его поразила слепота, исцелить которую смог лишь дамаскский христианин Анания. На этом закончилась история фарисея Савла и начался тернистый путь апостола Павла.

Конфликт столпов веры.

Сразу после обращения Павел начал активно проповедовать христианство. 14 лет он ездил по миру и рассказывал о Христе в Аравии, Сирии, Киликии... Спустя некоторое время в Антиохию (столицу Сирии в то время) прибыл и апостол Петр - «камень», на котором основал свою церковь. И между двумя истовыми проповедниками разгорелся нешуточный конфликт. Удивительное дело - бывший фарисей, имеющий за плечами столь тяжкие грехи, не побоялся обвинить Петра в лицемерии!


«...сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» - рассказывает об этом сам Павел в Послании к Галатам. Речь шла о том, что Петр, проповедуя, вел себя не всегда искренне, пытаясь одновременно и вызвать симпатию язычников, и не навлечь на себя осуждение со стороны единоверцев.

Тут стоит напомнить, что христиане поначалу не хотели принимать Павла, памятуя об его фарисейском прошлом. Собственно, только заступничество апостолов Варнавы и Петра помогло ему стать «своим» среди тех, кого он еще вчера подвергал жестоким гонениям. А теперь «в благодарность» он обвинял старшего среди двенадцати апостолов в лицемерии! Удивляет как то, что Павел осмелился на такое, так и то, что это не вызвало никаких нареканий со стороны Петра.

Объяснить поведение Павла несложно. Как известно, нет более горячего фанатика, чем неофит. Энтузиазм новообращенного христианина еще не успел остыть, а препятствия, которые приходилось постоянно преодолевать на пути этого служения, лишь жарче разожгли пламя веры в его душе. Кроме того, Павел явно ощущал свое преимущество над большинством других апостолов. На фоне искренних, но неумелых речей рыбаков, мытарей и странников проповеди профессионального богослова, свободно ориентировавшегося в сложнейших вопросах толкования Торы, наверняка звучали более убедительно и ярко. Вполне возможно, что это давало повод считать себя лучше разбирающимся в вопросах веры, нежели его старшие, но менее образованные собратья. А потому он не боялся поучать, искренне считая, что знает «как надо».

Что касается Петра, то ему хватило мудрости не спорить с Павлом, а признать его правоту. Ведь тот, вольно или невольно, задел самую больную тему - лицемерие. Кому как не Петру, трижды за одну ночь отрекшемуся от своего Учителя, было знать всю силу этого греха! А потому, Петр смирился и не стал возражать обвинениям Павла.

Миссионер или предатель?

Интересен и вопрос о том, почему жестокий фарисей Савл в одночасье превратился в пламенного христианина Павла. Ответ на это снова дает текст Деяний апостолов. Когда Бог велит Анании идти и исцелить Савла от слепоты, тот настолько удивляется, что даже смеет перечить: «Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме». Но Господь настаивает: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми». И Анания повинуется.

Для Савла, воспитанного на ветхозаветных принципах «око за око», проявление милосердия - это что-то странное и непривычное. Неизвестно, что больше впечатлило его: явленное могущество Бога или поведение Анании, который, пусть сомневаясь, но все же пришел и исцелил злейшего врага своих братьев по вере.

Перед молодым фарисеем, который думал, что во всех подробностях знает, как устроен мир, внезапно открылась новая реальность, построенная на иных, уже христианских ценностях. Эта внезапная смена системы координат и заставила его обратиться в новую веру.

Бог не зря избрал «сосудом» такого человека, как Павел. Вновь вспомним об его образовании и подготовке. Теперь все эти способности были употреблены на благо христианства. Вот почему слова проникали в каждое сердце. И вот почему его слышали во всех концах земли, за что он и был прозван «апостолом язычников».

Он мог проповедовать вдвойне эффективнее, нежели любой христианин, потому что заранее знал, что ему могут возразить фарисеи. И потому выходил победителем из всех диспутов, тем самым еще сильнее зля своих вчерашних соратников.


Потому-то Павла и постигла трагическая судьба, подобно другим апостолам. Ему не могли простить перехода в другой лагерь. Иудеи хотели убить его еще в Дамаске, сразу после начала его проповеди. Но этот план не удался.

В конце концов, решающее слово, как и в случае с , сказало римское правосудие. Павел был казнен в Риме, при императоре Нероне. Причем, как римский гражданин, он был обезглавлен, а не распят. Но слова, сказанные им, живут до сих пор.

Апостол Павел при рождении носил еврейское имя Савл, родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии) и принадлежал к колену Вениаминову. Город Тарс славился греческой академией и образованностью жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев и вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина.
В Тарсе Павел получил свое первое воспитание. Последующее образование апостол Павел получил в Иерусалиме, в раввинской академии у учителя Гамалиила, знатока Закона. По принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом. Молодой Савл готовился к должности раввина (религиозного наставника) и, потому, проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой.

Савл становится ревностным проповедником веры Христовой.

По назначению синедриона Савл получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем "сосуд избранный Себе ", на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: "Савл, Савл, почему ты гонишь Меня? " На вопрос Савла: "Кто Ты? " - Господь ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь ".
Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели.
Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения.
На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами.
Из-за покушения эллинистов убить его, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда, около 43 года, он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.

Первое апостольское путешествие Павла (45 - 51 гг).


Вскоре после возвращения из Иерусалима, по повелению Духа Святого, Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Сначала он посещает Селевкию, откуда едет на Кипр (Деян. 13:4 ). Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом.
Дойдя до Пафа, он состязается с лжепророком Вариисусом (Деян. 13:6 ). После Кипра - в Памфилию, где он впервые начинает обращаться к язычникам (Деян. 13:46 , затем в Иконию (Деян. 14:4 ). Из Иконии, изгнанный иудеями, Павел отправляется в Ликаонию, где язычники его принимают за Гермеса (Деян. 14:12 ). После Ликаонии, через Писидию, Павел возвращается в Памфилию и отплывает в Антиохию (Деян. 14:26 ).
За время 1-го миссионерского путешествия Павел и Варнава основывают христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии.
https://youtu.be/pXz1GGuPBik

Павел принимает участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме.

В 49 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона. Информация об этом Соборе содержится в Деяниях святых апостолов (Деян. 15 – 1,6 ) и в Послании к Галатам святого апостола Павла .
На 1-м Соборе Соборной Православной Церкви было выработано решение об условиях принятия в лоно Церкви язычников, а также определены условия относительно их общения во время богослужений и собраний с христианами из иудеев.
Дело в том, что по свидетельству Евангелиста Луки некоторые проповедники из Иудеи учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись (Деян. 15 - 1 ).
На Апостольском Соборе было составлено послание к христианам Антиохии, Сирии и Киликии. Послание было отправлено с Павлом и Варнавой, а также Силой и Иудой, прозываемым Варсавою. В послании писалось: "Апостолы и пресвитеры и братья – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братьям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы." (Деян. 15, 23-29 ).

Второе апостольское путешествие Павла(51-54 гг).


Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы (а Варнава отбывает на Кипр) предпринял второе апостольское путешествие. Сначала апостол Павел посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии.
В Листре святой Павел Павел встречается с Тимофеем и вместе с ним отправляется во Фригию и Галатию (Деян. 16:6 ). От Троады Павел продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Павел принимает решение проповедовать в Европе.
Оказавшись в Европе, Павел посещает Филиппы (Деян. 16:12 ). Здесь апостола Павла и Силу) задерживают, но Павла, как римского гражданина отпускают. После посещения Амфиполя, Павел приходит в Фессалоники (Деян. 17:1 ).
Далее - Афины, где состоится знакомство апостола с Дионисием Ареопагитом (Деян. 17:34 ). В Коринфе Павел знакомится с супружеской парой Прискиллой и Акилой (Деян. 18:2 ) и остается на 1,5 года, в годы правления Галлиона (Деян. 18:12 ). В Коринфе, в 52 году, апостол Павел пишет Первое послание к Фессалоникийцам.
Затем Павел морем переплывает в Эфес (там он оставляет Акилу и Прискиллу), а оттуда морем - в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию (Деян. 18:22 ). Из Иерусалима прибыл в Антиохию. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год.

Третье апостольское путешествие Павла(57-58 гг.).


Третье апостольское путешествие Павел предпринял из антиохи. По своему обычаю, в начале путешествия апостол Павел посетил ранее им основанные малоазийские церкви. Затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Эфес (Деян. 19:1 ), из которого он отправился в Македонию и Элладу (Деян. 20:2 ).
Зимой 57 года Павел прибыл в Коринф. После Коринфа - в Троаду, через Филиппы, а оттуда в Милет. Морем, через Родос и Кипр, Павел прибыл в Тир (Деян. 21:3 ). В 58 году, в Коринфе появляется его Послание к Римлянам , написанное и адресованное христианской общине Рима. В этом же путешествии появляются Первое и Второе Послание Коринфянам .
В Иерусалиме иудеи обвинили Павла в том, что он вводит язычников в Храм Соломона (Деян. 21:28 ). Его привели на суд в синедрион. Во время суда началась распря между фарисеями и саддукеями. Иудеи не могли казнить Павла, так как он был римским гражданином и отправили его в Кесарию, на суд прокуратору Феликсу, который "оставил Павла в узах" (Деян. 24:27 ). Новый прокуратор Иудеи Порций Фест, вместе с иудейским царем Агриппой, решает переправить Павла в Италию, на суд императору (Деян. 26:32 ).

Последнее путешествие апостола Павла.


Новый прокуратор Иудеи Порций Фест, вместе с иудейским царем Агриппой, направили апостола Павла в Италию, на суд императору (Деян. 26:32 ). Апостол Павел в качестве пленника совершил свое последнее путешествие. Его корабль минует Сидон, Кипр, Миры Ликийские, Крит, Адриатическое море и терпит крушение близ острова Мелит (Деян. 28:1 ). Оттуда на корабле «Диоскуры» Павел прибывает в сначала в Сиракузы, потом в Ригию. Летом 62 года апостол Павел достиг Рима, где прожил ещё 2 года (Деян. 28:30 ). В Риме апостол Павел пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал.
Из Рима апостол Павел написал послание к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. В Рима же были написаны Послание к палестинским евреям и Второе послание к Тимофею .

Дальнейшая судьба апостола Павла (после 63 года).


Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть мнение, что после 2-х лет заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором, апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его "пастырских посланиях" к Тимофею и Титу .
Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.
Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. В этом же году апостол Павел рукоположил во епископа для Ефеса.
В дальнейшем апостол Павел посетил Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею .
Апостол Павел пробыл некоторое время в Коринфе. На пути в Италию встретился с , и вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима. В Риме апостол Павел оставил , и в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании.

Мученическая кончина апостола Павла.

После возвращения в Рим апостол Павел был вновь заключен в темницу, в которой он пребывал до своей мученическлй кончины. По преданию, после возвращения в Рим апостол Павел проповедовал при дворе императора Нерона и обратил в Христанску веру любимую наложницу императора. За это апостол Павел был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.
После девятимесячного заключения апостол Павел был усечен мечом, как римский гражданин.
Мученическая кончина свершилась недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.
Согласно преданию, тело Апостола после его мученической кончины в 67 г. было погребено в катакомбах при Аппиевой дороге, а затем перенесено в церковь, освященную в его честь.

Мощи святого апостола Павла.


В Риме, за чертой города, находится базилика святого апостола Павла, на том месте, где апостол Павел был казнен и похоронен.
На месте погребения апостола Павлa, в катакомбах при Аппиевой дороге, ученики апостола оставили памятный знак. Этот знак позволил в начале 4-го века императору Константину разыскать место погребения и возвести на этом месте церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, куда было перенесено тело апостола Павла.
В 386 году император Феодосий строит еще один храм, гораздо более внушительный.
В 9-м веке монастырь, как и вся округа, был ограблен арабами сарацинами.
К 19-му веку это был наиболее сохранившийся древний храм в Риме. Но 15 июля 1823 года во время сильного пожара храм выгорел.
Всем миром началось восстановление храма в честь апостола Павла. Малахит и лазурит для отделки алтаря прислал наш император Николай I. В 1855 году состоялось освящение базилики.
Под алтарем базилики обнаружены мощи апостола Павла. В 2006 году Ватиканские археологи обнаружили каменный саркофаг, после исследования которого удалось подтвердить принадлежность мощей Апостолу.

Иконография апостола Павла.


Атрибутами апостолов являются свитки, как образ христианского учения, у Павла – книга, у Петра - ключи. Изображения Петра и Павла существовали уже в первые века христианства. В ранний период развития существовало несколько типов иконографии: юные, безбородые и, с ярко выраженными портретными чертами, где апостол Павел – с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III – 1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; церковь Сан-Лоренцо в Милане, IV в.).
Как правило, цвета одеяний апостолов традиционны, например, синий хитон и охристый гиматий у апостола Петра, вишневый гиматий у апостола Павла.
С середины IV в. получает распространение композиция «Даяние Закона», символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа. В центре – стоящий на горе с 4 райскими реками, Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева – апостол Павел, справа – апостол Петр (мозаика церкви Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)).
Еще одна композиция: Иисус Христос на престоле передает свиток апостолу Павлу (саркофаг из церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.). Близким сюжетом является вручение ключей ап. Петру (наряду с «Traditio Legis» представлен в росписи церкви Санта-Констанца в Риме, сер. IV в.).

Еще один из образов - 12 Апостолов., среди которых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа, Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к апостолам из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях Успение Богоматери, Страшный Суд, Евхаристия. Традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ которых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида церкви святых Космы и Дамиана, 526–530 гг., триумфальная арка церкви Сан-Лоренцо фуори ле мура в Риме, IV в.).
С VIII–IX вв. появляются циклы деяний и страданий апостолов.
История апостола Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, ок. 1146–1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла – в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове, 40-е гг. XII в., цикл деяний апостолов находится в росписи церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия) 1348 г, "Апостолы Петр и Павел с житием", XVI в. (НГОМЗ).

На одной из самых древних сохранившихся русских икон, датируемой XI веком и происходящей из новгородского Софийского собора, апостолы Петр и Павел представлены слегка повернувшимися друг к другу, обращающими взор к образу Нерукотворного Спаса. Обычно Петра изображали слева, а Павла справа. Эта традиция сохранилась и тогда, когда образы обоих апостолов со временем вошли в состав деисусного ряда высокого иконостаса. Икону Петра помещали слева от центрального образа Христа следом за Богоматерью и Архангелом Михаилом, а Павла - справа, следом за Иоанном Предтечей и архангелом Гавриилом.
На иконах Петр обычно держит в руках свиток и ключи от рая, привратником которого он считается, а Павел - книгу. В конце XVIII века их стали писать на латинский манер с орудиями страстей в руках - с крестом и мечом.
Иногда в такие иконы вводили дополнительные сцены мученических казней обоих, как это сделал известный царский мастер Карп Золотарев на иконе 1694 года из иконостаса церкви Покрова в Филях.

Звенигородский чин.

Звенигородский чин – один из самых прекрасных иконных ансамблей древнерусской живописи. Чин состоит из трех поясных икон – Спас, Архангел Михаил и Апостол Павел. Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором которого был звенигородский князь. Живопись Звенигородского чина отличает особая чистота цвета, благородство тональных переходов, светоносность колорита. Свет излучают золотые фоны и нежная плавь светлых ликов, чистые оттенки охры, голубые, розовые, зеленые тона одежд. Иконы происходят из подмосковного Звенигорода, когда-то входили в семифигурный Деисус. Сохранившиеся три иконы были обнаружены реставратором Г.О.Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке во время обследования экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских древнего княжеского храма Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия Донского.
Иконография святого Павла имеет характерные особенности - это продолговатое лицо, высокий лоб и редкие волосы. По сохранившимся красным фрагментам можно предположить, что Апостол изображен с книгой в руках, символизирующей его письменные послания.
Самостоятельным сюжетом стало изображение Павла, пишущего послания, по иконографии оно сходно с изображением евангелистов. По преданию, первые иконы апостолов Петра и Павла написал евангелист Лука, иконы утрачены.

Богослужение.

Тропарь, глас 4-й.

Рима не оставль, к нам пришел еси честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне. Имже верою покланяющеся, молимся: твоими к Богу молитвами даруй нам велию милость.

Кондак апостола Петра. Глас 2

Верховнаго и перваго апостолов, истины Божественнаго ученика, Петра великаго восхвалим и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще.

Молитва первая.

О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего из вод волнующихся приятый и от конечнаго потопления свободивыйся! Не забуди и нас убогих (имена), в тине греховней погрязших и волнами житейскаго моря обуреваемых: подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления во страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, проливати слезы покаяния, да плачем горько о деяниих наших в веце сем. И аще твоя слезы, в покаяние излиянныя, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, со дерзновением апостольским, прощения во гресе ежечаснаго. Да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в оньже имать призвати нас века Господь, наш Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвержи вопля нашего и стенания к тебе, но заступи нас пред Христом, твоим Учителем, да непрестанно славим Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь .

Празднование памяти апостола Павла.

Апостол Павел много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Апостол Павел мученически скончался в Риме при императоре Нероне, как и апостол Петр. Поэтому память апостолов Павла и Петра празднуется в один день.
В православии и католичестве Пётр и Павел - два наиболее почитаемых апостола, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. Дни празднования: - 29 июня (12 июля ) - славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла; - 30 июня (13 июля ) - Собор славных и всехвальных 12 апостолов.

Послания Апостола Павла.


Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.

Список посланий апостола Павла и время их написания:

- Послание к Римлянам - около 58 года, в Коринфе;
- 1-е к Коринфянам - Перед пасхой 57г., в Эфесе;
- 2-е к Коринфянам - После Первого Послания Коринфянам, 57г., в Македонии;
- Послание к Галатам - 49-50гг., в Эфесе;
- Послание к Ефесянам - в 63г.
- Послание к Филиппийцам - в 61-62г.;
- Послание к Колоссянам ;
- 1-е к Фессалоникийцам - 51-52 г.;
- 2-е к Фессалоникийцам ;
- 1-е к Тимофею ;
- 2-е к Тимофею - около 67 г., в Риме;
- Послание к Титу ;
- Послание к Филимону - в 63г.;
- Послание к Евреям - в Риме.

Послание к Римлянам.

Первое Послание к Римлянам обращено к христианской общине столицы Империи.
Это Послание можно назвать сокращённым изложением учения апостола Павла.
В нем, Павел делится с римскими христианами своими планами о путешествии через Рим в Испанию.

Первое Послание к Коринфянам.

В Первом Послании Коринфянам, Павел пишет о своем намерении вторично отправиться в Коринф.Так же он упоминает о Тимофее, который должен предварить апостола.
Почитать и послушать послание можно

Второе Послание к Коринфянам.

Во Втором Послании Коринфянам, Павел упоминает об огорчении коринфян в ответ на его Первое послание.
Так же говорит о прощении покаявшегося и хвале за покаяние. Отмечает свою любовь к коринфянам. Дает поручение Титу и его спутникам, говорит о милосердии и помощи.
Титу и его спутникам, говорит о милосердии и помощи.
Почитать и послушать послание можно

Послание к Галатам.

В Послании к Галатам, Павел высказывается против иудеохристианств, которое призывало к точному соблюдению закона Моисея.
Обряд обрезания подвергается особой критике.
Павел говорит о спасении не «делами закона», а по благодати, «только верою» в Иисуса Христа.
Христиане из язычников и иудеев уравниваются перед Богом. В Послании присутствует ряд биографических моментов: фарисейское прошлое, обращение, знакомство с апостолом Петром, 1-е Апостольское Путешествие, спор с иудеохристианами и примкнувшим к ним Петром.
Так же, Павел утверждает любовь к ближнему и отделяет «дела плоти» от "плодов духа".
Почитать и послушать послание можно

Послание Эфесянам.

В Послании Эфесянам говорится, что Церковь, как Тело Христа, чиста и непорочна.
Так же, звучит тема преображения из «ветхого человека в «нового человека», и демонология «мироправителей и «поднебесных» духов злобы.
Здесь звучат призывы Павла о том, что христианам необходимо говорить правду, трудиться, не сквернословить и быть благодарными за все. Жены обязаны повиноваться мужьям, дети - родителям, а рабы - господам.
Почитать и послушать послание можно

Послание Филиппийцам.

Послание написано в Риме, во время первого заключения апостола, в 61 - 62 гг.
В Послании Филиппийцам Павел призывает к единодушию и единомыслию.
Еще раз ополчается на иудеохристиан, которые настаивали на необходимости обрезания.
Павел передает привет из "кесарева дома".
Послание записано со слов Павла, судя по приветствию «Павел и Тимофей», его любимым учеником - Тимофеем.
Почитать и послушать послание можно

Послание Колоссянам.

В Послании Колоссянам, звучит наставление общины колоссян, в вере в Иисуса Христа, и предостережение от проповедующих гностическую философию, уводящую от подлинного понимания миссии Иисуса.
В Послании находится максима, которая цитируется, как декларация "интернациональности" христианства: "...нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания (крайней плоти), ни варвара ни скифа, ни раба ни свободного человека, но всё и во всём Христос." Почитать и послушать послание можно

Первое послание к Фессалоникийцам.

1-е послание к Фессалоникийцам - предположительно написано в Коринфе, во время 2-го апостольского путешествия (51 - 52 гг.).
Сила и Тимофей являются соавторами письма.
Павел написал это Послание, после возвращения из Афин и после возвращения Тимофея из инспекторской поездки в Фессалоники, к местной христианской общине. Павел был доволен поездкой и не скупится на похвалы общине, состоявшей из бывших язычников. По словам Павла – это "образец" для всех верующих в Македонии и Ахайи, а её прихожане - сыны света.
В Послании Павел так же говорит о смерти и воскрешении Иисуса, и скором пришествии Господнем, воскрешении мертвых и всеобщем вознесении на облаках.
Почитать и послушать послание можно

Послание 2-е к Фессалоникийцам.

Второе послание к Фессалоникийцам написано апостолом Павлом, через несколько месяцев, после написания в Коринфе Первого послания к Фессалоникийцам.
В написании Послания принимали участие и ученики апостола: Павел, Силуан (Сила) и Тимофей
Основная тема Послания - "пришествие" Господа, которому будет предшествовать "отступление" и появление "человека греха" и "сына погибели". Это существо в Храме Божьем будет выдавать себя за Бога, однако и этому событию будет предшествовать изъятие «удерживающего». Когда же придет Иисус Христос, то он убьет "человека греха" "духом уст" своих.
Также в Послании содержится призыв к труду "кто не хочет трудиться, тот и не ешь".
Почитать и послушать послание можно

Послание 1-е к Тимофею.

– любимый ученик апостола, которому написано Павлом два послания.
Их называют пастырскими посланиями, потому что в них содержатся наставления, актуальные для всех пастырей Церкви.
В Послании говорится о том, что в середине 60-х годов, главная проблема Эфесской церкви – это нашествие многочисленных учителей, проповедников самых разнообразных ересей, в основном гностического характера.
Основные темы Послания - борьба со лжеучителями и увещевания о достойной христианской жизни.
Говорится и о том, что в Эфесской церкви уже чётко выделялись саны епископов и диаконов.
Почитать и послушать послание можно

Послание 2-е к Тимофею.

Второе послание к Тимофею написано в Риме, накануне казни Павла, около 67 года.
Апостол, предвидя свою кончину, обращается с наставлениями к Тимофею и другим ученикам.
Павел осуждает ересь Именея и Филита о том, что воскресение уже наступило. Также он осуждает Александра Медника. Говорит о своем мученичестве, учениках и последних наставлениях им. Он сетует о том, что "все меня оставили", кроме Евангелиста Луки.
Почитать и послушать послание можно

Послание к Титу.

Авторство Павла оспаривается некоторыми учёными. Среди возможных авторов называют Поликарпа.
Послание к , так же, как и Послания к , называют пастырскими посланиями, в которых описываются критерии для епископов и пресвитеров, а также наставления, актуальные для всех пастырей Церкви.
Послание преследует цель помочь в епископском служении и укрепить его в борьбе против лжеучителей.
Почитать и послушать послание можно

Послание Филимону.

В Послании звучит похвала Филимону за его веру и любовь. Апостол имеет право приказать, но вместо этого просит за Онисима.
Имя Онисим, которое означает "полезный", "пригодный", Павел использует в игре слов "он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его".
Почитать и послушать послание можно

Послание к Евреям.

В Послании, апостол Павел обращается к евреям, принявшим крещение, с целью утвердить их в вере.
Это Послание предполагает хорошее знание читателями Ветхого Завета, текстом которого пользуется Павел, цитируя Псалтырь: Пс. 109:1 - Евр. 1:13 , Пс. 8:6 - Евр. 2:7 , Пс. 109:4 - Евр. 7:17 .
В Послании содержатся предостережения против отступничества. Так же, раскрывается богословская концепция священства Иисуса Христа по чину Мелхиседека, его превосходства над священством по чину Аарона.
Павел утверждает, что мученическая смерть Христа на кресте, отменила необходимость ветхозаветных жертвоприношений.
Почитать и послушать послание можно

Апокрифические тексты.


Третье послание апостола Павла к Коринфянам.

Третье послание к коринфянам - апокрифическое послание, адресованное братьям, проживающим в общине греческого города Коринф. Автором, возможно, является Апостол Павел, однако подтверждений этому нет.

Послание к Лаодикийцам.

Послание к Лаодикийцам - гипотетический текст, о существовании которого известно из канонического послания к Колоссянам, написанного апостолом Павлом.
"Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы."(Кол. 4:16 )

Апокалипсис Павла.

Апокалипсис Павла - христианский новозаветный апокриф, написанный предположительно в IV веке.
Авторство приписывается апостолу Павлу.

Использованы материалы:
1.С веб сайтов:
- http://akafist.ru/saints/apostoly-petr-pavel/kanon-pavlu/
- http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/dimitr_rostov/ijun/
- http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/dimitr_rostov/ijun/txt78.html
- http://andrey-rublev.ru/shumkoff19.php
- http://palomnic.org/history/ort/sv/apostol/ikonogr/
- http://www.iconrussia.ru/painting/iconography/628/?SECTION_ID=628&PAGEN_1=2
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Апостол Павел
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Послания Павла
- http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39971.htm
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life6778.htm
- http://biblia.org.ua/apokrif/apocryph1/_default.htm
- http://www.patriarchia.ru/

Рекомендуем почитать

Наверх